Василий рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Лаврентьевская летопись упоминает о преподобном Чудотворце Рязанском, как об одном из четырех епископов 13 −14 века. В ней описывается построение правоверным князем Георгием Ярославовичем в Муроме Благовещенского храма и Борисоглебский церкви, которые были под духовным покровом епископа Василия, славящегося праведностью и благочестием.

Святитель Василий Рязанский — епископ Мурома и Рязани, живший в 13 веке, прославился благочестием и особой ревностью по Богу, через него были явлены чудеса и знамения иконы Богородицы «Муромская».

Биография: краткие сведения

Историки по крупицам собирали сведения о святителе, его дата рождения и сведения о юношеских годах так и остались покрытые тайной. Известно, что будущий епископ Муромский родился в середине 13 столетия, с младенчества проявлял особый интерес к Богопознанию, а в юношеские годы уже слыл духовно и нравственно устойчивым к грехам молодым христианином.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвыСвятой Василий Рязанский

Постриг в монахи жаждущий Бога юноша принял в Муроме, обладая особым даром смирения и кротости, вскоре стал святителем церкви Бориса и Глеба. Истинный пастырь Православной Церкви, епископ Василий все свое время отдавал для служения пастве. Для укрепления веры народа он старается помогать немощным и сокрушенных душой и телом людям.

Обладающий даром высокой добродетели, преподобный Василий был примером для многих, обладая удивительными качествами:

Испытание верой

Муромский народ не мог поверить в непорочную святость и чистоту святителя, видя, как из епископских покоев часто выходит босая девица. Это дьявол принял на себя облик девушки, чтобы обесчестить святого, а люди поверили в видимое ними самими. Жители города во главе с боярами пришли в дому священника и требовали от него дать ответ, обвинив в разгульной жизни и прелюбодеянии.

Еще недавно люди восхищались духовной чистотой священника, а здесь готовы были вершить самосуд, не боясь Бога. Не учитывая ни старости священника, ни его заслуг, оболганного, поруганного святителя решили изгнать из Мурома.

 Отец Василий не стал оправдываться, а со смирением попросил дать ему время до утра.

Помазанник Божий в течение всей ночи молился в Борисоглебской церкви, утром в Благовещенской церкви перед светлым образом Богородицы состоялась Божественная литургия.

Помолившись, преподобный Василий Чудотворец вверил себя в руки справедливого Бога, взял светлый лик Богоматери и отправился к реке Ока. На очах огромной толпы народа гонимый священник скинул мантию и накрыл нею речную гладь, встал на тонкий тканевый покров, держа икону Богородицы перед собой, и стал перемещаться против течения реки.

Интересно! Раскаявшиеся и пристыженные муромцы пали на колени перед явленным чудом, которым Сам Господь защитил честь Своего помазанника, и не успел народ глазом моргнуть, как святитель Василий был перенесен в Рязань.

Чудесное явление святого в Рязани

Предание гласит, что в тот день рязанцы присутствовали на вечернем богослужении, дьякон, вышедши посреди храма, неожиданно призвал всех на берег Оки встречать владыку.

 Удивленный народ появился около реки как раз в том момент, когда объявился архипастырь, стоящий на мантии, которая плыла сама по себе против течения.

 Радостные возгласы были слышны далеко по округе, князь Рязани с крестами вышел навстречу святителю.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвыИкона святого Василия Рязанского

Окормление паствы длилось недолго, в результате набегов татар Рязань с церквями была сожжена, святитель в 1288 году на своей мантии переплыл в Переяславль, остановившись в Борисоглебовском храме.

Храм святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба стал соборным при новой епископии, где отец Василий правил до 1295 года.

Славная кончина и причисление к святым

Исторически нет точной даты смерти святого. Одни источники говорят, что он почил 3 июля 1295 года, в других указывается, что произошло в 1292 году. Вначале могила святого находилась в самом храме, после перестройки церкви нетленные святые мощи оказались вне храмовых стен, но потомки не забыли чудес, связанных со святителем Василием Рязанским, и ухаживали за могилой.

О других православных святых:

В середине июня 1609 года по благословению архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита святые мощи вскрыли и перенесли в собор Успения, находящийся в кафедральном Переяславском Кремле. Нетленные мощи захоронили по левую сторону от иконостаса, в это же время появляется тропарь и кондак епископу Муромскому.

Православные верующие Рязани не переставали воздавать честь Чудотворцу Рязанскому, накрыв святые мощи каменной гробницей в 1636 году, поставив около нее икону Божьей Матери «Муромская» или «Моление свт. Василия»

  • Архиепископ Мисаил, правивший во второй половине 17 века, слыл поклонником и учеником первосвятителя из Рязани. Он повелел изготовить большую серебряную чашу, установив ее в Борисо-Глебском храме с надписью о том, что она изготовлен в честь страстотерпцев Бориса и Глеба, а также отца Василия, рязанского чудотворца.
  • В 1655 году появляется серебряный крест с изображение преподобного отца из Рязани, стоящего рядом с Иоанном Крестителем и св. Иоанной, Митрополитом Московским.
  • Митрополит Стефан Яворский в 1712 году благословил устройство каменной часовни над первоначальным местом захоронения чудотворца, помазанника Божьего
  • Петр Первый в 1722 году распорядился расследовать жизнь преподобного, после была составлена служба в честь Василия Рязанского.
  • Более чем через 100 лет после захоронения, в 1753 году гробницу переделывают, придают ей форму раки, которая украшена образом преподобного Василия Чудотворца, с 1783 года ее оберегает светлый образ преосвященного Симона.
  • Архиепископ Рязанский и Зарайский Феофилакт в 1810 году и Святейший Синод издают Указ о почитании преподобного Василия в Неделю всех святых.
  • Ктитор собора Бориса и Глеба Панов в 1834 году по Божьему благоволению данному священнику свыше, благословил воздвижение чугунного памятника над местом захоронения преподобного из Рязани.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвыПамятный крест в честь святого Василия в Рязанском кремле

В 1871 году 3 июля архиепископом Алексием над нетленными мощами впервые была отслужена Божественная литургия в день кончины святителя.

В 1881 году архиепископ Палладий подписал Указ Синода об утверждении дней почитания святого:

  • 3 июля — день кончины святителя Василия;
  • 10 июня — день перенесения святых мощей.

Прихожане, паломники каждую среду приходят на богослужения в Рязанский собор, чтобы во время пения акафиста святому принести перед ним свои просьбы и молитвы. Святые мощи святого Василия Рязанского поныне хранятся под спудом в Переяславском Кремле, в соборе Рождества Христова, около них находится список иконы святителя, невероятным образом найденный в 2002 году.

Важно! Память святому воздается святителю Рязанскому Чудотворцу в дни почитания Муромских чудотворцев, 12 апреля и 21 мая, 6 июля — день Собора Владимирских и Рязанских святых.

Неизвестно точное время канонизации святого Василия Рязанского, но точно известно, что он почитаем при прославлении Муромских святых, канонизированных Собором в 1547 года.

Дань памяти

Иконописец Александр Казанцев 1714 году написал икону «Константин, Михаил, и Федор в житии», на которой в центре располагаются преподобные Муромские, а периметру нарисовано 87 клейм, 14 из них посвящены жизни Василия Рязанского.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвыИкона Муромских святых с клеймами Василия Рязанского

Самостоятельные образа святого, как правило, изображают его в момент стояние на мантии, плывущей на воде, на них Василий стоит в полупоклоне, держа в одной руке Муромскую икону Богородицы, другой опираясь на посох. После позорного для муромцев инцидента этот образ известен под вторым названием «Моление святого Василия», запечатлевший отчаяние и надежду.

Еще иконы Богородицы:

  • «Волоколамская»
  • «Курская-Коренная»
  • «Лиддская»

На другом образе, который появился в первой половине 19 века, святой облачен в одежду святителя, за ним голубое небо, над ним Бог Отец, благословляющий преподобного на чудеса. Раскрытые руки Чудотворца показывают его открытость. В одной руке он держит Святое Письмо, другой благословляет. Глядя на эту икону, возникает желание склониться под эту руку за помазанием.

На иконе 18 века «Собор рязанских святых» при внимательном рассмотрении находим святителя Василия Рязанского, стоящего слева в третьем ряду.

Епископ Рязанский Никодим в 1909 году благословил повторное приобретение святых мощей, путем поднятия их из-под плит в честь 300-летия погребения святителя. Чудеса или знамения проявились с первых же минут начала работы. Небольшие с первого взгляда плиты не хотели сдвигаться, хотя не казались такими тяжелыми.

Интересно! Как только плиту сдвинули, из-под земли хлынула вода, затопив место погребения, затем из воды вырвался столб огня. Все присутствующие застыли в благоговейном страхе, работы приостановили, поняв, что Бог не благословляет повторное перенесение мощей.

Угодник Господний жил скромно, вел себя смиренно, и после смерти решил остаться скрытым от людских глаз.

Святитель Василий епископ Рязанский

Святитель Василий Рязанский Чудотворец

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Давным-давно, в 1284 году, епископом в Муроме был избран Василий, «муж праведен и благочестив». О происхождении святителя Василия Рязанского мы ничего не знаем. Но судя по тому, что монашеский постриг он принял в Муроме, можно предположить, что он являлся местным уроженцем.

Некоторое количество биографических фактов о Василии Рязанском содержится в «Повести о святителе Василии», созданной в XVI столетии известным писателем того времени Ермолаем Еразмом и включенной в «Житие князя Константина и чад его Михаила и Феодора». К слову, такое сопряжение двух источников не случайно.

Святителя Василия с князем Константином, жившим за полтора века до него и скончавшимся в 1129 году, сближает та особая роль, которую сыграла в их судьбах чудотворная Муромская икона Божией Матери, принесенная св. блгв. князем Константином (Ярославом Святославичем) из Киева.

Князя она спасла от, казалось бы, неминуемой смерти, когда муромские язычники явились к княжеским палатам и собирались убить его. О том же, что произошло со святителем Василием, мы расскажем ниже.

Чудеса святителя Василия Рязанского

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

«Повесть о святителе Василии» называет его «праведным и благочестивым», но далее сообщает, что муромляне усомнились в его благочестии, будучи обмануты диаволом. Неустанные пастырские труды святителя Василия были, по свидетельству «Повести», невыносимы для князя тьмы, и он стал смущать умы местных жителей, обернувшись женщиной, которая то и дело показывалась в архиерейских покоях.

Терпению их пришел конец, когда пришедшие вечером к святителю Василию люди увидели девицу, бегущую босиком вверх по лестнице в покои епископа.

На того посыпались упреки, самые отчаянные головы призывали к убийству архиерея, но отступили, услышав от него кроткую просьбу оставить его до трех часов утра. Всю ночь он молился.

Совершив в Борисо-Глебском соборе всенощное бдение, а наутро — Божественную литургию, отправился в Благовещенскую церковь и отпел молебен перед чудотворной Муромской иконой Божией Матери, после чего, взяв ее с собой, спустился к Оке.

Святителю Василию предложили лодку, но он снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, вступив на мантию с иконой Пресвятой Богородицы в руках, «несе бысть духом бурным противу быстрин речных», то есть поплыл против течения. Вразумленные этим чудом муромляне кричали архипастырю, чтобы он вернулся, однако тот был взят от них «в мгновение ока».

Читайте также:  Молитва ксении петербургской: как правильно просить о помощи, сильные тексты

Святитель оставил Муром в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня — к вечерне — был перенесен на расстояние более 200 верст от Мурома — в Рязань (в 60 км ниже по реке от современного города). Тут чудеса продолжились.

Как раз перед самым прибытием святителя рязанцы собрались в храм на богослужение, но вышедший диакон никак не мог провозгласить обычного «Благослови, Владыко».

Он молчал до тех пор, пока, вразумленный Господом, не воскликнул:

«Владыка грядет, сретайте его!» И «князь Рязанстий… срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият святаго праведнаго Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы».

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Смерть святителя Василия Рязанского и его нетленные мощи

В Рязани (старой), запустелой после татарского разорения, любимый народом архипастырь Василий Рязанский жил недолго. Отсюда он (на той же мантии и с той же Муромской иконой в руках) после очередного татарского разорения города в 1288 году уплыл в Переяславль Рязанский. Здесь в 1295 году он скончался и был погребен при Борисоглебской соборной церкви.

10 июня 1609 года святитель Феодорит Рязанский обрел нетленные мощи святителя Василия, Рязанского чудотворца, и перенес их в Успенский собор (имеется в виду, конечно же, старый Успенский собор, ныне Христорождественский).

На Руси в ту пору бушевала Смута, всюду бродили шайки поляков и «вольных казаков», под Москвой стоял лагерем самозванец Лжедмитрий II, и поэтому святые мощи положили под спудом, а над местом погребения поместили чудотворную Муромскую икону Божией Матери.

В описи 1638 года читаем:

«По стороне каменных дверей гробница каменная, а в ней почивает епископ Василий, над гробницею образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления епископа Василия Муромского и Рязанского».

Мощи святителя Василия Рязанского Чудотворца находятся на своем месте по сей день, а вот первообраз чудотворной иконы пропал.

Имелось несколько списков с него, и один из них в 2002 году чудесным образом отыскался. Теперь в теплое время года он находится в Успенском соборе, близ раки с частицей мощей свт.

Василия, а зимой его переносят в Христорождественский собор, к месту, где под спудом пребывают мощи святителя.

Выдающаяся личность России.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

О святом Василии, как о четвертом епископе Рязани, упоминается в Лаврентьевской летописи. К сожалению, о нем немного известно: первое описание жизни было составлено только в XVI веке иноком Ермолаем, известным публицистом.

Известно, что Василий Рязанский принял постриг в Муроме, там же через некоторое время был рукоположен в епископа. Согласно жизнеописанию, участие в этом принял князь Георгий Ярославович.

Через некоторое время жители обвинили епископа в постыдном и недостойном поведении: многие видели, как в его покои заходит босая и полуобнаженная девушка. Это был сам дьявол, решивший подорвать у людей веру в епископа. Ожесточенные люди потребовали казнить Василия, но тот попросил дать ему времени до 3 часов утра.

Василий Рязанский всю ночь провел в молитве, совершил всенощное бдение, отслужил литургию и молебен перед чудотворной иконой Богоматери. Затем в 9 часов утра он вышел к Оке и расстелил на воде мантию епископа.

Затем он встал на ткань, держа в руках икону Богоматери, и поплыл как на плоту до Старой Рязани – столицы одноименного княжества.

В Рязани он был уже в 3 часа дня, как раз к вечерне, хотя расстояние между городами составляет более 200 км.

Сохранилась легенда, что рязанский священник, служащий богослужение, никак не мог начать его. Он молчал, пока Господь не вразумил его. Священник предсказал, что скоро к ним придет праведный епископ Василий, которого они должны почитать.

  Кратко: правление князя Владимира (960-1015 гг.)

Кафедра также была перенесена в город, а когда тот был разрушен, перешла в Переяславль Рязанский (современная Рязань). Совершенное чудо часто изображали на иконах.

Святой был любим мирянами и почитался ими. Его днями памяти являются 23 июня и 16 июля.

Испытание верой

Муромский народ не мог поверить в непорочную святость и чистоту святителя, видя, как из епископских покоев часто выходит босая девица. Это дьявол принял на себя облик девушки, чтобы обесчестить святого, а люди поверили в видимое ними самими. Жители города во главе с боярами пришли в дому священника и требовали от него дать ответ, обвинив в разгульной жизни и прелюбодеянии.

Еще недавно люди восхищались духовной чистотой священника, а здесь готовы были вершить самосуд, не боясь Бога. Не учитывая ни старости священника, ни его заслуг, оболганного, поруганного святителя решили изгнать из Мурома.

Отец Василий не стал оправдываться, а со смирением попросил дать ему время до утра.

Помазанник Божий в течение всей ночи молился в Борисоглебской церкви, утром в Благовещенской церкви перед светлым образом Богородицы состоялась Божественная литургия.

Помолившись, преподобный Василий Чудотворец вверил себя в руки справедливого Бога, взял светлый лик Богоматери и отправился к реке Ока. На очах огромной толпы народа гонимый священник скинул мантию и накрыл нею речную гладь, встал на тонкий тканевый покров, держа икону Богородицы перед собой, и стал перемещаться против течения реки.

Интересно! Раскаявшиеся и пристыженные муромцы пали на колени перед явленным чудом, которым Сам Господь защитил честь Своего помазанника, и не успел народ глазом моргнуть, как святитель Василий был перенесен в Рязань.

Значение и почитание в православии

Василий Рязанский всю жизнь провел праведно и мирно, старался помогать людям и наставлять их на путь веры. Он часто беседовал с прихожанами и давал им советы в трудных жизненных ситуациях.

Благодаря доброте, кротости и смирению, он пользовался любовью людей и при жизни, и после смерти.

Не случайно спустя почти 3 века его мощи не захотели оставлять вне стен храма, боясь, что враги надругаются над ними.

Сегодня он является покровителем Рязани, к которому в молитвах нередко обращаются местные жители. Также его считают покровителем путешественников, особенно моряков и тех, кто передвигается по воде.

Но больше всего он известен благодаря испытанию верой. Оболганный, стоящий перед разгневанной толпой, он не стал слепо оправдываться и умолять о пощаде. Веря в справедливость Господа и его заступничество, Василий смело ступил на мантию епископа и поплыл, доказывая совершенным чудом свою невиновность.

Местоположение мощей святого Василия Рязанского

После смерти святого его похоронили в рязанском Борисоглебском соборе. Первое время его останки находились внутри храма, но, из-за перестройки, оказались вне его стен. Местные жители не забывали о святом и ухаживали за его иконой. В начале XVII века, в разгар смутного времени, боясь разорения святыни, архиепископ Феодорит приложил немало сил, чтобы защитить ее.

Обретение нетленных мощей произошло 20 июня 1609 года. Их перенесли в Успенский (Христорождественский) собор и положили в левом клиросе под спудом. В это же время были написаны кондак и тропарь. В советское время верующие спасли их от разорения, а в начале 90-х годов вернули в храм.

А вот чудотворная икона, которую принес с собой епископ, пропала. От нее остались только несколько копий, которые до недавнего времени тоже считались утерянными. В 2002 году чудесным образом отыскалась одна, которая летом находится в Успенском соборе, а зимой – в Христорождественском.

Житие святителя Василия, епископа Рязанского (1295)

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, — от кого и где родился, — никаких свидетельств не сохранилось.

Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св.

Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св.

страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

  А.Н.

Муравьёв Житие преподобного Нила Сорского

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, — примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Читайте также:  Православный крест: виды и отличие от католического, значение, как выбрать и носить

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго — диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия.

Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях.

Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол.

Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми».

Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома.

Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам.

Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром — Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром.

Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери — кормилом.

Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом.

Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома.

Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия.

Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала.

Народ смотрел на это с изумлением.

Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости.

Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения — это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт.

Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского — одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим — дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле.

Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года.

По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.

На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым — «по тайной внушению ему свыше» — воздвигнут чугунный памятник.

О чем просят у святителя

К рязанскому святому обращаются в разных сложных ситуациях. Он известен, как покровитель обиженных и угнетенных, мудрый советчик и защитник обездоленных.

В молитвах к нему обращаются со следующими проблемами:

  1. О наставлении на путь истинный тех, кто заблудился и не может найти путь веры.
  2. Об успокоении и умиротворении, об укреплении веры и душевном покое.
  3. О стойкости в преодолении жизненных невзгод.
  4. Об избавлении от дурных мыслей и стресса.
  5. О получении поддержки в непростой ситуации, о помощи в принятии сложного решения.
  6. О мудрости и терпении, которые пригодятся в борьбе со злом и несправедливостью.

Также к святому часто обращаются за защитой путники, особенно те, кто путешествует по воде.

Святитель Василий Рязанский и Муромский

Свя­ти­тель Ва­си­лий I, Ря­зан­ский чу­до­тво­рец, упо­мя­нут в Лав­рен­тьев­ской ле­то­пи­си и в древ­нем спис­ке ря­зан­ских вла­дык чис­лит­ся чет­вер­тым. (Ва­си­лий II, † 1360, хи­ро­то­ни­сан в сан епи­ско­па в 1356 го­ду свя­ти­те­лем Алек­си­ем, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, † 1378).

Древ­нее пре­да­ние свя­зы­ва­ет со свя­тым епи­ско­пом Ва­си­ли­ем пе­ре­не­се­ние в Ря­зань чу­до­твор­но­го об­ра­за Му­ром­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (све­де­ния 12 ап­ре­ля). Свя­ти­тель Ва­си­лий был сна­ча­ла епи­ско­пом Му­ром­ским.

По на­ве­там ду­ха зло­бы го­ро­жане вос­ста­ли про­тив него, неспра­вед­ли­во об­ви­нив в по­ступ­ках, непо­до­ба­ю­щих ар­хи­пас­ты­рю. То­гда свя­ти­тель по­сле про­дол­жи­тель­ной мо­лит­вы вы­шел к ре­ке Оке, рас­про­стер на во­де свою епи­скоп­скую ман­тию и стал на нее, дер­жа в ру­ках об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Му­ром­ской.

Силь­ным вет­ром его по­нес­ло про­тив те­че­ния, и через несколь­ко ча­сов он до­плыл до Ря­за­ни, где был при­нят с по­че­том ря­зан­ским кня­зем и на­ро­дом.

Еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Ва­си­лия счи­та­ли му­жем пра­вед­ным и бла­го­че­сти­вым.

За­дол­го до то­го, как в на­ча­ле ХVII ве­ка бы­ли от­кры­ты его мо­щи, ря­зан­цы чти­ли его па­мять и на­зы­ва­ли «прис­ным сво­им за­ступ­ни­ком, в скор­бех и на­па­стех по­мощ­ни­ком».

Ча­ще все­го об­ра­ща­ют­ся к нему от­прав­ля­ю­щи­е­ся в путь, осо­бен­но по во­дам, ве­руя, что он спа­са­ет в пу­ти: на су­ше – от на­па­сти, на во­дах – от по­топ­ле­ния.

Око­ло 1540 го­да бы­ла на­пи­са­на ино­ком Ераз­мом-Ер­мо­ла­ем «По­весть о Ва­си­лии, епи­ско­пе Ря­зан­ском и Му­ром­ском».

Об­ре­те­ние и пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, бы­ло со­вер­ше­но Ря­зан­ским ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ри­том (1605–1617).

В Смут­ное вре­мя Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло про­сла­вить свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 10 июня 1609 го­да со­сто­я­лось от­кры­тие его свя­тых мо­щей и пе­ре­не­се­ние их в Успен­ский (впо­след­ствии Рож­де­ствен­ский) со­бор в Крем­ле Пе­ре­я­с­ла­ва Ря­зан­ско­го, ко­то­рый со вре­ме­ни епи­ско­па Ря­зан­ско­го Ио­ны II (1522–1547) был ка­фед­раль­ным.

Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом на ле­вом кли­ро­се, под­ле ико­но­ста­са. То­гда же бы­ли со­став­ле­ны тро­парь и кондак свя­ти­те­лю. С это­го вре­ме­ни имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия «по­ми­на­ет­ся во всех церк­вах Ря­зан­ской епар­хии». К нему при­бе­га­ют как к «прис­но­му за­ступ­ни­ку сво­е­му, в скор­би и на­па­сти по­мощ­ни­ку».

При ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее (1638–1651), в 1638 го­ду над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла устро­е­на ка­мен­ная гроб­ни­ца, а над ней по­ме­щен му­ром­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – «Мо­ле­ние Ва­си­лия». Из­вест­но, что в это вре­мя в ря­зан­ских хра­мах со­вер­ша­лись мо­леб­ны свя­ти­те­лю Ва­си­лию.

10 июня 1645 го­да при ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее впер­вые тор­же­ствен­но празд­но­ва­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля. Осо­бен­но усерд­ным по­чи­та­те­лем ря­зан­ско­го рер­во­свя­ти­те­ля счи­та­ет­ся ар­хи­епи­скоп Ми­са­ил (1651–1655).

По его по­ве­ле­нию в 1653 го­ду бы­ла сде­ла­на над­пись на боль­шой се­реб­ря­ной во­до­свят­ной ча­ше: «Сия ча­ша в Пе­ре­я­с­лав Ря­зан­ский, в со­бор­ную цер­ковь Успе­ния и свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, и иже во свя­тых от­ца на­ше­го Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, чу­до­твор­ца».

В 1655 го­ду свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на се­реб­ря­ном кре­сте вме­сте со свя­тым Иоан­ном Пред­те­чей и свя­ти­те­лем Ионой, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским.

В 1712 го­ду при мит­ро­по­ли­те Сте­фане Явор­ском над ме­стом пер­во­на­чаль­но­го по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля Ва­си­лия, у Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви, бы­ла устро­е­на ка­мен­ная ча­сов­ня усер­ди­ем подъ­яче­го Ни­ки­ты Ал­ту­хо­ва.

В 1722–1723 го­дах при им­пе­ра­то­ре Пет­ре I со­сто­я­лось фор­маль­ное рас­сле­до­ва­ние о свя­ти­те­ле, по­сле ко­то­ро­го свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на иконе вме­сте с дру­ги­ми рус­ски­ми свя­ты­ми.

Читайте также:  Молитва святому Шарбелю: можно ли обращаться христианам и о чем просят

Мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ди­мит­рий (Се­че­нов) в быт­ность епи­ско­пом Ря­зан­ским (1752–1757) со­ста­вил служ­бу свя­ти­те­лю Ва­си­лию, «взяв­ши во вни­ма­ние преж­де на­пи­сан­ные тро­парь, кондак и ка­нон». При нем же над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла сде­ла­на но­вая гроб­ни­ца на­по­до­бие ра­ки с ико­ной свя­ти­те­ля.

В 1782 го­ду ра­ка над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла ве­ли­ко­леп­но укра­ше­на ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским и За­рай­ским Си­мо­ном (Ла­го­вым) (1778–1804). В 1810 го­ду при ар­хи­епи­ско­пе Ря­зан­ском и За­рай­ском Фе­о­фи­лак­те (Ру­са­но­ве) по­сле­до­вал Указ Свя­тей­ше­го Си­но­да о празд­но­ва­нии свя­ти­те­лю Ва­си­лию в Неде­лю Всех свя­тых.

4 ок­тяб­ря 1836 го­да был тор­же­ствен­но от­крыт но­вый па­мят­ник на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, воз­двиг­ну­тый усер­ди­ем кти­то­ра Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви Си­мео­на Па­но­ва. В 1871 го­ду ар­хи­епи­скоп Алек­сий (Ржа­ни­цын, 1867–1876) пер­вый раз от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия, 3 июля. При ар­хи­епи­ско­пе Пал­ла­дии (Ра­е­ве, 1876–1882) Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да 1881 го­да утвер­жде­ны дни празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 3 июля – в день бла­жен­ной кон­чи­ны и 10 июня – в день пе­ре­не­се­ния его свя­тых мо­щей. В на­сто­я­щее вре­мя свя­ти­тель Ва­си­лий осо­бен­но по­чи­та­ет­ся на Ря­зан­ской зем­ле. В каж­дом хра­ме Ря­зан­ской епар­хии име­ет­ся его ико­на, а в боль­шин­стве хра­мов, кро­ме то­го, – на­стен­ное изо­бра­же­ние свя­ти­те­ля, плы­ву­ще­го по во­де на ман­тии с Му­ром­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри в ру­ках. В ка­фед­раль­ном со­бо­ре каж­дую сре­ду ве­че­ром ему со­вер­ша­ет­ся ака­фист­ное пе­ние.

Полное житие святителя Василия, епископа Рязанского

Угод­ник Бо­жий, свя­ти­тель Ва­си­лий, епи­скоп Ря­зан­ский жил во вто­рой по­ло­вине три­на­дца­то­го ве­ка. О про­ис­хож­де­нии его, – от ко­го и где ро­дил­ся, – ни­ка­ких сви­де­тельств не со­хра­ни­лось.

Но со­хра­ни­лись в пес­но­пе­ни­ях цер­ков­ных ука­за­ния на то, что свя­ти­тель Ва­си­лий с мла­ден­че­ских лет был освя­щен­ным ра­бом Гос­под­ним, что с юно­ше­ско­го воз­рас­та он усо­вер­шен­ство­вал се­бя и нрав­ствен­но и ду­хов­но, по­беж­дая стра­хом Бо­жи­им в се­бе гре­хов­ное и на­саж­дая в ду­ше и серд­це сво­ем все свя­тое.

Пер­вые по­дви­ги бла­го­че­стия сво­е­го на­чал он в Му­ро­ме. Там он при­нял на се­бя свя­той об­раз мо­на­ше­ский, и, ко­гда Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло по­ста­вить его свя­ти­те­лем паст­вы Му­ро­мо-Ря­зан­ской, он си­ял уже ве­ли­ки­ми по­дви­гам воз­дер­жа­ния, кро­то­сти и сми­ре­ния. Об из­бра­нии св.

Ва­си­лия в сан епи­ско­па в жи­тии его го­во­рит­ся так: «По за­пу­сте­нии гра­да Му­ро­ма от невер­ных лю­дей при­был из Ки­е­ва в Му­ром бла­го­вер­ный князь Ге­ор­гий Яро­сла­вич. Сей князь об­но­вил та­мош­нюю цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния и вто­рой храм св.

стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба и по­ста­вил в церк­ви их, по-преж­не­му, епи­ско­па, име­нем Ва­си­лия, му­жа пра­вед­на и бла­го­че­сти­ва».

При­няв на се­бя вы­со­кий сан ар­хи­ерей­ства, свя­ти­тель Ва­си­лий со всей рев­но­стью ис­тин­но­го пас­ты­ря Церк­ви Хри­сто­вой на­чал тру­дить­ся в устро­е­нии сво­ей паст­вы: рас­се­ян­ных вар­вар­ским на­ше­стви­ем со­би­рал во еди­но ста­до, из­не­мо­га­ю­щих укреп­лял ве­рой, со­кру­шен­ных уте­шал твер­дой на­деж­дой на ми­лость Бо­жию, за­блуд­ших воз­вра­щал на путь пра­вый. В та­ких вы­со­ких по­дви­гах доб­ро­де­те­ли свя­ти­тель Ва­си­лий по­ка­зал се­бя пас­ты­рем доб­рым, муд­рым и неусып­ным, ми­ло­сти­вым и люб­ве­обиль­ным, незло­би­вым и сми­рен­ным, непо­ко­ле­би­мым стол­пом чи­сто­ты и це­ло­муд­рия, – при­ме­ром сво­е­му ста­ду в мо­лит­вах, и по­ще­ни­ях, и в по­дви­гах свя­то­оте­че­ских.

Та­кие вы­со­кие по­дви­ги и доб­ро­де­те­ли свя­ти­те­ля невы­но­си­мы ста­ли вра­гу все­го доб­ро­го – диа­во­лу. Он упо­треб­ля­ет все свои са­та­нин­ские хит­ро­сти, чтобы воз­бу­дить в лег­ко­мыс­лен­ном му­ром­ском на­ро­де по­до­зре­ние в чи­сто­те и це­ло­муд­рии жиз­ни свя­ти­те­ля Бо­жия.

Он при­ни­ма­ет на се­бя вид блуд­ной де­ви­цы, ча­сто вхо­дит и вы­хо­дит из жи­ли­ща свя­ти­тель­ско­го, по­ка­зы­ва­ет­ся на­ро­ду из свя­ти­тель­ско­го ок­на и, по-ви­ди­мо­му, успе­ва­ет в сво­их коз­нях. Од­на­жды бо­яре и на­род со­бра­лись к свя­ти­те­лю Ва­си­лию в ве­чер­нюю по­ру и ви­дят де­ви­цу, бе­гу­щую вверх по сту­пе­ням к свя­ти­те­лю, в ру­ках у нее са­по­ги.

Так сде­лал диа­вол. На­род, уви­дев это, возо­пил: «О, епи­ско­пе, недо­стой­но те­бе име­ти дев в хра­мине сво­ей на ло­же». На­прас­но свя­ти­тель Ва­си­лий уве­рял на­род: «Непо­ви­нен я де­лу се­му блуд­но­му, еже вы ре­че­те ми».

На­род в са­мо­заб­ве­нии при­сту­пил к са­мо­су­ду над угод­ни­ком Бо­жи­им: не убо­ял­ся свя­ти­тель­ства его, не усты­дил­ся бла­го­ле­пия чест­ных се­дин его, обо­лгал, по­ру­гал­ся над ним и по­ло­жил из­гнать свя­ти­те­ля из Му­ро­ма.

На­шлись да­же и та­кие, ко­то­рые в неистов­стве сво­ем кри­ча­ли: «За сие де­ло убьем его!» То­гда свя­ти­тель Ва­си­лий на­чал про­сить: «От­цы и бра­тия! Дай­те мне немно­го вре­ме­ни, до тре­тье­го ча­са дня». На­род, по­ра­жен­ный кро­то­стью свя­ти­те­ля, со­гла­сил­ся и разо­шел­ся по до­мам.

Невин­ный пра­вед­ник всю ночь мо­лил­ся со сле­за­ми в со­бор­ном хра­ме Бо­ри­са и Гле­ба; со­вер­шил все­нощ­ную и утром – ли­тур­гию. За­тем от­пел мо­ле­бен пред чти­мой им ико­ной Бо­го­ма­те­ри в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния, взял эту ико­ну с со­бой и, пре­дав се­бя во­ле Бо­жи­ей, с на­деж­дой на Бо­жию Ма­терь, по­шел к ре­ке Оке, чтобы на­все­гда оста­вить Му­ром.

На­род при­го­то­вил ему лод­ку. Но свя­ти­тель Ва­си­лий снял с се­бя ман­тию, разо­стлал ее по во­де, взо­шел на нее с об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри и, чу­дес­но несо­мый си­лой Бо­жи­ей, как бур­ным вет­ром, быст­ро по­плыл по ре­ке про­тив те­че­ния ее во­ды. Ман­тия сде­ла­лась для него лег­ким ко­раб­лем, Про­мыш­ле­ние Бо­жие и за­ступ­ле­ние Бо­го­ма­те­ри – кор­ми­лом.

По­ра­жен­ные чу­дом, му­ром­цы, все, от ста­ра до ма­ла, возо­пи­ли со сле­за­ми: «О свя­тый Вла­ды­ко Ва­си­лий! Про­сти нас, греш­ных ра­бов сво­их; со­гре­ши­хом пред то­бою, от­че, свя­тый Вла­ды­ко, не за­бу­ди нас, ра­бов тво­их». Но свя­ти­тель Ва­си­лий был взят от глаз му­ром­цев «в мгно­ве­ние ока». Так оправ­дал Бог невин­ность пра­вед­ни­ка Сво­е­го пред на­ро­дом. Так по­сра­мил Он коз­ни диа­во­ла, ис­кав­ше­го по­ги­бе­ли на­ро­да.

По­сле обед­ни, в 3-м ча­су дня, свя­ти­тель Ва­си­лий оста­вил Му­ром, а в 9-м ча­су то­го же дня (к ве­черне) при­не­сен был в Ря­зань (ста­рую), рас­сто­я­ни­ем бо­лее двух­сот по­прищ от Му­ро­ма. Див­ный Про­мысл Бо­жий чу­дес­ным об­ра­зом из­ве­стил жи­те­лей Ря­за­ни о при­бли­же­нии к их го­ро­ду свя­ти­те­ля Ва­си­лия.

Пре­да­ние го­во­рит, что жи­те­ли Ря­за­ни пред са­мым при­бы­ти­ем свя­ти­те­ля со­бра­лись в храм к ве­чер­не­му бо­го­слу­же­нию, но диа­кон в об­ла­че­нии, вы­шед­ший на­чи­нать служ­бу, при всех уси­ли­ях не мог про­из­не­сти обыч­но­го на­ча­ла. На­род смот­рел на это с изум­ле­ни­ем.

На­ко­нец диа­кон, как бы раз­ре­шен­ный от уз, свя­зы­вав­ших его уста, неволь­но про­воз­гла­сил: «Не мо­гу на­чи­нать, Вла­ды­ко при­был, Вла­ды­ку встре­чай­те!» И весь со­бор пас­ты­рей со свя­ты­ми кре­ста­ми, князь с бо­яра­ми и на­ро­дом по­спе­ши­ли вый­ти на бе­рег Оки в сре­те­ние бо­го­яв­лен­но­му свя­ти­те­лю и, ви­дя его плы­ву­щим на ман­тии с Пре­чи­стым Об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри, с ве­ли­кой ра­до­стью при­ня­ли к се­бе.

Но недол­го про­дол­жа­лась ра­дость свя­ти­те­ля Ва­си­лия и его паст­вы. То бы­ло вре­мя скор­бей, а не ра­до­сти.

Во вре­мя од­но­го опу­сто­ши­тель­но­го на­бе­га вар­ва­ров Ря­зань со все­ми хра­ма­ми бы­ла раз­ру­ше­на, а свя­ти­те­лю Ва­си­лию Про­мысл Бо­жий на­зна­чил дру­гое ме­сто при­ста­ни­ща и упо­ко­е­ния – это ны­неш­няя Ря­зань. Пре­да­ние го­во­рит, что свт.

Ва­си­лий и сю­да при­плыл по Оке и Тру­бе­жу на сво­ей чу­до­дей­ствен­ной ман­тии с тем же Му­ром­ским об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри к церкве Бо­ри­са и Гле­ба. Здесь ос­но­вал но­вую епи­ско­пию, и цер­ковь Бо­ри­са и Гле­ба с то­го вре­ме­ни ста­ла со­бо­ром.

Пас­тыр­ское слу­же­ние свя­ти­те­ля Ва­си­лия про­дол­жа­лось толь­ко де­сять лет.

Пе­ре­не­сен­ные им огор­че­ния, тру­ды и за­бо­ты, скор­би и пе­ча­ли при ви­де страж­ду­щей под игом та­тар паст­вы со­кра­ти­ли мно­го­труд­ную жизнь свя­ти­те­ля, и 3 июля (ст.

стиль) 1295 го­да свя­ти­тель Ва­си­лий пе­ре­се­лил­ся в веч­ные оби­те­ли. Свя­тое те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Бо­ри­со-Глеб­ском со­бо­ре.

Не без бла­гих це­лей Про­мыс­ла Бо­жия со­вер­ша­лось пе­ре­се­ле­ние свя­ти­те­ля Ва­си­лия из од­но­го ме­ста в дру­гое. Му­ром­цев оно вра­зу­ми­ло, от­крыв им коз­ни диа­во­ла, а жи­те­лей Ря­за­ни и Пе­ре­я­с­лав­ля Ря­зан­ско­го – од­них уте­ши­ло и под­кре­пи­ло в са­мое скорб­ное для них вре­мя, дру­гим – да­ло при­мер ве­ры и тер­пе­ния.

Для под­креп­ле­ния же и уте­ше­ния ве­ру­ю­щих в страш­ное вре­мя для на­ше­го Оте­че­ства, вре­мя са­мо­зван­цев и поль­ско­го на­ше­ствия, Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го нетле­ни­ем мо­щей его, бо­лее трех­сот лет по­чи­вав­ших в зем­ле.

Свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли от­кры­ты ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским Фе­о­до­ри­том и с по­до­ба­ю­щей че­стью пе­ре­не­се­ны в Успен­ский (ныне Хри­сто­рож­де­ствен­ский) со­бор. Это про­изо­шло 10 июня 1609 го­да.

По при­чине Смут­но­го вре­ме­ни они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом, на ле­вом кли­ро­се.

В 1636 го­ду над мо­ща­ми свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на ка­мен­ная гроб­ни­ца, и над нею по­став­ле­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мо­ле­ние Ва­си­лия». В 1753 го­ду эта гроб­ни­ца бы­ла пе­ре­де­ла­на на­по­до­бие ра­ки с об­ра­зом свт. Ва­си­лия, а в 1783 го­ду укра­ше­на прео­свя­щен­ным Си­мо­ном.

На ме­сте об­ре­те­ния св. мо­щей свт. Ва­си­лия, у Бо­ри­со-Глеб­ско­го со­бо­ра, в 1712 го­ду вме­сто древ­ней по­лот­ня­ной па­лат­ки бы­ла устро­е­на ка­мен­ная, а в 1834 го­ду кти­то­ром Бо­ри­со-Глеб­ско­го со­бо­ра Се­ме­ном Па­но­вым – «по тай­но­му вну­ше­нию ему свы­ше» – воз­двиг­нут чу­гун­ный па­мят­ник.

Па­мять его празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 10 июня и 3 июля (день кон­чи­ны – 1295 г.). 10 июня 1609 го­да в Ря­за­ни бы­ли об­ре­те­ны и пе­ре­не­се­ны в ка­фед­раль­ный Успен­ский со­бор свя­тые мо­щи епи­ско­па Ва­си­лия.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector