Василий кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Однажды, когда Вениамина принесли крестить, то к его родителям подошла старушка. Она, взглянув на мальчика, сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло.

Василий Кинешемский — это епископ Русской Православной церкви. В 2000  году он был причислен к лику святых в чине святителя. Кем же он был, и почему прославился?

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВасилий Кинешемский родом из города Кинешме. alexandr-hram.ru

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии. Он родился в семье священника. Его мать и отец были хорошими и благочестивыми людьми, именно им он обязан своим христианским воспитанием.

Чистый ум, сердце, а также молитва — это был смысл и цель земной жизни его родителей. Уже с детства родители хотели оградить своих детей от влияния мира. Пытались они это сделать, потому что знали, что вырваться из терний грехов и страстей уж очень тяжело, особенно когда корни уже слишком глубоко вросли.

На протяжении всей жизни мальчика его строение жизни было подобно монашескому. Тогда для ребенка было большой отрадой посетить нищих и странников.

Мальчика в миру звали Вениамином. Однажды, когда его принесли крестить, то к ним подошла старушка, после чего взглянув на мальчика, она сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло. После того, как Вениамин окончил гимназию, он поступил в Киевскую духовную академию. В 1901 году он закончил ее со степенью кандидата богословия.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВ миру Василия Кинешемского звали просто Вениамином. true-orthodox.narod.ru

После этого он был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В это время он очень интересуется христианским подвигом, поэтому пишет диссертацию, после которой он получает степень магистра богословия.

В Воронеже Вениамин находится до 1910 года. Уже тогда он знал древние европейские языки, поэтому для того, чтобы более углубленно их изучить, он уезжает в Англию. С 1910 по 1911 год, он проживает в Лондоне. После того, как он вернулся в Россию, он становится преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии.

Затем в 1914 году Вениамин решает приехать в Москву, и там устроится преподавателем латинского языка. Преподавательская деятельность настолько увлекла Вениамина, что он решил окончить педагогический институт. Но Господь распорядился немного иначе.

Вениамин дает обет Богу стать монахом и служить Ему до конца своих дней

Однажды Вениамин приехал к своим родственникам в гости. В тот день, он решил вместе с друзьями покататься на лодке по Волге. Но когда  они были далеко от берега, лодка случайно перевернулась.

Вениамин же стал молиться и просить Господа о том, чтобы он сохранил ему жизнь. В просьбу на это он обещал посвятить себя служению Русской Православной церкви.

В тот же самый момент он увидел толстую длинную доску и ухватился за нее.

Вениамин дает обет Богу на свое спасение от смерти

Вскоре после этого случая Вениамин решает переехать на свою родину. В 1917 году он поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь. В то время тогда там служил его отец. Так как Вениамин дал обет Богу, он стал ходить и проповедовать в других храмах и его окрестностях. После этого он решает приступить к созданию православных кружков, где уже более подробно начинает изучать Священные Писания.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВ 1917 году Василий становится псаломщиком в храме своего отца. pravmir.ru

В 1920 году Вениамина рукоположили в священники. Рукоположение совершил митрополит Серафим. Спустя некоторое время умирает его отец. И он принимает решение постричься в монахи с именем Василий, в честь Василия Великого. В 1921 году он был хиротонисан во епископа. Это еще больше усиливает его подвижнические труды.

Он отказался от своей собственности и поселился на окраине города в небольшой баньке. Банькой этой владела вдова Анна Александровна Родина. Никакой обстановки в этом месте владыка Василий не имел. Спал он на полу. Свой подвиг он тайно скрывал от посторонних людей.

Епископ Василий помимо церковных служб, часто проповедовал

Также епископ Василий, помимо церковных служб, и проповедовал. Он приходил к тем людям, кто сильно нуждался в его помощи со словом утешения. Он посещал монастыри, основанные им кружки.

В дни больших праздников, он служил в соборе, а в четверг он служил в Вознесенской церкви. Множество народу приходило на эти службы.

Многие люди приходили и отстаивали службу до поздней ночи, а на утро шли на работу, именно настолько была велика благодать его церковной молитвы.

  Очень часто его миссионерская деятельность вызывала у советской власти большое беспокойство. Но повода для его ареста не было.

Иногда в храм владыки стали приходить люди, которые задавали ему искусители вопросы, чтобы привести в замешательство, но владыка предвидел, что люди такие будут. Он заранее давал ответы на многие вопросы. После этого такие люди покидали храм, ничего не спросив.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыНа проповеди владыки Василия собиралось огромное количество народу, настолько сильна была его молитва. 3.bp.blogspot.com

Владыка Василий оберегал свою паству от всякого заблуждения и всякого зла. Если же он узнавал, что один из его духовных детей, получал какие-либо плохие мысли, то он спешил посетить этого человека.

В 1922 году началось обновленчество. Обновленцы захватывали храмы, стали сгонять православных священников. Советская власть стала предавать людей на заключение и смерть. После получения звания епископа, Василий познакомиться со своим будущим келейником Александром Павловичем Чумаковым. Именно с ним он разделил трудности изгнания и тюрьмы.

В 1923 году василия арестовали, и отправили в ссылку на 2 года

10 мая 1923 года его арестовали, а затем сослали в Зырянский край на 2 года. После этого туда приехал и его келейник. Когда ссылка закончилась, Василий решил вернуться в свой родной город. Когда он возвращался, он оповестил своих духовных детей о том, что он возвращается обратно, тогда же они стали собираться и приходить к нему в Вознесенский храм.

До самой поздней ночи епископ Василий исповедовал. У многих людей были вопросы, на которые он отвечал. В 1926 году советская власть была обеспокоена тем, что храм снова стал укрепляться, и тогда епископа Василия попросили покинуть город. Тогда же его келейник предложил ему уехать в деревню, чтобы там пережить это тяжелое время. Он согласился.

Буквально за 2 недели его келейник поставил небольшую дом, а в доме установил престол. Они стали совершать в нем ежедневные богослужения.

Никто из посторонних не присутствовал на службах, потому что рядом был православный храм, где служил другой священник. Таким образом, епископ прожил полгода. Затем они отправились в Нижний Новгород.

Он, митрополит Сергий и епископ Александр участвовали в хиротонии митрополита Николая. Когда же ему предложили место на Вязниковской кафедре, Василий согласился.

На Вязниковской кафедре епископ Василий продолжил свое дело — собирал православные кружки.

Вскоре митрополит Сергий был арестован, Василия назначили на Ивановскую кафедру. Но он не успел в ней послужить, так как власти вернули Василия обратно, в свой родной город. Там он прослужил несколько лет, и снова потребовали его уезда. В 1927 году владыка приехал в Кострому, где прожил 1 год.

В 1928 году Василий решил поехать в Ярославль, для переговоров с митрополитом Агафангелом. Где он решил предложить ему остаться в Ярославле деканом. Василий решил принять это предложение. Но примерно в том же году, он вернулся в Кинешму и через месяц был арестован. Когда он находился в Ивановской тюрьме, он был приговорен к 3 годам ссылки.

Тюремным этапом он был отправлен в небольшую деревушку. Здесь он поставил небольшую дом, в котором ежедневно совершал богослужения. Его келейник подрабатывал тем, что ловил рыбу. Работа в лесу была очень тяжелой. Разговаривали они друг с другом другу очень редко.

Так прошло 3 года, и когда кончался 4 год, владыка Василий понял, что он останется здесь навсегда. Когда он стал просить у местных властей разрешения остаться, то власти его все равно гнали. Василий понимал, что нигде нет ему места. В 1932 году он приезжает в Орел.

В 1933 году василий был приговорен к пяти годам заключения в трудовой лагерь

В 1933 году Василий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним были приговорены и другие священники.

В 1938 году его освободили из Рыбинского лагеря. Он поселился в самом Рыбинске у одной хозяйки, которая предоставила ему отдельную комнату. В последние годы, он очень часто был арестован, и заключен в тюрьмы и лагеря.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыПоследние годы своей жизни Василий проживал в Рыбинске у одной хозяйки, которая дала ему свою отдельную комнату. svtvasilkineshemskiy.narod.ru

В конце его жизни, он был отправлен в глухое сибирское село. Все эти подвижнические труды и заключения сильно подорвали его здоровье. Он начал сильно болеть, вскоре с ним случился частичный паралич. Василию было очень трудно передвигаться, и ему требовался уход.

Когда Василий почувствовал свою смерть, он попросил прочитать ему канон

Когда епископ Василий почувствовал приближение смерти, он позвал хозяйку комнаты, и попросил прочесть ее канон на исход души. Когда хозяйка дочитала, то на последний молитве владыка отошел ко Господу.

От епископа Василия остались «Беседы на евангелие от Марка» — это единственное его духовное наследие. В 1981 году архиерейский собор русской православной церкви канонизировал святителя Василия в лике священномученика.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВ 1981 году архиерейский собор канонизировал святителя Василия в лике священномученика. zvezdica.ru

В 1985 году были обретены его мощи и переведены в Москву. В 1933 году святитель Василий был причислен к лику чтимых святых Ивановской епархии.

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась. В 2014 году в его родном городе, в Кинешме, был открыт музей в честь святителя Василия Кинешемского. Адрес: город Кинешма, улица Дудникова, дом 17.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыКомната-музей в Кинешме в честь Василия Кинешемского. pbs.twimg.com

Житие Василия Кинешемского

Жестокие гонения со стороны советской власти дали Церкви много новых прославленных святых, в сонм которых вошел также епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.

Житие

Владыка Василий, в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в семье, принадлежавшей духовному сословию, — его отец был священником. Местом появления на свет будущего святителя стал городок Кинешме Костромской губернии.

Читайте также:  Архангел рафаил: в чем помогает святой покровитель, икона и тексты молитв

Формирование религиозного мировоззрения

Главную роль в формировании Владыки как будущего служителя церкви сыграли его родители. Они старались всеми силами защитить своих детей от развращающего влияния мира, зная, как трудно удалить из души грехи и страсти, если те уже проросли там. Мальчика с самого рождения окружала атмосфера, подобная монашеской.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыСвятитель Василий Кинешемский

Его родители, благочестивые и набожные люди, выходили в город лишь по необходимости. Во внутренний мир семьи не проникала суета окружающей жизни, — новости, пересуды, пустые разговоры оставались где-то далеко, за стенами дома. Это сформировало в мальчике сосредоточенность, углубленность в себя.

Весь дальнейший образ жизни Вениамина строился типично для выходцев из священнического сословия. Он отучился в духовном училище своего города, затем окончил семинарию в Костроме, был студентом и Киевской духовной академии. Получил степень кандидата богословия, а затем и магистра.

На заметку! Будучи преподавателем Воронежской семинарии, написал труд «О скитском патерике», за что и удостоился этого звания.

Увлечение светской жизнью

Несмотря на монашеское воспитание и глубокое духовное образование, Вениамин интересовался вполне земными вещами и хотел пройти свой жизненный путь как светский человек. Хорошо владея многими иностранными языками, для более углубленного их изучения, а также всей европейской культуры, он уехал в Англию, и 1910-1911 года прожил в Лондоне.

После своего возвращения устроился преподавателем истории и языков вначале в гимназию города Миргорода, а затем и в Москву. Вскоре Вениамин окончательно решает свою жизнь посвятить воспитанию подрастающего поколения, заканчивает педагогический институт и его дальнейшие планы становятся неразрывно связаны с этим видом деятельности.

Но Господь решает устроить все иначе.

Призыв Бога к служению церкви

Однажды, приехав в Кинешму навестить родителей, Вениамин отправился покататься на лодке по Волге. Он был не один, вместе с друзьями. Почему-то лодка внезапно перевернулась и все оказались под водой.

Вениамин взмолился, прося Господа о даровании ему спасения и взамен обещая посвятить остаток своей жизни служению церкви. Бог дал ему возможность ухватиться за проплывающую мимо доску и добраться до берега.

Все остальные участники прогулки погибли.

После всего произошедшего, а также пережив потрясение революцией, Вениамин в 1917 году окончательно вернулся в свой родной город. Поступил псаломщиком в церковь, в которой до сих пор продолжал служить его престарелый отец.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыИсповедник Василий, епископ Кинешемский

Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, основным предназначением которых было детальное изучение Священного Писания. Прививал народу точное и глубокого его понимание, преподавал Закон Божий и детям.

Епископство

В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.

Подвижнические и проповеднические труды

Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине.

Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения.

Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.

Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.

Интересно! Проповеди святителя привлекали в храм множество людей. Многие из них настолько пленялись его проникновенными речами, что совершенно менялись.

Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным.

Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками.

Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыИкона святителя Василия, епископа Кинешемского

Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.

Противостояние обновленческой церкви

Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.

Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа.

Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность.

Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.

Богословские труды

Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь.

Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением.

И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыКнига В. Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»

Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника.

Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям.

Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.

Тюремные мытарства

Далее следовали одни за другим аресты, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг.

  • Летом 1925 года, когда владыка из ссылки вернулся в Кинешму, вокруг него вновь закипела духовная жизнь. Властей беспокоило присутствие его в городе и ему приказали покинуть город. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в ссылках, святитель поселился в деревне.
  • 1926 год — назначен епископом Вязниковским, во Владимирской епархии. Здесь закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной следующего года был выслан из Вязников обратно в Кинешму.
  • 1927 год — возглавил Ивановскую епархию, но к управлению так и не приступил. Власти выслали его в Кострому.
  • 1928 год, ноябрь — ссылка на Урал, в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где ежедневно проводил богослужения.
  • 1932 год — вернулся из ссылки и поселился в г. Орле, где прожил почти два года.
  • 1933 год — осужден на 5 лет, провел их в ИТЛ под Рыбинском, помогая строить канал. Его верный келейник попал в лагерь под Мурманском.
  • 1938 год — освобожден, поселился вначале в Рыбинске, а затем перебрался в с. Котово Ярославской области. Устроил храм в бане, тайно служил в нем и собирал людей, организовал кружок единоверцев.
  • 1943 год, ноябрь — сослан в Красноярский край.
  • 1945 год, 13 августа — скончался там же, в с. Бирилюссы.

Помнят и чтут владыку в его родном городе. В Кинешме действует музей, где можно посмотреть личные вещи святителя, которые долгие годы хранились в семьях духовных чад. Среди них кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы быта.

Важно! Мощи владыки находятся там же, в кафедральном соборе и считаются главной святыней храма.

Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают как своего небесного покровителя.

Действует благотворительный фонд, созданный с целью сохранения его наследия.

В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят епархиальные торжества, крестный ход, массовое посещение музея и концерты.

Святитель Василий Кинешемский о несении креста и доверии Богу

Святитель Василий Кинешемский: О «подвигах», доверии и червоточине

20 июня – память Собора Иваново-Вознесенских святых. В 2000 году епископ Василий Кинешемский был причислен Церковью к лику святых. Вот несколько отрывков из любимой всеми книги святителя Василия «Беседы на Евангелие от Марка».

Епископ Василий (Преображенский) был родом из Кинешмы, на Волге, в нынешней Ивановской области. Отец его был священником.

Сын Вениамин (так звали будущего епископа) получил отличное образование, много бывал за границей, преподавал в средних школах.

Он был одним из основателей и руководителей движения скаутов в дореволюционной России – движения молодежи к добрым качествам, к борьбе с недостатками, к служению ближним и своей стране.

 Уже немолодым человеком Вениамин вернулся в родную Кинешму и стал священником в том самом Вознесенском храме, где служил его отец. Этот храм открыт и сегодня. Вскоре он принял монашество, получил новое имя – Василий – и был поставлен епископом города Кинешмы. Первой его заботой было просвещение жителей, борьба с невежеством, грехами и предрассудками. Народ сразу полюбил нового епископа.

…Почти всю свою оставшуюся жизнь епископ Василий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но и там он не падал духом, оставался верен Христу и Его Церкви, помогал людям, чем мог. Его сочинения и письма до сих пор служат нам источником знания и вдохновения.

Я помню одного странника. Высокий, сухой, но еще крепкий, жилистый старик. Он носил под рубашкой на голом теле страшно тяжелую двойную цепь, наглухо заклепанную на груди и на спине. Его шапка представляла собой тяжелую свинцовую чашку фунтов в пятнадцать, обшитую вылезшим мехом.

Длинная, выдолбленная внутри палка была тоже налита свинцом. Всегда он носил на себе не менее двух пудов. Его тяжелая, мерная походка под аккомпанемент звякающих цепей была слышна издалека. Плечи до кости были проедены тяжелыми цепями, и носить их было, несомненно, настоящим мучением.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Свтятитель Василий Кинешемский

В народе он пользовался громадным уважением.

Но одна черта ставила его подвиг под сомнение: он любил, когда останавливался в крестьянских избах, чтобы его почитатели ощупывали его цепи, взвешивали на руках его шапку и посох, и если никто не догадывался этого сделать, он приглашал сам: «Подь-ка, посмотри, какие на мне вериги!» Уважение и удивление людей доставляли ему несомненное удовольствие.

Он умер без покаяния, скорбною смертью. …Сам по себе подвиг, выставленный напоказ, несмотря на всю свою трудность и мучительность, уже терял всякое нравственное величие.

В нем было не более достоинства, чем в фокусах странствующего комедианта, который на потеху толпе ест резиновые калоши и толченое стекло.

И в том и в другом случае люди стремятся разными средствами возбудить удивление толпы и заставить о себе говорить.

Терпение, настойчивость, внимание

Помню из времен далекого детства: на окне у нас стоял цветочный горшок,и в нем пышный душистый жасмин.

Когда на нем появлялись первые бутоны, у нас часто не хватало терпения дождаться, когда они развернутся белыми, благоухающими цветами; и в нетерпении мы часто расковыривали бутон, освобождая нежные лепестки от зеленой покрышки, цветок развертывался, к нашему восторгу, нежный, ароматный, но увы!… ненадолго. Обыкновенно к вечеру того же дня он съеживался, блек и погибал, и уже ничто не могло оживить его.

Так и в духовной жизни: искусственно форсировать ее – значит губить. На пятый этаж сразу не вскочишь: надорвешься! Надо идти по лестницам, ступенька за ступенькой, через все этажи, начиная с первого. Духовная жизнь, как цветок, требует постоянного внимания и длительного ухода; нужны настойчивость и непрерывная работа над собой.

Читайте также:  Акафист Иоанну Сочавскому: полный текст на торговлю и как правильно читать

Червоточина в душе

Однажды давно-давно на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра – шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.

  • – Вот, – сказал один из них, – хорошее бревно! Возьмем его…
  • Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.
  • – Нет, – возразил он, – это не годится!
  • – Почему?
  • – Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут…

– Вот пустяки… Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь… Возьмем!

Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли и из него сделали киль нового корабля.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им.

Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями.

За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.

Так и в душе. Один червячок греха, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.

Из любви к человеку

Около 1050 года в Ростовской земле, населенной в то время полудикими и жестокими язычниками, проповедовал слово Божие святитель Леонтий. Изгнавшие до Леонтия с побоями и мучениями двух епископов, эти варвары недружелюбно встретили и его.

Они стали всячески оскорблять и поносить нового святителя и проповедника христианства и наконец изгнали и его.

Но Леонтий не падал духом и не оскорблялся этим; он знал и видел, что и у этих варваров в глубине души скрыта искра Божественного огня, которую надо только суметь бережно вскрыть и возжечь.

  1. Леонтию советовали оставить дикарей.
  2. – Смотри, какие они упорные язычники, – говорили ему.
  3. – Не отступлю я от этих язычников, – отвечал Леонтий, – они делают нам зло, а мы будем отыскивать в них добро, и этим добром скоро победим зло.

И несмотря на грозившую ему опасность, он остался жить близ Ростова, около потока. К нему из любопытства заходили сперва дети язычников, а потом и взрослые.

Леонтий принимал их ласково и любовно и дарил им что мог, причем, улучив минутку, рассказывал своим гостям о Боге, Который все сотворил и обо всем промышляет, Который любит всех людей, особенно добрых и мирных; рассказывал об Иисусе Христе Сыне Божием, приходившем в мир, чтобы научить людей любить Бога и друг друга.

Такая, кроткая, незлобивая проповедь скоро привлекла к нему много язычников, и они стали приходить к нему тысячами. Об этом узнали самые завзятые и закоренелые язычники. Они во главе со жрецами явились к святителю с дрекольями и луками, чтобы умертвить его. Но Леонтий бесстрашно вышел к ним навстречу и стал хвалить их ревность, с какой они защищают свою веру.

– За это я вас люблю, – сказал святитель, – и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры.

Видя такую кротость и незлобие, разъяренные язычники скоро успокоились и тоже стали слушать проповедника. С тех пор влияние святителя Леонтия становилось все более и более неотразимым. А к концу жизни святителя, около 1073 года, этот край считался уже в числе просвещенных светом Христова учения.

Эту любовь и кротость в отношениях к разномыслящим Православная Церковь определенно предписывает всем верующим.

На чем держится доверие?

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыОдин путешественник был чрезвычайно удивлен, когда, сдав на станции ручной багаж железнодорожному носильщику, он не получил от него никакой квитанции.

– Как же я получу назад свои вещи? – спросил он.

  • – Очень просто: зайдете в багажный вагон и возьмете.
  • – У вас такие порядки?
  • – Да.
  • – Ну а если кто другой возьмет мои вещи?

– Будьте спокойны. Этого здесь не бывает.

– Как странно… но ведь это все-таки возможно? Послушайте, а если я пойду и возьму вместо своего чужой чемодан?

– Чужой? Да на что же он вам?

– Ну… ну, если он мне больше понравится?

– То есть украдете? – прервал носильщик резко. – Ну, на это есть суд!

И он повернулся с негодованием, давая понять, что порядочным людям и говорить об этом неприлично.

Во многих местах хозяева, уходя, не запирают дверей своих домов. До такой степени редко здесь воровство!

Какую грустную противоположность этой честности мы наблюдаем у нас!…

Читать книгу онлайн: жизнеописание священноисповедника василия (преображенского) кинешемского

После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию.

От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910–1911 годы прожил в Лондоне.

После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 году Вениамин переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии.

Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт, приготовившись окончательно к профессии педагога. Но Господь распорядился иначе.

Однажды, приехав в гости к родителям в Кинешму, Вениамин уговорился с друзьями покататься на лодке по Волге. Уже далеко от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл.

Вскоре после этого случая Вениамин переехал на родину в Кинешму и в октябре 1917 года поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служил его престарелый отец. Памятуя данный Богу обет, он стал проповедовать в храмах Кинешмы и ее окрестностей.

Сознавая, что без точного и глубокого понимания Священного Писания невежественный человек легко может стать добычей обманщиков и лжеучителей, Вениамин приступил к созданию православных кружков, где изучению Священного Писания придавалось большое значение.

В 1918 году он стал ездить по приходам епархии. Однажды после службы в селе Захарьевском Вениамин обратился с разъясняющим Священное Писание словом к прихожанам, а потом зашел в дом Анны Васильевны Частухиной в соседней деревне Балахонка. Пообедали, попили чаю, поговорили.

И хотя не был Вениамин Сергеевич еще священником, беседа с ним произвела на Анну и всех присутствовавших такое впечатление, что они решили по его совету организовать в своей деревне церковный кружок. У Анны в доме стала собираться молодежь, пели молитвы, читали Евангелие.

Народ сердцем почувствовал, что Вениамин предложил им самое нужное, без чего невозможно жить. В кружке читались жития святых, пелись уставные церковные песнопения и любимые народом духовные стихи.

Вениамин знал: кто любит духовное, кто уже ощутил радость и мир, идущие от Господа, тот никогда не отдаст эту радость за греховные утешения преходящего мира. И потому в каждом человеке он прежде всего старался пробудить интерес и жажду к духовному.

В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах, так свет Христова учения насильственно отнимался от детских сердец. Вениамин стал собирать детей в Вознесенском храме.

16 июля 1920 года Вениамин был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым). Вскоре после этого скончался его отец, протоиерей Сергий, и о.

Вениамин принял постриг с именем Василий — в память Василия Великого; 19 сентября 1921 года он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

В хиротонии участвовали: митрополит Серафим (Мещеряков), митрополит Иерофей (Померанцев) и архиепископ Севастиан (Вести).

Рукоположенный во епископа, он усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено.

Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью.

Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.

Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии.

В дни больших праздников святитель служил в соборе, а каждый четверг — всенощные в Вознесенской церкви. Народ любил эти всенощные, посвященные воспоминаниям страстей Господних, и собирался на них во множестве.

Особенно много было рабочих, некоторые из них жили в окрестностях города, они отстаивали долгую службу и только поздно ночью добирались домой, а утром снова шли на работу, но так велика была благодать церковной молитвы, что люди не чувствовали усталости.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Святитель сам читал акафист страстям Господним, и в храме стояла такая тишина, точно в нем не было ни одного человека, и в самом дальнем конце его слышно было каждое слово.

Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Некоторые совершенно меняли образ жизни; иные, следуя примеру святителя, раздавали имущество нищим, посвящая жизнь служению Господу и ближним.

Свет веры достигал и неверующих.

Читайте также:  Молитва киприану: биография священномученика, от чего помогает и сильные тексты

Как бы ни относился иной человек к христианской вере и к Православной Церкви, почти всякий чувствовал, что слово, произнесенное епископом, отвечает внутренним запросам души, возвращает ей жизнь, а жизни — озаряющий смысл.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Не могла и предположить Екатерина Александровна Книшек, что придет время, когда она обратится к Богу и будет жить сугубо церковной жизнью, имея к тридцати шести годам стойкие навыки жизни нецерковной. Родилась она в Санкт-Петербурге, дед был выходцем из Чехии, но уже отец ощущал себя коренным петербуржцем.

Более всего почитая образование, родители отдали Екатерину учиться на Высшие женские курсы, которые она с успехом окончила по историко-филологическому факультету. В 1920 году она с матерью уехала из разоренного революцией Петрограда в Кинешму. В храм Екатерина не ходила, и все церковное было ей непонятно и чуждо.

Но вскоре она услышала, что в городе служит необыкновенный епископ, который говорит необычные проповеди. Человек любознательный, Екатерина пошла в храм. Проповедь, которую она услышала, была действительно необыкновенной и показывала в проповеднике человека талантливого и широко образованного.

Екатерина пришла еще раз и еще, а затем стала ходить в, храм постоянно. Ей открылась всечеловеческая глубина Православия. Екатерина и сама удивлялась — как

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Вся жизнь Василия, епископа Кинешемского, прошла в служении Господу. Около 20 лет он посвятил обучению. Более 15 лет проработал на преподавательском поприще.

Благодаря отцу Василию в России узнали о скаутском движении. Последние 25 лет жизни периодически служил в различных российских епархиях, за что его каждый раз арестовывали и отправляли в тюрьму или лагеря.

Умер священнослужитель в Сибири, находясь в ссылке.

Житие святителя Василия Кинешемского

Настоящее имя святого — Вениамин Преображенский. Всю жизнь он посвятил служению Спасителю и духовно-просветительной работе с населением. Сохранял веру в Христа даже во времена большевистских репрессий.

Происхождение и детство

Вениамин родился в 1876 в Кинешме в семье местного священнослужителя. В раннем детстве родители привили сыну любовь и уважение к Спасителю. Рос жизнерадостным и послушным мальчиком. Рано освоил грамоту. Часто ходил в церковь послушать богослужение.

Образование

В 9-летнем возрасте, в 1885, по наставлению отца Вениамин поступил в духовное училище родной Кинешмы. В 1890 без единого экзамена был принят в Костромскую духовную семинарию.

В 1896 юный Преображенский уехал учиться в Киев в духовную академию. В 1900 это учебное заведение он с успехом окончил и получил степень кандидата богословия. После академии работал в Воронежской духовной семинарии.

В Воронеже с 1901 по 1910 учил будущих священнослужителей Слову Божьему.

В 1910 на один год уехал в Лондон, чтобы в совершенстве изучить иностранный язык и приобрести знания о европейской истории и культуре. В Великобритании заинтересовался учением Баден-Пауэлла и скаутским движением.

В 1911-ом вернулся в Россию. Вскоре стал в Миргородской гимназии преподавать иностранные языки и всемирную историю. В 1914-ом переехал в Москву и поступил в пединститут.

Во время обучения преподавал латынь в московской Петровской гимназии.

В 1914-ом нашел время, чтобы посетить Лондон и более подробно изучить скаутское движение. После чего издал в России две книги о бойскаутах и стал пропагандировать скаутизм у себя на родине. В 1917 чуть не погиб из-за инцидента на реке. Благодаря Богу спасся, после чего вернулся домой и стал священнослужителем.

Служение в Кинешме

В 1917-ом Вениамин Преображенский вернулся домой. В Кинешме был взят псаломщиком в родную Вознесенскую церковь, где проповедовал его отец. Вениамин организовал в своем городе православный (религиозный) кружок, где преподавал детям Закон Божий.

В 1920-ом в 45-летнем возрасте стал священником. В 1921 Вениамин принял монашеский постриг с именем Василий в честь святейшего Василия Великого. Читал проповеди в церкви Кинешмы, а вскоре, в 1923, был назначен епископом Иваново-Вознесенским.

В те годы, по указу советской власти, многие священнослужители были репрессированы. Не обошла злая участь и Вениамина. После тюрем и лагерей он каждый раз возвращался в Кинешму. Правда, бывало, что не мог вернуться в родной город, поэтому служил в других епархиях. Он был епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, даже назначен епископом Ивановским.

Аресты и ссылки

В 1923 священнослужителя впервые арестовали и сослали в Зырянский край (Республика Коми). В 1925 он вернулся из ссылки в любимую Кинешму и продолжил служить Богу. Отец Василий вызвал недовольство советской власти еще и тем, что не поддерживал угодное большевикам обновленческое церковное движение.

Вскоре из Кинешмы его выслали в деревню Анаполь, потом в Вязники. В 1926 отец Василий стал епископом Вязниковским. Весной 1927 его опять выслали, но почему-то в Кинешму. Летом того же года отправили в Кострому. После кратковременного пребывания в тюрьме отец Василий возвращался к своей религиозной деятельности, что не нравилось большевикам.

В 1928 его на 3 года выслали на Урал. Отбывая ссылку в деревне Малоречка, отец Василий в одном из домов каждый день совершал богослужения. После ссылки в 1932-ом он жил какое-то время в Орле.

Вскоре, в 1933, его опять арестовали и решили отправить в тюрьму Кинешмы. Там отцу Василию присудили 5 лет лагерей в Рыбинске Ярославской области. В 1938 священнослужителя освободили, после чего он опять вернулся к прежней деятельности (служению Богу).

В 1943 батюшку опять арестовали и отправили в ярославскую тюрьму.

Кончина

Преображенский был здоровым русским мужчиной, верившим в Господа и всю свою жизнь посвятившим служению Христу. На протяжении последних (перед его смертью) 20 лет его постоянно сажали в тюрьму, пытали, отправляли в ссылку, а потом отпускали на волю. После очередного заключения отец Василий каждый раз возвращался к прежней деятельности — служению Спасителю.

Разумеется, такая моральная стойкость не нравилась большевикам. В 1944 батюшку привезли в Москву, в тюрьму НКВД, славившуюся своим нечеловеческим обращением с заключенными. В этом учреждении из священнослужителя выбивали (в прямом смысле слова) признательные показания.

Возможно, не выдержав издевательств и побоев, отец Василий выдал имена людей, которые занимались религиозно-просветительной деятельностью. Умереть от пыток такой здоровый человек, как Вениамин Преображенский, просто не мог.

После тюрьмы НКВД истерзанного издевательствами батюшку перевели в «Бутырку», а потом отправили на 5 лет в Красноярский лагерь. В 1945 он умер, отбывая наказание в деревне Бирилюссы.

Почитание епископа Василия Кинешемского

В 1993 Ивановская епархия возвела великомученика в лик местночтимых святых. В 2000-ом старца признали общероссийским святым. Почитание с чтением акафиста Василию Кинешемскому свершали в дни памяти великомученика (13 августа и 18 октября).

Местоположение мощей

В 1985-ом служителю Ивановской епархии, отцу Амвросию, принесли письмо от иподиакона, знавшего, где похоронен епископ Василий.

Батюшка вместе с другом, священнослужителем Дамаскином, отправился в Красноярский край. Путешественники нашли деревню, где, находясь в ссылке, умер отец Василий. На месте его погребения выросло дерево.

Своими корнями оно оплело гроб, словно не желая отдавать останки старца.

По приказу священников дерево спилили. Гроб открыли. Тело батюшки сотлело. Останки поместили в небольшую емкость и отправили в Москву. Однако в 1993 мощи старца перевезли во Введенский монастырь. В 1993 его признали в местной Ивановской епархии святым. В 2000-ом он стал общероссийским святым.

Однако в 2003 стали известны новые факты из его жизни. Исследователи выяснили, что в 40-х годах Василий, пребывая в тюрьме, под пытками выдал имена участников антисоветской религиозной организации, которую сам же и возглавлял. Правда, фамилии единомышленников и так были известны большевикам.

Помогавшей батюшке Ираиде Тиховой якобы именно из-за доноса епископа дали 5 лет лагерей, хотя ее арестовали в тот же день, что и Василия. В 2012 мощи святого изъяли из Введенского монастыря и отвезли в Москву. Многие верующие решили, что был совершен акт деканонизации.

Однако священнослужители ответили, что проводятся дополнительные исследования.

Православные тексты

Согласно церковным правилам, отцу Василию молятся об укреплении веры в Христа и просят заступничества перед Господом. Святого старца прославляют за его деяния во славу Спасителя.

Тропарь

К святому обращаются с просьбой даровать Божественное учение и просветить умы духовным светом. Отца Василия просят, чтобы он молился Господу о спасении душ грешных.

«Пpавославия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / аpхиеpеев богодухновенное удобpение, Василие пpемудpе, / ученьми твоими вся пpосветил еси, / цевнице духовная. Моли Хpиста Бога // спастися душам нашим».

Ин тропарь

Святого проповедника молят помолиться на Небесах за Отечество. Верующие чтят святую память отца Василия.

«Новый исповедниче Церкве Российския, / Апостольских трудов подражателю, / веры правыя теплый проповедниче, / Писаний вдохновенный изъяснителю, / изгнания, темницы и скорби от безбожных претерпев, / царское священие, отче наш Василие, / и ныне предстоя Святей Троице, / молися за отечество твое и люди, / чтущия достойно святую память твою».

Кондак

В кондаке верующие прославляют мужество святителя Василия, а также его чистоту веры. Святой с Небес защищает христиан от духовной гибели.

«Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, / и чистоту веры превозносим, / и дару словес твоих удивляемся, / яко от небес приял еси Божественную благодать // наставляти и защищати стадо Христово».

Молитва

О, предобрый предстателю за погибающия во гресех и междоусобных бранех люди Российския земли, крепкий исповедниче Христов святителю отче Василие! Ты бо доблественне подвизался еси в жизни временней, Христа дерзновенно исповедал еси, и многия за Него муки претерпел еси, веру Православную соблюл еси даже до смерти.

Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, да подаст нам образ покаяния, да избавит нас от обольщения близ грядущего богоборца, и да сохранит нас от коварной сети его и от всех козней его в сокровенной пустыне Своего спасения.

Ей, отче честный! Не посрами ны, притекающия ко твоей помощи, сотвори ны достойны прославляти на небесех со всеми святыми Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Творческое наследие

Вениамин Преображенский оставил в наследство своим духовным потомкам несколько трудов. До наших дней дошло его произведение «О скитском Патерике», которое он написал на соискание степени магистра богословия.

При жизни священнослужителя были изданы две его книги о скаутском движении «Бойскауты». Проповеди отца Василия собраны в труде «Беседы на Евангелие от Марка».

Священник является автором книг «Зерно любви» и «Алфавит духовный».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector