Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и значение праздника, традиции

Это торжество считается великим и отмечается ежегодно 11 сентября (29 августа — ст. ст.). Праздник посвящен памяти мученической кончины преподобного Иоанна Крестителя (Предтечи), которому была отрублена голова по приказу царя Ирода.

Об этом знаменательном событии, произошедшем в 32 г. н.э., рассказывают Евангельские послания от Матфея и Марка. В этот день православные верующие обязательно соблюдают пост, выражая скорбь о насильственной кончине честнейшего пророка христианского мира.

Церковные обряды праздника

Накануне торжества происходит всенощное бдение. Стихиры к этому событию написали знаменитые гимнографы: Иоанн монах и Герман. Во время великой вечерни поются три паремии, в которых содержится истинное пророчество о святителе Иоанне Крестителе.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и значение праздника, традиции

Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи

На утрене священнослужители читают Евангелие от Матфея. Первый канон торжества написал Иоанн Дамаскин, а второй — Андрей Критский. На великой литургии читаются текста Евангелия и Апостолов, которые посвящены событию усекновения.

  • В тропаре торжества похвалами чтится память праведника. Предтеча — славнейший пророк, котором Господь уготовал крестить Проповеданного. Поется, что святитель, принимая мученическую смерть, радовался божественным разумением.
  • Во второй стихире праздника говорится о том, что ученица дьявола сплясала на кровавом пиру и взяла в награду голову Крестителя. Далее, критикуются лживые действия тетрарха Ирода, поклявшегося лишить жизни святого пророка. Итак, Церковь не перестает восхвалять пострадавшего за веру и уничижать имена тех, кто убивает ради удовольствия.
  • Во время кондака прихожане слышат о том, что усекновение произошло по великому замыслу Господа, чтобы Креститель возвестил о пришествии Спасителя. Иродиада же, испросившая казни, плачет, потому что просила обманчивой жизнь вопреки любви к Богу.

На заметку! Это торжество считается днем поминовения тех, кто пожертвовал жизнью за отечество и хранил верность добру и истине. РПЦ установила традицию в 1769 г. после войн с Турцией и Польшей.

О других великих недвунадесятых праздниках:

День стро­го­го по­ста

Усек­но­ве­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи от­ме­ча­ет­ся 11 сен­тяб­ря (29 ав­гу­ста). Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний в од­ной из про­по­ве­дей так трак­ту­ет тот факт, что Усек­но­ве­ние гла­вы свя­то­го (то есть на­силь­ствен­ное убий­ство) – яв­ля­ет­ся имен­но празд­ни­ком:

«Се­го­дня мы празд­ну­ем день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи… Сло­во «празд­но­вать» мы при­вык­ли по­ни­мать как ра­дость, но оно же зна­чит «оста­вать­ся без де­ла», а без де­ла мож­но оста­вать­ся, по­то­му что за­хлестнет ду­шу ра­дость и уже де­ла нет до обыч­ных дел, а мо­жет это слу­чить­ся по­то­му, что ру­ки опу­сти­лись от го­ря или от ужа­са. И вот та­ков се­го­дняш­ний празд­ник: за что возь­мешь­ся пе­ред ли­цом то­го, о чем мы слы­ша­ли се­го­дня в Еван­ге­лии?»

По­это­му в день Усек­но­ве­ния преду­смот­рен стро­гий пост, во вре­мя ко­то­ро­го не упо­треб­ля­ет­ся в пи­щу мя­со, мо­лоч­ные про­дук­ты, ры­ба. «Не бу­дем мы со­общ­ни­ка­ми чре­во­уго­дия Иро­да», – го­во­рит Ти­пи­кон. Устав по­яс­ня­ет, как пра­виль­но от­но­сить­ся к это­му празд­ни­ку:

«Бу­дем есть мя­со или дру­гую изыс­кан­ную пи­щу? А Кре­сти­тель жил в без­вод­ной и бес­трав­ной пу­стыне — ни хле­ба не ел, ни дру­гой еды не имел. Ви­но пьем? А он не пил ни ви­на, ни дру­го­го пи­тья мир­ско­го.

Сто­лом и одром его бы­ла зем­ля, вку­шал он толь­ко ак­ри­ды (струч­ки рож­ко­во­го де­ре­ва, по дру­гим ис­точ­ни­кам — род съе­доб­ной са­ран­чи) и ди­кий мед. Вме­сто ча­ши — при­горш­ни во­ды, те­ку­щей из кам­ня.

По­это­му про­ве­дем этот день в по­сте и мо­лит­ве».

Пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи уста­нов­лен, ве­ро­ят­нее все­го, вме­сте с празд­ни­ком, на­ча­ло ко­то­ро­го от­но­сит­ся к пер­вым вре­ме­нам хри­сти­ан­ской Церк­ви.

Древ­ность по­ста в этот день под­твер­жда­ет­ся уста­вом иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря прп. Сав­вы Освя­щен­но­го.

В нем го­во­рит­ся, что пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи «за­ве­щан древни­ми свя­ты­ми от­ца­ми».

Традиции празднования

Бытие Иоанна Крестителя чрезвычайно почитается православным миром, а дата усекновение отмечается особенным образом. В этот день не рекомендуется веселиться, играть в азартные игры и устраивать богатое застолье. Верующие должны отказаться от пышных яств и соблюсти строгий пост.

В РПЦ праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя причисляют к великим, но не считают двунадесятым (относящимся к бытию Спасителя и Богородицы). Так как Предтеча вел аскетический образ жизни в пустыне, питался скромно, день 11 сентября является постным. Запрещается потреблять не только мясо и молочную продукцию, но даже рыбу.

Церковь настаивает мирян не быть сообщниками чревоугодия Ирода, но держаться приличия в употреблении пищи. Пример аскетичной жизни нам дал Иоанн Креститель, который жил в пустыне.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и значение праздника, традиции

Иоанн Креститель — Предтеча Иисуса Христа

Верующие молят Господа о прощении, вразумлении всех грешников и помощи человечеству. В многочисленных российских церквях 11 сентября проходят праздничные служения. С раннего утра и до вечера прихожане чтят память великого пророка, принявшего мученическую смерть во славу Господа.

Священнослужители служат молебны о страдальцах, болеющих страшными недугами. В этот день также принято отдавать дань уважения всем воинам, погибшим за свое отечество. Беря пример с Иоанна Предтечи, христианин должен проповедовать любовь к Всевышнему и возлагать надежду на Самого Творца.

На заметку! Пост, который проходит в праздник Усекновения честной главы Крестителя, был установлен еще во время первых христиан. Его древность подтверждается уставом монастыря, построенного в честь Саввы Освященного. В тексте говорится, что пост завещан ранними отцами Церкви.

Не есть круг­лое – суе­ве­рие

От­но­си­тель­но празд­ни­ка Усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на су­ще­ству­ет мас­са суе­ве­рий, не име­ю­щих от­но­ше­ния к су­ти по­чи­та­е­мо­го со­бы­тия.

На­при­мер, что в этот день нель­зя ста­вить на стол ни­че­го круг­ло­го (ни блюд, ни та­ре­лок), нель­зя есть пи­щу круг­лой фор­мы (то есть – кар­то­фель, лук, яб­ло­ки, ар­бу­зы), ис­поль­зо­вать ру­бя­щие и ре­жу­щие пред­ме­ты.

На­при­мер, по бе­ло­рус­ско­му по­ве­рью, свя­зан­но­му с днем Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, в те­че­ние го­да го­ло­ва свя­то­го по­чти при­рас­та­ет об­рат­но, но как толь­ко лю­ди в этот день нач­нут ре­зать хлеб – сно­ва от­па­дет.

У юж­ных сла­вян в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи стро­го со­блю­дал­ся за­прет на крас­ные пло­ды и на­пит­ки, так как счи­та­лось, что «это кровь свя­то­го Иоан­на». По­это­му в этот день не ели чер­но­го ви­но­гра­да, по­ми­до­ров и крас­но­го пер­ца.

Ра­зу­ме­ет­ся, эти суе­ве­рия рас­про­стра­ня­лись (и рас­про­стра­ня­ют­ся ино­гда до сих пор) сре­ди лю­дей ма­ло­цер­ков­ных и не име­ют ни­ка­ко­го ос­но­ва­ния в тра­ди­ци­ях Церк­ви от­но­си­тель­но дня празд­но­ва­ния Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Где на­хо­дит­ся гла­ва св. Иоан­на Пред­те­чи

В ми­ре су­ще­ству­ет несколь­ко свя­тынь, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с со­бы­ти­я­ми Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Это ча­сти­цы гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля: пе­ред­няя часть гла­вы на­хо­дит­ся в ка­то­ли­че­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в го­ро­де Амье­на (Ита­лия), часть гла­вы хра­нит­ся в Лав­ре свя­ти­те­ля Афа­на­сия Ве­ли­ко­го на Афоне, а гроб­ни­ца про­ро­ка с ча­стью его гла­вы на­хо­дит­ся в ме­че­ти Омай­я­дов в Да­мас­ке.

На ме­сте об­ре­те­ния гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля – Еле­он, го­ры Воз­не­се­ния в Иеру­са­ли­ме – на тер­ри­то­рии рус­ско­го Спа­со-Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря по­стро­е­на ча­сов­ня в па­мять это­го со­бы­тия, а ме­сто об­ре­те­ния от­ме­че­но углуб­ле­ни­ем в мо­за­ич­ном по­лу.

В Москве ча­сти­цы мо­щей св. Иоан­на Пред­те­чи на­хо­дят­ся в несколь­ких хра­мах. На­при­мер, в Иоан­но-Пред­те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре и хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ви­но­гра­до­во.

Под­го­то­вил: Дмит­рий Бо­ри­сов

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Глава Иоанна Предтечи — история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд с его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте — чтобы она не была поругана иноверцами.

По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам — паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой.

По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился — горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика — священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным — кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.

В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали.

Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли — это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на Святой Горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Икона, изображающее событие

Иоанн Предтеча искренне верил в Господа, проповедовал о Небесном Царстве, подготавливал народ к сошествию Мессии. Пророк крестил самого Иисуса и призвал большинство признать его Сыном Божьим.

Святой лик является неотделимой частью всего торжества. Образ демонстрирует грань, за которую способна перешагивать людская ненависть.

  • Во многих городах России хранятся списки, изображающие отсечение честной главы Иоанна Предтеча. Эти иконы, показывающие страшные события, является очень популярными и значимыми.
    Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и значение праздника, традиции
    Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Древнейшие образы написаны в ранний период становления Византии. В центре сюжета — склоняющийся перед воином с мечом пророк Иоанн. В альтернативных версиях — отрубленная честная глава святителя и его тело, из которого льется кровь.
  • На древнерусских иконах голова пророка демонстрировалась в чаше на фоне церкви. По обе стороны от главного объекта располагались священнослужители и император Константин.
  • Перед списками молят о добром здравии и сохранении жизни, просят об исцелении души от дьявольских наваждений, об укреплении веры и придании сил. Святые образы способны даровать спасение от осквернителей и врагов.

Смысл торжества

Дата усекновения — день, повествующий о расставании святого Иоанна с этим миром, где он много страдал от ненависти и гнева. Мученическая смерть не смогла разрушить правду, всегда звучащую из уст Предтеча. Жизнь, которая отдается ради жертвы, ценится Церковью.

Иоанн, долгое время проживавший в пустыне, соединился со своим служением Всевышнего и перестал замечать собственные нужды. Задача пророка — возвещение о скором явлении Спасителя, и нет для него более ценного действа.

Иоанн Предтеча чрезвычайно любит Сына Божьего и готов забыть собственное эго, он способен отдать всё ради защиты Его. Предтеча желает, чтобы вся слава досталась Господу, а о нем самом совершенно забыли. Креститель стал величайшим пророком, потому что в борьбе со страхами полагался только на Могущество Отца и не терял полноценной уверенности.

Читайте также:  Андрей первозванный: житие святого, где хранятся мощи и иконы апостола, молитвы

В день Усекновения честной главы Иоанна Крестителя Церковь призывает молиться о тех, кто умирал в больших страданиях. Духовные герои склонялись для того, чтобы другие воспрянули.

На заметку! Частицы мощей святителя располагаются в соборе Владимирской иконы Богородицы, который построен в северо-восточной части Москвы в 1772 г. Автором церковного проекта был знаменитый архитектор В. Баженов.

11 сентября православный мир вспоминает событие усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Церковь воспевает мученичество пророка, отдавшего жизнь ради Божьего Сына и христианских заповедей. Следуя примеру святителя, необходимо бороться с проявлениями бесчестия в своем окружении.

Горький праздник: Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи — это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы.

Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой.

Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове — по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи — изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Поделитесь в соц.сетях:

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Традиции праздника

Полное название праздника: усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и значение праздника, традиции

Усекновение главы Иоанна Предтечи — один из великих церковных праздников.

Традиция праздновать день мученической кончины Иоанна Предтечи — Усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна, который установлен 11 сентября (29 августа по старому стилю), возникла уже в первые века христианства.

Святой славный Пророк Иоанн Предтеча в православной традиции почитается как самый великий из святых. Господь Исус Христос назвал Пророка и Предтечу Господня Иоанна ангелом и сказал, что

из рожденных женами не восставал бо́льший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

После Пресвятой Богородицы ему посвящено самое большое количество церковных праздников.

Как тебя назовем, Пророче? Ангела ли, апостола ли, или мученика? Ангела, потому что как безплотный жил; апостола, потому что научил народы; мученика, потому что твоя глава усечена была за Христа.

(Литийная стихера празднику Усекновения главы Иоанна Предотечи, русский перевод)

О мученической кончине Иоанна Предтечи в 32 году по Рожестве Христовом повествуют Евангелие от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29). Священное Предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова. 

От редакции:

Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях.

Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи — «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro — «перед», dromos — «движение»).

Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа.

В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».

Усекновение главы Иоанна Крестителя: почему убийство пророка – праздник

11 сен­тяб­ря Цер­ковь празд­ну­ет Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на.

День му­че­ни­че­ской смер­ти «ве­ли­чай­ше­го из рож­ден­ных же­на­ми» опи­сан еван­ге­ли­ста­ми Мат­фе­ем (Мф. 14:1-12) и Мар­ком (Мк. 6:14-29).

Что про­изо­шло с Иро­дом по­том? Где на­хо­дит­ся се­го­дня гла­ва свя­то­го? По­че­му по­стить­ся в этот день – это зна­чит стать сво­бод­нее от раб­ства удо­воль­стви­ям?

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне по­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти, на­зна­чив в каж­дую из них пра­ви­те­ля из сво­их став­лен­ни­ков. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста Га­ли­лею в свое управ­ле­ние.

Иоанн Кре­сти­тель об­ли­чал Чет­ве­ро­власт­ни­ка в том, что он, оста­вив свою за­кон­ную же­ну (дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы), неза­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го род­но­го бра­та Филип­па. За это Ирод за­клю­чил свя­то­го в тем­ни­цу.

Неко­то­рые ис­то­ри­ки утвер­жда­ют, что Ирод сде­лал это не столь­ко из-за зло­бы на Иоан­на Кре­сти­те­ля, сколь­ко по­то­му, что же­лал за­щи­тить его от сво­ей воз­люб­лен­ной, зная ее мсти­тель­ный нрав. Иро­ди­а­да бы­ла чрез­вы­чай­но зла на про­ро­ка.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи про­изо­шло во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния Иро­да, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли вель­мо­жи, ста­рей­ши­ны и ты­ся­че­на­чаль­ни­ки.

Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия (Са­ло­мея) тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми, рас­по­ло­жив тем са­мым к се­бе Иро­да, ко­то­рый по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – хо­тя бы да­же и по­ло­ви­ну сво­е­го цар­ства.

По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну и на­все­гда из­ба­вить­ся от упре­ков и об­ли­че­ний, Са­ло­мея по­про­сила дать ей го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля и при­не­сти ее на блю­де.

Ирод сму­тил­ся, так как бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, а так­же на­род­но­го гне­ва, по­сколь­ку Пред­те­ча был лю­бим жи­те­ля­ми Га­ли­леи. При этом из Еван­ге­лий из­вест­но, что Ирод во мно­гом слу­шал свя­то­го Иоан­на и по­сту­пал по его сло­вам – но, как пи­шет свт.

Иоанн Зла­то­уст, пра­ви­тель «цар­ство­вал над удо­воль­стви­я­ми, вер­нее, был ра­бом удо­воль­ствий». Зла­то­уст по­ла­га­ет, что, ско­рее все­го, клят­вой Ирод при­крыл­ся, как бла­го­вид­ным пред­ло­гом – на са­мом же де­ле, ис­тин­ной при­чи­ной его по­ступ­ка бы­ла бо­язнь по­те­рять Иро­ди­а­ду.

И он сдер­жи­ва­ет свою клят­ву, дан­ную в при­сут­ствии вы­со­ких го­стей: он от­да­ет со­от­вет­ству­ю­щий при­каз – и про­ис­хо­дит Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, со­глас­но ко­то­ро­му уста мерт­вой гла­вы про­ро­ка по-преж­не­му про­дол­жа­ли об­ли­чать пра­ви­те­ля: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го».

По­сле это­го Иродиада в яро­сти ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла гла­ву Кре­сти­те­ля в нечи­стом ме­сте.

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23,7-12).

Даль­ней­шая судь­ба Иро­да и Иро­ди­а­ды сло­жи­лась пе­чаль­но. Лю­бов­ни­ки бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых, а Ирод, ко­гда на­чал про­по­ве­до­вать Иисус Хри­стос, ужас­нул­ся это­му, ска­зав: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

По про­ше­ствии вре­ме­ни по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­ким об­ра­зом, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в ле­дя­ной во­де.

Она тщет­но пы­та­лась вы­брать­ся, но это ей не уда­ва­лось – так про­дол­жа­лось до тех пор, по­ка ост­рые глы­бы не пе­ре­ре­за­ли ее шею. Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, по­доб­но то­му, как неко­гда при­нес­ли гла­ву Иоан­на Пред­те­чи.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи от­ра­зи­лось и на судь­бе са­мо­го Иро­да – в от­мест­ку за бес­че­стие сво­ей до­че­ри, ара­вий­ский царь Аре­фа на­пра­вил свои вой­ска про­тив него. Ирод по­тер­пел по­ра­же­ние и по этой при­чине раз­гне­вал рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ка­ли­гу­лу.

Он был со­слан вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а за­тем – в Ис­па­нию.

По­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, его уче­ни­ки по­греб­ли те­ло свя­то­го в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Свя­тая гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля бы­ла най­де­на и по­гре­бе­на в со­су­де на Еле­он­ской го­ре.

По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия раз­ви­ва­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом: один по­движ­ник ко­пал ров для ос­но­ва­ния хра­ма, на­шел свя­ты­ню и хра­нил ее у се­бя.

А пе­ред сво­ей смер­тью, опа­са­ясь, что свя­ты­ня мо­жет быть по­ру­га­на, скрыл ее в зем­ле в том же са­мом ме­сте, где и об­на­ру­жил.

В 452-м го­ду про­рок ука­зал в ви­де­нии ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы – и она бы­ла вновь об­ре­те­на, по­сле че­го ее пе­ре­нес­ли в Емес­су, за­тем – в Кон­стан­ти­но­поль.

В па­мять это­го уста­нов­лен еще один празд­ник, нераз­рыв­но со­пря­жен­ный с Усек­но­ве­ни­ем гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – об­ре­те­ние его чест­ной гла­вы.

Празд­ник пер­во­го и вто­ро­го чу­дес­но­го об­ре­те­ния от­ме­ча­ет­ся Цер­ко­вью 8 мар­та (24 фев­ра­ля ста­ро­го сти­ля).

Во вре­ме­на ико­но­бор­че­ских го­не­ний гла­ва бы­ла вы­ве­зе­на в Ко­ма­ны (Аб­ха­зия), из­вест­ном как ме­сто ссыл­ки и кон­чи­ны свт. Иоан­на Зла­то­уста, и спря­та­на в зем­ле. По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния св.

пат­ри­ар­ху Иг­на­тию но­чью во вре­мя мо­лит­вы бы­ло ука­за­но ме­сто, где хра­нит­ся чест­ная гла­ва. Та­ким об­ра­зом свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на вновь. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся 7 июня (25 мая) как Тре­тье об­ре­те­ние гла­вы св.

Иоан­на Пред­те­чи

День стро­го­го по­ста

Усек­но­ве­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи от­ме­ча­ет­ся 11 сен­тяб­ря (29 ав­гу­ста). Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний в од­ной из про­по­ве­дей так трак­ту­ет тот факт, что Усек­но­ве­ние гла­вы свя­то­го (то есть на­силь­ствен­ное убий­ство) – яв­ля­ет­ся имен­но празд­ни­ком:

«Се­го­дня мы празд­ну­ем день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи… Сло­во «празд­но­вать» мы при­вык­ли по­ни­мать как ра­дость, но оно же зна­чит «оста­вать­ся без де­ла», а без де­ла мож­но оста­вать­ся, по­то­му что за­хлестнет ду­шу ра­дость и уже де­ла нет до обыч­ных дел, а мо­жет это слу­чить­ся по­то­му, что ру­ки опу­сти­лись от го­ря или от ужа­са. И вот та­ков се­го­дняш­ний празд­ник: за что возь­мешь­ся пе­ред ли­цом то­го, о чем мы слы­ша­ли се­го­дня в Еван­ге­лии?»

Читайте также:  Михаил тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

По­это­му в день Усек­но­ве­ния преду­смот­рен стро­гий пост, во вре­мя ко­то­ро­го не упо­треб­ля­ет­ся в пи­щу мя­со, мо­лоч­ные про­дук­ты, ры­ба. «Не бу­дем мы со­общ­ни­ка­ми чре­во­уго­дия Иро­да», – го­во­рит Ти­пи­кон. Устав по­яс­ня­ет, как пра­виль­но от­но­сить­ся к это­му празд­ни­ку:

«Бу­дем есть мя­со или дру­гую изыс­кан­ную пи­щу? А Кре­сти­тель жил в без­вод­ной и бес­трав­ной пу­стыне — ни хле­ба не ел, ни дру­гой еды не имел. Ви­но пьем? А он не пил ни ви­на, ни дру­го­го пи­тья мир­ско­го.

Сто­лом и одром его бы­ла зем­ля, вку­шал он толь­ко ак­ри­ды (струч­ки рож­ко­во­го де­ре­ва, по дру­гим ис­точ­ни­кам — род съе­доб­ной са­ран­чи) и ди­кий мед. Вме­сто ча­ши — при­горш­ни во­ды, те­ку­щей из кам­ня.

По­это­му про­ве­дем этот день в по­сте и мо­лит­ве».

Пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи уста­нов­лен, ве­ро­ят­нее все­го, вме­сте с празд­ни­ком, на­ча­ло ко­то­ро­го от­но­сит­ся к пер­вым вре­ме­нам хри­сти­ан­ской Церк­ви.

Древ­ность по­ста в этот день под­твер­жда­ет­ся уста­вом иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря прп. Сав­вы Освя­щен­но­го.

В нем го­во­рит­ся, что пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи «за­ве­щан древни­ми свя­ты­ми от­ца­ми».

Не есть круг­лое – суе­ве­рие

От­но­си­тель­но празд­ни­ка Усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на су­ще­ству­ет мас­са суе­ве­рий, не име­ю­щих от­но­ше­ния к су­ти по­чи­та­е­мо­го со­бы­тия.

На­при­мер, что в этот день нель­зя ста­вить на стол ни­че­го круг­ло­го (ни блюд, ни та­ре­лок), нель­зя есть пи­щу круг­лой фор­мы (то есть – кар­то­фель, лук, яб­ло­ки, ар­бу­зы), ис­поль­зо­вать ру­бя­щие и ре­жу­щие пред­ме­ты.

На­при­мер, по бе­ло­рус­ско­му по­ве­рью, свя­зан­но­му с днем Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, в те­че­ние го­да го­ло­ва свя­то­го по­чти при­рас­та­ет об­рат­но, но как толь­ко лю­ди в этот день нач­нут ре­зать хлеб – сно­ва от­па­дет.

У юж­ных сла­вян в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи стро­го со­блю­дал­ся за­прет на крас­ные пло­ды и на­пит­ки, так как счи­та­лось, что «это кровь свя­то­го Иоан­на». По­это­му в этот день не ели чер­но­го ви­но­гра­да, по­ми­до­ров и крас­но­го пер­ца.

Ра­зу­ме­ет­ся, эти суе­ве­рия рас­про­стра­ня­лись (и рас­про­стра­ня­ют­ся ино­гда до сих пор) сре­ди лю­дей ма­ло­цер­ков­ных и не име­ют ни­ка­ко­го ос­но­ва­ния в тра­ди­ци­ях Церк­ви от­но­си­тель­но дня празд­но­ва­ния Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Где на­хо­дит­ся гла­ва св. Иоан­на Пред­те­чи

В ми­ре су­ще­ству­ет несколь­ко свя­тынь, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с со­бы­ти­я­ми Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Это ча­сти­цы гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля: пе­ред­няя часть гла­вы на­хо­дит­ся в ка­то­ли­че­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в го­ро­де Амье­на (Ита­лия), часть гла­вы хра­нит­ся в Лав­ре свя­ти­те­ля Афа­на­сия Ве­ли­ко­го на Афоне, а гроб­ни­ца про­ро­ка с ча­стью его гла­вы на­хо­дит­ся в ме­че­ти Омай­я­дов в Да­мас­ке.

На ме­сте об­ре­те­ния гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля – Еле­он, го­ры Воз­не­се­ния в Иеру­са­ли­ме – на тер­ри­то­рии рус­ско­го Спа­со-Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря по­стро­е­на ча­сов­ня в па­мять это­го со­бы­тия, а ме­сто об­ре­те­ния от­ме­че­но углуб­ле­ни­ем в мо­за­ич­ном по­лу.

В Москве ча­сти­цы мо­щей св. Иоан­на Пред­те­чи на­хо­дят­ся в несколь­ких хра­мах. На­при­мер, в Иоан­но-Пред­те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре и хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ви­но­гра­до­во.

Под­го­то­вил: Дмит­рий Бо­ри­сов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru 

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история, традиции и приметы праздника

Иоанн Предтеча — самый почитаемый Православной церковью святой после Божьей Матери. Сам Иисус Христос говорит о нем: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».

«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец». Иоанн считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа.

Иоанн происходил не просто из знатной семьи: он сочетал в себе царское и священническое происхождение. Его отец, священник Захария, был из рода Аарона, брата пророка Моисея; мать, праведная Елизавета, происходила из рода царя Давида.

Рождение Иоанна связано с чудом: как и родители Девы Марии, Елизавета и Захария состарились бездетными. У евреев считалось, что бесплодие посылается паре за тяжкие грехи, поэтому к таким супругам относились в обществе с большим предубеждением, нередко ущемляли их в правах и осуждали.

© Sputnik / Виталий Денисов

Икона «Усекновение головы Иоанна Предтечи»

Родители Иоанна тяжело переживали свою бездетность, так что, когда Захарии явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, который станет великим пророком, тот не поверил и в наказание был лишен Богом возможности говорить. Речь вернулась к нему только в день рождения ребенка.

Иоанн появился на свет на полгода раньше Иисуса Христа. Во время знаменитого избиения младенцев, совершенного по приказу царя Ирода, солдаты ворвались в храм к Захарии прямо во время богослужения и потребовали отдать сына. Отец отказался и был убит. Ребенка спасла Елизавета, которая убежала с ним в пустыню.

В Евангелии не говорится о детских годах и юности Иоанна, он предстает в Писании уже взрослым человеком, подвижником и аскетом, живущим в пустыне; Иоанн носил одежду из грубой верблюжьей шкуры, питался саранчой и медом диких пчел, постоянно пребывал в молитве. 

В 30 лет Иоанн Предтеча начал проповедовать и крестить людей в реке Иордан. Именно он крестил Иисуса Христа. За это Иоанна называют еще Крестителем.

За что Ирод казнил Иоанна?

Смерть Иоанна Крестителя напрямую связана с его проповедями: в народе его знали как бескомпромиссного и строгого обличителя греховной жизни, несправедливости и беззакония. Иоанн призывал жить по заповедям Божьим, рассказывал о скором пришествии Мессии.

Его критика касалась и царя Галилеи Ирода Антипы (сына Ирода Великого), который оставил законную жену и сожительствовал с женой своего брата Филиппа, Иродиадой. Ирод под ее влиянием заключил Иоанна в темницу, но казнить не решался: он почитал его за пророка и боялся народного гнева.

В Евангелии от Марка сказано: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».

Иродиада же возненавидела Иоанна, но никак не могла добиться его казни. Возможность выпала на пиру в честь дня рождения Ирода. Перед нетрезвым царем и его высокопоставленными гостями станцевала юная дочь Иродиады Саломея.

Разгоряченный ее откровенным танцем, царь в награду поклялся выполнить любое ее желание, даже если это будет половина его царства. Саломея вышла спросить совета у матери, и та велела потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде.

Как говорится в шестой главе Евангелия от Марка: «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». К Иоанну в темницу послали палача, который обезглавил святого.

Саломея получила голову на блюде, как и просила. Это событие впоследствии стало одним из самых прославленных сюжетов мирового искусства.

Праздником день мученической кончины святого верующие считают потому, что после смерти он обрел вечную жизнь и перешел к Богу.

В чем смысл праздника?

Не всем понятно, почему Иоанн так почитается Церковью и так выделялся самим Иисусом. Ведь он погиб не за Христа, а в результате козней порочной женщины, которая попросту свела с ним счеты.

На самом деле гибель Иоанна символизирует жертву, которую человек приносит, отстаивая правду, свои идеалы. Пустыня, в которой он жил, — символ пустоты людских душ, в которой вдруг слышится голос Господень, голос истины. В Евангелии от Марка так и говорится об Иоанне: «Он глас, вопиющий в пустыне».

© Sputnik / Алексей Куденко

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле.

Незадолго до казни Предтеча, услышав о делах Христа, из темницы посылает к Спасителю своих учеников с вопросом, действительно ли Он — Мессия, или следует ждать другого. Перед лицом грядущей смерти Иоанн колеблется и хочет убедиться, что его жизнь, отданная служению, прожита не напрасно.

Но Иисус не дает четкого ответа, отвечает многозначительно: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.11).

  • Смысл между этих строк — верь до конца, не требуя гарантий, знамений и доказательств.
  • Митрополит Антоний Сурожский говорил в проповеди о том, что в день усекновения главы Иоанна Предтечи следует молиться о тех, кто умер в одиночестве, без утешения, кто погиб из-за того, что умел любить или потому, что другие любить не умели, «в ужасе, и трепете, и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью».
  • Иоанну Предтече также традиционно молятся о людях, страдающих алкоголизмом.

Традиции и суеверия

В христианской традиции в дни больших церковных праздников часто допускаются послабления в еде, даже если они приходятся на Великий пост.

В память о гибели Иоанна Крестителя Церковью, напротив, в праздник установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти святого, как напоминание о том, что невоздержание приводит к страшным последствиям — ведь Ирод дал клятву Саломее, будучи изрядно пьяным, а стол на пиру ломился от изысканных блюд.

Поэтому в праздник запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения, разрешается добавлять в еду растительное масло.

© Sputnik / Олег Игнатович

Репродукция иконы второй половины XV века из праздничного чина «Усекновение главы Иоанна Предтечи» из коллекции Киевского музея.

С этим днем в народе связано немало суеверий:

  • В этот день стараются не пользоваться ножом
  • Не есть ничего красного и круглого
  • Не танцевать, ибо Ирод обещал исполнить желание Саломеи за исполненный ею танец
  • В лесу начинали сбор лекарственных корений
  • Старались приготовить угощение для нищих

В православных храмах в этот день проходят праздничные богослужения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и значение праздника, традиции

Возникновение дня поминовения напрямую связано с личностью Иоанна Предтечи. Эта фигура, безусловно, является одной из самых значимых, которые упоминаются при описании земной жизни Иисуса Спасителя.

Иоанн Предтеча – предвестник появления Мессии, его глашатай. Иисус говорил о нем как об ангеле, преданном друге и святом приверженце учения Божьего.

История начинается с явления архангела Гавриила бездетному старцу Захарии, который был священнослужителем во времена правления царя Ирода.

После очередного мероприятия Гавриил появляется перед Захарией и сообщает ему, что он скоро родит сына. Захария начинает сомневаться в этом, ведь они с женой уже отчаялись иметь детей, этому препятствует преклонный возраст супругов.

Гавриил во гневе насылает на Захарию немоту, объявляя, что голос вернется, когда родится сын.

Елисавета, жена Захарии узнает, что ждет ребенка, но стыдится своего преклонного возраста и долго скрывает это. Наконец, сын рождается. Елисавета сообщает, что его будут звать Иоанном. Отступление от семейных традиций многими родственниками воспринимается с опаской. Но желание назвать сына Иоанном подтверждает Захария, который обретает голос.

Читайте также:  Вселенская родительская суббота: история и значение праздника, традиции

Ирод, который мечтает избавиться от грядущего спасителя, отправляет к дому Захария убийц, но мать успевает забрать сына и уйти с ним в пустыню. Захария умирает от рук палачей, Елисавета спасает сына, но через 40 дней после гибели мужа умирает сама. Так начинается история странствований и скитаний Иоанна Предтечи.

  Иудаизм. Древнейшая мировая религияНиколас де Ланж, 2010

Долгое время Креститель Господа проживал в пустыне, он молился и читал проповеди. В день 30-летия к нему явился Господь и велел рассказать людям о пришествии Спасителя.

Иоанн покинул пустыню и отправился к иудеям. Там он заявил о рождении Мессии и начал прославлять его еще при жизни. После многочисленных приключений, знакомства с Иисусом, его крещения в реке Иордан Иоанн был казнен палачами царя Ирода Антипа Великого.

Дело в том, что Иоанн открыто заявил о нарушении царем одной из семи заповедей. Предтеча рассказал, что Ирод оставил свою законную жену и начал сожительствовать с женой своего брата. Тем самым он преступил правило непрелюбодеяния.

Иродиада, с которой жил Ирод, потребовала посадить Иоанна в темницу. Царь послушал любовницу. Предтеча был брошен в темницу. Там он находился целый год.

К стенам его темницы приходил народ, Иоанн читал проповеди, много разговаривал с людьми, которые преданно любили его за нрав и простоту.

На праздновании дня рождения Ирода случилось непоправимое. Дочь Иродиады, Саломея, исполнила искусный танец, чем очень угодила царю. Он приказал ей просить, о чем хочет. По наущению матери, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя на блюде.

Ирод не хотел убивать Предтечу, так как знал о любви народа к нему, но ему пришлось сдержать обещание. Палачи отсекли голову, уложили на блюдо, отдали его Саломее. Дочь преподнесла блюдо матери с низким поклоном.

Иродиада, будучи мстительной и злобной, исколола язык святого острыми прутьями, затем вонзила в голову кинжал. Она боялась, что святой сможет воскреснуть и отомстить ей, поэтому самостоятельно захоронила голову подальше от тела. С этим связаны трудности с обретением головы Предтечи.

Ирод, Саломея и Иродиада были наказаны за свои грехи при земной жизни. Согласно церковным учениям, после смерти они отправились отбывать адское наказание. Смерти всех участников событий были страшными.

Например, Саломея умерла, когда переходила реку и провалилась под лед. Толстые слои льда сжали ее тело тисками. Со стороны у многих, кто видел ее мертвое тело, складывалось впечатление, что Саломея танцует.

Первое обретение головы датировано IV веком, третье и последнее записывают на IX век. После соединения главы с телом и получения нерукотворного образа началось традиционное почитание всех событий, связанных с жизнью и смертью Иоанна Крестителя.

Голова Иоанна Крестителя в наше время

Голова Иоанна Крестителя – где находится сегодня? В Средние века святыню неоднократно разделяли на фрагменты, которые рассеялись по многим странам. Сегодня о владении частицами главы заявляют христианские храмы и мечети (Иоанн почитается в исламе как пророк Яхья) Италии (Рим), Франции (Амьен), Сирии (Дамаск), Турции (Антиохия), Греции (Афон) и Нагорного Карабаха.

В середине 20 века проводились исследования фрагмента главы (лицевой части), который уже 800 лет хранится в соборе французского города Амьен. Комиссия учёных-экспертов заявила о высокой вероятности подлинности святыни. Приведём слова священника-историка Тимофея Китниса:

«Если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. Из всех мест [где, предположительно, хранится глава] только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы имеет четкий исторический путь».

Примечательно, что над левой глазницей амьенского фрагмента главы присутствует небольшое отверстие. Вероятно, это след от кинжального удара, который Иродиада нанесла в приступе ярости.

Известно, что к святыне совершали паломничества французские короли. Также ей приписывают спасение города от чумы в 17 веке.

В том же столетии святитель Димитрий Ростовский свидетельствовал о посещении Амьена православными паломниками. Священник Максим Массалитин отмечает:

«В последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. При участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются православные молебны и литургии».

Значение праздника для православных

Усекновение главы относится к категории нескольких праздников, связанных с именем Иоанна Предтечи. Христиане традиционно поминают Рождество Иоанна, три Обретения главы, Собор и Крещение.

  Сильные зазывы любимого человека с быстрым эффектом

Для русского православия эта дата означает предвестие пришествия Иисуса, наступление лучшего будущего.

По церковным писаниям, личность Предтечи неотделима от фигуры Иисуса Христа. Этот образ стоит особняком на арене христианства, он являет собой пример трагичной и величественной судьбы.

Предтеча постоянно говорит о следовании традициям, о покорности судьбе и смиренном покаянии.

Как нужно проводить этот день

День Усекновения приходится на 11 сентября. Во время праздника категорически запрещено употреблять мясо, рыбу, молочные продукты. Отказ от чревоугодия – это обязательный атрибут поминовения. Священнослужители комментируют это правило, как отказ от пищи в знак неуважения Ирода, поднявшего меч над головой Иоанна.

Эти требования установлены священными отцами первых церковных времен. Заповеди о воздержании во время поминовения Усекновения описаны иерусалимскими уставами Саввы Освященного.

Традиции и обряды

Верующие считали, что пророк погиб как воин, так как «пошёл в бой» против тех, кто осквернял христианские догмы. Из-за этого в церквях в день его памяти проводят поминовение тех, кто умер в результате сражения с недругами, посягающими на чужие земли. В праздник требуется соблюдать строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу и молоко.

Кроме того, табу накладывалось на любые продукты круглой формы, так как они напоминали голову. Запрещено было петь и плясать. Любое веселье считалось оскорблением памяти великого мученика. 11 сентября начинался период сбора урожая репы.

Крестьяне хорошо понимали, что праздник нужно отмечать скромно, поэтому вместо шумных застолий проводили тихие семейные вечера и давали немного еды нищим.

Распространенные суеверия

Праздник имеет многовековую историю, поэтому многие традиции переплетаются с языческими обычаями. Например, Рождество Иоанна Предтечи приходится на языческий праздник Ивана Купала. Так, с празднованием Усекновения связано много суеверий:

  • Беларусь. Нельзя есть ничего круглого, ставить нас стол круглые блюда. Во время трапезы нельзя использовать вилки или ножи. Суеверие заключается в том, что, по преданию, голова святого на протяжении года прирастает обратно к телу, но, когда люди начинают использовать столовые приборы, вновь отпадает.
  • Южные славяне. Нельзя есть или пить что-то красное, так как это кровь святого Иоанна.
  • Восточные славяне. Категорически запрещено держать в доме мясо во время Усекновения. Это связано с тем, что древние язычники верили: мясо означает казни и убийства.

Суеверия не имеют никакого отношения к церковным традициям. Единственное, чего требует церковь – это соблюдение строжайшего поста.

Приметы

  • Если журавли уже начинали стремиться в тёплые края, то первые сильные заморозки начнутся ещё в ноябре, а зима будет сопровождаться низкими температурами и холодными ветрами.
  • После наступления праздника мужчины начинали теплее одеваться, потому что верили, что без хорошего кафтана можно легко простудиться.
  • Если скворцы к одиннадцатому дню осени не улетали в более приятные для зимовки места, то осень должна была быть скупа на осадки.
  • Постный день считали рубежом, после которого лето окончательно уходит.
  • Если в тёмное время суток грачи проявляли особую активность и летали стаями, то ждали, либо потепления, либо того, что хорошая погода простоит ещё долго.
  • Если через 2-3 часа после рассвета кувшинки не поднимались из воды, то ожидали похолодание и ливни.
  • Расчёсывать волосы и лишний раз прикасаться к голове – дурной знак. Это может навлечь на человека серьёзные проблемы со здоровьем.
  • Если в праздничный день человеку на улице встречалась белая собака, то это считали добрым знаком. Говорили, что такие животные приносят в дом счастье и защищают семью от болезней.
  • Верили, что если утром туман быстро рассеивается, то погода ещё долго не изменится в худшую сторону.
  • Верующие были убеждены, что соблюдение поста в этот день гарантирует исполнение всех желаний и избавление от грехов.
  • Пользоваться ножом – дурной знак. Можно получить серьёзное увечье или даже умереть.
  • Ребёнок, рождённый 11 сентября, будет глубоко несчастен.

Иконография

Существование Иоанна Предтечи как одной из самых значимых фигур, присутствующих при земной жизни Христа, подвигли иконописцев на создание разнообразных сюжетов.

Историки выделяют 2 основных вида изображений. Иконы изображают сам момент преступления, когда палачи отрубают голову Иоанна. Это достаточно мрачные холсты, где изображена отлетающая голова, а также кровь, хлынувшая из тела. Основные оттенки полотен – багровый, черный золотой и коричневый.

На одной из самых известных икон верхняя часть холста украшена изображением Иисуса Христа, который взирает на преступление и складывает руки в благословляющем жесте. Центральная часть верхнего поля содержит надпись, которая гласит, что происходит усекновение головы.

Второй сюжет – это изображение мертвой головы Предтечи. Она покоится на блюде, застеленном белой тканью. Преобладающие оттенки икон – белый, синий, темно-коричневый. Лик святого бледен, глаза закрыты.

Самые темные пятна на иконе – волосы и борода Иоанна. Подложка под головой – темно-красная, за центральным изображением иконописцы рисуют штору лазоревого оттенка. Над головой сделана надпись: «Глава св.

Иоанна Крестителя».

Трагическому событию посвящено немало картин. Многие из них изображают Саломею, которая танцевала перед праведником. Другие рисуют момент преступления, когда над Крестителем заносится меч или нож.

  Ангелина православное имя. Ангелина — значение имени

Бесславная жизнь Ирода и Иродиады

Жизнь Ирода и Иродиады имела печальный конец. Саломея провалилась под хрупкий лед на реке Сикорис, и льдины сковали ее у горла так, что перерезали шею. В результате тело девушки было унесено рекой, а ее голову люди принесли царю на блюде, как некогда была вручена глава Иоанна.

Бесславно сложилась дальнейшая судьба и Ирода с любовницей. Царь Арефа решил отомстить за свою брошенную дочь, вступил в сражение с войском Ирода и победил его. Римский император Калигула, разгневанный на своего ставленника за поражение, заточил его с Иродиадой в тюрьме, где и были закончены их дни.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *