Тропарь пророка самуила: текст кондака и молитвы, когда и как правильно читать

Св. пророк Самуил

Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу.

Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.

Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий.

Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер.

Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1 Цар. 4, 22).

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне.

Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей – Иоиля и Авию – судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя.

Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников.

Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего.

После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула.

Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Пророк Самуил. Слово митрополита Антония Сурожского (Сентябрь 1981 г.)

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Пророк возлил на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

Пророк Самуил

2 сентября (н.ст.) мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества.

До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога.

Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями.

И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся.

И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?..

И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу… И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую имобещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы… Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать “как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим.

И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать.

И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, – дай им царя…

  • И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.
  • Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря…
  • Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.

Святой пророк Самуил

ПРОРОКУ САМУИЛУ
Тропарь, глас 2

Дар многочестен дан бысть неплодней утробе / и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему, / послужив Тому в преподобии и правде, / тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле, / яко молитвенника о душах наших.

Иной тропарь, глас 5

От матере умоленный, тезоимените дания Божия, / от Бога звания во младенчестве сподобися, / честный пророче Самуиле, / добре пасый непокоривыя люди / и царем явивыйся устроитель, / и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога, / да спасет души наша.

Иной тропарь, глас 2

Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу, / и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне, / и сподобился еси предбудущая вещати. / Темже вопием ти: / радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.

Иной кондак, глас 5

Помазателю царский, / паче же святаго боговидца Давида, / великий Самуиле, / потщися умолити о нас, / да помажемся Святаго Духа мастию / и будем странни неприязни, / якоже Давид нечистому духу Саулову.

Канон святому пророку Божию Самуилу, судии Израильскому

  • Пѣ́снь а҃.
  • І҆рмо́съ: Трїста́ты крѣ̑пкїѧ, рожде́йсѧ ѿ дв҃ы, безстра́стїѧ во глꙋбинѣ̀ дꙋшѝ трича́стное потопѝ, молю́сѧ: да тебѣ̀, ꙗ҆́кѡ въ тѷмпа́нѣ, во ᲂу҆мерщвле́нїи тѣлесѐ побѣ́дное воспою̀ пѣ́нїе.
  • Непло́днѣй мое́й дꙋшѝ добродѣ́телей благопло́дїе и҆зрасти́ти твои́ми моли́твами сподо́би, мꙋ́дре, непло́дныѧ прозѧбе́нїе, ꙗ҆́кѡ да твоѐ восхвалю̀ свѣтоно́сное торжество̀ свѧще́нными, самꙋи́ле, пѣ́сньми.
  • Разве́рзый дре́вле ложесна̀ са́рры, и҆ а҆́ннинꙋ моли́твꙋ и҆сполнѧ́етъ проѧвле́ннѡ, и҆ непло́днꙋю плодови́тꙋ бл҃года́тїю сотворѝ, самꙋи́ле, ꙗ҆́кѡ ѕвѣздꙋ̀ тѧ̀, и҆зъ неѧ̀ возсїѧ́ти благоизво́ли.
  • Бжⷭ҇твеннꙋю свѧще́ннѡ ѡ҆мочи́въ, пребл҃же́нне, ѻ҆де́ждꙋ, дꙋ́шꙋ же зарѧ́ми та́йными просвѣти́лъ є҆сѝ дх҃а, всѧ́кой та́йнѣ, бг҃омꙋ́дре, наꙋчи́всѧ, и҆ ꙗ҆́кѡ а҆́гг҃лъ слꙋжи́въ бг҃ꙋ вседержи́телю.
  • Бг҃оро́диченъ: Сы́й со ѻ҆ц҃е́мъ, ꙗ҆́кѡ сн҃ъ превѣ́ченъ, въ послѣ̑днѧѧ вопло́щсѧ, сн҃ъ тво́й и҆́стиннѡ бы́сть, чⷭ҇таѧ, всѣ́хъ же сыноположи́въ бг҃ꙋ вѣ́ры ра́ди, рабо́тавшыѧ лю́томꙋ бори́телю.
  • Пѣ́снь г҃.
  • І҆рмо́съ: Не мꙋ́дростїю, и҆ си́лою, и҆ бога́тствомъ хва́лимсѧ, но тобо́ю, ѻ҆́ч҃ею ѵ҆поста́сною мꙋ́дростїю, хрⷭ҇тѐ, нѣ́сть бо свѧ́тъ, па́че тебє̀, чл҃вѣколю́бче.
  • Высоча́йшїй бг҃ꙋ прилѣпи́всѧ, сла́вне, возлю́бленъ бы́лъ є҆сѝ ѿ негѡ̀, мꙋ́дростїю бжⷭ҇твенною ᲂу҆краша́емь, и҆ цѣ́лостїю ᲂу҆добрѧ́емь.
  • Житїѐ а҆́гг҃льское на землѝ, самꙋи́ле, показꙋ́ѧ, собесѣ́дꙋющыѧ ꙗ҆́вѣ а҆́гг҃лы и҆мѣ́лъ є҆сѝ, блаже́нне, и҆ ꙗ҆̀же па́че ᲂу҆ма̀ наꙋча́ющыѧ тѧ̀.
  • Свѣ́тло ѻ҆́ко дꙋше́вное стѧжа́въ, зри́ши вои́стиннꙋ да̑льнаѧ ꙗ҆́кѡ настоѧ̑щаѧ благода́тїю, прⷪ҇ро́къ показꙋ́ѧсѧ вседержи́телѧ.
  • Бг҃оро́диченъ: И҆зъ тебє̀ про́йде і҆и҃съ хрⷭ҇то́съ воплоща́емь, и҆ ѡ҆божѝ на́съ пло́ти прїѧ́тїемъ, всенепоро́чнаѧ: тѣ́мже ꙗ҆́кѡ мт҃рь тѧ̀ сегѡ̀ почита́емъ.
  • Сѣда́ленъ, гла́съ г҃.

Зако́на сꙋдьба́ми воспита́нъ, пома́занїе че́стно ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ꙗ҆́коже а҆арѡ́нъ свѧще́нствовавъ, и҆ просвѣти́въ се́рдце дх҃омъ, ꙗ҆́кѡ настоѧ̑щаѧ да̑льнаѧ прови́дѣлъ є҆сѝ, прⷪ҇ро́че честны́й. хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ, дарова́ти дꙋша́мъ на́шымъ ми́ръ и҆ ве́лїю ми́лость.

  1. Сла́ва, и҆ ны́нѣ: Въ ржⷭ҇твѣ̀ твое́мъ зача́тїе безсѣ́менное, во ᲂу҆спе́нїи твое́мъ ме́ртвость нетлѣ́ннаѧ, чꙋ́до въ чꙋдесѝ сꙋгꙋ́бо стече́сѧ, бцⷣе: ка́кѡ бо неискꙋсомꙋ́жнаѧ, младопита́тельница чиста̀ сꙋ́щи; ка́кѡ же мт҃и бг҃ꙋ мертвоно́сна мѷроꙋха́ющи; тѣ́мже со а҆́гг҃ломъ вопїе́мъ тѝ: ра́дꙋйсѧ, бл҃года́тнаѧ.
  2. Пѣ́снь д҃.
  3. І҆рмо́съ: Сѣдѧ́й въ сла́вѣ на прⷭ҇то́лѣ бжⷭ҇тва̀, во ѻ҆́блацѣ ле́гцѣ прїи́де і҆и҃съ пребжⷭ҇твенный, нетлѣ́нною дла́нїю, и҆ спасѐ зовꙋ́щыѧ: сла́ва, хрⷭ҇тѐ, си́лѣ твое́й.
  4. И҆зрѧ́днымъ житїе́мъ свѧщенноꙋкраша́емь, бж҃їѧ зако́ны спаси́тєльныѧ ввѣ́рени тебѣ̀ бы́ша, і҆и҃лю возвѣща́ти престꙋпа́ющꙋ, и҆ милосе́рдаго всегда̀ прогнѣ́вающꙋ.
  5. И҆лі́й жре́цъ, беззако́ннꙋющымъ сынѡ́мъ, ѡ҆сꙋжда́етсѧ, и҆ пра́веднымъ сꙋдо́мъ бжⷭ҇твенныѧ слꙋ́жбы ѿлꙋча́етсѧ: свѧще́нный же самꙋи́лъ, ꙗ҆́кѡ послꙋ́шникъ зовꙋ́щагѡ, неле́стною дꙋше́ю вво́дитсѧ.
  6. Зако́ннымъ ѡ҆правда́нїемъ предстоѧ̀ и҆зрѧ́днѡ, ꙗ҆́коже а҆арѡ́нъ дре́вле, всецр҃ю̀ слꙋжи́лъ є҆сѝ, и҆ закѡ́нныѧ жє́ртвы приноси́лъ є҆сѝ, проѡбразꙋ́ющыѧ хрⷭ҇то́во заколе́нїе спаси́тельное.
  7. Безꙋ̑мнымъ лю́демъ твои̑мъ, самꙋи́ле, не пребыва́ющымъ всѣ́хъ цр҃ѧ̀ въ бжⷭ҇твенныхъ повелѣ́нїихъ, помазꙋ́еши манове́нїемъ бг҃одѣ́льнымъ царѧ̀, ꙗ҆́коже проси́ша, рогопосѣка́юща тѣ́хъ крѣ́пость безꙋ́мнꙋю.
  8. Бг҃оро́диченъ: Нѣ́дръ не и҆стощи́въ ѻ҆́ч҃ихъ, въ нѣ́дрѣхъ твои́хъ ꙗ҆́коже но́въ млⷣнєцъ восклони́тисѧ благоволѝ, на воззва́нїе, дв҃о, дꙋ́шъ на́шихъ, є҆мꙋ́же зове́мъ: сла́ва, хрⷭ҇тѐ, си́лѣ твое́й.
  9. Пѣ́снь є҃.
  10. І҆рмо́съ: Нечести́вїи не ᲂу҆́зрѧтъ сла́вы твоеѧ̀, хрⷭ҇тѐ, но мы̀ тѧ̀, є҆диноро́дне, ѻ҆ч҃ескїѧ сла́вы сїѧ́нїе бжⷭ҇тва̀, ѿ но́щи ᲂу҆́тренююще, воспѣва́емъ тѧ̀, чл҃вѣколю́бче.
  11. Оу҆мꙋдри́всѧ дх҃омъ бж҃е́ственнымъ, и҆зъ младе́нства слꙋжи́тель бы́лъ є҆сѝ бг҃ꙋ, є҆ле́емъ, сла́вне, пома́занїѧ, царѝ благода́тїю помазꙋ́ѧ, бжⷭ҇твенными манове́ньми.
  12. Непоко́рнѡ пребыва́ющꙋ предре́клъ є҆сѝ саꙋ́лꙋ, безчи̑ннаѧ преложє́нїѧ, самꙋи́ле блаже́нне, бжⷭ҇твенное хотѣ́нїе, и҆ ѡ҆ставле́нїе ꙗ҆́вѣ бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а.
  13. Безѕло́бїемъ всегда̀ со і҆и҃льтѧны живы́й, ѕло́е преложе́нїе ꙗ҆́вѣ ѡ҆блича́ше, и҆справлѧ́ѧ ꙗ҆́кѡ свѧще́нникъ бжⷭ҇твенъ, ꙗ҆́кѡ прⷪ҇ро́къ и҆́стиннѣйшїй.
  14. Бг҃оро́диченъ: Съ на́ми бы́въ за милосе́рдїе сп҃съ, ѿ крове́й твои́хъ свѧще́нныхъ па́че ᲂу҆ма̀, всенепоро́чнаѧ, воплоща́етсѧ, и҆ бг҃ъ и҆ чл҃вѣ́къ, чл҃вѣколю́бецъ познава́етсѧ.
  15. Пѣ́снь ѕ҃.
  16. І҆рмо́съ: Возопѝ, проѡбразꙋ́ѧ погребе́нїе тридне́вное, прⷪ҇ро́къ і҆ѡ́на, въ ки́тѣ молѧ́сѧ: ѿ тлѝ и҆зба́ви мѧ̀, і҆и҃се, цр҃ю̀ си́лъ.
  17. Сло́во твоѐ, сло́во ѡ҆божа́емо благода́тїю, проѧвлѧ́ше да̑льнаѧ ꙗ҆́кѡ бли́зъ сꙋ́ща, самꙋи́ле прⷪ҇ро́че, сосꙋ́де бж҃е́ственнагѡ дх҃а.
  18. Возвыша́емь высо́кими видѣ̑нїи и҆ дѣѧ́нми, ꙗ҆́кѡ проро́къ и҆ бж҃їй свѧще́нникъ вседержи́телѧ, зако́нными слꙋжє́нїи ѡ҆чища́еши лю́ди, досточꙋ́дне.
  19. Непотре́бствовасѧ саꙋ́лъ, престꙋ́пникъ бы́въ: и҆ бг҃ъ тебѣ̀, вмѣ́стѡ ѻ҆́нагѡ дв҃да кро́ткаго, самꙋи́ле бг҃омꙋ́дре, повелѣва́етъ пома́зати ма́стїю.
  20. Бг҃оро́диченъ: И҆зба́висѧ ѿ болѣ́зней є҆́ѵа, пренепоро́чнаѧ, безъ болѣ́зни бо ты̀ родила̀ є҆сѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шего, стра̑сти всѣ́хъ и҆ болѣ̑зни ꙗ҆́вѣ и҆сцѣли́вшаго.
  21. Конда́къ, гла́съ и҃:
Читайте также:  Богородичное правило: как правильно и сколько дней читать, полный текст на русском языке

Ꙗ҆́кѡ многоче́стный да́ръ, пре́жде зача́тїѧ вда́нъ бг҃ꙋ, и҆ и҆зъ мла́да томꙋ̀ ꙗ҆́кѡ а҆́гг҃лъ послꙋжи́лъ є҆сѝ, всеблаже́нне, и҆ сподо́билсѧ є҆сѝ предбꙋ̑дꙋщаѧ вѣща́ти. тѣ́мже вопїе́мъ тѝ: ра́дꙋйсѧ, прⷪ҇ро́че бж҃їй самꙋи́ле, а҆рхїере́ю вели́кїй.

  • Пѣ́снь з҃.
  • І҆рмо́съ: Ю҆́ношы трѝ въ вавѷлѡ́нѣ, велѣ́нїе мꙋчи́телево на бꙋ́йство прело́жше, посредѣ̀ пла́мене вопїѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
  • Вели́къ тѧ̀ ро́ждшаѧ да́ръ всѣ́хъ цр҃ю̀ приво́дитъ, блаже́нне, моли́твꙋ свѧще́ннꙋ соверши́вши и҆ пою́щи: гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
  • Внꙋ́трь сꙋ́ща хра́ма тѧ̀, и҆ по чи́нꙋ а҆арѡ́ню слꙋжа́ща нбⷭ҇номꙋ влⷣцѣ, бжⷭ҇твеннаѧ бл҃года́ть, сла́вне самꙋи́ле, просвѣтѝ.
  • Сло́вомъ бжⷭ҇твеннымъ сꙋ́диши, блаже́нне, лю́демъ і҆и҃левымъ, си̑мъ ѡ҆правда́нїе всегда̀ бж҃їе возвѣща́ѧ, и҆ ѿвраща́ѧ всѧ́къ вре́дъ врагѡ́въ моли́твою прилѣ́жною.
  • Всѧ́кꙋ ве́щь ᲂу҆праздни́въ, сла́вне, твоегѡ̀ ᲂу҆ма̀, зерца́ло дх҃а показа́лсѧ є҆сѝ, вопїѧ̀ немо́лчнѡ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ неѡпа́льнѡ ро́ждши, пречⷭ҇таѧ, ꙗ҆́кѡ вои́стиннꙋ ѻ҆́гнь бж҃ества̀. тѣ́мже вє́щныѧ моѧ̑ стра̑сти, бг҃ороди́тельнице, попалѝ, ꙗ҆́кѡ ми́лостива и҆ бл҃голюби́ва.

  1. Пѣ́снь и҃.
  2. І҆рмо́съ: И҆зба́вителю всѣ́хъ всеси́льне, посредѣ̀ пла́мене благоче́ствовавшыѧ, снизше́дъ ѡ҆роси́лъ є҆сѝ, и҆ наꙋчи́лъ є҆сѝ пѣ́ти: всѧ̑ дѣла̀ благослови́те, по́йте гдⷭ҇а.
  3. Оу҆краси́всѧ а҆арѡ́нею ѻ҆де́ждою, во ст҃ы́хъ ст҃а̑ѧ вше́лъ є҆сѝ, же́ртвами, пребл҃же́нне, і҆и҃лѧ ѡ҆чища́ѧ, провозвѣща́ющими закла́нїе а҆́гнца сп҃си́тельное.
  4. По́мысломъ чи́стымъ прїе́мъ зарю̀, самꙋи́ле, дх҃а, ꙗ҆́коже прⷪ҇ро́къ бжⷭ҇твенъ, провозвѣща́еши да̑льнаѧ ꙗ҆́кѡ настоѧ̑щаѧ: сегѡ̀ ра́ди вѣ́рнѡ восхвалѧ́емъ тѧ̀.
  5. И҆збра́нъ дв҃дъ бы́сть въ сынѣ́хъ і҆ессе́евыхъ, ꙗ҆́коже ꙗ҆ви́лъ є҆сѝ, помазꙋ́ѧ того̀ ма́стїю, самꙋи́ле, ст҃о́ю, и҆ взыва́ѧ: благослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
  6. И҆́же твоѐ соверша́юще торжество̀, самꙋи́ле, пра́вєднымъ собесѣ́дниче, твои́ми моли́твами да ᲂу҆лꙋчи́мъ ца́рство вы́шнее, вопїю́ще: бл҃гослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
  7. Бг҃оро́диченъ: Млⷭ҇рдїѧ твоегѡ́ мѧ сподо́би, ми́лостиваѧ и҆ бл҃голюби́ваѧ влⷣчце, и҆ гее́нны и҆зба́ви мѧ̀, и҆ тмы̀ ѻ҆́ноѧ кромѣ́шнїѧ: да вѣ́рою и҆ любо́вїю почита́ю тѧ̀.
  8. Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Є҆́ѵа ᲂу҆́бѡ недꙋ́гомъ преслꙋша́нїѧ клѧ́твꙋ всели́ла є҆́сть: ты́ же, дв҃о бцⷣе, прозѧбе́нїемъ чревоноше́нїѧ, мі́рови благослове́нїе процвѣла̀ є҆сѝ. тѣ́мъ тѧ̀ всѝ велича́емъ.

  • Стоѧ̀, ꙗ҆́кѡ слꙋжи́тель, предъ лице́мъ влⷣки и҆ бг҃а на́шегѡ, бл҃же́нне, непоро́чнымъ житїе́мъ ᲂу҆кра́шенъ: томꙋ̀ слꙋжи́лъ є҆сѝ, бжⷭ҇твєнныѧ лꙋчы̀ прїе́млѧ, и҆ проро́чествꙋѧ ꙗ҆вле́ннѣе.
  • Ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ ѿ ᲂу҆тро́бы ма́терни, сла́вне, ст҃а́гѡ дх҃а сосꙋ́дъ: свѧще́нною же просїѧ́въ ѻ҆де́ждою, бг҃ꙋ ᲂу҆годи́лъ є҆сѝ, кро́тостїю се́рдца, пребога́те, и҆ по́мысла красото́ю.
  • Дне́сь па́мѧть твоѧ̀ на́мъ ꙗ҆́кѡ со́лнце, бг҃оно́се, возсїѧ̀ лꙋчы̀ бога́тыхъ дарова́нїй, просвѣща́ющи дꙋ́шы чтꙋ́щихъ тѧ̀, мглꙋ́ же лю́тыхъ ѿгонѧ́щи: тѣ́мже тѧ̀ всѝ ᲂу҆блажа́емъ.
  • Взѧ́тсѧ ко ѻ҆би́телемъ свѣтови̑днымъ, и҆ просїѧ́лъ є҆сѝ со́лнца свѣтлѣ́йше, ви́диши ꙗ҆̀же ви́дѧтъ прⷪ҇ро́цы и҆ а҆пⷭ҇ли, и҆ всѝ пра́веднїи, ѡ҆божа́емь прича́стїемъ, бг҃одохнове́нне: тѣ́мже тѧ̀ всѝ ᲂу҆блажа́емъ.
  • Бг҃оро́диченъ: Тлѣ́нїѧ не позна́вши мꙋ́жеска, нетлѣ́ннаго во ᲂу҆тро́бѣ прїѧ́ла є҆сѝ сло́ва, на́съ и҆стлѣ́вшыѧ и҆збавлѧ́ющаго мно́гими грѣхи̑, стрⷭ҇тїю нетлѣ́нныѧ пло́ти є҆гѡ̀, нетлѣ́ннаѧ є҆ди́на всенепоро́чнаѧ.
  • Свѣти́ленъ.
  • Самꙋи́лъ пѣ́тъ бꙋ́ди, пре́жде зача́тїѧ да́нный да́ръ бг҃ꙋ вы́шнемꙋ, ѿ ма́тере всебл҃госла́вныѧ, и҆ царѝ помазꙋ́ѧй се́й, ꙗ҆́кѡ і҆ере́й и҆ прⷪ҇ро́къ.
  • Сла́ва, и҆ ны́нѣ: А҆пⷭ҇ли ѿ конє́цъ совокꙋ́пльшесѧ здѣ̀, въ геѳсїмані́йстѣй ве́си, погреби́те тѣ́ло моѐ: и҆ ты̀, сн҃е и҆ бж҃е мо́й, прїимѝ дх҃ъ мо́й.

Пророк Самуил день памяти в в 2022 году по православному календарю

Пророк Самуил — христианский святой, почитаемый православной церковью. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой пророка Самуила, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти пророка Самуила в 2022 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день святого пророка Самуила в 2022 году?

День памяти святого пророка Самуила в 2022 году отмечается 2 сентября.

По старому стилю день пророка Самуила отмечался церковным календарем 20 августа. Дата не является переходящей, отмечается православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие пророка Самуила

По преданиям, пророк Самуил жил в XI веке до Рождества Христова. Родителями Самуила были Елкан и Анна. Жила семья недалеко от Иерусалима, в городке Рафаим-Цофим. Елкан горячо любил Анну, но она не могла дать ему детей, вторая жена Феннана подарила мужу несколько сыновей и дочерей. Феннана ревновала и постоянно унижала Анну, и даже нежные заверения мужа в любви не могли её успокоить.

В отчаянии Анна пришла в скинию и молилась Господу с просьбой подарить ей сына. Она пообещала, что сделает его назореем, и он посвятит жизнь служению Господу. Спустя время Анна забеременела и родила сына, которого назвала Самуилом, что в переводе означает «испрошенный».

Когда Самуил подрос, Анна выполнила своё обещание и отдала Самуила на служение Богу к священнику Илие, в Силом. Благочестивое поведение юного Самуила покоряло всех. Самуил стал пророком Божьим ещё в юности.

Однажды, после дневной службы, во время отдыха, к Самуилу обратился сам Бог, но мальчик не понял, и решил что его зовет священник. Илия понял, что мальчику было явление и научил ребенка, как понять волю Всевышнего.

Бог передал ему грозную весть о семье первосвященника, Бог решил наказать дом Илия, из-за его негодных сыновей.

Илия и его сыновья, Офни и Финеес погибли, а народ узнал, что Бог отметил отрока особым расположением.

Война с филистимлянами, на которой погибли 30 000 израильтян, ввела Израиль в смятение, однако Самуил рассказал, что это не случайность, а определение Бога.

Пророк потребовал уничтожения всех идолов и преданного служения Богу. , чтобы народ полностью уничтожил идолов и повернулся всем сердцем к преданному служению Яхве.

Иудеи покаялись перед Богом, Самуил ходатайствовал за израильтян перед лицом Господним в Массиве. Тут он начал свою деятельность как судья Божьего народа. В этот период филистимляне пошли войной на израильский народ.

Самуил обратился к Богу за помощью и тот ответил на его молитву. После этой победы филистимляне больше не решались нападать на Израиль до наступления эпохи царей. Самуил совершал обходы главных городов Израиля и вершил правосудие.

Он был бескорыстным и справедливым судьёй, при его правлении Израиль процветал.

Когда Самуил состарился, он разделил свое правление между детьми Иоилем и Авией. Однако те не подражали отцу в неприязни к неправедному обогащению и благоговении перед Богом.

Однажды к Самуилу пришли старейшины, попросив назначить царя, дабы народ не впал в отступничество. Это опечалило Самуила, когда он понял, что разочарование в одних правителях побудило уповать не на Бога, а на другого человека.

Самуил молился, чтобы узнать о решении Бога. Бог уступил желанию народа и назначил царя. Первым царём Израиля стал Саул.

Для него это стало большой неожиданностью, ведь он происходил из маленького племени немногочисленного колена Израиля.

Однако Саул разочаровал своим правлением. Он стал высокомерен, властен и жесток. Во время наказания амаликитян Саул ослушался Бога: он пощадил лучших животных и царя жестокого народа. После этого огорчённый Самуил провозгласил волю Бога, согласно которой царская власть должна была перейти к другому человеку. Им стал Давид, младший сын Иессея.

После этого о деятельности Самуила больше ничего не известно. Он продолжал молится Господу и руководить сообществом пророков, занимавшихся духовной просветительской деятельностью. Предание гласит, что Самуил скончался в возрасте 87 лет за 2 года до смерти царя Саула.

Где находятся мощи святого

В воспоминаниях, местом упокоения пророка Самуила называют холм ан-Наби Самвил, который находится недалеко от Иерусалима.

Достаменно неизвестно, где находятся мощи пророка Самуила сейчас, однако, по утверждению Теодора Лектора, мощи праведника, находившиеся прежде в Иудее, были отправлены в Константинополь в 406 году по приказу императора Аркадия. Там святые мощи пророка Самуила были помещены в специально построенную церковь.

О чем молится пророку самуилу

Житие пророка Самуила можно назвать примером справедливости и смирения. Имея практически безграничную власть, он оставался смиренным, кротким и справедливым человеком, вершил справедливый суд и не наживался на этом.

Тропарь и кондак, читаемые в храмах в честь пророка Самуила, повествуют о жизни и добрых делах святого. Прямое общение с Богом и откровения пророка Самуила пример истинной веры, смирения для всех христиан.

Молитвы, обращенные к нему, помогают обрести защиту и предводительство.

В молитвах верующие часто просят пророка Самуила: о душевном и телесном здоровье близких; о помощи в учебе детей; о вразумлении, укреплении в вере; о защите и покровительстве; о справедливом решении в спорах; о примирении сторон.

Молитва пророку Самуилу

Дар благоприятен, от матеерних тя рук возложии рождшая, молитвы достоин, Самуиле, плод тя наследовавши и отдавши Богу Благодетелю, якоже обещася. Темже в тебе упокоися благодать Духа, славне, беззлобием возрастивши и мудростию украсивши.

Мастию священною яко священник обложимь и пророк являемь, прозираеши предняя, и повелением Божественным помазуеши царя, и будущая сказуеши, судя праведно израильтеским людем, непрестанно согрешающим и от Бога удаляющимся, Самуиле досточудне, Богоносе пребогате.

Ныне не в гаданиих, ниже в сенех, яко первее, к лицу же лицем зриши, Егоже возжелал еси, плотский мрак и тяготу отложив, и, Небеса обходя, радуешися, пророче всечестне, пророком равностоятелю, праведным собеседниче и Ангелом сопричастниче».

Читайте также:  Икона геронтисса: значение и в чем помогает образ божией матери, тексты молитв

Какого числа день памяти пророка Самуила в 2022, 2023, 2024 году

  • Какого числа день памяти пророка Самуила в 2022 году — 2 сентября.
  • Какого числа день памяти пророка Самуила в 2023 году — 2 сентября.
  • Какого числа день памяти пророка Самуила в 2024 году — 2 сентября.

Дуа, совершаемые во время земного поклона

По мнению большинства учёных, намаз является самым лучшим поклонением верующего. Следовательно, за полноценное совершение этого поклонения мусульманин получает больше всего награды.

При совершении намаза очень важно правильное исполнение всех его составных частей (рукнов), ибо неисполнение или неправильное совершение хотя бы одного рукна делает весь намаз недействительным, если молящийся не исправил это до завершения намаза.

Земной поклон (саджда) является одной из основных составных частей намаза. От имени этого рукна получило своё название главное место поклонения мусульман – мечеть (масджид – место совершения саджды).

Прежде всего необходимо правильно и полноценно совершить земной поклон. Саджда совершается семью частями тела: пальцы ног не должны отрываться от пола; колени, ладони и лоб должны быть прижаты к полу, лоб должен быть открыт, и ничто не должно мешать ему соприкасаться с местом поклона.

Все перечисленные части тела должны соприкасаться с местом поклона одновременно. Бёдра поклоняющегося должны быть выше плеч и головы, соответственно. Если плечи выше или на одном уровне с бёдрами, то саджда не считается выполненной.

На поклоне, приложив семь частей тела к земле, нужно задержаться как минимум на столько времени, сколько необходимо для произнесения выражения «Субх'ана-Ллаh». Если молящийся, не задержавшись, сразу же поднял голову из поклона, такой земной поклон не будет считаться совершённым.

Помимо совершения саджды полноценным образом также важны мольбы, читаемые в это время. Во время земного поклона желательно читать молитвы и обращаться к Всевышнему с мольбами, ибо в этот момент раб ближе всего к своему Господу, и поэтому больше надежды и на принятие дуа в земном поклоне.

  • Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
  • أَقْرَبُ مَا يَكُونُ الْعَبْدُ مِنْ رَبِّهِ، وَهُوَ سَاجِدٌ، فَأَكْثِرُوا الدُّعَاءَ
  • «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так обращайтесь же к Нему с мольбами (в такие моменты) как можно чаще». (Муслим, 482; Абу Дауд, 875)
  • Когда молящийся идёт на земной поклон, он произносит слова «Аллаhу Акбар», а во время совершения саджды произносятся слова поминания Аллаха: «Субх'ана Раббия-ль-А‘ля (Пречист мой Великий Господь)».
  • От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
  • وَإِذَا سَجَدَ أَحَدُكُمْ، فَلْيَقُلْ فِي سُجُودِهِ: سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى ثَلَاثًا، فَإِذَا فَعَلَ ذَلِكَ فَقَدْ تَمَّ سُجُودُهُ، وَذَلِكَ أَدْنَاهُ

«Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, пусть в саджде трижды скажет: “Субх'ана Рабби-ль-А‘ля (Слава моему Высочайшему Господу)”. Если молящийся сделает так, его саджда считается совершённой.

Это наименьшее, что должен сделать человек, который желает произнести слова поминания во время земного поклона».

(Абу Дауд, 886; Тирмизи, 261; Ибн Маджах, 890)

  1. Во время совершения земного поклона желательно произносить молитвы и разные дуа, многочисленные примеры которых приводятся в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
  2. От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, совершая поясные и земные поклоны, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:
  3. سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَبِحَمْدِكَ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي

«Субх'ана-ка, Аллаhумма, Рабба-на, ва би-х'амди-ка. Аллаhумма-гфир ли (Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня)». (Бухари, 794; Муслим, 484)

  • Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, совершая поясные и земные поклоны, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обычно говорил:
  • سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ، رَبُّ الْمَلَائِكَةِ وَالرُّوحِ
  • «Cуббух'ун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух' (Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа)». (Муслим, 487; Абу Дауд, 872)
  • От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что, совершая земной поклон, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обычно говорил:
  • اللهُمَّ لَكَ سَجَدْتُ، وَبِكَ آمَنْتُ، وَلَكَ أَسْلَمْتُ، سَجَدَ وَجْهِي لِلَّذِي خَلَقَهُ، وَصَوَّرَهُ، وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ، تَبَارَكَ اللهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ

«Аллаhумма, ля-ка саджадту, ва би-ка аманту, ва ля-ка аслямту. Саджада ваджhи ли-Ллязи халяка-hу, ва саввара-hу, ва шакка сам‘а-hу ва басара-hу.

Табарака-Ллаhу, ах'сану-ль-халикин (О Аллах, пред Тобой я склонился (совершил саджду), в Тебя уверовал и Тебе предался. Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением. Благословен Аллах, лучший из творцов».

(Муслим, 771; Абу Дауд, 760)

Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, проснувшись однажды ночью и не найдя рядом с собой Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), она стала искать его, и её рука коснулась поднятых вертикально ступней Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который находился в мечети (в земном поклоне) и произносил такие слова:

اللهُمَّ أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ، وَبِمُعَافَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لَا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ

«Аллаhумма, а‘узу би риза-ка мин сахати-ка, ва би-му‘афати-ка мин ‘укубати-ка, ва а‘узу би-ка мин-ка. Ля ух'си санаан ‘аляй-ка.

Анта ка-ма аснайта ‘аля нафси-ка (О Аллах, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и прибегаю к Твоей защите от Тебя.

Не перечислить мне всех похвал Тебе, которых Ты достоин так, как Ты Сам сказал это, воздав их Себе)». (Муслим, 486)

Человеку, совершающему земной поклон, желательно при каждом поклоне произносить все вышеприведённые молитвы и дуа. Если же у него не получается читать все эти дуа и молитвы или нет времени на это, пусть произносит их по частям во время разных намазов.

  1. Если же во время совершения земного поклона молящийся захочет ограничиться наименьшим количеством слов в поминании, ему следует трижды произнести слова: «Субх'ана Рабби-ль-А‘ля ва би-хамди-» и обратиться к Аллаху с короткой мольбой.

Тропарь в православии: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения и отличие от кондака

Придя впервые в православный храм, многие задаются вопросом: что такое тропари? Слово «тропарь» в переводе с греческого языка означает «лад, мелодия, тон». Оно, как и многие другие, вошло в церковную жизнь русского народа. По большому счету, его можно отождествить с гимном, то есть с кратким песнопением, в котором заключается весь главный смысл христианского праздника.

Или, если праздничный день посвящается святому, то в тропаре концентрируются главные события в жизни праведника, преподобного или мученика. Часто в песнопении бывают обращения к святому, раскрываются его подвиги и так далее. Рассмотрим подробнее, что такое тропарь, кондак, канон и другие названия в церковнославянском языке.

Пасхальные тропари

Тропарь зачастую дополняет кондак. Кондак — это как его продолжение, которое еще глубже раскрывает данную тему.

Например, если в праздничном Пасхальном тропаре поется о воскрешении Христа «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!», то Пасхальный кондак подробнее рассказывает о том, как Господь вошел во гроб, воскрес как Победитель и женам-мироносицам сказал «Радуйтеся!», апостолам «мир даруяй, падшим подаяй воскресение!»

Воцерковленные люди наверняка на вечерней службе слышали примерно следующий возглас: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя». Затем певчие начинают исполнять мелодичные напевы, которые называют стихирами. И согласно правилам, вечерня заканчивается вновь тропарем или же тропарным гласом, которых есть всего восемь.

  Кто такие христиане? История возникновения христианства

Особенности порядка пения

Главным образом тропари и кондаки исполняются во время храмовых и престольных торжеств в составе божественной литургии. Аналогично эти песнопения исполняются в дни средних, малых и полиелейных торжеств.

Познавательно! Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

Во время празднования Пасхи поется самый главный тропарь – «Христос Воскресе». Аналогично исполняется тропарь Рождеству Христову.

В целом для каждого праздника, как малого, так и большого, песнопения исполняются в определенной последовательности.

Сначала звучат все тропари, которые полностью описывают главное событие дня. Затем церковный хор вместе с прихожанами исполняют кондаки.

  • Важно подчеркнуть, что частенько в храмах большие праздники накладываются на дни, когда должен быть по расписанию исполнен тот или иной тропарь.
  • В таких случаях ежедневный вариант опускается и исполняется та молитва, которая повествует о великом торжестве.
  • Однако если служба в честь праздника проходит в вечернее время, то в дневное время допустимо исполнять плановое песнопение, которое поется в тот или иной день недели вне зависимости от события.

Это интересно!Сильная материнская молитва оберег о защите сына

Отличия тропарей от других песнопений

Что такое тропари, как отличить тропарные гласы от стихирных, ирмосных? Впервые придя на клирос, певчие не понимают значения этих песнопений. На самом деле тропари являются высшими из всех церковных произведений. С ними могут посоперничать лишь прокимны, которые исполняются перед чтением Апостола и Евангелия.

Читайте также:  Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы

Поэтому тропари вместе с кондаками в ряду с другими песнопениями занимают почетное место. Тропарями открывается и заканчивается утреня и вечерня.

Значение слова «тропарь» можно также толковать «победный знак», «трофей». То есть они прославляют победу, например, Иисуса Христа над смертью для всех нас, победу мученика над язычеством, преподобного над страстями и так далее.

Впервые тропарные гласы стали петь в Египте и Малой Азии. Это произошло в IV и V веках от Рождества Христова. Каноны появились значительно позже — в VIII веке.

Как ни странно, но вопрос, что такое тропарь, еще не исчерпан. Значение этого слова у древних эллинов объяснялось как «лад, пение». Все их напевы — миксолидикийский, лидикийский и другие, назывались тропарями.

В церковнославянском уставе слово «тропарь» часто употребляют с другими словами-дополнениями, например, отпустительный тропарь. По сути, они являются собственно главными песнопениями, которыми заканчивается утреня и вечерня.

История и виды тропарей

Перервинский-монастырь.рф

Тропари – самые древнейшие песнопения, положившие начало всей гимнографии христианской церкви. Именно эти краткие рассказы о событиях, ставшими значимыми в истории христианства во многом повлияли на формирование всего богослужения.

Они существовали уже в 4 и 5 веках в церквях Египта и малоазиатских богослужениях. А вот христианское упоминание обнаружилось в Константинопольской Церкви. Там тропарь служил единственным песнопением богослужения. Эти факты придают особое значение таким элементам богослужения, говоря об их значимости, незыблемости и необходимости для христианства.

Стоит заметить, что тропари не взяты из Священного писания, то есть, это не псалмы и не библейские песни, которые имеют более древнее происхождение.

Мелодия тропаря особо богатая и сложная, ведь он является венцом других напевов, занимая самое почетное место. Тропарь открывает ряд песнопений на утрене, а также на вечерне служит завершением молитв. Во время литургии он заменяет все другие роды напевов, как и на часах.

Различают три вида кратких песнопений:

  1. Тропарь праздника. Рассказывает о сути праздника, раскрывает его значение и воспевает.
  2. Тропарь иконы. Рассказывает о явлении какой-либо иконы, освещает ее значение.
  3. Тропарь святого. Праздник каждого святого имеет свой тропарь, ведь именно в нем излагается подвиг святого, его заслуги и чудеса, совершенные при жизни.

Такие тропари называют отпустительными, потому что они поются в заключительной части богослужения.

Тропари канона

Тропари канона — это песнопения, которые поются во время служения канона. То есть это то количество стихир, которые поются вместе с небольшими припевами.

Если в уставе Богослужебной книги указывается, что «тропари на Господи воззвах» глас такой-то, это обозначает, что стихиры на «Господи воззвах» следует петь определенным гласом. В церковном пении можно встретить еще такие названия, как седальны, ипакои, светильны. Все эти песнопения близки и по смыслу, и по мелодии к тропарям. Поэтому их часто объединяют в одно слово.

Необходимо знать, на какой слог ставится ударение в слове «тропарь». Это второй и буква А. Так как слово было заимствовано, то неудивительно, что многие ставят ударение на букву О. Но для тех, кто давно посещает церковь, хранит все ее устои и стремится к совершенству, непозволительно ошибаться в нем.

Стандартная трактовка

В википедии тропарь – это термин, который имеет древнегреческое происхождение. Переводится на русский он как «мелодия» или «лад», но значение его имеет несколько иной смысл.

Охарактеризовать его можно как молитвенное песнопение в краткой форме, в котором отображается суть того или иного праздника.

Также тропарь для молебнов прославляет и призывает на помощь священное лицо, «ответственное» за конкретный праздник.

Познавательно! Расписание богослужений в Елоховской церкви на Бауманской

Интересен тот факт, что тексты тропарей и порядок их исполнения не указан ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Традиция исполнять подобные краткие, простые и предельно понятные песнопения возникла в Константинополе примерно в пятом веке нашей эры.

Придумал, а точнее, написал первые тропари Роман Сладкопевец, а саму традицию занесли в Устав Великой Константинопольской церкви. Ныне узнать каждому человеку о том, что такое тропарь и ознакомиться с текстами подобных пений можно, купив соответствующий сборник под названием «Тропарион».

Все существующие тропари дня или праздника имеют одинаковую структуру. В самом начале идет четкое описание праздника или же извещение о заслугах и подвигах конкретного святого. Затем следует просьба, в которой прихожане просят святого молиться за сегодняшний праздник и их души. Иногда пение заканчивается славословием.

Обратите внимание! Несмотря на то, что такое понятие в церкви, как тропарь, имеет музыкальную основу, то есть состоит из нотной партии и словесного текста, стихи его могут быть нерифмованными. Важно, чтобы в них отображалась суть сакрального торжества, а рифмой в некоторых случаях можно и пренебречь.

Разновидности тропарей

Рассмотрим, какие бывают тропари и кому посвящаются. Бывает, что в служебной книге или календаре стоит краткое слово: «Богородичен». Что оно означает? Это стихиры, седальны или тропари Божией Матери, посвящены ее подвигу и служению.

Если там стоит слово «Воскресны», то означает, что все песнопения после этого слова посвящаются Воскресению Господа Иисуса Христа.

Слово «Крестобогородичны» — это скорбь Пресвятой Богородицы о крестной смерти ее сына, Иисуса Христа.

«Крестовоскресны» — песнопения, воспевающие крестные страдания Господа и его воскресение. Такие песнопения исполняются после Воскресного канона и размещены они в Октоихе — специальной книге, где собраны все каноны и тропари, посвященные Воскресению.

Слово «Мученичны» обозначает песнопения, посвященные мученикам. Их можно найти как в Октоихе, так и в Триодях и Минеи. Чтобы их быстро найти, перед стихирами ставится слово «Мученичен».

Когда поются тропари по усопшим?

«Покаянны» — это особый вид песнопений, где главной темой является исповедание собственных грехов перед Богом.

По-другому их еще называют «умилительные». Найти их можно в Октоихе на службах понедельника и вторника. Великим постом исполняются три покаянных тропаря, единственные в своем роде.

«Мертвены» и «покойны» — это песнопения, которые содержат в себе молитвы об упокоении усопших. В службе погребения и в субботней службе Октоиха есть текст этих молитв.

Праздники и будни

Мы разобрались в том, что такое тропарь. Но когда его читают? Только в честь великих праздников? Или же для исполнения данного вида песнопения вовсе не требуется грандиозное торжество?

Это интересно!История Ставропольской и Невинномысской митрополии

Тропари поют в церквях каждый день, так как практически каждая дата в календаре знаменательна определенным сакральным событием. Это может быть день рождения, смерти или прославления определенного святого, некий праздник, о котором знает далеко не каждый мирянин и т.д.

Поэтому дни, когда его, то есть тропарь, поют в храме, даже не отмечены в календаре, ведь происходит это ежедневно. Для того, чтобы тропари было исполнять удобнее, приняли решение разделить их в зависимости от дня недели.

Исключения составляют лишь воскресные песнопения, которые проходят каждое воскресенье, и молебны в честь какого-то большого праздника.

Итак, что же именно поется в каждый из существующих дней недели?

  • В понедельник по церковной традиции принято прославлять всех бесплотных представителей наивысших небесных чинов. Как правило, молятся, обращаясь к архистратигам небесным.
  • Вторник – день прославления святых пророков, особенно Иоанна Предтечи.
  • Если настала среда или пятница, значит пришло время вспомнить о Спасителе и его мучительной смерти, ради всех христиан на Земле. Также тропари по средам и пятницам посвящены Животворящему Кресту.
  • В четверг прихожане чтят память Николая Чудотворца как ведущего святого из всех святых. Также наряду с ним прославляются все существующие апостолы.
  • Суббота – день скорби. Поэтому все читаемые в субботы тропари оплакивают святых мучеников.

Интересный вопрос! Покупая молитвенники и прочие сборники церковных песнопений, люди задаются вполне разумным вопросом: можно ли читать дома тропарь? Ответ на данный вопрос однозначно положительный, так как данная молитва по сути ничем не отличается от классических, более привычных простым мирянам. Дома запрещено петь только лишь божественную литургию.

Непорочны

«Тропари по Непорочных» — это песнопения, в которых вспоминается, как жены-мироносицы пришли ко гробу Господа и где они увидели ангела и услышали от него счастливую весть о воскресении его из гроба. Исполняются они на утрени во время полиелея.

Слово «Непорочны» пришло в церковнославянский язык от 17 кафизмы, которая открывается 118 псалмом. «Блажены непорочные в пути…» — так поется в псалме и по этому названию укрепилось слово «Непорочны».

Во время полиелея данные тропари начинаются словами «Благословен еси Господи» и состоят из шести частей, каждая из которых отделяется припевом и возгласами: «Слава Отцу и Сына и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В праздники вместо «Непорочных» поются перед иконой тропари «Величания». Также они исполняются, когда отпевают архиереев или священников, заслуживших любовь народа, своего прихода, ставших мучениками.

Один из самых известных тропарей, прославившийся настолько широко, что его переводили на все языки — это произведение «Свете Тихий», который поют на Всенощном бдении.

  Зачем сегодня в больнице нужны священники и добровольцы

Кондак. Что это такое?

Наверняка вы сталкивались с таким понятием, как кондак, когда знакомились с тропарем. Чем отличается от кондака вышеописанный термин и есть ли у них сходства?

Итак, кондак – это также краткая молитва, исполняемая в виде песнопения, которая описывает тот или иной праздник.

Но отличается от тропаря она тем, что дает характеристику не торжеству в целом, а отдельному событию или традиции, которые свойственны для праздника.

Важно отметить, что нередко тропарь от кондака отделяют несколько строф. Это происходит в том случае, если второй является частью первого, а не звучит в составе канона.

Важно! Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

Также кондак может быть не только частью тропаря, но и отдельной строфой канона или же самостоятельным мини-произведением.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector