Святой Стефан: житие первомученика и в чем помогает икона, тексты молитв

Содержание

  • Святые стефан и тамара икона молитва
  • Ангел Хранитель в Православии кто такой, значение и в чем помогает
  • Живая Телема. Глава 2. Священный Ангел Хранитель
  • Молитвы святым
  • Молитва святому стефану и тамаре
  • Святой Стефан — молитва святому о помощи.
  • Православный Церковный календарь

А знаете ли Вы своего Ангела-хранителя и икону-заступницу?

  • У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения.
  • Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.
  • Икона Божьей Матери «Державная»
  • Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина».
  • Икона Божьей Матери «Владимирская»
  • Икона «Неопалимая купина»

Икона Иверской Божьей Матери является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

  1. Икона Божьей Матери «Иверская»
  2. Родившимся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.
  3. Икона Божьей Матери «Казанская»

Иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями.

Икона Божьей Матери «Споручница грешных»

Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.

Икона «Взыскание погибших»

Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери — заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их ангел-хранитель.

  • Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
  • Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.
  • Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная» следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их ангелы-хранители — святые Александр, Иоанн и Павел.

У икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский.

Икона «Воздвижение Креста Господня»

Святой Павел — ангел-хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская» их защищают.

Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

Иконы Божьей Матери «Иерусалимская»

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение». Святой Николай Угодник и святая Варвара — их ангелы-хранители.

Иконы – «Сподрушница грешных». Иверская Божья Матерь. Ангелы – хранители – Святые – Стефан и Тамара; Апостол Святой Иоанн — Богослов.

Иконы – «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина», Владимирская Божья Матерь. Ангелы – хранители: Святой Алексий, Святой Георгий – исповедник.

Иконы – «Сподрушница грешных», Иверская Божья Матерь. Ангел — хранитель — Святой Кирилл.

Иконы – «Скоропослушницы Божьей Матери», Иерусалимская икона, Ангел – хранитель — Святой Павел.

Иконы — «Тихвинская Божья Матерь», «Знамение». Ангелы – хранители – Святой Николай – Угодник, Святая Варвара.

Изображения иконы Стефан Сербский, св

Страницы: . Всего изображений: 4. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: Свв. Савва I архиепископ, преподобная Ангелина деспотисса Сербская, её сын святой Иоанн (Бранкович) и святой Стефан деспот. Икона. Сербия. XVI в. Ризница монастыря Керка в Далмации (Сербская Православная Церковь).

У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница

  1. Молитесь перед своей иконой, просите через неё Господа об исцелении и оно обязательно будет.
  2. Для рожденных с 22 декабря по 20 января – икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

  3. Для родившихся с 21 января по 20 февраля – иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина», охраняют их святые Афанасий и Кирилл, а защитят их

Икона Иверской Божьей Матери для тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта.

Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

Родившимся с 21 марта по 20 апреля – икона Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.

Иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери -для рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богослов являются их ангелами-хранителями.

Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня – иконы Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.

Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери — для родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их ангел-хранитель.

Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Иконы «Неопалимая Купина» и «Страстная» – тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их ангелы-хранители — святые Александр, Иоанн и Павел.

Через иконы Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский.

Святой Павел — ангел-хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская».

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества через иконы Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение». Святой Николай Угодник и святая Варвара — их ангелы-хранители.

  • Водолей – Неопалимая Купина; Всех Скорбящих Радостей.
  • Козерог – Владимирская Божья Матерь; Блаженное Чрево.
  • Рыбы – Иверская; Споручница Грешных.
  • Овен – Взыскание погибших; Утоли мои печали.
  • Телец – Благовещение; Споручница Грешных.
  • Весы – Казанская; Левонянская.
  • Скорпион – Неопалимая Купина; Покров Пресвятой Богородицы.
  • Стрелец – Введение во Храм Пресвятой Богородицы; Семистрельная
  • Иконы по знаку зодиака.

Овен (21.03 — 20.04).

  1. Ваша икона: Казанская Божья Матерь.
  2. Ваши Ангелы-хранители: Софроний
  3. Врачанский, Святые Софроний и Иннокентий Московские, Святой Георгий – исповедник.

Телец (21.04 — 21.05).

Ваши иконы: Споручница грешных (в простонародии называемая часто как «Спорушница») – Поручительница за грешников, Заступница и Помошница всех раскаявшихся в своих грехах. Иверская икона Божьей Матери.

Ваши Ангелы-хранители: Святые Стефан и Тамара. Апостол Святой Иоанн Богослов.

Близнецы (22.05 — 21.06)

Ваши иконы: Взыскание погибших. Неопалимая Купина, Владимирская икона Божьей Матери.

Ваши Ангелы-хранители: Святые Алексей Московский и Константин.

Ваши иконы: Богородица всех скорбящих радость. Казанская икона Божьей Матери.

  • Ваш Ангел-хранитель: Святой Кирилл.
  • Ваши иконы: Неопалимая Купина, Страстная икона.
  • Святые Александр, Иоанн, Павел.

Весы (24.09 — 23.10).

Ваша икона: Почачаевская икона Божьей Матери, Неопалимая Купина, Воздвижение креста Господня.

Ваш Ангел-хранитель: Святой Сергий Радонежский-чудотворец.

Скорпион (24.10 — 22.11).

  1. Ваши иконы: Скоропослушница Божья
  2. Матерь и Иерусалимская икона.
  3. Ваш Ангел-хранитель: Святой Павел.

Стрелец (23.11 — 21.12).

  • Ваши иконы: Тихвинская Божья Матерь, Знамение.
  • Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.
  • >Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Ангел Хранитель в Православии кто такой, значение и в чем помогает

Многие интересуются, кто будет Ангелом по дате рождения православного человека.

Святым покровителем или «Ангелом» будет святой или святая (для девочек и женщин), чья память празднуется в ближайшие дни после дня рождения.

Например, если вы родились 6 октября и носите имя Сергей, то вашим покровителем будет преподобный Сергий Радонежский (память его — 8 октября), а если 10 октября — мученик Сергий (память 20 октября).

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека.

Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым, например, об исцелении тяжелых болезней — Пантелеймону Целителю, о животных — святым Флору и Лавру.

Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель. Святой покровитель и заступник — это тезоименитый вам святой, которому вы можете молиться как своему заступнику.

Днем ваших именин будет день памяти святого, в чью честь вы названы в Крещении. Кроме того, вы можете самостоятельно избрать своего святого заступника, если пока не крещены или не знаете, в честь кого названы.

Родителям можно дать совет при рождении ребенка свериться со святцами — православным календарем. Постарайтесь назвать ребенка в честь того святого, чья память празднуется в этот день или на следующий.

Если же вы сами носите следующие распространенные имена великих святых, обратите внимание на дни своих именин:

  • Святителя Николая Чудотворца, память 19 декабря и 22 мая;
  • Преподобный Сергий Радонежский, 18 июля и 8 октября;
  • Мученица Татьяна, 25 января,
  • Великомученик Димитрий Солунский, 8 ноября;
  • Святые апостолы Петр и Павел, 12 июля;
  • Святой пророк Илия, 2 августа;
  • Великомученик Георгий Победоносец, 6 мая, 16 ноября, 9 декабря;
  • Святой апостол Андрей Первозванный, 13 декабря;
  • Святая царица Елена и святой равноапостольный император Константин, 3 июня.

Мы перечислили самые распространенные в России имена самых известных святых.

Однако вы можете крестить ребенка в честь своего любимого святого и даже в честь своего родственника, сделав святым покровителем ребенка любого тезоименитого святого. Для этого не нужно никаких особых обычаев.

Стоит лишь перед Крещением, например, Александра, предупредить священника, что небесным покровителем ребенка будет благоверный князь Александр Невский или преподобный Александр Свирский.

Нельзя крестить ребенка в честь господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Перед их именами издавна благоговеют. Имена Марии даются в честь мучениц, а Иисуса — это редкое монашеское имя — в честь ветхозаветного праведника Иисуса Навина.

Кроме того, можно крестить человека иным именем, отличным от имени в паспорте. Это необходимо, когда выбранного вами для ребенка имени в святцах нет — к примеру, Амелия или Светозар. Поэтому вашу девочку по имени, например, Арамина вы можете крестить с именем Ирина.

Если вы не знаете, как выбрать имя ребенку, которого вы назвали не по святцам (православному календарю), возьмите крещеное имя, которое близко по звучанию к вашему, например:

  • Жанна, Яна, Янина — Иоанна;
  • Анжелика — Ангелина;
  • Лилия – Лия;
  • Светозар — Святослав;
  • Алиса — всегда Александра, потому что имя Алисы до Крещения в православии носила святая царица Александра Федоровна, жена царя-страстотерпца Николая Второго;
  • Владлен (так называли наших родителей и дедушек — если они не крещены, можно крестить их с другим именем) — Владислав.

Также в церковной православной традиции есть имена, которые звучат иначе в переводе. Главный и самый распространенный пример: Светлана — Фотиния. Важно, чтобы именно крещеное имя вы сами и ваши родные писали в записках о здравии, подаваемых за ребенка в храме. Именно оно будет написано в свидетельстве о Крещении.

Ребенка можно назвать в честь Архангела, одного из семи начальников над Ангельским воинством, Архангелов, которые, по словам Библии, приносят Богу молитвы и стоят близко к Нему как военачальники Его Небесного Воинства Ангелов

Живая Телема. Глава 2. Священный Ангел Хранитель

Святой Стефан: житие первомученика и в чем помогает икона, тексты молитв

Священный Ангел Хранитель (САХ) – это термин Кроули для той силы, аспекта сознания или реальной внешней сущности, которую многие другие традиции называли Высшее Я, Авгоэйд, Высший Гений и бесчисленным количеством других имен. Кроули рассматривал Священного Ангела Хранителя по-разному на различных этапах своей жизни и с множеством вариаций, зависящих от аудитории и цели. В некоторых случаях он рассматривал Священного Ангела Хранителя, как если бы это был синоним Высшего Я – аспекта нашего собственного сознательного или бессознательного существования. В других случаях он вполне определенно характеризовал Священного Ангела Хранителя, как внешнюю сущность определенного рода. Например, такого рода опыт был у него с его собственным Священным Ангелом Хранителем, Айвассом, во время диктования Книги Закона, когда он воспринимал его как внешний голос, диктующий ему. Ввиду этого САХ является одной из самых сложных тем для мага с точки зрения толкования или обсуждения, поэтому, пожалуйста, будьте ко мне снисходительны, так как я попытаюсь использовать заведомо несовершенный язык, чтобы углубленно исследовать данный предмет.

В системе А.’.А.’. с самого начала путь к Познанию и Собеседованию имеет исключительную важность. Все задачи учебного плана А.’.А.’. до степени Младшего Адепта разработаны так, чтобы они являлись средствами для достижения Познания и Собеседования.

Инструментарий включает различные виды: магические ритуалы, медитацию, различные практики для постепенного подъема Кундалини, религиозные практики и т.д.; но здесь важно отметить, что все эти простые инструменты должны быть средствами достижения Познания и Собеседования.

Читайте также:  Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

После достижения Познания и Собеседования, когда знание Истинной Воли осознано и глубоко интегрировано в вашу повседневную жизнь, мы можем принять решение делать определенный магический ритуал и быть уверенными, что он согласуется с вашей Истинной Волей.

До Познания и Собеседования – это редкий случай.

К сожалению, этот факт часто является причиной того, что люди игнорируют базовое обучение ритуалам и другие практики, поскольку они не верят, что могут «сделать, как надо», пока не достигли Познания и Собеседования. Необходимо запомнить, что единственный путь научиться делать что-то – это эксперимент.

Никто на начале своего пути не имел уровня глубинного понимания используемых инструментов, методов или понимания своей Истинной Воли, которое появится на более поздних этапах.

Итак, начинайте с того места, на котором вы находитесь, практикуйте, делайте ошибки, учитесь на них… и записывайте все в ваш дневник!

Давайте взглянем на формирование опыта познания Священного Ангела Хранителя, как на выявление склонностей, проявляющихся в жизни соискателей.

Одно из наиболее частых и типичных заблуждений, возникающих на этом пути: не было никакого познания Священного Ангела Хранителя, никакой сознательной связи, затем получили степень Младшего Адепта А.’.А.’. вспышка света и САХ внезапно появился.

Для большинства людей, которых я курировал, также как и для меня самого, путь раскрытия САХ не такой. Обычно возникает постепенно усиливающаяся близость в общении и понимании, которая возникает на нашем пути намного раньше, чем получение степени Младшего Адепта.

Мы чувствуем импульсы и еле уловимые побуждения Ангела в снах, интуитивных озарениях и синхрониях. В те моменты, когда нам кажется, что получены импульсы от глубокого уровня сознания или у нас четкое чувство правоты определенного выбора, мы видим отблеск САХ.

Аналогично стремление к прекрасному в нашей жизни, наши побуждения восхищаться вещами и людьми, которых мы любим, – все это также отблески Ангела.

Несомненно, существует взаимодействие с САХ до момента достижения Младшего Адепта, но оно, как правило, происходит через наше личное бессознательное посредством языка символов. Наш опыт такой коммуникации отличается тем, что мы можем вообще не чувствовать никакого сознательного взаимодействия некоторое время, но постепенно мы улучшаем наше умение общаться на языке символов. С этим связано требование в А.’.А.’. и в других орденах запоминать различные соответствия символов, которые являются в определенном смысле «родным языком» Ангела.

Святой Стефан: житие первомученика и в чем помогает икона, тексты молитв

Древо Жизни со степенями А.’.А.’.

В конечном итоге, мы начинаем постигать это общение в более прямой и осознанной манере. В системе А.’.А.’. так называемое Видение Священного Ангела Хранителя соотносится с Малкут, которая является сефирой степени Неофита (10=10□).

Часто случается, что в степени Неофита, соискатель начинает более сознательно взаимодействовать с САХ, а иногда даже узнает его имя. Это ухаживание – постепенное увеличение и усиление близости, постепенное улучшение нашего навыка понимать язык САХ в нашей жизни.

Наконец на уровне Младшего Адепта (50=6□) происходит прорыв сознания мира Брия в наши Йециратические границы разума, создающий сознательную связь.

О чем молятся стефану пермскому

Стефан Пермский (ок. 1340 — 1396), епископ Великопермский, святитель, просветитель Перми, апостол зырян

Родился около 1340 года в городе Устюг в семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого, Марии, было еще три года, устюжанин святой Прокопий юродивый предсказал ей рождение святого сына [1].

Под влиянием своей благочестивой матери, обладая большими способностями, Стефан с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.

В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

Для просвещения зырян будущий святитель составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Для составления зырянской азбуки он воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы).

Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона.

Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву в 1379 году к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей.

Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной.

Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили зырян, и они сами стали просить его проповедовать им.

Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».

Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза [2] росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей.

Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его.

Святой обратился к ним с проповедью:

На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.

Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Пама [3], который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном.

«У вас, христиан, — говорил Пам, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог — один; Всемогущество — одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту.

После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти.

«Вы свидетели, — сказал святой Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Пама? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Пама, он наделает тебе пакостей». «Нет, — ответил святой, — Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить.

Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пам был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

В 1383 году святой Стефан был поставлен митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке.

Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке.

Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве.

Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к Христианству — сам он крестил население Малой Перми (позже — Коми край, т.е. бассейн реки Вычегда) [4], а далее Веру распространили его ученики и последователи.

Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.

Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам.

Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени.

Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!».

Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.

Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренскую Арханхельскую.

Святителю Стефану приписывают также написание нескольких икон. Самая известная из них — «Зырянская Троица» с обширной надписью стефановской азбукой на коми языке [5].

В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26 апреля 1396 года.

Тело святителя Стефана было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Благодаря трудам святителя Православие твердо укрепилсь в пермяцком краю, а стефановской азбукой образованные писцы пользовались в XV-XVI веках, для написания отдельных надписей и пометок на полях книг.

Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Первое его житие было написано в конце XIV-начале XV века Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского жившим ранее в одном монастыре со святителем и любившим с ним беседовать.

Акафист святому Стефану на основе жития Епифания составил иеромонах Пахомий Серб пришедший на Русь в первой половине XV века [6].

Впоследствии жизнеописание святителя обогатилось деталями из других преданий о нем — так, в первом житии Епифания не говорится об охранной грамоте князя Дмития, о чудесах святителя и о случае с «прокудливой березой».

Божественным желанием, / от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, / ярем Христов взял еси / и людей оляденевшая древле неверием сердца, / Божественное семя в них сеяв, / евангельски духовне породил еси. / Темже преславную твою память почитающе, молим тя: / моли, Егоже проповедал еси, / да спасет души наша.

  • [3] В Житии он именуется «Пам-Сотник».
  • [4] по Житию — 700 человек
  • [5] Ныне хранится в Вологодском заповеднике
  • Чтобы подробнее узнать об этом святом, кратко ознакомимся с его житием и сделаем небольшой анализ деятельности преподобного.
  • Святой Стефан Пермский

Родился будущий святой в Великом Устюге Вологодской области на 1345 год после рождения Христа. На севере страны тогда было мало русских поселений, а у реки Камы и вовсе о них почти ничего не знали. Здесь начиналась Великая Пермь.

Мальчик был родом из семьи церковного певчего. Отец самостоятельно занимался обучением сына и радовался, когда видел, что тому нравится познавать грамоту. Маленький Стефан много читал, уделяя особое внимание Священному Писанию. Так сформировалась его цель стать монахом и служить Господу.

Повзрослев, юноша пошел на служение в Ростовский монастырь Св. Григория Богослова, где со временем принял постриг. Настоятель Парфений, проникшись к юному иноку, принялся обучать его греческому и пермяцкому языку.

Осознав, что только он может понести Слово Божье местным язычникам, Стефан усердно изучал монастырскую библиотеку, перечитывая православные труды и работы греческих философов. Житие инока говорит, что он зачитывался Платоном, Софоклом, Аристотилем, Эсхилом.

Из этого видео вы узнаете о житие святителя Стефана Пермского.

Читайте также:  Можно ли венчаться без регистрации в загсе: правила таинства, официально ли оно

В биографии святого указывается, что он был близким другом Сергия Радонежского. Именно с ним он делился своими мыслями и сокровенными мечтами. Одной из них было несение учения Христова народу коми.

Чтобы донести до язычников Слово Божье, святитель отрывок за отрывком перевел Евангелие на зырянский язык. Однако ему необходимо было благословение, которое поначалу не хотел давать ни один иерарх. Все они аргументировали свой отказ близким концом света, который предсказывали на 1492 год. Единственным, кто согласился благословить миссию Стефана, был епископ Коломенский.

Общаясь с уже обращенными местными жителями, святитель заметил, что на их беседы приходят другие язычники. Многие из них заинтересованно слушали, размышляли, а позже также принимали христианскую веру. Однако были и противники его учения. На Стефана несколько раз совершали нападения, а однажды даже пытались предать огню.

Бесстрашный монах, уверенный в Божьем заступничестве, продолжал уничтожать капища и разрушать символы идолопоклонничества. Как бы ни были разгневаны язычники, по традиции они не имели права нападать первыми, а потому вскоре вынуждены были отступить. Со временем Стефан построил в Усть-Выме церковь Благовещения.

Житие святителя приводит много примеров того, как вера преподобного сметала все преграды на его пути. Так, однажды к нему пришел местный волхв Пама, чтобы переубедить, что много богов лучше, чем один. Видя беспристрастность на лице собеседника, он потребовал пройти испытание водой и пламенем. Однако после согласия святого, испугавшись проверки верой, ушел со своей земли.

Скончался Стефан Пермский 26 апреля 1396 года в Москве, куда годом ранее вернулся по церковным делам. Погребен святой там же, за стенами Кремлевского монастыря.

Святитель сыграл огромную роль в становлении православного христианства на пермской земле. Он даровал народу коми азбуку, которой те пользовались еще два века, чтобы делать надписи и пометки.

Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый. Позже, в XV веке, иеромонах Пахомий Серб написал акафист во имя святого. Далее биография преподобного постоянно пополнялась новыми фактами из его жизни.

Почитают святителя несколько раз:

Молитву преподобному можно читать на церковнославянском или русском языке. Для удобства мы приведем современный перевод.

Стефан Пермский пользуется непререкаемым авторитетом в русском православии. Почтить его память приходит множество верующих, вознося молитву ему во славу и прося его поддержки.

О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Святой Первомученик и архидиакон Стефан. Справка

Молодой архидиакон Стефан выделялся своей верой и даром убеждения. Его деятельность не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме христианство, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Как повествуется в Житии Святого Первомученика и архидиакона Стефана, он возлагал руки на больных, и они выздоравливали.

Святой Стефан, будучи евреем (как и большинство первых христиан) убедительно проповедовал христианское учение в синагогах и побеждал иудейских законоучителей в спорах. Все это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и отвели в синедрион — высшее судилище у евреев.

Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков.

Члены синедриона, слушая его, все более злились.

Как описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов,  во время своей речи святой Стефан вдруг увидел, как над ним раскрылось Небо, воскликнул: «Я вижу Сына Человеческого, стоящего рядом с Богом». Услышав это, члены синедриона пришли в ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город и стали побивать камнями.

Святого Стефана убивали в долине Иссафатовой, которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедрском потоке, имевшем множество камней по берегам.

В то время как Стефана побивали камнями, вдали, на некотором возвышении, взирая с горы, стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и молилась о Стефане Господу, чтобы «Он укрепил его в терпении и принял душу его в руки Свои!».

Погибая под градом камней, Стефан молился об убийцах и просил Иисуса принять его дух. Произошло это событие около 34 года после Рождества Xристова.

Тело Стефана было оставлено на съедение зверям и птицам и лежало день и ночь непогребенным.

И только на другую ночь известный в Иерусалиме еврейский законоучитель Гамалиил, (который и сам потом уверовал во Христа с сыном своим Авивом), послал честных и верных людей и, тайно взяв тело святого, отнес в свое имение.

Через много лет после того, греческая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, прибыв в Иерусалим, на месте, где был убит святой Первомученик Стефан, создала церковь во имя его (освящена в 460 г.).

Впоследствии, при царе Феодосии Младшем (408-450), мощи святого Первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а после создании храма в честь Первомученика Стефана перенесены туда.

15 (28) сентября православная церковь отмечает обретение мощей первомученика архидиакона Стефана, 2 (15) августа   перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана.

Ныне мощи св. Стефана хранятся в Риме в церкви во имя святого мученика Лаврентия по Тибуртинской дороге; значительные части мощей имеются в Венеции и на Афоне.

Десница (до локтя) Первомученика хранится в Серапионовой палате Троице Сергиевой Лавры (Сергиев Посад).

В Иерусалиме есть Церковь Св. Стефана. Она была построена в 1930 году на руинах византийской церкви. По преданию под этой церковью находились могилы Стефана, Гамалиила и его сына Авива.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Жития святых — Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана

Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Декабрь

Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана

Память 27 декабря

Когда Господь наш Иисус Христос, по совершении таинства спасения нашего, вознесся на небо и от Отца ниспослал на апостолов Духа Святого в виде огненных языков (Деян. 2:1-4), и первенствующая церковь (Иерусалимская) начала умножаться, возникло в ней вскоре неудовольствие между христианами из еллинов1 и евреев.

Здесь разумеются не те еллины, которые поклонялись идолам и которых Священное Писание обыкновенно называло язычниками. Язычникам в то время еще не был открыт доступ к вере во Христа и не проповедовалось им слово спасения, даже по убиении архидиакона Стефана, еще не скоро стали допускать язычников в собрание верных.

Первым из язычников христианином был Корнилий сотник (Деян. 10), но едва крестил его св. Петр, вознегодовали христиане из обрезанных иудеев на то, что Петр ходил к необрезанным, и роптали на него до тех пор, пока он не рассказал им о видении, бывшем ему — о плащанице спущенной с неба (Деян. 11:5-18).

Тогда они успокоились и прославили Бога, говоря:

— Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.

Итак, при жизни святого Стефана роптали на евреев еллины не из числа язычников, а бывшие также из евреев и хранившие тот же закон, данный Моисеем, но рассеявшиеся по разным странам (как и святой апостол Иаков в своем послании пишет: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии — радоваться» (Иак. 1:1), и усвоившие еллинский язык (но не веру и нравы), посему их и называли еллинами те, которые жили в Иерусалиме. Подобным образом и Златоуст выражается: «Еллинами, о коих говорится в книге Деяний Апостольских, я полагаю, назывались говорящие по-еллински, потому только, что они по-гречески говорили, будучи евреями». Между такими-то еллинами-христианами и возник ропот на христиан из евреев иерусалимских, ропот за то, что вдовы еллинов были пренебрегаемы при ежедневном назначении служений: или им назначалась низшая работа, или им давалась меньшая и худшая доля пищи и одежды.

При таком положении дел, святые двенадцать апостолов созвали всех бывших тогда верующих и сказали им:

— Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:2-4).

Это предложение святых апостолов было одобрено всем собранием верных, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца антиохийского.

Самые имена сих избранников показывают, что они были родом не из тех евреев, которые жили в Иерусалиме, но из тех, которые проживали в еллинских странах, ибо имена их — не еврейские, а еллинские.

Из них Стефан приходился родственником Савлу, впоследствии призванному Господом с именем Павла к вере и апостольскому служению, Павел же был родом из города Тарса, в Киликии2.

Эти семь мужей потому избраны были из еллинов для служения бедным вдовам, чтобы еллины, доселе скорбевшие о пренебрежении своих вдовиц, успокоились наконец и перестали жаловаться и роптать.

Все сии избранники были приведены к апостолам, и те помолились, возложили на них руки и посвятили их в диаконы (служители).

Первым между ними был Стефан, исполненный веры и силы, и потому назывался архидиаконом.

По благодати Божией, он творил много знамений и чудес среди верных: а если о чудесах его не упоминается в Священном Писании, это нисколько неудивительно, ибо и о делах Самого Христа Господа сказано: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

Впрочем, с полным основанием можно сказать, что святой Стефан, подобно старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми.

Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков. И когда между иудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями разгорелся однажды спор о Господе нашем Иисусе Христе, и одни говорили, что Он — пророк, другие же — что Он льстец, а иные — что Он — Сын Божий, святой Стефан, взойдя на возвышение, стал благовествовать всем о Христе Господе, говоря:

— Мужие братие! Зачем усиливается между вами раздражение, и весь Иерусалим разделяется на партии? Блажен тот из вас, кто уверовал в Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он, для того, чтобы освободить нас от грехов наших, сошел с небес и родился от Пресвятыя и Пречистыя Девы, избранной прежде создания мира, Он принял на Себя и понес наши немощи и недуги, слепым даровал зрение, прокаженных очищал, бесов изгонял.

Читайте также:  Акафист Умягчение злых сердец: текст и значение, как правильно читать молитвы

Они же, услышав слова его, стали спорить с ним, усиливались опровергать его и хулить проповедуемого им Господа, как написано об этом в книге Деяний Апостольских:

«Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев, Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном» (Деян. 9:9).

Ибо евреи, жившие между греками в разных отдаленных странах, имели особые свои синагоги в Иерусалиме.

И таким образом, кроме первенствующей архисинагоги еврейской, в Иерусалиме много было синагог разных пришельцев, или евреев, живших в различных странах, и от каждой страны евреи исключительно в свою синагогу в Иерусалиме посылали детей учиться Закону Божию.

Да и сами они, ежегодно приходя на поклонение ко храму Соломонову, проживали при своих синагогах, и собирались в них, и учились в них, как это видно из второй главы книги Деяний Апостольских: «В Иерусалиме находились иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами, парфяне, мидяне и еламиты» и прочие (Деян.2:5-9), т.е.

евреи, жившие в Парфии, в Мидии, в Еламе3, и в прочих там указанных странах, пришедшие теперь на праздник в Иерусалим. Соответственно сему, были в Иерусалиме синагоги Киликийская, Александрийская, Киринейская4.

О Либертинской5 же рассказывают, что в ней было особенное племя евреев, ведущее свой род от тех, которые некогда были пленены Помпеем римским6, потом отпущены на свободу, и поэтому назывались «либеры», что значит — свободные. Точно также и св. Златоуст говорит: «Либертинами назывались те, коим была дарована свобода римлянами. И так как в Иерусалиме жили пришельцы из разных стран, то они и синагоги свои в нем имели, где слушали чтение закона и молились».

  • Сии-то собрания в синагогах — Либертинской, Киринейской и других, споря со Стефаном, не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил, и святой Стефан в то время словом истины одолел три части света — Европу, Азию и Африку, одолел Европу в лице либертин, пришедших из Рима, находящегося в Европе, одолел Азию в лице киликиян, уроженцев Азии, одолел Африку в лице киринейцев и александрийцев, происходивших из Африки.
  • Они же, не имея силы сказать что-либо против проповедуемой Стефаном истины, светлейшей солнца, воспламенились на него гневом и, полные зависти, подучили некоторых из своих единомышленников, привыкших говорить ложь, объявить главной архисинагоге еврейской, будто они слышали, как Стефан говорил хульные речи против Моисея и Бога. Возмутив, таким образом, народ, и старейшин, и книжников, они напали на святого Стефана, схватили и привели его в синагогу к первосвященникам и великому множеству законоучителей; тут же представили и ложных свидетелей, которые утверждали:
  • — Сей человек не перестает говорить хульные речи на святое место сие и на закон, и мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые установил нам Моисей.
  • Святой же Стефан стоял невозмутимо среди этого убийственного собрания, как ангел Божий, сияя светом божественной благодати, как некогда Моисей: ибо преобразился внешний вид лица его, и все, бывшие в собрании, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела.
  • Первосвященник спросил его:
  • — Справедливо ли то, что говорят о тебе свидетели?

Святой, раскрыв уста свои, произнес длинную речь.

Он начал от Авраама, который первый получил обетование о пришествии Мессии, и затем рассказал всю историю до Моисея, вспоминая о нем с полным благоговением и уважением, и этим ясно показывал и возражал против лжесвидетелей, что сам он вовсе не хулитель ни Моисея, ни Закона Божия, данного через Моисея, и еще яснее доказывал, что именно отцы их были хулителями.

— Не восхотели, — говорил он, — отцы наши быть послушными ему, но отринули Его и обратились сердцами своими к Египту (Деян. 7:39).

Потом возражая на другую клевету, будто бы он произносил хулу на место святое, сказал:

— Соломон построил Ему храм (Деян. 7:47).

Этими словами он как бы хотел сказать: «Я чту место святое, по Божиему благоволению мудро устроенное царем Соломоном и освященное славою Господнею, явленною облаком, я почитаю храм, во славу Божию созданный людьми, но при сем и то исповедую, что Бог более любит пребывать в невещественных, нерукотворенных храмах, т.е. в душах человеческих чистых.

— Всевышний не в рукотворенных храмах живет, — говорил он, — как говорит Бог чрез пророка: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, говорит Господь: и где место покоя Моего; ибо все это сделала рука Моя» (Ис. 66:1-2).

Наконец, исполнившись божественной ревности, как некогда Илия, святой Стефан обратился с обличительной речью против всего собрания:

— Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому: как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника (обетованного Мессии), которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7:51).

Сии слова святого возбудили в первосвященнике и книжниках невыразимую ярость, и все они, слушая сие, рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами своими.

Но Стефан не обращал внимание на их гнев, ибо был исполнен Духа Святого, Который и делал его мужественным и боговдохновенным. Взглянув на небо, он увидел славу Божию.

Доселе он проникнут был лишь желанием узреть ее, и с полной верою твердо надеялся достигнуть сего, а теперь, еще до кончины своей, стал созерцать ее и, как близкий к смерти, встречал ее, как начало блаженства; он увидел и Самого Христа Иисуса, Владыку и Господа своего, стоящего в небе и как бы ожидающего к Себе прихода его, когда, наконец, разрешившись от тела, скорее дойдет к Нему, и там, где Он, Сам Господь, там и слуга Его будет7.

И то, что он видел, то объявил всем, воскликнув громким голосом:

— Вот, я вижу небеса отверзтые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56).

Он не скрыл сего видения, как обыкновенно делали святые мужи, которые, конечно, по смирению своему, не открывали явлений, посылаемых им от Бога, но всем объявил преславное откровение для того, чтобы верные утвердились в вере, а неверные были посрамлены.

И для того еще он сделал сие, чтобы и будущих после его мучеников уверить, что страдающим за Христа нет препятствия к восхождению на небо и какого-либо испытания, но открыт прямой, свободный путь, небо отверзто, воздаяние готово. Сам Подвигоположник, стоя, ждет; Господня слава сама сретает мученика во вратах небесных.

И посему святой первомученик поведал в слух всех, что он видит, как бы призывая этим и других после себя к тому же венцу мученическому.

Но завистливые иудеи, привыкшие убивать пророков и восставшие на Самого Господа, Исполнителя Закона и Пророков, не стерпели слов истины, будучи сами лживы, и не захотели слушать откровения святого Стефана, но подняли громкий крик, стали затыкать свои уши и, единодушно устремясь к нему, возложили на него свои убийственные руки, вывели из города, как прежде Господа Иисуса, благоизволившего пострадать вне стен, и камением побивали благого и верного раба Господня. А чтобы легче было бросать камни на святого, лжесвидетели и убийцы сняли с себя верхние одежды и сложили их при ногах одного юноши, по имени Савла, который хотя был единоплеменником и родственником убиваемого, но более других раздражен был против него, из слепой ревности к Ветхому Закону. Савл — говорится в Деяниях — одобрял убиение его (Деян. 8:1). И св. Иоанн Златоуст говорит о сем так: «Скорбел Савл, что у него не было много рук, чтобы всеми ими можно было поражать Стефана, и доволен был лишь тем, что мученика побивали многие руки лжесвидетелей, которых одежды он сторожил».

В то самое время, когда святого Стефана убивали в долине Иссафатовой (которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедрском потоке, имевшем множество камней по берегам), вдали, на некотором возвышении, взирая с горы, стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и прилежно молилась о Стефане ко Господу и Сыну Своему, да укрепит его в терпении и примет душу его в руки Свои. О, как сладостна, хотя и от жестоких ударов камнями, была смерть святого первомученика, когда с высоты небесной Сладчайший Иисус, а с горы земной Сладчайшая Матерь с возлюбленным учеником взирали на его подвиг! И святой Стефан, под частым каменным дождем, падающим на него, весь обагряясь кровью, ослабевая силами, и разрешаясь от уз плоти, скорбел сердцем не о себе, а о тех, которые убивали его, и прилежнее о них, чем о себе, молился перед смертью: ибо о себе, стоя прямо, говорил:

— Господи Иисусе, приими дух мой (Деян. 7:59). Потом, преклонив колена, молился о своих убийцах, восклицая:

— Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60).

С этими словами святой предал Христу свою чистую душу. Так скончался добрый подвижник, так увенчался, как бы багряными цветами, окровавленными камнями первый мученик и вошел в отверстое, виденное им, небо к Господу и Царю славы, соцарствовать с Ним в бесконечном царстве.

Архидиаконом он рукоположен был святыми апостолами вскоре после Пятидесятницы, и пострадал в том же, по Вознесении Господнем году, 27 декабря, имея от роду немного более 30-ти лет. Лицом он был прекрасен, но еще прекраснее душою.

Тело же его святое было повержено на съедение зверям и птицам, и лежало день и ночь непогребенным.

И только на другую ночь Гамалиил8, известный в Иерусалиме еврейский законоучитель (который и сам потом уверовал во Христа с сыном своим Авивом), послал честных и верных людей и, тайно взяв тело святого, отнес в свое имение, отстоявшее от Иерусалима на 20 стадии9, называемое Кафаргамала, и с честью похоронил там, сотворив над ним плач великий. «И кто бы не плакал, — говорит Златоуст, — смотря на того кроткого агнца, побиенного камнями и лежащего мертвым!».

Через много лет после того, благочестивая царица греческая Евдокия, супруга Феодосия Младшего10, прибыв в Иерусалим, на том месте, где святой первомученик Стефан был убит и земля обагрилась его честною кровью, создала прекрасную церковь во имя его11, в честь же Христу Богу, Ему же слава вовеки. Аминь.

  1. Тропарь, глас 4:
  2. Подвигом добрым подвизался еси первомучениче Христов и Апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.
  3. Кондак, глас 3:

Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше: вчера царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается. Того ради и сканчавается первомученик и божественный Стефан.

Примечания:

1 Еллинами назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на очень распространенном еллинском (греческом) языке, на праздник они приходили в Иерусалим и подолгу жили в нем.

2 Киликия — приморская область на юго-востоке Малой Азии. Тарс — главный город Киликии, и поныне цветущий город.

3 Все это — провинции прежних могущественных царств, впоследствии подчиненных Римской империи; они лежали между Каспийским морем и Персидским заливом. Парфия — большая страна к юго-востоку от Каспийского моря. Мидия — западная часть Ирана, к югу от Каспийского моря. Елам — страна, лежавшая за Месопотамию, по ту сторону Тифа и вдоль этой реки к югу до Персидского залива.

4 Киринея — область верхней Ливии, по северному берегу Африки, к западу от Египта.

5 Либертинцы (с латинского — свободные, или вольноотпущенники) — иудеи, побежденные римлянами во время войн их с ними, особенно при Помпее, лет за 60 до Р.Х.

6 Помпей — знаменитый римский полководец и завоеватель, впоследствии, по уничтожении в Риме республики, в качестве одного из триумвиров, самовластно управлявший третью частью государства.

7 По слову Спасителя. См. Ин 12:26.

8 Гамалиил — знаменитый законоучитель еврейский, занимавший высокое место в Иерусалимском синедрионе, уважаемый всем народом, так что его называли «славою закона». Предание говорит, что он, вместе с сыном Авивом, крещен был Апостолами Петром и Иоанном.

9 Около 3 1/2 верст.

10 Феодосий II, или Младший, царствовал с 408 по 450 г.

11 Церковь освящена в 460 г.; она была так обширна, что в ней помещалось до 10 000 человек.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector