Святой самсон: житие иеросхимонаха и канонизация старца, кому он помогает

Не зарастает народная тропа к могилке истинно народного, московского старца Сампсона Сиверса на Николо-Архангельском кладбище. Старое и самое большое закрытое ныне кладбище в Европе не заброшено, и там всегда много людей в осенне-летний период, несмотря на то, что доехать туда долго и муторно.

Большинство ищут исцеления от мучающих болячек, и огромное число зажигающих свечки на его могилке просят старца ходатайствовать на небесах, чтобы обрести собственный угол, выплатить ипотеку, помочь в судах с жилплощадью. Испортил москвичей квартирный вопрос. Сейчас и в СССР тоже собственная квартира была если не роскошью, то гарантией стабильности и признаком состоявшегося взрослого человека.

Смог ты заработать на собственный угол, или до пенсии проживаешь с родителями и никакая жена-дети не идут в твой шалаш вить гнездо, простите за каламбур.Сампсон Сиверс истинно московский иеросхимонах, несмотря на то, что родился не в Москве.

Он сам удивительным образом проходит по краешку рядом с нашей семьей, нигде видимо не пересекаясь, но почему-то всегда мы его вспоминаем и иногда говорим про него. Он воспринимается, как свой, вешняковский. Рядом с молигкой отца Сампсона находится погост моих предков — прабабушка, дедушка, бабушка.

Когда они были еще живы, в 70-х годах, старец служил в старой церкви в Вешняках, туда же ходила моя прабабушка и бабушка. Церковь либо не закрывалась, или была открыта в брежневские времена, когда гонения на верующих были уже в прошлом, верующие вполне спокойно ходили в храм на тогдашней окраине Москвы.

Советская власть не давала ему прописки, маялся батюшка по квартирам друзей и в итоге обрел покой на даче друзей в Малаховке. Только здесь на него не писали жалоб и доносов, никому не мешали многочисленные друзья и посетители. Здесь он нашел покой на склоне лет, хотя так и не обрел постоянной прописки.

Именно поэтому на могилу старца Сампсона ездят люди, измученные борьбой с государством за квадратные метры, бедолаги, выгнанные родичами с квартиры, мечтающие о собственом жилье москвичи и не только. Удивительно, как похож участок, где долго жил старец Сампсон на дачу, которую получил в конце 80-х мой дед. Старый двухэтажный дом был поделен для проживания двух семей.

Всегда щемит сердце, когда смотрю на эту фотографию. Помню подобные вековые сосны и ворота такие же. А вдруг? Но, конечно, вряд ли…Святой Самсон: житие иеросхимонаха и канонизация старца, кому он помогаетСамое удивительное то, что старец Сампсон необъяснимым образом влияет на жизнь тех, кто его знал, и даже просто слышал рассказы о нем, до наших дней. Я смотрю на фото старца Сампсона, с портрета он сурово смотрит на меня. Эту фотографию привезла моя бабушка, они в изобилии продаются на Николо-Архангельском кладбище в одной свечной лавке, что стоит рядом с его могилкой на развилкеСвятой Самсон: житие иеросхимонаха и канонизация старца, кому он помогаетКомиссия по канонизации наткнулась на некие препятствия и не реализовала просьбу почитателей отца Сампсона причислить старца к лику святых. Это никак не мешает народному почитанию и вполне реальным свидетельствам моих ближайших знакомых. Они говорят о необычайных явлениях, настоящих чудесах и пугающих моментах связанных с отцом Сампсоном.»Я буду стоять за крестом, будете приходить на могилку, я буду видеть кто ко мне приходит» — то ли о ком-то из святых, то ли о себе говорил отец Сампсон на одном старом видео. «Я видел старца Сампсона, такой взгляд у него пронзительный, неприятный, я когда из Малаховки ездил он на платформе стоял. Высокий такой, в черном» — уверяет меня мой отец. «Да как ты мог видеть его? Мы стали ездить в Малаховку в 89 году, а отец Сампсон умер за десять лет до этого, в 1979 году.». Мы даже чуть не поругались из-за того, видел папа старца, или не видел. Вот и думай теперь, верить, или не верить собственному отцу? Кого он видел? В самом ли деле явился в Малаховке после своей кончины отец Сампсон, или похожий на него седой длинноволосый высокий худой священник сурово смотрел, стоя на платформе в ожидании электрички на Москву?»Мы все боялись его, молодые иереи подходили под благословение, он молча стоял в алтаре, служил редко. Когда подходил к нему — испытывал робость.Меня только рукоположили тогда и я начинал служить в Вешняках. Когда старец стоял в алтаре все также благоговейно молчали.» — рассказывает настоятель одного из московских храмов, ныне почтенный протоиерей отец Алексий Ч., крестивший меня в отрочестве. Объяснить, почему он боялся старца, батюшка так и не смог, но то, что старец Сампсон в храме одним своим присутствием устанавливал тишину, а в алтаре никто не смел зубоскалить — непреложный факт. Под взглядом старца большинство людей испытывали непонятное беспокойство, трепет и даже страх.»Я видел его в 70-х, если он приходил на службу в храм, стоял всегда в черном подряснике, у стены, или в углу. Высокий, длинный и худой, как палка. Служил редко, болел.» — так неполиткорректно, но очень исчерпывающе описал внешность старца дядя Коля, ныне отец Николай, пожилой иерей из глубинки. Эти истории не единственные, слышанные мной. Одна старая дева рассказала мне, как ездила со своим родственником на кладбище, и он не смог подойти к могиле старца, хотя и хотел — вроде здоровый мужик вдруг оказался бесноватым, страшно дергался. Истории, как не могут семь здоровых мужиков подвести к могиле старца одного чахлого мужичка, или субтильную даму — уже хрестоматийные. Вы и сами, если поедете туда, сможете насмотреться (если «повезет») на такие вещи.Моя знакомая не пропускает ни одной памятной даты, всегда ездит на кладбище к старцу три раза в год. Она же рассказала историю, как на кладбище рабочие, чтоб им не скучно было, включили не то магнитофон, не то радио. Увещевания собравшихся помолиться на могилке старца были безуспешны. Гости из ближнего зарубежья не собирались проникаться благоговением к почитаемому покойнику и выключать свой музон. Однако кто-то из них вдруг увидел вдалеке за могилками фигуру в черном, она стремительно приближалась к месту, где ковырялись рабочие и даже как будто не шла, а быстро-быстро плыла между деревьев. Инфернальный страх заставил рабочих побросать все и уносить ноги, хотя ничего вроде страшного не происходило. На следующий день вся бригада дружно уволилась, хотя с этой хлебной должности мало кто уходит самостоятельно.  Верить, или нет? Дело ваше.

Как отец Сампсон будущему батюшке невесту пообещал: «История такая. Я из неверующей семьи, ну как вроде как и крещеные, но время такое было в храм конечно не ходили. Крестили меня в 11 лет, это отдельная история, и вот я стал очень интересоваться, меня тянуло в церковь. У нас были соседи, две сестры, одна Мария (сейчас её нет в живых), другая Надежда. Они постоянно ходили в храм, как их тогда называли — богомольные. Заметили они и меня в церкви, на весь район было 2 храма, так что все друг-друга знали конечно. И Вот стали мне рассказывать о вере. Потом стали приглашать в гости, а у бабы Маши и святой угол, и вся стена в фотографиях батюшки Сампсона. Вот я от них и узнал, кто он такой. Они часто ездили к нему в Москву. У Надежды был сын и дочь, впрочем и сейчас есть. Так вот дочь Наталью они брали с собой часто к батюшке и, как-то батюшка говорит им: «Наташу я замуж не отдам». Прошло много времени, Наталья все же вышла замуж, но жизнь не сложилась никак. Так вот до сих пор одна. Я стал своими словами молиться о.Сампсону, каждый вечер. Просил просто:» Батюшка Сампсон помоги мне своими молитвами и предстательством в том-то и том-то…», ну вот в общем какя-то детская молитва, но все же, как ни странно всегда прошения мои были услышаны. Я подростал, в государстве началась «перестройка», я уже не прогуливая уроков ходил в храм, родители уже не были против и я начал алтарничать во вновь открывшемся храме. Я парень был, ну может не скромно, но как есть, застенчивый, и подруг у меня не было, да и целью не ставил с кем-то вот познакомиться и за ручку ходить.

Все же время шло, я заканчивал школу и предстоял выбор, я очень хотел в семинарию, мама настаивала на медицинском. Это вообще отдельная история. Так вот я начал задумываться, что если стать священником, нужно принимать монашество, или жениться. Я начал просить теперь каждый вечер батюшку, указать мне мой путь. Вот молился я, просил, ну какое-то время. Помню было лето. Я спал дома и проснувшись утром посмотрел на часы, помню время на часах было без 5-ти 9-ть. И вот тут я не могу сказать закрывал я глаза или нет, но меня кто-то коснулся плеча я посмотрел….. Стоит батюшка в схиме (как на фото, на тот момент у меня уже была фотография). Я вот это чувство и испуга и трепета и сейчас помню. Факт — я перекрестился. А батюшка смотрит на меня и так пальчиком грозит, и говорит:»Спрашивал? Больше говорить не буду, её зовут Галина.» В тот же момент все пропало я вскочил с постели. Время было без 3-х минут 9-ть. И вот с того момента я начал перебирать, Галина, одноклассниц с таким именем нет, знакомых нет, че та я напутал наверно и продолжал просить батюшки. Маловерный. Прошло несколько месяцев, в нашем храме был Престольный праздник вмц.Екатерины (7декабря). На клиросе пели две сестры-близняшки, они старше меня 13 лет, и как-то мы с ними сдружились давно и по святым местам ездили, и друг про друга знали почти все. Самое интересное, я никогда не знал, что у них есть младшая сестра на Украине. Так вот приехала эта сестра к ним в гости и как раз на праздник. Пришли они в храм…. и я с первого взгляда влюбился, подошел познакомился. А зовут её — Галина. Так начали дружить, переписываться. Дружили, общались 5 лет. Она потом рассказывала, что тоже с первого взгляда влюбилась, плакала зачем приехала, меня увидела, она с подругой в монастырь собиралась. Вобщем я поступил в семинарию, на втором курсе женился. Ни она, ни я в монастырь не пошли. Сейчас уже 13 лет служу, растим с Галей 3-х дочек и до сих пор каждый вечер молюсь нашему батюшке. Его же молитвами Господь да помилует и всех нас. Ну вот такая у меня чудесная история, может кому-то покажется банальным…. А впрочем всем по вере.» — пишет иерей Олег О.

Еще более мистические рассказы можно прочитать у некоторых почитателей старца. Многие из них даже не знали кто такой отец Сампсон, пока не столкнулись случайно с информацией о нем: «Хочу рассказать вам случай. У меня был муж он умер, у нас был свои ломбард. Как-то вечером ко мне подбегает парень, я не испугалась открыла дверь.

По виду понимала только освободился, или сидел. Говорит: «Девушка, дайте мне все полумесяц, что угодно только не крест». Меня как осенило, спрашиваю «что случилось? Ты веришь в Бога?». Он сказал: «Верю, но пока сидел там в тюрьме мне Бог не помогал» и всякую ерунду, а я ему и говорю: «И где же вера твоя, парень, нет веры у тебя.

Хоть ты полумесяц, хоть что на себя повесишь, не поможет.» Поговорила полчаса с ним, понимала, денег нет у него, сняла с витрины самый большой крест серебряный, водичкой святой освятила и говорю ему: «Вот крест — ты отказываешься от него, или ты его берешь и идешь в жизнь не унывая, или ты парень пропадешь». Ему было лет 40 может.

Читайте также:  Церковные праздники в октябре: описания и даты религиозных событий, календарь

Он почитает когда нибудь. Я — та девушка из Новогиреево. К чему все это — я каждый год еду к батюшке на кладбище на день рожденья, на день кончины. Мне нравится там быть. Немного неприятно, что там прямо на месте вымаливают бесноватых и в этой тишине бывает страшно. Как вы думаете, через 4 года на молебен к старцу Самсону попала.

Смотрю — поет мужчина так красиво, поднимаю глаза и вижу стоит тот мужчина которому я крест одела и от души поет. На нем виден тот самый крест. Подходить не стала, улыбнулась старцу и Слава Богу за все, и за все что делают для нас святые Божие угодники. Вот такие чудеса. Дом я получила в дар по молитвам старца, просила ближе к Москве.

Верите и по вере вашей все воздастся — не зря было сказано .»

«Мой любимый батюшка (Сампсон — прим.ред). В 2005 году мне приснился сон, стоит передо мной гроб и я заглядываю в нему, думая «кто умрет?». Перед гробом явился батюшка, убрав его сказал: «Этого не будет!».

Моя дочь с зятем на машине падают с обрыва семь метров на острый камень. Машина разбивается вдребезги, а дети остаются без одной царапины! Люди говорили им: благодарите Бога! После аварии зять принял православие, покрестился.

Слава Богу за все!»

«У меня старшая дочь Ксения,жила в Черкассах (Украина), приняла украинское гражданство, 10 лет прожила с мужем. Он загулял, запил, жизнь стала невыносимая, я забрала её к себе. 5 лет не могли  сделать Российское гражданство. Я стала молиться, просить  помощи от Бога.

Снится мне старичок с белыми длинными волосами, говорит: «Едь в Ростов» и я прснулась, бужу Ксюху, поехали, сами не знаем куда, но в Ростов. Из автобуса вышли — ноги идут к зданию, где когда-то делали перевод документов с украинского языка на русский.

Заходим, а там совсем уже гостиница «Интурист», швейцара спрашиваем: «где же сейчас делают переводы?». Оказывается рядом. Заходим, очереди нет, сделали перевод быстро и едем домой. Вдруг дочка говорит: «Мама, давай зайдём в магазин», выходим на остановке в Ростове из автобуса, прямо напротив православной лавки.

Заходим, и в глаза сразу большая книга красная. И старичёк на фотографии, который мне приснился. Сразу покупаю, оказывается 2-х томник иеросхимонаха Сампсона, я такого и не знала.

Домой приезжаем, открываю первый том и сразу 44-я страница, читаю, что иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс), жил в Мордовии и не мог сделать гражданство, над ним издевались, но потом какой-то, не помню кто, помог ему. А у меня всё это время была какая-то благодать, лёгкость, пока я это читала.

Потом всё пошло как по маслу, из кабинета в кабинет , нас везде принимали и быстро сделали паспорт. Вот такое чудо было в моей жизни. Извини, что я выговорилась. Целую. Мы так долго не могли сделать гражданство, нас гоняли из кабинета в кабинет, по замкнутому кругу, а тут такое чудо, так быстро всё оформили, в каждом кабинете нам выдавали нужный документ и объясняли, какие документы ещё нужны. Я благодарю  Иеросхимонаха Сампсона за помощь.»

Возможно, у истории про старца Сампсона будет продолжение. Всех с праздником! 

Как относиться к иеросхим. Сампсону Сиверсу

Святой Самсон: житие иеросхимонаха и канонизация старца, кому он помогает

Молитва Матроне Московской

О молитве блаженной Матроне Московской

  • Главная→ Без рубрики Православный мир

Сампсон Сиверс 

 Сиверс – одна из наиболее противоречивых фигур в истории современного христианского общества. Его почитатели и последователи борются за присвоение старцу святости, а критики и обличители называют мракобесом и еретиком. Кто же он на самом деле: Божий угодник или фальшивый чудотворец?

Святой Самсон: житие иеросхимонаха и канонизация старца, кому он помогает

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс)

Корень разногласий уходит вглубь тернистого жизненного пути старца, и как монета имеет два профиля: лицевой – официальный и тыльный, таинственную «решку», вскрывающие сомнительные факты в биографии отца Сампсона. 

Две версии биографии

Существуют две версии жизнеописания загадочного старца. Первую можно найти на его официальном сайте, созданном последователями монаха. Вторая берет свои истоки из архивных справок и документов и практически полностью противоречит первой. 

В Петрограде родился будущий иеросхимонах, в миру Сиверс Эдуард Яковлевич.

Его отец числился коллежским асессором, но впоследствии иеромонах Сампсон будет настаивать на графском происхождении родителя и его личной дружбе с императором Николаем II.

Несмотря на крещение в лоне англиканской церкви, мальчик тяготел к православию: самостоятельно посещал храмы, интересовался монашеским бытом, а в 1917 году принял святое крещение с именем в честь преподобного Сергия  Радонежского.  

По официальной версии подвизался при Крылецком монастыре в Пскове, куда прибыл с целью послушничества. Но вскоре был арестован и приговорен к расстрелу, который привели в исполнение на праздник Покрова.

Получил пулевое ранение и сильную контузию – раны, последствия которых будут преследовать монаха всю жизнь. Выжил.

Ночью, иноки вытащили его тело из-под груды убитых, и, переодев в форму красноармейца, отправили к матери.  

В протоколе допроса от 1932 года зафиксированы иные данные. В возрасте 18 лет юноша стал добровольцем Красной армии и ранения получил в боях под Гатчиной.

После чего был демобилизован с белым билетом в Петроград, где перенес восемь операций. Гангрена и сепсис едва не унесли его жизнь, но докторам удалось спасти Сиверса.

Он практически превратился в инвалида: рука работала на четверть от положенного. Кроме того, Сиверс всю жизнь мучился от невроза. 

На реабилитацию юноша был отправлен в город Тихвин. Еще находясь в госпитале Сиверс подал прошение о вступлении в компартию и даже какое-то время служил помощником военного уездного комиссара.

Но затем, укрепившись в вере, отказался от членства в ВКП(б) и стал иподиаконом.

По протекции Тихвинского епископа поступил в Александро-Невскую лавру, где и принял монашество с наречением имени Симеон. 

В 1935 году Сиверса арестовывают за сопротивление так называемым обновленцам – новосформированной церковной структуре, полностью лояльной власти Советов.

Трехлетнее наказание Сиверс отбывал в Свирлаге НКВД, а не на Соловках, как значится в его официальной биографии. После освобождения был рукоположен в сан иеромонаха.

Это событие состоялось на десять лет позже срока, названного самим старцем. 

Через год Сиверса ожидал новый арест по обвинению в антисоветской пропаганде. На допросах иеромонах все отрицал, но измученный угрозами, тяжелыми условиями содержания и обострившейся болезнью, не выдержал: выдал имена всех, кто собирался у него на квартире. Шесть месяцев Сиверс провел в застенках НКВД, написав при этом девять заявлений, в которых отрекался от своего священного сана. 

  • Из письменного обращения от 10 августа 1936 года на имя начальника управления областного сектора НКВД: 
  • «Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им». 
  • По окончании следствия Сиверс был приговорен к исправительно-трудовым лагерям сроком на 8 лет.  

С 1946 года служил в разных приходах в Ставрополе и Мордовии, затем заручившись поддержкой архиепископа Сергия (Ларина) получил место священника в Казанском соборе в Сталинграде. Уполномоченный по делам религии Косицын давал крайне нелестную характеристику Сиверсу, обвиняя последнего в мистицизме, карьеризме и намекая на слишком пристрастное внимание к женщинам на исповедях.

Среди слабого пола Сиверс обрел популярность как целитель-чудотворец, способный изгонять бесов. К монаху съезжалось много девиц и женщин из разных областей Советского Союза, что, в конце концов, вылилось в крупный общественный скандал.

22 мая 1958 в местной газете «Сталинградская правда» был опубликован фельетон «Две жизни отца Симеона», в котором автор уличал священника в блудодеянии. Основой для написания статьи послужило письмо самого Сиверса, адресованного некой Анне Козолуповой. В гнусной цедулке смешалось все «и соборование, и исповедь, и …половые акты», — с ужасом пишет епископ Сергий в своем докладе патриарху.

Епископ, оказавший в прошлом протекторат Сиверсу, был теперь вынужден спешно провести внутреннее расследование. Под давлением письма и косвенных улик отец Симеон сознался, что он:

В наказание иеромонах был сослан в Одесский монастырь и запрещен в служении на 15 лет. Судьба явно благоволила Сиверсу: несмотря на фактический отказ от сана и неоднократные конфликты с руководством, он по-прежнему оставался у дел. Согласно 62-му Апостольскому правилу:

Однако запрет на служение для Сиверса не был окончательным: он имел срок, по истечении которого иеромонах мог быть восстановлен в церковном общении как клирик, а не мирянин. Конечно, 15 лет для 60-летнего старика немалый промежуток времени, но и этим промежутком священник распорядился неверно. Он был вновь обвинен в соблазнении прихожанки и выдворен из обители.  

По другой версии владыка Сергий направил старца в Псково-Печерский монастырь, где Сиверс радел о привлечении молодежи к православию. Это якобы вызвало недовольство партийной верхушки, и руководство монастыря было вынуждено отослать старца прочь. 

Через три года после этих событий Сиверс прибывает в Москву и выходит за штат. А еще через год принимает схиму и нарекается Сампсоном. 

Похоронен на Николо-Архангельском кладбище

На склоне лет старец изнывал от серьезных нарушений неврологического характера, болезни сердца и осложнений на легкие после перенесенного туберкулеза. Скончался в 1979 году в возрасте 79 лет и был похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. 

Попытки канонизации

 

В 1998 году почитатели иеросхимонаха  Сампсона подали коллективное прошение о его канонизации. Но, изучив комплекс исторических документов, Московская епархиальная комиссия возглавляемая игуменом Дамаскином (Орловским) отклонила прошение.

Старец Иеросхимонах Сампсон (Граф Сиверс) 1898-1979. Обсуждение на LiveInternet

Жизнь Сампсона Сиверса, как и его дорога к сану иеросхимонаха, была наполнена событиями и тяжелыми испытаниями. Старца лишали свободы, приговаривали к смертной казни, его поражали изнуряющие болезни. Сампсон проповедовал учение Христа, но зачастую изменял толкование на свой лад, применял методы и обряды, идущие вразрез с христианскими церковными устоями.

Поступки и проповеди монаха вызывали недоумение и служили причиной двоякого восприятия его личности и вклада в развитие православия. Одни священнослужители покровительствовали Сампсону, другие – требовали его изгнания из церкви и лишения сана. У Сампсона немало защитников и среди верующих, заверяющих в его святости и чудотворении при жизни и после смерти.

Происхождение

Сампсон Сиверс, рожденный в июне 1900 года в проживающей в Петрограде англиканской семье, получил имя Эдуард Эсперович Сиверс. Отец мальчика имел полковничий чин, числился советником и другом императора Николая II. Фамилия Сиверс, как признак известного графского рода, документально не имела подтверждения причастности семейства к дворянскому титулу.

В младенчестве Эдуарда крестили в англиканской церкви. Интерес к религии мальчику привила мать. Позже он в одиночку посещал православные храмы, живо интересовался монашеским бытием и определил для себя православие единственной существующей истиной.

  РПЦ русским не друг, не помощник, а враг получается…

Повзрослев, юноша закончил реформатское училище при немецкой церкви, затем обучался в Петроградской гимназии. В возрасте 18 лет Эдуард принял православие, получив имя Сергий в честь святого Сергия Радонежского.

Житие и служение Богу

Сведения о дальнейшем житие пришедшего в православную веру Сергия разнятся. Согласно биографическим данным, в 1918 году он стал послушником Крыпецкой Иоанно-Богословской монашеской обители, куда прибыл с целью ознакомления с жизнью и служением в монастыре. В обители инока нарекли Александром в честь князя Александра Невского.

Вскоре послушника, вхожего в годы детства в царскую семью, арестовали и приговорили к казни через расстрел. Приговор привели в исполнение на празднование Покрова Пресвятой Богородицы. Пуля, предназначенная иноку, прошла через правое плечо. Раненый был контужен и упал замертво. Позже тело подобрали монахи, переодели в форму красноармейского солдата и доставили в дом к матери.

В протоколе допроса от 1932 года указано, что в возрасте 18 лет юноша поступил на службу в ряды Красной армии. В 1919 году получил тяжелое ранение в правое плечо и контузию в боях под Гатчиной.

Раненый был определен на лечение в Семеновский госпиталь в Петрограде, где перенес 8 операций. Состояние осложнило развитие гангрены, но врачам удалось спасти юноше жизнь. Дальнейшее лечение и реабилитацию он проходил в городе Тихвин в стенах Тихвинского монастыря. Следствием ранения стала неврастения, а функциональность руки сохранилась лишь на 15 %.

Терзаемый сомнениями больной, будучи в госпитале, подал заявление на вступление в компартию, но позже, укрепившись в вере, не стал доводить дело до конца. В госпитале состоялось решающее в судьбе молодого человека знакомство с епископом Алексием, принявшим его иподиаконом.

В возрасте 22 лет, по протекции Алексия, Сиверса определили в Александро-Невскую Лавру, где он вступил на путь монашества и был наречен Симеоном. Через год Симеон Сиверс стал иеродиаконом.

Читайте также:  Молитва киприану: биография священномученика, от чего помогает и сильные тексты

В феврале 1935 года отца Симеона арестовали по делу «Ленинградского филиала ИПЦ» и приговорили к трехлетней ссылке в лагерях. Освободившись, Сиверс был рукоположен в Тамбове в сан иеромонаха.

К отцу Симеону шли на исповедь толпы женщин. Многие приезжали за отпущением грехов из других городов. В 1936 году Сиверс, признавшийся в том, что принимал в своей квартире верующих, был арестован повторно.

За 6 месяцев тюремного заключения Симеон написал 9 заявлений, в части которых отрекался от религиозного сана и звания. В итоге Сиверса приговорили к 8 годам трудовых лагерей.

С 1946 года продолжил служение в православных храмах Ставрополя, затем в Пензенской епархии и в женской монашеской обители под Полтавой, получив покровительство архиепископа Сергия Ларина.

Архиепископ Сергий рекомендовал Симеона на службу в Казанский собор города Сталинграда, где его назначили священником.

В этот период действия отца Сиверса были осуждены в жесткой форме. Симеона обвинили в интимных связях с посещающими его женщинами, греховном сожительстве с некоторыми из них, в увлечении мистикой и карьеризме.

Сиверс был уволен из собора с наложением запрета на священнослужение сроком на 15 лет, которые он отбывал в стенах Одесского монастыря.

Согласно официальной версии, Симеона направили в 1958 году в Псково-Печерскую монашескую обитель для привлечения в православие молодежи.

По другим свидетельствам, Сиверса изгнали из Одесской обители в 1963 за попытки совращения прихожанки, после чего он уехал в Москву. В 1966 году, именуемый Сампсоном, он принял схиму.

Кончина

В преклонном возрасте иеросхимонах Сампсон Сиверс страдал от тяжелых неврологических, сердечных болезней и последствий перенесенного туберкулеза легких. Старец скончался в 1979 году в Москве.

Молитва самсону на материальное обеспечение

Преподобный Сампсон Странноприимец совершенно несправедливо мало известен в России, несмотря на то, что является великим христианским святым. Молитва святому Сампсону помогает избавиться от болезней, найти крышу над головой, дарует утешение в скорбях.

Такую благодать от Бога преподобный получил за свою святую жизнь и огромное желание помогать людям. Родился будущий святой в Риме и происходил из богатой и знатной семьи. Благодаря этому он смог получить прекрасное образование и выучиться на врача.

Однако свой ум и свои познания святой преподобный Сампсон Странноприимец направил не на собственное обогащение, а на безвозмездное служение ближним. Оставшись сиротой, он раздал все свое состояние нуждающимся, и отправился служить Богу в Константинополь.

Там он открыл приют для бедных, где предоставлял им крышу над головой и лечил, не взимая за это платы. Скоро молва о чудодейственных молитвах Сампсона облетела все окрестности, и местный патриарх рукоположил его в священники.

Чудеса после молитвы св Сампсону

За великий подвиг служения ближним Бог даровал Сампсону дар целительной молитвы, и он смог лечить людей не только с помощью своего умения, но и молясь о них. Однажды святого призвал к себе для лечения умирающий император Юстиниан.

Святой Сампсон помолился и возложил руки на больное место, после чего болезнь начала оставлять императора. В благодарность за здоровье Юстиниан хотел щедро наградить его но тот отказался, попросив императора спонсировать строительство больницы для бедных. И император выполнил его просьбу, и всю оставшуюся св Сампсон провел трудах, заботясь и развивая свое детище.

Христианская молитва святому Сампсону

После смерти святого Сампсона в 530 году возле его мощей начали происходить чудотворения. Молитвы преподобному Сампсону помогали людям избавиться от серьезных заболеваний. Известен случай, когда некто Феодорит, служивший при дворе императора, упал и травмировал ногу. Нога сильно болела и причиняла больному серьезные страдания.

Тогда Феодорит стал читать молитву святому Сампсону, и через три дня тот явился ему во сне. После этого нога больше не беспокоила его. Современный христиане также могут молиться этому великому целителю, который в своей любви к ближним не имел равных.

Православные священники не рекомендуют покупать иконы в непроверенных местах, поскольку изображение на них может значительно отличаться от каноничного, поэтому покупать икону святого Сампсона лучше в православном интернет-магазине, иконной лавке, монастыре.

Рукодельницы могут вышить икону бисером или в какой-либо другой технике.

Читать текст православной молитвы преподобному Сампсону

О теплый молитвенниче, Благостный отче преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, rpeшнем, и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней.

Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю Прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь

Тропарь, Глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне, в молитвах непрестанно терпевый, нищия возлюбивый и сия удовливый, но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве Блаженне, спастися душам нашим.

Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна, к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне, сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующееся, Христа прославляем, таковую тебе благодать подавающа исцелений.

Посмертные чудеса иеромонаха

Поток верующих, обращающихся к отцу Сампсону, не прекратился и после его смерти. К могиле старца на Николо-Архангельское кладбище Москвы приходят люди и просят о помощи.

Верующие свидетельствуют о том, что Сампсон посмертно помогает им в следующих просьбах:

  Что нас ждет после смерти? Взгляд христианства

  • исцелении от телесных болезней;
  • избавлении от вредных привычек и зависимости;
  • обретении душевного спокойствия;
  • разрешении сложных жизненных ситуаций.

Молящиеся на могиле Сиверса люди сообщают о том, что получали исцеление от болезней в безнадежных случаях, когда медицина оказывалась бессильна.

Как проехать до кладбища

До некрополя можно добраться на метро, общественным транспортом или на машине. Адрес кладбища: Носовихинское шоссе, 16.

В случае использования личного транспорта время пути будет зависеть от начальной точки и пробок на дорогах.

Если добираться от МКАД. Сначала необходимо доехать до Носовихинского шоссе. Затем держать курс на шоссе Ильича до перекрестка с улицей Руднева. Там повернуть направо, а после налево. Попав на улицу Октябрьскую двигаться прямо до въезда на кладбище.

Если добираться от центра, то это займет более длительный временной период. Нужно выехать на набережную реки Яузы. Следующая точка – улица Николоямская. После необходимо пересечь Андроньевскую площадь и улицу Радонежского. Попав на бульвар Энтузиастов, водитель двигается до развязки на МКАД. А дальше по уже намеченному маршруту.

Если добираться на метро, то удобнее всего это делать от станции Новокосино. Там можно пройти до погоста пешком, путь составляет что-то около 2 км. А можно воспользоваться общественным транспортом: автобусный маршрут Э-5 (он действует, когда ожидается массовое посещение некрополя), транзитные маршруты 706 или 760 до остановки «2й московский крематорий», она конечная.

От других станций: «Выхино» — идет автобус 706 или маршрутное такси 39М, «Щелковская» — автобус 760 или маршрутное такси 102М.

Канонизация старца – «за» и «против»

Сиверс получил имя Сампсон во время пострига в великую схиму в честь преподобного старца, известного в православии как Сампсон Странноприимец. Последователи иеросхимонаха спустя почти 20 лет с его кончины составили прошение о канонизации Сампсона Сиверса.

Основанием для обращения послужили:

  • многолетнее служение Богу;
  • привлечение молодежи в православие;
  • факты свидетельства о даре предвидения старцем событий при жизни;
  • подтверждения верующими фактов чудесного исцеления болезней.

Рассмотрев обращение, имеющиеся материалы и документы, комиссия вынесла отрицательное решение. Причиной отказа в канонизации стали неоднозначные биографические факты и противоречивые свидетельства священников.

Схема участков

Погост поделен на восточную и центральную части. Количество участков 172. Необходимо знать один нюанс: части номеров могил нет, а другие дублируются. Поэтому попав впервые на кладбище, будет сложно сориентироваться самостоятельно.

Полезный совет: чтобы не терять время даром, стоит обратиться за помощью к работникам некрополя.

Схема участков представлена на стенде, она проста и понятна каждому. Единственное, что надо знать – это номер участка.

Биография старца Сампсона

Его расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, пытали. Он был духовником советских академиков И. Павлова, В. Филатова и других. Судьба и подвиг графа Сиверса, ставшего старцем иеросхимонахом Сампсоном, уникальны.

Старец иеромонах Сампсон (в миру Эдуард Сиверс; Сиверсы –– графский и дворянский род, происходящий из Дании, в конце ХVII века переселившийся в Швецию и затем в Прибалтику) родился 10 июля/27 июня 1898 года в Санкт-Петербурге, в день преподобного Сампсона Странноприимца.

Отец будущего старца, граф Эспер Александр Сиверс, окончил Академию Генерального штаба, был начальником штаба генерала Рузского, командующего Северным округом под Ригой, а также личным советником и другом императора Николая П.

Он был очень благородным человеком, любил раздавать милостыню.

Мать, Анна Васильевна, была англичанкой, глубоко религиозной и весьма образованной женщиной (она окончила консерваторию в Лондоне); случайно оказавшись в России, она приняла российское подданство и «выпросила согласие, чтобы все ее дети были крещены в англиканской «High Church» («Высокой церкви»).

С детства Эдуард получил от матери глубокое религиозное воспитание. В отрочестве его интересовали все вероисповедания, с которыми он встречался в Петрограде, очень часто он один посещал православный храм.

Как позже вспоминал старец, он «12-летним мальчиком милостию Божией познал Бога и Православие», в этом же возрасте «узнал монашество» и уверился, что «Православие есть единственная истина на земле, единственное благодатное общество, сохранившееся от катакомб, от Господа, от святых апостолов». Но только в 1918 году, 19-летним юношей, он принял православие.

Это произошло в воскресенье, в день великомученика и целителя Пантелеймона, в Петергофской церкви целителя Пантелеймона. Нарекли его Сергием в честь Сергия Радонежского.

Блестяще окончив гимназию, будущий старец поступил в Петербургскую медицинскую академию. Для ознакомления с монашеской жизнью летом 1918 года он прибыл в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь (25 км на северо-восток от г. Пскова), где стал послушником. Здесь в рясофоре его нарекли Александром – в честь благоверного князя святого Александра Невского.

В 1919 году инока Александра арестовали, ошибочно полагая, что он из царского рода. 22 дня он просидел вместе с уголовниками в вагоне, после чего, под Покров, 1/14 октября, его повели на расстрел. Выстрел попал в правую руку, раздробив плечевой состав и плечевую кость. На месте расправы истекающего кровью инока подобрали монахи.

Под видом раненого красноармейца они привезли его в Петроград, на квартиру к матери. Состояние здоровья оказалось настолько тяжелым, что его, благодаря заслугам отца перед новой властью, поместили в Семеновский госпиталь, где он перенес восемь операций, борясь с газовой гангреной, усложнившей тяжелое ранение.

Жизнь ему спасли, но больной еще целый год провел в госпитале, а последствия остались на всю жизнь.

После эвакуации госпиталя в г. Тихвин Петроградской губернии инок Александр год провел в Тихвинском монастыре (долечивался), после чего остался там работать лектором в военных госпиталях. Там же состоялось знакомство инока Александра с будущим Святейшим Патриархом – епископом Тихвинским Алексием (Симанским), и будущий старец стал иподиаконом последнего, исполнял его секретные поручения.

В мае 1921 года владыка Алексий направляет инока Александра в Петроград, в Александро-Невскую Лавру. Здесь он некоторое время был келейником затворника иеросхимонаха Симеона, а позже поступил преподавателем рисования и черчения в среднюю школу, чтобы хоть как-то прокормиться в то голодное время. Но вскоре руководство заведения, узнав, что он будущий монах, отказало ему в работе.

Читайте также:  Первый митрополит киевский михаил: житие и икона святителя, тексты молитв

25 марта 1922 года инок Александр принял от наместника Лавры епископа Николая (Ярушевича) постриг в мантию, с именем Симеон, на честь Симеона Богоприимца.

В первые дни 1925 года будущий старец был рукоположен Патриархом Тихоном в иеродиаконы, а уже 19 января, в праздник Крещения Господня, на ранней Литургии, архиепископом Вассианом – в иеромонахи.

Одновременно отец Симеон был назначен казначеем Александро-Невской Лавры.

В этой обители он прожил десять лет. Он встретился здесь со многими духовными людьми, в этом святом месте с ним происходило много разных чудес и примечательных случаев.

Здесь же отцу Симеону пришлось пережить борьбу с обновленчеством и выдержать издевательства чекистов, однажды потребовавших от него ключи от кладовых, где хранилась казна Лавры (ключи он не отдал, выдержав три недели в жуткой камере-«трамвае», вместе с живыми и мертвыми арестантами)…

Александро-Невская Лавра стала для будущего старца фундаментом духовничества и старчества. Иеросхимонах Симеон был последним духовником этой обители. Здесь же в 1928 году его во второй раз арестовали, отсюда начались восемнадцать лет его лагерей.

На это раз отца Симеона обвинили в групповой контрреволюции. Местом первого его длительного заключения стал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где он провел шесть лет. После освобождения, в 1934 году, отцу Симеону разрешили проживать в г. Борисоглебске под надзором и без права выезда в другие города.

В 1938 году отца Симеона опять заключили в тюрьму (в «особое помещение») и продолжали искать причину для «высшей меры наказания». Подвижник объявил голодовку, от которой совершенно изнемог. Жизнь продолжилась, но – лагерная (на Дальнем Востоке, в Фергане), подвигая праведника на еще более высокие деяния жертвенности, духовности, старчества.

Кем только ему не приходилось работать в то страшное время! И сторожем был, и уборные чистил, и машины изучал, и состоял юристом в юрбюро, и даже… гравврачом. Успевал при этом исповедовать и причащать умирающих, ибо все знали, что он –– священник.

Во время Второй мировой войны, по воспоминаниям самого старца, Москва послала его под Баку в госпиталь военнопленных немцев, где был мор и надо было вскрыть причину массовой смертности. Медицинское образование и знание иностранных языков ему пригодились.

А во время войны с японцами он отбывал заключение в тюрьме на Дальнем Востоке, где в случае японской оккупации всех заключенных угрожали расстрелять.

Они уже готовились к смерти, молились и исповедались у отца Симеона, но в ночь перед роковым днем он вдруг услышал голос, давший ему понять, что узники останутся жить. Так и случилось.

9 мая 1945 года, день Победы, был «отмечен» отцом Симеоном по-особенному: он тонул в Ферганском канале им. Сталина и его, полуживого, вытащили баграми местные колхозники…

После победы Советского Союза вышел указ об амнистии церковнослужителей. Но отцу Симеону не выдали на руки документы об амнистии: начальник тюрьмы решил оставить трудолюбивого, знающего человека и назначить его главврачом лагерного госпиталя. Тогда узник решился на побег.

Он осуществил его в августе 1945 года. На пути к ближайшему крупному городу, Ташкенту, лежала голодная степь и пустыня. Добрый человек взял его на самолет-кукурузник, и после тяжелейшего перелета будущий старец добрался до столицы Узбекистана. Там его встретил архиепископ Гурий, который принял хоть и подозрительно, но денег на дальнейшую дорогу дал.

Начались годы скитаний без документов, под постоянной угрозой нового ареста. В 1947–1948 годах, по благословению митрополита Антония, он служит в Ставропольском крае сначала: сначала в с. Винодельное, а позже –– в большой казацкой станице Когульта.

В Великую Среду 1948 года отец Симеон служил, не выходя из храма, до 11 часов дня Пасхи. Первомай был сорван, и местные власти решили «виновника сего» арестовать. Прихожане спрятали отца Симеона после службы в бочку и увезли. Владыка Антоний благословил его ехать в Баку.

По-видимому, летом того же года, по дороге из Ставрополя в Баку, его снова арестовали, приняв за… загримировавшегося американского шпиона. Вскоре разобрались, что усы и борода настоящие, не приклеенные, однако не отпустили, а посадили в камеру-одиночку, где продержали целый год.

Это была последняя его тюрьма. Освободили его в 1949 году, предположительно, на Покров (14 октября). Совершенно больной, сильно истощенный, он возвратился в Борисоглебск. Год ходил, держась за стенку, и его постепенно приучали заново к пище. Врачи считали, что отец Симеон уже не способен ни к каким церковным послушаниям.

Но, видимо, то, что человеческому рассудку представляется концом жизни, для великого праведника и подвижника веры является основанием нового, истинного и высокого. После тяжелой болезни отец Симеон был готов к старческому служению. С этого времени люди особенно потянулись к нему.

Вот те ступени, по которым совершалось духовное восхождение старца Сампсона: первые ростки старчества в монастыре Саввы Крыпецкого, после чего они явно выявились в Александро-Невской Лавре и укрепились в годы тюремных заключений и концлагерей; личный непрерывный подвиг молитвы и непрерывного внимания к внутреннему созиданию. По этим ступеням ярко и очень заметно для других восходил отец Симеон к своему главному служению – старчеству.

В 1950 году, после выздоровления (относительного, конечно, ибо здоровье его никогда уже не восстанавливалось вполне), отец Симеон поехал в Пемзу, к владыке Кириллу, который назначил его настоятелем молитвенного дома в Рузаевке.

С этого села началось его многолетнее служение в Мордовии. Приходы в селах Перхляй, Макаровка, Спасское…

Здесь, в Мордовии, после многих мытарств отец Симеон смог наконец-то получить гражданский паспорт, с которым жил уже до конца своих земных дней.

Период пастырского служения отца Симеона в Мордовии окончился в 1956 году. Благодаря заботам епископа Полтавского Серафима его приняли духовником в Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь.

Здесь он обрел радости монашеские: обстановка – монастырская, устав – монастырский, жизнь – монастырская. А ведь отцу Симеону, как истому монаху, не надо было никакой иной радости, кроме как быть в монастыре. «Тут я радовался величайшей радостью, духовной радостью.

Я не мог насытиться радостью богослужения, пения, чтения, ежедневной Литургии», – так вспоминал он позже об этом времени.

Монастырь требовал особого тщания ко всему, и, прежде всего, к совести, ибо здесь живут монахини, которых по-особому надо готовить к Вечной Вечности, особенно скоблить их совесть. Отец Симеон был для них истинным источником утешения.

Он всеми силами старался спасти, поставить их души на истинный путь; с утра до вечера принимал сестер на исповедь, подавая каждой по потребности.

Слово его принималось с верой и было законом, благословение отца Симеона или особое его внимание считалось великим счастьем, и удостоившиеся его выходили от иеромонаха Симеона, крестясь и благодаря Бога за полученное утешение.

Но недолго утешался старец Полтавской обителью. В силу его сложных отношений с игуменьей Инокентией, которая ревниво относилась к тому, что иеромонах Симеон стал большим авторитетом для сестер и мог стать настоятелем обители, он вынужден был перевестись в другое место. Вскоре после его ухода, в 1960 году, Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был закрыт.

После Полтавы путь служения отца Симеона пролег через Астрахань в Волгоград, где после настоятеля храма стал вторым священником и у него появилось очень много духовных чад.

Авторитет старца среди народа, почитание его искушало других священников и, по-видимому, земную власть. На него стали жаловаться, писать анонимные письма архиерею.

Архиерей своим судом решил дело, выпросив благословение у Патриарха Алексия «заточить» иеромонаха Симеона в Псково-Печорский монастырь и лишить права священнослужения на 15 лет.

В Печорском монастыре отцу Симеону определили быть сторожем и садовником, установили для него строгий режим: с духовными чадами не встречаться, ни с кем не переписываться, на территории обители не общаться с прихожанами. Он не имел права показываться на клиросе.

За ним была установлена слежка. Положение старца было очень сложным, но он каменно верил в Промысел Божий и был смиренен. В нем были удивительные блаженная мирность, одухотворенность, незлобие, братолюбие, его внутренний и внешний монашеский облик поражали людей.

Вскоре все монахи и наместник монастыря, архимандрит Августин, стали заступаться за старца, написали ходатайство Святейшему Патриарху Алексию. В 1961 году на Пасху владыка Иоанн все запреты с отца Симеона снял, игумен Алипий благословил его литургисать, исповедовать, совершать молебны, соборовать больных, отчитывать бесноватых, однако слежка за старцем продолжалась.

В 1963 году Господь попустил еще большую напасть: психически больная девица решила отомстить старцу за то, что он отказался принять ее в свои духовные чада. Тогда она поехала в Псков, где, написав жалобу владыке Иоанну, оболгала отца Симеона.

Гражданская власть по наветам завела на иеромонаха уголовное дело, а монастырская власть, боясь в этой связи за судьбу обители, поспешила учинить свой «суд» – снять с него все монашеское и сжечь. Еще через неделю начальство монастыря попросило старца вообще уйти из обители, а его духовных чад не стали в нее даже пускать.

После того, как окончилось гражданское следствие по его делу (которое его полностью оправдало), иеромонах Симеон в гражданской одежде поехал в Москву, лично к Святейшему Патриарху Алексию I и обжаловал учиненную над ним жестокость. Тут же в Патриархии его одели во все монашеское.

Святейший Патриарх вернул старцу сан и право на служение, но после всего пережитого посоветовал выйти за штат, назначив при этом пенсию. Старец с большой покорностью последовал совету. Вскоре он покинул Псково-Печорскую обитель, где, по его собственным воспоминаниям, страдал значительно больше, чем в тюрьмах и лагерях.

Московский период жизни «заштатного священника» старца Симеона начался в 1963 году и оказался очень сложным и трудным.

Будучи прописан во Владимирской области, он постоянно менял квартиры, очень часто и тяжело болел, в частности, перенес левосторонний паралич и инсульт, с которыми пролежал по году. Но именно в Москве он полностью погрузился в духовничество и старчество.

Он был духовником Святейшего Патриарха Алексия I, к нему приезжали многие архиереи, священники, монахи, ученые, студенты. В Богоявленском соборе он имел большое утешение –совершал проскомидию.

Но со временем он этого был лишен, и в одной из своих частых поездок в Киев к митрополиту Иоанну поделился последним своим горем. Митрополит благословил старца устроить домашнюю церковь в честь Покрова Божией Матери. В этой церквушке старец Симеон очень часто служил, здесь же собирались все его духовные чада.

В 1967 году, как свидетельствует сам старец, с благословения Киевского митрополита Иоанна, через епископа Нестора, по ходатайству троих духовных чад, он принял схиму – с именем Сампсон, в честь преподобного Сампсона Странноприимца.

Здоровье подвижника между тем ухудшалось. 25 июля 1979 года старец Сампсон перенес тяжелейшую операцию, после которой, однако, прожил недолго. 24 августа его состояние стало критическим. Вызвали «скорую», врачи установили отек легких. Отец Сампсон уже не говорил, а только кивком головы выражал свое согласие или отказ.

Среди посетителей оказался священник, который при врачах стал читать акафист Божией Матери, причастил старца. Во время чтения восьмой песни канона на исход души старец три раза раздельно вздохнул и… более уже не дышал. Это случилось в 16 часов 20 минут.

Тело, по завещанию упокоившегося, положили на пол, тут же была отслужена первая панихида…

Отпевали старца 26 августа в церкви Николы в Кузнецах, т.к. последние годы своей жизни он посещал только этот храм. Потому во все его памятные даты именно здесь совершались панихиды. Святейший Патриарх Пимен внимательно следил за поминовением иеросхимонаха Сампсона, чтобы ничего не было упущено. Похоронен старец в Подмосковье, на Николо-Архангельском кладбище.

  • —————————
  • Биография изложена по изданию:
  • Старец иеросхимонах Сампсон.

Жизнеописание. Беседы и поучения. Второе издание. –– М., 1999.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector