Святой порфирий кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитв

В 14 лет будущий о. Порфирий (1906-1991) ушел на Афон. Через несколько лет афонские отцы постригли его в монахи.

Вскоре о. Порфирий заболел и перешел с Афона в монастырь святого Харалампия в Авлонари. Там болезнь прошла, и позже о. Порфирий большую часть жизни проживет монахом в миру, среди людей – видно, об этом и была Божия воля.

В 22 года о. Порфирия рукоположили в священника и сразу поставили духовником (!) монастыря св. Харалампия, – случай небывалый в Греции, где даже мирян разрешают исповедовать не всем священникам.

Но большую часть жизни (с 1940 по 1973 год) о. Порфирий служил в Афинах, в церкви Святого Герасима при поликлинике. За это время он помог тысячам людей. И лишь незадолго до смерти старец попросил увезти его «домой», на Афон, где вскоре и умер.

Святой Паисий Святогорец, лично знавший о. Порфирия, так говорил о его удивительных духовных дарах: «У о. Порфирия цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

Всего через 22 года после смерти старца Порфирия Синод Константинопольского патриархата прославил его в лике святых. В 2014 году его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Щека на сковороде

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвИеромонах Порфирий. vk.com/kavsokalivit

По молитвам о. Порфирия Господь исцелил множество людей, но за свое здоровье старец никогда не молился, терпел. Врач отца Порфирия, доктор медицинских наук Георгий Папазахос говорил: «У старца было множество болезней: он перенес инфаркт, почти не действовала печень, он страдал от язв, которые часто кровоточили, от опоясывающего лишая на лице, дерматита на руках, хронического бронхита и прочего.

Как-то на вопрос, что он чувствует, отец Порфирий ответил: “Я чувствую, как будто моя щека лежит на раскаленной сковороде”. Он был совершенно спокоен и его страдания ни в чем внешне не выражались, от него никогда не было слышно даже малейшего стона».

Разговоры по душам

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвИзображение с сайта popsci.com

У о. Порфирия было 2 класса образования. Но никто не жаловался на неученость старца.

Однажды профессор астрономии с мировой известностью пришел к отцу Порфирию по какому-то неастрономическому вопросу. Разговорились. И вскоре профессор поймал себя на мысли, что уже обсуждает с «батюшкой» профессиональные вещи так, как сделал бы только со своим коллегой: «Он действительно знал то, о чем говорил, и ни в чем не допустил ошибки!»

В другой раз директор Афинского госпиталя, известный хирург, был не менее удивлен, когда отец Порфирий обсуждал с ним ход, медицинские нюансы и перспективы очень сложной операции, которую врачу предстояло сделать.

Храм преподобного Герасима, где служил отец Порфирий, часто посещали профессора Афинского университета.

Никос Зиас, профессор кафедры философии, меломан, рассказал случай: «Как-то мы торопились на концерт в Адриановом Колизее.

Велико было мое изумление, когда старец сказал, что  знает композитора и дирижера и завел речь о классической музыке. Он говорил: хорошая, добрая музыка приносит душе пользу».

Чтобы умным понятней было

О. Порфирий нередко и свои духовные советы облекал в научные термины, чтобы умные поняли. «Весь мир пронизывают электромагнитные волны, но мы их обычно не ощущаем. Но если включим свой приемник, тогда слышим их. То же самое происходит, когда мы входим в духовный мир.

Если мы настроены на добро, мы «ловим» добро. И наоборот, если наш приемник перестроился на зло, мы будем ловить волны зла».

Почему стоит уважать технический прогресс

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвИзображение с сайта lims.ac.uk

Отец Порфирий положительно относился к современным технологиям и вовсю пользовался ими для своих пастырских нужд. Он восхищался тем, что Господь дал человеку способности познавать мир и советовал не гнушаться «техническим прогрессом»: «Господь помог человеку сделать множество открытий, почему дьявол может ими пользоваться, а мы, христиане, не смеем?!»

Кому лучше не спорить о «религии»

В одной горной деревушке не было воды. Ее жители обращались в разные инстанции, платили деньги, но безрезультатно. Было сказано, что в этом районе нет подземных вод. Пошли к о. Порфирию.

О. Порфирий сказал, что в деревне много хорошей воды, и сначала показал на чертеже место, где она протекает и на какой глубине. А после того, как мелиораторы ему не поверили, пришел в деревню и ткнул туда, где нужно копать. Стали копать и на указанной о. Порфирием глубине нашли воду, которая била из-под земли чистейшим ключом.

С трудом вырвавшись из объятий жителей деревни, о. Порфирий сел в автобус. Кондуктор, человек неверующий, стал громко высмеивать «религию» и «всякие чудеса».

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвСтарец Порфирий. vk.com/kavsokalivit

Атмосфера накалялась. Пассажиры разделились на два лагеря: одни за батюшку, другие – против. Перебранка грозила рукопашной.

Отец Порфирий расстроился, но участие в «споре» не принял. На остановке он подошел к кондуктору и тихонько, чтобы слышал лишь он, сказал: «Я, быть может, и не умею находить воду, но знаю, что ты страдаешь сифилисом. Будь осторожен, не женись теперь, потому что можешь заразить жену и детей. Продолжай лечиться, ты поправишься, а потом женишься».

Кондуктор онемел и больше за всю дорогу не произнес ни слова. Доехали в полной тишине. (Через много лет человек, работавший тогда кондуктором, рассказал о том, что сказал ему о. Порфирий).

Душевные травмы отступают

Старец обладал даром видеть в душах людей то, что открывал ему Бог. Об одном моем знакомом он сказал: «Я вижу у него в душе, правда, нечетко, очень нехорошую вещь. Это старая душевная травма, нанесенная бесами. Я точно не знаю, что это такое. Может быть, Бог откроет мне это позже».

Через несколько недель о. Порфирий вернулся к разговору: «Нехорошая вещь, которую я увидел в душе твоего друга, может уйти, но только в том случае, если он начнет стремиться к святости. Такое стремление меняет человека, и душевные травмы уходят. Сейчас врачи называют эти травмы психическими заболеваниями, тогда как на самом деле это бесовские нападения, порой попущенные и за грехи».

Про «чувства»

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвР. Вьюгова, «Исповедь». Изображение с сайта pemptousia.com

«Иногда мы должны проходить полную исповедь, — говорил отец Порфирий, — потому что различные психологические травмы, самые разные события в нашей жизни становятся действительной причиной наших телесных недугов.

На исповеди, кроме грехов, мы должны рассказывать и о своих помыслах и чувствах: страха, скорби, уныния, тревоги, которые посещают нас из-за переживаемых событий и являются следствием греха – нашего маловерия, надежды на себя, а не на Бога».

Микробы неврастении везде летают

Близкому родственнику одного нервнобольного человека о. Порфирий посоветовал быть осторожным, чтобы не заразиться. На вопрос, как это может произойти, ведь эта болезнь не заразная, о.

Порфирий ответил: «Это не совсем так, как ты говоришь. Нематериальные микробы неврастении летают, подобно комарам, нападают на душу и заражают ее. Хорошо помогать нервнобольному человеку.

Но, оказывая помощь, ты должен благодатью Христовой защитить свою душу от заражения».

Почему мы требуем от других «хорошести»

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвСтарец Порфирий. vk.com/kavsokalivit

«Один из видов нашего выказывания себя – в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и чем меньше хороши сами, тем больше требуем этого от других».

Болит одно место, а причина-то в другом

Отец Порфирий рассказывал: «Когда я был настоятелем больничного храма, то часто сталкивался со следующими случаями. Врач, проводящий обследование больного, неожиданно заявлял, что поражено не то место, которое болит, а другое. Он говорил: «Ты можешь чувствовать боль в одном месте, но на самом деле то, что ее вызывает, может находиться где то рядом».

Так бывает и в духовной жизни. Мы видим все под одним углом. А на самом деле причины происходящего внутри нас могут быть совсем ”в другом месте»”. Поэтому так важно обсуждать свое внутреннее со священником, которому доверяешь».

Слова часто лишь ударяют в уши

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но часто не умеют молиться. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце».

Почему не состоялось усыновление

У молодых супругов не было детей, которых они очень хотели. У женщины постоянно случались выкидыши, ей сделали операцию, и в конце концов врачи сказали, что она не сможет иметь детей.

Тогда супруги решили усыновить ребенка. Посредник в усыновлении пошел к о. Порфирию. Старец выслушал и вдруг сам стал подробно рассказывать ему о характере супругов.

У женщины были психологические трудности.

– Я правильно говорю? – спросил старец.

– Да, Геронда. Вы говорите так, как будто видите их перед собой.

– Да, они стоят передо мной. Поэтому-то Бог и не дал им ребенка – чтобы он не был несчастен. Перестань выступать посредником в деле усыновления.

Усыновление не состоялось.

Если дадим волю гневу

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвИзображение с сайта mindful.org

«Когда кто-то нанесет нам обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим.

Но если мы дадим волю гневу, враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими».

Читайте также:  Святой платон: житие и икона анкирского мученика, тексты молитв и о чем просят

Смиренный не нервничает

«Смиренный человек осознает свое внутреннее состояние и, каким бы плохим оно ни было, не теряет себя, ровности духа, уравновешенности. Смиренный – не «нервничает». Для него всегда есть завтрашний день.

Будем как соловьи

«Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим».

«Соловей дивно поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно».

Благодарный козел

Отец Порфирий помогал не только людям, но и животным. И животные его понимали.

Однажды девушка, пасшая стадо коз, попросила его помолиться о ее животных, которые стали болеть. Отец Порфирий встал перед стадом, поднял руки к небу и начал молиться словами псалмов, где говорится о разных животных.

За все время молитвы ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только о. Порфирий закончил и опустил руки, из стада вышел козел, подошел к отцу Порфирию, ткнулся мордой старцу в руку и тихо отошел назад.

А козам стало легче.

Одушевленный попугай

В Раю человек был призван Богом «возделывать сад», то есть заботиться не только о возрастании своей души, но и об окружающем мире и всех его тварях. До грехопадения тварь и Адам понимали друг друга, могли общаться. Адам был призван к дальнейшему «одушевлению» твари, передаче ей части своей разумности.

Когда в человеке восстанавливается «новый человек», новый Адам, он уподобляется Адаму в Раю – способен понимать зверей, те перестают его бояться, слушают. Так было со многими святыми.

Так было и с о. Порфирием. У него одно время жил попугай, которого отец Порфирий научил говорить и иногда играл с ним. Старец научил его и словам Иисусовой молитвы. Однажды к о. Порфирию пришел гость. Попугай стал говорить что-то старцу, и отец Порфирий попросил гостя: «Не смотри на моего попугая, а то он стесняется. Отвернись, и тогда он скажет».

Капли любви

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитвИзображение с сайта dailymail.co.uk

«Все вокруг нас — это капли любви Божией; и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, через которую мы приходим к Любви великой, ко Христу.

У цветов, например, своя красота. Они учат нас своим благоуханием, своим величием. Они говорят нам о любви Божией. Они распространяют свой аромат, свою красоту и на грешных, и на праведных».

  • При подготовке статьи использованы книги:
  • Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Цветослов советов»
  • Митрополит Лимасольский Афанасий «Открытое сердце Церкви»
  • Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Житие и слова»
  • Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Дети и молодежь»

Святой Порфирий Кавсокаливит: житие преподобного, в чем помогает и тексты молитв

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит (1906 — 1991), архимандрит, преподобный Память 19 ноября (Греч. [1], Румын.) и в Соборе Эвбейских святых

В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне.

Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде.

В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему.

В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре.

На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.

Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами.

Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови.

Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита [2].

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться.

Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига.

Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

  Апостол Иоанн Богослов: любимый Христом или любимчик Его?

Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 21 года [3] был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В 1938 году был возведён в сан архимандрита. В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня — большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно [4].

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова [5].

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила.

В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника.

Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Житие святого Порфирия Кавсокаливита

Синод Константинопольского патриархата принял решение о канонизации Порфирия Кавсокаливита в 2013 году.

Господь благословил этого старца огромным количеством духовных даров, которые святой использовал на служение людям.

Несмотря на то, что от одного прикосновения к нему люди исцелялись от тяжелых заболеваний, сам он на протяжении всей жизни страдал от физических болей и не смел просить Всевышнего об их облегчении.

Его долготерпение, кротость, прозорливость и умение видеть душу человека насквозь сделали его одним из самых любимых подвижников нашего времени, к которому люди спешили как за физическими, так и духовными исцелениями.

Происхождение

Евангелос Баирактарис, такое имя носил старец Порфирий в миру, родился в Греции, произошло это в 1906 году. Его родители были благочестивыми людьми, которые занимались сельским хозяйством и жили в селе святого Иоанна Карустия, которое располагалось в провинции Эвиа.

Поскольку семья была бедной, то полноценного образования мальчик не смог получить, ему удалось лишь окончить 2 класса сельской школы, после чего он вынужден был бросить учебу и помогать матери вести хозяйство. Отец семейства уехал в Америку, чтобы зарабатывать деньги на строительстве Панамского канала.

С ранних лет в обязанности будущего подвижника входили выпас овец и работа в огороде, к которым он относился прилежно и ответственно. Пока мальчик сторожил скот, он по слогам прочитал житие Иоанна Каливита, и с тех пор у него появилось желание уйти в монастырь, подальше от мирской суеты, и посвятить себя служению Господу.

Когда Евангелосу исполнилось 17 лет, он начал зарабатывать деньги для семьи. Вначале мальчик трудился на угольной шахте, а позже – помощником в магазине. На каждом месте он проявлял трудолюбие и ответственно выполнял поручения хозяев, чем сильно отличался от других подростков, которые работали вместе с ним.

Однако такая жизнь тяготила подростка, его душа рвалась к Господу, и будучи в юношеском возрасте, он принимает решение покинуть родные места и отправиться на святую гору Афон.

Читайте также:  Молитва нечаянная радость: о чем просят богородицу перед иконой и текст на русском

Постриг в монахи

Когда будущий святой Порфирий прибыл на Афонскую гору, он стал послушником двух благочестивых старцев, которые имели богатый духовный опыт и могли правильно наставить юношу в избранном им служении. Евангелос поселяется в Свято-Георгиевской келлии на Кавсокаливии и начинает выполнять все, что поручают ему афонские старцы.

В один из дней они поручили молодому послушнику наколоть дров для хозяйственных нужд. В поисках необходимых ресурсов юноша довольно далеко отошел от скита и в одном из оврагов приступил к заготовке дров.

И здесь с ним случилась беда — топорище сорвалось с рукоятки и глубоко вонзилось в ногу послушника.

Из раны мгновенно хлынула кровь, а поскольку Евангелос находился на внушительном расстоянии от скита, помочь ему никто не мог.

По всем физическим законам, молодой человек должен был умереть на месте от сильной кровопотери. Однако у Господа были другие планы на жизнь юноши. Когда он воззвал с горячей молитвой к Богородице и попросил о помощи, кровь чудесным образом остановилась, и послушник смог добраться до дома, где ему и оказали помощь.

Вскоре Евангелос принял монашеский постриг, получив во время таинства имя Никита. Однажды, придя рано утром в храм, он стоял в темном углу и возносил молитвы Господу. В этот момент в церковь зашел старец-монах, которому на тот момент было 90 лет. Не заметив молодого инока, старец стал посередине храма и стал молиться Всевышнему, сопровождая обряд земными поклонами.

И в этот момент молодой монах увидел, как старца Димитрия осияла благодать Божья. И эта благодать также коснулась и Никиты, приобщившись к Святым Таинствам, он отправился обратно в свою келлию.

Его сердце переполняли любовь и радость, и всю дорогу он восклицал: «Слава Тебе, Боже».

Монах Никита мечтал всю свою жизнь провести на святой горе Афон, подвизаясь в молитвах и постах, однако его судьба сложилась иначе.

Монастырь святого Харлампия в Левконе

Когда Никите исполнилось 19 лет, он тяжело заболел воспалением легких, которое впоследствии дало осложнение в виде плеврита. Старцы сказали ему оставить святую гору Афон и поехать на лечение.

После прохождения курса лечения молодой монах почувствовал облегчение и вернулся в свой монастырь. Однако болезнь вскоре снова дала о себе знать, дело было в неподходящем климате горы.

Старцы, видя, что их ученик может умереть, вновь отсылают его с Афона, при этом не дают своего благословения на возвращение.

Покинув святую гору, Никита поселяется в монастыре святого Харалампия в Левконе, который располагался недалеко от его родного селения. Когда иноку исполнился 21 год, его рукоположили на иерея.

Таинство рукоположения проводил Синайский архиепископ Порфирий III, который и дал Никите свое имя.

Несмотря на то, что иерей Порфирий был в довольно молодом возрасте, он хорошо нес свое служение, и вскоре был назначен монастырским духовником.

До 1940 года отец Порфирий нес это служение в монастыре святого Харалампия. К нему часто обращались жители окрестных деревень в поисках исцеления своих душевных ран, и у батюшки для каждого находилось слово научения и наставления.

Он относился к людям, ищущим помощи, с любовью, поэтому пользовался большим уважением и почитанием среди населения той местности. Очередь на исповедь к духовнику была огромной, и он без устали принимал прихожан, делая лишь небольшие перерывы на сон и прием пищи. За свои труды во славу Господа в 1938 году преподобный Порфирий был удостоен сана архимандрита.

Афины

В 1940 году преподобный Порфирий приезжает в Афины, где становится настоятелем церкви святого Герасима, которая располагалась на территории афинской больницы. На этом месте святой нес служение на протяжении 33 лет. Благодаря его пасторскому слову многие люди обрели успокоение для своей души и примирились с Господом, приняв святое водное Крещение.

Видя, как благотворно влияет отец Порфирий на больных, к нему стали обращаться и врачи с просьбой помолиться за страждущих. В некоторых случаях, по благодати Господа, преподобный исцелял тяжело больных, на выздоровление которых не было надежды даже у медицинского персонала.

После того, как преподобный вышел на пенсию, он поселился в заброшенном храме святителя Николая, который находился в районе Пендели. Там он прожил до 1978 года, продолжая принимать людей на исповедь и служа им своими духовными дарами.

В 1979 году у святого случился инфаркт, и он переехал на время к своим друзьям в Афины, где провел несколько месяцев, пока его состояние не стабилизировалось.

Когда ему стало легче, святой поселился в районе Милеси, построив там большое подворье и храм в честь Преображения Господня.

Закат жизни

В 1984 году преподобный Порфирий узнал, что келлия святого Георгия, в которой он начинал свое иноческое служение на Афоне, освободилась, так как ее обитатель перешел жить в монастырь, и загорелся желанием вернуться на Святую гору.

Приехав на Афон, святой Порфирий встретился с руководителями Великой Лавры, так как освободившаяся келлия принадлежала им, и попросил, если это возможно, чтобы ее предоставили ему для проживания.

Руководство Лавры дало старцу свое благословение, и он вначале поселил в келии двух учеников, сказав, что и сам переедет, как только количество учеников достигнет пяти человек. Как и было обещано, после этого отец Порфирий окончательно поселился в келлии святого Георгия на Афоне.

Преподобный провел на Святой горе последние два года своей жизни, распорядившись, чтобы рядом с келлией выкопали могилу. Почувствовав приближение смерти, святой исповедался и причастился, а ученики стали читать канон на исход души. Отошел к Господу святой Порфирий Кавсокаливит в декабре 1991 года.

Афон

Когда Евангелос плыл на корабле в сторону Афона, он познакомился с опытным подвижником, иеромонахом Пантелеймоном. Тот, узнав о желании юноши, согласился принять его под свое духовное окормление. Он же помог ему с устройством на Святой Горе: в силу юношеского возраста Евангелосу могли отказать в его просьбе; чтобы этого избежать отец Пантелеймон выдал его за своего племянника.

Пантелеймон дал Евангелосу приют в своей келье на Кавсокаливии, где уже подвизался его брат, отец Иоанникий. Таким образом, по Промыслу Божьему, юный Евангелос обрёл сразу двух духовных наставников.

Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре.

Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах.

Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину.

С благословения отцов и по мере своих собственных сил, подвижник шаг за шагом старался усугублять свои подвиги: много молился; спал мало, причём ложем ему служил твёрдый пол; зимой и летом ходил босиком. Исполняя послушание, колол дрова, занимался резьбой по дереву, носил землю для огородов, собирал улиток.

Пройдя испытание трудностями и искушениями, окрепнув духовно, Евангелос был пострижен в монашество с именем Никита.

Чудеса преподобного

До наших дней дошло немало свидетельств о чудесах, совершаемых святым Порфирием по благодати Господа. Вот некоторые из них:

  • В один воскресный день, когда преподобный отдыхал в Эвии, к нему подошла пастушка и попросила совершить молитву за стадо ее коз, которых поразила неизвестная болезнь. Святой Порфирий поднял руки к небу и стал молиться Господу, читая при этом стихи из Псалмов. Все это время ни одно животное не тронулось с места, а когда старец закончил, из стада вышел козел, подошел к святому и поцеловал ему руки.
  • Однажды на беседу к преподобному пришла семейная пара врачей из больницы, в которой он подвизался. Получив ответы на свои вопросы, они уже собирались уходить, и отец Порфирий мягко взял женщину за руку именно в том месте, которое очень сильно болело уже довольно долгое время. Святой и не подозревал о болезни, которую не могли вылечить противовоспалительные средства и уколы, и в тот же момент супруга доктора почувствовала, как по всему ее тело разлилась теплая волна. С тех пор женщина навсегда избавилась от своей боли.

Афоризмы и изречения

Для того чтобы глубже понять личность святого Порфирия, стоит почитать его изречения, которые дошли до нас благодаря его ученикам, которые записывали высказывания преподобного.

  • Когда родители святы и передают это ребенку, то есть воспитывают его в Господе, тогда ребенок, какие бы дурные влияния не оказывала на него среда, не затрагивается ими, потому что при его дверях всегда будет находиться Премудрость, Христос…
  • Каждый раз, когда ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твое дитя будет принимать от Христа один добрый помысел… Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твое чадо.
  • Душа освящается и очищается через чтение слов отцов, через заучивание псалмов, отрывков из Священного Писания, через церковное пение и молитву.
  • Пусть тебя никогда не беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам будь преисполнен Христовой любовью ко всем. И тогда таинственно происходит перемена, все в целом меняется. Это и есть самая лучшая миссионерская деятельность.
  • От нас зависит, что мы будем делать, и как будем жить. Или будем жить с Христом, и у нас будет Божественный опыт в жизни и счастье, или будем жить в тоске и печали.
Читайте также:  Молитвы утренние для начинающих: правила произношения и толкование в православии

Подвижничество

Родился Евангелос (имя до принятия монашества) в простой греческой семье. Родители его твердо хранили истины православной веры, научили и сына слушаться Бога.

Бедные крестьяне не смогли дать сыну образование, поскольку не имели на это средств. С малых лет ребенок вынужден был работать — помогал на огороде, пас скотину, торговал.

Мальчик уже тогда потянулся к Богу, вдохновившись житием одного святого.

Но достигнуть своей мечты он смог лишь в возрасте 15 лет. Один знакомый афонский монах решил взять его в свою келью. Скит, они где проживали, назывался Кавсокаливия. Юноша сразу стал вести жизнь подвижника:

  • очень мало спал, для чего ложился прямо на пол;
  • не носил обувь;
  • работал на огороде;
  • много времени проводил в молитвах.

Вскоре братия сочла, что Порфирий Кавсокаливит достоин принять монашеское звание.

Комментарий на лекцию Осипова о Порфирии Кавсокаливите

Привожу лекцию А.И. Осипова «Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)» для слушателей МДА. В данном труде профессор прямо обвиняет старца в прелести. Комментировать буду после каждого пункта для удобства цитатами из указанной книги.«….

Процесс отступления от Священного Предания Церкви, от твердых указаний святых Отцов о сущности монашества, о молитве, послушании и прочих основных устоях духовной жизни развивается всё сильнее.

Все больше предаются забвению и рассматриваются как что-то второстепенное предупреждения святых Отцов о прелести, которая легко поражает подвижника, пошедшего, вопреки заветам Отцов, своим путем молитвы.В качестве примера одного из таких новых путей в современном православии можно привести книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» (Малоярославец. 2006).

Вот несколько иллюстраций из нее.

1. Старец Порфирий сообщает о следующем сверхъестественном событии, происшедшем в его юности: «С уверенностью можно сказать одну вещь: старец Димас передал мне дар молитвы и прозорливости в тот час, когда молился в притворе соборного храма Кавсокаливии во имя Святой Троицы».

(Отметим, что в тот момент старец Димас даже не знал о присутствии Порфирия.) Эта уверенность о.

Порфирия затрагивает один из серьезных вопросов духовной жизни в Православии: когда и как христианин может получить подобные дары Божьи? Святоотеческое учение говорит об этом вполне однозначно: Господь и только Он Сам, а не человек и не через человека, сколь бы свят таковой ни был, может дать верующему благодатные дары молитвы, прозрения, чудотворения и проч. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви не было того, чтобы человек передал человеку подобные дары Божии. К тому же и Бог дарует их лишь после долгого подвига правильной духовной жизни, а не по причине подсматривания за молитвой старца.»

Сказано «только после долгого подвига духовной жизни». Разве Осипов указ Господу? Если бы Алексей Ильич читал до этой страницы, он бы не стал такого утверждать, так как до этого говорится, что Порфирий вел подвижническую жизнь и даже знал Псалтирь наизусть (стр.27).

Ответ дан следом, «и преподобный Симеон Новый Богослов говорил то же самое- что получил благодать от своего старца». (стр.34)Сам старец объясняет это так: «это совершенно не подлежит объяснению…. Нет, такое не объяснить, не найти в книгах, не понять.

Чтобы постичь, нужно быть достойным этого». (стр.53)

2.«Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски.

Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!» (выделено нами — А.О.). И так далее.

Все эти настойчивые «не» просто поражают своим откровенным вызовом Евангелию, учению святых Отцов.

Сказано «не надо сражаться напрямую», а не «не надо сражаться вообще». Давайте дочитаем, что написано далее в книге: «Тогда вы придаете значение искушению, и оно душит вас. Потому что, несмотря на то вы говорите: «Убери его, Боже мой»- несмотря на это, вы помните о нем и подогреваете его еще больше.

Желание освободиться от искушения, конечно, будет, но оно будет в глубокой тайне, оно будет тонким, незаметным. Это будет происходить тайно. Вспомните Писание: Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. (Мф.6,3) Вся ваша сила пусть обратится к любви Божией, к Его служению, пусть прилепится к Нему.

Таким образом, освобождение от зла и немощей произойдет таинственно, без вашего ведома, без труда.» (стр.206) Разве это противоречит святым отцам и Евангелию?

3. «Поэтому совсем не удивительно, что призывая к легкому пути, о. Порфирий «забывает» о главнейшем в духовной жизни — покаянии, о котором все святые Отцы учат как о необходимейшем условии спасения, и без которого невозможна духовная жизнь ни одного человека.»

Старцу ли Порфирию не знать о покаянии, он духовник с 22 лет (стр.73). Он всех чад призывал к покаянию, как же такое можно говорить. Он по двое суток исповедовал, иногда не вкушая пищи. (на той же странице)

4. « Отец Порфирий призывает вместо сурового и утомительного пути сражений против зла стать на легкий путь любви. Но что это за любовь, как она достигается — об этом ни слова.

И это понятно, поскольку истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние.

Господь прямо сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14,15).

Слова «как достигается любовь- об этом не слова» лживы. Все ответы в этой же книге: «Я преклонился под иго послушания и углубился в изучение его. Все остальное, что Бог принес в мою жизнь, пришло само собой» (стр.47).

Как достигается любовь, старец показывает и в другой части книги: «Тогда я стал побуждать людей читать Священное Писание, каноны святым, молитовки, делать поклоны. Так они стали постепенно воцерковлятся. Их сердца смягчились, они сами захотели поститься, подвязаться и желали познать Христа.. » и далее так человек познает Христа, начинает Его любить (стр.75).

Слова «стать на легкий путь любви» тоже лживы: послушание ли легкий путь? Или поклоны с молитвенным правилом? Не это ли путь сражения против зла?

5. Как же в таком случае можно оценить ту любовь к Богу, которая противопоставляется о. Порфирием борьбе со страстями?

Тоже вымысел, нигде не встретил, что любовь противопоставляется борьбе со страстями!

6. Одной из главных причин столь ярко выраженного антиаскетического учения о духовной жизни, к которому о. Порфирий так настойчиво призывает своих чад, является незнание им святоотеческого духовного опыта жизни.

Его «путь» прямо идет в русле таких великих католических «святых», как Франциск Ассизкий, Катарина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза Малая, и множества других, которые не знали Отцов Добротолюбия и пошли своим мечтательным путем. В незнании святых Отцов признается и сам о.

Порфирий: «Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Но, искренне говорю вам, я не читал их…». Интересно, как может нравиться то, чего не читал? — В мечтах всё возможно.

Слова «ярко выраженного антиаскетического учения» тоже лживы. Выше я привел отрывок, где старец призывал чад и постится, и делать поклоны и т.д.

Порфирий любил святых отцов, но « старцы не позволяли мне читать преподобных Ефрема, Исаака, Иоанна Лествичника, симеона Нового Богослова, ничего из великих отцов, где даны были строгие правила (!), …я читал жития святых». (стр.

47)Не нашел в книге насчет Златоуста, Василия Великого и др. Вполне вероятно, что краткие аннотации книг были в житиях святых. Остается поверить или Порфирию, или Осипову.

7.Отсюда можно понять, из какого источника получил о. Порфирий свои потрясающие «откровения» не бороться, не воевать, не делать никаких усилий против искушений, страстей, немощей, тьмы, зла, но идти легким путем любви. Этот источник — мечтательность, и этот «путь» на Западе известен давно. От него со всей силой предостерегали как древние, так и позднейшие Отцы, в том числе и русские.

Этот ложный путь глубоко усвоен католическими аскетами всех рангов святости, а затем и протестантами. Все они, «забыв» об очищении сердца от страстей, сразу призывают христианина возноситься «любовью» к Христу. И этой своей беструдностью и сладостью мечтательной любви уловляет многих «малых сих».

От этого пути предупреждали Отцы: «Увидишь молодого, летящего на небо, стащи его за ноги на землю»!

Профессор МДА намекает, что «источник откровения старца Порфирия» не Божеский, т.е противоположный. Скорей из этого источника получилась данная лекция А.И. Осипова.

Извините за большой объем, иначе нельзя было объяснить всю заразность данной лекции Осипова. Прививается отторжение к книге о старце, да и вообще к старцам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector