Святой Кукша: житие мученика и значение в православии, тексты молитв

Святой Кукша: житие мученика и значение в православии, тексты молитв

9 сентября Церковь празднует память священномученика Кушки Киево-Печерского и преподобного Пимена Великого, краткие жизнеописания которых читайте ниже.

Священномученик Кукша был одним из иноков Киево-Печерской Лавры. Жил в конце 11 и в начале 12 веков. В его время поселения народа вятичей — Мценск, Брянск и Козельск ─ еще держались язычества. Святой Кукша явился туда проповедником Евангелия и крестил многих из вятичей.

Во время проповеди он творил чудеса, чем и привлек к вере грубых язычников; так, он испросил дождь во время засухи, иссушил воды озера, затопившего нивы и творил другие знамения.

За Христа он был убит вместе с учеником своим Никоном после многих истязаний. Думают, что и сам святой Кукша был вятич.

В один день со святым Кукшей скончался преподобный Пимен Постник, за свою постническую жизнь удостоенный дара исцеления и прозорливости. Он многих исцелил и многим прорекал будущее. За два года предузнал он свою кончину. В день убиения Кукши, происшедшего на далеком расстоянии от Печерской обители, святой Пимен воскликнул среди церкви: ─ Брат наш Кукша убит, ─ и сам скончался.

Скончался он около 1113 года. Мощи святых Кукши и Пимена почивают в Антониевских пещерах в Киево-Печерской обители.

Преподобный Пимен называется Великим за свои великие подвиги. Происходил он из Египта. С двумя братьями он ушел в один из египетских монастырей, где все трое и постриглись.

Однажды мать пришла в монастырь и желала повидать своих детей, но они скрылись от матери в своей келье. Мать долго стояла у дверей и плакала, но Пимен послал сказать ей: где она предпочитает видеть их, здесь или в будущей жизни?

─ Если увижу я вас там, то не хочу видеть здесь, ─ сказала мать и возвратилась домой.

Святой Пимен проводил жизнь в великих подвигах и добродетелях. Однажды начальник страны пожелал видеть святого Пимена. Но он подумал:

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать меня, тогда многие из народа будут мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую с большим трудом приобрел при помощи Божией», ─ и сказал посланному, чтобы князь не приходил к нему.

К святому Пимену приходили многие из иноков, не только неопытные в иноческой жизни, но и состарившиеся в подвигах, просили душеполезных советов. Святой Пимен давал ответы по вдохновению от Бога, так что их даже записывали в отеческих книгах.

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Но если кто сделает тебе зло, сделай ты ему добро, и это твое добро победит его злобу», — это одно из мудрых изречений Пимена.

Пришел к Пимену один инок издалека, чтобы послушать его наставлений, и начал говорить о предметах возвышенных и непостижимых для человеческого разума. Старец отвернулся от него и молчал. Потом инок начал спрашивать его о душевных страстях и телесных немощах, тогда старец с радостным лицом отвечал:

─ Вот теперь хорошо сказал, теперь я стану отвечать, ─ и долго говорил о том, как бороться со страстями и побеждать их.

Святой Пимен скончался около 450 года.

Святой Кукша: житие мученика и значение в православии, тексты молитв

Жития святых — полное собрание >>

Святой Кукша: житие мученика и значение в православии, тексты молитв

Житие священномученика Кукши Киево-Печерского, просветителя вятичей, и ученика его преподобномученика Никона

            Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века пришел он в землю вятичей — язычников для проповеди им святого Евангелия.

Вятичи — небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, они ничем не отличались от дикарей.

По свидетельству святого преподобного Нестора Летописца «они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены».

Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров — Киева, Новгорода и прочих городов — значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

                  В святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей.

Ни в житии священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши.

Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

                     Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть апостольского подвига и нежелание расставаться со святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

               Когда в Киеве происходило великое торжество, перенесение святых мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и владыка Феоктист, епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

            Именно теперь святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников.

 Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки.

Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

                   Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия.

Известно, что во время проповеди священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было.

И тогда святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

                    Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния.

Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих.

Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона.

Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

               Поэтому святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

            Так о чудесах и подвигах святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует святой Симеон, Епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, говорит он, и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Калужского края — священномученика Кукши и ученика его Никона. Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Что сделалось с мощами святого Никона остается неизвестным, а тело святого Кукши, по его завещанию, доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Память святых совершается 9 сентября (25 августа), в один день с преподобный Пименом Постником.

Читайте также:  Молитва Вонифатию от пьянства: как просить святого и тексты от алкоголизма

Молитва священно мученику Кукше

                     О святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушением и смирением: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем (обители сей или веси сей), в немже чтися преславное имя твое, и люди живущий в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя Православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

(1394)

29 сентября — день памяти преподобного Кукши Одесского, исповедника

Преподобный Кукша Одесский родился 12 января 1875 года. Косьма с детства всей душой устремился к Богу, к святой жизни, имел любовь и сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения рода человеческого ополчался на него.

 

Преподобный Кукша Одесский

Мать преподобного Харитина в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она же молилась Богу, чтобы кто-либо из детей ее сподобился подвизаться в монашестве. На посвятившего себя иноческой жизни на Святой Руси смотрели как на молитвенника за весь род.

Молитвы матери были услышаны. В 1895 году Косьма отправляется паломником во Святую Землю, а на обратном пути посещает Гору Афон, где и принимает решение подвизаться в чине монашеском. 

В 1897 году в Иерусалиме с Косьмой произошло два знаменательных события.

В то время существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам, особенно бесплодным женщинам. И, которая первой успевала погрузиться в воду, по милости Божией становилась способной к рождению детей. Отрок Косьма в одежде неожиданно первым упал в воду.

Люди стали подшучивать над Косьмой, говоря, что у него будет много детей. Слова эти оказались пророческими — у старца Кукши впоследствии действительно было множество духовных чад.

В храме Воскресения Христова произошло ещё одно знаменательное событие: на Косьму по промыслу Божиему была опрокинута средняя лампада. Все верующие хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Люди окружили отрока и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им.

Через год после приезда из Иерусалима на Афон Господь благословляет Косьме еще раз быть во Святом Граде и нести послушание у Гроба Господня.

28 марта 1902 года послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1905 года — в монашество и наречен Ксенофонтом. Духовным отцом его был старец-подвижник отец Мелхиседек, который подвизался отшельником и был монахом высокой духовной жизни.

В 1912-1913 годах из-за нестроений на Афонской Горе греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов. 

С 1917 года святая Церковь была подвержена жестоким гонениям. Именно в это время Господь поставляет на свещнице церковной светильника веры православной — преподобного Кукшу. Твердым стоянием в Православии таких старцев, как отец Кукша, Киево-Печерская Лавра была сохранена от влияния обновленцев.

Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, преподобный взмолился у мощей схимонаха Силуана о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Умирающего постригли в великую схиму и нарекли ему имя в честь священномученика Кукши Печерского. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправлятся, а затем и совсем выздоровел.

В 1934 году отец Кукша был рукоположен во иеромонаха, и через четыре года для него начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг.

В возрасте 63-х лет отец Кукша был послан на изнурительные лесоповальные работы. Работали по 14 часов в сутки, получая очень скудную и плохую пищу.

В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, он вернулся в Киево-Печерскую лавру и был с великой радостью принят братией.

Отец Кукша жил и действовал в духе и силе преподобных отцов, таких как Серафим Саровский, Оптинские и Глинские старцы, стяжав, как и они, дары прозорливости, врачевания душевных и телесных недугов. Многих, приходящих к нему за советом или утешением, он, не дожидаясь вопросов, уже встречал с нужным ответом или духовным советом.

К концу своей жизни, в начале 60-х годов, старец снова претерпел много скорбей и преследований от богоборческой власти.

19 июля 1960 года старец прибывает в Свято-Успенский Одесский монастырь, где проводит последние четыре года своей подвижнической жизни. Свое молитвенное правило старец читал задолго до рассвета. Причащался он каждый день, и после причащения всегда читал Пасхальный канон.

Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. Скончался, когда ему было без месяца 90 лет. За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время…», и очень спокойно отошел.

Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине.

Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина — монастырь».

  • После блаженной кончины старца свидетельством о святости его явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и в 1994 году 16/29 сентября правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, знавший отца Кукшу еще при жизни его, совершил обретение мощей старца.
  • Много можно привести свидетельств дивной помощи небесного заступника, и одно из самых славных — воскрешение младенца Ксении, мать которой, призвав имя святого, возложила на тело дочери частицы его облачения и гроба и получила дочь свою живую и здоровую.
  • Мощи преподобного почивают в Одесском Успенском монастыре.

Молитвы

Тропарь преподобному Кукше Одесскому, глас 4

От ю́ности ми́р суему́дренный и лука́вый оста́вил еси́,/ Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ те́мже источа́еши чуде́с благода́ть все́м с ве́рою приходя́щим к ра́це моще́й твои́х,// Ку́кшо, преблаже́нне о́тче на́ш.

Кондак преподобному Кукше Одесскому, глас 8

Подви́жника благоче́стия иску́сна,/ но́ваго испове́дника ве́ры оте́ческия/ преподо́бнаго Ку́кшу ве́рно вси́ ублажи́м,/ я́ко па́стыря и́стиннаго,/ ста́рца бла́гостнаго, и́ноков наста́вника,/ уте́шителя малоду́шных, цели́теля неду́жных,/ и по кончи́не показу́ющаго све́тлость жития́ своего́./ И дне́сь в па́мять его́ прите́кше, ра́достно возопие́м:/ я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ многообра́зных на́с изба́ви обстоя́ний, да зове́м ти́:// ра́дуйся, утвержде́ние лю́дем правосла́вным.

Молитва преподобному Кукше Одесскому

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Ку́кшо, оби́тели Успе́ния Бо́жией Ма́тери похвало́, богоспаса́емаго гра́да Оде́ссы неувяда́емый цве́те, кро́ткий па́стырю Христо́в и вели́кий за на́с моли́твенниче. Усе́рдно к тебе́ прибега́ем и с сокруше́нным се́рдцем про́сим: не отыми́ покро́в тво́й от оби́тели на́шей, в не́йже по́двигом до́брым подвиза́лся еси́.

Бу́ди помо́щник благи́й все́м благоче́стно живу́щим и до́бре тружда́ющимся в не́й. О, до́брый на́ш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче Ку́кшо, при́зри ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди, умиле́нно моля́щияся и прося́щия от тебе́ по́мощи и заступле́ния.

Помяни́ все́х, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих, и́мя твое́ моли́твенно призыва́ющих и на поклоне́ние моще́м твои́м святы́м приходя́щих, и вся́ во благи́х проше́ния и́х ми́лостивно испо́лни, осеня́я и́х святооте́ческим твои́м благослове́нием.

Изба́ви, святы́й о́тче, от вся́каго наве́та вра́жия Це́рковь на́шу святу́ю, гра́д се́й,' оби́тель и зе́млю на́шу, и не оста́ви заступле́нием твои́м на́с немощны́х, греха́ми и скорбя́ми мно́гими обремене́нных.

Озари́, преблаже́нне, у́м на́ш све́том лица́ Бо́жия, укрепи́ благода́тию Госпо́дней жи́знь на́шу, да в зако́не Христо́ве утверди́вшеся, неле́ностно по пути́ за́поведей святы́х потеце́м. Осени́ твои́м благослове́нием на́с, и все́х в ско́рбех су́щих, боле́зньми душе́вными и теле́сными одержи́мых, исцеле́ние, утеше́ние и избавле́ние да́руя.

Над все́ми же си́ми испроси́ на́м свы́ше ду́х кро́тости и смиренному́дрия, ду́х терпе́ния и покая́ния, отступи́вшим от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ и раско́лами ослепле́нным вразумле́ние, во тьме́ неве́рия блужда́ющим све́том и́стиннаго богопозна́ния просвеще́ние, раздо́ров и нестрое́ний утоле́ние.

Умоли́ Го́спода Бо́га и Пресвяту́ю Богоро́дицу дарова́ти на́м ти́хое и безгре́шное житие́. Помина́й на́с недосто́йных у престо́ла Вседержи́теля, и испроси́ ми́рную христиа́нскую кончи́ну, и сподо́би на́с по́мощию твое́ю спасе́ние ве́чное улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим ве́лия щедро́ты и неизрече́нныя ми́лости Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, и твое́ оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный священномученик Кукша (+1113)

Преподобный священномученик Кукша (+1113)

Читайте также:  Моисей Мурин: житие и день памяти, в чем помогает икона и тексты молитв

Кукша Печерский (умер в 1113 году или после 1114 года; согласно другому источнику – в 1110 году) – иеромонах Киево-Печерского монастыря, священномученик.

Возможно он происходил из знатного вятичского рода (князей или старейшин), почему и вернулся после подвигов в Печерском монастыре к своим родичам, чтобы проповедовать им христианскую веру.

Вместе со своим учеником Никоном проповедовал вятичам, жившим на Оке на территории нынешних Орловской и Калужской областей, за что был ими убит.

Гибель Кукши, как сообщал епископ Симон печерскому черноризцу Поликарпу, прозрел преподобный Пимен Постник: «посреди церкви во всеуслышание сказал он: Брат наш Кукша нынче на рассвете убит. И сказавши это умер…»

В. М. Кашкаров (историк и краевед) предполагал, что епископ Феоктист «позаботился доставить в Киево-Печерский монастырь тело убитого мученика». Погребён Кукша был в Ближних пещерах монастыря.

В житии Кукши Печерского рассказывается о его многочисленных чудесах.

Преподобный Лукиан священномученик На одной древней доске с иконой святого написано, что «Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года». Более о нем ничего неизвестно. Память его 28 (15)

1113. Отзыв по поводу начавшейся войны с Турцией. Благословение «Гражданину»

1113. Отзыв по поводу начавшейся войны с Турцией. Благословение «Гражданину» Милость Божия буди с вами! Благодарствую за молитву по случаю войны. Все слава Богу! Будем молиться. Что-то нам завтра почта принесет. Вы так счастливы. Новости у вас все тотчас по рождении делаются

1113

1113
Ibid., II, 246.

Кукша преподобный Печерский, священномученик

Кукша преподобный Печерский, священномученик
Преподобный священномученик Кукша со своим учеником преподобномучеником Никоном и преподобный Пимен постник скончались после 1114 года. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (XII в.; память 10/23 мая), в послании к

КУКША, священномученик, преподобный инок Печерский

КУКША, священномученик, преподобный инок Печерский
прославил имя свое распространением христианства между Вятичами. Он подвизался сперва в Киевопечерской обители, потом, около 1215 года, начал проповедовать Слово Божие идолопоклонникам — Вятичам. Осененный благодатию

1113

1113
Там же. Л. 21 об.—496.

Запись 1113

Запись 1113
Сердце совершенно здорового человека расслабевает для веры и любви к Богу и ближнему и легко вдается в похоти плотские: в леность, нерадение, холодность, чревоугодие, скупость, блуд, гордость; а сердце человека нездорового, или сердце уязвляемое, утесняемое,

Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик

Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик Рождение — 1865
Постриг в мантию — 7/20 июня 1898
Иерейская хиротония — 24 октября /6 ноября 1902
Кончина (день памяти) — 26 декабря 1937 /8 января 1938
Священномученик Исаакий II Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в

Глава 1113: Упоминание об Ибн ‘Аббасе, да будет доволен Аллах ими обоими

Глава 1113:
Упоминание об Ибн ‘Аббасе, да будет доволен Аллах ими обоими.
1477 (3756). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прижал меня к себе и (воскликнул): “О Аллах, научи его

Преподобная Анна Киевская (+ 1113)

Преподобная Анна Киевская (+ 1113)
Память ее празднуется 3 нояб. в день преставленияВ 1086 г. вел. князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного и при ней устроил женский монастырь. Он был женат на греческой царевне и, «сидя дома, знал

Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские (+ между 1114 и 1123)

Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские (+ между 1114 и 1123)
Память их празднуется 21 авг. в день мученической кончины прп. Кукши и преставления прп. Пимена, 28 сент вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю

Часть первая  КУКША, ВАРЯЖСКИЙ ПЛЕННИК

Часть первая
 КУКША, ВАРЯЖСКИЙ ПЛЕННИК ВСТУПЛЕНИЕ
Ласковый весенний день. Ни облачка, ни ветерка. Не шелохнутся прошлогодние былинки у опушки бора. Но в вершинах древних сосен слышится немолчный шум, и кажется, будто над миром летит чей-то глубокий бесконечный вздох.На

Глава шестая ХАРАЛЬД И КУКША

Глава шестая
ХАРАЛЬД И КУКША
Викинги подарили конунгу Хальвдану парус для большого боевого корабля и много драгоценных собольих и бобровых шкурок из Гардарики. Конунг был весьма доволен подарками. Он предложил всем гостям, у которых нет каких-либо важных и неотложных

Глава девятая ХАРАЛЬД И КУКША БРАТАЮТСЯ

Глава девятая
ХАРАЛЬД И КУКША БРАТАЮТСЯ
Слушая разговоры викингов о том, как весной они отправятся в поход, Харальд хмурится. Сейчас, после посвящения Кукши в воины, ему ясно, что Кукша тоже уплывет с викингами.Однажды Харальд не выдерживает.– Возьмите меня с собой! –

Глава тридцать вторая КУКША В НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ

Глава тридцать вторая
КУКША В НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ
Тем временем люди Хринга и Хравна тоже не мешкают, они стремительно нападают с двух сторон на корабли, сцепившиеся с Хаскульдовым драконом. Братья бьются как одержимые, каждый сжимает одной рукой меч, другой – секиру, натиск

Часть вторая КУКША В ЦАРЬГРАДЕ

Часть вторая
КУКША В ЦАРЬГРАДЕ Глава первая
ЦАРЬГРАД
Великий, счастливый, царственный город! Каких только имен не носил он на протяжении своей долгой жизни – Византии, Константинополь, Царьград, Миклагард! И кто поручится, что не было других, не удержавшихся в памяти

24.12.2020 г. День памяти преподобного Кукши Одесского. Молитва, фильм, житие

Просмотреть фильм.

Величание Преподобному Кукше Одесскому ( Братский хор Одесской духовной семинарии ) . Прослушать.

Молитва преподобному Кукше Одесскому.

О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче. Усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси.

Буди помощник благий всем благочестно живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый на-ставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления.

Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением.

Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господней жизнь нашу, да в законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем.

Осени твоим благословением нас, и всех в скорбех сущих, болезньми душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруя.

Над всеми же сими испроси нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление. Умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое н безгрешное житие. Поминай нас недостойных у престола Вседержителя, и испроси мирную христианскую кончину, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Житие преподобного Кукши Одесского

Преподобный Кукша родился 12 января (25 н.ст.) 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины, и наречен был во святом крещении Косьмою.

Родился и рос Косьма в те далекие времена, когда народ православный ходил пешком на богомолье и к Киево-Печерским святым, и в Лавру преподобного Сергия Радонежского, и на далекий север — в Валаамскую и Соловецкую обители, и на поклонение ко Гробу Господню во Святую Землю.

     В те времена существовал также благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество.

Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине.

     Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Известно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов.

Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь». Вся жизнь преподобного была исполнением этого пророчества.
     В 1895 году Косьма отправился с паломниками во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на об ратном пути посещает святую гору Афон.

Здесь oн особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Царица Небесная призывала его в Свой земное удел — Святой Афон — на служение Богу. Однако прежде нужно было вернуться домой и получить благословение родителей.
     Мать с радостью и благодарением Богу воспринялa решение сына.

Отца пришлось долго уговаривать слезно умолять, после чего он отпустил сына со словами: «Пусть едет, Бог его благословит!»
     Напутствуя в дорогу, Харитина благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.

     В1896 году Косьма прибывает в Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.
     В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю.

Читайте также:  Молитвы архангелам на каждый день недели: старинные тексты на русском языке

Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так блаженная родительница вознося благодарение Богу, еще раз увидела сына.
     В Иерусалиме с Комсьмою произошло два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного.

     Когда путешествующие были у Силоамской купели произошло следующее. Косьма очень близко стоял у источника, и кто-то нечаянно задел его, и он в одежде неожиданно упал в воду. Существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам особенно бесплодным женщинам. Той из них, кто первой успеет погрузиться в воду, Господь даровал чадородие.

Люди стали смеяться, говоря, что теперь у Косьмы будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, так как у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад.
     Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем.

Тогда Ангел Господень, незримо опрокинув среднюю лампаду, излил на Косьму весь елей. Люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Это событие предзнаменовало то, что впоследствии благодать Божия, обильно почивающая на преподобном, будет через него передаваться людям.

     Через год после этих событий Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и истинное смирение.

     Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество, и наречен Ксенофонтом. Приведя Своего избранника в духовное совершенство. Господь уготовляет Ксенофонту жребий служения страждущему миру. В 1912-1913 гг. на Афонской горе возникла на самое короткое время так называемая «имябожническая» или «имяславническая» ересь — смута. Безусловно, о.

Ксенофонт никакого отношения к этой ереси не имел но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих ни в чем неповинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта.
     В 1913 году Афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры.

Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитарный поезд, ходивший по линии Киев — Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.
     По возвращении в Лавру о.

Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады над святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. Очень хотел принять схиму, но ему отказывали из-за возраста.
     Прошли годы. В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму.

8 апреля 1931 года при пострижении в схиму нарекли ему имя священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о .Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел — Господь продлил дни его земной жизни для служения людям во спасение их.
     3 апреля 1934 года о. Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года — в сан иеромонаха.

После закрытия Киево-Печерской Лавры батюшка служил до 1938 года в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке. А с 1938 года для батюшки Кукши начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг — его как «служителя культа» приговаривают к 5 годам лагерей в г. Вильма Молотовской области, а после отбытия этого срока — к 5 годам ссылки.
     Так в возрасте 63 лет о.

Кукша оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца отца Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужение в соседнем селе.

     В 1947 году, после завершения своего восьмилетнего исповеднического подвига, о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах.
     На о.

Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество.
     Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их.

Говорил: «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешники». Исповедь всю жизнь была его основным послушанием, и все стремились у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание.
     Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Он был постоянно преследуем и гоним ею. В 1951г.

отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Пресвятая Богородица, которую всю жизнь так любил преподобный, принимает Своего избранника в том месте, где Она чудесно явилась в древности.
     И здесь, в Почаеве, люди сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. О всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию.

Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель.

Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», — т.е. умирать — и ушел. Через неделю игумен опять пришел к о.

Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»
     В конце апреля 1957 года, после двухмесячного пребывания в затворе, которое священноначалие определяет ему «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», старца на Страстной Седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии.
     В небольшом Иоанно-Богословском монастыре было очень тихо и просто. Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила духовная жизнь братии. Как за пастырем спешат овцы, куда бы он ни направлялся, так и за добрым пастырем, старцем Кукшей, сюда, в тихую обитель апостола любви устремились духовные чада, а за ними — народ Божий. Целыми днями по горной тропе тянулись вереницей богомольцы — одни в гору, другие навстречу. В основном на средства, передаваемые о. Кукше, которые он сразу отдавал в монастырь, увеличились постройки в обители. Сам он, несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо. Он часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!»
     Но к концу жизни старец снова претерпел много зла, скорбей и преследований от богоборческой власти. Враг рода человеческого не терпит благостояния и благоденствия Святой Церкви. В начале 60-х гг. начинается новая волна гонений на Церковь: закрываются храмы, обители, духовные школы. Святой апостол Павел говорит, что «все, хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим.3:12). У безбожной власти лютую ненависть вызывали духовный авторитет, всеобщее почитание и народная любовь, какими обладал старец Кукша.
     В 1960г. закрыли Черновицкий женский монастырь. Монахинь перевели в мужской Иоанно-Богословский монастырь в Крещатик, монахов отправили в Почаевскую Лавру, а отца Кукшу — в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, где он и проводит последние 4 года своей страдальческой подвижнической жизни. Но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим.8:28). Так благодаря перемещениям батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного старца.
     В Свято-Успенском монастыре о. Кукше определено было послушание исповедывать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.
     Несмотря на запрет властей посещать святого старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Отца Кукшу очень любил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. В Одесский монастырь Алексий I приезжал каждый год летом. Патриарх всегда приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне в старое доброе время.
     Пройдя земное поприще, претерпев все искушения, воздохнув из глубины души своей: «Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» (Пс. 114:6), преподобный Кукша 11 (24) декабря 1964 года преставился ко Господу, в селения «идеже вси праведнии почивают», вознося там молитвы о всех, прибегающих к его молитвенному предстательству.
     Образ батюшки Кукши близок к образу преподобного Серафима Саровского. Батюшка Серафим говорил одному из монахов: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи спасутся около тебя». Вокруг старца Кукши, стяжавшего этот «дух мирен», во истину тысячи людей спасались, ибо душевный мир с Богом есть плод Духа Святаго. О сем свидетельствует апостол Павел, говоря: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).

С сайта http://iverskiy.od.ua/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *