Святой григорий чудотворец: житие неокесарийского праведника и тексты молитв

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний.

Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар – быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь».

Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках – язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершенный с нею грех.

Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества.

Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его.

Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам осветил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский (память 10 января).

Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским. Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице.

Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему апостол Иоанн Богослов.

Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, – великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.

Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу.

Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершенного святителем, – по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы.

Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора.

Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, – озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249–251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата – город в Сирии).

Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году.

На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266–270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

*На русском языке издано:

1. Изложение веры // Христианское чтение. 1821. 1. С. 235 слл.

2. Беседы на Богоявление Господне // Там же. 1838. I. С. 3 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы // Там же.

4. Слово третье на Благовещение Пресвятыя Богородицы // Там же. 1840. I. С. 249 слл.

5. Похвальное слово Оригену / Пер. Н. Сагарды // Там же. 1912. Ноябрь – декабрь.

6. Каноническое послание. – Переложение Екклесиаста. – К Феопомпу, о возможности и невозможности страдания для Бога. – К Филагрию, о единой Божественной сущности. – К Татиану, трактат о душе / Переводы Н. Сагарды // Там же. 1913. Декабрь.

7. Проповеди / Пер. Н. Сагарды // Там же. 1914.

8. Венчальная проповедь // Прибавления к Церковным ведомостям. 1896. С. 495–505.

9. Творения святого Григория Чудотворца / Пер. Н. Сагарды. Пг., 1916.*

Святой Григорий Чудотворец… — Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения, богословиеСагарда Николай Иванович | Предание.Ру — крупнейшая православная медиатека рунета

По благословению Высокопреосвященнейшего КОНСТАНТИНА,

Архиепископа Тихвинского, Ректора Санкт–Петербургской Духовной Академии

Блестяще написанная диссертация знаменитого патролога, профессора Санкт–Петербургской Духовной Академии Николая Ивановича Сагарды, является первым не только в отечественной, но и в мировой патрологии фундаментальным исследованием о жизни и творениях св. Григория Чудотворца. За этот труд, удостоенный Макарьевской премии, автору была присуждена степень доктора церковной истории.

Впервые изданное в 1916 году, это исследование давно стало библиографической редкостью. Предпринятое ныне его переиздание имеет целью познакомить читателя с одним из лучших произведений Русской патрологической науки.

Патрологическое исследование

Санктъ–Петербургъ

2006

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Имя доктора церковной истории профессора Санкт–Петербургской Духовной Академии Николая Ивановича Сагарды [1] до недавнего времени было известно лишь узкому кругу специалистов, углублённо изучающих святоотеческое наследие.

Но в связи с долгожданным изданием в 2004 году его Лекций по патрологии [2], существовавших почти целый век после начала их составления лишь в немногочисленных литографических списках, — имя профессора Н. И.

 Сагарды становится известным широкому читателю.

Наше Издательство сочло необходимым продолжить издание фундаментальных трудов известного петербургского патролога. Однако, думается, что издание докторской диссертации учёного необходимо предварить хотя бы краткими сведениями о его жизни.

Николай Иванович Сагарда родился 1 Декабря 1870 года в городе Золотоноша в семье священника. Отец его служил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Красионовка Золотоношского уезда Полтавской губернии.

Первоначальное образование Николай Иванович получил в Переяславском Духовном Училище; среднее — в Полтавской Духовной Семинарии, а высшее — в Санкт–Петербургской Духовной Академии, куда поступил в 1892 году. В 1896 году он окончил курс со степенью кандидата Богословия и с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний.

На 1896–1897–й учебный год Николай Иванович был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1897–1905 гг. Николай Иванович преподаёт в Полтаве, сначала в Духовном училище, а затем — в Семинарии.

В эти годы он работает над сочинением «Первое соборное послание святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико–экзегетическое исследование», за которое в 1904 году получает степень магистра Богословия, а также печатает свои статьи в местных духовных журналах.

В это же время Николай Иванович женился на дочери протоиерея г. Полтавы Лидии Николаевне Ураловой (1880 г. р.). С 1900–913 годы у супругов родилось четверо детей.

С 1904 года Николай Иванович начинает деятельно искать место для преподавания в столичных Академиях. Ему тесно в Полтаве, и обстановка в тамошней Семинарии его угнетает. «Я всей душой рвусь из Полтавы туда, где можно было бы отдаться научной работе, и труда не боюсь» — пишет он в Санкт–Петербург своему старшему другу проф. H. H. Глубоковскому.

Наконец, летом 1905 года ему становится известно, что в Санкт–Петербургской Духовной Академии освобождается кафедра Патристики, и он просит поставить свою кандидатуру при обсуждении вопроса о замещении этой кафедры: «Если признают меня достойным чести приглашения на академическую кафедру, я пойду с радостью и готовностью сделать всё, что в моих силах, для Академии», — напишет он в Сентябре 1905 года. И вот 29 Сентября того же года он получил долгожданное письмо с уведомлением о своём избрании на кафедру Патристики.

Прибыв в Санкт–Петербург, Николай Иванович горячо принимается за составление курса Лекций по столь мало разработанному в России предмету. Его знаменитые

Житие святого Григория Чудотворца

Святой Григорий Неокесария — один из самых почитаемых святых в православном мире. Чудотворец и богослов, он оказал огромное влияние на формирование православного богословия, сформулировал утонченные догматы, которые стали безоговорочной истиной для всех. При этом он жил в эпоху, предшествовавшую государственному признанию христианства.

Житие святого

Описание жизни любого святого всегда называют жизнью, потому что этот жанр схож с иконописью в том смысле, что описание жизни составлено по некоему канону, который призван отразить преображенную жизнь человека, который достиг святости. Этим канонам полностью соответствовала жизнь святителя Григория Неокесарийского.

Сан Грегорио Тауматурго, епископ Неокесарийский

Святой родился в городе Неокесария на севере Малой Азии, городе, основанном греческими колонистами. Произошло это примерно в 213 году. Его семья была знатной и зажиточной, и дальнейшая судьба Григория сложилась следующим образом:

  • получил классическое языческое образование;
  • в 14 лет она потеряла отца, что сильно отразилось на благополучии семьи;
  • ему удалось окончить школу риторики, но он хотел пойти по пути юриспруденции, по которому он и его брат отправились в Бейрут, чтобы продолжить свое образование.

В этот период юридическая школа Бейрута была самой известной в мире среди эллинов и римлян. Здесь Григорий познакомился со знаменитым философом и богословом Оригеном. И фактически он стал его учеником. Именно он преподал будущему чудотворцу первые уроки толкования Священного Писания и, по сути, открыл мир Библии юному Григорию Неокесарийскому, который навсегда очаровал юношу.

  1. Проучившись пять лет на юридическом факультете, Григорий вернулся домой, но почти сразу получил письмо от Оригена, призывающее его принять христианство.
  2. Григорий со всей искренностью принял крещение и в 245 г был рукоположен во епископа Неокесарийского. Согласно легенде, в ночь после принятия хиротонии Богородица и апостол Иоанн Богослов передали ему божественные истины.
  3. Воздействие проповедей святителя Григория Чудотворца было следующим: он начал говорить в церкви утром, когда собралось 3-4 человека, затем еще 10, а вечером в 10 уже было несколько сотен человек крестился под влиянием его проповедей, и так каждый день.
Читайте также:  Могут ли муж и жена быть крестными: почему нельзя и кого лучше выбрать на эту роль

Это было выдающееся явление для своего времени, потому что влияние харизмы Грегори на людей было очень сильным и отличным от всего, что было раньше. Если в начале своего епископства в городе было не более 17 христиан, то в конце жизни Григорий не мог найти 17 неверующих в городе.

В дальнейшем жизнь Григория Чудотворца Неокесарийского была довольно сложной и даже трагичной:

  • во время преследований Деция через 250 лет Григорий удалился в горы, а после окончания этих гонений учредил особое поминовение жертв преследований;
  • область, где жил Григорий Чудотворец, была захвачена готами, которые принесли людям много разорения, но все смиренно пережили это;
  • святой участвовал в Первом Антиохийском соборе, созванном против ереси Павла Самосатского.

Святой умер около 270 или 275 года. Его авторитет был настолько высок и безупречен, что до четвертого века из тех таинств в культе святого Григория никто в странах Понта не осмеливался нарушить даже черту. Святой Василий Великий, который очень удивился этому факту почитания. Но на то были причины: это посмертные чудеса святого.

Интересный факт! Известно, что при рождении святитель получил имя Феодор, а при крещении Григорий, и это было первое чисто христианское имя, в переводе с греческого означало пробужденный.

Чудеса по молитвам

По молитвам Сан Грегорио Неокесария совершается бесчисленное количество чудес, можно сообщить лишь о некоторых из самых известных:

  • два брата не могли поделить озеро между собой и обратились к святому за помощью, он согласился помочь и всю ночь молился на эту тему, утром все увидели, что нет повода спорить, так как озеро высохло;
  • также по молитвам святителя Григория Неокесарии, во время его путешествия в Амазонию, демон был изгнан из идолского храма города, а на месте храма был построен храм, а молитвы святого переместились на целый квартал из камня, чтобы на свободном месте можно было построить храм.

Икона Григория Чудотворца

Во время гонений Деция воины императора преследовали христиан во главе со св. Григорием епископом Неокесарийским на высоком холме, где святитель укрывался со своими сторонниками и возносил молитвы Богу, после чего христиане становились невидимыми для врагов и были сохранены.

Чудотворная сила святого, его участие в промысле Божьем было настолько велико, что каждый несомненно повиновался его воле, и даже люди такого уровня, как Василий Великий, признавали его безоговорочный авторитет.

Мощи

После упокоения святого его мощи находились в храме, который он сам построил при жизни в Неокесарии. Но в дальнейшем судьба мощей Григория Неокесарийского сложилась следующим образом:

  • десница святого находится в Иерусалиме в храме Гроба Господня;
  • левая рука находится в монастыре Метеоры;
  • глава находится в церкви Сан-Роке, Лиссабон, столица Португалии.

И оказывается, что другие части тела святого Григория так или иначе были разбросаны по многим православным и католическим церквям по всему миру.

Я нахожусь в русском монастыре Пантелеймона на Афоне, в церкви Святой Анастасии в Афинах, в монастыре Иоанна Богослова на острове Патмос, в монастыре Успения Богородицы на Пелопоннесе, в церкви Святого Петра в Риме.

А также в храме на Большой Полянке в Москве, освященном в честь Григория Неокесарийского, именно здесь можно поклониться его святым мощам.

Почитание

Святой скончался задолго до зарождения христианской империи с центром в Константинополе, но на его территории. А необыкновенная жизнь Григория Чудотворца, епископа Неокесарии, сделала его человеком, почитаемым во всех частях империи, как чудотворцем и оплотом Православия.

  1. В церкви Святой Софии в Константинополе стояла колонна с иконой Святого Григория Чудотворца, в память о его появлении на этом месте это место особенно почиталось.
  2. В настоящее время, когда Константинополь стал Стамбулом, на этой колонне нет изображения святого, но периодически появляется влага, которую православные считают слезами святого из-за всех злоупотреблений мусульманами православных.
  3. На Руси молитвенное почитание святого началось очень рано, первые службы ему были переведены на славянский язык еще до появления первых переводов жития, т. Е. Во второй половине XI века при написании житийных списков были доступны только в XII веке, что говорит о существовании устной традиции повествования о жизни святого.

Фрагмент мощей святителя в Московском храме в честь Григория Чудотворца

https://www.youtube.com/watch?v=KbsARxSjPTE

Первый в России храм в честь святителя был построен в 17 веке в Москве. Что ж, в целом посвящение храмов этому святому не стало для России традицией, хотя сам святитель пользовался большим почитанием, о чем свидетельствует иконография, имеющая древнее происхождение. Например, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле святитель изображен в омофоре с Евангелием в руках.

На заметку! На Западе святого Чудотворца особенно почитают в южной Италии, где в Калабрии большая частица мощей Сан Грегорио Тауматурго может быть найдена в церкви городка Сталетти.

Труды

Священные Писания святителя оказали значительное влияние на богословие Православной Церкви, особенно на учение о Святой Троице. Но не многие произведения святого сохранились, потому что были периоды гонений и некоторые из них просто умерли.

Несколько можно назвать аутентичными:

  • святой сохранил нежные чувства к своему учителю до конца жизни и посвятил ему «Похвалу в честь Оригена»;
  • «Декларация веры» также приобрела большое значение, она содержала все основные мысли будущего Никео-Константинопольского символа веры, приветствуя его, отцы Собора во многом руководствовались этой работой Григория;
  • «Каноническое послание» христианам Понта, захваченного варварами;
  • Перевод Экклезиаста — первая интерпретация этой необычной книги Ветхого Завета в христианской традиции.

Святой Григорий Чудотворец. Мозаика католикона монастыря Осиос Лукас

Вот то, что можно назвать настоящими творениями самого святителя Григория Неокесарии. Но рукописей, приписываемых этому святому, немало. Из них они пользовались авторитетом в православном мире и только такие произведения считались аутентичными:

  • Послание «Монаху Евагрию о богословии»;
  • «Короткое слово о душе Татиану»

И хотя было показано, что эти произведения не принадлежат Сан-Грегорио Неокесарии, они, по крайней мере, соответствуют истинным мнениям самого святого.

Важно! Есть совершенно ложные произведения, например «12 глав о вере», а также 11 проповедей по разным поводам, в которых искажается истинное православное учение. Кроме того, святому приписывают составление нескольких молитв без заклинаний, которые используются в обряде изгнания демонов. Они включены в миссал митрополита Киевского Петра Могилы.

Все это свидетельствует о том, что имя святого было настолько популярным, что даже еретики пытались использовать его для оправдания своих ошибочных взглядов.

Дни памяти

Личность святого во многом легендарна в связи с тем, что со дня его кончины прошло много времени, но харизма святителя Григория до сих пор оказывает огромное влияние на православный мир, тем более что он стал первым Григорием, а Григорием Великим. Богослов Григорий Назианзен также последовал за ним, продолжая дело своего великого предшественника в защите ортодоксальных догм.

Церковь хранит день памяти святого и свято чтит его 30 ноября каждого года.

Святой Григорий Чудотворец Неокесарийский: житие, о чем молятся и о чем просят перед иконой, творения святого

Однажды Григорий пребывал в молитве в пустыне. Тут к нему подошли два человека — старец и светоносная Жена. По слову Жены ее спутник преподал Григорию Символ Веры. Под Женой здесь уже издревле разумеется Сама Пресвятая Богородица вместе со старцем апостолом Иоанном Богословом. То, что апостол Иоанн передал Григорию, он затем и написан своей рукой.

Святой Григорий Чудотворец — первый Неокесарийский епископ, а также святитель и богослов. День памяти его совершается 17 ноября.

Святой Григорий Чудотворец — один из потомков греческих поселенцев

Григорий Чудотворец родился в знаменитой и обеспеченной семье

Григорий чудотворец родился в знаменитой и обеспеченной семье. Он стал одним из потомков греческих поселенцев. Точная его дата рождения неизвестна. Считается, что будущий епископ Неокесарийский родился около 213 года в Неокесарии. Вначале его звали Федором, а затем при крещении он получил имя Григорий.

Отец Григория был далек от православия, именно поэтому и сына своего он воспитывал язычником. Так как он был совсем не бедным, он хочет дать своему сыну хорошее светское образование. В 14 лет, отец Григория умер, и все стало зависеть от его близких людей.

Некоторое время Григорий учился в школе грамматики и ритора. Он хотел стать адвокатом, изучал право и законы

Некоторое время чудотворец Григорий Неокесарийский учился в школе грамматики, затем в школе ритора. После чего он сильно погрузился в юриспруденцию.

Он готовился стать адвокатом, долго и усердно изучал законы и право. Чтобы хоть немного освоить римское право, он планировал отправиться в Рим. Но Господь распорядился иначе.

Однажды вместе с братом Афинодором он поехал в Кесарию, где встретил учителя христиан

Однажды Григорий вместе с братом Афинодором сопровождал свою сестру в Кесарию, где он имел возможность продолжить свое образование в Берите. В то время там была довольно известная юридическая школа. Тогда там работала и богословская школа, которая была построена при поддержке христианского учителя Оригена.

Ориген — греческий христианский теолог, философ, ученый. Григорий со своим братом стали его учениками

Тогда Григорий вместе со своим братом решили сходить на одну из проповедей. До сих пор остается неясным, то ли они шли туда целенаправленно, то ли просто из обычного любопытства. В Кесарии Григорий принял Таинство Крещения.

Вскоре Григорий лично встретился с Оригеном. Затем их знакомство переросло в дружбу. Ориген же предложил Григорию быть его учеником. За Григорием последовал и его брат. Последовательно Ориген раскрывал перед ними смысл Священного Писания, христианского учения. После обучения, Григорий принял Крещение. Затем вместе со своим братом они вернулись в свои родные земли.

Труды

Писания святителя оказали значительное влияние на богословие Православной Церкви, в особенности в учении о Пресвятой Троице. Но самих трудов святого сохранилось не так много, в силу того, что были времена гонений и часть из них просто погибла.

Подлинными можно назвать несколько:

  • святитель до конца жизни сохранил теплые чувства к своему учителю и посвятил ему «Похвальное слово в честь Оригена»;
  • значительным стало и «Изложение веры» содержащее все основные мысли будущего Никео-Цареградского Символа Веры, принимая его, отцы Собора, ориентировались, во многом и на этот труд Григория;
  • «Каноническое послание» направленное христианам Понта, подвергшимся нашествию варваров;
  • «Переложение Екклезиаста» первое толкование этой необычной книги Ветхого Завета в христианской традиции.

Вот то, что можно назвать подлинными творениями самого святителя Григория Неокесарийского. Но бытовало и не малое количество рукописей, которые приписывались этому святому. Из них имели авторитет в православном мире, и почитались подлинными только такие труды:

  • Послание «К Евагрию монаху о Божестве»;
  • «К Татиану краткое слово о душе»

И хотя доказано, что эти произведения не принадлежат святителю Григорию Неокесарийскому, но они, по крайней мере, соответствуют истинным взглядам самого святого.

Важно! Есть сочинения, которые совершенно подложные, например «12 глав о вере», а также 11 проповедей по разным поводам, в которых искажается подлинное православное учение. Кроме того святому приписывают сочинение нескольких бесозаклинательных молитв, которые используются в обряде изгнания бесов. Они включены в требник митрополита Киевского Петра Могилы.

Все это свидетельствует о том, что имя святителя было настолько популярно, что его пытались использовать и еретики, чтобы обосновывать свои неправильные взгляды.

В 245 году святитель григорий был рукоположен во епископа неокесарийского

Вернувшись в свой город, святитель Григорий решил уединиться от всей суеты мира, он решил посвятить себя на служение Богу. В 245 году его рукоположили во епископа Неокесарийского. Вначале Григорий не хотел брать на себя это, он отказался и ушел. Но епископ Федим все равно наложил на его управление городом.

Когда Григорий узнал об этом, он сильно изумился. Противостоять этому он не смог, так как Сам Господь указал ему на это место. После этого Григория посвятили в архиерея.

Святой Григорий Неокесарийский стал епископом Неокесарии в 245 году, когда вернулся из Кесарии

Читайте также:  Грузинская икона Божией Матери: история и в чем помогает, тексты молитв

К началу своего служения, в городе было всего лишь несколько верующих человек, а уже под конец, обнаруживалось всего лишь несколько заблудших душ. Слава о Григории постепенно распространилась по всему миру. Позже святые отцы стали называть его Великим и Знаменитым.

В 5 веке к его имени также добавилось слово Чудотворец, так как он еще при жизни был удостоен от Бога дара чудотворений. Он творил чудеса именем Христовым. Исцелял больных и хромых. Во время гонения на христиан, святитель скрывался от язычников со своей паствой.

В 264 году Григорий принимал участие в Антиохийском Поместном соборе против Павла Самосатского, который распространял ложное учение о Пресвятой Троице.

Чудеса по молитвам

Бесчисленно количество чудес по молитвам святителя Григория Неокесарийского, можно указать только на несколько самых известных:

  • не могли поделить между собой озеро два брата и обратились за помощью к святому, тот согласился помочь и всю ночь молился об этом деле, на утро все увидели, что предмета раздора нет, так как озеро высохло;
  • также по молитвам свт. Григория Неокесарийского во время его путешествия в Амасию был изгнан бес из идольского капища города, а на месте капища построен храм, причем молитвами святого была передвинута целая глыба камня, чтобы на свободном месте можно было построить храм.

Во время гонений Деция, воины императора преследовали христиан во главе со святым Григорием епископом Неокесарийским вплоть до высокого холма, где святой укрылся со своими сторонниками и вознес молитвами к Богу, после чего христиане стали невидимы для своих врагов и спаслись.

Чудотворная сила святого, его участие в промысле Божием было настолько велико, что все, безусловно, подчинялись его воле и даже людей такого уровня как Василий Великий признавали его безусловный авторитет.

Предположительно считают, что умер Григорий в период между 270 и 275 годами

Точная дата смерти Григория неизвестна. Предположительно считают, что умер он в период между 270 и 275 годами.

Фрагменты творений святого Григория Чудотворца на сайте azbyka.ru

У Григория было огромное количество письменных поучений. К сожалению, до наших дней дошло совсем не много. Огромное место занимает его творение Символ Веры. У Символа веры есть и краткое изложение, которое Григорий получил еще до возведения его на кафедру в Неокесарию.

Однажды он пребывал в молитве в пустыне. Тут к нему подошли два человека — старец и светоносная Жена.

По слову Жены ее спутник и преподал Григорию Символ Веры. Под Женой здесь уже издревле разумеется Сама Пресвятая Богородица вместе со старцем Иоанном Богословом. Апостол Иоанн также известен в Русской православной церкви.

Святитель Григорий однажды встретил Иоанна Богослова, который дал ему Символ Христианской веры

Вот что Иоанн передал Григорию, что затем он и написан своей рукой:

«Един Бог, Отец Слова Живого, Премудрости Ипостасной, Силы и Образа Вечного, Совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.

Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Образ и Изображение Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего существующего, и творческая Сила всей твари, Истинный Сын Истинного Отца, Невидимый, Нетленный, Бессмертный и Присносущный Сын Невидимого, Нетленного и Присносущного Отца.

И Един Дух Святый, Который имеет существо от Отца и явлен людям чрез Сына, Совершенный Образ Совершенного Сына, Жизнь, Причина всего живого, Источник Святый, Святыня, подающая освящение, в Котором открывает Себя Бог Отец, Иже над всеми и во всем, и Бог Сын, Иже чрез всех, Троица совершенная, славою, вечностью и царством, неразделяемая и неотчуждаемая.

Итак, в Троице нет ничего сотворенного, или служебного, или привнесенного, как бы прежде не бывшего, а впоследствии привзошедшего. Итак, ни в чем у Сына не было недостатка пред Отцом и у Святого Духа пред Сыном, но непременна и неизменна есть всегда та же Троица».

«Изложение веры» Григория Чудотворца на сайте azbyka.ru

Мощи

После того как святой почил его мощи находились в том храме, который он сам построил при жизни в Неокесарии. Но в дальнейшем судьба мощей Григория Неокесарийского складывалась следующим образом:

  • правая рука святого пребывает в Иерусалиме в храме Гроба Господня;
  • левая рука находится в Метеорском монастыре;
  • глава пребывает в церкви Сан-Роке г. Лиссабона столицы Португалии.

И получается так, что другие части тела святителя Григория в той или иной мере были разбросаны по многим православным и католическим церквам мира. Есть они в Пантелеимоновском Русском монастыре на Афоне, в церкви св. Анастасии в Афинах, в монастыре св.

Иоанна Богослова на острове Патмос, в монастыре Успения Богородицы в Пелопоннесе, в храме святого Петра в Риме. А также в храме на Большой Полянке г. Москвы, который освящен в честь Григория Неокесарийского, именно здесь можно приложится к его святым мощам.

Григорий Нисский написал слово и о жизни святого Григория Чудотворца

Также стоит сказать и о том, что у Григория Нисского было одно из его замечательных творений, которое называется «Слово о жизни святого Григория Чудотворца».

«Слово о жизни святого Григория Чудотворца» Григория Нисского на сайте azbyka.ru

Григорий Нисский — это христианский богослов и философ, а также епископ города Ниссы. Это один из трех великих каппадокийцев. Григорий Нисский — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Он также входил в этот каппадокийский кружок.

Три великих каппадокийца Русской православной церкви — Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст

Почитание

Святой скончался задолго до того, как появилась христианская империя с центром в Константинополе, но на ее территории. И удивительная жизнь Григория чудотворца епископа Неокесарийского сделала его личностью, которую почитали во всех концах империи именно как чудотворца и оплота Православия.

  1. В храме Св. Софии в Константинополе была колонна с иконой св. Григория Чудотворца, в память его явления в этом месте, это место особенно почиталось.
  2. В настоящее время, когда Константинополь стал Стамбулом, на этой колонне нет изображения святого, но периодически на ней появляется влага, которая у православных считается слезами святого за все поругание православных со стороны мусульман.
  3. На Руси молитвенное почитание святителя началось в очень ранний период, первые службы ему были переведены на славянский язык еще раньше того, как появились первые переводы жития, т. е. во второй половине XI века, тогда как списки письменных житий имелись только в XII веке, это говорит о том, что существовала устная традиция пересказа жития святого.

Первый храм на Руси в честь святого был построен в XVII веке в Москве. Ну а в целом посвящать храмы этому святителю не стало традицией для России, хотя сам святой очень почитался, о чем свидетельствует иконография, которая имеет древнее происхождение. Например в храме Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, святитель изображен в омофоре и с Евангелием в руках.

На заметку! На западе святой Чудотворец особенно почитается в южной Италии, где в Калабрии есть в храме селения Сталетти большая частица мощей святителя Григория Чудотворца.

Григорию Чудотворцу написана икона

Григорию Чудотворцу написана икона. Самые ранние его изображения были найдены еще на фресках собора святой Софии Константинопольской. На иконе святитель Григорий изображен по пояс или в полный рост. Обоими руками он держит святое Евангелие. Говорят, что в настоящее время существует иконописный подлинник святителя Григория.

Так выглядит более современная икона Григория Чудотворца

Григорию Чудотворцу написан тропарь и кондак

Григорию Чудотворцу написан тропарь и кондак. Они исполняются во время его дня празднования в храме.

Вы всегда можете обратиться к святому своими простыми словами. Самое главное, чтобы ваши просьбы шли от самого сердца.

  • Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, глас 8:
  • В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления, но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
  • Кондак святителю, епископу Неокесарийскому, глас 2:
  • Чудес многих прием действо, знаменьми ужасными демоны устрашил еси и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие, чудотворец же именуешися, звание от дел прием.
  • Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу:
  • О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие!
  • Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце,
  • моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой:
  • благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи:

  РПЦ вступает в битву за Сеул со Вселенским патриархатом

град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши,

юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи.

Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Акафист святителю Григорию, епископу и чудотворцу Неокесарийскому

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, святителю Григорие, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, совершенства духовнаго достигл еси.

Тем же изряднейшего жительства, аки молнией, сияя светом, ныне свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако: Радуйся, Евангелия Христова верный последователю; радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю, радуйся, благочестия стено необоримая; радуйся, звездо, сияющая благодати Божией зарею. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, дар чудотворения свыше получивый. Радуйся, крепкое кормило церкве Христовой; радуйся, непоколебимый столпе православия, радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, апостольских преданий хранителю; радуйся, тайн Божиих истинный строителю, радуйся чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 2

Видя нечестивии юноши александрийстии непорочное и целомудренное житие твое, святителю Григорие, ненавистию, от диавола вселяемою, распаляшеся, научиша жену некую оклеветати тя пред всеми, просити плату за блудодеяние.

Ты же от чрева матерня даже до блаженной кончины твоея не познав греха плотскаго и сохранив девство неоскверненное, с кротостию и незлобием молил еси друга твоего подати просимое, поющи Богу, единому верному на небесех свидетелю: Аллилуиа.

Икос 2

Разум и сердце имея грехом омраченныя, прияла блудница, иже в Александрии, мзду неправедную, с нею же и казнь лютую, вошел бо в ню бес страшный, начав мучити пред всеми, так что сия дщерь велиарова трепетала всем телом, скрежетала зубы своими и вопила безудержно.

Ты же, святителю Григорие, сотворив о ней теплую молитву ко Господу, отгнал еси духа злобы поднебесныя. Мы же, дивящеся сему, вопием ти тако: Радуйся, воине Христов непобедимый; Радуйся, рабе Божий благий и верный. Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания.

Радуйся, целомудрия украшение; радуйся, ангелов сожителю. Радуйся, смирения совершенное зерцало; радуйся, ему же и беси повинуются. Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый; радуйся, скорби многия благодушно претерпевый. Радуйся, им же сатана посрамися; радуйся, им же Христос прославися.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 3

Сила божественныя премудрости осени тя, святителю Григорие, егда купно с другом твоим Фирмианом из Каппадокии остави мирское учение и философию еллинскую и нача постигати Христианстии истины и тайны божественнаго писания, тем же и нас, великий учителю, небеснаго рая ныне проходя нетленные пажити, поминай у престола Божия, да и мы просветимся светом евангельского богопознания, поюще: Аллилуиа.

Читайте также:  Молитвы перед началом чтения псалтири: 4 предначинательных текста и что произносят после

Икос 3

Имеяй в сердце своем огонь любве Божественныя, святителю Григорие, в родной град твой Неокесарию пришел еси, идеже вси людие просиша тя быти им судией и градоправителем.

Ты же, избегая сетей гордости и пустой славы человечестей, место сие остави и в пустыню удалися, пребывая в трудех и подвизех, их же един Господь сердцеведец ведает.

Мы же, смирению твоему и пустыннолюбию дивящеся, вопием ти тако: Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, подвигов источниче неоскудный, радуйся, светильниче во тьме сияющий; радуйся, лампадо Божественнаго света. Радуйся, пустыннолюбивая горлице; радуйся, сладкопесненная свирель.

Радуйся, многослезный молитвенниче; радуйся, ратоборче доблий, врага победивый. Радуйся, псалмопении немолчными Бога славивый; радуйся, коленопреклонения многая совершивый. Радуйся, постом и сухоядением плоть свою изнуривый; радуйся, ветхаго в себе человека всецело духу покоривый. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 4

Бурю мирскаго жития и тяжелоносные страстей волны прешед, обрел еси, святителю Григорие, тихое и безмятежное пристанище, в пустыню вселився, Христу неленностно поработал еси, возлюбив пост и молитву, поя непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша блаженный Федим, епископ Амасийский, ангелоподобное житие твое, святителю Григорие, восхоте призвати тя от пустыннаго уединения к служению церковному в святительстем образе, ты же, провидев сие намерение и недостоинство свое помышляя, сокрыся во глубину пустынную.

Тот же, движимый духом Святым и ревностию по церкви Христовой распаляясь, совершиша посвящение дивное, без тебя хиротонисав тя во епископа града Неокесарийскаго. Мы же, дивящеся сему, вопием ти: Радуйся, архиерею Бога вышняго; радуйся, служителю благоговейный алтаря Господня.

Радуйся, неусыпный делателю винограда Христова; радуйся, плоды сладкие от делания твоего ему принесый. Радуйся, славы Божией ревнителю; радуйся, наставниче, всех к небеси приводяй. Радуйся, уневестивый Христу души многия; радуйся, пастырю добрый, за овцы своя душу положивый.

Радуйся, грешных милостивый заступниче; радуйся, бедствующих скорый помощниче. Радуйся, верных прибежище граде; радуйся, святителей удобрение. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 5

Боготечной звезде подобен был еси, святителю Григорие, небо церковное украшая и светом истиннаго богопознания озаряя, егда воле Божией покоряяся, приял еси епископское поставление во град Неокесарию и абие восстал еси противу злых еретиков Павла и Савеллия Самосатских, проповедавших ложно о таинстве Пресвятей Троицы, ты же верныя научая подобающе воспевати триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя безумных еретиков, о Пресвятей Троице неправедно учащих, ты, святителю Григорие, прилежно моляше Господу Богу и Пречистей Его Матери об открытии православным христианом догматов истинных, тем же сподобился еси явления чуднаго — Пресвятыя Богородицы со апостолом Иоанном Богословом, от них же и научен быв тайнам богопознания, записав, предал еси их всем верным в назидание. Мы же, небесныя глаголы сии принимающе с любовию, прославляем тя, великий таинниче, и вопием ти тако: Радуйся, Божией премудрости созерцателю и проповедниче, радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю. Радуйся, Пресвятыя Троицы благоволением осененный; радуйся, Пречистыя Богородицы милостями ущедренный. Радуйся, Божия разума исполненный; радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный. Радуйся, омрачивый пагубное лжеучение; радуйся, поправый еретическое злочестие. Радуйся, апостольских преданий ревностный блюстителю; радуйся, адаманте веры православныя. Радуйся, усердный наставниче благочестия; радуйся, в самом себе храм триипостасному Божеству устроивый. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 6

Проповедник светоносный триединаго Бога, святителю Григорие, явился еси, наученный от самой Пресвятей Богородицы и апостола Иоанна Богослова, како во Святую Троицу истинно веровати, непрестанно взывал еси: Отцу Слова Живаго, Премудрости Ипостасной Силы и Образу Вечнаго: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия заря истиннаго богопочитания граду Неокесарии, во тьме идолопоклонения пребывающему, с пришествием твоим, святителю Григорие, множество бо идолов и им служащих обрет в язычестих капищах, молил еси Господа, да призрит на создания своя, просветит люди погибающия и обратит я на путь спасения. Сего ради вернии научишася воспевати ти: Радуйся, искоренителю демонскаго служения; радуйся, насадителю истиннаго богопочитания. Радуйся, божественною силою идолы поправый; радуйся, тьму неверия разгнавый. Радуйся, славо веры православныя; радуйся, церкви Христовы утверждение, радуйся, прелесть демонскую посрамивый; радуйся, неверныя боговедением просветивый. Радуйся, щите, охраняяй благочестие; радуйся, мечу, посецаяй нечестие. Радуйся, верных удобрение; радуйся, неверных посрамление. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 7

Хотяще некогда нечестивии жители неокесарийстии совершити языческий праздник Зевсу, не взирая на увещания твоя, святителю Григорие, наведоша на ся гнев Божий и наказание страшное, губительную язву смертоносную, яко смешавшия радости безумия с плачем, веселию же превратишуся в горе и несчастие. Познав же людие свое заблуждение, просишя тя остановити болезнь лютую молитвою твоею к Богу, его же ты Единаго почитал еси владыкою над всеми и воспевал ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя чудотворца исповедует Христова церковь, святителю Григорие, силою бо Божией, в тебе действующей, больныя исцеляеши, прокаженныя очищаеши, демоны прогоняеши. Ты бо еси всем воистину помощник, свободитель, питатель и врач.

Сего ради вопием ти тако: Радуйся, деснице чудотворная Иисусова; радуйся, языче Христов, словом исцеляяй. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, чудотворения дар свыше получивый.

Радуйся, преславный в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастех защитниче. Радуйся, исцелений источниче; радуйся, люте страждующим помощниче. Радуйся, бесов прогонителю; радуйся, многоцелебный кладезю неизчерплемый.

Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 8

Странное чудо явися, святителю Григорие, егда брата два, езеро от отца в наследство получиста и не могущема има разделити его между собою, восстаста друг противу друга. Ты же молитвою твоею ко Господу изсушил еси оное, дабы не иссякла есть любовь братская, научая верныя в мире друг со другом воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь воистину православный мир почитает тя, святителю Григорие, великаго чудотворца, ибо молитвою твоею ко Господу и водружением жезла твоего течение реки изменил еси, сохранив земли плодородие; призвав же имя Иисусово, гору подвигнул еси, дая место для воздвижения храма Божия.

Мы же, дивящеся сему, вопием Ти: Радуйся, сосуде благодати Божией; радуйся, неизсякаемый источниче чудес. Радуйся, истинный исправителю душ человечестих; радуйся, сварливых братъев вразумление. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем.

Радуйся, над стихиями благодатию Божией владычествуяй; радуйся, уставы земли верою твоею пременяяй. Радуйся, речныя устремления жезлом твоим укротивый, радуйся, земли плодоносие молитвою твоею даровавый. Радуйся, усердный храмоздателю; радуйся, человеколюбивый пастырю словесных овец.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися дару прозорливости твоея, святителю Григорие, егда узрел еси в простом угольщике Александре, муже богоугодном и благочестивом, будущаго епископа града Команы, и тако сокровище потаенное открыл еси, украшением церкви Христовой ставшее. Сего ради и мы со безплотными лики вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумеют изобразити силу Божию, в тебе действующую, святителю Григорие, егда трое иудеев восхотешя над тобою посмеятися, единаго от нечестивцев своих при дороге обнаженнаго, яко мертва, положивше, рыдающу же над ним и просящу у тебя одежды покрытии наготу его.

Ты же, покрыв его, воистину бездыханным сотворил еси, искусителей посрамляя и мертвым погребати своего мертвеца оставляя, мы же, прославляюще тя, святителю, сице вопием: Радуйся, духом прозорливости озаренный; радуйся, духом страха Божия напоенный. Радуйся, будущая, яко настоящая, ведый; радуйся, дальняя, яко близ сущая, прозревая.

Радуйся, небоязненный истины проповедниче; радуйся, ревностный лжи посрамителю. Радуйся, беззаконных словом обличения, яко гром, поражаяй; радуйся, нечестием ослепленных, яко молния, посецаяй. Радуйся, к наказанию безумных иудеев Бога приклонивый; радуйся, сквернаго хульника жизни лишивый.

Радуйся, яко тобою попрано бысть глумление; радуйся, яко тобою пожерта бысть зависть. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 10

Спасти хотяй души словесных овец твоих, святителю Григорие, яко пастырь добрый, восстал еси противу волка хищнаго, нечестиваго гонителя Декия, иже понуждаше христиан к поклонению идолам и преда их мучениям и злой смерти. Ты же, отеческой любовию движимый, призывал еси верных укрытися от мучителей, дабы обессилев в страданиях не отпали от Бога истиннаго, ему же до времени в дебрех и расселинах гор воспеваху: Аллилуиа.

Икос 10

Стены горнего Иерусалима прияшя тя, святителю Григорие, по отшествии твоем от земных к небесным. Паства же твоя плакаше о тебе, яко о своем отце чадолюбивом, мы же зряще тя погребаема и теплаго предстателя на небеси имети тя уповая, с рыданием купно и надеждою вопием ти: Радуйся, великий угодниче, жизнь по Бозе возлюбивый; радуйся, веру, надежду и любы даже до конца сохранивый.

Радуйся, отче чадолюбивый, в начале епископства во граде Неокесарии имевый лишь семьнадесят христиан и их млеком евангельских заповедей вскормивый; радуйся, трудолюбивая пчело, весь град медом Христовой веры усладивый и пред кончиною твоею лишь семьнадесят язычников в горечи заблуждений оставивый.

Радуйся, лучу солнца правды, теплотою Божественныя любве нас согреваяй; радуйся, свечо многосветлая, светом истиннаго богопознания нас озаряяй. Радуйся, бисере честный, сердца наша увеселяяй; радуйся, камень драгий, люди православныя украшаяй. Радуйся, небесных сил собеседниче; радуйся, всех святых сонаследниче.

Радуйся, яко тобою бездну милосердия Божия призываем; радуйся, яко тобою спасение вечное получити уповаем. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 11

Пение благодарственное Пресвятей Троице принесошя люди неокесарийстии, егда обретошя честные и многоцелебные мощи твои, святителю Григорие, аки спасительный источник, дивные чудеса содевающий, и поставишя их в церкви соборней, поя богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательнаго светильника, просвещающаго души и телеса, явил тя Господь, святителю Григорие, людем православным во всей вселенней, ибо молитвами твоими пособствуеши, не точию в Неокесарии сущим, но и в пределех отечества нашего пребывающим, и московский князь Василий Темный свобожден бысть чудно из татарскаго плена не иным чем, но помощию твоею и предстательством, посему и воздвиже церковь во имя твое на месте, с него же узре стены кремлевстии, на нем же и ныне прославляешися и слышиши таковая: Радуйся, небес пресельниче и жителю; радуйся, земли молитвенниче и предстателю. Радуйся, людям православным поможение; радуйся, рода христианскаго возвышение. Радуйся, лествице, Богом утвержденная, ею же восходим к небеси; радуйся, покрове, Богом зданный, им же покрываются мнози. Радуйся, из уз пленения изымаяй; радуйся, от мятежа и браней соблюдаяй. Радуйся, многих от погибели исхитивый, радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый. Радуйся, яко тобою от вечныя смерти свобождаемся; радуйся, яко тобою безконечныя жизни сподобляемся. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, сведуще, с любовию восхваляем тя, святителю Григорие, помышляя, яко не могуще по достоянию изобразити величие и славу твою. Моли же о нас, чадах твоих духовных, да милостив будет Господь и к нам, грешным, да облагодатит и нас ходатайством твоим, не от града Неокесарии, но от российских предел вопиющих ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще богоугодное житие твое, святителю Григорие, благодарим дивнаго во святых своих Христа Бога нашего, даровавшего тя вселенстей церкви, яко столп неподвижен и утверждение истинной веры.

Ты же прими от нас словеса сия: Радуйся, житие твое земное благочестно скончавый; радуйся, от небеснаго Царя венец славы получивый. Радуйся, озаривый вселенную светом добродетелей твоих, радуйся, яко видя добрыя дела твоя, человецы Отца небеснаго прославляют.

Радуйся, за ны пред престолом Божиим молящийся; радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий. Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров твой и заступление приемляй; радуйся, яко никто же от тебе тощь и неутешен отъиде.

Радуйся, яко от мощей твоих чудеса многия содеваются; радуйся, яко милость Божия от них непрестанно изливается. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 13

Святителю Христов и чудотворче Григорие, приими сие моление наше, от любве тебе приносимое, и испроси нам у всещедраго Бога, ему же ныне предстоиши на небеси, избавление от многоразличных бед и напастей, наипаче же вечныя смерти, оставление прегрешений наших и наследование царствия небеснаго, да иде же вечно вкупе с тобою нам воспевати ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector