Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

Одним из святых мучеников прославленных христианами прошедших эпох, является мученик Христофор. Облик его узнать проще, чем изображение любого другого святого, т.к.

   его  изображают    в чересчур непривычном образе: с собачьей или лошадиной головой.

Между тем, в наше время встретить икону с таким его изображением довольно сложно и нынешние православные христиане    слышали о нем не так много. 

Почитание в православии 

В православной Руси его особое почитание пришлось на XVI—XVII века. Считалось, что святой Христофор   с давних времен защищал русское население от заразных заболеваний.

 В это время начала распространятся самая крупная эпидемия чумы.

Народ считал страшную болезнь наказанием Божиим за грехи, поэтому и путь к спасению видели в вере и обращении к Богу, в том числе и через святого Христофора.  

Житие

Христофор – мученик, который причислен к лику святых как у католиков, так и у православных христиан. Родился святой в третьем веке по Р.Х. на просторах Римской империи.

О его происхождении ходит много загадок и легенд. По некоторым сказаниям, Христофор был очень привлекательным молодым человеком, он был красив лицом, имел могучее тело, высокий рост.

 Своим внешним видом он вызывал большой интерес у противоположного пола.

Но, так как он был очень верующим человеком, то не хотел подвергать искушению себя и других людей. Он стремился жить в чистоте, целомудрии, воздержании и поэтому горячо молился Господу, чтобы Он избавил его от этого, как он считал, недостатка. Бог услышал его прошения и обезобразил его лицо. Отчего и звали его до крещения Репрев, что означает «отверженный, непригодный». 

Другая версия гласит, что Репрев (Христофор) был наделен странной внешностью с рождения. Из одних источников следует, что Репрев принадлежал к выходцам из земли хананейской, из других, к племени «псоглавцев» или «кинокефалов» – собакоголовых людей, а человеческую внешность обрёл после крещения. 

Проповедь Слова Божия

Репрев, будучи не крещенным, был преданным проповедником Слова Божьего. Из-за этого его ненавидело большинство жителей, т.к. в то время было много язычников. Он строго осуждал тех, кто притеснял    христиан.

Однажды, после очередных Богоугодных поучений, его избил Вакх, приближенный императора.

Но, ко всеобщему изумлению, Репрев не стал отвечать на его унижения, а со смирением стерпел, как заповедал сам Господь:  Вскоре о пламенном проповеднике веры Христовой доложили правителю. 

В то время в Риме царствовал император Деций Траян – самый жестокий ненавистник христианства из всех бывших правителей. Он вошёл в историю, как первый организатор систематического гонения христиан.

Как только он взошёл на трон, его главной задачей стало сплотить духовные силы языческой религии ради поддержки своей власти. Ради этого он приказал главам местных округов применять против христиан любые наказания, муки и угрозы, если те не отрекутся от Христа и не поклонятся языческим богам.

 Тех, кто отказывался приносить жертвы язычникам и оставался верен своей религии, ждала смертная казнь. 

Всё это предстояло испытать и Репреву. Император послал за ним целый батальон из 200 воинов. И опять Репрев не стал сопротивляться, полностью доверившись воле Божьей, и беспрекословно подчинился стражникам.

 Но даже под конвоем Репреву удалось увеличить число новообращенных.

По дороге в столицу произошло несколько чудес: сначала сухая палка, на которую опирался Репрев, у всех на глазах пустила ростки, затем, когда солдаты проголодались, но поняли, что есть им нечего, Репрев, помолившись, умножил хлеба, по примеру самого Господа. 

Эти невероятные события ошеломили воинов, и Божья благодать коснулась их. Они тут же, одновременно со святым, приняли святое крещение от епископа Антиохийского   священномученика   Вавилы,   который   позже мученически скончался во время гонений императора Декии. 

Смерть  Каллиникии и Акилины

Злостный правитель, с нетерпением ожидал возвращения своих ратников с ценным пленником. Но при виде Христофора, почувствовал страх и упал в обморок. Он испугался его безобразного лица и могучего тела, и понял, что силой не сможет заставить его отречься от Христа. Поэтому он решил с помощью хитрости и соблазнов отвратить его от веры в Господа. В его покоях было много блудниц.

Он приказал привести двоих самых красивых — Каллиникию и Акилину — и повелел им искушать Христофора своим развратным поведением. Он надеялся, что под действием их чар Христофор отречется от Христа и поклонится языческим богам.

 Но Христофор стал проповедовать женщинам слово Божье и они не смогли отвратить его от истинной веры.

 Через какое-то время блудницы вернулись к императору и доложили, что не только не соблазнили Христофора, но и сами отказываются служить идолам, и теперь они тоже являются христианками. 

Рассвирепевший Деций распорядился доставить к нему Христофора и на его глазах казнить новоявленных исповедниц христианства. Они подверглись жутким издевательствам и умерли мученической смертью  за   веру.

 Кроме женщин, он подверг казни и всех воинов, отправленных за Христофором, которые были крещены вместе с ним. Они не побоялись гнева Деция и поклонились Христофору в его присутствии.

   Деций отдал приказ обезглавить стражников, а  тела предать огню. 

Мучения Христофора

После этого он принялся подвергать пыткам самого Христофора. Сначала он приказал поместить его в литую чашу, приковать гвоздями к ней Христофора, чтобы он не смог выбраться и раскалить сосуд на костре. Но Христофор, по своим молитвам и Божьей милости, оставался невредим. Видя такие чудеса, многие из присутствовавших обратились в православие. 

Они вынули истязаемого из огненного котла и за это Деций повелел своим палачам придать их казни. Деций продолжать пытать мученика. Привязав тяжелый камень к шее Христофора, он бросил его в глубокую яму.

 Но тотчас явился ангел Господень и извлек невинного из колодца.

 Но все эти чудесные спасения не вразумили императора, наоборот, он лишь сильнее свирепел и продолжал с ещё большей яростью пытать и мучить святого.

Наконец, он приказал надеть на него раскаленные доспехи и отсечь ему голову.

 Со смирением и терпением переносил Христофор все муки и издевательства от Деция, следуя заповеди Христовой:  Так Христофор скончался мученической смертью приблизительно в 250 году.

 Но и после своей кончины, он не переставал приводить людей к вере – многие, узнав о его мученической смерти и чудесах во время пыток, изъявили желание креститься во имя Христа. 

Как изображают святого на иконах

На иконах образ Христофора представлен с собачьей, а иногда с лошадиной мордой. В основном он изображается во весь рост, облаченный в сверкающие доспехи, в правой  руке находится  четырехконечный   крест.

 Есть иконы, где он стоит рядом с мученицами Верой, Надежной, Любовию и Софией, со святыми Флором и Лавром. Также раннее изображение показывает, как он убивает дракона вместе с Георгием Победоносцем.

 Самое первое создание такой иконы приходится на VI век н.э. в Византийской империи. 

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Мученик Христофор

Но отображения Христофора на иконах и храмовых стенах, также как и его происхождение,   считаются    весьма неоднозначными.

 Первоначально его лик воспроизводился по римскому обычаю, как Дмитрий   Солунский – красивый молодой человек, с распущенными локонами.

 В Православии иконографические    иллюстрации Христофора с пёсьей или конской головой бытовали лишь в XVI-XVIII веках. Позже в России начали возникать разногласия о том, в каком образе святого необходимо представлять на иконах. 

В очертаниях святого Христофора смешаны облик христианского вероучения и следы ереси. Считалось, что наличие звериной головы на иконах святого следует воспринимать символически.

Возможно, так описывался его дикий озверелый характер в то время, когда он был язычником.

 Или же цивилизованные жители греко-римского мира просто привыкли так обрисовывать тех, кто жил за пределами империи, как странных обитателей чужих земель, людоедов, собакоголовых народов.

Но авторы жития святого Христофора не предполагали, что его описание как «собакоголового» будет приниматься буквально. Также некоторые жители того времени специально добивались звероподобной внешности.

 Остроконечные уши, изуродованные щеки, заточенные клыки вместо зубов наделяли их чертами чудовищ. Своим детям они с младенчества меняли внешний вид черепа, придавали ему вытянутую форму, как у собаки или волка.

И все это для того, чтобы приводить врагов в ужас. 

Необходимо подчеркнуть, что описание Христофора, как выходца из людей с собачьими головами не имеет совершенно ничего общего с древнеегипетским божеством с шакальей головой — Анубисом. 

Святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709), выступал против зверовидного вида на иконах святого, с песьей или волчьей головой, считая их совершенно неприемлемыми. 

В 1707 году Синодом обсуждалось предписание о недопустимости изображения ликов «противных естеству, истории и истине», в том числе и описание святого псоглавца. Этому обсуждению послужил приказ Петра I придерживаться тех иконописных канонов, которые принял Большой Московский собор в 1667 году. 

В середине XVIII века священнослужители Ростовской епархии, среди которого был митрополит Арсений (Мацеевич, 1697-1772) выступили за очеловечение ликов святого и за появление других  образов   в   традиционной манере.

 В Синоде изучили ходатайство митрополита, но никаких ограничений на  иконы   Кинокефала не было наложено. Таким образом, всю ответственность за отображение Христофор на иконах   возложили на поместное духовенство.

   

Иногда Московская консистория наказывала священнослужителей, которые допускали в храме изображение Христофора в «неестественном» виде. При этом подобные образы продолжали   распространяться в   Московских иконописных лавках. 

После запрета в мастерских церковной религиозной живописи пишутся изображения святого Христофора с человеческим лицом в виде воина. На них святой держит распустившуюся палку в память о чуде, вследствие которого к Богу пришёл отряд из 200 воинов-гонителей христиан. 

Большинство икон и стенописей было скорректировано. Так, в росписи Ярославского Спасо-Преображенского собора голова святого в виде собаки была затерта, а вместо неё появилось лицо человека. Но следы давнего образа не удалось стереть полностью: на нимбе вырисовывается   очертание   псиного лика. 

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наряду с фресками в Спасском монастыре, существует роспись в Свияжском Успенском монастыре.   Сохранившиеся ранние иконы Христофора находятся в Перми, в Череповецком художественном музее и в Ростове Великом. Также можно заметить такую икону в старообрядческих храмах. Часть  старинных икон   святого мученика держится в музеях и галереях России. 

Католическое почитание и иконы 

В католической церкви распространена несколько иная версия происхождения Христофора. Якобы Репрев (имя до крещения) был могучим великаном и не знал, как во благо применить свою силу.

Он долго искал, кому бы он мог послужить, пока однажды он встретил отшельника. Тот показал ему бурную реку, на которой гибло много людей, переправляясь через неё.

Если он хочет быть полезным, то может переносить людей через сильное течение вод. Так он стал великаном-перевозчиком. 

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Как-то раз мальчик попросил помочь ему переправиться через речку. Репрев посадил его на плечи и, опираясь на палку, пошёл на другой берег. Вдруг, на самом неспокойном месте реки он почувствовал, что ноша стала необычайно тяжела и он испугался, что они оба утонут.

 Он спросил у мальчика:  Выяснилось, что Репрев несет на себе самого Христа, который явился ему в виде мальчика. Репрев крестился от Иисуса и получил имя Христофор, которое понимается как «Несущий Христа».

 А засохший черенок, который помогал ему переходить через реку, расцвел у него в руках. 

Образ силача переносящего через реку на плечах Богомладенца с тростью в руках лег в основу изображения на иконах чудотворца в католичестве. 

Учёный Эразм Роттердамский жёстко осуждал поклонение католиков этой загадочной персоне в своих сатирических работах — «Разговор запросто» и «Похвала глупости». Ватиканом ещё в 1969 году из общего католического помянника день празднования святого Христофора был исключен из-за скудных   доказательств реальности его жития. 

Но это не умалило всеобщего обожания у католиков и они по-прежнему 24 июля чтят память  святого   Христофора. Особенно он любим моряками, паромщиками, перевозчиками, т.е. всеми, кто пребывает в пути, популярен среди автомобилистов, является покровителем путешественников. Также он любим в Италии, Испании, Хорватии, Франции.

Читайте также:  Полиелейная служба: что значит, схема и порядок последования

День празднования 

В православных святцах празднование памяти благочестивого Христофора приходится на 22 мая. 

О чем молятся этому святому

К преподобному Христофору прибегают с молитвами о даровании терпения и смирения при несении своего креста, об укреплении в вере и надежде на милость Божью.

   Этот мученик  считается защитником от  козней  диавола, он обладает даром изгонять его из бесноватых. Обращаются к Христофору и с просьбами исцелить разные недомогания, зубную боль и заразные болезни.

 Моряки считают его своим заступником. 

Мученик Христофор ещё один яркий пример смирения, незыблемой веры, ревности по Богу,  терпения и кротости. Он был истинным ярым проповедником Евангелия и за ним последовали тысячи. Будем молиться ему о даровании и нам такой же любви к Богу и друг к другу. 

Ольга Тимашова

Молитва 

О, Преславный мученик Христофор, Божий воин, не убоявшийя гнева мракобесов, чтивший слово Господа и не устрашившийся мук во славу веры. К тебе обращаемся со смирением.

Даруй нам, Христофор, сил справляться с трудностями житейскими да недугами, нас терзающими. Дай свою защиту в пути долгом да позволь невредимыми вернуться в дом свой. Избави нас от бесов, добро внутри нас пожирающих.

Сохрани Отечество наше в здравии да в религии православной да избави всех раскаявшихся от мучений и гонений. Аминь

Самые известные и почитаемые святые в православии

Почитание святых — необыкновенная сторона Церковной жизни. В ней по-своему, — и во всей полноте, — раскрывается идея о том, что все верующие во Христа едины. Их не может разделить ни расстояние, ни время, поскольку и расстояние, и время — это условности нашего земного бытия, а Церковь — это часть вечности в нашей жизни.

Святые стяжали Благодать духа Святого и продолжают быть с нами. Мы можем общаться с ними, просить их о чем-то и не сомневаться в том, что будем услышанными.

Каждый святой — это своя история стяжания Благодати Святого Духа уже здесь на земле. Сонм святых — это дар Церкви нам. Святыми становились и нищие и богатые; мужчины и женщины; образованные и неграмотные; покаявшиеся и — ведшие целомудренную жизнь с самого детства. Каждый может найти себе святого с похожей судьбой, проблемами или жизненной ситуацией.

Например, святой Силуан Афонский, который жил в XX веке — это вдохновлящий пример того, как хранить мир душевный и молитву, находясь посреди суеты.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Еще при жизни он сподобился созерцать Нетварный Свет.

Прежде, чем мы расскажем о самых почитаемых и знаменитых святых в православии, хотим сказать, что при всей кажущейся недостижимости их святости, прежде всего они были обычными людьми, которые проживали свою жизнь по совести. Это и есть главное вдохновение для нас. Никто из святых не был от рождения сверхчеловеком — все они были точно такие же, как и мы с вами.

Почитание святых — это не только преклонение перед ними, но и живое общение. К любому святому можно обратиться, любого можно попросить, любой из них услышит искреннюю молитву.

Ниже мы назовем только несколько имен — тех, кто особо почитаем на Руси. На самом деле, это неполный список — он гораздо шире. В конце-концов, каждый святой кем-то да почитаем. Но так сложилось, что есть святые известные настолько, что их имена, — например Николая Чудотворца, — слышали даже те, кто никогда не были в Церкви.

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

  • Он был чудотворцем, который исцелял людей и спасал от смерти.
  • Он был богословом, который тонко чувствовал вероучительные вопросы и отстаивал истину в споре с еретиками — которые на тот момент имели в Империи очень сильное влияние.
  • Святитель Николай был не просто митрополитом (то есть, священником-архиереем, который возглавляет целую митрополию), но в первую очередь любящим пастырем и самоотверженным защитником для своего народа. Его заступничество перед простыми людьми не пропало в христианской памяти.
  • Ну и наконец, святитель Николай в не меньшей степени олицетворят собой подвиг смирения и послушания — поскольку сана митрополита никогда не искал и публичности тоже. Да и вообще, в юности, как и любой, наверное, монах, мечтал об уединении и пустыне. Однако став митрополитом, он словно «забыл» про свои желания и всецело отдался служению, которое приготовил ему Господь.

Святой Эдуард, король-страстотерпец

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Эдуард был стар­шим сыном англий­ского короля Эдгара, пра­вив­шего с 957 г. Эдгар, подобно своему зна­ме­ни­тому пра­деду – королю Аль­фреду Вели­кому – оста­вил по себе память как о монархе, верой и прав­дой слу­жив­шем Богу и своему народу.

При нём Англия достигла не только проч­ного поло­же­ния среди других евро­пей­ских держав, но узнала дни насто­я­щего бла­го­ден­ствия. Страна всё более утвер­жда­лась в един­стве нации, и народ, имея такого короля как Эдгар, уве­ренно смот­рел в своё бли­жай­шее буду­щее.

Англию того пери­ода евро­пей­ские хро­ни­сты еди­но­душно при­знают стра­ной, где в насто­я­щем рас­цвете пре­бы­вала куль­тура, питав­ша­яся хри­сти­ан­ством.

Пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством, доба­вим мы, потому что ещё сто­ле­тие отде­ляло Англию от гря­ду­щего на неё наше­ствия нор­ман­нов, при­нес­ших стране новую и чуждую власть, а наци­о­наль­ной англий­ской церкви – насто­я­щий крах, измыс­лен­ный и осу­ществ­лён­ный с бла­го­сло­ве­ния гор­дого и нетер­пи­мого Рима.

Мать Эду­арда умерла рано, и король-отец женился на Эль­фреде, знат­ной вдове, кото­рая родила Эдгару ещё одного сына – Этель­реда. Свод­ный брат Эду­арда был моложе него на пять лет.

По зако­нам страны пол­но­прав­ным наслед­ни­ком пре­стола являлся стар­ший сын короля, како­вым был Эдуард.

Однако у его мачехи созрел поис­тине дья­воль­ский план, согласно кото­рому коро­лём Англии в буду­щем любой ценой должен был стать её родной сын, Этель­ред…

Важно ска­зать, что при короле Эдгаре нача­лась цер­ков­ная реформа, направ­лен­ная на укреп­ле­ние мона­ше­ства.

Реформа эта пред­по­ла­гала внед­ре­ние в англий­ских мона­сты­рях устава пре­по­доб­ного Вене­дикта Нур­сий­ского – извест­ного пра­во­слав­ного устро­и­теля мона­ше­ской общин­ной жизни, при­нес­шего на Запад тра­ди­ции восточ­ного пра­во­слав­ного мона­ше­ства, с кото­рыми он сам был хорошо знаком.

Именно его имя дало впо­след­ствии назва­ние одному из круп­ней­ших мона­ше­ских орде­нов на Западе – бене­дик­тин­цам.

Духов­ным вождём этих реформ в Англии и их глав­ным про­вод­ни­ком в жизнь был святой Дун­стан, архи­епи­скоп Кен­тер­бе­рий­ский, бывший прежде насто­я­те­лем зна­ме­ни­того далеко за пре­де­лами сред­не­ве­ко­вой Бри­та­нии мона­стыря Гла­стон­берри. Авто­ри­тет св.Дунстана был чрез­вы­чайно высок в народе. Именно им была состав­лена и совер­шена цере­мо­ния коро­на­ции Эдгара, кото­рый назна­чил Дун­стана своим бли­жай­шим совет­ни­ком.

Король Эдгар, про­зван­ный Миро­лю­би­вым, счаст­ливо правил Англией восем­на­дцать лет и отошёл ко Гос­поду в 975 г.

После его кон­чины на англий­ский трон взошёл его стар­ший сын Эдуард, кото­рому было тогда не более 12-ти лет, однако этот король-маль­чик сразу же пока­зал себя достой­ным про­дол­жа­те­лем дела своего отца.

Бла­го­твор­ная цер­ков­ная реформа, во главе кото­рой по преж­нему был св.Дунстан, про­дол­жи­лась в полной мере и при новом короле.

Однако не все в Англии взи­рали на цер­ков­ные пере­мены, и в осо­бен­но­сти на их под­держку юным коро­лём Эду­ар­дом с чистым серд­цем и без тёмных мыслей. Многие из числа знат­ных и бога­тых вель­мож отно­си­лись к Церкви как к источ­нику нечест­ного обо­га­ще­ния и раз­ного рода поли­ти­че­ских воз­мож­но­стей.

Они соста­вили свое­об­раз­ную партию про­тив­ни­ков реформ, како­вую фор­мально воз­глав­лял Элвер, граф Мер­сий­ский, но душой кото­рой была мачеха Эду­арда, вдов­ству­ю­щая коро­лева Эль­фреда. На сто­роне короля Эду­арда и свя­ти­теля Дун­стана были архи­епи­скоп Йорк­ский св.

Читайте также:  Вифлеемская икона божьей матери: значение образа и в чем он помогает, молитвы

Освальд, а также вли­я­тель­ный в коро­лев­стве лорд Брихт­нот.

***

Нена­висть к Эду­арду была, веро­ятно, столь велика у его про­тив­ни­ков, что они решили пото­ро­пить свой чаемый успех.

Люди эти ста­ра­лись дей­ство­вать более во тьме, нежели при свете, и этим можно объ­яс­нить довер­чи­вость короля-отрока, кото­рый с лёгким серд­цем принял при­гла­ше­ние своей мачехи с малой свитой наве­стить её в замке Корф, что в Дор­сет­шире, где Эль­фреда про­жи­вала вместе со своим сыном Этель­ре­дом. 18 Марта 979 г. Эдуард прибыл к месту своей гибели…

Он въехал во двор замка верхом на коне, и ему навстречу с жестами при­вет­ствия дви­ну­лись люди Эль­фреды. Вне­запно они схва­тили своего короля за руки, и один из слуг ударил Эду­арда кин­жа­лом в грудь.

Удар, по-види­мому, был так силён, что юный король упал из седла наземь. Одна нога его запу­та­лась в стре­мени, и пере­пу­ган­ная лошадь бро­си­лась из ворот замка в сто­рону леса, волоча по земле тело смер­тельно ранен­ного Эду­арда.

Когда при­бли­жён­ные короля оста­но­вили, нако­нец, лошадь, они уви­дели, что юный король Эдуард был мёртв.

Рас­по­ря­же­нием Эль­фреды тело его по скору и без долж­ных поче­стей погре­бено было при малой цер­ковке Уор­хема, в несколь­ких милях от ковар­ного замка Корф. Новым коро­лём Англии в крат­чай­шие сроки про­воз­гла­шён был другой маль­чик – 11-летний Этель­ред…

Никто в Англии не сомне­вался в том, что король Эдуард был убит по при­казу всем извест­ных людей. Но… голос вер­ного друга уби­того короля – свя­того Дун­стана был заглу­шён, а вся Англия, увы, про­мол­чала… Никто не был при­вле­чён к суду за соде­ян­ное пре­да­тель­ское убий­ство. Един­ствен­ное, что мог сде­лать св.

Дунстан для своего погиб­шего короля, он испол­нил уже в 981 г., добив­шись пере­не­се­ния чест­ных его остан­ков в мона­стырь Шру­с­бери, осно­ван­ный неко­гда пра­пра­де­дом Эду­арда коро­лём Англии Аль­фре­дом Вели­ким.

Минуло два года со дня убий­ства, но такой огром­ной про­цес­сии, кото­рая сопро­вож­дала новое погре­бе­ние Эду­арда, Англия ещё не видела…

***

Однако Суд Гос­по­день не таков, как суды чело­ве­че­ские. Пре­дан­ный своими слу­гами на земле, король-отрок Эдуард при­об­рёл своей любо­вью к Церкви Божией и соб­ствен­ной кровью бла­го­во­ле­ние в очах Гос­под­них. Чудеса на его могиле, как повест­вуют пре­да­ния, нача­лись в первую же ночь после его зло­дей­ского убий­ства.

Старая слепая жен­щина, в чьей убогой лачуге ожи­дало погре­бе­ния тело Эду­арда, вне­запно обрела зрение! Вскоре непо­да­лёку от первой могилы короля-муче­ника забил из-под земли цель­бо­нос­ный источ­ник, к кото­рому нача­лись первые палом­ни­че­ства.

Когда тело Эду­арда пере­не­сено было в Шру­с­бери, нача­лось его все­на­род­ное почи­та­ние – столь обшир­ное, что два­дцать лет спустя, в 1001 г., король Этель­ред при­ка­зал изго­то­вить для чест­ных мощей своего свод­ного брата новую дра­го­цен­ную раку. Палом­ники при­бы­вали для покло­не­ния стра­сто­терпцу даже с кон­ти­нента.

А ещё через семь лет Аль­фе­гий, новый Кен­тер­бе­рий­ский архи­епи­скоп и буду­щий свя­щен­но­му­че­ник, от имени англий­ской церкви офи­ци­ально при­чис­лил Эду­арда к лику святых. Мона­стырь, где упо­ко­и­лись его св.

мощи, стал со вре­ме­нем изве­стен как Аббат­ство Свя­того Эду­арда, и про­су­ще­ство­вал вплоть до начала Рефор­ма­ции в Англии в 16 веке. Среди многих хри­сти­ан­ских наро­дов святой почи­тался в тече­ние несколь­ких сто­ле­тий…

Мы помним, что Этель­ред стал коро­лём в воз­расте всего лишь 11-ти лет, и можем пред­по­ла­гать, что слу­чи­лось это лишь бла­го­даря жела­нию и козням его матери. В исто­рию вошёл он с про­зва­нием Этель­ред Нера­зум­ный.

Так народ ото­звался на его не слиш­ком успеш­ное прав­ле­ние, кото­рое бес­пре­станно повер­гало страну в кро­во­про­лит­ные войны с при­шель­цами-дат­ча­нами. Пока­за­тельно, что рядом с коро­лём-узур­па­то­ром, пусть и неволь­ным, не ока­за­лось уже разум­ных совет­ни­ков, на чью помощь мог бы он опи­раться.

Дни старой слав­ной Англии были уже почти сочтены, и убий­ство короля Эду­арда, быть может, яви­лось тайной пру­жи­ной, роко­вым обра­зом изме­нив­шей судьбы этой страны. К чести Этель­реда нужно, однако, ска­зать, что всю свою жизнь он почи­тал короля Эду­арда святым.

Хро­ни­сты при­во­дят под­лин­ные слова Этель­реда, ска­зан­ные над свя­тыми мощами своего брата и пред­ше­ствен­ника: «Гос­поду угодно было про­сла­вить его в наши дни, явив мно­же­ство зна­ме­ний и чудес вслед за тем, как была про­лита его кровь».

Этель­ред правил Англией долго – целых 38 лет; он умер в 1016 г. Своего сына пер­венца он назвал Эду­ар­дом.

Святой Дун­стан в делах короля Этель­реда уча­стия не при­ни­мал, про­дол­жая подвиж­ни­че­ски тру­диться для блага Церкви. Он завер­шил свой земной путь в 988 г., когда на другом краю Европы зажглась лам­пада Пра­во­сла­вия для Руси.

Оста­лось упо­мя­нуть о винов­нице гибели короля-муче­ника, его мачехе Эль­фреде. Бог по молит­вам свя­того Эду­арда не отри­нул её; Эль­фреда искренне кая­лась в своём зло­де­я­нии. Осно­вав на свои сред­ства две жен­ские оби­тели, бывшая коро­лева оста­вила мятеж­ный мiр и посе­ли­лась про­стой мона­хи­ней в одной из них, где и скон­ча­лась в 999 г.

***

Все­лен­ское Пра­во­сла­вие не знает границ во вре­мени и про­стран­стве, и святые древ­ней пра­во­слав­ной Бри­та­нии, Ирлан­дии или Галлии – это и наши святые, кото­рые готовы помо­гать нам сего­дня, если душа наша отзы­ва­ется на подвиг их жизни, отдан­ной Христу, памя­тью, любо­вью и молит­вой.

Доба­вим в заклю­че­ние несколько слов о судьбе святых мощей короля Эду­арда. В тече­ние дол­гого вре­мени они счи­та­лись утра­чен­ными. Однако уже совсем недавно – в 80‑х гг. 20 века – англий­скому архео­логу-люби­телю уда­лось вновь обре­сти их.

Авто­ри­тетно было уста­нов­лено, что это под­лин­ные мощи свя­того. Самое же радост­ное для нас, пра­во­слав­ных, состоит в том, что вели­кую свя­тыню решено было пере­дать в один из англий­ских при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Загра­ни­цей. Речь идёт о храме во имя св.

Эдуарда в Брук­вуде, граф­ство Суррей.

Почи­та­ние короля-муче­ника, чья судьба в чем-то напо­ми­нает рус­ских князей-стра­сто­терп­цев Бориса и Глеба, нача­лось тотчас же после его смерти. Запи­сано мно­же­ство слу­чаев исце­ле­ний и других чудес, свя­зан­ных с его остан­ками.

Король Эдуард был офи­ци­ально при­чис­лен Англий­ской цер­ко­вью к лику святых на соборе в 1008 году (напом­ним, что Англий­ская Цер­ковь оста­ва­лась пра­во­слав­ной, то есть непод­власт­ной Риму, вплоть до нор­манн­ского заво­е­ва­ния в 1066 г.

)

Память свя­того короля Эду­арда празд­ну­ется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 18/31марта, на сле­ду­ю­щий день после празд­но­ва­ния памяти свя­того Пат­рика, про­све­ти­теля Ирлан­дии.

Эдуард — Православный святой!

Как у нас только не величают в храмах мужчин, носящих это древнее имя — Эдуард! Едесиями, Рустиками, еще как-то… А оказалось, это имя — оно вполне Православное. Ведь есть такой Православный святой, да еще король-страстотерпец Английский! Святой единой Церкви, сподобившийся мученического венца в конце X века. 

Как у нас только не величают в храмах мужчин, носящих это древнее имя — Эдуард! Едесиями, Рустиками, еще как-то… А оказалось, это имя — оно вполне Православное.

Ведь есть такой Православный святой, да еще король-страстотерпец Английский! Святой единой Церкви, сподобившийся мученического венца в конце X века.

Кстати сказать, то упорство, с которым в нашей Православной стране называют мальчиков Эдуардами, теперь получило положительный смысл. Сам я знал несколько людей с этим именем. И все они в крещении звались по-другому.

Это все от нашего незнания, если не сказать невежества. Сегодня получил интересное письмо, вот оно.

Уважаемая редакция!

Читайте также:  Икона Рождество Христово: описание и о чем просят Господа, молитвы

Я недавно была в Англии и посетила там греческую православную общину (братство св. Эдуарда), где находятся мощи святого короля-мученика Эдуарда.

Возможно, не многие православные люди знают, что св. Эдуард — это английский святой, который был канонизирован до разделения церквей на католическую и Православную, и он почитается Православной Церковью и его мощи находятся в Православном храме в Англии (в Бруквуде).

Я сделала небольшой фильм о святом Эдуарде и о посещении храма, где находятся его мощи, и хочу Вам предложить свою работу.

Я бы не дерзнула, честно говоря, ее предложить, так как я не профессиональный оператор, но множество очень положительных отзывов о фильме сподвигло меня показать вам этот фильм.

Я отправляла ссылку на фильм в это братство св. Эдуарда, они разослали ссылку своим друзьям, те своим и т.д.

, и в результате до меня дошла информация от совершенно других знакомых (которым я еще не посылала ссылку), что мой фильм смотрит «вся Православная Америка».

И были высказаны просьбы выложить его на youtube (до этот он был просто на яндекс-диске). Соответственно, на youtube я его выложила.

Конечно, про «всю Православную Америку» — это наверняка небольшое преувеличение, но я подумала, что если люди в Америке смотрят и им интересно, почему бы не предложить этот фильм нашему зрителю в России? Тем более что скоро, 31 марта н.ст., будет отмечаться память св. Эдуарда.

Фильм в основном на русском языке, но в начале там есть небольшой кусочек на английском — рассказ монаха о житии св. короля-мученика Эдуарда.

  • Вот ссылка на фильм:
  • http://youtu.be/PG1uMAjb39E
  • С уважением Элина Эдуардовна Малютина
  • Из фильма Элины Малютиной я узнал для себя много нового.

Вообще, мне хорошо памятны слова старца схиигумена Иеронима Санаксарского (Верендякина, † 2001 г.), сказанные мне 2 сентября 1999 года, когда старец снял со своей груди серебряный царский рубль с ликом Царя-Страстотерпца Николая II и передал его мне (я до сих пор ношу на себе эту реликвию!):

— Возьми это, носи! Молись ему,  — сказал мне старец Иероним. — Ведь если Царь — святой, то он самый близкий к Богу святой!

Сказано это было за год до канонизации Царственных Страстотерпцев. И сказано прежде всего о нашем Царе Николае. Но не только о нем! А вообще о Царском служении, которое в чем-то уподобляется подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Ведь Христос — означает Помазанник, то есть Царь!

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Вот и мученическая кончина Царя Эдуарда сделала его великим святым Англии. А что мощи его, считавшиеся утерянными, вновь обрели относительно недавно, в 1981 году, это просто чудо. И что хранятся его мощи в Православном храме — разве это не чудо?!

Теперь многочисленным русским Эдуардам можно поехать в паломничество к своему святому. Можно и в наших русских храмах просить наших русских батюшек крестить детей с этим древним и святым именем — Эдуард.

В общем, радостная новость. Много в нашем Небе святых, но святых слишком много никогда не бывает!

Святой Царь-Страстотерпец Эдуард, моли Бога о своих тезоименитых людях в России!

И о нас, чтущих тя, молитву пред Престолом Божиим сотвори!

Добавьте в соц. сети:

Икона святого Христофора Псеглавца

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов — имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен.

Главная загадка жизни святого — зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа.

Римляне называли его Репрев (в переводе — плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин.

Когда он уверовал — причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства — то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик.

Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно.

Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора.

Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении.

Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.

Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору.

Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину.

По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам.

Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд.

Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью.

Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство.

Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти.

Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу — и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом.

Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *