Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы

Святой Праведный Алексей Мечёв. Всю жизнь он прослужил простым московским священником, но благодаря своему внутреннему свету, озаряющему жизнь каждого, кто приходил к нему в храм, стал поистине всенародно любимым и известным на всю Москву батюшкой.

Дни памяти: 29 января (11 февраля) (новомуч.), 9(22) июня , 20 августа (2 сентября) (Собор Московских святых), 16(29) сентября (Перенесение мощей)

Проведя всю жизнь в суете большого города, душой святой праведный Алексей непрестанно пребывал с Богом. По многочисленным свидетельствам, батюшка стяжал дар прозорливости, но никогда не выставлял его напоказ, приписывая все совершенные чудеса Богу.

Но люди приходили в храм на Маросейке не за чудесами, и даже не за прозорливыми советами его настоятеля.

Здесь было другое: каждого человека батюшка встречал с неизменным состраданием, и каждый уносил из этого храма столь редкое, ценное во все времена ощущение, того, что его по-настоящему любят.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы

Один из Оптинских подвижников, посетив его, сказал, что такое служение свыше человеческих сил. И лишь помощь Бога позволяет ему нести этот крест. Сегодня Алексею Мечёву воздают молитвы о делах сердечных, о счастье и благополучии семьи, о возвращении в дом мира и покоя, возрождении любви между ближними.

Алексей Мечёв родился 17 марта 1859 года в Москве в благочестивой семье регента кафедрального чудовского хора. Он рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь и добросердечное отношение к людям.

С детства отличался он тихим, миролюбивым характером, любил и утешить, и пошутить. Но иногда от шумного веселья удалялся, в разгар игр вдруг становился серьезен и убегал. За это прозвали его «блаженный Алешенька».

Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом, чтобы наиболее плодотворно служить людям.

Но мать воспротивилась этому: говорила ему что «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником». Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери не пошёл.

Впоследствии он понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончанию семинарии Алексей был определен в Знаменскую церковь Пречистенского сорока. Настоятель храма отец Георгий был человеком придирчивым, с крутым нравом. Он требовал от псаломщика выполнения многих обязанностей, обходился с ним грубо, нередко даже бил. Но Алексей все сносил безропотно и не высказывал жалоб.

Уже став священником, отец Алексей пришел на отпевание отца Георгия, со слезами благодарности и любви провожая его до могилы. «Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он в дальнейшем своих духовных детей. Они указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, и помогают нам бороться со своим самолюбием и гордыней.

В 1884 году Алексей Мечёв женился на дочери псаломщика 18-летней Анне Петровне Молчановой и был рукоположен во диакона. Брак его был счастливым.

Анна Петровна была с «характером» и на фотографиях ранней молодости смотрела из-под нахмуренных бровей. Но взаимная любовь этот характер заметно улучшила.

На дальнейших снимках её взгляд заметно потеплел, напряженность черт лица сгладилась.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы

Анна нежно любила мужа и глубоко сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом постоянных забот в семье. В жене Алексей видел друга и первого помощника на своем пути, он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего духовного наставника; стремился исправлять замеченные ею недостатки.

В семье родились дети: Александра, Анна, Алексей, умерший на первом году жизни, Сергей и Ольга. Семья жила в тяжелых бытовых условиях: в их доме было тесно и сыро, но дети росли в атмосфере семейной теплоты и ласки, и все вышли в жизнь. Один из сыновей — Сергей Мечёв — сам стал выдающимся священником и был впоследствии прославлен в лике Российских новомучеников.

19 марта 1893 года Отец Алексий стал настоятелем неприметного московского храма во имя Святителя Николая Чудотворца в Клённиках. Церковь эта была настолько не популярна среди верующих, что прихожан в ней почти не было. Батюшка вёл здесь ежедневное богослужение и, как говорят, целых восемь лет служил в одиночку при практически пустом храме.

Несмотря на огромную занятость, беспросветную бедность и, казалось бы, полное отсутствие надежды на успех, он не оставлял своего начинания. Ему было важно, чтобы в Москве был храм, куда в любой день можно было прийти со своими горестями и скорбями, снять тяжесть с сердца, исповедаться и причаститься.

Постепенно москвичи узнали, что такой храм существует, и к о. Алексию потянулись люди, каждому из которых добрый батюшка умел найти подходящее слово. Встреча с ним преображала людей: пьяницы бросали пить, казалось бы, разрушенные семьи восстанавливались. Даже те, кто изначально был враждебно настроен к о. Алексею, невольно проникались добротой и его участием.

Крайне скудный в средствах, батюшка Алексий не проходил мимо нужды и горя людей. Однажды в Рождество, Алексей, сам имевший многодетную семью, оставил всё содержимое своего кошелька у больной женщины, которую пришел причастить.

Приехав домой, он с горечью подумал: «Вот там нищета, и здесь нищета, там полуголодные дети, и здесь полуголодные дети, — правильно ли я поступил, что все отдал другим, а своим ничего не оставил?» И в тот же вечер неожиданно появился благотворитель, который пожертвовал отцу Алексию достаточную сумму, чтобы накормить своих детей.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы

В 1902 году отца Алексея постигло тяжелое личное горе, скончалась его горячо любимая жена, Анна Петровна, оставив четверых малолетних детей. Сильно горевал он и долгое время провёл в затворе, скорбя по верной подруге и земной любви всей своей жизни.

Из этого внутреннего кризиса, убитого горем священника вывел Иоанн Кронштадтский, поставивший его на новое поприще служения людям.

Так наставляя его: “Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить… Войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет”.

Отныне всех приходящих в его храм на Маросейке о. Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. Каждому казалось, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.

Батюшка никогда не возлагал бремени тяжелого послушания на человека, указывая, что прежде всего следует взвесить силы и возможности.

Но на что уж решился, то нужно выполнять во что бы то ни стало, иначе цель не достигается.

Отец Алексий теперь никогда не остается один, с утра до вечера отдаёт себя людям, он для них уже не только пастырь, а родной отец и заботливая мать.

Вскоре о старце заговорила вся Москва.

Церковь уже не может вместить всех желающих, с раннего утра до поздней ночи толпится народ, среди простых людей, появляются профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты.

О.Алексий очень чтил святыню храма чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и часто служил перед ней молебны. Однажды в преддверии событий 1917 года во время молебна он увидел, как из глаз её покатились слезы. Это видели и присутствовавшие богомольцы. Батюшка был так потрясен, что не смог продолжать службу, и заканчивать ее пришлось другому священнику.

Труд отца Алексея не ограничивался стенами храма, он вел также работу в Обществе народного чтения и открыл у себя церковную школу для беднейших детей своего прихода. Вокруг него сплотилось постепенно немало духовных детей.

К десятилетию служения батюшки церковь святителя Николая в Кленниках была уже капитально отремонтирована усердием состоятельных прихожан, были приобретены новые, добротные облачения. Всякий входящий сюда чувствовал себя неожиданно попавшим в земной рай, где все ликует искренней, простой, святой радостью.

А живым выразителем этой радости был сам батюшка, один его вид снимал с сердца весь лед, разрушал все перегородки, разделяющие людей. Он стремился дать своим прихожанам то, что люди, жаждущие духовной жизни, искали и обретали в монастырях.

Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что… я убогий…» — говаривал он. Сторонился проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех.

Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. Главным их достоинством было то, что они несли практическое указание — как быть и что делать.

Вот как говорил он людям: “…Со слезами прошу и молю вас — будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то свою семью, которую подарил вам Бог.

 Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать свою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже будет узок круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться…”

И сам он, и вся его жизнь была живым выразителем этой простой мудрости.

Скончался о.Алексий 22 июня 1923 года. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексей Мечёв был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Сегодня мощи старца покоятся в храме, где он служил на протяжении 30 лет, — храме Николая Чудотворца в Кленниках в Москве.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы

Все конфликты и ссоры в семье могут быть разрушительными, но с этой бедой может помочь молитва святому Алексию Московскому. Его можно попросить о совете в делах сердечных или о счастье и благополучии для семьи.

Бывают моменты, когда кажется, что назад дороги нет, не осталось ничего хорошего, а общее прошлое меркнет на фоне надвигающихся проблем. Но просьба в молитве Алексию митрополиту Московскому обязательно будет услышана.

Святой может вернуть в дом утраченные мир и покой, возродить любовь. Вера учит состраданию и терпению к ближнему, которые должны стать основой крепких отношений.
Обращаются не только с семейными проблемами.

Молитву святителю Алексию митрополиту Московскому читают больные раком, пристрастившиеся к алкоголю. Излечивает он от многих болезней, как тела, так и души.

Молитва первая святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому.

О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы Евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, сердцем милующим болезнуя о всех, просящих твоея помощи.

Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем всяку слезу утолял и от всякия скорби избавлял еси, тако и ныне, милосердный молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию и умоли Человеколюбца Бога о прощении прегрешений наших; да очистив душу покаянием, к добродетельному житию обратимся. Ей, старче Алексие, буди и нам пастырь добрый, на стезю спасения наставляющий, да молитвами твоими безпорочно пройдем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славящее Безначального Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому праведному Алексию Мечеву, пресвитеру Московскому.

К тебе, о праведный отче Алексие, мы, грешнии и недостоинии, притекаем и со умилением взываем ти: призри ныне милостивно с высоты святыя своея на Отечество наше и нас, тя прославляющих.

Приявший в житии своем тяготы людей и сердцем, милующим понесый скорби их, приими в молитвенное твое предстательство и нас, грехи многими обремененных и суетою мира сего утружденных. В тебе, о дивный старче, прославися Господь, явив тя тайнником милости Божией.

Тя призываем неотступно: буди врач душам и телесем нашим, унывающим – утешитель, малодушным дерзновение низпосли, помраченных злобою всепрощению научи, воздержанию способствуй.

Читайте также:  Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника и 6 текстов молитв

Воспламени, благий делателю винограда Христова, хладные сердца наша ревностию служения твоего, научи молитве непрестанной и деятельной любве с утеснением себе ради блага ближних наших. Укрепи молитвами твоими чада Церкви нашея, да поживем в любве и мире, а вне ограды церковныя пребывающии да уразумеют Христову Истину и вкупе с нами прославят Животворящую и Нераздельную Троицу и твое милостивное предстательство во веки веков. Аминь.

Молитва третья святому праведному Алексию Мечеву, пресвитеру Московскому.

О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкви Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милеющим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи.

Приими малое: сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырем добрым, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно пройдем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначального Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Святой праведный Алексий Мечев: три ключа к святости

22 июня Церковь празднует память московского старца, святого праведного Алексия Мечева (1859-1923).

Житие этого подвижника примечательно следующим.

Молитва – основа жизни

После рукоположения в священники отец Алексий начал служить Литургию каждый день, в московском храме Николая Чудотворца в Кленниках. Прихожан по будням не было, но батюшка продолжал молиться в одиночестве. На протяжении восьми лет он совершал Евхаристию в пустом храме. Только по прошествии этого срока в церковь постепенно стали собираться сомолитвенники.

Так еще в молодости отец Алексей положил основание своему подвигу. Это основание – молитва.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы Храм святителя Николая в Кленниках, 1920-1930 гг.  retromap.ru

Помощь людям

Когда умерла горячо любимая отцом Алексеем жена, он остался один, с четырьмя детьми на руках. По просьбе общих знакомых к нему пришел святой праведный Иоанн Кронштадтский, чтобы утешить и поддержать.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?», – спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. – «Не горе твое я пришел разделить, а радость, – ответил Кронштадтский пастырь. – Тебя посещает Господь.

Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего…

А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

С того времени отец Алексей начал находить себя в служении людям, сопереживании их бедам и нуждам. В терпении личных скорбей, и деятельном служении страждущим он провел всю оставшуюся жизнь.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы Отец Алексий Мечев с семьей. Супруга отца Алексия Анна Петровна – слева на фото.

Община

Некогда пустующий храм отца Алексия постепенно наполнялся. Особенно много прихожан появилось после событий 1917-18 гг.

Видя распад государства, разрушение нравственных устоев, вражду и ненависть разных классов общества, люди искали утешения и поддержки в Церкви, и находили все это в общине отца Алексея.

Кроме того, после закрытия Кремля многие прихожане и певчие Чудова монастыря перешли в храм Николая Чудотворца в Кленниках. Появилось немало молодежи, особенно студентов, разочаровавшихся в революции, и теперь ищущих Бога.

Среди ревностных молодых священников и диаконов был и сын отца Алексия, Сергий Мечев, впоследствии ставший новомучеником. Молодежный актив устраивал лекции, беседы, курсы по изучению богослужения.

Батюшка принимал множество людей. Возле его дома стояли нескончаемые очереди, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.

Так, в годы большевистского лихолетья отцу Алексию удалось собрать крепкий приход, в котором очень долго и после смерти подвижника держался дух подлинного, горячего, общинного Православия.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы Протоиерей Сергий Мечев.  foma.ru

***

Молитва. Помощь людям. Крепкая община. Таковы основы подвига, «ключи» к святости праведного Алексия Московского. Такие «ключи», которые вполне доступны и нам.

Житие святого Алексия в очередной раз подтверждает: подвиг в миру всегда возможен. Да, Москва начала XX века – это еще не современный городской Вавилон, в суете которого мы сегодня вращаемся ежедневно.

Но все же это город, большой шумный город.

И пример Алексия Мечева доказывает: живи человек хоть в самых адских условиях (а нашу городскую жизнь поэт и определил однажды как «адище города»), он никогда не лишится возможности отдать свои силы на молитву Богу и помощь братьям. 

Во времена гонений и в период относительной свободы в любом веке были и есть святые, созерцающие мир глазами, полными любви.

В XX веке весьма многие подвижники просияли святостью, живя в каменных джунглях Москвы (святая Матрона Московская), Сан-Франциско (святитель Иоанн Шанхайский), Токио (святитель  Николай Японский) и других мегаполисов, разбросанных по всей карте мира.

Как свежая зелень пробивается весной через трещину в асфальте, так и Дух Божий рождает те или иные формы святости в любое время, в любых жизненных условиях: не только в тишине отдаленного монастыря, но и в шуме городского столпотворения, среди русского говора и непонятной речи японцев и китайцев.

Во времена гонений и в период относительной свободы в любом веке были и есть святые, созерцающие мир глазами, полными любви.

Есть Бог, есть другие люди, и есть я сам. Фоном этой троичной связи может быть каменная громада небоскребов, сельская изба, тюремный барак – все, что угодно.

Но существует определенное качество общения с Богом, ближним и самим собой под названием «святость».

Житие Алексия Мечева, а также вся новозаветная агиология показывает, что главным условием приобретения этого качества является внутренний императив, а не внешние условия. Дай Бог это хорошо понимать нам, вечно жалующимся на все и вся.

Святой праведный Алексий да прибавит нам своими молитвами решимости, плодов покаяния и деятельной любви к Богу и ближним, а также всего того, о чем захочет помолиться ему всякая православная душа, почитающая друзей Христовых – угодников Божиих.

И запомним три «ключа» к святости, которыми отец Алексий Мечев открыл дверь в Царство небесное: молитва, помощь людям, укрепление общинной жизни Церкви. Все эти мотивы актуальны сегодня для нас.

Святой праведный отче Алексие, моли Бога о нас!

Мечев алексей алексеевич — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

  • Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы
    Прот. Алексий Мечёв

    Мечёв Алексей Алексеевич (1859 — 1923), протоиерей, праведный

  • Память 9 июня, 7 августа в день прославление (Москов.), 16 сентября на перенесение мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых
  • Родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье Алексея Ивановича Мечёва [1], регента кафедрального Чудовского хора.

Всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми — сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.

Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо; любил развеселить, утешить, пошутить.

Все это выходило у него благочестиво. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Леня вдруг становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья.

Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».

Учился Алексей Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Он был старательным, исполнительным, готовым на всякую услугу. Оканчивая семинарию, так и не имел своего угла, столь необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, часто приходилось вставать ночью.

Вместе со многими товарищами по классу Алексей Мечёв имел желание поступить в университет и сделаться врачом. Но мать решительно воспротивилась этому, желая иметь в нем молитвенника.

Тяжело было Алексею оставить свою мечту: деятельность врача представлялась ему наиболее плодотворной в служении людям. Со слезами прощался он с друзьями, но пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог.

Впоследствии батюшка понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.

14 октября 1880 года, по окончании семинарии, был определен псаломщиком Московской Знаменской церкви на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.

Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил, случалось, и кочергой замахивался.

Младший брат Тихон, посещая Алексея, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм.

Потом отец Алексий говорил: когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой».

Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» — батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет. «Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он в дальнейшем своих духовных детей.

В 1884 году женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот.

В семье родились дети:

18 ноября 1884 года рукоположен во диакона епископом Можайским Мисаилом.

19 марта 1893 года рукоположен во священника епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре.

Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал.

Отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.

Маленький деревянный домик, в котором помещалась семья отца Алексия, был ветхим, полусгнившим; стоявшие вплотную соседние двухэтажные дома затеняли окна.

В дождливое время ручьи, сбегая вниз с Покровки и Маросейки, текли во двор храма и в подвал домика, в квартире всегда было сыро. Матушка Анна Петровна тяжело болела.

У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года.

В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?», — спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. — «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. — Тебя посещает Господь.

Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего…

А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки.

Он умел говорить не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. И его приглашали в критические моменты.

Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния.

В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там и полезные для них ремесла. В течение 13-ти лет отец Алексий преподавал детям Закон Божий в частной женской гимназии Е. В. Винклер.

Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. То, что он говорил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Он не пользовался ораторскими приемами.

Число молящихся в храме все увеличивалось, особенно после 1917 года. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла по благословению владыки Арсения (Жадановского) в храм отца Алексия. Появилось немало молодежи, студентов.

В эти годы начали служить на Маросейке получившие образование ревностные молодые священники и диаконы, в их числе сын отца Алексия отец Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея. Они помогали и в проведении лекций, бесед, в организации курсов по изучению богослужения. Но нагрузка на отца Алексия все возрастала.

Слишком многие желали получить его благословение на какое-либо дело, выслушать его совет. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта, построенном перед Первой мировой войной известным издателем И. Д. Сытиным.

Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.

Велико было смирение отца Алексия. Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что?.. Я — убогий…» — говаривал он. Однажды, заставив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице и не придала этому значения, он сказал ей: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет».

Сторонился батюшка проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился наградами, они обременяли его, вызывая у него глубокое, искреннее смущение.

Святейший Патриарх Тихон предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Отношение духовенства к батюшке было весьма различно. Многие признавали, его авторитет, часть пастырей была его духовными детьми и последователями, но немало было и тех, кто критиковал его.

Дважды отца Алексия вызывали на собеседование в ОГПУ (в конце 1922 г. и 30 марта 1923 г.). Запрещали принимать народ. Во второй раз его отпустили сразу, т.к. видели, что он тяжело болен.

В последних числах мая 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик.

Скончался 22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной. Погребен на Лазаревском кладбище.

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы
Святой праведный Алексий Мечёв

Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа. Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой. Регулярно приходилось добавлять земли в могильный холмик, так как прибегавшие к помощи отца Алексия уносили ее с собой…

Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма на Маросейке.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Отец Алексий был канонизирован одновременно со своим сыном, священномучеником Сергием, и со множеством новомучеников и исповедников Российских.

В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской просиявших совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского. Работу по вскрытию могилы проводили археологи в присутствии преосвященного Алексия, епископа Орехово-Зуевского. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе ощутилось дивное благоухание. Перенесение мощей состоялось 29 сентября 2001 года.

В настоящее время мощи святого праведного Алексия Мечёва находятся в Московском храме святителя Николая в Кленниках.

Молитвословия

Тропарь, глас 5 [2]

Па́стырю Христо́в, о́тче Алекси́е,/ по́двигом до́брым подвиза́вся,/ ве́ру Правосла́вную во мра́це беззако́ния испове́дал еси́/ и, я́ко уте́шитель и вра́ч духо́вный,/ все́х, притека́ющих к тебе́, врачева́л еси́./ Помози́ и на́м, ве́рою чту́щим тя́,// в любви́ к бли́жнему утверди́тися.

Ин тропарь, глас тот же

Помози́ в беда́х, уте́ши в ско́рбех,/ па́стырю до́брый, о́тче Алекси́е./ По́двигом бо ста́рчества ми́ру просия́вый,/ ве́ру и любо́вь Христо́ву во мра́це беззако́ния испове́дал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о все́х притека́ющих к тебе́.// И ны́не за ны́ Бо́га моли́, любо́вию чту́щия тя.

  1. Тропарь на перенесение мощей, глас 4
  2. Наста́ де́нь но́ваго торжества́,/ гра́д Москва́ ра́дуется,/ и вся́ Росси́йская страна́ ликовству́ет/ но́выми пе́ньми духо́вными,/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ пра́ведника и чудотво́рца Алекси́я,/ я́ко бо свети́ло пресве́тлое, возсия́ на́м благода́тными луча́ми,/ потребля́я тьму́ неду́г и страсте́й от пою́щих приле́жно,/ спаса́й на́с моли́твами твои́ми,// пра́ведне Алекси́е, о́тче на́ш.
  3. Кондак, глас 8 [2]

Простото́ю ве́ры высоты́ смире́ния дости́гл еси́,/ в моли́тве же и доброде́лании подвиза́яся,/ дара́ми духо́вными обогати́лся еси́/ и све́том Христо́вым просвети́лся еси́,/ помо́щниче и уте́шителю о́тче Алекси́е./ Те́мже ве́ру на́шу укрепи́,/ любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́// и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.

Ин кондак, глас 2 [2]

Ве́лии труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́, / пра́ведный ста́рче Алекси́е, / от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго бла­гослове́ние на по́мощь стра́ждущим при­я́в, / бе́ды и ско́рби людски́я яко вери́ги на ра́мо свое́ возложи́. / Мы же ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду, со умиле́нием зове́м ти: // мо́ли Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Награды

  • Крест с украшениями (1920)

Литература

  • «Пастырь Добрый». Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва/ Составил Сергей Фомин на основе материалов из личного архива Елены Апушкиной. — М.: Паломник, 2007. 784 с. (Б-ка «Русское православие ХХ века»).
  • Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечёва. Составила монахиня Иулиания (в миру Мария Николаевна Соколова). М.: Храм свт. Николая в Клённиках, 2005. — 271 с.
  • Акафист святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому. — М.: Русская история, 2003. — 32 с.
  • Житие святаго праведнаго Алексия, старца Московского. Случаи прозорливости, прижизненные и посмертные чудеса, знамения, молитвенная помощь старца о Алексия Мечева. — М.: Русскiй Хронографъ, Храм свт. Николая в Клённиках, 2002. 79 с.
  • Соль Земли. Составил Сергей Фомин на основе материалов из личного архива Елены Апушкиной. — М., 1998. — 335 с.
  • Александр Добровольский. Рассказы о старце Алексее Мечёве, о чудесах, им совершенных, и о других чудесах. Александр Солодовников. Стихи. — М.: Мега-Сервис, 1995. — 95 с.
  • Московский батюшка. Воспоминания об о.Алексее Мечёве. М: Свято-Данилов монастырь, 1994. — 112 с.
  • Отец Алексей Мечёв. Воспоминания, проповеди, письма. Ред. Н. А. Струве. — Париж: ИМКА-Пресс, 1989. — 391 с.
  • Житие и творения праведного Алексия Мечева:
    • http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/

Использованные материалы

[1]  Алексей Иванович Мечёв, сын протоиерея Коломенского уезда, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митрополичье подворье. Когда дети ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз.

В одних санях он обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысл Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье.

[2]  Сайт Храма Святителя Николая Чудотворца в Кленниках, http://klenniki.ru/aleks-mechev-molitv.

Советы и наставления святого праведного Алексия Мечева

Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы«Молитва требует покоя, а у вас его сейчас нет. Вас тащат в разные стороны. Потом устаете физически очень. При этом молитва не пойдет. Первое для нее – покой, чтобы не тащили никуда, не теребили бы. Когда так жизнь идет, то молиться нужно умом, не обращая внимания, что душа не отвечает. Вникайте в слова молитвы. Ничего, пусть умом, пусть как-нибудь, но молитесь, молитесь. Не спрашивайте с себя того, что вы сейчас не можете дать. Не приходите в отчаяние. Успокоится ваша жизнь, тогда можно будет, а теперь нет».«Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи, вразуми меня, дай мне понять, «что тут есть». После этого бывает, что нечаянно находит как бы какое осенение и начинаешь понимать смысл того или другого. Тогда надо взять и записать эти мысли».

«Очищение души и приближение ее к Богу делается здесь, вот в этой самой будничной, серой жизни. Оно сопряжено со многими скорбями и трудностями. Не думайте, чтобы я стал объяснять вам красоту духовной жизни и как достичь Царства Небесного. Я буду объяснять вам, как жить с людьми, с которыми нас Господь поставил».

Так говорил отец Константин, близкий друг и единомышленник отца Алексия Мечева: «Когда молитесь, поминайте родителей. Это очень важно, чтобы мы всегда поминали тех, кто о нас заботился, кто нас так любил».

На вопрос, как оживить Церковь, отец Алексий отвечал: «Молиться».

О молитве Иисусовой отец Алексий говорил:

«Число раз – не важно. Главное – как можно чаще. Ешь, пьешь, ходишь, говоришь, работаешь – все время надо ее читать про себя или в уме. Ночью проснешься – тоже. Только как можно проще, совсем-совсем просто».«…Все дело в том, чтобы читать ее с чувством покаяния (речь о молитве Иисусовой). Все внимание – на слова: «Помилуй мя, грешную». Бывало, когда не слышишь, что читают, или не понимаешь, что поют в церкви, начнешь читать ее — и рассеянность пропадет, мысли и помыслы куда-то исчезают и является молитвенное настроение».«В храме подальше становись от тех, которые любят разговаривать».«Установи порядок во всем».«Человек молится, а молитва его – будничная. Очень иногда трудно бывает. Он старается, а молитва его сухая, рассеянная. И вот посылается ему в утешение, в поощрение дивная, светлая молитва. Это как бы небесная симфония. Духовная музыка, которая наполняет его душу. На него изливается сверху как бы поток дивных, небесных звуков, и проходят у него усталость, уныние. Он может даже забыть, где он находится. Радость, покой, мир наполняют его душу. Вот что дается Богом человеческой душе в утешение и поощрение – и только. Ждать и просить этого никогда не следует».«Прелесть донимает людей духовных больше тогда, когда они стараются всеми силами любить Бога, но сами себя все же любят больше ближнего своего».«Молиться как-нибудь, говорит Марк Подвижник, состоит в нашей силе, а молиться чисто есть дар Божьей благодати. Итак, что сможем, то и пожертвуем Богу, хотя количество (для нас возможное) и Божья сила изольется в немощную душу, и молитва сухая, рассеянная, но частая – всегдашняя, обретши навык и обратясь в натуру, соделается молитвой чистой, светлой. Пламенной и достодолжной».«Что может быть радостнее Господу, как когда Он видит, что мы лишаем себя в чем-нибудь, чтобы отдать то ближнему, что мы стесняем себя в чем-нибудь, чтобы дать покой ближнему; что мы сдерживаемся и стараемся направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему было бы легко с нами жить».«Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри на себя сейчас же, не ты ли этому причина».

Отец Алексий всегда требовал устной исповеди, так как, по его мнению, это лучше очищало душу. Труднее было, но полезнее. Отучал от самолюбия. Он не любил, чтобы даже для памяти имела записку у себя, так как выходило, что ты, значит, плохо готовилась, если не помнишь грехов своих.

«Знаешь свой долг, и нужно его спокойно и твердо исполнять. Иисусову молитву читать нужно».«Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего, как самого себя». Великие это слова, великое и трудное дело – любить ближнего как самого себя, когда и Бога-то часто любим меньше, чем себя. А тут ближнего надо любить, который часто нас оскорбляет, делает нам неприятности, часто не понимает нас, а ты вот изволь его любить, как самого себя и больше себя. И тогда только было бы хорошо и совесть наша чиста, и тогда только делали бы мы угодное Господу, о чем Спаситель так часто просил нас. И радостью исполнилось бы сердце наше от «сознания, что Господь доволен нами».«Попробуй жить для людей, живи их радостями и скорбями – и забудь о своем личном. Увидишь, как хорошо тебе будет».«Ничего не благословляю говорить о других такого, что может о других распустить нехорошую молву, а назидательное, полезное – долг наш говорить».«Труден и скорбен путь, ведущий к Господу, и только с Божьей помощью мы можем идти вперед. Предоставленные самим себе, мы в самом начале погибли бы. Нужно ежеминутно вопить ко Господу: помоги, Господи! Помилуй меня, немощную! Молиться нужно только о том, чтобы Господь помиловал тебя, просить у Бога прощения в грехах, просить дать силы жить, дать силы исправиться и служить ему, как он того желает. Благодарить Его непрестанно за Его великое долготерпение и милосердие – и все. Просить же для себя радостей душевных и телесных благ не следует».«Батюшка учил, что каждый раз, как нам наш крест покажется тяжелым, мысленно надо взирать на крест Спасителя. И подумать, что мы являемся по сравнению с ним. А крест-то несем самый ведь легкий. Мы не должны искать другого креста, кроме своего, который нам дан Господом и который всегда нам кажется тяжелее других…»«Каждый из нас не замечает за собой недостатков и может усовершенствоваться только при участии близких, дорогих людей, и поэтому усердно прошу тебя продолжать свое дело в том же духе, за что, повторяю, буду очень благодарен тебе».«Мы должны спасать себя и других, строже следить за собой, а к другим быть снисходительнее, изучать их, чтобы и относиться к ним так, как требует того их положение, характер, настроение. Например: нервный человек, необразованный, а будет требовать от одного спокойствия, от другого – деликатности или еще чего-нибудь, так это будет безрассудно, и мы должны строго следить за собой».«Для познания Бога нужен свет Божий, а Он этим светом исполняет только немощных и смиренных, подобно апостолам, которые, будучи невеждами в науках человеческих, но преисполнены света Божественного, устремились к этому свету всеми силами души, загоревшись пламенной верою, говорили Господу: «Дай нам быть с Тобой, дай нам возможность наслаждаться таким счастьем вечно». Они стремились к тому, к чему призывал их Господь, а в этот момент раскрывалось, очевидно, для мира Его Божественное достоинство».Из письма отца Алексия.«Надо помнить, что если Господь всегда смотрит на меня, ведь Он все знает, так как же я поступлю против Него?!»«Вы говорите – закон, но там, где нет любви, закон не спасает, а настоящая любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, 8-10).«Учись жизни, изучай людей, делай добро».«Путь ко спасению, — любил говорить батюшка, — у каждого свой и в своей мере. Нельзя установить общий путь для всех, нельзя составить формул спасения, которые объединили бы всех людей».

Отец Алексий учил так: «сначала любовь к Богу, через нее, как последовательное желание угодить Богу, – любовь к ближнему, а затем переделывание себя для ближнего».

«Желай счастья всем — и сама счастлива будешь».«Ежедневно, как матери, кайся в грехах твоих Божией Матери».«Следи за собой. Хочешь жить духовной жизнью – следи за собой. Каждый вечер просматривай, что было сделано хорошего и что плохого; за хорошее благодари Бога, а в плохом кайся».«Построже, построже в духовном посте, то есть учись владеть собой, смиряйся, будь кроток».«Иисусова молитва – серьезное дело. Надо постоянно иметь перед собой Господа, как бы ты находишься перед каким-нибудь важным лицом, и быть как бы в постоянной беседе с ним»«Быть с людьми, жить их жизнью, радоваться их радостями, печалиться их скорбями – вот в чем назначение и уклад жизни Христианина, а особенно пастыря».«Как приобрести любовь к Богу? Чаще надо вспоминать, что сделал для нас Господь и что Он делает. Все, все житейские дела надо освящать Христом, а для этого Иисусова молитва. Как хорошо и радостно, когда солнышко светит, так же хорошо и радостно будет на душе, когда Господь будет в сердце все нам освящать».«Ум – это только рабочая сила у сердца».«Мысли нехорошие гони, а какие появятся – тащи их за ушко да на солнышко. Строже будь к себе».«Когда нападают на тебя нехорошие мысли, особенно в храме, представь себе, пред кем ты предстоишь, или открой душу свою и скажи: «Владычице, помоги мне!»«Прежде чем сказать, нужно подумать, Христа можно вспомнить, как бы он тут поступил, и потом, как совесть твоя говорит, так и делать и говорить…»«Старайся внимательно относиться к людям. Привыкнуть к этому трудно. Помни: забудь себя и забудь все в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает, входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя».«Человек не должен ставить целью спасение своей души, это само придет, не должен думать, что его ожидает после смерти за его служение Богу. Он должен всем существом своим полюбить Господа, отдать Ему всего себя. И все мысли, чувства, движения свои направлять на то, чтобы угодить Господу. Делать на земле то, что Ему было бы приятно. Как для любимого человека стараешься сделать все, что он любит и чего он просит, так, только в безконечно большей степени, нужно сделать для Господа. А что первое и самое приятное Господу? Чему он так радуется, если мы исполняем? Это любовь к ближнему».«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать – скорее смирись».«Как в жизни нужно забыть себя и жить жизнью других и для других, так и в молитве нужно забыть себя, свою душу и просить только у Господа силы исполнять его повеления на земле».«Нельзя щадить и жалеть того, кто другого не жалеет».«Преподобный Исихий говорит, что без частого призывания Имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце».«Батюшка говорил, — пишет в своих воспоминаниях Александра Ярмолович, – что нельзя в миру применять внешние формы монашеской жизни. Трудно совместить домашние работы с монастырскими правилами… человек тянется, тянется, не выдерживает, обрывается, и душа его начинает страдать».«Как-то спрашиваю батюшку: как быть, когда приходят скучные люди и говорят о неинтересных вещах? Можно как-нибудь от этого отделаться?- Нет, нужно их слушать, ведь они несчастные. Нужно понуждать себя входить в их интересы, стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, как они думают, таким образом их состояние становится для тебя ясным. Начинаешь их жалеть, а жалея — любить. Нужно над этим работать. Сначала понуждать себя трудно и скучно будет. Потом, как только сможешь их пожалеть, так уже легче будет, и скучно уж не будет с ними».«Мне хотелось, у меня была буря энергии работать что есть силы, — вспоминает в своих записках Александра Ярмолович, — чтобы скорее достичь цели. Думалось мне, что эта цель – Христианство — так близка и так возможна. А батюшка уговаривал жить потихоньку.- Господь все в свое время пошлет вам. Силой ничего не сделаете. Терпение нужно и еще – смирение, молитва…».«Если человек не предоставляет Богу вполне и всецело свою душу, очищенную предварительно покаянием, дабы Господь мог творить в ней что угодно — не будет у него мира душевного и не войдет в нее Господь».«Ничего, что молитва не выходит. Понуждать себя надо. Лучше меньше сказать, но сказать со смыслом. Думать надо над каждым словом, которое произносите».Отец Алексий считал, что «нужно научиться молиться так, чтобы не зависеть ни от времени, ни от места».«Запомни раз и навсегда, что в духовной жизни нет слова «не могу». Все должна мочь, что тебе велят. Бывает же слово «не хочу», и чем дальше будешь жить, тем строже будет за него с тебя взыскиваться».

В записях Александры Ярмолович сохранилось очень характерное высказывание отца Алексия: «Дело не во внешней жизни, а в душевном устроении человека, который должен ставить на первое место любовь к ближнему.

Во имя этой любви он должен перестраивать свое внутреннее «я», дабы во всем облегчить жизнь этому самому ближнему. А ближними являются, во-первых, семейные, а потом вообще все те, с которыми приходится совместно жить».

В замечаниях диакона Владимира, обращавшегося к отцу Алексию, есть строки о том, что отец Алексий побуждал своих духовных чад к более частому Причащению. Он подчеркивал, что не для праведных, а именно для грешных установлено сие святое таинство.

«Не говори, что ты недостоин, — учил он. – Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас.

Именно мы, грешные, недостойные, слабые более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *