Святой афанасий великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Каким бы правильным ни было учение, всегда найдутся люди, которые истолкуют его на свой лад. И это называется ересью.

Святитель Афанасий Великий положил жизнь на то, чтобы искоренить опасные заблуждения, сохранить единство Церкви Христовой и примирить между собой клир и монашество.

Но, принимая активное участие в церковной политике, он ни разу не поступился верой ради сохранения епископской кафедры.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитвикона Святителя Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского

Свт. Афанасий родился в тяжкое для христиан время. Это был III в. от Р.Х., и последователей Иисуса притесняли и уничтожали по всей земле. Не была исключением и Александрия, где будущий епископ появился на свет. Его родители были христианами.

Довольно рано, еще совсем юношей, он стал дьяконом, особенно приближенным к епископу. А когда Александр умер, Афанасий унаследовал кафедру. В ту пору ему было всего 27-28 лет, и клирики не сразу на это согласились, но народ вышел на улицы, и люди кричали: «Афанасия – в епископы!» Увидев такое, иерархам Церкви не оставалось ничего другого, кроме как согласиться.

Афанасий Великий прославился в качестве ярого противника процветавшей в ту пору ереси, арианства.

Название происходит от имени священника, который возглавил эту секту. Его звали Арием. Хотя многие называли его Ариманом, что означает «бог зла», потому что внешность он имел отталкивающую, а характером обладал взрывным.

Ариане не признавали божественную природу Христа, говоря, что Он был всего лишь человеком. Секта собрала много сторонников. Афанасий Великий боролся с ней всю свою жизнь, и за это сильно пострадал.

Его неоднократно отправляли в ссылки по ложным обвинениям еретиков, близких к королю. Из почти 50 лет епископства Афанасий провел в изгнаниях более 12. Но лишить его кафедры или отлучить от церкви врагам так и не удалось.

Люди стояли за владыку стеной, называя его христианским подвижником.

Уходил Афанасий и в добровольные изгнания – в пустыню, к отшельникам, неоднократно общался там со Св. Антонием, житие которого считается «библией монашества».

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Скончался он в Александрии, рукоположив за несколько дней до смерти своего преемника Петра. Этим он нанес последний удар арианам, которые прочили кафедру своему собрату Луцию.

    

Афанасий Великий ставил веру и любовь к Господу превыше знаний. Тем не менее, сам он был человеком образованным и оставил по себе огромное количество трудов, которые легли в основу православного вероучения:

  • толкования Библейских текстов, в том числе Псалмов, Евангелий и других книг Священного Писания;
  • апологетические сочинения, в которых приводил доказательства божественной природы Христа;
  • полемические труда, направленные против арианской ереси;
  • догматико-исторические труды, в том числе «Житие Святого Антония» и сочинения полемического содержания;
  • нравоучительные письма и наставления для иноков;
  • послания по случаю Христова Воскресения и советы священникам.

К сожалению, не все труды Свт. Афанасия дошли до нас в полном объеме. Так, толкования сохранились лишь частично, и подлинность некоторых подвергается сомнению.

В рамках одной статьи невозможно охватить все произведения, созданные епископом Александрийским за долгие годы его жизни. Мы поговорим только об основных трудах, которые и по сей день не теряют актуальности.

Это сочинение было написано еще до появления арианства. Оно имеет большую историческую ценность, хотя современники диакона (тогда он еще не стал епископом) отмечали, что сама по себе идея не нова. Афанасий рассматривает язычество более в разрезе «Этики» Аристотеля, нежели в христианском смысле. Таково было традиционное понимание природы язычества в раннехристианские времена:

Здесь же он предостерегает верующих от опасности, убеждая не слушать сладкие речи, потому что дорога у язычников одна – во тьму.

Труд сей на самом деле является продолжением предыдущего, так как автор все время обращается к нему и ссылается на основные положения. Но для христианской церкви это сочинение имеет куда большее значение.

Здесь Свт. Афанасий последовательно утверждает несколько тезисов:

  • Человек был создан по образу и подобию Бога, но смертным, и только воплощение Его в бренном теле позволило человечеству одержать победу над смертью.
  • Бог-Сын есть Слово, и через материальное воплощение Слова люди обрели понятие об образе Господа.
  • Человек, отвернувшись от Бога, сотворив себе идолов, утратил искру Создателя. И зажглась она лишь тогда, когда люди увидели свое отражение в Его смертном облике.
  • Пребывая в человеческом теле, Он не был полностью смертным существом, поскольку творил чудеса, воскрешал и исцелял, а потом и Сам Воскрес из мертвых. Это доказывает божественную природу Спасителя.
  • Христос взошел на Крест, а не принял смерть через отсечение головы или сожжение, ибо только так Он сохранил тело целым, не разъятым на части. И в этом теле он одержал победу над тлением, убив смерть смертью.

Патролог, профессор И.В. Попов, резюмируя богословский труд Свт. Афанасия, сказал следующее:

Афанасия Александрийского называют отцом-основателем житийного жанра. Он создал уникальное житие монаха-отшельника Антония, с которым не раз виделся в пустыне. Составляя этот труд, епископ опирался более не на факты, а на духовные аспекты сочинения. Хотя оно, разумеется, биографично.

Антоний был первым отшельником в Египте, позже за ним последовали многие другие. Как считается, житие Свт. Афанасий написал уже по смерти монаха. В его сочинении Антоний представляется эталоном монашеской жизни, человеком, который призрел все мирское и полностью посвятил себя Господу.

Но кто такие иноки, пребывающие в чужих странах? Агиографы сходятся во мнениях, что автор обращался к западным христианам, которые, по примеру своих восточных братьев, избрали для себя путь аскетизма и затворничества. Многие современники епископа Афанасия говорили, что этот свод правил должен соблюдать каждый добропорядочный монах.

Святой Антоний Великий: молитва, икона, краткое житие

Толкования на Псалмы Царя Давида – это самый настоящий путеводитель по духовной жизни для всякого христианина. Свт. Афанасий говорил, что в других священных книгах можно прочесть о Законах или Пророчествах. Но Псалтирь – это не просто знание, которое нужно усвоить, но подспорье на каждый день.

Епископ обращается к читателю, рассказывая о смысле каждого отдельного псалма и о том, когда его нужно читать.

В одной нужде – один псалом, чтобы вознести благодарность за помощь – другой, а когда хулят Господа – третий, дабы оградить душу свою от скверны. И так далее.

Пользуясь этим мудрым руководством, по мнению епископа Афанасия, человек мог увидеть движение души своей навстречу Богу, взойти по лестнице духовного совершенства и достигнуть самой верхней ступени.

Епископ Афанасий дожил до преклонных лет, а посему на иконах его изображают седобородым старцем с вьющимися волосами. Святитель облачен в белоснежную ризу с черными крестами и «палицей» в форме рыбы на поясе.

В руках он держит Евангелие или свиток. Есть варианты образов, дополненные другими символами церковной власти – омофорой или митрой. Обычно иконописцы пишут Святителя в полный рост, иногда – вместе с епископом Кириллом.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Свт. Афанасий всю жизнь боролся с еретиками, несмотря на все наветы и клевету. Верующие молятся ему о:

  • справедливости и защите от ложных обвинений;
  • наставлении на путь истинный близких, которые не принимают учение Христа;
  • спасении людей, которых обманом вовлекли в секты.

Также епископа Афанасия, как и многих святых, часто молят о здравии и защите от заразных болезней, ведь телесные немощи тесно связаны с немощью духовной.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Святители Кирилл Александрийский, Афанасий Великий, Леонтий Ростовский. Новгородская икона конца XV века, была храмовым образом разобранной в 1950-х годах церкви Кирилла и Афанасия Мало-Кириллова монастыря. Новгородский музей-заповедник

Афанасия Великого особенно почитают на родине, в Греции. Храмы, освященные в его честь, есть в Салониках, Войнице и в других городах.

В России церквей Свт. Афанасия не так много. В Центральном регионе их всего две – обе находятся под Петербургом. Остальные раскиданы по деревушкам и поселкам Архангельской, Белгородской, Калужской, Кировской и других областей.

Однако в Москве, на Сивцевом Вражке, находится храм начала XVIII века, освященный во имя Патриархов Александрийских, Афанасия и Кирилла. Здесь хранятся иконы с частицами мощей Феофана Затворника, Амвросия Оптинского и Николы Угодника.

https://www.youtube.com/watch?v=P1Y6X9ruf4Y

Труды Свт. Афанасия – краеугольный камень фундамента Православной Церкви. Некогда они заставили обратиться к Христу великого подвижника Августина Блаженного. Да и не только его. Написанные восемнадцать столетий назад, эти книги до сих пор направляют верующих. И не только потому, что писал их человек ученый, а потому, что сам епископ своей жизнью подтверждал каждое изреченное слово.

Автор Арина Зубкова

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков — ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Читайте также:  Икона Божией Матери Касперовская: история и в чем помогает образ Богородицы, молитва

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.

Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.

Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.

Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому.

Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов.

Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.

  Как празднуют День святого Давида в Уэльсе

В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента.

Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году.

Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.

Возвращение из ссылки

После этих событий Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру, старанием Константина младшего. На пути он имел встречу с императором Констанцием. Жители Александрии встретили его с радостными криками.

https://www.youtube.com/watch?v=BVhLEuc7NcA

Но ариане и мелетиане вновь воспламенились желанием низложить святителя. На сей раз против него выдвинули обвинение, что он взошёл на Александрийскую кафедру без специального решения Собора, единственно по разрешению императора.

Святой Афанасий собрал Собор, состоявший почти из 100 епископов. Это Собор отверг обвинения, однако ариане не успокоились и продолжали интриговать.

Евсевиане, составившие Собор в Антиохии около 340 года, избрали на Александрийскую кафедру другого епископа, Григория Каппадокийца, который, затем, был возведен на архиерейский престол при помощи гражданской власти и военной силы.

Афанасий был вынужден скрыться. Первое время он прятался в окрестностях Александрии, а затем отправился в Рим, где на тамошнем Соборе 341 года был признан невиновным и оправдан. Здесь он провел около трех лет, не теряя связи со своей паствой.

В 343 году он отправился в Галлию, а оттуда — на Собор в Сердику. Собор подтвердил его невиновность. Однако вернуться он не мог, так как евсевиане, настроившие против него императора Констанция, добились запрета на его возвращение.

И лишь в 345 году, после смерти Григория Каппадокийца, Констанций, побуждаемый сторонниками Афанасия, согласился с его возвращением на Александрийскую кафедру. В октябре 346 года страдалец прибыл в Александрию.

Через несколько лет, а особенно после 353 года, в связи с изменением политической ситуации в стране, гонения повторились. В 357 году Александрийская кафедра была передана арианствующему еретику Георгию Каппадокийцу.

Афанасий же вынужден был перейти на полулегальное положение. Императорские власти разыскивали его всюду, но ему удавалось менять места пребывания, путая след.

Ситуация исправилась после 361 года, со смертью императора Констанция и убийством Георгия Каппадокийца.

На следующий год святой Афанасий вновь вернулся на кафедру. Он приложил массу усилий, чтобы очистить церковь от последствий насилия ариан.

Между тем новый правитель, Юлиан, не желал видеть в Александрии столь сильного пастыря, и в 362 году Афанасий опять оставил этот город, опять стал скитальцем.

После смерти Юлиана на престол взошёл Иовиан. Афанасий был восстановлен в правах. Но вскоре Иовиан умер и на престол взошёл Валент, симпатизировавший арианам. Начались преследования Православных епископов.

Афанасий снова покинул Александрию и скрылся. Однако поднимаемые народом волнения привели к тому, что Валент разрешил ему вернуться и приказал оставить его в покое.

В 366 году Афанасий был торжественно встречен александрийцами.

Оставшиеся годы своей жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Сердце святого остановилось 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года.

Почитание святого в православии

Память святителя Афанасия приходится на две даты:

  • 18 января — вместе с памятью святителя Кирилла Александрийского;
  • 2 мая — день успения.

Управление епархией в Александрии передавалось от дяди к племяннику. Основателем родственной преемственности был святой Афанасий, а Кирилл — одним из его потомков. Он также отстаивал православные догматы, противостоял несторианской ереси.

Мощи святого Афанасия — почитаемая реликвия со времен процветания Константинополя. Их перенесли в столицу Римской империи из Александрии. В начале XIII века крестоносцы привезли часть мощей в итальянский монастырь Монте-Кассино. В середине XV века святые останки Афанасия перевезли в Венецию. В 1973 году перст святого был доставлен в Каир в качестве подарка от Папы Римского.

Епископа Александрийского почитали московские князья. Впервые он упоминается в русском месяцеслове, датированном серединой XI века. Дмитрий Донской женился на дочери князя Суздальского Евдокии в день памяти Афанасия и Кирилла. Частица мощей святителя Александрийского находилась в иконе-мощевике князя Константина, сына Дмитрия Донского.

В российских городах освящали церкви и престолы в честь святого Афанасия, но древние постройки утрачены. Особенно святителя почитали в Новгородском княжестве после чудесного избавления от монгольского войска и прекращения мора.

Константин Великий

В то время Римской империей правил Константин I Великий (306-337 гг.), одержавший в 324 году победу над коварным сопровителем язычником Лицинием. Константина считали настоящим покровителем Христианской Церкви. Он хотел христианство превратить в государственную религию.

Этот правитель прекрасно разбирался в государственных делах и был отличным дипломатом, но Евангельских учений особо не знал, поэтому ему сложно было определиться, где правда, а где ложь, и что лучше выбрать — арианство или православие? Пользуясь этой неопределенностью во взглядах, еретики проникли на все должности и нашептывали ему всякие слухи и сплетни, устраивали заговоры и расколы.

Константин был сторонником консолидации власти, но стал получать взаимные жалобы то от сторонников Ария, то от сторонников Афанасия. В Египте это приобрело более жестокие формы, люди стали утраивать стычки на улицах.

Иконография

Иконописные памятники о святом Афанасии сохранились до наших дней. В византийской и русской православной школе служителя церкви изображали на поясных иконах по следующим правилам:

  • седые волосы;
  • высокий лоб;
  • широкая борода с вьющимися прядями;
  • одет в ризу белого цвета с черными крестами;
  • епископский атрибут на поясе — платок «палица» в форме ромба с вышитым в центре крестом;
  • в руках свиток или Евангелие.

Иногда встречаются иконы с деталями облачения святого, подчеркивающими сан епископа — омофором или митрой.

Афанасия изображали в полный рост на совместных иконах со святым Кириллом. На новгородском образе XV века к святителям присоединился епископ Леонтий Ростовский. Фигура епископа Александрийского вписана в образ Святого Николая с деисусом в числе избранных святых. Икона датирована IV веком и тоже написана новгородскими мастерами.

Изображение святого Афанасия помещали на фресках в старинных церквях Рима, Каппадокии (центральная область Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа встречается на иллюстрациях страниц манускриптов. На одном из древних рисунков епископ увековечен сидящим за работой над сочинением. Рядом стоит столик с раскрытой книгой.

В соборе Святого Марка в Каире над ракой с мощами в нише написан образ святого Афанасия в красном облачении. Ниша украшена цветами и позолоченной рамкой.

Травля и гонения

Император Константин видел всю глубину вражды, которая могла перерасти в настоящую религиозную войну, и тогда он попросил святителя Афанасия на время уехать.

Между тем в 330 году арианство стало поддерживаться государством, Константин вызвал из ссылки Евсевия Никомедийского, а затем и Ария.

В 335 году Афанасия осудил Тирский собор. Его опять ложно обвинили в причастности к убийству мелетианского священника Арсения и сослали в Трир. Но после смерти императора Константина в 337 году он был возвращен на родину из своего изгнания.

О чем молятся святителю афанасию

В современном православии сохранилась традиция обращаться к святому с молитвой о здравии. Как показывает история Новгорода, Афанасий Александрийский помогает в борьбе с эпидемиями.

Святителю можно молиться о благополучии родных и близких, просить защитить их от поветрия. В церковной практике сохранился обычай проведения крестных ходов.

Шествие и молебен в честь святого Афанасия воодушевляли предков-русичей.

Читайте также:  Икона чаша терпения: история святого лика божией матери и текст молитвы

Епископ Александрийский всю жизнь боролся с клеветниками. Его призывают в помощь при несправедливых обвинениях. Также святому молятся о разрешении любых вопросов, связанных с верой:

  • при угрозе церковного раскола;
  • о вразумлении неверующих, богохульствующих родственников;
  • о спасении людей, попавших под влияние сектантов.

Епископ Александрийский покровительствует мужчинам с именем Афанасий.

К служению богу афанасия готовили с детства

Скудость бытовых сведений о святом можно легко объяснить: для Церкви важны дела, направленные на служение Богу. Мирское бытие для Церкви не важно, поэтому в главных биографических источниках, святых житиях, так мало сведений о внецерковной жизни и деятельности.

Житие сообщает, что архиепископ Александр поручил родителям готовить сына к служению Богу, что они и сделали. Когда Афанасий подрос и обучился, Александр взял его к себе и рукоположил в дьяконы.

С этого момента начинается борьба Афанасия за чистоту христианской веры и поэтому дальнейшая его биография известна более подробно.

Архиепископ Александр «вывел в люди» будущего борца с еретиками

Православные тексты

В дни памяти святого Афанасия прославляют традиционными гимнами.

Тропарь

  • Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак

  • Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Епископская деятельность

По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Святой епископ Афанасий Великий или Александрийский жил в раннехристианский период и неоднократно опускался от еретических правителей и священников. Он связан с двумя значительными людьми в православной истории: епископом Александром и Антонием Великим. Первый — Александрийский Патриарх и наставник. Второй — основатель скита и соратник святителя в период ссылки.

Житие святителя Афанасия Великого

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, около 297 года. Родители Афанасия — миряне из интеллигентного сословия, исповедующие христианство. Он был способным мальчиком, разбирался в точных и гуманитарных науках и изучал христианские ритуалы по примеру своих родителей.

Религия была неотъемлемой частью жизни людей на заре христианства, что нашло отражение в детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел из окна, как дети-христиане крестят детей-язычников. Мальчик в роли священника читал молитву, как если бы он был в церкви. Это был молодой Афанасий. Епископ взял на себя его скрытую опеку, назначил его лектором, а затем возвел в сан диакона.

Афанасий участвовал в Первом Вселенском Соборе. Епископ Александрийский взял прилежного юношу с собой в Никею и велел ему выступить на собрании с обвинительной речью против арианской ереси. Молодой диакон встретил одобрение православных христиан. Настоящие арии питают ненависть. Когда Афанасий был избран новым епископом, еретики любыми способами пытались опозорить его.

Ариане называли святым колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия представили доказательства: оторванная кисть, предположительно принадлежащая убитому.

Тогда епископ предоставил живой мышьяк, который скрывался в Тебиаде. Но на Тирском соборе Афанасий не смог предотвратить тотальное давление антиницинийского народа на христианских епископов.

Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Святой провел два года в городе Август-Треверс. По возвращении в Александрию его снова обвинили в разграблении церковной казны. После незаконного назначения епископом арианского священника Григория Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святитель был оправдан, но вернулся в Александрию только после смерти Григория.

В течение следующих 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров: Костанцо, Джулиано л’Апостата и Валенте.

Но даже из египетской пустыни святитель оказал на верующих большое влияние устными и письменными проповедями. В конце концов, епископ вновь обрел доверие церковных и государственных чиновников в 366 году.

Он оставил свой пост только после своей смерти в 373 году.

Почитание святого в православии

Память святого Афанасия приходится на две даты:

  • 18 января — вместе с памятью преподобного Кирилла Александрийского;
  • 2 мая — день Успения Пресвятой Богородицы.

Управление Александрийской епархией перешло от дяди к племяннику. Родоначальником семьи был святой Афанасий, а Кирилл был одним из его потомков. Он также защищал ортодоксальные догматы и выступал против несторианской ереси.

Мощи святого Афанасия — это почитаемая реликвия времен расцвета Константинополя. Их перевезли в столицу Римской империи из Александрии. В начале 13 века крестоносцы перенесли часть мощей в итальянский монастырь Монтекассино. В середине 15 века останки Афанасия были перевезены в Венецию. В 1973 году перст святого был подарен Папой Римским в Каир.

Епископа Александрийского почитали московские князья. Впервые он упоминается в русском месяце, датируемом серединой XI века. Дмитрий Донской женился на дочери суздальского князя Евдокии в день памяти Афанасия и Кирилла. Частица мощей святого Александрийского находилась в мощевике-иконе князя Константина, сына Дмитрия Донского.

В российских городах в честь святителя Афанасия освящали церкви и престолы, но древние постройки утеряны. Особенно почитали святого в Новгородском княжестве после чудесного освобождения от монгольского войска и окончания чумы.

До наших дней сохранились культовые памятники святого Афанасия. В русской византийской и православной школах служитель церкви изображался на поясных иконах по следующим правилам:

  • седые волосы;
  • высокий лоб;
  • широкая борода с вьющимися прядями;
  • одет в белый халат с черными крестами;
  • епископский атрибут на поясе — «клубный» платок в виде ромба с вышитым крестом в центре;
  • в руках свиток или Евангелие.

Иногда встречаются иконы с деталями облачения святителя, подчеркивающими достоинства епископа: омофор или митра.

Афанасий изображался в полный рост на иконах, соединенных с преподобным Кириллом. Епископ Ростовский Леонтий соединил святых на новгородской иконе XV века. Фигура епископа Александрийского вписана в образ святителя Николая с Деисусом среди избранных святых. Икона датируется IV веком и также написана новгородскими мастерами.

Образ святого Афанасия был помещен на фрески в древних церквях Рима, Каппадокии (центральный регион Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа присутствует в иллюстрациях на страницах рукописей. На одном из старинных рисунков епископ увековечен сидящим над сочинением. Рядом стол с раскрытой книгой.

В Каирском соборе Святого Марка изображение Святого Афанасия в красном облачении нарисовано поверх мощевика с мощами в нише. Ниша украшена цветами и позолоченной рамой.

О чем молятся святителю афанасию

В современном православии сохранилась традиция обращаться к святому с молитвой о здравии. Как показывает история Новгорода, Афанасий Александрийский помогает в борьбе с эпидемиями.

Можно помолиться святому о благополучии родных и близких, попросить уберечь их от эпидемии. В церковной практике сохранился обычай проведения крестного хода.

Крестный ход и молебен в честь святого Афанасия вдохновляли русских предков.

Епископ Александрийский всю жизнь боролся с клеветниками. Он призван помочь с несправедливыми обвинениями. Также они молятся святому о разрешении любых вопросов, касающихся веры:

  • с угрозой раскола церкви;
  • на увещевания неверующих, кощунственных родственников;
  • о спасении людей, попавших под сектантское влияние.

Епископ Александрийский спонсирует мужчин по имени Афанасий.

Православные тексты

В дни памяти святителя Афанасия славятся традиционными гимнами.

Тропарь

  • Столпом было ваше православие, божественные догматы, подтверждающие Церковь, иерарх Афанасий: проповедуя единосущность отцу сына, вы игнорируете Ария. Преподобный Отец, молись Христу Богу, чтобы он дал нам великую милость.

Кондак

  • Насадив учение Православия, вы имеете тернии зла, умножая семя веры одеждой Духа, преподобный, то же самое мы воспеваем Афанасию.

Творческое наследие

Наиболее значимые произведения святителя:

  • четыре проповеди — опровержение арийской ереси;
  • письмо епископу Коринфскому Эпиктету — об объединении божественной природы и человеческого происхождения Иисуса Христа;
  • «История ариев для монахов» — поучительное произведение, демонстрирующее борьбу религиозных движений в 4 веке;
  • «Описания праздников» — цикл христианского календаря, показывающий, как жили в старину;
  • подробная жизнь Антония Великого — это нравоучительная книга, рекомендованная к прочтению Иоанном Златоустом.

Святой Афанасий оставил много апологетических сочинений, посланий, разоблачающих арианскую ересь, толкований Священного Писания и бесед о нравственности. Епископ Александрийский защищал единосущность Святой Троицы и утверждал, что полагаться только на знание губительно для веры.

Святой Афанасий Великий: житие и иконография, о чем просят и тексты молитв

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.

Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.

Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.

Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому.

Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов.

Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Читайте также:  Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.

  Блаженная Любушка Сусанинская

В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента.

Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году.

Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.

Александр Александрийский и Афанасий выступили с осуждением учения Ария на Никейском соборе

К IV в. нашей веры в христианстве определились два основных течения: православное (ортодоксальное, не путать с современным православием, от греч. «ортодоксия») и арианское.

Арий

Главным разногласием было мнение о Троице: Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Богом-Отцом и подобосущен ему. Такое толкование в силу своей простоты для понимания и отсылки к языческим верованиям позволило обратить в христианство варварские германские народы.

Апологеты православного течения утверждали обратное: Бог-Сын единосущен с Богом-Отцом.

Утверждение христианства в качестве официально религии Римской империи позволило христианским богословам собраться вместе и разрешить накопившиеся догматические разногласия. Инициатором собрания был римский император Константин.

В 325 г. в Никее был созван первый Вселенский собор.

  • В богословском споре сошлись Александр и Афанасий с одной стороны, и Арий с другой.
  • 325
  • в этом году состоялся Никейский Собор, где Афанасий отстоял православные каноны
  • Отстоять свою позицию Арию не удалось, и его учение было определено и осуждено как ересь.
  • На Никейском соборе был принят Символ Веры и осуждена арианская ересь
  • С помощью Афанасия православная трактовка сущности Троицы восторжествовала.

Осуждению подвергся и Мелетий, еписком Ликопольский. Он препятствовал возвращению в Церковь людей, которые отреклись от нее во время гонений Диоклетиана. Мелетия обвинили в расколе и осудили наравне с Арием.

Почитание святого в православии

Память святителя Афанасия приходится на две даты:

  • 18 января — вместе с памятью святителя Кирилла Александрийского;
  • 2 мая — день успения.

Управление епархией в Александрии передавалось от дяди к племяннику. Основателем родственной преемственности был святой Афанасий, а Кирилл — одним из его потомков. Он также отстаивал православные догматы, противостоял несторианской ереси.

Мощи святого Афанасия — почитаемая реликвия со времен процветания Константинополя. Их перенесли в столицу Римской империи из Александрии. В начале XIII века крестоносцы привезли часть мощей в итальянский монастырь Монте-Кассино. В середине XV века святые останки Афанасия перевезли в Венецию. В 1973 году перст святого был доставлен в Каир в качестве подарка от Папы Римского.

Епископа Александрийского почитали московские князья. Впервые он упоминается в русском месяцеслове, датированном серединой XI века. Дмитрий Донской женился на дочери князя Суздальского Евдокии в день памяти Афанасия и Кирилла. Частица мощей святителя Александрийского находилась в иконе-мощевике князя Константина, сына Дмитрия Донского.

В российских городах освящали церкви и престолы в честь святого Афанасия, но древние постройки утрачены. Особенно святителя почитали в Новгородском княжестве после чудесного избавления от монгольского войска и прекращения мора.

Архиепископ Александрийский

После смерти архиепископа Александра в 326 г. александрийскую кафедру занял Афанасий. В это время он пишет «Изложение веры», где излагает рассуждение о Троице:

Три Ипостаси должны быть представляемы нераздельными между собою, как о людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия; но представляй какбы реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него, хотя два здесь вида и два имени.

Ибо Отец — не Сын, и Сын — не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну, и Сын есть Отчий Сын. Как исток — не река, и река — не исток, но тот и другая суть одна и таже вода, из истока лиющаяся в реку: так и Божество от Отца неизлиянно и неотлучно пребывает в Сыне.

Афанасий Великий

епископ

Однако ариане не сдавались. Они имели колоссальную поддержку среди христианского населения и, самое главное, духовенства, в том числе его высших чинов.

В 328 г. из ссылки возвратился константинопольский архиепископ Евсевий Никомедийский, арианин по убеждениям. Он возглавил партию врагов Афанасия.

К арианам примкнули мелетиане. Противники Афанасия развернули широкую кампанию по его дискредитации.

Они обвинили его в стяжательстве, обложении египтян податями на церковную утварь, колдовстве, прелюбодеянии, неуважении к императору и неисполнении его указов.

Константин дал христианству зеленый свет, однако утверждению христианской веры не способствовал

В 335 г. в Тире собрались противники Афанасия и попытались осудить защитника истинной веры.

  1. Афанасий блестяще опроверг возведённые на него обвинения, выставив своих судей на посмешище.
  2. После этого он отправился к императору и оправдался перед ним лично.
  3. 335
  4. в этом году началось гонение на Афанасия
  5. В ответ ариане завалили императора письмами с очередными обвинениями александрийского архиепископа, а собор, несмотря на защиту Афанасия, лишил его архиепископского сана.
  6. Константин, не вникавший в богословские вопросы, видел в борьбе Афанасия с арианами только внутрицеховые разборки, расшатывающие стабильность христианской церкви и Римской империи.
  7. Для прекращения волнений он повелел Афанасию удалиться в германский город Трир, где святитель пробыл до смерти Константина в 337 г.

Иконография

Иконописные памятники о святом Афанасии сохранились до наших дней. В византийской и русской православной школе служителя церкви изображали на поясных иконах по следующим правилам:

  • седые волосы;
  • высокий лоб;
  • широкая борода с вьющимися прядями;
  • одет в ризу белого цвета с черными крестами;
  • епископский атрибут на поясе — платок «палица» в форме ромба с вышитым в центре крестом;
  • в руках свиток или Евангелие.

Иногда встречаются иконы с деталями облачения святого, подчеркивающими сан епископа — омофором или митрой.

Афанасия изображали в полный рост на совместных иконах со святым Кириллом. На новгородском образе XV века к святителям присоединился епископ Леонтий Ростовский. Фигура епископа Александрийского вписана в образ Святого Николая с деисусом в числе избранных святых. Икона датирована IV веком и тоже написана новгородскими мастерами.

Изображение святого Афанасия помещали на фресках в старинных церквях Рима, Каппадокии (центральная область Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа встречается на иллюстрациях страниц манускриптов. На одном из древних рисунков епископ увековечен сидящим за работой над сочинением. Рядом стоит столик с раскрытой книгой.

В соборе Святого Марка в Каире над ракой с мощами в нише написан образ святого Афанасия в красном облачении. Ниша украшена цветами и позолоченной рамкой.

О чем молятся святителю афанасию

В современном православии сохранилась традиция обращаться к святому с молитвой о здравии. Как показывает история Новгорода, Афанасий Александрийский помогает в борьбе с эпидемиями.

Святителю можно молиться о благополучии родных и близких, просить защитить их от поветрия. В церковной практике сохранился обычай проведения крестных ходов.

Шествие и молебен в честь святого Афанасия воодушевляли предков-русичей.

Епископ Александрийский всю жизнь боролся с клеветниками. Его призывают в помощь при несправедливых обвинениях. Также святому молятся о разрешении любых вопросов, связанных с верой:

  • при угрозе церковного раскола;
  • о вразумлении неверующих, богохульствующих родственников;
  • о спасении людей, попавших под влияние сектантов.

Епископ Александрийский покровительствует мужчинам с именем Афанасий.

Господство арианской ереси

Афанасий с триумфом вернулся из ссылки в 337 году. Закрутился новый виток борьбы с арианами. В этот раз их поддержал египетский префект Филагрий, который хотел поставить на кафедру своего ставленника Григория Каппадокийца.

Афанасий написал по этому поводу «Окружное послание к епископам». Цитаты из «Послания» дают представление об установлении власти ариан:

С таким насилием градоправитель отнимал церкви, и отняв, передавал Григорию и арианам.

И отлученные нами за нечестие радуются похищению церквей; а народ Божий и служители соборной церкви принуждены — или приобщиться к нечестию еретиков ариан, или не входить в церкви.

Послание к епископам

икона

В 341 г. Афанасий был вынужден отправиться в Рим, к римскому папе Юлию. Юлий повелел собрать церковный собор (точные сведения о нем до нас не дошли), где Афанасий вновь смог себя защитить ото всех обвинений.

Православные тексты

В дни памяти святого Афанасия прославляют традиционными гимнами.

Тропарь

  • Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак

  • Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Творческое наследие

Наиболее значимые произведения святителя:

  • четыре проповеднические речи — опровержения арианской ереси;
  • письмо епископу Коринфскому Епиктету — о соединении Божественной природы и человеческого происхождения Иисуса Христа;
  • «История ариан для монахов» — наставническое произведение, демонстрирующее борьбу религиозных течений в IV веке;
  • «Описания праздников» — христианский календарный цикл, показывающий способ летоисчисления в старину;
  • подробное житие Антония Великого — нравоучительная книга, рекомендованная к прочтению Иоанном Златоустом.

Святитель Афанасий оставил много апологетических сочинений, посланий с разоблачениями арианской ереси, толкований Святого Писания и рассуждений о морали. Епископ Александрийский отстаивал единосущность Святой Троицы и утверждал, что опора только на знания губительна для веры.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector