Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы

Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы

Вначале было Слово. И Бог был Словом. И в Боге Слове была вся истинная небесная логика (Ин. 1:1-10). Вечная и неизменная, преисполненная силы истины, теплоты любви и сияния жизни. Этой Своей небесной и живой логикой Бог Слово сотворил всё созданное на небе и на земле. И без Него ничто не начало быть, что начало быть, равно как без Него ничто из небытия не получило бытие. Вначале — не в оном исконном начале, которому нет конца, — а в начале драматичной истории сотворения Бог Слово создал небо и землю, мир бесплотный и мир вещественный, или мир духовный и мир вещественно-духовный. Все сотворил Он по порядку и в последовательности: сначала свет, затем воду, затем твердь, затем растения и плоды, затем солнце, луну и звезды, затем рыб и птиц, затем скотов и зверей и, наконец, — человека, Свой живой образ. Все это было так, как Духом Божиим возвещено Моисею, автору книги Бытия (гл. 1). А книгу сию преподал Бог людям по Своей милости тогда, когда человеческий ум, удалившись во грехе от своего Творца, покрылся пеленой забвения и людская память ослабла.

Далеко отступив от Бога, грешные люди отстранились и от небесной логики, так что их помыслы настолько же удалились от Божиих мыслей, насколько небо отстоит от земли (Ис. 55:8-9).

Забвением сокрыв от себя небесную логику, которой Адам прежде грехопадения обладал в полной мере, теснимые страхом перед бунтующей вокруг них природой, люди выдумали свою — земную — логику, которую взяли на вооружение и которой и по сей день многие только [и] пользуются — к уничижению своего Творца и к собственной погибели. Отвергли они Слово Божие и сделались бессловесными.

Бессловесной и бессмысленной стала и вся их жизнь, с чем они вполне мирятся. Поэтому когда Бог Слово явился как человек во плоти, мир — тот мир, который Он создал, — не познал Его. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11). Не приняли Его и не поверили Ему. Спросили Его: Кто же Ты? (Ин. 8:25). И Он ответил им: От начала Сущий… Прежде, нежели был Авраам, Я есмь. (Ин.

 8:25. 58). Тогда они, то есть свои, взяли каменья, чтобы убить Его (Ин. 8:59). Безгрешный Адам в раю даже не спросил бы Бога: Кто Ты? Узнал бы он Его как начало и свое собственное, и всего прочего. А праотец Авраам, хотя и рожден был под грехом, вне рая, однако как Божий праведник принял бы ответ Спасителя как истинный.

Посему и свидетельствует о нем Господь, что рад был он увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (Ин. 8:56). Но дальние потомки Авраама, еще более отдаленные от Адама, не познали Его и не признали. Ибо, глубоко погрязнув в земной, ложной логике, не могли они уразуметь логику истинную, небесную — логику Бога Слова. Его логика была им противна и ненавистна.

И будучи не в состоянии ни постигнуть ее, ни совладать с нею, они в гневе схватили камни, чтобы умертвить Его. Неоднократно покушались они на убийство, но не удалось им это до назначенного времени. Наученные человеконенавистником — сатаной пытались они убить Единого Человеколюбца, полного благодати и истины (Ин.

 1:14), снисшедшего на землю, чтобы возвратить людей к логике небесной и тем самым сделать их сынами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин.1:13) и которые, как апостол Павел, могут воскликнуть: Мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:16) и: Мыслим мы не о земном, а о небесном (Кол. 3:2; Флп. 3:19-20). 

Итак, здесь столкновение двух логик, небесной и земной, словесной и бессловесной. Собственно, коллизия логики и антилогики. В конечном же счете — противостояние Христа и сатаны.

Оно простирается с Христова рождения, когда Ирод хотел убить Его, и вплоть до Его смерти на кресте.

Лишь памятуя о противоборстве двух названных логик, можно понять Новый Завет, а равно и всю историю Церкви до сего дня и до скончания века…

«Единый Человеколюбец»

День памяти: 20 апреля (3 мая) (Серб.)

Свя­ти­тель Ни­ко­лай, бо­го­нос­ный отец на­ших дней, ро­дил­ся в день па­мя­ти свя­ти­те­ля На­у­ма Охрид­ско­го в 1880 го­ду. Его ро­ди­те­ли, кре­стьяне-фер­ме­ры, все­гда пре­кра­ща­ли ра­бо­ту для еже­днев­ной мо­лит­вы и со­блю­да­ли цер­ков­ный по­сто­вой и бо­го­слу­жеб­ный круг.

С мла­ден­че­ства вскорм­лен­ный этим небес­ным хле­бом, свя­ти­тель Ни­ко­лай впо­след­ствии стал «но­вым Зла­то­устом», из­вест­ным и лю­би­мым по­всю­ду в пра­во­слав­ном ми­ре за свои про­по­ве­ди, на­став­ле­ния и пи­са­ния.

Он стал мо­на­хом, за­тем иеро­мо­на­хом и впо­след­ствии епи­ско­пом Жич­ским в воз­расте 39 лет. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны при­нял стра­да­ния в конц­ла­ге­ре в Да­хау.

По­сле вой­ны спас мно­гие по­ки­ну­тые серб­ские мо­на­сты­ри от раз­ру­ше­ния, по­сы­лая ту­да мо­на­хинь вме­сто за­му­чен­ных, за­клю­чен­ных или при­зван­ных на во­ен­ную служ­бу ино­ков.

Он под­ви­зал­ся как ар­хи­ерей и ду­хов­ный на­став­ник в Аме­ри­ке и скон­чал­ся в Свя­то-Ти­хо­нов­ском мо­на­сты­ре в Юж­ном Кэнане, штат Пен­силь­ва­ния. Его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в 1991 го­ду в его род­ную де­рев­ню Ле­лич, чтобы по­чи­вать близ мо­щей пре­по­доб­но­го Иусти­на (По­по­ви­ча).

Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы

святитель Николай Сербский (Велимирович)

День памяти: 20 апреля (3 мая) (Серб.)

Духовные искания

Святитель Николай Сербский (мирское имя — Никола Велимирович) родился на территории Западной Сербии, в селении Лелич, в многодетной крестьянской семье, 23 декабря 1880 года.

Родители Николы, Драгомир и Екатерина, были простыми в общении людьми, глубоко набожными. Дети (всего их было девять), воспитывались во взаимной любви, в духе христианских традиций.

Заботясь о должном образовании Николы, родители отдали его на обучение в школу при обители Челие. Здесь он сумел проявить свои дарования и добиться первых успехов.

Затем он был зачислен в Валевскую гимназию, а окончив её, продолжил образование в Белградской семинарии.

За хорошие достижения в учёбе Никола удостоился стипендии, что позволило ему продолжить обучение в Берне, на Старокатолическом факультете.

Учился он очень охотно, ответственно и прилежно. В возрасте 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия.

Не желая останавливаться на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, на философский Факультет. Результатом его обучения там стала защита очередного доктората, философского.

Монашеский путь

Когда он вернулся в Отечество, его приняли на работу в Белградскую семинарию. Здесь он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря блестящей подготовленности и умению подавать материал в доступной форме, среди студентов пользовался уважением.

Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями: публиковали статьи разной религиозной направленности.

Когда он подвергся тяжёлой болезни — дал обет, что в случае, если выздоровеет, посвятит свою жизнь Богу. Так и произошло: болезнь, неожиданно для окружающих, отступила; а Никола принял монашество и новое имя — Николай. Постриг состоялся в обители Раковиц (Раковица).

В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. При этом он не поставил в известность администрацию, что закончил два видных европейских университета.

Обучаясь в академии, он вёл себя скромно, но его образованность говорила сама за себя. Он не раз вызывал удивление профессорско-преподавательского состава, а на одном из академических вечеров так изумил своей речью собравшихся, что вызвал всеобщее восхищение и восторг.

При этом он обратил на себя внимание архиерея Антония (Вадковского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. После этого случая владыка выхлопотал для отца Николая пособие, чтобы тот смог отправиться в путешествие по стране. Путешествие помогло ему лучше узнать русский народ. Впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.

По возвращении отца Николая в Сербию грянула Первая Мировая война. Во время войны он не раз посещал места расположений воинских подразделений, как мог укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на ратные подвиги, исповедовал, причащал Святых Тайн. Кроме того, радея о соотечественниках, он регулярно жертвовал своё жалование на нужды раненых.

Достойно удивления, что после завершения войны отец Николай предрёк воспламенение в будущем очередного крупномасштабного конфликта. Одной из центральных причин этого конфликта он считал удаление европейцев от Бога.

Епископское служение

В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.

Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы

В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.

В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.

В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.

Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.

Военные и послевоенные годы

Во время Второй Мировой войны святитель, по распоряжению командования оккупационных войск, был ограничен в свободе. Существуют свидетельства, что в конце 1942 года он пребывал в заточении в обители Войловица. Несмотря на трудности, здесь ему удавалось священнодействовать и работать.

Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом в одном из наиболее страшных концентрационных лагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Божественное Проведение.

В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).

К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но обстоятельства располагали к другому.

По воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.

На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов (несмотря на то, что сам претерпел от них много страданий), а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.

В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания). 18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах.

Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на территории местного кладбища.

Творческое наследие

Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: Беседы, Библейские темы, Вера святых.

Катехизис Восточной Православной Церкви, Во что мы верим? Объяснение Символа веры, Десять Божиих заповедей, Индийские письма, Миссионерские письма, Любостыньский стослов, О трех самых важных вещах.

Избранные письма духовным детям, Мысли о добре и зле, Слово о Законе, Толкование молитвы Господней: Отче наш…, Толкование заповедей блаженства, Феодул, или Раб Божий, Чудеса Божии и др.

Читайте также:  Икона Древо жизни Пресвятой Богородицы: значение и в чем помогает, тексты молитв

Тропарь святителю Николаю Сербскому, глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак святителю Николаю Сербскому, глас 3

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Святитель Николай Сербский: житие и о чем просят, значение в православии и молитвы

Святитель Николай Сербский не раз демонстрировал, как в повседневных газетных сообщениях можно увидеть параллель к той или иной библейской теме.

Например, заметку о том, что жители одного из островов близ скандинавского побережья различают лишь черный и белый цвета, поскольку происходят от одного предка-дальтоника, он комментировал так: «…Как непослушанием одного человека [Адама] сделались многие грешными, так и послушанием одного [Христа] сделаются праведными многие» (Рим. 5: 19).

«Святитель Николай был типичным сербом-интеллектуалом, “крестьянским генералом”, можно сказать — человеком из народа, — рассказывает специалист по истории Сербской Православной Церкви, истории Балкан, член редакции “Православие.ru” иеромонах Игнатий (Шестаков).

— Сербия в тот момент, когда родился святитель, была аграрной страной, одна большая деревня. Даже правящая королевская династия восходила к сыну крестьян Карагеоргию, который в XIX веке дослужился до офицерского звания в Австрии, а потом воевал с турками.

Особой элиты, в западноевропейском понимании, во время 500-летнего турецкого ига у сербов не было. Церковь существовала и в это время, но какой древний сербский монастырь ни возьми, из его истории мы узнаем, что он по нескольку раз сжигался турками и опять восстанавливался.

Сербы находились на меже между Османской и Австрийской империями, периодически поднимали восстания, которые часто заканчивались тем, что турки устраивали грандиозную резню и вынуждали христианское население массово переселяться на запад и северо-запад. Во главе и восстаний, и исходов часто стояли патриархи. В XIX веке после ряда побед Сербия образовала самостоятельное королевство. Тогда и родился маленький Никола».

Взгляды

По своим социально-политическим взглядам епископ Николай был близок к сербскому фашистскому движению ЗБОР», считаясь при этом англофилом. В 1935 году он положительно отзывался о Гитлере, приписывая ему религиозность и даже сравнивая с основателем автокефалии Сербской Церкви арх. Саввой (Неманичем):

Необходимо выразить уважение нынешнему немецкому лидеру, который, будучи простым ремесленником и человеком из народа, осознал, что национализм без веры есть аномалия, холодный и опасный механизм. И таким образом в 20 веке он пришел к идее святого Саввы и как светский человек осуществил для своего народа важнейший труд, подобающий святому, гению и герою.

Оригинальный текст (серб.)

Ипак се мора одати признање садашњем немачком Вођи, који је као прост занатлија и човек из народа увидео да је национализам без вере једна аномалија, један хладан и несигуран механизам. И ево у 20. веку он је дошао на идеју Светога Саве, и као лаик подузео је у своме народу онај најважнији посао, који приличи једино светитељу, генију и хероју.”

[5]

Находясь в заключении в Дахау, епископ сохранял приверженность антииудаистским идеям:

Евреи сначала хотят юридического равноправия с христианами, чтобы затем подавить христианство, превратить христиан в неверующих и наступить им на шеи. Все современные европейские лозунги были придуманы распявшими Христа евреями: демократия, забастовки, социализм, атеизм, веротерпимость, пацифизм, мировая революция, капитализм и коммунизм. Все это изобрели евреи и их отец — дьявол.

Оригинальный текст (серб.)

Жидови хоће и желе, јер им је потребно прво да се изједначе законски са хришћанством, да би после потисли хришћанство и учинили хришћане безверним, и стали им петом за врат.

Сва модерна гесла европска саставили су Жиди, који су Христа распели: и демократију, и штрајкове, и социјализам, и атеизам, и толеранцију свих вера, и пацифизам и свеопшту револуцију и капитализам и комунизам.

Све су то изуми Жидова, односно оца њихова ђавола.

[6].

Книгу «Земля недостижимая» (Земља Недођија, изд. 1950) Николай (Велимирович) посвятил теоретическому опровержению и моральному осуждению Гитлера, нацизма и присущего ему расизма.

Идеология еп. Велемировича и движения «ЗБОР» получила название «Свято-Саввинского национализма (серб.)русск.».

  Паисий Святогорец — Святой Арсений Каппадокийский

Пастух из Лелича

По одному из устных преданий, младенца Бато (так звали мальчика в семье) пытались похитить разбойники и спасти его удалось только благодаря снайперским выстрелам дяди-солдата, который в тот момент вернулся на побывку. Родители будущего святителя жили недалеко от города Валево в деревушке Лелич.

«Сербы — это южные горные славяне, можно сказать, смесь славянского и горского менталитетов, — говорит о. Игнатий. — Каждый серб знает многовековую историю своего рода и с радостью рассказывает, как воевали предки, откуда переселялись».

«Село в горной Сербии, в отличие от равнинных деревенек, разбросано на широком пространстве, будто состоит из отдельных хуторов, — рассказывает Илья Числов, председатель Общества сербско-русской дружбы. — Жили раньше патриархальными семьями — задругами, у Велимировичей под одной крышей ютилось более тридцати домочадцев.

Занимались виноградарством, держали овец, сами делали масло, сыр, каймак и другие молочные продукты. Пахали чаще на волах. Детей не баловали». В Сербии все растет, теплый климат, но крестьянская жизнь на переломе эпох была изнурительной.

Из восьмерых братьев и сестер Николы никто не дожил до взрослого возраста, да и он, первенец, не отличался здоровьем, постоянно были проблемы с легкими.

Но после своих сорока он напишет о детстве: «Когда я был пастырем овец, уже тогда я был священником Твоим…» Молиться мальчика учила мать, сама позднее ставшая монахиней; через 60 лет воспоминания об этих уроках служили утешением для святителя в концлагере.

На богослужения Катарина и сын отправлялись в монастырь Челие, расположенный в долине, в четырех километрах от горного Лелича. «Скорее всего, пешком, — говорит Илья Числов. — Там крутой уклон, даже сейчас паломники спускаются от деревни самостоятельно, автобус не может подъехать». В школе-интернате при монастыре Никола провел раннее отрочество. В крестьянском доме на счету каждая пара рук, но заступничество ли учителей причиной, слезы ли самого Бато, только мальчика пустили учиться и дальше.

Валево и Лелич

В ста километрах к юго-западу от сербской столицы Белград лежит местечко Валево – вчера еще центр мелкого ремесленного производства. Сегодня оно уже может похвастаться первыми промышленными предприятиями, железнодорожной веткой, линией электропередач.

В городе открывается гимназия, впервые устраиваются театральные представления. Деревня Лелич — неподалеку от Валево на склоне горы Повлен.

В самый бурный период сербской истории, непосредственно перед первым и вторым сербскими восстаниями, сюда из боснийской Сребреницы переселяется в начале 19 столетия Антоний Йованович. Во время борьбы за независимость он выделяется своей любовью к Отчизне и Богу.

По окончании второго сербского восстания его избирают старейшиной. У Антония было два сына – Сима и Велимир. От них и пошли две ветви единого рода – Симовичи и Велимировичи.

На пассионарном подъеме

Мечтали, что он станет учителем или инженером. Никола окончил валевскую гимназию первым учеником и подал документы… в военное училище. «Балканы конца XIX — начала XX века — это серия постоянных войн, — объясняет иеромонах Игнатий (Шестаков).

— Объединившиеся и уже получившие свободу Греция, Болгария, Сербия воевали со слабнущей Османской империей. Молодые сербы на этом пассионарном подъеме жили тем, что придется еще воевать, потому что многие сербские земли оставались под властью Австро-Венгрии и Турции». Медкомиссия училища Велимировича забраковала: «Малый объем груди.

Хроническое недоедание». Он перенес документы в Белградскую богословию (семинария, которая больше походила на духовно-учительскую школу и готовила в основном учителей). Здесь епископу-экзаменатору показалось, что у Николы нет музыкального слуха, и он объявил: «Зачем нам такой слабенький? Еще помрет, пожалуй!» Однако потом смилостивился.

Юноша быстро доказал свои способности и прилежание. Его однокашники рассказывали, что когда возвращались воскресным вечером после развлечений, то заставали Велимировича в дубраве, где он проповедовал перед деревьями. На экзамене по гомилетике нужно было сымпровизировать на тему, заданную в экзаменационном билете.

Велимирович в качестве билета вытянул чистый лист. Однако не растерялся: «Чист лист, пока на нем еще ничего не начертано; чист день, пока в нем нет никакой мглы… Чиста душа, когда в ней не остается уже места греху…» Такие импровизации и эпические периоды практиковали в Сербии слепые гусляры. Тогда они по всей стране продавали книги и распевали былины.

«Сербы — народ песенный, у них до сих пор под гусли могут и про бомбардировки 1999 года спеть, и про более современные политические события, — объясняет о. Игнатий. — А вот письменная культура за годы ига в Сербии сильно пострадала.

Богословского высшего учебного заведения в Сербии не было (оно появилось в 20-е годы, во многом благодаря русским эмигрантам). Молодое государство нуждалось в интеллектуальной элите».

После семинарии Никола отказался от командировки в Россию, положенной лучшему ученику, и два года отработал учителем в селе, одновременно помогая местному батюшке, а потом — за счет королевской стипендии — поехал учиться на Запад.

Окончил философский факультет в Оксфорде и навсегда полюбил Англию (потом он часто сюда возвращался, писал о Шекспире, дружил со многими англичанами). Защитил два «доктората» (кандидатская) — по философии Беркли и по богословию Воскресения Христова. И вернулся в Сербию — видным человеком, который в любом обществе обращал на себя внимание изысканными манерами и речью. В 1909 году Велимирович тяжело заболел, во время болезни дал обет о монашеском постриге, после исцеления его исполнил, прибавив одну букву к своему имени. Через короткое время рукоположенный во иеромонахи, он отправился в Россию.

Ссылки

  • Биография Николая Велимировича на сайте Bogoslovy.ru
  • Биография Николая Велимировича на сайте Vojnik.org
  • Биография Николая Велимировича на сайте Sedmirza.ru
  • Святитель Николай Сербский. Десять Божиих заповедей
  • Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма
  • Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле
  • Святитель Николай (Велимирович). Послание сербскому народу из темницы (недоступная ссылка)
  • Переводы произведений свт. Николая Сербского на сайте Светланы Луганской
  • Краткое жизнеописание святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского. Иером. Игнатий (Шестаков) // Православие. Ru
  • Телеканал «‎Союз». Мульткалендарь. 3 мая 2020. Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Читайте также:  Панихида по усопшим: когда и как правильно заказать, стоимость и сколько длится

Богословие от Серафима Саровского

«К сожалению, документов о его пребывании в России исследователям обнаружить не удалось. Ни в синодальном, ни в других специальных архивах, — рассказывает о. Игнатий (Шестаков). — Но то, что Велимирович пропутешествовал по России — где-то между 1910 и 1914 годами, — сомнений не вызывает.

По его работам, например “Миссионерским письмам”, видно, что он был в России, знал ее и любил. Но известно, что сперва он не особо хотел ехать, сопротивлялся и, наверное, появился здесь зимой, в середине учебного года. Жил, возможно, на какие-то свои средства, посещал занятия по своему выбору, без официального статуса, поездил.

Все это заняло хорошо если год… Однако из России отец Николай уехал другим человеком. Не стоит идеализировать духовное и интеллектуальное состояние христианских народов, освобожденных от турецкого ига в конце XIX — начале XX века. И сербские, и болгарские, и румынские интеллектуалы ездили учиться на Запад и возвращались оттуда с идеями, часто далекими от Православия.

В том, что писал, как себя вел Николай Велимирович в первые годы его интеллектуальной деятельности, было много эпатажного. Поэтому его старшие духовные товарищи, архиереи, видя в нем огромный потенциал, понимая, кем он может и должен стать, отправили его в Россию, чтобы «оправославить». Сербы и сейчас за тем в Россию приезжают.

Сербские владыки отмечают: “В России входишь в храм и чувствуешь, что народ молится”. То, к чему мы привыкли и часто не бережем, для них — пример действенного Православия. У нас сейчас бедных бабушек “бабками” обзывают, но такое народное благочестие иногда действует похлеще любой миссионерской программы.

Но после двух-трех дней пребывания в Москве — посещения храмов, присутствия на литургии — иностранцы видят богословие Серафима Саровского и Сергия Радонежского в действии. Ту Святую Русь, которую мы порой уже не замечаем — у нас взгляд замылен. Похоже, подобное перерождение произошло и в отце Николае».

Примечания

  1. 12

Святитель Николай Сербский: 9 пронзительных слов о любви

Из века в век передается учение о христианской вере великими посланниками Господа, святителями, богословами, которые все реже встречаются в современном мире. Святитель Николай Сербский — епископ Никола, славный сын Православной Церкви Сербии, причисленный к лику святых Сербской и Русской православными церквями.

Обладающий уникальными талантами и Божьими дарами, которые можно сравнить только с помазанием царя и пророка Давида, оставил в наследие будущим поколениям не только духовные книги, молитвенник, но и вдохновляющие беседы для распространения движения богомольцев, молитвенников, ходатаев перед Богом.

Детские и юношеские годы

В конце года, накануне Рождества Христова, 23 декабря в 1880 году в семье Велимировичей Драгомира и Екатерины родился сын, первенец, которого назвали Николой. Вскоре ставшая многодетной, семья жила в горном селении Лелич, расположенном на западе Сербии.

Мать Екатерина, в будущем ставшая монахиней, славилась глубокой верой, которую привила детям. Именно первые молитвы, услышанные от матушки, в концлагере нацистов будет вспоминать святитель. Отличавшийся особой способностью к наукам, Никола начал обучение в школе монастыря Челие.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

  О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЯТОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА

  • Интересный факт, вначале молодой Велимирович мечтал о военной карьере, но по состоянию здоровья его не приняли, и он продолжил образование в духовной семинарии Белграда, затем окончил Бернский старокатолический факультет.
  • Работая в селе учителем, молодой богослов буквально впитывает в себя живой, народный мир православия, накапливая материалы для своих будущих посланий миру.
  • 1904 год ознаменовался обучением за рубежом, старательному студенту выдают государственную стипендию.
  • Через 4 года он получает степень доктора богословских наук в Швейцарии, а в 1909 году защищает докторскую диссертацию в Женеве, выйдя оттуда доктором философских наук.

Писательская деятельность

Епископ Николай имел прекрасное светское и церковное образование, которое в сочетании с глубокой верой и духовностью делало его выдающимся проповедником. Владыка был очень талантлив и в своих многочисленных богословских произведениях, и в способности доступно излагать основы православной веры. Многие книги изданы на русском языке.

Нравственно-аскетические труды

Святитель Николай рассказывает о путях человеческих, какие ключи открывают двери в Царство Божие, а также о том, что может эти двери запереть.

Поэтичность языка и простота делает произведения святителя шедеврами:

  1. Молитвы на озере.
  2. Мысли о добре и зле.
  3. С нами Бог.
  4. Поучения на каждый день года.
  5. Чудеса Божии.
  6. Любостыньский стослов.
  7. Семь ключей к жизни. Мысли о пути человека к Небу.

Религиозно-философские труды

Великая книга, единственная на свете, называется Радостная весть. Это — Евангелие, учение Христа, радостная благая весть. Учение о радости. Она везде, даже в страданиях, слезах и смерти.

Все это глубоко и проникновенно доносит нам святитель Николай в своих трудах:

  1. Царев завет.
  2. Символы и сигналы.
  3. Индийские письма.
  4. Стеклянные глаза Индии.
  5. Феодул, или раб Божий.
  6. Кассиана. Повесть о христианской любви.
  7. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?

Богословские книги

Святитель Николай передает свои пастырские наставления и размышления христианам, истины духовной жизни он доносит до каждого в понятных и простых примерах, учит видеть и слышать Бога в окружающих нас предметах, поступках людей, событиях, наставляет, как жить христианину в современном мире.

О вере, безверии и совести, о милосердии и величии Творца:

  1. Война и Библия.
  2. Единый Человеколюбец.
  3. Библейские темы.
  4. Богородица на смертном одре.
  5. Слово о законе.

Основы православия

Владыка Николай часто обращался к народу с объяснениями православной веры. Его книги являются отечески вдохновенными и достоверными.

Каждая книга по основам православия — это живой и современный катехизис — изложение и объяснение библейского текста, содержания Символа веры:

  1. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею.
  2. Как правильно молиться?
  3. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
  4. Толкование заповедей блаженства.
  5. Толкование молитвы Господней: Отче наш…
  6. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.
  7. Верую. Вера образованных людей.

Проповеди

«Творите дела правды» — учил прихожан святитель Николай. П роповеди Владыки полны заботы и любви о ближнем.

В книге «Творите дела правды» собраны избранные проповеди святителя, вот некоторые:

  1. Помоги Боже, всем нам помоги.
  2. Видение невидимого.
  3. О святых Ангелах Божиих.
  4. Перед зеркалом.
  5. Беседы.
  6. Проповедь под горой.

Другие произведения и работы

Большое творческое наследие богослова и писателя издается во всем православном мире. Его «Миссионерские письма» — непревзойденный памятник духовной литературы XX века.

Великий знаток души, православной веры и человеческого бытия объясняет глубочайшие истины и мысли доступно для людей с любым уровнем жизни и образования.

Очень жаль, что из множества писем сохранилось только около трехсот.

Рука Бога или рождение монаха

Не прошла еще радость от получения званий, как смертельная болезнь накрыла Николу Велимировича. Впоследствии святитель Николай напишет, что это Бог явился ему через болезнь, ибо промучившись 1,5 месяца, богослов обещает Богу стать монахом в случае выздоровления. Чудо не заставило себя долго ждать.

  1. Выздоровевший молодой ученный с мировым именем уходит в монастырь Раковицы, как послушник, а к концу 1909 года он рукополагается в иеромонахи.
  2. Митрополит Сербии, зная все ученые регалии молодого служителя, посылает его в Санкт-петербургскую духовную академию, где тот своим трудолюбием, пытливостью, скромностью завоевал покровительство Митрополита Ладожского Антония, разглядевшего в сербском посланнике будущего православного святителя и подвижника.
  3. Владыка оплачивает иеромонаху Николе путешествие по святым местам России для познания православия.

Интересно! Будущий епископ Сербии влюбляется в Россию, он познает и осознает значение мирового православия, положив начало прославления русского царя Николая Второго.

Пастух из Лелича

По одному из устных преданий, младенца Бато (так звали мальчика в семье) пытались похитить разбойники и спасти его удалось только благодаря снайперским выстрелам дяди-солдата, который в тот момент вернулся на побывку. Родители будущего святителя жили недалеко от города Валево в деревушке Лелич.

«Сербы — это южные горные славяне, можно сказать, смесь славянского и горского менталитетов, — говорит о. Игнатий. — Каждый серб знает многовековую историю своего рода и с радостью рассказывает, как воевали предки, откуда переселялись».

«Село в горной Сербии, в отличие от равнинных деревенек, разбросано на широком пространстве, будто состоит из отдельных хуторов, — рассказывает Илья Числов, председатель Общества сербско-русской дружбы. — Жили раньше патриархальными семьями — задругами, у Велимировичей под одной крышей ютилось более тридцати домочадцев.

Занимались виноградарством, держали овец, сами делали масло, сыр, каймак и другие молочные продукты. Пахали чаще на волах. Детей не баловали». В Сербии все растет, теплый климат, но крестьянская жизнь на переломе эпох была изнурительной.

Из восьмерых братьев и сестер Николы никто не дожил до взрослого возраста, да и он, первенец, не отличался здоровьем, постоянно были проблемы с легкими.

Но после своих сорока он напишет о детстве: «Когда я был пастырем овец, уже тогда я был священником Твоим…» Молиться мальчика учила мать, сама позднее ставшая монахиней; через 60 лет воспоминания об этих уроках служили утешением для святителя в концлагере.

На богослужения Катарина и сын отправлялись в монастырь Челие, расположенный в долине, в четырех километрах от горного Лелича. «Скорее всего, пешком, — говорит Илья Числов. — Там крутой уклон, даже сейчас паломники спускаются от деревни самостоятельно, автобус не может подъехать». В школе-интернате при монастыре Никола провел раннее отрочество. В крестьянском доме на счету каждая пара рук, но заступничество ли учителей причиной, слезы ли самого Бато, только мальчика пустили учиться и дальше.

Рождение миссионера и писательский путь

Переполненный впечатлениями по местам русских святынь, Никола Велимирович начинает миссионерскую деятельность в Сербии, неся в массы учение Христа.

Преподавая в Белградской семинарии, ученый богословия и философии собирает целые залы семинаристов на читаемые ним предметы:

  • логика;
  • психология;
  • философия;
  • языки.

На его проповеди собираются Белградские крестьяне и представители интеллигенции, постепенно имя Николая Велимировича знает вся Сербия. Его книги по Нагорной проповеди, о грехе и смерти, «Религия Негоша» приобретают особого признание.

Книга святителя Николая Сербского

Первая проповедь в Боснии, которая на то время была политической ареной, где Австро-венгерская власть приступила к формированию «нового боснийского народа», стала боевым крещением для уже известного миссионера. Никола Велимирович поддержал православных верующих в Сербии, чем вызвал недовольство новой власти, пытающей разобщить народ. Вердикт — запрет на въезд в Боснию.

Примечания[ | ]

  1. 12

Святитель Николай Сербский

Странного господина можно было встретить в парках Лондона в годы Первой мировой войны. Он играл на флейте и не просил денег. Когда вокруг него собирался народ, он говорил:

— Вот этот инструмент у меня в руках – фрула, сербская флейта. И сам я – серб.

Сейчас, когда началась война, вы думаете, что мы – какой-то маленький, но очень злой народец, убивший наследника Австро-Венгерского престола и развязавший войну? В ваших газетах пишут, что «сербы – это небольшое племя торгашей и нерях»! Но это не так! Мой народ – любит Бога, свободу и песни. Это очень добрый народ, который страдает от этой войны ничуть не меньше всех остальных. И даже больше! 

Читайте также:  Венчальные свечи: что с ними делать после венчания, когда зажигать и как использовать

Этот странный человек был сербским иеромонахом Николаем (Велимировичем).

Он уже успел поучаствовать в боевых действиях под Белградом как полковой священник, а теперь был отправлен с дипломатической миссией в Англию и Америку. В день он проводил по 5-6 встреч и бесед.

В результате  американцы и англичане начали сбор материальной помощи для сербских беженцев и стали добровольцами отправляться на фронт.

В 1920 году иеромонах Николай стал епископом на своей родине.

Он всегда был доступен для своей паствы, прост в общении, заботлив к нуждающимся – мог дежурить у постели больного, спорить с чиновниками, когда они были неправы, распевать с детьми песенки, в том числе и собственного сочинения… Простые сербы любили его и называли Дедушка-Владыка. И это при том, что он мог весьма своеобразным образом выражать свои мысли. Однажды, незадолго до Второй мировой войны, он потряс весь городок Охрид своим необычным поведением.

Владыка Николай – босой, без шапки – проехал через весь город, сидя на осле задом наперед! Ноги волочились по пыли. Голова взлохмачена.

В тот день храм был полон. Но владыка Николай выглядел совершенно обычно и спокойно служил Литургию. Только лишь по завершении службы он вышел к любопытному народу.

— Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело – поговорить о моде. Или – о политике. Или – о цивилизации. О том, что вы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за закончившуюся в 18-ом году войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!?

Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом?

После захвата Сербии фашистами епископ оказался под арестом, а затем – в концлагере Дахау. После освобождения его ждал удар еще серьезнее – социалистическое правительство не пустило его на родину.

Последние годы он жил при русском монастыре в Пенсильвании. Как и прежде, много писал – собрание сочинений святителя Николая (Велими́ровича) составляет 15 томов. С горечью – о родной и далекой стране, с благодарностью – о пережитых им лично скорбях, с любовью и поддержкой – о чужих бедах и переживаниях.

Лишь через 35 лет после смерти мощи святого были перенесены в Сербию. При жизни непримиримый с ложью, прямолинейный владыка и сейчас продолжает использовать свои способы наставления на истинный путь.

Один парень, торгующий наркотиками, как-то пришел в монастырь, долго молился у раки с мощами святого, а затем положил на раку солидное пожертвование. Когда он выходил из монастыря, то с удивлением и ужасом обнаружил стопку денег у себя в кармане.

Владыка не принял такой подарок. Через месяц парень вернулся в монастырь – уже на исповедь.

Читать

Николай Сербский. Миссионерские письма

К русскому читателю

Перед вами сборник писем одного из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Церкви — Николая Велимировича.

Православный писатель, создавший такие произведения, как беседы “Над грехом и смертью”, “Омилии”, “Охридский пролог”, “Нагорные проповеди”, “Слово о Всечеловеке”, оставивший после себя и много других подобных духовных жемчужин, отвечает на вопросы верующих. К сожалению, из множества писем сохранилось лишь около трехсот.

Их ценность и красота заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности.

Его стиль — поэзия, язык чист, как горный родник. Он сам — носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских Соборов.

  • Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа.
  • “Миссионерские письма” спасли множество сербских душ от блужданий по пустым нивам, где царит духовный голод, от отпадения от святоотеческого Православия, от уныния и отчаяния в тяжелейших условиях рабства и частых войн.
  • Под влиянием этой книги была создана “Народная православная христианская община”, которую возглавил сам владыка Николай, насчитывавшая более двухсот тысяч зарегистрированных членов и внесшая неоценимый вклад в сохранение веры и нравственности в Сербии.
  • С сердечным теплом мы передаем эту книгу в руки русского читателя, передаем ее братскому русскому народу с надеждой, что она еще больше сблизит нас в нашем святом и прекрасном Православии.
  • Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий

Письмо 1 рабочему, спрашивающему о духовной жизни

Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Все остальное — прах.

Прах и тело наше — земля, взятая в долг у земли. Земля, вода, огонь и воздух — из них, этих четырех стихий, создано тело человека. Создано так искусно, так чудесно, что не выразить. И все же само по себе тело не есть жизнь, повозка не путник, клетка не птица.

Что же такое жизнь? Священное Писание Божие ясно отвечает на этот вопрос на первой своей странице: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою [1] .

Хорошо ли ты понимаешь значение слов “опосредованно” и “непосредственно”? Опосредованно, то есть посредством земли, сотворил Господь плоть, а непосредственно — из Себя вдунул в лице его дух жизни. Так человек стал душею живою.

Итак, человек видимым образом телесен, но тело имеет в себе дыхание жизни, которое непосредственно от Творца.

Этот дух связывает человека с Творцом и с небесным духовным миром вокруг Него. Малое пламя, подобное вечному Божественному пламени. И, хотя тело наше влачится по земле среди насекомых и зверей, этим пламенем связаны мы с небом и вечностью.

Жизнь души, которую ведет и живит Божественный Дух, — вот что такое человеческая жизнь.

Иными словами, духовная жизнь — это непрестанный труд ради того, чтобы стать достойным Божественного Духа, Который в нас. Почему нам надлежит трудиться? Потому, что мы получили дар от Творца.

Никто из нас не покупал его и не платил за него; он дарован нам Вечной Любовью. За дар плата не дается. Дар есть дар.

Но тот, кто принимает дар, и такой драгоценный дар, как жизнь, должен показать себя достойным этого дара.

Как нам любовью ответить Господу на Его любовь и как нам стать достойными этого Божественного дара — в этом великая наука, называемая духовной наукой, которая выше всех наук. Она дана человеку Духом Святым. Тот, Кто даровал драгоценнейший дар, Сам научил человека быть достойным его.

Если желаешь проникнуть в эту светлую и сладкую науку, да будет благословенно желание твое.

Мир тебе и радость от Господа.

Письмо 2 человеку, который верит в Бога, но не молится Ему

Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.

Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.

Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

Ты говоришь, что, прочитав слова Спасителя: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него [2] , ты сделал вывод, что молитва не нужна. Конечно, знает Господь, что нам нужно, но Он хочет, чтобы мы молились Ему. Поэтому и заповедал Спаситель: Непрестанно молитесь[3] — и научил нас молиться.

Это легче объяснить родителям, чем тебе, холостяку. Ведь и родители знают, что нужно детям, но ждут, пока ребенок попросит их. Знают родители, что прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смиренным, кротким, послушным, милостивым и благодарным. Видишь, сколько небесных искр высекает молитва из человеческого сердца!

Прочитал я, как один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник:

— Что происходит в доме?

— Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.

Странник замолчал в ожидании.

— Кого ты ждешь? — спросил рабочий.

— Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.

— Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.

Покачал головой странник и отвечал:

— Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?

Думаю, что ты молитвы не стыдишься, но вера твоя еще не окрепла. Береги, укрепляй в себе этого младенца. Когда вырастет он и возмужает, стократно воздаст тебе за твой труд.

Мужественная вера повернет внутреннее колесо твоего естества, и ты обретешь жизнь новую.

Мир тебе и благословение Божие.

Письмо 3 образованной верующей женщине, терпящей насмешки от близких

Отвечай на их насмешки улыбкой. Их насмешки исходят из злых сердец; твоя же улыбка да будет беззлобной. Насмешка всегда от незнания, улыбка — от знания. Насмешками они делают твою молитву вечному Судие драгоценнее.

Ибо нет для Господа молитвы дороже, чем молитва отважного сердца, окруженного стрелами злобы, ненависти, издевок и насмешек.

Это обоюдоострые стрелы, но притупляются они от твоего мужества и острием возвращаются к стрелкам и наносят им раны.

Жена царя Давида однажды посмеялась над вдохновенной молитвой своего мужа. Насмешка эта оскорбила Бога больше, чем царя Давида, и наказал Всевышний дочь Саулову, и не имела она потомков до смерти своей [4]. Кто внимательно наблюдает за человеческими судьбами и событиями, знает, как сурово Господь наказывает насмешников над святынями.

А ты скажи насмешникам своим, если считаешь, что слово будет лекарством лучшим, чем молчание, скажи им: “Обманывает ли меня зрение или действительно вижу, как вы каждый день молитесь торговцам, старостам и полицейским о своих нуждах? Отчего же вы насмехаетесь надо мной, когда я молюсь вечному Творцу? Разве молиться немощным не смешно? Разве не безумие — поклоняться праху, а не Жизнодавцу и Господу?”.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector