Святая феофания: житие царицы и в чем помогает, иконография и тексты молитв

Многие люди в мире называют своих детей не в честь своих близких родственников, а в честь других людей. Часть из них дает имя какого-либо святого, родившегося в тот же день.

В США, например, очень популярно имя Тиффани. Но не многие из них знают, с кем связано это имя. Люди говорят, что Тиффани «хорошенькая» и связывают это представление с фильмом «Завтрак у Тиффани».

Но это имя имеет более глубокие корни.

Тиффани очень старинное имя. Оно появилось во Франции, и во французском звучании произносится как Тифэн. Но у англичан есть свои хитрые ассоциации с таким произношением, связанные с легендой. У лорда Бертрана дю Гесклина была хитрая жена Тифейн. Её считали ведьмой или феей. Но ещё более древние корни происхождения этого имени относятся к Древней Греции.

«Теофания» — это явление или проявление бога. Например, Бог явился перед Авраамом в виде горящего куста и так далее.

В Восточной Церкви именем Теофания (Феофания) обычно называют девочек, родившихся в праздник Богоявления. В этот день Иисус явил Себя как Бога и человека перед волхвами. Он предстал перед всеми язычниками.

В наши дни в храме Патриарха Константинополя хранятся мощи византийской императрицы Святой Феофании (Тиффани).

Так кто же такая Святая Феофания (Тиффани)?

Феофания родилась в царской семье. Отец и мать её, не смотря на знатную кровь, были очень благочестивы. Долгое время они были бездетны, но всегда молились о том, чтобы Божья Матерь дала им ребёнка. Их молитвы в конечном итоге были услышаны Божией Матерью, и у супругов родилась святая девочка.

Они назвали её Феофания (Тиффани). Она стала плодом Константина и Анны. С самого детства девочка делала успехи в учении и была очень добродетельной. Родители ничего не жалели для Феофании. Они дали ей хорошее воспитание. Этим она очень понравилась Василию Македонянину и его жене, Евдокии.

Царь выбрал её в жёны своему сыну Льву, который стал в последствии правителем Львом VI Мудрым. Смотрины невест проходили в большом зале. Полтора десятка претенденток в невесты императорскому сыну ожидали своей участи и надеялись очаровать императора. Только одна Феофания стояла в уголке Магнаврского дворца.

Молодые обвенчались зимой 881 – 882 годов. Лев женился по воле своего отца.

  История иконы Марии Магдалины: с какими просьбами обращаются

День памяти блаженной царицы Феофании

  • В день памяти блаженной царицы Феофании на Богослужение Игумению монастыря сопровождали все насельницы обители и воспитанницы монастырского приюта.
  • В храме Воскресения Словущего была совершена праздничная Божественная литургия.
  • За Богослужением молились насельницы обители, воспитанницы монастырского приюта и прихожане монастыря.
  • Пел праздничный хор обители.
  • По отпусте Литургии наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий зачитал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нем говорилось:

«Досточтимая матушка игумения! В день, когда святая Церковь совершает память святой блаженной царицы Феофании, примите сердечные поздравления с тезоименитством.

Предстательстом Вашей небесной ходатаицы и молитвенницы у Престола Бога Саваофа да ниспошлет Вам ходатай пред Отцем, Иисус Христос (1 Ин.2, 1) Свои щедрые и богатые милости, сохраняя в добром здравии на многая лета.

Призываю на Вас и сестер обители благословение Господне».

Затем для игумении Феофании прозвучали поздравления духовенства. При торжественном возглашении многолетия игумении Феофании были вручены цветы и памятные подарки.

  1. По окончании службы состоялась праздничная трапеза, во время которой сестры и прихожане поздравили Игумению с Днем Ангела, а воспитанницы Покровского женского монастыря подготовили концерт с духовными песнопениями и игрой на музыкальных инструментах.
  2. Житие блаженной царицы Феофании
  3. Какими же подвигами святая блаженная Феофания, византийская императрица, прославилась в веках?

Родилась Феофания в Константинополе в 863 г. Происходила из царского рода Мартинакиев и, по некоторым данным, приходилась племянницей августе Евдокии, супруге императора Василия I – основателя Македонской династии. Ее родители, Константин и Анна, отличались особым благочестием.

С шести лет Феофания прилежно изучала грамоту и в юности получила блестящее образование. Но более всего преуспевала она в добродетелях. Об этом узнали архонты императора Василия Македонянина, которые подыскивали достойную невесту для 16-летнего Льва,наследника престола.

Было отобрано 12 девиц из знатных византийский родов, в том числе и Феофания. В Мангаврской палате Большого дворца, где находилась тронная зала, император Василий и августа Евдокия избрали Феофанию невестой наследника престола.

Свадьбу на радость всей Византии пышно отпразновали зимой 881 или 882 г.

Но отношения царственной четы были далеки от идиллических. Император любил земные удовольствия, а блаженная царица, по выражению святителя Димитрия Ростовского, в «сор и сон» вменяла сладость и суету житейскую.

Согласно дворцовому этикету, Феофания облекалась во все великолепие порфиры, но под царским одеянием носила грубую власяницу.

По ночам блаженная ежечасно вставала с ложа, устланнаго виссоном, и устраивалась на подстилке из рогожи, под которой лежали острые кости животных.

  Молитва к марфе тамбовской

Зимой 892 г. Умерла маленькая дочь Льва и Феофании –Евдокия, и потрясенная горем мать удалилась в монастырь, прилегавший к Влахернскому храму. Здесь она еще усилила пост и молитву.

Император же утешался обществом дочери начальника охраны Зои Заутц (впоследствии императрицы). Феофания намеревалась дать Льву VI развод, но Патриарх Евфимий не благословил блаженную на этот окончательный разрыв с императором.

В браке со Львом Мудрым Феофания прожила 12 лет.

В 893 г. (по другим данным, в – 895-м) Фефания отошла ко Господу. Церковь почитает ее как блаженную царицу, для которой дворец стал монастырем в миру.

Виктор Корнюшин

Святая Царица Феофания

Но Блаженная Феофания не стала наслаждаться властью. Её душа была отвращена от мирской суеты и наслаждений. Целые сутки она проводила, читая молитвы. Царица пела псалмы и духовные песни.

Она всю жизнь угождала богу. Пищей ей служил простой хлеб, овощи и зелень. Феофания никогда не ела мяса, питалась только постной едой.

Под её нарядами скрывалась грубая власяница, царапавшая её нежное тело.

Вместо мягких перин, постелью ей служила грубая рогожа, накрывавшая острые обломки костей и зубы животных. Она раздавала свои драгоценные украшения страждущим, больным и убогим. Феофания помогала вдовам и сиротам. С прислугой Святая общалась на равных, ничем не подчеркивая своё положение.

Все они были её братья и сёстры во Христе. За всю свою жизнь Феофания не сказала никому ни одного дурного слова и никого не обидела. Она тяжело заболела, но не роптала и не просила у Бога облегчения её страданий.

Она умерла тихо в 892 году ещё молодой, оставив царство земное и обрела царство Небесное.

Житие блаженной царицы Феофании

Вскоре царь Василий, взяв юного царя, сына своего, отправился на охоту и, будучи на поле, повелел осмотреть, что имеет царь Лев в сапоге, и там найден был спрятанный небольшой обоюдоострый меч. И воспылал тотчас Василий пламенем неизреченной ярости и гнева на сына своего, считая за правду поведанное Сантаварином, будто сын хотел убить его.

— Для того он и меч приготовил, — сказал он.

Лев же, будучи ни в чем невиновен, уверял, что носил меч не для смерти отца, а для сохранения жизни его.

Но, сильно разгневанный, отец, не желая слушать ни единого его слова, тотчас заключил его, а также и супругу его, блаженную Феофанию, в некотором, бывшем в царских палатах, тайном помещении, и приставил к ним крепкую стражу.

Так лукавый волхв Сантаварин отомстил царю Льву; самым же ужасным при этом было то, что, по внушению того же Сантаварина, отец хотел сыну выколоть и вынуть очи. И сие дело непременно бы совершилось, если бы патриарх и весь синклит не удержали царя.

Более трех лет безвинный царь Лев и блаженная Феофания, не сделавшие никакого зла, пробыли в заключении. Там они ни в чем ином не упражнялись, как только в молитве и посте, скорбя о своем заключении и призывая Всевидящего Бога во свидетели своей невинности.

Несколько раз синклит хотел просить царя за сына, но не находил удобного времени. Наконец, выпал случай, когда можно было обратиться с таковой просьбой. Это произошло так.

В царской палате была птица, попугай, наученная произносить человеческим голосом некоторые слова и своим произношением забавлявшая царя и других, кто слышал попугая.

Однажды царь, совершая праздник святому пророку Илии, созвал к себе на царский обед всех своих придворных и, устроив пиршество, приглашал всех радоваться и веселиться с собою. Птица же та, часто говоря по-человечески, повторяла, неизвестно наученная ли кем, или случайно, такие слова:

— Увы, увы, господин Лев!

Слыша сие, все обедавшие придворные сидели в смущении, оставив пищу и питьё. Видя же придворных в смущении, ни вкушающих, ни пьющих, царь спрашивал, почему они столь печальны. Тогда они, сочтя время удобным, встали в слезах и сказали:

— Если не имеющая разума птица скорбит о своем, невинно страждущем, господине, — и рыдая и отыскивая его, говорит: увы, увы, господин Лев! — как же мы, разумные и словесные твари.

несомненно знающие, что сын твой, а наш господин, страдает невинно по злобе, и по клевете терпит твой отеческий гнев, — как можем мы веселиться, есть и пить?! Не еще ли более мы должны скорбеть? О, царь! Если сын твой в чем-либо согрешил против тебя, отца своего, и задумал поднять на тебя руку, дай нам его сюда, -мы на части рассечём его. Если же он ни в чем неповинен, — как нам несомненно известно, — то зачем ты мучаешь кровь свою?

От таких слов царь пришел в умиления и, подвигнутый сердцем и естественною жалостью, тотчас повелел вывести царя Льва из заключения, остричь выросшие у него во время заключения волосы и, одевши в царские одежды, с честью привести к себе. Когда это было исполнено, царь поднялся в слезах, — обнял сына, стал лобызать его и возвратил ему прежний царский сан.

Пожив после сего немного времени, царь Василий заболел и умер, оставив царскую власть сыну своему. Лев же, по смерти отца, схватив волхва Сантаварина, повелел бить его, выколоть глаза и послал в заточение в город Афины5.

Так обратилась злоба волхва на собственную его голову. Сей Сантаварин был по вере манихей, по учению — волхв, по

Виду — христианин, по сану — епископ, а царем Василием считался святым — ради чудес его, творимых волшебством.

Между тем блаженная Феофания, вступившая после своего заключения в царскую жизнь, прилежно заботилась о своем душевном спасении, за ничто считая царскую славу и презирая, как сор и сон, сладость и суету житейскую.

Она непрестанно и днем, и ночью, имела на устах своих псалмы, духовные песни и молитвы и всю жизнь свою проводила, угождая Богу и взыскуя Его делами милосердия.

Читайте также:  Икона Рождество Христово: описание и о чем просят Господа, молитвы

Она не заботилась о царском украшении своего тела, и если совне бывала одета с некоторым благолепием, то, с другой стороны, под одеждою, на теле, носила грубую власяницу, которою была умерщвляема плоть ее. Жизнь ее была постническая — она питалась простым хлебом и сушеною зеленью; обильные яства трапезы совершенно были изгнаны ею.

Поступившие в ее руки богатства и драгоценности были раздаваемы ею нуждающимся бедным и убогим, сиротам и вдовицам, драгоценные одежды и вещи отдавались им же. Бедные келлии монашествующих и монастыри обновлялись ею и обогащались имениями и всем нужным.

Таковы были усердия и попечения о всех той христолюбивой царицы! На слуг и рабынь своих она смотрела, как на братьев и сестер, и никого не звала просто — по имени, — но всех почитала званием в Господе, уважая имя, чин и должность каждого.

И не изрекла она языком своим клятвы, и не вышло никакое гнилое слово из уст ее — ни ложь, ни клевета и вообще никакое непотребное слово. Ко всем она относилась с любовью — плакала с плачущими, радовалась с радующимися.

Хотя постель ее и была устлана виссоном6 и украшена золотыми украшениями, но она не спала на ней, а положив на полу чистую рогожу, покрывавшую острые кости и зубы животных, ложилась спать на нее и такое свое ложе на всякую ночь, по изречению пророка Давида, омочала слезами (Пс.

6:7) и после очень непродолжительного сна тотчас вставала на славословие Божие. От столь суровой, исполненной всяких лишений, жизни, Феофания впала в великую телесную болезнь, однако не изнемогала душою от непрестанной молитвы, не переставала поучаться в Божественном законе, читая священные книги и исполняя прочитываемое.

Все ее попечения были направлены к тому, чтобы помогать обидимым, заступаться за вдов, заботиться о сиротах, утешать скорбящих, отирать слезы плачущим, — и была она матерью для всех, не имеющих крова и помощи. Живя в мире, она отвергла всё мирское; пребывая в супружестве, она возлюбила благое иго Христово и, взяв крест на плечо, понесла его и, таким образом, угодила Богу.

Предчувствуя исход души своей из тела, блаженная Феофания повелела, чтобы все приходили к ней для прощания.

Затем, дав всем конечное и последнее целование, она переселилась от царства земного к небесному и предстала к Царю славы, украшенная, как царскою багряницею7, многими своими добродетелями.

Посему причтена она к лику святых, добродетелями Богу угодивших, а честное тело ее было с честью предано погребению8.

Муж Феофании, царь Лев Мудрый, еще при жизни ее, видя ее великую святость и почитая ее не как супругу, но как госпожу свою и ходатайцу пред Богом, задумал заблаговременно построить храм во имя ее.

Святая же, узнав о сем, не только не соизволила сему, но и строго запретила делать это.

Посему начатой уже строитъся во имя ее храм был переименован во имя всех святых и тем же царем, по совету со всею церковью, в первую неделю по Пятидесятнице был установлен праздник всех святых. Царь говорил:

— Если Феофания — святая, то пусть и ее память празднуется вместе со всеми святыми, во славу от всех святых славимому Богу!

Ему и от нас да будет слава во веки. Аминь.

  • ________________________________________________________________________
  • 1 Так назывались в Византии высшие сановники при царском дворе.
  • 2 Форакия — местность в Константинополе.
  • 3 Василий I Македонянин — Византийский император, царствовал с 867-886 г.
  • 4 Лев VI Мудрый, преемник Василия Македонянина, царствовал с 886-911 г.

5 Афины — столица древнегреческого государства, славилась своими постройками, произведениями искусств, развитием торговли и промышленности, и особенно школами и философскими училищами. Афины находились на восточном выступе средней Греции при Архипелаге.

6 Виссон — драгоценная, тонкая и мягкая, блестящая льняная ткань.

7 Багряница — торжественная одежда, багряного цвета, царская порфира — необходимая принадлежность Византийских царей и знак их царского достоинства.

8 Блаженная царица Феофания скончалась ок. 893 г. Она погребена в церкви всех святых, построенной ее мужем, близ храма свв. Аапостолов, где после был устроен женский монастырь. Русский паломник Стефан Новгородец в 1342 году называет сей монастырь монастырем св.

Константина, а иеродиакон Зосима (1420 г.) — монастырем, Филостратоса; оба в нем видели мощи св. царицы Феофании с мощами мч. Климента Анкирского, память которого празднуется Церковью 23-го января.

В настоящее время мощи Феофании почивают в патриархии Константинопольской.

⇐ Предыдущая28Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Святая феофания о чем молиться

Житие святой блаженной царицы Феофании

С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детском возрасте проявились знаки её будущих великих добродетелей и святости.

Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и впоследствии надеялись радоваться подобными ей внуками. Поэтому, когда подошло время, они искали добродетельного юношу, подобного ей по знатности рода, уму, чтобы сочетать ее законным браком.

В это же время царь Василий Македонянин также искал подходящую девицу для своего сына Льва Мудрого. Выбор пал на Феофанию. После чего, он сочетал ее браком со сыном, уже объявленным наследником престола. Царский брак был совершен при всеобщей радости и ликованиях.

Спустя некоторое время, царь рассорился со своим сыном до такой степени, что.

Когда умерли первенец царя Василия, Константин, то он очень скорбел о нем, так как очень любил его.

Тогда Феодор Сантаварин, волхв, видя царя в великой печали и желая его утешить, посредством магии показал царю умершего сына его Константина живым, — сидящим на коне и едущим к нему на встречу.

Обняв руками сына и с любовью облобызав его, царь снова потерял его из виду, поскольку волшебное привидение и мечтание исчезло. Царь ужаснулся и, сочтя видение за действительность, стал очень почитать Сантаварина, считая его своим искренним другом, во всем его слушая.

Юный же Лев, будучи богобоязлив, и понимая богопротивность действий волхва, презирал его, как врага Божия. Феодор, осознавая это, придумал, чем отомстить царю Льву за такое презрение.

Притворившись доброжелательным и расположенным к нему, Федор сказал, чтобы Лев на охоте со своим отцом тайно носил небольшой меч для того, чтобы иметь возможность использовать его против зверя, или на случай опасности для царя-отца. Лев последовал его совету.

После этого, Сангаварин сказал царю Василию, что его сын хочет его тайно убить на охоте, для чего носит нож в сапоге. Вскоре царь Василий вместе с сыном отправился на охоту, где повелел осмотреть его. В результате был небольшой обоюдоострый меч. Тут же царь приказал заключить Льва и его супругу Феофанию в темницу, приставив стражу.

Лев и его супруга были заперты в крепость и три года пробыли в тяжелом заключении. В день пророка Илии, по ходатайству вельмож, ручавшихся за невинность сына, Василий возвратил сыну и невестке свободу, а коварство Федора было раскрыто.

Блаженная Феофания, вступившая после своего заключения в царскую жизнь, прилежно заботилась о своем душевном спасении, считая царскую славу за ничто и презирая, как сор и сон, суету житейскую.

Она непрестанно и днем, и ночью молилась и всю свою жизнь проводила, угождая Богу и взыскуя Его делами милосердия. Блаженная Феофания не заботилась о царском украшении своего тела.

При этом совне она была одета с некоторым благолепием, но под одеждою, на теле, носила грубую власяницу.

Жизнь ее была постническая — она питалась простым хлебом и сушеною зеленью, исключая обильные яства. Поступившие в ее руки богатства и драгоценности были раздаваемы ею нуждающимся бедным и убогим, сиротам и вдовицам, драгоценные одежды и вещи отдавались им же.

На слуг и рабынь своих она смотрела, как на братьев и сестер, и никого не звала просто — по имени, — но всех почитала званием в Господе, уважая имя, чин и должность каждого.

Ко всем она относилась с любовью.

Хотя постель ее и была устлана виссоном и украшена золотыми украшениями, но она не спала на ней, а положив на полу чистую рогожу, покрывавшую острые кости и зубы животных, ложилась спать на нее.

От столь суровой, исполненной всяких лишений, жизни, Феофания впала в сильную телесную болезнь, однако продолжала непрестанно молиться и поучаться в Божественном законе, читая священные книги и исполняя прочитываемое.

Все ее попечения были направлены к тому, чтобы помогать обидимым, заступаться за вдов, заботиться о сиротах, утешать скорбящих, отирать слезы плачущим. Она была для всех, не имеющих крова и помощи, матерью.

Живя в мире, она отвергла всё мирское; пребывая в супружестве, она возлюбила благое иго Христово и, взяв крест на плечо, понесла его и, таким образом, угодила Богу.

Предчувствуя исход души своей из тела, блаженная Феофания повелела, чтобы все приходили к ней для прощания. Затем, дав всем конечное и последнее целование, она переселилась от царства земного к небесному и предстала к Царю славы.

Святой Феофан Затворник – известный епископ, богослов, публицист-проповедник, прославленный в лике святителей. Человек, который оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. Его труды и сегодня являются величайшим примером для учёных и философов всего мира.

Родился святитель в семье священника. Получил высшее духовное образование и принял монашество под именем Феофан (в миру Георгий Говоров). Долгое время был преподавателем в Духовной Академии, в составе которой позже отправился по святым местам Иерусалима. Там же он основательно изучил языки и познакомился с религией и культурой Востока.

В своей профессии богослов достиг особого роста:

Епископ всегда выражал свое беспокойство о духовном образовании народа, поэтому выразил свои мысли в необходимых деяниях, а именно:

В определённый период своей жизни богослов подал прошение об увольнении на покой.

Но это отнюдь не был долгожданный отдых, а возможность совершить новый духовный подвиг – посвятить себя письменным трудам, богослужениям и молитвам, дабы потом подарить свои знания всем, кто в них нуждается. Во многих письмах он давал ответы людям, которые просили его совета и помощи, чем наставлял их на праведный путь.

На вечный покой святитель ушёл в праздник Крещения Господня. Это стало своеобразным знаком для всех, кто его знал. Ведь Бог забрал праведника на Небеса и подарил благодатное Царствие в благодарность за его честную и светлую жизнь на земле. В православной истории существует факт, что при облачении Феофана на лице была видна сияющая блаженная улыбка. Погребен святитель в Казанском соборе.

Читайте также:  Икона призри на смирение: значение и в чем помогает, где находится, тексты молитв

Канонизирован святой был ещё при жизни, как великий подвижник веры и высокой духовности, который жил и творил для людей и во имя их блага.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Жизнь святителя Феофана Затворника – это настоящий дар православной культуре, так как именно на его духовных трудах выросло не одно поколение известных учёных, философов, христианских деятелей. Он – важная часть великой истории православия, ведь его святое слово шло от человека к Богу и всегда было наполнено верою и благодатью.

Сейчас мощи святого Феофана покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где также находится и чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

К ним часто приходят верующие, дабы исцелить различные недуги, обрести спасение и познать душевное умиротворение. Духовная сила святителя настолько велика, что даже после своего ухода к Господу он оказывает влияние на жизни и судьбы людей.

Икона Феофана Затворника также очень почитаем в православной религии. Его изображение на иконе полностью передаёт жизненные традиции святителя. А знаком тому является книга в руках богослова. Ведь именно она символизирует его духовные труды, принесшие людям великие знания о Боге.

В молитвах к нему люди часто просят избавления от телесных хворей и душевных терзаний. Феофан всегда был близок к народу, и за это все его очень уважали. Труды же святителя стали для многих верной дорогою в жизни, ибо научили главному – верить и почитать Всевышнего, который в благодарность за смирение дарует вечную благодать.

А вот и текст молитвы к святому:

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По новому стилю день памяти святого отмечается 23 января. В этот период традиционно проводятся такие действа:

Данная книга является одним из величайших трудов святого. В ней он изо дня в день детально описывает те места Писания, которые Православная Церковь почитает в каждый конкретный временной период.

Это произведение – своеобразный источник для тех, кто хочет утолить жажду духовного познания.

Кроме того, изложенные мысли богослова подтверждены ссылками на Библию, что помогает глубже осмыслить читаемое, переплетая основные темы Писания и толкования к ним самого Феофана.

Святитель Феофан Затворник – поистине великая личность в православии. Его жизнь и деяния не имеют границ, ведь и до сегодняшнего дня святой остаётся одним из самых почитаемых богословов-философов в мировой культуре. Его по праву можно назвать Человеком, который помогает людям познать Бога.

  • Господь всегда с Вами!
  • Смотрите видео о житие святого Феофана Затворника:
  • Продолжаю речь на Вашу жалобу о неустроении мыслей по причине житейских занятий.

Без дела как быть? Будет грешная праздность. И работать что-нибудь надо, и кое-какие по дому хлопоты исполнять. Это долг Ваш. И внешних отношений пресечь нельзя. Надо держать их, и держать достодолжно. Это долг общежития человеческого. Но все такого рода дела и занятия можно и должно справлять так, чтобы они не отбивали мысли о Боге. Как же это?

Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что коль скоро займешься чем-либо по дому или вне его, то уже выступаешь из области дел Божеских и Богу угодных.

Оттого когда породится желание жить богоугодно или зайдет речь о том, то обыкновенно с этим сопрягают мысль, что уж коли так, то беги из общества, беги из дома в пустыню, в лес. Между тем и то и другое не так.

Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, суть Богом определенные дела, исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.

Имея такое неправое поверье, все так уж и делают, что при житейском и общественном и заботы никакой не имеют о том, чтобы думать о Боге. Вижу, что это поверье и Вами владеет.

Извольте же отбросить его и убеждение возыметь, что все, что Вы делаете по дому и вне, по делам общежития, как дочь, как сестра, как московка теперь, есть Божеское и Богу угодное. Ибо на все сюда относящееся есть особые заповеди.

Заповедей же исполнение как будет неугодно Богу? Своим поверьем Вы точно делаете их неугодными Богу, потому что исполняете их не с тем расположением, с каким хочет Бог, чтобы они были исполняемы. Божеские дела не по-Божьему у Вас творятся. Они и пропадают даром, и еще от Бога ум отбивают.

Исправьте же это и отселе начинайте все такие дела делать с сознанием, что так делать заповедь есть, и делайте их, яко заповедь Божию исполняюще.

Когда Вы так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит Вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему. Все мы – рабы Божии. Каждому Он назначил свое место и дело и смотрит, как кто исполняет его. Он везде есть. И за Вами Он смотрит.

Содержите сие в мысли и всякое дело делайте, как бы оно было поручено Вам прямо от Бога, каково бы это дело ни было.

Так делайте дела по дому. А когда кто совне приходит или сами выходите вовне, держите в мысли в первом случае, что Бог Вам послал то лицо и смотрит, по-Божьему ли Вы его примете и к нему отнесетесь, а во втором – что Бог поручил Вам дело вне дома и смотрит, так ли Вы сделаете его, как Он хочет, чтоб Вы его сделали.

Если настроитесь так, то ни домашнее, ни внедомовое – ничто не будет отвлекать ума Вашего от Бога, а, напротив, будет держать при Нем, с соображением, как бы сделать дело приятно Богу. Все будете делать со страхом Божиим, а сей страх будет поддерживать неотступное внимание к Богу.

А то, какие дела по семье и вне оной угодны Богу, это извольте уяснить хорошенько, взявши в руководство книжки, в которых излагаются должные здесь дела.

Хорошенько уясните, для того чтобы в нынешних житейских и общественных порядках отделить от достодолжного все то, что внесено сюда суетностью, страстями, человекоугодием и мироугодием.

Но от всего этого после изъявленной Вами решимости жить богоугодно Вы, конечно, и без особых напоминаний устранитесь.

Кроме сказанного поверья, прививается к делам нашим еще некая, назову так, немочь. Это – забота.

Что всякое дело, сознанное достодолжным, надо делать со всем усердием – это есть долг, огражденный страшным прещением: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением.

Но забота, или многозаботливость, точащая сердце и покоя ему не дающая, есть болезнь падшего, который взялся сам устроить свою судьбу и мечется во все стороны. Она разбивает мысли и даже на том деле, о котором хлопочет, не дает им сосредоточиться.

Так вот извольте вникнуть и, если найдете, что и Вас одолевает иногда эта забота, потрудитесь прогнать ее и не давать ей хода. Усердие к делам имейте и, делая их со всем тщанием, успеха ожидайте от Бога, Ему посвящая и самое дело, как бы оно мало ни было,- а заботу подавляйте.

Сделайте так – и Ваши занятия и дела житейские не будут Вас отвлекать от Бога. Помоги Вам, Господи!

Житие блаженной царицы Феофании. – Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Феофания происходила из царского рода. Родители ее были знатны и богаты и при этом благочестивы.

Долгое время не имея детей, они много молились Божией Матери, и по вере их Матерь Божия даровала им святое дитя, девочку, которую назвали Феофанией.

Феофания с детства преуспевала в учении, а главное — в добродетелях, и поэтому император Василий Македонянин выбрал ее в супруги своему сыну и наследнику Льву, прозванному впоследствии Мудрым.

Но вскоре по совершении брака злодеи оклеветали царевича перед его отцом, будто Лев покушается убить отца и злодейски захватить царство. Простодушный Василий поверил клеветникам и тотчас заключил сына и супругу его в темницу, где они безвинно страдали больше трех лет.

Но по всеблагому Божию промыслу Лев и Феофания не отчаялись, а все дни свои посвятили посту и непрестанной молитве.

Когда же прошел гнев царя и он смог рассудить справедливо, то вывел царевича Льва и жену его Феофанию из темницы, и со временем, по кончине императора Василия, они стали греческими царями.

Однако блаженная Феофания не соблазнилась властью и славой и по-прежнему отвращалась душой от радостей и суеты мира.

Днем и ночью она непрестанно молилась, ела только хлеб и сушеную зелень, под богатой царской одеждой носила колючую власяницу и спала не на мягкой постели, а на грубой рогоже, под которую еще насыпала острые кости и зубы животных. Все принадлежавшие ей богатства и драгоценности святая царица раздавала сиротам и вдовам и вообще беднякам.

Со слугами Феофания обращалась как с возлюбленными братьями и сестрами во Христе, никогда никого не обидела и не унизила. Наконец после тяжкой болезни она мирно отошла к жизни вечной и, оставив царство земное, обрела Царство Небесное.

Читайте также:  Пантелеймон святой: житие великомученика, значение и в чем помогает икона

Император Лев Мудрый, супруг Феофании, видя еще при жизни ее великую святость, почитал ее не просто как жену и царицу, но как свою госпожу и заступницу перед Богом.

Он даже задумал построить церковь в честь Феофании, но святая узнала об этом и строго запретила освящать ее в свою честь.

Тогда уже построенный храм посвятили памяти всех святых и установили им праздник в первое воскресенье после Троицы.

Император Лев говорил:

─ Если Феофания святая, то пусть и ее память празднуется со всеми святыми, во славу от всех святых славимого Бога!

Да будет Ему и от нас честь и слава вовеки. Аминь.

>

Молимся вместе

Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница / боголепно в крепости прославися: / та бо, Безсмертне, / яко всемогущая, / противныя сотре, / Израильтяном // путь глубины новосоделавшая.

Феофанию достойно воспоим, / Богомудрую царицу, / яко воистину Бога являющую / и Небеснаго Царствия причастницу, / в неже яко верная раба Христова вниде / и принесе славу свою яко венчанная царица. / Темже зовем ей: / радуйся, яко неувядаемый венец прияла еси.

Еже единое на потребу познавши, / красоту и славу мира сего презрела еси, / и духом непрестанно пламенеющи, / труды и подвиги возлюбила еси паче сладостей жития суетнаго, / и в терпении адамантовем до конца пребыла еси. / Темже зовем ти: / радуйся, яко неувядаемый венец прияла еси.

Оставления прегрешений нам испроси, / попечением твоим николиже нас оставляющи / и моления наша приемлющи, / да вси в радости духовней вопием: / радуйся, яко неувядаемый венец прияла еси.

Богородичен: Пажити страстей плотских ныне окружают мя, и оскорбляют люте: / посети скоро раба Твоего, Дево, и от озлобляющих мя спаси.

Песнь 3 Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь / и милостивно в не воображся, / препояши мя с высоты силою, / еже вопити Тебе, Святый: / одушевленный храме // неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.

Фарисейскаго лицемерия бегающи, / мирския же славы отвращающися / и в тайне подвизающися, / единыя похвалы от Бога чаяла еси, / юже и стяжала еси, / и сподобилася еси Небеснаго Царствия.

Адамов грех высокоумия тебе, блаженная, не приразися, / смиренномудрием Христовым яко стеной ограждшейся, / ты бо рабство Христово возлюбила еси / паче владычества земнаго, / сего ради и сподобилася еси Небеснаго Царствия.

Никтоже веде, / яко достославная царица, / багряницею и виссом облеченная, / вретище власяно теми прикрывает / и мужественно язвы терпит, / страсти удобно побеждающи и Господеви зовущи: / не лиши мене Небеснаго Царствия. Богородичен: Стенание, Чистая, и душевную слезу, / и присное ми умиление подаждь, Отроковице, /яко да плáчу одержащия мя страсти от невнятия, Богоблагодатная.

Седален, глас 7-й: Возсия днесь всепразднственная память / блаженныя царицы Царяграда, / приидите людие, стецемся празднолюбцы, / тоя честным мощем поклонимся, / и тоя святый лик лобызающе возопиим: / о, премудрая Феофание, / блаженства райскаго неложная причастнице, / того сладости наследовати моли / к тебе усердно прибегающим // и чтущим твоя подвиги верно. Слава, и ныне, Богородичен: Предстательнице нератная, Богородительнице, / и молитвенице готовая притекающим к Тебе, / от бед мя избави: / да не презриши мене, всех Заступнице.

https://www.youtube.com/watch?v=GmObTRqfIq4

Песнь 4 Ирмос: Гору Тя благодатию Божиею приосененную / прозорливыма Аввакум усмотрив очима, / из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, // во спасение наше и обновление.

Иовлеву терпению поревновала еси, / озлобления и гонения приемлющи / и в темницу всаждаема, / в молитвах же непрестанно пребывающи, / сего ради стяжала еси Духа благодать / и светильник свой возжгла еси, // яко мудрая дева.

Юность и красоту, / богатство и владычество земное / всеконечно презрела еси, Феофание, / и в чертозех царских пребывающи, / в пустыню духом вселилася еси, / и на страже сердца твоего непрестанно бдящи пребыла еси, / яко да в Небесный Чертог // с мудрыми девами внидеши.

Милостыни елей на всяку язю изливающи, / сотворила еси в житии твоем блаженную куплю / и ко вратом Небесным приступила еси, / яже тебе радостию отверзошася, / и взошла еси в Чертоги Жениха // вкусити безсмертныя трапезы. Богородичен: Очистилище всегда моему сердцу покажи, Пречистая, / святых воспоминание, и прегрешений очищение.

Песнь 5 Ирмос: Просветивый сиянием пришествия Твоего, Христе, / и освятивый Крестом Твоим мира концы, / сердца просвети светом Твоего Богоразумия, // православно поющих Тя.

Умныма очима непрестанно на Солнце Правды взирающи, / просветилася еси Того сиянием, / добродетелей лучами в житии твоем просиявши, / темже и нас просвети, // Светоподателя за ны умоляющи.

Державная венценосице, / умудри и просвети люди православныя, / яко да в праведности тебе последующе, / ризы же своя паче снега убеливше, / внидут в Горний Иерусалим, // идеже свет возсия невечерний.

Ризою жестокою / облекалася еси на земли, всеблаженная, / непрестанно молящися, / да подаст тебе Господь одежду светлу, / Одеяйся светом яко ризою, / и в Чертог украшенный введет тя, // из негоже вся извергнутся не имущии одеяния брачна. Богородичен: Себе осуждаю прежде испытания, Богорадованная, / студная дела ношу един осужденный, / но предстани мне яко предстательница сущи всем, / и лютаго осуждения избави мя.

Песнь 6 Ирмос: Обыде нас последняя бездна, / несть избавляяй, вменихомся яко овцы заколения, / спаси люди Твоя, Боже наш: // Ты бо крепость немощствующих и исправление.

Угодила еси Богу, / и избегла еси погибельнаго рова, / и на Гору Господню взошла еси, / ум твой всегда горe воздвизающи, / сердце же долу во смирение преклоняющи, // и прешла еси житейскую пучину безбедно. Юдоль плачевную жития земнаго / царским путем прешла еси, богомудрая, / и достигла еси Града Божия, / в немже ныне прославляешися.

/ Но призри с высоты на чтущия тя, / аще и во глубине падений пребывающия, // и избави ны от скверн и к Богу возведи ны. Церкви корабля / никогдаже возмогут волны моря житейскаго потопити, / темже и вся яже на нем / безбедно брега онаго блаженнаго достизают / и потопления корабля веры не терпят.

/ Сие познавши, премудрая Феофание, / корабля церковнаго не оставляющи, // преплыла еси глубину несмущенно. Богородичен: Освяти мой ум, и просвети сердце мое, Святая Мати Божия, / и одержащих мя зол измени: / да Тя славлю твердую Заступницу мою.

Кондак, глас 3-й: Царским венцем на земли венчанная, / блаженная Феофание, / Небеснаго венца возжелала еси, / темже и плоть твою бдением же и пощением озлобляла еси, / багряницею царскою вретище власяно прикрывающи / и молитвы теплыя Богу приносящи на всяк час, / подвиги же твоя творя тайне. / Темже тя яве прослави Подвигоположник Христос Бог наш, / и ныне ти вси взываем: / радуйся, блаженная царице, // яко сподобилася еси Небеснаго Царствия. Икос Приидите, царие и вельможи, / царицу, преподобным в житии поревновашую, достойно почтим, / приидите, нищии и убозии, / милостивую в милосердии Отцу Небесному подражавшую прославим, / приидите, священницы и вси людие, / новую богоявленную нашу заступницу верно воспоим / и в молитву сию Богу приводяще, той возопиим: / радуйся, блаженная царице, // яко сподобилася еси Небеснаго Царствия.

Песнь 7 Ирмос: Тебе, умную, Богородице, пещь разсмотряем, вернии;/ якоже бо отроки спасе три, Превозносимый, / мир обнови во чреве Твоем всецел, // хвальный отцев Бог и препрославлен.

Анны честныя твоея матере безчадствовавшия, / якоже древле матере Самуиловы, / молитва слезная услышана бысть, / утеши бо ю дарованием чада, – / тебе, богоявленныя отроковицы, – // Хвальный отцев Бог и Препрославлен.

Рахили, Сарре и Ревекке / и всем праведным женам / в житии твоем последующи, / явилася еси паче оных преславна, / ибо славою почтенная земною, / на престоле же посажденная, / сердцем и умом не вознеслася еси.

/ Темже предстоиши ныне пред Престолом Всецаря, / и твоя моления приемлет // Хвальный отцев Бог и Препрославлен.

Издревле праведно пожившим в хождении пред Богом подражающи, / ангелом убо в чистоте и целомудрии, / преподобным же в постех и псалмопении, / и страстотерпцем в претерпении всех зол, / Самому же Вседержителю в милосердии, / явилася еси воистинну достойна счислена быти ликом святых Его, / темже и венча тя во Царствии Своем, / иже на земли тя увенчавый, // Хвальный отцев Бог и Препрославлен. Богородичен: Блаженная Дево, прибежище скорбящих всех верных, / от всякаго искушения, и печали, и злобы завидящих мне изми, / и от грех и различных недуг избави.

Песнь 8 Ирмос: В пещи отроцы Израилевы, / якоже в горниле добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите во вся веки.

Целомудрием яко багряницею одеяна, / и смиренномудрием, яко виссом облечена, / и прочими добродетельми, паче венца царскаго украшена, / благодатию же Божиею, яко росою в пещи искушений орошаема, / лику спасаемых приобщилася еси, / с нимиже ныне поеши: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите Его во веки.

Уста твоя воистинну хранящи, / николиже слово гнило ты рекла еси, / Господеви непрестанно поющи / и к рабом твоим яко ко братии глаголющи, / темже и чтущия тя подвизаеши сердцем и усты воспевати: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите Его во веки.

Плоть твою нещадно изнуряющи / и в молениях яко безплотна пребывающи, / слезами же душу орошающи, / страстей пламень угасила еси, / темже и ныне с лики огнезрачными Небесных Сил / Троицу Всесвятую воспевающи, / не престай молитися о нас, / да избавимся огня вечнующаго / и в прохладнем месте воспоем: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите Его во веки. Богородичен: Пресвятая Отроковице, апостолов похвало, мучеников славо, / славы вечныя причастника мя сотвори, взывающа: // благословите Духа Пресвятаго во вся веки.

  Молитва собору двенадцати апостолов

Песнь 9 Ирмос: Образ чистаго рождества Твоего, / огнепалимая купина показа неопальная; / и ныне на нас напастей / свирепеющую угасити молимся пещь, // да Тя, Богородице, непрестанно величаем.

Одр твой иже бе златом и виссом украшен, / презрела еси, богомудрая, / и на земли смиренно возлегла еси / на костех и рубах острых, / да конечно страсти победиши, / темже тя ныне за Вечерею Христовою / со святыми возлегшую в невечернем дни // любовию величаем.

Естеством жена немощная, / духом же крепчайшая мужей, / славою и честию царица / и смирением Христова раба, / блаженная Феофание, / в лице Божиих угодник вчинилася еси, / милостыни бо твоя и подвизи твои пред Богом воспомянушася, / и ныне тя, Христом и Церковию Его прославленную, // непрестанно вси сердцем и усты величаем.

Моя скудныя молитвы и хвалы / от устен нечистых тебе приносимыя, / приими блаженная царице, / и якоже в земнем твоем странствовании / ни единаго же любовию своею оставляла еси, / о всех милостивное попечение имущи, / сице и о нас тебе поющих / Христу Богу молися непрестанно / и от бед всех и напастей огради, / да тя яко заступницу святую // вседушно величаем.

(Богородичен не написан)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector