Святая эмилия: житие и икона матери василия великого, почитание в православии и молитвы

Учитель христианства, ясно сформулировавший догматы веры. Многомудрый философ, автор множества богослужебных песнопений. Наставник монахов, создатель устава для иночества. Все это – о сравнительно короткой жизни одного человека, Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийский. Его по праву называют Великим.

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

Святитель Василий Великий из деисусного чина Благовещенского cобора Московского КремляПоследняя четверть XIV в.

210 × 90 см

Житие

Христианская семья

Святитель родился около 330 г. в Кесарии, столице Римской провинции Каппадокии. Каппадокия уже с I в. была освящена сначала проповедью Апостолов Петра и Павла, затем – кровью сотен мучеников за веру. Эта благодатная земля дала миру вмч. Георгия Победоносца, мчч.

Маманта, Полиевкта, Власия, Сергия – всего по Святцам мы знаем несколько десятков имен родившихся и пострадавших за Христа здесь. Еще больше христиан скрывались от гонений в пещерах и ущельях Каппадокии. К числу их принадлежали дед и бабушка Василия Великого по отцу.

Внучкой мученика была мать отрока, Емемлия.

История мучеников для этой семьи была не отвлеченным рассказом, а самой жизнью.

Из 9 детей трое сыновей стали епископами. А дочь Макрина – выбрала монашеский путь, прославлена как святая.

Образование

От отца, известного учителя риторики, юноша унаследовал способности и любовь к наукам. Отец был и первым учителем сына, дав ему домашнее образование. Затем, после смерти родителя, юноша учился сначала в родном городе, Кесарии, через несколько лет уехал в Константинополь. Завершил обучение Василий в Афинах – центре просвещения.

Там же происходит еще одна судьбоносная встреча: Василий познакомился со своим земляком, каппадокийцем Григорием из города Арианза, позже известным христианам под именем Григория Богослова. Их дружба сохранится на всю жизнь. Так прошло 5 лет. Василий приобрел обширные познания в философии, риторике, грамматике, астрономии, языках.

Но чем больше он читал, думал, тем более чувствовал пустоту мирской жизни. Василий вернулся в Кесарию, стал учителем риторики. Но успехи в науках, уважение учеников на дали ему успокоения. Наконец, юноша решил, оставив мир, стать иноком.

В IV в. Египет славился своими подвижниками. Здесь, в пустыне, совершали свои подвиги Макарий Великий и Макарий Александрийский, Пахомий Великий, основатель общежительного монашества, Пафнутий, другие известные отцы.

Духовным наставником молодого подвижника стал архимандрит Порфирий. Живя с аввой, Василий поучался иноческому деланию и изучал творения святых отцов около года. Затем отправился по святым местам Сирии и Месопотамии.

Тогда же он заглянул в Афины, где остались его друзья и соученики.

Обращение учителя

Житие рассказывает, что Василий искал своего учителя Еввула, желая привести его к христианству. Еввула он нашел беседующим с несколькими философами. Трудно было Еввулу узнать инока, исхудавшего от поста и подвигов. Лишь когда незнакомый монах, вступив в разговор, разрешил все недоумения несколькими разумными суждениями, Еввул понял, что перед ним его любимый ученик.

Три дня они провели вместе. Василий рассказывал учителю о непрочности мирской славы, о подвигах иноков, и, конечно, о вере. Сила слова и веры подвижника были таковы, что Еввул принял твердое решение стать христианином. Креститься Еввул и Василий решили на Иордане.

Крещение

При всей своей вере, Василий еще не был крещен. Таков был обычай — Крещение многие откладывали. Часто ожидали для этого 30 или 33 лет («возраста Христа»). Сам святитель позже скажет, что отлагать Крещение надолго не следует. Но тогда к Иордану шли два путника в белых одеждах, один — уже опытный инок, другой — новообращенный христианин.

Василий и Еввул были крещены Иерусалимским епископом Максимом.

Василий перед таинством со слезами молился, чтобы Господь послал ему знамение Своей благодати. Во время крещения все присутствующие видели как бы молнию с неба, и белого голубя, исчезнувшего в водах святой реки.

Искушения

Вслед за столь благодатным Крещением последовали искушения. Опытный подвижник, владеющий науками, очень скоро по крещении рукоположен был во диакона, а затем во священника.

Архиепископ родной ему Кесарии, Евсевий, пожелал видеть пресвитера Василия начальником иноков, вообще много пользовался его советами. Притом сам Евсевий, в отличие от своего пресвитера, не отличался высокой образованностью. Ум, опыт Василия скоро снискали ему уважение верующих.

А епископ стал завидовать, ревновать. Тогда пресвитер, никогда не желавший мирских почестей, тяготившийся ими, решил уйти, чтобы избежать смуты.

Епископ Кессарийский — учитель Церкви

«Патриарх восточного монашества»

Василий удалился в Понт (южный берег Черного моря). Здесь его старшая сестра и мать основали женский монастырь на берегу реки Ирис, недалеко от местечка Аннези. На противоположном берегу поселился Василий — сначала как отшельник. Через некоторое время сюда пришел его друг, каппадокиец Григорий.

Образ жизни отшельника был самым суровым. Отказавшись от имущества, он оставил для себя лишь одежду, которую носил. Подвижники работали своими руками, снискивая пропитание. Их небольшая келья была лишена кровли. Монахи не готовили еду на огне. Так прошло несколько лет. К Василию начали собираться подвижники, желающие спасаться под его руководством.

Василий и Григорий написали монашеский Устав. Поэтому иногда Василия называют «патриархом Восточного монашества».

Кстати, расположение монастыря Василия напротив женской обители много позже породило традицию «двойных» монастырей, с проживанием вместе иноков и инокинь. На Руси такие обители назывались «оптины», или «оптинские».

В Аннези смиренный инок намеревался окончить свои дни. Но Промысл Божий судил иначе. В 364 г.

Василий получил письмо от своего епископа: Евсевий просил прощения за прошлое и просил пресвитера срочно вернуться: епископию, как всю Церковь, накрывала смута, требовавшая вмешательства опытного богослова.

Ереси и смуты

То было неспокойное время для христианской Церкви. Давно закончились гонения от языческих императоров, но мира в Церкви не было: начали активно распространяться еретические учения.

Множество людей, пришедших к христианству недавно, хотели понятных и простых объяснений христианских догматов: как Бог, творец миров и Вселенных, стал человеком? Как Он воплотился? Да и Кто Он — Бог? Перед Церковью встала сложная задача: то, что знали христиане из опыта богообщения — объяснить языком, понятным для верующих, может быть, не имеющих высокого духовного опыта.

Первые попытки такого объяснения оказались не просто неудачными — опасными для христианства.

Священник Арий из Александрии заговорил о том, что Христос — хоть и высшее существо, но сотворен Богом Отцом, стало быть, не Бог.

Выходит, человек Его Воплощением — не спасен, ведь Бог как был, так и остается недоступен людям. Тогда, значит, говоря словами Апостола Павла, «тщетна и вера наша, тщетна и проповедь наша» (1 Кор. 15:14).

Выступление Ария взволновало Церковь. Еще в 325 г. был собран церковный Собор, получивший название Первого Вселенского. Он утвердил догмат о «Единосущии» Христа Богу Отцу, проклял учение Ария, как ересь — но не прекратил еретическую бурю. Еще около 60 лет Церковь была раздираема сомнениями, спорами.

В дело вмешивались и политические амбиции императоров.

То, что сделают смиренные иноки Василий и Григорий, потом назовут «Каппадокийским синтезом» философии и опытного богопознания.

А пока Василий вынужден был оставить любезное ему безмолвие и со скорбью вернуться в мир по зову своего епископа.

«Каппадокийский синтез»

Иноческого уединения Василий не видел больше никогда. Едва вернувшись в родной город, он почти не узнал его: верующие Каппадокии были расколоты на ариан и сторонников Никейского собора. Причем ариан поддерживал сам император Валент.

Пресвитер Василий же сразу заявил себя активным противником арианства. Много писал, проповедовал, обличал, наставлял.

Считается, что именно тогда появились в его сочинениях важнейшие богословские термины, описывающие Божество: «сущность» и «ипостась».

Поставление в епископы

В 370 г., после кончины Евсевия, православные Кесарии избрали архиепископом Василия. Нашлись у избрания противники – ариане, продвигавшие кандидатуру Анфима. Так как Каппадокия делилась на две провинции, по избрании Василия случился раскол: Василий оказался архиепископом только над частью области, в другой же провинции ариане выбрали Анфима.

Борьба с арианством

Отпадали в арианство многие пастыри на территории, канонически подчиненной Каппадокийскому архиерею. Но Василий продолжал бороться с арианством, ставил достойных епископов в Каппадокийские города.

Своего брата, Григория, он упросил стать епископом в Ниссе. Невольную скорбь причинил Василий и своему другу, Григорию, любителю иноческого безмолвия: против его воли он поставил его епископом в Назианз.

Архиепископу приходилось часто противостоять власть имущим. Однажды епарх Модест стал угрожать ему, что отнимет все имущество, изгонит, даже предаст смерти.

Когда же епарх изумился, что никто еще не говорил с ним настолько свободно, без страха, Василий так же спокойно ответил: «Да, потому что тебе не случалось ранее говорить с епископом». Так святой приписывал твердость в вере не себе, но данной ему Богом благодати архиерейства.

Чудеса

Знамения Божественной благодати, данной святителю, были многочисленны и постоянны. Уже при жизни десятки верующих свидетельствовали о чудесах святого.

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

Святитель Василий Великий с житиемXV в.Дерево, темпера.98.5 × 78.5 см

Исторический музей, Санок, Польша

Император Валент

Не раз император Валент, арианин, хотел изгнать Каппадокийского архиерея. Однажды он даже велел заготовить об этом указ.

Но, едва он собрался указ подписать, сотрясся царский трон, к тому же сама собой сломалась трость, которой он хотел поставить подпись.

Еще дважды пытался император подписать указ об изгнании Василия, еще две трости переломились. Наконец, страх напал на Валента. Он порвал указ и больше не пытался причинить вред архиерею.

Защита от притеснений

К архиепископу обратилась женщина, которая по бедности не могла заплатить подать. Выслушав ее, Василий написал местному начальнику письмо с просьбой помочь рабе Божией. Но начальник не внял просьбе, говоря, что женщина «подлежит общенародной подати», и отменить это невозможно.

А спустя несколько дней царь, узнав о притеснениях, творимых начальником, заключил его в темницу. Лишь ходатайство все того же архиепископа освободило его от уз. Тотчас чиновник отдал деньги обиженной им женщине и принес благодарность Василию – своему избавителю.

Видение Ефрема Сирина

Современник святителя, пустынник прп. Ефрем Сирин, узнав из рассказов о великом архиерее, вопросил Господа, правда ли слышанное им.

Читайте также:  Церковные праздники в октябре: описания и даты религиозных событий, календарь

Однажды он во время молитвы узрел огненный столп до самого неба и услышал голос: «Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий».

Придя после этого видения в Кесарию, Ефрем сам убедился в благодатности архиепископа. Им Ефрем был поставлен во диакона.

«Велия благочестия тайна»

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

Многие из достойных не раз видели чудесные знамения во время литургии, совершаемой архипастырем. Одному из таких знамений Православная Церковь, по преданию, обязана появлением алтарной завесы и иконостаса.

Во время вознесения Св. Даров Василий всегда видел, как сотрясается золотой голубь – образ Св. Духа над алтарем, что было знаком совершившегося таинства. Однажды привычного ему знамения святитель не увидел.

Недоумевая, он оглядел сослужителей и нашел, что один из диаконов смотрел на женщину, стоявшую близ алтаря.

Велев диакону отойти от престола, архиепископ с тех пор стал совершать службу с алтарной завесой и перегородкой, чтобы никто из женщин не смог смотреть в алтарь.

Литургия — творение святителя

Литургия – творение святителя, на которое он имел прямое благословение Господа. Отличие этой литургии от литургии свт. Иоанна Златоуста – иные, более объемные священнические молитвы. Поэтому песнопения во время совершения их несколько более продолжительны. Кроме того, вместо молитвы «Достойно есть…» поется молитва Богородице «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…»

Творения

Творения свт. Василия многочисленны. Среди них:

  • Гимнография – кроме литургии, святитель считается автором ряда молитв, входящих в ежедневное молитвенное правило (напр., 5 молитва утреннего Правила), молитв от осквернения и других.
  • Толкования на Св. Писание (беседы на книгу Бытия, псалмы, пророческие книги). Особенно известен был верующим «Шестоднев», толкование на Книгу Бытия, повествующее о творении мира. Святому не удалось окончить «Шестоднев» – после его кончины это сделал его друг, Григорий Богослов.
  • Догматические и полемические труды, написанные архипастырем в полемике с арианами. Догмат о Св. Троице сформулирован Василием в его книгах против еретика Евномия.
  • Устав для монашествующих.
  • Так называемые «Правила» свт. Василия Великого, касающиеся священников и мирян.
  • Множество трудов нравственных и аскетических.
  • Письма к разным лицам, касающиеся разных вопросов церковной жизни и духовных проблем.

Творения святого переведены на русский язык, многие из них издаются как отдельно, так и в составе собраний.

Из поучений святого

Повод для греха

О лености святитель говорил: «Всякий повод для лени есть повод для греха»

Об обидах

«Опечалил ли кто тебя – не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло».

Об осуждении

«Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблен к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков».

Зло – состояние души

«Зло – не живая и одушевленная сущность, но состояние души.. происходящее через отпадение от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».

День памяти

1/14 января – преставление

30 января (12 февраля) – в составе Собора трех святителей (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст)

В чем помогает святой

  • в любых болезнях и скорбях;
  • в утверждении в вере;
  • о защите от ненавидящих и обижающих.

Тропарь

глас 1

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Василию Великому

глас 4

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ все́м некра́домое госпо́дьство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,// небоявле́нне Васи́лие, преподо́бне.

Где находятся мощи

Десница свт. Василия сейчас пребывает в Венеции, куда она была вывезена семьей последнего Византийского императора в XVI в. Мощи находятся в греческом соборе вмч. Георгия Победоносца. Часть десницы хранится также в монастыре Преображения Господня в Греции, в Метеоре.

Немногие решатся считать Василия примером для подражания – его служение высоко, а данные ему дары – велики. Подобно верному рабу из Евангельской притчи, он приумножил данные ему таланты и употребил их на пользу людям. Видимо, в состоит этом главный урок его жизни для нас.

Наталья Сазонова

Святая Анна в православии — всё о праведной

Попадая в сложные жизненные ситуации либо сталкиваясь с неразрешимыми проблемами, христиане всегда взывают к Иисусу Христу, Деве Марии и небесному заступнику. Им может стать Ваш именной хранитель, покровитель конкретной профессии или же подвижник, к которому обращаются в определённых обстоятельствах. И из нашей статьи Вы узнаете, в каких случаях приходит на помощь святая Анна!

Праведная Анна: житие Богопраматери

Богопраматерь происходила из знатной и благочестивой семьи священника Матфана, который жил в Вифлееме. Анна была младшей из трёх дочерей, и последней вышла замуж. Её супругом стал Иоаким из Назарета – потомок царя Давида, тогда как сама женщина вела свой род от Аарона (брата пророка Моисея).

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

Святая Анна – мать Богородицы, и это величайшая честь для человека. Однако Творец ниспослал подобный дар не сразу – сначала Он долго испытывал праведницу и её мужа.

В течение 50 лет супруги не могли зачать ребёнка, что в те времена считалось страшным бесчестием. Иоакиму даже запретили воздавать жертвы в храме, считая, что он чем-то прогневил Бога.

Опечаленный и униженный мужчина, который тогда уже пребывал в преклонных годах, удалился в пустыню, а Анна вместе со служанкой Юдифью осталась в городе.

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

Вспомнив историю об Аврааме и Сарре, которые по соизволению Бога зачали сына в глубокой старости, Анна поклялась, что, когда родит, тоже посвятит своё дитя высшим силам.

И, как только она произнесла обет, перед праведницей возник ангел в дивном сиянии, возвестив, что ей предстоит привести в мир «Дщерь преблагословенную», которая должна получить имя «Мария».

Обрадованная женщина побежала к мужу и встретилась с ним у Золотых ворот Иерусалима – Иоаким также видел чудесного посланника. Именно эти эпизоды чаще всего отображает икона святой Анны.

Зачатие Пречистой Девы произошло 22 декабря, а 22 сентября Она появилась на свет. В честь столь радостного события Иоаким устроил большой праздник, принеся Господу богатые жертвы. А через 3 года Мадонну впервые ввели в храм, где Её поприветствовал первосвященник Захария.

Анна умерла 7 августа, в возрасте 79 лет, на два года пережив своего мужа. Их гробницы расположены в Гефсиманском саду, неподалёку от саркофагов Иосифа Обручника и самой Богородицы.

Святая Анна в православии — день памяти

Самые древние фрески с ликом праведницы, датированные VIII ст., находятся в соборе Санта Мария Антиква (Рим) и Фаррасе (Судан), тогда как первые образа Богопраматери появились лишь в X-XI ст.

Наиболее распространённые сюжеты реликвий – «Рождество Пречистой Девы», «Встреча у Золотых ворот», «Моление», «Воспитание Марии», «Введение во храм».

Традиционные атрибуты святой – книга и дверь, а ещё её часто изображают держащей на руках Богородицу-младенца либо Иисуса. Также существует двойная икона Иоакима и Анны.

Святая Анна в православии поминается 7 августа, 22 сентября и 22 декабря (по старому стилю – 25 июля, 9 сентября и 9 декабря соответственно), а у католиков ей посвящен молебен 26 июля.

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы «Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век — репродукция иконы из янтаря

Молитвенная защитница: икона святой Анны

Икона святой Анны – лучший оберег для дома и семьи. Она предупредит конфликты, укрепит Ваш брак, поддержит при сомнениях и затруднениях, вразумит детей, поделится с родителями терпением и пониманием.

К реликвии традиционно взывают при бесплодии и проблемах с вынашиванием – она исцеляет недуги матери и младенца, способствует быстрым и безболезненным родам, защищает от заболеваний и травм.

Святыня прогоняет душевные обиды, скорбь, отчаяние и гнев, дарит уверенность в себе, умиротворение и спокойствие.

Кроме того, праведница покровительствует домохозяйкам, краснодеревщикам, ткачам, мельникам и булочникам. А ещё Вы можете купить икону из янтаря, на которой запечатлён милосердный и выразительный лик святой Анны, чтобы вручить её в качестве именного образа – подобный сюрприз охранит женщину, носящую то же имя, от ошибок, грехов и печалей!

Молитва Иоакиму и Анне

Молитва первая: О, святые праведники, Богоотцы Иоаким и Анна! Молите Милосердного Господа, чтобы Он отвратил от нас Свой гнев, по делам нашим праведно на нас движимый, и за бесчисленные прегрешения наши не сочтёл нас недостойным, и обратил бы нас, рабов Божьих (имена), на путь покаяния, и на путь заповедей Своих укрепил бы нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое содействие испросите, всё к жизни и благочестию нужное нам от Бога даруя, от всех напастей и бед и неожиданной смерти предстательством вашим нас избавляя и от всех врагов видимых и невидимых защищая, и так в мире временную эту жизнь пройдём и в вечный достигнем покой, где вашим святыми мольбами да сподобимся Небесного Царства Христа Бога нашего, Которому, с Отцом и Пресвятым Духом, подобает слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва вторая: О приснославные Христовы праведники, святые Богоотцы Иоаким и Анна, которые предстоят Небесному Престолу Великого Царя и великое дерзновение к Нему имеют, так же от Преблагословенной вашей Дочери, Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, воплотиться захотевший! К вам, как многомощным предстателям и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешные и недостойные. Молите благость Его, да отвратит от нас гнев Свой, по делам нашим праведно на нас надвигающийся, и да бесчисленные согрешения наша увидев, обратит нас на путь покаяния и на пути заповедей Своих да утвердит нас. Также вашими молитвами в мире жизнь нашу сохраните и во всех благах хорошее поспешение испросите, всё для жизни и благочестию нужное нам от Бога дайте, от всех напастей и бед и случайной смерти предстательством вашим нас избавите, и от всех врагов видимых и невидимых защитите, чтобы спокойную и безмолвную жизнь мы прожили во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:2), а также, когда в этом временном мире жизнь пройдём достигли бы вечный покой, и вашим святым умолением сподобились бы Небесного Царства Христа Бога нашего, Которому с Отцом и Пресвятым Духом подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Ами́нь.

Читайте также:  Молитва Даниилу Московскому: о чем просят святого князя и сильные тексты

Житие святой Емилии. Святая Мать, воспитавшая Святых детей

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвыВ благочестивой христианской семье в Кесарии приблизительно в 305 году родилась девочка, и дали ей имя Емилия (Эмилия, Эммелия; греч. ᾿Εμμελία, ᾿Εμμέλιον). Родители новорожденной были людьми богатыми – им принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций в Малой Азии. 

В юности Емилия отличалась редкой красотой, и многие желали видеть ее своей супругой. Но, будучи глубоко верующей, девушка готовила себя к безбрачию. Однако жизнь повернула все иначе.

Попав под гнев императора Лициния,  родители Емилии были лишены имущества и жизни. Рано осиротев, девушка вынуждена была, во избежании возможного похищения и посягательств на ее честь, выйти замуж.

Её избранником стал адвокат и преподаватель риторики Василий, который был известен как образованный и благочестивый человек. Родители мужа также были подвергнуты гонениям за христианскую веру и лишены почти всего своего состояния.

По словам Григория Богослова,  этот брак состоял не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания.

За добрые дела супруги были вознаграждены – не было в том краю никого богаче их. Емилия с согласия мужа кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам.

https://www.youtube.com/watch?v=up_ylx7uuFY

Но не это прославило святую Емилию. Она стала образцом матери, воспитавшей своих детей (а их было 9 или 10) в духе христианского благочестия и добродетели. Хотелось бы, чтобы и современные родители следовали этому образцу.

Будучи беременной первой дочерью Макриной Емилия увидела во сне благообразного старца, который подошел к будто бы уже родившейся девочке и трижды назвал ее Феклой. Ребенок родился быстро и легко, сразу после пробуждения матери. Сон был понят, как предсказание о будущих достоинствах дочери, равных достоинствам святой первомученицы Фёклы.

В дом была призвана кормилица, но ребенок не сходил с рук матери и был покоен только рядом с ней. «Других детей носила я лишь некоторое время, — вспоминала Емилия, — а с Макриною не разлучалась никогда». Так они и шли по жизни вместе.

Емилия  нежно любила дочь и, понимая всю материнскую ответственность, серьезно отнеслась к воспитанию своего ребенка.

В последствии она приняла его за образец, по которому воспитывала других детей. Учебными книгами были не сказки и басни, а псалмы Давида и притчи Соломона.

Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. А всё, что могло оставить в юной душе следы безнравственного и гнилостного, мать удаляла от взора и слуха детей.

Также она обучала дочерей и сыновей ведению хозяйства и рукоделию. После домашних дел водила детей в храм Божий слушать священные песни и молитвы.

Результатом такого благочестивого воспитания стало то, что все дети Емилии стали достойнейшими из людей. Пятеро из них причислены к лику святых: святитель Василий Великий,святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский, блаженная Феозва (Феосевия) и преподобная Макрина.

Последняя оказала огромное влияние на нравственный быт всей семьи. Когда родился младший из детей Петр, ушел из жизни муж Емилии Василий.

Макрина помогала матери вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием младших братьев и сестер и оказала огромное влияние на дальнейших их рост в христианской вере.

Связь матери и дочери была очень тесная. Они практическти не разлучались. Когда дети выросли старшая дочь убедила мать удалиться в имение Анниса в Понте на берегу реки Ирис (современная Сев. Турция) и вести там монашеский образ жизни.

Так они основали  обитель, куда последовали за ними многие их бывшие служанки, ставшие им подругами. Последние свои земные дни провела Емилия в молитвах о своих детях. Проводили ее в последний путь  старшая дочь Макрина  и младший сын Пётр. Относительно даты смерти святой Емилии нет единого мнения.

Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая (21 мая) 375 года. Эта дата также считается днем памяти святой.

Молитва к святой емилии кесарийской

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

Религиозное чтение: молитва к святой емилии кесарийской в помощь нашим читателям.

Емилия Кесарийская – христианская святая, родилась в Кесарии (древний город на территории современного Израиля) в богатой семье. С юности отличалась глубокой верой и хотела принять обет безбрачия. В то время молодых девушек похищали и насильно выдавали замуж.

Чтобы избежать этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия, благочестивого и образованного человека, который позже стал священником. Вместе они вели добродетельную жизнь, заботясь о бедных и нуждающихся.

Они воспитали десятерых детей, пять из которых были причислены к лику святых: святитель Василий Великий, преподобная Макрина, святитель Григорий Нисский, святитель Петр, праведная Феозва.

После смерти мужа, святая Емилия вместе с дочерью Макриной, приняли монашество. Поселившись в обители на берегу реки Ирис (территория современной Турции), они служили Господу проводя время в посте и молитве.

Святая Емилия скончалась в возрасте 73 лет. Ее старшая дочь Макрина и младший сын Петр ухаживали за матерью до последней минуты. Лежа на смертном одре, Емилия обратилась к Господу с просьбой принять от нее жертву: начаток – первороженную дочь, и десятину – последнего сына,- как сказано в Ветхом завете.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

  • Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.
  • Январь 13th 2016 –
  • Память 1/14 января

В благочестивой христианской семье в Кесарии приблизительно в 305 году родилась девочка, и дали ей имя Емилия (Эмилия, Эммелия; греч. ᾿Εμμελία, ᾿Εμμέλιον).

Родители новорожденной были людьми богатыми – им принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций в Малой Азии. В юности Емилия отличалась редкой красотой, и многие желали видеть ее своей супругой. Но, будучи глубоко верующей, девушка готовила себя к безбрачию. Однако жизнь повернула все иначе.

Попав под гнев императора Лициния, родители Емилии были лишены имущества и жизни. Рано осиротев, девушка вынуждена была, во избежании возможного похищения и посягательств на ее честь, выйти замуж. Её избранником стал адвокат и преподаватель риторики Василий, который был известен как образованный и благочестивый человек.

Родители мужа также были подвергнуты гонениям за христианскую веру и лишены почти всего своего состояния.

По словам Григория Богослова, этот брак состоял не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания.

За добрые дела супруги были вознаграждены – не было в том краю никого богаче их. Емилия с согласия мужа кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам.

Но не это прославило святую Емилию. Она стала образцом матери, воспитавшей своих детей (а их было 9 или 10) в духе христианского благочестия и добродетели. Хотелось бы, чтобы и современные родители следовали этому образцу.

Будучи беременной первой дочерью Макриной Емилия увидела во сне благообразного старца, который подошел к будто бы уже родившейся девочке и трижды назвал ее Феклой. Ребенок родился быстро и легко, сразу после пробуждения матери. Сон был понят, как предсказание о будущих достоинствах дочери, равных достоинствам святой первомученицы Фёклы.

В дом была призвана кормилица, но ребенок не сходил с рук матери и был покоен только рядом с ней. «Других детей носила я лишь некоторое время, — вспоминала Емилия, — а с Макриною не разлучалась никогда». Так они и шли по жизни вместе. Емилия нежно любила дочь и, понимая всю материнскую ответственность, серьезно отнеслась к воспитанию своего ребенка.

В последствии она приняла его за образец, по которому воспитывала других детей.

Учебными книгами были не сказки и басни, а псалмы Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. А всё, что могло оставить в юной душе следы безнравственного и гнилостного, мать удаляла от взора и слуха детей.

Также она обучала дочерей и сыновей ведению хозяйства и рукоделию. После домашних дел водила детей в храм Божий слушать священные песни и молитвы. Результатом такого благочестивого воспитания стало то, что все дети Емилии стали достойнейшими из людей.

Пятеро из них причислены к лику святых: святитель Василий Великий,святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский, блаженная Феозва (Феосевия) и преподобная Макрина. Последняя оказала огромное влияние на нравственный быт всей семьи. Когда родился младший из детей Петр, ушел из жизни муж Емилии Василий.

Макрина помогала матери вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием младших братьев и сестер и оказала огромное влияние на дальнейших их рост в христианской вере.

Связь матери и дочери была очень тесная. Они практическти не разлучались. Когда дети выросли старшая дочь убедила мать удалиться в имение Анниса в Понте на берегу реки Ирис (современная Сев. Турция) и вести там монашеский образ жизни.

Так они основали обитель, куда последовали за ними многие их бывшие служанки, ставшие им подругами. Последние свои земные дни провела Емилия в молитвах о своих детях. Проводили ее в последний путь старшая дочь Макрина и младший сын Пётр.

Относительно даты смерти святой Емилии нет единого мнения.

Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая (21 мая) 375 года. Эта дата также считается днем памяти святой.

Память святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV)

Память 1 января/ 14 января

Родилась в Кесарии между 305 и 315 годами в богатой семье, которой принадлежали обширные владения в Малой Азии.

Читайте также:  Молитва о семье: сильные тексты о благополучии и достатке, сохранении брака

В юности Емилия отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец ее принял мученическую смерть при императоре Ликинии.

В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственного замужества. Опасаясь этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия, впоследствии ставшего иереем.

Василий был известен как образованный и благочестивый человек.

Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Емилию многочадством, у нее было 10 детей.

Сын Емилии Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении, после чего сподобился блаженной кончины. Другой сын, Никифор, умер в раннем возрасте. Имена остальных детей Емилии неизвестны. Предполагают, что некоторые из них впоследствии приняли монашество.

После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Емилии вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в отдаленное имение на берегу реки Ирис, в современной Турции, и основали там обитель.

Некоторые и из отпущенных ими рабынь захотели вместе с ними отречься от мира и пойти в монастырь, и всё у них было общее: одна келья, один стол, одни одежды; всё, нужное для жизни у них было поровну; они служили Господу единодушно, в смирении, кротости и любви, и не было у них ни гнева, ни зависти, ни ненависти, ни презрения, ничего такого, что не было бы угодно Богу.

Одно постоянное было у них дело – богомыслие и молитва, а попечение и труды для нужд тела они считали неважными подельями, а не самым делом.

Дожив до преклонных лет, Емилия приблизилась к кончине. Узнав, что она находится на смертном одре, к ней в обитель пришел ее младший сын Петр и вместе со святой Макриной стал ухаживать за матерью во время ее болезни.

При самом же разлучении с телом у постели умирающей с обеих сторон сидели Макрина и Петр, и называли по именам остальных братьев и сестер, а она всем, как сокровище, оставляла свое материнское благословение.

Потом, положив одну руку на Макрину, а другую на Петра, она сказала, обратившись к Господу:

С этими словами она скончалась. Ей было тогда 73 года.

Контакты портала

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

На заре христианства, в 4 столетии, в землях, принадлежавших Римской империи, жила женщина, родившая десятерых детей, пять из которых после смерти были причислены церковью к лику святых. Звали ее Эмилией Кесарийской. Родилась святая предположительно в 305 году в городе Неокесарии.

Родителям девушки принадлежало много земель в Малой Азии. Отец и мать праведницы были приверженцами христианского учения, за что и поплатились жизнью. Оставшись сиротой, девушка хотела стать монахиней.

Однако у Господа были на нее другие планы. Многие мужчины Неокесарии были сражены красотой Эмилии. Кое-кто даже собирался выкрасть девушку из дома и насильно жениться на ней.

Сиротке пришлось согласиться на брак с учителем риторики, адвокатом Василием.

Жених девушки был сыном, внуком благочестивых христиан, стойко защищавших веру в Христа даже во время гонений. Эмилия вышла замуж, когда Римской империей стал править Константин Великий.

При новом императоре гонения на христиан прекратились. Эмилия была мужу верной женой и единомышленницей, разделявшей его религиозные взгляды.

Женщина рожала детей, воспитывала их в духе христианства, с детства приучала каждого своего ребенка к соблюдению заповедей Божьих.

Христиане помнят Эмилию, прежде всего, как мать Василия Великого, благочестивого пастыря Кесарии Каппадокийской, боровшегося за чистоту веры с арианами.

Церковь причислила к лику святых этого сына святейшей женщины, а еще двух других ее детей — Григория, епископа Нисского, и Петра, епископа Севастийского.

Канонизированы и две дочери Эмилии — преподобная Макрина и праведница Феозва. Остальные ее дети создали семьи и жили, прославляя Господа.

Эмилия с Василием вели странную для тех времен жизнь. Они владели огромными земельными участками в Каппадокии, Понте и Малой Армении.

Однако никогда не бывали в театрах, на скачках, наоборот, презирали праздную жизнь своих богатых современников. Все члены благочестивой семьи молились Спасителю и жили, согласно его учению.

Следуя заповедям Божьим, супруги занимались благотворительностью, давали приют нищим, кормили голодных.

После смерти мужа праведница с дочерью Макриной и верными слугами перебралась в свое родовое поместье в Понте, расположенное вблизи реки Ирис. В этом месте женщины основали женский монастырь.

Эмилия с дочерью жили как монахини, молились Богу, носили скромную одежду, ели вместе с остальными обитателями монастыря. Прожив 73 года, Эмилия умерла.

Похоронили праведницу в 375 году в фамильном склепе возле церкви, построенной в честь 40 мучеников.

Поздравления

Святая эмилия: житие и икона матери василия великого, почитание в православии и молитвы

Гордая, конфликтная, скандальная, мстительная. Обаятельная и миловидная. Эмилия считает, что может распоряжаться моральными принципами по своему усмотрению.

У нее непростая судьба, но твердый характер позволяет стойко преодолевать трудности. Женщина не пойдет на поводу у окружающих и не подчинится чужим правилам, она постарается установить свои порядки.

Оптимистка по жизни, она наделена хорошим чувством юмора. В то же время такая девушка непостоянна, ее все время тянет к чему-то или к кому-то новому.

Бизнес и карьера

Деловые способности помогают ей стать профессионалом в своем деле, но трудный характер мешает продвигаться по карьерной лестнице. Усмирив гордыню, Эмилия сможет достичь многого.

Эмилия обладает прекрасными способностями логического анализа, имеет развитую интуицию. Желание выделиться заставляет их выбирать редкую профессию, иногда связанную с риском.

Женщина с этим именем может быть успешна в бизнесе, удача зачастую на ее стороне. Но больших денег заработать не получается из-за чрезмерной щедрости.

Семья

Эмилии нужен спокойный и флегматичный муж, чувствующий все особенности ее тонкой натуры. Он предоставит ей возможность уединяться и будет сглаживать скандалы.

Из нее получается замечательная супруга, прекрасная хозяйка и великолепная мать. Эмилия уделяет домашнему очагу все свое время, но ее излишняя требовательность вносит неприятности в семейные отношения.

В общении с детьми бывает непоследовательна: то очень строга, то вообще не обращает на них внимания.

Эмилия значение имени, характер и судьба | Что означает имя Эмилия

Житие святой кристины и икона православной мученицы, о чем просят и молитвы

Что означает имя Эмилия: конкурирующая (имя Эмилия греческого происхождения).

У данного имени существует несколько версий происхождения. Согласно одной из них, значение имени Эмилия – «старательная», «сильная», «крепкая». По второй версии, имя Эмилии означает «соперник, соперница» — именно таким было римское родовое имя, существовавшее много веков тому назад.

Третья версия говорит о том, что Эмилия – женские вариант мужского имени Эмилиос. Наконец, существует четвертая версия, согласно которой ранее существовало женское имя Эмили, и ее вариантом является имя Эмилия.

Таким образом, эти имена считаются взаимозаменяемыми и могут употребляться независимо друг от друга.

Короткое значение имени Эмилия: Миля, Лиля, Эммочка.

День ангела Эмилии:Имя Эмилия несколько раз в году отмечает именины:

  • 14 января
  • 17 июня
  • 24 августа
  • 23 сентября

Зодиак имени Эмилия: Козерог, Водолей.

Характер имени Эмилия: Что означает имя Эмилия? Если анализировать значение имени Эмилия с точки зрения нумерологии, то, согласно расчетам, его характеризует число 3. Такая цифра указывает на людей талантливых, активных, веселых.

Это настоящие оптимисты, которые всегда стремятся к переменам в жизни и верят в лучшее. Эмилию число 3 наделяет различными талантами. Она быстро усваивает новые знания, способна с легкостью адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, если этого требует ситуация.

Как правило, имя Эмилия достаточно успешна в сфере спорта, науки, искусства. И чаще всего девушка с именем Эмилия выбирает себе какое-либо хобби, которое становится своеобразной отдушиной, отдыхом от «реальной» жизни.

Особенно актуально это для взрослой Эмилии, для которой мир обязательно должен быть ярким, но «проза жизни» расставляет все на свои места и вынуждает искать способ отвлечься от повседневности.

Очень важно, чтобы при наличии своих талантов значение имени правильно ими распорядилась. И хорошо, если в тот момент, когда обладательница этого имени будет принимать какое-либо важное для себя решение, рядом с ней находился авторитетный и опытный человек, который помог бы имени Эмилия советом

Это очень важно, поскольку сама девушка с именем Эмилия не сильна в вопросах планирования. Она живет только одним днем и окружающую действительность воспринимает несерьезно.

Это и может помешать имени Эмилия перейти на новый уровень с высоким развитием и большими успехами. Хотя стоит сказать, что и от природной легкости ей избавляться не нужно.

Имя Эмилия любит окружать себя новыми людьми и делать свою жизнь яркой, а это – залог счастья.

Судьба имени Эмилия в истории:

  1. Емилия Кесарийская – преподобная.
  2. Эмилия Спивак – российская актриса кино и театра.
  3. Эмилия Шанкс – первая женщина-живописец, которая была принята в Товарищество передвижных художественных выставок, художница англо-русского происхождения.
  4. Эмилия Фадини – итальянский музыковед и клависинистка.
  5. Эмилия Пардо Басан – испанская писательница.
  6. Эмилия Уггла – шведская пианистка, аристократка, певица.
  7. Эмилия Лилеева – оперная певица с голосом лирико-драматическое сопрано.
  8. Эмилия Ридберг – поп-певица шведского происхождения.
  9. Эмилия Турей – гандболистка из России, играющая в сборной на позиции крайней нападающей.
  10. Эмилия Мильтон – актриса.
  11. Эмилия Плятер – графиня, принимавшая участие в ноябрьском восстании.
  12. Эмилия Флёге – модельер из Австралии.
  13. Эмилия Фокс – британская актриса театра и кино.
  14. Эмилия Хайм – певица австрийского происхождения с голосом сопрано.
  15. Эмилия Чегринцева – русская поэтесса, творчество которой относится к «первой волне» эмиграции. Являлась участницей литературных объединений, функционировавших на территории Праги.
  16. Эмилия Штина – альголог, профессор, доктор биологических наук.

AstroMeridian.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector