Свенская икона божьей матери: история и где находится образ, тексты молитв

  •  Свенская икона Божьей Матери: история и где находится образ, тексты молитв
  • Икона Божией Матери Свенская
  • (1288, празднование 3/16 мая и 17/30 августа)
  • Служба иконе Божией Матери «Свенско-Печерской»

        Свенская икона Божией Матери — древнейшая Святыня Брянской Земли. Она была перенесена во град Брянск из Киево-Печерского монастыря в конце XIII века. «В лето 6796(1288), — так повествует древнее сказание, — Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления». Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский послал в Киев вместе со священниками и «архимандрита Петровского» (Брянского Петро-Павловского монастыря).

Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке рекою Десною. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны, но едва провожавшие Святую икону сказали: «Проведем эту ночь в Свене реке», лодка пошла, и они заночевали на правом берегу.

Проснувшись, они пошли помолиться пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Тогда они пошли искать Святую икону на горе против реки Свены и нашли ее на большом дубе, между ветвями. Об этом чуде было донесено Благоверному князю Роману. Князь, сопровождаемый Епископом и священниками, отправился пешком к месту, где находилась икона.

Дойдя до того места, где теперь стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: «О, Пречудная Владычице Богородице, Матерь Христа Бога нашего! Даруй мне, Госпоже, видеть очами своими свет и Твой чудотворный образ». Князь Роман дал обет на этом месте построить храм и монастырь, и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места.

В ту же минуту он увидел небольшую тропинку и велел поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: «О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услышь глас молитвы моей идай прозрение очам моим!» После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше, чем прежде.

Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять; только Епископ снял ее и поднес к князю. Приложившись к чудотворному образу, Благоверный князь повелел отслужить молебен, и сам со всеми бывшими на том месте начал рубить деревья. Вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Позже князь созвал братию, устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом. Дерево, на котором стояла икона, срубили и употребили на доски для икон и на кресты.

      Пресвятая Богородица изображается на Свенской иконе величественно возседающей на золотом возвышенном троне, который поставлен на особом амвоне в одну ступень. Правая стопа Матери Божией стоит на небольшом камне, а левая покоится на амвоне.

На коленях Пресвято Девы возседает Предвечный Младенец, Господь наш, Иисус Христос и благословляет, Пречистая Богородица держит Своего Божественного Сына обеими руками. По обеим сторонам трона Владычицы на особых возвышениях стоят: с правой стороны — Преподобный Феодосий, а полевую — Преподобный Антоний, Печерские чудотворцы, — оба со свитками в руках.

На свиткеу Преподобного Антония написано: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

На свитке у Преподобного Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшного (на) хвалу и славословие Тебе». Преподобный Антоний представлен в полной монашеской схиме, а Преподобный Феодосий изображен вмантии и епитрахили, без клобука, с открытою главой.

Через некоторое время после основания монастыря оклад чудотворной иконы обломался. Вследствие просьбы Свенского игумена переделать оклад, царь Иоанн Васильевич велел принести икону в Москву и переделать оклад, прибавив много золота, серебра и драгоценных камней.

Оклад сделали через три года и икону с молебствием возвратили в Свенский монастырь.

Цари и великие князья Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Феодорович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елисавета Петровна, Святейшие Патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие князья и вельможи почитали чудотворную Свенскую икону Божией Матери и благотворили Святой обители Свенской многими дарами. Много чудес совершалось и совершается от этой Святой иконы. Особенно замечательны из них следующие.

В 1566 году в Свенской обители заложили храм и через год выстроили его. Своды новопостроенного храма упали, но игумен Мартиниан с братией вышел из него невредимым.

Однажды к обители подошли иноплеменники с намерением разорить ее, но Царица Небеснаяне допустила их: нападавшие вдруг были все ослеплены и все сокровища, взятые ими, были возвращены в обитель.

И в другие времена неприятели подходили к Брянску, чтобы разорить его и жителей взять в плен, но каждый раз Царица Небесная не допускала их.

В 1673 году из города Трубчевска к чудотворному образу Богоматери привели земледельца Потапия, который так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Как только отслужили молебен, он получил исцеление и постригся в Свенской обители в монашество.

В этом же году из города Севска пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов, и, после молитвы пред Святою иконою Божией Матери, получил исцеление.

В 1677 году 20 ноября теплый каменный храм Преподобных Антония и Феодосия Печерских разрушился, но Царские Врата и Святые иконы были найдены в Алтаре неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после разрушения храма был найден под кирпичами в щебне, также целым, между тем как аналой совершенно был раздавлен.

В 1685 году из города Трубчевска пришел земледелец Иоанн, бесноватый и, после молитвы перед Свенскою иконою Божией Матери, получил исцеление. В 1812 году, во время войны с французами, их полчища подошли к городу Брянску и грозили разорить его.

В это время благочестивые жители города Брянская обратились с усердной молитвой к Царице Небесной, единственной Помощнице и Утешительнице во всех несчастиях. Взяв Ее чудотворный образ, обошли с ним вокруг города и вскоре получили известие, что в то время, когда в Брянске молились, неприятельские полчища возвратились назад.

В благодарность за избавление от неприятеля брянские граждане со всем духовенством опять подняли икону Божией Матери и Крестным ходом обошли город, и в это самое время получили известие об изгнании французов из Москвы.

В память этого заступления Пресвятой Богородицы жители города Брянска установили каждый год совершать крестный ход 11 августа, для чего накануне этого дня приносили Святую икону в город Брянск, в городском соборе совершали всенощное бдение, а утром после Божественной Литургии обходили вокруг города с чудотворной иконою, Крестами, иконами и Святыми хоругвями из всех храмов и со всем городским духовенствоми затем возвращались в собор. Перед вечернею народ приходил в собор и с честью и славою провожал чудотворную икону в обитель.

В память избавления от французов в 1815 году устроили новую золотую ризу на икону Божией Матери. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростилавич Демидов изготовил на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Божией Матери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных бриллиантов, также бриллиантовые звезды на плечи Приснодевы, венец и нарукавники Предвечного Младенца.

В 1830 году Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска, семь недель сильно страдала глазной болезнью и затем ослепла. В мае месяце во время болезни девица Екатерина слышала голос, повелевающий принести в их дом из Свенского монастыря чудотворную икону.

Узнав об этом, Иван Яковлевич Климов попросил принести Святую икону 19 мая 1830 года. На другой день принесли к нему Свенскую икону, отслужили перед нею молебен и освятили воду. Когда слепую подвели приложиться к Святому Кресту и окропили Святой водою, она немного прозрела.

Но когда подвели ее приложиться к Святой иконе, больная прозрела и совершенно исцелилась от сильной боли. «Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу,- радостно воскликнула несчастная, — и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ». Но ей это не позволили.

Свидетелей прозрения и выздоровления девицы Екатерины было десять человек.

В 1830 году Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревен Трубчевского уезда просил Преосвященного Никодима, Епископа Орловского, позволить принести в его дом чудотворную икону Божией Матери.

«Я, — писал он, четыре года страдал помрачением ума, сильною тоскою и унынием; но как только дал я обет — поднять в свой дом чудотворную икону Божией Матери, то тотчас получил утешение и отраду».

Епископ позволил, и чудотворная икона была поднята в село Ревны.

В 1832 году в Свенский монастырь приехала женщина из Смоленской губернии, одиннадцать лет страдавшая беснованием. Во время припадков она сильно кричала. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. После молебна больная приложилась к Святой иконе и получила исцеление.

 В 1840 году Карачевская помещица Александра Ивановна Гринева сообщила: «Я от простуды получила сильное воспаление в глазах и почти слепоту, и рожу на голове и на всем лице, страшно больно и невыносимо мне было смотреть на свет, а более на огонь; я должна была ходить с вожатым, и накрыв совсем голову и лицо; это продолжалось до октября.

Во время Свенской ярмарки я, узнав об исцелении от глазной болезни при Святой Свенской иконе Божией Матери, просила отвезти меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо к монастырю. В это время служили раннюю обедню; меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей; боль была невыносимая.

После Литургии понесли Святую икону в лавку, я шла сзади, взяв ссобою полотенце и стакан. Мне подали Святой воды, которую освящали в лавке; я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла; я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли; опухоль прошла, и я совершенно была исцелена.

При этом дали мне на дорогу бутылку Святой воды: я ею умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались, по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мною пред чудотворною Свенскою иконою. Что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещаца Александра Ивановна Гринева».

Читайте также:  Литургия оглашенных: значение в православии и как проходит, полный текст службы

Далее она добавляет: «Тотчас после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелел в монастыре, и доселе находится в военной службе».

Благочестивые брянские жители очень чтили Свенскую икону и во всех важных обстоятельствах своей жизни усердно молились перед нею. Вступали ли в брак, отправлялись ли суда в далекое плавание, или обозы шли с товарами, в радостях и печалях, — всегда приходили в Свенскую обитель и усердно молились перед Святою иконой Божией Матери.

Часто благочестивые граждане города Брянска и жители окрестностей и других мест принимали в свои дома Святую икону Божией Матери. Издревле поднятие чудотворного образа совершалось так. Когда желающие поднять Святую чудотворную икону приходили в обитель, начинался соборный благовест в большой колокол с переводом и во все колокола.

Настоятель с братиею шли в храм; собирались и жители соседних сел. Настоятель с собором братии в облачении выходил из Алтаря, становился пред чудотворным образом и благословлял начинать молебен. Во время пения тропаря два иеромонаха брали Святую икону и выносили ее из храма. Настоятель, иеромонахи и весь народ шли за нею.

По выходе за монастырские ворота, при звоне колоколов и пении стихир, иеромонахи со Святою иконою останавливались на площади лицом к обители. Настоятель стоял пред чудотворным образом с Крестом в руке, а иеродиаконы с кадилами. Иеродиакон произносил ектению, и бывал отпуст.

Настоятель прикладывался к иконе и просил Царицу Небесную не покидать обитель, затем давал приложиться ко Кресту поднимавшим Святую икону. Получив благословение, подъемлющии в свой дом чудотворный образ, принимали его от иеромонахов. Иеромонах, назначенный для сопровождения Святой иконы, принимал от настоятеля Крест.

Затем отправлялись в путь при пении и колокольном звоне, а настоятель с братиею возвращались в обитель.

В городе Брянске и в селах, когда несли чудотворную икону, в храмах звонили вовсе колокола, и благоговейные христиане встречали и провожали ее с радостию и трепетом, воздавая почитание Самой Царице Небесной.

При встрече и проводах Свенской иконы падали на колени, ложились на землю, клали под Святую икону грудных младенцев, подводили отроков, чтобы над ними пронесли чудотворный образ. Это время было праздником для всего селения: дворы, улицы и площади чисто подметались, избы украшались.Так же торжественно провожали Святую икону в обитель.

Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходили из монастыря на встречу Святыне. При звоне во все колокола настоятель кадил чудотворный образ, принимая Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи принимали Святой образ от Богомольцев.

В храме икону ставили на место, диакон произносил ектению, затем был отпуст и целование Святого Креста и чудотворного образа. В соборном монастырском Успенском храме чудотворная икона Божией Матери занимала первое место в иконостасе по правую сторону Царских Врат, а в теплом храме для нее было устроено особое место.

В Свенском монастыре находился очень древний список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Эта Святая икона была украшена золотой ризой, той, которая прежде была на чудотворной иконе и устроена в 1778 году при игумене этой обители Никодиме.

При этой же ризе находились жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе цареми великим князем Иоанном Васильевичем при возвращении ее из Москвы в обитель.

После большевистского переворота Свенский Успенский монастырь был закрыт, а Успенский собор взорван. Чудотворную икону Божией Матери передали Главнауке Наркомпроса на реставрацию, а оттуда — в Третьяковскую галерею, где она находится и в настоящее время.

В 1992 году возродилась монашеская жизнь в Свенской обители.

С 2000 года возобновлен ежегодный Крестный ход со Свенской иконой Пресвятой Богородицы, который совершается теперь в самый день празднования ей, 30 августа, и с 2004 года проходит из Свенского монастыря по городу Брянску к Кафедральному Собору во Имя Святой Троицы.

Свенская икона Божьей Матери

  • Свенская икона Божьей Матери: история и где находится образ, тексты молитв
  • ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В НАШЕЙ ОБИТЕЛИ:
  • — 16 МАЯ (СОВЕРШАЕТСЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ И КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ПОСЕЛКУ)
  • — 30 АВГУСТА (СОВЕРШАЕТСЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ И КРЕСТНЫЙ ХОД ПО ПОСЕЛКУ)

Свен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри име­ет 2 празд­но­ва­ния: 16 мая, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го, и 30 ав­гу­ста, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го, ко­то­рый ее на­пи­сал. День празд­но­ва­ния 16 мая был уста­нов­лен в память об исцелении благоверного князя Романа от слепоты. День празд­но­ва­ния 30 ав­гу­ста был уста­нов­лен в 1815 г. в бла­го­дар­ность за из­бав­ле­ние г. Брян­ска (око­ло ко­то­ро­го ико­на яви­лась в 1288 г.) от на­ше­ствия на­по­лео­нов­ских войск в 1812 г.

Свен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ным Али­пи­ем Пе­чер­ским († око­ло 1114, па­мять 30 ав­гу­ста). На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь, си­дя­щая на пре­сто­ле, на ко­ле­нях у Нее Бо­гом­ла­де­нец. Спра­ва от тро­на сто­ит пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, а сле­ва – пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ские.

До 1288 го­да она на­хо­ди­лась в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми, и в 1288 го­ду бы­ла пе­ре­не­се­на в Брян­ский Свен­ский мо­на­стырь, в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Чер­ни­гов­ский князь Ро­ман Ми­хай­ло­вич, бу­дучи в Брян­ске, ослеп.

Услы­шав о чу­де­сах от ико­ны, пи­сан­ной са­мим пре­по­доб­ным Али­пи­ем, князь по­слал в мо­на­стырь гон­ца с прось­бой при­слать к нему в Брянск ико­ну для ис­це­ле­ния. Ико­ну от­пра­ви­ли вме­сте со свя­щен­ни­ком по ре­ке Десне. Во вре­мя пла­ва­ния лод­ка при­ста­ла к пра­во­му бе­ре­гу ре­ки Све­ны.

По­сле но­чев­ки пут­ни­ки утром по­шли к лод­ке, чтобы по­мо­лить­ся иконе, но не на­шли ее там, а уви­де­ли на го­ре про­тив ре­ки Све­ны. Ико­на сто­я­ла на ду­бе меж­ду вет­вя­ми. Весть об этом до­шла до кня­зя Ро­ма­на; его при­ве­ли к иконе пеш­ком.

Князь го­ря­чо мо­лил­ся и обе­щал по­стро­ить на этом ме­сте мо­на­стырь, от­дав ему все зем­ли, ко­то­рые уви­дит с го­ры. По­сле мо­лит­вы князь на­чал про­зре­вать. Сна­ча­ла он уви­дел тро­пин­ку, за­тем близ­кие пред­ме­ты и, на­ко­нец, все окрест­но­сти.

При­ло­жив­шись к иконе, князь от­слу­жил мо­ле­бен, а за­тем все со­брав­ши­е­ся ос­но­ва­ли де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Де­ре­во, на ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на, сру­би­ли и упо­тре­би­ли на дос­ки для дру­гих икон. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство Свен­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри 3 мая.

Ико­на про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми сле­пых, бес­но­ва­тых, за­ступ­ни­че­ством от вра­гов.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее СВЕНСКАЯ

Днесь светло торжествует Свенская обитель;/ и радуется явлением образа Богоматери;/ Безмерный лик Печерских отцев/ с ними же и мы непрестанно вопием:/ Радуйся Благодатная Свенская Похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее СВЕНСКАЯ

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ея безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Свенскую украшающем.

 Молитва Божией Матери пред иконой Ее СВЕНСКАЯ.
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК!

Свенская икона Божьей Матери: история и где находится образ, тексты молитв

Свенская (Печерская) икона Божией Матери. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Свенская-Печерская икона Божией Матери . Празднование 3 мая, 17 августа

Была написана преподобным Алипием Печерским (+ ок. 1114).

На иконе размером 68 на 42 см изображена Божия Матерь, сидящая на золотом престоле, на коленях у Нее Богомладенец, благословляющий обеими руками.

Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева — преподобный Антоний Печерские.

На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе

». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника ».

До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы, следующим образом.

Когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске неожиданно стал слепнуть, он вспомнил о чудотворной иконе Богородицы из Лавры и послал за ней архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно.

Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ

  Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость с грошиками

». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Весть об этом дошла до князя Романа и он с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился пешком к месту обретения образа. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь тотчас прозрел.

Приложившись к иконе, князь отслужил благодарственный молебен, а затем стал собственноручно заготавливать лес для деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.

Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный списком этой иконы.

День празднования 17 августа был установлен в 1815 году в благодарность за избавление Брянска от нашествия наполеоновских войск в 1812 году.

Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов. После революции 1917 года икона была изъята у Церкви, передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею где обретается и поныне.

Сюжет иконы Свенской Божьей Матери

Изображенная на Свенской иконе Матерь Господа Иисуса Христа восседает на высоком троне. На ее коленях сидит Божественный Младенец, одна рука Спасителя поднята в благословляющем жесте. Иконографически этот образ Девы Марии относят к типу «Панахранта», что означает «Всемилостивая». Считается, что автором иконы был преподобный Алипий Печерский.

Божественная десница Иисуса Христа простерта над предстоящими Антонием и Феодосием, на Антонии находится островерхий схимнический кукол. Оба святых держат в руках свитки с текстами из Священного Писания.

Образ Свенской Богоматери создан на цельной липовой доске, современные исследователи иконографии уверены, что икона написана в честь события, произошедшего во Влахернском храме. Тогда Дева Мария явилась зодчим, вручила им икону Успения и повелела отправляться в Киев.

Читайте также:  Молитва князю владимиру: 9 текстов равноапостольному святому и как читать

До 1288 года образ Божьей Матери хранился в Киево-Печерской лавре, где, благодаря молитвам верующих перед ликом Богоматери, произошло немало чудес. После этой даты образ Царицы Небесной попал в Брянск, и произошло это следующим образом.

Черниговский князь Роман Михайлович при посещении Брянска полностью ослеп. Узнав о чудотворной иконе, находящейся в Киево-Печерской лавре, он послал туда гонца с просьбой прислать ему образ в Брянск, так как верил, что сможет исцелиться, если помолиться перед ним.

Священники согласились доставить князю икону и отправили ее в Брянск по Десне в сопровождении служителей лавры.

Во время путешествия лодка пристала к берегу для ночлега, а поутру сопровождавшие ее служители захотели помолиться перед образом, но не нашли его. Они заметили икону на противоположном берегу Свены, стоящей на большом дубе между ветвями.

Когда эта новость дошла до князя, он решил пешком отправиться на место, где находится чудотворный образ. В сопровождении слуг он добрался до реки Свены и стал горячо молиться Матери Божьей, прося исцеления и прозрения.

Роман Михайлович дал обет Царице Небесной построить на этом месте обитель и отдать монастырю все земли, которые сможет охватить его взор с горы.

И чудо произошло, вначале князь стал видеть неясные очертания близких предметов, а позже зрение полностью вернулось к нему.

В благодарность Матери Божьей за свое исцеление он выполнил свой обет — на месте обретения иконы был возведен монастырь в честь Успения Богородицы, а ее с тех пор стали называть Свенской.

Дерево, на котором находился образ, срубили и использовали для создания других икон.

В чем помогает образ

Свенская Богородица известна множеством чудес, сопровождающим ее на протяжении всего существования. Монахи задокументировали многие из них, и сегодня можно прочесть о тех чудесах в их хрониках. Перед ней проводились все таинства от венчания до крещения, и она всегда была почитаема, независимо от места ее нахождения, будь то Киев или Брянск.

Молиться Господу перед иконой Богоматери Свенская следует о:

  • исцелении больных;
  • возвращении зрения;
  • освобождении от бесов;
  • восстановлении душевного здоровья и равновесия.

Верующие просят перед ликом об укреплении веры и о стойкости в испытаниях, а неверующие молятся ей о помиловании их душ и ходатайстве перед Господом.

Важно! Часто перед ликом возносят молитвы благодарения за спасения душ родных и близких, за исцеления и милость Господа.

Печерская Богоматерь, 19 век

Тексты молитв

Существует несколько текстов, которые рекомендуется произносить перед образом Девы Марии. Для того чтобы не отвлекаться на чтение по молитвослову, рекомендуется выучить их на память и вдумчиво произносить каждое слово во время ритуала.

Молитва

О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рская похвало́ и украше́ние, держа́вный покро́ве свята́го ме́ста сего́, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Своего́.

Приими́ нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние, с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м, да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́ющи его́ све́том покая́ния, осени́ нас, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю Небе́сною ра́достию, сподо́би нас при́сно сла́вити Тя в ми́ре и благоче́стии на ме́сте святе́м сем, да, без поро́ка преше́дше путь жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлости святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и всех преподо́бных Пече́рских и еди́ными усты́ и се́рдцы воспои́м Тя с Предве́чным Сы́ном Твои́м и Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Животворя́щим, Всеблаги́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской», глас 4

Днесь све́тло торжеству́ет Пече́рская оби́тель,/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тере/ безме́рный лик Пече́рских отце́в,/ с ни́миже и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Пече́рская похвало́.

Перевод: Сегодня светло торжествует Печерская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы не переставая взываем: «Радуйся, Благодатная, честь для Печор».

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Свенской» («Печерской»), глас 4

Днесь све́тло торжеству́ет Све́нская оби́тель;/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тери;/ Безме́рный лик Пече́рских отце́в/ с ни́ми же и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся Благода́тная Све́нская Похвало́.

Перевод: Сегодня светло торжествует Свенская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы не переставая взываем: «Радуйся, Благодатная, честь для Свены».

Кондак

Де́ва днесь неви́димо предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки Пече́рских отце́в мо́лится о нас,/ благогове́йно велича́ющих Ея́ безме́рную ми́лость к ро́ду на́шему,/ я́вльшуюся в чу́дном о́бразе Ея́,// оби́тель Пече́рскую украша́ющем.

Перевод: Дева сегодня невидимо предстоит в церкви и с собранием Печерских отцов молится о нас, благоговейно прославляющих Ее безмерную милость к народу нашему, явившуюся в чудесном образе Ее, украшающем Печерскую обитель.

История

В Россию икона в конце XVI века была привезена сербами, приехавшими из Трансильвании по приглашению русского правительства. Его предок, в середине XVIII века, поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии.

Икона передавалась по наследству, пока в 1809 году её не приобрела помещица, жена штабс-капитана, Иулиания Ионовна Касперова, проживающая в своём имении Касперово (в настоящее время Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области). Икона к тому времени значительно обветшала.

В феврале 1840 года Касперова ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией матери с просьбой помочь ей в её бедах. Вдруг Касперова увидела, что икона обновилась и лик Богородицы просветлел.

Мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, жившая в соседнем селе в то же время никак не могла излечить паралич левой руки. Весной 1840 года во сне она услышала голос Богоматери, посылаюший её в село Касперово помолиться иконе. Бурлееву привезли в дом Касперовых, где после молитвы она вылечилась.

Летом 1843 года случаются ещё три выдающихся исцеления. После молитв перед образом Божией Матери выздоровел Иван Шумяков, 13-летний крестьянский мальчик из города Херсона, страдавший припадками падучей болезни.

Выздоровела очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом Касперовой привезли разбитую параличом. До исцеления Смешная не владела половиной своего тела и двигаться самостоятельно была не в силах.

После молитвы перед образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Парасковье Семипудовой, которая долгое время была одержима.

Через в последних числах января 1844 года икону переносят в сельский храм.

С тех пор от Касперовой иконы Богоматери стали проистекать исцеления, и люди признали её чудотворной. В 1846-м году собранная по этому поводу комиссия официально признала действительность всех чудотворений и к Касперовой иконе начали стекаться паломники из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

  • С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.
  • Во время блокады Одессы британским флотом в ходе Крымской войны жители города обратились к архиепископу Иннокентию (Борисову) с просьбой перенести Касперовскую икону в одесский Спасо-Преображенский собор:
  • …от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Её Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения.

После получения высочайшего разрешения просьба была удовлетворена. Образ был перенесён в Одессу крестным ходом и пребывал в городе с 6 августа 1854 года до 20 мая 1856 года. Каждую пятницу перед литургией архиепископ Иннокентий читал перед иконой акафист Покрову Пресвятой Богородицы, составленный им самим. Перед иконой давали обет сёстры милосердия Крестовоздвиженской общины.

Касперовской иконой архиепископ Иннокентий благословлял отправлявшиеся в Севастополь войска. Во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки.

Архиепископ сделал распоряжение хранить эти деньги отдельно от других пожертвований, а затем отлить из них медный крест и установить его в кафедральном соборе в память будущим поколениям. Одесса осталась невредимой.

1 октября 1854 года осада была снята, после чего было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

После поражения на реке Альме, открывшем путь войскам союзников на Севастополь и Симферополь, началось отступление русских войск. Архиепископ Иннокентий один прибыл в Симферополь 13 сентября 1854 года. На следующий день архиепископ совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках.

15 сентября Иннокентий направил главнокомандующему светлейшему князю Александру Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, дабы помолиться с войсками и передать им список с Касперовской иконы, однако получил отказ.

16 сентября архиепископ произнёс в соборе проповедь, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, ставший позднее кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.

Особенности образа Богородицы

Были проведены исторические исследования, которые выявили, что икона Умиления была создана в восемнадцатом веке.

Стиль написания иконы сходен со стилем Остробрамского лика Девы Марии, который почитается в Литве и в западных регионах. Но только на иконе Умиления нет никаких дополнительных атрибутов.

Основным декоративным элементом являются слова, которые выведены вокруг святого лика: «Радуйся, Невеста Неневестная».

  1. «Хватило же наглости!»: фельдшер разозлился, получив анонимное письмо от соседей
  2. Муж сделал «корзину» для пикника: теперь все соседи по даче хотят такую
  3. Во мне она видит себя: внучка Талызиной рассказала о сходстве с бабушкой

Оригинал иконы выполнен на холсте, который крепится в кипарисной доске. Но сейчас такая икона, где изображена Божья Матерь, может быть изготовлена из любых материалов.

Лик святой на оригинале представляет собой оригинальную мозаику из самоцветов и каменной крошки. Богородица на иконе выглядит умиротворенной и благоразумной, трудолюбивой и милосердной, прекрасной и краткой, а также во всем полагающем на Спасителя.

Человек, стоящей перед иконой и произносящий молитву, чувствует блаженство и покой.

Свенская-Печерская икона Божией Матери

В православии существует немало чудотворных икон Богоматери, исцеляющих болезни, помогающих в беде. К ним относится прославленный Свенский-Печерский образ Божией Матери.

Свенская-Печерская святыня наделена особой силой исцеления и является одной из самых почитаемых икон. Ее чудотворные деяния известны на весь христианский мир, поэтому не удивительно, что она заслужила почтение и любовь верующих.

История Свенской-Печерскойиконы

Данная икона была написала известным преподобным Алипием Печерским. Святой образ творит немыслимые чудеса с давних пор и по сей день. Многие православные верующие получали помощь по молитвам перед этим образом Богородицы.

Читайте также:  Савватий Соловецкий: житие и почитание, иконография и тексты молитв

Во многих древних источниках описывается чудо, которое сотворила Свенская-Печерская икона, вернув зрение ослепшему Князю Роману Михайловичу. Еще немало чудес совершила святыня, тем самым заслужив доверие и любовь всех православных христиан.

Где находится чудотворный образ Богородицы

Есть большое количество святых мест в России, где можно найти прославленный образ Богородицы. Наиболее прославившиеся образы расположены:

  • в Государственном музее Истории и Архитектуры в Нижнем Новгороде;
  • во многих церквях Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и Твери.

Многие христиане со всего мира приезжают в святые обители, где хранится божественная икона, чтобы предаться молитвам перед святым ликом Богородицы и прикоснуться к нему.

Описание иконы

Икона заключает в себе священный образ сидящей на престоле Богоматери, которая держит Богомладенца на руках. Справа от нее изображен святой Антоний Печерский, а слева — Феодосий. В руках у них развернутые свитки со Священным Писанием. Снизу изображены ангелы.

Люди, чей взор направлен на икону, получают душевное успокоение, равновесие и гармонию.

О чем молятся перед святыней

Прославился чудотворный образ в первую очередь исцелениями как физических, так и душевных недугов. Особенно она помогает избавиться от болезней, связанных с глазами и нервной системой.

Молятся перед святыней и о прощении грехов. Также православные верующие возносят молитвы о благополучии в семье, об избавлении от ссор и о сохранении мира в доме.

День празднования

Каждый год 16 мая в православии отмечается праздник, посвященный Свенской-Печерской иконе Богородицы. В этот день во многих храмах проводится торжественное богослужение.

Молитва Божией Матери перед чудотворной иконой

«О Богоматерь великая! К Тебе обращены слова наши о помощи! Не оставь нас, Богородица, без поддержки Твоей могущественной.

Молю, отпусти все грехи наши и подари Свое благословение! Все мы рабы Божьи, так услышь нас и подари исцеление от недугов. Помоги в бедах и несчастьях, наставь на путь истинный. Не дай недругам принести зло и хаос в дома наши.

Да будет на все воля Божия. Да восславлю я имя Твое, Пресвятая Дева! Во веки веков. Аминь».

Необходимо помнить, что каждый, кто искренне молится и верует в Господа, обязательно получит поддержку Богородицы, помолившись перед ее чудотворным образом.

Иерусалимская икона Богородицы — прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были …

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» глубоко почитается верующими. К ней обращаются за помощью в …

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона …

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись …

Икона Божией Матери Одигитрия: история и значение, в чем помогает, где находится

«Одигитрия» — самый известный и распространенный вариант иконографии Пресвятой Богородицы. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим на ее левом плече.

Иисус одной рукой делает жест благословения, в другой держит свиток или книгу.

Икона Божией Матери «Одигитрия» по праву считается одной из главных христианских святынь, оказывая помощь всем православным христианам, обращающимся к ней.

История происхождения

Смоленская икона Божией Матери появилась в России в 11 веке. Она была перенесена из Византии в Смоленск после смерти князя Всеволода. Ранее через эту икону принц получил благословение на брак с дочерью византийского правителя.

Согласно легенде, во время монголо-татарского ига Смоленск был спасен от разграбления покровительством Божьей Матери. В начале XV века, когда город был захвачен Литовским княжеством, Одигитрия была перенесена из Смоленска в Москву.

В середине 15 века картина была возвращена по просьбе епископа Михаила. Однако точная копия картины, написанная от руки, осталась в Москве.

В XVI веке, после отделения Смоленска от Литвы, в Москве был построен Новицкий монастырь, куда и была помещена копия.

В начале XVII века с иконы была скопирована еще одна копия, которая была помещена в одну из башен Смоленской стены. Позже на этом месте была построена церковь. Во время наступления Наполеона, в начале 19 века, икона была вновь перенесена в Москву. Когда французы напали на Москву, икону перевезли в Ярославль, а после войны снова в Смоленск, на прежнее место.

Значение в православии

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Седмиезерная» считается одним из самых важных православных храмов. Его история путешествий по русской земле напрямую переплетается с важнейшими событиями в истории государства. Поэтому эту икону также называют «Путеводитель». Считается, что «Одигитрия» — заступница, именно она защищала наш народ от нашествий.

О чем просят и в чем помогает образ

Поскольку «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу, чтобы получить защиту. Будь то защита государства от вторжений и военных действий, или защита близких от болезней и охрана семейного счастья.

Защита от военных действий

Считается, что именно благодаря чудесной помощи Смоленской Богоматери русская земля была спасена от захватчиков во время величайших войн в ее истории.

До того как икона была перенесена в Россию, она точно так же защищала Византийское государство.

Защита армейцев и военных моряков

Те, кто служит в армии и на флоте, а также их близкие молятся «Одигитрии» о защите и покровительстве в случае военных действий.

Оберегает от болезней и эпидемий

Помимо защиты от военных угроз, святой образ помогает в борьбе с различными болезнями и эпидемиями.

Хранит семейное счастье

Вступающие в брак просят у «Одигитрии» покровительства и защиты для семейного союза и счастья в семье, а также защиты от любых внешних воздействий, которые могут разрушить священный союз.

Покровительство семейным людям

«Одигитрия» считается заступницей семейных людей. Она помогает в каждой просьбе и защищает благополучие семьи.

Дни почитания

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» имеет три праздничных дня. Каждый из этих дней так или иначе связан с важными событиями в истории Российского государства, которые переплетаются с движением самой иконы по русской земле.

10 августа

Десятого августа ежегодно отмечается день почитания «Одигитрии». Этот день связан с перенесением иконы из Благовещенского собора в новопостроенный Новицкий монастырь в Москве в связи с освобождением Смоленска от литовского государства в начале XVI века. Сам монастырь был построен в честь Пресвятой Девы Марии, в честь освобождения города от захватчиков.

18 ноября

Памятная дата, соответствующая 18 ноября, была установлена в начале 19 века, сразу после освобождения русской земли от французских захватчиков. Считается, что именно благодаря молитвам русского народа к «Одигитрии» Российская империя была освобождена от наполеоновского нашествия.

7 декабря

Следующий день почитания — седьмое ноября или двадцать четвертое ноября по старому стилю. Эта дата совпадает с празднованием освобождения Смоленской земли от татаро-монгольского нашествия. Благодаря чудотворной иконе Божьей Матери Смоленск был защищен от захватчиков.

Тексты

Ниже вы найдете отрывки из православных песнопений, посвященных Одигитрии, а также тексты молитв, с которыми обычно обращаются к Смоленской иконе Пресвятой Богородицы.

Тропарь

«Приблизьтесь к Божьей Матери, грешники и смиренные, и давайте прильнем к ней, взывая с раскаянием из глубины души: О Матерь Божия, помоги нам, помилуй нас, подвизайся, мы заблудились по многим недостаткам; не отврати рабов Твоих от них, ибо у Тебя и у нас одна надежда».

Слава, а теперь Богородица.

Пусть мы никогда не молчим, о Матерь Божья, не давая Тебе силы говорить, недостойные. Если бы Ты не стоял перед нами в молитве, кто мог бы избавить нас от этих Вед? Кто мог бы сохранить нам свободу до сих пор? Не отдаляемся, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда избавляешь рабов Твоих от всякой суровости.

Кондак

«Не пренебрегай голосами наших грешных молитв, но приди к нам на помощь как Благая Весть, верно взывающая к Тебе: оживи наши молитвы и старайся умолять, // и будь всегда присутствующей, Матерь Божия, для поклоняющихся Тебе».

«Нет у нас другой помощи, / нет у нас другой надежды, / но Ты, Матерь Божия, / помогла нам, / на Тебя мы надеемся, / и в Тебе мы хвалимся, / мы рабы Твои, / да не постыдимся».

Молитва

Принято молиться Смоленской иконе Божией Матери, прося защиты и покровительства, как в семейных и общественных делах, так и в любой профессиональной деятельности.

Первая

«К кому взываю я, Матерь Божья? К кому мне прибегнуть в моей печали, если не к Тебе, Царица Небесная? Кто услышит мои сетования и примет мои воздыхания, если не Ты, Непорочная, надежда христиан и прибежище грешников? Кто лучше защитит вас в трудную минуту? Услышь плач мой и приклони ухо Твое ко мне, Матерь Бога моего и Матерь Божия.

Не презирай того, кто ищет Твоей помощи, и не отвергни меня, о Царица Небесная! Научи меня исполнять волю Твоего Сына и дай мне желание всегда соблюдать Его святые заповеди.

За ропот мой в болезнях, труде и скорбях не оставь меня, но будь мне Матерью и Защитницей в немощах моих, Царица благих моих, милостивейшая из всех и мудрейшая из всех!

Твоим заступничеством покрой мои грехи, защити меня от видимых и невидимых врагов, смягчи сердца тех, кто против меня, и согрей их любовью Христа.

Даруй мне, когда я слаб, Твою всемогущую помощь в преодолении моих греховных привычек, чтобы, очищенный покаянием и будущей добродетельной жизнью, я мог провести остаток своей земной жизни в общении со Святой Церковью. Явись мне, надежда всех христиан, в час моей смерти и укрепи мою веру в трудное время моей кончины.

Такова сила ваших молитв обо мне, много согрешившем в этой жизни, чтобы после моего ухода Господь оправдал меня и сделал причастником Своих бесконечных радостей. Аминь.

Вторая

«К кому взываю, Матерь Божья? К кому мне обратиться в моей печали, если не к Тебе, Владычица, Матерь Божия, Царица Небесная? Кто примет мое сетование и мою скорбь, кроме Тебя, о Непорочная, надежда христиан и прибежище грешников? Открой уши Твои для моей молитвы, Матерь Бога моего; не отвращайся от меня, ищущего Твоей помощи; услышь мою печаль и вдохнови вопль моего сердца, Матерь Божия, Царица мира. Дай мне радость души и укрепи меня, нетерпеливого, унывающего и пренебрегающего Твоей славой. Не отвращайся от меня, Матерь Бога моего, из-за моего ропота и нетерпения, ходатайствуй за меня в моей жизни и приведи меня к мирному покою в мире Божьем, причисляй меня к избранному стаду Твоему; там удостои меня славы и благодарения вовеки. Аминь.

Где можно найти оригинал и списки

Первоначальный образ иконы находился в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске, но был утерян после Второй мировой войны и не найден до сих пор. Его место сейчас занимает одна из копий, которая раньше находилась над воротами Кремля в Смоленске. Другие фолианты находятся в Благовещенском соборе и в монастыре Новичок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector