Супружеская близость перед причастием: можно ли заниматься любовью, мнение церкви

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя: 

Здравствуйте, батюшка! Почему Церковь отрицательно относится к близости супругов накануне и в день участия в Таинстве Евхаристии?

Отвечает иерей Георгий Христич: 

Супружеская близость перед причастием: можно ли заниматься любовью, мнение церкви

О том, что не следует причащаться после супружеского общения, сказано в 5-м правиле Тимофея Александрийского. Очевидно, запрет на близость связан с аскезой, как и воздержание до Причастия от еды и питья. Аскеза — это духовные упражнения, которые существуют для приближения себя к такому внутреннему состоянию, которое не будет мешать встрече и соединению с Богом.

Когда оппоненты монашества говорят, что аскеза – это умерщвление человека, то с точки зрения христианской аскетики они правы в своих суждениях с точностью до наоборот. Это действительно борьба и умерщвление, но человека ветхого, исполненного и испорченного страстями и грехами.

Как говорил отец Александр Мень, «аскеза – это борьба с хаосом мыслей, чувств и желаний» читать далее

Церковь не регламентирует супружеское воздержание (это вопрос частной жизни), а единственное исключение — каноническим установлением является только запрет супружеского общения в ночь накануне Причастия.

Отношение к супружеской близости в целом определяется следующими словами апостола Павла:

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:1-7).

Отсюда возникла норма воздерживаться от супружеских отношений во время поста. Однако, если за нарушение пищевого поста отлучали от Причастия (69 правило св.

апостолов), о супружеском посте сказано следующее: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями.

Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).

О том же сказано в 13-м правиле Тимофея Александрийского: «прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Каноническая справка. О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин / Православие.Ru

Супружеская близость перед причастием: можно ли заниматься любовью, мнение церкви Преподобный Никодим Святогорец
На необходимость супружеского воздержания в дни Великого поста указывает 40-я статья «Номоканона» при Большом требнике: «Мирянам должно воздерживаться от жен весь святой Великий пост. Если же кто падет со своей женой в святой пост, таковой не должен причащаться даже и на Пасху, поскольку весь пост обесчестил. Ибо мирянам должно воздерживаться от своих законных жен, как сказано, в течение всего поста».

О том же говорит и 59-я глава книги «Кормчая» во 2-м ответе Иоанна, епископа Критского, «О том, чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг».

Теперь обратимся к каноническим вопросам святейшего патриарха Александрийского Марка и ответам, данным на них известным византийским толкователем церковных правил святейшим патриархом Антиохийским Феодором Вальсамоном.

«Вопрос 52: Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Тайн в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?» Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».

Спустя около шести веков после Вальсамона о том же говорит другой известный греческий канонист и толкователь правил преподобный Никодим Святогорец.

Имя преподобного Никодима в Греческой Церкви более авторитетно, чем в России, поскольку он является автором «Пидалиона» – свода соборных и святоотеческих правил Православной Церкви с обширными толкованиями и многочисленными примечаниями преподобного Никодима, которые были им составлены на основе толкований византийских канонистов и учения святых отцов. Клирики Греческой Церкви используют «Пидалион» как практическое руководство.

Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен.

Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу.

В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением.

Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: «Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего» (Иоил. 2,15-16).

Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор.

7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу.

Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу, нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и назначать епитимии для исправления.

Обрати внимание также на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо вожделение, не следует вступать в связь во время поста и молитвы, то тем более не должны соединяться прочие супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию плоти».

Рассмотрим 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора, к которому отсылает нас прп. Никодим. В этом примечании он говорит следующее: «Отметь, что когда патриарха господина Луку спросили, сколько дней подобает воздерживаться намеревающемуся причаститься, он соборно объявил, чтобы не только посвященные, но и женатые миряне не прикасались к женам три дня.

Если Господь приказал евреям три дня не приближаться к женам, чтобы евреи приняли Ветхий закон: «Будите готови, три дни не входите к женам» (Исх. 19, 15), то насколько же более подобает соблюдать эти слова тем, которым предстоит через Божественную Евхаристию принять в себя не закон, а Самого Законодателя Бога.

Если даже архиерей Авимелех (или Авиафар), намереваясь дать хлебы предложения Давиду и его людям, спросил их, чисты ли они от жен, и те ответили, что три дня воздерживались от совокупления с женами – «И отвеща Давид иерею и рече ему: и мы от жен воздержахомся вчера и третияго дне» (1 Цар.

21, 5), то как же не подобает три дня быть чистыми от жен тем, кто намеревается причаститься Господня Тела? Но и тем, которые собираются жениться, подобает исповедаться вместе со своими невестами, поститься, заранее готовиться и перед началом Божественной литургии венчаться.

После же того как они обвенчаются, пусть начнется Божественная литургия, по завершении которой пусть приступят к Причастию Божественных Таин. И в ночь после Причащения они должны удерживаться от соития, как этот святейший обычай и порядок соблюдался и соблюдается доныне истинными и желающими спастись христианами.

Потому, согласно Вальсамону, и упомянутый выше господин Лука подверг епитимии тех новобрачных, которые совокупились в тот же день, после Святого Причащения. На основании этого выводим из большего меньшее и говорим: если для подготовки к Причащению достаточно трехдневное воздержание от плотского соития, то уж тем более достаточен трехдневный пост.

И хотя ни одно из божественных правил не устанавливает пост перед причащением, однако способные поститься перед ним и целую неделю поступают хорошо». Посмотрим, что говорит прп. Никодим в примечании к 3-му правилу Дионисия Александрийского – это правило определяет: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак.

Ибо то, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в посте и молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла» (см.: 1 Кор. 7, 5). К этому примечанию прп. Никодим также отсылает нас, толкуя 69-е апостольское правило: «Может возникнуть такое недоумение: поскольку апостол говорит «непрестанно молитесь» (1 Фес.

5, 17), а вступившим в брак нужно воздерживаться от соития на время молитвы, согласно тому же апостолу Павлу и предписанию настоящего правила, значит, им всегда нужно воздерживаться и никогда не вступать в половую связь? Однако это недоумение самым удовлетворительным образом разрешают два правила Тимофея Александрийского, 5-е и 13-е, в которых говорится, что под временем молитвы апостол имеет в виду богослужебные собрания и литургию. Они совершались в то время главным образом по субботам и воскресеньям, и в эти дни от супругов требовалось воздержание для того, чтобы приобщиться Божественных Таин. Значит, и это правило Дионисия всякому разумному слушателю дает понять, что оно прямо отвечает на вопрос Василида о том, следует ли воздерживаться друг от друга супругам, когда они намереваются причаститься, потому что отвечает: на это сами супруги достаточные судьи себе, то есть им нужно воздерживаться на время Причастия. Хотя в таком смысле (не знаю, почему) не истолковали это правило Зонара и Вальсамон, считавшие, что речь идет о наиболее прилежной молитве, которая должна сопровождаться злостраданием и слезами. Отметь еще, что, как прибавляет апостол, наряду со временем молитвы супруги должны воздерживаться и во время установленных Церковью постов».

Читайте также:  Молитва ксении петербургской: как правильно просить о помощи, сильные тексты

О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде – «Эксомологитарионе». Эта книга адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В ней прп. Никодим дает следующее указание: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».

Приведем наставление святителя Иоанна Златоуста о воздержании во время Великого поста и о том, как правильно следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о девстве» он пишет: «…Заслуживает исследования и следующее: если «честна женитва и ложе нескверно» (Евр.

13, 4), то почему апостол не допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день и не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведенные в такую почесть, после столь многих и столь великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими детьми. Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, – это уже дело не его силы, но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это; послушай, что говорит Иоиль: «освятите пост, проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь, изберите старейшины» (Иоил. 2, 15, 16). Но, может быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от жены? «Да изыдет, – говорит он, – жених от ложа своего, и невеста от чертога своего» (ст. 16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и невесте, у которых страсти кипят, юность цветет, похоть бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу. Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: «да не оскверняетесь», но: «да пребываете», то есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах). Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то, застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа. Если приходящие к царям, – что я говорю – к царям? – даже к низшим начальникам, и рабы, прибегающие к господам, потерпев ли обиду от других, или нуждаясь в каком-нибудь благодеянии, или поспешая укротить возбудившийся против них гнев, приступают к объяснению с этими лицами, устремив на них глаза и все мысли свои, а при малейшей рассеянности не только не достигают желаемого, но и уходят, получив какую-нибудь неприятность; если желающие утишить гнев людей поступают с такою тщательностию, то что будет с нами, несчастными, если мы будем приступать с небрежностию к Владыке всех Богу, подвергшись притом гораздо большему гневу Его? Ни слуга не станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по отношению к Богу – тмою талант (Мф. 18, 23, 24). Посему, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением утишить такой гнев и умилостивить Его, так прогневляемого нами каждый день, апостол справедливо отклоняет нас от упомянутого наслаждения и как бы так говорит: «Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность предстоит крайняя; нужно трепетать, страшиться и сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения и за великие грехи; теперь не время объятий или наслаждений, но слез и горьких стенаний, коленопреклонений, тщательного исповедания, прилежного сокрушения, многих молитв». Благо будет тому, кто, с таким усердием приступив и припадши к Богу, смягчит гнев Его – не потому, чтобы Господь наш был жесток и непреклонен, – напротив, Он очень кроток и человеколюбив, – но чрезмерность наших грехов не попускает даже и Благому, Кроткому и Многомилостивому скоро прощать нас. Посему и говорит апостол: «Да пребываете в посте и молитве». Что же может быть прискорбнее того рабства? Я хотел бы преуспевать в добродетели, возноситься на небо, постоянным упражнением в постах и молитвах омыть нечистоту души; а между тем если жена не хочет склониться на это мое намерение, я принужден рабски подчиняться ее невоздержанию. Поэтому сначала он и сказал: «Добро человеку жене не прикасатися». Поэтому и ученики говорили Господу: «Аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися» (Мф. 19,10)».

В заключение приведем учение о воздержании от супружеских отношений в пост другого великого учителя Церкви, святителя Василия, согласное со святителем Иоанном: «Пост указывает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено законом: по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве (1 Кор. 7, 5)».

Позволительно ли иметь интимные отношения с мужем или женой перед Вечерей Господней (Причастием)?

Супружеская близость перед причастием: можно ли заниматься любовью, мнение церкви

Вчера я получил следующий вопрос от читателя портала www.moldovcrestina.md

Брат Василе, вижу, что вы священник, который говорит и отвечает на такие вопросы, о чем другие священники не говорят. Я думаю, что это хорошо, потому что в христианской среде есть информационный вакуум относительно сексуальности, интимной жизни и т.д. Пусть Бог благословит вас.

Есть и у меня вопрос, который я никак не могу понять: Насколько я знаю, Библия говорит, что муж и жена должны воздерживаться от интимных отношений только когда речь идет о посте и молитве… Но другие говорят, что НЕ надо иметь отношений и перед Вечерей Господней (основываясь на Ветхом Завете). Каким должно быть правильное понимание, потому что таким образом  идет речь о нарушении закона перед Причастием, а с другой стороны, если случилось, что долгое время муж/жена не имели интимных отношений, они подвергаются искушениям на уровне ума, глаз. Жду ответа. Заранее благодарю.

Бог не дал в Библии такой заповеди

Когда Бог говорил об обязанностях супругов в интимных отношениях, Он сказал:

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.  Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

  Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. (1Коринфянам 7:3-6)

Когда Апостол Павел говорит, что это позволение, а не повеление, он ссылается на решение о сексуальном уклонении друг от друга, чтобы пребывать в посте и молитве. Будьте внимательны – это позволение, а не повеление.

Если муж и жена согласны и хотят удерживаться от интимных отношений на время поста и молитвы, они могут сделать это, но даже если один из них не согласен, другой партнер не может заставить воздержаться, поэтому, хотящий поститься должен исполнять свои супружеские обязанности и во время поста и молитвы.

Как хорошо видно, в этом перечне были только пост и молитва, но Вечери Господней здесь не было.

Ветхий Завет не говорит о Вечере Господней (Причастии)

Никто не может ссылаться на Ветхий Завет, чтобы давать заповеди людям о Вечере Господней, потому что Ветхий Завет ничего не говорит об этом. В вечер перед Своим арестом, Иисус Христос установил Вечерю Господню как знамение напоминание о Новом Завете, который заключили ученики, и который потом заключили все христиане. Вот как описывает Апостол Павел это событие:

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

(1Коринфянам 11:23-26)

Обуздывание похоти и супружеские обязанности – разные вещи

Понимаю, что люди, воздерживающиеся от интимных отношений с мужем или женой, говорят, что таким образом они смиряют себя перед  Причастием.

Сексуальное воздержание не является обуздыванием похоти, потому что здоровые интимные отношения с мужем или женой – это обязанность, оставленная Богом на страницах Священного Писания, как мы читали выше.

А что касается обуздания похоти, то это должно быть частью христианской жизни, а не только перед Вечерей Господней, но постоянно, если ты говоришь что имеешь Святого Духа и ведом Им.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Галатам 5:22-23)

Перед Вечерей Господней ты должен исследовать себя, как ты исполняешь обязанности мужа или жены

Господь Иисус оставил Вечерю как напоминание о Новом Завете, в который мы вошли по вере в Него и нам необходимо исследовать свою жизнь в свете этого завета. Вот что написал об этом Апостол Павел:

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (1Коринфянам 11:28-29)

То, как ты исполняешь супружеские обязанности является частью Нового Завета.

Поэтому, когда подходит время Вечери Господней, каждый христианин должен исследовать себя и сделать анализ того, как он заботиться о восполнении физических и эмоциональных нужд жены или мужа, и дает ли он внимание и утешение, которое ожидают от него.

Это возможность покаяться, если кто-то уклоняется от исполнения этой обязанности, или если манипулирует интимными отношениями, или пренебрегает и равнодушен к качеству, чтобы как-то преобразить их из нудной рутины, в романтические отношения.

Бог ставит большой акцент на качестве интимных отношений между мужем и женой, потому что это скрепляет их  единство. Вот заповедь, данная Богом в Ветхом Завете об интимных отношениях супругов:

Читайте также:  Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял. (Второзаконие 24:5)

  • В первый год брака устанавливаются отношения между мужем и женой и Бог ставит это даже выше воинских обязанностей или любой другой общественной проблемы, чтобы потом супруги имели прекрасные отношения на протяжении всей жизни и чтобы они были отображением взаимоотношений между Христом и Его Церковью.
  • Да поможет Бог каждому из нас отображать это через наши браки и жить в послушании Слову Божьему, чтобы не увидеть в один момент, что мы поставили выше всего нашу праведность и оставили в стороне Божью праведность.
  • Перевод: Моисей Наталья 

Пост и супружеские отношения — свящ. Даниил Сысоев

свя­щен­ник Даниил Сысоев

Хорошо и полезно для души воз­дер­жи­ваться от супру­же­ского обще­ния во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супру­гов.

Ска­жите, почему нынеш­няя пра­во­слав­ная тра­ди­ция строго регла­мен­ти­рует время воз­дер­жа­ния от супру­же­ских отно­ше­ний: мно­же­ствен­ные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пят­ницы? Почему же апо­стол гово­рит, что время воз­дер­жа­ния от физи­че­ских отно­ше­ний дело самих супру­гов, т. е. «по вза­им­ному согла­ше­нию», а в церкви нару­ше­ние таких постов счи­та­ется грехом?

Я знаю при­меры, когда жены отка­зы­вали своим мужьям в бли­зо­сти во время постов. В резуль­тате воз­ни­кали серьез­ные семей­ные скан­далы, в конце концов жена усту­пала, а потом бежала каяться в «невоз­дер­жа­нии от супру­же­ской жизни».

И такое пред­став­ле­ние о постах у нас вос­при­ни­ма­ется как догмат. Более того, навя­зы­ва­ется мнение, что дети, зача­тые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблю­дать подоб­ные посты, оттолк­нули ее супруга от пра­во­слав­ной церкви.

Думаю, что этот случай далеко не еди­нич­ный.

Дей­стви­тельно, в свя­щен­ном Писа­нии есть пра­вило апо­стола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо чело­веку не касаться жен­щины. Но, во избе­жа­ние блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим. Впро­чем, это ска­зано мною как поз­во­ле­ние, а не как пове­ле­ние.

Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое даро­ва­ние от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:1-7). На осно­ва­нии этого в Церкви издревле суще­ствует норма воз­дер­жа­ния от супру­же­ского сожи­тель­ства во время постов.

Но, в отли­чие от пище­вых запре­тов, за нару­ше­ние кото­рых без ува­жи­тель­ной при­чины каноны нака­зы­вают отлу­че­нием от св. При­ча­стия (69 пра­вило св. апо­сто­лов), свя­щен­ные пра­вила ска­зано: «Всту­пив­шие в брак сами себе должны быти довле­ю­щими судьями.

Ибо они слы­шали Павла пишу­щего, яко подо­бает воз­дер­жи­ваться друг от друга, по согла­сию, до вре­мени, дабы упраж­няться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 пра­вило св. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского).

Также гово­рит и 13 пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского: «Вопрос 13: Сово­куп­ля­ю­щимся в обще­ние брака, в кото­рые дни сед­мицы должно соблю­дать воз­дер­жа­ние от сово­куп­ле­ния друг с другом, и в кото­рые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апо­стол гово­рит: не лишайте себе друг друга, только по согла­сию, до вре­мени, да пре­бы­ва­ете в молитве: и снова вкупе соби­рай­тесь, да не иску­шает вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим (1Кор. 7:5).

Впро­чем, необ­хо­димо должно воз­дер­жи­ваться в день суб­бот­ний и вос­крес­ный, потому что в сии дни духов­ная жертва при­но­сится Гос­поду». Сам запрет этот связан с тем, что пред­по­ла­га­ется, (согласно 8 пра­вилу св.

апо­сто­лов), что хри­сти­а­нин при­об­ща­ется за каждой Литур­гией, а согласно 5 пра­вилу Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского, не должно при­ча­щаться после супру­же­ского сожи­тель­ства.

Подоб­ным обра­зом учили и святые отцы, тол­ку­ю­щие этот стих. Св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Что это значит? Жена не должна, гово­рит, воз­дер­жи­ваться против воли мужа, и муж не должен воз­дер­жи­ваться против воли жены.

Почему? Потому, что от этого воз­дер­жа­ния про­ис­хо­дит вели­кое зло; от этого часто бывали пре­лю­бо­де­я­ния, блу­до­де­я­ния и домаш­нее рас­строй­ство. Ибо если иные, имея своих жен, пре­да­ются пре­лю­бо­де­я­нию, то тем более будут пре­да­ваться ему, если лишить их этого уте­ше­ния.

Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воз­дер­жи­ваться одному против воли дру­гого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возь­мешь у меня что-нибудь с моего согла­сия, это не будет для меня лише­нием; лишает тот, кто берет против воли и насильно.

Это делают многие жены, нару­шая спра­вед­ли­вость и тем пода­вая мужьям повод к рас­пут­ству и все при­водя к рас­строй­ству. Всему должно пред­по­чи­тать еди­но­ду­шие; оно всего важнее. Если хочешь, дока­жем это опытом. Пусть из двух супру­гов жена воз­дер­жи­ва­ется, тогда как муж не хочет этого.

Что будет? Не станет ли он пре­да­ваться пре­лю­бо­де­я­нию, или, если не станет пре­лю­бо­дей­ство­вать, то не будет ли скор­беть, бес­по­ко­иться, раз­дра­жаться, гне­ваться и при­чи­нять жене мно­же­ство непри­ят­но­стей? Какая польза от поста и воз­дер­жа­ния, когда нару­ша­ется любовь? Ника­кой.

Сколько неиз­бежно про­изой­дет отсюда огор­че­ний, сколько хлопот, сколько раз­до­ров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обу­ре­ва­е­мого вол­нами корабля, на кото­ром корм­чий не согла­сен с пра­ви­те­лем руля.

Посему Апо­стол и гово­рит: не лишайте себе друг друга, точию по согла­сию до вре­мени, да пре­бы­вайте в посте и молитве.

Здесь он разу­меет молитву, совер­ша­е­мую с осо­бен­ным тща­нием, ибо если бы сово­куп­ля­ю­щимся он запре­тил молиться, то как можно было бы испол­нять запо­ведь о непре­стан­ной молитве? Сле­до­ва­тельно можно и с женою сово­куп­ляться, и молиться: но при воз­дер­жа­нии молитва бывает совер­шен­нее. Не просто ска­зать: да моли­теся, но: да пре­бы­вайте в молитве, потому что брач­ное дело только отвле­кает от этого, а не про­из­во­дит осквер­не­ния. И паки вкупе соби­рай­теся, да не иску­шает вас сатана. Дабы не поду­мали, что это – закон, при­со­еди­няет и при­чину. Какую? Да не иску­шает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает винов­ни­ком пре­лю­бо­де­я­ния, при­бав­ляет: «невоз­дер­жа­нием вашим» – так тол­кует эти слова свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

Подоб­ным обра­зом и св.

Гри­го­рий Бого­слов, уве­ще­вая гото­вя­щихся к Кре­ще­нию, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограж­де­ние, и дару при­неси от себя чистоту на время, пока про­дол­жа­ются дни, уста­нов­лен­ные для молитвы, кото­рые чест­нее дней рабо­чих; и то по вза­им­ному усло­вию и согла­сию. Ибо не закон пред­пи­сы­ваем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей без­опас­но­сти».

Таким обра­зом, пози­цию Церкви можно выра­зить так – хорошо и полезно для души воз­дер­жи­ваться от супру­же­ского обще­ния во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супру­гов.

Насколько долго должно длиться это воз­дер­жа­ние, решать не может никто, кроме их соб­ствен­ной сове­сти. Един­ствен­ное цер­ков­ное огра­ни­че­ние – это запрет на плот­ское обще­ние перед при­ча­стием.

Оно было уста­нов­лено еще в Ветхом Завете, когда перед при­ше­ствием Гос­пода на гору Синай народу было пове­лено три дня воз­дер­жи­ваться от жен (Исх. 19).

Совер­шенно неоправ­данна пози­ция тех, кто утвер­ждает, будто отно­ше­ния в браке воз­можны лишь тогда, когда раз­ре­шены вен­ча­ния.

На самом деле запрет на вен­ча­ния в неко­то­рые дни связан с тем, что из-за постов или насту­па­ю­щих празд­нич­ных служб не может совер­шиться брач­ное пир­ше­ство (объ­яс­не­ние св. Симеона Солун­ского), а не с запре­том на плот­ское обще­ние.

Тем более, что по пра­ви­лам древ­ней Церкви в ночь после Вен­ча­ния брач­ное сожи­тель­ство не одоб­ря­лось.

Сама попытка навя­зать супру­же­ский пост как обя­за­тель­ный в те дни, когда нельзя вен­чать, на самом деле явля­ется, как и гово­рил Зла­то­уст, под­тал­ки­ва­нием людей к изме­нам.

Ведь если строго сле­до­вать нормам, выдви­га­е­мым неко­то­рыми совре­мен­ными духов­ни­ками, тогда ока­жется, что иметь супру­же­ские отно­ше­ния можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что при­ве­дет (осо­бенно в совре­мен­ное раз­врат­ное время) лишь к раз­ру­ше­нию семей, что, соб­ственно и наблю­да­ется.

Тем более недо­пу­стимо счи­тать детей, зача­тых постами, в чем-то ущерб­ными или про­кля­тыми. Это утвер­жде­ние не осно­вано на Писа­нии и тво­ре­ниях Отцов Церкви. Оно осуж­дает без вины мил­ли­оны наших совре­мен­ни­ков, кото­рых роди­тели зачали в «не то время», хотя Бог гово­рит, что дети не несут вины отца.

Все эти запу­ги­ва­ния в корне про­ти­во­ре­чат самому духу еван­гель­ской сво­боды, сове­ту­ю­щей, но не навя­зы­ва­ю­щей. Напом­ним, что поже­ла­ние воз­дер­жа­ния, по словам св. Гри­го­рия Бого­слова: «не закон, но совет».

Но это, конечно, не озна­чает нашего пре­не­бре­же­ния апо­столь­ским сове­том, потому что духов­ная польза от воз­дер­жа­ния оче­видна.

«Меня всегда очень воз­му­щала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый пра­во­слав­ный пре­красно пони­мает, о чем она, настолько часто ее при­ме­няют как в лите­ра­туре, так и в раз­го­вор­ной речи. А как же тогда слова Писа­ния «Брак честен и ложе непо­рочно»? Ведь логично сде­лать вывод, что если одно состо­я­ние чистота, то другое наобо­рот – это грязь!?»

Другое состо­я­ние не чистота, но и не скверна. Брак – это есте­ствен­ное состо­я­ние чело­века в падшем мире, бла­го­слов­лен­ное Гос­по­дом в Кане Гали­лей­ской. Поэтому и в молит­вах Вен­ча­ния мы просим сде­лать брак чест­ным и ложе – несквер­ным.

Но без­бра­чие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъ­есте­ствен­ная доб­ро­де­тель, дела­ю­щая чело­века равным анге­лам.

Но при этом воз­дер­жа­ние, про­ис­хо­дя­щее из-за гну­ше­ния браком, Цер­ковь рас­смат­ри­вает, как при­чину для ана­фемы (14 пра­вило Ган­гр­ского Собора, 51 пра­вило св. апо­сто­лов).

Здрав­ствуйте! Батюшка, спа­сибо, что Вы затро­нули такие дели­кат­ные и в то же время важные темы. У меня ско­пи­лось несколько подоб­ных вопро­сов, но мне всегда как-то неудобно обсуж­дать их с при­ход­ским свя­щен­ни­ком.

Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы отве­тите на них. Зара­нее спа­сибо. И еще.

Я пони­маю, что это не самые глав­ные вопросы в нашей жизни, но хоте­лось бы раз и навсе­гда уяс­нить их для себя, чтобы избе­жать сму­ще­ний вся­кого рода.

  1. Можно ли утром под­но­сить к При­ча­стию груд­ного ребенка, если ночью были супру­же­ские отно­ше­ния?
  2. Можно ли в этот день вообще захо­дить в цер­ковь, при­кла­ды­ваться к иконам, св. мощам и под­хо­дить к пома­за­нию, или чело­век весь день счи­та­ется нечи­стым (а где же «ложе непо­рочно»?). Можно ли дома зажи­гать свечи и лам­паду, вку­шать святую и кре­щен­скую воду и просфору?
  3. Счи­та­ется ли ночь При­част­ного дня пост­ной в супру­же­ском отно­ше­нии?

Апо­стол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же гово­рят молитвы Таин­ства Брака. Поэтому невоз­можно гово­рить о нечи­стоте супру­же­ского ложа, если не было греха (каких-либо про­ти­во­есте­ствен­ных отно­ше­ний).

Поэтому после супру­же­ских отно­ше­ний можно при­ка­саться к любой свя­тыне и под­но­сить ребенка к святой Чаше. Не допус­ка­ется лишь уча­стие в св. При­ча­стии в согла­сии с пра­ви­лом Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского. В день после при­ча­стия также должно хра­нить себя от бли­зо­сти «любви ради небес­ного Царя» (по словам Слу­жеб­ника).

Читайте также:  Главные молитвы, которые должен знать каждый: 12 православных текстов

Но нигде ничего не ска­зано про сле­ду­ю­щую ночь. Начи­на­ется новый день и ника­ких запре­тов на него нет.

Батюшка, под­ска­жите, как быть. Мой муж не явля­ется очень цер­ков­ным чело­ве­ком, но несколько меся­цев назад заявил, что супру­же­ские отно­ше­ния в ком­нате, где на стене висят иконы, невоз­можны.

Я спро­сила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой ком­нате. И как тогда быть? А если ком­ната вообще одна? Этот довод мужа не убедил.

Он может в какой-то мере быть прав?

Апо­стол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супру­же­ское сожи­тие никак не может осквер­нить икон. У хри­сти­а­нина иконы должны быть всегда на виду, чтобы нико­гда не забы­вать Бога, Кото­рый все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семей­ным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предо­хра­нить себя от раз­лич­ных зло­упо­треб­ле­ний браком.

Позволительно ли иметь интимные отношения с мужем или женой перед Вечерей Господней (Причастием)?

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Vibe
  • Telegram
  • WhatsApp

Вчера я получил следующий вопрос от читателя портала www.moldovcrestina.md

Брат Василе, вижу, что вы священник, который говорит и отвечает на такие вопросы, о чем другие священники не говорят. Я думаю, что это хорошо, потому что в христианской среде есть информационный вакуум относительно сексуальности, интимной жизни и т.д. Пусть Бог благословит вас.

Есть и у меня вопрос, который я никак не могу понять: Насколько я знаю, Библия говорит, что муж и жена должны воздерживаться от интимных отношений только когда речь идет о посте и молитве… Но другие говорят, что НЕ надо иметь отношений и перед Вечерей Господней (основываясь на Ветхом Завете). Каким должно быть правильное понимание, потому что таким образом идет речь о нарушении закона перед Причастием, а с другой стороны, если случилось, что долгое время муж/жена не имели интимных отношений, они подвергаются искушениям на уровне ума, глаз. Жду ответа. Заранее благодарю.

Бог не дал в Библии такой заповеди

Когда Бог говорил об обязанностях супругов в интимных отношениях, Он сказал:

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. (1Коринфянам 7:3-6)

Когда Апостол Павел говорит, что это позволение, а не повеление, он ссылается на решение о сексуальном уклонении друг от друга, чтобы пребывать в посте и молитве. Будьте внимательны – это позволение, а не повеление.

Если муж и жена согласны и хотят удерживаться от интимных отношений на время поста и молитвы, они могут сделать это, но даже если один из них не согласен, другой партнер не может заставить воздержаться, поэтому, хотящий поститься должен исполнять свои супружеские обязанности и во время поста и молитвы.

Как хорошо видно, в этом перечне были только пост и молитва, но Вечери Господней здесь не было.

Ветхий Завет не говорит о Вечере Господней (Причастии)

Никто не может ссылаться на Ветхий Завет, чтобы давать заповеди людям о Вечере Господней, потому что Ветхий Завет ничего не говорит об этом. В вечер перед Своим арестом, Иисус Христос установил Вечерю Господню как знамение напоминание о Новом Завете, который заключили ученики, и который потом заключили все христиане. Вот как описывает Апостол Павел это событие:

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

(1Коринфянам 11:23-26)

Надо ли каяться в «блуде»… с законным супругом?

От редакции: публикация статьи игумена Валериана (Головченко) «Про «это» – православным» вызвала неожиданно много читательских откликов и целый поток вопросов священникам. На одно из писем о наболевшем отвечают протоиереи Андрей Дудченко и Димитрий Карпенко.

Здравствуйте, батюшка! Благославите. Пишет Вам раба Божия Ксения. На многих сайтах я пыталась получить ответ на свой вопрос, но, видимо, тема слишком деликатна. На самом деле, я совсем уже смрилась, но случайно нашла замечательный женский сайт. И, вот, рискую, в последний раз.

Мой муж служит алтарником (это я к тому, чтобы было понятно, что он воцерковлен). На Светлой седмице (третий день после Пасхи) у нас были с ним супружеские отношения.

На исповеди мужу отпустили этот грех (до сего дня ни в одной из книг, ни у одного святого я не нашла информации о том, что это является грехом, что на Светлой седмице супружеские отношения невозможны. Муж на следующий день в алтаре не служил — основная работа в другом месте).

Меня же отлучили от исповеди и наложили епитимию: по 50 земных поклонов со словами : «Прости меня Боже, блудную и грешную!» в течение сорока дней. Я очень хочу понять, в чем заключается мой грех. Почему я блудница? Я была с мужем, в нашем доме, на нашем супружеском ложе.

Если мой личный грех так велик, подскажите мне, пожалуйста, где я могу найти ссылку, объясняющюю степень моего падения. Прошло уже много времени, скоро Великий Пост и Пасха, но я, несмотря на выполненную епитимию и отпущенный грех, до сих пор чувствую себя последней блудницей и не могу вступать с мужем в интимные отношения. Для меня это великое преодоление. Простите меня, Христа ради, за мою тему и вопрос. Ксения.

Дорогая во Христе Ксения!

Епитимия, наложенная на Вас, судя по Вашему описанию, абсолютно незаконна и может считаться как вовсе не бывшая. К сожалению, сегодня можно встретить подобных горе-духовников, которым почему-то оказывается очень интересно вникать в подробности интимной жизни супругов, чтобы внушать комплекс вины и таким образом подчинять себе людей.

Апостол Павел, слова которого для христиан обладают несравненно бОльшим авторитетом, чем мнения хоть всех вместе взятых священников, пишет в своем Первом послании к Коринфянам (глава 7) следующее: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

» То есть, воздержание от супружеских отношений возможно только и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в том случае, когда это совместное решение супругов. Священник не должен регламентировать это.

Теперь попробуем разобраться, что же имел в виду священник. Воздержание на Светлой седмице подразумевается в том случае, если, согласно церковным канонам и логике богослужебного устава, миряне каждый день на этой седмице причащаются Тела и Крови Христовых.

Действительно, вся Светлая седмица — это как один сплошной воскресный день, и 66-е правило Трульского (Шестого вселенского) собора предписывает всем христианам в течение всей Светлой седмицы «во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь». Между тем, в церкви сложилось твердое правило непременно воздерживаться от супружеской близости в ночь перед причастием. Отсюда и сплошное воздержание в течение Светлой седмицы, если каждый день причащаться. Впрочем, и это церковное правило не освящено авторитетом Священного Писания или какого-то Вселенского собора…

Для чистых все чисто. Православие — путь жизни и свобода, а не система запретов на каждый чих.

  1. протоиерей Андрей Дудченко
  2. ***
  3. Здравствуйте, Ксения!

Уверен, что исповедовавший Вас священник превысил свои полномочия. Никто не вправе регламентировать супружеские отношения кроме самих супругов.

Светлая седмица по канонам предполагает ежедневное причащения верных за каждой литургией, если следовать этому правилу, то тогда супружеские отношения нужно исключить. Если же супруги не причащаются в этот период, то они вправе сами решать как им поступать.

С уважением,

протоиерей Димитрий Карпенко

Обуздывание похоти и супружеские обязанности – разные вещи

Понимаю, что люди, воздерживающиеся от интимных отношений с мужем или женой, говорят, что таким образом они смиряют себя перед Причастием.

Сексуальное воздержание не является обуздыванием похоти, потому что здоровые интимные отношения с мужем или женой – это обязанность, оставленная Богом на страницах Священного Писания, как мы читали выше.

А что касается обуздания похоти, то это должно быть частью христианской жизни, а не только перед Вечерей Господней, но постоянно, если ты говоришь что имеешь Святого Духа и ведом Им.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Галатам 5:22-23)

Перед Вечерей Господней ты должен исследовать себя, как ты исполняешь обязанности мужа или жены

Господь Иисус оставил Вечерю как напоминание о Новом Завете, в который мы вошли по вере в Него и нам необходимо исследовать свою жизнь в свете этого завета. Вот что написал об этом Апостол Павел:

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (1Коринфянам 11:28-29)

То, как ты исполняешь супружеские обязанности является частью Нового Завета.

Поэтому, когда подходит время Вечери Господней, каждый христианин должен исследовать себя и сделать анализ того, как он заботиться о восполнении физических и эмоциональных нужд жены или мужа, и дает ли он внимание и утешение, которое ожидают от него.

Это возможность покаяться, если кто-то уклоняется от исполнения этой обязанности, или если манипулирует интимными отношениями, или пренебрегает и равнодушен к качеству, чтобы как-то преобразить их из нудной рутины, в романтические отношения.

Бог ставит большой акцент на качестве интимных отношений между мужем и женой, потому что это скрепляет их единство. Вот заповедь, данная Богом в Ветхом Завете об интимных отношениях супругов:

Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял. (Второзаконие 24:5)

В первый год брака устанавливаются отношения между мужем и женой и Бог ставит это даже выше воинских обязанностей или любой другой общественной проблемы, чтобы потом супруги имели прекрасные отношения на протяжении всей жизни и чтобы они были отображением взаимоотношений между Христом и Его Церковью.

Да поможет Бог каждому из нас отображать это через наши браки и жить в послушании Слову Божьему, чтобы не увидеть в один момент, что мы поставили выше всего нашу праведность и оставили в стороне Божью праведность.

  Протоиерей Серафим Слободской — Закон Божий

Перевод: Моисей Наталья

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector