Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Святой благоверный князь Роман Рязанский. Икона месячной минеи, дерево, масло. XIX век. (Государственный Эрмитаж)

Роман Ольгович (1237—19 июля 1270 года) — Великий князь рязанский, Святой Роман Рязанский, единственный сын Олега Ингваревича Красного. По княжескому обычаю родители дали ему славянское имя Ярослав а в святом крещении нарекли Романом.

Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. происходил из доблестного рода рязанских князей. Дед святого князя Романа князь Олег основал Успенский монастырь недалеко от Рязани.

Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман.

Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Отец его, Олег Ингваревич Красный, после четырнадцатилетнего плена возвратился на родину и княжил еще шесть лет. В 1258 году, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег был пострижен в схиму с именем Космы. Он передал престол своему сыну Роману и мирно скончался.

Роман Ольгович сел на престол после смерти отца 20 марта 1258 года. Двенадцатилетнее правление Романа Ольговича летописи обходят молчанием. Известны лишь обстоятельства его трагической кончины. В 1270 г. хану Менгу-Тимуру донесли, что Роман возводит хулу на него самого и на магометанскую веру. Роман был вызван в Орду и передан в руки палачей.

Роман мало того, что отказался перейти в ислам, так еще и попытался проповедовать христианство своим мучителям. За это у него вырвали язык, отрезали уши; медленно, сустав за суставом, отрубили руки и ноги, а когда в теле князя еще теплилась жизнь, содрали кожу с головы и водрузили ее на копье.

За свою мученическую кончину Роман Рязанский был причислен православной церковью к лику святых.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Иллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем»

Почитание

Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины.

Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (†421; память 27 ноября/10 декабря).

Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Иллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем»

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.

По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского.

Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Планшеты Д. Алексинского из «Всадников войны» — конница Руси за 6 столетий. Южнорусский дружинник. Первая треть 13 века.

По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю).

В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен.

Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года.

Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.

Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви.

Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны.

Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

«Святой Благоверный Князь Роман Рязанский», дерево, масло, XIX век,

Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой.

Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля, в день памяти святого.

В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.

Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года.

20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Святой благоверный князь Роман Рязанский

Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается 19 июля /1 августа, в день мученической кончины святого.

Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели — 19 июля.

10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.

Жена: Анастасия. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью.

Дети: Фёдор (ум. 1294) — князь рязанский (1270—1294).
Ярослав (ум. 1299) — князь пронский (1270—1294), князь рязанский (1294—1299).
Константин (ум. 1308) — князь пронский (1294—1299), князь рязанский (1299—1301), убит в московском плену.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Лицевой летописный свод. Повесть о разорении Рязани Батыем. Разорение Рязанской земли.

Лит.: Андреев А., Корсакова В. Рязанские князья // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Роман, русские князья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 2. — С. 260-261.

Житие святого благоверного князя Романа Рязанского.

Святой благоверный князь Роман Рязанский

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы1 августа Православная Церковь вместе с иконой Богородицы Умиления и Святым преподобным Серафимом Соровским, чтит память святого благоверного князя Романа Рязанского.

Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Оле­го­вич Ря­зан­ский был из ро­да кня­зей, ко­то­рые во вре­мя та­тар­ско­го ига про­сла­ви­лись как за­щит­ни­ки хри­сти­ан­ской ве­ры и Оте­че­ства. Оба его де­да умер­ли за От­чиз­ну в бит­ве с Ба­ты­ем.

Дет­ство и юность свя­то­го кня­зя Ро­ма­на при­шлись на са­мый пер­вый пе­ри­од мон­го­ло-та­тар­ско­го ига и это ос­та­ви­ло от­пе­ча­ток на судь­бе свя­то­го кня­зя Ро­ма­на, как и ты­сяч его совре­мен­ни­ков. Он ли­шил­ся так­же и ро­ди­те­лей.

Об от­це свя­то­го кня­зе Оле­ге Иго­ре­ви­че из­вест­но, что он был взят Ба­ты­ем в плен и вер­нул­ся на ро­ди­ну в 1252 го­ду. Неиз­вест­но, как уце­лел от та­тар юный князь Ро­ман.

Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что он был уве­зен епи­ско­пом Ря­зан­ским и Му­ром­ским Ев­фро­си­ном Свя­то­гор­цем в Му­ром.

Ли­шен­ный род­ных и кро­ва, свя­той князь Ро­ман с юно­сти шел к ис­по­вед­ни­чес­ко­му по­дви­гу пу­тем скор­бей и стра­да­ний. Вос­пи­та­ние его бы­ло, по бла­го­че­сти­во­му рус­ско­му обы­чаю, цер­ков­ное.

На­ча­ло пре­муд­ро­сти – страх Бо­жий – по­ла­га­лось в ос­но­ва­ние жиз­ни через чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Крот­кий князь с юно­сти пла­ме­нел лю­бо­вью ко Хри­сту и утвер­ждал­ся в пра­во­слав­ной ве­ре.

Бла­го­че­стие и тер­пе­ние, лю­бовь к от­чизне и со­вер­шен­ная пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей от­ли­чи­ли бу­ду­ще­го стра­сто­терп­ца и ис­по­вед­ни­ка.

Ко­гда отец вер­нул­ся из та­тар­ско­го пле­на, бла­го­вер­ный князь был уже се­мей­ным че­ло­ве­ком. Его су­пру­га кня­ги­ня Ана­ста­сия про­ис­хо­ди­ла из ро­да ве­ли­ко­го кня­зя ки­ев­ско­го и от­ли­ча­лась ис­крен­ней ве­рой и бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Трое сы­но­вей – кня­жи­чи Фе­о­дор, Яро­слав и Кон­стан­тин – вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем.

20 мар­та 1258 го­да, по­сле кон­чи­ны от­ца кня­зя Оле­га, пе­ред смер­тью при­няв­ше­го мо­на­ше­ский по­стриг, бла­го­вер­ный князь Ро­ман всту­пил на пре­стол об­шир­но­го Ря­зан­ско­го кня­же­ства, ко­то­рое в то вре­мя мед­лен­но оправ­ля­лось от та­тар­ско­го по­гро­ма.

Вос­пи­тан­ный в люб­ви к свя­той ве­ре (князь жил в сле­зах и мо­лит­вах) и сво­ей Ро­дине, князь все­ми си­ла­ми за­бо­тил­ся о ра­зо­рен­ных и угне­тен­ных под­дан­ных, за­ши­щал их от на­си­лий и гра­бе­жей хан­ских бас­ка­ков (сбор­щи­ков по­да­тей).

Бас­ка­ки воз­не­на­ви­де­ли свя­то­го и окле­ве­та­ли его пе­ред та­тар­ским ха­ном Мен­гу-Ти­му­ром. Ро­ман Оле­го­вич был вы­зван в Ор­ду, где хан Мен­гу-Ти­мур объ­явил, что он дол­жен вы­брать од­но из двух: или му­че­ни­че­скую смерть или исламскую ве­ру.

Бла­го­вер­ный князь от­ве­чал, что хри­сти­а­нин не мо­жет из­ме­нить ис­тин­ную ве­ру на лож­ную.

За свою твер­дость в ис­по­ве­да­нии ве­ры он был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: ему от­ре­за­ли язык, вы­ко­ло­ли гла­за, об­ре­за­ли уши и гу­бы, от­сек­ли ру­ки и но­ги, со­дра­ли с го­ло­вы ко­жу и, от­ру­бив го­ло­ву, на­са­ди­ли ее на ко­пье. Это про­изо­шло в 1270 го­ду.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

По­чи­та­ние кня­зя-му­че­ни­ка на­ча­лось сра­зу же по его смер­ти. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным.

С 1854 го­да со­вер­ша­ет­ся в Ря­за­ни крест­ный ход и мо­ле­бен в день па­мя­ти свя­то­го Ро­ма­на. В 1861 го­ду в Ря­за­ни освя­щен храм в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на.

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.

По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Читайте также:  Можно ли незамужней девушке крестить девочку: развенчание мифов и обязанности

В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо­глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер­ного князя Романа Рязанского.

Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю).

В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен.

Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года.

Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.

Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви.

Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны.

Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.

Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой.

Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля ,(1 августа) , в день памяти святого.

В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.

Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года.

20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.

Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается  1 августа, в день мученической кончины святого.

Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели .

10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.

Святой благоверный князь Роман показал свою стойкость и крепость в защите Православной веры. Святой князь  Роман является помощником и заступником всех угнетаемых, гонимых  и притесняемых за веру Православную.Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Мученьми странноужасными/ и доблестию терпения/ всех преудивил еси, княже Романе:/ честных бо членов твоих по составом резание/ и всего телесе твоего раздробление/ претерпел еси за веру Христову./ Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/ и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский./ Молися убо ко Господу,/ да мир и благоденствие дарует граду нашему,/ и испроси у Него милость и спасение/ чтущим священную память твою, многострадальна.

Оклеветанный пред ханом в хулении зловерия его,/ дерзновенно предстал еси судищу нечестивому;/ убоявся же Страшнаго Суда Христова,/ ханское повеление и страх поплевал еси, святый Романе./ Телом, яко розга, режемый,/ в страданиих уподобился еси Иакову Персянину/ и явился еси великомученик изрядный,/ столп и утверждение Церкви Рязанстей,/ заступник и воевода Российский преславный.

Молитва святому благоверному князю Роману Рязанскому

Святый славный великомучениче, благоверный княже Романе, покровителю и заступниче области Рязанския! Веруем и уповаем, яко страдании и богоугодною жизнию твоею стяжал еси велию милость и дерзновение у Господа Бога и не забыл еси достояния твоего земнаго, отечества нашего, в немже обуреваемы мы, раби твои, многими напастьми вражиими и страстьми житейскими. Темже молим тя: молитвами и предстательством твоим умоли Господа Бога, да избавит нас от всяких бед и от всех врагов, видимых и невидимых. О великий угодниче Божий! Вздохни о нас грешных ко Господу Богу, да простит нам вся согрешения наша, да ниспослет нам благодать Всесвятаго Духа, да престанем от всякаго сквернодейства и прочее время живота нашего во всяком благочестии и чистоте поживем и, тако благоугодивше Господу, сподобимся жизни вечноблаженныя, поюще и воспевающе превеликое милосердие Божие и твое милостивое предстательство за нас у Престола Божия во веки веков. Аминь.

Благоверный князь Роман РязанскийТекст

© ООО «Зёрна-Слово», 2019

Житие святого благоверного князя Романа Рязанского

Князь Роман Олегович родился в XII веке незадолго до нашествия на Русь монголов. Он происходил из благочестивого рода рязанских князей.

Родоначальником рода был правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Константин (Ярослав).

Он, его дети, князья Михаил и Феодор, прославились святостью жизни и почитаются Церковью как Муромские чудотворцы(память 21 мая/3 июня).

Внук Константина, Владимир Святославич (первый великий князь Рязанский) был примером бескорыстия и самоотвержения; он был дедом святого Муромского чудотворца Петра (+1228; память 25 июня/8 июля).

Дед Романа Ингварь (Кузьма Игоревич) за благочестие и веру удостоился особенного покровительства Промысла Божия. Когда двоюродный брат его Глеб Пронский убил в 1217 году родного брата и пятерых двоюродных, Ингваря Бог спас от напрасной смерти, в память об этом он основал монастырь во имя Успения Божьей Матери.

Двоюродный дядя Романа, Феодор Юрьевич Зарайский, за свои добрые качества в 1225 году получил особую милость святителя Николая Чудотворца: к нему по повелению самого Угодника была доставлена священником Евстафием чудотворная икона святителя (Никола Зарайский).

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Живую веру, крепкую любовь к отчизне явили родственники Романа в тяжкую годину монгольского нашествия. Отец святого, Олег Ингваревич и его двоюродный дед, великий князь Рязанский Юрий Игоревич, возглавили оборону Рязани. Князь Юрий Игоревич погиб в декабре 1237 года. А дядя Роман Ингваревич погиб в начале января 1238 года в битве у Коломны.

Таков был благочестивый и самоотверженный род князя Романа, принадлежа столь высокому по духу веры и благочестия роду, князь Роман умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

Отцом князя Романа был великий рязанский князь Олег Ингваревич. По княжескому обычаю благочестивые родители дали ему славянское имя Ярослав, а в святом крещении нарекли Романом.

Промыслом Божиим князю Роману уготован был путь страданий и скорбей. Душа его должна была пройти через горнило тяжких испытаний, и начались они, когда святой Роман едва начал выходить из младенческого возраста.

В 1237 году полмиллиона татар под предводительством Батыя втоглись в землю рязанскую с огнем и мечом. Страх и трепет потрясли умы и сердца людей, всюду были смятение и тревога.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич послал сына своего Феодора к Батыю. Дары были приняты, а молодой князь убит. Князья, твердо решившись на борьбу с варварами, со слезами молились в соборном храме Бориса и Глеба и, получив благословение епископа Евфросина Святогорца, попрощались с семейством и народом и оставили Рязань.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Городище Старая Рязань. Здесь возвышалась некогда великокняжеская столица Рязань, принявшая на себя в 1237 г. страшный удар Батыевой Орды

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Рязанское княжество

1. По некоторым датам у учёных-историков нет единого мнения, поэтому возможны разночтения с другими источниками.

Роман Рязанский: житие благоверного князя и икона святого, о чем просят мученика и молитвы

Согласно святцам день ангела у Романа приходится на следующие дни календаря:

  • 18 января и 11, 16 февраля;
  • 2 и 29 марта, а также 15 мая;
  • 5, 13 июня, а также 1, 6, 11, 15, 23 августа;
  • 8, 16, 24 сентября, 8, 14 октября и 13 ноября, а также зимой 1, 10 декабря.

Празднуются именины Романа либо тогда, когда церковь чтит святого, в честь которого мужчина был назван, либо — в ближайший день, следующий за днем его рождения.

Если, например, день рождение Романа — 3 ноября, то именины отмечаются 13 ноября, в день памяти праведного Романа.

Нательная именная икона святой Роман с позолотой

Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине столетия в в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.

) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом.

Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь.

Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился.

Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его.

Вот и совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово.

Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг.

Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев.

Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты.

Скончался преподобный роман в 556 году.

Основа иконы: ювелирная латунь. Покрытие: серебрение и позолота

В комплекте — икона, шнурок, коробочка.

Высота: 2,2 см. Вес: 4 гр.

Икона освящена

Происхождение имени

Имя Роман латинского происхождения, произошло оно от слова romanus, которое переводится как «римлянин» или «римский». В переводе с греческого Роман означает «крепкий, сильный».

Читайте также:  Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Название цветка «ромашка» тоже связано с именем Роман: их роднит происхождение, ведь ромашка производное от слова «римская».

В других языках тоже есть имена аналогичные этому имени: итальянский Романо, испанский Роман, французский Ромен. Любопытен и тот факт, что мужское имя Роман имеет женский парный вариант имени – Романа.

На Руси имя получило широкое распространение после принятия христианства, придя к нам из Византии. Это имя получил при крещении святой князь Борис, который, вместе со своим братом Глебом, стал первым русским святым, канонизированный русской церковью.

Святые покровители Романа в православии

Каждый православный человек при крещении получает имя, которое носит один или несколько его небесных покровителей.

Святыми заступниками Романов являются:

  • Преподобномученик Роман из Карпенисии;
  • Священномученики Роман Лакедемовец, Роман Парийский, Роман Кисарийский;
  • Мученики Роман Римский, Роман Самосатский, Роман, князь Роман Рязанский, Роман Никомидийский;
  • Роман Угличский, благоверный князь;
  • Преподобные Роман Тырновский, Роман Киржачский, Роман Сладкопевец, Роман Сирийский; • Страстотерпец Роман (в миру — князь Борис);
  • Праведный Роман;
  • Новомученики Роман Марченко, Роман Медведь.

Полезно знать: если крещение человека произошло до 2000 г. (до прославления новомучеников), то новомученик, носящий имя этого человека, не считается его небесным покровителем. Новомученик может считаться покровителем человека, крещеного после 2000 г.

Сведения о некоторых святых, носивших имя Роман

Наиболее известными и почитаемыми в России святыми, носящими данное имя, являются Роман Кисарийский, Роман Сладкопевец и отшельник Роман Сирийский.

Роман Кисарийский служил дьяконом в храме Кесарии Палистинской. Жил в Антиохию во время христианских гонений, где за свои убеждения был схвачен и повешен. По традиции мученику Роману Антиохийскому молятся при бесплодии и невозможности иметь детей.

Это интересно: по народному календарю день памяти святого, 1 декабря, считался зимоуказателем. Считалось, какой выдастся денек, такова и зима будет. В народе так и говорили: «Платон да Роман кажут зиму нам».

Роман Сладкопевец, живший во второй половине V века, был уроженцем города Емеса (Сирия). Одно время был пономарем в г. Берите, потом клириком в храме Святой Софии в Константинополе. По молитвам к Пресвятой Богородице получил дар песнопения и сочинения церковных песен, которого ранее не имел.

Он считается первым творцом кодаков и автором известного кодака на праздник Рождества Христова. Роман Сладкопевец мирно скончался в 556 г. в сане дьякона, приняв постриг. Этому святому верующие молятся, прося помощи в певческом искусстве и развитии творческих способностей, а также защиты от недоброжелателей и завистников.

Отшельник Роман Сирийский, подобно предыдущему святому, жил в V веке. Жил в Антиохии, около г. Рос, где родился. Прославился как затворник, строго соблюдающий посты и носивший тяжелые вериги до своей смерти в очень преклонном возрасте.

Обладал даром исцеления многих болезней, особенно почитаем женщинами, которые страдают бесплодием, ибо по сей день по молитвам к этому святому получают возможность родить детей.

История святого

Икона «Роман Сладкопевец» написана в честь православного святого, который был рожден и жил в пятом столетии в Сирии. Греческая семья Романа жила в городе Емесе и была довольно зажиточной. Роман смог получить хорошее образование в христианской школе, где впервые начал изучать музыку, хотя выраженным талантом не обладал.

Преподобный Роман Сладкопевец

Начало певческого пути

При правлении императора Анастасия Дикор Роман переезжает в столицу Константинополь и становится клириком в местном храме Святой Софии. Юноша был очень усердный в своей работе и всячески помогал патриарху, что не осталось незамеченным. Хотя в то время никаких особенных музыкальных талантов он не проявлял.

  Православное и католическое Распятие: сходство и различия

За свою кропотливую и честную службу Роман был приближен к патриарху Евфимию, который питал к юноше нежные чувства.

Это не только не сделало юношу популярным, но наоборот, настроило многих служителей против. Роман неоднократно претерпевал от старших служителей и однажды испытал настоящее унижение.

Клирики вытолкнули его прямо во время Рождественского богослужения на храмовый амвон и диакону пришлось солировать на виду у многолюдной толпы.

Поскольку особых талантов он в музыке не проявлял, то это обернулось настоящим унижением. Сам император со своей семьей был на служении, и все слышали слабое и неуверенное пение Романа.

Помощь Богородицы

После провала Роман вернулся домой и долго молился Богородице, прося дать ему талант пения. Точно не известно сколько он молился, но в течение плача к нему явилась Богородица и подала бумажный свиток. По рассказам Романа он должен был съесть поданный свиток, что он немедленно и сделал. Сразу после этого юноша приобрел ясный и чистый голос и отменный музыкальный слух.

Явление во сне Пресвятой Богородицы

Кроме этого, он стал писать стихи и песни, тут же создав знаменитый кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает», который регулярно поется в храмах на Рождество.

На второй день после случившегося чуда Роман пришел в храм и настоял, чтобы ему дали исполнить несколько гимнов на амвоне. Все еще длилось Рождество и это была всенощная служба. Он исполнил написанный им кондак и вызвал всеобщее восхищение. Сам император лично благодарил и нарек диакона Сладкопевцем.

Каждое последующее собрание Роман Сладкопевец исполнял свои псалмы, а позже стал преподавать пение в Константинополе.

Интересно! За всю свою жизнь он составил и записал более тысячи гимнов и псалмов.

Празднование именин

В день своих именин рекомендуется посетить храм, исповедоваться и причаститься. Если планируется праздничный обед, то он должен быть не шумным, а тихим и скромным.

  • Если день именин совпадет с постом, то стол должен быть постным, а если выпадает День ангела на Великий пост, то с будней переносится на один из выходных дней.
  • Если вы хотите вручить имениннику подарок, то уместно будет преподнести икону святого, например, Роману – святого, которого он чествует в этот день, духовную литературу — житие святого или молитвослов, с молитвой святому Роману, свечи или сосуд для святой воды.
  • Обращайтесь за помощью к своим святым, прося их о заступничестве, и почитайте их не только в день именин.

Описание святого лика

День памяти Романа Сладкопевца отмечается 1 октября, когда в храмах перед иконой исполняют гимны, написанные им самим в ходе торжественного богослужения. Иконописцы создали несколько вариантов иконы святого, но как правило, они все изображают благообразного юношу с нимбом и печальным лицом. Иногда рисуют Романа в облачении дьякона, т.е. со стихирой и с орарем.

Некоторые иконописцы изображают на этом свитке написанный Романом псалом Богородице. А различные поздние вариации образов содержат и Деву Марию, которая передает Роману свиток. Юноша изображается с длинными густыми волосами, что как бы указывает на его молодость и девственную чистоту, ведь он с самого рождения посвятил жизнь Богу и не остригал волосы.

  1. Икона святого Романа Сладкопевца
  2. Правая рука юноши всегда совершает крестное знамение в воздухе, а левая держит тот самый святой свиток, который дала ему Богородица.
  3. Читайте о других православных святых:
  • Григорий Синаит
  • Иоанн Русский
  • Косма Этолийский

Псаломщик — <

Тропарь, глас 1:

Муче́ньми странноужа́сными/ и до́блестию терпе́ния/ всех преудиви́л еси́, кня́же Рома́не:/ честны́х бо чле́нов твои́х по соста́вом ре́зание/ и всего́ телесе́ твоего́ раздробле́ние/ претерпе́л еси́ за ве́ру Христо́ву.

/ Те́мже и возше́л еси́ к Престо́лу Царя́ Христа́ Бо́га/ и яви́лся еси́ но́вый предста́тель Це́ркве Ряза́нския.

/ Моли́ся у́бо ко Го́споду,/ да мир и благоде́нствие да́рует гра́ду на́шему,/ и испроси́ у Него́ ми́лость и спасе́ние // чту́щим свяще́нную па́мять твою́, многострада́льне.

Кондак, глас 2:

Оклеве́танный пред ха́ном в хуле́нии злове́рия его́,/ дерзнове́нно предста́л еси́ суди́щу нечести́вому;/ убоя́вся же Стра́шнаго Суда́ Христо́ва,/ ха́нское повеле́ние и страх поплева́л еси́, святы́й Рома́не.

/ Те́лом, я́ко розга́, ре́жемый,/ в страда́ниих уподо́бился еси́ Иа́кову Пе́рсянину/ и яви́лся еси́ великому́ченик изря́дный,/ столп и утвержде́ние Це́ркви Ряза́нстей,// засту́пник и воево́да Росси́йский пресла́вный.

Молитва первая

Святы́й сла́вный великому́чениче, благове́рный кня́же Рома́не, покрови́телю и засту́пниче о́бласти Ряза́нския! Ве́руем и упова́ем, я́ко страда́нии и богоуго́дною жи́знию твое́ю стяжа́л еси́ ве́лию ми́лость и дерзнове́ние у Го́спода Бо́га и не забы́л еси́ достоя́ния твоего́ земна́го, оте́чества на́шего, в не́мже обурева́емы мы, раби́ твои́, мно́гими напа́стьми вра́жиими и страстьми́ жите́йскими. Те́мже мо́лим тя: моли́твами и предста́тельством твои́м умоли́ Го́спода Бо́га, да изба́вит нас от вся́ких бед и от всех враго́в, ви́димых и неви́димых. О вели́кий уго́дниче Бо́жий! Вздохни́ о нас гре́шных ко Го́споду Бо́гу, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша, да ниспосле́т нам благода́ть Всесвята́го Ду́ха, да преста́нем от вся́каго скверноде́йства и про́чее вре́мя живота́ на́шего во вся́ком благоче́стии и чистоте́ поживе́м и, та́ко благоугоди́вше Го́споду, сподо́бимся жи́зни вечноблаже́нныя, пою́ще и воспева́юще превели́кое милосе́рдие Бо́жие и твое́ ми́лостивое предстата́льство за нас у Престо́ла Бо́жия во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О пресла́вный страстоте́рпче, вели́кий уго́дниче Бо́жий, принеси́ на́шу сле́зную моли́тву Го́споду Бо́гу на́шему, уми́лостиви Его́ к нам, гре́шным, да оты́мет от нас гнев свой пра́ведный и умири́т страну́ на́шу многострада́льную; да утверди́т благоде́нствие и тишину́, да низпосле́т нам изоби́лие плодо́в земны́х и да возбрани́т враго́м на́шим оби́ду твори́ти си́рым и безпо́мощным. Припа́дающе к ико́не твое́й, воспомина́ем с ве́рою страда́ния твоя́, за Христа́ претерпе́нная, и мо́лим тя: не оста́ви нас и испроси́ нам у Го́спода блага́я вре́менная и ве́чная, да сла́вим просла́вившаго тебе́ Бо́га во ве́ки. Ами́нь.

Назад к списку

Святые БОРИС и ГЛЕБ, благоверные князья-страстотерпцы

Дни памяти: 15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)  6 августа– день памяти святых князей Бориса и Глеба (1015) 18 сентября- убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015)

О чем молятся святым Борису и Глебу Жития благоверного князей Бориса и Глеба Молитвы святым страстотерпцам Борису и Глебу Акафист святым князьям Борису и Глебу Величание Видеофильм

О чем молятся святым благоверным князьям борису и глебу

Святые страстотерпцы Борис и Глеб почитаются как заступники Русской земли. Им молятся о добрых нравах властей, об укреплении Православной веры и о преодолении неверия, избавлении от бед, голода, болезней, скорбей и внезапной смерти.

Этим святым молятся об укрощении всякой вражды и злобы между людьми.

Благоверных князей просят также испросить у Господа для молящихся оставление грехов, единомыслие и здравие, сохранение от нашествия внешних врагов, внутренних междоусобиц и мужество перед лицом смертельной опасности.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы. Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

Жития святых благоверных князей-страстотерпцев бориса и глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015).

Читайте также:  Молитва о потерянной вещи: 6 православных текстов, чтобы быстро найти пропажу

Святой князь Владимир с сыновьями

У Владимира имелось двенадцать сыновей от разных жен. Старшие дети Владимира часто враждовали между собой, они  были рождены еще во времена, когда князь пытался укрепить языческую веру.

Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев.

А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской.

Борис и Глеб родились позже, примерно в годы Крещения Руси. Их мать была из Волжской Булгарии.  Они  были воспитаны в христианском благочестии и любили друг друга.

  Борис был наречен в святом крещении Романом, Глеб — Давидом.

Есть свидетельства о том,  что Борис читал какую-нибудь книгу, обычно жития или мучения святых, то Глеб сидел рядом и внимательно слушал, и так пребывал Глеб неотступно возле брата, потому что был еще мал.

Когда сыновья  стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Борису достался Ростов, а Глебу — Муром. Княжение Глеба в Муроме оказалось нелегким. Рассказывают, что муромские язычники не допустили его в свой город, и князю пришлось жить вне пределов городских стен, в пригороде.

Святой князь Борис

Князь Владимир любил Бориса более других своих сыновей, во многом доверялся ему и намеревался передать ему Киев и великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе и со временем уже прославился как храбрый и искусный воин.

Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Вскоре после отъезда Бориса Владимир умер. Это случилось 15 июля 1015 года в сельце Берестовом, близ Киева.

В это время в столице оказался один Святополк, который воспользовался своим положением и самовольно захватил власть в Киеве, провозгласив себя Великим князем Киевским. Он задался целью скорее избавиться от братьев-соперников, пока те ничего не предприняли. Святополк решил скрыть смерть отца. Ночью по его приказу в княжеском тереме разобрали помост.

Тело Владимира завернули в ковер и спустили на веревках на землю, а затем отвезли в Киев, в церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили, не воздав ему должных почестей.

Борис, тем временем, не найдя печенегов, повернул обратно к Киеву. Весть о смерти отца и вокняжении в Киеве Святополка  застала его на берегу небольшой речки Альта. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско:

“Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!”

Услыхав это, дружина ушла от него. Так Борис остался на Альтинском поле лишь с немногими своими слугами. Святополк послал Борису лживое послание с предложением дружбы: «Брат, хочу в любви с тобой жить, а к тому, что отец тебе дал, еще прибавлю!»

Убийство князя Бориса

Сам же, в тайне от всех, направил наёмных убийц, верных ему бояр Путша, Талеца, Еловита (или Еловича) и Ляшко убить Бориса. Святого Бориса известили о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть.

 Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (старый стиль) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. Словно дикие звери набросились они на святого и пронзили его тело. Любимый слуга Бориса, некий угрин (венгр) по имени Георгий, прикрыл его собою.

Его тут же убили вместе с князем и отрубили голову, чтобы снять с шеи золотое украшение -гривну, которую когда-то в знак любви и отличия, князь подарил ему.

  • Однако святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам:
  • «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».

В это время один из убийц пронзил его копьем.  Тело его завернули в шатер, положили на телегу и повезли к Киеву. Есть версия, что в дороге Борис еще дышал и, узнав об этом, Святополк послал двух варягов прикончить его. Тогда один из них извлек меч и пронзил его в сердце. Тело Бориса привезли тайно в Вышгород и похоронили в церкви святого Василия. Ему было около 25 лет.

В живых еще оставался князь Муромский Глеб. Святополк решил хитростью заманить Глеба в Киев: Глебу отправили гонцов с просьбой приехать в Киев, так как отец тяжко болен (для чего Святополк и скрывал смерть отца). Глеб тотчас сел на коня и с малой дружиной помчался на зов. Но его настиг гонец от брата Ярослава:

«Не езжай в Киев: отец твой умер, а брат твой Борис убит Святополком!».

Глубоко скорбя, святой князь предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Он обратился к ним с трогательной мольбой пощадить «колос еще не созревший, соком беззлобия налитый». Затем, вспомнив слова Господа, «что за имя Мое преданы будете братьями и родичами»,  вручил Ему свою душу. Малая дружина Глеба, увидев убийц, пала духом. Главарь, по прозвищу Горясер, глумясь, велел повару, бывшему при Глебе, зарезать князя. Тот, «именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка». Ему было около 19 лет. Тело его было брошено на берегу, и так лежало в безвестности, между двумя колодами.

Но ни зверь, ни птица не тронули его. Долго о нем никто не знал, но иногда в этом месте видели зажженные свечи, слышали церковное пение.

Лишь через много лет, по повелению князя Ярослава, оно было перенесено в Вышгород и положено в церкви святого Василия рядом с Борисом.

Позже  Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый Борисоглебский собор, который вскоре  стал семейным храмом Ярославичей, святилищем их любви и верности, братского согласия и служения Отечеству.

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану:

«Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12:19).

Князь Ярослав, собрав войско из новгородцев и наемников-варягов, двинулся на Киев и изгнал Святополка из Руси. Решающее сражение между ними  состоялось в 1019 году на реке Альте — на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По свидетельству летописцев, когда разгромленный Святополк  бежал с поля брани, напала на него болезнь, так что ослабел он всем телом и не мог даже на коня сесть, и несли его на носилках. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища и был объят таким страхом, что везде чудилось ему, что преследуют его, и он умер за пределами своего отечества, «в некоем пустынном месте». А от могилы его исходил смрад и зловоние. «С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола».

У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Святополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.

Другой брат — победитель Ярослав — с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый.

Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

С рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется бессмысленной. Они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова. (Церковь чтит их как страстотерпцев — этот чин святости, кстати, не известен византийцам). Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву главной христианской ценности — любви.

«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20).

Они приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке.

В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. Через их жития, писал выдающийся русский писатель и историк Г. П.

Федотов, «образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня».

Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признала их святыми. Это был переворот от языческого сознания (властолюбие и нажива) к христианству (достижение духовного и нравственного идеала).

Борис и Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже.

Их чтили в Константинополе, икона Бориса и Глеба была в константинопольской Софии. Их житие было включено даже в армянские Минеи (книги для чтения на каждый месяц).

Прославляя святых, посвященное им сказание говорит, что стали они помощниками людей «всех земель».

Святые Борис и Глеб — особые покровители, защитники Русской земли. Их именем освобождались от уз невинные, а иногда и прекращались кровавые междоусобицы.

Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — накануне сражения на Неве в 1240 году (когда св.

Борис и Глеб явились в ладье, посреди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу… «Брате Глебе, сказал Борис, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру»), или накануне великой Куликовской битвы в 1380 году (когда святые братья явились в облаке, держа в руках свечи и обнаженные мечи, сказав воеводам татарским: «Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?»

Имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+ 1079), Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123), один из сыновей его носил имя Глеб (+ 1138).

У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого — Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского — Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского — святой благоверный Глеб (+ 1174), у Всеволода Большое Гнездо — Борис и Глеб.

Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+ 1101) — полный набор «борисоглебских» имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

Величание благоверным князьям борису и глебу, во святом крещении роману и давиду

Велича́ем вас, страстоте́рпцы святи́и Бори́се и Гле́бе, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

Видеофильм о святых

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector