Первый митрополит киевский михаил: житие и икона святителя, тексты молитв

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв
Свт. Михаил Киевский. Фрагмент иконы «Собор святых Первосвятителей всея Руси» (монахиня Иулиания (Соколова), 1920-е — 1980-е гг.). Митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры

Михаил I (+ 992/998), митрополит Киевский, святитель

Память 15 июня в день преставления, 30 сентября на перенесение мощей в 1730 году, в Соборе Киевских святых

Исторические гипотезы

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие русские летописи или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта.

Михаил упоминается впервые в «Степенной книге» и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским.

Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в 1839 году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев.

Митр. Платон (Левшин) писал:

«Некоторые летописцы почитают сего Леонтия первым митрополитом Киевским и всея России. Сие можно согласить так, что Михаил был прислан или сам, по ревности к вере, со Владимиром выйти согласился не столько для управления Церкви Российской, которая только что возрождалась, в сан ее митрополита, сколько для насаждения веры христианской, нужных на первый случай духовных учреждений, и может почитаем быть как апостол Российской Церкви; а Леонтий прислан уже по обращении всего народа в точном характере митрополита Киевского и всея России для управления духовенства и всей Церкви Российской и с надлежащим постановлением, какие должны быть его права и какая по духовным делам власть. И сие видно из того, что Михаил митрополит хотя привел с собою шесть епископов, но никого никуда в правление епархии по городам не определил; а сие учинил уже митрополит Леонтий» [1].

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона Михаила Дикарева из «Месячных миней» (кон. XIX — нач. XX в.). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Митрополит Московский Макарий (Булгаков) полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леон Киевский был вторым митрополитом с 992 до 1003 года.

С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Карамзин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в X веке.

Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил Руссов Черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь.

Протоиерей П.Г.

Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов, А. С. Павлов, М. Чельцов, граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский.

По А. В. Поппэ [2], источник предания о митр. Михаиле — так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв.

Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 967 (987?) г.

Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру.

Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.

Жизнеописание

Был родом сириец [3] или, по другим летописным данным, болгарин или серб. Когда св. равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением он послал в Царьград просить для этого пастырей. Для этого патриарх свт.

Николай II Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священнослужителей и клириков во главе с митрополитом Михаилом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли также иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих.

Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей» [4].

Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в 989 году где начал своё ревностное служение по распространению Христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий.

Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный в честь Успения Пресвятой Богородицы на постройку которого святитель Михаил благословил великого князя Владимира и куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги.

С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря.

После крещения Киева первосвятителю предстояло обращать народ всей русской земли и для этого он посетил с проповедью главные после Киева города русские — Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году.

В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни [5] и Анастаса Корсунянина. Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров.

В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.

Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове и поставлен епископом свт. Феодор Грек. За годы служения святителя Михаила храмы открывались также в Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском и других городах Руси.

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв
Свт. Михаил Киевский (слева). Фрагмент иконы «Все святые в земле Русской просиявшие» (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Летописец повествует, что при святом Михаиле «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется «Первоначальником» Русской Церкви. Святитель упокоился от своих трудов в Киеве в 992 году [6]. Днем кончины предание называет 15 июня.

По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в «Описании Киево-Печерской лавры» митрополита Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн.

Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 году и погребен в Десятинной церкви.

«Православная энциклопедия» обозначает дату кончины более расплывчато: «кон. X — нач. XI в. (?)» [7]

Почитание

Изначально мощи святителя покоились в Десятинной церкви, законченной в 996 году, а около 1103 года, при Печерском игумене Феоктисте, они были обретены нетленными и перенесены в Антониеву пещеру [8].

Они пребывали в Ближних Пещерах Лавры вплоть до 1730 года, когда по представлению архимандрита Романа (Копы) и по именному указу от 23 июля, были перенесены 1 октября того же года в великую соборную Печерскую церковь.

Здесь они почивали открыто в специальной раке вплоть до 3 ноября 1941 года, когда Успенская соборная церковь была взорвана.

Когда он причтен к лику угодников, точно неизвестно, но его имя значится в списке преподобных Антониевой пещеры и у Кальнофойского в 1638 году. Также в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 году в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено его имя.

Лик святителя Михаила традиционно пишут на самом распростаненном варианте иконы Собора Киево-Печерских святых, известной с первой половины XVIII века [9]. Однкао, в общих месяцесловах Русской Православной Церкви, его, как и прочих Печерских преподобных, не было.

Читайте также:  Архангел Рафаил: в чем помогает святой покровитель, икона и тексты молитв

Указами Святейшего Синода 15 июня 1762 года, 18 мая 1775 года и 31 октября 1784 года дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом 6 августа 1795 года поведено было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона (фрагмент)

Дне́сь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися,/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися:/ и, и́же неве́рием обветша́вшии,/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася,/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язык свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Вла́дыце Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м [10] ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

Кондак, глас 2

Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от еги́петскаго идолослуже́ния/ в зе́млю, проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех [11] гор Ки́евских превознесе́тся па́че лива́на/ плод, пита́ющ [12] ми́ра всего́,/ от него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя́, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Использованные материалы

  • «Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 247-248.
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, 30 сентября:
    • http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/9/30Mihail.htm#03
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1631.htm
  • http://dimitri-hram.narod.ru/mihail.htm
  • http://www.patriarchia.ru/db/text/52769.html
  • Александр (Милеант), еп., Избранные Жития святых. Сентябрь-Октябрь:
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/sbor5.htm#n13
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Русский Биографический Словарь / Под ред. А.А. Половцева
    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70754/Леон
  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
    • http://www.sedmitza.ru/text/41707.html
  • Минея. Июнь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 630-631:
  • Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 868, 873:

[1]  Митрополит Платон (Левшин). «Краткая Российская Церковная история» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010, стр. 28

[2]  Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко — http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[3]  По Иоакимовской летописи.

[4]  Из службы свт. Михаилу.

[5]  дядя св. Владимира по матери

[6]  Дата по свидетельству Никоновской летописи.

[7]  Злотникова И. В., Флоря Н. Б. Михаил, свт. (пам. 30 сент.), митр. Киевский. — Православная энциклопедия, т. XL, с. 546.

[8]  Согласно «Описанию» Киево-Печерской Лавры митрополита Евгения (Болховитинова). Также по свидетельству надписи на ныне уничтоженной раке в которой покоились мощи. См. http://dimitri-hram.narod.ru/mihail.htm. См. также Жития Святых свт. Димитрия Ростовского, http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/9/30Mihail.htm#03.

[9]  «Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 248.

  • [10]  В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «сыново́м«.
  • [11]  В сентябрьской Минее в этом слове ударение поставлено иначе: «версе́х«.
  • [12]  В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «пита́яй«.

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси  (+ 992/998)

ДНИ ПАМЯТИ: 13 октября н.ст., 28 июня н.ст.

 иеромонах Иннокентий

Поистине, есть такие личности не только в светской, но и в истории Церкви, жизнь которых словно скрыта для каждого из нас. Но если мы посмотрим на труды этих людей, на результаты и плоды их деятельности, станет понятна их ведущая роль в становлении и развитии данных Богом духовных благ народам. Такой личностью является святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси.

Нам почти ничего не известно о его жизни. В летописных источниках даются разные сведения о национальности святителя, не установлено точно его происхождение: болгарское или же сирийское. Но не столь важна его национальность: святитель Михаил как просветитель послужил искоренению язычества и насаждению благодатного христианского учения на наших землях.

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв

Свт. Михаил Киевский. Фрагмент иконы “Собор святых Первосвятителей всея Руси” (монахиня Иулиания (Соколова), 1920-е – 1980-е гг.). Митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры

Святитель Михаил проповедовал без толмача-переводчика, при этом не воспринял в себя языческий дух Руси, а утвердил вместо язычества Евангелие. Он смог стать для русичей настоящим добрым пастырем, который прибыл на эти земли во времена Крещения Руси и здесь распространял слово истины в первые годы после этого судьбоносного события 988 года.

Согласно Никоновской летописи, святитель Михаил «был муж, премудрый разумом, учительный и святой жизни», и не иначе, как Промыслом Божиим можно назвать решение святого патриарха Константинопольского Николая Хрисоверга о назначении этого великого святителя на Киевскую кафедру. Святитель Михаил словно скрыт от всеобщего взора в свете величия святого равноапостольного князя Владимира, но скорее всего, он крестил наш люд, когда князь «Красное Солнышко» радовался о своем новопросвещенном Святым Крещением народе.

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона Михаила Дикарева из “Месячных миней” (кон. XIX – нач. XX в.). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Не только в Киеве пришлось потрудиться святителю Михаилу, его проповедь слышали многие города и селения Святой Руси, его принимали Ростов и Новгород, которые впоследствии стали именоваться Великим Новгородом и Ростовом Великим.

Благодаря его трудам, молитве и личному примеру, люди, которые только услышали о Христе, могли в полной мере ощутить ту полноту благодати, которую эта весть за собой несла.

Будучи главой новосозданной Киевской Митрополии, святитель Михаил сделал все для того, чтобы люди увидели свет истины, чтобы они не только соприкоснулись с Живым Богом, но навсегда остались христианами, не только по букве, но и по духу.

Вся жизнь святителя Михаила, первого митрополита Киевского и всея Руси – это один большой подвиг. Это подвиг служения ближним, это подвиг непрестанной молитвы, это подвиг послушания священноначалию, которое определило ему такое место служения. Он ехал на Русь и не знал, что его ждет. Да, не везде принимал языческий народ проповедь о Христе.

Но те семена, те зерна правды и любви, которые посеял в сердце нашего народа святитель Михаил, произросли и дали обильные плоды, которыми все мы сейчас имеем возможность пользоваться, видеть, прикасаться к ним.

Огромное количество храмов, священнослужителей и прихожан, – вот тот плод, который сейчас созерцает святитель Михаил, находясь у Престола Творца и молясь о каждом из нас.

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв

Свт. Михаил Киевский (слева). Фрагмент иконы “Все святые в земле Русской просиявшие” (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Несмотря на то, что о первом митрополите всея Руси известно очень мало, и что он совсем недолгий срок правил на Киевских холмах, память о нем всегда жила и будет жить в сердце нашего православного народа.  Ежегодно в этот день в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре совершается торжественное богослужение.

Во время службы насельники монастыря, как и много веков назад, молятся о мире всего мира, просят здравия душевного и телесного для каждого, кто приходит в Лавру, молятся о прощении своих прегрешений и грехов тех, кто в действительности исполнен желания исправить свою жизнь и стать на путь спасения.

Особые молитвы в этот день возносятся о Священноархимандрите Святой Печерской обители, 122-м Митрополите Киевском и всея Руси Онуфрие.

Блаженнейший Владыка, подражая подвигу первого святителя всея Руси и всем тем угодникам, которые подвизались в нашей Церкви, совершает сейчас здесь свое первосвятительское служение.

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв

Верим, что молитвами святителя Михаила, первого митрополита Киевского Господь укрепит наш народ в той вере, которую мы приняли более тысячи лет назад, сохранит всех нас в единомыслии, дарует нелицемерную любовь друг ко другу, истинное послушание и кротость, которыми так изобильно был наделен святитель Михаил, чтобы всем нам вместе с ним стать наследниками Царствия Небесного! И да сохранит всех нас Господь!

По материалам сайтов: Киево-Печерской Лавры, Древо-инфо

Просмотрено (4) раз

Сохранен как Новости, Святыни и Святые

Краткое житие Священномученика Владимира Киевского ???? Православный клуб

Память его празднуется 25 янв. в день мученической гибели и в ближайшее к 25 янв. воскресенье вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских
Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитвСвященномученик Владимир. hram.info

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 г. в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.
Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию.

Читайте также:  Пророк моисей: житие святого боговидца, икона и в чем помогает, молитвы

Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви города Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря.

В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода.

3 июня 1888 г. в Александре-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Преосвященный Владимир проявлял заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление.

При поддержке владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться и в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитвКазанский монастырь, где святитель Владимир принял постриг. upload.wikimedia.org

19 января 1889 г. святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай.

Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938) вспоминал впоследствии о том, что святитель «для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый шел к народу с крестом в руках», явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой.

Благодаря энергичной и самоотверженной деятельности владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим.

При его содействии устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство правильные сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой.

Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией.

В те тяжелые дни владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения. О времени пребывания в Самаре святитель всегда вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей жизни.

С 18 октября 1892 г. в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского.

Возглавляя Тифлисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе.

Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.
В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более 100 храмов, в том числе много старинных школ, устроена Духовная семинария в Кутаиси.

С 21 февраля 1898 г. владыка Владимир — митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования.

Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в Народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни, приюты.

Будучи духовным руководителем вел. княгини Елисаветы Феодоровны (прославлена в лике святых в 1992 г.), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул.

Большая Ордынка, 23 ноября 1912 г. высокопреосвященнейший Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.

Святейший Патриарх Тихон позднее говорил о деятельности владыки Владимира в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось».

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущались гибельные последствия ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Г.

Распутина святитель Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 г. был переведен в Киев.
Октябрьский переворот 1917 г. вызвал нестроения в церковной жизни на Украине.

Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви.

Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступали угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитвРака с мощами священномученика Владимира в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. upload.wikimedia.org

С началом Гражданской войны и захватом большевиками Киева начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры. 25 января 1918 г.

вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательства над ним вывели его за стены лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил убийц и сказал: «Господь вас да простит».

Найденное братия-ми его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти» (Откр. 12, 11).
Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 г. и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

• Моршанский уезд — ныне Моршанский р-н Тамбовской обл.
• Козловский Свято-Троицкий монастырь основан в 1627 г., в 3 верстах от Тамбова (Тамбовская епархия).

• Казанский Богородицкий монастырь, осно-ванный в 1667 г, находится в Тамбове.

Икона Митрополит Алексий, святитель Московский и всея России чудотворец

Первый митрополит киевский Михаил: житие и икона святителя, тексты молитв

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велие и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися спасти люди паствы твоея, единородный ти язык; благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси; монашествующия к подвигом добраго течения укрепи; град сей (или: весь сию; аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну тем соблюсти Господа умоли; мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас; старыя утеши, юныя накажи (научи), безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райскии, всезлатая уста Слова, московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в День страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми вовеки. Аминь.

Молитва вторая

О священнейший отче, святителю Христов Алексие, пастырю и учителю наш, не отрини нас (имена), с верою притекающих к твоему заступлению, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо Свое от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа, и меча, и огня, и напрасныя смерти, и якоже исцелением от слепоты царицы агарянския спасл еси отечество твое, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и на Страшнем судище Своем сподобит деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Тропарь святителю Алексию, Московскому и всея Руси чудотворцу

  • 12 февраля
  • Тропарь святителя Московского Алексияглас 8
  • Яко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений// и граду твоему великое утверждение.
  • Кондак святителя Московского Алексияглас 8

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

  1. Ин тропарь Алексия, митрополита Московского и всея Россииглас 8
  2. Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/ верных озаряющи души и телеса,/ и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши,/ отче святителю Алексие,/ темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна,/ иже Христову Престолу предстояй,/ о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.
  3. 20 мая (Обретение мощей)
  4. Тропарь святителя Алексияглас 2
  5. Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное,/ честныя мощи твоя обретошася чудоточащия,/ всеблаженне отче святителю Алексие,/ от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся/ и Христа славословим, глаголюще:// слава прославляющему святыя Своя.
  6. Кондак святителя Алексияглас 8
  7. Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам/ от мног лет сокровены честныя твоя мощи нетленны,/ святителю Алексие,/ тобою благодать приемлем,/ всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши,/ действом благодати, да поем ти:// радуйся, отче, светило России.
  8. Ин тропарь святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворцаглас 4
  9. Апостольских преемников архиереев сопрестольниче,/ России всея пастырю и учителю,/ всеблаженне отче Алексие,/ Владыце всех молися/ мир пастве твоей даровати,/ и спасение душам,/ и велию милость.
  10. Ин тропарь святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворцаглас 3
Читайте также:  Аристоклий афонский московский чудотворец: житие преподобного и тексты молитв

Свыше от Бога глас глаголющ услышав,/ от юности подвизався, мудре,/ в молитвах, и во умилении, и слезах,/ во бдениих же и пощениих образ быв добродетели,/ отонюдуже и дом Духу Пречистому явися.

/ Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв,/ Христово стадо упасл еси добре,/ еретическая нападения, не усумнеся, отрази/ и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие,/ иночествующих лики собра/ и сих Христови привел еси.

/ Умре же, явися, яко спящ,/ цел соблюден бысть пред многими леты,/ подавая цельбы болящим./ Тем молим тя:/ моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден/ и страну и православный люди по велицей Его милости.

Ин кондак святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворцаглас 3

Яко светоносная память святителя/ всем разруши уныние/ и свет облиста Небесных даров,/ всех созывающи на веселие:/ от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги/ и вся человеки исцеляти,/ и мнихом же степень показася.

5 октября (Моск. Свт.)

  • Тропарь святителей Московскихглас 4
  • Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
  • Кондак святителей Московскихглас 3
  • Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.
  • Величание
  • Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.
  • Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца Акафист митрополиту Алексию, святителю Московскому и всея России чудотворцу
  • « предыдущая икона :: следующая икона »

Икона Иова Почаевского

Известно, что существует традиция молиться определенным святым об определенных сферах жизни. Однако преподобный помогает во всех нуждах, особенно же

    • В обретении и сохранении веры в Бога для себя и близких;
    • В духовном росте, избавлении от уныния, тоски, депрессии;
    • Об избавлении от искушений, трудностей и бед;
    • Об обустройстве жизни семейной, помощи в жизненных обстоятельствах и бытовом неустройстве;
    • Об избавлении от нападений.

Мощи святого по сей день пребывают в пещере нижнего храма под главным монастырским собором в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель постоянно принимает паломников и имеет гостиницу для их проживания.

Как при паломничестве в Почаево, так и при обращении в к святыням любой обители, стоит приступить к Таинствам Исповеди и Причастия, особенно если вы просите святого о важной для вас помощи. Перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно.

Подготовка к исповеди – это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами.

Если вы никогда не исповедались, вспомните свою жизнь с семи лет и осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов – голос Божий в человеке. Это и будут грехи.

Записывайте все, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия.

Напомним, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: связь с замужней или женатым – прелюбодеяние, добрачные интимные отношения – блуд, сделка, где вы получили выгоду, а другому сделали некачественную услугу или вещь – обман и воровство. Все это также нужно записать, чтобы прочитать священнику, и обещать Богу больше не грешить.

Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания, проводится она утром) в любом православном храме. На нее нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).

Священник выйдет к столику неподалеку от алтаря (слева или справа) с крестом и Евангелием, прочитает некоторые молитвы, а затем люди будут подходить к нему по очереди. Подойдите, прочитайте грехи по записке, скажите: «Каюсь».

Нас вас возложат епитрахиль, затем нужно поцеловать Крест и Евангелие.

Подготовка к Причастию занимает 2-3 дня поста без мяса, молока, рыбы и яиц – или, если вы причащаетесь впервые, по силам. Утром перед Литургией также ничего нельзя есть и пить. Нужно прочитать по молитвослову каноны Господу, Богоматери и Ангелу Хранителю, а также Правило к Святому Причастию, которое есть в молитвослове и онлайн.

Если вы находитесь в обители или хотите причаститься в день памяти святителя, можно прочитать ему акафист. Также, если вы хотите усиленно просить святого о помощи, можно по благочестивой традиции читать акафист 40 дней подряд – лучше получить благословение от священника на такой малый подвиг.

Молитву святому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святой и славный угодник Божий, преподобный отец наш Иов, вечный к Богу о нас молитвенник и добрый ходатай о душах наших, к тебе мы с умилением все приходим и, вспоминая твои подвиги и чудеса, которые ты сделал и творишь по сей день на земле, просим и умоляем тебя о милости: как ты твердо и неизменно трудился во славу православной веры Христа Бога нашего и ее до конца жизни в себе и учениках своих целой и неизменной хранил от всех искушений вражеских и ересей растлевающих, так и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя твоими молитвами любую тьму неверия и неправды от мыслей и сердец наших. Ты послужил Господу Христу невыразимым самоотречением в трудах, бдениях и посте – наставь и нас на путь добродетели и дел благих, избавь от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и бросающих в бездну адскую всю жизнь нашу. Ты явился в Пресвятой Девой Богородицей на верху горы, спасая свою обитель от нашествия и осады иноверцев – так и сейчас будь скор на помощь стране нашей против всех врагов ее внешних и внутренних, утверди мир и тишину на земле нашей, чтобы тихую жизнь мы вели в благоговении пред Богом и чистоте; всем же приходящим и молящимся перед ракой мощей твоих святых и целебных, просящим помощи и заступничества требующим от неоскудевающего милосердия твоего подавай дары! Не оставь нас, сиротливых, беспомощных, молящихся тебе от сердца всего, избавь нас от скорбей, гнева начальственного и горя, нужды и опасностей, голода, гибели, землетрясения, наводнений, пожаров и войн гражданских, и нападений иностранных.  Угодник Божий, посмотри на нас с милостью от престола Господа Славы, рядом с Которым ты стоишь вместе с Архангелами и Ангельскими воинствами, со всеми святыми и Силами Небесными, огради обитель твою Почаевскую, которой ты в древности мудро правил, наставляя советами и твои примером праведного жития, сохрани молитвами твоими и ее, и каждый город и страну, и всех людей повсюду, на суше и на море, в пустыни и в темнице тебя просящих об избавлении от всякого зла, чтобы твоей помощью и ходатайством мы спасены были, и в жизни земной и небесной вместе с тобой сподобились прославлять имя Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа вечно. Аминь.

Также вы можете читать онлайн акафист святому по тексту ниже. Церковь не запрещает чтения с экрана гаджета или монитора.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector