Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвыНа острове Патмос и Святой Горе Афон 21 мая / 3 июня, а также в день празднования Собора всех Афонских Преподобных традиционно чтится память святого преподобномученика Пахомия Афонского (Русского) – уроженца Украины, в юности попавшего в плен к татарам и проданного в рабство туркам. Пробыв в рабстве около 20 лет, он, дабы остаться верным Христовой православной вере, тайно сбежал на Святую Гору Афон, где принял иноческий постриг с именем Пахомий и подвизался 12 лет в монастыре Святого Павла и 6 лет Кавсокаливском скиту под духовным руководством святогорских старцев Иосифа и Акакия. По прошествии 18 лет, по благословению старцев, он вернулся в Малую Азию, в город Усаки, где перед турками открыто исповедал себя христианином. За это был заточен в тюрьму. На суде святой мученик вновь исповедал себя христианином и категорически отказался принять ислам, за что был казнен в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года.

Как и святой казак Иоанн Русский (также уроженец Украины, родом с Полтавщины), святой преподобномученик Пахомий Афонский глубоко чтится православным церковным народом Греции, однако совершенно забыт на родине.

С целью возобновления памяти об этом выдающемся афонском подвижнике и святом мученике предлагаем читателям портала «Русский Афон» жизнеописание преподобномученика Пахомия Афонского (Русского), бесстрашно принявшего мученический венец за исповедание веры Христовой и прославившего свое земное отечество далеко за его пределами, в турецкой неволе.

Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

Плен и рабство святого мученика

Святой преподобномученик Пахомий (в миру Прокопий) был родом из Малороссии (Украины). Родился во второй половине XVI в. в семье благочестивых родителей.

В молодости похитили его татары, часто совершавшие в то время набеги на Украину, и продали в рабство одному турку, по ремеслу кожевеннику, который и увез его с собой в свою отчизну, в так называемое местечко Усаки, находящееся в области Филадельфийской (в Анатолии, азиатской части Турции).

Мусульманин, научив юношу мастерству своему, всячески старался увлечь сего невинного в магометанство, но Прокопий, хорошо понимая ремесло и прилежно занимаясь им, гнушался и слышать не хотел о нечестивом учении Магомета.

Напрасно неистовый турок употреблял палочные побои, угрозы и голод – юный Прокопий за благочестие выносил все это с радостью и твердостью духа. Таким образом, целых двадцать лет оставался он в рабстве и плену, служа жестокому господину с полным усердием и преданностью.

Между тем, агарянин, видя, что не может подействовать на сердце мужественного юноши ни угрозами, ни побоями, ни пытками, пустился на сатанинские хитрости: у него была дочь-девица, и ее-то он задумал употребить орудием к увлечению Прокопия в отступничество от веры Христовой.

Турок начал ласкать его, уговаривать и, предлагая ему в замужество дочь свою, обещался сделать полным наследником всего своего имущества, но девственный юноша с твердостью и презрением отверг ласки и предложения своего господина, предпочитая целомудрие всем сокровищам мира и повторяя в сердце своем апостольское слово: кто ны разлучит от любве Христовы; скорбь или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч (Рим. 8, 35).

Обманное отречение

Наконец, господин его, видя непреклонность его мысли, освободил его и дал ему позволение идти куда хочет. Прокопий прославил Господа и уже совсем было готовился в путь, как вдруг опасно заболел.

Между тем, соседние турки, узнав о всем, что происходило с Прокопием, и не желая выпустить его из своих рук, захотели самую болезнь его употребить в свою пользу.

Собравшись в дом, где лежал в болезни юноша, они ложно разгласили, что во время болезненных припадков он отрекся от Христа и дал им слово потурчиться, как скоро поправится в силах.

Вследствие сего, когда он начал поправляться от болезни, его насильно одели в турецкое платье, не совершив, впрочем, обряда обрезания. Как ни отвращался, как ни отрицался и как ни проклинал Магомета и его учение Прокопий, турки слышать не хотели, твердя одно, что он уже однажды навсегда отрекся от своей веры и принадлежит их пророку.

  • На Святом Афоне
  • Делать было нечего: Прокопий в негодовании удалился оттуда в Смирну под видом купца, и оттуда, сбросив с себя турецкое платье, сбежал на святую Афонскую Гору, где, близ Свято-Павловской обители, у одного добродетельного старца Иосифа, имевшего особенный дар рассуждения, и провел двенадцать лет в послушании, приняв от него ангельский образ (иноческий постриг) с именем Пахомий и исповедав все, что с ним происходило и что случилось в минувшие годы.
  • Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы
  • Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

В это самое время в Кавсокаливском ските славился чудной жизнью преподобный старец Акакий.

Пахомий неоднократно слышал о великом его подвижничестве и, желая по силам подражать ему и научиться опытом иночеству, переселился туда, шесть лет провел под руководством преподобного Акакия, питался трудами рук своих, так что наконец и сам сделался образцом истинно подвижнической жизни и украшением своего времени. Следствием сего и было то, что все его любили и пользовались назидательным примером жизни его.

  1. Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы
  2. Но между тем, как таким образом Пахомий восходил от силы в силу духовной жизни, сердце его невольно трепетало, когда смущенный помысл приводил ему на мысль -– не отрекся ли он в самом деле Христа в болезненном припадке или в безпамятстве.
  3. – Ведь без повода турки не могли же привязаться ко мне, – думал он, – и облечь меня в одежды зеленого цвета, который принадлежит собственно торжеству нечестивой их веры.

Долго не мог он преодолеть душевного своего волнения и наконец открылся в том своему духовному старцу, прося у него благословения на мученический подвиг. Старец, полагая, что это следствие гордости, а не благодатных действий Духа, укорил его, побранил и выгнал от себя.

Несмотря, однако ж, на то, Пахомий в течение целого года докучал своему старцу желанием мученичества, и целый год старец бил его, уничижал и томил канонами, думая, что Пахомий страдает от духа гордости.

Наконец, видя, что эта мысль не оставляет Пахомия, вместе с ним обратился с молитвой к Богу, прося открыть святую Его волю, а потом оба они обратились к советам известных тогда старцев, особенно же дивного старца Акакия, которые и благословили юношу на желаемый подвиг.

Мученический подвиг святого Пахомия

Итак, Пахомий, в сопровождении своего старца Иосифа, отправился со Святой Горы к прежнему своему господину, в местечко Усаки.

Там турки тотчас узнали Пахомия, и лишь только появился он, схватили его и представили к своему эфенди, начальнику местечка, объявляя, что Пахомий был в рабстве у их соседа и по собственной воле отрекся Христа, вследствие чего и принят ими в магометанство, и прилично одет, а теперь изменил своему слову и является в монашеском христианском платье.

– Правда ли это? – спросил эфенди Пахомия.

– Лжецы ложь и говорят, – дерзновенно отвечал святой мученик. – Даже и на мысль не приходило мне отречься Христа Бога истинного. Если бы и все безчисленные виды мук истощили они надо мною и придумали разные роды смерти, ничто не заставило бы меня никогда отречься христианской веры, которую исповедую истинной, а вашу – ложной и нечестивой!

– Терять времени и слов с тобой нечего, – вскричал в бешенстве судья, – или сбрось с себя эти одежды и, как дал прежде слово, будь наш, или ждет тебя самая мучительная смерть. Выбирай любое!

Когда святой Пахомий избрал последнее, его отвели в темницу, где он и пробыл двое суток без пищи, без пития и без утешений со стороны христианского слова. Наконец, на третий день судьи решили умертвить святого. Эту весть передал ему тюремный надзиратель.

С чувством невыразимой радости, прославляя Бога, выслушал эту весть святой мученик и всю следующую ночь провел в славословии и молитвенном подвиге. Утром, когда представили его к судье для конечного истязания, Пахомий с прежним дерзновением исповедал Господа Иисуса, за что и был отдан исполнителям смертного приговора.

Когда повлекли его связанного на место казни, множество турок и христиан следовали за ним: первые из них неистовствовали над страстотерпцем, оплевывая и понося его, а последние, то есть христиане, желали видеть блаженную его кончину.

Тогда как в тайной молитве молился за всех святой Пахомий и, достигнув места своей смерти, преклонил колена, палач не хотел обезглавить его и шептал ему вполголоса, чтоб не губил напрасно своей жизни, а лучше отрекся бы своего Христа и наслаждался земным блаженством, которое предоставляет ему Магомет и верные его рабы.

– Делай то, что тебе приказано, – отвечал святой Пахомий, – и не теряй напрасно времени!

И святая глава дивного страстотерпца была отсечена! Таким образом Пахомий получил славный венец мученичества: святые мощи его чрез три дня взяты были христианами и честно похоронены. А палач, едва только отсек голову мученика, тотчас взбесился, кричал и испускал пену, бегал по городу и после немногих дней умер.

  • В то время, когда так торжественно и дивно страдал за Христа святой Пахомий, старец его Иосиф скрывался, опасаясь турок; потом узнав, что ученик его усечен, прославил Господа, пришел на место, где лежало страдальческое тело его, поклонился и, заливаясь слезами, сказал:
  • – Итак, мой возлюбленный Пахомий, ты достиг и получил желаемое; молись же теперь Господу о мне и о всех призывающих тебя в помощь.
  • Когда наконец похоронили святые мощи мученика и старец его Иосиф чрезвычайно тревожился мыслью, чтоб не проведали о нем турки, и когда от этой мысли трепетал он и ужасался, является ему в сонном видении Пахомий, осияваемый небесным светом, и весело говорит ему:

– Не бойся, старец! Ты будешь охранен!

Преподобный мученик Пахомий тогда же видимо прославлен был от Бога чудесами: одна христианка из тех мест, страдая от юности головной болезнью, с верой призвала в помощь преподобномученика Пахомия и, помазав болезненные части кровью его, совершенно исцелилась от долговременной своей болезни.

В признательность за то она передала на святую Афонскую Гору известие о святом мученике и об исцелении своем, прося там написать святую икону его и прислать ей в благословение, что и было исполнено, в честь и память святого преподобномученика Пахомия, в славу же Христа Бога, со Отцом и Духом Святым славимого. Аминь.

  1. Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы
  2. Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы
  3. Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

Святой Пахомий пострадал 1730 года, 7/20 мая, в день Вознесения Господня; однако память его в греческих минеях (изданных в Константинополе в 1842-43 гг.) положено праздновать в 21 день сего месяца (3 июня н.ст.). Христиане святые мощи мученика перенесли в обитель Св. Иоанна Богослова на о.

Патмос в Эгейском море, где св. апостол и евангелист Иоанн был некогда в ссылке и записал здесь Откровение (Апокалипсис). Мощи святого пребывают здесь по сей день, где его память глубоко чтится местными жителями. Житие прпмч. Пахомия Русского было составлено св. прп.

Макарием (Калогерасом), основателем Патмосской академии. В день кончины святого мученика на Патмосе совершается ему служба. Память 7 и 21 мая (ст. ст.), а также в Соборе Афонских преподобных.

Читайте также:  Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

В календаре Украинской Православной Церкви Канады (Константинопольский Патриархат) его память (как «St Pakhomy the Kozak of Patmos (18th c.)») – 4 апреля.

Смотри также

Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все …

Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

15 фактов из жизни преподобного Антония Печерского

23 июля Церковь чтит память отца русских монахов преподобного Антония Печерского. Православный портал «АФОНИТ.ИНФО» подготовил 15 фактов об этом святом.

20 фактов из жизни преподобного Афанасия Афонского

18 июля Церковь чтит память основателя первого и главного афонского монастыря — Великой Лавры, — преподобного Афанасия Афонского.  Православный портал …

Удивительное зрелище являл собой приговоренный к смер­ти: он бежал впереди палача к месту казни. …

Старец Софроний (Сахаров) на Карулях

— Случается, — как он мне сказал, — что невозможно из-за
 сильного ветра удержаться на ногах прямым. Море здесь особо
 …

Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не …

Христа ради юродивый прп. Савва Ватопедский. День памяти — 28 июня

Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при …

Афонский монах, сербский патриарх святитель Ефрем. День памяти — 28 июня

3 октября 1375 г., после примирения Сербской и Константинопольской Церквей, сербские епископы со­брались в городе Пече и выбрали патриархом святого …

Схимонах Петр «Петракис» Катунакиот. День памяти — 25 июня

Перед тем, как он преподал мне свои наставления, я говорил с ним о трудностях, с которыми мне приходилось сталкиваться на …

Святые Агапий и Никодим, экономы Ватопедские. День памяти 18 июня

Когда преподобные Геннадий, Агапий и Никодим вошли в кладовую, то увидели, что сосуд не только наполнен маслом, а оно истекает …

Преподобный Пахомий Нерехтский

Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

5 апреля (23 марта ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Пахомия Нерехтского, костромского чудотворца. Преподобному Пахомию молятся об исцелении от болезней и избавлении от смертоносных бедствий.

Содержание:

Житие преподобного Пахомия Нерехтского

Преподобный Пахомий Нерехтский (в миру Иаков Игнатьев) родился во Владимире в семье священника. В семь лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять усердие к храму Божию.

После смерти отца, будучи двенадцатилетним отроком, Иаков по благословению матери ушел в Богородице-Рождественский монастырь около Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.

Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диакона епископом Владимирским Алексием (Бяконтом), будущим митрополитом Московским и всея Руси. В 1352 году он был рукоположен в сан священника, а в 1365 году, по возобновлении Константиновского монастыря, назначен был первым его игуменом.

Устраивая обитель, игумен Пахомий стремился к уединению и вскоре удалился в пустынное место близ Нерехты. С собой он принес только две книги: «Правильную книжицу» и Псалтырь. Нерехта упоминается первый раз в 1214 году, и в половине XIV века она представляла собой, вероятно, значительное промышленное селение.

В Нерехте Пахомий остановился на несколько дней у одного человека и в это время искал места, удобного для создания новой обители. Такое место Пахомий нашел в двух верстах от селения на восток: оно отличалось красотой, было возвышенно и поросло лесом: вокруг него протекали две реки — Солоница и ее приток, речка Гридевка.

Место представляло собой полуостров и издревле называлось Сыпаново городище, Сыпанова гора или просто Сыпаново. Подвижник просил жителей Нерехты уступить ему полуостров, на котором можно бы было поставить монастырь, и землю для обзаведения монастырского хозяйства.

С радостью согласились исполнить просьбу нерехтчане, которым было очень приятно поселение у них Пахомия, и усердно помогали ему в устроении места для обители: рубили лес, расчищали землю, поставили малую келью самому подвижнику.

Пахомий на свои и на собранные с народа средства написал образ Живоначальной Троицы и с крестным ходом, сопровождаемый толпой народа, принес образ на Сыпаново. На месте основания храма образ был поставлен и отпет молебен.

Жители Нерехты с большой охотою ежедневно приходили к Пахомию и помогали ему в трудах устроения монастыря. Появились желающие сожительствовать подвижнику в его пустыни; он с радостью постригал их в иноческий образ и принимал как чадолюбивый отец. Все было приготовлено к открытию Троицко-Сыпановой обители.

Тогда Пахомий отправился с одним из иноков в Москву и просил у митрополита Алексия благословение на построение храма в обители. Святитель с радостью принял подвижника, давно ему знакомого и без замедления дал благословенную грамоту и антимис. По возвращении из Москвы Троицкий храм был достроен и освящен стечении множества народа.

Сам монастырь обнесли стеной. Для пропитания братии было заведено хлебопашество: вырубался окрестный лес, выжигалась заросль и появлялись поля, засеянные рожью, житом и овсом. Все это делал Пахомий затем, чтобы братия не были праздными и питались от своих трудов, а не одними приношениями мирских людей.

Помня, что монастырь устроился на пожертвования мирян и даже при их трудовом содействии, Пахомий поставил за монастырской стеною гостиницу для приходящих в обитель богомольцев. Подвижник кормил пришельцев монастырским хлебом и сам с братией вкушал вместе с ними трапезу.

Пахомий ввел в своей обители строгий общежительный устав, определил монастырские должности: келаря, казначея, чтеца, певца. Преставился Пахомий в глубокой старости 5 апреля (23 марта ст. ст.) 1384 года.

Чудеса и почитание преподобного Пахомия Нерехтского

Известны чудеса преподобного Пахомия. В Нерехте проживал человек, преданный неумеренному пьянству. От вина он лишился рассудка, бесновался и говорил бессмыслицу. Много заботились о нем родные, желая исцелить его от болезни, но напрасно.

 1 августа, во время освящения воды, когда преподобный Пахомий шел на речку Гридевку, родственники вели несчастного в монастырь. Остановив крестный ход, подвижник велел привести больного к иордани, где происходило водоосвящение, и осенил его крестом.

Безумный бросился в воду и кричал: «Ах, как больно мне: старец опалил меня огнем». При этом он оставался в речке, которая неглубока, плакал и молился на иконы; рассудок вернулся к нему. Исцеленный потом рассказывал, что из креста вышел огонь, который опалил его.

После литургии Пахомий дал исцеленному просфиру, и он навсегда избавился от своей болезни.

Инок Иринарх, поселившийся в монастыре при жизни преподобного Пахомия и много помогавший ему в устроении обители, был искусным живописцем. Через два года после преставления святого напал на Иринарха блудный помысл и тяжко мучил его. Инок покаялся в своем грехе открыто перед всей братией, но и это не помогло ему.

Он постился, молился и, наконец, обратился к заступлению преподобного Пахомия, могилу которого посещал каждый день. В одну ночь, утомленный молитвой и возвратясь с могилы, Иринарх заснул и увидел во сне светолепного старца, украшенного сединами, имеющего долгую бороду, белую, как снег, и с жезлом в руке.

Старец сказал: «Брат Иринарх! Так всегда молись Господу Богу и Пречистой Богородице, Господь помиловал тебя, не согрешай впредь: вот исцеляет тебя Господь от помысла твоего». При этом чудотворец ударил инока по левому бедру жезлом.

Иринарх в ужасе вскочил и увидел перед собою преподобного Пахомия, который сказал: «Не бойся, чадо! Ты теперь видишь меня: напиши же образ подобия моего, потому что Господь сопричислил меня к лику преподобных».

Проснувшись, Иринарх рассказал о своем видении игумену и братии и в удостоверение показал след удара на бедре своем. Исполняя волю почившего святого, Иринарх написал образ его, который был поставлен над гробницей преподобного Пахомия.

В селе Иванькове близ Костромы в конце XVIII и начале XIX веков жил помещик Протасьев. Он долго болел глазами и наконец ослеп. Несчастный не знал, что делать. Но вот явился ему во сне старец и посоветовал помолиться преподобному Пахомию.

Между тем Протасьев и не знал, где лежат его мощи. Один знакомый ему сказал, что преподобный Пахомий лежит в Сыпанове, и больной с радостью и надеждой явился туда. Целый день горячо молился Протасьев у раки преподобного и совершенно прозрел.

В благодарность за исцеление свое он сделал серебряную ризу на гробовую икону преподобного.

В 1811 году в церкви Сыпанова работали живописцы. Один из них, Соколов, работал в куполе, но так лениво, что священник хотел удалить его. Внезапно Соколов тяжко занемог, заболела и его семья.

Чувствуя приближение смерти, живописец раскаялся в небрежности своей. Тогда явился ему во сне преподобный Пахомий и сказал: «Вставай и впредь так не делай».

Явление так сильно подействовало на Соколова, что, скоро выздоровев, он с усердием принялся за работу и прекрасно исполнил стенную живопись.

В 1843 и 1892 годах жители Сыпанова были чудесно избавлены предстательством преподобного от пожара. Но особенно памятна для нерехтчан и всего Нерехтского края помощь угодника Божия во время холерных эпидемий 1848 и 1853 годов. С весны 1848 года холера сильно распространилась по Костромской губернии. В Нерехте началась она в мае и скоро превратилась в мор.

Прихожане села Сыпанова обратились с молитвой к преподобному Пахомию, и он избавил их от смертоносной язвы. Когда совершали крестный ход по селу и деревням прихода, болезнь немедленно прекращалась; отчаянные больные немедленно выздоравливали.

В Нерехту икона преподобного была принесена в самый разгар эпидемии и оставалась десять дней, и там очень мало умерло из заболевших, — всего 9 человек из 300. Носили икону чудотворца и по соседним селениям и деревням. Через пять лет повторились подобные явления милости Божией по молитвам преподобного Пахомия. В одной деревне был тяжко болен холерой старик.

Без чувств лежал он, и родные ждали его смерти. Вдруг он вздрогнул и спросил: «Несут ли угодника?» Ему сказали, что с образом уже входят в деревню. Больной тотчас же встал, пошел навстречу иконе и носил ее по домам деревни совершенно здоровый. Так награждена была вера в помощь угодника Божия. Зато неверие наказывалось.

Один врач и жена его смеялись над приверженностью православных к иконам и набожностью народа. В тот же день заболели они холерой и в страшных мучениях скончались.

В 1866 году по молитвам преподобного Пахомия прекратился в Сыпанове падеж скота.

К 1892 году совершилось чудо над крестьянкой Елизаветой Федосеевой. Около двух лет у нее была нестерпимая ломота в ногах и пояснице; больная сначала еле ходила, потом более полугода почти не вставала. Много лечилась она у врачей, но ничего не помогало.

Часто молилась она, прося Господа вразумить ее, куда ей идти на богомолье, чтобы получить исцеление. Молитва ее была услышана.

«Во сне ясно увидала я, — рассказывала сыпановскому священнику Елизавета, — будто молюсь в Пахомиев день, 28 мая, вот здесь у Троицы, стою же я в ограде, так как народа было множество, а когда пошли крестным ходом, от иконы преподобного Пахомия исходило необыкновенное сияние.

Преподобный мне в эту же ночь явился в том виде, как написан на иконе, и велел сходить помолиться об исцелении перед его мощами. Как только я пробудилась, тотчас же дала обещание сходить в Сыпаново к преподобному и отслужить молебен; с этого же дня выздоровление мое пошло быстро, и вот я совершенно здорова. Не знаю, как и благодарить угодника».

Благодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного в его обители началось вскоре после его преставления, как это видно из чуда с Иринархом. Дважды в год празднуется память преподобного Пахомия: 5 апреля — в день преставления, и 28 мая — в день его Ангела.

В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель преподобного Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм. Несмотря на упразднение обители, сыпановские прихожане и многочисленные паломники, притекавшие к мощам преподобного Пахомия.

начале тридцатых годов ХХ века Троицкий храм захватили обновленцы, но в 1935 году обитель вернули в лоно Патриаршей Церкви. Позднее храм был закрыт, а настоятель расстрелян.

Лишь в 1944 году власти разрешили перенести надгробную икону преподобного Пахомия с его раки в единственную действующую тогда церковь Нерехты — Крестовоздвиженскую.

В шестидесятых годах предпринимались неоднократные попытки уничтожить святой источник преподобного Пахомия, который оставался местом массового паломничества. Тем временем Троицкий храм стоял закрытым, постепенно обращаясь в руины.

Определением Синода РПЦ от 22 декабря 1992 года Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был возрожден как женская обитель. 17 февраля 1993 года администрация Костромской области передала корпуса бывшего Пахомиева монастыря Костромской епархии.

Читайте также:  Икона нерушимая стена: значение и в чем помогает, куда вешать, тексты молитв

В настоящее время Троицкий храм полностью восстановлен, а в монастыре дополнительно построены новый сестринский корпус и богадельня.

Мощи преподобного Пахомия являются одной из важнейших святынь обновленного монастыря и привлекают многочисленных паломников.

Тропарь и кондак преподобному Пахомию Нерехтскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Пахомие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Пахомие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Пахомий Нерехтский. Иконы

Преподобный Пахомий Нерехтский традиционно на иконах изображается в иноческом облачении, с благословляющей десницей, свитком в левой руке или с макетом основанной им обители.

Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвыПреподобный Пахомий Нерехтский, роспись начала XVIII века. Москва, Сретенский монастырьПахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвыПреподобный Пахомий Нерехтский с житием. Современная икона в Троицком соборе Пахомиево-Нерехтского женского монастыряПахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвыПреподобный Пахомий Нерехтский. Первая половина XIX века. Нерехта, Костромская губерния

Святой Спиридон Тримифунтский — икона, житие, молитва | Православиум

Рубрика: Иконы, Молитва, Православные святые

Святой Спиридон Тримифунтский родился около 270 года на острове Кипр. С раннего возраста отличался простодушием, добротой, кротостью и милосердием. Спиридон был пастухом, имел жену и детей.

Он отличался гостеприимством странников и помощью бедным людям. После смерти жены Спиридон еще более усердно стал служил Богу, творя добрые дела. Еще при жизни прославился как чудотворец.

По его молитвам к Богу больные и бесноватые получали исцеление, пробуждались умершие, сокрушались идолы.

Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвыСвятитель Спиридон Тримифунтский

Однажды на острове Кипр наступила засуха, после которой из-за неурожая от голода стали умирать люди. Тогда святой чудотворец Спиридон вознес молитву к Богу как ветхозаветный пророк Илия. Небо затянуло тучами и пошел проливной дождь, который не кончался несколько дней. Только после повторной молитвы Спиридона дождь прекратился. Как гласит предание, в тот год был обильный урожай.

Когда у Спиридона умерла дочь Ирина, к святому чудотворцу обратилась женщина. Она сказала, что давала девице на сохранение золотые украшения. Спиридон долго их искать везде по дому, однако ничего не нашел. Тогда святой подошёл к одру его умершей дочери и спросил, где она их спрятала. Ирина, как бы проснувшись, поднялась и указала тайник, откуда Спиридон и достал драгоценности. 

Чудотворец Спиридон Тримифунтский исцелил императора Констанция (317-361). В то время император не получил излечения у врачей и обратился за помощью к Богу.

При византийском императоре Константине Великом (272-337) Спиридона поставили епископом в городе Тримифунт (поэтому он и называется Тримифунтский).

В 325 году святой чудотворец принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее (современная Турция). Там святой, опровергая ересь арианства, на примере кирпича доказал единство Божества в Пресвятой Троице.

Этот сюжет лег в основу иконографического изображения Спиридона Тримифунтского.

День памяти святого Спиридона Тримифунтского — 25 декабря по новому стилю.

Икона Спиридона Тримифунтского

На иконах святого Спиридона Тримифунтского всегда изображают в святительском облачении с вязанной шапочке на голове (ранняя форма митры епископа). В руках у него может быть Евангелие или развернутый свиток. 

Также можно встретить особенную икону Спиридона Тримифунтского. На ней чудотворец держит глиняный кирпич, из которого вверх вздымает огонь, а вниз истекает вода.

Такое изображение связано с участием святого Спиридона на Первом Вселенском соборе. Там при помощи кирпича он явил единство Пресвятой Троицы. Как кирпич — один, так и Бог — один.

Как кирпич имеет три стихии (глину, воду и огонь), так и Бог имеет Три Лица (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

Святой Спиридон Тримифунтский: в чем помогает

Из наставлений архимандрита Иоанна Крестьянкина (1910-2006) многим запомнились слова:

«Молились бы вы святителю Спиридону Тримифунтскому и были бы давно с жильем».

Так в народе утвердилось мнение, что быстро разрешить жилищный вопрос поможет святой Спиридон Тримифунтский.

О чем же просят святого? Молитва к этому чудотворцу действительно помогает в решении материальных и семейных проблем. Ему молятся о налаживании взаимопонимания и уважения в семейной жизни. Спиридон Тримифунтский до зрелого возраста был обычным человеком, которому были знакомы житейские и семейные заботы. Поэтому молитва о житейских нуждах этому святому более понятна и близка.

Главное не забывать, что не святые по своему желанию посылают те или иные блага. Только Господь по их молитвам и Своему милосердию дарует верующим просимое.

Чудеса по молитвам Спиридону Тримифунтскому

В 2007 году в Данилов монастырь (Москва) привезли с острова Корфу (Греция) мощи чудотворца Спиридона. На поклонение святыне приходило очень большое количество верующих. Им приходилось по несколько часов стоять в очереди.

Многие получали помощь по молитвам к святому чудотворцу. Например, семья Бориса и Елены с тремя детьми, проживавшая в коммунальной квартире и не имевшая средств улучшить свои жилищные условия.

Вскоре после поклонения святым мощам они вне очереди получили муниципальную квартиру.

В 2014 году по молитвам дочери и внучки к святому Спиридону получил исцеление житель Петербурга Петр. При повторном МРТ ранняя поставленный диагноз «гематома 8 см» не подтвердился.

Первая молитва святому Спиридону Тримифунтскому

О, великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче!

Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы.

Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси.

Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси.

Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва святителю Спиридону Тримифунтскому 

О, всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче!

Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящий сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей!

Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедрого Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления!

Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных.

от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная!

Яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак

Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси богоприятне, жертвенник божественный быв, прося всем божественнаго сияния.

Величание

Величаем тя, святителю отче Спиридоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

О чем молятся иконе симеону богоприимцу

Сведения о святом скудны.

Мы узнаем, что в годы правления царя Птолемея II он в числе других переводчиков был приглашен ко двору, чтобы переложить текст Библии с древнееврейского языка на греческий. Значение труда, который выполнял Симеон и еще 70 ученых мужей, огромно, ведь именно с этого перевода потом делались переложения Священного Писания на славянский, сербский и болгарский языки.

В процессе перевода Симеон Богоприимец встречает фразу, которая кажется ему ошибочной, о том, что Дева понесет и родит Сына.

Образованный переводчик хочет вместо «Дева» написать «жена», но происходит важнейшее в его жизни знамение: сам Ангел, представший перед ним, требует верить написанному и дает ему пророчество, что он не умрет, пока не увидит собственными глазами пришедшего в мир Спасителя.

С таким своеобразным недоверием Симеона связано еще одно предание. Возвращаясь из Александрии в Палестину и переходя водный поток, Симеон бросает в него драгоценный перстень, говоря, что он поверит словам пророка, если перстень вскоре найдется. И происходит, казалось бы, невероятное: в купленной им к ужину рыбе старец обнаруживает свой перстень.

  Молитвы преподобной Марии Египетской

Всё в этом предании полно глубокого религиозного символизма: желая получить разрешение мучающих его сомнений, Симеон без колебаний расстается с драгоценностью, то есть показывает свое равнодушие к земным, временным богатствам; перстень не просто нашелся, а был именно в рыбе, являющейся у христиан символом Иисуса Христа. Таким образом, словно сам Господь дает ответ на волновавший старца вопрос.

Симеон Богоприимец прожил необыкновенно долгую жизнь. По тому, как называют его в текстах Священного Писания, можно предположить, что он был священником.

Однажды придя в Иерусалимский храм, он встречает на его ступенях деву Марию с Иосифом, которые, согласно традиции, на сороковой день от рождения принесли в храм младенца Христа.

Старец берет дитя на руки и понимает, что держит именно того младенца, о рождении которого задолго до этого твердили пророки.

Симеон произносит слова о том, что теперь он может покинуть этот мир, ведь сбылось данное ему пророчество, и он увидел своими глазами того, кто пришел спасти человечество от греха. Также он говорит Марии, что рожденный ею ребенок изменит весь мир, а судьба его принесет ей, матери, немало боли и страданий.

  • Момент этой встречи, или по-церковнославянски, сретения ветхозаветного старца и пришедшего в мир Спасителя, прошлого и будущего, момент, когда сбылось пророчество и над миром засиял свет надежды, празднует православная церковь, отмечая праздник Сретения Господня.
  • Симеон Богоприимец скончался в возрасте 360 лет.
  • Видео: Житие Симеона Богоприимца
Читайте также:  Молитва святому Шарбелю: можно ли обращаться христианам и о чем просят

Православная молитва — Православная книга

Праведный Симеон Богоприимец, как свидетельствует Евангелие от Луки, – благочестивый житель Иерусалима, с именем которого связано событие Сретения Господня. Считается, что Симеон был одним из 70 (или 72-х) переводчиков-толкователей, которые в III–II вв. до Р.Х. создали греческий перевод еврейской Библии (лат. Септуагинта – перевод семидесяти).

Праведному Симеону Богоприимцу, помимо прочего, молятся о покровительстве детям, об исцелении младенцев и сохранении их здравия, избавлении от бед, утешении в скорбях, а также о людях, находящихся в заключении или в плену, и об освобождении их (преподобному Петру Афонскому, попавшему в плен, явился святитель Николай Мирликийский и научил его молиться об освобождении праведному Симеону).

Молитва первая праведному Симеону Богоприимцу

О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных рабов Божиих (имена), и не отыми помощи твоея от нас, моли благость Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас.

Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая праведному Симеону Богоприимцу

О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи. Скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках бо помощи от человек, и не обретеся.

Вопиях ко Господу, и не услыша мя, зане прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его.

И кто ми ныне помощь явит? Кто ми скорбь утолит? Кто даст отраду и успокоение многомятежней души моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих и твоего заступления и помощи требующих.

Моли убо Человеколюбца Господа, яко да, простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен явит и мене безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченней души моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует.

Ей, великий угодниче Божий! Вознеси богоноснеи руце твои ко Иже на объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему, и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего, недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о Немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

© Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ О ЗДРАВИИ МЛАДЕНЦЕВ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2020, с. 41-44. ИС Р15-534-3549

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Икона святого Симеона Богоприимца

На святых иконах иконописцы чаще изображают праведника старцем с седыми волосами и бородой, который держит на руках младенца Иисуса. Симеон Богоприимец одет в черное или синее монашеское одеяние.

  Акафисты святым и мученикам

С огромной любовью приник он щекой к богомладенцу, взгляд святого задумчиво устремлен вдаль. Он понимает, что сбылось пророчество, данное ему Богом, и теперь он может умереть. Но вместе с тем он знает и о полной испытаний судьбе Христа, о его миссии спасения человечества.

Мудростью и любовью дышит изображение святого старца. В руке святого свиток, на котором можно рассмотреть слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,…». Изображение святого с книгой или свитком говорит о том, что в земной жизни он был священником, проповедовал слово Божие. Это в полной мере относится и к Симеону Богоприимцу.

Также праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна изображаются на иконе Сретения в тот момент, когда Богородица передает младенца на руки старцу, а он необычайно трепетно принимает его.

Молитва Симеону Богоприимцу о здравии детей

Когда была произнесена первая молитва Симеону Богоприимцу о благополучии и здоровье детей, неизвестно. Однако обращались к святому с подобными молениями с давних времен и неизменно бывали услышаны. Столетиями верующие люди просят святого о помощи как в выздоровлении от болезней, так и о том, чтобы вовсе не допустить их.

Симеон жил во времена правления в Египте Птолемея Второго. Был он, согласно преданию, одним из семидесяти двух ученых, которым этот правитель повелел перевести с еврейского наречия тексты Священного Писания.

Жил же этот человек в Иерусалиме и, согласно Евангелию, написанному Лукой, был весьма благочестив. Сведений о биографии Симеона и его земных делах сохранилось очень мало.

И, как утверждает книга Иакова, Симеону было видение Святого Духа, который возвестил ему о том, что тот станет жить до тех пор, пока не узрит Иисуса.

Церковные песнопения в честь святого Симеона Богоприимца

Молитва святому Симеону Богоприимцу

К святому Симеону, как и другим святым, православные обращаются за помощью и поддержкой в трудные минуты жизни, благодарят за покровительство и надеются на милость Божью. В молитве Симеону Богоприимцу есть слова «Ныне отпущаеши..».

Возможно, поэтому верующие часто молятся этому святому о судьбе заключённых, о мире и благополучии в семье, о здоровье детей и заступничестве за них перед Господом, об освобождении от тяжёлых мыслей и грешных подозрений, помыслов, о том, чтобы святой помог им отыскать свой единственный путь в жизни.

Видео: Молитва святому Симеону

Песнь Симеона Богоприимца в богослужении православной церкви

Слова святого старца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…», приводимые в одном из евангельских текстов, принято называть песнью Симеона Богоприимца. В ней святой благодарит создателя за возможность увидеть пришедшего в мир Христа.

Она сохранилась и поныне в вечернем богослужении и в числе благодарственных молитв, следующих за причащением. Также она исполняется в момент крещения детей мужского пола, при внесении их в алтарь.

Видео: Песнь Симеона на богослужении

  3 сильных православных молитвы за родителей

Тропари и канон в честь святого

Тропарь представляет собой краткое песнопение, в котором отражена главная суть праздника, события. Канон является более крупным произведением церковной поэзии, состоит из 9 песен. В них прославляется праздник или святой.

Первоначально считалось обязательным в каноне обнаружить связь данного события или праздника с событиями Ветхого Завета, однако сейчас это требование редко соблюдается. Песнопения тропарного склада и канон в честь Симеона Богоприимца исполняются в православных храмах в день памяти святого.

Как умер святой

В русском православии житие Симеона было составлено епископом Дмитрием, митрополитом Ярославским и Ростовским, просветителем, проповедником и духовным писателем, сделавшим немало не только для церкви, но и для культуры страны в целом. Епископ провел кропотливое исследование упоминаний о святом в апокрифических источниках и соединил их в своем труде.

Согласно житию, скончался Симеон после Сретенья, в возрасте не меньше, чем 360 лет. В один из дней старец почувствовал потребность срочно прийти в зал Иерусалимского храма, что он и сделал. И там повстречал Симеон Марию с новорожденным и Иосифа, которые пришли для традиционного пожертвования за младенца мужского пола.

Будущий святой взял новорожденного на руки и благословил его, после чего обратился к Марии. Слова, сказанные старцем известны как молитва Симеона Богоприимца. «Ныне отпущаеши ты раба своего, Владыко…» — с этих слов она начинается. Она сохранилась до сих пор. Другим названием ее является «Песнь Симеона Богоприимца».

Эта сцена легла в основу иконописного канона «Умягчение злых сердец», на образе помимо Богоматери прописывается символически пророчество самого Симеона. А сам день встречи святого с младенцем стал праздником Сретения.

Преставился же Симеон сразу после произошедшего в Иерусалимском храме. Таким образом сбылось пророчество о том, что ему не дано умереть до встречи с сыном Божиим. В наши дни поклониться нетленным мощам святого можно в Хорватии, в городе Задар, в церкви Святого Симеона.

Мощи пророка

Как уже говорилось, святой Симеон прожил 360 лет. О месте его захоронения точных данных нет. В Иерусалиме указывают на могильную яму в одном из приделов греческой церкви как на возможное место погребения святого. Согласно другим источникам, Симеон Богоприимец был убит во время избиения младенцев, когда стражники царя

Ирода допрашивали его, пытаясь узнать о месте нахождения Иисуса. Как утверждают апокрифические сказания, после воскресения Христа Симеон, как и другие праведники, воскрес в жизнь вечную.

В шестом веке мощи его были перенесены в Константинополь в Халкопратийский храм, расположенный у Медных ворот столицы Византии. О поклонении его гробу в 1200г. сообщает святитель Антоний Новгородский, совершавший паломничество на Святую Землю.

В настоящее время в германском городе Ахен в специальном ларце реликварии хранится десница (правая рука) святого. Поклониться святыне можно только раз в семь лет, когда ее выставляют для паломников.

Реликварий, сделанный искусными древними мастерами, представляет собой небольшой ларец, украшенный драгоценными камнями, со скульптурами Богородицы и святого Симеона, принимающего в свои руки младенца Спасителя.

Сами мощи появились в 1243 году в хорватском городе Зара (Задар), где они находятся в специальном саркофаге в церкви святого Симеона.

Храмы и монастыри, освященные в честь святого Симеона Богоприимца

Православные церкви, монастыри, соборы в честь памяти святого Симеона Богоприимца действуют в разных городах России: в Москве и Петербурге, Великом Новгороде и Тюмени. Женский монастырь, освященный в честь святых Симеона и Анны, есть в Челябинской области в селе Кизильское.

Храм в городе на Неве является наиболее древним сооружением с интересной историей.

Построенный в начале XVIII века по проекту архитектора Земцова в стиле классицизма, он долгое время был придворным храмом, затем в XIX веке переходит с разряд епархиальных церквей.

В 1938 году в его помещениях советская власть открывает склад, а чуть позже метеорологический музей. Церковь была возвращена верующим лишь в 1991 году.

Есть такой храм и в Иерусалиме, там, где жил когда-то святой старец. В Катамоне, одном из районов города, сохранилось и место захоронения святого, над его могилой белая мраморная плита и иконы, рассказывающие об эпизодах его земного пути.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *