Новогодний молебен: структура последования службы и особенности литургии

И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его
и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их
(Пс. 102, 18).

Цель занятия: знакомство с богослужебными книгами и особенностями их употребления на службе, формирование умений понимать службы суточного круга, приобретение опыта практической деятельности в чтении на церковнославянском языке.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Новогодний молебен: структура последования службы и особенности литургии

Рис. 4. Богослужебные книги. Схема [1]

Содержание и порядок богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах, изучение которых абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности (III в.).

Окончательное оформление получили в IX веке. На Руси появились с принятием христианства. Греческие богослужебные книги были переведены на славянский язык. Начало этому было положено свв. братьями Кириллом и Мефодием.

В наше время богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются.

Употребляемые при богослужении книги разделяются на священно-богослужебные (Евангелие, Апостол, Псалтирь) и церковно-богослужебные (Служебник, Часослов, Октоих, Минея, Триодь, Типикон и др.).

Евангелием называется священная книга, содержащая в себе повествования четырёх евангелистов и употребляемая при богослужении на каждый день. Евангелие разделяется на зачала, т.е.

отделы назначенные для прочтения на общественном или частном богослужении Богослужебное Евангелие содержит не только зачала но и главы и стихи.

В приложении дан порядок, в какой день года который отрывок читать (см. Книгу).

Апостолом называется книга, содержащая Деяния Апостольские и их послания. Эта книга, как и Евангелие, кроме глав и стихов имеет и зачала для прочтения их за богослужением. Апостол разделен на особые отделы для Всенощного бдения и келейного чтения. В приложении дан порядок, в какой день года который отрывок читать, а также прокимны, аллилуарии и многое другое (см. Книгу).

Псалтирь употребляется во всех церковных богослужениях. Содержит разнообразные чувствования верующей души. Разделяется на двадцать кафизм; каждая кафизма на «славы» или «стати». В Древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой.

Существует, так называемая, Следованная Псалтирь, состоящая для удобства отправления богослужения на случай отсутствия других книг, из пяти частей: Псалтири, Часослова, Месяцеслова, Канонника и Семиднева (см. Книгу).

Кроме неизменяемых песнопений суточных служб (таких же, как в Часослове) содержит псалмы, месяцеслов, тропари и различные другие дополнительные песнопения.

В книге «Служебник» заключаются неизменяемые молитвы и обряды, обязательные для священнослужителей при отправлении вечерни, утрени и Литургии св. Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова (см.

Книгу). Служебник содержит молитвы и прошения, которые на всех суточных службах произносят или про себя читают священнослужители – священники и диаконы.

Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называется Чиновник.

Книга «Часослов» содержит последования всех суточных служб, кроме Литургии (см. Книгу).

«Октоих» (с греч. языка означает «осмогласник») содержит в себе воскресные и седмичные службы и песнопения восьми гласов (напевов) с Приложением в конце книги (см. Книгу).

Минея Месячная – книга, содержащая в себе на каждый день месяца молитвословия и песнопения празднуемому святому или событию. Месячных Миней 12. В конце каждой Минеи помещаются приложения Богородичных песнопений (см. Книгу).

Кроме Миней месячных есть еще следующие Минеи: Минея Праздничная, которая содержит службы на все двунадесятые и великие праздники; Минея Общая является книгой заменяющей или дополняющей Минею Месячную.

Содержит в себе праздничные последования в честь каждого чина или целого лика Святых. В ней же помещены службы общие праздникам, предпразднствам и попразднствам в честь Спасителя, Божией Матери, Честного Животворящего Креста Господня, Ангелов и Предтечи Господня (см.

Книгу); Минея Дополнительная, содержащая службы некоторым святым, канонизированным в ΧΙΧ-нач.ΧΧ вв., и праздникам в честь некоторых икон Богородицы. Эти книги используются в случае отсутствия Минеи месячной.

Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней круга годичного, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырёх, но преимущественно трёх песней.

Триодь Постная содержит в себе службы Великого поста и трёх подготовительных к нему недель (см. Книгу).

Триодь Цветная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днём Пасхи и кончаются Неделей Всех Святых (см. Книгу).

В Ирмологии молитвословия и песнопения (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Церковью для пения, а не для чтения при богослужении содержатся.

В нем собраны все ирмосы Октоиха и двунадесятых праздников.

Кроме них здесь напечатаны Песни Священного Писания, Величания с избранными псалмами, песнопения Литургии, приложения Богородичнов, запевы на 9-й песни в Двунадесятые праздники и мн. др.

В книге «Требник» излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Существует несколько видов требника (см. Книгу).

Книга молебных пений содержит последования и чины для молебнов. Из содержащихся в этой книге молитвословий некоторые заимствованы из Большого Требника.

Систематическое указание определённого порядка и образа совершений богослужений суточного, седмичного, месячного круга, богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы содержит в себе книга, именуемая Типикон.

Книга, в которой изложены время, порядок совершения общественного богослужения, его состав. «Типикон» переводится с греческого как «образец», другое распространённое название этой книги – «Устав».

Существует несколько видов Устава: Студийский, Иерусалимский, Святогорский, устав Великой Церкви и др.

Практикум

Задание: попробуйте решить проверочный тест «Богослужебные книги», представленный в ПРИЛОЖЕНИИ 9. Результаты обсудите в группе.

Задание: пользуясь уже выработанными ранее критериями, прочитайте ПРИЛОЖЕНИЕ 11 (Избранные тропари, кондаки и величания). Обсудите ошибки.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Новогодний молебен: структура последования службы и особенности литургии

Рис. 5. Службы суточного круга

Службы суточного круга

Круг суточных служб совершается в течение суток и затем повторяется снова. Эти службы неизменны и составляют основание общественного богослужения. Имеется девять видов церковных служб: 9-ый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-ый час, 3-ий час, 6-ой час и Божественная Литургия.

В дни, когда по какой-либо причине не бывает Божественной Литургии, совершается Последование изобразительных. Каждая из вышеуказанных ежедневных служб должна бы отправляться отдельно, но из-за условий мирской жизни в наше время совершение всех богослужений, за редким исключением, переносится на вечерние и утренние часы.

Каждая из суточных служб имеет свой порядок соединения с седмичными и годичными в зависимости от воспоминаемых событий. Следуя обычаю Ветхозаветной Церкви, Церковь Новозаветная начинает круг суточных служб с вечера.

Отождествление вечера с началом дня, восходит к глубокой древности и имеет своё обоснование в библейском откровении о творении мира (Быт. 1,5).

Вечерня бывает вседневная, малая и великая

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением.

Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9).

Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-ой недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращённая вседневная вечерня. Она совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике, в Октоихе и в Типиконе (гл.1).

Великая вечерня – это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господские праздники и в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершается накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указанием устава. Устав о великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл.7); устав о великой вечерни в соединение с утреней – в Октоихе и Типиконе (гл.2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м, и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток сырной седмицы и с теми же службами вместе с Литургией Преждеосвященных Даров в среду и пяток седмиц Великого поста, с Литургией св. Василия Великого – в Великие четверг и субботу, с Литургией св.

Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, если он случится в некоторые дни Великого поста.

Следующая за вечерней служба суточного круга имеет название повечерия. Само название богослужения указывает на время его совершения – после вечерни, т.е. перед отходом ко сну, о чём свидетельствует содержание молитвословий повечерия.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать повечерие великое. Последование Малого повечерия находится в Часослове, Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе.

Читайте также:  Канон паисию великому об умерших без покаяния: полный текст и о чем еще молятся святому

В состав утреннего богослужения входят полунощница, утреня  1-ый час.

Полунощницей называется служба, совершаемая в полночь или в любой час ночи до утра. Обычай освящать богослужением полночь и ночное время вообще основывается на примере Господа Иисуса Христа (Мф. 26, 30; Лк. 6, 12), Которому подражали и апостолы (Деян. 16, 25), и их современники – христиане (1 Кор. 14, 26; Кол.

3, 16). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Все они совершаются в согласовании со днём седмицы и указаниями Устава. Полунощница не правится, если совершается всенощное бдение, а так же в некоторых других случаях, оговорённых Уставом. Устав о полунощницах находится в Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе.

Утреня получила своё наименование от времени совершения. Освящать утро дня соответствующими времени молитвословиями и песнопениями – обычай очень древний.

Утреня бывает: вседневная, без полиелея и великого славословия, когда оно читается, а не поётся; праздничная утреня с полиелеем и великим славословием, т.е. когда оно поётся, а не читается, и утреня пасхальная.

Устав вседневной утрени находится в Служебнике, Часослове, Типиконе, а праздничной в некоторых изданиях Служебника, Часослова, Следованной Псалтири, в Октоихе и Типиконе (гл., 9, 11, 16).

  • Служба часов – 1-го,3-го, 6-го, 9-го – одного и того же дня бывают сходны между собой по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы.
  • Часы бывают великопостные, великие, пасхальные и вседневные.
  • Великопостные часы совершаются в среду и пяток сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Великие часы отправляются в Великий Пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года.

Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ую седмицу Великого поста; пасхальных – в последованиях Св. Пасхи и царских – св.

Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

Последование Изобразительных, называемое также «обедница», – краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной Литургии, которая своими песнопениями и молитвословиями являлась как бы изображением её или подобием.

В дни Великого поста, когда на утрени поётся «Аллилуия», изобразительные совершаются после 9-го часа. Если изобразительные бывают не в дни Великого поста, когда на утрени поётся «Бог Господь», они отправляются после 6-го часа.

Последование службы находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Домашнее чтение: дома пробуйте читать Благодарственные молитвы по Святом Причащению на церковнославянском языке (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

О последовании всенощного бдения для мирян и клироса

Одна из самых красивых, продолжительных церковных служб совершается только накануне воскресных, а также праздничных дней. Ее последование складывалось несколько веков, а каждый из элементов имеет особое символическое значение.

Краткая история

Исторически бдение восходит к ночным богослужениями первых христиан, распространенных с I в. Впоследствии традиция совершения особых молений ночью сохранилась большей частью у иноческих обителей.

Некоторые из них, например, так называемый монастырь «Неусыпающих» (с IV-V вв.), основанный прп. Александром, вообще старались совершать службы непрерывно, во исполнение заповеди св.

Павла «непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17).

Многие святые отцы особенно советовали верным прилежать к ночной молитве.

Сложилось так, что эти советы особенно ревностно исполняли иноки монастыря прп. Саввы Освященного (с VI в.). По Уставу обители, всю седмицу они проводили в уединенном безмолвии, лишь накануне праздников сходясь на общую церковную молитву.

Ночное бдение было для них духовным утешением, подкреплением среди подвигов. Так постепенно сформировалось последование, которое затем, вместе с Уставом св. Саввы, также именуемым Иерусалимским (по месту расположения монастыря), перешло на Русь.

Но в отличие от Византии, бдение стало служиться также по приходским храмам.

Постепенно сложилось общепринятое мнение о всенощной как одной из главных служб, обязательных для подготовки к Причастию.

До середины XVII в. бдение совершалось по Уставу прп. Саввы. Затем, после богослужебной реформы патриарха Никона, последование постепенно сократилось, ныне его продолжительность только 2-3 часа.

Чинопоследование вечернего богослужения и его порядок

Ныне эта торжественная служба представляет собой соединение:

  • Вечерни (перед чтимыми праздниками также совершается лития);
  • Утрени;
  • службы 1 часа.

Вечерня

Богослужение открывается возгласом диакона «Востаните!» и славословием Св. Троицы, которое во всеуслышание произносит священник. Затем священнослужители в алтаре трижды призывают собравшихся к поклонению Господу пением: «Приидите, поклонимся…»

Новогодний молебен: структура последования службы и особенности литургии

Всенощное бдение

При пении хором Псалма 103, восхваляющего сотворенный Господом мир, священник, сопровождаемый диаконом, кадит храм, всех присутствующих. Кадильный дым здесь – образ Духа Святого, осеняющего Божие творение.

Закрытие царских врат после каждения символизирует грехопадение людей. Покаянные стихи из Псалтири (псалмы 1-3), поемые при закрытых вратах, говорят о раскаянии грешных.

В этот момент о своих немощах, грехах, призываются вспомнить все молящиеся.

Затем поются стихи 140 Псалма – вечернее моление Господу: «Да исправится молитва моя… Воздеяние руку моею, жертва вечерняя…» и стихиры, завершающиеся «догматиком», посвященным Воплощению Христа. На его пении отверзаются врата. Вход священнослужителей символизирует Рождество Христово для спасения людей.

Когда бдение происходит перед великими, престольными праздниками, после вечернего входа могут совершаться:

  • чтение ветхозаветных паремий, посвященных празднику, святому;
  • лития, сугубое моление; она происходит с выходом священников на средину храма или в притвор; многие храмы накануне престольных праздников служат литию под открытым небом, тогда она обычно сопровождается крестным ходом вокруг церкви.

По окончании литии происходит освящение хлебов, вина, церковного елея. Ему предшествуют молитва св. Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего…», а также пение «Богородице Дево радуйся»

Вечерня завершается пением «Буди Имя Господне благословенно», чтением 33 псалма, заключительным благословением («отпустом») священника.

Утреня

Она начинается тотчас после Вечерни с чтения Ангельской песни Рождеству Христову «Слава в вышних Богу…». Затем, при погашенных светильниках, начинается чтение 6 псалмов, повествующих о бедствиях царя Давида, о поиске помощи Божией. После третьего псалма священник перед царским дверьми совершает «в себе» (не вслух) 12 утренних молитв за всех предстоящих.

После Шестопсалмия следует Ектения, вслед за которой поется песнь «Благословен Грядый во Имя Господне…». Этими словами встречали Христа жители Иерусалима всего за несколько дней до Его Распятия. Ныне это песнопение – напоминание о Крестной жертве Спасителя.

Затем порядок богослужения предусматривает «стихословие Псалтири», то есть чтение одной из ее частей, или, по-гречески, кафизм. Всего их в Псалтири 20, выбор для богослужебного чтения определяется празднуемым днем. В некоторых храмах кафизмы читаются не полностью, но при монастырском богослужении никогда не опускаются.

Затем наступает кульминация всенощной: из алтаря выносится Евангелие. Священник снова обходит церковь с кадилом. При этом поются:

  • по воскресными дням – так называемые «воскресные Непорочны», славящие Воскресение, имеющие припевом стих псалма 118 «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»;
  • если служба совершается накануне праздника, исполняются его песнопения, величание.

После чтения Евангелия начинается полиелей – помазание освященным маслом всех присутствующих. При этом читается канон воскресного или же праздничного дня.

Завершается Утреня славословиями Богу и Пречистой Богородице:

  • поются «хвалитные» псалмы (со 148 по 150), прославляющие Божие величие;
  • песнь Богородице.

На ее словах «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» открываются царские врата, как знак разрушения преграды между Творцом и человеком. С возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет» начинается одно из древнейших песнопений – Великое Славословие. По его окончании хор поет воскресные либо праздничные тропари, затем следует заключительное благословение священника.

Первый час

Сразу за Утреней читается Первый час, уже готовящий верующих к главному таинству – литургии, связанной с Крестной жертвой Спасителя. На 1 часе воспоминается осуждение Господа Пилатом, предание на смерть.

Одновременно испрашивается благословение на новый день, прощение согрешений.

Особенности службы на Сретение Господне

Это особый праздник, который считается великим. Его относят, однако, к Богородичным, а не «Господским», то есть посвященным Христу. Всенощная Сретения имеет некоторые особенности.

Время совершения

Праздник отмечается 15 февраля, так что иногда он выпадает на время приготовления к Великому Посту, а иногда – на его первый день, понедельник (не позже).

Праздник, воскресный день

Если так случилось, служба празднику совершается накануне, на Прощеное Воскресенье. При этом (как и вообще, если Сретение выпадает на воскресный день) песнопения Воскресения Христова поются вместе с праздничными.

Подготовка к Великому Посту

Если же Сретение празднуется во время дней подготовки к Великому Посту, когда поются уже покаянные песнопения, они также исполняются вместе с праздничными.

Читайте также:  Молитва от головной боли: 6 сильных текстов, как правильно читать и к кому обращаться

Праздничные чтения

Паремии, отрывки из Ветхого Завета, читаемые на Сретение, посвящены Богородице. Это

  • фрагменты книг Исход, Левит о первенцах, посвящаемых Богу;
  • пророчество Исайи о попалении грехов человека «углем горящим», прикоснувшимся к его устам;
  • 10 глава книги того же пророка о явлении Господа в Египте, падении идолов, что, по преданию, действительно случилось по Рождестве Христовом.

Песнопения

Они посвящены Христу, Богородице, а также прав. Симеону Богоприимцу.

Устав Всенощной для клироса

Бдение – одна из самых сложных по своей структуре служб с разнообразным богослужебным материалом. При этом хор играет особую роль в совершении службы, исполняя ее важнейшие песнопения.

Когда бдение окончательно утвердилось в Русской Церкви, к началу XVI в. появляются специальные книги для клироса – Певческие Обиходы, содержащие песнопения суточного круга, литургии, всенощной.

Они расположены по порядку совершения службы.

Первоначально Обиходы представляли песнопения в так называемой «крюковой» нотации, в новейших их изданиях обычно следует текст песнопения, после него – он же, положенный на более привычные современному человеку ноты.

Кроме этого, существует целый ряд пособий для клироса, посвященных всенощной. Они особенно популярны у учащихся духовных школ – семинарий, регентских курсов. Они могут представлять собой:

  • полное последование, по которому можно видеть общую схему, порядок службы; как правило, здесь приводятся тексты молитв, псалмов, ектений, но при этом имеются богослужебные указания для поющих;
  • ноты важнейших песнопений, расположенные по порядку бдения;
  • наконец, есть пособия, совмещающие оба подхода; здесь помещено как сама последовательность всенощной, так и ноты, песнопений; как правило, одно песнопение может быть представлено в разных вариантах, положенное на музыку разными авторами. Такие пособия сближаются с собственно богослужебной книгой «Обиход».

Где найти блок-схему?

Этот вопрос достаточно актуален обычно для начинающих регентов. Когда с 1990-х гг.

началось возрождение духовной жизни, многие руководители хоров новооткрытых храмов рисовали краткий порядок богослужения от руки на листе картона, с тем, чтобы видеть участие клироса в тот или иной момент.

Ныне подобные схемы бдения (и других служб) часто размещаются на сайтах храмов, на православных интернет-порталах. Их также можно увидеть в составе различного рода пособий для клироса.

Бдение, зародившееся среди иноков, ныне – неотъемлемая часть духовной жизни мирян. Это особая служба, отрывающая от житейской суеты накануне воскресного дня, посвященного, по заповеди, Господу.

Наталья Сазонова

Последование новогоднего молебна (Молебное пение на новый год) — читать, скачать

См. также Молебное пение на Новый год (церковнославянский текст).

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

«Привнесение службы “начала инди́кта, си́речь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…».

  • Начальный возглас Благословенно Царство, после обычных предначинательных молитв – Прииди́те, поклони́мся, и читается псалом 64-й.
  • Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся», дополненную прошениями из существующего чина новогоднего молебна.
  • Поется Бог Господь со стихами и тропарь индикта.
  • Читается 50-й псалом.
  • Читается канон «новому лету» (из службы 1 сентября), с припевами: Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

Прокимен, глас 4-й: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа́. Стих: Хвали́те Господа, яко благ псалом.

Читается Евангелие – Лк., зач. 13.

  1. По 9-й песни канона поем Достойно есть.
  2. Читается Трисвятое по Отче наш. поется тропарь индикта,
  3. Слава, и ныне – кондак индикта.
  4. Возглашается ектения сугубая с прошениями из существующего новогоднего молебна
  5. После ектении священник читает молитву:

Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающего лета Твоею благостию.

Подаждь свыше благая Твоя всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение. Церковь Твою Святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй.

Тебе, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и Пресвятое Имя Твое воспевати да сподобиши.

Отпуст: «Иже времена и ле́та в Своей власти положи́вый, Христос, Истинный Бог наш…» и поется многолетие.

В начале

Священник: Благословен Бог наш…

Хор: Аминь. Царю Небесный, / Утешителю, Душе истины, / Иже везде сый / и вся исполняяй, / Сокровище благих / и жизни Подателю, / прииди и вселися в ны, / и очисти ны от всякия скверны, / и спаси, Блаже, души наша.

Мирная ектения

….

  • – О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно миловати нас, Господу помолимся.
  • – О еже благоприятным быти молениям нашым, и простити нам и всем людем Своим вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная, Господу помолимся.
  • – О еже благословити начаток и провождение лета сего, благодатию человеколюбия Своего: времена же мирна, благорастворенны воздухи, и безгрешен нам в здравии с довольством живот даровати, Господу помолимся.
  • – О еже отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый, Господу помолимся.
  • – О еже отгнати от нас вся душетленныя страсти и растленныя обычаи: страх же Свой божественный всадити в сердца наша, ко исполнению заповедей Его, Господу помолимся.
  • – О еже обновити дух правый во утробах наших, и укрепити нас в православной вере, и спешных к деланию добрых дел, и исполнению всех заповедей Его сотворити, Господу помолимся.
  • – О еже низложити вся ереси и отступства, и насадити всюду правоверие и благочестие, и отвратити всех отступающих от правыя веры к познанию Своея истины, и соединити их святей Своей Православной Церкви, Господу помолимся.
  • – О еже избавити Церковь святую Свою, и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов видимых и невидимых, здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся.

  1. Диакон: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.
  2. – Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
  3. – Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.
  4. – Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.
  5. – Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших.
  6. На Бог Господь тропари
  7. Тропарь, глас 4: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниих на нас бывших / славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие / и рабски любовью вопием Ти: / благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
  8. Слава, глас 3:
  9. Твоих благодеяний и даров туне / яко раби непотребнии, сподобльшеся Владыко / к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим / и Тебе яко благодетеля и Творца славяще, вопием / слава Тебе Боже прещедрый.
  10. И ныне, глас 2:
  11. Всея твари Содетелю / времена и лета во Своей власти положивый / благослови венец лета благости Твоея Господи / сохраняя в мире нас и град Твой / молитвами Богородицы, и спаси ны.
  12. Чтец: Прокимен, глас 4-й: Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.
  13. Стих: Возрадуется сердце мое о спасении Твоем.

Апостол к Тимофею: Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити. Едиин бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех: Емуже честь и слава во веки веков, аминь.

Чадо Тимофее, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Ему честь и слава во веки веков. Аминь (1Тим. 2:1–6)

Евангелие от Луки: Во время оно, прииде Иисус в Назарет, идеже бе воспитан. И вниде, по обычаю Своему, в день субботный в сонмище, и воста чести.

И даша Ему книгу Исаии пророка, и разгнув книгу, обрете место, идеже бе написано: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищым, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно.

И согнув книгу, отдав слузе, седе, и всем в сонмищи очи беху зряще Нань. И начат глаголати к ним, яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему, и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его.

Читайте также:  Какие иконы должны быть в доме обязательно: главные образы и где их ставить

В то время пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.

» И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его (Лк. 4:16–22)

Сугубая ектения

….

  • – Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив, исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй.
  • – О еже благословити венец наступаемаго лета благостию Своею, и утолити в нас вся вражды, нетерпения и междоусобныя брани, подати же мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие, молим Ти ся, всеблагий Господи, услыши и помилуй.
  • – О еже не помянути безчисленная беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете бывшая, и не воздати нам по делом нашым: но в милости и щедротах помянути нас, молим Ти ся, милосердый Господи, услыши и помилуй.
  • – О еже подати дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны, и теплоту солнечную возсияти, молим Ти ся, всещедрый Господи, услыши и помилуй.
  • – О еже помянути церковь святую Свою, и укрепити, утвердити же, разширити, и умирити ю, и невредиму адовыми враты, и всеми наветы видимых и невидимых врагов непребориму во веки соблюсти, молим Ти ся, вседержавный Владыко, услыши и помилуй.
  • – О еже искоренити и угасити все богохульное безбожник нечестие, и царство их скоро разрушити, и правоверным предати, молим Ти ся, всесильный Господи, услыши и помилуй.
  • – О еже избавитися нам в сие грядущее лето, и во все дни живота нашего от глада, губительства, труса, потопа, града, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя рати, и всякия смертоносныя раны, скорби же и нужды, молим Ти ся, милосерде Господи, услыши и помилуй.
  • Молитва

Владыко Господи Боже наш, источник жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим промыслом.

Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающаго лета, Твоею Благостию: сохрани возлюбленных рабов Твоих … Умножи дни живота их в непоколебимом здравии, и во всех добродетелех преуспеяние им даруй.

Подаждь свыше благая Твоя и всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение.

Церковь Твою святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй: Тебе Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном, всесвятым и животворящим Твоим Духом во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и пресвятое имя Твое воспевати да сподобиши.

Краткий устав-схема общего молебна I часть

  • Краткий устав-схема общего молебна I часть
  • I часть
  • Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».
  • «Царю Небесный…».
  • «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».
  • Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…».
  • «Бог Господь…» со стихами.
  • Тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…».
  • Псалом 50-й.
  • II часть
  • Канон Пресвятой Богородице (ирмос «Воду прошед…»).
  • После 3-й песни: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице…».
  • Ектенья сугубая: «Помилуй нас, Боже…».
  • Тропарь: «Моление теплое и стена необоримая…».
  • После 6-й песни: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице…».
  • Ектенья малая.
  • Возглас иерея: «Ты бо еси Царь мира…».
  • Кондак: «Предстательство христиан непостыдное…».
  • Прокимен: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» со стихом.
  • Евангелие от Луки (1; 39–56).
  • «Слава» – «Молитвами Богородицы…».
  • «И ныне» – «Помилуй мя, Боже…».
  • Кондак: «Не ввери мя человеческому предстательству…».
  • Ектенья: «Спаси, Боже, люди Твоя…».
  • По 9-й песни: «Достойно есть…».
  • Стихиры: «Высшую Небес…».
  • III часть
  • Трисвятое по «Отче наш…».
  • Возглас: «Яко Твое есть Царство…».
  • Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…».
  • Ектенья сугубая: «Помилуй нас, Боже…».
  • Молитва к Пресвятой Богородице.
  • Отпуст.
  • Данный текст является ознакомительным фрагментом.

12.2. Оперативная схема и схема-макет электрических соединений электростанций и подстанций
Основные требования к оперативным схемам и схемам-макетам изложены в указанной выше в п. 10.

1 «Инструкции по переключениям в электроустановках».На заготовленных оперативных схемах

Устав ООН

Устав ООН
УСТАВ ООН — многостороннее международное соглашение, разработанное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы второй мировой войны и единогласно принятое представителями 50 стран на Конференции в

Устав

Устав Устав (в Московском государстве) – так стал называться в XVII в., после издания Уложения, законодательный акт, установляющий что-либо новое, по теоретическому усмотрению законодателя. У. представляли собой новую форму закона, преимущественно учредительного

Краткий устав-схема чинопоследования освящения храма архиереем

Краткий устав-схема чинопоследования освящения храма архиереем
I. Установка ПрестолаКропление столпов Престола и воскомастиха.Нанесение воскомастиха на престольные столпы.Повторное кропление столпов Престола.Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…».Кропление

Чин общего молебна

Чин общего молебна
Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Начинается первая часть молебна – поется молитва призывания Святого Духа – «Царю Небесный…[11]» и читается «обычное начало». Читаемый затем 142-й

Краткий устав-схема чина благословения нового дома

Краткий устав-схема чина благословения нового дома
Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».Молитва призывания Святого Духа: «Царю Небесный…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Слава, и ныне».«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 90-й:

Краткий устав-схема канона молебного на исход души

Краткий устав-схема канона молебного на исход души
Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 50-й.Канон молебный.После 6-й песни канона:кондак Великого канона;икос

Краткий устав-схема канона молебного на разлучение души от тела

Краткий устав-схема канона молебного на разлучение души от тела
Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалмы: 69-й, 142-й и 50-й.Канон молебный.После 6-й песни канона:кондак

Краткий устав-схема последования по исходе души от тела

Краткий устав-схема последования по исходе души от тела
Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».Тропари: «Со духи праведных скончавшеся…».Заупокойная ектенья «Помилуй нас, Боже…».Псалом 90-й.Канон 8-го гласа.«Господи, помилуй» (12

Краткий устав-схема чинопоследования панихиды

Краткий устав-схема чинопоследования панихиды
I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…».Диакон – мирная ектенья: «Миром

Краткий устав-схема чинопоследования отпевания мирян

Краткий устав-схема чинопоследования отпевания мирян
I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало».Псалом 90-й.Чтение кафизмы 17-й:первая статия, по окончании – ектенья;вторая статия, по окончании – ектенья;третья статия, по окончании – тропари «по

Краткий устав-схема отпевания мирян в Пасху

Краткий устав-схема отпевания мирян в Пасху
I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Хор: «Христос Воскресе…» со стихами: «Да воскреснет Бог…».Ектенья заупокойная: «Помилуй нас, Боже…».II частьКанон Пасхи.По 6-й песни канона:Ектенья – «Паки и паки…»; «Со святыми

Краткий устав-схема отпевания священников I часть

Краткий устав-схема отпевания священников I часть
I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Псалом 118-й (3 статии):После 1-й и 2-й статии – малая заупокойная ектенья: «Паки и паки…»;После 3-й статии – тропари «по Непорочных» и «Паки и паки…».Тропари: «Покой, Спасе наш…»,

Краткий устав-схема отпевания младенцев

Краткий устав-схема отпевания младенцев
I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Псалом 90-й.«Аллилуиа», глас 8-й.Трисвятое по «Отче наш…».Тропари: «Глубиною мудрости…».Псалом 50-й.II частьКанон, глас 8-й, «Воду прошед…».По 3-й песни канона: ектенья с особыми прошениями и

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector