Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Иногда в жизни наступают моменты, когда человек оказывается в безысходности. Помочь в такой ситуации и обрести веру в счастливое разрешение возникших проблем помогут сильные молитвы.

Но при этом следует помнить, что любая молитва, идущая из глубины души поможет обрести веру в трудную минуту, но двигаться по жизненному пути вы должны будете самостоятельно, преодолевая преграды, которые предначертаны судьбой.

Немного истории

Всем известно, что молитва — это обращение к Богу, Пресвятой Богородице и Святым. Это верный способ, который используется, прежде всего, для исцеления души человека.

Все молитвы пришли к нам из древних времен, но каждое обращение к Богу возникало в определенном, конкретном случае. Оно написано Святыми или простыми людьми.

Именно поэтому разные молитвы помогают для решения различных проблем.

Считается, что единственной молитвой, которую даровал людям Господь, является «Отче наш». Именно поэтому она обладает особенной силой. Ее нужно читать не только в горе, но и в радости.

Другие молитвы, придуманные смертными в разные времена, по своему содержанию классифицируются следующим образом:

  • Покаянные молитвы содержат просьбу верующего о прощении своих грехов, которыми считаются любые дурные поступки и помыслы по отношению к другим людям. Такие обращения направлены к Господу Богу и Святой Богородице. Любая просительная молитва должна читаться только после покаянной молитвы.
  • Просительная молитва используется в том случае, если у человека возникла трудная жизненная ситуация и он принимает решения обратится к Богу за помощью. Каждый человек, молясь, обращается к Богу со своей просьбой, но при этом, нужно понимать, что только Господь знает, что в конкретный жизненный период является самым необходимым. Такой молитвой можно попросить придать сил в борьбе с земными искушениями.
  • Благодарственные молитвы предназначены для того, чтобы поблагодарить Бога за все, что он дает человеку. Читаются такие молитвы утром и вечером каждый день, а также после приема пищи.
  • Хвалебные молитвы используются для прославления Всевышнего. В них не содержится никакой просьбы, поэтому священнослужители считают такие обращения к Богу самыми чистыми.
  • Ходотайственные молитвы подобно просительным содержат просьбу. Но отличие их состоит в том, что верующий просит у Бога милости не для себя, а для своих близких. Часто такие молитвы читают, чтобы помочь тяжело больным людям.

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Огромное количество православных молитв на самые разные случаи жизни были написаны изначально церковными служителями. Именно они и стали молитвенными образцами, которые передавались по поколениям из уст в уста.

Примечательно, что православная традиция позволяет верующему создавать собственные молитвенные тексты.

Это связано с пониманием того, что если молится собственными словами, то можно достичь большей близости и единения с Богом, а значит, быстрее приобрести душевную гармонию, что поможет решить возникшие проблемы.

3 сильнейшие ежедневные молитвы для православного человека

По православной традиции сильные православные молитвы нужно читать каждый день. Они приносят душевное тепло, делают жизнь гармоничной и радостной. Но при этом следует понимать, что читать молитвы нужно полностью отрешившись от насущных проблем, полностью сосредоточившись на общении с Богом.

Если верующий не раскаялся в своих грехах и не попросил покаяния, или же читает молитву машинально, думая о своих проблемах, то его обращение натолкнется на невидимую стену и не будет услышано Богом. Чем чаще человек будет обращаться к Господу с хвалебными молитвами, тем лучше будет для его души.



Молитва «Символ Веры»

Очень известной православной молитвой, которая может читаться каждый день, является обращение к Богу, которое носит название «Символ веры». Она особенная, так как именно ею православные подтверждают свою искреннюю веру в Бога, и надежду в то, что обращение будет услышано, а после смерти верующего ожидает вечная жизнь.

Данная молитва — точное и емкое изложение христианского вероучения. История ее создания уходит в прошлые времена, когда происходило становление самой православной церкви. Текст молитвы был утвержден на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Молитва обладает особой силой, и читать ее следует в оригинале:

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Текст молитвы состоит из 12 членов, то есть предложений. В каждом из них содержится определенная истина или, другими словами, догмат православной веры.

Молитву «Символ Веры» нужно читать в следующих ситуациях:

  • В качестве утренней каждодневной молитвы;
  • Перед прочтением любой основной молитвы;
  • В начале ритуала крещения.

Расшифровать текст молитвы можно следующим образом:

  • В первом предложении дается утверждение, что Бог является создателем всего земного, и, человек веруя в него, принимает его главенство в существующем мире.
  • Во втором, третьем, четвертом, пятом, шестом и седьмом предложении утверждается истинная вера в сына Господа Бога – Иисуса Христа. Он был распят на кресте и принял на себя все грехи людей, после чего воскрес и вознесся на небеса. С тех пор он помогает всем верующим людям в исцелении души и тела.
  • В восьмом предложении акцентируется вера в Святого Духа.
  • В девятом предложении подчеркивается вера в единую Церковь.
  • В десятом предложении говорится о едином крещении, то есть, если после него нельзя отрекаться от веры, так как это считается большим грехом.
  • В одиннадцатом и двенадцатом предложении содержится повествование о воскрешении из мертвых и о вечной жизни после смерти.

Данная молитва помогает ощутить защиту Господа Бога и обрести душевное спокойствие. С головы уйдут дурные мысли, а из души исчезнет тревога. Если ее читать каждый день, то вы поймете, что вы не одиноки в этом мире и Господь всегда с вами. Если вы искренне верующий человек, почитающий Бога, то он обязательно придет к вам на помощь в трудную минуту.

Молитва «Символ веры» станет напоминанием о том, что за все прегрешения, согласно догмам православной веры придется платить. Ее строки можно или проговаривать, или петь.

Ее нужно вспоминать в любое время, когда в душе возникло чувство, что вы отдаляетесь от Бога и подвергаетесь жизненным искушениям.

Считается, что данная молитва, написанная на листе бумаги, может служить оберегом, если носить ее всегда с собой.

Молитва Честному Кресту

Животворящим крестом называют деревянное сооружение, на котором был распят Иисус Христос. Несмотря на то, что оно является предметом неодушевленным, к Кресту обращаются в молитве, как к личности. Именно через данный символ, верующие обращаются к Богу.

Молитва Честному Животворящему Кресту отличается большой силой, поэтому поможет помочь в самых безвыходных ситуациях.

Но кроме этого, ее рекомендуется читать и для того, чтобы избавится от негатива и наполнить душу гармонией.

Произнося искренние, чистосердечные слова молитвы, идущие из сердца, наполненные искренней верой, лишенные зависти и злобы человек получает Господнюю защиту от вражеских внешних нападений.

Молитва настолько сильна, что верующему совершенно не обязательно читать ее в оригинале. Главное вкладывать веру в каждое произнесенное слова, а это делать проще, проговаривая фразы переведенного и адаптированного текста.

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Звучит он следующим образом:


«Да воскреснет Бог, пусть исчезнут враги Его, и пусть отойдут все ненавидящие Его.

Пусть подобно дыму они рассеются без следа; пусть подобно тому, как воск тает от огня, все бесы погибнут вокруг верующих в Бога и знаменующим себя святым крестом, в радостном чувстве восклицающих: Радуйся, Высокочтимый и Животворящий Кресте Господень, силою своей, данной распятым Иисусом Христом, прогоняющий бесов.

Господь наш в ад сошедший уничтожил самого дьявола и даровал нам Свой Честный Крест, для того чтобы отгонять любого врага и недруга. О, Высокочтимый и Животворящий Кресте Господень, помоги мне со Святою Богородицей и всеми Святыми во все века. Аминь».

Молитву Честному Животворящему Кресту рекомендуется произносить ежедневно перед сном в полном уединении. Перед чтением молитвы знаменуй себя крестом. При этом в руках или на груди обязательно должен быть нательный крестик. После того как будет прочитана молитва, его нужно поцеловать. Затем следует перекрестить себя и лечь в постель.

Несмотря на то, что текст молитвы не очень длинный, не всегда можно найти время для ее прочтения. В таких случаях разрешается произнести ее в сокращенном варианте.

В этом случае слова могут звучать произвольным образом, к примеру, так:

«Помоги мне, Господи, силою Креста Твоего, защитится от недоброжелателей и врагов. Не дай им навредить мне. Аминь».

В любом случае молитву следует читать при приглушенном свете в тишине. Нельзя произносить молитвенные слова в состоянии раздражения или озлобленности. Хорошо если до начала молитвы удастся послушать церковную музыку, она позволит правильно настроиться.

По общему признанию всех верующих. молитва «Живый в помощи Вышняго…» является одной из самых сильных и помогает в самых сложных ситуациях. Она содержится в Псалтыре и известна также под другим названием — Псалом 90. По первым его словам и распространилось привычное название молитвы.

Молитва очень сложная, ее сложно слушать, а уж проговаривать ее слова самостоятельно еще сложнее.

Считается, что она должна читаться в оригинале, то есть на старославянском языке:

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Для того, чтобы это проще было сделать нужно предварительно прочитать перевод молитвы и ознакомится с ее толкованием:

  • В первом предложении содержится утверждение о том, что все, кто полагается на Бога, получат защиту от него.
  • Во втором предложении указывается, что тот, кто уповает на Бога, обязательно будет считать его покровителем, попечителем и надежной защитой.
  • В третьем предложении содержится утверждение, что Бог поможет верующему победить своих явных и скрытых врагов.
  • В четвертом предложении подчеркивается, что Бог всегда будет защитником верующего, он закроет его своими «крыльями» и позволит почувствовать себя в безопасности.
  • В пятом предложении акцентируется внимание на том, что верующему, находящемуся под Божьей защитой бояться никаких внешних опасностей не следует.
  • В шестом предложении указывается, что верующий сможет победить и своих мысленных врагов, то есть тех недругов, которые будут пытаться послать негатив на энергетическом уровне.
  • В седьмом предложении снова подтверждается факт надежной защиты Господней.
  • В восьмом предложении указывается, что верующий со стороны будет видеть свои победы над злом всяким.
  • В девятом предложении содержится подтверждение того, что всякий который признал Бога, может рассчитывать на его помощь.
  • В десятом предложении утверждается, что не приблизится зло к истинно верующему, и ограждено будет от зла его жилище.
  • В одиннадцатом предложении указывается, что Ангелам небесным дано указание сопровождать верующего на его жизненном пути.
  • В двенадцатом предложении говорится о том, что, чтобы не приключилось в жизни, ничто не сможет нанести верующему вреда.
  • В тринадцатом предложении упоминаются самые сильные и лютые звери, чем иносказательно акцентируется, что верующий одержит победу над всяким видом лукавства.
  • В четырнадцатом предложении говорится о том, что все защиты даны верующему за то, что он полюбил Господа и искренне поверил в него.
  • В пятнадцатом предложении указывается, что Господь защитит всех, кто воззовёт к нему и попросит защиты от зла всякого.
  • В шестнадцатом предложении содержится обещание, что искренне верующему будет даровано долголетие и спасение в будущей жизни.
Читайте также:  Молитва спиридону тримифунтскому о деньгах, благополучии, здоровье: толкования и правила чтения

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Понимая смысл произносимой молитвы, можно будет вложить в нее всю душу, что значительно увеличит ее эффективность. Перед тем как молиться нужно предварительно исповедаться и покаяться в грехах.

Считается, что если человек прибегает к молитве «Живый в помощи Вышняго…» с целью исцеления от тяжелой болезни, то проговаривать святые слова следует 40 раз в день.

Причем, в этом случае молитву рекомендуется заучить.

Кто-бы кто не читал данную молитву, Бог его обязательно услышит. Господь может даже помочь многогрешным людям, которые в момент обращения имеют в душе искреннюю веру и уповают на него. Но при этом следует понимать, что праведные люди, живущие в соответствии с заповедями Божьими, имеют больше шансов на спасение.

Как правильно читать или слушать молитву

Чтобы Господь откликнулся нужно проговаривать слова молитвы правильно. Прежде всего, молиться нужно с чистым сердцем. В православии это называют дерзновением, что не следует путать с дерзостью.

Дерзновение следует понимать как проявление искренней веры в Бога, тогда, как дерзость подчеркивает непочтение к нему.

Очень важно внутренне подготовится к принятию любой воли Божьей, даже если она не будет совпадать с желанием.

Важно понимать текст молитвы, ведь она является обращением к Богу. Поэтому если вы читаете каноническую молитву, которую требуется читать на старославянском языке, обязательно предварительно познакомьтесь с ее переводом. Если такой возможности нет, что можно попросить священника объяснить смысл молитвы.

Молиться можно не только в храме, но и дома. От этого сила молитвы и ее эффективность не уменьшается. Для того, чтобы создать правильный настрой, нужно организовать в доме уголок, в котором установить икону и иметь возможность при необходимости зажигать церковную свечу. Молиться дома можно не только в одиночестве, но и всей семьей.

Поскольку в православии допускается молиться произвольным образом, передавая смысл, канонической молитвы своими словами, то следует понимать, что у любой молитвы должен быть адресат. Нужно обязательно обращаться к Богу, Святой Богородице, Святым или небесным силам бесплотным.

Любые другие обращения, к примеру, к матушке земле или к другим природным силам, недопустимы. В молитве не должны звучать какие-либо условия, ведь она — это общение с Богом Всесильным и Всемогущим.

Поэтому нужно только просить его, восхвалять, благодарить и принимать все его решения, так как только он знает, что наиболее благоприятно для верующего сейчас.

Полезно не только молится, но и прослушивать молитвы на аудио или, когда их произносит другой человек. Часто такой способ помогает исцелиться тяжело больным людям, у которых не хватает сил произносить молитвенные слова вслух. Но при этом верующий должен быть обязательно сосредоточен на обращении к Богу. Несмотря на состояние нужно стараться произнести мысленно услышанные слова.

Чтение молитв — это очень личное дело. К этому процессу нужно внутренне подготовиться и дистанцироваться от любых жизненных проблем. Молитва должна стать привычной на каждый день и каждый раз после проговаривания молитвенных слов на душе должно наступать облегчение. Именно это будет указывать на то, что все сделано правильно, и вы услышаны Богом.

Автор статьи:

главные молитвы православного: Отче наш, Песнь Богородице,

50689 просмотров Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Каждый начинающий православный должен знать важные, самые основные молитвы и читать их дома, в пути, во всех критических моментах своей жизни. Хотя скорее их должен знать каждый человек для

Люди, посещающие храм во время литургии, обычном  богослужении знают, какие молитвы и в каком порядке следует читать. Иное дела для начинающего разговор с Богом, для тех кто совершает первые шаги на пути веры. Какие главные молитвы, а какие второстепенные? Конечно, такого разделения нет, любая молитва- это разговор с Богом. Но есть такие, которые считаются основными.

Итак, главные  молитвы для православного христианина. Эти обращения — начало всех начал, основа основ христианства.

«Отче наш» — главная молитва христианина

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

«Отче наш» — это фундаментальная, главная молитва всех христиан на все случаи жизни, с неё начинается служба во храме, ею же следует начинать утро каждому христианину, заканчивать свой трудный день. Её же следует читать перед заговором-обрядом, чтобы придать ещё больше силы любому обряду. Считается, что это единственная молитва, которая не принадлежит разуму человеческому. Ее даровал нам сам Господь.

«Отче наш» читают перед началом любого серьёзного дела, её сопровождают любой заговор, начинают лечение больного, ею благодарят Господа нашего. Молитва читается трижды.

  • Отче наш, Иже еси на небесех! (можно заменить на фразу «сущий на небеси»)
  • Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
  • Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
  • и не введи нас во искушение,но избави нас от лукаваго.

Ныне присно и о во веки веков. Аминь.

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

С помощью этой молитвы каялись и обращались к Богу воры и разбойники -безбожники и получали помощь божью. Сила молитвы познается не только в беде. Если читать «Отче наш» каждый день, жизнь наполнится добром и светом.

Верить этим словам ли нет — личное дело каждого, но для верующих эта молитва имеет огромное значение.

Второй по важности является обращение к матери Бога нашего Иисуса Христа Прествятой Богородице деве Марии.

Песнь Богородице

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

Обращение и благодарение матери Иисуса Христа Святой Богородице Деве- Марии должна знать наизусть каждая женщина, даже неоцерковлённая.

  1. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие,
  2. Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего,
  3. Яко Спаса родила еси душ наших. Аминь

Не меньшая по силе, но чуть объёмней молитва «Символ веры», которая так же читается часто.

Молитва «Символ веры»

  • Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  • И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
  • Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  • Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  • Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
  • И воскресшаго в третий день по Писанием.
  • И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
  • И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
  • И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  • Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  • Исповедую едино крещение во оставление грехов.
  • Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
  • Аминь.

Если хотите знать больше молитв, то вот вам ещё две молитвы

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Иисусова молитва

Простая и легко запоминаемая на каждый час нашей жизни.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного«.

Это самые популярные молитвы, но их число этими не ограничивается, есть и другие не менее значащие для христианина, каждый решает тут для себя.

Если вам удастся заполнить эти молитвы, выучить их наизусть — это очень хорошо, будет вам помощь и защита на каждый час вашей жизни.

Как правильно и как неправильно молиться: 12 правил от протоиерея Павла Великанова

Молитва о крестниках: 7 православных текстов, когда и как правильно читать

На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов — настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала Богослов.ru.

1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди.

Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви.

Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви».

Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких.

Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру.

Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

Читайте также:  Молитва от уныния, депрессии, тоски и отчаянья: 11 очень мощных православных текстов

3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу.

Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной.

Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание.

Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым.

Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

5. В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению.

В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы.

Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

7. Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления.

В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

8. У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении.

Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого.

К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

9. Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека.

Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом.

Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

10. В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние.

Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина.

К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

11. Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим.

Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

12. Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически.

А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной.

Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

На заставке фрагмент фото Санкт-Петербургской Духовной академии/Flickr/СС BY 2.0

Александр Ткаченко. Намоленное вместо

Как читать каноны и акафисты дома (келейно)? Начало и окончание канонов

Любой даже новоначальный православный сегодня знает, что воцерковленномуВоцерковленный — человек, не просто верующий и крещенный, но живущий церковной жизнью: понимающий цель своего пребывания в Церкви, старающийся в меру сил выполнять все церковные уставы и порядки верующему нужно читать каноны и акафисты. Неофиты часто соревнуются между собой, кто больше в день прочитает этих молитвословий, что есть несомненно греховным проявлением духовной гордости. Однако большинство акафистников и канонников предназначены для опытных и содержат лишь тексты канонов и акафистов, безо всяких пояснений, как их правильно читать дома келейно. Попробуем внести ясность в этот вопрос.

Что такое каноны и акафисты?

В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.

Канон — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.

Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания.

На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его.

Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30).

Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.

В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.

Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.

Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».

Читаем каноны и акафисты дома

Как мы уже видели выше, каноны и акафисты являются неотъемлемой частью храмового богослужения. Однако весьма душеполезно читать их и дома, — келейно.

В частности, каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю вместе с каноном ко святому Причащению, — входят в обязательное домашнее молитвенное правило христианина во время подготовки ко Причастию.

Иногда к нему также добавляют акафист Иисусу Сладчайшему.

Домашняя (келейная) молитва

Православным, желающим взять на себя дополнительный молитвенный подвиг, по благословению духовника можно читать и другие каноны и акафисты.

Однако тут следует быть осторожным, чтобы не возникло духовной гордости, а также чтобы после взятого на себя самочинно несоразмерного молитвенного труда не наступило духовное охлаждение, когда всякая молитва оставляется вообще. На этом претыкались многие новоначальные «подвижники».

Святые отцы учат, что лучше молиться понемногу, но постоянно, нежели сразу нагрузить себя неподъемным молитвенным правилом, а когда Божия Благодать на время отойдет от тебя — бросить читать даже и обязательные молитвы.

Читайте также:  Как правильно умывать святой водой ребенка: где взять, правила проведения обряда

Как начинать и оканчивать каноны и акафисты?

Если ты начинаешь читать каноны или акафисты дома (келейно), то следует использовать обычное начало и окончание утренних и вечерних молитв. Канон ко святому Причащению в молитвословах имеет свое начало и не заканчивается, как обычные молитвы. Прочие же каноны и акафисты, если читаются в составе утреннего или вечернего молитвенного правила, то снова предварять их зачинательными молитвами не нужно. Просто читайте акафист или канон сразу после утренних или вечерних молитв, перед обычным окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».

Читаем каноны и акафисты дома: молитвы перед чтением 

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Примечание: от Пасхи до Вознесения Христова вместо молитвы Святому Духу читаем тропарь Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды), а от Вознесения до Троицы ее не читаем вообще

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:

Примечание: вместо «Слава, и ныне:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Слава:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо «И ныне:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти.

Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й.

Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.

Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Символ веры

1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.

3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.

7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Здесь читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Замечание к чтению канонов. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Святым (пример): Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. выше общепринятые сокращения).

Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева.

Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей.

В восьмой песни вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».

Каноны для домашнего чтения обычно упрощены, сравнительно с богослужебными: из них убираются подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и пр. Если ты умеешь петь и знаешь гласы, то можешь петь ирмосы канонов на глас недели (обычно обозначается в церковном календаре).

Замечание к чтению акафистов. Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого повторно читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в акафисткнике в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если ты не имеешь этих книг, то можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам.

Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым.

В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Как соединить каноны и акафисты (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Читаем каноны и акафисты дома: завершающие молитвы

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).

Примечание: от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается т.н. Задостойник: припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

Семипоклонный начал

В старообрядческой церкви в начале всякого молитвенного правила, а также богослужения, издревле использовались особые молитвы с поклонами, получившие наименование «семипоклонного начала».

После реформы патриарха Никона эти молитвы были убраны из богослужения, однако в некоторых полных молитвословах для мирян они присутствуют, поскольку не являются канонически неверными, а следовательно, — могут употребляться при совершении келейного (домашнего) молитвенного правила перед вышеописанными начальными молитвами.

В равной мере это относится и к тому случаю, когда ты собираешься читать каноны и акафисты.

Боже, милостив буди мне грешному (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя.

(Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (Поклон)
Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче/преподобный отче имя) моли Бога о мне (Поклон)

Поклоны могут быть поясными либо земными. Подробнее о том, когда и как делать поклоны ты можешь прочитать здесь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector