Михаил тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг.

Св.

благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество.

Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г.

он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитвСпасо — Преображенский собор в Твери, заложенный в начале правления князя Михаила Тверского

В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему.

Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис.

Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

Близкие его и сыновья умоляли не ездить туда самому, а послать одного из них, но князь отвечал им: «Дети мои, хан зовет не вас и никого другого, а моей головы хочет; не поеду, так вотчина моя вся будет опустошена и множество христиан избито; после когда-нибудь надобно же умирать, так лучше теперь положу душу мою за многие души».

Клеветы князя Юрия и личного врага князя Михаила, свирепого Кавгадыя, кончились тем, что хан выдал его им, и они велели его заковать, наложили на его шею тяжелую колоду и прогнали от него духовника его и приближенных. В это время хан отправился со всем двором охотиться на Терек, и узника повлекли вслед за ним.

Утешением ему было там, что к нему допустили его двенадцатилетнего сына Константина, жившего в Орде заложником, и духовенство. Целые дни проводил страдалец в чтении ежедневных служб и Псалтири.
Так как руки его были закованы, отрок держал перед ним книги, переворачивая страницы.

Иногда Кавгадый приказывал выводить его в колоде на площадь и в присутствии любопытной и равнодушной толпы всячески издевался над ним.

Раз князь, измученный этими пытками, хотел сесть и отдохнуть, но отрок его предложил ему лучше вернуться в палатку, чтобы избегнуть нескромного любопытства посторонних.

Князь отвечал ему: «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими» (Пс. 108, 25) — и, встав, пошел в палатку. С этого дня слезы были непрестанно на глазах его.
Он предвидел свой конец.

Надзора за ним почти не было, бежать было возможно, но тогда пострадали бы приближенные, и он решил остаться.

В ночь с 21 ноября на 22-е было ему откровение о его близкой кончине.

Он прослушал в последний раз Божественную литургию, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, обнял все духовенство и приближенных своих, потом велел позвать сына своего Константина, который жил заложником в Орде, сделал ему последнее наставление, благословил его и отослал под покровительство ханши. «Дайте мне Псалтирь, — сказал он, — сердце мое смущается!» Псалтирь открылась на словах: «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня» (Пс. 54, 5). «Скажите мне, что значат эти слова?» — спросил он священников. «Государь, пусть сердце твое не смущается, — ответили они. — Дальше в том же псалме сказано: „Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст поколебаться праведнику»» (Пс. 54, 23). Ободренный страдалец продолжал чтение.

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитвРака с мощами Михаила Тверского, находится в Спасо — Преображенском соборе Твери

Вдруг в палатку вбежал отрок, бледный и взволнованный. «Государь, — сказал он, — Юрий и Кавгадый идут с большой толпой к твоей палатке!» — «Знаю, зачем идут: хотят убить меня!» — кротко отвечал страстотерпец.

В это время Юрий и Кавгадый остановились и послали вперед убийц, а сами остались ждать. Убийцы сначала разогнали окружающих, а в это время св. князь, стоя неподвижно, молился в последний раз на земле.

Потом они набросились на него, как звери, схватили его за колоду и бросили о стену палатки с такой силой, что он упал, а стена проломилась. Князь сейчас же встал, но они опять бросили его на землю, топтали ногами, осыпали ударами.

Наконец один из убийц вонзил ему в бок нож и, перевернув несколько раз, вырезал ему сердце. Это произошло 22 ноября 1318 г., между двумя и тремя часами пополудни. Палатка была ограблена, одежды с князя сорваны.

Те из приближенных, кто успел уйти с князем Константином к ханше, были спасены, но остальные были избиты, ограблены и закованы. После этого пошли сказать Юрию и Кавгадыю, что приказание их исполнено. Они приблизились к палатке.

Кавгадый казался смущенным и сказал Юрию: «Не старший ли он тебе брат, не должен ли он бы быть тебе вместо отца? Зачем же его тело обнажено, на поругание всех? Отвези его в твою землю и погреби по обычаю вашему!» Тогда Юрий приказал прикрыть тело мученика плащом. Затем тело его повезли на телеге в Москву.

Жители тех городов и деревень, через которые его провозили, хотели накрыть его драгоценными тканями и поставить на ночь в церковь. Стража Юрия им в этом отказывала, но раз на нее напал такой страх, что она вся разбежалась.

Великие знамения сопровождали святые мощи: над ними видели облако светлее света солнечного, радугу, огненный столп, таинственную толпу со свечами и кадилами; светозарные всадники летели по воздуху, охраняя их. В Твери ничего не знали об убиении св. князя и узнали лишь тогда, когда вернулся князь Юрий и привез с собой князя Константина и тверских бояр.

6 сентября 1320 г. святые мощи князя мученика были перевезены из Москвы в Тверь и положены с честью в Спасо-Преображенском соборе. Тление совершенно не коснулось их. Чудеса и исцеления начались тотчас же, и в Твери князя Михаила стали почитать святым, но причислен к лику святых он был только в 1549 г.

Во время польско-литовского нашествия неприятели видели св. князя на коне вооруженным, выезжавшим из города и узнали его по его святой иконе. В 1655 г. после молебна благоверному князю Михаилу прекратился мор. В память его в Твери совершался ежегодно крестный ход.

Его святые нетленные мощи почивали до нашего времени в открытой раке.

• Св. князь был погребен в Спасском монастыре в Московском Кремле, после святые мощи его перенесены в Тверь.

Русь на распутье. Святой князь Михаил Тверской

5 декабря празднуется память одного из славных молитвенников пред Богом за землю русскую, святого князя-мученика Михаила Тверского. Захватывающая история противоборства Московского и Тверского княжеств в эпоху татарского ига — в центре романа «Великий князь Михаил Тверской».

Тогда был нужен сильный и мудрый князь, знающий, куда вести за собой народ. Таковым оказался князь Михаил Ярославич. 

Однажды академик Д. С.

Лихачев написал: «Главное, что принадлежало «Святой Руси» — это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, урочищами и предметами, а главное — житиями…».

160 р

Жития святых в старые времена никогда не писались с биографическими целями. Они предназначались для доказательства несомненности того, что святость есть плод исполнения христианских заповедей. Святость ставилась в пример и побуждала к подражанию. Вот к чему призывал, например, автор жития великого князя Михаила Ярославича:

«Сего блаженнаго великого князя Михаила Ярославича несть лепо в забвение ума оставити, но на свещнице проповедания оставити, да вси, видящи свет богоразумнаго князя жития, терпения, конечная страсти его, просветят сердца своя умная светомъ немерцаемыя благодати».

Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к роману Н.С. Фуделя «Великий князь Михаил Тверской».

Как правило, историческим романам свойственна насыщенность историческими сведениями, событиями и персонажами. Напротив, Н. С. Фуделя в большей степени интересует психологическая сторона дела: тип мышления, склад ума, мировоззрение главных героев, их реакция на события — общественные и личные.

Внутренний мир героев Фуделя — это мир самопознания людей, наделенных правом решать судьбы народов. Стоявшая на великом распутье Русь по воле одного человека — будь то князь или хан — могла пойти по тому или иному пути развития. Останься Тверь русской столицей — и у нашего Отечества была бы совершенно другая история.

Осмыслить историю можно лишь чувствуя время, проникнув в сознание давно исчезнувших поколений, и для этого недостаточно лишь знания документальных фактов или владения стилизованной древней лексикой.

Здесь в полной мере проявился редкий писательский дар Н. С. Фуделя — дар, отмеченный тонким знанием человеческой природы, глубоким психологизмом его прозы. Фудель силой таланта как бы «считывает» мысли людей, угадывает внутренний нерв, сущностное ядро личности героя и виртуозно создает целую галерею ярчайших характеров психологических архетипов эпохи.

Диалоги и, главное, внутренние монологи героев написаны так точно, звучат с такой степенью достоверности, что волей-неволей начинаешь безоговорочно верить автору.

Его герои — всегда на распутье, всегда судьбой поставлены перед мучительным выбором: «Я или мой брат?», «Русь или Орда?», «Тверь или Москва?», «Земное или Бог?». Причем, выбор почти всегда смертный — между Жизнью и небытием. Трагизм этой ситуации был очевиден для Н. С. Фуделя.

Читайте также:  Икона семистрельная: значение и в чем помогает, правильное размещение в доме

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Орлов Пимен. Напутствие великого князя Михаила Тверского

Первая треть четырнадцатого века — время, которому посвящено повествование, — прискорбное для русского народа.

Уже стали забываться имена храбрых князей Юрия Всеволодовича Владимирского, Олега Ингваревича Красного из Рязани, Василька Ростовского, воеводы рязанского Евпатия Коловрата.

Уже не на битву с врагами уезжали князья из дому, а за милостивым позволением управлять родной землей. И не собирались они вместе в одно войско, а оговаривали друг друга перед ордынскими ханами.

Казалось, народ сломлен и навсегда покорен ханской воле. «Отцы наши, деды, прадеды в Орду ездили, и мы будем ездить, и внуки, и правнуки. Так тому и быть.

Ханы не только нас — митрополитов ставят», — размышляет в романе князь Иван Данилович Калита. Кроме того, западные русские княжества все более ощущают на себе католическое давление Европы.

Стране требовался сильный и мудрый князь, знающий, куда вести за собой народ. Таковым оказался тверской князь Михаил Ярославич (1271—1318).

Племянник Александра Невского, он по закону и по завещанию стал великим князем Владимирским, получив ярлык хана Тохты. Тверь оказалась объединительным центром центральных русских княжеств.

Но для этой цели Михаилу пришлось спасать Русь как от набирающей силу Литвы, так и от принявшей мусульманство Орды. Именно в это время с особой жестокостью вспыхнули ссоры за великое княжение, споры между Москвой и Тверью.

Сосед оказался непримиримым врагом.

Н. С. Фудель нашел своеобразный способ подачи материала. Хотя роман посвящен Твери и ее правителю, только с середины повествования читатель напрямую соприкасается с великим князем Михаилом. До этого главным действующим лицом выступает юноша, его старший сын — Димитрий Грозные Очи.

Воспоминания Дмитрия об отце и любовь к нему постепенно знакомят нас с главным героем, хотя он сам и остается еще на заднем плане. Эта сыновняя любовь уже загодя порождает симпатию к Михаилу.

После его гибели в Орде на первом месте вновь оказывается Дмитрий, а затем его брат Александр со своим сынишкой Федором. Перед читателем проходит целая династия тверских князей (пять поколений, включая отца князя Михаила).

Они были изведены Ордой за то, что «не знали двоения» и мужественно шли дорогой дедов и прадедов. Для Н. С. Фуделя духовная связь со своим родом естественна и необходима:

«Теперь он знал, кто это усмехается, презирая его, крещеного… Он ощущал мысли как погружение…Предки столпились над ним, всматривались пристально, искали терпеливо, наконец, нашли, кивнули удовлетворенно…».

На фоне кровавой борьбы за власть сквозь весь роман проходит другая тема — московского князя Ивана Калиты, пережившего всех героев повествования. Есть и лирическая, видимо, очень дорогая для автора линия: так и не осуществившаяся любовь Калиты к Ольге — свояченице его брата Юрия Даниловича.

Она — единственное существо, которое князь обожествляет, а любовь — та соломинка, что может дать надежду на спасение души.

Это платоническое и, одновременно, очень сильное своей обреченностью чувство Фудель описывает со всей мощью своего дара, используя все грани данного ему литературного языка, богатого нежными проникновениями и потаенными ритмами.

Глубокая скорбь о потере Русью своей независимости чувствуется с первых страниц произведения. Но если в правление Михаила Ярославича в народе еще жила надежда на освобождение и тверичи били «поганых» в сражениях, то к концу романа народ навеки смиряется с игом. В Москве уже строго наказывают за злоречие против хана. И только у дворцового мечника Федора болит душа:

«Сколько еще это терпеть?.. В церквах их поминают о здравии, а куда ни поедешь — могил не сосчитать, люди в рогожах ходют, княжеские роды дыхнуть бояться вслух… Душновато у нас… Так и будет на Руси вечно? Зажирели мы, рабским жирком заплыли. Глаза смежили на все, кроме своего двора».

Одновременно с политическим концом Твери завершается и земная жизнь Калиты. Его уставшую душу терзает только одно: «Они — мученики. Михаил, Дмитрий, не отрекшийся…, но почему они живы? Они же умерли, их нет. А они такие живые… ».

  • Страх ли это, раскаяние или запоздалое прозрение — одному Богу известно.
  • Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв
  • Орлов Пимен Никитич. «Смерть Михаила Тверского»

Выросший в религиозной среде, автор наделяет православным мышлением и всех своих второстепенных (русских) персонажей, вводит в роман тексты молитв, описания церковных служб. Да и роман начинается очень необычно: с Божественной литургии в Спасском соборе города Переяславля-Залесского. И эта литургия может быть воспринята как молитва перед началом чтения книги.

Евангельские тексты, молебны, панихиды — без них была немыслима жизнь русского человека и именно в них заложены самые глубокие истины. Не князья, а Бог правит миром! Не случайно одной из первых приведена в романе цитата из Псалтири:

«Не надейся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою: в тот день погибнут вся помышления его».

Конец романа весьма показателен и отражает христианское миропонимание автора. Умирает нищий старец Никола Пень, девяносто лет скитавшийся по Руси. Умирает прощенный всеми и простивший всех. И уходящий в вечность. «Тучи не знали, что такое время, как не знают этого кусты, травы, облака или птицы. Человек выдумал время себе на печаль, когда забыл о Вечности. Для Вечности нет времени».

В. Н. Алексеев, канд. ист. наук, член Союза писателей России.  Из предисловия к книге «Великий князь Михаил Тверской»

Памяти св. блгв. кн. Михаила Тверского :: Издательство Русская Идея

22.11.1318 (5.12). – Св. блгв. кн. Михаила Тверского

«Аще кто положит душу свою за други своя…»

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв

Святой благоверный князь Михаил Тверской (1272–1318) родился уже после смерти своего отца Великого Князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного Князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Это было на Руси безпокойное время княжеских междоусобиц из-за сложной системы наследования переходящих прав княжения, что усугубилось соперничеством между Москвой и Тверью.

Сначала Михаил Ярославич сменил старшего брата Святослава на Тверском княжении. После смерти в 1305 г. Великого Князя Андрея Александровича Михаил по праву старшего получил в Орде ярлык на великокняжеский престол во Владимiре, но Московский князь Юрий Данилович, сын св.

благоверного князя Даниила Московского, при котором началось возвышение Москвы, не подчинился ему, сам стремясь к великокняжеской власти в нарушение тогдашнего обычая старшинства у Рюриковичей.

Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал Великим Князем, начав междоусобную войну с Михаилом Тверским. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем.

https://www.youtube.com/watch?v=gXm3sRaUUAs

Однако тверичи, возглавляемые князем Михаилом, 22 декабря 1317 г. разбили русско-татарское войско Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого Михаил отпустил.

Была захвачена в плен и Кончака, жена Московского князя, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении ханской сестры.

Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа.

Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, Михаил решил пожертвовать собой и смиренно отправился в Орду, понимая, что идет на смерть.

Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. «Отче, – сказал князь Михаил, – много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий.

Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».

В походной ханской ставке (которая тогда располагалась в устье Дона) Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. Летописец описывает, как в заточении князь, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания.

Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства.

Ему предлагали бежать, но он мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет».

По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался, получив и перед самой смертью христианское напутствие.

Над князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Убийцы жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол князя Михаила ножом. Было это близ реки Терек. Обнаженное тело мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге.

Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлых облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его.

Утром все говорили: «Князь Михаил – святой, невинно убитый».

В летописи рассказывается, как тело убиенного князя повезли в повозке на Русь, и когда в городе Маджары на реке Кума была сделана остановка, то местные христиане попросили на ночь поставить гроб с телом мученика в храм.

Сопровождавшие ордынцы не допустили этого и приказали положить тело в хлеву караван-сарая. В ту же ночь многие жители видели, что над хлевом поднимался огненный столп от земли до неба в виде креста, а днем была видна над ним радуга.

Это было как бы первое прославление Святого Князя Мученика, имя которого в дальнейшем очень почиталось на Северном Кавказе.

Читайте также:  Икона Воспитание: значение образа и в чем помогает Божия Матерь, молитвы

(В ознаменовании этого чудесного события, Высочайшим Указом Императора Павла I от 15 апреля 1799 г. было «дозволено основать город на месте, где были Старые Маджары, с наименованием оного Святой Крест».

При большевиках город назвали Прикумск, затем – «Буденновск», известный трагическим убийством русского населения боевиками Шамиля Басаева в 1995 г.. На месте, где просияли мощи Святого, в 1889 г.

был основан Маджарский Воскресенский монастырь, разрушенный впоследствии большевиками.)

Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 г., в Твери узнали о судьбе своего князя.

По желанию его супруги, княгини Анны, и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим Спасо-Преображенском соборе на берегу Волги.

Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, хотя московские летописи замалчивали или искажали его историю, поскольку именно после казни Михаила Ярославича великокняжеский престол перешел к Московским князьям.

Поэтому Житие святого князя Михаила Тверского дошло до нас в противоречивых 12 редакциях. Автором древнейшей редакции, видимо, был один из духовников князя – игумен Тверского Отроча монастыря Александр.

Это определило, с одной стороны, церковный характер повествования, строгое его соответствие канону, и с другой – подробность и историческую точность описания событий, которых автор был свидетелем, сопровождая князя в Орду.

Главная идея Жития – пожертвование князем собою за сограждан-христиан – выражается евангельскими словами: «Аще кто положит душу свою за други своя, сей великий наречется в царствии небеснем».

Только на Соборе 1549 г., когда борьба с Тверью уже стала далеким прошлым, состоялось общецерковное прославление святого князя, а 24 ноября 1632 г. были обретены его нетленные мощи. Святой князь Михаил много раз оказывал благодатную помощь Русской земле. Например, в 1606 г.

поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал величественный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся им всадник – святой Михаил.

(Супруга св. блгв. Князя Михаила Анна впоследствии также была прославленна Церковью как святая благоверная княгиня Анна Кашинская. После потери мужа ей довелось пережить новые тяжелые испытания. В 1326 г. в Орде был казнен их сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 г. – другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Федор Александрович.

Княгиня Анна приняла монашество с именем София и стала настоятельницей Тверского женского монастыря св. Афанасия. В 1367 г. уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем. Там она и скончалась, приняв перед смертью схиму, вновь с именем Анны. Память ее совершается в день кончины – 2 октября ст. ст.

, а также 12 июня – в день перенесения ее мощей в 1650 г.)

+ + +

С приходом к власти в РФ президента В.В. Путина в СМИ была вброшена версия, что он Рюрикович и происходит от князей Путятиных – то есть потомок князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской и родственник всех королевских фамилий Европы. Возможно, это составная часть так называемого «Плана Путина».

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25120503Оставить свой комментарий

Святой благоверный князь Михаил Тверской

День памяти: 22 Ноября / 5 Декабря

Михаил Тверской: житие святого князя, где находятся мощи, икона и тексты молитв Святой князь Михаил Тверской

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу.

Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Преображения Господня на месте деревянной церкви Космы и Дамиана.

По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти.

Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем.

Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года (это было бы 4 января 1318) наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери.

Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью.

Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. «Отче, — сказал святой, — много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях.

Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет».

По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы.

Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске.

В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: «Князь Михаил — святой, невинно убитый». Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле.

Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 / 15 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 / 19 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня.

Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября / 7 декабря 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле.

В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник — святой Михаил.

После взрыва собора в апреле 1935 года святые мощи исчезли, а рака была передана в Тверской краеведческий музей.

В 1990-х годах святыню вернули Тверской епархии Русской Православной Церкви, и она находилась в алтаре Христорождественского собора Тверского Христорождественского женского монастыря.

По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора рака была доставлена сотрудниками Отдела по делам молодежи Тверской епархии в здание Тверского епархиального управления и помещена в Крестовую церковь.

Житие Михаила Тверского, о чем просить перед иконой святого, мощи и тексты молитв

О Михаиле Тверском сложены легенды, написаны художественные произведения. Это уникальный правитель, который отдал жизнь, чтобы не подставлять под меч своих верных воинов. Его история трагична и поучительна. Православные верующие вспоминают о нем, как о святом мученике. Он причислен к ряду святых благоверных, канонизирован Русской Православной Церковью.

Основные факты биографии

Житие благоверного Михаила Ярославича описано многими летописцами. Драматичная смерть князя стала одним из трагических символов правления Золотой Орды на Руси.

Михаил родился в набожной семье, мать с детства приучала детей к почитанию Бога, любви к ближним. После смерти отца Михаил стал княжить в Тверском княжестве, его считали богатым, а также успешным.

За период правления Михаила к княжеству был присоединен Кашинский удел, который стал приданным его супруги, Анны Кашинской.

Михаил участвовал во всех княжеских усобицах, так как считал своим долгом защитить вверенные ему земли. Он защищал интересы простых людей, живших под его покровительством.

Михаил выстроил на родной земле немало церквей. Вместе с матерью, княгиней Ксенией, он построил Тверской собор, о котором летописцы оставили восторженные записи.

Собор был полностью разрушен в 1925 году, поэтому оценить замыслы князя сегодня невозможно.

Супруга князя, святая благоверная Анна Кашинская, поддерживала его начинания, была благочестива, любима простыми людьми. Во время отъездов мужа она оставалась княжить, воспитывала детей, а также отстаивала интересы тверичей.

Читайте также:  Вероника святая: житие мученицы и значение иконы, о чем просят и тексты молитв

На рубеже XII и XIII веков основной задачей князей было объединение завоеванных уделов. Ярлык на правление во Владимире необходимо было получать у хана Золотой Орды.

Борьба за него шла между князем Михаилом Тверским и Юрием Московским.

Костромской князь, Александр, завещал княжение Владимирским княжеством Михаилу. Первый ярлык он получил у хана Золотой Орды без особых препятствий.

Переписка с патриархом, Нифонтом, обнаруживает обращение церковнослужителя к Михаилу. Он писал Михаилу: «великий князь всея Руси». Правление длилось с 1305 по 1317 годы.

За этот период Михаил попытался наладить отношения с ордынцами, но не учел, что его противником может стать русский князь.

Юрий продолжал претендовать на престол. Тверичи с москвичами сходились на полях сражений. Каждая битва уносила многие жизни.

Пришло время подтверждать право на престол Владимирско-Тверского княжества. К этому времени у Юрия было преимущество. Он был женат на сестре хана Узбека, Канчеке. Юрий заключил договор с ханом Узбеком, поэтому, когда Михаил прибыл к хану, его схватили, затем сделали пленником.

Михаил подозревал, что над ним учинят расправу, но решил не скрываться и поехать в Орду без охраны, чтобы не подвергать опасности жизни служивших ему воинов. Он жалел о том, что не смог затушить очаги бушевавших междоусобиц, а также сплотить русских князей против ордынских ханов.

Юрий наговорил на князя, обвинил его в смерти жены, пообещал ордынцам втрое больше дани от своего удела в обмен на голову Владимирского князя. Князя Тверского пытали, возили по улусам заключенным в колодки.

Через некоторое время он был убит приспешниками Юрия. Его родные смогли получить тело только спустя год. Истерзанное тело перевозили люди Московского князя.

Сначала они относились к мощам без уважения, но некоторые события заставили их отказаться от перевозки, а затем передать тело купцам из Твери.

Останки князя на ночь оставляли на пустыре, но ни один хищник, которых там было много, не приблизился к нему. По словам очевидцев, над телом попеременно сходились, затем расходились тучи, освещая его, неизвестно откуда взявшимися, лучами солнца.

Купцы, которые путешествовали рядом с воинами, знали о том, кем был Михаил Тверской. Они накрыли его дорогими тканями, оставили на ночь на алтаре храма.

Вскоре жена Анна с детьми тверского князя смогла похоронить останки по православным обычаям под стенами родного города.

Почитание святого

Во второй половине XVI века на Макарьевском соборе святой благоверный Михаил Ярославич был канонизирован. Обретение его мощей произошло спустя столетие. Его почитают 5 декабря, а также во второй половине июля, когда наступает собор всех Тверских святых.

Где можно найти мощи

Князь был похоронен в Твери под стенами Спасо-Преображенского монастыря, который был возведен при его жизни. Во время революции рака с мощами была переведена в тверской краеведческий музей, так как собор полностью разрушили.

Сейчас мощи находятся в разных местах. Часть мощей находится в храме Буденовска, часть остается на территории Московского храма.

Иконография

На иконах Михаила Тверского часто изображают рядом с матерью, княгиней Ксенией. Они вместе запланировали, а затем возвели первый православный тверской собор, поэтому в их руках часто можно увидеть своеобразный макет храма.

Позднее появились иконы, которые изображают трагическое прощание Михаила с детьми перед поездкой к хану Золотой Орды, его называют «напутствием Михаила». Есть несколько икон, изображающих трагическую гибель князя.

Тексты

Михаила Тверского вспоминают, посвящая акафисты, читая величания, произнося тропари. Каждый текст повествует о житии князя, его нелегком выборе, прославлении Бога при жизни:

  1. С молитвами к князю Михаилу обращаются, когда хотят попросить об укреплении веры, о защите своего дома, близких людей.
  2. Тропарь поют накануне праздников, приближающегося именного чествования.
  3. Кондак, наряду с икосом, входит в акафист, который поют на протяжении 30-40 минут, не преклоняя колен.

Молитва

Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси.

Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы.

Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его.

Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой.

Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.

О святый княже Михаиле! Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Господа Бога предстательством твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благоспешество.

Буди нам помощник вся, яже ко спасению и пользе нашей, восприяти; охраняй нас от искушений и напастей, во временней жизни приходящих, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки веков.

Тропарь

Возвысив ум твой к Богу, и жития со Ангелы возжелел еси, тленную славу земную оставил еси, блаженне, и положил еси душу твою за люди твоя, восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле, моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

Величание

Величаем тя, благоверный княже Михаиле, и чтим святую память твою, иже за Христа кровь свою излиял еси, и ныне молиши за нас Христа, Бога нашего.

Кондак

1

Избранный Богом из земных князей в небесное пресветлое мученическое воинство, от земныя сея юдоли в Царство Небесное преселился еси: положил бо еси душу твою за люди твоя. Темже, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли за державу Российскую, за град твой, люди, тебе зовущия:

Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

2

Видевши тя благоверная матерь твоя Ксения, яко Анна Самуила, преспевающа возрастом и премудростию, страхом Божиим и всеми добродетельми украшаема, радовашеся о тебе, благодарно поя премудрости наставнику, смысла подателю Богу: Аллилуиа.

3

Сила Вышняго осени тя, Дух Божий ношашеся над тобою, якоже над Давидом, егда возведе тя Господь на прародительный престол великим князем славнаго града Владимира. Тем же священноначальницы князи, вси людие согласно радовахуся, благодаряще Бога, возносящаго смиренныя Своя, поюще Ему: Аллилуиа.

4

Бурею властолюбия обуреваем, князь Георгий ласканием, дарами испроси себе у хана великокняжение Владимирское; ты же, смиренномудре, отдав тому законное твое владение, во отеческий град Тверь отшел еси. Не хотя бо пролития крове христианския, дело твое Богу, судящему праведно, предал еси, воспевая Ему: Аллилуиа.

5

Боготечная звезда воем твоим явился еси, благоверный Михаиле, предъидя бо пред полки твоими, десницею твоею, Богом укрепляемою, разрушил еси врага, местника. Тем же, победив сопротивных. Богу, чудодействующему мышцею высокою, сокрушившему брани, спасшему люди Своя, воспел еси Аллилуиа.

6

Проповедник православныя веры явился еси, благоверный княже, пред сыны агарянскими; Христа бо, Сына Божия, едино спасение, утешение человеков быти проповедуя словесы богомудрыми  терпением твоим доблим, ведущих научал еси пети Ему: Аллилуиа.

7

Хотяй дни видети благи, не мщением, но любовию воздал еси врагом твоим: Кавгадыя бо,  иныя пленники с дарми в землю их отпустил еси, мир князю Георгию даровав, не губити христианы, паче же защищати от поганых увещал еси. Помози убо нам, святе, стезя мира любве твоея последовати, да благоприятно Богу мира поем: Аллилуиа.

8

Странна некая, но прелюбезна Богу и человеком видим о тебе, святе Михаиле. Ведый бо оклеветания врагов твоих и неправду судей твоих, не убоялся еси гнева ханскаго; но да сохраниши в мире отечество твое, душу твою положити за люди твоя возжелел еси, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, Ему же вопиял еси: Аллилуиа.

9

Все естество человеческое кротостию, смирением удивил еси, благоверный княже: злобныя бо клеветы врагов твоих кроткими словесы отвращая, неправду судей ни единым же словом обличил еси, но яко истинный раб Христа Бога, последовал еси Владыце твоему, иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, Емуже, судии всех и мздовоздаятелю, вопиял еси: Аллилуиа.

10

Спасти хотя душу твою, яко христианин истинный к смерти себе приуготовил еси. Ведый бо, яко близ есть смерть, при дверех, покаянием теплым, слезным пред отцем духовным душу очистил еси и, приобщением тела и крове Христовы соединився Христу, воспевал еси Ему, всем дарующему живот вечный: Аллилуиа.

11

Пение благодарственное Господу приносим о тебе чтущии тя, святый благоверный княже Михаиле, яко дарова Господь нетленное тело твое Тверской области во утешение и ограждение, граду Твери в славу и защищение, скорбящим во утешение, бедствующим во отраду и помощь, болящим во источник исцелений, всем, верою притекающим к тебе, во спасение. Тем же Богу, дивному во святых, вопием: Аллилуиа.

12

Благодать, данную ти от Бога, ведуще, людие града твоего, поминающе, яко возлюбил еси их в животе твоем даже до смерти, выну к тебе, яко скорому, крепкому помощнику во обстояниих,  скорбех, находящих на град, притекаху. И не посрамил еси упования их, скоро от бед избавляя молитвами твоими. Темже Богу, спасавшему и спасающему тебе ради нас недостойных, вопием: Аллилуиа.

13

О, предивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Призри милостивно на смиренныя рабы твоя,  умоли Господа Бога, да сохранит град твой и люди твоя, вся грады,  веси христианския от глада, губительства, труса, потопа, огня, всякаго зла, дарует всем нам вольных и невольных грехов оставление, да прославльшему тебе Богу поем: Аллилуиа.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector