Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитва

Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитва

3 октября (20 сентября ст. ст.) Церковь чтит память мучеников великаго князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В 1245 году они были зверски замучены в Золотой Орде.

Содержание

Князь Михаил Черниговский. Житие

Святой благоверный князь Михаил Черниговский был сыном Всеволода Ольговича Чермного (ум. 1212). С детства Михаил отличался благочестием и кротостью, избегал шумных сборищ, а играм предпочитал душеполезное чтение.

С юных лет отличался он добродетельною жизнью; возлюбив Христа, он служил Ему от всего сердца, и все видели душевное незлобие князя — его кротость, смирение, обходительность со всеми и милосердие к бедным. Угождая всегда Богу молитвою и постом и всякими добрыми делами украшая свою душу, князь Михаил соделал ее прекрасным жилищем Бога, Творца своего.

С ранних лет княжич был слаб здоровьем, но, уповая на милость Божию и благодаря молитвам преподобного Никиты, Переяславского Столпника, в 1186 году исцелился от недугов. В 1190 году Михаил взял себе в жены дочь князя Галицкого Романа Мстиславича — Олёну, во святом крещении Елену.

Известно, что в 1223 году князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве. Здесь решался вопрос о помощи половцам, на которых шли татаро-монгольские полчища. 21 мая 1223 года в битве на реке Калке погиб дядя Михаила — Мстислав Черниговский. Михаил становится князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение в Новгород.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего града Новгорода.

Особенно важным для новгородцев было княжение Михаила в новгородской земле, ибо это означало примирение с Новгородом великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (1188–1238  гг.), супруга которого, княгиня Агафья, была сестрой князя Михаила.

Однако князь Михаил весьма недолго княжил в Новгороде. Он собрался возвратиться в родной Чернигов. На мольбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Князь Михаил ревностно занялся благоустройством своего удела.

Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 – 1233 гг.). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года князь Михаил занимал Киевский великокняжеский престол. Наступали трудные времена. В 1238 году татары разорили Рязань, Владимир, Суздаль. В 1239 году татаро-монгольские полчища двинулись на южную сторону Русского государства, опустошили левобережье Днепра, черниговские и переяславские земли.

Осенью 1240 года татаро-монгольские войска подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но князь Михаил отказался вести с ними переговоры.

Он тут же предложил венгерскому королю объединить силы и дать отпор общему врагу, с такими же воззваниями князь Михаил обращался и к Польше, Германии.

Но уже было поздно, Русь была разгромлена, затем эта же участь постигла и Венгрию, и Польшу. Не получив поддержки от европейских государств, князь Михаил вернулся в разгромленный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, а вскоре переселился в Чернигов.

Все же черниговский князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских варваров. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович). Петр считал единственно возможной защитой крестовый поход против Орды.

Но этот Собор никаких решений об общем противодействии татаро-монгольскому нашествию не принял. Князь Михаил решил бороться самостоятельно, без поддержки иноземных властителей.

Подвиг Михаила Черниговского и боярина Феодора

Вскоре на Русь явились ханские послы, затем, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность хану, а на княжение князю нужно было получить разрешение — ярлык.

Послы хана Батыя сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ярлыком. Видя разоренную Русь, князь Михаил осознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит.

От своего духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится ханским идолам.

Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваКартина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя». Художник В. Смирнов, 1883 г.

Вместе с князем Михаилом отправился в Орду его верный сподвижник боярин Феодор. В Орде, возможно, прознали о попытках князя Михаила организовать выступление против Орды совместно с Венгрией и другими европейскими державами.

Когда в 1246 году князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям — солнцу и огню.

В ответ жрецам, повелевшим исполнить сей языческий обряд, черниговский князь ответил:

Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари.

Хану донесли о непокорности князя. Батый через своего приближенного передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, князь и его спутники будут замучены. Но и на это последовал решительный ответ князя Михаила:

Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам.         

После ответа судьба мужественного князя была решена. Укрепляясь словами Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою Меня и Евангелия ради, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35-38), князь и преданный его боярин Феодор приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Христовых Таин, которые дал им с собой духовный отец — епископ Иоанн.

Ордынские варвары схватили князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Один из царских слуг, бывший прежде христианином, а потом отступивший от Христовой веры, отсек голову князю Михаилу.

 Боярину Феодору льстиво предлагали отступить от веры Христовой и выполнить языческий обряд, за это ему обещали княжеское достоинство замученного страдальца. Но боярин Феодор был непреклонен.

После таких же зверских истязаний ему отрубили голову.

Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу, в 6753 году от сотворения мира, от Рождества же Христова в 1245 году, сентября в 20 день.

Святые тела их брошены были на съедение псам, но в продолжение многих дней оставались целыми и никем не тронутыми. Так благодать Христова сохраняла их невредимыми. Кроме сего над телами мучеников появлялся огненный столп, сиявший ярким блеском, и каждую ночь виднелись горящие свечи.

Видя всё сие, христиане, находившиеся в то время в Орде, взяли тайно тела мучеников и с честью погребли их.

 

Прославление мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Тропарь и кондак святым

14 февраля 1572 года по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного с благословения митрополита Антония мощи Михаила Черниговского и боярина его Феодора после их прославления были перенесены из Чернигова в Москву — в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля, где и находятся ныне.         

Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваСобор святого Архистратига Михаила в Московском Кремле. Вид с колокольни Ивана ВеликогоМихаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваРака свв. мч. и исповедник князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора в Архангельском соборе Кремля

Житие и служба святых Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

Исповеднический подвиг великого князя Михаила черниговского и боярина его Феодора святого Феодора поразил даже их палачей. Борьба Руси против татаро-монгольского ига продолжалась еще долго.

Церковь Христову украсили новые мученики и исповедники: в Орде в 1246 году был отравлен великий князь Феодор, замучены были великие князья — Роман Рязанский (в 1270 году) и Михаил Тверской (в 1318 году), сыновья Михаила Тверского  —  Димитрий (в  1325 году) и Александр (в  1339 году).

Всех их укрепляли пример и святые молитвы святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.

Тропарь, глас 4

Жизнь свою мученически совершивше, исповедания венцы украсившееся. К Небесным востекосте, Михайле премудре, с доблим Феодором. Молите Христа Бога, сохранити Отечество ваше, град же и люди, по велицей его милости.

Кондак, глас 8

Царство земное ни во что же вменив, и славу яко преходящую оставил еси. Самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михайле, с доблим Феодором, цареви силам предстоящее. Молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем. 

Библиотека Русской веры Канон князю Михаилу и боярину Феодору →

Читать онлайн

Мученики Михаил Черниговский и боярин Феодор. Иконы

Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваФреска свв. мч. и исповедник Михаил, кн. Черниговский и болярин его Феодор. ЯрославльМихаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваСвв мч. и исповедники великий князь Михаил черниговский и болярин его Феодор. Икона. Минея Сентябрь (фрагмент). Начало XVII векаМихаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваСвятые Михаил и Феодор Черниговские. Россия. Конец XVII века. Государственный музей-заповедник «Коломенское»Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваМученик Михаил, князь Черниговский, XVI век. ВышивкаМихаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитваСвятые Михаил и Феодор Черниговские. Россия. Конец XVI — начало XVII веков. Издательство Москва, 1869 год. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 сентября (фрагмент). Принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Святой Михаил Черниговский — мученик за веру

Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитва

В центре Москвы существует Черниговский переулок, названный так по нарядной каменной церкви XVII века — храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора. Ныне имя черниговского князя несколько подзабыто, а ведь он был одним из самых почитаемых святых Древней Руси.

Странная судьба у этого правителя.

Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси.

И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке.

Михаил Всеволодович был сыном князя Всеволода Святославича Чермного и Марии — дочери могущественнейшего из польских князей Казимира II. Княжич родился в 1179 году. Долгое время он ничем не правил, во всяком случае, в летописях об этом нет известий. Первый княжеский «стол» в тяжкой распре добыл ему отец.

Сев на Киевском великом княжении, Всеволод Чермный выгнал князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) из соседнего Переяславля Южного и отправил туда своего сына Михаила. Несколько лет спустя большое кровопролитье на Юге Руси утихло. «Партия», которой принадлежал молодой князь Михаил, закрепила за собой Киев. Вскоре ушел из жизни Всеволод Чермный.

Читайте также:  Молитва в день рождения: православные тексты, как и кому правильно читать

С тех пор и на протяжении долгих лет Михаил Всеволодович вел скромную, в политическом смысле малозаметную жизнь.

Она резко изменилась в 1223 году. Большая коалиция русских князей в союзе с половцами приняла первый удар монголо-татарского воинства на Калке.

Черниговские князья привели свои полки и вместе со всеми потерпели поражение. Среди прочих правителей русской земли лег в землю и дядя князя Михаила, Мстислав, князь черниговский.

В лихую годину племянник занял его место на Черниговском «столе»: вся Русь горевала о погибших на Калке…

Черниговское княжество являлось тогда чуть ли не самым обширным и одним из богатейших на Руси. Кроме того, оно раскинулось в самом центре русских земель.

Таким образом, Михаилу Всеволодовичу досталось, во-первых, завидное княжение и, во-вторых, он в силу одного лишь занимаемого им места оказался среди ведущих политиков страны. Столь значительный статус означал и очень беспокойную жизнь.

Князь черниговский участвует в нескольких крупных междукняжеских распрях, водит рати на соседей, отражает их нападения на Черниговщину. Однако это все еще не большая война.

Михаил Черниговский: житие святого, почитание, иконография, о чем просят, молитва

Буря разразилась, когда Михаил Всеволодович входил, по понятиям того времени, в старческий возраст.

Год от года усиливался дерзкий, разворотливый политик — князь Даниил Романович, владыка Галича и Волыни, сосед Черниговщины… 1234-й год стал началом великого шторма, на протяжении нескольких лет жестоко терзавшего всю Южную Русь.

Конфликт, то разгоравшийся, то гасший на землях небольшого Галицкого княжества, поджег великое вооруженное противостояние, вырвавшееся далеко за его пределы.

Четыре года кровавых битв и великого разорения — и вот наступило время политического триумфа Михаила Всеволодовича: он занял Киев и стал, пусть ненадолго, великим князем; тогда же ему удается отбить у Даниила Галицкого Перемышль. Больше никогда не достигнет Михаил Всеволодович столь значительных успехов.

Пока на Юге Руси пылала безжалостная усобица, север подвергся нападению монголо-татар. Чернигов, завязший в собственных проблемах, измотанный, разоренный, но всё еще не прекративший боевых действий, ничем не помог северным соседям.

А в 1238 или самом начале 1239 года уже на самого Михаила Всеволодовича обрушился монголо-татарский молот.

Как сообщает летопись, «…взяша татары Чернигов, князи их выехавша в Угры (В Венгрию), а град пожегше и люди избиша и монастыри пограбиша».

Михаил Всеволодович долго скитался по чужбине, пытаясь заручиться поддержкой то поляков, то венгров.

Не найдя помощи против татар, князь помирился с давним своим противником Даниилом Галицким, получил от него «в кормление» маленький Луцк, а после того, как монголо-татары разорили Киев, вернулся туда и воссел на призрачном престоле, в окружении развалин, залитых кровью. В 1242–1243 годах он пытается удержаться в Киеве, затем уходит оттуда и возвращается в полуживой Чернигов.

Несколько лет спустя наступает ему черед ехать в Орду, на поклон к Батыю. В ханской ставке пришлось побывать всем сколько-нибудь значительным русским князьям того времени… Там князь принимает смерть за веру, прославившую его в памяти потомков.

Возможно, годы позора, странствий, лишений помогли Михаилу Всеволодивчу понять, сколь бренна слава земная, сколь быстро может упасть великородный человек с высоты своего положения.

Дух его, таким образом, наполнился смирением и подготовился к подвижничеству.

Вот лаконичный рассказ летописи о гибели Михаила Черниговского в Орде.

«Того же лета Михайло, князь черниговскый, со внуком своим Борисом поехаша в татары, и бывши им в станех, послал Батый к Михаилу-князю, веля ему поклонитеся огневи и болваном их.

Михайло же князь не повинуся велению… но укори его и глухыя его кумиры. И тако без милости от нечистых заколен бысть, и конец житию прият месяца семтября в 20 день [1246 года] на память святого мученика Евстафия».

Иными словами, от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров — поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду.

Он счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой, а «кумиры» объявил «глухими», т.е. простым деревом, не несущем в себе ничего божественного. За верность Христу князь поплатился жизнью.

Вместе с Михаилом Всеволодовичем отказался поклоняться языческим идолам и его боярин Федор, также принявший смерть мученика.

Политик до мозга костей, нищий князь нищего княжества расстается с жизнью, храня от осквернения искру веры в своей душе… Да кто мог ожидать от него такого поступка?!

История исповеднической смерти князя Михаила в Орде разошлась по всей Руси. Он стал не только святым, но еще и народным героем. В середине XVI столетия Михаил Черниговский удостоился общерусского почитания. Его мощи перевезли из Чернигова в Москву. Ныне они находятся в Архангельском соборе Московского кремля.

Судьба этого человека схожа с историей благочестивого разбойника, уверовавшего на кресте, видя рядом с собою Сына человеческого.

Иной раз на протяжении многих лет человек грешит — больше ли, меньше ли других людей, но, во всяком случае, не видно в нем признаков праведности.

А в последний день, час, да хотя бы в последнюю минуту он может повести себя так, что все грехи ему простятся и удостоится он Царствия Небесного.

Михаил Черниговский коротал век, ведя войны и отыскивая чести, славы, богатства своему роду. Крупный политик, но, в общем, дюжинный — удачи в его судьбе перемежались с неудачами, последние же годы прошли в унижении. А достался ему от Бога шанс выйти за пределы обычного круга княжеских забот, и он воссиял, и вся жизнь его перевернулась, наполняясь новым смыслом.

Источник иллюстрации — сайт Кемеровской и Новокузнецкой епархии. 

Михаил Черниговский биография. История подвига, иконы

Знаменитым предком по отцовской линии Михаила Черниговского выступает сам Ярослав Мудрый. Знатное происхождение предоставляло наследнику все шансы на Киевский престол с момента рождения. Княжить Михаил Всеволодович начинает в 1198 году в Стародубском княжестве.

В начале 13-го века происходит знаменитое сражение русских воинов на Калке с монгольской ордой свирепого хана Батыя.

Отважный потомок Ярослава Мудрого сумел выжить, под его владения попадают Черниговские земли, а затем и Киевский престол. Женой князя стала любимая дочь правителя Галицкого княжества Романа Мстиславовича.

В семейном союзе с Еленой на свет появилось трое детей — две дочери (Феодулия и Мария) и наследник Ростислав.

Убийство князя произошло после жестоких пыток войсками хана Батыя в городе Старый Сарай в 1244 году, 20 сентября. Святые останки благоверного правителя упокоены в Москве, в Архангельском храме, после перенесения из Сретенского Собора.

Происхождение

Михаил Всеволодович Черниговский — великий князь Черниговский в 13-м веке, правил он землей Черниговской 10 лет, в 1238 году Михаилу удалось получить трон Киевский.

Отцом святого мученика является Всеволод Святославович Черемный, известная историческая личность, трижды занимающий киевский престол и столько же раз его теряющий. Мать — польская принцесса, дочка короля Казимира Второго.

Известно, что получить Черниговский трон князю удалось после смерти своего дяди, погибшего в ходе сражения с войсками Батыя на реке Калке.

  Патриарх Алексий Второй

Федор — боярин, сподвижник князя Черниговского. На протяжении всего периода правления Михаилом Черниговскими землями он шел с князем рука об руку, участвовал в сражениях, где проявлял мужество и верность князю и Святой Троице.

После казни Михаила на глазах Федора верный боярин ответил захватчикам: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!»

Житие и служение Богу

Всю свою жизнь князь был приверженцем христианской веры, соблюдал все законы Божьи, следовал священному писанию. Кроткий, смиренный, милосердный — так характеризуют юного князя в священных книгах тех времен.

Став взрослым, Михаил участвовал в жестоких сражениях, храбро сражался за землю русскую, во имя спасения.

Хану Батыю перед смертью молвил доблестный благоверный князь: «Христианин должен преклоняться перед Творцом, а не перед тварью».

Мученический подвиг

Узнав об отказе принять князем идолопоклонническую веру, Батый сильно разгневался и велел своим разбойникам убить Михаила, а тело его растерзать. Били Михаила палками по груди и спине, прыгали и топтались по полумертвому телу захватчики, а затем отсекли голову мужественному князю. Умер Михаил со словами: «Я христианин».

Примеру князя последовал и его боярин Федор, оказавшись принять монгольскую веру, был замучен и убит. Разбойники велели выбросить растерзанные тела на улицу, на съедение собакам и диким тварям. Но ни одно животное не приблизилось и не прикоснулось к святым телам. Ночью православные верующие вынесли тела с улицы и захоронили их в православных традициях.

Подвиг русских людей поразил даже их мучителей. Считается, что с этого времени татаро-монголы не просили преклониться князей русских перед идолами, но борьба за освобождение земель продолжалась еще длительное время.

На заметку. Изначально мощи святых были захоронены в Сретенском Соборе, и лишь в 1774 году были перенесены в Архангельский собор в Москве, где находятся по настоящее время.

Мученики благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Око­ло се­ре­ди­ны XIII ве­ка (1237–1240 гг.) Рос­сию по­стиг­ло на­ше­ствие мон­го­лов.

Сна­ча­ла опу­сто­ше­ны бы­ли Ря­зан­ское и Вла­ди­мир­ское кня­же­ства, по­том в юж­ной Рос­сии бы­ли раз­ру­ше­ны го­ро­да Пе­ре­я­с­лавль, Чер­ни­гов, Ки­ев и дру­гие.

На­ро­до­на­се­ле­ние этих кня­жеств и го­ро­дов боль­шей ча­стью по­гиб­ло в кро­ва­вых се­чах; церк­ви бы­ли ограб­ле­ны и по­ру­га­ны, зна­ме­ни­тая Ки­ев­ская Лав­ра бы­ла раз­ру­ше­на, а ино­ки рас­се­я­лись по ле­сам.

Впро­чем, все эти страш­ные бед­ствия бы­ли как бы неиз­беж­ным след­стви­ем втор­же­ния ди­ких на­ро­дов, для ко­то­рых вой­на бы­ла по­во­дом к гра­бе­жу. Мон­го­лы обыч­но от­но­си­лись без­раз­лич­но ко всем ве­рам. Ос­нов­ным пра­ви­лом их жиз­ни слу­жи­ла Яса (кни­га за­пре­тов), со­дер­жа­щая в се­бе за­ко­ны ве­ли­ко­го Чин­гис­ха­на.

Один из за­ко­нов Ясы ве­лел ува­жать и бо­ять­ся всех бо­гов, чьи бы они не бы­ли. По­это­му в Зо­ло­той Ор­де сво­бод­но слу­жи­лись бо­го­слу­же­ния раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний и са­ми ха­ны неред­ко при­сут­ство­ва­ли при со­вер­ше­нии и хри­сти­ан­ских, и му­суль­ман­ских, и буд­дий­ских, и дру­гих об­ря­дов.

Но, от­но­сясь без­раз­лич­но и да­же с ува­же­ни­ем к хри­сти­ан­ству, ха­ны тре­бо­ва­ли и от на­ших кня­зей ис­пол­не­ния неко­то­рых сво­их су­ро­вых об­ря­дов, на­при­мер: про­хож­де­ния через очи­сти­тель­ный огонь, преж­де чем явить­ся пе­ред ха­ном, по­кло­не­ния изо­бра­же­ни­ям умер­ших ха­нов, солн­цу и ку­сту. По хри­сти­ан­ским по­ня­ти­ям это яв­ля­ет­ся из­ме­ной свя­той ве­ре и неко­то­рые из на­ших кня­зей пред­по­чли пре­тер­петь смерть, чем вы­пол­нить эти язы­че­ские об­ря­ды. Сре­ди них сле­ду­ет вспом­нить Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла и его бо­яри­на Фе­о­до­ра, по­стра­дав­ше­го в Ор­де в 1246 го­ду.

Ко­гда хан Ба­тый по­тре­бо­вал к се­бе Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла, то он, при­няв бла­го­сло­ве­ние от сво­е­го ду­хов­но­го от­ца епи­ско­па Иоан­на, обе­щал ему, что он ско­рее умрет за Хри­ста и свя­тую ве­ру, чем по­кло­нит­ся идо­лам. То же обе­щал и бо­ярин его Фе­о­дор.

Епи­скоп укре­пил их в этой свя­той ре­ши­мо­сти и дал им Свя­тые Да­ры в на­пут­ствие веч­ной жиз­ни. Пе­ред вхо­дом в став­ку ха­на мон­голь­ские жре­цы по­тре­бо­ва­ли с кня­зя и бо­яри­на, чтобы они по­кло­ни­лись на юг мо­ги­ле Чин­гис­ха­на, за­тем ог­ню и вой­лоч­ным идо­лам.

Ми­ха­ил от­ве­тил: «Хри­сти­а­нин дол­жен по­кло­нять­ся Твор­цу, а не тва­ри».

Читайте также:  Икона Преображение Господне: описание и виды образов, в чем помогает и молитва

  13 февраля – Бессребреники мученики Кир и Иоанн

Узнав об этом, Ба­тый озло­бил­ся и ве­лел Ми­ха­и­лу вы­би­рать од­но из двух: или ис­пол­нить тре­бо­ва­ние жре­цов, или смерть.

Ми­ха­ил от­ве­тил, что он го­тов по­кло­нить­ся ха­ну, ко­то­ро­му Сам Бог пре­дал его во власть, но не мо­жет ис­пол­нить то­го, че­го тре­бу­ют жре­цы. Внук Ми­ха­и­ла, князь Бо­рис, и ро­стов­ские бо­яре умо­ля­ли его по­бе­речь свою жизнь и пред­ла­га­ли при­нять на се­бя и на свой на­род епи­ти­мью за его грех.

Ми­ха­ил не хо­тел слу­шать ни­ко­го. Он сбро­сил с плеч кня­же­скую шу­бу и ска­зал: «Не по­губ­лю ду­ши мо­ей, прочь сла­ва тлен­но­го ми­ра!»

По­ка но­си­ли от­вет его ха­ну, князь Ми­ха­ил и бо­ярин его пе­ли псал­мы и при­об­щи­лись Свя­тых Да­ров, дан­ных им епи­ско­пом. Ско­ро яви­лись убий­цы.

Они схва­ти­ли Ми­ха­и­ла, на­ча­ли бить ку­ла­ка­ми и пал­ка­ми по гру­ди, по­том по­вер­ну­ли ли­цом к зем­ле и топ­та­ли но­га­ми, на­ко­нец от­сек­ли ему го­ло­ву.

По­след­нее сло­во его бы­ло: «Я хри­сти­а­нин!» По­сле него та­ким же об­ра­зом был за­му­чен его доб­лест­ный бо­ярин. Свя­тые мо­щи их по­чи­ва­ли в Мос­ков­ском Ар­хан­гель­ском со­бо­ре.

Почитание святых Михаила и Федора

Богослужения по святым князю Михаилу и Федору проходят в православных храмах 20 сентября и 14 февраля. Мощи святых упокоены в Архангельском соборе в Москве. Люди приходят к могиле доблестных воинов и просят Господа о прощении и милости, молят о прощении грехов и отрешении от плохих мыслей. В православных сказаниях князь Михаил Черниговский именуется Благоверным святым мучеником.

Иконография

На иконах в православных традициях Благоверный Князь Черниговский изображен в полный рост, на голове его надета меховая шапка и мантия, в руках распятие. Мужчина изображен в образе путника, возраст его весьма преклонный.

Рядом с князем стоит его верный сподвижник святой Федор, принявший муки за веру совместно с Михаилом. На иконе Федор обращает свои руки к князю и распятию в его руках.

В некоторых вариантах икон можно встретить изображение Святой Троицы над головами святых или изображение Иисуса Христа.

Церковный писатель Зиновий Отенский составил житие Благоверных святых Михаила и Федора в 16-м веке на основании собранных летописей.

О чем просят святых?

Подвиг Михаила и Федора — пример доблести, отваги, мужества и духовной силы веры русских князей. Отдав жизнь и умерев в муках, святые не преклонили колена перед идолами, сохранили верность Богу, не потеряли честь и силу душевную. Считается, что наличие в доме иконы Святого Михаила способствует защите жилища от внешних бед, позволяет избежать скопления негативной энергетики.

В своих молитвах верующие просят заступников оградить жизнь от искушений, помочь справиться с испытаниями, не потерять веру праведную, накормить страждущих, не допустить нашествия захватчиков на родные земли, излечить недуги телесные.

Божественный лик Черниговских святых укрепляет веру в Господа, в сложной жизненной ситуации праведный образ позволяет человеку сделать правильный выбор, принять верное решение.

Читать священную молитву и взывать к милости Господней следует после исповеди в храме и покаяния в грехах своих и слабостях.

Нельзя просить святых исполнить желания, обращаясь к небесам, важно попросить заступничества и милости, попросить очистить души от грехов и мыслей тягостных.

Молитва, как обращение к высшим силам, направлена на помощь в излечении тела и души, верующие просят получить способность терпеть невзгоды и испытания на жизненном пути, верить в Господа Бога и сына его, Иисуса Христа и сохранять целомудрие и праведность, не пойти на поводу искушений.

Молиться праведным святым можно в церкви или дома, у иконостаса.

Михаил Черниговский: духовный подвиг важнее власти

Почему русские готовы отдать жизнь за христианскую Веру, показал своей мученической кончиной князь Михаил Черниговский. При этом в жизни Михаил не был смиренным монахом, а скорее отважным воином, который воевал как с монголами, так и с русскими князьями.

Он вёл боевые действия с Олегом Курским и Даниилом Галицким, покинул опустошённый монголами Киев, отправившись в Венгрию, чтобы женить своего сына на венгерской принцессе. Якобы по поручению рязанских князей к Михаилу прибыл былинный Евпатий Коловрат, который попросил его о помощи в битвах с захватчиками.

Михаил отказал ему, сказав, что в своё время не получил от рязанцев помощи, когда воевал на Калке.

Но абсолютно неожиданно, по выражению летописца, «блаженный князь разгорелся благодатью Божию». Ярлыка на княжение у хана Батыя князь Михаил брать изначально не собирался, вместо этого он поручил себя Божественной благодати и отправился на духовный подвиг.

Перед поездкой к Батыю князь заехал к своему духовному отцу и поделился планами не брать ярлык, на что духовник предостерёг Михаила Черниговского, что, мол, многие князья после поездки к хану прельщались славой власти и губили души.

Чтобы не попасть в ту же ловушку, не надо делать того, что недостойно христианина: кланяться нужно только Богу, а не иноверным истуканам.

По процедуре, до того, как князьям выдавался ярлык на княжение, монгольские шаманы заставляли их проходить языческий обряд очищения огнем и поклоняться идолам, вдобавок нужно было поклониться «тени Чингисхана».

Михаил Черниговский взял с собой освящённые Дары и отправился к хану на верную смерть за свою Веру и отвержение язычества. У шатров Батыя начинается настоящий духовный подвиг Михаила: князь демонстративно отказывается кланяться языческим истуканам.

Монгольский хан приходит в ярость и ставит ультиматум: либо Михаил кланяется богам и остаётся жив с ярлыком на княжение, либо его жестоко казнят. Находившиеся в свите князя бояре умоляют его поклониться божкам, чтобы выжить, а епитимью за предательство Веры разделить на всех.

«Не хочу только именем христианским называться, а дела поганых творить», — ответил князь.

Следом Михаил Черниговский произносит знаковую речь, которой позднее будут следовать все русские князья, приезжая в Орду: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, не поклонюсь».

Монгольское нашествие русские считали карой за грехи Русской земли, поэтому, если Бог попустил, чтобы Русь была завоевана и претерпела монгольское нашествие, то называть царя владыкой не было святотатством, а вот поклонение языческим идолам считалось предательством Веры.

После своей речи Михаил скинул с себя плащ, который был символом княжеской власти, и кинул его в ноги своим боярам. Этот жест означал окончательное решение принять мученическую смерть за веру во Христа.

Михаил со своим приближённым Феодором приняли причастие Святыми Дарами, которые им дал духовник Михаила, и стали петь духовные песнопения. Появились головорезы хана.

Они казнили Михаила, и после расправы над князем приспешник Батыя Елдега предложил Феодору поклониться идолам и получить ярлык вместо Михаила, на что Феодор ответил: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой».

На монголов этот подвиг русских людей произвёл огромное впечатление. Позднее некоторые из монголов, дивясь поведению русских, приняли христианство. Самым значимым примером был Пётр, царевич Ордынский. Несмотря на прямое родство с Чингисханом, он обратился в Православие, основал монастырь и стал русским святым.

Благодаря сохранению горячей веры в Господа наши предки спасали свои души и сберегали Отечество, принимая испытания со смирением. Этот путь очищения и есть основа для развития нашей Родины.

Давид Горов «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» (фрагмент). В.С. Смирнов

Поделиться ссылкой:

Михаил Всеволодович Черниговский, великий князь Киевский

Среди правителей Чернигова выделяется прославленный в лике святых Михаил Всеволодович. Он был великим князем Черниговским с 1224 по 1234 год. Несколько раз приглашался в Новгород.

Во время опустошительного нашествия Батыя бежал в Венгрию. Но возвращении на Русь отправился в Орду, где принял мученическую кончину вместе со своим боярином Феодором.

Общерусская канонизация Михаил Черниговского состоялась на Макарьевских церковных соборах середины XVI века.

Михаил Всеволодович, князь Черниговский, известный святой России, выдающаяся историческая личность России и просто мужественный человек.

Княжение в Киеве и бегство в Венгрию

В 1238 году Михаил добился долгожданной цели — он стал великим князем Киевским. На следующий год по его приказу были убиты послы Батыя, прибывшие в Киев для переговоров.

Опасение последствий этого убийства заставило великого князя оставить стольный город и искать политического убежища: Михаил бежал в Венгрию.

Все русские владения бывшего великого князя Киевского тут же захватили и разделили меж собою другие князья — раздробленная удельная Русь жила своими порядками.

По возвращении на родину и нескольких лет пребывания здесь в статусе persona non grata Михаил в 1246 году отправился в ставку Батыя. Вероятнее всего, он хотел получить от властелина улуса Джучи ярлык на Черниговскую землю.

Междоусобицы

В жизни князь Михаил Черниговский был отнюдь не примером для подражания. В междоусобных войнах он воевал с Олегом Курским и Даниилом Галицким. Князь оставил опустошенный монголами Киев, чтобы отправиться в Венгрию и женить там своего сына на венгерской принцессе.

А когда к нему от лица рязанских князей прибыл былинный воевода Евпатий Коловрат, чтобы просить помощи в битвах против захватчиков, то князь Михаил отказал ему в такой любезности, мотивируя отказ своей прежней обидой: когда он воевал на Калке, рязанские князья с ним не пошли, – так и сейчас нечего его просить об одолжении.

  10 удивительных свойств и применение масла мирры

Однако вскоре князя ожидает кардинальная метаморфоза, с какого-то момента, по выражению летописца, «блаженный князь разгорелся благодатью божию».

Блаженным он назван еще до того, как поедет к хану Батыю брать ярлык на княжение в Киеве.

Вернее, никакого ярлыка князь брать изначально не собирался, и вместо подчинения воле великого хана, он препоручит себя божественной благодати и отправится на духовный подвиг.

Михаил Черниговский едет в Орду

Перед аудиенцией Михаил должен был пройти особый языческий обряд очищения огнем, а также поклониться идолам и солнцу. Князь отказался выполнить обряд, сказав:

«Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу»

Ни угрозы со стороны монголов, ни мольбы свиты подчиниться требованиям не повлияли на решение Михаила. За свой отказ он был предан смерти. Вместе с князем погиб и его верный боярин Феодор, единственный из свиты не только открыто вставший на сторону Михаила, но и укреплявший князя не поддаваться нажиму окружающих.

О стойкости мучеников книжник XVI века Григорий Суздальский писал:

Читайте также:  Молитва о здравии родителей: как правильно произносить, сильные тексты разных святым

«Вем полнаго благодатей благовернаго великаго князя Михаила Черниговскаго — и мученика и преподобна… и врага посрамивша и мучителево злобуйство обличивша с доблим его болярином Феодором, ради исповеданиа Православныа веры от Владыкы Христа сподобишася приати почести венца нетленныа».

Князя тайно похоронили верные ему приближенные, а позже его останки перенесли в Чернигов. Дата убиения Михаила и Феодора, 20 сентября 1246 года, сохранилась в церковной памяти.

Святой Михаил Черниговский — мученик за веру

В центре Москвы существует Черниговский переулок, названный так по нарядной каменной церкви XVII века — храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора. Ныне имя черниговского князя несколько подзабыто, а ведь он был одним из самых почитаемых святых Древней Руси.

Странная судьба у этого правителя.

Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси.

И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке.

Михаил Всеволодович был сыном князя Всеволода Святославича Чермного и Марии — дочери могущественнейшего из польских князей Казимира II. Княжич родился в 1179 году. Долгое время он ничем не правил, во всяком случае, в летописях об этом нет известий. Первый княжеский «стол» в тяжкой распре добыл ему отец.

Сев на Киевском великом княжении, Всеволод Чермный выгнал князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) из соседнего Переяславля Южного и отправил туда своего сына Михаила. Несколько лет спустя большое кровопролитье на Юге Руси утихло. «Партия», которой принадлежал молодой князь Михаил, закрепила за собой Киев. Вскоре ушел из жизни Всеволод Чермный.

С тех пор и на протяжении долгих лет Михаил Всеволодович вел скромную, в политическом смысле малозаметную жизнь.

Она резко изменилась в 1223 году. Большая коалиция русских князей в союзе с половцами приняла первый удар монголо-татарского воинства на Калке.

Черниговские князья привели свои полки и вместе со всеми потерпели поражение. Среди прочих правителей русской земли лег в землю и дядя князя Михаила, Мстислав, князь черниговский.

В лихую годину племянник занял его место на Черниговском «столе»: вся Русь горевала о погибших на Калке…

Черниговское княжество являлось тогда чуть ли не самым обширным и одним из богатейших на Руси. Кроме того, оно раскинулось в самом центре русских земель.

Таким образом, Михаилу Всеволодовичу досталось, во-первых, завидное княжение и, во-вторых, он в силу одного лишь занимаемого им места оказался среди ведущих политиков страны. Столь значительный статус означал и очень беспокойную жизнь.

Князь черниговский участвует в нескольких крупных междукняжеских распрях, водит рати на соседей, отражает их нападения на Черниговщину. Однако это все еще не большая война.

Буря разразилась, когда Михаил Всеволодович входил, по понятиям того времени, в старческий возраст.

Год от года усиливался дерзкий, разворотливый политик — князь Даниил Романович, владыка Галича и Волыни, сосед Черниговщины… 1234-й год стал началом великого шторма, на протяжении нескольких лет жестоко терзавшего всю Южную Русь.

Конфликт, то разгоравшийся, то гасший на землях небольшого Галицкого княжества, поджег великое вооруженное противостояние, вырвавшееся далеко за его пределы.

Четыре года кровавых битв и великого разорения — и вот наступило время политического триумфа Михаила Всеволодовича: он занял Киев и стал, пусть ненадолго, великим князем; тогда же ему удается отбить у Даниила Галицкого Перемышль. Больше никогда не достигнет Михаил Всеволодович столь значительных успехов.

Пока на Юге Руси пылала безжалостная усобица, север подвергся нападению монголо-татар. Чернигов, завязший в собственных проблемах, измотанный, разоренный, но всё еще не прекративший боевых действий, ничем не помог северным соседям.

А в 1238 или самом начале 1239 года уже на самого Михаила Всеволодовича обрушился монголо-татарский молот.

Как сообщает летопись, «…взяша татары Чернигов, князи их выехавша в Угры (В Венгрию), а град пожегше и люди избиша и монастыри пограбиша».

Михаил Всеволодович долго скитался по чужбине, пытаясь заручиться поддержкой то поляков, то венгров.

Не найдя помощи против татар, князь помирился с давним своим противником Даниилом Галицким, получил от него «в кормление» маленький Луцк, а после того, как монголо-татары разорили Киев, вернулся туда и воссел на призрачном престоле, в окружении развалин, залитых кровью. В 1242–1243 годах он пытается удержаться в Киеве, затем уходит оттуда и возвращается в полуживой Чернигов.

Несколько лет спустя наступает ему черед ехать в Орду, на поклон к Батыю. В ханской ставке пришлось побывать всем сколько-нибудь значительным русским князьям того времени… Там князь принимает смерть за веру, прославившую его в памяти потомков.

Возможно, годы позора, странствий, лишений помогли Михаилу Всеволодивчу понять, сколь бренна слава земная, сколь быстро может упасть великородный человек с высоты своего положения.

Дух его, таким образом, наполнился смирением и подготовился к подвижничеству.

Вот лаконичный рассказ летописи о гибели Михаила Черниговского в Орде.

«Того же лета Михайло, князь черниговскый, со внуком своим Борисом поехаша в татары, и бывши им в станех, послал Батый к Михаилу-князю, веля ему поклонитеся огневи и болваном их.

Михайло же князь не повинуся велению… но укори его и глухыя его кумиры. И тако без милости от нечистых заколен бысть, и конец житию прият месяца семтября в 20 день [1246 года] на память святого мученика Евстафия».

Иными словами, от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров — поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду.

Он счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой, а «кумиры» объявил «глухими», т.е. простым деревом, не несущем в себе ничего божественного. За верность Христу князь поплатился жизнью.

Вместе с Михаилом Всеволодовичем отказался поклоняться языческим идолам и его боярин Федор, также принявший смерть мученика.

Политик до мозга костей, нищий князь нищего княжества расстается с жизнью, храня от осквернения искру веры в своей душе… Да кто мог ожидать от него такого поступка?!

История исповеднической смерти князя Михаила в Орде разошлась по всей Руси. Он стал не только святым, но еще и народным героем. В середине XVI столетия Михаил Черниговский удостоился общерусского почитания. Его мощи перевезли из Чернигова в Москву. Ныне они находятся в Архангельском соборе Московского кремля.

Судьба этого человека схожа с историей благочестивого разбойника, уверовавшего на кресте, видя рядом с собою Сына человеческого.

Иной раз на протяжении многих лет человек грешит — больше ли, меньше ли других людей, но, во всяком случае, не видно в нем признаков праведности.

А в последний день, час, да хотя бы в последнюю минуту он может повести себя так, что все грехи ему простятся и удостоится он Царствия Небесного.

Михаил Черниговский коротал век, ведя войны и отыскивая чести, славы, богатства своему роду. Крупный политик, но, в общем, дюжинный — удачи в его судьбе перемежались с неудачами, последние же годы прошли в унижении. А достался ему от Бога шанс выйти за пределы обычного круга княжеских забот, и он воссиял, и вся жизнь его перевернулась, наполняясь новым смыслом.

Источник иллюстрации — сайт Кемеровской и Новокузнецкой епархии.

Начало почитания мученика Михаила Черниговского

Местное церковное почитание мучеников было установлено вскоре после их гибели дочерью Михаила Черниговского Марией, вдовой убитого в 1238 году во время монгольского нашествия ростовского князя Василька. Пережившая по вине иноплеменников смерть и отца, и мужа княгиня вместе с сыновьями построила в честь своих близких церковь в Ростове.

«Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре

Через непродолжительное время появился и первый письменный памятник, посвященный мученикам, — краткий вариант «Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре. Историки считают, что возникновение «Сказания» следует датировать до 1271 года.

Первый, краткий, вариант лег в основу других повествований о мучениках, включая Житие Михаила Черниговского.

Не позже конца XIII века возникла пространная редакция — «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго в княжении его», — автором которой был некий священник по имени Андрей.

Как и в первоначальном кратком сказании, так и во всех остальных редакциях этого произведения гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Исследователь древнерусской литературы Л. А. Дмитриев подчеркивал:

  Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон

«Такое осмысление убийства черниговского князя в Орде в условиях монголо-татарского господства носило характер политического протеста. Благодаря этому рассказ о гибели русского князя, не покорившегося воле „поганых“ и пожертвовавшего своей жизнью за чистоту христианства, приобретал общерусскую патриотическую окраску».

Сила причастия

Далее Михаил Черниговский формулирует концепцию, которой будут придерживаться все последующие русские князья, когда будут приезжать в Орду. «Тебе, царь, кланяюсь, потому что бог поручил тебе царствовать на этом свете.

А тому, чему велишь поклониться, – не поклонюсь», – говорит он.

Нашествие монголов расценивалось тогда как кара за грехи Русской земли, поэтому, если уж бог попустил, чтобы Русь была завоевана, то признать монгольского царя владыкой не было святотатством, в отличие от поклонения его языческим идолам.

После этого, как говорит летописец, Михаил сорвал с себя княжеский плащ и швырнул его в ноги к своим боярам, которые не переставали просить князя поклониться языческим богам. Плащ – это символ княжеской власти. Жест Михаила означал окончательное решение принять смерть за христианскую веру, вместо того, чтобы соблазниться властью, которую мог даровать хан.

Когда же вдали уже показались головорезы монгольского царя, Михаил и Феодор стали петь про себя песнопения и приняли причастие, которое им дал священник. Среди убийц был и вероотступник – некто по имени Доман, который и отрезал князю голову.

После расправы над князем Елдега предложил Феодору отвесить поклон, чтобы получить за это все княжество Михаила.

«Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» – ответил тот, и его постигла та же судьба.

Для монголов, видевших такое мужество русских, случившееся было своего рода отрезвлением. Некоторые из монголов, дивясь поведению русских, через какое-то время даже перешли в христианство. Самым ярким примером был Петр, царевич Ордынский. Он был правнуком Чингисхана, но обратился в православие, основал монастырь и стал русским святым.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *