Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвыКорнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

  • Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженнике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году.
  • Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми.

О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми. И так как Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, они поместили его на учебу в Мирожский монастырь.

Закончив ученье, вернулся Корнилий в дом к своей матери. Как и прежде, был он далек от мирской суеты. Пребывание в Мирожском монастыре еще более утвердило его призвание к духовной жизни. Чувство влечения к иноческой жизни пробуждалось в нем со всей полнотой и ждало лишь удобного случая для своего проявления, который и не замедлил представиться.

Государев дьяк Мисюрь Мунехин в то время стал часто ездить в маленькую Печерскую обитель, затерянную среди лесов, которая была беднее любого псковского погоста, и всячески помогал ей. Зная о возникшем у Корнилия сильном желании посетить Псково-Печерскую обитель, Мисюрь Мунехин собирался захватить Корнилия с матерью при своей ближайшей поездке в монастырь.

Это первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия. Он навсегда ушел из родного дома в Пскове и принял иноческий образ в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.

В 1529 году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря.

Игумен Корнилий строго осуществлял монашеское общежитие. Он сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени — так называемых “вкладчиков”, т.е.

мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказом от их исполнения.

Бывали случаи, что лица, внесшие богатый вклад в монастырь и принявшие монашество, считали для себя необязательным выполнение монашеских правил.

Полный христианской любви к ближним и к братии обители, Корнилий подавал им пример истинного подвижничества не только словом, но и делом. Число братии при Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников монастыря не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Свои заботы о благочестии и спасении преподобный Корнилий не ограничивал стенами обители, но распространял их далеко за ее пределы.

С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, современных нам сету. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сету, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов.

Стараясь помочь всем обездоленным, блаженный Корнилий хлопотал в Москве о закреплении за монастырем свободных земель и заселял эту землю бедняками. И местное население — сету, темные язычники, были обращены в христианство в этой славной обители ее мудрым игуменом (В. Синайский. Псково-Печерский монастырь. Рига, 1929).

С 1558 года поле деятельности блаженного Корнилия расширилось в связи с тем, что Иван Грозный начал войну с ливонскими немцами, образовавшими после своего утверждения в Лифляндии Ливонский рыцарский орден — полудуховное, полувоенное общество, стремившееся низложить Православие.

Настоятель Псково-Печерского монастыря не остался в стороне от текущих событий. Он принял самое деятельное участие в оказании помощи Отчизне. В качестве миссионера преподобный Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы.

Ревностный распространитель Православия доходил даже до Нового городка (Нейгаузена), лежавшего уже за пределами Русской земли, обращал к православной вере и крестил многих лифляндских туземцев этого городка. Пришедшие русские мирно уживались с эстами, ливами и другими финскими племенами.

Народы эти, не видя притеснений со стороны пришельцев, мало-помалу перенимали их образ жизни, обычаи и нравы. Они не могли не видеть превосходства Православия над своими темными языческими верованиями.

Этому немало способствовала миссионерская деятельность преподобного Корнилия и благоустроенная его неусыпными трудами Печерская обитель с ее святынями.

Очень много способствовали обращению в Православие и чудеса, источаемые главной святыней обители — иконой Успения Божией Матери.

В 1560 году игумен стал орудием дивного дела Божия на радость Православию и на посрамление его врагов. Царские воеводы осаждали город Феллин. В праздник Успения Божией Матери Корнилий послал им просфору и святую воду. Лишь только прибыл в русское войско посланный от преподобного с его благословением, как от русских ядер вспыхнул пожар в осажденном городе.

Снаряды и весь запас хлеба у неприятеля были истреблены этим пожаром. Это заставило немцев сдать город русским воеводам, которые в благодарность за чудесную помощь прислали в обитель взятый в Феллине колокол (“Преподобный Корнилий Печерский”. — М., 1909, с.20-21).

Преподобный Корнилий щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов. Искалеченных мечами и пушечным свинцом иноки лечили и кормили из благочестия. С полей они несли тяжелые дубовые гробы-колоды, копали последние убежища, вмуровывали гробовые камни в стены и вписывали в синодик имена…

Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря…” Непосредственным поводом к написанию “Повести…

” послужило распространение ложных слухов о происхождении монастыря.

В связи с этим выявилась необходимость дать точное описание начальных событий печерской жизни, на что и указывает сам игумен Корнилий: “По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священноинока Дорофея и Герасима, иже быща в та лета, яже строися новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелело бысть мне худому и грешному написати сиа, помыслившим о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек, — ов сице и инже инако”.

Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников. Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных.

Игумен Корнилий и старец Вассиан были для 16-го столетия удивительно культурными людьми, большими знатоками и любителями книг. В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся.

Уже к первой половине XVI века в нем была создана настоящая книжно-литературная школа, задачами которой являлись сбор рукописей богослужебного, светского и житейского характера, розыск разного рода богослужебных книг, уставов и т. п.

В задачи этой школы входили также сбор старинных актов, касающихся истории Пскова и его обители, переписка их в особые сборники, составление и переделка монастырских новостей, посланий, поучений и главное — ведение летописи.

Кроме того, известно, что игумен Корнилий завел большой монастырский “Синодик” для поминовения усопших братий, а также усопших благотворителей обители, что свидетельствует о понимании им долга признательности за все, сделанное для обители. Он начал вести “Кормовую книгу” с 1558 года, “Описание монастыря”, а также составил “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.

Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери “Одигитрия”.

При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам.

Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город.

Затем игумен Корнилий занялся строительством в самом монастыре. Он перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских, построенную при игумене Дорофее, за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор в Печерском посаде, где она стоит и ныне. На этом же дворе находилась часовня во имя великомученицы Варвары, а также помещение для остановки царя на случай его приезда.

На освободившемся месте в обители преподобный Корнилий в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расширил и украсил монастырь и главный храм его — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры, как свидетельствует надпись на его гробе.

Для обращенных им в христианскую веру многих жителей — “чуди” соседнего города Нейгаузена он принял на себя труд по постройке православного храма в этом городке.

Кроме того, преподобный Корнилий построил еще две церкви в Эстонии для вновь обращенных: Троицкую церковь в Агареве у озера Ахеро в Валгском уезде и церковь Рождества Христова в Топине Нейгаузенского прихода, а также некоторые другие.

Построенные церкви блаженный Корнилий снабдил причтом, а также обеспечил церковной утварью и содержанием. Но вскоре после неудачного окончания для России Ливонской войны и окатоличения поляками Лифляндии храмы эти были разрушены немецкими рыцарями.

Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных — жителей этого края.

“Будучи строгим монахом, преподобный Корнилий был и великим патриотом Русской земли и искренним сторонником общественно-политических интересов Московского государства” (Архимандрит Августин. Псково-Печерский монастырь. “ЖМП”, 1956, № 12, с. 30).

Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители, игумен Корнилий решил построить вокруг монастыря большую каменную ограду. И вот во время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558-1565) преподобный Корнилий воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит) высотой в 5 арш., длиной в 380 сажен, а шириной более 2 аршин.

В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. Его могучие стены строились при непосредственном участии царского военачальника Павла Петровича Заболоцкого (впоследствии инока Пафнутия).

Преподобный Корнилий хорошо знал, что одних башен и стен недостаточно для защиты от врага.

Поэтому, когда была закончена постройка каменной стены, над Святыми воротами игумен Корнилий по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1565 год) и тем самым поручил этому истинному защитнику чистоты веры христианской охранять православную обитель на границе с враждебными Православию народами.

Под каменное крыльцо храма было сложено оружие для защиты Николы “Ратного”, выполненного в виде прекрасной деревянной статуи. В правой руке святой Никола держал меч, а в левой — детинец (кремль) с храмом.

Читайте также:  Икона Божией Матери Валаамская: история и значение, в чем помогает и молитвы

Последующие события показали мудрую прозорливость преподобного Корнилия. Через десять лет после его кончины выстроенные им стены увидели врага. Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял.

Более 150 лет со времени своего основания служили стены монастыря — до заключения Ништадтского мира в 1721 году, положившего конец воинской деятельности обители.

По заключенному тогда договору к России навсегда отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, Выборгский округ и некоторые острова.

Псково-Печерский монастырь оказался вдали от границ, вдали от опасности, не стало необходимости вооружать эту крепость.

За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников.

Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: “Сей достоблаженный игумен Корнилий I на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению, но и люди Нова града Ливонского (Нейгаузена), “чудь” называемая, христианской вере научи и святым крещением просвети и клирики устроя, во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего».

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. — СПб., 1842; “Синодик”, с. 422; Описание… с.

53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь.

Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа “Кровавым путем”.

Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика.

Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников.

Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь. Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике.

В монастырской повести о причинах мученической кончины преподобного Корнилия ничего не сообщается.

В народе распространено предание о том, что это произошло за самовольное построение вокруг монастыря каменной ограды. Но вряд ли игумен Корнилий строил ее без ведома царя.

Вероятно, что Грозный велел ему соорудить небольшую стену, а увидев надежную каменную крепость, разгневался и заподозрил измену.

Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене “Богом зданной пещеры”, вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо.

В 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором, мощи преподобного Корнилия, “аки сокровище драгоценное”, были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.

В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посеребренную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия.

Подводя итог обширной деятельности самого выдающегося игумена в истории Псково-Печерской обители, можно в заключение сказать, что Корнилий был поистине для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба были подлинными основателями своих монастырей и первыми основателями их как монастырей деятельных.

Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Его управление возвысило значение монастыря и как оплота славянства перед тевтонской силой, и как рассадника христианского просвещения. О памяти игумена Корнилия “из рода в род” поет “Корнилиевский” колокол, который “делаша мастеры псковичи”.

Память св. преподобномученика Корнилия чтится 20 февраля/5 марта.

Святость его не замедляет проявляться по отношению ко всем скорбящим, прибегающим к раке его мощей с верою и любовию. Всем им он приносит утешение.

Святый преподобномучениче Корнилие! Моли Бога о нас!

Тропарь преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

Акафист преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

Святой Корнилий Псково-Печерский игумен

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский сделал значительный вклад в развитие православия на территории Руси и за ее пределами. Он был начальником монастыря, который благодаря его блестящей управленческой деятельности стал мощным и крупным духовным центром. За свои взгляды и убеждения был казнен царем Иваном Грозным.

Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

Житие святого Корнилия

Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена.

Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом.

За его наставничество количество послушников значительно увеличилось. Его деятельность заключалась и проявлялась в любви к Господу и человеку.

Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.

Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский

  • учредил:
  • керамическую;
  • иконописную;
  • столярную;
  • хозяйственную;
  • кузнечную мастерские.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Святитель Алексий митрополит Московский

Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу  же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в  монастырь. Там оно было помещено в стену.

Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.

В чем помогает святой корнилий псково-печерский

Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.

«О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диаволя, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:

  • болезни;
  • природные катаклизмы;
  • несправедливые решения;
  • нападения захватчиков;
  • материальные трудности.

Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.

Святыни в честь преподобномученика

Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.

Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.

Дома принято держать его лик, который поможет обрести гармонию. От чего защищает она? В первую очередь это связано с негативной энергетикой. Такой оберег поможет значительно улучшить и гармонизировать взаимоотношения. Все отметят, что количество ссор и обвинений значительно снизится.

Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.

  • Храни Вас Господь!
  • Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

5 марта – память преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского

Бывали ли Вы когда-нибудь в Псково-Печерской обители? Да-да, лично Вы. Если да, то Вы разделите со мной то благоговение, которое испытывает каждый в монастырских пещерах, месте упокоения великого множества насельников этой великой обители, значительная часть которых уже причислена к лику святых.

Если же, будучи православным христианином, ещё не были, обязательно сделайте «работу над ошибкой». И уверен, Вам захочется возвращаться в это место, в этот маленький городок Печоры, что на российско-эстонской границе (а потому телефон порой «ловит» эстонскую сеть), снова и снова.

Число Псково-Печерских святых огромно. Но если выделить только одного, им, несомненно, будет преподобномученик Корнилий. Нет, это не он основал обитель, но прибыл сюда примерно спустя полвека после её появления. Здесь принял монашеский постриг, а вскоре, в 1529 году от Рождества Христова, совсем ещё молодым человеком, стал её игуменом.

Святой Корнилий сделал очень много для Псково-Печерской обители. По сути, монастырь, каким мы видим его сегодня, – это в значительной степени дело его трудов. Для середины XVI века это было уникальное для Руси место: имеющее постоянные связи со Святой Горой Афон, летописный и иконописный центр, наконец, центр миссионерско-просветительский.

Читайте также:  Имя при крещении: какое лучше дать и как выбрать, церковный список по месяцам

Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО: WWW.GLOBALLOOKPRESS.COM 

Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоёванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения. Предание гласит, что в 1560 году после богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы Корнилий послал русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду, и в ту же ночь город загорелся и был взят.

Но почему же святой Корнилий прославлен в лике святых как преподобномученик? Увы, здесь мы сталкиваемся с очень тёмной историей, связанной с убийством старца самим царём Иваном Грозным. Вот как это описывается в Житии святого:

Когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя Иоанна Грозного, разгневанный ложным наветом царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь.

Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем». Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия.

Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.

Многие историки соглашаются с житийной версией, но есть и те, кто пытается обелить образ Грозного царя. Толкуя запись в повести о Псково-Печерском монастыре «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к Небесному Царю в Вечное жилище» как свидетельство того, что Иван Грозный проводил Корнилия в последний путь, отдав ему дань уважения и оказав посмертную царскую почесть.

Оставим эту непростую и запутанную историю специалистам. Сами же поклонимся этому великому угоднику Божию, чьи святые мощи ныне почивают не в пещерах Псково-Печерской обители, но были перенесены для поклонения в соборный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма.

Преподобномучениче отче Корнилие, моли Бога о нас!

Святой Корнилий Псково-Печерский в чем помогает и от чего защищает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков. Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский сделал значительный вклад в развитие православия на территории Руси и за ее пределами. Он был начальником монастыря, который благодаря его блестящей управленческой деятельности стал мощным и крупным духовным центром. За свои взгляды и убеждения был казнен царем Иваном Грозным.

Житие святого Корнилия

Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена.

Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом.

За его наставничество количество послушников значительно увеличилось. Его деятельность заключалась и проявлялась в любви к Господу и человеку.

Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.

Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский

  • учредил:
  • керамическую;
  • иконописную;
  • столярную;
  • хозяйственную;
  • кузнечную мастерские.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Алексий митрополит Московский

Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в монастырь. Там оно было помещено в стену.

Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.

Устав преподобного Корнилия Комельского

Монастырский Устав преподобного Корнилия «О жительствѣ от божественых писаний избранна о устроении преданных нам образ от святых отець во спасение душам И писанием вдан сущим о Христѣ братиям моим во обители Преславныя Богородица, честнаго ея Введения, в ней же жителствуем», один из немногих дошедших до настоящего времени древнерусских общежительных уставов, сохранился более чем в 20 списках, датируемых XVI-XIX вв. Все они принадлежат к одной редакции. Устав состоит из предисловия и 15 глав: 1) «О церковнѣм благочинии и о съборнѣй молитве»; 2) «О благоговѣиньствѣ и благочинии трапезном, и о пищи и питии»; 3) «Указ о ястиах и о питии»; 4) «О еже не подобает кому ясти и пити кромѣ общиа трапезы без благословениа»; 5) «О одѣждах и обущах, и о прочих вещех»; 6) «О еже не просити кому что от внѣшних мирскых или инок»; 7) «О еже не имѣти особнаго стяжаниа никому ничего»; «О еже не възимати кому ничтоже нигдеже без благословениа игуменя и келарева»; 9) «О еже не приходити кому безвремѣнно въ трапезу и въ служебныа келиа»; 10) «О еже вкупѣ братиам, сходящимся на дѣло кое, подобаеть творити с молчанием и съ молитвою»; 11) «О еже не подобает из монастыря къ своим или инудѣ кудѣ безсловесно исходити»; 12) «О еже не приимати братиам милостыни себѣ по рукам ни от кого»; 13) «О еже не быти питию пианственному ни от кого»; 14) «О приходящих братиах и хотящих в мѣсте сем по смерти моей жити, имуще же стяжаниа особнаа»; 15) «О исходящих из монастыря и паки възвращающихся братиах наших». Предисловие Устава следует тексту «Предания» преподобного Нила Сорского. Отличие состоит лишь в том, что преподобный Корнилий пропустил «Исповедание веры» и изменил правила приема в монастырь (в Ниловом Сорском скиту никого не постригали, а у Корнилия сказано о пострижении мирян). Устав цитирует «Предание» в 11 главе, где говорится о необходимости безотлагательного покаяния, особенно если инок впал в согрешение, находясь вне обители. Из «Предания» заимствовано правило «происхождения от обителей», согласно которому монах мог покинуть монастырь только по благословению настоятеля (глава 15). Другое правило касалось пребывания иноков в келье: вместе монахи могли собираться в келье только ради духовных бесед и наставлений (глава. 14). Фрагменты «Предания», использованные преподобным Корнилием в Уставе, практически не подвергались редактированию. Важным источником Устава преподобного Корнилия стала Пространная редакция Устава преподобного Иосифа Волоцкого, в ряде принципиальных моментов — Краткая редакция. Заимствуя конкретные правила монастырской жизни, Корнилий пропускал пространные рассуждения и патериковые повести.

Преподобный Корнилий создал в обители книгописную мастерскую: вероятно, пострижениками святого были известный писец Исаак Собака, а также старец Артемий Троицкий. Перепиской книг занимался ученик и преемник Корнилия преподобный Лаврентий.

Его автографы были специально отмечены в несохранившейся отписной книге Корнилиева Комельского монастыря 1630 года, а также в отписной книге монастыря 1657 года.

Преподобный занимался перепиской книг до старости, о чем свидетельствует список Толкований святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна, выполненный по заказу архиепископа Ионы (Думина): в его писцовой записи указано, что среди рукописей, которые привлекались для правки, был автограф Корнилия.

В чем помогает святой корнилий псково-печерский

Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.

«О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диаволя, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:

  • болезни;
  • природные катаклизмы;
  • несправедливые решения;
  • нападения захватчиков;
  • материальные трудности.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Святое Семейство значение, в чем помогает

Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.

Почитание преподобного Корнилия Комельского

Почитание Корнилия Комельского началось сразу по его преставлении, а общецерковное прославление было установлено на соборе 1600 года патриархом Иовом и собором епископом: «…а велел чудотворцу Корнилию Комельскому праздновати вечерню и всенощное пение и литургию Божию служити в соборней апостольстей церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения… и в митрополиях, и во архиепископьях, и в епископьях у соборных церквей и во всей великой Русии».

Богатая фактами, находящими подтверждение в документальных источниках, изначальная редакция Жития преподобного Корнилия появилась в 60-70-х годах XVI века. Основная редакция Жития составлена его учеником Нафанаилом в 1589 году.

Читайте также:  Пелагея святая: житие Тарсийской мученицы и о чем просят перед иконой, молитвы

Преподобный Корнилий был духовным отцом многим дивным мужам, позже и самим просиявшим в лике святых: преподобному Геннадию Костромскому и Любимоградскому, Кириллу Новоезерскому, Ирадиону Илоезерскому, Андриану Пошехонскому, Филиппу Ирапскому, Даниилу Шужгорскому, Симону Сойгинскому, Зосиме Ворбозомскому. В житии святого Андриана Пошехонского Корнилиев монастырь называется лаврой, что свидетельствует о большом его значении.

Честные мощи преподобного Корнилия хранились в арке северной стены под спудом в церкви его имени, построенной в 1856 году там, где ранее стояла древняя церковь во имя Феодора Стратилата. На месте могилы святого стояла деревянная рака, украшенная в 1821 году серебряной чеканной ризой.

На рубеже XIX-XX веков в монастырской церкви Воскресения Христова находился чудотворный образ преподобного, с которым жители города Грязовца, ранее принадлежавшего монастырю, ходили крестным ходом в годы неурожаев и эпидемий. В ризнице хранились фелонь из белой камки и часть власяницы, по преданию принадлежавшие Корнилию.

В монастырских описях 2-й половины XVII века упоминаются «судки чудотворца Корнилия деревянные».

Развалины Корнилиева Комельского монастыря

В 1924 году Корнилиев монастырь был преобразован в санаторий, потом там находилась тюрьма, а позже — областная психиатрическая больница. Большая часть построек была разрушена в 30-е годы XX века. Сегодня на территории бывшего монастыря сохранились стены трапезной палаты, настоятельских келий, а также фрагменты церкви, которая здесь стояла.

Святыни в честь преподобномученика

Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.

Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.

Дома принято держать его лик, который поможет обрести гармонию. От чего защищает она? В первую очередь это связано с негативной энергетикой. Такой оберег поможет значительно улучшить и гармонизировать взаимоотношения. Все отметят, что количество ссор и обвинений значительно снизится.

Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.

  • Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого Николая Чудотворца, значение и в чем помогает
  • Храни Вас Господь!
  • Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Тропарь и кондак преподобному Корнилию Комельскому

Тропарь, глас 4.

От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь, житейския молвы оставль, преподобне. Ревнитель Антонию Великому бысть, безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу, бдением и молитвами и постом образ быв своим учеником. Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8.

Господеви, от Святыя Девы восиявшу мирови, и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне, и силою Его пустыню, яко град сотворил еси, множество же ученик в ней собрал еси, ихже Богодухновенными ученьми просветил еси. Тем вопием ти: радуйся, отче наш Корнилие, иноком божественное удобрение.

  Равноапостольный Мефо́дий Моравский, архиепископ

Библиотека Русской верыКанон преподобному Корнилию Комельскому

Читать онлайн

Преподобный Корнилий Комельский. Иконы

Иконография преподобного Корнилия сравнительно обширна и разнообразна. Согласно указаниям иконописных подлинников последней трети XVII — 40-х гг. XIX в.

, облик преподобного Корнилия уподобляется внешности святителя Григория Богослова, иногда — преподобных Димитрия Прилуцкого или Кирилла Белозерского: «…впросед, брада доле Богослова и шире, мало повилась»; «…подобен Кириллу Белозерскому».

Неизменно подчеркивается такая особенность иконографии Корнилия, как кудрявые волосы: «…подобием сед изтемна, власы главными кудреват, брада широка аки Григория Богослова, ризы преподобническия».

Преподобный Корнилий Комельский. Шитье, XVII век

Преподобный Корнилий Комельский, икона из деисусного чина. Начало XVIII века, вологодские земли. Москва, ГИМ

Преподобный Корнилий Комельский. Середина XVIII века

Преподобный Корнилий Комельский. Икона XIX века. Из частного собрания

Преподобный Корнилий Комельский. 2001 год, Сергиев Посад

Преподобные Павел Обнорский и Корнилий Комельский. Нижний ряд росписи в церкви Покрова на Козлене в г. Вологде. Иконописец А. Ю. Демидов

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий Пско­во-Пе­чер­ский (1501–1570) ро­дил­ся в Пско­ве в бо­яр­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, Сте­фан и Ма­рия, вос­пи­ты­ва­ли сы­на в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем.

Уже в ран­нем воз­расте мать за­ме­ти­ла у от­ро­ка Кор­ни­лия осо­бен­ную склон­ность к ду­хов­ной жиз­ни, на­учи­ла его мо­лит­ве и при­ви­ла лю­бовь к стран­ни­кам. Чтобы дать сы­ну об­ра­зо­ва­ние, ро­ди­те­ли от­да­ли его в Псков­ский Ми­рож­ский мо­на­стырь.

В мо­на­стыр­ских сте­нах от­ро­ков вос­пи­ты­ва­ли в по­слу­ша­нии, обу­ча­ли чте­нию и пись­му, ис­кус­ству кни­го­пи­са­ния и пи­са­нию икон. В мо­на­сты­ре со­став­ля­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись ле­то­пи­си, жи­тия свя­тых, бо­го­слу­жеб­ные кни­ги.

В Ми­рож­ской оби­те­ли юный Кор­ни­лий под­ви­за­ет­ся под на­ча­лом стар­ца, со­вер­шая по­дви­ги мо­лит­вы и тру­да, де­лал све­чи. С осо­бен­ным тща­ни­ем при­го­тов­лял­ся он к пи­са­нию икон, со­блю­дая пе­ред этим пост, мо­лил­ся Пре­свя­той Вла­ды­чи­це о бла­го­сло­вении его на труд. Во вре­мя ра­бо­ты над ико­ной хра­нил соб­ствен­ную чи­сто­ту, тво­ря в ду­ше непре­стан­ную мо­лит­ву.

За­кон­чив обу­че­ние, свя­той Кор­ни­лий вер­нул­ся в ро­ди­тель­ский дом. Пре­бы­ва­ние в свя­той оби­те­ли еще бо­лее утвер­ди­ло его при­зва­ние к ино­че­ской жиз­ни.

Од­на­жды го­су­да­рев дьяк Ми­сюрь Му­не­хин, че­ло­век про­све­щен­ный и бла­го­че­сти­вый, друг се­мьи свя­то­го Кор­ни­лия, со­брал­ся ехать в за­те­рян­ную сре­ди ле­сов ма­лень­кую Пе­чер­скую оби­тель и взял с со­бою юно­го Кор­ни­лия.

Кра­со­та при­ро­ды, ти­хая мо­на­стыр­ская служ­ба в пе­щер­ной церк­ви пре­ис­пол­ни­ли серд­це юно­ши ду­хов­ной ра­до­сти и бла­го­го­ве­ни­ем. Ни­ко­гда и ни­где еще он так го­ря­чо не мо­лил­ся.

Эта по­езд­ка ока­за­ла боль­шое воз­дей­ствие на его по­сле­ду­ю­щую жизнь.

Вско­ре он на­все­гда ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма и при­нял по­стриг в Пско­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Там пре­по­доб­ный Кор­ни­лий вел стро­гую жизнь: в убо­гой ке­ллии спал на дос­ках, все свое вре­мя по­свя­щал по­лез­но­му тру­ду и мо­лит­ве.

В 1529 го­ду пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, слу­жив­ший об­раз­цом бо­го­угод­ной жиз­ни, был из­бран игу­ме­ном. В его на­сто­я­тель­ство чис­ло бра­тии уве­ли­чи­лось от 15 до 200 че­ло­век, и это ко­ли­че­ство на­сель­ни­ков не бы­ло пре­вы­ше­но ни при од­ном из по­сле­ду­ю­щих на­сто­я­те­лей.

Вста­вая с вос­хо­дом солн­ца, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий сам пра­вил служ­бу, и от­да­вал все си­лы тру­дам, во­оду­шев­лял бра­тию к вы­пол­не­нию уста­ва, стро­го­му по­сту, мо­лит­ве, на­по­ми­ная о по­дви­ге пер­вых хри­сти­ан.

По сво­е­му сми­ре­нию пре­по­доб­ный Кор­ни­лий по­чи­тал се­бя пер­вым сре­ди рав­ных лишь по из­бра­нию.

Де­я­тель­ность пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия рас­про­стра­ня­лась да­ле­ко за пре­де­лы оби­те­ли. Его жизнь бы­ла об­раз­цом де­я­тель­ной люб­ви к Бо­гу и че­ло­ве­ку.

Он рас­про­стра­нял пра­во­сла­вие сре­ди жи­те­лей окрест­ных мест – эс­тов и сэту, мно­гие из ко­то­рых кре­сти­лись в мо­на­сты­ре. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, все­гда крот­кий и при­вет­ли­вый, мол­ча вы­слу­ши­вал лю­дей, да­вал на­став­ле­ния, а по­том бла­го­слов­лял с мо­лит­вой и лю­бо­вью.

При зву­ке его го­ло­са от­кры­ва­лось серд­це, стыд от­бе­гал. По­сле по­ка­я­ния лю­ди пла­ка­ли об­лег­ча­ю­щи­ми ду­шу сле­за­ми.

Од­на­жды на Псков­щине бы­ло мо­ро­вое по­вет­рие. Лю­ди бе­жа­ли из се­ле­ний в ле­са, под­сту­пы к го­ро­дам за­кры­ва­лись, чтобы убе­речь жи­те­лей от мо­ро­вой яз­вы. Мно­гие уми­ра­ли не толь­ко от за­ра­зы, но и от го­ло­да. По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия в то страш­ное вре­мя ино­ки мо­на­сты­ря вы­хо­ди­ли к го­лод­ным, чтобы раз­да­вать им ва­ре­ную рожь.

По вре­мя Ли­вон­ской вой­ны пре­по­доб­ный Кор­ни­лий про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство в от­во­е­ван­ных го­ро­дах, стро­ил там хра­мы, по­мо­гал по­стра­дав­шим, за­бо­тил­ся о ра­не­ных. В оби­те­ли по­гре­ба­ли уби­тых и за­пи­сы­ва­ли их в си­но­ди­ки для по­ми­но­ве­ния.

В 1560 го­ду, в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий по­слал в бла­го­сло­ве­ние рус­ским вой­скам, оса­ждав­шим го­род Фел­лин, просфо­ру и свя­тую во­ду. В тот же день нем­цы сда­ли го­род.

Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий очень лю­бил и хо­ро­шо знал кни­ги – он со­здал в мо­на­сты­ре боль­шую по то­му вре­ме­ни биб­лио­те­ку. В се­ре­дине XVI ве­ка Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь пе­ре­нял от Спа­со-Ели­за­ров­ско­го мо­на­сты­ря тра­ди­цию ле­то­пи­са­ния.

Кро­ме то­го, свя­той игу­мен Кор­ни­лий за­вел боль­шой мо­на­стыр­ский си­но­дик для по­ми­но­ве­ния усоп­ших бра­тии и бла­го­тво­ри­те­лей оби­те­ли, на­чал ве­сти «Кор­мо­вую кни­гу».

В этом тру­де он оста­вил по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям ис­то­ри­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку сво­е­го вре­ме­ни, со­ста­вил «Опи­са­ние мо­на­сты­ря» и «Опи­са­ние чу­дес Пе­чер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий рас­ши­рил и укра­сил свой мо­на­стырь, про­ко­пал да­лее мо­на­стыр­ские пе­ще­ры, пе­ре­нес де­ре­вян­ную цер­ковь во имя Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских за мо­на­стыр­скую огра­ду, на при­ез­жий мо­на­стыр­ский двор, на ее ме­сте в 1541 го­ду по­ста­вил цер­ковь в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и в 1559 го­ду по­стро­ил храм По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1558–1565 го­дах пре­по­доб­ный Кор­ни­лий воз­двиг во­круг мо­на­сты­ря на­деж­ную ка­мен­ную сте­ну, а над свя­ты­ми вра­та­ми по сво­е­му за­мыс­лу по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая (1565). Тем са­мым он по­ру­чил это­му ис­тин­но­му за­щит­ни­ку чи­сто­ты пра­во­слав­ной ве­ры по­кро­ви­тель­ство свя­той оби­те­ли на гра­ни­це с непра­во­слав­ны­ми на­ро­да­ми.

Так оби­тель, воз­ник­шая на гра­ни­це Рус­ско­го го­су­дар­ства, ста­ла не толь­ко све­то­чем пра­во­сла­вия, но и кре­по­стью про­тив внеш­них вра­гов Рос­сии.

Дру­гим де­лом пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия бы­ло ос­но­ва­ние в 1538 го­ду во Пско­ве по­дво­рья мо­на­сты­ря с ка­мен­ной цер­ко­вью в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рии».

Во вре­мя сво­е­го управ­ле­ния мо­на­сты­рем пре­по­доб­ный Кор­ни­лий учре­дил при оби­те­ли ико­но­пис­ную ма­стер­скую.

Тру­див­ши­е­ся в ней мо­на­хи учи­лись ис­кус­ству ико­но­пи­си в Ми­рож­ском мо­на­сты­ре и по воз­вра­ще­нии в свою оби­тель пи­са­ли ико­ны и по­мо­га­ли пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию укра­шать хра­мы и обу­чать дру­гих ино­ков.

В мо­на­сты­ре бы­ли так­же сто­ляр­ная, куз­неч­ная, ке­ра­ми­че­ская и дру­гие хо­зяй­ствен­ные ма­стер­ские.

О му­че­ни­че­ской кон­чине пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия на­пи­са­но в древ­ней ру­ко­пи­си Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.

Ко­гда пре­по­доб­ный игу­мен Кор­ни­лий вы­шел с кре­стом на мо­на­стыр­ские во­ро­та на­встре­чу ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, раз­гне­ван­ный лож­ным на­ве­том на свя­то­го игу­ме­на царь сво­ей ру­кой от­сек ему го­ло­ву, но тот­час рас­ка­ял­ся и, под­няв те­ло его, на ру­ках по­нес в мо­на­стырь. Обаг­рен­ная кро­вью пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия до­рож­ка, по ко­то­рой царь нес его те­ло к церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­зва­на «кро­ва­вым пу­тем».

Рас­ка­яв­шись, царь по­жерт­во­вал Пско­во-Пе­чер­ско­му мо­на­сты­рю мно­же­ство дра­го­цен­ных вкла­дов, впи­сал имя пре­по­доб­но­го игу­ме­на в свой си­но­дик, но па­мять о со­де­ян­ном пре­сле­до­ва­ла его всю жизнь.

Те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Кор­ни­лия бы­ло по­ло­же­но в стене «Бо­гом здан­ной пе­ще­ры», где невре­ди­мо пре­бы­ва­ло 120 лет. В 1690 го­ду мит­ро­по­лит Псков­ский и Из­бор­ский Мар­келл пе­ре­нес его мо­щи, про­сла­вив­ши­е­ся ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, из пе­ще­ры в со­бор­ный храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и по­ло­жил в но­вом гро­бе в стене.

17 де­каб­ря 1872 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия бы­ли пе­ре­ло­же­ны в мед­но-по­се­реб­рен­ную ра­ку, а в 1892 го­ду – в но­вую ра­ку. По­ла­га­ют, что служ­ба пре­по­доб­но­му­че­ни­ку бы­ла со­став­ле­на ко дню от­кры­тия мо­щей в 1690 го­ду.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector