Константин Богородский священномученик: житие и о чем просят, молитвы

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Константин Богородский священномученик: житие и о чем просят, молитвы
Священник Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru

Константин Алексеевич Голубев, Богородский (1852 — 1918), протоиерей, священномученик

Память 19 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых

Родился в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Его отец умер, когда мальчику было всего девять лет.

В 24 года окончил Саратовскую духовную семинарию по первому разряду и вступил в Саратовское братство Святого Креста. Уроженец села, пораженного сектами и расколом, он в семинарии особое предпочтение оказывал изучению предметов, изъясняющих существо раскола и различных сект.

В 1874 году, по благословению епископа Тихона (Покровского), отправился миссионером Братства в родное село, где церковно-приходскую школу, в которой был и директором, и учителем по многим предметам и, в частности, по Закону Божию. За два года, благодаря миссионерским трудам Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединились 1500 человек.

В 1876 году представил написанные им пробные лекции и по рассмотрении их епископом Тихоном и был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначен, как миссионер Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске.

Был деятельным участником бесед с раскольниками, проводившихся в Вольске, Саратове, а также на своей родине в селе Барановке.

Некоторые статьи по важным для своих оппонентов вопросам, как, например, о клятвах Собора 1666 и 1667 годов, Константин Алексеевич опубликовал позже в «Саратовских епархиальных ведомостях«.

Скоро беседы в Вольске приобрели известность и среди раскольников уезда, которые стали приезжать в город, чтобы присутствовать на них.

В 1879 году назначен на должность разъездного епархиального миссионера, и с этого времени его беседы в Вольске были переведены из епархиального училища в более поместительный Предтеченский собор.

В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской епархии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Посещал с беседами также и Воронежскую епархию по приглашению местного архиерея.

Затем был приглашен митрополитом Сергием (Ляпидевским) на работу в Богородский уезд Московской епархии.

Константин Богородский священномученик: житие и о чем просят, молитвы
Протоиерей Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru

В Московской губернии в это время одним из самых зараженных расколом и сектантством был Богородский уезд, в котором насчитывалось около 57 тысяч раскольников обоего пола. Здесь были расположены фабрики богатых раскольников, принадлежавших к Белокриницкой иерархии, получившей свое начало в Австрии. Богородско-Глуховская община старообрядцев австрийского согласия была второй по величине в России. Владелец текстильных мануфактур в Богородске Арсений Морозов помогал раскольническим обществам по всей России и прежде всего, оказывал широкую благотворительную помощь многим учреждениям города Богородска. В результате этого Православие в городе и уезде становилось едва ли не преследуемой верой.

4 марта 1895 года был определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Под его начало отошли шестнадцать приходов.

  • 12 марта того же года был рукоположен во священника епископом Можайским Тихоном (Никаноровым).
  • В том же году вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных.
  • Весной 1896 года назначен председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году был назначен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковно-приходской школы, при которой с 1901 года стал законоучителем. Тогда же был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии.

В 1900 году открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году был избран членом Богородского комитета народной трезвости.

Участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. При этом. отец Константин не оставлял своих миссионерских бесед с раскольниками.

22 ноября 1903 года был возведен в сан протоиерея.

В 1913 году после двух с половиной лет тяжелой болезни скончалась его жена Мария.

В начале 1918 года был арестован в Богородске и без суда осужден на смертную казнь. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов.

О предстоявшей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города.

Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей.

Те, кто шли рядом с ним, слышали, как отец Константин вслух сказал: «Не ведают, что творят».

Неглубокая могила была вырыта на опушке соснового бора под Богородском [1] на дне небольшого карьера, откуда когда-то бралась земля для различных технических нужд.

Отцу Константину связали руки, и он просил освободить их, чтобы в смертный час осенить себя крестным знамением, но Белозеров отказал ему, сказав: «Довольно, поп, открестился». Красноармейцы из отряда Богородской ЧК вначале отказывались стрелять, и руки у них дрожали.

Затем, выстрелив отцу Константину в ноги и в плечо, палачи стали засыпать свяшенномученика живого землей.

«Несчастный, — сообщал на Поместном Соборе 20 сентября 1918 года архимандрит Сергий (Шеин), — подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца — его засыпали живым».

По преданию, после расстрела священник стал являться командиру отряда красноармейцев, выполнявших расстрел. Однажды, когда в комнату вошла с распущенными волосами его жена, он принял ее за убитого им священника, выстрелил в нее и убил. И затем застрелился сам.

Константин Богородский священномученик: житие и о чем просят, молитвы
Место гибели сщмч. Константина Голубева, июль 2011. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Духовные дети отца Константина, пришедшие на место его мученической кончины, прикрыли могильным холмиком не засыпанные землей ступни его ног и концы рясы. Долгое время место погребения отца Константина было почитаемо жителями Богородска. На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносились иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, уничтожали могильный холм, зарывали оставшиеся на могиле цветы, иконы и свечи, и со временем место захоронения было утрачено.

20 ноября 1995 года были обретены мощи священномученика и перенесены в Тихвинский храм города.

При обретении были обнаружены останки еще двух человек, погребенных в той же могиле, которые в жизнеописаниях о. Константина часто именуются мучениками, пострадавшими вместе со священником.

По этому преданию, один из них был солдатом, состоявшим в отряде красногвардейцев, родом из Богородска. Он отказался стрелять в священника и был за это убит. Другой была женщина, бесстрашно защищавшая о.Константина.

Однако, по-видимому, это миф.

В жизнеописании священномученика Константина, составленном И. И. Ковалевой [2], приводятся следующие сведения.

По сообщению газеты «Известия ВЦИК» от 24 сентября 1918 года, «Богородская уездная ЧК 20 сентября приговорила к смертной казни протоиерея города Богородска Голубева за контрреволюционную деятельность.

Расстрелян также милиционер Сидоров, уличенный в краже советского имущества».

В газетной заметке дата вынесения приговора отцу Константину — 20 сентября 1918 года — была указана неточно: к этому дню обстоятельства его мученической кончины уже были известны в Москве и сообщены членам Поместного Собора архимандритом Сергием (Шеиным). Осужденный Сидоров, по-видимому, был убит в ближайший к 24 сентября день и захоронен в восточном углу могилы, ископанной для отца Константина.

О втором неизвестном лице, также сброшенном в восточный угол могилы, поверх Сидорова, упоминается в книге А. Письменного «На Глуховке за 20 лет»: «После октябрьского переворота… Сумароков вместе с провокатором священником Константином были расстреляны в г[ороде] Богородске.

Воля народа была выполнена Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией» [3]. Григорий Сильвестрович Сумароков был служащим Глуховской фабрики и активным членом морозовской старообрядческой общины.

В начале 1917 года он уехал из Богородска и при советской власти, в октябре 1918 года, был арестован Богородской ЧК по обвинению в доносительстве на рабочих, участвовавших в революционном движении.

4 ноября уездная ЧК приговорила его к расстрелу; 14 ноября смертный приговор был санкционирован местным совдепом, а 12 декабря утвержден ВЧК. 26 декабря 1918 года Г. С. Сумароков был расстрелян.

Читайте также:  Молитва Милосердия двери отверзи нам: текст на русском языке и когда читать

Из материалов его архивно-следственного дела стало известно, что в 1918 году ему было пятьдесят шесть лет и что многие годы он страдал туберкулезом и лечился от этой болезни. Судебно-медицинское исследование останков второго неизвестного лица, захороненного в могилу священномученика Константина Голубева, установило его усредненный возраст — около пятидесяти шести лет, а также тяжелое хроническое легочное заболевание, которым он страдал.

18 апреля 1996 года протоиерей Константин Голубев был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Награды

  • скуфья (1896)
  • камилавка, наперсный крест (1897)

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 50-74.
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…911
  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HY…tk*
  • «Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева» / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / Редкол.: прот. В. Воробьев (гл. ред.) и др.)

[1]  Ныне в городской черте города Ногинска (Богородска), опушка соснового бора за стадионом

[2]  «Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева» / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил.

[3]  Письменный А. На Глуховке за 20 лет. [М.] 1937. С. 16.

Житие священномученика Константина Богородского

Константин Алексеевич Голубев, будущий священномученик Константин Богородский, родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика, и во святом Крещении был наречён именем благоверного князя Константина Ярославского, Чудотворца. Отец его отошёл ко Господу, когда мальчику исполнилось 9 лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

Когда Константину исполнилось 24 года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения.

Он вступил в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев.

Константин Алексеевич был уверен, что отход от Церкви происходит только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Первым делом он основал церковно-приходскую школу. Помогал молодому миссионеру настоятель местного храма, поддерживало его и Вольское земство.

Круг его миссионерской деятельности постепенно расширялся – по благословению преосвященного Тихона он назначается в 1876 году учителем русско-славянского языка Вольского Духовного училища и миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем просветительской библиотеки в городе Вольский. Ещё через три года преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противораскольничим и противосектантским миссионером Саратовской епархии.

Деятельность Саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). 4 марта 1895 года он определил Константина Голубева в Богородск на протоиерейскую вакансию. 12 марта 1895 года епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники.

Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев.

В том же году отец Константин вошёл в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах Комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключённых – так, он совершал богослужение в тюремном храме, покуда туда не был назначен постоянный священник.

За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награждён наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году отец Константин Голубев избирается на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии.

Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.

Какие будут женщины в стране, считал батюшка, какова будет их вера и религиозная просвещённость, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время.

И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году его избрали членом Богородского Комитета народной трезвости. При этом он не оставлял миссионерской деятельности.

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья у него была большая, дружная, дети – а их было семеро – воспитывались в строго православном духе.

Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы былнастоятелем Троицкого храма в Наташине, а младший, Леонид Константинович, окончил Московскую Духовную Академию и позднее был педагогом и директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок священномученику протоиерею Иоанну Восторгову (память 23 августа), часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Государя Императора Николая II был участником торжественных молебнов в Кремле.

После совершённого в 1917 году государственного переворота начались жестокие гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого Богородска. Хотя новая богоборческая власть ещё не вполне была установлена в Богородске, отца Константина довольно быстро арестовали.

Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия приговорили к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было объявлено, и после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный Крест и служебник.

О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаём из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917-1918 годов В. П.

Шеина, впоследствии священномученика архимандрита Сергия (память 31 июля / 13 августа), расстрелянного в 1922 году вместе со священномучеником митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским, память 31 июля / 13 августа).

Мученический подвиг отца Константина и многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову явился для архимандрита Сергия примером свидетельства за истину «даже до крови».

В докладе будущего мученика мы читаем такие слова о смерти отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану и ещё живого бросили в яму и стали засыпать землёй. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. Его засыпали живым».

Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привёл в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин.

И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял её за замученного священника и, выстрелив, убил её, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина на опушке леса за городским стадионом почиталось благочестивыми жителями Богородска.

Безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, приносили на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею.

Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени. В конце 1995 года были открыты мощи отца Константина, а также останки убиенных с ним.

Священномученик протоиерей Константин Голубев был канонизован как местночтимый святой Московской епархии в 1996 году. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Мощи святого почивают в Богоявленском соборе, в котором он 23 года предстоял Престолу Божию.

Константин Богородский священномученик: житие и о чем просят, молитвы Константин Богородский священномученик: житие и о чем просят, молитвы

Священномученик Константин Богородский

Константин Богородский священномученик: житие и о чем просят, молитвы

Память 2 октября

     Константин Алексеевич Голубев родился в 1852 г. в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Отец его скончался, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

    Когда ему исполнилось 24 года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Укрепляемый богословскими знаниями, он вступает в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправляется в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев.     

Читайте также:  Акафист Умягчение злых сердец: текст и значение, как правильно читать молитвы

     Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому его первым делом было основание церковноприходской школы, где он состоял директором и законоучителем.

       Круг его миссионерской деятельности постепенно расширяется -по благословению Преосвященного Тихона он утверждается учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначается миссионером Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противораскольнической библиотеки в Вольске.

             Еще через три года Преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначает его противораскольническим миссионером Саратовской епархии. Здесь с 1876 по 1895 гг.

Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более 500 человек, хотя по свидетельству современников их число и «исчислить трудно».

       Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание Митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. Именно сюда, в Богородск, в1895 г. Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов. Епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники.

     Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев.

Протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных — так, он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник.

          За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 г. он назначается председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 г. он был поставлен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковно-приходской школы, при которой с 1901 г.

стал состоять законоучителем.           В 1897 г. протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.

             Какими будут женщины в стране, считал он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 г. отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем.

           В 1901 г. он был избран членом Богородского комитета о народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях отец Константин не оставлял миссионерской деятельности и, кроме проповедей в соборе, им по приезде в Богородск было организовано более десяти публичных бесед, как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда.

          Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья отца Константина была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строгом православном духе.

Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 г.), а младший, Леонид Константинович, окончивший Московскую Духовную Академию, позднее был педагогом, директором средней школы.

            Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову, часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Императора Николая был участником торжественных молебствий в Кремле.              В1913 г. скончалась супруга отца Константина, матушка Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и, кончины. Перед всенощной дня, когда совершалась память праведного Филарета Милостивого, отец Константин прилег отдохнуть. Ему в тонком сне явился святой Филарет и сказал: «Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна».

     Отец Константин был арестован после одной из всенощных в апреле-мае 1918 г. (по другим сведениям в сентябре-октябре; точную дату ареста установить, к сожалению, невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней отец Константин содержался под арестом в Богородской тюрьме.

Из членов его семейства в это время в Богородске жила его дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом Константином — незамужняя дочь Анна.          Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни.

По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть и был к ней готов.

Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священника за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника казнь мучительную. Отец Константин это понял тогда, когда она началась. Но и тогда он не просил, чтобы его отпустили, но чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи…

       О предстоящей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей, и те, кто шли близко, слышали, как отец Константин говорил, вспоминая слова Спасителя: «Не ведают, что творят».

     Расстреляли отца Константина на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым — по свидетельству очевидцев земля над погребенным еще некоторое время «дышала». Впоследствии пришедшие на место расстрела отца Константина закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы.

Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

              По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин.

И вот, однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея и, выстрелив в вошедшую, убил ее, а затем застрелился сам.

            Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска и, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею. Так память о выдающимся миссионере и мученике дошла да нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля — 20 ноября 1995 г. были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников.              В 1996 г. священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 г. — прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 2 октября (по н.с.). По молитвам сщмч. Константина совершаются чудеса и знамения. Замечено, что особенно он помогает тем, кто, как и он, трудится на ниве духовного просвещения народа и борьбы с ересями и сектами.         

Тропарь святому священномученику Константину, глас 4:

     Украшение священников явился еси Константине, / восприем бо крест яко оружие, / проповедию славною устраняя раскол и ереси, / благовествовал еси Иисуса Христа глаголя: / спасайтеся от рода сего развращеннаго. / Сего ради мученическою кровию обагрися славне, / и ныне радуяся с лики ангельскими, / моли Христа Бога Церковь Всероссийскую от ересей и расколов сохранити / и спасти души наша.

Кондак святому священномученику Константину, глас тойже:

     От младенчества к Богу устремився, / благочестия ревнителю и раскола искоренителю, священномучениче Константине, / Христа мужественно исповедав, / жесточайшия мучения приял еси, / Церкви Русския благое украшение, / моли Христа Бога / грехов оставление подати чтущим любовию святую память твою.

Перенесение мощей сщмч. Константина Богородского

2 октября — очень значимая дата для православных жителей Богородского края, потому что в этот день совершается память священномученика Константина Богородского, который стал одной из первых жертв безбожной власти в послереволюционной России.

Священномученик Константин Богородский родился в 1852 г. в Саратовской губернии в семье псаломщика. Окончив семинарию, он стал миссионером. Многих удержал он своими беседами от ухода в раскол или секты, утвердил в Православии и наставил в истинной вере. В марте 1895 г.

Читайте также:  Молитва михаилу архангелу: очень сильная защита на каждый день, тексты, чем поможет

Константин Голубев был рукоположен во священника и определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору в Богородске. Протоиерей Константин был бессменным настоятелем Богоявленского собора двадцать три года, и за это время стал подлинным духовным отцом православных жителей города.

Деятельность его была разнообразна.

Он особенно заботился о духовном просвещении народа, преподавал в церковно-приходской школе, открыл и школу для женщин, состоял в комитете народной трезвости, окормлял заключенных, успешно продолжал миссионерскую деятельность, не оставлял и забот о благолепии храма.

В 1918 г. отец Константин был арестован и без суда и следствия приговорен к смертной казни. Мучители нанесли ему рану и еще живым закопали в землю.

Вместе со священником были убиты женщина, бесстрашно его защищавшая, и молодой красноармеец, отказавшийся участвовать в убийстве, — как говорят, крещенный в детстве отцом Константином.

Много лет место казни священномученика почиталось верующими жителями Богородска, туда приносили цветы, иконы и свечи, служили панихиды. Память об отце Константине дошла до нашего времени. В 1996 г. он был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в 2000 г.

— прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Замечено, что сщмч. Константин особенно помогает тем, кто, как и он, трудится на ниве духовного просвещения народа и борьбы с ересями и сектами.

В 1995 г. Богоявленский собор находился в руках захвативших его раскольников, поэтому обретенные мощи были положены в соседнем Тихвинском храме. Вскоре после обретения мощей сщмч.

Константина (много лет бывшего настоятелем собора) и прославления его как местночтимого святого Московской епархии многолетнее судебное разбирательство по поводу незаконного захвата Богоявленского собора раскольнической группой бывшего архимандрита Адриана (Старины) сдвинулось с мертвой точки.

Осенью 1997 г. удалось вернуть Богоявленский собор Русской Православной Церкви. Знаменательно, что первое богослужение в возвращенном храме было совершено в день памяти священномученика Константина — 2 октября.

В 2004 г. день памяти святого ознаменовался особенным духовным торжеством — перенесением честных мощей священномученика Константина и с ним убиенных из Тихвинского храма в Богоявленский собор. По благословению митрополита Ювеналия торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий.

2 октября 2004 г. в 9 часов утра началось богослужение в Тихвинском храме. Божественную литургию совершил Владыка Григорий, которому сослужили более сорока священников из разных благочинии Московской епархии.

В празднике участвовали секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинные Подольского, Воскресенского, Егорьевского, Орехово-Зуевского, Щелковского церковных округов.

По окончании Литургии начался молебен, а затем многолюдный — собралось около двух тысяч человек — крестный ход с честными мощами, который направился к Богоявленскому собору. Шествие возглавляли около пятидесяти хоругвеносцев с крестами и хоругвями. Раку с мощами несли шестеро священников.

Приехали паломники из всех приходов Богородского благочиния. «Святый священномучениче Константине, моли Бога о нас!» — эту молитву повторяли вслед за хором и духовенством верующие, сердца которых наполняла духовная радость. «Как на Пасху!» — кто-то из участников крестного хода точно выразил общее настроение.

Священномученик Константин вернулся в храм, настоятелем которого он был двадцать три года. Святые мощи Константина Богородского отныне будут почивать там, где совершал он свое земное служение.

Высокопреосвященнейший Григорий передал верующим благословение митрополита Ювеналия и поздравил с духовным торжеством, участниками которого стали все, собравшиеся в этот день в храме.

С приветственным словом к народу обратились также протоиерей Александр Ганаба, благочинный церквей Богородского округа и настоятель Богоявленского собора протоиерей Михаил Ялов и настоятель Тихвинского храма архимандрит Сергий (Шагаев).

Каждый из них по-своему выразил общую мысль: Господь рядом, и особенно остро мы ощущаем это среди скорбей и искушений, когда Он утешает и укрепляет нас; подтверждение этому мы находим и в житии священномученика Константина, и в современной жизни. Протоиерей Александр Ганаба, который совершал 2 октября 1997 г.

первую Литургию в освобожденном от раскольников Богоявленском соборе, подчеркнул: «Мы — очевидцы чудес, происходящих по молитвам священномученика Константина, и не просто очевидцы — Господь сподобил нас личного участия в том, что будет впоследствии описано как чудеса святого Константина Богородского. Сегодня мы присутствуем при историческом событии, значение которого трудно переоценить».

Верующие Богородского края почитают своего небесного заступника — священномученика Константина. В Ногинске построен храм, освященный во имя сщмч. Константина Богородского, действует православная гимназия, также носящая его имя.

Для гимназистов — юных христиан, которые только начинают свой жизненный и духовный путь, подвиг священномученика имеет очень большое значение.

Это видно из тех размышлений, которыми поделились ребята в преддверии праздника памяти святого.

«Священномученик Константин, как и другие мученики, своим подвигом показал, что он готов не только служить Богу, но и жертвовать всем, что у него есть, даже жизнью.

Эти мученические подвиги укрепляют маловерных, показывая, что не надо бояться ни страданий, не мучений, но всегда уповать на Господа, Который победил смерть, так что даже она теперь не страшна. Мученики являются живым упреком для тех, кто стесняется сказать, что он православный.

Но Господь сказал, что Сам постыдится того, кто постыдится Его исповедать пред людьми. Не будем же стыдиться Господа, но будем укрепляться в вере, беря пример с новомучеников».

Евгений Шевыкин, Православная гимназия, 10 класс

«Меня сейчас переполняет духовная радость, т.к. мощи сщмч. Константина переносят в Богоявленский собор, поближе к гимназии. Это замечательно. Очень чувствуется молитвенная помощь священномученика в учебе, а когда летом мы ходили в поход на баркасах до Соловецких островов, путешествовать было легко, ведь наш небесный покровитель был с нами всегда: его имя носил один из баркасов.

Я бы на месте властей на флаге нашего города поместила не шесть ромбов, символизирующих текстильное производство, а икону Константина Богородского».

Екатерина Пузанова, Православная гимназия, 11 класс

«Обучаясь в Православной гимназии, мы очень часто приходим поклониться нашему небесному покровителю батюшке Константину, и меня в такие моменты всякий раз охватывает ощущение невидимого его присутствия.

Когда стоишь возле мощей, такая необъяснимая радость вдруг начинает наполнять душу, и такие необыкновенные, светлые и возвышенные мысли прилетают откуда-то, и кажется, что ты начинаешь любить все и всех вокруг какой-то необыкновенной, почти Божественной любовью, и для всего мира хочется сделать много-много добра.

Знакомство с жизнью священномученика Константина Богородского, как и других святых, в каждом человеке усиливает ощущение реальности Бога, повышает уровень нашего духовного развития, учит прощать, надеяться, верить и любить.

Вообще, участвуя в паломнических поездках, читая жития святых, поклоняясь их мощам, купаясь в чудотворных источниках, мы становимся чище душой и сердцем и, оставаясь самими собою, все же становимся непохожими на себя прежних».

Максим Савинков, Православная гимназия, 10 класс

«Велика роль Константина Богородского в жизни города. По его молитвам полон народа: тут и дети, и молодые люди, и пожилые… С каждым годом прихожан становится больше. А благодаря твердой вере народа крепче становится духовность общества».

Никита Науменко, Православная гимназия, 10 класс

«Своим подвигом священномученик Константин показал, что Православие непобедимо. Смерть священника только укрепила верующих людей. Множество мучеников в годы гонений принимало смерть, своим мужеством помогая другим людям терпеть унижения и боль, достающиеся им от тиранов.

Константин Богородский доказал, что против жестокости можно бороться любовью и верой. Его проповеди вдохновляли людей, и все верили, что Господь их не оставит.

Даже сейчас, спустя почти сто лет, этот подвиг вдохновляет нас, побуждая не отчаиваться и всегда уповать на помощь Божию, с которой можно выдержать любые испытания».

Артем Киров, Православная гимназия, 11 класс

«Подвиг новомучеников имеет для нас великоее значение, так как они нам особенно близки, потому что являются нашими старшими современниками. Из всех новомучеников для нас наиболее яркий пример — Константин Богородский. Мы почитаем его, уважаем такие его качества, как бесстрашие, сила воли, твердость духа.

Когда я читаю жития мучеников, то невольно задумываюсь: а как бы я сама поступила, оказавшись в такой ситуации? — и понимаю всю свою немощь духовную и телесную, до конца осознаю свою трусость, страх перед смертью, болью.

Но своими подвигами новомученики призывают нас молиться, уповать на помощь Божию, просить, у Господа сил, чтобы никогда, даже в самой трудной ситуации, не забыть про Него и не отречься от Него».

  • Елена Сергеева, Православная гимназия, 11 класс
  • Так оказываются связанными воедино история и современность, прошедшее, настоящее и будущее.
  • Святый священномучениче Константине, моли Бога о нас!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector