Иустин Философ: житие мученика и творческое наследие, иконография и молитвы

Иустин Философ: житие мученика и творческое наследие, иконография и молитвы

Святой мученик Иустин Философ родился в Сихеме — древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников — и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога.

Иустин Философ

Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания.»Но прежде всего — сказал старец, — молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе двери Света. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью».

На 30–м году жизни Иустин принял святое Крещение (между 133 и 137 годами). С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры.»Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», — писал он.

Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию. Святой Иустин последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с философом — киником Крискентом), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона — гностика).

Иустин Философ

Около 155 года, когда император Антонин Пий (138–161) открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему» Апологию» в защиту неповинно осужденных на казнь христиан — Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным.

В» Апологии» он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений» от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан».»Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение.

С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.

В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении» Разговор с Трифоном — иудеянином».

Вторая» Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия (161–180).

Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим Богодухновенным словом многих обращал к христианской вере.

Когда святой пришел в Рим, завидовавший ему Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом.

Святой Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть (+ 166).

Кроме упомянутых творений, святому мученику Иустину Философу принадлежит еще ряд сочинений: «Замечания о душе»,»Обличения против эллинов»,»Речь против эллинов».

Святой Иоанн Дамаскин сохранил значительную часть не дошедшего до нас сочинения святого Иустина» О воскресении».

Церковный историк Евсевий свидетельствует, что святым Иустином были написаны книги» Певец»,»Обличение всех бывших ересей» и»Против Маркиона».

Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме. В Русской Церкви память мученика особо прославляется в храмах его имени.

Молитвы

Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

 Кондак мученика Иустина Философа

глас 2

Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.

Оглавление

  • Житие. День памяти: Июнь 1
  • Молитвы X Имя пользователя * Пароль * Запомнить меня
  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Святой мученик Иустин Философ

    Иустин Философ: житие мученика и творческое наследие, иконография и молитвы

       Святой мученик Иустин Философ родился в Сихеме — древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины.

    Святой  мученик  Иустин  Философ  в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников — и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога.

    Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания.

    «Но прежде всего, — сказал старец, — молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе двери Света. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью».

    На 30-м году жизни святой  мученик  Иустин  Философ  принял святое Крещение (между 133 и 137 годами). С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников.

    Святой  мученик  Иустин  Философ  начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», — писал он. Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию.

    Святой Иустин последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с философом-киником Крискентом), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона-гностика).

    Около 155 года, когда император Антонин Пий (138-161) открыл гонение на христиан, святой мученик  Иустин  Философ лично подал ему «Апологию» в защиту неповинно осужденных на казнь христиан Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным.

    В «Апологии» он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение.

    С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном.

    Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном-иудеянином».Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату.

    Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия (161-180).

    Возвращаясь в Италию, святой  мученик  Иустин  Философ, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим Богодухновенным словом многих обращал к христианской вере.

    Когда святой пришел в Рим, завидовавший ему Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть († 166).

    Кроме упомянутых творений, святому мученику Иустину Философу принадлежит еще ряд сочинений: «Замечания о душе», «Обличения против эллинов», «Речь против эллинов».

    Святой Иоанн Дамаскин сохранил значительную часть не дошедшего до нас сочинения святого Иустина «О воскресении». Церковный историк Евсевий свидетельствует, что святым Иустином были написаны книги «Певец», «Обличение всех бывших ересей» и «Против Маркиона».Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.В Русской Церкви память мученика особо прославляется в храмах его имени.

    Святые мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Харита пострадали одновременно со святым Иустином Философом, в 166 году. Они были приведены в Рим и заключены в темницу.

    Перед судом градоначальника Рустика святые смело исповедали свою веру во Христа. Рустик спросил святого Иустина, действительно ли он думает, что после перенесенных мучений взойдет на небо и получит награду от Бога. Святой Иустин ответил, что не только думает, но достоверно знает и уверен в этом.

    Градоначальник предложил всем христианам-узникам принести жертву языческим богам, но получил отказ и вынес смертный приговор. Святые были обезглавлены.

    Молитвенная  традиция:  Святому  мученику  Иустину  Философу  молятся  о  твердости  в  вере.

    Память:  1  /  14  июня

    Тропарь  святому  мученику Иустину Философу и иже с ним, глас 4

    Мученицы Твои, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами // спаси души наша.

    Кондак  святому  мученику Иустину Философу, глас 2

    Премудростию Божественных твоих словес, Иустине, / Церковь Божия вся украсившися, / жития твоего светлостию мир освещает, / излияния же ради крове венец прием / и со Ангелы предстоя Христу, // моли непрестанно о всех нас.

    Святой мученик Иустин Философ и с ним пострадавшие / Православие.Ru

    • Память 1 / 14 июня
    • Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
    • ***

    Святой Иустин[1] появился на свет в начале II столетия. Его родиной был город Флавия Неаполис[2], основанный римлянами после завоевания Иерусалима на месте библейского Сихема. Иустин происходил из семьи состоятельных язычников. Родители обеспечили ему основательное образование. Горячо стремясь отыскать истину, он встречался с различными философами, но это принесло ему лишь разочарование – он осознал, что философы не могут сказать ему ничего удовлетворительного о Боге.

    Наконец он примкнул к известному неоплатонику, который вдохновил его учением об идеях и о духовном мире, воспетом Платоном. Через некоторое время он, уже считая себя мудрецом и желая увидеть Бога лицом к лицу, как обещал ему философ, направился в уединенную и тихую местность на берегу моря, чтобы там предаться размышлению. Прогуливаясь по берегу и погрузившись в размышления, он вдруг увидел достойного и величественного старца, кроткого и вместе с тем строгого. Они начали беседовать друг с другом.

    Иустин принялся восхвалять философию как самое высокое и драгоценное занятие человечества, в сравнении с которым все остальные дела человеческие достойны презрения. Тогда старец спросил его, как философы могут составить истинное представление о Боге, не имея опыта общения с Ним.

    Когда Иустин ответил, что Бога может видеть разум, старец возразил, что эту способность разум получает, только будучи облечен Святым Духом, предварительно очистившись упражнением в добродетели.

    Кроме того, он опроверг платоновское учение о душе и перевоплощении и доказал Иустину, что невозможно обосновать мысль о том, что мир якобы вечен и нетварен, потому что только Бог является нерожденным и нетленным, единым и всегда тождественным Самому Себе.

    О душе он сказал, что, в отличие от мнения Платона, жизнь присуща ей не самой по себе, но лишь в той мере, в какой душа причастна жизни, дарованной Богом.

    Иустин, вдохновленный этими словами, спросил у старца, к каким наставникам ему следует обратиться, чтобы познать эту истину, неведомую мудрецам былых времен.

    Тот ответил, что это учение принадлежит великим людям, которые жили раньше, чем философы, – праведникам и угодникам Божиим, говорившим Духом Святым и изрекавшим пророчества, которые теперь совершились, – зовут их пророками.

    Исполнившись Духа Святого, они говорили и провозглашали лишь то, что видели и слышали, не прибегая к изощренным доказательствам. Свидетельствуя об истине, они прославляли Единого Бога и Отца и возвещали знамениями и писаниями пришедшего от Него Христа.

    В заключение старец сказал: «И ты прежде всего молись, чтобы открылись тебе врата света, ибо никто не может видеть и воспринимать Бога, если только Бог и Христос Его не дадут человеку это понять».

    Как только старец удалился, в душе юного философа возникла горячая любовь к этим пророкам и мудрецам – друзьям Христа.

    Раздумывая над услышанными словами, он понял, что это учение и является единственной истинной и полезной для души философией, и решил присоединиться к ученикам Христовым, которыми давно уже восхищался за их презрение к пыткам и смерти.

    После крещения он стал изучать Священное Писание в Палестине. Затем, не расставаясь с плащом и бородой – отличительными знаками философов, Иустин отправился в Малую Азию наставлять других в истинной философии пророков и апостолов.

    Около 136 года, когда римляне подавили в Палестине еврейское восстание, он встретился с уважаемым раввином Трифоном и беседовал с ним на протяжении двух дней[3].

    Читайте также:  Молитва на покупку квартиры: быстродействующие тексты на удачное приобреьение

    Иустин при помощи многочисленных цитат из Писания доказал ему, что Закон и весь Ветхий Завет были лишь приготовлением и цельным, согласованным прообразом Христа – Сына Божия. Христос есть истинный законодатель Нового Завета, предвозвещенного пророками и упразднившего Ветхий Завет.

    И теперь обращенные язычники являются духовным истинным Израилем и призваны стать «богами» по благодати Святого Духа.

    Продолжая свои странствия, Иустин дважды подолгу бывал в Риме, проживая в доме неподалеку от терм Тимофея. Там он проповедовал евангельское учение тем, кто приходил навещать его.

    Для него – философа, ставшего христианином, – слово Божие, открытое в Евангелии, представляло собой не только свершение предсказаний пророков. Оно явило собой ту истину, которую смутно различали языческие мудрецы и философы.

    Признавая за человеческим разумом его права, он подчеркивал и его ограниченность, говоря, что то Слово Божие, которое вдохновляло пророков, присутствует в зародыше во всяком человеческом знании.

    «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам… Все те писатели посредством врожденного семени Слова могли видеть истину, но темно. Ибо иное дело семя и некоторое подобие чего-либо, данное по мере приемлемости, а иное – то самое, чего причастие и подобие даровано по Его благодати»[4].

    Его философская школа стала церковью, где собирались друзья подлинной премудрости. Из ее недр Иустин боролся за утверждение православной веры, охраняя от еретиков, которые выдавали себя за христиан, проповедуя лишенные истины учения.

    Но более всего Иустин прославился как апологет[5], защищая христианство перед лицом римских властей. Приблизительно в 155 году он составил первую «Апологию», адресованную императору Антонину Пию (138–161), в которой опровергал грубую клевету язычников в адрес христиан.

    Согласно Иустину, верующие во Христа не являются ни безбожниками, ни врагами государства: их нравственность вне всяких нареканий и гораздо выше, чем мораль язычников, предающихся блудодеяниям.

    Показав сходство между догадками философов и библейским откровением, он описал благородство и чистоту литургических собраний, где жизнь общины, собирающейся вокруг Евхаристии, наполнена делами милосердия и помощи нуждающимся. «Вы можете нас убить, – пишет он, – но не уничтожить.

    Наша надежда не в этом нынешнем времени, поэтому мы не боимся ваших мучителей. Мы не только не ненавидим обвиняющих нас, но жалеем их и желаем их обращения».

    Несколькими годами позже (160) Марк Аврелий, взойдя на престол, начал под влиянием своих друзей-философов гонения на христиан.

    Одна знатная римлянка, обратившаяся в христианство благодаря проповедям некоего Птолемея, отказалась вести распущенный образ жизни и попыталась вразумить своего мужа, напоминая о будущих карах, ожидающих нечестивцев. Поскольку тот не пожелал исправляться, она потребовала развода.

    Ее супруг, придя в ярость, добился заключения Птолемея в темницу. После долгого заточения тот предстал перед префектом Урбиком и исповедал христианскую веру.

    Едва был произнесен смертный приговор, как некий Луций во весь голос возмутился этим несправедливым судом и объявил, что тоже верует во Христа. Он был арестован вместе с еще одним христианином. Трое невинных были казнены.

    После этих событий Иустин, предчувствуя, что и его ожидает подобная судьба, направил императору и сенату вторую «Апологию», в которой отвечал прежде всего на два насмешливых замечания язычников.

    Во-первых, они спрашивали, зачем христиане сами не предают себя смерти, чтобы быстрее отправиться к Богу, и во вторых, если Бог действительно всемогущ, почему Он позволяет казнить поклоняющихся ему? Иустин объяснял, что причиной гонений на христиан является ярость и злоба демонов и что если бы у них не было ни истины, ни добродетели, их твердость в мучениях была бы необъяснима[6]. Если Бог отдаляет катастрофу, которая должна потрясти вселенную, – добавляет он, – то только потому, что хочет сохранить мир ради рода христианского[7]. И в заключение он пишет: «Признаюсь, поставляю себе во славу быть и всеми силами стараюсь явиться на самом деле христианином»[8].

    В лице философа-киника Кресценция, человека порочного и высокомерного, Иустин встретил непримиримого врага. Киник, увидев успех христианского философа и опасаясь потерять своих учеников, не переставал строить козни против него.

    Возможно, именно в ходе этих интриг примерно в 165 году, во время своего второго пребывания в Риме, Иустин был арестован по приказу префекта Рустика, бывшего наставника Марка Аврелия, вместе с шестью своими учениками: Харитоном, девицей Харитой, Евелпистом, Иераксом, Пеоном и Ливерианом (Валерианом).

    Как только они предстали перед судом, префект повелел Иустину поклониться богам и подчиниться императору. «Никого нельзя упрекать в том, что он повинуется заповедям Господа нашего Иисуса Христа, или казнить за это», – отвечал философ. Когда Рустик спросил его, какой науке он себя посвятил, Иустин сказал: «Я изучил все науки одну за другой.

    В итоге я принял истинное учение христиан, несмотря на то что оно неугодно тем, кто заблуждается». Затем он объяснил, что ничему не учил от себя, но только тому, о чем говорили и предвозвещали пророки, и что он распространял это учение открыто всем, кто приходил в его дом.

    Сподвижники философа один за другим признались, что являются христианами. Тогда префект, обратившись к Иустину, поинтересовался, надеется ли тот попасть на небеса через муки, которым его собираются подвергнуть.

    Философ сказал: «Я надеюсь получить награду, уготованную тем, кто хранит заповеди Христа, если перенесу мучения, о которых ты мне говоришь. Таково наше самое горячее желание – пострадать за Господа нашего Иисуса Христа и получить спасение.

    Так мы уверенно и спокойно сможем предстать перед Страшным судом нашего Бога и Спаса, на который должны будут явиться все». Другие мученики воскликнули: «Делай что хочешь. Мы христиане и не поклоняемся идолам!» Они выслушали смертный приговор, воздав славу Богу.

    Затем они, претерпев избиение, были обезглавлены. Так совершилось их мученичество. Верующие тайно унесли их тела и предали погребению в достойном месте.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

    Святой мученик Иустин Философ

    Священный мученик Иустин родился в известном хананейском городе Самарии – Сихеме. Родители Иустина, греки, были язычниками. С детства Иустин отличался любовью к учению и стремлением к познанию истины. После изучения различных направлений древнегреческой философии, не смог найти способа, который открыл бы ему путь к познанию Истинного Бога.

    В поисках истины…

    Со скорбным чувством разочарования он отправился к морю, где неожиданно для себя познакомился с почтенным старцем. Эта встреча оказалась судьбоносной в познании Божественной истины. Слова старца произвели на Иустина неизгладимое впечатление, поскольку тот указал ему, что сущность христианского учения необходимо искать в Священном Писании. 

    На пользу философу пошло изучение Евангелия, которое разрушило всяческие предубеждения об учениках Христовых. Прилежные молитвы и принятие Святого Крещения стало началом пути следования за Богом. Странствия в поисках душевного мира и проповедование христианской философии позволили ему своим Богодухновенным словом распространять христианскую религию.

    Златая связь с Богом

    Твердость и мужество христианского народа и несправедливые обвинения их в безнравственном поведении открыло для философа обширное поприще для деятельности.

    Одно из первых своих сочинений “Апологии” святой Иустин адресовал императору Антонину Пий — яростному гонителю христан. В своем труде святой доказывал ложность обвинений «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». Сочинение святого подействовало на императора и он прекратил свои гонения на христиан.

    Сочинение «Диалог с Трифоном» представлено в жанре диалога с  эллинизированным иудеем по имени Трифон. Этот трактат посвящен полемике христианства с иудаизмом. Использовав полный свод ветхозаветных свидетельств, Иустин раскрывает сущность православной веры и дискутирует о спасении язычников.

    Свои философские познания и обширные дарования Иустин посвятил проповедям Евангелия среди язычников, последовательно отстаивал истинность и спасительность учения Христова. На основе ветхозаветных пророческих писаний он написал ряд сочинений: «Замечания о душе», «О воскресении», «Певец», «Речь против эллинов», «Против Маркиона», «Обличение всех бывших ересей» и многие другие.

    Активное выступление Иустина в публичных диспутах с иудеями и язычниками и готовность философа до последнего отстаивать невиновность христиан стали следствием ареста.

    Представший перед судом перфекта, Иустин продолжал исповедовать учения Христа и отказался принести жертвы идолам.

    Угрозы перфекта не смогли преломить силу духа философа, поэтому он вместе со своими учениками подвергся бичеванию и казни.

    После себя Святой Иустин оставил много памятников христианской письменности. Молитва мученику Иустину позволяет восполнить душу мужеством, дарует мудрость и веру в светлое будущее. Помните, Ваша молитва является златой связью с Богом, которая помогает в любых хороших начинаниях.

    Прилежная молитва поможет открыть двери Света и разумения. Святые, почитаемые христианами, через общение с Богом предсказывают будущее и возвещают людям истину. Их писания прославляют Творца, Бога и Отца и восполнены пользой от начала и до конца. Молитва – самый сильный и надежный способ получить надежную защиту от лукавого.

    Подать записки на молебен святым о ваших родных и близких вы можете через сервис “Елицы-Записки”.

    Тропарь мученикам Иустину Философу, другому Иустину, и иже с ними, глас 4

    Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

    Святой мученик Иустин Философ. О человеке и Боге

    Святой мученик Иустин Философ, раннехристианский отец Церкви II века. Христианский писатель-апологет, защитник веры от нападок эллинско-иудейской философии. Апологии содержат в себе христианское представление о человеке и Боге. Св. Иустин представляет человека как разумное животное, отождествляя его животность с душой, которая есть хранительница духа.

    Бог творит человека состоящего из тела и души. Для св. Иустина душа, так же как и тело, вечны, но в отличие от души, тело имеет естественную биологическую смерть, которая призвана привести человека к воскресению. Св.

    Иустин обращает свое внимание на то, что независимо от того, каким образом тело перед смертью претерпит изменение, оно воскреснет в своем первоначальном виде и соединится с душой, которое оно имело до смерти. Св. Иустин отрицает предсуществование, смерть, а так же сон души, указывая на то, что человек называется целостным человеком исключительно только тогда, когда душа соединена с телом.

    Св. Иустин утверждает, что человек будет приведен на суд к Богу, когда воскреснет. Для этого он пользуется нравственно-аскетическими критериями христиан. Св. Иустин представляет Бога как Троицу – Отца, и Сына и св. Духа. Он указывает на то, что Отец и Сын, равные по природе, св. Дух, есть Дух пророческий, вдохновляющий священных писателей. Св.

    Иустин утверждает, что на протяжении всей Ветхозаветной истории, человечеству являлся Бог Сын. Св. Иустин воспринимает Св. Троицу в субордициональном восприятии по ипостаси, что дает право утверждать, что св. Иустин воспринимает Бога Единоприродным.

    Ключевые слова: св. Иустин, Бог, Троица, человек, душа, тело, воскресение, субординационизм, ипостась, нравственно – аскетический критерий. 

    Святой мученик Иустин Философ. Древний Богослов Христианской Церкви, живший во II веке по Рождестве Христовом, интересен тем, что в христианство он пришел, будучи философом.

    Свободно владея не только эллинской философией, но и священным Писанием Церкви Христовой, он выстраивал свои апологии в защиту христиан от нападок языческо-иудейского мира.

    Эго апологетические труды, направленные на защиту христианской веры несут в себе глубокое представление о Боге, человеке и материальном мире, созданном Творцом, но и бесспорно сеют семена Богословия личности.

    Читайте также:  Икона всех скорбящих радость: значение и в чем помогает, молитвы, дни празднования

    Человек. Святого мученика Иустина

    «Человек, прежде всего, «разумное животное» [2]. Для Святого Иустина Философа понятие «животное» ассоциируется с душой, он говорит, что Бог сотворил человека из земли и вдунул в него дыхание жизни, как это сказано в книге Бытия.

    Олицетворение дыхания жизни как раз и воспринимается Святым апологетом, как разумная душа человека, в отличие от всех других душ вообще в этом мире. «Ибо тело есть жилище души, а душа жилище духа» [4]. Концепция целостности человека Святым мучеником представляется именно как тело, душа, дух.

    Понятие духа отождествляется с умом, что дает право отцу Киприанну Керну утверждать, что Святой Иустин был дихотомистом [2]. Важным вопросом в апологиях Святого мученика, касающимся человека, является, прежде всего, вопрос о воскресении из мертвых, и дальнейшей реально существующей жизни человека в обновленном воскресшем теле.

    Надо понимать, что для эллинистического мира, так же как и для иудейского, вопрос воскресения мертвых виделся довольно-таки сложным, поэтому Святой Мученик и Философ Иустин ставит его «ребром», показывая, что без воскресения нет смысла говорить о человеке, как о полноценном творении Божием, соединяющим в себе весь мир и Бога.

    Именно воскресение тела важно для всего Иустиновского богословия, как основная идея всего целого человека. Именно так сотворил его (человека) Промыслитель Бог. «Ибо Слово говорит: «и взял Бог персть от земли и создал человека» [4].

    Тело, в отличие от Платоновской философии, которую критикует Иустин, – не есть «могила души», тело для Иустина – есть прекрасное творение Божие, непросто сотворенное как нечто обычное, а именно выделенное из всего общего творения. «Не нелепо ли говорить о плоти, созданной Богом по Его образу, что она бесславна и ничего не стоит?» [4]. По мысли Иустина, тело обязательно воскреснет и будет бессмертным, так же как и душа человека.

    «Разве душа сама по себе есть человек? Нет – она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, – оно называется телом человека. Если же ни та, ни другое в отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее из соединения той и другого, называется человеком» [4].

    Интересен тот факт, что тело будет соединено с душой, которое она имела и до смерти. И тело, даже если оно перед смертью имело некое повреждение, будет восстановлено полностью. Святой Иустин утверждает, что человек будет после воскресения восстановлен в своем первозданном состоянии, за исключением только половой функции размножения.

    «Отправление матки есть зачатие, а мужеского члена излияние семени. Хотя они и будут в состоянии совершать эти действия, но поэтому не необходимо, чтобы они действовали по первоначальному своему устройству.

    И Господь наш Иисус Христос не по-другому чему родился от девы, как для того, чтобы упразднить рождение от незаконной похоти и показать начальнику зла, что и без человеческого соития возможно для Бога образование человека». [4].

    Воскресение и изменения человеческого тела заботило всю богословскую систему Святого Иустина. Для него было важным, что именно наравне с душой, тело человека есть прекраснейшее творение рук Божиих, которое после своего воскресения, обновится, не претерпит никаких физических изменений.

    По его мнению, человек – это живая вечная душа, и так же живое, вечное тело, подвергающиеся сначала смерти, как естественному принципу природы, а затем обязательному восстановлению, как телесно, так и душевно. «Судией будет Христос, и души их будут соединены с теми же телами» [7с,35].

    Для Святого Иустина не возникает вопроса, в отличие от эллинской философии о том, что будет с душой человека после его смерти, для этого он пользуется христианским учением о воскресении человека, что в свою очередь представляет человека как единое, неделимое целое.

    Смерть человека не есть придел, хотя бесспорно для Иустиновского богословия, смерть – есть естественное прерывание биологического процесса жизни. А вот душа, которая у Иустина тварная, как и все в его понимании в этом мире, есть нечто живое в человеке, которое дает жизнь всему человеку по промыслу создавшего ее Творца.

    «Непременно: един есть Бог не рожден и нетленен, и сего ради Бог есть; прочее же все по Нем, рожденное и тленное» [5с,21] и в другом месте «Ибо все что ни есть, или будет когда по Боге, имеет тленное естество» [5с,21]. Все в этом мире тварно и творение рассматриваются именно как действие Бога.

    Бог является Творцом материи, Святой мученик не соглашается с философскими эллинистическими воззрениями, где материя совечна Богу. Именно Бог в его понимании есть: «Отец и Создатель всего мира» [5с,35].

    Важным вопросом для св. Иустина, остается дальнейшее существование человека после его воскресения. Для того чтобы понять, что произойдет с человеком после его смерти и воскресения, он обращается к христианскому нравственно-аскетическому критерию. Этот критерий, по его мнению, важен для человека, стремящегося соединится с Богом.

    Его понимание нравственно-аскетической практики, представляет собой совершенствования всего человека при его жизни. Не после и не до его существования, как этому следовала эллинистическая традиция.

    Святой апологет полностью отвергает теорию предсуществования души, или переселения ее из одного тела в другое, или полного забвения (умирания), или же сна души.

    «Ибо, ежели бы они были не рождены, то бы грешили, и не были исполнены безумия, и не были бы иногда робки, а иногда дерзки, ниже по воли своей переселялись в свиней, змиев и псов» [5с,22].

    Именно Христианство, по его мнению, способно улучшить качество жизни человека как душевно, так и физически. В истинном познании Бога есть возможность всецело совершенствоваться и быть оправданным на суде Божьем, а для этого нужно совершенствоваться, будучи именно целостно составным человеком, оберегая свою личность от «греховной скверны».

    «Зерно личности-ипостаси в человеке» находится «под нарастающими и жестокими угрозами сил мира сего» [3]. Бог воплотился для того, что бы человек получил возможность Обожения. Подвергая себя определенным нравственно-аскетическим упражнениям, мы лицезреем Бога как конечную цель всех желаний христианина [8с,13].

    Человек для Святого Иустина именно искусное изображение Бога, для которого и творится этот мир как видимый, так и невидимый.

    «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях» [7с,97].

    Человек, как центр бытия мира, – такова идея Иустина Философа. Не человек для мира, а мир для человека.

    Бог. Святого Иустина Философа

    «Мы чтим, – Творца вселенной, сущаго Бога; знаем Сына Его и имеем Его на втором месте, и Духа пророческого имеем на третьем месте, и у нас есть основание почитать Их» [1с,41].

    Безусловно, как и все богословы его современности, Святой мученик Иустин был субординационистом. В его понимании основ простейшей Триадологии, Отец является причинной Святой Троицы, но это не мешает ему говорить, о том, что сущность Отца и Сына и Святого Духа едины.

    Его концепция субординационизма вполне приемлема для Православного богословия. Отец и Сын не есть разные Боги, но обладают Единой сущностью, и, с другой стороны, Сын в Троице Иустина – есть Логос, вполне личностно существующий.

    «Сущему превыше мира Бога, выше которого нет другого Бога», «Самый Сей Бог, от Отца всяческих рожденный: сый Слово, и Премудрость, и Сила» [5с,158].

    Система Троических взаимоотношений для богословия Иустина Философа предельна проста, Отец рождает Сына, не как иного Бога, или мысль, как в эллинистической философии, а Сын является равным по существу Отцу, который устрояет все в этом мире, согласно экзегетической трактовки Священного Писания Иустином.

    Для Святого Иустина понятие Логоса Сына Божия проистекает именно из Священного Писания Церкви Христовой. Он не согласен с философией эллинистического понимания о Боге и втором начале в Нем. И с другой стороны, его взгляд на Сына Божия не вполне укладывается в привычное для нас понятие единосущия всех Лиц Святой Троицы. Характерно то, что Логос (Слово) Божие вторая ипостась Святой Троицы Святым Иустином понимается по-разному.

    «В начале прежде всех творений Бог родил из Себя разумную силу, которую Дух Святый называет то славою Господа, то Сыном, то Премудростью, то ангелом, то Богом, то Господом и Словом» [1с,41].

    Его богословская система показывает, что Сын, непостижим и разноименен, из-за этого на протяжении всей человеческой истории Он не открыл Своего Личностного имени, хотя являлся в разных образах.

    Именно Его разноименность приводит Святого Иустина к тому, что именно Бог Сын действует во всей Ветхозаветной Истории. Он настаивает, на том, что Бог Сын являлся и Аврааму и Моисею, и ввел в землю обетованную Израильский народ.

    Для него эта идея – центральная идея того, что Бог является миру посредством Своего Сына. Именно имя Иисус, есть «имя Самого Бога» [6с,6]. Иустин уверен, что воплощение второй ипостаси Святой Троицы – есть Сам Бог.

    Сам Художник и Создатель всего, Которым Он сотворил небеса и все остальное, вот Кого послал Он к людям [7с,242]. Сам же Сын воспринимается Иустином, Богом, как и Отец, причем равным Ему. Сын является единой природой Отца. И это четко выраженно в Богословии Святого Мученика.

    «И сказал Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло (Быт.3,22). Сказал, «как один из Нас», число между Собой существующих (Лиц) по крайней мере, двух означали» [5c,160-161].

    Святой Дух в богословии Святаго Иустина воспринимается как Дух пророческий, вдохновляющий священных писателей. У В. В. Болотова можно найти такое утверждение, что Святой Дух в Иустиновой Триадологии имеет третье место, на это, он указывает отсылкой к Святому Василию Великому в Его сочинении против Евномия [1с,45].

    Богословские выражения Святого Иустина приводят нас к субординационизму по ипостаси, который, по мысли В. В. Болотова не стоит «ни в каком противоречии с идеей Их единосущия»[1с,45].

    Рассмотрев учения о человеке и о Боге Святого Мученика Иустина, мы пришли к следующим заключениям.

    В богословской системе Святого Иустина четко прослеживается учение о человеке как о центральном творении этого мира. Именно человек является, по мнению Святого Иустина связующим звеном между Богом и миром. Человек бессмертен, Святой Иустин уверен в том, что после биологической смерти человека он обязательно воскреснет.

    Душа соединится с конкретным телом, в котором она была до своей смерти. Для Святого Иустина нет сомнения, что человек, живущий, и совершенствующийся по заповедям Божьим будет обязательно жить вечно, лицезрея Троичного Бога.

    В своем богословском учение о человеке он представляет его именно как личность состоящую в иконе Творца.

    Бог в богословии Святого Иустина – это Святая Троица. Представленная в субординициональной системе по ипостаси, что приводит к мысли, что Святой Иустин рассматривает Бога как Единосущного.

    Для него Сын равен Отцу, но в другой момент по воли Отца, Сын устрояет этот мир.

    В богословии Святого Иустин прослеживается мысль, о том, что Бог и сотворенный по Его образу человек, живые и неповторимые Личности.

    Житие и страдание святого мученика Иустина Философа – Жития святых свт. Димитрия Ростовского

    В чем помогает икона киприана и устиньи

    Киприан был с детства посвящен в жрецы, изучал магию в разных городах. На пальце он носил особое кольцо, дававшее власть над нечистыми духами. Колдун был очень силен в своем ремесле — насылал на людей порчу, вызывал мертвых. Сегодня возле иконы Киприана и Устиньи читают молитвы те, кто ищут защиты:

    • от магии;
    • от колдовства;
    • от приворотов;
    • недоброжелателей;
    • болезней.

    Узнав житие этих святых, можно более глубоко понять, почему с колдуном произошел такой поворот. История Киприана весьма поучительно звучит в наше время, когда по каждому телеканалу рекламируются услуги магов, экстрасенсов, «целителей». Жил он в Антиохии, в конце 3 — начале 4 в., в то время там еще процветало язычество.

    Читайте также:  Икона семистрельная: значение и в чем помогает, правильное размещение в доме

    Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

    Некий молодой богач Аглаид влюбился в девушку. Но она не ответила взаимностью, потому что решила посвятить себя Христу, сохранив девство. Тогда Аглаид обратился за помощью к жрецу.

    Так судьба впервые свела Киприана и Устинью (по-гречески — Иустину), которые на иконах стоят рядом.

    Сначала они были врагами: во всяком случае намерения волхва нельзя назвать добрыми — он насылал на девицу бесов, чтобы соблазнить ее, сбить с пути.

    Однако, хрупкая молодая Иустина побеждала демонов при помощи молитвы и поста. Это очень злило жреца, ведь сам дьявол обещал ему помощь и до сих пор любые желания его клиентов исполнялись. Но нечистый бессилен против тех, кто искренней верой призывает на помощь Христа. Тогда Киприан решил отомстить — наслал на весь город мор, и рассказал, что это все по вине упрямой девице.

      Преп. Анатолий (младший) Оптинский. (ВИДЕО)

    Значение святого Юстина в православии

    Крупнейшим богословом и христианским ученым считают Иустина православные и католики. Пытливый ум, тяга к осмыслению действительности привели юношу к изучению философских систем. Святой отталкивался в своих трудах от основ греческой философии, первым толковал историю с позиций богословия.

    Православным Иустин близок тем, что призывал христиан поддерживать и помогать всем убогим, нуждающимся. Античных философов святой считал толкователями Ветхого Завета, а саму философию допустимой, так как человек имеет способность Боговедения.

    Иустин имел обширные знания, оставил множество трудов, соединил философские и христианские традиции в богословских работах. Описал правила проведения церковных таинств, Евхаристии и Крещения, во 2 веке.

    Архимандрит Киприан назвал святого честным, образованным язычником, который был истинным представителем своей эпохи. Перепробовав разные учения, изучив все философские системы, Иустин всем сердцем принял христианство, распространял слово Божие, внес вклад в богословскую науку.

    Обращение волхва

    Но и здесь христианка не отступила — по ее молитвам Господь прекратил эпидемию. Тогда многие увидели силу Христа и стали прославлять Его как истинного Бога. Даже языческий волхователь увидел, что творил ужасные дела.

    Он тут же покаялся, пришел к епископу, чтобы тот сжег все его колдовские книги. На житийной иконе мученика Киприана показан этот момент.

    Сама же Устинья была очень рада произошедшей перемене: покаяние означало, что душа бывшего колдуна теперь свободна.

    В Священном Писании немало эпизодов, когда волхвы соревнуются с праведниками. Побеждали всегда те, кто исповедует Господа. Но не всегда после этого нечестивцы обращались в истинную веру. Киприан поступил правильно, признав свои заблуждения, приняв крещение. На это требуется мудрость и мужество. Господь благословил его за это даром исцеления болезней. Принял в свое сердце Христа и Аглаид.

    Что известно про житие мученика

    Родиной Иустина была бывшая Иудея, которая после войны с Римом превратилась в Палестинскую Сирию, одну из провинций империи.

    Точное время рождения святого неизвестно, он появился на свет в языческой семье в начале 2 века в Сихеме. Родители были людьми обеспеченными, молодой человек много учился, брал уроки у представителей разных философских школ.

    Пытливый, любознательный, целеустремленный юноша пытался найти истину, познать себя и мир.

    Ни одна из философских школ не принесла в душу молодого человека спокойствия и осознания истинности учения:

    • стоицизм исключал необходимость познания Бога;
    • последователи Аристотеля брали плату за обучение, что, по мнению святого, было недостойно философии;
    • для пифагорейцев на первом месте значились знания музыки и астрономии.

    Иустин постигал также учение Платона о бестелесном, стремился вместе с платониками созерцать Творца. Наблюдая со стороны за последователями Христа, святой восхищался стойкостью и верой этих людей, которые терпели муки и преследования, не отрекались от слова Божьего даже под страхом смерти.

    Изучение философских учений вызвало разочарование, святой чувствовал, что найти истинный путь не может. «Пойдет ли кто-то на смерть за Платона, как бесстрашно встречают поношения и казни за веру последователи Христа?».

    Судьбоносной для молодого человека стала случайная встреча в Эфесе с ученым старцем, который открыл важные истины пытливому уму. Мудрец, критикуя философские школы, прославлял ветхозаветных пророков, которые изрекали истины, принесли весть о приходе Сына Божьего. Их предсказания исполнялись, пророчества сбывались.

    Старец указал, что свет истины открывается не тем, кто пытается постигнуть все умом и логическими построениями, а по промыслу Божьему, по молитвам и милости Господа.

      История и традиции праздника Дня Святого Николая

    В душе молодого философа наступил покой, картина мира сложилась, Иустин стал христианином, принял крещение. Точная дата неизвестна, приблизительно 132-137 годы. С этого времени молодой человек ведет миссионерскую жизнь, много ездит по империи, основывает катехизическую школу, которая официально считается философской.

    Все приходящие в школу могли участвовать в диспутах и приобщаться к знаниям. Известным учеником и последователем святого был Татиан. По мнению Иустина, мудрецы и философы древности были вдохновлены и направлялись Божьей милостью, так как возможности человеческого ума ограничены.

    https://www.youtube.com/watch?v=iYscJR-H-Gw

    Святой продолжал одеваться в плащ, как философ, но направление его мыслей и речей изменилось. Путешествуя по империи, Иустин, подобно учителю, просвещал людей.

    Важно: святой считал, что данный Богом талант нужно реализовывать, кто может нести истину, должен это делать, иначе погрешит против Бога.

    Христианское учение Иустин защищал от еретических мыслей и идей. В начальные годы становления веры Христовой расплодилось множество сект, трактовавших Божье слово по своему разумению. Они искажали слова апостолов, вольно трактовали христианские идеи, выхолащивали их суть.

    Римские власти регулярно и целенаправленно проводили компании по истреблению христиан, считая их врагами империи. Защита единоверцев была основным направлением деятельности святого. Он писал труды, в которых опровергал утверждения власти об опасности новой веры, утверждал, что мораль христиан, их духовные устои выше языческих.

    Пришедший в 160 году к власти Марк Аврелий инициировал новые процессы против христиан, на казнь были осуждены знатные римляне, открыто заявившие о своей вере. Иустин понял, что скоро кара настигнет и его, но не оставил свои труды, открыто отвечал на измышления врагов.

    Одним из непримиримых противников святого был Кресцент, известный философ-киник, который имел собственную школу и боялся потерять сторонников. По некоторым источникам, по инициативе Кресцента святой и 6 его учеников были арестованы и предстали перед властями. Приказ был отдан префектом Рима Рустиком, который был учителем императора Марка Аврелия, имел свою философскую школу.

    Рустик имел долгие беседы с Иустином, пытался вернуть святого к вере в языческих богов, что было необходимо, по мнению властей, для истинного гражданина страны. Но и святой, и его ученики не отреклись от Христа, выразили готовность страдать за веру и тем обрести спасение для вечной жизни.

    В 165 году Иустин с учениками были осуждены на бичевание, затем обезглавлены. Так христианский философ «увенчал свою святую жизнь мученичеством».

    Что было дальше?

    Очень скоро бывший колдун удостоился сана диакона, затем и священника. Поэтому на иконах Киприан назван священномучеником (это значит, что святой при жизни носил священный сан), а Устинья — мученицей. Прошли годы, дева ушла в монастырь, а Киприан стал епископом. Но главные испытания были впереди.

    По приказу императора Диоклетиана святых схватили, осудили на пытки. Видя, что они не дают результата, мучеников решено было усечь мечом. Воин, который был свидетелем происходящего, объявил, что тоже принимает Христа. За это его тоже казнили. Почитание Киприана и Иустинии началось сразу после из смерти, о чем свидетельствуют письменные документы той эпохи.

    Мощи святых покоятся в Италии, а также на Кипре. В 2005 г. их привозили в Москву. Ковчег был доступен для поклонения в Зачатьевском монастыре.

    Если есть желание дома обращаться к святым, можно приобрести икону. Где вешать образ Киприана и Устиньи, не имеет принципиального значения.

    Важно, чтобы святыня находилась в подобающем месте, вдалеке от цифровой техники, развлекательных плакатов, фотографий.

    • Икона св. Анны
    • Икона «Одигитрия» — здесь
    • Жировицкая икона —

    Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

    Для обращения к святым написаны специальные молитвы, отступать от них не стоит. Можно своими словами попросить укрепления веры, защиты от врагов. Но основную надежду надо возлагать на Господа Иисуса Христа, чаще молиться ему, исповедовать грехи, носить крест — этой защиты вполне достаточно, как демонстрирует история святых.

      Молитвы преподобной Евфросинии Суздальской

    Творческое наследие

    Доподлинно известно, что перу Иустина принадлежат 3 больших труда – 2 Апологии и «Разговор с Трифоном Иудеем». Существует еще несколько работ, подлинность которых установить трудно. Все труды объединяет общий подход – о Боге святой говорит в терминах философии, понятных образованным людям того времени.

    Большая Апология

    Состоит из 68 глав, написана после 150 года, адресована императору Антонину Пию. Иустин пытался добиться примирения властей и императора с христианами, сделать учение Иисуса понятным, защитить единоверцев от нападок. Святой разоблачал в этом труде все обвинения, выдвигаемые против христиан:

    1. Отрицал безбожие, утверждал, что только христиане верят в истинного Господа.
    2. Опровергал, что верующие во Христа – враги империи. Последователи Иисуса законопослушны, избегают греха, так как знают, что можно скрыться от наказания людского, но не от Бога.
    3. Не признавал безнравственности, утверждал, что нравы в языческой среде более разнузданные.

    Во 2 и 3 частях святой защищал основы христианского учения, описывал церковные таинства. Он призывал власти не подвергать единоверцев гонениям и казням, напоминал о Божьем суде за несправедливость.

    Вторая Апология

    Работа написана без адресата, в ответ на казнь знатной римлянки и еще двух христиан. Злобные нападки язычников, насмешки над верующими во Христа послужили поводом к написанию Апологии. Иустин определяет философские системы как предтечи христианских идей, великие мудрецы-язычники предвидели грядущее, готовили почву для понимания Божьего слова.

    Святой указал, что Господь все видит, но не руководит всем в мире, не вмешивается в порядок вещей. Злые демоны ведут тех, кто гонит и мучает христиан. Желание сторонников истинного Бога состоит в том, чтобы все узрели истину.

    «Диалог с Трифоном Иудеем»

    Иустин призывает иудеев принять, что Мессия, которого они ждали, пришел в лике Христа. Также святой указал, что на смену закону Моисея пришел Новый Завет, а верующие во Христа стали наследниками Божьих обетований.

    Святой считал, что иудеи должны принять верующих во Христа как своих, признать единоверцами. Пророки Ветхого Завета именно Иисуса предрекали в качестве посланника Божьего.

    Молитва священномученику Киприану и мученице Иустине

    О, святии священномучениче Киприане и мученице Иустино! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе.

    Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас недостойных (имена).

    Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми, невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Иконография

    Сохранились ранние изображения святого благодаря включению Иустина в минеи. К ранним относится Синайский гексаптих, датируемый 9-12 веками. Сохранилось изображение святого в рост, выполненное в 14 веке и включенное в Минологий Димитрия Солунского.

    Иконописцы изображают святого молодым человеком с короткой круглой бородкой или старцем, убеленным сединами и с длинной бородой. В правой руке святого крест, левую руку изображают прижатой к груди или держащей книгу. Одет в ризу, плащ перекинут через плечо.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *