Икона спас всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост.

Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий.

На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо».

Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы.

Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения.

В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск.

В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход.

Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой.

Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону.

В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону.

Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства.

Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях.

Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах.

Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную.

Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени.

Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

(5

Икона Спас Всемилостивый

  • Описание святого лика
  • История иконы
  • Значение иконы
  • В чем помогает

Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваИкона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Об иконах в православии:

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви.

Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго.

Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль.

Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя.

Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление.

К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Значение иконы

Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитваИкона «Всемилостивый Спас»

С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Читайте также:  Акафист иоанну шанхайскому: полный текст, когда и как правильно читать

Икона Всемилостивый Спас

Ноя 10, 2019 12:16 Администратор

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Святейшая икона с изображением Спаса Всемилостивого с древних времен спасает верующих и защищает Русь от врагов.

Образ Иисуса Христа, одной рукой благословляющего христиан, а в другой — держащего Святое Евангелие, можно встретить в любом православном храме.

Изображение пресвятого Спасителя помогает верующим в дни тяжелых жизненных испытаний, покровительствует им, защищает от бед и врагов.

Описание иконы «Спас Всемилостивый»

Этот святой образ относится к иконографическому типу под названием Спас Вседержитель или Пантократор. На иконе иконописцы изображают пресвятого Господа Бога в полный рост, по пояс или по грудь. Христос держит в одной руке Святое Евангелие, а другой рукой благословляет верующих. Святейшая книга изображается в закрытом или раскрытом виде.

Иногда вместо Евангелия в руке Спасителя рисуют свиток с Божьими заповедями. Пресвятого Христа изображают в пурпурном хитоне и синем гиматии. Вокруг головы Иисуса рисуют нимб с вписанным крестом и греческими буквами на трех его сторонах.

История появления

Сам иконографический тип одиночного изображения Спаса Вседержителя зародился еще на заре христианства. Подобного рода фрески можно увидеть в древних римских катакомбах.

Начиная с 4 века, византийские иконописцы стали изображать на храмовых иконах Христа Спасителя, держащего в одной руке Евангелие, а другой своей рукой благословляющего людей.

С крещением Руси святой образ такого содержания появился и в русских церквях.

В 12 веке, благодаря молитвам иконе Спаса Всемилостивого, российским войскам под предводительством светлейшего князя Андрея Боголюбского удалось одержать победу над волжскими болгарами.

В честь этого события 1 (14) августа установили церковный праздник, как напоминание о милости, дарованной Богом. С тех пор на Руси верующие стали украшать иконами Спаса Всемилостивого храмы, монастыри и часовни.

Миряне святейший образ Христа Спасителя ставили в центр домашнего иконостаса.

Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве

Во многих храмах Руси можно было встретить святейший образ Христа Спасителя, благословляющего верующих. Христиане молились перед иконой Спаса Всемилостивого и в ответ получали милость Божью. Святейший образ стал почитаться как чудотворный.

Одна из икон с изображением Спасителя Всемилостивого находится в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской области.

Святейший образ создан приблизительно в 15 столетии. По одной из версий считается, что древняя икона приплыла в Тутаев по Волге в лодке.

У этой святыни есть и другое название — «Спас Борисоглебский» или «Романовский». Дело в том, что раньше Тутаев назывался Романово-Борисоглебском. Святейший образ, на протяжении многих веков находящийся в Воскресенском соборе, считается чудотворным. Молитвы к нему исцеляют больные конечности и суставы. Верующие на коленях приползают к святыне, молятся перед ней и получают милость Божью.

Впечатляют размеры этой древней иконы — около 3 метров в высоту и ширину. Это погрудное изображение Христа, заключенное в резную раму и ризу (венец). Образ Спасителя выполнен в темных красках. В одной руке Иисус держит раскрытое Евангелие, а другой — благословляет верующих. В дни тяжелых несчастий и болезней жители Тутаева приходят помолиться святыне и получают Божью благодать.

Почитание в православии

Изображение Спасителя Всемилостивого, или Вседержителя, можно встретить не только на иконе, но и под куполом храма, в стенной росписи, над входом в церковь.

Святейший Господь оберегает святую обитель, благословляет верующих и дарит им свое учение, как единственный путь к спасению души.

Икону Спасителя Всемилостивого устанавливают в иконостасах, в подставках или подвешивают на стену храма.

Святыне с изображением благословляющего Господа Бога молятся, устраивают с ней крестные ходы по большим церковным праздникам. Это одна из самых величественных икон православия.

Есть и отдельный праздник в честь «Спаса Всемилостивого». Празднуют его ежегодно 1 (14) августа. Этому празднику более 800 лет.

Установили его сразу же после победы русского войска под предводительством Андрея Боголюбского в сражении с волжскими болгарами.

На Успенский пост верующие отмечают (14 августа) Медовый Спас. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение в честь иконы Христа Спасителя Всемилостивого. Потом отмечают Яблочный и Третий Спас.

О чем просят перед образом

Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.

Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.

Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.

Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.

Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.

Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими.

Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи.

Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.

Текст молитвы

Перед пресвятым изображением Христа принято молиться о прощении грехов, спасении души и тела, защите от врагов. Святейшего Господа умоляют помочь преодолеть житейские трудности, уберечь родных от опасности, даровать здоровье и небедную жизнь.

Перед иконой Спасителя Всемилостивого молятся люди, страдающие телесными и душевными болезнями. Молитвы святейшему Господу творят чудеса. Люди выздоравливают и благодарят Христа за свое исцеление и чудесное спасение.

В молитвенном тексте, читаемом перед святейшей иконой, верующие прославляют Иисуса, просят его о милости и благодати. Пресвятая молитва к Господу помогает людям обрести душевный покой и утешение в скорбях. Верующие, искренне раскаявшись в грехах, получают покров и заступничество Христа Спасителя.

Молитва иконе Спас Всемилостивый

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную.

Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени.

Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Икона «Спас Всемилостивый»

Икона «Спас Всемилостивый»

Россия, Ярославская обл., г. Тутаев (Романово-Борисоглебск), Воскресенский собор

На потемневшей от времени огромной иконе изображен Господь Иисус Христос: правая рука Его поднята для благословения, в левой – раскрытое Еваленгие.

По преданию, образ этот был написан в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе (был «небом») древней деревянной церкви святых князей Бориса и Глеба. Позднее его перенесли в собор и поставили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами. А в XVIII веке живопись подновили и вынесли образ в основное помещение храма.

Незабываемое впечатление оставляет древний намоленный образ в душе верующего человека. Нужно внимательно вглядываться в потемневший лик Христа, чтобы различить его черты. Человек неверующий может удивиться, почему на иконе ничего не видно. Но Господь открывает Себя духовным очам веры.

Образ Всемилостивого Спаса прославился многочисленными чудесами. Неоднократно с него делали списки меньшего размера и увозили в разные уголки России.

В 1749 году Ростовский митрополит Арсений распорядился забрать чудотворную икону в архиерейский дом, где она пребывала 49 лет. Почти на полвека потерял собор свою главную святыню.

Читайте также:  Молитва после операции: 10 сильных текстов, к каким святым обращаться

В 1798 году чудотворная икона Христа Спасителя была возвращена в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. Не доходя трех верст до города, на берегу реки Ковать сделали остановку, чтобы омыть образ от дорожной пыли.

На этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. Около него совершаются молебны.

Кроме того, в память об этом событии установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу. В десятое воскресенье по Пасхе крестным ходом идут по Борисоглебской стороне. В конце XIX века в память 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу в последний воскрестный день перед праздником Пророка Илии.

Ныне этот благочестивый обычай возрожден. Множество горожан, туристов, паломников собирается теперь на крестный ход.

Молитва Господу Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки.

Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя.

Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому.

Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

38. Господи Всемилостивый, не оставь мир без твоей милости
Через вещи являешь Ты чудеса, когда люди теряют дар чудотворения.Воду и огонь берешь в слуги Себе, когда люди отрекаются от служения.Дереву и металлу передаешь силу Свою, которая, людьми презренная, к Тебе

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия
Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные на Тебя восстают.Дети и святые — граница между царством бытия и тенью небытия.Попечители назвались родителями и сталкивают детей Твоих со скалы в пропасть

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас?

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас?
иеромонах Иов (Гумеров)Спас — сокращенная форма от слова Спаситель — Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности
Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности
Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

Первый спас

Первый спас
Многие ли православные христиане знают, что их религиозный праздник первый спас (1 августа по старому стилю) существовал еще в глубокой древности?Например, в древней Греции, когда о христианстве не было еще и помину, справляли двухнедельный праздник

19. Медовый Спас

19. Медовый Спас
В сегодняшний праздник в храме всегда бывает народ — люди приносят освящать мед нового сбора. Отсюда происходит и название праздника — Медовый Спас. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий. Во-первых, сегодня один из трех праздников в году,

Икона «Спас Нерукотворный» в Свято-Преображенском соборе (Санкт-Петербург)

Икона «Спас Нерукотворный» в Свято-Преображенском соборе (Санкт-Петербург)
Россия, г. Санкт-Петербург, Свято-Преображенский соборСвято-Преображенский собор был построен в 1828 году по проекту архитектора В. П. Стасова и являлся собором лейб-гвардии Преображенского полка и

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Андониковом монастыре (Москва)

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Андониковом монастыре (Москва)
Россия, г. Москва, Спасо-Андроников монастырь, собор в честь Спаса Нерукотворного ОбразаНерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел

Икона «Спас Нерукотворный» из Новоспасского монастыря (Москва)

Икона «Спас Нерукотворный» из Новоспасского монастыря (Москва)
Россия, г. Москва, Новоспасский монастырь, Спасо-Преображенский соборШироко известен Нерукотворный Образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье)

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье)
Россия, Подмосковье, Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле, близ д. Семеновское, храм Спаса НерукотворногоИкона принадлежала Ревельскому полку. Перед походом 1812 года этой иконой генерал

Икона «Спас Елеазаровский»

Икона «Спас Елеазаровский»
Россия, г. Псков, Псковский музейПримерно в 30 километрах к северу от Пскова, по дороге на Гдов, недалеко от Псковского озера стоит Спасо-Елеазаров монастырь, основанный в 1447 году преподобным Елеазаром (Евфросином), Псковским чудотворцем.

Пантелеймон – всемилостивый

Пантелеймон – всемилостивый – Мама, откуда берутся

[Он не обвинил мир. Oн спас мир ]

[Он не обвинил мир. Oн спас мир] Вот, бедное мое дитя, что надо видеть. Вот что надо признавать. Вот что следует вычитать, что единственное следует вычитать из книги событий. Вот чего священники не увидят, что они откажутся видеть; вот чего священники не скажут; вот что они

Яблочный спас

Яблочный спас
— Раньше-то я и до Яблочного Спаса яблоки кушала, — сказал Мария Егоровна, поглаживая лежащий на ее коленях кулек с яблоками. — А сейчас нет… Уже пять лет до Яблочного Спаса к яблокам не притрагиваюсь…— Вам, наверное, батюшка сказал, что нельзя до

Икона Спас Всемилостивый: история появления и почитание, о чем просят и молитва

Мiръ Россия Ярославская область Тутаев Воскресенский собор (Тутаев)

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»u2026 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0438u0435 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:57.8741610000000008540155249647796154022216796875,»lon»:39.52677099999999654755811206996440887451171875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»u003Cbu003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2)» title=»u0412u043eu0441u043au0440u0435u0441u0435u043du0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0422u0443u0442u0430u0435u0432)»u003Eu0412u043eu0441u043au0440u0435u0441u0435u043du0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0422u0443u0442u0430u0435u0432)u003C/au003Eu003C/bu003Eu003Chr /u003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F» title=»u0421u0432u043eu0439u0441u0442u0432u043e:u0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044f»u003Eu0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044fu003C/au003E: u043fu0430u043cu044fu0442u043du0438u043a u0430u0440u0445u0438u0442u0435u043au0442u0443u0440u044b u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u043fu043eu043bu043eu0432u0438u043du044b XVII u0432u0435u043au0430. u041du0435 u0437u0430u043au0440u044bu0432u0430u043bu0441u044f u043fu0440u0438 u0441u043eu0432u0435u0442u0441u043au043eu0439 u0432u043bu0430u0441u0442u0438, u0441u043eu0445u0440u0430u043du0438u043bu043eu0441u044c u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0435u0435 u0443u0431u0440u0430u043du0441u0442u0432u043e, u0438u043au043eu043du043eu0441u0442u0430u0441, u0440u043eu0441u043fu0438u0441u0438. u0412 1950-u0435 u0433u043eu0434u044b u0441u0442u0430u0440u043eu0441u0442u043eu0439 u0431u044bu043b u0438u0441u043fu043eu0432u0435u0434u043du0438u043a u0413u0435u043eu0440u0433u0438u0439 u0421u0435u0434u043eu0432. u041du0430 u043fu0440u0438u0445u043eu0434u0435 u0441u043eu0437u0434u0430u043du044b u043cu0443u0437u0435u0439 u0438 u043fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du0430u044f u0448u043au043eu043bu0430.»,»title»:»u0412u043eu0441u043au0440u0435u0441u0435u043du0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0422u0443u0442u0430u0435u0432)»,»link»:»»,»lat»:57.8741610000000008540155249647796154022216796875,»lon»:39.52677099999999654755811206996440887451171875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

Воскресенский собор

— памятник архитектуры второй половины XVII века. Не закрывался при советской власти, сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. В 1950-е годы старостой был исповедник Георгий Седов. На приходе созданы музей и православная школа.

  Старица-Волга

История

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году.

На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов.

На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.

Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.

История возведения храма

На месте каменного собора, который мы видим сегодня, до 1652 г. возвышалась деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, построенная в XIII веке. По мнению историков, именно она дала название Борисоглебской слободе. Строительство кирпичного здания велось на деньги местного помещика Котлованова, а также собранные пожертвования с прихода.

Читайте также:  Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и значение праздника, традиции

Когда работы были практически завершены, фундамент неожиданно просел, что привело к разрушению верхнего яруса. Чтобы спасти храм, шатровую часть разобрали, оставив всего два этажа, а для крепости кладки стали использовать муку, перемешанную с коровьей кровью.

Воскресенский собор Тутаева

К 1678 г. усилиями прославленных ярославских мастеров была возведена большая трехпристольная каменная церковь, освященная в честь Воскресения Христова. Для ее украшения использовали элементы внутреннего убранства окрестных храмов, что объясняет более древний возраст реликвий.

В XVIII столетии рядом отстроили звонницу и установили иконостас, который сохранился до наших дней.

Левобережная часть

В конце XIII столетия на левом берегу реки Волги князем Романом Владимировичем Углицким был основан город Романов. В течение нескольких веков небольшое поселение постоянно страдало от вражеских набегов, а пару раз было даже полностью сожженным. Однако, несмотря на трагические события, городок каждый раз отстраивали заново, и люди снова возвращались в свои дома.

Правобережная часть

На правом берегу Волги располагалась Борисоглебская слобода. По мнению историков, основана она была гораздо раньше Романова. Когда в 1238 г. произошло монголо-татарское нашествие, туда ринулись жители близлежащего Ярославля. Переселенцы вместе с местными крестьянами занимались рыбным промыслом, и поставляли свежую продукцию на царский стол.

Внутренний интерьер и иконостас храма

Объединение

В 1822 г. вышел указ императора Александра I, согласно которому произошло объединение двух селений. Вплоть до 1918 г.

новый административный центр назывался Романов-Борисоглебск, но после Октябрьской революции он стал именоваться Тутаев.

Вопреки антирелигиозной политике Воскресенский собор продолжал работать, однако, несмотря на процветание промышленности, которая давала неплохие доходы, на храм денег не выделялось, что привело к его быстрому обветшанию.

Современное состояние

Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы.

  Осенняя Казанская — праздник победы

Два раза в год образ торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.

Деятельность прихода

Создана православная школа им. святого праведного Иоанна Кронштадтского.

По собору проводятся экскурсии, действует музей.

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным.

Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы.

Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

© Официальный сайт Воскресенского собора

Святые

  • Священномученик Николай Розов
  • Исповедник Георгий Седов

Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий Седов, впоследствии прославленный Русской православной церковью.

Он был старостой Воскресенского храма, там покоятся его мощи.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо».

Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы.

Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения.

В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск.

В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход.

Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой.

Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону.

В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Престольные праздники

  • Воскресение Христово (Пасха) – Переходящая дата
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель – 22 мая, 19 декабря
  • Борис и Глеб, благоверные князья – 18 сентября, 15 мая
  • Иоанн Предтеча, пророк – 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор
  • Петр и Павел, первоверховные апостолы – 12 июля
  • Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская – 10 августа
  • Харалампий Магнезийский, епископ, священномученик – 23 февраля

Особенности архитектуры

Сегодня тутаевский собор Воскресения Христова полностью отреставрирован. В небольшой храмовый комплекс входит шатровая звонница (XVII ст.), Святые врата (XVII ст.), надпрестольный столп (XIX ст.), каменная ограда (XIX ст.) и сторожка (ХХ ст.).

  Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя

Колокольня вместе с вратами расположена на южной стороне, фасадом к центральному проспекту бывшего Борисоглебска.

До конца XIX столетия звонницу украшали не только колокола, но также большие часы, оповещавшие время боем. Вокруг церкви выстроена невысокая каменная ограда, которая, как и остальные сооружения, обильно усеяна узорчатыми элементами декора.

Скромная сторожка, расположенная внутри двора, во время религиозных гонений служила прибежищем для священников и жителей монастыря.

Сам Воскресенский собор имеет два яруса, обнесенные галереей. Южный престол освящен во имя Бориса и Глеба, а северный – по имени апостолов Петра и Павла. Здесь же есть еще один придел, находящийся в подклете – зимняя церковь Пресвятой Девы Марии.

Почитание в православии

Изображение Спасителя Всемилостивого, или Вседержителя, можно встретить не только на иконе, но и под куполом храма, в стенной росписи, над входом в церковь.

Святейший Господь оберегает святую обитель, благословляет верующих и дарит им свое учение, как единственный путь к спасению души.

Икону Спасителя Всемилостивого устанавливают в иконостасах, в подставках или подвешивают на стену храма.

Святыне с изображением благословляющего Господа Бога молятся, устраивают с ней крестные ходы по большим церковным праздникам. Это одна из самых величественных икон православия.

Есть и отдельный праздник в честь «Спаса Всемилостивого». Празднуют его ежегодно 1 (14) августа. Этому празднику более 800 лет.

Установили его сразу же после победы русского войска под предводительством Андрея Боголюбского в сражении с волжскими болгарами.

На Успенский пост верующие отмечают (14 августа) Медовый Спас. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение в честь иконы Христа Спасителя Всемилостивого. Потом отмечают Яблочный и Третий Спас.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector