Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Святой апостол Иаков, брат Господень — один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (Деяния 12:17; Деяния 15:13-21; Деяния 21:18) и в Послании к Галатам (Гал. 1:18; Гал. 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Литургия святого апостола Иакова

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитвРуководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом.

Предстоятель возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Литургия продолжалась многие часы.

Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня — это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже). В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников.

Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя.

Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие — это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Апостольский собор в Иерусалиме

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным — в 49 году). Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение.

Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к.

иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18:17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

Смерть Иакова, брата Господня

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитвПребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник.

— Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» — и сбросили его на землю.

Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится».

Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

Соборное послание апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан. 

Центральная мысль Послания — «вера без дел мертва». По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой.

Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся.

Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Исторические сведения об апостоле Иакове, брате Иисуса

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах), надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.

  • Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв
  • Оссуарий апостола Иакова, брата Господня
  • Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.
  • Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
  • для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Назад к списку

Апостол Иаков, брат Господень

Святой Иаков — первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова — 8 января.

До избрания

Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19).

Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился — таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу.

Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.

Апостол и первый епископ Иерусалима

После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет.

По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность.

Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру — христианство.

Читайте также:  Пахомий Великий: житие и почитание святого, икона и о чем просят, молитвы

Литургия апостола Иакова

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется — Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века — первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.

Соборное послание апостола Иакова

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений.

Главная его цель — укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека.

Известная среди христиан цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

Смерть во время проповеди

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) — старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.

Другие “родственники” Иисуса Христа

В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3).

Скорее всего, именно упомянутый Иуда впоследствии стал одним из 12 апостолов, которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с Иудой Искариотом, предавшим Христа). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с апостолом Иаковом из числа 12-ти).

Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.

Святой Иосиф Обручник

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Рени Гвидо. Иосиф Обручник (1640-1642)

Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры — это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником.

К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы — формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было.

Именно поэтому Иосиф называется Обручником — кроме самого обручения их больше ничего не связывало. Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода.

По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним — 8 января.

Апостол Иаков, брат Господень — житие

Иаков был сыном святого Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Он от юности избрал суровую жизнь: питался водой и хлебом, носил жесткую и простую одежду, спал мало, а ночью молился. Когда Иисус Христос стал учить о Царствии Божием, Иаков уверовал и, внимая Божественному учению, возгорелся еще большей любовью к Богу и стал жить еще строже и благочестнее.

За такие богоугодные подвиги иудеи прозвали Иакова Праведным. И Господь возлюбил святого Иакова и причислил его к лику семидесяти апостолов. После смерти, воскресения и вознесения Христовых и сошествия Святого Духа на верующих Иаков был избран первым епископом Иерусалимской Церкви; он многих обратил ко Господу и наставил на правый путь.

Сохранился даже до наших дней введенный им чин Божественной литургии.

Все, не только христиане, но и неверные, очень уважали Иакова и почитали за его добродетели. Весь народ полюбил его, и все с наслаждением слушали его.

Люди собирались к Иакову, желая получить духовное наставление или хотя бы коснуться одежды святого. Видя, что многие иудеи, внимая Иакову, становятся христианами, враги Божии решили убить его или принудить отречься от Господа Иисуса.

Они возвели Иакова на крышу храма в день праздника при большом стечении народа и стали громко кричать:

― Скажи нам поистине: что ты думаешь о Христе?

На это святой ответил во всеуслышание:

― Что вы спрашиваете меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдания, был распят, погребен и воскрес из мертвых в третий день. Он сидит ныне одесную Всевышнего на небесах и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых».

  • Слыша это, все верные воскликнули:
  • ― Слава Богу!
  • А враги Христовы, помраченные злобой и яростью, сбросили святого Иакова с крыши храма. Он сильно разбился, но все-таки, еле живой встал на колени и воскликнул:
  • ― Господи, отпусти им грех сей, ибо они не знают, что делают.
  • Но неверные стали бросать камнями в святого, и тогда один человек закричал:

― Остановитесь! Что вы делаете? Праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями?

Но они не послушались и убили Иакова. Так брат Господень по плоти пострадал за своего Господа Иисуса Христа, Коему со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь.

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв

Апостол Иаков Праведный. Его праведность признавали даже те, кто не верил в Христа

5 ноября Церковь чтит память святого апостола Иакова. Он был братом Христа по плоти, а за праведность его ценили даже в среде иудейских ортодоксов: отрицавшие Спасителя евреи верили, что за убийство Иакова Бог наказал их войной.

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитвРодственник

Церковные предания гласят: апостол Иаков — сын праведного Иосифа Обручника от первого брака.

Перед тем как взять в свой дом Марию, которой суждено будет стать матерью Христа, Иосиф был женат на женщине по имени Соломония. Она умерла, оставив ему дочерей и четырех сыновей.

Их имена упоминаются в Евангелии: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. Апостол Павел в своих посланиях прямо называет Иакова братом Христа.

Еще одну версию «братства» излагает в своем труде «Жития святых» церковный историк XVII века святитель Димитрий Ростовский.

Когда Иосиф по возвращении из Египта разделял землю между детьми от первой жены, он намеревался выделить часть и для маленького Иисуса.

Однако сыновья Иосифа воспротивились решению отца, и лишь Иаков принял Иисуса как брата, согласившись разделить с ним свою часть наследства.

Православная церковь называет Иакова «сыном от первой жены», а еще Малым, или Меньшим, отличая его от других апостолов: Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева.

Это разные люди, пришедшие к апостольскому служению в разное время, однако из-за сходства имен их жития иногда смешивают в одно.

Это противоречит данным древних историков: блаженный Иероним, святой Епифаний Кипрский и Кирилл Иерусалимский ясно отличают Иакова брата Господня от других апостолов с тем же именем.

Исследователи расходятся во мнении, когда именно Иаков уверовал во Христа, но признают: это случилось не сразу.

По одной версии, это произошло еще при земной жизни Спасителя, по другой, Иаков до последнего не верил в божественную сущность Христа и даже пытался мешать его проповедям.

Последняя версия гласит, что Иаков горячо уверовал в Него, возвращаясь с Голгофы: он поклялся не есть и не пить до самого Христова Воскресения. В ту же ночь ему явился во сне Спаситель и произнес: «Брат мой, ешь свой хлеб, ибо Сын Человеческий восстал среди спящих».

Аскет

С самой юности Иаков приучал себя к строгости и воздержанию: от алкоголя, чревоугодия и женщин. Он носил грубую, простую одежду, а от частых молитв кожа на его коленях загрубела. За его поведение и благочестивый образ жизни его прозвали Праведным, а позже стали почитать в числе 70 апостолов.

Иакова считают составителем первого чина Божественной литургии. Первые христианские общины совершали службы столь долго, сколько могли, творя молитвы по наитию. Иаков же привел службу к единству (позднее чин литургии меняли Василий Великий и Иоанн Златоуст).

Его также называли как вероятного автора Евангелия, не вошедшего в число канонических текстов. Это Евангелие повествует о жизни Девы Марии и о событиях во время рождения Иисуса.

Более поздние исследования отвергли авторство Иакова: текст создан, видимо, во второй половине II века, а его автор, в отличие от Иакова, был слабо знаком с жизнью иудеев времен Христа.

В отличие от остальных учеников Христа, Иаков не путешествовал по дальним странам. Почти 30 лет он проповедовал христианство в одном месте: в Иерусалиме.

Древние исследователи, такие как Климент Александрийский и Евсевий Кесарийский, писали, что апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн избрали Иакова предстоятелем Церкви.

Предание добавляет: сам Христос, явившись ему во сне уже после Воскресения, наказал ему стать первым епископом Иерусалимской церкви.

Служить среди множества врагов христианства было нелегко. Но апостол Иаков благодаря справедливому служению и непрестанным молитвам за свой народ пользовался уважением иудеев. Его называли опорой народа, многие евреи обращались к Церкви лишь по одному его слову.

Видя такое почитание среди людей, обеспокоились иудейские первосвященники. «Как бы весь наш народ не обратился ко Христу», — сказал один из них по имени Анания и решил во что бы то ни стало склонить Иакова к отречению от Христа и прекращению проповеди.

А если не получится — убить.

Смерть

Случилось это на праздник Пасхи, вероятнее всего, в 62-м или 63-м году от Рождества Христова. Множество народа ото всех колен иудейских стекалось в Иерусалим, дабы встретить там праздник.

Предание говорит: враги апостола пришли к нему при большом стечении людей, вывели на крышу галереи, идущей вокруг храма, и попросили обратиться к народу прямо здесь и не вводить их в заблуждение касательно Иисуса.

Иаков в ответ восславил имя Господа.

«Для чего спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он восседает на небесах одесную великой Силы и опять придет на землю на облаках небесных!» — громко заявил Иаков. Толпа загудела, и многие начали восхвалять Христа. Тогда фарисеи столкнули его с крыши.

Читайте также:  Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы

Праведный Иаков нашел в себе силы встать на колени и начал молиться. В молитве он просил Господа отпустить грехи его убийцам: «Ибо они не ведают, что творят!» Его стали избивать палками. Вынести избиение он не смог. Предание говорит: Иакова погребли на этом же месте, а над могилой установили памятник.

Вскоре случилось восстание евреев, а затем война и разрушение римлянами Иерусалима и Второго храма. Ориген, богослов и философ II–III века, писал: смерть Иакова до такой степени потрясла многих иудеев, что они посчитали войну Божьим наказанием за убийство.

Свидетельство о Христе

В 2002 году в Иерусалиме, в одной из частных коллекций археологи обнаружили похоронную урну из песчаника, на которой на древнем арамейском языке написано: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».

Экспертиза показала, что сосуд относится к 63 году нашей эры — это совпадает с библейской хронологией.

Находка имеет огромное значение для христиан всего мира, ведь это самый ранний экспонат, который упоминает Иисуса.

Несмотря на то, что найденная урна оказалась пустой, ученые надеются получить ответы на свои вопросы при тщательном исследовании ее внутренних стенок.

Сами мощи апостола сохранились и находятся в Риме, в церкви Двенадцати Апостолов. Поклониться праведному Иоанну можно и в Москве, на Старо-Иерусалимском подворье.

Там с 1853 года хранятся части его мощей, присланные Александрийским патриархом Иерофеем.

Брат Господень

Просмотров: 2743     Комментариев: 0

Иаков брат Господень: житие апостола и значение в православии, тексты молитв— Отец Димитрий, начнем с установления личности, насколько это для нас возможно.

— Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалима, не нужно путать ни с Иаковом Зеведеевым (старшим братом Иоанна Богослова, который был убит Иродом, см.: Деян. 12, 2), ни с другим входящим в число двенадцати апостолов Иаковом — Алфеевым.

Евангелие не сообщает нам ничего о жизни и действиях того Иакова, о котором мы с вами говорим; но о нем рассказывает книга Деяний апостольских. А апостол Павел в Послании к Галатам (1, 19) пишет: из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня; в следующей же главе называет Кифу (Петра), Иоанна и Иакова столпами Церкви (см.: 2, 9).

Наиболее вероятным представляется, что Иаков был апостолом от семидесяти (см.: Лк. 10, 1).

— Но почему — брат, и вообще, кто такие братья Иисуса? Они упоминаются в Евангелии несколько раз, и, что примечательно — каждый раз чувствуется какое-то напряжение конфликта между ними и Христом.

— Да, евангелист Марк перечисляет четырех братьев Иисуса, начиная именно с Иакова (см.: 6, 3). Все три евангелиста-синоптика (см.: Мф. 12, 46–50; Мк. 3, 31–35; Лк.

8, 19–21) рассказывают об эпизоде, когда братья Иисуса вместе с Его Матерью желают поговорить с Ним, но не могут из-за собравшегося вокруг Него народа.

А Иоанн Богослов, рассказывая нам о споре, возникшем между Иисусом и его братьями, сообщает, что братья Его не веровали в Него (7, 5).

Догмат о Приснодевстве Богоматери — неотъемлемая часть христианского вероучения; наиболее вероятным здесь представляется, что братья Иисуса — это сыновья Иосифа от первого брака. Вспомним книгу Бытия: все двенадцать сыновей Иакова-Израиля называются братьями, хотя они от разных женщин.

— Есть такой апокриф: Иосиф перед смертью решил поделить меж сыновьями принадлежавшую ему землю и включил в число наследников также и младшего, Сына Марии; а старшие были этим весьма недовольны, и лишь Иаков заступился за Иисуса.

— Это именно апокриф, мы можем допускать вероятность такого хода событий, но не более того. Никаких подтверждений этому нет.

Иосиф Обручник был ревнителем Закона, его семья жила в ветхозаветной праведности, может быть, поэтому у братьев возникало недоверие к тому новому, что исходило от Иисуса. И это недоверие, эти сложности в отношениях, может быть, и не нужно называть враждой.

Мы не можем сказать точно, когда именно Иаков уверовал и обратился ко Хрис­ту, но, как уже сказано выше, он стал одним из столпов Его Церкви.

— Обратимся к личности Иакова: что это был за человек?

— Это был строгий ревнитель иудейского Закона, человек весьма благочестивый, праведный, он пользовался огромным уважением не только среди христиан, но и среди иудеев.

Уверовав, обратившись ко Христу, Иаков не отказался от соблюдения Закона: когда Павел, апостол язычников, вернулся в Иерусалим из миссионерского путешествия и пришел со своими учениками — Лукой, автором Деяний, и другими — к Иакову, Иаков и его ученики сказали: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители Закона (Деян. 21, 20).

Затем они попросили Павла пройти обряд очищения, дабы все убедились, что и он тоже соблюдает Закон (см.: Деян. 21, 18–26). И при всем этом именно слово Иакова становится решающим на апостольском Соборе (см.: Деян. 15), принявшем решение не затруднять обращающихся к Богу из язычников (15, 19), т. е. не принуждать их к обрезанию.

Строго соблюдая Закон, данный его народу через Моисея на горе Синай, Иаков не навязывает Закона другим, тем, кто не родился в Законе, кому Сам Бог его не заповедал; в этом видна мудрость и смирение первого иерусалимского епископа.

Иерусалимской церкви, возглавляемой праведным Иаковом, принадлежала особая роль в раннехристианском мире: она для всех остальных была церковью-матерью, они пребывали не только в любви к ней, но и в послушании. Апостол Павел в своих миссионерских путешествиях собирал деньги для церкви Иерусалима.

— Епископа Иакова ждала мученическая кончина; расскажите об этом.

— Принятое Церковью житие апостола Иакова, брата Господня, говорит: поскольку авторитет его рос, иудеи весьма озаботились тем, что он слишком многих может обратить ко Христу. В 62 году по Р. Х.

они воспользовались ослаблением римского контроля за Иерусалимом: правитель Фест, упоминаемый в Деяниях (тот самый, который сказал апостолу Павлу, что большая ученость довела его, Павла, до сумасшествия (см.: 26, 24)), был отозван в Рим, а сменивший его на этом посту Альбин в Иерусалим еще не прибыл.

Фарисеи и саддукеи собрали толпу, вывели старца Иакова на портик храма и устроили ему допрос; он твердо исповедал Христа, распятого и воскресшего. Тогда его сбросили наземь и убили, несмотря на то, что многие в толпе протестовали против убийства праведника.

Вместе с Иаковом в тот день многие иерусалимские христиане сподобились мученического венца.

Иосиф Флавий, автор исторических хроник того времени, утверждает, что подавление иудейского восстания, взятие Иерусалима войсками Тита в 70 году и те страшные бедствия, которые за этим последовали, — Божия кара за убийство праведника Иакова, приходившегося братом Иисусу. Евсевий Кесарийский писал, что ярость фарисеев и саддукеев обрушилась на Иакова, поскольку Павла не было в Иерусалиме, его как раз вывезли в Рим, на суд кесаря (см.: Деян. 26, 32).

— Наконец, о Послании апостола Иакова: когда и при каких обстоятельствах оно было написано? В чем его особенности?

— Апостол Иаков написал свое Послание незадолго до смерти, обращаясь к иудеям рассеяния — евреям, живущим не в Иерусалиме, не в Иудее, а в иных землях. В нем лишь однажды упоминается Иисус Христос (Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак. 5, 6)).

Из-за этого некоторые протестантские авторы утверждали, что Послание не может принадлежать апостолу Христа. Но апостол Иаков говорит о духовной и нравственной жизни учеников Христовых.

К сожалению, из Послания Иакова часто цитируется лишь одно, можно сказать, общеизвестное место: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (2, 17) или ниже: вера без дел мертва (2, 26). Здесь можно увидеть ложное противоречие с апостолом Павлом: человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал.

2, 16). На самом деле апостолы ведут здесь речь о разных делах: Павел — о делах Закона, Иаков — о делах любви. Однако Послание Иакова замечательно не одним только этим местом. По сути, это маленький учебник благодатной жизни — жизни во Хрис­те.

Чтобы убедить в этом всех читателей, приведем еще одну цитату: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1, 19–25).

— В чем особенность чинопоследования Литургии апостола Иакова?

— Это древняя Литургия, и она несколько пространнее более поздних, хорошо известных нам Литургий — Иоанна Златоуста и Василия Великого, хотя в целом построена так же, как они.

За Литургией апостола Иакова диакон возглашает ектении, стоя лицом к народу; так же, лицом к народу, читается Священное Писание, причем духовенство в этот момент находится в середине храма. Малый и Великий входы совершаются таким образом, что процессия обходит весь храм.

Вместо Херувимской песни на Великом входе поется «Да молчит всяка плоть человеча» — в нашем уставе этот тропарь положено петь только в Великую Субботу.

Не только священнослужители, но и миряне, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа по отдельности, как совершалось это в древности: сначала священник (или архиерей, если служба архиерейская) влагает в уста причащающегося частицу Тела, затем диакон (или священник) дает ему испить Крови из потира. Литургия апостола Иакова замечательна и значима для нас тем, что позволяет нам прикоснуться к раннехристианской эпохе.

Газета «Православная вера» № 20 (544)

Апостол иаков, брат господень

День памяти святого — 5 ноября 

Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева.

От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, – словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела наподобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни.

О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание.

Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.

Читайте также:  Молитва Ефрема Сирина: полный текст и другие обращения к преподобному

Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился, любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря:

– Потом же явися Иакову, таже апостолам всем (1Кор.18:7).

Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, – и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская. Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам.

Все не только верующие, но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться.

Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли, что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир.

Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания.

Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.

Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.

Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук евреев и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима. Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:

– Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения.

Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, – как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя – стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздник собралось – ты сам видишь – много людей, как из евреев, так и из других народов.

После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:

– О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе?

На сие святой ответил громким голосом:

– Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых.

Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули:

– Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!

  • Фарисеи же и книжники сказали:
  • – Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение.
  • И вот, в злобе и ярости, они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам святого.
  • – И праведник прельстился, – кричали они.
  • Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:

– Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.

Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:

– Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями.

В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.

Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом – честь и слава во веки веков. Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский, «Жития святых»

Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060

 ДЛЯ ЗАКАЗА ТРЕБ ОНЛАЙН НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Икона святого апостола Иакова Зеведеева

Могила святого Иакова Старшего, Иерусалимского епископа, находилась в Иерусалиме около соборного храма, однако через несколько веков после его смерти по благословению Патриархов мощи апостола Иакова были подняты из земли — обретены — и отданы на хранение в разные христианские города мира. Частица святого тела апостола привезена и в Россию. Апостол особо почитается с древности в Новгороде: здесь хранится эта часть мощей святого и построено два храма в его честь. Именем Иакова, сокращено — Яков, Яша — часто называли детей крестьян.

А мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья.

Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова.

Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».

С Х века сюда начинается паломничество,  которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима. Древние традиции паломничества соблюдаются и сейчас: паломник должен достичь города пешком, идя на протяжении ста километров или крутя педали велосипеда на протяжении двухсот километров.

Обоим апостолам Иаковам молятся о

    • Помощи в укреплении веры;
    • Охранении от злых людей и духов;

Молитва святому апостолу Иакову, брату Иоанна Богослова, Зеведееву которую читают паломники к его мощам и все, просящие его заступничества. Можно читать текст онлайн на русском языке:

О великий, любимый Христом апостол Божий Иаков! Прими под твое покровительство нас, грешных, приходящих к тебе.

Попроси у Щедрого ко всем и Любящего всех людей Христа Бога нашего, Который на глазах твоих Свою Кровь за нас, многогрешных рабов Его, пролил, чтобы не помянул он беззаконий наших, но помиловал нас и сотворил с нами все по милости Своей: пусть дарует нам Господь здравие душевное и физическое, благодать и радость, и изобилие во все дни жизни нашей, да наставит нас использовать все блага жизненные на славу Творца, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, а после кончины нашей и уходе нашем из жизни временной от немилосердных бесов и от воздушных преград да избавит нас, чтобы достигли мы, под твоим предводительством и покровом, Небесного Иерусалима.  О великий Иаков! Сохрани все города и страны христианские, храмы и служащих, и молящихся Господу, от голода, погибели, землетрясения и потопа, пожара и убийств, от вражеского вторжения в страну и гражданских войн в ней; избавь нас от всех бед и горя, молитвами твоими праведный гнев Божий пронеси мимо нас, попроси же нам Его милосердия, чтобы вместе с тобой мы удостоились прославлять всегда на Небесах Пресвятое Имя Троицы: Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь. 

Молитва и акафист святому апостолу Иакову, брату Господа Иисуса Христа, который читают паломники к его мощам и все, просящие его заступничества. Можно читать текст онлайн на русском языке:

О, великий угодник Божий, избранный Христом и Им прославленный апостол Иаков, брат Самого Господа! Ты был великим архиереем Святого города Иерусалима, ты и сегодня теплый наш заступник перед Богом и ходатай, предстоящий вечно перед Престолом Троицы Святой.

Не лиши нас твоего заступничества, но подними нас из грязи греховной, много раз впавших во грехи.

Как священномученик, ты имеешь власть наказывать и награждать, так разруби путы наши страстные и любовь Божию нам посылай молитвой твоей, и Царства Небесного сделай нас гражданами по твоему ходатайству.

Сам проси Христа Спасителя, чтобы удостоил Он нас совершать путь земной без падений и преткновения на грехах, чтобы вечной и блаженной жизни на небесах мы сподобились и там с тобою вместе всегда хвалили и радовались на Троицу Святую, пели молитвы Единому Божеству: Отцу, Сыну и Духу Пресвятому вечно. Аминь.

Молитвами святых апостолов да хранит вас Господь!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *