Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Москва, 06.04.2021, 15:57:40, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Традиционно в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского православные христиане поминают умерших родственников. В этом году родительская суббота выпадает на седьмое ноября. Из названия выходит, что в этот день можно чтить память только родителей, отошедших на тот свет. Так ли это на самом деле, и каких традиций следует придерживаться?

  • Можно поминать всех или только родителей
  • Что нужно делать: запреты и молитвы

Можно поминать всех или только родителей

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Большую родительскую субботу, которая в этом году припадает на седьмое ноября, также называют Дмитриевской. В христианской православной традиции с ней связаны различные ритуалы и обряды поминовения усопших. Сразу следует уточнить, что в этот день не обязательно отдавать дань памяти только ушедшим из жизни родителям. Дмитриевская суббота является днем всеобщего поминовения усопших, то есть можно молиться за всех родственников, близких людей, друзей.

С родительской субботой связаны различные обряды в христианской традиции. В первую очередь, следует в пятницу заранее передать священнику записки, на которых будут написаны имена усопших. Тогда в субботу на поминальном молебне священнослужитель сможет упомянуть их. Панихиду можно провести и дома, если не удается по важным причинам отправиться в субботу в церковь.

На заупокойную литургию христиане приходят с постными продуктами, среди которых хлеб, яблоки, конфеты, крупы. Нельзя приносить в храм Божий алкогольные напитки, за исключением кагора.

После службы по усопшим в церкви можно отправиться на кладбище, где еще раз помолиться, поставить свечи на могилах, убраться. Далее уже дома организуется поминальный ужин с близкими людьми.

На столе должны находиться те блюда, которые любил умерший человек.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Что нужно делать: запреты и молитвы

Кроме обрядов и ритуалов, которые следует соблюдать в Родительскую субботу, существует также ряд запретов.

В Дмитриевскую субботу запрещается употреблять алкогольные напитки, устраивать вечеринки и шумные гуляния, затевать ссоры и выяснения отношений, допускать плохие мысли, находиться в унынии и скорби.

Это день памяти, в который нужно подумать о тех, кого уже нет рядом. Однако не стоит плакать и предаваться унынию, ведь усопшие люди находятся в ином мире, лучшем, чем наш земной.

Рекомендуется прочитать молитву за всех усопших.

Звучит она следующим образом: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Отлично, когда в семье есть традиция вести семейные помянники. В этом случае появляется возможность упоминать всех предков, которые отошли в мир иной в течение многих поколений. Отдельно можно читать молитвы за упокой жены, мужа и родителей.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Следует помнить, что в Дмитриевскую субботу не обязательно отказываться от ежедневных дел и обязанностей, работы, если приходится трудиться в выходной день. Однако верующим православным христианам нужно выкроить в своем плотном графике время для прочтения молитвы об усопших.

Не следует в этот день предаваться развлечениям: ходить на концерты, смотреть развлекательные программы по телевизору. Наши родственники заслужили на то, чтобы мы вспомнили их добрыми словами, рассказали о том, какими они были.

Они остаются с нами рядом, ведь из этого мира уходит лишь их физическая оболочка.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы Что принесет «третий приход весны», приметы дня 7 апреля
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы Открытки и поздравления в прозе с праздником Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Что делать, если опоздали «разбудить» семена, и как ускорить их прорастание
  • Строгие запреты Благовещения 7 апреля 2021 года, которые нельзя нарушать, народные приметы и обычаи
  • Михаил Романов провел прием жителей Петербурга в Общественной приемной Дмитрия Медведева по вопросам дачных и садоводческих товариществ
  • Василиса Володина рассказала, какой характер будет у ребенка, рождённого в апреле, мае и июне
  • Восемь советов, которые помогут сэкономить на оплате ЖКХ, проезде и покупках
  • Как сделать модный маникюр «тай-дай» в домашних условиях

Великий пост: Поминовение усопших. Вселенская родительская суббота

Поминовение усопших родственников является одним из важнейших элементов православной культуры.
К сожалению, этой культурой владеют не все люди. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в праздник Светлого Христова Воскресения на любом кладбище. На каждом шагу видны следы поминовения, которое трудно назвать православным.

А между тем православная Церковь многое делает для возрождения культуры поминовения и обеспечения возможности любому верующему человеку благочестиво помянуть усопших родственников в храме или на кладбище.

В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере».

В эти дни в Церкви служат вселенские панихиды, а сами дни поминовения называют вселенскими родительскими субботами.

Такими вселенскими родительскими субботами являются:
1. Суббота мясопустная — накануне Недели о Страшном Суде.
2. Три родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого Поста.
3. Радоница — во вторник на второй неделе после Пасхи.
4. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы.
5.

Димитриевская родительская суббота — накануне дня памяти Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.

Как видно, значительная часть вселенских родительских суббот приурочена к периоду подготовки и проведения Великого Поста и Пасхи Христовой, что хорошо согласуется с сугубым молитвенным трудом и настроением православных людей в этот период.

  • Кроме этих дней общецерковного поминовения, следует поминать усопших в дни рождения, кончины и в день именин.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  • Накануне вселенских родительских суббот во время вечерних Богослужений в храме служатся особые заупокойные службы, а после литургии на утренней службе в храме совершаются вселенские панихиды, на которых Церковь особенно молится об умерших внезапной смертью, умерших на чужбине, в море, от мора и голода, погибших на войне, в пожарах и от стихийных бедствий.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

В дни поминовения усопших — вселенские родительские субботы, обычный ход утренних Богослужений несколько изменяется.
В эти дни перед амвоном напротив Царских Врат размещается подсвечник с изображением Голгофы, который называется «канун».

  1. Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  2. Прихожане затепляют большие поминальные свечи, которые остаются затепленными до конца продолжительного утреннего Богослужения, включающего литургию и панихиду.
  3. Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Многие прихожане приносят в храм и оставляют на специальных столах хлеб, печенье и сладости, другие продукты.
Иногда приходится слышать, что «это — приношение нашим усопшим сродникам, которым тоже хочется вкусить наших земных яств».

Не следует слишком строго судить о таких высказываниях — такие слова идут от простоты и доброты сердечной. На самом деле наши усопшие сродники, находящиеся после кончины в духовном мире, не нуждаются и не могут воспользоваться продуктами нашего материального мира.

Приношение в храм продуктов в дни поминовения имеет совсем другой смысл.

Издревле сложился обычай после завершения Богослужения и благословения приношений отдавать продукты, приносимые в храм, нищим и нуждающимся, которые, вкушая эти продукты, молятся за тех, в память которых эти продукты приносятся в храм. В современных условиях такие приношения являются разновидностью милостыни, раздаваемой в память об усопших.

  • Таким образом, приношение в храм продуктов имеет своей целью умножение молитв об усопших, а это именно то, в чем действительно нуждаются наши усопшие сродники.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  • Утреннее Богослужение в день поминовения начинается с Божественной литургии.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  • Во время литургии читается Евангелие, Апостол.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  • Священник читает молитвы в алтаре.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  • Проводится каждение.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  • Великий вход со Святыми Дарами, которые переносятся на престол для совершения таинства евхаристии.
  • Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы
  • Перед началом причащения священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения.
  • Начинается принятие Святых Христовых Таин.

Молитвы о поминовении становятся действеннее, если поминающий сам причастится Тела и Крови Христовой во вселенскую родительскую субботу. Это объясняет, почему на вселенских родительских субботах так много причастников.

Основными причастниками в эти дни являются взрослые. По сложившейся в приходе традиции дети причащаются, в большинстве своем, на воскресной утренней литургии.

  1. После окончания причащения священник читает молитву благодарения.
  2. Сразу после завершения литургии начинается вселенская панихида.

Во время панихиды прочитываются многочисленные молитвы об усопших.
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих …».

  • Церковь молится обо всех усопших чадах своих, в том числе и об
    «убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианского лишенных…»
  • Во время панихиды проводится каждение
Читайте также:  Нил Столобенский: житие преподобного и в чем помогает икона, текст молитвы

Поминовение и чтение записок во время совместной молитвы открывает возможность для каждого человека проявить свою любовь к усопшим и подать им реальную помощь.
«Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит…».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них в храме. Это им всегда необходимо.
«Проливая тихия слезы на могилах сродников наших, молимся с надеждою и с упованием взываем: скажи нам, Господи, яко оставил еси грехи их! Даждь о сем откровение таинственное духу нашему…».

В конце вселенской панихиды священник проводит окропление святой водой приношений прихожан. Этим Церковь благословляет пожертвования прихожан нищим, голодным и малоимущим, которым и раздаются эти приношения прихожан, и которые также поминают и молятся за усопших.

К сожалению, все еще очень живуч обычай, в дни празднования Пасхи Христовой пить и есть на кладбище, оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего», а то и выливать водку в могильный холм.

Эти языческие традиции имеют мало общего с православной традицией поминовения.

В своей книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим Роуз пишет:
«О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах.

Используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе.

Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…».

  1. Утреннее Богослужение во вселенскую родительскую субботу завершает отпуст.
  2. На отпусте прихожане прикладываются ко кресту.
  3. Причащение, участие в совместной молитве и поминовении усопших сродников создают в душах прихожан ощущение мира и духовной связи с почившими родными и близкими.
  4. Участие в поминовении усопших способствует усвоению такого миропонимания, в котором находятся правильные оценки и духовного и материального мира.

Участие в различных Богослужениях Великого Поста способствует осмыслению православными людьми роли Бога в своей жизни и своей связи с духовным миром. Великий Пост дарит православному человеку ощущение возможности стать в земной жизни выше своих человеческих слабостей ради будущей жизни в духовном мире.

Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

2 ноября 2019 года отмечается Димитриевская родительская суббота – день особенного поминовения усопших. Эта традиция пошла от обычая молиться за погибших во время Куликовской битвы накануне дня ангела великого князя Димитрия Донского. Сама же практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие еще существуют традиции поминовения?

Святые отцы о поминовении усопших

Традиция поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Доказательство тому содержат древние литургии и свидетельства святых отцов и учителей Церкви. Св.

Дионисий Ареопагит: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем – все предстоящие; в молитве же просят бесконечную благость Божию, да простит (Бог) усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание…» И далее: «Об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, пришедшее к нам от наших богодухновенных наставников предание изложить необходимо».

Святой Афанасий Великий: «Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих».

Святой Григорий Нисский: «Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместно Церковью Божией, но это есть дело весьма богоугодное и полезное – при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере» (там же, у святого Иоанна Дамаскина).

Святой Иоанн Златоуст: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (беседа 3-я на Послание апостола Павла к филиппийцам). «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» (Беседа 21-я на Деяния апостольские).

Почему поминовение благотворно для усопших?

Вот что пишет о поминовении усопших св. Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого.

Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, — забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.

— Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных [Евр. 12, 23], по любви своей постоянно молится за нас Богу, — и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, — равное за равное. Мы поминали их, они — нас.

А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. — Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного [Иак. 5, 16]» (Моя жизнь во Христе. Том 2. Запись 1229)

В писаниях древних отцов и учителей церкви мы находим объяснения тому, почему наши молитвы могут быть спасительны для скончавшихся собратьев наших.

Святой Кирилл Иерусалимский: «Хочу я вас и примером уверить, ибо я знаю – многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетя венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Святой Иоанн Златоуст: «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли».

И в другом месте: «Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?»

Блаженный Августин: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим.

Ибо вся Церковь соблюдает это, как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них.

Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не всуе (не напрасно) воссылаются Богу молитвы?»

Святитель Феофан Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие.

Читайте также:  Святой Алексей Мечев: житие московского протоирея и о чем просят, молитвы

У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: «Помоги!» — вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней.

Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах.

Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу — ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…».

Дни особого поминовения усопших

Суббота традиционно посвящена в Церкви поминанию святых и умерших. Есть дни, преимущественно посвящённые поминовению усопших.

  • Вселенская родительская суббота (За неделю до Великого поста)
  • Родительская суббота 2-ой недели Великого поста.
  • Родительская суббота 3-ой недели Великого поста.
  • Родительская суббота 4-ой недели Великого поста.

Радоница. Вторник второй недели после Пасхи.

Троицкая родительская суббота, день накануне дня св. Троицы. Праздник св.Троицы, или Пятидесятницы — это день образования Церкви Христовой, сообщества верных, которые во взаимной любви могут оказывать друг другу молитвенную помощь не только при жизни, но и после смерти.

Помимо общепринятых дней поминовения есть и дни памяти местного значения, например, день Куликовской битвы, иначе называемый Димитриевская Родительская суббота. Он празднуется накануне дня Димитрия Солунского и изначально был приурочен ко дню битвы на Куликовом поле. Первоначально в этот день поминали всех павших в Куликовском сражении, но позже он сделался днем памяти всех усопших в вере.

Существует также древний христианский обычай особо поминать умершего на:

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и в честь Пресвятой Троицы.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сороковой день. Это тоже знаковое число в Церковной истории Ветхого и Нового завета.

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.

Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем.

Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

«Усопшие не вдруг свыкаются с новою жизнию. Даже и у святых некое время держится земляность. Пока-то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины (третий день по смерти), девятины (девятый день) и сорочины (сороковой день) указывают на степень очищения от земляности» Свт. Феофан Затворник.

Также принято отмечать годину смерти. В такие дни хорошей помощью для умершего считается милостыня за него и молитва в храме.

Способы поминовения усопших христиан

Поминовение человека начинается с его отпевания, на третий день после смерти. Отпевание — это определённый свод молитв и песнопений, в которых поминается ушедшая в вечность душа человека.

Церковь возносит молитвы о нём, моля Бога о наилучшей участи для человека, испрашивая прощение его грехов и вселения души его в места, где ей будет спокойно и радостно, где она сможет иметь общение с Богом и святыми.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но Жизнь бесконечная» (из песнопений панихиды, заупокойной службы).

Отпевание не единственная служба, которая предназначена для поминовения усопших. Существуют также панихиды, на которых можно поминать умерших близких, и, самое важное, поминовение во время литургии, когда за каждого поминаемого человека извлекается частичка из просфоры и омывается Кровью Господа Иисуса Христа, в надежде, что Господь даст облегчение и радость спасения всем поминаемым.

О необходимости поминовения именно в храме говорили многие святые отцы. «Пока ты, мать, жива, то ты еще очень много можешь сделать для своего чада. Молись, подавай за него литургию и милостыню. У Бога нет мертвых, у него все живы», — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) одной своей духовной дочери.

Поминовение младенцев

Над младенцами, умершими во Святом Крещении, совершается особое отпевание, как над непорочными, безгрешными. Церковь не молится об оставлении грехов умерших, а только просит сподобить их Царствия Небесного.

Младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить Небесное Царство, но они во Святом Крещении очистились от прародительского греха; соделались непорочными и наследниками Царствия Божия.

По этой причине поминать их надо, не молясь о прощении грехов их, но скорее для собственного утешения матери, сохраняя живую молитвенную связь с ребенком, поминая его в молитве храмовой и личной.

Поминовение тех, кто умер не своей смертью

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых Церковь просит, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом в храме не происходит поименного поминовения их. За самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам.

За тех, кто умер насильственной смертью, также есть ряд специальных молитв, в которых сугубо поминается душа человека, просится у Господа оставление грехов его, за которые он, возможно, не успел принести покаяния, поскольку жизнь его была несвоевременно прервана.

«В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш!…» Порой это предельное испытание для нашей веры. “Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно”, — сказал Иов.

Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором. А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви.

Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все.

Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет» (митрополит Антоний Сурожский, «Смерть».)

nsad.ru

Просмотры (113)

Димитриевская Родительская суббота

Димитриевская Родительская суббота – ежегодный день поминовения усопших в ноябре, названный в честь святого Димитрия Солунского. В этот день молятся за всех умерших православных христиан.

Название «родительская» происходит оттого, что люди сначала поминают своих умерших родных и лишь потом других верующих.

От других дней поминовения православного календаря Димитриевская суббота отличается тем, что в этот день в храмах и церквях молятся за всех воинов, погибших за православную веру.

Какого числа Димитриевская Родительская суббота?

Проводится в ноябре каждого года, в субботу перед Дмитриевым днем (8 ноября). Как и многие другие дни церковного календаря, это плавающая дата. День проведения Димитриевской Родительской субботы меняется из года в год:

  • в 2018 Димитриевская Родительская суббота отмечается 3 ноября;
  • Родительская суббота в ноябре 2019 года отмечается второго числа;
  • в ноябре 2020 года она пройдет седьмого числа.

Что означает Димитриевская Родительская суббота?

Согласно традициям русского православия, в этот день поминают умерших. Родственникам следует молиться за покойных, ставить свечи, подавать записки о упокоении (панихида), посещать кладбища и проводить поминки. «Родительский» в названии поминального дня означает, что христианин молится за упокоение родных и близких.

Что делать в Димитриевскую Родительскую субботу?

В день Родительской субботы верующему христианину следует прийти в храм и вознести молитву за умерших братьев и сестер по вере. Следует возвести молитвы об упокоении на могилах своих близких, почтить их память и поухаживать за могилами. Это подходящий день для того, чтобы очистить надгробие, обновить крест, подстричь траву вокруг могилы и возложить на неё цветы. 

Читайте также:  Молитва ксении петербургской: как правильно просить о помощи, сильные тексты

Поминальный обед в Димитриевскую Родительскую субботу

Традиция устраивать в этот день поминальный обед восходит к дохристианским тризнам. Поминальная трапеза проводится не ради пиршества, но ради почитания памяти усопших. Поэтому нужно думать и говорить о них, вспоминать добрые дела ушедших. Это день семейного поминовения, воспитания и передачи традиции, поэтому на Димитриевскую субботу собираются всей семьей и приглашают родню.

Хотя многие люди приносят угощения на могилы своих покойных близких, с точки зрения православной веры – это не более чем языческий предрассудок. Вместо этого лучше принести в храм кагор (вино) для поминальной литургии и постные продукты, чтобы передать их малоимущим.

Помимо Русской православной церкви, Димитриевскую субботу отмечают Сербская и Болгарская православные церкви.

Почему Димитриевская Родительская суббота так называется?

Этот день назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Святой Димитрий был военачальником в греческом городе Солунь, открыто проповедовал христианство и обращал в свою веру местных жителей. 8 ноября 306 года он был жестоко казнен по приказу императора Максимиана. Дата смерти святого впоследствии стала днем его памяти и сейчас известна как Димитриев день.

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН
  • ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ
  • Подробнее

Князь Дмитрий Донской и день поминовения православных воинов

Считается, что традицию отмечать Димитриевскую Родительскую субботу заложил Дмитрий Донской.

Согласно легенде, после Куликовской битвы он посетил Троице-Сергееву лавру, возвестил о своей победе и вернул преподобному Сергию останки погибших в бою иноков-витязей Осляби и Пересвета.

По ним и всем погибшим за веру совершили заупокойное богослужение и поминальную трапезу. Молебен за упокой защитников православной веры со временем вырос в Димитриевскую Родительскую субботу.

Хотя у этой легенды нет достоверных подтверждений в литературных памятниках и церковных книгах, к XIX веку Димитриевская Родительская суббота отмечалась по всей России, и это был день памяти защитников веры.

Император Николай II выпустил в 1903 году именной указ, в котором постановил проводить 8 ноября панихиду по погибшим воинам.

Служба в Димитриевскую субботу

В пятницу накануне дня поминовения в храмах проводится великая панихида (греч. парастас). На саму Родительскую субботу проводятся заупокойная Божественная литургия и общая панихида, священники выступают с проповедями, посвященными усопшим и их поминовению.

За день до Родительской субботы подают записку в храм или церковь с именами покойных, которых помянут в литургии или на парастасе. В сам день посещают храм и молятся за усопших. Больные и немощные верующие читают молитву по молитвослову дома.

Возможно, вам будет интересно:

22 ноября 2018

Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания

В 2019 году Дмитриевская родительская суббота будет отмечаться на 2 ноября.

Дмитриевская суббота

  • Последняя родительская суббота в 2019 году – в этот день в православных храмах проходят панихиды, поминальные литургии и совершается особое поминовение умерших православных христиан.
  • Особый смысл Дмитриевской родительской субботы в том, что в этот день совершаются панихиды по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.

© photo: Sputnik / Mikhail Ozersky

Икона «Дмитрий Солунский». Псковская школа живописи. XV в.

Дмитриевскую субботу установил князь Дмитрий Донской после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно перед днем Святого Димитрия Солунского, имя которого всегда связывали на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Дмитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан.

Почему родительская

Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая. В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Но с давних времен в народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Император Николай II в 1903 году даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

Покровитель русских воинов

На иконах Святой Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.

Святой Димитрий родился в городе Солуни (Салоники) в Греции в семье тайных христиан. После смерти отца он стал властителем Фессалоникийской области и защищал город от внешних врагов.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Нетленная десница святого великомученика Димитрия Солунского

Император потребовал от Димитрия истребления христиан, но вместо этого он стал искоренять языческие обычаи. Узнав об этом император велел посадить его в темницу, где по его приказу темничная стража убила Димитрия копьями. Это произошло в 306 году.

Тело Димитрия выбросили на съедение зверям, но жители тайно похоронили его. При гробе великомученика всегда совершались чудеса и исцеления.

Святой издревле особо почитался на Руси — с первых веков христианства по всей стране построено множество храмов. Русские князья одному из сыновей, обычно старшему, давали имя Дмитрий.

Князь Димитрий Донской был великим почитателем Святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.

Традиции поминания

В Дмитриевскую родительскую субботу по традиции поминают своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки за умерших родственников священнику, а также молятся за упокоение их души в загробном мире.

По церковным канонам, чтобы помянуть своих почивших родственников необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

В этот день обычно приносят в храм угощение для неимущих, которые освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Но, если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Обычаи и приметы

Женщины, как и в другие поминальные дни были заняты генеральной уборкой — убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Перед родительской субботой вся семья обязательно мылась, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни — в старину верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома, потому и старались собрать семью в родовых жилищах.

Поминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. На стол как в пятницу, так и в субботу ставили свечи — люди считали, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают.

Хозяйки старалась приготовить как можно больше блюд из мяса, но традиционным и основным оставалась фаршированная свиная голова. Также готовили традиционные поминальные блюда — кутью, блины, пироги, а также другие любимые блюда усопших родственников.

На стол подавалось огромное количество пирогов с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой.

За трапезой вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой и приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей.

  1. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли умыться после трапезы.
  2. Дмитриевская суббота с давних времен считалась днем перехода от осени к зиме, соответственно много примет было связано и с погодой: Дмитриев день – зима лезет на плетень; на Дмитрия реки замерзают; до Дмитриевской субботы зима не становится.
  3. Люди считали, что, если в этот день холодно и снег выпал – весна будет поздняя, а если оттепель – весна будет теплой.
  4. Материал подготовлен на основе открытых источников

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector