Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитв

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитв

20 мая (7 ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Антония Печерского.

Содержание:

Житие преподобного Антония Печерского

Преподобный Антоний (в миру Антипа [1]) родился в 983 году в Любече. Антипа принял иноческий постриг с именем Антоний в одном из афонских монастырей и через некоторое время вернулся на родные края. Не ранее 1051 г.

он поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на митрополию епископом Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность, и уже после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 г.

вокруг Антония начала складываться община иноков, среди которых были постриженики из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича — Варлаам и Ефрем. Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял делать это священноинока Никона, т. к. тот имел сан иерея.

Видя умножение братии и стремясь к иноческому уединению, Антоний поставил инока Варлаама игуменом возникшего монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству.

Формально не являясь настоятелем, Антоний, тем не менее, продолжал оставаться главным авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Святой горы. По благословению Антония была построена Успенская церковь над большой пещерой, затем — кельи и ограда, в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран Феодосий.

События 1068 г. (поражение русских князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого князя Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между Антонием и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины которого не вполне ясны. В 1069 г.

Антоний был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного монастыря, а в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он преставился в 1073 году.

Незадолго до этого он принял участие  в закладке каменного Успенского собора монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний был погребен в своей пещере.

Почитание преподобного Антония Печерского

Мощи преподобного Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой преподобного, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г. Определенных сведений о времени канонизации Антония Печерского нет.

Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в последней четверти XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его Житие. Первое явное свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря — посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г.

церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским епископом Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика [2]. С рубежа XIV — XV вв. в списках Пролога второй редакции, таких как Спасо-Прилуцкий и Успенский Прологи, под 7 мая помещена переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония».

Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились. В середине — третьей четверти. XV в., возможно, одновременно с написанием службы Антонию, была создана и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке Житием, также на основе Сказания о Печерском монастыре.

Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет».

В 1459–1461 гг. по благословению святителя Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию Печерскому. Служба бденная, содержит два канона преподобному. В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг.

Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому

Тропарь, глас 4:

От мирскаго мятежа изшед, и в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси. Отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие  пожив, и оттуду благословением Отец в гору сию пришед, трудолюбне в пещерах жизнь совершив. И множеству иночествующих, стезе ведущую Небесному Царствию показав, и сих Христови привел еси. Егоже моли преподобне, да спасет душа наша.

Кондак, глас 8:

Возложив себе Богу от юности преподобне. Того паче всех возлюбив, и тому от всея души любовию последова. Мира тленных нивочтоже вменив. В земли пещеру соделав, в ней же добре подвизався противу невидимаго врага кознем.

И И яко светозарное солнце в концы земли восия, от онудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом. И ныне со ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою. Да зовем ти, радуйся Антоние отче наш.

Другой кондак, глас той же:

В мире яко ангел отче пожил еси, в земли пещеру себе соделав, в ней же добре подвизася противу невидимаго врага кознем. И оттуду веселяся прешел еси к Небесным чертогом. Поминай нас чтущих память твою, да зовем ти, радуйся Антонием отче наш.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Антонию Печерскому→

Читать онлайн

Киево-Печерский монастырь

Основанный в 1051 году преподобным Антонием монастырь в 1096 г. потерпел нападение половцев. Святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 г. при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых.

Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для иноков, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители. В 1203 г.

при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. После запустения вследствие набегов и иных бедствий в XIV в. монастырь был возобновлен. После Брестской унии в 1596 г.

была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.

Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 г. типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг.

Петр Могила основал здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. церковь была возобновлена. В 1731 – 1745 гг.  к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня. После 1919 г.

монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 г.

в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 г. 29 сентября 1926 г.

ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря.

Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 г. немецкими оккупантами был взорван Успенский собор. После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В настоящее время Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.

 

Преподобный Антоний Печерский. Иконы

Известно несколько типов изображения преподобного Антония Печерского: единоличные, вместе с преподобным Феодосием Печерским, в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в.

существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Пресвятой Богородице, сохранилось на Печерской иконе Божией Матери, ок. 1288 г.

: преподобный Антоний представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не лѣнмься и[…]а бо о сѣм Г[…]д помощьника», слева — преподобный Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в.

Читайте также:  Великомученик никита: житие и дни памяти святого, иконография, тексты молитв

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвСвенская икона Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Киев, ок. 1288 г. Происходит из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Москва, ГТГАнтоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвАнтоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПреподобный Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Богородицы). Киев, около 1288 г. Москва, ГТГАнтоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПресвятая Богородица на престоле, с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Москва, 1563 – 1583 гг. Москва, Успенский собор Московского Кремля

К единоличным изображениям преподобного Антония относится шитый покров начала XVI в., изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кирилло-Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПреподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва, конец XV – начало XVI в. СПб, ГРМАнтоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПреподобные Антоний и Феодосий Печерские. Шитая хоругвь (фрагмент). Новгород, первая половина XVI. Из церкви св. Никиты. СПб, ГРМ

Софийский иконописный подлинник второй четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» [3].

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПреподобный Антоний Печерский. Минея – Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДААнтоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПрп. Антоний Печерский. М.И. Дикарев (?). Икона. Мстера. 1890-е годыАнтоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПреподобный Антоний Печерский

Храмы во имя преподобного Антония Печерского

В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря преподобному Антонию был посвящен один из четырех престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг.

в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522 – 1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел.

Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором нижегородского Печерского Вознесенского монастыря  и датируется 1648 г.

Источники:

[1] ПСРЛ. Т. 41. С. 56. [2] ПСРЛ. Т. 11. С. 156.

[3] РНБ. № 1523. Л. 151.

Александр Парменов. Преподобный Антоний Печерский / Православие.Ru

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитв Апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Икона конца XIX в.
В конце XIX века со святой горы Афон была прислана в Россию икона, писанная неким святогорцем, простая и трогательная, как детская картинка. Изображены на ней стоящие на Киевских горах апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Апостол Андрей держит в одной руке Евангелие – запечатленный символ Бога Слова, проповедуемого им по всей Скифии; другой, слегка приподнятой ладонью вверх, указывает на расстилающийся ландшафт, заставляя вспомнить свое пророчество, сохраненное «Повестью временных лет»: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И как бы ответствуя на этот призыв, преподобный Антоний, пришедший на указанное место тысячу лет спустя, стоит, спокойно опираясь на посох, со свитком, на котором начертано: «Аз не к тому боюся Бога, но люблю». Между ними – стены, кельи и храмы Киево-Печерского монастыря, а над всем на облаке осиянная солнцем Богородица развернула омофор – Свой пречистый покров над Россией.

Прошел или нет святой Андрей Первозванный встречным путем «из варяг в греки», был он на Днепре телом или духом – для православного сознания факт второстепенный. Главное, что семя было брошено и что Русская Церковь восприняла преемственность от первого из апостолов, призванного Самим Господом.

Преподобный Антоний проделал долгий путь – и страннический посох на иконе свидетельствует о том – от черниговской земли до Афона, являющегося вторым уделом Божией Матери, и обратно на Русь, которой суждено было стать третьим уделом Богородицы, врученной, как и Святая гора, Ее особому попечительству.

С молодых лет послушный Божией воле, он продолжил труды апостола Андрея, утверждая христианскую веру во спасение родной земли. Зрелым и опытным иноком обосновался святой Антоний на Киевских горах, где в скором времени возник монастырь с главным храмом в честь Успения Божией Матери.

Сама Царица Небесная отправила на берега Днепра каменщиков строить «Богородицыну церковь» и послала с ними небольшую икону Успения, ставшую главной святыней обители.

«Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве… К вам посылаю, к Антонию и Феодосию… Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить», – молвила Владычица (Киево-Печерский патерик).

Так под благодатным покровом начал воздвигаться Дом Пресвятой Богородицы.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитв Преподобный Антоний Печерский. Фрагмент Свенской иконы Божией Матери
Отечественные историки не любят писать о преподобном Антонии. Мало достоверной информации. Раннее житие утеряно, позднее изобилует так называемыми общими местами. Правда, о преподобном упоминают летописи, но скупо. Немногословны летописные повествования и о других деятелях ранней русской истории. И на чем бы основывались многостраничные изыскания о страстотерпцах Борисе и Глебе, митрополите Иларионе, преподобном Феодосии, если бы не сохранились такие памятники древней письменности как «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», житие и поучения преподобного Феодосия.

Внешне не яркая, суровая фигура преподобного Антония неслышно появляется на берегах Днепра, пребывает там некоторое время и так же тихо уходит в мир иной. И это – посреди кипения страстей и событий, обуревающих неспокойную столицу Русской земли.

Но память о нем как бы впечатывается навечно в Киевские горы, а следом – и в сердце каждого православного. Не любят говорить о нем ни иереи, ни иноки, но любят молиться, прося у преподобного помощи и заступничества.

И в писаной или умозрительной иконе он лицо не менее реальное и явственно ощутимое, нежели любой подвижник недавнего времени, от которого сохранилась и подробная биография, и даже фотографическая карточка.

Различными путями приходит человек ко Господу. Мы не знаем, что побудило юного Антипу из черниговского города Любеча на заре христианизации Руси оставить свой дом, родные края и устремиться на поиски учения Христова. «Измлада же име страх Божий, и желаше во иноческий облещися образ», – говорит житие.

И только! Не было долгих поисков и метаний. И это доказывает, что его начинаниям предшествовала молитва: Антипа отдает себя в руки Всевышнего, и Тот устраивает его пути. Любеч – Царьград – Афон. «От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира пожив, в тихое пристанище Святой горы Афона достигл еси…» (из тропаря преп.

Антонию Печерскому).

Да и где было искать учителей желающему всецело посвятить себя Господу? Русская земля еще только начинала просвещаться светом истины Христовой. Да, были по городам и церкви, начали появляться монастыри.

Но: духовенство, пришедшее с первым митрополитом Михаилом, – греческое язык и обычаи славянские им чужды, да и само назначение в далекий и холодный скифо-варяжский край могло восприниматься многими миссионерами как ссылка. Здесь требовалась либо кирилло-мефодиевская ревность о Господе либо любовь к отеческому краю.

И Господь взрастил Своих проповедников, сеятелей слова Божиего на не тронутой еще правдой земле. Одним из первых был Антипа: упорный, крепкий, противящийся (как и переводится само имя его с греческого) всему языческому, мерзкому, тленному, неистинному.

Афон – этот небольшой отросток Халкидонского полуострова, который в свое время с евангельской проповедью обошла Сама Богородица и на котором издавна селились отшельники, – начал складываться в своеобразную монашескую республику, а точнее, в настоящую иноческую житницу лишь к исходу первого тысячелетия христианской эры.

Первый монастырь – Великая лавра – был основан там в 961/962 году Афанасием Великим. И стало их вскоре – двадцать больших обителей и десятки маленьких скитов, келий и пустынек. А на Руси к тому времени уже откняжил и «сходил» набегом на Царьград (860) Аскольд, соприкоснувшийся там с волей Царицы Небесной, испытавший на себе Ее Влахернское чудо и крестившийся.

Уже крещена была и княгиня Ольга († 969).

Когда к IX веку на пути всемирной проповеди Христовой стеной встали ислам и иудаизм, стало складываться, расти и укрепляться озаренное светом Православия Русское государство. И представляется, что непоколебимый, пламенный и животворящий святогорский оплот Православия возник едва ли не в поддержку созидающейся Русской Церкви строящегося православного царства.

И суждено им было впоследствии питать, обогащать, укреплять и спасать друг друга. Маленький полуостров в Эгейском море и громадная держава, раскинувшаяся посреди иноверцев на двух континентах, – материк Православия. И оба – под покровительством Божией Матери.

А перенесено оно было, это покровительство, немощным человеком, затерянным во мгле веков, но великим пред Господом.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитв Преподобный Антоний Великий. Икона середины XVI в
Имена не даются случайно. Каждый знает это на своем опыте. Постриженный на Афоне в монастыре Есфигмен (по другим данным – в Иверском) во имя преподобного Антония Великого Антоний Печерский вместе с именем принял на себя и труды своего небесного покровителя. Истинный христианин должен стремиться следовать Христу. Но трудно подражать Самому Господу. Гораздо легче, когда дан уже образец, когда можно идти за первопроходцем. «Умоляю вас, – находим мы в Послании к коринфянам святого апостола Павла, – подражайте мне, как я Христу». Таким первопроходцем, учителем, наставником и был египетский подвижник Антоний (251–356) заслуживший от Церкви именование Великий, признанный основатель пустынножительства и отец монашества. Его заветов держались и афонские иноки. Эти же традиции суждено было перенести на родную землю отцу русского монашества преподобному Антонию Печерскому. Имя Антоний означает приобретение. Став приобретением для Господа, и тот и другой Антоний через себя приобрели для Господа сотни тысяч верных последователей.

Читайте также:  Икона Спас в силах: история появления и значение символов, как разместить и молитва

Чем увлек Антоний Великий сонм последовавших его путем иноков – египетских, палестинских, сирийских, византийских русских, наконец, да и многих других? Ведь подвиг его был настолько суров, что, казалось, должен не привлекать, а отпугивать.

Полный отказ от мира и «нормальной человеческой жизни», скудная пища, непрестанные труд и молитва, жестокая борьба с демонскими искушениями и напастями – и все это с юных лет.

Но, чередуя труд и молитву, ни на мгновенье не расслабляясь, преподобный Антоний Великий достигает полной победы над собой, над князем мира сего, обретает спокойствие духа и мир в помыслах.

К нему, таким образом укрепленному, стекаются ученики; гора, где он подвизается, покрывается монастырями; его наставлений ищут и монашествующие, и миряне; сам византийский император равноапостольный Константин Великий с сыновьями пользуются его советами, просят молитвенной помощи.

Труд и молитва, суровый образ жизни строгость и воздержание во всем – вот что завещал своим ученикам Антоний Великий. А что было приобретено взамен? Радость. Радость о Господе и любовь истинная, спокойствие души и свет неизреченный.

Пустые слова для алчущих только «радостей жизни».

Но тот, кто чуть прикоснулся, хоть краем глаза сподобился видеть нечто подобное, знает: эти дары ценнее всех сокровищ мира, и обладающий ими владеет таким созидательным оружием – судьбоносным и жизнеутверждающим, – что ему не может противостоять никто и ничто.

Тем же путем эти же благодатные дары в изобилии получил и духовный наследник Антония Египетского – Антоний Печерский. Пробыв на Афоне некоторое время и «навыкнув иноческому житию», он получает через своего духовника повеление вернуться на Русь, пребывающую в духовном младенчестве.

Вернувшись, Антоний прошел по городам и весям, по монастырям, но нигде не нашел правильно устроенной монашеской жизни, только слабые попытки, перемешанные с чисто мирскими, земными хлопотами и заботами.

Начавшиеся на Руси после смерти равноапостольного князя Владимира († 1015) нестроения, связанные с борьбой за престол и попытками возродить древние языческие обычаи, понуждают преподобного удалиться опять на Святую гору. Но по прошествии некоторого времени он вновь получает повеление вернуться на родину.

Указания, полученные Антонием, были, видимо, настолько ясными, что он возвращается прямо под Киев, на берег Днепра. Это второе возвращение разительно отличается от первого. Антоний уже не странствует ни по монастырям, ни по горам и дебрям. Он знает, куда и зачем идет.

Ему было откровение, и он готов работать Богу в том месте, куда его направляет незримая рука, и работать так, как это будет угодно Всевышнему. Он несет с собой благословение Святой Афонской горы, а это великая сила: все святогорцы молятся об успехе его миссии.

Да и сам Антоний так укрепился в молитве, что уверенно обращается с ней ко Господу, зная – дойдет и ответ последует непременно.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитв Свенская-Печерская икона Божией Матери. Ок. 1288 г. Ныне в ГТГ
Он возвращается и селится возле самого беспутного и неспокойного города – за стенами столицы Киевской Руси. Ему, нетребовательному, уже приготовлено и место. Не как в прошлый раз – пустующий разбойничий вертеп, а намоленная пещера, вырытая для тайных подвигов пресвитером княжеской церкви Иларионом, ставшим в 1051 году первым русским митрополитом. Преподобный Антоний несколько расширяет пещерку и укореняется в ней, приступив к обычному монашескому деланию: пост, покаянные слезы, молитва.

В этом делании проходит у него вся оставшаяся жизнь. Затворившись в пещере, почти никому не показываясь, озаренный только светом Христовым, он, как некий невидимый глазу источник, питает преображающуюся Русскую землю. События развиваются стремительно.

Вокруг внутренне собранного, внешне неподвижного, погруженного только в молитвенное созерцание Антония вскипает новая созидательная деятельность. К нему, в пещеры, возникающие окрест, собираются ученики, основывается обитель. Сам он участвует в этом только словом – словом наставления и благословения – именем Христовым.

И эти «только слово», «только благословение» творят чудеса. Устроив жизнь монастыря по строгим иноческим уставам, поставив братии игумена, Антоний снова уходит в затвор, выкапывает себе новую пещеру. Братия появляется и здесь. Снова приходится устраивать монастырь, а вернее – расширять.

Уже тесно под землей, и Антоний благословляет строиться на поверхности, на горе, отданной инокам киевским князем Изяславом. Воздвигается и первая наземная церковь. И одновременно нескончаемым потоком идут к преподобному за советом и благословением горожане, крестьяне, бояре, князья.

Дважды его с братией пытаются изгнать, и дважды они возвращаются, победив кротостью и правдой необузданные нравы и гнев сильных мира сего.

Сподвижники, соработники, собеседники, да и просто современники преподобного Антония почти совершенно закрывают от наших глаз тихий облик его.

Редкое слово, неспешная, пронизанная упованием молитва, благословляющая десница – только это и схватывается среди толчеи идущих, едущих, спешащих, делающих, строящих, спрашивающих, гневающихся, из-за их лиц, движений, одеяний… Первые и главные ученики его – Никон и Феодосий, князья Изяслав и Святослав с дружинами, некие христолюбцы, преподобные Варлаам и Ефрем, из-за пострижения которых Антоний и претерпел гонения, постоянно увеличивающееся число монахов и молящихся, просящих и предлагающих помощь, варяг Шимон, искусившийся затворник Исаакий и многие другие, названные по именам и не названные…

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитв Свенская-Печерская икона Божией Матери. Прорись о. Вячеслава Савиных
Пост, покаянные слезы, молитва… Один – за всех и о всех: о всем молодом и игривом новокрещеном народе, о всей неосвященной еще земле, густо заселенной всякой демонической нечистью. Не научились юные христиане воздержанию – он постился за них; не осознав своих прежних грехов, впадали все в новые и новые – он обличал, научал, но и плакал о них, принимая на себя прегрешения ближних и дальних, разделяя с падшими тяжесть содеянного и труд покаяния; не навыкли молитве – он молился денно и нощно. «Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством, но не таковы они, как поставленные слезами и пощением, молитвою и бдением. Антоний вот не имел ни золота, ни серебра, а все приобрел слезами и постом» (Киево-Печерский патерик). Но главное, что он приобрел, и не для себя, а для Господа, – это просветлевшие души человеческие. Да и не мог, не имел права Антоний прерывать молитву на Богом ему порученной земле. Многие ли в дикой полуязыческой стране руссов молились? А ведь надо было вымаливать всех, как неразумных детей, спасать от вечной погибели. И должен был появиться праведник, на котором держится и город, и страна, и народ. Живой праведник, с неиссякающей, непрерывной, нынетекущей молитвой.

Да, преподобный Антоний не оставил видимых следов своей личной деятельности. Молитва? Благословение? Но это записывается не в земных – иных книгах, Господних.

Но удивительно то, как за короткий срок человеческой жизни и даже менее того – ведь надо вычесть годы учения возрастания и становления – преподобный Антоний успел умолить Богородицу принять под Свой омофор Русское государство, сумел открыть сердца и души множества людей слову Христову, передать их покровительству Божией Матери. И все это своим примером – самой деятельной проповедью.

От юности возлюбил Антоний Господа, от юности возжелал света. И ушел из родных краев, оставив все, что имел или мог иметь, отрекшись даже от себя самого. Ушел, как думалось и желалось, безвозвратно. Но был возвращен Божиим промыслом: родная земля Антония нуждалась в молитвеннике. Заточил себя в пещере.

Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы». Да и где мы находим «верх» и где «низ»? Лежащий во прахе пред лицом Господа часто оказывается выше гордо стоящего.

Антония обнаруживают, его убежище раскрывают, и он служит людям («кто хочет быть первым, пусть будет всем слугою», – учит Спаситель), указывая путь, которым шел сам, которым надобно следовать. Он думал о свей немощности, греховности, о покаянии, личном спасении.

Но Господь судил иначе, и преподобный Антоний был вынужден взять на себя немощи, грехи и труд раскаяния всего своего народа и выучить этот народ справляться с такой неудобоносимой ношей.

Читайте также:  Молитва Александру Невскому: о чем просят святого благоверного князя и тексты

«Сила Божия в немощи совершается». И через немощного, как кажется, Антония свет хлынул на Русь. Что может быть более незаметного и невзрачного – убогий старец в земляной пещерке? Но если это не пещерка и не старец, а лампада, свеча неугасимая? И вот все – от князя до смерда – шли и шли со всей земли Русской к этому благодатному источнику света.

Преподобный Антоний Великий заложил основы монашества, оставил завет, научение идущим этим путем. Его соименник заложил основы будущей Святой Руси, самого некогда сильного и православного государства.

Что бы ни происходило сейчас, что бы ни случилось потом, возродится православная или просто славная Россия или память о ней истребится, – свое слово она сказала, свой страшный и поучительный пример ревности ко Господу и отвержения от Него явила.

«Разумейте, языцы, и покоряйтеся… Яко с нами Бог».

Житие Антония Печерского

По преданию, Андрей Первозванный дошел до Киева, положив начало христианской веры на Руси. Антоний Печерский через 1000 лет подхватил духовный посол апостола, основав в киевских пещерах монастырь.

Антоний Печерский — святой, основатель монашества на Руси, молитвенник, отшельник, ставший в начале 11 века лучом православной веры.

Сведения о ранних годах и начале служения Богу

О преподобном Антонии очень скупо упоминается в летописях, о нем мало говорят священники, биографию святого мы узнаем из записей преподобного Феодосия и «Летописи памятных лет». Монах тихо возник на днепровских берегах во времена страстей и неспокойных событий, и также тихо ушел, навечно оставив след в Киевских горах.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвСвятой преподобный Антоний Печерский

Известно, что юный Антипа родился в 983 году и жил в городе Любеч, что на Черниговщине. Совсем молодым оставил отчий дом и пошел искать последователей Христа, попадает в Царьград, а оттуда путь Антипы лежит на святую гору Афон. Господь уже тогда разглядел в Антипе сеятеля Божьего слова на Руси, благодаря его духовным качествам:

  • упорство;
  • крепость веры;
  • нетерпимость к язычеству и мерзости тленной.

На Руси в начале второго тысячелетия еще не было русских просветителей, хотя росли церкви и монастыри. Митрополит Михаил привел с собой духовенство, которое с трудом воспринимало обычаи славян и страдало от такого миссионерства.

Господь искал Кирилло-мефодиевскую ревность о Боге, и его выбор пал на молодого Антипу.

К началу второго тысячелетия Афон являл собой центр христианства, на его холмах и горах выросли десятки монастырей и отдельных церквей. В конце 9 столетия, когда поднялась исламская религия и иудаизм, православие Руси и Афонское братство стало единым оплотом, посредником между ними был немощный человек, возвеличенный Богом, Антипа из Черниговщины.

Еще о старцах, именуемых Печерскими:

Монах Афона

На святой горе Афон Антипа принимает постриг с именем Антония, так назвали его в честь Антония Великого, на трудах которого вырос молодой монах. Святой Антоний Великий, живший в 3-4 веках, был основоположником отшельнической жизни, его называют отцом монашества.

Традиции, основанные Великим отшельником, впоследствии принес в Киевскую Русь отец русского монашества святой Антоний Печерский. Имя Антоний переводится, как приобретение. Оба Антония стали настоящим приобретением для Создателя, через них Творец приобрел тысячи тысяч верных последователей.

В чем секрет Антония Великого, увлекающего за собой иноков со всех стран и континентов? Его суровый способ жизни, отказ от всех благ нормального человека, непрестанное пребывание в посте и молитве должен был отпугнуть человека, но видя достижения святителя, победу над человеческими слабостями и достижение силы духа, число последователей непрестанно растет.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвПещера преподобного Антония Печерского в Афонском монастыре

Антоний Печерский приносит в русские монастыри завещание великого покровителя, в котором говорится о том, только через соблюдение себя в строгости и воздержании можно постичь настоящую радость.

Возвращение на Русь

Познав глубину жизни иноков, Антоний Печерский возвращается в русские владения, посещает обители, монашеские поселения и храмы, и приходит к выводу, что нигде в Руси нет настоящего монашества, мирские хлопоты и земные заботы ставятся выше поклонения Богу.

Смерть князя Владимира Великого в начале 11 века вызывает новые потрясения среди верующих. Идет борьба за престол и возвращение к язычеству. Святой Антоний вновь покидает Русь и отправляется на Афон за новыми указаниями, как основать на берегах Днепра центр монашества.

Интересно! При втором возвращении, имея четкий план дальнейшего служения, преподобный посланник Афона ждет руководства самого Бога, а в это время афонская братия усердно молится о нем.

Первые шаги монашества на Руси

По воле Божьей прп. Антоний Киево-Печерский в этот раз не путешествует по русским землям, а селится в намоленной пещере, которую перед его возвращением для пребывания в уединении и молитвы вырыл пресвитер Илларион, будущий первый русский митрополит.

  • В посте, с покаянными слезами святой отшельник обустраивает пещеру, расширяя ее.
  • Жизнь святого, проведенная в этой пещере, заключалась в молитвенной деятельности, он стал Господним лучом, освещающим путь русскому православию.
  • Удивительные события развиваются со стремительной быстротой, вскоре вокруг уединенной пещеры, в которой практически неподвижно в молитве находился святой монах, появились пещерки его учеников, которые приходят к преподобному Антонию Печерскому за наставлениями и благословениями.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвИкона преподобного Антония Печерского

Благословения и наставления преподобного подчинены строгим правилам монашеской жизни в уединении. Отец Антоний устраивает жизнь Ближней, в будущем Антониевой, обители под руководством игумена Феодосия, обладающего даром смирения и кротости, а сам в 1057 году уходит в горы, выкопав там новое место жительства, где впоследствии основан Феодосиев монастырь.

Монахи находят место пребывания наставника, начинают рядом копать пещерки. Основывается новый подземный монастырь, тогда Антоний Печерский молится перед Господом и принимает решение об устройстве наземных церквей, место для которых подарил киевский князь Изяслав.

Слава об удивительном монахе разлетелась по округе, и потянулся к пещере святого народ от крестьян до бояр. Афонский молитвенник обладал даром:

  • ясновидения;
  • исцеления;
  • пророчества;
  • наставничества;
  • глубокой веры.

Поклонники язычества дважды устраивали погромы в пещерах, пытаясь изгнать оттуда монахов, но те в кротости и смирении возвращались вновь. Первыми учениками, а впоследствии и соратниками, стали преподобные Феодосий и Никон, большая поддержка монашескому движению оказывалась князьями Изяславом и Святославов.

В киевских пещерах появились затворники, такие как святой Исаакий и другие. Князь Изяслав благословляет строительство монастыря в честь Дмитрия Солунского, его игуменом назначается преподобный Варлаам.

 Люди шли в обитель с прошениями и помощью, поддерживая материально монахов, живших в пещерах.

 В слезах, молитвах и бдении пребывало Киево-Печерское братство, прося Бога за народ, живущий среди демонической нечисти.

Люди шли в пещеры за силой веры, умением поститься и находиться в воздержании, каясь в грехах и учась молиться. Без серебра и золота приобретались для Всевышнего Бога новые души, приобретшие просветление.

Важно! Через убогого старца, жившего в пещере около Киева, пришел Божий свет на Киевскую Русь. Благодатный источник света привлекал народ, нуждающих. 

Основание Киево-Печерского монастыря

Число монахов в пещерах превысило сто человек, вокруг нововозведенной наземной церкви и келий возводится частокол, который оградил от мира Киево-Печерскую лавру. В новосотворенной обители действовали строгие правила:

  • все монахи непрестанно должны трудиться;
  • в обители нет личного имущества, все общее;
  • ежедневные утренние и вечерние молитвы;
  • игумен выслушивает все помыслы и молится за спасение.

Эти правила действовали для всех, от игумена до инока, рубить дрова, носить воду, работать в пекарне назначались те, кому это было по силе.

История главного собора монастыря

Преподобные Феодосий и Антоний находились в одной пещере, как во время молитвы явилась им Пресвятая Богородица и духовно перенесла святых в Влахернскую церковь Константинополя, открыв при этом святому Антонию время его смерти и пообещав не покидать Печерскую обитель.

Антоний Печерский: житие преподобного и в чем помогает икона, тексты молитвИкона преподобных Антония и Феодосия Печерских

Вскоре у дверей обители появились мастера из Греции с золотом, мощами святых и светлым образом Божьей Матери, они сказали, что Богоматерь приказала им идти в Русь и построить там церковь для Нее.

При выборе места будущей святыни отец Антоний решил спросить Бога, где Ему угодно видеть новый храм.

Подобно пророку Илье монах просил Творца указать место строительства так, чтобы наутро само место будущей церкви было сухим, а вокруг него пусть выпадет роса. Господь дал ответ по просьбе монахов.

Они на второй день поменяли условия, чтобы вышло все наоборот, и снова Бог подтвердил Свое решение, послав росу на святой участок, а вокруг земля была сухой.

Шел третий день, святой Антоний взял золотой пояс и отмерял периметр будущего храма, после чего вся растительность на участке была выжжена огнем. Так было заложено основание Успенского собора.

Монашеский подвиг и тихий уход

Затворнический подвиг немощного телом, но сильного духом монаха показал, как в результате победы над падшей человеческой природой можно приобрести множество даров, среди которых исцеление, чудотворение, изгнание бесов и прозорливость. Святой Агапит принял от благословенного Богом учителя дар целительства, и в будущем стал искуснейшим врачом.

7 мая 1073 года, прожив на земле почти 90 лет, преподобный Антоний Печерский тихо почил в Господе, оставив после себя целую плеяду святых и верных Творцу учеников. Мощи святителя скрыты в пещере, где почил великий монах, основатель Киево-печерской Лавры, и закрыты для человеческих глаз.

О других лаврах и монастырях:

  • Святогорская лавра
  • Александро-Невская лавра
  • Почаевская лавра

Всякого, кто посягал на раскопки этого места, обжигал огонь, сходящий с неба, или накрывали телесные болезни. Господь спрятал от людей святые мощи, но открыта для помощи православным христианам вечно живая душа преподобного учителя-монаха.

  1. В 1130 году Русская Церковь причислила Антония Киево-Печерского к лику святых.
  2. 23 июля, 15 сентября и 11 октября православный мир почитает память святого в числе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.
  3. О духовной близости апостола Андрея и монаха Антония на Афоне написана икона, которая передана в Россию в конце 19 столетия.

По видению святогорского иконописца святые угодники встретились на горе, апостол Андрей держит Евангелие и указывает на расстилающийся внизу горы город с церквями и колокольнями.

Рядом с ним находится Антоний Печерский с посохом и свитком, на котором написано его признание в любви к Богу.

 Посередине иконы Божья Матерь держит в раскрытых руках белоснежный омофор, облаками покрывающий Русь, которая стала третьим Ее уделом.

Житие преподобного Антония Печерского

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *