Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Однажды, когда Вениамина принесли крестить, то к его родителям подошла старушка. Она, взглянув на мальчика, сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло.

Василий Кинешемский — это епископ Русской Православной церкви. В 2000  году он был причислен к лику святых в чине святителя. Кем же он был, и почему прославился?

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВасилий Кинешемский родом из города Кинешме. alexandr-hram.ru

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии. Он родился в семье священника. Его мать и отец были хорошими и благочестивыми людьми, именно им он обязан своим христианским воспитанием.

Чистый ум, сердце, а также молитва — это был смысл и цель земной жизни его родителей. Уже с детства родители хотели оградить своих детей от влияния мира. Пытались они это сделать, потому что знали, что вырваться из терний грехов и страстей уж очень тяжело, особенно когда корни уже слишком глубоко вросли.

На протяжении всей жизни мальчика его строение жизни было подобно монашескому. Тогда для ребенка было большой отрадой посетить нищих и странников.

Мальчика в миру звали Вениамином. Однажды, когда его принесли крестить, то к ним подошла старушка, после чего взглянув на мальчика, она сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло. После того, как Вениамин окончил гимназию, он поступил в Киевскую духовную академию. В 1901 году он закончил ее со степенью кандидата богословия.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВ миру Василия Кинешемского звали просто Вениамином. true-orthodox.narod.ru

После этого он был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В это время он очень интересуется христианским подвигом, поэтому пишет диссертацию, после которой он получает степень магистра богословия.

В Воронеже Вениамин находится до 1910 года. Уже тогда он знал древние европейские языки, поэтому для того, чтобы более углубленно их изучить, он уезжает в Англию. С 1910 по 1911 год, он проживает в Лондоне. После того, как он вернулся в Россию, он становится преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии.

Затем в 1914 году Вениамин решает приехать в Москву, и там устроится преподавателем латинского языка. Преподавательская деятельность настолько увлекла Вениамина, что он решил окончить педагогический институт. Но Господь распорядился немного иначе.

Вениамин дает обет Богу стать монахом и служить Ему до конца своих дней

Однажды Вениамин приехал к своим родственникам в гости. В тот день, он решил вместе с друзьями покататься на лодке по Волге. Но когда  они были далеко от берега, лодка случайно перевернулась.

Вениамин же стал молиться и просить Господа о том, чтобы он сохранил ему жизнь. В просьбу на это он обещал посвятить себя служению Русской Православной церкви.

В тот же самый момент он увидел толстую длинную доску и ухватился за нее.

Вениамин дает обет Богу на свое спасение от смерти

Вскоре после этого случая Вениамин решает переехать на свою родину. В 1917 году он поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь. В то время тогда там служил его отец. Так как Вениамин дал обет Богу, он стал ходить и проповедовать в других храмах и его окрестностях. После этого он решает приступить к созданию православных кружков, где уже более подробно начинает изучать Священные Писания.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВ 1917 году Василий становится псаломщиком в храме своего отца. pravmir.ru

В 1920 году Вениамина рукоположили в священники. Рукоположение совершил митрополит Серафим. Спустя некоторое время умирает его отец. И он принимает решение постричься в монахи с именем Василий, в честь Василия Великого. В 1921 году он был хиротонисан во епископа. Это еще больше усиливает его подвижнические труды.

Он отказался от своей собственности и поселился на окраине города в небольшой баньке. Банькой этой владела вдова Анна Александровна Родина. Никакой обстановки в этом месте владыка Василий не имел. Спал он на полу. Свой подвиг он тайно скрывал от посторонних людей.

Епископ Василий помимо церковных служб, часто проповедовал

Также епископ Василий, помимо церковных служб, и проповедовал. Он приходил к тем людям, кто сильно нуждался в его помощи со словом утешения. Он посещал монастыри, основанные им кружки.

В дни больших праздников, он служил в соборе, а в четверг он служил в Вознесенской церкви. Множество народу приходило на эти службы.

Многие люди приходили и отстаивали службу до поздней ночи, а на утро шли на работу, именно настолько была велика благодать его церковной молитвы.

  Очень часто его миссионерская деятельность вызывала у советской власти большое беспокойство. Но повода для его ареста не было.

Иногда в храм владыки стали приходить люди, которые задавали ему искусители вопросы, чтобы привести в замешательство, но владыка предвидел, что люди такие будут. Он заранее давал ответы на многие вопросы. После этого такие люди покидали храм, ничего не спросив.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыНа проповеди владыки Василия собиралось огромное количество народу, настолько сильна была его молитва. 3.bp.blogspot.com

Владыка Василий оберегал свою паству от всякого заблуждения и всякого зла. Если же он узнавал, что один из его духовных детей, получал какие-либо плохие мысли, то он спешил посетить этого человека.

В 1922 году началось обновленчество. Обновленцы захватывали храмы, стали сгонять православных священников. Советская власть стала предавать людей на заключение и смерть. После получения звания епископа, Василий познакомиться со своим будущим келейником Александром Павловичем Чумаковым. Именно с ним он разделил трудности изгнания и тюрьмы.

В 1923 году василия арестовали, и отправили в ссылку на 2 года

10 мая 1923 года его арестовали, а затем сослали в Зырянский край на 2 года. После этого туда приехал и его келейник. Когда ссылка закончилась, Василий решил вернуться в свой родной город. Когда он возвращался, он оповестил своих духовных детей о том, что он возвращается обратно, тогда же они стали собираться и приходить к нему в Вознесенский храм.

До самой поздней ночи епископ Василий исповедовал. У многих людей были вопросы, на которые он отвечал. В 1926 году советская власть была обеспокоена тем, что храм снова стал укрепляться, и тогда епископа Василия попросили покинуть город. Тогда же его келейник предложил ему уехать в деревню, чтобы там пережить это тяжелое время. Он согласился.

Буквально за 2 недели его келейник поставил небольшую дом, а в доме установил престол. Они стали совершать в нем ежедневные богослужения.

Никто из посторонних не присутствовал на службах, потому что рядом был православный храм, где служил другой священник. Таким образом, епископ прожил полгода. Затем они отправились в Нижний Новгород.

Он, митрополит Сергий и епископ Александр участвовали в хиротонии митрополита Николая. Когда же ему предложили место на Вязниковской кафедре, Василий согласился.

На Вязниковской кафедре епископ Василий продолжил свое дело — собирал православные кружки.

Вскоре митрополит Сергий был арестован, Василия назначили на Ивановскую кафедру. Но он не успел в ней послужить, так как власти вернули Василия обратно, в свой родной город. Там он прослужил несколько лет, и снова потребовали его уезда. В 1927 году владыка приехал в Кострому, где прожил 1 год.

В 1928 году Василий решил поехать в Ярославль, для переговоров с митрополитом Агафангелом. Где он решил предложить ему остаться в Ярославле деканом. Василий решил принять это предложение. Но примерно в том же году, он вернулся в Кинешму и через месяц был арестован. Когда он находился в Ивановской тюрьме, он был приговорен к 3 годам ссылки.

Тюремным этапом он был отправлен в небольшую деревушку. Здесь он поставил небольшую дом, в котором ежедневно совершал богослужения. Его келейник подрабатывал тем, что ловил рыбу. Работа в лесу была очень тяжелой. Разговаривали они друг с другом другу очень редко.

Так прошло 3 года, и когда кончался 4 год, владыка Василий понял, что он останется здесь навсегда. Когда он стал просить у местных властей разрешения остаться, то власти его все равно гнали. Василий понимал, что нигде нет ему места. В 1932 году он приезжает в Орел.

В 1933 году василий был приговорен к пяти годам заключения в трудовой лагерь

В 1933 году Василий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним были приговорены и другие священники.

В 1938 году его освободили из Рыбинского лагеря. Он поселился в самом Рыбинске у одной хозяйки, которая предоставила ему отдельную комнату. В последние годы, он очень часто был арестован, и заключен в тюрьмы и лагеря.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыПоследние годы своей жизни Василий проживал в Рыбинске у одной хозяйки, которая дала ему свою отдельную комнату. svtvasilkineshemskiy.narod.ru

В конце его жизни, он был отправлен в глухое сибирское село. Все эти подвижнические труды и заключения сильно подорвали его здоровье. Он начал сильно болеть, вскоре с ним случился частичный паралич. Василию было очень трудно передвигаться, и ему требовался уход.

Когда Василий почувствовал свою смерть, он попросил прочитать ему канон

Когда епископ Василий почувствовал приближение смерти, он позвал хозяйку комнаты, и попросил прочесть ее канон на исход души. Когда хозяйка дочитала, то на последний молитве владыка отошел ко Господу.

От епископа Василия остались «Беседы на евангелие от Марка» — это единственное его духовное наследие. В 1981 году архиерейский собор русской православной церкви канонизировал святителя Василия в лике священномученика.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыВ 1981 году архиерейский собор канонизировал святителя Василия в лике священномученика. zvezdica.ru

В 1985 году были обретены его мощи и переведены в Москву. В 1933 году святитель Василий был причислен к лику чтимых святых Ивановской епархии.

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась. В 2014 году в его родном городе, в Кинешме, был открыт музей в честь святителя Василия Кинешемского. Адрес: город Кинешма, улица Дудникова, дом 17.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыКомната-музей в Кинешме в честь Василия Кинешемского. pbs.twimg.com

Святитель Василий Кинешемский: О «подвигах», доверии и червоточине

Епископ Василий (Преображенский) был родом из Кинешмы, на Волге, в нынешней Ивановской области. Отец его был священником.

Сын Вениамин (так звали будущего епископа) получил отличное образование, много бывал за границей, преподавал в средних школах.

Он был одним из основателей и руководителей движения скаутов в дореволюционной России – движения молодежи к добрым качествам, к борьбе с недостатками, к служению ближним и своей стране.

 Уже немолодым человеком Вениамин вернулся в родную Кинешму и стал священником в том самом Вознесенском храме, где служил его отец. Этот храм открыт и сегодня. Вскоре он принял монашество, получил новое имя – Василий – и был поставлен епископом города Кинешмы. Первой его заботой было просвещение жителей, борьба с невежеством, грехами и предрассудками. Народ сразу полюбил нового епископа.

…Почти всю свою оставшуюся жизнь епископ Василий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но и там он не падал духом, оставался верен Христу и Его Церкви, помогал людям, чем мог. Его сочинения и письма до сих пор служат нам источником знания и вдохновения.

Читайте также:  Мкона Взыграние младенца: значение и в чем помогает Божия Матерь, молитвы

Я помню одного странника. Высокий, сухой, но еще крепкий, жилистый старик. Он носил под рубашкой на голом теле страшно тяжелую двойную цепь, наглухо заклепанную на груди и на спине. Его шапка представляла собой тяжелую свинцовую чашку фунтов в пятнадцать, обшитую вылезшим мехом.

Длинная, выдолбленная внутри палка была тоже налита свинцом. Всегда он носил на себе не менее двух пудов. Его тяжелая, мерная походка под аккомпанемент звякающих цепей была слышна издалека. Плечи до кости были проедены тяжелыми цепями, и носить их было, несомненно, настоящим мучением.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Свтятитель Василий Кинешемский

В народе он пользовался громадным уважением.

Но одна черта ставила его подвиг под сомнение: он любил, когда останавливался в крестьянских избах, чтобы его почитатели ощупывали его цепи, взвешивали на руках его шапку и посох, и если никто не догадывался этого сделать, он приглашал сам: «Подь-ка, посмотри, какие на мне вериги!» Уважение и удивление людей доставляли ему несомненное удовольствие.

Он умер без покаяния, скорбною смертью. …Сам по себе подвиг, выставленный напоказ, несмотря на всю свою трудность и мучительность, уже терял всякое нравственное величие.

В нем было не более достоинства, чем в фокусах странствующего комедианта, который на потеху толпе ест резиновые калоши и толченое стекло.

И в том и в другом случае люди стремятся разными средствами возбудить удивление толпы и заставить о себе говорить.

Терпение, настойчивость, внимание

Помню из времен далекого детства: на окне у нас стоял цветочный горшок,и в нем пышный душистый жасмин.

Когда на нем появлялись первые бутоны, у нас часто не хватало терпения дождаться, когда они развернутся белыми, благоухающими цветами; и в нетерпении мы часто расковыривали бутон, освобождая нежные лепестки от зеленой покрышки, цветок развертывался, к нашему восторгу, нежный, ароматный, но увы!… ненадолго. Обыкновенно к вечеру того же дня он съеживался, блек и погибал, и уже ничто не могло оживить его.

Так и в духовной жизни: искусственно форсировать ее – значит губить. На пятый этаж сразу не вскочишь: надорвешься! Надо идти по лестницам, ступенька за ступенькой, через все этажи, начиная с первого. Духовная жизнь, как цветок, требует постоянного внимания и длительного ухода; нужны настойчивость и непрерывная работа над собой.

Червоточина в душе

Однажды давно-давно на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра – шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.

  • – Вот, – сказал один из них, – хорошее бревно! Возьмем его…
  • Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.
  • – Нет, – возразил он, – это не годится!
  • – Почему?
  • – Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут…

– Вот пустяки… Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь… Возьмем!

Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли и из него сделали киль нового корабля.

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им.

Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями.

За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.

Так и в душе. Один червячок греха, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.

Из любви к человеку

Около 1050 года в Ростовской земле, населенной в то время полудикими и жестокими язычниками, проповедовал слово Божие святитель Леонтий. Изгнавшие до Леонтия с побоями и мучениями двух епископов, эти варвары недружелюбно встретили и его.

Они стали всячески оскорблять и поносить нового святителя и проповедника христианства и наконец изгнали и его.

Но Леонтий не падал духом и не оскорблялся этим; он знал и видел, что и у этих варваров в глубине души скрыта искра Божественного огня, которую надо только суметь бережно вскрыть и возжечь.

  1. Леонтию советовали оставить дикарей.
  2. – Смотри, какие они упорные язычники, – говорили ему.
  3. – Не отступлю я от этих язычников, – отвечал Леонтий, – они делают нам зло, а мы будем отыскивать в них добро, и этим добром скоро победим зло.

И несмотря на грозившую ему опасность, он остался жить близ Ростова, около потока. К нему из любопытства заходили сперва дети язычников, а потом и взрослые.

Леонтий принимал их ласково и любовно и дарил им что мог, причем, улучив минутку, рассказывал своим гостям о Боге, Который все сотворил и обо всем промышляет, Который любит всех людей, особенно добрых и мирных; рассказывал об Иисусе Христе Сыне Божием, приходившем в мир, чтобы научить людей любить Бога и друг друга.

Такая, кроткая, незлобивая проповедь скоро привлекла к нему много язычников, и они стали приходить к нему тысячами. Об этом узнали самые завзятые и закоренелые язычники. Они во главе со жрецами явились к святителю с дрекольями и луками, чтобы умертвить его. Но Леонтий бесстрашно вышел к ним навстречу и стал хвалить их ревность, с какой они защищают свою веру.

– За это я вас люблю, – сказал святитель, – и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры.

Видя такую кротость и незлобие, разъяренные язычники скоро успокоились и тоже стали слушать проповедника. С тех пор влияние святителя Леонтия становилось все более и более неотразимым. А к концу жизни святителя, около 1073 года, этот край считался уже в числе просвещенных светом Христова учения.

Эту любовь и кротость в отношениях к разномыслящим Православная Церковь определенно предписывает всем верующим.

На чем держится доверие?

Василий Кинешемский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыОдин путешественник был чрезвычайно удивлен, когда, сдав на станции ручной багаж железнодорожному носильщику, он не получил от него никакой квитанции.

– Как же я получу назад свои вещи? – спросил он.

  • – Очень просто: зайдете в багажный вагон и возьмете.
  • – У вас такие порядки?
  • – Да.
  • – Ну а если кто другой возьмет мои вещи?

– Будьте спокойны. Этого здесь не бывает.

– Как странно… но ведь это все-таки возможно? Послушайте, а если я пойду и возьму вместо своего чужой чемодан?

– Чужой? Да на что же он вам?

– Ну… ну, если он мне больше понравится?

– То есть украдете? – прервал носильщик резко. – Ну, на это есть суд!

И он повернулся с негодованием, давая понять, что порядочным людям и говорить об этом неприлично.

Во многих местах хозяева, уходя, не запирают дверей своих домов. До такой степени редко здесь воровство!

Какую грустную противоположность этой честности мы наблюдаем у нас!…

исп. Василий Кинешемский (Преображенский), еп

Молитва первая святителю Василию КинешемскомуО пречудне отче Василие, святителю Христов, истины поборниче, пастырю добрый словесных овец, подвигом добрым подвизавыйся, дерзновенно гонителей веры правыя обличивый и никакоже делом христоборцев соблаговоливый!Праведен сый, яко лев уповая ходил еси, и на Господа надежду возложив, во век не постыделся еси. Вемы, яко воистину правда твоя от смерти тя избави: се бо на земли старости маститы достигнув, христианския кончины мирныя и славныя сподобился еси, и от вечныя смерти избавлься, на небесех победою венчался еси. Вемы, святителю Христов, яко мудрование плотское посрамив, и пути живота вечнаго показав, ныне молишися о нас, любовию память твою почитающих и путем твоим последовати произволяющих, да не прельстимся и мы соблазном благ тленных, от лукавых миродержителей нам обещаемых, да не приобщимся делом врагов Христовых, тьму светом, а свет тьмою нарекше, тьмою кромешною навеки да не покрыемся.

Ей, молим тя, святителю, предстани нам в час искушения, и глас совести христианския да возгремит в сердцах наших, непщевания же лукавая да умолкнут.

И подаждь нам твоими молтвами внимания и трезвения дар многоценный, во еже на всяк час исход из жизни сей помышляти и ко ответу благому пред Судиею Неумытным уготоватися, да неосужденно сподобимся купно с тобою и со всеми Новомученики Российскими воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Василию КинешемскомуО, предобрый предстателю за погибающия во гресех и междоусобных бранех люди Российския земли, крепкий исповедниче Христов святителю отче Василие! Ты бо доблественне подвизался еси в жизни временней, Христа дерзновенно исповедал еси, и многия за Него муки претерпел еси, веру Православную соблюл еси даже до смерти.

Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, да подаст нам образ покаяния, да избавит нас от обольщения близ грядущего богоборца, и да сохранит нас от коварной сети его и от всех козней его в сокровенной пустыне Своего спасения.

Ей, отче честный! Не посрами ны, притекающия ко твоей помощи, сотвори ны достойны прославляти на небесех со всеми святыми Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ КИНЕШЕМСКОМУ
  • Кондак 1
  • Возбранный архипастырю и исповедниче Христов, в годину безбожия в Российстей земле пострадавый, и велие дерзновение пред Господом стяжавый, моли о людех, недостойными устнами воспевающих ти похвальная, да избавимся от злыя напасти и обстояний, зовущи:Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.
  • Икос 1
  • Ангелом светоносным подражателю и земнородных наставниче был еси, святителю отче Василие; поистине царским путем к небожителем возшел еси, отонудуже призирая выну на ны грешныя, услыши во умилении вопиющих ти сице:Радуйся, на служение апостольское от страны Российския призванный,Радуйся, избрание твое исповеданием веры православныя оправдавый,Радуйся, житие праведное от юности возлюбивый,Радуйся, добродетели родителей благочестивых унаследивый,Радуйся, послушание дивное родителем богомудрым явивый,Радуйся, измлада воздержанию, молитве и посту прилежавый,Радуйся, вся соблазны мира сего презревый,Радуйся, Христу Единому работати вожделевый,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.
  • Кондак 2
  • Видя Промыслитель о всех Господь доброту души твоея, возжела поставити тя архипастыря словесных овец Своих; чудесным убо образом от потопления в реце Волзе тя, святителю, избавляя, да во умилении сердца вопиеши Богу: Аллилуиа.
  • Икос 2
  • Разумом Богопросвещенным уразумел еси, святе Василие, нищету стяжаний земных и тленных, в небесная и вечная ум вперив, возжелал еси прияти образ ангельский, святителя Великаго Василия небесным покровителем имея; приими же и от нас недостойныя похвалы сия:Радуйся, целомудрия дивное украшение,Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю,Радуйся, всецело духу твоему плоть поработивый,Радуйся, нестяжанием твоим вся удививый,Радуйся, яко прилежал еси молитвам усердным и коленопреклоненным,Радуйся, каждодневным служением Богу угодивый,Радуйся, горе устремивый вся помыслы души твоея,Радуйся, суетство привременное презревый,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.
  • Кондак 3
  • Силою Божественною преизрядно укрепляем, святе Василие, каждодневныя Богу служения исправлял еси, проповедуя Слово Божие пастве твоей, обходя грады и веси, посещая всех, чающих утешения твоего и научая богоприятно пети всех Творцу: Аллилуия.Икос 3
Читайте также:  Икона Божией Матери Трубчевская: значение и в чем помогает, текст молитвы

Имея ревность о спасении паствы твоея, от зверя душетленнаго стадо твое соблюдая, скверная учения беззаконных обличал еси, и яко огнь опаляющ для безбожных и злых был еси.

Мы же почитающе твое непоколебимое мужество, с любовию взываем сице:Радуйся, громе, сокрушаяй еретическое злочестие,Радуйся, кающихся грешников надеждо и увеселение,Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий,Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый,Радуйся, лжи и всякаго нечестия истребителю,Радуйся, стада Христова от волков хищных оградителю,Радуйся, Слова Божия неутомимый проповедниче,Радуйся, Благодати Божией вместилище,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 4

Бури еретическаго злословия не убоялся еси, святителю отче Василие, егда мерзкое обновленчество раскину сети своя, уловляя слабодушныя и маловерныя люди в погибель. Егда же изгнаша тя из храма властию беззаконною и богомерзкою, совершал еси служение посреди града, обильно орошая ланиты своя, слезя и вопия Богу: Аллилуия.Икос 4

Слышавше словеса спасения от медоточивых устен твоих изливаемыя, множество православных людей на Богослужения твоя стекашеся.

Словом истины утешаеми, прославляше Господа за таковаго предивнаго архипастыря, в годину лютую им дарованнаго; приими и от нас величание сие:Радуйся, яко вещание твое во вся концы земли нашея изыде,Радуйся, яко слава твоя в роды родов достиже;Радуйся, малым сиротам питателю и помощниче,Радуйся, неимущих богатое сокровище,Радуйся, струями благодати сердца нищих напоивый,Радуйся, пищею словес Божиих верныя изобильно насытивый,Радуйся, молитвенниче наш ко Господу непрестанный,Радуйся, теплый о нас грешных пред Богом предстателю,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

  1. Кондак 5
  2. Боготечный источниче милости Божия был еси на земли, святе Василие, приял бо еси власть недузи душевныя и телесныя исцеляти, правую веру укрепляти, благодатными и премудрыми словесы твоими научая стадо свое воспевати Богу: Аллилуия.Икос 5

Видевше жители града Кинешмы и окрест лежащия веси тя, достохвальне отче, архипастыря предивна, житие нескверно имуща; богомудрым бо словесем твоим умильно внимающе, прославляху Единаго Бога в Троице славимаго.

Темже и мы приносим ти сицевая:Радуйся, скорби жития сего претерпевый и данныя ти таланты приумноживый,Радуйся, поношения за возлюбленнаго Господа приявый,Радуйся, плевелы суемудрия мечем Слова Божия посецаяй,Радуйся, благонравное житие в тайных подвизех исправляяй,Радуйся, яко многочадную матерь со одра смертнаго молитвою твоею воздвигл еси,Радуйся, слез скорбныя отроковицы о умирающем отце не презрел еси,Радуйся, яко твоим предстательством здравие оному даровал еси,Радуйся, яко безчадным родителем чадо молитвенно у Бога испросил еси,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 6

Проповедник веры Христовы твердейший адаманта был еси, отче Василие, яко добрый воин Христов, ограждая паству твою в годину смертных искушений. Злобныя же богоборцы замыслиша погубити тя; ты же яко агнец кроток на страдание за Христа изшел еси, воспевая Промыслителю о всех Богу: Аллилуиа.Икос 6

Возсиял еси в Церкви Христове, яко некое лучезарное светило, архиерею Божий, егда безбожныя власти изгнаша тя в край Зырянский; яко во исповедании твоем не устрашился еси человеческих прещений, тако и мы недостойнии со трепетом взываем сице:Радуйся, Агнец кроток, Агнцу Христу закланному уподобивыйся,Радуйся, волею своею страдания за Христа приемый,Радуйся, Господеви, а не человеком угождавый,Радуйся, Имене Его ради гонения от отступников приявый,Радуйся, Златоустову терпению в ссылках и темницах подражавый,Радуйся, исповедниче, за грехи отечества твоего пострадавый,Радуйся, яко даже до смерти верен истине пребыл еси,Радуйся, яко силою Божией в подвизех непобедим явился еси.Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 7

Хотяй испытати веру народа Российскаго, попусти Господь гонения и скорби на люди Своя, да претерпевшии до конца спасени будут. Ты же, святе Василие, вкупе с мученики и исповедники Российскими прославил еси истиннаго Бога, взывая Ему: Аллилуия.Икос 7

Новый светильник возсиял еси в Церкви Христове, отче Василие, благодатию бо Божиею укрепляем, велия скорби и болезни претерпел еси и многолетныя лагерныя труды понесл еси за благовестие Христово; избиения, истязания, мучения лютая в темницах приял еси от слуг сатанинских.

Таковому убо долготерпению твоему дивящеся, восхваляем тя сице:Радуйся, за грешныя люди Российския земли пред Богом теплый ходатаю,Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение,Радуйся, сердца наша в единомыслии и любви ко отечеству нашему направляяй,Радуйся, от потопления бурями житейскими российския люди спасаяй,Радуйся, яко тобою паства Кинешемская просветися,Радуйся, яко вера Христова в ней утвердися,Радуйся, града Кинешмы славо и утешение,Радуйся, Новомучеников Российских удобрение,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

  • Кондак 8
  • Странника и пришельца на земли сей себе помышляя, ревностно пасл еси стадо словесных овец Христовых, досточудне отче Василие, да обрящеши вся пасомыя на нетленных пажитех небесных, вкупе с ними вопия Богу: Аллилуиа.Икос 8

Весь исполнен любве нелицемерныя к пастве твоей, отче честный Василие, спасение убо всяцей душе христианстей устрояя, не иский своих си, но пользы многих, да некия спасеши.

Сего ради, почитающе святую память твою, усердно взываем ти таковая:Радуйся, ко спасению добрый путеводителю и наставниче,Радуйся, архиереев доброто, священников и иноков похвало,Радуйся, монашествующих неложный учителю,Радуйся, ко спасению верный путеводителю,Радуйся, от ересей и расколов крепкое ограждение,Радуйся, пастырем и пасомым доброе поучение,Радуйся, путеводная звездо блуждающим во мраце безбожия,Радуйся, облаче, источающий росу учений благочестивых,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 9

Всем человеком хотящему спастися Христу, во изгнаниих непрестанно молился о чадех твоих, отче, да не имут в сердцах своих злобы, да благотворят ненавидящим, да благословляют проклинающия, яко вся полезная ко спасению посылает Господь людем Своим. Мы же имея тя молитвенника теплаго ко Господу, со дерзновением поем Ему: Аллилуиа.Икос 9

Витии мира сего риторскими своими языки не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы, пастырю дивный, многих ради твоих подвигов и болезней, яже за Христа и Церковь подъял еси волею.

Сего ради и мы недоумея восхваляти тя по достоянию, воспеваем сице:Радуйся, яко страданьми твоими вера правая утверждается,Радуйся, яко по словеси твоему Церковь Христова в Российстей земле возрождается,Радуйся, паству твою до кончины своея попеченьми не оставивый,Радуйся, и по кончине присный о нас ходатаю,Радуйся, яко молитве смиренной и покаянной научаеши,Радуйся, яко любы ко Христу Богу в чадех своих возгреваеши.Радуйся, мужества и терпения плоды Господеви твоему принесый,Радуйся, в правде Христовой во дни испытаний крепце устоявый.Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 10

Спасителя мира Христа Бога умоляти за ны не престай, святителю Василие, тебе бо дадеся благодать и милость молитися за чтущия память твою. Да с верою притекающии ти, благодати Божией сподобимся, с любовию воспевая Ему: Аллилуиа.Икос 10

  1. Стену тя непоколебиму обретше, светло празднуем святую память твою, преславне отче наш Василие; ты еси покрове и непостыдная надеждо припадающим и молящимся тебе сице:Радуйся, ведение Божественных Тайн предивно стяжавый,Радуйся, терпением скорбей и болезней древним отцам Церкви подражавый,Радуйся, яко сподобился еси зрети небесныя силы, Престолу Божию предстоящии,Радуйся, дар провидения от Господа приемый,Радуйся, непрестанною молитвою на высоту безстрастия возшедый,Радуйся, доброе семя в сердце своем возрастивый,Радуйся, Богоначертанный свиток правыя веры,Радуйся, добрый учениче небеснаго Учителя Христа,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.
  2. Кондак 11
  3. Пение немолчное и моление теплое приими от нас немощных, святителю Божий, не престай милостивно взирати на паству твою земную, на град сей и обитель сию; зриши бо наши скорби и нужды, болезнуеши о наших немощех и гресех, подвизая и нас недостойных во умилении глубоцем пети Господеви: Аллилуиа.Икос 11
  4. Светоносный светильник был еси, отче Василие, в годину лютыя скорби возженный в стране нашей; не остави ны, соотечественницы твоя, ныне по морю страстнаго жития блуждающия, простри руку помощи, вопиющим ти сице:Радуйся, добрый и неусыпный делателю нивы Христовой,Радуйся, Единаго истиннаго Бога проповедниче,Радуйся, правды ревностный блюстителю,Радуйся, пастырскаго служения непоколебимый исполнителю,Радуйся, церковных канонов премудрый насадителю,Радуйся, сокровищ Православныя веры усердный хранителю,Радуйся, яко от святых мощей твоих исцеления подаваеши,Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.
  5. Кондак 12
  6. Благодати Божия сокровище явися всечестная рака мощей твоих, святителю отче Василие, еюже недужнии исцеляются, озлобленнии умиряются, скорбящии утешаются, омраченнии просвещаются, и вси прославляют Бога, дивнаго во святых Своих, поюще Ему: Аллилуиа.Икос 12
  7. Поем и восхваляем Многомилостиваго Бога, даровавшаго отечеству нашему крепкаго предстателя и заступника – святителя нашего Василия; чтим страдания и болезни твоя, ублажаем святое житие твое, почитаем честную кончину твою и прославляем священную память твою, от избытка сердца вопиюще:Радуйся, земли Российския пастырю предобрый,Радуйся, Церкве Российския красото,Радуйся, душу твою за други своя положивый,Радуйся, друже Царя Небеснаго, о спасении многих поревновавый,Радуйся, яко град верху горы от верных и неверных не утаивыйся,Радуйся, благий рабе и верный, вшедый в радость Господа твоего,Радуйся, непоколебимо стояти за Православную веру Христову нас научаеши,Радуйся, молитвами твоими от ересей и расколов Церковь нашу ограждаеши,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.
  8. Кондак 13
Читайте также:  Икона споручница грешных: значение и в чем помогает, куда вешать и молитвы

О, преславный угодниче Христов, святителю отче Василие, стране Российстей удобрение, похвало и радование. Вонми гласу молений наших, из глубины сердец возносимых; испроси у Всещедраго Бога грехов оставление нам даровати и вечнаго мучения избавитися, да во Царствии Его выну воспеваем: Аллилуиа.Трижды.

  • Икос 1
  • Ангелом светоносным подражателю и земнородных наставниче был еси, святителю отче Василие; поистине царским путем к небожителем возшел еси, отонудуже призирая выну на ны грешныя, услыши во умилении вопиющих ти сице:Радуйся, на служение апостольское от страны Российския призванный,Радуйся, избрание твое исповеданием веры православныя оправдавый,Радуйся, житие праведное от юности возлюбивый,Радуйся, добродетели родителей благочестивых унаследивый,Радуйся, послушание дивное родителем богомудрым явивый,Радуйся, измлада воздержанию, молитве и посту прилежавый,Радуйся, вся соблазны мира сего презревый,Радуйся, Христу Единому работати вожделевый,Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.
  • Кондак 1
  • Возбранный архипастырю и исповедниче Христов, в годину безбожия в Российстей земле пострадавый, и велие дерзновение пред Господом стяжавый, моли о людех, недостойными устнами воспевающих ти похвальная, да избавимся от злыя напасти и обстояний, зовущи:Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Дамаскин (Орловский) — Жизнеописание священноисповедника Василия (Преображенского) Кинешемского

Здесь можно скачать бесплатно «Дамаскин (Орловский) — Жизнеописание священноисповедника Василия (Преображенского) Кинешемского» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, год 2001.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Жизнеописание священноисповедника Василия (Преображенского) Кинешемского» читать бесплатно онлайн.

  • Василий (Преображенский) (1876 — 1945), епископ Кинешемский, священноисповедник.
  • Память 31 июля, 5 октября в день обретения мощей, Соборах новомучеников и исповедников Российских, Воронежских и Ивановских святых.
  • Из духовного наследия епископа Василия сохранились проповеди, но в наибольшей полноте — «Беседы на Евангелие от Марка».

Жизнеописание священноисповедника Василия (Преображенского) Кинешемского

Память 31 июля (13 августа)

Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии[1] в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям.

Очищение ума и сердца таинствами и молитвой — в этом был смысл и цель земной жизни супругов. И потому родители старались оградить детей от влияния мира, зная, как трудно вырвать из сердца тернии грехов и страстей, если те уже проросли.

Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому. Ни новостей, ни сплетен, ни праздных разговоров не проникало за высокую изгородь их дома, покидать который детям воспрещалось.

И было для ребенка отрадой посещение их дома нищей братией и странниками. В самый день его крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, к ним пришла странница-старушка, которая, глянув на мальчика, сказала: «Это будет великий человек».

Были и иные предзнаменования его незаурядного будущего.

После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию.

От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910–1911 годы прожил в Лондоне.

После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 году Вениамин переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии.

Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт, приготовившись окончательно к профессии педагога. Но Господь распорядился иначе.

Однажды, приехав в гости к родителям в Кинешму, Вениамин уговорился с друзьями покататься на лодке по Волге. Уже далеко от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл.

Вскоре после этого случая Вениамин переехал на родину в Кинешму и в октябре 1917 года поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служил его престарелый отец. Памятуя данный Богу обет, он стал проповедовать в храмах Кинешмы и ее окрестностей.

Сознавая, что без точного и глубокого понимания Священного Писания невежественный человек легко может стать добычей обманщиков и лжеучителей, Вениамин приступил к созданию православных кружков, где изучению Священного Писания придавалось большое значение.

В 1918 году он стал ездить по приходам епархии. Однажды после службы в селе Захарьевском Вениамин обратился с разъясняющим Священное Писание словом к прихожанам, а потом зашел в дом Анны Васильевны Частухиной в соседней деревне Балахонка. Пообедали, попили чаю, поговорили.

И хотя не был Вениамин Сергеевич еще священником, беседа с ним произвела на Анну и всех присутствовавших такое впечатление, что они решили по его совету организовать в своей деревне церковный кружок. У Анны в доме стала собираться молодежь, пели молитвы, читали Евангелие.

Народ сердцем почувствовал, что Вениамин предложил им самое нужное, без чего невозможно жить. В кружке читались жития святых, пелись уставные церковные песнопения и любимые народом духовные стихи.

Вениамин знал: кто любит духовное, кто уже ощутил радость и мир, идущие от Господа, тот никогда не отдаст эту радость за греховные утешения преходящего мира. И потому в каждом человеке он прежде всего старался пробудить интерес и жажду к духовному.

В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах, так свет Христова учения насильственно отнимался от детских сердец. Вениамин стал собирать детей в Вознесенском храме.

16 июля 1920 года Вениамин был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым). Вскоре после этого скончался его отец, протоиерей Сергий, и о.

Вениамин принял постриг с именем Василий — в память Василия Великого; 19 сентября 1921 года он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

В хиротонии участвовали: митрополит Серафим (Мещеряков), митрополит Иерофей (Померанцев) и архиепископ Севастиан (Вести).

Рукоположенный во епископа, он усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено.

Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью.

Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.

Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии.

В дни больших праздников святитель служил в соборе, а каждый четверг — всенощные в Вознесенской церкви. Народ любил эти всенощные, посвященные воспоминаниям страстей Господних, и собирался на них во множестве.

Особенно много было рабочих, некоторые из них жили в окрестностях города, они отстаивали долгую службу и только поздно ночью добирались домой, а утром снова шли на работу, но так велика была благодать церковной молитвы, что люди не чувствовали усталости.

Святитель сам читал акафист страстям Господним, и в храме стояла такая тишина, точно в нем не было ни одного человека, и в самом дальнем конце его слышно было каждое слово.

Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Некоторые совершенно меняли образ жизни; иные, следуя примеру святителя, раздавали имущество нищим, посвящая жизнь служению Господу и ближним.

Свет веры достигал и неверующих.

Как бы ни относился иной человек к христианской вере и к Православной Церкви, почти всякий чувствовал, что слово, произнесенное епископом, отвечает внутренним запросам души, возвращает ей жизнь, а жизни — озаряющий смысл.

Не могла и предположить Екатерина Александровна Книшек, что придет время, когда она обратится к Богу и будет жить сугубо церковной жизнью, имея к тридцати шести годам стойкие навыки жизни нецерковной. Родилась она в Санкт-Петербурге, дед был выходцем из Чехии, но уже отец ощущал себя коренным петербуржцем.

Более всего почитая образование, родители отдали Екатерину учиться на Высшие женские курсы, которые она с успехом окончила по историко-филологическому факультету. В 1920 году она с матерью уехала из разоренного революцией Петрограда в Кинешму. В храм Екатерина не ходила, и все церковное было ей непонятно и чуждо.

Но вскоре она услышала, что в городе служит необыкновенный епископ, который говорит необычные проповеди. Человек любознательный, Екатерина пошла в храм. Проповедь, которую она услышала, была действительно необыкновенной и показывала в проповеднике человека талантливого и широко образованного.

Екатерина пришла еще раз и еще, а затем стала ходить в, храм постоянно. Ей открылась всечеловеческая глубина Православия. Екатерина и сама удивлялась — как быстро она становится церковным человеком, изменяется внутренне. Вскоре она познакомилась с епископом лично.

Увидев в Екатерине человека с выдающимися способностями, он предложил ей стать председателем церковного совета Вознесенской общины. С этого времени она стала его ближайшей помощницей.

В Вознесенском храме прихожане, староста и священник были единомысленны с владыкой. В те годы там служили священник Николай Панов[2], диакон Иоанн Груздев и псаломщик Василий Поспелов.

Старостой храма был Григорий Федорович Иванов, а во время его долгой болезни — монахиня Агния (в миру Анастасия Захаровна Орлова), бывшая казначеей Успенского монастыря в Кинешме до его закрытия.

В храме было ежедневное богослужение и две литургии, владыка всегда служил позднюю без священника и диакона.

За короткий срок владыка организовал кружки в Кинешемском, Юрьевецком, Вичугском, Семеновском, а потом и в Вязниковском районах. Только тех кружков, которые он посещал лично, было более десяти; другие организовывались по его благословению.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *