Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Иероним — христианский святой, почитающийся в католицизме (день памяти 30 сентября) и в православии (день памяти 28 июня).

Главная заслуга святого Иеронима — перевод Ветхого завета на латинский язык и редакция латинской версии Нового завета.

Латинская Библия, созданная Иеронимом и получившая название «Вульгата» является каноническим латинским текстом Библии по сей день. Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков.

Иероним родился около 340-2 года (по другим данным, в 347 году) в римской провинции Далмация, в городе Стридон (недалеко от того места, где сейчас находится столица Словении Любляна). Иероним уехал учиться в столицу империи — Рим, где был крещён в период с 360 по 366 год.

Иероним учился у известного грамматика Элия Доната, специалиста по античной и христианской литературе. Продолжая обучение, Иероним много путешествовал. В сирийском городе Антиохия зимой 373-374 года Иероним тяжело заболел и у него было видение, заставившее его отказаться от светского обучения и посвятить себя Богу.

Иероним удалился в Халкидскую пустыню в Сирии, где начал изучать язык иудеев с целью чтения библейских текстов в оригинале. Иероним вернулся в Антиохию в 378 или 379 году, где был рукоположен в сан епископа. Позже Иероним уезжает в Константинополь, а потом возвращается в Рим.

В столице империи Иероним завоевал большое доверие у известных знатных женщин Рима: ровесница Иеронима Паула и её дочери Блезилла и Евстохия под влиянием Иеронима отбросили свой аристократический образ жизни и стали аскетками.

 Лоуренс Альма-Тадема. Преображение Паулы Святым Иеронимом

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Однако организм Блезиллы не выдержал резкой перемены жизни и она умерла. Весь Рим осудил Иеронима за смерть Блезиллы (позднее Блезилла была канонизирована католической церковью). Также Иероним был обвинен в плотской связи с Паулой.

Согласно легенде, недоброжелатели повесили рядом с его кроватью женскую одежду, которую утром Иероним по рассеяности одел и вышел в ней в город, «доказав» тем самым свою греховную связь с Паулой. После этого Иероним был вынужден покинуть Рим и вернуться в Антиохию.

Вслед за Иеронимом последовали Паула и её дочь Евстохия, которые принимали активное участие в жизни Иеронима: помогали ему с переводом и копированием текста латинской Библии. Паула на свои средства построила четыре монастыря близ Вифлеема — три женских и один мужской, в котором Иероним окончательно поселился в 388 году.

Паула и Евстохия были канонизированы католической церковью. Память святой Паулы католики чтят 26 января, а память святой Евстохии — 28 сентября.

 Святая Паула и святой Иероним. Витраж в храме Notre-Dame de Clignancourt (Париж)

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

 Франсиско де Сурбаран. Святые Иероним, Паула и Евстохия

Иероним посвятил конец своей жизни созданию латинской Библии, а также другим литературным трудам.Иероним умер 30 сентября 420 года и был похоронен рядом с могилами Паулы (умерла в 404 году) и Евстохии (умерла в 419 году).

 Доменико Гирландайо. Святой Иероним

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Хосе де Рибера. Святой Иероним

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

«Золотая легенда» (собрание христианских легенд и занимательных житий святых, составленное в 13-м веке Иаковом Ворагинским) приводит эпизод из жизни Иеронима, который стал очень популярен в искусстве. Когда Иероним жил в монастыре, к нему пришёл хромой лев.

Монахи в ужасе разбежались, однако Иероним не испугался и приказал монахам вымыть лапу животного и тщательно перевязать рану. Когда они это делали, то обнаружили, что лапа была поранена колючками. Лев после своего спасения стал постоянным спутником Иеронима.

Льву поручили стеречь монастырского осла, который возил дрова. Однажды лев заблудился и осла похитили грабители, продавшие его каравану купцов. Лев вернулся в монастырь и монахи решили, что лев съел осла и заставили его самого возить дрова.

Однако потом лев нашел караван с ослом и вернул осла в монастырь, а себе вернул доброе имя.

Рогир ван дер Вейден. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Альбрехт Альтдорфер. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Андреа Мантенья. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

  • Беноццо Гоццоли. Святой Иероним и лев
  • Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы
  • Лоренцо Монако. Святой Иероним и лев

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

  1. Джованни Беллини. Святой Иероним и лев
  2. Лукас Кранах. Святой Иероним и лев
  3. Лукас Кранах. Святой Иероним
  4. Колантонио. Святой Иероним и лев
  5. Пьетро Перуджино. Святой Иероним и лев
  6. Альбрехт Дюрер. Святой Иероним
  7. Альбрехт Дюрер. Святой Иероним
  8. Святой Иероним и лев. Витраж в храме Девы Марии в городе Henley-on-Thames (Англия)
  9. Samp Di Pietro. Святой Иероним и лев
  10. Samp Di Pietro. Возвращение львом осла
  11. Лоренцо Лотто. Мадонна с младенцем, святой Иероним и святой Антоний Падуанский
  12. Andrea di Aloigi. Мадонна с младенцем, святой Иероним и святой Пётр

Последнее изменение Суббота, 27 Апрель 2013 14:28

Святой Иероним — это… Что такое Святой Иероним?

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

Евсе́вий Софро́ний Иерони́м (лат. Eusebius Sophronius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учи́телей Церкви. Память в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) — 15 июня (по юлианскому календарю), в Элладской православной церкви — 15 июня по григорианскому календарю.

Биография

Ученик известного грамматика Элия Доната, знаток античной и христианской литературы того времени. Святой был крещён около 360 года уже в зрелом возрасте, хотя христианами были уже его родители.

Иероним был человеком большого интеллекта. Он много путешествововал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом.

Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».

Подобно Франциску Ассизскому, Антонию Великому и другим, кто исповедовал суровый аскетизм в своей каждодневной жизни, он переживал яркие сексуальные галлюцинации и описал в одном из писем, как должен был бить себя в грудь, пока эта лихорадка не отпускала его.

В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Паула (Фабиола), которую он обратил в христианство.

Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык.

Его версия — Вульгата — была одиннадцать столетий спустя провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст.

Перевод Библиии

Главные работы Иеронима — латинский перевод Ветхого завета, сделанный на основе Септуагинты, и редакция латинской версий Нового завета (лат. Itala или лат. Vetus Latina), получившие впоследствии название Вульгата (лат.

 Vulgata), а также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus). Сохранилось другое его историческое произведение — «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории начиная с «сотворения мира».

Наследие Иеронима также составляют около 120 его писем.

Память

День святого Иеронима отмечается католиками 30 сентября. Этот день был объявлен в 1991 году. Международной федерацией переводчиков Международным днем переводчиков. Святой Иероним считается покровителем всех переводчиков.

Галерея

Сочинения

См. также

  • Иезуаты блаженного Иеронима
  • Иеронимиты

Ссылки

Жизнеописание и духовное наследие иеросхимонаха Иеронима. Старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в двух томах: на Псалом.ру

Святой Иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

       Исполнилось 125 лет со дня блаженной кончины иеросхимонаха Иеронима, и настало время собирать «бисеры преподобной его жизни», чтобы явить людям высокий пример подвижничества во славу Божию ради спасения многих – на Афоне, в родной России и во всем православном мире, а также напомнить те заповеди, которые оставил он после смерти всем своим духовным чадам и последователям, как «вполне достаточные для благоугождения Богу и спасения в иноческом чине» («Устав Русского на Афоне святого великомученика и целителя Пантелеймона общежительного монастыря»).

Читайте также:  Молитва Божьей Матери Остробрамской: 3 текста на русском и о чем просят перед иконой

      Книга «Жизнеописние» состоит из наиболее важных и значительных материалов о старце-духовнике. Она содержит жизнеописание иеросхимонаха Иеронима, в котором много внимания уделено истории Русской обители с начала XIX века до 1885 года и записанным братией рассказам о своем духовнике, его посмертных явлениях и покровительстве своей обители.

  •        В книге «Духовное Наследие» публикуется духовное наследие иеросхимонаха Иеронима, из которого этот «Устав» и духовное завещание 1882 года — главные творения старца-духовника, оставленные им братии как душеспасительное руководство на вечные времена.
  • Содержание книг: О иеросхимонахе Иерониме.
  • Книга Жизнеописание:

1806-1836. Ранние годы.Жизнь в российских монастырях1836-1840. Афонский келлиот1840. Переход в Русик. Начало духовничестваДуховный облик старца. «Лицо его — как лицо ангела»Особое действие благодати Божией в старце ИеронимеИз рассказов братии о своем духовнике1840- 1850-е гг.

Начало трудов в Пантелеимоновой обители«Живое участие к Русику»Вышний покров над обительюНебесная помощь и покровительство старцу ИеронимуПрисный ученик старца1860-е — начало 1870-х гг.Созидательная деятельность. ВоспитанникиВсецелая преданность воле БожиейУправление обителью в последние годы жизни игумена. Русские и греки1874-1875. Греко-русская распряСтояние в истине.

Водворение мираДела милосердияЗаботы и попечения старца Иеронима о Новом АфонеАфонские подворья. Центры благочестия и молитвыИздательские труды. Душеполезные книги1875—1885. Благодатное преуспеяние Русской обителиСпасительное монашеское общежитие.Духовные плодыСвященная обязанность. Молитва за царя и ОтечествоО духовных дарованиях старца ИеронимаЛюбовь и признательность братии.

«Я каждый день умираю»Последние дни жизни. Кончина«Сокрылось сокровище наших сердец…»«Ходатай и сгюспешник спасения»

  1. Использованные материалы
  2. Книга Духовное Наследие:
  3. Духовное завещаниеКелейные запискиУстав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе в пределах Кромицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика ПантелеймонаНаставления братииИзречения, слова, советыНекоторые записи и замечанияУстав Русскаго на Афоне святаго великомученика и целителя Пантелеймона общежительнаго монастыряАкафист святому Иоанну, Предтечи и Крестителю ГосподнюПисьма старца Иеронима:К родным и духовным чадамК Ивану Фомичу СоломенцовуК отцу МакариюК отцу Макарию в Константинополь.1874-1875К архимандриту Леониду (Кавелину)К братии Русского монастыряПисьма к разным лицамК Павлу Ивановичу Помельцову
  4. Использованные материалы
  5. Параметры книги: Житие и учение иеросхимонаха Иеронима в двух томах.

Размер книги: 16,0 см * 20,5 см * 3,0 смКоличество страниц: 670/638Переплет: твердыйБумага: офсетнаяШрифт: русскийВес книг: 1500 гр.Год издания: 2019 год.Тираж: 5000 экз.

Издательство: Сибирская Благозвонница

Предлагаем купить книгу «Житие и учение иеросхимонаха Иеронима.» в православном интернет магазине Псалом.ру

Святой: Иероним Стридонский

Софро?ний Евсе?вий Иерони?м (лат. Sophronius Eusebius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии.

Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учи?телей Церкви.

Память в Католической церкви — 30 сентября, в Русской Православной Церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю), в Элладской Православной Церкви — 15 июня по григорианскому календарю

Биография

Иероним был человеком большого интеллекта. Он изучал философию в Риме, где был крещен около 360 года уже в зрелом возрасте, хотя христианами были уже его родители.

Был учеником известного грамматика Элия Доната, знаток античной и христианской литературы того времени. Со временем Иероним стал одним из самых образованных Отцов Церкви.

В Риме он был возведен в сан священника, но нажил себе много врагов и вынужден был уехать.

Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю. Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».[источник не указан 167 дней]

В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Паула (Фабиола), которую он обратил в христианство.

Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык.

Его версия — Вульгата — была одиннадцать столетий спустя провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст.

Существует легенда о том, что когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришел хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из нее занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником.

Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осел остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели.

Вернувшись, лев не нашел осла и, глубоко опечаленный, пошел обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться.

Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привел целый караван в монастырь. В связи с этой легендой в живописи Иероним почти всегда изображался в сопровождении льва[1].

Перевод Библии

Главные работы Иеронима — латинский перевод Ветхого завета, сделанный на основе Септуагинты (с древнееврейского языка, кроме книг, изначально написанных на арамейском и древнегреческом), и редакция латинской версии Нового завета (лат. Itala или лат. Vetus Latina), получившие впоследствии название Вульгата (лат.

 Vulgata), а также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus). Сохранилось другое его историческое произведение — «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями.

Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем.

Память

Память святого Иеронима отмечается Католической церковью 30 сентября. Этот день был объявлен в 1991 году Международной федерацией переводчиков Международным днем переводчиков. Святой Иероним считается покровителем всех переводчиков.

Галерея

Переводы

Русские переводы:

  • Творения блаженного Иеронима Стридонского. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западной). — Киев, 1879—1903; 2-е изд., не завершено: — Киев, 1893—1915. (№ части указан по изданию Иеронима, № книги — по общей серии «Библиотеки творений…»)
    • Ч. 1. (Кн. 3.) Письма. 2-е изд. 1893. CLXXX. — 226 с.
    • Ч. 2. (Кн. 4.) Письма. 2-е изд. 1894. — 480 с.
    • Ч. 3. (Кн. 5.) Письма. 1880. — 410 с. (всего 150 писем, из них 124 — самого Иеронима)
    • Ч. 4. (Кн. 6.) Жизнь Павла Пустынника. Жизнь св. Илариона. Жизнь пленного монаха Малха. Предисловие… к переводу правил св. Пахомия. Разговор против люцифериан. О приснодевстве бл. Марии. Две книги против Иовиниана. Книга против Вигилянция. Книга против Иоанна Иерусалимского. 1880. — 365 с.
    • Ч. 5. (Кн. 8.) Апология против книг Руфина. Разговор против пелагиан… Книга о знаменитых мужах… Изложение Хроники Евсевия Памфила. Хроника блаж. Иеронима [частичный перевод]. Перевод книги Дидима о св. духе. 1879. — 481 с.; 2-е изд. 1910. — 443 с.
    • Ч. 6. (Кн. 11.) Толкование на книгу Екклезиаст… Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь Песней. Шесть книг толкований на пророка Иеремию. 1880. — 529 с.
    • Ч. 7. (Кн. 13.) Толкования на пророка Исаию. Кн. 1-8. 1882. — 257 с.
    • Ч. 8. (Кн. 15.) Толкования на пророка Исаию. Кн. 9-14. 1882. — 321 с.
    • Ч. 9. (Кн. 16.) Толкования на пророка Исаию. Кн. 15-18. 1883. — 261 с.; 2-е изд. 1910. — 245 с.
    • Ч. 10. (Кн. 17.) Толкования на пророка Иезекииля. Кн. 1-8. 1886. — 401 с.; 2-е изд. 1912. — 383 с.
    • Ч. 11. (Кн. 19.) Толкования на пророка Иезекииля. Кн. 9-14. 1889. — 361 с.; 2-е изд. 1912. — 336 с.
    • Ч. 12. (Кн. 21.) Толкования на пророков: Даниила, Осию, Иоиля. 1894. — 415 с. 2-е изд. 1913. — 395 с.
    • Ч. 13. (Кн. 23.) Толкования на пророков: Амоса, Авдия, Иону, Наума. 1896. — 320 с.; 2-е изд. 1913. — 307 с.
    • Ч. 14. (Кн. 24.) Толкования на пророков Михея, Аввакума, Софонию и Аггея. 1898. — 360 с.; 2-е изд. 1915. — 351 с.
    • Ч. 15. (Кн. 25.) Толкования на пророков Захарию и Малахию. 1900. — 252 с.; 2-е изд. 1915. — 255 с.
    • Ч. 16. (Кн. 26.) Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. 1903. — 390 с. (репринт: М., Наука. [1998].)
    • Ч. 17. (Кн. 27.) Толкования на апостола Павла к галатам и к ефесянам. 1903. — 391 с.
  • Евсевий Памфил. О названиях местностей, встречающихся в священном писании. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского. О положении и названии еврейских местностей. / Пер. И. Помяловского. («Православный палестинский сборник». Т. 13. Вып. 1.). — СПб, 1894. — 547 с.
Читайте также:  Молитва от пьянства: самые сильные тексты от алкоголизма и к кому обращаться

Новые русские переводы:

  • Иероним. О сохранении девственности. / Пер. В. С. Дурова. — СПб.: РХГИ. 1997.
  • Иероним. Письма 1. 57, 125. О знаменитых мужах (отрывки). / Пер. О. Е. Нестеровой, И. П. Стрельниковой. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. — М.: Наследие. 1998. — С. 97-146.
  • Иероним Стридонский. Книга о знаменитых мужах. / Пер. и комм. М. Ф. Высокого. // Церковные историки IV—V веков. — М.: Росспэн, 2007. — С. 11-57 и комм. на с. 299—372. ISBN 978-5-8243-0834-1
  • Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на Книгу Бытия. / Пер. С. Жукова. — М.: Отчий Дом, 2009. — 272 с. (Книжная серия «Библейская экзегетика»)

Другие переводы:

  • В составе серии «Loeb classical library» издан один том Иеронима (под № 262): «Избранные письма».
  • В составе серии «Collection Bud?» опубликована только переписка в 8 томах, 154 письма: (Saint J?r?me. Correspondance)

Литература

  • Полянский Е. Я. Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. LXXII. — 583 с.
  • Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. — М., 1916. — 195 с.; переизд.: — М.: Канон+ 2002, с приложением «Избранных писем» Иеронима, сост. и комм. А. А. Столярова.

См. также

  • Иезуаты блаженного Иеронима
  • Иеронимиты

Примечания

  1. ? Библия и живопись. Св.Иероним

Житие святой праведной Моники матери блаженного Августина

Моника родилась в Северной Африке, в маленьком городке Тагестине в 331 году. Спартанская, изобилующая лишениями и препятствиями, жизнь берберов наложила печать на их нрав, сделав их воинственными, безудержными и эмоциональными. И, тем не менее, отец с матерью ее были верующими, и все христианские нормы она восприняла с детства.

Родители, семья и домашнее воспитание

Отец святой был небогатым землевладельцем. Девочек, которых в семье было несколько, поручили воспитывать уважаемой за чистоту нрава служанке — по происхождению берберке. Добрая нянюшка воспитывала сестер добродетельными барышнями, прививая знания, необходимые будущим домохозяйкам и мамам многочисленных чад.

Аврелий в знаменитой «Исповеди» писал о ней: «за старательное воспитание свое …(праведная Моника) не столь хвалила мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на спине, как обычно носят малышей девочки постарше».

Но берберский нрав заставлял ее иногда прибегать к перегибам. Так, желая привить своим воспитанницам воздержание, она разрешала им утолять жажду только раз в сутки – во время совместной трапезы с родителями. В африканских условия это было невыносимо.

В знаменитой «Исповеди» Аврелий так описал воспоминание об этом мамы: «Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе».

  20 марта. Великий пост. Преподобный Павел Препростый

Полезные материалы

Воспитывая добродетель, строгая воспитательница едва не получила плачевный результат: юная Моника, по просьбе родителей наполнявшая кувшины, томимая жаждой, чуть не стала пьяницей, каждый раз по чуть- чуть отхлебывая напиток. И только злая ирония служанки, которая ходила вместе с ней в погреб, отрезвила ее и заставила забыть о пагубной зависимости.

Замужество

Девушка выросла, и родители отдали ее за богатого землевладельца по имени Патриций. Он занимал большую должность в городе Тагасте, был талантлив, известен, но, к великому огорчению невесты, не был христианином. «Человек чрезвычайной доброты и неистовой гневливости»,- вспоминал о нем святой Августин. Языческие взгляды наложил отпечаток на всю его жизнь.

Брак поначалу не был счастливым. Патриций открыто изменял жене, был не воздержан в словах и поступках, причиняя моральные страдания. В своем муже праведница нашла себе поприще для духовного возрастания и воспитала в себе любовь к нему.

Поначалу непросто складывались и отношения со свекровью. Надменная и своенравная, она прислушивалась к сплетням и наговорам злых служанок и доставляла Монике немалые огорчения. Но своей услужливостью, миролюбием и уступчивостью невестка снискала в ее глазах любовь и уважение. Так что свекровь сама потребовала у сына наказания для сплетниц и в семье воцарились мир и дружелюбие.

«Господи, милующий меня! Ты послал этой доброй служанке Твоей, во чреве которой Ты создал меня, еще один великий дар. Где только не ладили между собой и ссорились, там она появлялась, где могла, умиротворительницей.»- писал о своей маме Августин.

Мать блаженного Августина, его брата и сестры

В семье родилось трое детей. Самый старший, Августин, родился, когда ей было всего 22 года. Следом появились сын Навигий и дочь Перпетуя. Навигий спокойный и набожный был всегда для матери опорой.

В своей «Исповеди» старший брат упоминает его всего три раза. Перпетуя, названная в честь христианской мученицы, рано овдовела бездетной.

Желая во всем угождать одному Богу, она стала настоятельницей монастыря в Гиппоне, основанного блаженным Аврелием, и просияла многими подвигами.

В детстве, дети по обычаю своего времени, не были крещены. Но святая Моника постоянно молилась о них, и рассказывали им о Творце. «Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей».

Обращение мужа

Никогда молодая жена не спорила с мужем. Терпеливо переносила его гнев и молилась о нем.

Молитвой и смиренным молчанием Моника вызывала сначала удивление Патриция, а затем пришло и уважение. Он никогда с ней не ссорился по-настоящему и не поднимал на нее руку, в то время как, по воспоминаниям Аврелия, подруги матери ходили все в синяках. Святая угодница давала им советы переменить свое отношение к мужьям, не заноситься перед ними, помня библейскую заповедь:

« Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Кол.3,18».

Так своим терпением и кротостью святая приобрела своего мужа для Царствия Небесного, хотя для этого и потребовалось много лет молитв и слез. Супруг крестился в 371 году, полностью переменил свою жизнь, но вскоре заболел и умер православным христианином.

Моника молитвенно хранила память об ушедшем супруге, никогда не думала о повторном браке.

Старший сын

  • Блаженный Августин
  • 13
  • Ноябрь
  • 354 года
  • На свет появился один из величайших отцов Церкви — Блаженный Августин
Читайте также:  Акафист Целительнице: текст и о чем молятся перед иконой Божьей Матери

Путь его к христианству был непрост.

Получив блестящее светское образование, он в юности оставался язычником, увлекался плотскими удовольствиями.

Незаконно сошелся с девушкой незнатного происхождения и имел от нее сына по имени Адеодат, что переводится как «Данный от Бога».

Изучал античную философию, почитал Цицерона. Годы спустя стал последователем учения Платона. Едва начав изучать христианство, перешел на сторону манихеев, учение которых возникло в третьем веке и стало мировой ересью.

Девять лет Аврелий был адептом манихейства, с которым впоследствии усердно боролся. Очень горько Монике было видеть своего сына не только блудником, но еретиком. Годы вымаливала она свое чадо, погибающее от пороков.

Скорбела, изливая свою печаль перед Богом, ласково увещевала исправить свою жизнь. Но юноше стыдно было признать правоту женщины, и он упорствовал в грехе.

Святая не отчаивалась и сама, продолжая молиться, просила святых молитв у всех подвижников и епископов.

В 383 году молодой ученый приехал в Рим преподавать риторику, а спустя время в Медиолан придворным ритором. Приезд в Медиолан и его встреча со святителем Амвросием (память 7 декабря), перевернули взгляды Аврелия.

Скорбящая мать, приехавшая следом, умоляла святителя наставить свое заблудшее чадо на путь спасения. Его ответ для нее прозвучал извещением от милосердного Господа о прощении грехов.

«Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет».

Августин начинает посещать богослужения в качестве оглашенного, изучает Священное Писание, с необыкновенным воодушевлением слушает проповеди епископа Амвросия, и без сожаления расстается с манихейством. Здесь, в Медиолане, с Аврелием совершаются события, окончательно повернувшие его на путь спасения. И наконец, на Пасху 387 года, епископ Медиоланский Амвросий крестил его и сына Адеодата.

Вместе с другими молодыми людьми, ищущими спасения, Августин знакомится с «Житием святого Антония», написанным Афанасием Великим, жертвует свое имущество церкви, постригается в иноческий образ, начинает вести аскетическую жизнь.

Молитва святой Моники за своего сына

О жизни и святости праведной Моники мир узнал благодаря «Исповеди», которую создал ее старший сын, крупнейший богослов блаженный Августин. Она по праву считается первым автобиографическим произведением. Написана между 397 и 400 годом. И, самые теплые в ней слова о той, кто подарила миру великого философа и богослова.

«Я не могу достаточно выразить как она любила меня; она вынашивала меня в душе своей с гораздо большей тревогой, чем когда-то носила в теле своем.» « Да, если я достойный сын Твой, Господи, это от того, что Ты даровал мне в матери верную рабу свою» «Я обязан тем, что я есть моей матери, ее молитвам, ее достоинству.»

Творческое наследие

За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист.

К сожалению не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения.

Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог).

Другое спорное место в трудах Августина Иппонского связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви.

В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).

  1. Между тем, блаженный Августин по праву почитается как один из наиболее выдающихся церковных писателей вселенского масштаба.
  2. Из догматических трактатов до нас дошли такие его труды как О Троице, О граде Божьем, О Символе веры, Энхиридион, О 83-х различных вопросах в одной книге.
  3. В качестве полемических сочинений известны: О свободе воли, О природе блага против манихеев, О благодати и свободном решении, Об упреке и благодати, О предопределении святых.
  4. К числу пастырских поучений относят: Об обучении оглашаемых, Проповеди и поучения, Слово в день Петра и Павла, Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским и др.

Особая группа работ определяется экзегетической направленностью. Это: О книге Бытия буквально, О согласии евангелистов, Рассуждения на Евангелие от Иоанна, Толкование на Псалом 125-й, Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия и пр.

Кончина

Счастливая мать стала свидетельницей самого главного события в жизни своего первенца – Святого Крещения. В этом же году из Италии они вместе отправились домой в Северную Африку.

«Уже навис день исхода ее из этой жизни; этот день знал Ты, мы о нем не ведали. Случилось – думаю, тайной Твоей заботой, – что мы с ней остались вдвоем; опершись на подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец в одиночестве, набирались мы сил для плавания.

Мы сладостно беседовали вдвоем и, “забывая прошлое, устремлялись к тому, что перед нами”, спрашивали друг друга, пред лицом Истины, – а это Ты, – какова будущая вечная жизнь святых, – “не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку”…в беседе нашей пришли мы к тому, что любое удовольствие, доставляемое телесными чувствами, осиянное любым земным светом, не достойно не только сравнения с радостями той жизни, но даже упоминания рядом с ними … Сын! Что до меня, то в этой жизни мне уже все не в сладость. Я не знаю, что мне здесь еще делать и зачем здесь быть; с мирскими надеждами у меня здесь покончено. Было только одно, почему я хотела еще задержаться в этой жизни: раньше чем умереть, увидеть тебя православным христианином. Господь одарил меня полнее: дал увидеть тебя Его рабом, презревшим земное счастье».

  • 27
  • Август
  • 387 года
  • В городе Остии, в возрасте 55 лет скончалась праведная Моника — мать Блаженного Августина
  • Как бы завершив дело всех своих дней, она отошла к Богу, наказав своим сыновьям не устраивать пышных похорон, а ежедневно подавать за нее поминовение в алтарь.

Святые мощи, место хранения и поклонения

28 августа 430 года христианский философ отошел к Господу, находясь в осажденном вандалами Гиппоне. Приверженцы епископа сумели уберечь останки святого от осквернения арианами-вандалами, перевезя мощи на остров Сардиния.

  1. После завоевания острова сарацинами король Ломбардии Лиутпранд в 18 веке выкупил святые останки, похоронив их в храме апостола Петра в городе Павия, который располагается и поныне недалеко от Милана.
  2. В 1842 году Папа Римский благословил перевоз останков святого Августина в Африку, перезахоронив их в Алжире.
  3. Ныне над святыми мощами воздвигнут памятник величайшему философу христианства Аврелию Августину Блаженному.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *