Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

21 июля (8 июля ст. ст.) Церковь чтит память блаженного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых.

Содержание:

Житие блаженного Прокопия Устюжского

Блаженный Прокопий Устюжский происходил из знатного рода любекских купцов. Родился он в 1243 году. После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Новгород.

В Новгороде Прокопий был поражен множеством и красотой церквей и монастырей. А когда он посетил храм св.

Софии и другие церкви и монастыри, услышал стройное пение ликов, увидел чинное и благоговейное служение, торжественность и благолепие обрядов Русской Церкви, то решился принять православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам православной церкви. Ему указали на Хутынский монастырь.

В то время в монастыре подвизался инок Варлаам Прокшинич. К нему обратился Прокопий и, припавши к ногам, со слезами просил научить его истинной вере.

Сначала удивительным показалось старцу, что молодой и богатый иностранец, приехавший в Новгород для торговли, ищет православия, но, убедившись в искренности желания Прокопия, с отеческой любовью принял его к себе и стал учить заповедям Божиим, уставам и чинам Русской Церкви.

Прокопий с охотой слушал примеры из отеческих писаний, житий святых и собственных наблюдений старца и старался запечатлеть в своем сердце. Особенно трогали его жития преподобных и Христа ради юродивых, добровольно подвергавшихся различным лишениям и трудам и при этом еще старавшихся скрывать свои подвиги от людей. Прокопий раздал все свое имение и богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии.

Но новгородцы узнали о том, что Прокопий принял православную веру и раздал все свое имение, стали хвалить и превозносить его. Некоторые даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия, потому что слава о нем распространилась во всех концах города и пятинах новгородских.

Опасаясь из-за мирской славы лишиться славы небесной, он открыл иноку Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Инок сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители.

И сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его, и, преподавши наставление, старец с молитвой и благословением отпустил своего ученика в путь.

Без всяких средств к существованию Прокопий вышел из монастыря. Часто ему после длинного целодневного пути приходилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить его, ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого.

Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он от грубых людей на пути, много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жара и насекомых, и от зимних вьюг и трескучих морозов.

Но он не унывал и не падал духом, зная, что каждый день добровольных его злостраданий, каждый шаг по этому узкому и истинно крестному пути приближают его к вечному покою и Небесной Отчизне.

Таким образом Прокопий дошел до Устюга. Появление в городе неизвестного юродивого с кочергами в руках (Прокопий носил в руках три кочерги или деревянных клюки), едва прикрытого рубищем скоро обратило на него внимание жителей.

Он и здесь скоро сделался предметом насмешек и поругания людей грубых, которые не стыдились даже и бить его без всякой с его стороны причины. Несмотря на это, город понравился блаженному, и он решился навсегда остаться в нем.

Представляясь безумным и юродствуя днем на улицах города, он каждую ночь обходил все городские церкви, припадал на колени и со слезами молился в открытых их папертях.

Когда же изнуренное постом и бдением тело его отказывалось служить и требовало отдыха, он на краткое время ложился где получалось: в некрытом сарае, на куче навоза, на голой земле или на камне, несмотря ни на какую погоду: и летом, и зимой, хотя изодранное рубище едва прикрывало его тело и он был почти наг и бос.

Если сострадательные и добрые люди подавали ему милостыню, он принимал с любовью и благодарностью, но не каждый день. А от богачей, нажившихся неправдою, никогда ничего не брал, хотя был голоден, а нередко и по несколько дней оставался совершенно без всякой пищи.

Долго скитаясь по городу, Прокопий избрал местом постоянного своего жительства угол паперти огромного высокого соборного храма Успения Пресвятой Богородицы, срубленного из дерева. Здесь стал он находиться лето и зиму, не пропуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал по улицам города.

Однажды, когда Прокопий ночью молился на паперти, явился ему Ангел Божий и возвестил о скором окончании его подвига, об отшествии его к Богу, назначив и день его кончины.

С величайшей радостью услышал о том Прокопий и еще более предался подвигам самой пламенной молитвы, в течение нескольких дней не отходил от храма Пресвятой Богородицы, готовясь к своему исходу. На 21 июля ночью он вышел из соборной паперти и направился к обители покойного друга своего инока Киприана.

Перед святыми вратами праведный Прокопий последний раз вознес пламенную молитву к Богу, благодаря Его за все благодеяния, которыми Господь наградил его в жизни от первых дней юности до старости, призвав его от мрака заблуждения к свету истины и из страны далекой приведши в богоспасаемый град Устюг, под кров дома Пресвятой Богородицы. Отошедши от святых ворот на конец моста, Прокопий возлег тут и, оградив себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на груди и с молитвой испустил дух.

Как бы для того, чтобы святое и многострадальное тело его не осталось без крова, в ту же ночь, несмотря на летнюю пору, выпал снег и покрыл землю на две четверти, а над телом Прокопия снежной бурей навеяло сугроб в две сажени вышины. Удивились устюжане, вставши поутру и видя дома и улицы, покрытые снегом.

Погибли, думали они, весь хлеб и овощи, но настал жаркий солнечный день, и к вечеру снег растаял, не повредив растительности.

Между тем соборные священнослужители заметили, что против постоянного обычая, какого Прокопий держался в течение многих десятков лет, его не было в церкви на утреннем пении, и начали о нем спрашивать горожан, но никто ничего не мог сказать. Тогда стали искать его по всему городу, обошли все церкви и опять нигде не могли его найти.

Только на четвертый день обрели святое тело блаженного на конце моста к монастырю, лежащее на голой земле и покрытое сугробом снега, который служил ему покровом и все еще не растаял, тогда, как в других местах везде было уже сухо.

С благоговением и слезами священнослужители подняли тело блаженного Прокопия и всем собором, с пением псалмов, свечами и фимиамом, на головах своих перенесли его в соборную церковь и оставили там до тех пор, пока все граждане не соберутся на погребение. На том месте, где обретено было тело его, в память события водрузили деревянный крест, а потом, по времени, заменили его каменным и построили часовню.

Сошелся весь народ Великого Устюга с женами и детьми в соборную церковь Божией Матери, и началось надгробное пение среди всеобщего плача и рыдания.

Со слезами благодарности вспоминали граждане отеческие заботы юродивого об их спасении, его предсказания и проповедь пред нашествием гнева Божия, чудное избавление города от огненной тучи и многие другие знамения, бывшие от блаженного. Многие неутешно плакали и скорбели о том, что по своему невежеству и грубости считали его безумным, смеялись и оскорбляли его.

По совершении надгробного пения тело блаженного с великой честью было отнесено на берег реки Сухоны на то место, где он любил сидеть на камне и молиться о плавающих по реке и где просил похоронить его. Там и предали тело его земле.

Чудеса и почитание блаженного Прокопия Устюжского

Важнейшим из многих пророческих предсказаний и чудес праведного Прокопия было избавление Устюга от истребления каменно-огненной тучей. Это было в 1290 году, за 13 лет до его кончины.

В один воскресный день, когда было много народа за службой в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». «Он не в своем уме и никогда не говорит ничего дельного.

Что его слушать?» — сказали устюжане и не обратили никакого внимания на слова праведника. Любвеобильному сердцу Прокопия тяжело было встретить в гражданах такую беспечность и легкомыслие в то время, когда страшная опасность, угрожавшая им, уже висела над городом.

От печали и горести сердца он едва мог достоять до окончания литургии и, вышедши на паперть, удалился в свой угол, зарыдал и, обливаясь слезами, проплакал весь тот день и ночь, да и на другой день не переставал плакать.

Некоторые сострадательные люди, видя его неутешный плач, спрашивали его: «Что с тобою, Прокопий, что ты непрестанно плачешь? Что у тебя за печаль на сердце?» Обливаясь слезами, он отвечал им словами Спасителя: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть»(Мф.24,41).

Читайте также:  Святой Василий Острожский чудотворец: в чем помогает, житие и икона, молитвы

На третий день блаженный Прокопий пошел по всему городу проповедовать покаяние жителям, со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного Своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но устюжане не только не думали каяться, но еще смеялись и издевались над проповедником, как над безумным. Молитвенником за погибающий город остался один Прокопий, печально возвратившийся в свой угол на паперти.

В следующее воскресенье в полдень явилось на небосклоне черное облако. Приближаясь к городу, оно стало расти более и более, так что наконец день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раздавались в воздухе, не прерываясь ни на минуту.

Тогда-то увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и поверили ему. И стар, и млад, и нищие, и богатые — все бросились в храмы, особенно же в соборный храм Богородицы. Прокопий был уже там и, пал перед иконой Благовещения Богородицы, с горькими слезами молился, чтобы Матерь Божия была Ходатаицей за людей.

И весь народ с рыданием молился о спасении от гнева Божия, все единогласно взывали: «Владычице, спаси нас!» Долго молился блаженный, не поднимая головы своей от пола и орошая его своими слезами, и вот от иконы Богородицы потекло ручейком миро и по храму разлилось благоухание.

В то же время произошла перемена в воздухе: не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи. Скоро узнали, что за 20 верст от Устюга, в Котовальской волости, упали с градом раскаленные каменья. И долго был виден ломаный опаленный лес, над которым разразился гнев Божий, пощадивший город, в страх и свидетельство будущим родам.

Но никто не был поражен ни в городе, ни в окрестностях. Между тем мира от святой иконы истекло столько, что им наполнили церковные сосуды, мазавшиеся им получали исцеление от различных болезней, а две бесноватые женщины освободились от своего лютого мучителя. Общая радость заступила место печали и распространилась по всему городу.

Это чудное избавление города от неминуемой и явной гибели обратило было внимание граждан на Прокопия, но он приписал его милосердию и ходатайству Божией Матери и по-прежнему продолжал свой подвиг и юродством закрывал от людей обильную благодать, в нем обитавшую.

Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 21 июля. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия. В честь блаженного назван город Прокопьевск.

Тропарь и кондак блаженному Прокопию Устюжскому

Тропарь, глас 4.

Просветився божественою благодатию богомудре, и весь разум и сердце от суетнаго мира, к Зиждителю неуклонно возложил еси, целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение, добре скончав, и веру соблюл еси непорочну. Тем же и по смерти явися светлость жития твоего, источаеши бо чюдесем источник не исчерпаемый, Прокопие всеблаженне. Моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 4.

Христа ради юродством воздушная мытарства, на руках ангельских неприкосновенно прешед, царьскаго достигл еси престола, и от Царя всех Христа Бога дар прием бладать исцелений.

И многими чюдесы своими, и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг. И миро от честнаго образа Пречистыя Богородицы молитвою изведе, и людем своим милость испроси, и недужным подаде цельбы.

Тем же молим тя чюдоносче Прокопие, моли Христа Бога непрестанно, подати грехов наших прощение.

Библиотека Русской веры Канон блаженному Прокопию Устюжскому

Читать онлайн

Блаженный Прокопий Устюжский. Иконы

Иконография, сформировавшаяся не позднее середины — второй половины XVI в., продолжает русскую традицию иконографии юродивых Христа ради, к тому времени уже представленную изображениями блаженных Максима Московского, Исидора Ростовского и Иоанна Устюжского. Святой Прокопий изображается в рост, в повороте, в молении перед образом Божией Матери с Младенцем.

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуБлаженный Прокопий Устюжский с Житием. 1602 год. Из Прокопьевского собора в Великом Устюге. ВУИАХМЗПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуБлаженный Прокопий Устюжский. Сольвычегодск, XVI векПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуБлаженный Прокопий Устюжский. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 8 июля (фрагмент). Конец XVI — начало XVII в. В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу СтрогановуПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуБлаженный Прокопий Устюжский. XVII век. Принадлежала дому Романовых (по свидетельству надписи в музее Великого Устюга). В 1930 поступила из ГИМа в ГТГПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуСвятые Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский. Середина XVI века. Архангельский музей изобразительных искусствПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуСвятые Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский. Вторая половина XVI века. Архангельский музей изобразительных искусствПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуСвятитель Василий Великий, блаженные Василий Московский, Прокопий Устюжский и Максим Московский. Створки киота. Последняя четверть XVI века. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуБлаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Середина XVII века. ГМЗКПрокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуПрокопий и Иоанн Устюжские, Христа ради юродивые. Вторая половина XVII века. Германия, Музей икон, РеклингхаузенБлаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Конец XVII века. Архангельский музей изобразительных искусств

Святой Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

В житие говорится, что отец блаженного Прокопия принял смерть, участвуя в сражении пруссов против немцев. После гибели отца Прокопий покинул Восточную Пруссию, отправившись в Великий Новгород. Вместе со всеми своими богатствами на кораблях он следовал по привычному для купцов морскому маршруту Любек-Новгород. В Новгороде был расположен филиал Ганзы, имевший название «Петергоф».

Примерно в 1243 году Прокопий с кораблями прибыл в Великий Новгород. Купца поразило множество церквей, монастырей, их красота, многочисленные колокола с их доброгласным звоном, набожность и усердие народа, посещающего церковные службы. Прокопий не ожидал такого отношения к вере у людей, которые не придерживаются католичества и не признают римского первосвященника.

С большим интересом юный Прокопий отправился в Храм Святой Софии, побывал в других церквях и монастырях, воочию узрел торжественные и благолепные обряды Православной Церкви, восхитился стройным хоровым пением.

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Прокопий, в желании совершить более строгий христианский подвиг, любил бродить по местам русского севера. Так однажды он совсем покинул Великий Новгород и направился в город Великий Устюг, полюбившийся ему своим величием, славой и такой же, как в Новгороде, красотой церквей. В Устюге местом жительства он выбрал паперть Храма Успения Божией Матери.

Одеждами блаженного стало рубище, добрые горожане подавали ему подаяние, на которое он и жил. Кроватью Прокопию служили сырая земля, камни или кучи мусора.

Утешался юродивый общением с одной праведной четой — Иоанном Бугой (ханским баскаком, принявшим православную веру) и его женой Марией, а также с другим блаженным — Киприаном, основавшим Устюжскую обитель в честь Архистратига Михаила.

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

В тёплую ночь на 8 июля Прокопий покинул городские стены, вышел в поле, в последний раз преклонил колени и помолился Богу, улёгся на бок, поджав под себя ноги, и смиренно умер во сне. Это был 1303 год.

Житие говорит, что сам Господь не оставил тело блаженного без покрова, позаботившись о нём: в ночь 8 июля, в момент смерти юродивого, пошёл снег.

Устюжане обнаружили тело Прокопия и выполнили его последнюю волю, похоронив его на берегу реки Сухона, рядом с камнем, на котором любил проводить своё время блаженный и возле которого просил его захоронить.

Чудо святого Прокопия

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Предчувствуя падение метеорита, юродивый Прокопий за неделю до трагедии ходил по Устюгу, со слезами на глазами убеждая жителей города покаяться и помолиться Господу ради спасения города и своих жизней. Прокопий пытался предупредить горожан о Божьем суде, который должен вот-вот свершиться, но над ним лишь смеялись и не верили. Как только загремел гром, засверкала молния и разразилась страшная буря, устюжане в страхе искали спасения с самом укреплённом и безопасном здании города — в соборном храме. Там они застали Прокопия, который на коленях молился за городских жителей и за сам город.

Церковное предание гласит, что в тот страшный час Прокопий возносил молитвы древней иконе Благовещения, которую позднее перенесли в Москву.

Эта икона получила название «Устюжское Благовещение», русская церковь установила день празднования этой иконы — 8 июля по юлианскому календарю. Праздник называется «Знамением от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге».

Но ни в одном историческом очерке подобных данных о присутствии иконы в Устюге нет.

О чем молятся прокопию?

Прокопия Чудотворца люди просят о заступничестве перед Богом, о спасении души, о защите городов.

Память о святом

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

В историю Прокопий Устюжский вошёл как первый святой, которого церковь прославила в лике блаженных. «Житие Прокопия» составил в 16 веке сын игумена Сольвычегодского монастыря Дионосий, через много веков после смерти юродивого.

В честь Прокопия Устюжского получил своё название город Прокопьевск.

Заключение

Православные свято верят, что у гроба Прокопия Устюжского могут совершиться чудесные исцеления от болезней, прочие чудеса. Некоторые верующие говорят о том, что им являлся сам святой.

О чем молятся прокопию устюжскому

Блаженный Прокопий был родом из варяг. Будучи богатым купцом, он прибыл в Новгород Великий по торговым делам. Здесь он познакомился с обрядами православной восточной Церкви, и они произвели самое благодетельное влияние на душу Прокопия.

Читайте также:  Молитва перед началом всякого дела: к кому обращаться, тексты на русском языке

Христианская православная вера так понравилась Прокопию, что он воспылал желанием вступить в общество православных христиан.

С этой целью он искал такого человека, который бы мог научить его всему, относящемуся к православной вере христианской, и удалился в Хутынский монастырь к игумену этого монастыря Варлааму.

По достаточном научении в истинах веры православной Прокопий принял святое крещение.

Глубоко проникшись духом евангельского учения, Прокопий роздал Христа ради все имение свое нищим, сделавшись нищим для царствия Божия, презрев все блага мира сего с его страстями. Он не ограничился этим, но принял еще на себя обет юродства Христа ради.

Вскоре он удалился из Новгорода в страны, лежащие на востоке, продолжая свое прежнее юродство, в кротости перенося все оскорбления, каким постоянно подвергали его за необыкновенный образ жизни. В конце концов он поселился в Устюге.

День святой Прокопий обыкновенно проводил на открытом воздухе, бродя по улицам города, принимая различного рода оскорбления и платя за них изредка приличными наставлениями и убеждениями.

С наступлением же ночи Прокопий удалялся к какой-нибудь из городских церквей и здесь со слезами и коленопреклонениями изливал свою душу перед Богом в пламенной молитве.

Когда сон или крайняя усталость отнимали у него возможность бодрствовать и молиться, тогда Прокопий, не заботясь много о чистоте, спокойствии и удобстве места, ложился в каком-нибудь грязном непокрытом строении или просто па голой земле.

Единственной одеждой его во все времена года было одно дырявое, грязное рубище. В таком одеянии, полунагой, он подвергался летнему зною и ужасным морозам зимнего времени. Пищи вкушал он немного и то не каждый день, принимая ее только от люден богобоязненных и добрых.

Приношения же, какие предлагались ему людьми богатыми и живущими нечестным образом, он всегда отвергал, вследствие чего ему случалось иногда бывать без пищи по нескольку дней кряду. Таким образом, Прокопий в своей жизни строго следовал учению Христову. Он самопроизвольно принял на себя нищету юродства и соеденимое с ним бесчисленное множество различного рода лишений и оскорблений.

Впоследствии блаженный Прокопий избрал местом своего постоянного пребывания паперть при соборной церкви Пресвятыя Богородицы в городе Устюге. Поселившись близ храма Божия, Прокопий все время свое посвящал, молитве, сопровождаемой частыми коленопреклонениями и обильными слезами.

Многочисленные и тяжкие грехи жителей города Устюга навлекли на них праведный гнев Божий, святой Прокопий пророческим оком своим предузнал страшный гнев Божий, грозивший жителям Устюга, и, как древле Иона для ниневитян явился проповедником покаяния для устюжан.

– Покайтесь, братия, о грехах своих, спешите умилостивить Бога постом и молитвою, – говорил он собравшемуся народу, – иначе Господь пошлет огненный град на вас, и вы все погибнете в грехах своих. Мера долготерпения Божия исполнилась.

Но слова святого не имели желанного успеха, народ не обращал должного внимания на них.

Неделю спустя от начала проповеди Прокопиевой, однажды в полдень сделалось так темно от надвигавшейся тучи, как будто бы это было в самую темную ночь; необыкновенный мрак привел в смущение жителей Устюга.

Блеск молний и удары грома были до того велики, что подобных дотоле никто и никогда не помнил. Гнев Божий выражался в этих ударах с ужасающей силой. Тогда-то только народ уразумел волю Божию о погублении его за грехи его.

Вспомнились тут и слова Прокопия, угрожавшего гневом Божиим нераскаянному народу. Теперь-то поняли они, как гибельно нераскаяние, в котором упрекал их Прокопий, и осознали необходимость обращения к Богу.

Вес жители города в страшном смущении и в страхе собрались в храме и преимущественно в соборном храме, где пребывал юродивый, и с непритворными слезами просили Господа о помиловании.

После долгих и усердных молитв, воссылаемых от святого Прокопия и всего народа к Богу и Пречистой Богородице, явилось предивное чудо от иконы Богоматери. Из иконы Ее источилось миро и в таком изобилии, что были наполнены все сосуды.

. Грозная туча, шедшая прежде на город Устюг, получила теперь иное направление и верстах в двадцати от города разразилась со всею своею ужасающею силою. В пустынном месте, вдали от всякого жилища, раскаленные камни ознаменовали здесь присутствие страшной грозной тучи. От страшного града каменного, по молитве святого Прокопия н предстателъству Божией Матери, не погиб никто.

Кроме словесного пророчества блаженный пророчествовал еще следующим образом: он носил с собой три деревянные клюки. В тот год, когда он носил их вверх головами, было изобилие хлеба и всех плодов, а в тот год, когда он носил их вниз головами, был неурожай и скудность во всем.

Блаженный Прокопий ходил часто на берег реки Сухоны, при которой стоит город Устюг, и там, сидя на камне, смотрел на плавающих и молился о благополучном плавании их. Он так полюбил берег реки Сухоны, что просил погрести себя на том месте, где он сидел, а камень положить на гробе.

Наконец, блаженный Прокопий приблизился к смерти и, предвидя оную, пошел к обители святого архистратига Михаила и близ оной предал дух свой в руки Божий. В ту ночь поднялась холодная буря и выпало большое количество снега, но народ, по молитвам святого Прокопия, не потерпел никакого вреда, потому что на другой же день палящее солнце догнало снег и оживило растения.

Утром, соборное духовенство и народ, не видя в церкви блаженного Прокопия, который обычно не пропускал ни одной церковной службы, удивились и отправились искать его. Три дня искали, на четвертый нашли его тело под мостом.

Оно было занесено снегом, который под мостом не успел растаять.

Духовенство и народ взяли тело святого и с честию понесли его в соборную церковь, где, совершив надгробное пение, погребли в том самом месте, где просил святой, и положили также камень на гробе его.

Впоследствии над гробом святого построена была церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений.

Прокопий Устюжский (+ 1303), Христа ради юродивый, чудотворец, праведный

Родом был немец [1], сын богатых родителей-латинян, прибыл на корабле, груженном очень большим богатством, с целью торговли из ганзейского Любека в Великий Новгород по поручению своего отца. Он пленился красотой храмов и пением православным, принял крещение, раздал свое имущество нищим, вступил в иноки Хутынского монастыря и начал юродствовать.

Убегая от мирской славы благословился у игумена на путешествие в «восточные страны». Зимой, без одежды, претерпевая разные издевательства, он дошел до Устюга Великого, где поселился в убогой хижине.

Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил.

Днем оскорбляемый и избиваемый людьми был истязаем многими обидами, а ночью не давал себе никакого покоя, а ходил по городу и по всем Божьим церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям.

С утра же опять весь день ходил по городским улицам, пребывая в юродстве. Когда же святой хотел обрести покой от многих своих трудов или немного уснуть, тогда он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая свое нагое тело.

И зимний мороз, и снег, и летний солнечный жар, и зной и дождь — все это переносил блаженный с радостью и благодарностью Бога ради. Как он возлюбил Бога всей своей душою и телом, так и Бог его возлюбил и прославил в мире с юного возраста. Блаженный принял от Господа пророческий дар, а также дар чудотворения.

Затем блаженный жил на паперти у соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Пребывал там постоянно: зимой и летом, днем и ночью, тут же, не входя ни к кому в дом и не беспокоясь о пище и одежде, принимал немного пищи от богобоязненных прихожан и тем питал свое тело (и то не всякий день); от богатых же не принимал никакой пищи.

Свой день смерти святой предвидел заранее. Преставился он 8 июля 1303 года вблизи Введенского монастыря, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.

С большими почестями он был похоронен у соборной церкви. Святой ещё при жизни прославился многочисленными чудесами, важнейшее из которых — спасение Устюга от уничтожения каменной тучей.

В 1481 году на месте его погребения устюжскими ратниками, в благодарность за спасение во время похода на Нижний Новгород, был возведен храм. В 1495 году церковь была возобновлена, и на этот раз освящена во имя праведного Прокопия Устюжского.

Общецерковное прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году.

Рака с мощами прав. Прокопия Устюжского

Мощи святого были обретены и положены в раке в Великоустюжском Прокопьевском соборе, где покоятся по ныне [2].

На иконах святого Прокопия изображают с тремя кочергами, которые он носил в левой руке. Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие других земных плодов, а когда его кочерги не были обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость других всяких плодов, и случался большой голод.

Читайте также:  Тропарь Иосифу Волоцкому за детей: 7 сильных текстов, и как молиться святому

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества / принял еси, блаженне, / молитвами, бдением и пощением, / тело изнурив, душу же возвысив на Небесная, / Царя всех Христа Бога славы узрети сподобися / и неувядаемым венцем увязеся.

Ему же с лики святых предстоя, / за люди своя моление предлагая, / тепле пролия слез источник, / избавил еси град Великий Устюг и люди своя / от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти.

/ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: / о Прокопие чудесне, ходатай нам буди ко Господу / во дни нашедших печалей, рабом твоим, / и молися, да спасет души наша.

Избранный и дивный в житии и чудесех угодниче Божий, святый блаженный Прокопие, песньми духовными любовию восхваляем тя, небеснаго заступника нашего и молим ти ся прилежно: яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед освобождай, да зовем ти: Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный Чудотворче.

Святой Прокопий Устюжский, будучи еще богатым варяжским купцом, по торговым делам прибыв в Великий Новгород, был поражен красотой богослужений восточной Православной Церкви.

Пожелав принять Православие, и для того, чтобы больше узнать о христианском учении, он удалился в Хутынский монастырь, где, проникшись духом евангельского учения и глубоко утвердившись в своем намерении, Прокопий принял святое Крещение.

Раздав все свое имущество нищим и презрев блага окружающего мира с его страстями, блаженный Прокопий принял обет юродства Христа ради, связанное с терпением бесчисленного множества различного рода лишений и оскорблений.

С великой кротостью перенося удел юродивого, он удалился из Новгорода и нашел приют в Великом Устюге.

В любое время года одетый только в грязное, дырявое рубище, святой Прокопий каждый свой день обычно проводил на открытом воздухе, а ночью горячо, со слезами молился, удалившись в один из местных храмов.

Твердо следуя в своей жизни учению Христову, Прокопий нисколько не заботился о хлебе насущном: питался скудно, принимая пищу только от добрых, благочестивых людей, для краткого сна устраивался в каком-нибудь грязном строении под открытым небом или прямо на голой земле.

Избрав местом своего постоянного пребывания паперть при Устюжском соборном храме Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий все свое время проводил в пламенных, коленопреклоненных молитвах.

Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию.

Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его.

Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти.

Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение.

Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья.

Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших.

И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды.

По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой.

Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в верстах двадцати от Устюга.

В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворное иконе Божией Матери.

Другом и собеседником блаженного Прокопия был преподобный Киприан, основатель Устюжского Архангельского монастыря.

Еще один современник святого – клирик соборной церкви Симеон, который был свидетелем и очевидцем благочестивой во Христе жизни юродивого, смог усмотреть в нем великую духовную мудрость и почивающую на преподобном несомненную благодать Божию. Симеон записал и сохранил для потомков многие дивные события из жизни праведного Прокопия.

Чувствуя приближение кончины, блаженный пошел к обители святого Архангела Михаила и там мирно почил. Только на четвертый день по смерти его запорошенное снегом тело было найдено под мостом.

Соборное духовенство, сопровождаемое народом, взяли тело святого угодника Божия и, с почестями препроводив его в храм, совершили отпевание.

Святой Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, был погребен в указанном им самим месте, а на могилу его положили камень.

Впоследствии на этом месте была возведена церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений. К лику святых блаженный Прокопий был причислен Московским Собором в 1547 году.

Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец — Свято-Стефановский кафедральный собор г. Сыктывкара

Клирик почему-то сразу поверил Прокопию, принимал его в доме, оказывал ему уважение. Но другие устюжане никак не воспринимали всерьез нелепую фигуру юродивого, их раздражали его бесконечные попытки наставлять их.

Спасение города

Напрасно в 1290 году целую неделю блаженный неустанно ходил по городу и до хрипоты в голосе призывал жителей каяться и молиться, возвещая Божий гнев на град Устюг: «За беззаконные неподобные дела зле погибнут огнем и водою».

Никто из беспечных горожан не слушал юродивого, он в одиночестве денно и нощно молился о спасении города от участи погрязших в грехе Содома и Гоморры. Горожане не только не слушали его, но хотели даже изгнать надоевшего слезными молитвами Прокопия из храма.

 Когда же разразилась буря, жители бросились в соборный храм, где уже был блаженный, молившийся перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. От иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город.

За 20 верст от Устюга пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом, по милости Божией, явленной благодаря заступничеству блаженного Прокопия, никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим.

Между тем, святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды; больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году было установлено празднование Устюжской иконе Божией Матери (8 июля) в память об избавлении города от гибели. В 1597 году чудотворная икона была перенесена в московский Успенский собор в Кремле.

Сам же Прокопий отныне стал почитаем, к нему прислушивались, дарили благосклонностью и любовью. Ловили каждое его слово, воспринимая как наставление и предупреждение. Но жил юродивый все так же скромно, не признавая никаких благ.

Кончина

Было у него излюбленное место – на высоком берегу реки Сухоны, недалеко от собора. Юродивый любил смотреть с обрывистого берега вдаль и всегда молился Господу, чтобы тот уберег людей, переплывающих широкую неспокойную реку.

Все в городе знали, что, пока сидит Прокопий над обрывом, можно смело идти в воду и плыть на другой берег: даже если плаваешь как топор, неведомая сила поддержит тебя на воде, поможет одолеть реку.

На этом полюбившемся ему месте юродивый просил похоронить себя, когда придет его час предстать перед Господом.

Однажды летом, молясь по привычке ночью, почувствовал Прокопий знакомое прикосновение к щеке. Поднял глаза – стоит перед ним белый ангел и говорит:

– Готовься, Прокопий, кончается твой подвиг земной, 8 июля Господь тебя к Себе возьмет.

Сказал и исчез. Прокопий на следующий день рассказал всем о чудесном явлении и с нетерпением стал ожидать назначенный день.

Ночь на 8 июля была теплой, Прокопий вышел за стены городские, встал на колени и помолился в последний раз, лег на бок, свернулся калачиком и тихо скончался.

Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого.

Память

В 1471 году в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм — благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде.

Святой Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот храм сгорел 1 августа 1490 года от молнии.

В 1495 году также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаженного Прокопия, так как к тому времени святость праведного Прокопия была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой.

Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля.

По молитвенному ходатайству блаженного многие, обращавшиеся к его молитвенной помощи, получали исцеление от различных болезней.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *