Преподобная софия суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

В миру преподобная София была великой княгиней Соломонией Сабуровой.  Она приходилась первой женой великому Московскому князю Василию Иоанновичу, который выбрал её в супруги из пятисот самых красивых девиц.

Но, к сожалению, у великокняжеской четы так и не родились дети, о чем они сильно скорбели. Они прожили в браке двадцать лет. После чего великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской.

Митрополит Варлаам обличил незаконность расторжения брака Василия Иоанновича с Соломонией. За что впервые в русской истории был сведен с митрополичьего престола и заточен в монастырь. Преподобный Максим Грек также заступился за княгиню Соломонию и был запрещён.

Великая княгиня Соломония была насильно пострижена с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига её отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который вследствие стал местом заточения невольных царственных пострижениц.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением и долго скорбела. Но потом она покорилась воле Божией и стала усердно молиться, чем снискала в свое сердце радостное утешение.

Времена жития святой Софии Суздальской

Время её жития приходится на период русской истории, когда происходило собирание русских земель.

Великая княгиня Соломония стала первой, кого избрал русский князь из среды русских. Раньше же строго соблюдалась традиция, что супруга великого князя должна соответствовать его статусу. У Ивана III супругой была Софья Палеолог, византийская принцесса.

И она уже для своего сына ищет супругу по византийскому образцу. Происходит жесткий отбор девушек из большого количества. Одной такой девушкой пятнадцатилетнего возраста как раз стала Соломония. Она в итоге становится супругой Василия III.

Она отличалась не только красотой, но и очень скромным нравом.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Время, на которое приходились эти события, было довольно сложным.

Отец Василия III, Иван III, всячески пытался собирать, созидать русские земли. Такая же задача стояла и перед Василием III. В год его свадьбы он как раз становится правителем Руси. Было очень много проблемных политических моментов. Город Псков не хотел присоединяться к Москве. И другие территории, которые следовало либо силой, либо дипломатией присоединить к Москве.

Как великая княгиня Соломония  попала в монастырь?

Княгиня Соломония, попав в пятнадцать лет на великокняжеский двор, стала вести активную деятельность. Её очень любили горожане, двор. Она занимается благотворительностью. Отношения в семье были хорошие.

Но происходит трагедия, которая была заложена предшествующим периодом. У Василия и Соломонии не было детей, следовательно, наследника престола, что ставило управление государством под угрозу.

У Василия III были постоянные конкуренты на престол. И вот тут встал перед ним глобальный выбор. Семейные отношения с супругой или рождение наследника, политика.

Если бы власть вышла из рук Василия III, то опять начались бы конфликты, борьба за престол, что отрицательно сказалось на Руси.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Появление на свет будущего наследника престола

В те времена православные люди не могли себе представить возможность разрушения церковного брака. Высшая церковная иерархия, конечно же, не поддержала расторжение брака Василия III и Соломонии. Но Василий III принял решение вступить во второй брак. А Соломония была заточена в монастыре и приняла монашеский постриг.

От второго брака Василия III и Елены Глинской родился будущий наследник престол Иван Грозный, после сына которого, Федора Иоанновича, династия Рюриковичей закончилась.

Жизнь монахини Софии в монастыре не отличалась от жизни других монахинь. Она не чуралась никакой работы.

Хоть и пострижение она приняла в Москве, но очень быстро оказалась в Суздальском монастыре, где провела всю свою жизнь. И почила София уже во времена правления Ивана Грозного, сына Василия III от второго брака.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

После смерти монахини Софии у её гробницы стали происходить чудеса. Туда стал приходить народ, и началось народное почитание княгини. Они уважали княгиню ещё при жизни как человека, как монахиню.

После смерти у гробницы Софии произошло исцеление от слепоты. Народная молва разнесла это на большое расстояние. И к Суздальскому монастырю стали стекаться паломники. Есть такое предание, что сам Иван Грозный там был. Федор Иоаннович и его супруга посещали и поклонились этой могиле. Ирина Годунова даже сделала специальный покров, которым покрыли мощи.

В Суздальском монастыре существует предание, что святая София сама вырыла колодец. Какая сила, выносливость и смирение для этого нужны были! Оказавшись в монастырском дворе, она не чурается никакой работы. Она смирилась с постигшей её участью, отсекла свою волю и предала свою жизнь в руки Богу.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Монахиня София сохранила Суздаль от польских захватчиков

Суздальский Покровский монастырь не был приспособлен для обороны. Он имел достаточно низкие стены. Было очевидно, что захватчики с легкостью смогут взять Покровский монастырь.

Но происходит чудо. К командующему польскими войсками является монахиня София, почившая на тот момент, со строгим увещеванием. Она жжет ему свечой руку и строго наказывает не трогать Покровский монастырь. Рука в реальности немеет. На захватчиков напал великий страх, и Суздаль оказалась свободной.

Память преподобной Софии Суздальской

Известно, что в послании к царю Иоанну Грозному князь Курбский назвал княгиню-инокиню «преподобномученицей».

Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, ее уже чтили как святую. В XIX веке архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной.

Известны случаи исцеления у гробницы святой, а также ее явления в Смутное время.

Тропарь, глас 4

Вышняго красотою Явственно укращаяся, постническими бо труды подвизася преподобная София, и бысть наследница Небесному Царствию, и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, его же моли спастися граду Суздалю от поганых нахождении и междоусббныя брани и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 1

Нощи страстныя избёгши Богомудрая Софие преподобная, к Незаходимому же Сблн-ну, Христу, пришедши, умертвила есй плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами, показася равна Ангелом, на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, и различная исцеления подаваеши, от многих бед и зол избавляеши, Софяе преподобная, моли спастися душам нашим.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Духовное чтение на 29 декабря

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Икона София Суздальская: в чем помогает?

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря – день кончины инокини Софии — стал официальным днём её памяти в церковном календаре.

Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в Покровском монастыре города Суздаля, являются главными святынями обители.

Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 – 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова – супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах.

Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам.

Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Читайте также:  Мкона взыграние младенца: значение и в чем помогает божия матерь, молитвы

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах.

Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии.

Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой.

Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения.

Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер.

Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой.

Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше.

На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением.

До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой.

Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий.

Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 – 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным.

Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут – свиток, который держит София Суздальская.

Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней.

Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна.

Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

София суздальская — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв
Святая София (Соломония) Суздальская

София Суздальская (ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная

Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Брак

В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Читайте также:  Григорий Палама: житие и иконография святого, тексты молитв и тропарей

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней.

Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский.

Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью — царя Иоанна Грозного [2].

Постриг

В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С.

Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом.

Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский.

Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Слухи о сыне

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына — царевича Георгия.

Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери».

Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей «старицы Александры» (+ 1525), и преподобной, «старицы Софии».

В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей.

Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный [4].

Иноческий подвиг

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитв
Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею».

Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие.

Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою.

В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.

Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». На иконах преподобная стала писаться:

«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.

Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.

В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была состав­лена служба преподобной.

Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года.

С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Молитвы

  • Тропарь, глас 4
  • Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася преподобная София, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, / Его же моли спастися граду Суждалю / от поганых нахождений и междоусобныя брани / и подаждь душам нашим велию милость.

Литература

  • Богуславский, В. В., Бурминов В. В., Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Использованные материалы

[1]  «Сабуровы вышли из орды и были потомки Мурзы Четы. В 1330 году их предок крестился, и вначале они носили фамилию Зерновых.

У одного из Зерновых было два сына: один, по имени Иван, прозывался Годуном, и от него произошел род Годуновых, а другой Федор, по прозвищу Сабур, сделался родоначальником бояр Сабуровых. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова, внука Федора Сабура.

« — «Благоверная великая княгиня Соломония(Сабурова) во иночестве София». Издание Настоятельницы первоклассного Покровского женского монастыря в г. Суздале, Игумении Мелитины. Киев. Типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1905 год.

[2]  См. Житие с портала Русские святые, http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya

[3]  По данным Википедии со ссылкой на неработающую страницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.

Читайте также:  Уар святой: житие мученика и значение, о чем просят перед иконой и текст молитвы

[4]  Информация раздела «Служи о сыне» приведена по данным статьи «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[5]  «Тайна Соломонии Сабуровой», раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства «Отдых в Суздале», http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[6]  Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.

Преподобная София Суздальская — Радио ВЕРА

Преподобная София Суздальская: житие и икона святой, почитание и тексты молитвГосударь Всея Руси Иоанн Третий, чувствуя приближение кончины, пожелал женить сына Василия — своего наследника и соправителя. По его приказу в Москву на смотр невест были доставлены сотни девиц, прекрасных лицом и станом. После строго отбора десять достойнейших из них были представлены Василию Иоанновичу.

Сердце молодого царя покорила Соломония из рода Сабуровых. Отец её, боярин Юрий Константинович, был потомком татарского мурзы Чета, принявшего в четырнадцатом веке христианство с именем Захарий.

Соломонию торжественно ввели в особые царские хоромы, где ей предстояло жить до свадьбы под присмотром дворовых боярынь.

Но она словно не рада была пышным палатам, устроенным по вкусу покойной матушки Василия Иоанновича, величественной царицы Софьи из византийской императорской династии Палеологов.

Целыми днями просиживала государева избранница за рукоделием и шептала молитву, роняя на шитьё слёзы. В услужении при царской невесте позволили находиться ее младшей сестре Марии. Бойкая девочка никак не могла взять в толк, отчего горюет Соломония.

Мария:

Ну что же ты все плачешь, сестрица? Ты только посмотри, как красиво и разумно здесь все устроено! Век бы жила в этой хоромине! Какая же ты счастливица, что стала царицей!

Соломония:

Ох, Марьюшка, что за царица из меня? Я — раба Государева. Коли Господь рассудил мне стать женой царя, буду служить ему верой и правдой. Может быть, детушки мои будут достойны этих палат, а я здесь словно на чужом месте. Потому и робею, потому и плачу.

Тише воды, ниже травы держала себя Соломония во дворце и после свадьбы. Покорная мужу, она даже в мыслях не прекословила ему и во всем старалась угождать.И царь благосклонно относился к супруге, ценя ее добросердечие. Годы шлив любви и согласии. Одно лишь омрачало счастье супругов — Бог не давал им наследника.

Недоброжелатели шептались за спиной у кроткой царицы, что она не оправдала надежд государя. А иные бояре и в лицо осмеливались попрекнуть её бездетностью, притворно изображая сочувствие. Соломония безответно сносила упреки. Свою боль и надежду царица изливала в шитых шелком иконах — она ни на день не оставляла рукоделие.

В 1525 году, через двадцать лет после Венчания, Соломония подарила Троице-Сергиеву монастырю собственноручно вышитую пелену «Явление Богоматери преподобному Сергию». На клеймах, окружавших центральный образ, царица запечатлела сюжеты, рассказывающие о чудесных случаях дарования дитя после долгих лет бездетности — «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Зачатие Богородицы».

Здесь же она оставила надпись: «Помилуй, Господи, благоверного великого князя Василия Ивановича, Государя всея Русии его благоверную великую княгиню Соломонию и подай им, Господи, плод чрева».

Бездетность царицы была бедой не только личной, но и династической. Василий Иоаннович желал видеть на русском престоле только своего сына.

Когда же у венценосной четы иссякли надежды на беременность Соломонии, она сложила с себя царскую корону, надев вместо нее монашеский клобук.

Царь женился на молодой княжне Елене Глинской, и через три года она родила сына Ивана — будущего царя, вошедшего в русскую историю под прозванием Грозный.

Соломония Сабурова приняла монашество с именем София и поселилась в Суздальском Покровском монастыре. В одних летописях сказано, что это был добровольный шаг великой княгини, в других утверждается, что постриг был совершен по велению царя. Но ни один исторический документ не подвергает сомнению факт, что, оставив мир, великая княгиня нашла утешение в молитве и радость — в богообщении.

Святость Софии была очевидной для современников, народное почитание великой княгини началось вскоре после ее кончины. Уже в шестнадцатом веке стали известны многочисленные случаи исцеления по молитвам к ней.

В семнадцатом столетии была написана икона Софии Суздальской, и образ прославился как чудотворный.

Однако, официальная канонизация княгини свершилась только в 1984 году! И это посмертное молитвенное служение преподобной Софии, лишь спустя четыре столетия увенчавшееся прославлением — словно еще один штрих к портрету кроткой, смиренной праведницы.

Преподобная София (в миру Соломония) Суздальская

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру Со­ло­мо­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня, бы­ла до­че­рью бо­яри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Са­бу­ро­ва. В 1505 го­ду на нее пал вы­бор на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Со­ло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной.

Чтобы иметь на­след­ни­ка, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич ре­шил же­нить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 но­яб­ря 1525 г. ве­лел по­стричь Со­ло­мо­нию в мо­на­хи­ни.

На­силь­но по­стри­жен­ная с име­нем Со­фия, Со­ло­мо­ния бы­ла со­сла­на под стра­жу в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, где по­дви­га­ми из­гна­ла из серд­ца мир­ские по­мыс­лы и все­це­ло по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Князь Курб­ский на­зы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню «пре­по­доб­ною му­че­ни­цею». В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ния, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­твор­ни­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую.

Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на по­сы­ла­ла в Суз­даль «на ве­ли­кую кня­ги­ню Со­ло­мо­ни­ду, а во ино­цех Со­фию, бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». Пат­ри­арх Иосиф пи­сал к Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о пе­нии над Со­фи­ей па­ни­хид и мо­леб­нов. Пре­по­доб­ная Со­фия пре­ста­ви­лась к Бо­гу в 1542 го­ду.

В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии.

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла.

По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской.

Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу.

Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре.

По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц.

Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.

Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33).

В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству.

Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».

Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию.

В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую.

Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».

Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.

В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою.

В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь.

Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector