Обрезание господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

  • Приблизительное время чтения: 4 мин.
  • В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.
  • Дата: 14 января
  • Статус: великий праздник

Событие:

Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21).

Тропарь праздника:

глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

История:

Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2).

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).

В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью исполнения этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. «Тот, кто намерен жить по новым законам, — пишет митрополит Вениамин (Федченков), — тот сначала должен исполнить старые.

Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон.

Законодавец первый подчиняется закону».

Христос начинает исполнять, «воплощать» закон Моисея. И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути.

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитвНа смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко

Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер.

Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа.

Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.

На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11).

В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29).

Интересные факты о празднике:

1

Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос был истинно воплощенным.

2

На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем памяти великого святого. В народном календаре вечер накануне Обрезания назывался «Васильевым».

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

3

От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском Соборе 49 года.

Решение Собора было следующим: Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29).

4

На Обрезание выпадает дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый новый год «сместился» на 14 января — по новому стилю.

Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

Обрезание Господне: что это за праздник, 14 января, история, традиции

Обрезание Господне отмечается христианами в период, выпадающий между Рождеством и Крещением. Праздник считается великим, посвященным важному эпизоду из земной жизни Спасителя.

Вместе с тем он не входит в число двунадесятых церковных дат. Обрезание Господне принято праздновать и у православных, и у католиков.

В России об этом библейском событии вспоминают ежегодно 14 января (по старому стилю – 1 января).

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

История возникновения праздника

Согласно давней иудейской традиции обрезание проводилось на восьмой день после непорочного рождения Божьего Сына. Для того чтобы совершить этот обязательный для еврейских мальчиков обряд, Мария и ее обручник Иосиф принесли младенца в один из Иерусалимских храмов и доверили его священнослужителям.

Обрезание, являющееся ветхозаветным правилом для иудеев, представляет собой удаление крайней плоти у новорожденных детей мужского пола. По воле Всевышнего ему подвергался Авраам и все его последующие потомки. Данная традиция соблюдается уже на протяжении многих веков. Кровь, появление которой неизбежно сопровождает ритуальное действие, считается священной.

После обрезания Богомладенец стал одним из полноценных потомков Авраама. Спаситель верующих людей был наречен Иисусом и обрел право стать настоящим Мессией для всех христиан.

Смысл обрезания Господня

Обрезание не только означало процедуру относительно удаления фрагмента плоти, но и имело более глубокий смысл. В день проведения обряда иудей получал имя, которое сближало его с Господом.

Относительно обрезания в Библии говорится следующее:

  • процедура выполняется как знак истинного завета христианина со Всевышним Господом;
  • ритуал предназначен для очищения от первородного падения и защиты от страстей, которые символизирует собой крайняя плоть;
  • первое в жизни проливание крови символизирует собой наказание за ослушание прародителей всего человеческого рода (библейских Адама и Евы).

Несмотря на то, что Иисус Христос не был обычным земным человеком, рожденным от родительского греха, и прямо не нуждался в обрезании, он смиренно принял его. Таким отношением к установленному своим Отцом обряду Спаситель показал, что пришел к людям для исполнения Божьих законов и ждет того же от каждого христианина.

У ритуала имеется и другое значение, знать о котором нужно всем верующим мужчинам. Как утверждал апостол Павел в Послании к колоссянам, иудейское плотское обрезание заменяется у остальных христиан обрезанием духовным, однако его изначальный смысл при этом абсолютно не меняется.

История развития и значение торжества

В церковном календаре торжество появилось в IV веке.

После утверждения христианства в качестве официальной религии Рима праздник Обрезания Господня стали воспринимать как кульминацию поста, выпадающего на период между Рождеством Христовым и Крещением.

Многие служители Церкви, обеспокоенные разнузданными нравами народа, рассматривали его как средство для искоренения языческих традиций и распространения нравственных понятий о поведении, достойном христиан.

Со временем праздник сумел укрепиться в обществе и выполнить возложенную на него функцию – поспособствовать большей сдержанности, укреплению понятия морали, которое практически отсутствовало во времена идолопоклонства. Христианское торжество сыграло немаловажную роль в отказе многих людей от вакханалий, которые ранее начинались сразу после Нового года, длились на протяжении всего января и считались нормальным явлением.

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

Совершаемые богослужения

Праздник проходит за один день, без предпразднества и попразднества. С наступлением 14 января вместе с Обрезанием Господним христианский мир вспоминает одного из праведных богоугодников.

Эта дата также является Днем памяти Святого Василия Великого – подвижника, философа и богослова, являющегося автором основной христианской молитвы «Символ веры».

В честь двух памятных дат православные христиане отправляются в храмы для участия в праздничных богослужениях, сердечно поздравляют друг друга, приходят проведать родственников, помогают бедным, раздают милостыню нищим.

В каждой церкви проходит торжественный ритуал. При проведении праздника на аналой возлагается изображение Святого Василия Великого.

Обязательным является всенощное бдение, осуществляемое во славу Божественного события, на котором священнослужители произносят три притчи (паремии).

В первой из притч речь идет о беседе Авраама с Господом, в которой Всевышний повелевает установить ритуал обрезания как знак единения с Ним. Две последующие паремии посвящены восхвалению Бога и Его Сына, пришедшего на землю ради страданий и гибели за все человечество.

После всенощного бдения проводится Божественная литургия Василия Великого, во время которой читается тест апостола. В нем говорится о воплотившемся Спасителе и ритуале обрезания через крещение, которое является духовным (нерукотворным). После литургии священники совершают молебен на Новый год.

Традиционных икон, посвященных событию Обрезания Христова, существует достаточно мало. Преимущественно этот сюжет присутствует на внутренней храмовой росписи, а не на отдельных полотнах.

Религиозные картины, изображающие Обрезание Господне, имеют много общих деталей. На них можно увидеть Богомладенца с сияющим нимбом и нескольких священников. Возле Божьего Сына стоят Мария и Иосиф, преклонившие перед Ним головы.

Читайте также:  Молитва Отче наш: сколько раз ее читать, текст на разных языках и расшифровка

На некоторых картинах демонстрируется подготовка к обряду, на других без выраженных деталей отображается, как священнослужитель выполняет процедуру удаления крайней плоти. Поблизости с ним и Младенцем находится коленопреклоненный слуга, удерживающий блюдо для жертвоприношений. Одним из фрагментов икон часто выступает церковная арка, в просвете которой виднеется яркий неземной свет.

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

Праздничные традиции

У славян сложились самобытные традиции празднования церковной даты Обрезания.

В ночь на 14 января отмечался Старый Новый год, под который все желающие (в основном молодежь) щедровали у домов, желали их обитателям здоровья и благополучия, а взамен получали различные вкусные подарки.

В Центральной и Северной России на это число приходился Васильев вечер. Его праздновали в память о святом, который делал при жизни много добра и прославился своей бескорыстной помощью всем нуждающимся.

Согласно церковному учению, существуют определенные правила, которые должны неуклонно соблюдаться христианами в день Обрезания Господня. В этот праздник запрещается выполнять любые хозяйственные работы, ссориться, сквернословить, сплетничать. Следует всячески избегать отрицательных эмоций, поэтому не стоит обижаться на кого-либо, ревновать, завидовать, желать зла, осуждать.

В народе также сложились приметы, которые ассоциируются с 14 января. К примеру, в эту дату нежелательно давать деньги в долг, выносить что-либо из дома, выбрасывать мусор и т. д. Наши предки верили в то, что в день Обрезания обряды и заговоры приобретают особенную силу.

Представители духовенства остаются верными устоявшейся христианской позиции и неизменно рассматривают подобные вещи в негативном свете, считая их потаканием бесовским сущностям. В православии рекомендуется всячески избегать мрачных суеверий, придерживаясь вместо них светлых церковных правил.

Обрезание Господне: история возникновения праздника, иконография и 4 текста молитв

История возникновения праздника

У Обрезания Господня древняя история. Впервые празднество упоминается в 4 веке, именно тогда христианские общины стали отмечать Рождество как отдельный праздник.

Как все иудейские мальчики, Иисус из Назарета на 8-ой день от рождения подвергся болезненному обряду обрезания. Тогда же получил свое имя, которое архангел Гавриил указал Деве Марии, когда явился с благой вестью.

Иудеи переняли обряд у египтян. Он практикуется до сих пор в ортодоксальных иудейских общинах, все новорожденные мальчики должны его пройти как потомки Авраама, заключившего завет с Богом. Восьмые сутки жизни младенца выбраны не случайно, цифра 8 символизирует наполненность, достижение совершенства. Кровь, выделяющаяся из раны, считается у иудеев священной.

Откладывание мероприятия на поздний срок было недопустимым, указывало на пренебрежительное и несерьезное отношение к Божьим законам. Процедуре подвергались только мальчики. У иудеев муж и жена едины, должны иметь одну кровь и одну веру, то есть принадлежать одному народу, поэтому для благословения семьи достаточно, чтобы был обрезан мужчина.

  Мусульманство и ислам — разница между ними

Праздник Обрезания Христа оказал существенное влияние на направленность развития христианства. В конце 1 века христиане впервые раскололись: появилось еретическое учение – докетизм, названное от греческого слова «докео» – «кажущийся».

Его приверженцы полагали, что Иисус не существовал в человеческом теле, а был бесплотным духом, сверхъестественным существом. Однако евангельский текст, прямо описывающий обрезание младенца Христа, стал ключевым аргументом против доводов еретиков.

Раз крайняя плоть Иисуса была настоящей, значит, сам Спаситель существовал, был смертным человеком.

Во времена жизни Христа процедура удаления крайней плоти сменилась обрядом Крещения. Апостол Павел назвал новое таинство «Духовным обрезанием».

И Крещение, и Обрезание Господне – обряды избавления плоти от греховного начала. Святитель Феофан Затворник назвал праздник «Обрезанием сердца», имея в виду отсечение пороков, страстей, похотливых желаний, губительных привычек. Человек освобождается от всего, в чем раньше видел усладу, начинает жить только для служения Богу и спасения собственной души.

Решение отказаться от процедуры обрезания было принято на Иерусалимском соборе в 49 году. После этого христиане начали практиковать только «Обрезание сердца», то есть Крещение.

Обрезание Господне

Младенцу было 8 дней от роду, когда, согласно иудейской традиции, была проведена операция по отсечению крайней плоти. В тот же день ему дали имя, которое ранее возвестил архангел Гавриил. И хотя конкретное место обряда не указано в Евангелии, считается, что произошло это в храме. Это, в целом, маловероятно — скорее всего произошло это дома.

На картинах, описывающих обрезание, обычно присутствуют родители Мария и Иосиф, священник и его помощники.

Джиованни Беллини, 1500. (wikipedia.org)

В христианской традиции обрезание рассматривается как подтверждение человеческой, а не эфемерной природы Иисуса. Также Христос как бы подает пример остальным верующим — надо следовать завету.

Согласно Книге Бытия, Авраму было 99 лет, когда бог повелел ему произвести обрезание и принять имя Авраам. Ему было обещано, что станет он «отцом множества народов», получит он и его потомки «всю землю Ханаанскую во владение вечное».

За это же все потомки Авраама мужского пола на 8-й день после рождения должны проходить через обрезание.

Тех, кто противился, ждала изоляция: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

Лука Синьорелли, 1491. (wikipedia.org)

Отсечением крайней плоти дело не заканчивалось. Человек должен был также обрезать уши и сердце, то есть отказаться от соблазнов и следовать заветам.

В Новом Завете обрезание заменено крещением, а в качестве знака-подтверждения выступает нательный крест.

Далеко не все народы, исповедовавшие христианство, поддерживали операцию. После многочисленных споров обрезание в итоге стало редким явлением в большей части христианского мира. Заметно это и по ранним произведениям христианского искусства, где 8-й день жизни Иисуса почти не фигурирует.

Версия Альбрехта Дюрера. (wikipedia.org)

  Как рисовать самые красивые цветы и иконы. Писание иконы

Ситуация начала постепенно меняться в 10 веке. В позднем Средневековье гениталии Христа стали новым центром внимания.

Если изначально первичные половые признаки младенца были покрыты вуалью, то к середине 14 века художники, не смущаясь, показывали все подробнейшим образом.

Картины на этот сюжет были чрезвычайно популярны, например, в Венеции на рубеже 15−16 веков.

В середине 16 века сюжет уже трактовался иначе, обнаженная натура почти не допускалась в религиозном искусстве — даже младенец должен был быть одет. Показать обрезание на одетом ребенке не получалось, а потому тема была предана забвению.

Русская икона середины 18 века. (wikipedia.org)

В разные моменты истории обнаруживались реликвии, претендовавшие на звание крайней плоти Христа. Конечно же, чудодейственной. Причем, в разных уголках Европы несколько церквей могли одновременно утверждать, что обладают святым артефактом. По другой же версии, все части тела Иисуса, в том числе и не связанные с ним более, вознеслись, как и их обладатель, на небеса.

Почитание праздника Обрезания Господнего в православии

Процедура обрезания символизирует очищение от грехопадения. Новорожденный Иисус не был носителем греха, он лишь воплотился в человеческом теле. Однако его все равно подвергли процедуре, установленной иудейским законом.

Тем самым было продемонстрировано единение Спасителя с человечеством.

Господь таким способом подал пример: как он спустился к человеческой сущности ради великой цели, так люди должны стремиться к сближению с Богом, к духовному совершенствованию.

Божий Сын явился к людям, чтобы установить Новый закон. Но прежде он должен был выказать почтение Старому закону. Обрезание – первый обряд, проведенный после появления Спасителя на свет. Он стал демонстрацией того, что Господь готов подчиняться закону Моисея. Это указывает на его праведность, светлое происхождение.

Необрезанный иудей отвергался обществом. Как сказал митрополит Вениамин, «кто намеревается установить новые законы, тот должен исполнить старые, это докажет, что он не своеволец».

Для празднования Обрезания Господня установлен единственный день – 14 января.

Значимость праздника в православии определяется подтверждением связи Господа со всеми людьми. Также празднество обрело функцию духовного противовеса Старому Новому году, обычно справляемому разгульно, разнуздано.

Празднование Обрезания Христа совпадает по дате с днем памяти архиепископа Василия Великого. Поэтому праздничные церковные мероприятия в этот день дополняются литургией святому, которая включает чтение 2-х евангельских стихов-зачал и пение величания. А вечер, предшествующий празднику, по народной традиции, называют «Васильевым».

Всенощное бдение, проводимое в честь празднества, включает следующие мероприятия:

  • зачитывание притчи о беседе Авраама с Богом, который приказал сделать обряд обрезания подтверждением единения с Ним;
  • прочтение 2-х притч, прославляющих Бога-Отца и Бога-Сына, явившегося в человеческий мир ради спасения грешных душ;
  • проведение литургии Василия Великого с прочтением строк Апостола;
  • хвалебное возвещение о воплощенном Спасителе, повествование о принятии им настоящего имени, об обряде «Духовного обрезания», именуемом Крещением;
  • завершается бдение новогодним молебном.

Почитание праздника Обрезание Господне

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку.

Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Православные молитвы

Праздник Обрезания теряется между пышными рождественскими и крещенскими гуляниями, но значение его нельзя умалить. После ночного предпраздничного бдения с утра верующие читают праздничные молитвы, восхваляя день, когда Иисус обрел настоящее имя, последовал Божьему закону.

Тропарь

Глас 1

На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Читайте также:  Святая арина в православии: значение имени и икона, о чем просят и молитва

Кондак

Глас 3

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Канон

Глас 2-й

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (дважды)

Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати. И ныне: Тойже.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (дважды)

Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен. И ныне: Тойже. Господи, помилуй. (трижды) Слава, и ныне.

Седален, глас 4-й

Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (дважды)

Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию. И ныне: Тойже.

Песнь 5

Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (дважды)

Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися. И ныне: Тойже.

Песнь 6

Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (дважды)

Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна. И ныне: Тойже. Господи, помилуй. (трижды) Слава, и ныне.

Кондак, глас 3-й

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (дважды)

Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших. И ныне: Тойже.

Песнь 8

Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (дважды)

Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки. И ныне: Тойже.

Песнь 9

Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (дважды)

Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем. И ныне: Тойже.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

  Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа по Библии?

Иконография

Во время празднования в православии принято класть на аналой в церкви икону архиепископа Василия Великого. А иконы, изображающие обряд обрезания Христа, можно найти среди росписей внутри стен храмов.

Вариантов написания иконы немного. Обычно сюжет подразумевает следующие образы:

  • действие происходит внутри храмового помещения, участвующие персонажи находятся на искусственном возвышении;
  • действующие лица – священнослужители, церковные помощники, Богоматерь, младенец Иисус и старец Иосиф, бывший обручником (хранителем целомудрия) Марии;
  • Спасителя держит один из священнослужителей, Мария и Иосиф стоят рядом, обычно слева, а поблизости от них находится коленопреклоненный слуга с емкостью для обрядовых жертвоприношений в руках;
  • голову младенца Иисуса окружает нимб;
  • первосвященник в обрядовом облачении, склонившись над младенцем, приступает к процедуре удаления крайней плоти.

Что можно и нельзя делать на Обрезание Господне

Процедура обрезания символизирует готовность подчиняться Божьему закону. Следовательно, этот праздник – день, когда нужно соблюдать правила морали и совести, оставаться правильным, смиренным, добропорядочным. Причем это касается даже самых мелких поступков, например, нельзя переходить дорогу в неположенном месте.

Также существуют народные приметы, связанные с 14 января. Жители территории, на которой в этот день установилась солнечная погода, весь год будут жить счастливо и безмятежно. Ясный день сулит отличную урожайность плодовых деревьев, ветреный – ягод, грибов и орехов, а снежный – достаток и благополучие. Выпавший на праздник иней обещает богатый сбор злаковых культур, а гололед – овощей.

Обряды и заговоры на Обрезание Господне

Январь богат на православные праздники. Восьмой день после Рождества Христова – Обрезание Иисуса, начали праздновать в IV веке. Еще один праздник, который освещает эту дату – Васильев день.

Православные собираются в храмах на праздничном богослужении, молятся, потом посещают родственников, поздравляют всех, раздают милостыню с пожеланиями здоровья, мира и добра.

Обряды и заговоры в день 14 января имеют особое значение.

  1. Щедрование – известный обряд, молодежь в селах ходила в ночь перед праздником Обрезания по домам, пели песни, читали специальные стихотворения – щедровки. Хозяева должны были не отпустить гостей без угощения, раздавали конфеты и сладости в знак благодарности.
  2. Посевание – еще один древний обряд, который распространен в некоторых городах по сей день. Дети и взрослые наряжались и ходили по домам, посыпая у порога гречневую, пшеничную или любую другую крупу. Люди верили, что с этим в их дом придет достаток и благополучие.
  3. Заговоры, произнесенные в праздник Обрезания Господня, обладают удивительной силой. Один из самых сильных – заговор от порчи. 14 января следует приготовить три свечи, зажечь их, взять в левую руку, правую оставить свободной, чтобы креститься. Со свечами в руке необходимо обойти весь дом, читая слова заговора.

Обрезание Господне – история и значение

Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.

Что такое Обрезание Господне

Обрезание Господне – великий христианский праздник, установленный в память совершения священного ритуала обрезания над Богомладенцем Иисусом Христом. В Православии принадлежит к числу Господских праздников. То есть тех, которыми Церковь торжественно прославляет Христа, вспоминая значимые эпизоды Его земной жизни.

Икона Праздника Обрезания Господня

Принявшая юлианский календарь Русская Православная Церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. Католическая и некоторые другие поместные православные Церкви следуют григорианскому календарю и потому отмечают этот праздник 1 января. Причина расхождения дат заключается в 13-дневной разнице между календарями (новым и старым стилями).

Богословское толкование

Господь Иисус Христос не нуждался в обрезании, но принял его, приблизившись к человеку и направляя его к духовному росту и исправлению.

Традиция совершать обрезание, посвящая ребенка Богу, существовала у разных народов, в том числе и среди египтян. Евреи считали, что кровь – вещество священное, потому что кровь – это душа. А кровь, которая истекала из органа, дающего жизнь, значила, что жизнь, данная Богом как дар, посвящена Ему.

Святые отцы церкви толкуют обрезание, совершенное над Христом следующим образом:

  1. Божий Сын принял обрезание, дав пример человечеству неукоснительного следования закону, Воле Божией.
  2. Еще одна причина – подтверждение того, что Христос имел плоть человека, такую же, как у остальных, которая устает и испытывает боль. Так никто не может сказать, что у Него была призрачная плоть, хотя в I ст. н. э. существовала ересь – докетизм, утверждавшая это.

Праздник, установленный 14 января, является символом необходимости проводить духовное обрезание своего сердца. Ведь не изменившись кардинально в нравственном отношении, никто не может приблизиться к Богу.

Обрезаться духовно – значит побеждать собственные пороки и страсти, каяться и обращаться к Господу.

Обряд обрезания: история и значение

Что такое обрезание Господне? Процедура обрезания заключается в удалении крайней плоти у лиц мужского пола. С практической точки зрения обрезание обосновывают гигиеническими и эстетическими соображениями. Существует мнение, что процедура снижает риск заражения инфекционными заболеваниями.

В религиозных целях обрезание практиковалось многими древними культурами. В ветхозаветном иудаизме (в среде которого родился Христос) ритуал символизировал посвящение младенца Богу. Возникновение священного обряда напрямую связано с родоначальником еврейского народа – пророком Авраамом. Он жил на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры.

Читайте также:  Святой харлампий: житие и от чего оберегает икона мученика, молитвы

Согласно ветхозаветной книге Бытие, Всевышний заключил с бездетным праведником Авраамом завет (договор). Творец пообещал ему Своё благословение и обильное потомство, которое образует великий народ (Быт. 12:2).

Пророк и весь его род, в свою очередь, должны были хранить верность истинному Богу. Всевышний также повелел Своему избраннику установить обычай обрезания – символического отсечения греха от человека.

Ритуал стал видимым, внешним свидетельством завета, заключённого между человеком и Богом (Быт. 17:10-14).

Обрезание было одной из немногих Божественных заповедей, ниспосланных евреям до Моисеева Закона.

Для потомков Авраама оно стало символом верности Творцу, принадлежности к богоизбранному народу и обособленности от остального языческого мира. Кровь у евреев считалась священным носителем жизни.

В связи с этим, обряд обрезания приобретает дополнительное символическое значение. Проливая кровь из продолжающего род органа, человек словно приносит в дар Богу всю свою жизнь.

Значение Обрезания Христа

Обрезание Господне – что это значит для христиан? В соответствии с Законом, Господь был обрезан на восьмой день по рождении. По традиции, тогда же Богомладенцу было дано имя Иисус, означающее «Спаситель» (Лк. 2:21). Архангел Гавриил сообщил это имя Деве Марии до рождения Христа, в день Благовещения.

Святая Церковь учит, что Иисус Христос был одновременно и Богом, и человеком. Приняв обрезание, Господь как человек и еврей исполнил древний священный закон Своего народа. Таким образом Христос явил нам пример неукоснительного исполнения Божественного предписания. Митрополит Вениамин (Федченков) объясняет:

«Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить».

Проповедуя Своё учение, Господь подчёркивал, что пришёл «не нарушить закон пророков, а исполнить» (Лк. 2:21). Христианство не отмена, а развитие и дополнение Закона, открытие новых духовных вершин.

Если человек не исполняет базовые Божественные предписания, то он не будет способным достичь высот новозаветного учения. Конечно, сегодня это относится не ко всем ветхозаветным установкам. После Пришествия и Воскресения Христа обрезание и другие древние обряды утратили смысл.

Но, например, Моисеевы 10 заповедей остаются для христиан важнейшим морально-нравственным ориентиром.

Обрезание Господа стало веским свидетельством того, что Он был истинным человеком из такой же плоти, как мы все. В первые века христианства Церковь использовала этот аргумент в борьбе против ереси докетизма. Она отрицала Боговоплощение и рассматривала Христа как бестелесного духа, принявшего человеческий облик.

Святые Отцы видят в Обрезании Господнем великое смирение Бога, ставшего одним из нас. Святитель Димитрий Ростовский учит:

«В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека… в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Обрезание Господне: смысл праздника

Ветхозаветное обрезание являлось символическим прообразом заменившего его новозаветного Таинства Крещения. Апостольский Собор 49 года освободил христиан от совершения ритуала. В Евангелии Крещение во Христе именуется «нерукотворным обрезанием», отсекающим от нас грехи (Кол. 2:11) и делающим нас участниками Нового Завета.

Апостол Павел подчёркивал, что с приходом Христа главным стало внутреннее, духовное «обрезание сердца», а не наружное, физическое (Рим. 2:28-29). О превосходстве внутреннего над внешним говорили и ветхозаветные праведники: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4:4). Протоиерей Вячеслав Резников отмечает:

«Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости».

Итак, церковный праздник Обрезания Господнего призван напомнить православным христианам об отсечении греха от наших сердец, об исполнении Божественного Закона, а также о великом смирении Сына Божьего.

История возникновения праздника

У Обрезания Господня древняя история. Впервые празднество упоминается в 4 веке, именно тогда христианские общины стали отмечать Рождество как отдельный праздник.

Как все иудейские мальчики, Иисус из Назарета на 8-ой день от рождения подвергся болезненному обряду обрезания. Тогда же получил свое имя, которое архангел Гавриил указал Деве Марии, когда явился с благой вестью.

Иудеи переняли обряд у египтян. Он практикуется до сих пор в ортодоксальных иудейских общинах, все новорожденные мальчики должны его пройти как потомки Авраама, заключившего завет с Богом. Восьмые сутки жизни младенца выбраны не случайно, цифра 8 символизирует наполненность, достижение совершенства. Кровь, выделяющаяся из раны, считается у иудеев священной.

Откладывание мероприятия на поздний срок было недопустимым, указывало на пренебрежительное и несерьезное отношение к Божьим законам. Процедуре подвергались только мальчики. У иудеев муж и жена едины, должны иметь одну кровь и одну веру, то есть принадлежать одному народу, поэтому для благословения семьи достаточно, чтобы был обрезан мужчина.

Праздник Обрезания Христа оказал существенное влияние на направленность развития христианства. В конце 1 века христиане впервые раскололись: появилось еретическое учение – докетизм, названное от греческого слова «докео» – «кажущийся».

Его приверженцы полагали, что Иисус не существовал в человеческом теле, а был бесплотным духом, сверхъестественным существом. Однако евангельский текст, прямо описывающий обрезание младенца Христа, стал ключевым аргументом против доводов еретиков.

Раз крайняя плоть Иисуса была настоящей, значит, сам Спаситель существовал, был смертным человеком.

Во времена жизни Христа процедура удаления крайней плоти сменилась обрядом Крещения. Апостол Павел назвал новое таинство «Духовным обрезанием».

И Крещение, и Обрезание Господне – обряды избавления плоти от греховного начала. Святитель Феофан Затворник назвал праздник «Обрезанием сердца», имея в виду отсечение пороков, страстей, похотливых желаний, губительных привычек. Человек освобождается от всего, в чем раньше видел усладу, начинает жить только для служения Богу и спасения собственной души.

Решение отказаться от процедуры обрезания было принято на Иерусалимском соборе в 49 году. После этого христиане начали практиковать только «Обрезание сердца», то есть Крещение.

Почитание праздника Обрезания Господнего

Первые известные упоминания празднования Обрезания Христа относятся к 4 веку. В этот день в православных храмах проводятся праздничные богослужения. На великой Вечерне читаются строки из книги Бытие, в которых говорится об установлении обряда обрезания.

14 января также является датой памяти святителя Василия Великого, поэтому в РПЦ служится его Литургия. Церковь прибегает к ней всего 10 раз в году. Чаще всего служится Литургия Иоанна Златоуста. Богослужебное чинопоследование Василия Великого отличается, прежде всего, более пространными евхаристическими молитвами, которые являются сердцевиной Литургии.

Памятуя, что с Обрезанием связано дарование Спасителю имени, христиане в этот день особенно прибегают к Иисусовой молитве. Протоиерей Андрей Ткачёв призывает:

«Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день Обрезания Господня. Это ещё и праздник Иисусовой молитвы, поскольку в этот день имя Спасителя открылось миру. Оно Божественное, святое, сильное».

В связи с наложением друг на друга двух церковных праздников, канун Обрезания в народе именуется Васильевым вечером. Также дата совпадает с празднованием Нового года по старому стилю.

В вечер перед Обрезанием было принято ходить друг к другу в гости с посеваниями и угощениями. С праздником связано множество народных примет.

Например, солнечное утро в этот день считалось предвестником обильного урожая фруктов и ягод.

Иконография

Во время празднования в православии принято класть на аналой в церкви икону архиепископа Василия Великого. А иконы, изображающие обряд обрезания Христа, можно найти среди росписей внутри стен храмов.

Вариантов написания иконы немного. Обычно сюжет подразумевает следующие образы:

  • действие происходит внутри храмового помещения, участвующие персонажи находятся на искусственном возвышении;
  • действующие лица – священнослужители, церковные помощники, Богоматерь, младенец Иисус и старец Иосиф, бывший обручником (хранителем целомудрия) Марии;
  • Спасителя держит один из священнослужителей, Мария и Иосиф стоят рядом, обычно слева, а поблизости от них находится коленопреклоненный слуга с емкостью для обрядовых жертвоприношений в руках;
  • голову младенца Иисуса окружает нимб;
  • первосвященник в обрядовом облачении, склонившись над младенцем, приступает к процедуре удаления крайней плоти.

Молитвы в честь праздника Обрезание Господне

Стихира

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению, слава промыслу Твоему, слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак, глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector