Никон оптинский: житие преподобного и наставления беляева, почитание и молитвы

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник (26.09.1888–25.06.1931)

Дни памяти: 25 июня (8 июля) , 11(24) октября (Cобор преподобных Оптинских старцев)

Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава.

С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой.

Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством».

9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии.

В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения.

К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года – в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду» – так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание.

Именно тогда преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась. Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу.

Настоятель преподобный Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него преподобному Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих духовных чад к преподобному Никону.

До этого преподобный Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг.

В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преподобный Никон. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере «Кемперпункт».

По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился.

3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола.

Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал.

Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому.

Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия: погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом.

В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В самый день его блаженной кончины, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно.

Промыслом Божиим на погребение блаженнопочившего старца преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье.

Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.

Память о нем жива в душах любящих и помнящих его. В день блаженной кончины преподобного отца нашего Никона оптинские насельники начиная с 8 июля 1989 года служат панихиды на месте его упокоения на кладбище на Валдокурье. Жизнь праведных начинается по их кончине…

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских, глас 6

Дополнительно:

  • Творения (книги) святого
  • Цитаты святого отца

Памяти прп. Никона Оптинского. Истинный послушник Господа / Православие.Ru

Преподобноисповедник Никон Оптинский
Восьмого июля мы чтим память Оптинского преподобноисповедника Никона. Преподобный Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев) был великим образцом терпения и послушания, всегда, с дней юности и до кончины своей, благодушно переносил всё, ниспосланное ему Богом.

Ещё в детстве с ним произошли удивительные знаковые события. В 1888 году дом Беляевых посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Отслужив молебен, он благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью и датой – «год 1888, год рождения сына Николая».

Совершилось чудо. Мертвый ребенок ожил

Вторым событием стало чудесное исцеление от смертельной болезни. В возрасте 5-ти лет мальчик тяжело заболел. Все усилия врачей спасти его оказались безрезультатными.

Обнимая похолодевшее, бездыханное тельце младенца, его мать горячо молила святителя Николая сохранить ему жизнь. И совершилось чудо. Мертвый ребенок ожил.

Впоследствии Оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал таинственное значение этого случая, в смысле явного предназначения Николая к иноческой жизни.

Юный студент университета Николай с братом Иваном решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь». Братья приняли это за послушание. Так Господь привёл их в Оптину.

Девятого декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии и поселились в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни. Около года они проходили различные послушания, в том числе связанные с незнакомым им прежде тяжелым физическим трудом.

Его душа не знала ни уныния, ни недовольства, ни ропота

Николай охотно и жизнерадостно выполнял все послушания: работал в трапезной, разметал снег, носил дрова, мыл посуду, подметал пол. В церкви он был помощником пономаря. Работал в саду: носил навоз, копал, сажал. Избалованный и выросший почти в роскоши, непривычный к физическому труду, Николай не тяготился ничем. Его душа не знала ни уныния, ни недовольства, ни ропота.

Духовным руководителем братьев стал преподобный Варсонофий. В октябре 1908 года Николай был назначен письмоводителем старца. К этому времени юный послушник становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который провидел его высокое предназначение и готовил в свои преемники, руководил его духовной жизнью.

В 1915 году Николай был пострижен в мантию и получил имя Никон в честь святого мученика Никона, а в 1917 году он удостоился сана иеромонаха. В этом сане последний из Оптинских старцев пребывал до самой своей мученической кончины.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду», – так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи ещё послушником монастыря.

Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание.

Преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь.

«Умру, но не уйду», – писал преподобный Никон

В 1923 году Оптина Пустынь, подобно множеству других российских монастырей, была закрыта.

По благословению последнего архимандрита Оптиной пустыни, Исаакия II, иеромонах Никон остался служить при монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

«Благословляю тебя служить и принимать людей на исповедь», – сказал отец Исаакий иеромонаху Никону.

И тот пробыл в стенах разорённого монастыря еще около года, духовно окормляя маленькую общину, состоявшую из сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря.

Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю обители стал последним Оптинским старцем.

К нему приходили духовные чада из Козельска и многочисленные богомольцы, по-прежнему съезжавшиеся к могилкам старцев со всех концов России: народная тропа в Оптину не желала зарастать.

В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преподобный Никон.

Его арестовали в июне 1927 года. Около года преподобный Никон пробыл в тюрьме города Калуги, три страшных года провел в лагере «Кемперпункт». В августе 1930 года, больной туберкулёзом, был отправлен в ссылку Архангельскую область, в деревню Воспола.

Читайте также:  Покров Пресвятой Богородицы: что означает, история и когда отмечается праздник

Это было его последнее земное пристанище, последний этап земного страдания. Он нашёл квартиру в доме одной женщины, которая поставила в условие своему квартиранту выполнять все тяжелые физические работы по дому. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал.

Однажды от непосильного труда страдалец не смог встать. В конце концов, узнав, что он неизлечимо болен туберкулезом, хозяйка в зимнюю стужу выгнала постояльца из дома, выбросив на улицу все его вещи. Тогда товарищ по несчастью, бывший насельник Оптиной Пустыни иеродиакон Петр, перевёз умирающего отца Никона в деревню Валдокурье, где жил и сам.

Во время предсмертной болезни, несмотря на всё усиливающиеся страдания, а под конец и полную беспомощность, отец Никон оставался верным данному им обету терпеть всё и не только почти не жаловался никому на свою болезнь, но и не требовал и не просил ничего для облегчения своих мук, не выказывая ни делом, ни словом, ни даже взглядом своего неудовольствия чем-либо, смиренно принимая всё ниспосланное ему, как должное.

До последних минут продолжал выполнять своё молитвенное правило, читал Священное Писание, заботился о духовных чадах и писал им записки слабеющей рукой.

В самый день блаженной кончины, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.

Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. Проводить его в последний путь пришло множество ссыльных. Промыслом Божиим на погребение преподобного Никона одних священнослужителей собралось 12 человек. Несмотря на то, что все они находились на работе (за 60 километров от Валдокурья), они вдруг получили выходной – точно на погребение его были отпущены.

  • В 1996 году преподобный Никон был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в 2000 году прославлен для общецерковного почитания.
  • Духовные наставления преподобного Никона
  • Советы живущим в миру

«“Если ты миряныня – живи среди мирян и твори дела их…”. Это надо понимать так: всякому виду христианского жития свойственны свои добродетели и занятия. Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни.

Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться.

Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребенок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать.

Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей. Она обязана угождать Богу делами, ей свойственными: терпением тягот семейной жизни, посильной молитвой, посильной милостыней, учением и воспитанием детей, соблюдением постов, хождением по праздникам в церковь, удалением от ропота, сплетен и т.п.»

О талантах и способностях

Таланты – это благоприятные условия для спасения души

«Под талантом надо подразумевать не только богатство, учёность, знатность. Таланты – это благоприятные условия для спасения души. Каждому из нас даны таланты. Бедность, болезни, различного рода скорби – это всё таланты.

С мирской точки зрения, талантами считаются ум, учёность, музыкальные или художественные способности. Они не греховны, и хорошо, когда такую способность совмещают с христианской жизнью, когда посвящают её Богу.

Если же эта способность мешает жить по Богу и спасать свою душу, то её следует оставить. Лучше быть поглупее и попроще, но спастись. Что пользы тебе, если ты весь мир приобретёшь, душу же свою погубишь?»

О скорбях

«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».

«Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей, в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».

Плод скорбей в очищении души и её духовном состоянии

«Плод скорбей в очищении души и её духовном состоянии. Его надо хранить».

«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нём Господь».

О тщеславии

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно, и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая своё недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение»

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые Отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!» От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

  1. О молитве
  2. «…Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться, как следует, и не знаем, как и о чём молиться».
  3. «Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идёте ли, работаете ли, читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»

«Всё испрашивается молитвой. Вы ещё только подходите к первой ступеньке, не поднимаетесь, а только подходите, а ещё надо пройти сквозь дверь и никакими усилиями невозможно в неё войти, если не будет милости Божией, а потому первым делом надо просить: “Милосердия двери, Господи, отверзи ми!”»

«Когда будешь скорбен и уныл и найдёт на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».

«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по независящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».

О страстях

«Победа над страстями совершается силою Божиею. Наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию».

Святой преподобноисповедниче, отче Никоне, моли Бога о нас, грешных!

Иеромонах НИКОН Беляев — Дневник последнего старца Оптиной пустыни

Дневник последнего старца Оптиной пустыни

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

Сведения об иеромонахе Никоне (Беляеве)

  • Рождение — 26 сентября 1888 г.
  • Именины — 28 сентября
  • Мирские именины — 6 декабря
  • Постриг в мантию — 24 мая 1915 г.
  • Посвящение в сан иеродиакона — 10 апреля 1916 г.
  • Посвящение в сан иеромонаха — 3 ноября 1917 г.
  • Умер — 25 июня 1931 г.

ИЕРОМОНАХ НИКОН (БЕЛЯЕВ)

ученик старца о. Варсонофия и последний духовник Оптиной пустыни.

Жизнеописание о. иеромонаха Никона (1888–1931 гг.) состоит из следующих частей: его дневника, который он писал, когда поступил в Оптину пустынь в течение трех лет (с 1907 по 1910 г.), и воспоминаний о нем его духовных детей. Сохранились также записи некоторых из его проповедей. Он умер еще совсем молодым в ссылке в 1931 г. от туберкулеза.

Вся недолгая жизнь о. иеромонаха Никона проникнута глубокой верой в Бога и непоколебимой преданностью Его воле при всех тяжелых обстоятельствах: и в монастыре, и в заключении, и в ссылке — и настолько поучительна, что мы сочли необходимым собрать о нем все имеющиеся сведения (далеко неполные), составляющие это жизнеописание.

Теперь я в первый раз намереваюсь серьезно и осмысленно говеть. Я только теперь понял всю необходимость, всю святость, все величие этих двух Таинств: покаяния и приобщения Тела и Крови Христовых. Все пророки, апостолы и Сам Христос Спаситель и Его Предтеча — Иоанн Креститель — все они начинали свою проповедь словом: «Покайтесь».

Тяжело, когда совесть нечиста, когда сознаешь себя виновным. Нам необходимо покаяться, сознаться в своих грехах, высказать все, что нас тяготит, тогда нам становится уже как-то легче. А здесь наше исповедание своих грехов принимает Сам Господь наш Иисус Христос.

Он милостив, Он любит нас, Он имеет власть простить нам наши грехи, Он разрешит нас от ужасного бремени греховного, успокоит нашу совесть и подкрепит нас.

Вот что нам дает это Таинство, но только в том случае, если мы искренно сознаем себя виновными, искренно каемся в своих грехах и надеемся на Божию милость, ибо Он принимает всякого грешника, самого ужасного, положительно утопающего в грехах, пусть только он будет смирен сердцем, сознает свою виновность и придет ко Христу с покаянием не показным, а искренним. Вот если мы будем смотреть на покаяние так, то, приступая к нему, мы должны будем сознать все величие этого Таинства и потому приготовить себя надлежащим образом.

Приготовление к Таинству покаяния должно состоять в самоуглублении, посте и молитве.

Для того, чтобы сознать все свое недостоинство пред Богом, увидеть все свои грехи, увидеть всю грязь и низость своей жизни, необходимо углубиться в самого себя и разобрать все свои поступки.

Пост необходим для нас при этом, как умерщвление плоти, для того, чтобы оторваться от плоти и всего земного и мыслить о Боге, о небесном.

Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, ни в чем-либо земном, а в высшем, духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении к свету, истине, Богу.

Читайте также:  Григорий Богослов: биография и иконография, труды и тексты молитв

Стремление познать истину есть первый признак духовной жизни человека, без этого человек духовно умирает. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души.

Нас тогда не интересуют высшие духовные вопросы, весь наш интерес сосредоточивается исключительно на земном: на удовлетворении страстей и похотей плоти. Жалок тогда человек, хотя очень часто и не сознает этого. Напротив того, человек постящийся отрезвляется, совершенствуется нравственно.

Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены.

Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование. Молитва, если только искренна, имеет великую силу.

Сам Иисус Христос о силе молитвы, произносящейся с верою, говорит: «Все, что просите от Отца во имя Мое, даст вам», и «Если с верою скажете горе сей: «иди и ввергнись в море», будет вам».

Поэтому мы, не будучи в состоянии сделать что-либо доброе, должны прибегать к молитве, как единственному спасительному средству в нашей немощи.

Знаю по себе. Хочу и не могу. Хочу делать добро, а делаю зло. Я даже не могу отличить белого от черного, зла от добра. Жалкое, ужасное состояние, в котором только и может помочь молитва, молитва покаянная.

Да, я вижу единый исход из моего положения — это покаяние и приобщение Святых Тайн. Прежде должен очистить себя покаянием, а затем принять в себя Тело и Кровь Христовы. Великое Таинство — покаяние, но еще более величия и святости являет приобщение. Здесь я принимаю в себя Самого Иисуса Христа, Его Пречистое Тело, Его Кровь, Его Божество.

Я соединяюсь с Ним самым тесным образом. «Пияй Мою Кровь и ядый Мою Плоть во Мне пребывает и Аз в нем», — говорит Сам Спаситель. Всю важность, всю необходимость этого Таинства для нас мы видим из слов Спасителя, что только вкушающий плоти Его живет, а тот кто не вкушает, не имеет в себе жизни.

Да, велико и необходимо для нас это святое Таинство, но и страшно.

Как я, недостойный и грешный, подойду к Святой Чаше? Ведь я не жизнь, а осуждение найду в Ней. Ибо всякий вкушающий недостойно, «суд себе яст и пиет». Да, страшно.

Поэтому я должен всю эту неделю, начиная с понедельника, ходить в церковь и дома молиться и, углубившись в себя и сознав свое недостоинство, приступить к Таинству покаяния с искренним желанием исправить и переменить свою жизнь. Затем, все-таки будучи очищен, я со смирением и уже не с таким страхом приступлю к принятию Тела и Крови Христовой. Это несомненно поможет моему желанию стать человеком и, может быть, хоть немного, да откроет глаза.

Я не имею в себе жизни. Теперь это мне вполне понятно: я ни разу не говел, не исповедовался, не приобщался. Ни разу, это ужасно. Что толку, что я каждый год ходил говеть? Какой смысл в таком говении? Еще в прошлом году я, пожалуй, молился, когда приступил к Чаше, но этого далеко недостаточно.

Помню, как жалко было расставаться с миром, с плотскими наслаждениями, да я и не хотел вовсе с ними расставаться. А это разве покаяние? Нет, тут только одна форма, внешняя сторона. Так не должно быть.

Читать дальше

Конец ознакомительного отрывка
Купить книгу

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков. Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из известнейших храмов мира, находится огромный мужской монастырь, имеющий многовековую историю, основой которой стали старцы – великие праведники своего времени.

Обитель ни разу за всю свою продолжительную жизнь не была закрыта, её не сломили войны и гонения власти.

Она по праву считается шедевром христианской культуры, ибо в ней воедино слились незыблемая красота и величественная духовность православия.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Лучшая статья для Вас, переходите: «Песчанская» икона Божией Матери в чем помогает

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Молитва и тропарь святому

Верующие молятся святому старцу, просят его заступиться за них перед Господом, испросить у Бога для них прощения за прегрешения.

Никон Оптинский заслужил у Спасителя Царство Небесное, ведь он вытерпел все муки, не отрекся от Иисуса, сохранил христианскую веру. В тропаре верующие просят святого старца помянуть их в молитвах к Господу.

Христиане прославляют отца Никона за его жизнь и страдания во имя Христа.

Молитва Никону

О, Никоне священне, о преподобне наш отче, старчества Оптинскаго светлый венче и новомучеников Русских благовонный цвете! Ты первее постническими труды душу твою очистив, демонская ополчения посрамил еси, послушанием, яко быстротечную лествицею на верхи добродетелей достигл еси и веры благославный исповедник явился еси. В годину же гонений безбожных терпением мужески облеклся еси, и яко пастырь добрый и яко истинный сын старцев Оптинских люди страждущия принимал и утешал еси. Сего ради от богоборных многия скорби претерпел еси и во изгнание осужден был еси, но якоже тогда от паствы твоея духом не отлучился, но пастырскую свирелию молитв твоих добре упасл еси овцы твоя, сице и ныне, не отступай от чад твоих духом твоим, но присно с нами пребывай, да укрепляеми тобою, веру истинно сохраним и заветы Оптинских старцев вседетельне исполним.

Паче же моли Всеблагаго Господа нашего Иисуса Христа, да утвердит в Православии Церковь нашу, Отечество и люди, да сохранит обители монашеския, верныя обетом иноческим, да дарует нам прощение грехов и покаяние истинное, да очистившеся тем, возлюбим еже есть едино на потребу: прилеплятися Христу Богу и Спасу нашему всем сердцем, всем помышлением, всею волею и всем чувством ничтоже любя от похотей мира сего и тако от сетей миродержителя тьмы века сего избавляющеся, во смирении воспоем и прославим всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Никону, написанная в Пинеге

О преподобне отче наш Никоне, исповедниче Христов.

К тебе, яко скорому помощнику и теплому молитвеннику мы немощнии и недостойнии прибегаем и усердно молим: по данной тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в смирении творити, веру православную крепко содержати и достойны быти твоего от нас молитвенного к Богу предстательства и в час смертный заступи нас молитвами твоими. Буди Пинежскаго края Российския страны крепкий заступник, и мы предстательством твоим сподобимся обетованнаго Царства небеснаго; умоли, угодниче Христов, всеблагаго Бога даровати нам оставление всех содеянных нами, от юности до настоящаго дне и часа делом, словом и помышлением согрешений, и исходатайствуй нам невозбранный вход в Царствие Небесное, да прославим купно с тобою Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святому преподобноисповеднику Никону, старцу Оптинскому глас 2

Предстоя Престолу Божию, / яко един от избранных, / помяни в святых твоих молитвах / и нас недостойных, / чтущих память твою, / отче наш Никоне, приснопамятный.

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери “Успение Пресвятой Богородицы” и “Умиление”, икона Николая Чудотворца.
Читайте также:  Молитва вернуть любимого мужчину николаю чудотворцу: полный текст и как читать

Песнь 3

Иромос: Утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, расширишася на враги моя уста моя, возвеселихся о спасении Твоем.

Лучезарная память Никона преподобнаго приспе, рождество препровождающе Предтечево, и светится обоюду и провозвещает концем, Христово домостроительство всеспасительное.

  Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили

  • Ангел оптинский тя наречем, и труба исповедания благознаменитая, и монашествующих предводителю и низложитель бесов, богопроповедниче Никоне всечестне.
  • Горнее мудрование возлюбив, страстей и помыслов триволнения уклонился еси, в скиту Оптинском безмолвно возобитал еси, славне, отонудуже и почерпл еси, тайны неизреченныя веры.
  • Богородичен: Огнь Божественный во утробе прияла есть; и не опалися но паче украсися естество человеческое, темже Тя Богорадованная, яко одушевленный Божий престол поем; иже на Херувимех почивающего.
  • Седален, глас 8
  • Победив постническими борениями злокозненнаго, и безбожныя уста исповеданием правым заградив, старчества Оптинскаго был еси столп светозарнейший и новомучеников Российских благовонный цвет; с нимиже предстоя престолу Царя славы Христа, молися о чтущих тя, Никоне преподобне, и любовию зовущих: радуйся отче, яко победы тезоименит.
  • Слава Предтече, глас 8
  • Захариин плод, неплодныя цвет родися днесь…
  • И ныне, Богородичен

Обновила еси Чистая Божественным Рождеством Твоим, истлевшее во страстех земнородных мертвенное существо, и воздвигла еси вся от смерти к животу нетления. Темже Тя по долгу блажим вси Дево Пренепорочная, якоже прорекла еси.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Монастырь во все времена привлекал к себе паломников со всего мира. Некоторые ехали, дабы увидеть великие святыни, а многие – за советом мудрых старцев.

Одним из них был Лазарь Прозорливый, который восстал из гроба на третий день после смерти и ещё 16 лет прожил, повторяя: “Смерть грешников люта”. Однажды император Александр I пожелал встретится с ним, и старец говорил с ним о том, что нужно служить примером для своих подданных, ибо жизнь любого человека на земле недолга.

Особо почитаемым старцем храма был канонизированный преподобный Симеон. Он был известен благодаря своим чудодейственным возможностям исцелять тело и душу человека, даже временить приход кончины.

Также в почёте у православных людей всегда находился старец-исповедник Иоанн. За утешением и мудрым советов к нему при жизни приезжали люди из разных стран.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святой равноапостольный Кирилл

Наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) — об авторе

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Тихон в Псково-Печерском монастыре находится с 1995 года. Став выходцем из семьи священнослужителей, он также всю свою жизнь посвятил этому благородному и праведному делу. Его путь к Господу был насыщен смирением и покаянием в делах:

  • представитель братии храма;
  • монах;
  • иеродиакон;
  • иеромонах;
  • помощник келаря и благочинного;
  • выпускник Духовной Семинарии;
  • преподаватель духовного училища;
  • наместник монастыря;
  • выпускник духовной академии со степенью кандидата богословия.

Его дела на протяжении духовного становления отличались своей праведностью и благочестием, а вклад в развитие православной культуры переоценить невозможно. И всё же главным полем деятельности для него остаются люди, которые нуждаются в его помощи и поддержке. Тысячи прихожан ежедневно приходят к старцу за мудрым слово, дабы обрети долгожданное спокойствие и смирение.

Старец Никон. В Псково-Печерском монастыре сегодня он также занимает очень важное место. Его дорога жизни была не менее тернистой, но всегда рядом с ним находился Господь, который и указал ему истинное предназначение.

Деяния Никона всегда были направлены на духовное образование православного народа: своими проповедями он пытается исцелить души и направить людей по праведному пути. Богослужения, которые он проводит и в которых принимает участие, – это красивые и духовное богатые мероприятия, цель которых – дать человеку самому осознать, понять и принять Бога в душе.

Старцы Псково-Печерского монастыря – это поистине великие люди прошлого и настоящего, потому что в их словах – вера и правда, а в делах – доброта и благодать. Они – оплот православной религии, и их значение для её дальнейшего развития огромно.

Лучшая статья для Вас, переходите: Священномученик Поликарп епископ Смирнский

Житие Никона Оптинского

Настоящее имя отца Никона — Николай Беляев. Родился он в 1888 в Москве в купеческой семье. У родителей Николая было 8 детей. Жили Беляевы дружно, благочестиво и богато.

Глава семейства, Митрофан Беляев, верил в Бога, правда, в глубину христианского учения не вникал. Мать Николая, Вера, была дочерью купца и церковного старосты Лаврентия Швецова.

В семье Беляевых любили церковные богослужения, соблюдали Божьи заповеди.

Николай рос веселым и озорным мальчиком. Учился в одной из московских гимназий, много читал. Подростком стал задумываться о том, какому делу посвятить свою жизнь. Душа Николая рвалась к Богу, а мирская суета ему казалась неинтересной. После окончания гимназии он поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Правда, проучился недолго.

Николай утром приходил в университет, а после 9 часов убегал с лекций и отправлялся послушать церковную службу в Казанском соборе. Возвращаясь к себе, заходил в часовню Спасителя, молился Богу.

Дома, вместо университетских книг, Николай читал Евангелие. В феврале 1907 решил бросить университет и уйти вместе с братом Иваном в монастырь.

Мать, Вера Лаврентьевна, не стала удерживать сыновей, ведь знала, что, став послушниками, они столкнутся только с богоугодными деяниями.

Николай и его брат Иван отправились в Оптину пустынь. 24 февраля 1907 юноши прибыли в монастырь. Братьям понравилось жить и молиться в обители. Однако настоятель решил отправить юношей обратно домой. В декабре 1907 Николай и Иван вернулись в монастырь.

Игумен Варсонофий разрешил братьям остаться в Оптиной пустыни. Через год Иван и Николай надели послушническую одежду. Игумен Варсонофий стал духовным отцом братьев. Старец выделил Николая, сделал его своим секретарем.

Молодой послушник много времени проводил со старым игуменом, беседовал с ним на разные темы.

В 1910 Николая постригли в рясофор. Игумен Варсонофий предрек новопостриженному возможные испытания и даже болезни, которые предстоит преодолеть в связи с духовным перерождением. Николай смиренно выполнял свои монашеские обязанности. В 1915 его постригли в мантию и нарекли Никоном в честь великомученика Никона. В 1916 он стал иеродиаконом, в 1917 — иеромонахом.

Сойти с праведного пути, оставить монашество отца Никона не смогли заставить ни гонения большевиков, ни тюрьмы, ни страх быть расстрелянным. Иеромонах оставался в Оптиной пустыни вплоть до ее закрытия.

В 1919 отца Никона впервые арестовали, вскоре последовал еще один арест. Выйдя на свободу, иеромонах жил какое-то время в Козельске, служил в Успенском храме. В 1927 был опять арестован.

В 1930 отца Никона отправили на поселение в Архангельскую область.

Старец заболел туберкулезом, а в 1931, на 43 году жизни скончался. Тело иеромонаха похоронили на сельском кладбище Валдокурья вблизи поселка Пинега Архангельской области. В 30-х годах минувшего столетия могилу Никона осквернили, поэтому останки батюшки перезахоронили верующие.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Добраться до монастыря на сегодняшний день не составляет особого труда, так как к нему регулярно ездят экскурсионные автобусы. Но если уж духовной целью является совершение паломничества самостоятельно, то удобнее всего будет сделать это следующим образом:

  • из Москвы или Петербурга добраться поездом до Пскова;
  • от Пскова до старого города Печоры, близ которого и находится храм;
  • далее – к самому монастырю (дорогу знает каждый, кто живёт в этой местности).

И следует помнить, то дорога к храму – это путь к Богу. И его нужно пройти каждому христианину.

Смотрите видео о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре:

Песнь 5

  1. Ирмос: Вскую мя отринул еси, от лица Твоего, Свете Незаходимый и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя к свету заповедей Твоих, пути моя направи, молюся.

  2. Никона вси похвалим песненно, Оптинскаго старчества светлый венец; яко послушания рачителя, и яко постников похвалу, яко орган сладкогласный, сердца верных веселящий.

  3. Учениче благопослушный явился еси Никоне, Варсанофия старца твоего всю мудрость сердцем приим, и яко финикс процвел еси преподобием и правдою, и плоды разсуждения собрал еси.

  4. Юношеские стремления презрел еси преподобне, щитом веры оградився,и мечь молитвы взем, стрелы сокрушил еси стрельца лукаваго, и посекл еси терния страстей.
  5. Богородичен: Солнце Славы с плотию носящи, мысленный явилася еси облак, Богородице, озаряющаго всю тварь светом Божественныя благодати.

Песнь 8

  • Ирмос: Мусикийским органом согласующим, и людем безчисленным, покланяющимся образу в Деире, три отроцы не повинувшеся, Господа воспеваху, и славословяху во вся веки.
  • Каплями твоих слез угасил еси угли греховныя, и страданьми твоими утвердил еси люди в вере колеблемыя, и во изгнаниии доблествовав мудре, проповеданием, и по конце точиши исцелений пучину, притекающим к тебе.
  • Оптинская созвучная свирель был еси, сострадальцам твоим, Никоне, и пастырям, Исаакию мученику славному и старцу Нектарию, и яко единомудренно подвизастеся, в горнем согласно поете Христа во вся веки.
  • Непоколебимая вера твоя, славы яви тя нестерпимой причастника, темже и враги безплотныя низложил еси, и еретичествующих уста словом истины заградил еси, православя Христа во вся веки.
  • Елеем Духа помазан быв, сердца умягчил еси безблагодатныя, и веру всеяв и исповеданием возрастив, и умножил еси чада церковныя, Никоне старче богоблагодатный.
  • Богородичен: Всенепорочная Мати Дево, Света жилище явилася еси нас ради из Тебе явившагося, Егоже моли непрестанно, просветити мысли наша, благочестно Тя поющих во вся веки.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector