Никодим Святогорец: житие преподобного и творческое наследие, тексты молитв

Никодим Святогорец: житие преподобного и творческое наследие, тексты молитв

Религия

Никодим Святогорец: житие преподобного и творческое наследие, тексты молитв

Никодим Святогорец. Источник: agionoros.ru

О чем писал и наставлял преподобный Никодим Святогорец

27 июля Православная церковь чтит память преподобного Никодима Святтогорца — афонского книжника, редактора «Добротолюбия», автора десятков наставлений и проповедей.

Книги

Он родился в 1748 (по другим источникам, в 1749) году на греческом острове Наксос и, кажется, полюбил книги с самого младенчества. Сначала ему читал отец — остров Наксос был под властью Османской империи, а потому греки, жившие здесь, особенно трепетно берегли свою традицию от влияния мусульман-турок и передавали ее потомству, что называется, из рук в руки.

Затем он стал читать книги у местного священника, которому был отдан в обучение. И, наконец, в 15-летнем возрасте он оказался в школе с настоящей библиотекой — и сам расценил это как чудо, дарованное ему Господом.

Его соученики изумлялись: он запоминал наизусть все прочитанное, а читал он труды из самых разных сфер — философию, медицину, античную поэзию, экономические и астрономические изыскания.

Вдобавок в нем открылось невиданное призвание к языкам – он словно чувствовал их ритмику, сочетание звуков и букв, строй предложений. Уже к концу школы, когда обычные ученики едва могли говорить по латыни, он вместе с совершенным знанием этого древнего языка объяснялся еще по-французски и  по-итальянски — об этом пишет Феоклит Дионисиатский, составитель обширной биографии Никодима.

Добротолюбие

Во второй половине XVIII века в православной Греции назрел серьезный кризис в богословской литературе. Историки отмечают: в это время сочинения святых отцов практически полностью исчезли из обращения. Вместо этого популярность у мирян и священнослужителей обрела упрощенная, а часто и откровенно еретическая литература: проповеди на западный лад, вольные трактовки святоотеческих писаний.

Чтобы вернуть интерес к трудам подвижников Церкви Коринфский митрополит Макарий (Нотара), позже прославленный в лике святых, стал собирать и издавать древние рукописи.

Житие преподобного Никодима сообщает: в один из дней он, будучи еще мирянином, явился в келью Макария на острове Гидра и попросил допустить его к работе с книгами. Макарий проэкзаменовал пришедшего и остался впечатлен его знаниями.

Так Никодим (до пострига он носил мирское имя Николай) стал одним из составителей и редакторов «Добротолюбия» — пожалуй, самого популярного собрания сочинений святых отцов, которое издавалось после 18 столетия.

Само название «добротолюбие» говорит о любви и тяге к добродетели. В сборник вошли сочинения подвижников Церкви 5-15 веков — Никодим редактировал тексты, писал жития их авторов и предисловие. На славянский язык текст «Добротолюбия» перевел преподобный Паисий Величковский.

В 19 веке святитель Феофан Затворник адаптировал книгу, переведя ее на русский разговорный язык — именно этим переводом мы пользуемся и ныне.

В «Добротолюбие» вошли переводы Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Феодора Студита и других отцов — многие труды «Добротолюбия» до той поры были неизвестны в России или ходили в виде кратких отрывков.

Афон

Интересно, что Никодим пришел к Макарию как мирянин, а начал составлять «Добротолюбие» уже как монах. Он принял постриг на Афоне в 1776 году —в монастыре святого Дионисия (Дионисиат, сегодня обитель занимает в святогорской иерархии пятое место). На тот момент ему было всего 26 лет.

Житие гласит: проведя несколько лет в работе над «Добротолюбием», молодой инок позже ушел в один из святогорских скитов, а затем принял схиму и шесть лет пребывал в полном безмолвии. Все это время он изучал Священное Писание и творения святых отцов.

В 1783 (по другим данным, в 1789) году митрополит Макарий освободил Никодима от обета безмолвия и поручил ему редактуру творений преподобного Симеона Нового Богослова. С тех пор и до самой своей кончины в 1809 Никодим уже не оставлял литературных трудов.

Исследователи подсчитали: за это время он отредактировал и написал несколько сотен произведений — среди них проповеди, наставления, толкования на Священное Писание и богослужебные тексты (среди них служба преподобным отцам, на Афоне постнически просиявшим и канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», принятые Русской Православной Церковью).

Мощи

Преподобный Никодим был канонизирован в 1955 году. В марте 2010 года ковчег с его мощами, хранившийся в монастыре города Гуменисса, был украден неизвестным. Спустя месяц мощи вернулись в монастырь.

Их принес местный священник, который рассказал, что злоумышленник передал ему ковчег, жалуясь на то, что святой Никодим четыре раза являлся ему со словами: «Чадо мое, верни меня в мой дом. Достаточно ты меня измучил».

Вор пообещал ему, что вскоре сам придет в монастырь и попросит прощения, сообщало греческое агентство религиозных новостей Romfea.

Наставление от преподобного Никодима

«Стремясь к христианскому совершенству уготовься на труд, пот и уготовься и на труд, пот и борение с первых же шагов течения твоего. Все должен ты предать в жертву Богу и творить одну волю Его.

Для достижения возжеланной тобою цели тебе необходимо сначала подавлять свои собственные воления, а наконец и совсем их погасить и умертвить; а чтоб успеть в этом, должно тебе непрестанно себе противиться в худом и принуждать себя на доброе.

Но насколько брань сия наитруднейша, столь же наиславнейша победа в ней и, главное, паче всего благоугоднейша Богу.

Если истинно желаешь сделаться победителем в сей невидимой брани, водрузи в сердце своем духовные делания, и будут они тебе как невидимые оружия. Первое — никогда ни в чем не надейся на себя.

Второе — носи в сердце всегда упование на единого Бога. Третье — пребывай в молитве всегда».

ТЕГИ

Подпишитесь на нашу e-mail рассылку

Никодим Святогорец (Агиорит)

Молитвы — Никодиму Святогорцу (Агиориту)

О богодохнове́нный и вселе́нский и́стины учи́телю, изря́дная Святоимени́тыя Горы́ похвало́, светле́йшая звездо́ Правосла́вныя Це́ркве Собо́рныя, всепреподо́бный и святы́й о́тче Никоди́ме! Да́ждь нам просвеще́ние моли́твами твои́ми во исполне́ние боже́ственныя во́ли, напра́ви стопы́ на́ша ко стезя́м доброде́тельнаго жития́, осени́ нас да́нною тебе́ благода́тию и вразуми́ ум наш, во е́же разуме́ти богому́драя поуче́ния твоя́, да обря́щем в них покая́ние, исцеле́ние, ра́дость, мир, кро́тость, поко́й, любо́вь, и а́ще что добро́ и бла́го и спаси́тельно, и в конце́ живо́т ве́чный, и моли́ся всегда́ ко Го́споду о всех нас, и́скренне лю́бящих тя и на всяк день и час призыва́ющих оте́ческую твою́ бла́гость и по́мощь. Аминь.

Кондак, глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия, богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь, с Небес бо дарования приемый, озарявши Божественными твоими писании вопиющих ти: радуйся, отче Никодиме.

  • Тропарь, глас 3
  • Мудрости благодатию, отче, украшенный, труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый, всем бо подаеши спасительная учения, жития чистаго показуя сияние богатством Божественных твоих словес, имиже, яко свет, мирови возсиял еси.
  • Тропарь, глас 1
  • Светило Афонское, и Наксии отрасль, и Церкве всея богодухновеннаго учителя, Никодима, вернии, да почтим, иже, исполнялся мудрости Божественный, учения бо небесная и обильная изливает вопиющим: слава прославльшему тя Христу, слава венчавшему тя, слава подающему тобою нам помощь.
  1. глас 8
  2. Творе́ние Гера́сима мона́ха Микрагианнани́та (Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2012 года)
  3. Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:Я́ко боже́ственнаго жи́тельства таи́нника изря́днагои благоче́стия богоно́снаго учи́теляПравосла́вная Це́рковь тя почита́ет:с небесе́ бо дарова́ние прие́м,озаря́еши боже́ственными твои́ми писа́нии вопию́щия ти:Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.
  4. И́кос 1

Конда́к 1

Ангел нра́вы и мно́гий ра́зумом, Никоди́ме, на Афо́не яви́лся еси́; а́нгельское бо имы́й житие́, ангелоле́пным гла́сом изъясни́л еси́ оте́ческая писа́ния, и́миже просвеща́еши вопию́щия:Ра́дуйся, Накси́йское благоукраше́ние;ра́дуйся, Афонское озаре́ние.Ра́дуйся, оте́ческих догма́тов изложе́ние;ра́дуйся, святы́х глаго́л изъясне́ние.

Ра́дуйся, высото́ мудрова́ния и прему́дрости реко́;ра́дуйся, глубино́ боже́ственнаго ве́дения и сокро́вище любве́.Ра́дуйся, я́ко показа́лся еси́ кни́жник богоно́сный;ра́дуйся, я́ко толковни́к еси́ богоглаго́ливый.Ра́дуйся, свети́льниче нра́вов че́стности;ра́дуйся, пла́менниче го́рния све́тлости.Ра́дуйся, и́мже ве́рнии утвержда́ются;ра́дуйся, и́мже врази́ устраша́ются.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  • Конда́к 2
  • Жития́ освяще́нна изде́тска иски́й, я́ко о́трасль боже́ственных роди́телей, мирски́й оста́вил еси́ мра́к, и ко Спа́су Христу́ устреми́лся еси́, Ему́же неукло́нне сле́дуя, Никоди́ме, вдохнове́н взыва́л еси́: Аллилу́ия.
  • И́кос 2

Ра́зумом богоприя́тным, я́ко уя́звлен боже́ственным жела́нием, прише́л еси́ в Го́ру Афо́нскую, и доброде́тельным жи́тельством к гора́м возвы́сился еси́ ве́чным, по Дави́ду, Никоди́ме, слы́ша от нас сицева́я:Ра́дуйся, жития́ преподо́бнаго сокро́вище;ра́дуйся, све́та невеще́ственнаго прия́телище.Ра́дуйся, и́ноком Афо́нским о́бразе;ра́дуйся, благоче́ствующих всех утвержде́ние.Ра́дуйся, у́ме богонауче́нный, небе́сных мы́слей испо́лненный;ра́дуйся, уста́ богодви́жная богодохнове́нных уче́ний.Ра́дуйся, я́ко от ми́ра всеце́ло удали́лся еси́;ра́дуйся, я́ко во Афо́не к го́рним напра́вился еси́.Ра́дуйся, ли́ка преподо́бных прича́стниче;ра́дуйся, ве́рным ве́лий учи́телю.Ра́дуйся, враго́в поража́яй помышле́ния;ра́дуйся, ду́ши утвержда́яй неради́выя.Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  1. Конда́к 3
  2. На сла́ву Госпо́дню у́мне взира́яй, очи́стив себе́ от веще́ственных, небе́сным наставля́яй показа́лся еси́, богоглаго́ливый Никоди́ме, де́лом и сло́вом вся́ к Бо́гу управля́я вопию́щия: Аллилу́ия.
  3. И́кос 3

Име́яй се́рдце твое́ огне́м пали́мо стра́ха Бо́жия, неколеби́мо а́нгельское проше́л еси́ житие́, и я́же в нем благода́ти, я́ко Ду́хом просвеще́н, Никоди́ме, изъясня́еши зову́щим:Ра́дуйся, сто́лпе воздержа́ния;ра́дуйся, таи́нниче безстра́стия.Ра́дуйся, воспери́вый ум к небе́сным;ра́дуйся, стяжа́вый отту́ду неизглаго́ланная.

Ра́дуйся, благода́ти Духо́вныя до́ме светови́дный;ра́дуйся, селе́ние многоце́нное жи́тельства доброде́тельнаго.Ра́дуйся, я́ко ре́ки уче́ний источа́еши;ра́дуйся, яко пото́ки страсте́й изсуша́еши.Ра́дуйся, Христо́вым обогати́выйся осия́нием;ра́дуйся, вра́жие умертви́вый возноше́ние.Ра́дуйся, глаго́лов душепита́тельных гу́сли;ра́дуйся, пе́сней богому́дрых цевни́це.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  • Конда́к 4
  • Ревни́тель богодохнове́нный яви́лся еси́ отце́в преподо́бных, умертви́в себе́ су́щим в ми́ре, и учи́телей свяще́нных отпечатле́ние и уста́ богодви́жная: бога́тая бо ти даде́ся благода́ть, Никоди́ме, вопию́щу: Аллилу́ия.
  • И́кос 4
Читайте также:  Молитва Иоанну Сочавскому: о чем просят и тексты о помощи святого великомученика

Сконча́л еси́ богому́дре преподо́бную жи́знь твою́, разли́чным искуше́нием противоста́в, и я́коже зла́то во огни́, искуше́н скорбьми́, Никоди́ме, учи́тель богому́дрый в дея́нии яви́лся еси́ взыва́ющим:Ра́дуйся, но́вый в преподо́бных;ра́дуйся, богодохнове́нный во учи́телех.Ра́дуйся, наставля́яй на́ше помышле́ние;ра́дуйся, разруша́яй Велиа́рово безу́мие.

Ра́дуйся, сло́вом благода́тным управля́яй ду́ши;ра́дуйся, мечу́, при́сно посеца́яй страсте́й вины́.Ра́дуйся, я́ко очища́еши серде́чныя скве́рны;ра́дуйся, я́ко явля́еши боже́ственная дая́ния.Ра́дуйся, пла́менниче Прему́дрости лу́чшия;ра́дуйся, мо́лние на беснова́ние ху́ждшее.Ра́дуйся, свети́льниче к живо́тным преспе́янием;ра́дуйся, свети́ло к боже́ственным возвыше́нием.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  1. Конда́к 5
  2. Богоглаго́ливый язы́к прие́м, богогла́сне, свы́шним дохнове́нием дви́жим, глаго́лы жи́зни ве́чныя и я́же в боже́ственных отце́х неудобопости́жная всему́дре изъясни́л еси́, вся сподвиза́я Бо́гови пе́ти: Аллилу́ия.
  3. И́кос 5

Да воспери́ши к Бо́гу, богоно́сне, ума́ твоего́ движе́ния вся, хране́ние чу́вств тве́рдо проше́л еси́, ему́же науча́еши хотя́щия улучи́ти боже́ственнаго едине́ния, во е́же пе́ти ти, о́тче, си́це:Ра́дуйся, боже́ственных возвести́телю;ра́дуйся, от ху́ждшаго неве́дения изба́вителю.Ра́дуйся, боже́ственному науча́яй по́двигу;ра́дуйся, небе́снаго яви́телю мудрова́ния.Ра́дуйся, широто́ боже́ственнаго ра́зума и прему́дрый наста́вниче;ра́дуйся, скрижа́ле богопечатле́нная Духо́внаго веща́ния.Ра́дуйся, Уте́шителя пречестны́й сосу́де;ра́дуйся, правосла́вных богода́нная кре́посте.Ра́дуйся, ча́ше душепита́тельнаго не́ктара;ра́дуйся, све́та трисо́лнечнаго испо́лненный.Ра́дуйся, пра́вило отше́льником в де́лех;ра́дуйся, о́бразе учи́телем в словесе́х.Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  • Конда́к 6
  • Вертогра́д боже́ственных благода́тей се́рдце соверши́в, Никоди́ме, жи́тельством твои́м, «Вертогра́д благода́тей», яко вои́стину испо́лнь благоуха́ния благода́тнаго, твою́ кни́гу наре́кл еси́, е́юже наслажда́ющеся, вопие́м: Аллилу́ия.
  • И́кос 6

Возсия́в на Горе́ Афо́нстей, я́ко новоявле́нная звезда́, просвеща́еши Христо́ву Це́рковь доброде́телей твои́х заря́ми, неботаи́нниче Никоди́ме преподо́бне; отню́дуже возжиза́еми све́том твои́м зове́м:Ра́дуйся, звездо́ церко́вная;ра́дуйся, све́точу благоче́стия.Ра́дуйся, богосло́вов дре́вних изъясне́ние;ра́дуйся, чужды́х уче́ний низверже́ние.

Ра́дуйся, боже́ственных преда́ний храни́телю и тайноводи́телю;ра́дуйся, доброде́тельных дея́ний светоно́сче свяще́нный.Ра́дуйся, я́ко облича́еши уче́ния нововво́дная;ра́дуйся, я́ко явля́еши доброде́тели богода́нныя.Ра́дуйся, Бо́жий служи́телю тепле́йший;ра́дуйся, ве́рных защи́тниче неколеби́мый.Ра́дуйся, раю́ многоразли́чныя прему́дрости;ра́дуйся, свети́ло е́же во Христе́ науче́ния.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  1. Конда́к 7
  2. Пребыва́яй в Горе́ Афо́нстей, я́коже в го́рнице, усе́рдною моли́твою и посто́м Духо́вную благода́ть, прему́дре, прия́л еси́, та́инственно в тя все́льшуюся, я́коже апо́столи, и́хже подража́тель яви́лся еси́, взыва́я: Аллилу́ия.
  3. И́кос 7

Побе́ду благочести́вым уче́ние твое́ подае́т, ве́рно поуча́ющимся, Никоди́ме, о́тче свяще́нный, проти́ву страсте́й и вся́кия е́реси: во Святе́м бо Ду́се де́йствует при́сно вопию́щим:Ра́дуйся, побе́до правосла́вных;ра́дуйся, паде́ние злосла́вных.Ра́дуйся, Це́ркве ве́лий учи́телю;ра́дуйся, святы́м дре́вним ра́вне.

Ра́дуйся, я́ко бога́тство оста́вил еси́ нам кни́г свяще́нных;ра́дуйся, я́ко прекраща́еши вся́кое убо́жество страсте́й.Ра́дуйся, до небесе́ досяза́яй сто́лпе богопросвеще́нный;ра́дуйся, Уте́шителя свети́льниче невече́рний.Ра́дуйся, о́блаче, осеня́яй ве́рныя;ра́дуйся, свеще́, возсиява́ющая лу́чшая.

Ра́дуйся, боже́ственных догма́тов пропове́дниче;ра́дуйся, струй невеще́ственных исто́чниче.Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  • Конда́к 8
  • Диви́т помышле́ния ве́рных, богоглаго́ливе, мно́жество прему́дрых писа́ний твои́х: ты́ бо прему́дростию боже́ственною и си́лою небе́сною, Никоди́ме, пи́шеши и веща́еши, преподо́бне, и вся побужда́еши пе́ти: Аллилу́ия.
  • И́кос 8

Всю Це́рковь, я́коже богоде́тельнии све́ти, твоя́ богопре́данная словеса́ просвеща́ют, о́тче, та́инственне, и к соверше́ннейших разуме́нию веду́т я́же в сия́ приница́ющия и вопию́щия ти единогла́сне:Ра́дуйся, трубо́ неизрече́нных;ра́дуйся, таи́нниче небе́сных.Ра́дуйся, Ду́ха кни́жниче богоглаго́ливый;ра́дуйся, от свы́шняго вдохнове́ния науче́нный.

Ра́дуйся, я́ко боже́ственная вла́га ти даде́ся с небесе́;ра́дуйся, я́ко облагодати́лся еси́ от руки́ Бо́жия.Ра́дуйся, богосло́вия та́инственнаго гу́сли;ра́дуйся, богоглаго́лания небе́снаго цевни́це.Ра́дуйся, страсте́й отсеца́яй те́рние; ра́дуйся, душ очища́яй ни́ву.Ра́дуйся, Бо́жия благоутро́бия язы́че; ра́дуйся, ве́рных правосла́вных сла́во.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  1. Конда́к 9
  2. К по́двигом наставля́я проти́ву враго́в мы́сленных, Никоди́ме, преподо́бных исполне́ние, «Неви́димую брань» нарица́еши ю́же прему́дре списа́л еси́ кни́гу, свя́те: от сея́ бо науча́емся к Бо́гу возводи́тися, пою́ще: Аллилу́ия.
  3. И́кос 9

Спа́совых пра́здников рече́ния богодохнове́нная и пе́сни всему́дрыя в широту́ распространя́я и глубину́, ю́же в них благода́ть всем по́дал еси́, е́юже ду́ши веселя́тся, Никоди́ме, тебе́ вопию́щих:Ра́дуйся, пе́сней толкова́телю боже́ственных;ра́дуйся, дщи́це слове́с святы́х.Ра́дуйся, ве́яния боже́ственнаго сокро́вищнице;ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы украше́ние.

Ра́дуйся, Ду́ха сокро́вище и храни́лище доброде́телей;ра́дуйся, орга́не богодохнове́нный пе́сней духо́вных.Ра́дуйся, я́ко очища́еши ве́рных сердца́;ра́дуйся, я́ко произлива́еши живоно́сная ороше́ния.Ра́дуйся, ду́ш наста́вниче богому́дрый;ра́дуйся, честны́м отце́м равноче́стный.Ра́дуйся, ума́ хране́нию науча́яй;ра́дуйся, ра́дость та́инственную возсиява́яй.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  • Конда́к 10
  • Усты́ боговеща́нными и руко́ю, двиза́емою Ду́ха благода́тию, о́тче, духо́вных степе́ней изъясня́я в широте́ смы́слы, ле́ствицу и́ну поста́вил еси́ жела́ющим Го́сподеви пе́ти: Аллилу́ия.
  • И́кос 10

Прему́дрости боже́ственныя вла́га, я́коже Соломо́ну, даде́ся ти, Никоди́ме, отню́дуже Це́ркве учи́тель прему́дрый яви́лся еси́ и пресла́вный, на вся лу́чшая наставля́я, о́тче, зову́щия:Ра́дуйся, у́ме богосло́вия;ра́дуйся, струе́ боговеща́ния.Ра́дуйся, пото́че наслажде́ния духо́внаго;ра́дуйся, во словесе́х и де́лех пресве́тлый.

Ра́дуйся, вети́е многому́дрый глаго́л живо́тных;ра́дуйся, уста́ блаже́нная гла́са Духо́внаго.Ра́дуйся, насади́телю доброде́телей небе́сных;ра́дуйся, искорени́телю нра́вов зле́йших.Ра́дуйся, те́плыя моли́твы водворе́ние;ра́дуйся, ве́рных богода́нное хвале́ние.Ра́дуйся, Бо́жий песнопе́вче богоглаго́ливый;ра́дуйся, вождю́ наш богоно́сный.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  1. Конда́к 11
  2. Возвы́сив ума́ твоего́ к Бо́гу стремле́ния, умертви́л еси́ плотска́я движе́ния, и, боже́ственным све́том озаре́н, явле́нне во Афо́не просия́л еси́, сло́вом и де́лом, преподо́бне, к Бо́гу направля́я вопию́щия: Аллилу́ия.
  3. И́кос 11

Све́том Уте́шителевым прему́дрых писа́ний твои́х благода́ть, Никоди́ме, везде́ сия́ет и вдыха́ет в ду́ши та́инственное благоуха́ние, и́мже страсте́й избавля́емся злово́ния, взыва́юще:Ра́дуйся, цве́те ра́йский;ра́дуйся, тро́сте Уте́шителева.

Ра́дуйся, мирополо́жнице боже́ственныя бла́гости;ра́дуйся, благоуха́ние жития́ чи́стаго.Ра́дуйся, ми́ро всеблагово́нное подви́жническия жи́зни;ра́дуйся, арома́те небе́сный жи́тельства духо́внаго.Ра́дуйся, тайнописа́телю святы́х догма́тов;ра́дуйся, краснопи́сче свяще́нных смы́слов.

Ра́дуйся, свире́ле пе́сней благода́тных;ра́дуйся, ли́ку святы́х сопричте́нный.Ра́дуйся, душ утвержде́ние коле́блющихся;ра́дуйся, прему́дрый мона́хов наста́вниче.Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

Конда́к 12Благода́ть и води́тельство к путе́м спаси́тельным и вся́цей по́льзе боже́ственней во Святе́м Ду́се при́сно книг твои́х мно́жество, о Никодиме, подае́т и веде́т к боже́ственней сла́ве вопию́щия: Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́ще тебе́ пе́снь, я́ко учи́теля вели́каго и боже́ственнаго и прему́драго наста́вника Це́ркве Христо́вы, о боговеща́нне, тя почита́ем, Никоди́ме: но не преста́й, свя́те, вся просвеща́ти зову́щия:Ра́дуйся, Афо́на ве́лия сла́во;ра́дуйся, На́ксоса боже́ственная похвало́.Ра́дуйся, мона́шествующих свети́ло присносве́тлое;ра́дуйся, правосла́вных пла́менниче неусыпа́емый.

Ра́дуйся, о́бразе и пра́вило и́ноков богоприя́тных;ра́дуйся, да́ре и ве́нче безмо́лвников благогове́йных.Ра́дуйся, Це́ркве стено́ неколеби́мейшая;ра́дуйся, благоче́стия свети́льниче светоза́рнейший.Ра́дуйся, и́мже восприе́млем лу́чшая;ра́дуйся, и́мже отвраща́ем ху́ждшая.Ра́дуйся, Богоро́дицы таи́нниче;ра́дуйся, соиме́нных тебе́ предста́телю.

Ра́дуйся, о́тче Никоди́ме, Горы́ Святы́я сла́вное украше́ние.

  • Конда́к 13
  • О Никоди́ме о́тче, Горы́ Афо́нския чу́до и всея́ Це́ркве сла́во, настоя́щее на́ше приноше́ние ми́лостивно приими́ и подава́й всем свет боже́ственный моли́твами твои́ми, яко да при́сно Бо́гови вопие́м: Аллилуия.
  • (Этот кондак читается трижди, затем 1-й икос и 1-й кондак)

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.

Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре.

Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов.

В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание — редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова.

Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником (М., 1886; изд. 5. М., 1912).

Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди» (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Интересна книга преподобного «Благонравие христиан», изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг.

В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы» (Венеция, 1796, 1846).

Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции «Пидалиона» — греческой «Кормчей книги», содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.

Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как «Новый избор житий святых» (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга «Новый Синаксарь» в 3-х томах (Венеция, 1819).

Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык «Толкования Посланий святого апостола Павла» Архиепископа Болгарского Феофилакта.

Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.).

Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений.

Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», а также «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим» («Православный церковный календарь на 1976 г.», с.

61), «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников» (Венеция, 1836), «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха» (Константинополь, 1844).

Читайте также:  Одигитрия Байтальская икона Божией Матери: история чудотворного образа и молитва

Никодим Святогорец — Поучения

Здесь можно скачать бесплатно «Никодим Святогорец — Поучения» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Поучения» читать бесплатно онлайн.

О величии Божественной Евхаристии

Задумайся над одним даром, драгоценность которого становится видна, когда в тебе соединяются три вещи: сознание величия дара, любовь к Тому, Кто тебе его подает, и сознание пользы, которую он приносит. Эти‑то три чудные вещи и выявляют дар, подаваемый в Таинстве Божественной Евхаристии. Задумайся о величии этого дара.

Бог, сотворив мир, даровал нам очень многое. Во–первых, Он даровал нам нас самих, приведя нас из небытия для того, чтобы мы существовали сотворенными по Его образу и подобию.

Он даровал нам Свои бесчисленные творения, небесные и земные — не только невещественные и духовные, но также и материальные — для того, чтобы мы заботились о них. Он сотворил для нас небо, землю и все, что только в них есть.

А еще более великим даром стало Боговоплощение, в котором Бог Слово соединился с человеческой природой для того, чтобы человека сделать богом по благодати.

Из всех возможных даров остался только один, но и его Господь даровал человеку в Божественной Евхаристии. В ней Он всем людям дает вкушать Свое пресвятое Тело и драгоценную Кровь, чтобы душа каждого человека стала обоженной, и в этом — богатство и благо для нас.

Вот что говорит об этом Таинстве преп.

Иоанн Дамаскин: «Таинство это называется»Принятием»потому, что через него мы принимаем в себя Само Божество;»Общением» — потому, что через него мы приходим в общение со Христом и делаемся причастными как Его плоти, так и Его Божеству».

Если же сказать коротко, это Таинство является образом всего Домостроительства во плоти. Оно содержит в себе и Рождение Господа, и жизнь Его среди людей, Его страдания и смерть, схождение во ад, Воскресение, Вознесение, Его седение одесную Отца и второе Пришествие.

Все это вспоминается в Божественных Литургиях святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. А также в них говорится о тех блаженных людях, которые, соединяясь со Христом в Божественной Евхаристии, получат вечные блага.

Вот что говорит об этом архиепископ Солунский Николай Кавасила: «Тогда эти блаженные будут соединены друг с другом и со Христом так, как члены тела соединены с головой и между собою.

Впрочем, уже и сейчас, причащаясь от одного Хлеба и от одной Чаши, они приходят в это единение, как говорится в молитве Господа: Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22)».

Итак, нам уже ничего более не осталось, о чем просить у нашего Спасителя, ибо подобно апостолу Филиппу, мы могли бы только сказать: Господи, довольно для нас (Ин. 14, 8).

Если же мы станем искать для нашей жизни чего‑либо лучшего, то Он скажет нам: «Таинство, которое Я даровал вам, является полнотой всех благ и нет у Меня ничего большего, чем оно. Все блага Я дал вам в этом Хлебе и в этом Вине».

Какой ни с чем не сравнимый дар! Какое благодеяние, не превзойденное во всех веках, — его не могут постигнуть даже многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы!

Итак, возлюбленный, не должен ли ты прежде участия в этом благодеянии и даре Божием принести всего себя в жертву Тому, Кому ты на Литургии будешь приносить благодарение? Неужели и дальше ты будешь оставаться неблагодарным, несмотря на такие великие дары, полученные от Бога? Что скажут Ангелы о такой неблагодарности? Что о ней скажут на небе святые, познавшие великую любовь Божию? Устыдись же неблагодарности, которую ты проявляешь во время совершения Таинства, называемого Благодарением (Евхаристией). А называется оно так не только потому, что Господь, когда передавал его нам, вознес благодарение Отцу, как написано: взял хлеб и, благословив, преломил и взяв чашу и благодарив, подал им (Мф. 26, 26—27), но и потому, что оно подвигает нас благодарить Бога за Его многие благодеяния и за благодать, которую Он подает нам в этом Таинстве.

Подумай также о том, что и наказания будут соразмерны дарам, если мы не воспользуемся ими, как должно. То есть насколько велики благодеяния, исходящие от Бога, настолько велики будут для тебя и наказания, если ты оставишь в себе дары Божий бесплодными.

Пообещай же Господу, что отдашь Ему всего себя, как и Он все дает тебе.

Воздай Ему благодарность за этот великий и безмерный дар и попроси Его, чтобы Он ко всем Своим благодеяниям добавил тебе еще одно — обновление духа и обновление сердца: для того, чтобы ты, как должно, уразумел благодеяния Его и мог соответственно благодарить за них.

Подумай, возлюбленный, и о любви, которую являет тебе Бог в даре Божественного Причащения. В этом Таинстве Его любовь доходит до предела совершенства, как говорит Евангелист Иоанн: Возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13, 1). И как жар печи познается по пламени, вырывающемуся из нее, так и любовь Господа к нам познается по Таинству Божественной Евхаристии.

Чем, возлюбленный, ты можешь ответить Богу на такую любовь? Наш Господь желает одного: соединиться с твоей окаянной душой, а ты не хочешь соединиться с Ним — все превосходящим Благом? Создатель являет такую горячую любовь, а прах — такую холодность? Господь благоволит жить б тебе и сделать тебя Своим домом, а ты, неблагодарное создание, захлопываешь перед Ним дверь и не хочешь впустить Его к себе? Ты, показывая такую неблагодарность, становишься похожим на тех евреев, которые в пустыне захотели египетского лука и чеснока, то есть плотских наслаждений. Что же еще должен сделать Бог, чтобы победить твое нечувствие и бесчеловечность?

Итак, стоя перед величием Бога, признай свое бедственное состояние. Посвяти всего себя Господу в этом Таинстве и впусти к себе возлюбленного Иисуса, Который установил это Таинство по Своей великой любви для того, чтобы и ты в нем мог выражать свою любовь к Нему, чтобы оно было посредником между любящим Богом и тобою, любимым Им. Какое небесное и достойное любви единение!

Проснись же, брат, бодрствуй и со всяким страхом остерегайся любого греха, оскверняющего тебя. Причастившись пречистых Тайн, скажи сам себе: «Теперь я стал домом, в котором обитает Сам Бог.

Как же я могу после этого сделать себя жилищем греха? Я соединился с Богом, как же я могу сделать свои члены членами блудницы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6, 15).

Наконец, проси Господа, в Которого ты веришь и Которого любишь, чтобы Он умножил в тебе любовь, желание единения с Ним и горение твоей любви к Нему. Как Господь на престоле в храме приносит Себя в жертву для твоей любви, так и ты, будучи обязанным Его любовью, принеси Ему свои мысли и желания, как написано: Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 18).

Жертвой является милостыня, делание всякого добра и отсечение страстей, как говорит апостол Павел: Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12, 1). Чтобы стать возлюбленным, нужно самому любить, как говорит возлюбленный ученик Христов: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4,19).

Подумай, возлюбленный, и о пользе, доставляемой тебе даром Божественной Евхаристии. Этот дар называется «Приобщением» — через него мы становимся общниками всех благ и, прежде всего, Царства Христа. Об этом говорит и преп. Исидор Пелусиот: «Принятие Божественных Тайн называется»Приобщением»потому, что через них нам даруется единение со Христом и мы становимся общниками Его Царства».

Также и св. Григорий Богослов пишет: «Священнейшее Тело Христово больных исцеляет, здоровых сохраняет, немощных укрепляет. Через него мы становимся более кроткими к нашему исправлению, более терпеливыми в трудах, более горячими в любви к Богу».

Наконец, через Божественное Причащение Христос влагает в нас семена бессмертия, как Сам Он сказал: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54).

Задумайся, возлюбленный, над тем, в чем причина одного страшного падения — отречения Петра, который хотя и был первым и самым горячим учеником Христа, но впоследствии, несмотря на это, с клятвой отрекся от своего Учителя. Да вразумит же тебя его падение.

Главной причиной отречения Петра была гордость. Это она заставила Петра превознестись в своем мнении над другими Апостолами, когда он сказал: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33).

И даже когда Господь предсказал ему его падение, Петр не обратил на это внимания: Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мк. 14, 31).

Читайте также:  Можно ли играть свадьбу на Крещение: разрешено ли жениться в ЗАГСе и церкви

Именно гордость сделала его дерзким и пренебрежительным к опасности не только тогда, когда он вошел во двор первосвященника, где было много слуг, но и тогда, когда он сел погреться вместе с ними у костра.

Был же он таким дерзким потому, что думал, будто не ему надлежит бояться диавола, но диавол должен бояться его. И как он мог устоять в ту минуту, когда в нем была такая великая гордость? Погибели предшествует гордость, и падению — надменность (Притч. 16, 18).

Читать

Новый эклогион

Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем

ЧАСТЬ 1

Подвиги святой славной мученицы Фотины (Светланы) и иже с ней пострадавших в 66 году

Сия святая мученица Фотина (Светлана) есть та самарянка, о которой рассказывает апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии. Она беседовала с Господом нашим Иисусом Христом у колодца патриарха Иакова и уверовала в Спасителя.

По Его Вознесении и по схождении в День Пятидесятницы на божественных апостолов Святаго Духа, вместе с двумя своими сыновьями и пятью сестрами Фотина была крещена Иисусовыми учениками.

Затем она стала переходить с проповедью о Воскресшем Сыне Божием из страны в страну, тем самым обращая многих идолопоклонников в истинную веру и приводя к благочестию.

Во дни нечестивого Римского царя Нерона против христиан было воздвигнуто сильное гонение.

После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла, в суетной попытке уничтожить во всем мире имя Христово, гонители стали искать его учеников и всех тех, кто уверовал в Единого Господа.

И не знали, безумные, что чем больше они гнали веру Христову, тем более она укреплялась и расширялась, ведь «врата ада не одолеют ее» во век (Мф. 16:18).

В то время святая Фотина вместе с младшим своим сыном Иосией находилась в Карфагене, одном из африканских городов, где дерзновенно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор служил в римском войске солдатом.

За проявленную доблесть и отвагу во время войны с аварами, совершавшими набеги на Римские земли, царь Нерон сделал его полководцем и, не зная, что тот был христианином, послал в Италию наказать всех находившихся там христиан.

Правитель Италии Севастиан попытался уговорить Виктора, несмотря на его убеждения, исполнить приказ императора:

— Я знаю, прекраснейший полководец, что ты, как твоя мать и твой брат Иосия, христианин. Все вы последователи апостола Петра. Однако советую тебе исполнить приказ царя и наказать христиан, чтобы не подвергать опасности свою собственную жизнь.

— Я исполню волю Небесного и Бессмертного Царя Христа, Истинного Бога, а приказ царя Нерона наказать христиан я не только не исполню, но даже и слышать о нем не хочу, — ответил ему Виктор.

— Как истинному своему другу советую тебе сделать то, что послужит к твоей же пользе, — вновь обратился к полководцу Севастиан.

 — Если сядешь на судилище и будешь искать христиан, а найдя накажешь, то этим ты угодишь царю и наследуешь их имущество.

Еще советую тебе предупредить свою мать и брата, чтобы они не проповедовали с дерзновением Христа, уча еллинов отрекаться от отеческой веры, чтобы из–за них тебе самому не подвергнуться опасности.

— Да не будет, чтобы я сделал все то, что ты мне говоришь: наказал христиан, или взял что–либо от них, или стал советовать своей матери или брату не проповедовать, что Христос есть Бог. Да я сам есть и буду проповедником Христа, как и они, посмотрим, что тогда будет, — возразил христолюбивый воин.

— Брат, я советую тебе то, что служит к твоей пользе, а ты подумай, что тебе делать, — вновь стал увещевать Виктора правитель.

Однако, не успев закончить свою речь, Севастиан тотчас ослеп и, упав на землю от сильной и страшной боли в глазах, пребывал безгласен. Слуги подняли его и положили в кровать, где он безмолвно пролежал три дня, а на четвертые сутки громко воскликнул:«Один есть Бог — Бог христиан!».

— Почему ты так неожиданно изменил свое мнение, Севастиан? — войдя к нему в покои, спросил Виктор.

— Потому что меня призывает Христос, сладчайший мой Виктор, — ответил наместник императора в Италии.

И тотчас же наставленный Виктором в христианской вере он крестился, и как только вышел из святой купели, снова стал видеть, и прославил Бога. Наблюдая за этим странным чудом, все идолопоклонники из дома Севастиана испугались, как бы и с ними не случилось за их неверие того же, что произошло с их господином. Они все прибежали к Виктору и, оглашенные в вере Христовой, приняли Крещение.

Прошло немного времени, и до Нерона дошел слух, что военачальник и правитель проповедуют в Италии учение Петра, Павла и других апостолов, что многих еллинов они обратили в христианскую веру, и что мать полководца, Фотина, вместе с другим своим сыном Иосией, были посланы в Карфаген, чтобы и там проповедовать Распятого.

Услышав это, царь воспылал гневом и разослал по Италии воинов, чтобы приводили в Рим всех тех, кто исповедует христианское учение. Между тем, Сам Господь явился многим мужам и женам и сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. и: 28). Не бойтесь, ибо Я с вами, и Нерон будет побежден вместе со своими приспешниками».

Среди наблюдавших это видение был и Виктор, к которому Иисус Христос обратился:«Отныне имя тебе будет Фотин (свет), ибо через тебя просветятся и уверуют в Меня многие. Севастиана же укрепи на мучение своими словами. Блажен и счастлив тот, кто будет подвизаться до конца». После этих слов Господь вознесся на Небеса.

Грядущие события были открыты и Фотине. Поэтому вместе со множеством христиан она отправилась из Карфагена в Рим, где также с необычайным дерзновением стала проповедовать Христа.

И все жители столицы Великой Империи смутились, говоря:«Кто она, которая пришла сюда с таким множеством людей?». В это же время в Рим вместе с правителем Италии Севастианом воинами был приведен и ее сын Фотин.

Все вместе они предстали перед царем, который лично допрашивал доставленных христиан.

Сначала император пытался разговорами, без устрашения и без применения пыток, вынудить исповедников отречься от своей веры:

— Отрекитесь от Христа или умрете злой смертью, — обозлившись, пугал их Нерон.

— Да не будет этого никогда, Христе Царю, чтобы мы отреклись от Тебя и разлучились от Твоей веры и любви, — молились в ответ мученики, среди которых были: Анатолия, Фото, Фотис, Параскева, Кириаки — сестры Фотинии, Фотин, Иосия — ее сыновья. Все они были согласны с радостью и веселием умереть ради любви к Распятому Господу.

Тогда тиран приказал сломать им суставы рук железными шарами. Схватив святых, слуги Нерона привели их на место мучения и положили руки на наковальню. Начались пытки. От третьего часа дня до шестого бьющие сменились трижды, а мученики совершенно не чувствовали боли, даже руки их не сломались.

Это странное чудо смутило Нерона, и он приказал отрубить мученикам руки. Тотчас же схватив Фотину и связав ей руки, слуги стали многократно ударять мечами по рукам святой жены, но ничего не смогли сделать.

Они были парализованы и замертво упали на землю, мученица же осталась невредимой и благодарила Бога, говоря: «Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя» (Пс. 117: 7).

Царь стал думать, как ему победить этих христиан и убедить их не поклоняться своему Богу. Он приказал ввергнуть мужей в темницу, а святую Фотину вместе с пятью ее сестрами привести к нему в золотую залу, поставить золотой стол и семь золотых тронов, принести много денег, золотые украшения, одежды и золотые пояса, полагая, что приманками ему удастся изменить их веру.

Затем также повелел своей дочери Домнине вместе со всеми ее рабынями прийти в эту залу и быть со святыми. В случае отречения мучеников от Христа Нерон пообещал им не только подарить все, что находится внутри этой роскошной комнаты, но также удостоить их великой славы и чести.

Несчастный заблуждался: помышляя о Небесном, эти жены презрели все земные блага и не хотели даже и смотреть на них.

Такое непонятное языческому сознанию христианское миропонимание удивило дочь императора. Заметив это, Фотина обратилась к ней со словами:

— Радуйся, невеста Господа моего!

— Радуйся и ты, госпожа моя, светильник Христов, — ответила ей Домнина. Услышав, что принцесса упомянула имя Христово, святая весьма обрадовалась и, возблагодарив Господа, обняла ее и поцеловала.

А затем обучила христианской вере и крестила дочь императора вместе с сотней дворцовых рабынь.

По совершении этого великого Таинства, во время которого Домнине было дано имя Анфуса, царская дочь приказала Стефаниде, старшей из своих рабынь, раздать нищим все золотые украшения и деньги, бывшие в золотой зале.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *