Корнилий псково-печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

Шрифт

ПраздникиСоборыИконыЖития Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (1501–1570) родился в Пскове в боярской семье. Родители его, Стефан и Мария, воспитывали сына в благочестии и страхе Божием. Уже в раннем возрасте мать заметила у отрока Корнилия особенную склонность к духовной жизни, научила его молитве и привила любовь к странникам.

Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. В монастырских стенах отроков воспитывали в послушании, обучали чтению и письму, искусству книгописания и писанию икон. В монастыре составлялись и переписывались летописи, жития святых, богослужебные книги.

В Мирожской обители юный Корнилий подвизается под началом старца, совершая подвиги молитвы и труда, делал свечи. С особенным тщанием приготовлялся он к писанию икон, соблюдая перед этим пост, молился Пресвятой Владычице о благословении его на труд.

Во время работы над иконой хранил собственную чистоту, творя в душе непрестанную молитву.

Закончив обучение, святой Корнилий вернулся в родительский дом. Пребывание в святой обители еще более утвердило его призвание к иноческой жизни.

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещенный и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собою юного Корнилия.

Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радости и благоговением. Никогда и нигде еще он так горячо не молился.

Эта поездка оказала большое воздействие на его последующую жизнь.

Вскоре он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Там преподобный Корнилий вел строгую жизнь: в убогой келлии спал на досках, все свое время посвящал полезному труду и молитве.

В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был избран игуменом. В его настоятельство число братии увеличилось от 15 до 200 человек, и это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Вставая с восходом солнца, преподобный Корнилий сам правил службу, и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению устава, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан.

По своему смирению преподобный Корнилий почитал себя первым среди равных лишь по избранию.

Деятельность преподобного Корнилия распространялась далеко за пределы обители. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку.

Он распространял православие среди жителей окрестных мест – эстов и сэту, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью.

При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами.

Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали из селений в леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздавать им вареную рожь.

По время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим, заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в синодики для поминовения.

В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.

Преподобный Корнилий очень любил и хорошо знал книги – он создал в монастыре большую по тому времени библиотеку. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял от Спасо-Елизаровского монастыря традицию летописания.

Кроме того, святой игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии и благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу».

В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику своего времени, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери».

Преподобный Корнилий расширил и украсил свой монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, на ее месте в 1541 году поставил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в 1559 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558–1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря надежную каменную стену, а над святыми вратами по своему замыслу построил каменную церковь во имя святителя и чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты православной веры покровительство святой обители на границе с неправославными народами.

Так обитель, возникшая на границе Русского государства, стала не только светочем православия, но и крепостью против внешних врагов России.

Другим делом преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове подворья монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрии».

Во время своего управления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую. Трудившиеся в ней монахи учились искусству иконописи в Мирожском монастыре и по возвращении в свою обитель писали иконы и помогали преподобному Корнилию украшать храмы и обучать других иноков. В монастыре были также столярная, кузнечная, керамическая и другие хозяйственные мастерские.

О мученической кончине преподобного Корнилия написано в древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры.

Когда преподобный игумен Корнилий вышел с крестом на монастырские ворота навстречу царю Иоанну Грозному, разгневанный ложным наветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путем».

Раскаявшись, царь пожертвовал Псково-Печерскому монастырю множество драгоценных вкладов, вписал имя преподобного игумена в свой синодик, но память о содеянном преследовала его всю жизнь.

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где невредимо пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Псковский и Изборский Маркелл перенес его мощи, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене.

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году – в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году.

Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

КОРНИЛИЙ

(1501 — 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице — в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, иконописец, писатель.

Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.

: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» (Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К.

повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря, о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К.

описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни.

«Многажды же и не обрѣташеся что ясти, и еже обрѣташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлѣбы себѣ творяху, такых же хлѣбов и яз застах в том монастырѣ» (Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г.

, в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария, архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства (Малков. 1993. С. 96).

Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвыПрмч. Корнилий, игумен Псково-Печерский. Икона. Ок. 1981 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор)Прмч. Корнилий, игумен Псково-Печерский. Икона. Ок. 1981 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор)

Современники отмечали высокие нравственные качества К. О начитанности печерского игумена писал архиеп. Новгородский Феодосий: «…зане же, сыну, сам Божественное Писание в конец веси» (ДАИ. Т. 1. С. 36. № 34). А. М. Курбский в «Истории о великом князе Московском» с почтительностью отзывался о К.: «…мужъ святъ и во преподобию многъ и славенъ.

Бо от младости своей во мнишескихъ трудѣх провозсиялъ, и монастырь онъ предреченны воздвиже и его многими труды и молитвами к Богу» (БЛДР. Т. 11. С. 450). По словам печерского инока Григория, автора Повести о Псково-Печерском мон-ре 80-х гг. XVI в., игумен «постническим пребыванием мнихом собою образ бывъ ко спасению» (РГАДА. Ф. 181. № 470. Л. 340).

К. был строгим и требовательным духовным наставником. В послании архиеп. Новгородского Феодосия к К. говорится, что печерский игумен изгнал из обители старца Савватия, несмотря на его просьбы о прощении (ДАИ. Т. 1. С. 36. № 35). Из текста не совсем ясно, о каком проступке монаха идет речь.

Вероятнее всего, дело касалось нежелания богатых вкладчиков следовать строгому уставу обители. Во времена К. в обители была собрана обширная б-ка (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. // Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Благодаря печерским книжникам «Слово о погибели Русской земли» сохранилось в 2 сборниках (кон. XV и сер. XVI в.

) из монастырской ризницы (см.: Бегунов Ю. К. Памятник рус. лит-ры XIII в. «Слово о погибели русской земли». М.; Л., 1965. С. 195-205). На монастырской службе при К.

действовало «Уложение о ектении», принесенное в Печерский мон-рь «от Афонскыа Горы… кир иеромонахом Левкиею Каппадокиянином в лето 7060 девятого», что свидетельствует о широких книжных связях мон-ря (РНБ. Погод. № 1554. Л. 45; опубл.: Летопись Псково-Печерского мон-ря. М., 1993. С. 151-156).

Читайте также:  Иннокентий пензенский: житие и почитание святителя, иконография и тексты молитв

За время игуменства К. Печерский мон-рь был отстроен фактически заново и приобрел свой совр. архитектурный облик. В 1538 г. на печерском подворье в Пскове игумен построил ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», богадельню и трапезную. Деревянную ц. во имя 40 мучеников Севастийских перенесли за стены мон-ря и на ее месте возвели трапезный храм в честь Благовещения Пресв.

Богородицы (1540), к-рый расписали в 1547 г. (в алтаре имеется надпись плохой сохранности: «…Благовещения в лета 7056… сентября Богородицы… повелением благоверного… и при игумене Корнильи…»). В 40-50-х гг. XVI в. завершилось строительство Большой звонницы. В 1558-1565 гг.

вокруг мон-ря была сооружена мощная стена с башнями общей протяженностью более 700 м, превратившая обитель в настоящую крепость. В период строительства крепостных стен возведена ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы «вратного»), ставшая не только культовым, но и важным фортификационным сооружением (о завершении строительства крепостной стены сообщается в Повести 80-х гг.

XVI в. (РГАДА. Ф. 181. № 470. Л. 339 об.- 340; Малков. 1982. С. 65-81)). При К. удлинили улицы в монастырских пещерах, был перестроен и расписан Успенский собор (в 1970 раскрыты фрески алтарной преграды придела во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, датируемые 60-ми гг. XVI в. (Малков Ю. Г. Новый памятник живописи древнего Пскова // История СССР. М., 1971. № 6. С.

220-224; Ямщиков С. В. Печерские фрески // Декоративное искусство. М., 1971. № 7. С. 32-33)).

Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвыПреподобные Марк, Иона и прмч. Корнилий Псково-Печерские. Икона. Кон. ХХ в. (собор во имя арх. Михаила Псково-Печерского мон-ря)Преподобные Марк, Иона и прмч. Корнилий Псково-Печерские. Икона. Кон. ХХ в. (собор во имя арх. Михаила Псково-Печерского мон-ря)

Деятельность К. имела широкое гос. значение. В 1558 г., во время Ливонского похода царя Иоанна IV Васильевича Грозного, К. участвовал в переносе из Ругодива в Новгород чудотворных икон, уцелевших при пожаре города (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 235-236). Под 1560 г. К. упоминается в летописной статье о взятии г. Вельяна (Феллина): в праздник Успения Пресв. Богородицы К.

послал к осаждавшим рус. войскам священника со св. водой и с просфорой, в ту же ночь город загорелся и был взят, вельянский колокол прислали в мон-рь (Там же. С. 239). В 1566 г. К. принимал участие в Земском соборе, его подпись стоит под Приговорной грамотой о незаключении мира с Великим княжеством Литовским и о продолжении войны с Польшей за Ливонию (РГАДА. Ф. 135. Отд. III. Прил. № 28. Л.

1-9). При К., особенно в годы Ливонской войны (1558-1583), активизировалась миссионерская деятельность мон-ря. К. активно содействовал освоению и христианизации завоеванных в ходе Ливонской войны земель. В Повести 80-х гг. говорится, что в крепости Нейгаузен К.

крестил чудь и «церкви постави: на Агиреве — Святую и Животворящую Троицу, а на Тапинѣ — иже по плоти Христово Рожество, и прозвитеры и клирики устрои» (БЛДР. Т. 13. С. 486). В новые храмы из мон-ря прислали церковную утварь, книги, иконы, некоторые из них были написаны К. В монастырской описи 1586 г. перечислены иконы, принесенные из ц.

Рождества Христова в Топине (после окончания Ливонской войны этот населенный пункт отошел Польше): «…святители Василий Великий, Иван Златоуст взят из Топинского погоста Новаго городка Ливонскаго, а писал тот образ в Топино Печерской игумен Корнилей» (Псковский Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 6; Малков. 1988. С. 198-224). С миссионерской деятельностью К. связывают появление т. н.

полуверцев — эстов, обращенных в христианскую веру, но сохранивших в обрядовой жизни черты язычества. Иоанн Грозный неоднократно бывал в обители, делал крупные вклады (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 261-263; Аполлос (Беляев). 1893. С. 102, 105, 106, 107). В Писцовой книге мон-ря за 1639 г. перечислены царские жалованные грамоты 1547, 1549, 1562, 1563 гг. игум. К. (ГА Псковской обл.

Ф. 499. Оп. 1. Д. 112; то же: РНБ. Погод. № 1912; см.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XV в. // АЕ за 1957 год. 1958. С. 353, 369. № 394, 537; Там же, за 1960 г. 1962. С. 131-132. № 599).

Однако в 1570 г. К. по приказу Иоанна IV был казнен. По мнению Р. Г. Скрынникова, царь не простил К. его дружбы с Курбским (Скрынников. 2001. С. 259). Курбский впервые посетил мон-рь в 1557 г. и затем неоднократно бывал в обители, их общение с К.

особенно активизировалось после того, как воевода получил в 1563 г. назначение в Юрьев. Известны 3 послания Курбского в Псково-Печерский монастырь, написанные прмч. Вассиану (Муромцеву), единомышленнику К., в 1563-1564 гг. (см.: Скрынников. 1962. С. 99-116).

В 1-м послании воевода благодарил старца за присланные книги, высказывался по догматическим вопросам; в конце письма он жаловался на собственные беды и напасти. Во 2-м послании содержалась резкая критика деятельности Иоанна Грозного и духовных властей.

В 3-м послании Курбский упрекал старцев за то, что стал жертвой их наветов и за отказ предоставить ему денежную ссуду.

Лаконичность и противоречивость источников дают основания для разных интерпретаций мученической кончины святого. В статье 7077 (1570) г. Псковской 1-й летописи (список Оболенского) рассказывается о разгроме Новгорода и приезде Иоанна Грозного в Псков, который царь «восхотѣ разорити»; К. во главе псковского духовенства встречал царя и служил молебен в Троицком соборе (Псковские летописи.

1941. Вып. 1. С. 115-116). Согласно преданиям, из Пскова Грозный отправился в Печерский мон-рь. К. вышел ему навстречу с крестом, разгневанный царь отсек ему голову, тут же раскаялся, поднял тело К. и на руках понес его к Успенскому собору; эта дорога в мон-ре зовется «кровавый путь» (пересказ предания приводится во мн. изданиях: Прп. Корнилий Печерский. 1909. С. 31-32; Минея (МП). Февр.

1981. С. 641; вариант этого предания (К. идет за царем, держа в руках отрубленную голову, и умирает только после раскаяния Грозного) см.: Соколова В. К. Русские ист. песни XVI в. // Слав. фольклор: Мат-лы и исслед. по ист. народной поэзии славян. М., 1951. С. 18). По сведениям Курбского, К. и Вассиан (Муромцев) были раздавлены «орудием мучительским» (БЛДР. Т. 11. С. 450).

Во вкладной книге Печерского монастыря 1558 г. записан только день памяти К.- 20 февр. В Повести 80-х гг. XVI в. сообщается, что К. «от тлѣннаго сего жития земным царем предпосланъ къ небесному царю в вѣчное жилище в год зимы, в лѣто 7078-е, февраля въ 20-й день, лѣтом сыи яко 69» (РГАДА. Собр. МГАМИД. № 470. Л. 340 об.; то же в редакциях Повести XVII в.: БЛДР. Т. 13. С. 486, 488).

Эта же надпись была и на древней раке К. Вряд ли можно сомневаться в сообщении Повести, созданной печерским иноком Григорием в то время, когда еще были живы современники К. В «Описании о российских святых» XVIII в. отмечено, что: «Святый преподобный Корнилий, игумен Успения Пресвятыя Богородицы Псковския пещеры, усечен бысть от царя Иоанна Васильевича в лето 7078 февраля в 20 день» (РНБ. Q.

I.603. Л. 26; Q.I.382. Л. 19 об.- 20; РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 862. Л. 107 об. и др.). Т. о., о мон-ре как о месте мученической кончины К. сообщается только в преданиях; из письменных источников неясно, казнил ли царь К. лично или игумен был «усечен» по его приказу. Известно, что Грозный раскаивался в смерти игумена: в царском Синодике с имени К.

начинается перечень казненных им псковичей (Скрынников. 1965. С. 53, 79).

Литературная деятельность

Преподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игумен

Корнилий Псково-Печерский: житие святого и в чем помогает преподобный, молитвы

Кондак 1

Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Корнилие преподобномучениче, ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, моли о спасении нас, поющих ти:

Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Икос 1

  • Ангелов подражатель явился еси, преподобномучениче и богоносне отче наш Корнилие, ангельски поживый на земли и нам оставивый образ совершенства духовнаго. Сего ради прослави тя чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во свете невечернем Царствия Небеснаго; от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое:
  • Радуйся, яко любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставил еси;
  • Радуйся, яко благая мира сего презрел еси.
  • Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси;
  • Радуйся, яко иго Христово благое и удобоносимое возлюбил еси.
  • Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси;
  • Радуйся, яко боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси.
  • Радуйся, яко узкими враты в Царствие Небесное вошел еси;
  • Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси.
  • Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа приял еси;
  • Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси.
  • Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 2

Видя суету жития мирскаго и слыша глас Пастыря Христа: «Иже аще хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой», и ты, преподобномучениче, мир и вся благая его оставил еси, да Единому Богу поживеши, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

  1. Разумом свыше просвещенный, наставил еси духовная чада твоя ко благоугождению истинному и любезно приял еси вся возжелавшия подвизатися купно с тобою во спасение, отче Корнилие, спасительнаго пути наставниче предобрый; приими убо и нас под твой отчий покров и молитвами твоими помози нам спасение вечное унаследовати, да тя восхвалим сице:
  2. Радуйся, алчущим и жаждущим правды глаголов живота вечнаго возвестителю;
  3. Радуйся, ищущим Царствия Божия пути спасительнаго указателю.
  4. Радуйся, взыскующих горняго Царствия мудрый водителю;
  5. Радуйся, обуреваемых страстьми добрый кормчий.
  6. Радуйся, во благочестии труждающихся великий помощниче;
  7. Радуйся, немудрых благоискусный учителю.
  8. Радуйся, теплый о всем мире предстателю;
  9. Радуйся, усердный и благоприятный о душах наших ходатаю.
  10. Радуйся, надежный корабль в житейском плавании обретший;
  11. Радуйся, и нам тихую пристань указавый.
  12. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Читайте также:  Что такое акафист и когда его читают: предначинательные молитвы и правила

Кондак 3

Силою Господа умудренный ко благоустроению святыя обители оградити ю от нашествия вражия стеною, паче же святыми молитвами твоими препоручивый ю честному покрову Пресвятыя Богородицы, умоли дати и нам покров и защиту, да сподобимся купно с тобою пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3

  • Имуще тя, отче Корнилие, скораго в бедах помощника, благовернии людие, в напастех и скорбех тя на помощь молитвенно призывающе и дары благости Божия молитвами твоими от Щедродавца Бога обильно приемлюще, тебе от любве теплыя хвалебно воспевают:
  • Радуйся, многажды прощения наша исполнением предваривый;
  • Радуйся, болящим врачу благоискусный.
  • Радуйся, скорбящим благоприятное утешение;
  • Радуйся, унывающим благодатное укрепление.
  • Радуйся, душетленных страстей прогонителю;
  • Радуйся, безпомощным скоропредстательный помощниче.
  • Радуйся, иноков богомудрый руководителю;
  • Радуйся, радость истинную во Христе нам показавый.
  • Радуйся, воеводо изрядный духовных воинов;
  • Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 4

Бурею страстей и треволненьми во многомятежном мире непоколебимый в тихое пристанище спасения душу твою управил еси, вся благая и красная мира презрев, призывая и всех быти причастницы горняго Царствия, идеже ныне пребываеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

  1. Слышавше пастырие Христовы Церкве о твоих подвизех и яко земнаго тя Ангела помышляя, избраша тя во игумена обители, достойную почесть трудом твоим воздавше и тем подвизающе нас благохвалити тя сице:
  2. Радуйся, Агнца и Пастыря верный служителю;
  3. Радуйся, алтаря Господня достойный предстоятелю.

  4. Радуйся, богомудрый иноков начальниче;
  5. Радуйся, истиннаго смирения наставниче.
  6. Радуйся, совершеннаго терпения подвижниче;
  7. Радуйся, даров Святаго Духа честное вместилище.
  8. Радуйся, слезнаго умиления преисполненный;
  9. Радуйся, Пресвятыя Троицы сосуде избранный.
  10. Радуйся, благочестия утверждение;
  11. Радуйся, православия столпе и похвало.

  12. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 5

Боготечную мысль соломонову имея, образ Успения Пресвятыя Богородицы написа благочестивый Алексий, последи же ради молитв преподобнаго Корнилия неизреченные чудеса икона являти начаше: исцеляше бесных, отверзаше очи слепым многим, о сем радующеся, иноцы пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 5

  • Созда преподобный Корнилий во игуменство свое над Святыми вратами храм Святителю Николаю Чудотворцу, аки защитнику всех обидимых и ревнителю православия, уповая быти ему хранителю обители от врагов православия; темже и ныне с ним предстоя Престолу Господа Славы, помолися, отче Корнилие, Творцу о спасении всех потрудившихся ради святыя обители и о всех славящих тя пеньми сицевыми:
  • Радуйся, правило веры и благочестия;
  • Радуйся, образе целомудрия и воздержания.
  • Радуйся, постническаго лика украшение;
  • Радуйся, звездо, сияющая в сонме преподобных.
  • Радуйся, иноков пастырю и учителю;
  • Радуйся, и в мире живущих заступниче и покровителю.
  • Радуйся, тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбивый;
  • Радуйся, учителю мужественнаго подвижничества.
  • Радуйся, стено, невидимо ограждающая паче стен каменных;
  • Радуйся, жертва вечерняя Богу приятная.
  • Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 6

Проповедуя слово Божие братии твоей, всех поучал еси словом и житием безмолвию, смирению, посту и молитве, в нейже деннонощно пребывая, воспевал еси выну Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 6

  1. Возсиял еси светильник веры, отче Корнилие, обители твоей такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, устроил еси видимый храм Пречистыя Богородицы Одигитрии и новопросвещенней чуди храмы основал еси, такожде и клирики устроил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни:
  2. Радуйся, Евангелия Христова благовестителю;
  3. Радуйся, веры православныя проповедниче.
  4. Радуйся, благодатию Божиею насыщенный;
  5. Радуйся, от источника Божественнаго напоенный.
  6. Радуйся, потоком слез спасительных орошенный;
  7. Радуйся, в ризу спасения облеченный.
  8. Радуйся, одеждою нетления одеянный;
  9. Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый.
  10. Радуйся, питие приснотекущее Христа проповедавый;
  11. Радуйся, манной слова Божия люди питавый.
  12. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 7

Агнцу Божию, вземшему грехи мира, подражая, кротость и смирение Его себе усвоил еси, отче Корнилие, и веяния скорби и обиды безропотно претерпел еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

  • Дивныя и доблестныя подвиги твоя восхваляюще, добропобедне воине Христов Корнилие, ублажаем тя, от тленнаго сего жития земным царем к Небесному Царю в вечное жилище предпосланнаго, славим мученическую кончину твою и молитвенно празднуем святую память твою, тебе усердно воспевающе:
  • Радуйся, яко невинною кровию твоею чистое житие запечатлел еси;
  • Радуйся, яко в час смертный к лику Мучеников причислен еси.
  • Радуйся, яко отверзошася ти врата райская, да внидеши в радость Господа твоего;
  • Радуйся, яко душу твою Жизнодавец Христос в селения небесныя приял еси.
  • Радуйся, яко мощи твоя на земли прославишася;
  • Радуйся, яко со безплотными силами трисвятую песнь Богу немолчно воспеваеши.
  • Радуйся, яко с Пророки и Апостолы светло торжествуеши;
  • Радуйся, со святыми Мученики купно увенчанный.
  • Радуйся, с Преподобными и праведниками прославленный;
  • Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя и горняго Иерусалима взыскуя, течение временныя жизни во святей обители Божия Матере скончал еси, Ейже и ныне предстоиши о сем моляся, да вси купно с тобою поют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

  1. Победив вся враги оружием правды Божия, яко истинный воин Христов увенчен венцем победным в Царстве славы, идеже пребывая с преподобными Марком и Ионою, и ныне ограждаеши от врагов обитель твою, призывая и нас подражати ти в духовней брани, да и мы в радости духовней вопием ти:
  2. Радуйся, смирением святым гордыню в себе победивый;
  3. Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень угасивый.
  4. Радуйся, молитвами усердными уныние духа прогнавый;
  5. Радуйся, радования о Господе достигнувый.
  6. Радуйся, воздержанием и целомудрием чистоту души и тела соблюдший;
  7. Радуйся, неленостно всяку добродетель в себе возрастивый.
  8. Радуйся, венец победный от Христа приявый;
  9. Радуйся, от Господа даром чудес обогащенный.
  10. Радуйся, в лик добропобедных Мученик приятый;
  11. Радуйся, аки добрый воин к воином небесным сопричтенный.
  12. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидев, Корнилие преблаженне, единаго Бога всем сердцем возлюбил еси яко источника всякия благости, темже и Господь тя возлюби и обильно щедроты Своя на тя и обитель твою излия, да вси к мощем твоим прибегающии и скорую помощь от тебе приемлющи благодарственно вопиют: Аллилуиа.

Икос 9

  • Витии многовещаннии не довлеют глаголати вся подвиги твоя, богомудре отче Корнилие, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую, обаче мы любовию к тебе побуждаеми, дерзаем смиренно хвалити тя пением таковым:
  • Радуйся, святыя Церкве светильниче немеркнущий;
  • Радуйся, всемощным заступлением твоим от меча иноплеменных нас избавляющий.
  • Радуйся, страны нашея благодатное украшение;
  • Радуйся, града нашего покрове благодатный.
  • Радуйся, обители твоея утверждение и похвало;
  • Радуйся, монашествующих пречудная красото.
  • Радуйся, роду христианскому присное утешение;
  • Радуйся, любящих и чтущих тя пред Богом ходатаю.
  • Радуйся, грешником ко спасению пути указателю;
  • Радуйся, пред Престолом Божиим миру грешному предстателю.
  • Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 10

Спасти хотя град Псков и люди православныя от нашествия иноплеменных, явился еси старцу Дорофею купно с Антонием Киевским, сопутствующе Пресвятей Богородице, поспешившей на помощь людем Своим; егда же Богоматерь укоряюще люди за скверну жития их, умолял еси со слезами, глаголюще: «О Госпоже Владычице Богородице, согрешиша живуще беззаконно, но не остави их заступлением Твоим, паче же молися Сыну Твоему за люди недостойныя», — и тако отвратил еси праведный гнев, да зовут во умилении Богу: Аллилуиа.

Икос 10

  1. Стену заступления и молитвенника богоприятна имуще тя, отче Корнилие, благодарение Отцу Небесному усердно возсылая за вся благодеяния Его, тобою нам обильно являемыя, тебе же, предстателю нашему, сицевое приносим пение:
  2. Радуйся, предивный угодниче Господень;
  3. Радуйся, неутомимый в подвизех избранниче Христов.
  4. Радуйся, слуго добропослушливый Всевышняго Владыки;
  5. Радуйся, благий и верный рабе Царя царствующих.
  6. Радуйся, обидимых добрый заступниче;
  7. Радуйся, странных благонадежное пристанище.
  8. Радуйся, недугов душевных и телесных благий целителю;
  9. Радуйся, грешников пред Богом ходатаю.
  10. Радуйся, кающихся со Христом примирителю;
  11. Радуйся, небесный наш покровителю.
  12. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет ко прославлению величествия твоего, отче преподобне, твоими бо молитвами дивно явися сила Божия: молился бо еси пред пречистым образом Владычицы и тем обитель от разорения сохранил еси. Ныне и мы молим тя, не тщу сотвори надежду нашу и избави нас от враг наших, да во умилении зовем Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

  • Светильник добрых дел был еси при жизни, отче преподобне, и светильник Божия благодати явился еси по смерти, сияя чудесы и исцеления источая; и по ста двудесяти летех, аки сокровище драгоценное, мощи твоя из недр земных явлены быша, да тебе от Господа прославленному умильно взываем:
  • Радуйся, нетления цвете прекрасный;
  • Радуйся, крине рая небеснаго процветший.
  • Радуйся, светлостию твоею мрак душ наших озаряяй;
  • Радуйся, от болезней многоразличных благодатно исцеляяй.
  • Радуйся, ран греховных врачу благоискусный;
  • Радуйся, сердец скорбящих утешителю.
  • Радуйся, обители твоея страже неусыпный;
  • Радуйся, спящих во гресех возбудителю.
  • Радуйся, бдящих в молитве укрепителю;
  • Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 12

Благодать от Господа приял еси, преподобномучениче, ко просвещению иноков и мирских людей светом истинныя веры, темже и ученицы твои, в земном житии тобою просвещеннии, ныне с тобою на небеси прославляют Вседержителя Светодавца и нас научают славословию, да и мы Творцу и святых Святейшему Слову поем: Аллилуиа.

Икос 12

  1. Поюще дивныя твоя чудеса, умиленно припадаем пред пречистыми мощами твоими, преподобне отче наш, благодарственно воспоминаем труды твоя и твое заступление, и якоже древле услышал еси мольбы рабов твоих, такожде и ныне услыши скорбныя молитвы чтущих тя и сподоби ныне прияти скорое свобождение от врагов спасения нашего, да невозбранно поем тебе песнь сию:
  2. Радуйся, всесильными молитвами твоими от врагов видимых и невидимых избавляяй;
  3. Радуйся, светом истины сущих во тьме и сени смертней озаряяй.
  4. Радуйся, разслабленных утверждение и сило;
  5. Радуйся, неверных прославляти Бога научаяй.
  6. Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращаяй;
  7. Радуйся, помощь сирым и вдовицам подаваяй.
  8. Радуйся, скорбных утешаяй;
  9. Радуйся, в посте и молитвах ослабевающих укрепляяй.
  10. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 13

О преподобномучениче отче Корнилие, тебе молимся и тебе просим, вонми похвальному пению сему, тебе от усердия нашего приносимому, не остави нас святыми твоими молитвами, не престани просити премногих грехов наших прощения, да в смертный час сподобимся прияти кончину жизни мирну и внити в Царствие Небесное, да и мы тамо с тобою прославим безмерное милосердие Божие, воспевающе Владыке живота: Аллилуиа.

Читайте также:  Макарий оптинский: житие и день памяти, в чем помогает икона и молитвы

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

5 марта — День памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, игумена

Преподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игуменПреподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игумен

Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий Пско­во-Пе­чер­ский (1501–1570) ро­дил­ся в Пско­ве в бо­яр­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, Сте­фан и Ма­рия, вос­пи­ты­ва­ли сы­на в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем. Уже в ран­нем воз­расте мать за­ме­ти­ла у от­ро­ка Кор­ни­лия осо­бен­ную склон­ность к ду­хов­ной жиз­ни, на­учи­ла его мо­лит­ве и при­ви­ла лю­бовь к стран­ни­кам. Чтобы дать сы­ну об­ра­зо­ва­ние, ро­ди­те­ли от­да­ли его в Псков­ский Ми­рож­ский мо­на­стырь. В мо­на­стыр­ских сте­нах от­ро­ков вос­пи­ты­ва­ли в по­слу­ша­нии, обу­ча­ли чте­нию и пись­му, ис­кус­ству кни­го­пи­са­ния и пи­са­нию икон. В мо­на­сты­ре со­став­ля­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись ле­то­пи­си, жи­тия свя­тых, бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. В Ми­рож­ской оби­те­ли юный Кор­ни­лий под­ви­за­ет­ся под на­ча­лом стар­ца, со­вер­шая по­дви­ги мо­лит­вы и тру­да, де­лал све­чи. С осо­бен­ным тща­ни­ем при­го­тов­лял­ся он к пи­са­нию икон, со­блю­дая пе­ред этим пост, мо­лил­ся Пре­свя­той Вла­ды­чи­це о бла­го­сло­вении его на труд. Во вре­мя ра­бо­ты над ико­ной хра­нил соб­ствен­ную чи­сто­ту, тво­ря в ду­ше непре­стан­ную мо­лит­ву.

За­кон­чив обу­че­ние, свя­той Кор­ни­лий вер­нул­ся в ро­ди­тель­ский дом. Пре­бы­ва­ние в свя­той оби­те­ли еще бо­лее утвер­ди­ло его при­зва­ние к ино­че­ской жиз­ни.

Од­на­жды го­су­да­рев дьяк Ми­сюрь Му­не­хин, че­ло­век про­све­щен­ный и бла­го­че­сти­вый, друг се­мьи свя­то­го Кор­ни­лия, со­брал­ся ехать в за­те­рян­ную сре­ди ле­сов ма­лень­кую Пе­чер­скую оби­тель и взял с со­бою юно­го Кор­ни­лия.

Кра­со­та при­ро­ды, ти­хая мо­на­стыр­ская служ­ба в пе­щер­ной церк­ви пре­ис­пол­ни­ли серд­це юно­ши ду­хов­ной ра­до­сти и бла­го­го­ве­ни­ем. Ни­ко­гда и ни­где еще он так го­ря­чо не мо­лил­ся.

Эта по­езд­ка ока­за­ла боль­шое воз­дей­ствие на его по­сле­ду­ю­щую жизнь.

Вско­ре он на­все­гда ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма и при­нял по­стриг в Пско­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Там пре­по­доб­ный Кор­ни­лий вел стро­гую жизнь: в убо­гой ке­ллии спал на дос­ках, все свое вре­мя по­свя­щал по­лез­но­му тру­ду и мо­лит­ве.

В 1529 го­ду пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, слу­жив­ший об­раз­цом бо­го­угод­ной жиз­ни, был из­бран игу­ме­ном. В его на­сто­я­тель­ство чис­ло бра­тии уве­ли­чи­лось от 15 до 200 че­ло­век, и это ко­ли­че­ство на­сель­ни­ков не бы­ло пре­вы­ше­но ни при од­ном из по­сле­ду­ю­щих на­сто­я­те­лей.

Вста­вая с вос­хо­дом солн­ца, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий сам пра­вил служ­бу, и от­да­вал все си­лы тру­дам, во­оду­шев­лял бра­тию к вы­пол­не­нию уста­ва, стро­го­му по­сту, мо­лит­ве, на­по­ми­ная о по­дви­ге пер­вых хри­сти­ан.

По сво­е­му сми­ре­нию пре­по­доб­ный Кор­ни­лий по­чи­тал се­бя пер­вым сре­ди рав­ных лишь по из­бра­нию.

Де­я­тель­ность пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия рас­про­стра­ня­лась да­ле­ко за пре­де­лы оби­те­ли. Его жизнь бы­ла об­раз­цом де­я­тель­ной люб­ви к Бо­гу и че­ло­ве­ку.

Он рас­про­стра­нял пра­во­сла­вие сре­ди жи­те­лей окрест­ных мест – эс­тов и сэту, мно­гие из ко­то­рых кре­сти­лись в мо­на­сты­ре. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, все­гда крот­кий и при­вет­ли­вый, мол­ча вы­слу­ши­вал лю­дей, да­вал на­став­ле­ния, а по­том бла­го­слов­лял с мо­лит­вой и лю­бо­вью.

При зву­ке его го­ло­са от­кры­ва­лось серд­це, стыд от­бе­гал. По­сле по­ка­я­ния лю­ди пла­ка­ли об­лег­ча­ю­щи­ми ду­шу сле­за­ми.

Од­на­жды на Псков­щине бы­ло мо­ро­вое по­вет­рие. Лю­ди бе­жа­ли из се­ле­ний в ле­са, под­сту­пы к го­ро­дам за­кры­ва­лись, чтобы убе­речь жи­те­лей от мо­ро­вой яз­вы. Мно­гие уми­ра­ли не толь­ко от за­ра­зы, но и от го­ло­да. По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия в то страш­ное вре­мя ино­ки мо­на­сты­ря вы­хо­ди­ли к го­лод­ным, чтобы раз­да­вать им ва­ре­ную рожь.

По вре­мя Ли­вон­ской вой­ны пре­по­доб­ный Кор­ни­лий про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство в от­во­е­ван­ных го­ро­дах, стро­ил там хра­мы, по­мо­гал по­стра­дав­шим, за­бо­тил­ся о ра­не­ных. В оби­те­ли по­гре­ба­ли уби­тых и за­пи­сы­ва­ли их в си­но­ди­ки для по­ми­но­ве­ния.

В 1560 го­ду, в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий по­слал в бла­го­сло­ве­ние рус­ским вой­скам, оса­ждав­шим го­род Фел­лин, просфо­ру и свя­тую во­ду. В тот же день нем­цы сда­ли го­род.

Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий очень лю­бил и хо­ро­шо знал кни­ги – он со­здал в мо­на­сты­ре боль­шую по то­му вре­ме­ни биб­лио­те­ку. В се­ре­дине XVI ве­ка Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь пе­ре­нял от Спа­со-Ели­за­ров­ско­го мо­на­сты­ря тра­ди­цию ле­то­пи­са­ния.

Кро­ме то­го, свя­той игу­мен Кор­ни­лий за­вел боль­шой мо­на­стыр­ский си­но­дик для по­ми­но­ве­ния усоп­ших бра­тии и бла­го­тво­ри­те­лей оби­те­ли, на­чал ве­сти «Кор­мо­вую кни­гу».

В этом тру­де он оста­вил по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям ис­то­ри­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку сво­е­го вре­ме­ни, со­ста­вил «Опи­са­ние мо­на­сты­ря» и «Опи­са­ние чу­дес Пе­чер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий рас­ши­рил и укра­сил свой мо­на­стырь, про­ко­пал да­лее мо­на­стыр­ские пе­ще­ры, пе­ре­нес де­ре­вян­ную цер­ковь во имя Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских за мо­на­стыр­скую огра­ду, на при­ез­жий мо­на­стыр­ский двор, на ее ме­сте в 1541 го­ду по­ста­вил цер­ковь в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и в 1559 го­ду по­стро­ил храм По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1558–1565 го­дах пре­по­доб­ный Кор­ни­лий воз­двиг во­круг мо­на­сты­ря на­деж­ную ка­мен­ную сте­ну, а над свя­ты­ми вра­та­ми по сво­е­му за­мыс­лу по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая (1565). Тем са­мым он по­ру­чил это­му ис­тин­но­му за­щит­ни­ку чи­сто­ты пра­во­слав­ной ве­ры по­кро­ви­тель­ство свя­той оби­те­ли на гра­ни­це с непра­во­слав­ны­ми на­ро­да­ми.

Так оби­тель, воз­ник­шая на гра­ни­це Рус­ско­го го­су­дар­ства, ста­ла не толь­ко све­то­чем пра­во­сла­вия, но и кре­по­стью про­тив внеш­них вра­гов Рос­сии.

Дру­гим де­лом пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия бы­ло ос­но­ва­ние в 1538 го­ду во Пско­ве по­дво­рья мо­на­сты­ря с ка­мен­ной цер­ко­вью в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рии».

Во вре­мя сво­е­го управ­ле­ния мо­на­сты­рем пре­по­доб­ный Кор­ни­лий учре­дил при оби­те­ли ико­но­пис­ную ма­стер­скую.

Тру­див­ши­е­ся в ней мо­на­хи учи­лись ис­кус­ству ико­но­пи­си в Ми­рож­ском мо­на­сты­ре и по воз­вра­ще­нии в свою оби­тель пи­са­ли ико­ны и по­мо­га­ли пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию укра­шать хра­мы и обу­чать дру­гих ино­ков.

В мо­на­сты­ре бы­ли так­же сто­ляр­ная, куз­неч­ная, ке­ра­ми­че­ская и дру­гие хо­зяй­ствен­ные ма­стер­ские.

О му­че­ни­че­ской кон­чине пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия на­пи­са­но в древ­ней ру­ко­пи­си Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.

Ко­гда пре­по­доб­ный игу­мен Кор­ни­лий вы­шел с кре­стом на мо­на­стыр­ские во­ро­та на­встре­чу ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, раз­гне­ван­ный лож­ным на­ве­том на свя­то­го игу­ме­на царь сво­ей ру­кой от­сек ему го­ло­ву, но тот­час рас­ка­ял­ся и, под­няв те­ло его, на ру­ках по­нес в мо­на­стырь. Обаг­рен­ная кро­вью пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия до­рож­ка, по ко­то­рой царь нес его те­ло к церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­зва­на «кро­ва­вым пу­тем».

Рас­ка­яв­шись, царь по­жерт­во­вал Пско­во-Пе­чер­ско­му мо­на­сты­рю мно­же­ство дра­го­цен­ных вкла­дов, впи­сал имя пре­по­доб­но­го игу­ме­на в свой си­но­дик, но па­мять о со­де­ян­ном пре­сле­до­ва­ла его всю жизнь.

Те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Кор­ни­лия бы­ло по­ло­же­но в стене «Бо­гом здан­ной пе­ще­ры», где невре­ди­мо пре­бы­ва­ло 120 лет. В 1690 го­ду мит­ро­по­лит Псков­ский и Из­бор­ский Мар­келл пе­ре­нес его мо­щи, про­сла­вив­ши­е­ся ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, из пе­ще­ры в со­бор­ный храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и по­ло­жил в но­вом гро­бе в стене.

17 де­каб­ря 1872 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия бы­ли пе­ре­ло­же­ны в мед­но-по­се­реб­рен­ную ра­ку, а в 1892 го­ду – в но­вую ра­ку. По­ла­га­ют, что служ­ба пре­по­доб­но­му­че­ни­ку бы­ла со­став­ле­на ко дню от­кры­тия мо­щей в 1690 го­ду.

Преподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игуменПреподобномученик Корни́лий Псково-Печерский, игумен

Тропарь преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 6

Пско́во-Пече́рская оби́тель,/ издре́вле сла́вная чудесы́ ико́ны Богома́терни,/ мно́гия и́ноки Бо́гови воспита́,/ та́мо и преподо́бный Корни́лий/ по́двигом до́брым подвиза́ся,/ чу́дную Богома́терь сла́вя,/ инове́рныя просвеща́я,/ и́ноки и мно́гия лю́ди спаса́я,/ оби́тель же свою́ ди́вно украша́я и огражда́я./ Та́мо и му́ченичества вене́ц/ по мно́гих ле́тех па́стырства своего́ до́блестне прия́т./ Те́мже воспои́м, лю́дие,/ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь возблагодари́м,/ я́ко дарова́ нам преподобному́ченика сла́вна// и моли́твенника о душа́х на́ших достоблаже́нна.

Тропарь преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 8

Я́ко свети́льницы, яви́стеся всесве́тлии/ в верте́пе Цари́цы Богома́тери,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,/ вы́ бо, кре́ст Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́дуже си́лами чуде́с обогати́стеся,/ те́м и мы́ любе́зно прибега́ем к ва́м и уми́льно глаго́лем:/ о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 4

Све́тлый свети́льник Правосла́вия/ и сугу́бая Пско́вския земли́ защи́та был еси́,/ многобо́жие искореня́я и лю́ди к Бо́гу наставля́я./ Дом Богома́тери тобо́ю укрепи́ся и просла́вися,/ доброде́тельми же украшен, вене́ц му́ченика прия́л еси́,// помина́й нас, чад твои́х, и у Го́спода, преподобному́чениче Корни́лие.

Кондак преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 2

Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ кре́ст на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́ Боже́ственне, вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́, в рука́х иму́ще кре́пко,/ победи́ли есте́ бесо́вския ополче́ния,/ те́м зове́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,// ве́рных удобре́ние.

Ин кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 2

Из мла́да, Корни́лие чу́дный,/ трудо́м и по́двигом себе́ преда́в,/ игу́меном Пско́во-Пече́рстей оби́тели поста́влен был еси́,/ о́бразом ве́ры и по́стнического жития́ всем быв,/ мно́гия лю́ди к Бо́гу приве́л еси́.

/ За своя́ же вели́кия доброде́тели/ за́вистию от злых гони́м,/ му́ченически ду́шу свою́ Бо́гови пре́дал еси́.

/ Того́ ра́ди с ве́рою возопии́м:/ преподобному́чениче Корни́лие достосла́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Молитва преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому

О, святы́й преподобному́чениче Корни́лие! Смире́нно припа́даем к ра́це моще́й твои́х и уми́льно мо́лим тя: ми́лостиво при́зри на ско́рби на́ша душе́вныя и теле́сныя и изба́ву нам пода́ждь; помози́ нам, свя́тче Бо́жий, от наве́та злых челове́к, от ни́хже и сам ты неви́нно на земли́ пострада́л еси́.

Защити́ нас от наси́лия диа́вола, стра́стно вою́ющаго в не́мощных удесе́х на́ших, умоли́ Го́спода Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь дарова́ти нам ти́хое и безгре́шное житие́, взаи́мную бра́тскую нелицеме́рную любо́вь и ми́рную христиа́нскую кончи́ну, да чи́стою со́вестию предста́нем нелицеме́рному стра́шному суди́лищу Христо́ву, и в Ца́рствии Его́ просла́вим Животворя́щую Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector