Киприан карфагенский: житие святителя и творческое наследие епископа, икона

Киприан Карфагенский: житие святителя и творческое наследие епископа, икона

13 сентября молитвенно вспоминается великий угодник Христов, священномученик Киприан Карфагенский.

Священномученик Киприан был епископом в Африке, в Карфагене, жил в первой половине 3 веке. Сын богатого сенатора, знаменитый ученый, он до 40 лет был язычником и предавался роскоши и всевозможным удовольствиям.

Приняв крещение по убеждению одного пресвитера, он совершенно изменился: начал подвизаться в посте и молитве, раздавать богатство бедным и изучать Священное Писание. Сам он называл причиной такой перемены благодать святого крещения.

За благочестивую жизнь он вскоре был поставлен пресвитером, а через год и епископом. В это время Декий объявил гонение на христиан, и св. Киприана потребовали на смерть.

По внушению божественного откровения, для пользы карфагенской паствы, он скрылся и посредством писем из своего уединения неутомимо руководил ею: клиру давал должные распоряжения, слабых в вере убеждал к подвигам, а крепких утешал и предохранял от гордости.

Особенно он заботился о тех, кто из боязни мучений отрекся от Христа. Сначала с такими людьми поступали очень строго: их отлучали от Церкви и принимали обратно только при условии тяжелого публичного покаяния.

Были даже такие учителя, которые утверждали, что совсем не должно принимать падших. Но святой Киприан ослабил строгость, принимая ходатайства за них исповедников, т.е.

пострадавших за веру, и сердечное раскаяние их самих.

При святом Киприане возник вопрос, как принимать в Церковь еретиков, и он выступал на соборах за обязательное повторное крещение (впоследствии постановили крестить только тех из еретиков, которые крещены неправильно – не во имя Святой Троицы).

Святитель Киприан явил себя истинным пастырем еще во время моровой язвы, свирепствовавшей тогда в Карфагене. Все здоровые жители города спешили бежать из него, остались только больные и разбойники, грабившие покинутые жилища. Святой Киприан безбоязненно служил больным, не только христианам, но и язычникам, убеждал и других оказывать помощь несчастным и погребал умерших.

В 257 году Валериан открыл гонение на христиан, и Киприан был отправлен в ссылку. Тут было открыто ему в видении, что через год он пострадает за Христа, и он раздал неимущим все что имел. Проконсул потребовал Киприана на суд и убеждал поклониться идолам.

─ Не сделаю этого! ─ отвечал св. Киприан.

Проконсул осудил его на усечение мечом.

─ Благодарение Богу! ─ сказал тогда священномученик.

Придя на место казни, он помолился, благословил плачущий о нем народ и сам завязал себе глаза платком.

Священномученик Киприан пострадал в 268 году, предав свою святую душу в руки Господа Иисуса Христа.

Киприан Карфагенский: житие святителя и творческое наследие епископа, икона

Жития святых – полное собрание >>

Киприан Карфагенский: житие святителя и творческое наследие епископа, икона

Сщмч. Киприан Карфагенский: как обрести бесстрашие и где найти безопасность?

Среди святых отцов и учителей Церкви есть целый ряд имен, знакомых нам понаслышке или незнакомых вовсе.

13 сентября в православном календаре мелким, стандартным шрифтом вписано имя сщмч.

Киприана Карфагенского, который большинству христиан известен двумя своими высказываниями: «Кому Церковь не мать – тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения».

Думаю, что в день его памяти стоит немного расширить свои знания об этом удивительном святом и сделать некоторые выводы в отношении собственно духовной жизни.

Для начала кратко опишем его земной путь. Точная дата рождения будущего священномученика нам неизвестна, а все варианты вращаются плюс-минус вокруг 200 года. Место рождения, как и место всего его дальнейшего служения, связано с Северной Африкой, в частности, с давним конкурентом Рима – Карфагеном.

Знатное происхождение Фасция Цеция Киприана (полное имя) позволило ему получить блестящее образование. Вероятнее всего, где-то в 245 году, т. е. уже в довольно зрелом возрасте, он принимает крещение.

И больше всего здесь восхищает его отношение к Таинству, которого, наверное, не ощутил никто из нас – крещеных несознательно и задолго до своего, скажем так, воцерковления.

Свою жизнь до приятия христианства он категорически осуждает и рисует в весьма мрачных красках: «Я находился во тьме и в глубоком ослеплении, когда, исполненный нерешительности и сомнения, я носился и блуждал», – а вот его слова после принятия таинства: «Когда возрождающие воды омыли пятна прежней моей жизни и в очищенное и оправданное сердце пролился небесный свет, когда, приняв Духа Небесного, соделался я по второму рождению новым человеком, – тогда чудным образом сомнения разрешились в уверенность; тайны начали открываться, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, соделалось удобным, невозможное стало возможным». Вряд ли кто-то из нас так воодушевлялся даже после сознательного обретения веры или первого участия в таинстве Евхаристии.

Проходит буквально два-три года, и вот мы уже видим Киприана в качестве епископа Карфагена. Тот факт, что практически неофит стал во главе крупной и известной кафедры, некоторым священнослужителям не нравился, что в скором времени вылилось в повод для серьезного конфликта. Естественно, что праведности в служении владыке было не занимать.

В 249-250 годах разразилось непродолжительное, но весьма сильное гонение со стороны императора Деция. Взоры исполнителей гонения в Северной Африке, естественно, сразу обратились на главу и лидера карфагенской общины.

Но в этот раз владыка Киприан, при всей его ревности, принял мудрое решение и скрылся от гонителей ради продолжения руководства вверенной ему Богом паствой. До гонения Церковь в Африке пользовалась практически полувековым затишьем, что привело к тому, что Ее членами стали люди, не имевшие крепкой веры.

Когда император после неполных двух лет правления погиб в битве с готами и притеснение христиан автоматически прекратилось, то в Церкви сразу возник вопрос о том, как принимать отпавших и предавших Христа христиан, но пожелавших раскаяться и вернуться. И вот здесь недовольные владыкой Киприаном подняли свои головы.

Во главе этой партии встал старейший пресвитер Карфагена Новат. Как это часто бывает, за вроде бы «благородными» порицаниями стоят низменные человеческие страсти. Новат обвинял Киприана в том, что он после продолжительного покаяния и несения епитимии принимал отпавших христиан назад в лоно Церкви.

Мятежник считал, что отпавшие однажды ни при каких условиях не могут снова стать христианами. На самом же деле карфагенский владыка уже давно обличал одиозного Новата в хищении церковных денег, обмане сирот и вдов, а также жестоком обращении со своим стареньким отцом и беременной женой.

Этот пресвитер уезжает в Рим и там, вместе с другим смутьяном – властолюбивым Новацианом, на основании указанных претензий, не признает законного избрания папы Корнилия и учиняет раскол. Разрешение конфликта произошло на Карфагенском соборе 251 года.

Следующий крупный спор, в котором принимал активное участие свящмуч. Киприан, возник в 254-256 годах. Эпицентром разногласий стал вопрос принятия в Церковь еретиков и раскольников.

Папа Стефан I считал, что приходящих из еретических организации, даже таких крайних как маркиониты (не признававших Троицу), следует принимать через возложение рук. А вот сщмч.

Киприан, довольно подробно изложивший учение о Церкви и утверждавший абсолютную безблагодатность еретических и раскольничьих сборищ, стоял на позиции, что все совершенные у них таинства недействительны, а потому бывших отступников нужно крестить.

Все споры были прерваны в результате того, что в 257 году император Валериан разжег новое гонение на христиан. Проходит еще немного времени, и в 258 году сначала папа Стефан, а потом и владыка Киприан принимают мученическую кончину.

Я не упомянул, что между гонениями Деция и Валериана было еще непродолжительное гонение со стороны императора Галла. Именно в этот период священмуч. Киприан пишет свой трактат «О смертности», на котором теперь и хотелось бы сосредоточить наше внимание.

В самом начале он говорит, что, несмотря на то что большинство христиан тверды в вере, все же находятся и такие, кто «не обнаруживают в сердце своем Божественной непобедимой силы». Думается мне, что сегодня ситуация диаметрально противоположная.

Вот эта самая «непобедимая сила» должна как раз и проявляться в твердом и мужественном перенесении скорбей, несчастий и страданий. Казалось бы – очевидная мысль, которую Киприан описывает красивыми словами.

Но когда я их читал, у меня невольно возникало ощущение некоторого подтекста и даже укоризны в нашу сторону.

Выразить это можно примерно так: «А что вы хотели? Вы что, не знали куда идете, на что себя обрекаете? Почему мы вообще об этом говорим? Такое ощущение, что вы будто не знаете слов Христа том, что надлежит быть войнам, землетрясениям, морам и пр. Но если Господь пообещал, значит так и будет».

И вот, казалось бы, понимание неизбежности испытаний, предожидание их, просто понимание, что без них не спастись, уже само собой вносит ноту тревоги и беспокойства. Нельзя сказать, что это совсем уж плохо, это свидетельство еще живой, борющейся души, но так же это еще и признак болезни. «С прохождением мира, – пишет сщмч.

Киприан, – настанет уже награда жизни, радость вечного спасения, всегдашняя безопасность и обладание раем, некогда утраченное; земное сменяется уже небесным, малое великим, временное вечным. Какое же тут место тоске и беспокойству? Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры?».

Далее тема испытаний во время земного пути у Киприана тесно переплетается с разговором о смерти и посмертной участи. Мы часто беспокоимся даже не за самих себя, за близких и родных людей, но только в этом мире никто нам не даст никаких гарантий безопасности, а вот там, в блаженной вечности, пишет карфагенский епископ, – единственное место постоянного и прочного покоя.

Данную мысль как аксиому мы должны усвоить и передать тем людям, о ком болит наше сердце. Научить детей, объяснить родителям и друзьям. Мы все время цепляется за эту жизнь, но давайте, наконец, поймем, что в ней бесконечное количество гонений на нашу душу, огромное множество стеснения для сердца, ведь нам постоянно приходится вести борьбу с диаволом, непрестанно отражать его нападки.

Читайте также:  Ипатий Гангрский: житие и икона святого, о чем просят и тексты молитв

«Ум, осаждаемый и окружаемый со всех сторон напаствующим диаволом, едва может противиться и противостать всему этому, – продолжает сщмч. Киприан и вопрошает, – и приятно же оставаться надолго здесь, среди мечей диавольских, когда, при быстро распространяющейся смерти, следовало бы тем с большею охотою и желанием спешить ко Христу?».

Вот уж действительно вопрос, о котором сам, может, и не задумаешься.

Желание пожить спокойно владыка называет «язвой», которой христиане поражаются наравне с язычниками. По-хорошему вера и страх Божий должны нас сделать готовыми на все.

Ни лишение материальных благ, ни беспрестанная скорбь, ни мучительная разлука с женой (мужем) и детьми, ни умирающие друзья не должны соблазнять нас, но побуждать к подвигам.

Нечем будет хвалиться, коль не будет опасности, без брани не будет и победы, именно поэтому, – пишет сщмч. Киприан, – воинов Христовых не убивают, а увенчивают».

И здесь у карфагенского епископа раскрывается еще одна очень важная мысль. Он делает акцент на внутренней готовности христианина понести скорби и страдания. Может же быть и так, что человека вера наполняет бесстрашием перед лицом испытаний, но эти самые испытания так и не наступают до самой смерти.

Казалось бы, к чему тогда весь этот пафос мужественного терпения? Ответа здесь два. Во-первых, не в нашей власти решать, кому какой крест возложить на плечи, может, к самому тяжелому мы реально и не были бы готовы. А во-вторых, Бог видит сердце человека и, узрев в нем готовность к подвигу, воздаст и награду за подвиг.

«Иное дело – недостаток готовности к мученичеству, – уточняет сщмч. Киприан, – а иное – недостаток мученичества при готовности к нему».

Если все это мы не усвоим и не сделаем реальным в сердцах и душах наших, то молиться нам не стоит. Какой тогда смысл в словах молитвы «Отче наш», когда мы просим прийти Царство Божие, а сами к Нему не стремимся. Наше Отечество там, рядом с Богом, пишет сщмч.

Киприан, и именно там нас «ждет многочисленный сонм родителей, братьев, детей, кои, не страшась уже за свою безопасность, заботятся еще и о нашем спасении.

Увидеть их, обнять – о, какая это радость для них – вместе и для нас! Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блаженство при вечной жизни!».

Протоиерей Владимир Долгих

Киприан Карфагенский: житие святителя и творческое наследие епископа, икона

Епископ Карфагенский – один из самых значительных деятелей и просветителей раннехристианской церкви, почитаемый в равной степени католиками, православными и протестантами.

Происхождение

Киприан родился в столице североафриканской римской провинции – Карфагене. Приблизительная дата – 200/210 год. Его отец был богатый и знатный римский сенатор, приверженец древних языческих богов.

Житие

Юноша обладал большими способностями:

  • аналитическим умом;
  • отличной памятью;
  • развитой речью.

В карфагенской школе святой приобрел знания по философии, риторике. Киприан был блестящим оратором, с выразительной, аргументированной речью. Длительное время преподавал риторику, выступал защитником на судебных разбирательствах. Христианским вероучением успешный юрист заинтересовался, когда ему было 40 лет.

Киприану, привычному к логическим формулировкам и построениям, сложно было осознать христианское вероучение. Большое влияние на него оказали труды Тертуллиана, одного из первых раннехристианских богословов.

Тертуллиан, как и Киприан, родился в Карфагене, в семье центуриона (командира крупного воинского подразделения). Риторику и философию он изучал в Риме, затем вернулся в Карфаген, где принял христианство и был в 200 году рукоположен в пресвитеры.

Основоположник теологии в своих сочинениях отвергал возможность логического понимания библейских текстов, считая, что его толковать надо буквально. Тезис Тертуллиана, что чистая вера в Бога не может иметь логического обоснования, стал основополагающим в христианстве.

Благодаря общению с пресвитером Кекилием, Киприан утвердился окончательно в христианской вере, и в 46 лет получил статус оглашенного, а затем крестился.

Приобщение к христианству, по словам святого, осветило жизнь, утихомирило душевные страсти. Следуя христианской морали, он раздал имущество бедным, покинул богатый дом и поселился у Кекилия.

Через год после крещения святитель был рукоположен в пресвитеры. А затем был утвержден епископом Карфагенской Церкви.

Смена у власти римских императоров отражалась на отношении к христианам. В 250 году началась первая волна гонений и попытка вернуть языческую веру. Киприан предугадал преследование и покинул Карфаген, распределив перед этим церковное имущество между оставшимися священнослужителями.

После смерти императора пастырь вернулся в Карфаген, где против него образовалась оппозиция. Причиной стало разногласие относительно вероотступников, желавших по окончании преследований вернуться в лоно Церкви.

С приходом к власти императора Валериана повторились гонения на христиан. После отказа святителя принести жертву в языческом храме он был отправлен в ссылку в Курбус (в 150 километрах от Карфагена), где пробыл год. Здесь во сне ему было открыто, что вскоре его ожидает мученическая смерть.

Через год пастырь был возвращен в Карфаген, где его снова стали принуждать вернуться в языческую веру.

Служение Богу

Святитель активно занялся церковными делами, подавая пример смирения, благочестия и богомудрия. Святой Киприан был прирожденным духовным пастырем. Скрываясь от преследования при императоре Деции, он не прерывал общения с общиной, обмениваясь с ней письмами.

Из страха смертной казни часть высшего духовенства отреклась от христианского вероучения и принесла жертвы языческим идолам. После смерти императора епископы пожелали снова стать христианами через покаяние перед исповедниками (верующими, не отрекшимися от Христа).

Святитель выступил с обращением, поддержанным большинством епископов на Соборе 251 года, в котором указал, что принять обратно отказников можно только после церковного покаяния и разрешения епископа.

Кроме этого, в Риме, при поддержке карфагенского духовенства, была совершена попытка смещения действующего епископа. Эти обстоятельства побудили святителя написать догматический труд «О единстве Церкви». Во время второй ссылки при императоре Валерии святой Киприан посвятил себя написанию богословских сочинений и писем.

Кончина

На повторном судилище Киприан вновь отказался поклониться языческим богам, и был приговорен к казни. Святой мужественно встретил свой последний час. Сам завязал себе глаза со словами: «Благодарение Богу». 14 сентября 258 года он был обезглавлен. Ночью его тело похоронили на частном кладбище. Через 5 столетий святые мощи были перенесены во Францию.

  Церковь благоверной Анны Кашинской (Санкт-Петербург)

Тексты и переводы[ | ]

Migne, J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina Vol. 3-4, P. 1844

Русские переводы:

  • Избранные сочинения св. свщмч. Киприана, еп. Карфагенского . / Пер. с греч. М. Протопопова. СПб, 1803. 383 стр.
  • Творения св. свщмч. Киприана, еп. Карфагенского . (Серия «Библиотека творений…»). Киев, 1879. Ч. 1. Письма. 362 стр. Ч. 2. Трактаты. 369 стр. Изд. 2-е. Киев, 1891. переиздание отдельных сочинений: Отцы и учители Церкви III в. Антология. М., 1996. Т. 2. С. 261—380.
  • переиздание под ред. А. И. Сидорова: (Серия «Библиотека Отцов и Учителей церкви»). М.: Паломник. 1999. 719 стр. 4000 экз.
  • Киприан, еп. Карфагенский . Письма. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. 1985. № 26.
  • Начато издание в серии «Collection Budé»:

    • Saint Cyprien . Correspondance. Tome I: Lettres I—XXXIX. Texte établi et traduit par le chanoine L. Bayard. LV, 198 p.
    • Saint Cyprien . Correspondance. Tome II: Lettres XL-LXXXXI. Texte établi et traduit par le Chanoine Bayard. 563 p.

    Творческое наследие святителя

    Святой Киприан является автором учения о единстве Церкви, 12 трактатов и 65 писем.

    Сочинения

    Обширное богословское наследие объясняется практической деятельностью епископа Киприана. По натуре он был духовным пастырем, а не теологом. Эпистолярные труды святителя на протяжении столетий считались образцами для подражания по содержанию и форме изложения христианского учения.

    Трактаты

    Сохранилось 12 трактатов, оказавших значительное влияние на клириков и верующих. Особенно примечателен трактат «О смертности» по поводу чумы, когда больные были брошены без ухода. Увещевания и аргументы возымели действие на людей, вспомнивших о милосердии к ближнему.

    Письма

    Сохранилось 65 писем, написанных рукой Киприана. Из них 40 были написаны во время ссылок, в том числе более половины было адресовано духовенству и пастве Карфагенской церкви. По поводу возврата в лоно Церкви отказников было написано 25 писем. В письмах святителя отражены текущие церковные проблемы, что является ценным историческим материалом.

    Учение

    Святой Кипириан задался вопросом, в чем заключается единство Церкви. Свое учение он построил на Догматах Ветхого и Нового Завета. На раннем этапе (до III века) единство Церкви Христовой определялось по двум признакам: наличия общины единоверцев и выборного из их числа епископа, наблюдающего, организующего религиозные обряды.

    Святость выборного религиозного деятеля подтверждалась рукоположением епископов из других общин. Тем самым сохранялось внутреннее единство разобщенных территориально общин.

    Главной объединяющей силой христиан считался Святой Дух, под влиянием которого в общинах формировался дух братской взаимопомощи и любви. При этом со стороны верующих должно быть искреннее желание следовать этим правилам.

    Определить границы Церкви визуально было невозможно, так как общины находились на значительных расстояниях друг от друга. Отсутствовал единый центр, которому бы подчинялись все верующие.

    У разных богословов возникали свои теории понимания Священного Писания. Споры о сущности догматов разрешались на Вселенских соборах.

    Ожесточенные разногласия в начале IV века стали причиной раскола церковной жизни.

    Святой Киприан создал учение о единстве Церкви, назвав основной консолидирующей силой епископа, назначенного Богом. Первым епископом, которого назначил Иисус Христос, был апостол Петр.

    Читайте также:  Псково-Печерская икона Умиление: история образа Божией Матери и акафист

    Это стало догматической основой учения о Единой Церкви. Последующие епископы были его преемниками, к ним переходила Благодать Божия.

    Епископы, которым перешла сила и власть апостола Петра, подчинялись только Богу.

    Занимать Престол мог только один епископ. Суть учения заключается в том, что те, кто не подчиняются епископу, считаются еретиками и грешниками. На этом принципе устроена Римская Католическая, Англиканская Церковь. Часть положений использует в церковной практике Православная Церковь.

      10 августа. Святой Лаврентий, диакон и мученик. Праздник

    Институт епископата (иерархическое устройство), по мнению святого Киприана, призван сохранить единство истинной Церкви. Он является барьером, отделяющим истинную, вселенскую Церковь от мнимых подражателей.

    Истинность определялась по нескольким критериям:

    • истинное вероучение;
    • соблюдение предписаний Нового Завета;
    • постоянное общение между церковными общинами.

    Святой Киприан был приверженцем логики, дисциплины и порядка, что нашло отражение в его учении. Следуя его выводу, Единая Истинная Церковь объединяет избранных под предводительством епископов. Только эти верующие имеют право на получение даров Святого Духа и вечную жизнь в Царствии Небесном. Епископ обладает правом отлучать от Церкви за грехи.

    КИПРИАН

    Древнейшие памятники почитания К.- агиографические сочинения. О последнем годе жизни и о казни К. сообщается в Актах, или Мученичестве, святого (BHL, N 2037-2040; CPL, N 53). Поскольку в текст включены фрагменты протоколов допросов К.

    , к-рые проводились проконсулами Африки, это произведение нередко именуется Проконсульскими актами (лат. Acta proconsularia). По мнению большинства исследователей, Акты были созданы вскоре после мученической кончины К. и являются ценным историческим источником. Благодаря исследованиям Р.

    Райценштайна выяснилось, что текст Актов сохранился в многочисленных версиях, которые можно объединить в 2 редакции (исследователь издал 7 версий: Reitzenstein. 1913; Idem. 1919). В рукописях 1-я редакция содержится вместе с трудами К., 2-я редакция включена в средневек. легендарии под 14 сент. (описание рукописей см.: Lanata. 1973. P.

    242-244; Acta Cypriani. 1987. P. 197-202). Редакции различаются по составу. В 1-й редакции сообщается лишь о событиях 258 г., т. е. о возвращении К. из ссылки, о вынесении ему смертного приговора проконсулом Галерием Максимом и о казни святого (14 сент. 258). Во 2-й редакции повествуется также о 1-м суде над К.

    , на к-ром проконсул Аспазий Патерн приговорил святого к ссылке (30 авг. 257), и о повторном аресте К. по указанию Галерия Максима. Согласно А. А. Р. Бастиансену, 1-я редакция, составленная вскоре после казни К., была адресована христианам Карфагена. Позднее для верующих, живших в др.

    местах и желавших подробнее узнать о подвиге святого, была написана 2-я редакция. Именно этот текст получил наибольшее распространение; его использовали в сочинениях диак. Понтий, Пруденций и блж. Августин (Acta Cypriani. 1987. P. 202-204).

    Несмотря на привлечение документальных источников (протоколы допросов), Акты К.- лит. произведение, созданное христ. авторами (Lanata. 1973. P. 188-193). В них сделана попытка изобразить святого не только как главу христ. общины Карфагена, но и как влиятельного рим.

    магната, окруженного приверженцами и слугами (см.: Hunink. 2010). Святой вел себя сдержанно, с достоинством; он вежливо, но твердо отвечал на требования проконсула отречься от Христа и выдать своих клириков. В последние часы жизни К. не забывал о ближних.

    В ночь перед судебным заседанием у дома, в к-ром содержался епископ, собралась толпа христиан, и святой распорядился охранять пришедших девочек. Перед казнью К. велел выплатить палачу 25 золотых монет.

    В Актах подчеркивается, что святой пользовался уважением язычников и безграничной преданностью христиан. Власти обращались с епископом с почтением: для ареста К. были направлены должностные лица из свиты проконсула, ночевал он в доме одного из них. Внимание уделено жестам К.: напр.

    , описывается, как он снимал верхнюю одежду и готовился к казни при помощи клириков. В заключение сообщается о ночном погребении К., к-рое представлено как торжественная процессия со свечами и с факелами.

    Не позднее нач. IV в. в кругах донатистов была создана особая версия Актов К., в к-рую внесены незначительные изменения (Maier. 1987-1989. T. 1. P. 122-126; Donatist Martyr Stories: The Church in Conflict in Roman North Africa / Transl., not., introd. M. A.

    Tilley. Liverpool, 1996. P. 1-5; см.: García. 1976. P. 47-49). В средние века Акты распространялись в разных версиях: напр., франко-испанская включена в т. н. Испанский Пассионарий (Pasionario Hispánico / Ed. A. Fábrega Grau. Madrid, 1955. T. 2. P. 336-338).

    «Жизнь Киприана» (BHL, N 2041; CPL, N 52) в рукописях сохранилась как анонимное произведение. По свидетельству блж. Иеронима, автором был диак. Понтий, к-рый сопровождал К. в ссылку (Hieron. De vir. illustr. 68). Значение «Жизни Киприана» в истории агиографической лит-ры стало предметом полемики среди исследователей. А.

    фон Гарнак, к-рый осуществил критическое издание текста, считал его «первой христианской биографией». По его мнению, в «Жизни Киприана» получила отражение самая ранняя попытка христ. агиографов описать не только страдания и гибель мученика, но и его жизнь. Тем не менее ссылке и казни К.

    посвящена почти половина произведения (Harnack. 1913. S. 36-42). Др. исследователи считали «Жизнь Киприана» христ. вариантом сказания о «смерти великого человека» (exitus illustrium virorum — Reitzenstein. 1913. S. 52-53) или речью-панегириком с элементами апологии (Corssen. 1917. S. 206-207; см.: Barnes. 2010. P. 82-85).

    Отрицательное отношение к гипотезе Гарнака высказал И. Делеэ (Delehaye. 1966). Совр. исследователи склонны считать, что «Жизнь Киприана» — это единичное произведение, к-рое не оказало значимого влияния на христ. лит-ру, др. подобные сочинения были составлены гораздо позже (напр., Жития прп. Пахомия Великого и прп.

    Антония Великого). Описание жизненного пути К. было приведено диак. Понтием в апологетических целях (Ziegler. 2009). Райценштайн и Делеэ низко оценивали «Жизнь Киприана» и как лит. произведение, и как исторический источник.

    По мнению исследователей, составитель злоупотреблял школьной риторикой в ущерб содержанию, приведенные им сведения не всегда согласуются с данными Актов (см.: Delehaye. 1966. P. 75-77).

    Диак. Понтий считал своей задачей спасти от забвения благие деяния (opera) и заслуги (merita) К. ради наставления христиан, прославления святого и защиты его от обвинений. Образ К. близок к описанному в Актах: святой представлен как благородный римлянин, разделявший традиц. ценности элиты рим. общества.

    Он был образован и красноречив, отличался воздержанностью (continentia) и великодушием (clementia), неукоснительно исполнял нравственные обязательства (pietas), был мужественным и обладал чувством собственного достоинства. Благодаря умению обращаться с людьми К. пользовался всеобщим уважением. Говоря о К., диак.

    Понтий особенно часто использовал такие понятия, как «слава» (gloria) и «честь, достоинство» (honor; см.: Harnack. 1913. S. 70-71). Когда началось гонение на христиан, высокопоставленные знакомые уговаривали К. скрыться, но он, презирая смерть, отклонил их предложения. Казнь святого, состоявшаяся в присутствии множества людей, представлена как триумф (illius victoria triumphanda est — Pontius.

    Vita. 19. 3). Диак. Понтий подчеркивал, что К. стал 1-м в Африке епископом, принявшим мученическую смерть (sacerdotales coronas in Africa primus imbueret — Ibid. 19. 1).

    Значительно подробнее, чем в Актах, в «Жизни Киприана» сообщается о пастырской деятельности епископа, «благочестивого предстоятеля и славного свидетеля Божия» (religiosus antistes ac testis Dei gloriosus — Ibid. 1.

    1), к-рый завершил служение тем, что стал «приятной жертвой Богу» (placentem Deo hostiam — Ibid. 15. 1). Диак. Понтий не только писал о том, что К. заботился о пастве, о слабых и об обездоленных, но и отмечал его ученость, красноречие, наличие большого лит.

    наследия (цитируются несохр. проповеди святого).

    По мнению нек-рых исследователей, главной задачей составителя было защитить К. от обвинений, выдвигавшихся его противниками (Ziegler. 2009; Barnes. 2010. P. 82-85). Самым серьезным было обвинение в том, что при имп. Деции, когда началось гонение на христиан, К. бросил паству и скрылся (ср.: Cypr. Carth. Ep. 8).

    По-видимому, были и др. вопросы, напр. о доме, который К. продал после обращения ко Христу и к-рый впосл. вновь оказался в его владении. Объяснение действий К. вызывало у диак. Понтия затруднения. По мнению биографа, хотя К.

    и удостоился чести быть внесенным в «проскрипционные списки» (proscriptionis gloria — Pontius. Vita. 7. 1), он предпочел скрыться и тем самым защитить паству от ярости язычников. Значение личности и деятельности К. было столь велико, что Сам Бог пожелал оставить святого в живых, и тот смиренно покорился Божией воле.

    Впосл. К. было ниспослано откровение о грядущей кончине, и он мужественно пострадал за Христа.

    КИПРИА́Н КАРФАГЕ́НСКИЙ

    Авторы: А. Р. Фокин

    КИПРИА́Н КАРФАГЕ́НСКИЙ, Фас­ций Це­ци­лий Ки­при­ан (Thascius Caecilius Cyp­rianus) (ок. 200–210, ве­ро­ят­но, Кар­фа­ген, Сев. Аф­ри­ка – 14.9.258, там же), свя­щен­но­му­че­ник, епи­скоп Кар­фа­ге­на, отец Церк­ви.

    Из бо­га­той и знат­ной язы­че­ской се­мьи; по­лу­чив клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние, пре­по­да­вал в Кар­фа­ге­не ри­то­ри­ку, стал зна­ме­ни­тым ора­то­ром. По­сле об­ра­ще­ния в хри­сти­ан­ст­во и кре­ще­ния в 246 раз­дал своё имущество бед­ным и при­нял обет це­ло­муд­рия. В 247 ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры.

    Бла­го­чес­тие, вы­со­кие нрав­ст­вен­ные тре­бо­ва­ния к се­бе и ок­ру­жаю­щим, рев­но­ст­ное изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния сни­ска­ли К. К. ува­же­ние сре­ди кар­фа­ген­ских хри­сти­ан, и в кон. 248 или в нач. 249 он был ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы Кар­фа­ге­на. В 250 во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при имп. Де­ции К. К.

    скрыл­ся от пре­сле­до­ва­ния вла­стей, но про­дол­жал ру­ко­во­дить кар­фа­ген­ской Цер­ко­вью. Уда­ле­ние епи­ско­па вы­зва­ло не­до­воль­ст­во у час­ти кли­ра, в ре­зуль­та­те че­го про­изо­шёл рас­кол, ко­то­рый воз­гла­ви­ли пре­сви­тер Но­ват и ми­ря­нин Фе­ли­цис­сим, ко­то­ро­го Но­ват са­мо­воль­но по­ста­вил диа­ко­ном. По­сле пре­кра­ще­ния го­не­ний вес­ной 251 К. К.

    , вер­нув­шись в Кар­фа­ген, от­лу­чил от Церк­ви Фе­ли­цис­си­ма и его сто­рон­ни­ков (Но­ват к то­му вре­ме­ни пе­ре­брал­ся в Рим). Кар­фа­ген­ский цер­ков­ный со­бор 251 под­твер­дил пра­виль­ность дей­ст­вий К. К. и одоб­рил от­лу­че­ние рас­коль­ни­ков.

    Читайте также:  Пантелеймон святой: житие великомученика, значение и в чем помогает икона

    Со­бор по­ста­но­вил так­же, что от­пав­шие от хри­сти­ан­ст­ва во вре­мя го­не­ний (lapsi) не долж­ны быть ли­ше­ны воз­мож­но­сти по­кая­ния и при­ми­ре­ния с Цер­ко­вью; бы­ли ус­та­нов­ле­ны пра­ви­ла приё­ма пад­ших. Вви­ду но­вых го­не­ний в 252 К. К. со­звал в Кар­фа­ге­не со­бор, по­ста­но­вив­ший при­нять в ло­но Церк­ви всех от­пав­ших.

    Во вре­мя раз­ра­зив­шей­ся в Кар­фа­ге­не эпи­де­мии чу­мы, ко­то­рая по­слу­жи­ла языч­ни­кам по­во­дом для об­ви­не­ний хри­сти­ан и но­вых го­не­ний на них, К. К. по­бу­ж­дал еди­но­вер­цев по­мо­гать боль­ным и семь­ям умер­ших, что зна­чи­тель­но смяг­чи­ло от­но­ше­ние язы­че­ско­го на­се­ле­ния к хри­стиа­нам. В 255–256 в Кар­фа­ге­не под пред­се­да­тель­ст­вом К. К.

    про­шёл ряд цер­ков­ных со­бо­ров по во­про­су о пе­ре­кре­щи­ва­нии ере­ти­ков, воз­вра­щаю­щих­ся в ло­но Церк­ви. По это­му по­во­ду К. К. всту­пил в спор с еп. Рим­ским Сте­фа­ном I, счи­тав­шим, что при­ни­мать ере­ти­ков сле­ду­ет не че­рез пе­ре­кре­щи­ва­ние, а че­рез воз­ло­же­ние рук. 30.8.257 во вре­мя но­вых го­не­ний на хри­сти­ан, на­ча­тых имп. Ва­ле­риа­ном, К. К.

    аре­сто­ван, до­про­шен и от­прав­лен в ссыл­ку в г. Ки­ру­бис. В авг. 258 он был воз­вра­щён в Кар­фа­ген и за­клю­чён под до­маш­ний арест. По­сле ре­ши­тель­но­го от­ка­за при­нес­ти жерт­вы язы­че­ским бо­гам К. К. был пуб­лич­но обез­глав­лен, став пер­вым афр. епи­ско­пом-му­че­ни­ком, по­чи­та­ние ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лось по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

    Бо­го­слов­ско-лит. твор­че­ст­во К. К. не­по­сред­ст­вен­но свя­за­но с его цер­ков­ной дея­тель­но­стью. Бу­ду­чи пас­ты­рем, он об­ра­щал­ся бо­лее к прак­тич.

    ду­хов­но­му ру­ко­во­дству, не­же­ли к умо­зри­тель­но­му бо­го­сло­вию: все его со­чи­не­ния на­пи­са­ны по осо­бым по­во­дам и слу­жи­ли прак­тич. ин­те­ре­сам. К. К.

    при­над­ле­жат 13 трак­та­тов, глав­ные из ко­то­рых – «Три кни­ги сви­де­тельств про­тив иу­де­ев», «О пад­ших», «О един­ст­ве Церк­ви», «О мо­лит­ве Гос­под­ней», «О рев­но­сти и за­вис­ти». Кро­ме то­го, со­хра­ни­лось цен­ное со­б­ра­ние из 65 пи­сем К. К.

    , по­свя­щён­ных разл. бо­го­слов­ским и цер­ков­но-дис­ци­п­ли­нар­ным во­про­сам. В пе­ри­од позд­ней ан­тич­но­сти и в сред­ние ве­ка К. К. был на За­па­де од­ним из гл. цер­ков­ных ав­то­ри­те­тов.

    День па­мя­ти К. К. по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 31 авг. (13 сент.), по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 14 и 16 сен­тяб­ря. Со­хра­ни­лось древ­нее Жи­тие К. К., на­пи­сан­ное его дру­гом и спод­виж­ни­ком диа­ко­ном Пон­ти­ем.

    Киприан, епископ Карфагенский, священномученик | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

    Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка), где протекла вся его жизнь и деятельность.

    Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан.

    Киприан впоследствии вспоминал, что долго «оставался в глубокой мгле ночной.., далекий от света Истины». Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины.

    Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана (родился ок. 160 г.). Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.

    Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия Крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия.

    Могучее действие возрождающей благодати Божией, полученной им в Крещении, святитель Киприан описал в письме к другу Донату: «Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое.

    Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений,открылись тайны, осветилось темное… я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым.

    В Боге и от Бога вся наша сила; от Него — наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния».

    Примерно через год после Крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер Карфагенский епископ Донат, все единодушно избрали, епископом святого Киприана. Он дал свое согласие, повинуясь настоятельным просьбам, и был рукоположен во епископа Карфагенского около 248 года.

    Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии.

    Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступить в том или ином случае. Гонение императора Декия (249-251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для, укрепления веры и мужества среди гонимых.

    Перед отъездом из епархии святитель разделил церковное имущество между всеми клириками для оказания помощи нуждающимся и в дальнейшем присылал дополнительные средства.

    Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира, т. е.

    ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святитель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине послание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение.

    Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Некоторые из падших настоятельно требовали немедленного допущения их в Церковь и этим смущали всю общину.

    Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих распоряжений.

    Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех клириков проверить жизнь людей, которые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, поднявших возмущение против своего епископа.

    Святитель Киприан отлучил Феликиссима и шестерых его сторонников. В своем письме к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения.

    Это письмо удержало большинство карфагенских христиан в верности Церкви.

    В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года. Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.

    В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе.

    Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Целерина поставить на Римскую кафедру другого епископа.

    Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу «О единстве Церкви».

    Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие — вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых — без погребения.

    Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен.

    Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных.

    Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно.

    В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года.

    Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом.

    Услышав приговор, святитель Киприан сказал: «Благодарение Богу!» и весь народ в один голос воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову.

    Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала в 258 году. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

    Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию.

    Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском).

    В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Внутреннее единство выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни.

    Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. «Любовь — основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном».

    Источники:

    http://days.pravoslavie.ru/Life/life4558.htm

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector