Икона духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Икона «Лабиринт духовный» – образ, демонстрирующий прохождение души христианина по земному пути. Эта икона по виду отличается от большинства церковных образов, на которых написаны лики святых. Изображенный на холсте лабиринт является символом, показывающим, какими извилистыми путями душа человека приходит к месту последнего обитания.

История иконы

Создание образа относится к XVIII веку, но лабиринт для наглядного представления о поведении человека на протяжении жизни, которое приведет его в рай или ад, использовался европейцами еще в античности, средние века. Несколько позже этот символ стал использоваться на Руси.

На русской земле о лабиринте как о символе рая и ада узнали в XVI веке. Это произошло, когда стали доступны для изучения философские трактаты, рыцарские романы авторов западной Европы. Наиболее известным произведением стал труд «Лабиринт мира и рай сердца» философа из Чехии Яна Коменского (ок. 1630 г.).

Несмотря на появление нового знания, лабиринт оставался на страницах книг до XVIII века, когда появились иконы с символом скитания человека по запутанным дорогам жизни. И для создания образа использовались не философские трактаты, а творения отцов Церкви, Священное писание.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Описание иконы «Лабиринт духовный»

Символика иконы понятна на интуитивном уровне. Лабиринт – жизнь, переходы по нему – путь, который проходит человек, ища спасение души.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии Аналогичная икона из Новоиерусалимского монастыря под Москвой

Икона визуально разделена на три части. В центре находится лабиринт, состоящий из 12 кругов, из которого ведут 14 выходов. Верхние два ведут в Царство Небесное, даруют вечную жизнь в благоденствии, покое, двенадцать нижних – в ад. Выходы, ведущие в преисподнюю, подписаны. На них указаны названия грехов, мешающие душе человека вознестись наверх:

  • Блуд;
  • Уныние;
  • Сребролюбие;
  • Пианство;
  • Тщеславие;
  • Гордость;
  • Убийство;
  • Гнев;
  • Немилосердие;
  • Зависть;
  • Оклеветание;
  • Объядение.

В верхней части иконы находится Небесный град ‒ новый Иерусалим, куда попадают чистые души, не запятнавшие себя грехом. То, что в рай ведет всего два входа, свидетельствует о том, насколько сложно человеку пройти по путям жизни, оставаясь добродетельным, искреннее верующим.

Нижняя часть показывает геенну огненную и то, как легко туда попасть. Достаточно иметь один грех, чтобы путь лабиринта вывел в ад. То, что в преисподнюю ведут 12 выходов, говорит о том, что многие люди во время пребывания на земле не заботятся о спасении души, предпочитая вести неправедную жизнь, предаваться мирским удовольствиям.

До наших дней сохранилось несколько икон с изображением лабиринта путей жизни. Самыми известными в России являются иконы, хранящиеся в Государственном музее религии Санкт-Петербурга и расположенном недалеко от Москвы Новоиерусалимском монастыре.

Интересный факт об иконах: считается, они могут служить распознавателем плохих поступков. Достаточно пройти по лабиринту до выхода и посмотреть, какой грех свойственен человеку.

Икона Государственного музея религии Санкт-Петербурга

В центре круга лабиринта стоит человек, находящийся в самом начале жизненного пути. Он стоит перед входом в лабиринт, сам выбирая свою дорогу. Слева и справа показаны люди, подошедшие к завершению жизни.

Возле одного из них стоит, заботливо наклонившись, ангел: он заберет с собой душу усопшего в Царство небесное. В противовес добру отражено зло.

Справа от лабиринта у постели умирающего изображен бес, который заберет грешника в ад.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Изображенный на иконе Небесный град представлен в виде красивых каменных домов, пышных садов, над которыми на троне восседает Бог, озаренный лучами света. Возле него стоит ангел, приведший к нему попавшую в рай добродетельную душу, показывающую смирение Господу.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Лик преисподней страшен. Он представлен в виде огромной пасти, клыки которой напоминают по форме языки пламени. Она поглощает души грешников, заставляя их вечно вариться в огне.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Икона Новоиерусалимского монастыря

На иконе монастыря центральную часть тоже занимает лабиринт, но она сильно отличается от той, что находится в музее Санкт-Петербурга.

В круге расположена лестница жизни, по которой проходит человек от 1 года до 90 лет. Под лестницей стоит жнец с косой, слева от него показано рождение человека, справа – его уход из жизни.

Возле умирающего стоит ангел, который сопровождал его на протяжении жизни, и бес, держащий список грехов человека.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

В верхней кромке лабиринта написан текст, призывающий следовать за Иисусом Христом, рядом – стих из 24-го Псалма: «Пути твоя, Господи, скажи ми, и стезям твоим научи мя». Над лабиринтом расположен Небесный град.

К его стенам подходят души праведников в сопровождении ангелов.

Над градом парят Пресвятая Богородица, Святой Иоанн Предтеча и представленный в виде голубя Святой дух, обращающиеся с молитвенным ходатайством о спасении человечества к Господу.

В нижней части кромки лабиринта текст из Псалма 87: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Под лабиринтом – ад, куда бесы затаскивают прошедших свой путь грешников. Но есть на иконе один знаковый нюанс – ангелы, спасающие от геенны огненной души грешников, что дает надежду на рай раскаявшимся.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Вместо заключения

«Лабиринт духовный» – почитаемая у христиан икона. И такой образ, побуждающий задуматься о жизни мирской и небесной, стоит иметь каждому православному христианину, чтобы помнить, как сложно попасть в рай и устоять перед искушениями.

Лабиринт Духовный

?

Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote, 2019-01-07 14:01:00 Покажите мне Москву, москвичи. leonovvaleri 2019-01-07 14:01:00 Category: Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православииИкона XVIII века. 57х80 сантиметров. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Надпись на внешнем круге лабиринта такая, — вверху — понеже (ибо) любовне Христос призывает и райские врата усердно отверзает. Слева, — яко на пути в нынешнем пребывая животе да со Христом будеши вечно красоте. Справа, — брате, словесем врага не веруй твоего. Дондеже (до тех пор пока) прейдет скорый бег жития сего. Внизу, — яко зол душа моя наполнится и живот мой аду приближился.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Надпись вокруг чаши с крыльями, — время сиё божае часами во дни и нощи яко крылами.

Слева на внутреннем круге, — Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя, — Псалтирь, Кафизма 4, Псалом 24. Справа, — Со грешними мене да не к мениши сотвори неправды да не погубиши.

До первоисточника этой фразы докопаться не удалось, встретилась очень и очень похожая по смыслу и написанию, — не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих, — Псалтырь, Кафизма 4, Псалом 27.

Внутри лабиринта — изображена человеческая жизнь с момента рождения до момента смерти. Жизненный путь изображен как лестница, — по лестнице сначала поднимаются, а потом спускаются мужчина и женщина.

На каждой из ступеней лестницы указан возраст мужчины и женщины, — от 1 года до 90 лет. В конце жизненного пути человека его душу поджидают и Ангел, и Бес.Из лабиринта только одна дорога ведет в святой город Иерусалим.Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот, — откровение святого Иоанна Богослова, глава 21.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православииА в «геенну огненную», — символ Судного дня в иудаизме и христианстве, — ведут двенадцать дорог:Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православиигнев, немилосердие, зависть, оклеветание, объядение,Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православииблуд, уныние, сребролюбие, пианство, тщеславие, гордость,Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православииубийство.Примечательно, что «геенна огненная» изображена с «глазиком». Весьма любопытный набор и количество грехов изображенных на иконе, — первоисточник набора не совсем понятен, — в православии было восемь смертных грехов, в католицизме семь, — плюс десять заповедей, которые были даны Моисею. Сложением и вычитанием ответ двенадцать не получается никак. Может быть автор иконы сообразно двенадцати воротам Иерусалима изобразил и двенадцать входов в преисподнюю?

Огромное спасибо ul9liiika за помощь в распознавании, прочтении и интерпретации текстов на церковно-славянском языке.

Редкая икона: «Лабиринт Духовный»

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

В подмосковном Ново-иерусалимском монастыре есть любопытная старинная икона «Лабиринт Духовный» достаточно редкой разновидности. Выглядит она так:

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

В центре иконы изображена лестница, изображающая жизнь человека от младенчества до глубокой старости. А черненький лабиринт показывает, что наверх (в Рай) есть всего 2 выхода, тогда как в Ад их ведет множество (каждый подписан снизу одним из грехов: БЛУДЪ, УНЫНИЕ и так далее). В иконе очень много всяких мелких деталек, которые можно долго разглядывать, разгадывая их значение.

  • В целом, композиция иконы отражает представления о земном пути христианина посредством древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем — на Русь.
  • ЛАБИРИНТ В ДРЕВНОСТИ
  • Конечно, образ лабиринта гораздо древнее и древней Руси и античности вместе взятых — он известен еще со времен неолита, но мы рассмотрим его бытование в более современное время, а разгадку тайн Атлантиды и первобытных пещер оставим нашим читателям в качестве увлекательного домашнего задания.
Читайте также:  Иннокентий Московский: житие святителя и в чем помогает икона, тексты молитв

Итак, известно, что изображения лабиринта помещались на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра и Реймса. В отличие от нашей иконы, где путь начинается от центра, здесь нужно двигаться наоборот, к центру лабиринта.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Лабиринт — это образ жизненного пути человека, который ищет свое собственное настоящее «Я», или, как сказали бы христиане, ищет Бога. Но где его искать?

Есть парадоксальная притча Энтони ди Мелло, иезуитского монаха. «Бог устал от людей и стал спрашивать ангела, где бы ему спрятаться от людей — на вершине горы или в глубине моря. И один из ангелов ему посоветовал: в человеческом сердце, вот куда он реже всего заглядывает».

Таким образом, затерявшись в пространстве и времени, человек может найти настоящего себя лишь в глубинах собственного сердца. А может и не найти — лабиринт гарантий не дает…

Тему тайных закоулок и лабиринтов также любил садово-парковый дизайн XVII века:

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

В плане, этот парк похож то ли на замочную скважину, то ли на конфорку электроплитки. На самом же деле, это — лабиринт духовной жизни, то есть душа человеческая, изображённая средствами садово-парковой архитектуры.

«ЛАБИРИНТ» НА РУСИ

В XVI веке на Русь проникают западноевропейские рыцарские романы и философские трактаты.

Русским читателям была известна книга чешского философа Яна Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако собственно иконописные изображения с этим сюжетом появляются только в XVIII веке и, хотя они основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви, к ним возникают некоторые вопросы. Разберемся, какие.

«НЕКАНОНИЧЕСКИЕ» ИКОНЫ

Недавно я оказался в компании священников, богословов и прочих бородатых интеллектуалов, это была лекция известного специалиста по иконам Ирины Языковой, посвященная так называемым «неканоническим» иконам.

Показывались иконы с нестандартным сюжетом и на обсуждении выносился строгий вердикт, дескать, все это «западные влияния», двоеверие да язычество и давайте обратимся к Золотому Веку нашей русской иконописи, Дионисию и Андрею Рублеву, ведь все, что было позже них — это фу-фу-фу, неканонично, распад и маньеризм.

Мне тогда пришлось взять слово и «наехать» на почтеннейшую публику — ребята, давайте не будем устраивать древним иконам «фэйсконтроль» и заниматься любимой забавой русской интеллигенции — исправлением прошлого, а? Такие (нестандартные) иконы тоже выполняли свою функцию — это назидательные картинки, которые «переползли» в иконопись из смежных, околоцерковных сфер. Естественно, все хорошо на своем месте: в иконостасе такому образу, пожалуй, не место, а в притворе, у входа — самое то.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Конечно, сейчас во всех альбомах по иконописи репродукции выставлены подряд, как в каталоге IKEA, скучновато-дотошные комментарии искусствоведов никто не читает, поэтому совершенно неясно, какова функция той или иной иконы в пространстве реального храма и как это все вместе «работает».

Так вот, это работает совершенно определенным образом, и чтобы не чувствовать себя в храме японскими туристами, необходимо знакомство с определенным сценарием, лежащим в основе того или иного произведения. Для церковного искусства таким сценарием служит частично Библия, также комментарии Отцов церкви и жития святых; плюс фрагменты античной истории, которые изучались в школах.

Простые люди Гомера не читали, но кое-что к ним просачивалось в виде народного фольклора.

Знание всех этих вещей дает некий ключ к пониманию того, ЧТО изображено на древних фресках и иконах. В конечном счете, целью всех этих священных символов является возведение человека к нематериальной, или, как говорили на Руси, «умной» сфере. Часто это происходит в игровой форме, ведь церковный обряд — это игра людей и Бога, их Бога.

Икона «Лабиринт Духовный» и является частью этой игры богов и людей. Со стороны этот процесс может выглядеть как величественно-прекрасно, так и по-дурацки смешно — все зависит от культурного уровня участников.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Духовная сфера устроена как голограмма — «часть отображает целое» в виде зашифрованного комикса. Икона-комикс приглашает: сыграйте в опасную игру. Войдите в лабиринт.

Федор Пирвиц для «Фамильных Ценностей»

Про икону "лабиринт духовный" как определить свои грехи

про икону -«Лабиринт духовный» как определить свои грехи…

Эта икона называется «Лабиринт Духовный» включает 12 кругов:

 два входа ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад.  

Икона служит неким детектором греховности:  отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Результат поразителен.

  •  Это, конечно, не касается праведников…
  • Если плохо читается, разъяснение:  Справа на лево:Блуд», «Уныние», «Сребролюбие», «Пианство», «Тщеславие», «Гордость», «Убийство»,  «Гнев», «Немилосердие», «Зависть», «Оклеветание», «Объядение».

Написана в 18 веке. Размер иконы оригинала 54 на 43,9 см Гос. музей истории религии Санкт- Петербург

Не типичная для православия икона. Мандала. Духовный выбор. 12 дорог «вниз», и только 1 «вверх».

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии Икона «Лабиринт духовный» находится в Новоиерусалимском монастыре

          В центре иконы изображен лабиринт из 12 кругов, из которого два входа ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле.

Жизненный путь человека изображен как ступенчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старики. Указан возраст – 1 год и 90 лет. На смертном одре – в центре справа – душу человека принимает Ангел.

Но тут же и стоит бес со списком грехов усопшего.

      Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу – огненная пасть сатаны. Преисподняя населена бесами и демонами, между которых заметны и Ангелы, забирающие раскаявшиеся души.

Над лабиринтом изображено Царствие Небесное с Градом Новым Иерусалимом, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами.

В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя…     Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.

http://www.pravsemia.ru

источники: http://levkas-ikona.ru/internetmaga…oduct_id=549647 http://blogs.mail.ru/mail/anna-koal…F9E9BECB46.html http://www.liveinternet.ru/users/se…/post119135456/

Серия сообщений «молитвы»:молитвы Часть 1 — святая троицаЧасть 2 — Чудеса КсенииБлаженной…

Часть 22 — Святитель Николай Чудотворец

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

История иконы «Лабиринт духовный» начинается в XVIII веке. Возникновение необычного образа связано с переосмыслением трудов святых отцов. Это редкое изображение создано не для прославления святого или Богоматери.

Это икона-головоломка, иллюстрирующая сложность праведного жития и опасность греховного человеческого мира. Рассматривая образ, христиане могли пройти глазами по ходам и увидеть, что большинство из них ведет в бездну.

Описание иконы «Духовный лабиринт»

Икона разделена на три уровня. В самом верхнем изображен рай, небесный град Иерусалим. Посередине располагается земной мир людей. А в нижней части – геенна огненная. В центре иконы – круглый лабиринт, в нем заключено поле. Здесь изображены символы земной жизни человека:

  • колыбель;
  • лестница, на ступенях которой люди разного возраста – от детского до старческого;
  • смерть;
  • посмертный суд. Здесь же и входы в лабиринт.

Всего два выхода ведут в рай. Остальные двенадцать – в ад. Каждый из этих ходов олицетворяет смертный грех: чревоугодие, клевету, зависть, жестокосердие, гнев, убийство, гордыню, тщеславие, винопитие, алчность, уныние, блуд. Кроме обычных семи грехов добавлены еще пять. Картина дополнена расшифровывающими подписями и пояснениями.

Произведение отличается от типичных икон по ряду признаков. В написании художник использует прием обратной перспективы, то есть объекты заднего плана рисует более крупными. Кроме того, сам сюжет, в центре которого человек, проживающий свою судьбу, – не типичен для традиционных православных образов. Изображение гораздо ближе к гравюре или иллюстрации некой притчи.

Значение и символика

Как уже упоминалось, изображение носит поучительный назидательный характер. Иконы такого плана относят к символико-дидактическому направлению религиозного искусства.

Эти образы связаны с изучением трудов святых отцов, и доходчиво пересказывают зрителю основные богословские положения. Активно развиваться это течение начало в XVI веке.

Первые образцы «Лабиринта» возникли в западно-европейском христианстве. На Русь эти иконы попали гораздо позже.

Символика изображения богата и, в то же время, понятна любому православному. Центральное поле, охваченное графическим лабиринтом, – это круг земной людской жизни. Сам лабиринт – это поиск спасения.

В верхней часть круга нарисованы песочные часы, что является аллегорией отпущенного для земной жизни времени. Небесный град – воздаяние за праведную жизнь, но попасть туда трудно, ведь всего два хода ведут к нему.

Читайте также:  Схимонахиня Макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитв

Смерть же – обезличенное существо, приводящее человека к суду за его деяния.

Стоит сказать о самом ключевом элементе композиции. Образ лабиринта вообще известен человечеству со времен палеолита. Его довольно часто можно встретить в культовых сооружениях самых разных эпох и конфессий. Христианство не стало исключением, ведь многие языческие образы переосмысливались в этой религиозной традиции.

Тона, в которых написана икона, традиционно часто используются в христианском искусстве. Это разные оттенки красного, в которых изображены пространства рая и ада.

В первом случае красноватые оттенки – символы Царства Небесного, а также на некоторых образцах красный фон, на котором Христос благословляет мир, – олицетворение ликующей радости воскресения и вечной жизни. В аду оттенок красного иной – это багровое пекло вечных мучений.

Пространство жизни людей имеет синий или зеленоватый оттенок. В раю преобладают белые и золотые цвета.

Почитание в православии

Наверняка, когда православный христианин две сотни лет назад видел этот образ, он его пугал. Подробное изображение смерти, ада, сложный лабиринт – все это производило неизгладимое впечатление. Икона настойчиво напоминает, что мир – это место борьбы за души. Зритель должен почувствовать страх за свой загробный путь, понять, что его ждет возмездие за все совершенные злодеяния.

Несмотря на такой мрачный посыл, среди русских христиан икона стала почитаемой. Эта традиция распространилась не только в среде просвещенного духовенства, но и в народной традиции искусств. Об этом свидетельствует большое количество не только иконописных списков «Лабиринта», но и существование лубочной перерисовки этого сюжета.

Однако в наши дни некоторые священники относят эту композицию к неканоническим изображениям. Это означает, что художественное произведение не является обязательным и не нуждается в официальном почитании, а носит скорее «душеспасительный характер».

Поэтому, несмотря на популярность и значимость изображения, в официальной православной традиции нет даты празднования иконы. Однако для каждого верующего не лишним будет обзавестись этим образом, чтобы, глядя на него, вспоминать, как сложен путь к спасению.

Редкая икона лабиринт духовный

Икона «Лабиринт духовный» отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта , перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем на Русь. Изображения лабиринта помещаются на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра, Реймса, Амьена. Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского († 1660) «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако иконописные соображения с этим сюжетом распространяются только с XVIII столетия и основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви.

В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода ведут вверх, в жизнь вечную, и одиннадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на Земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре).

На смертном одре (справа) душу человека принимает ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старцы.

Надписи указывают их возраст: от 1 года до 90 лет.

Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает «и райские врата усердно отверзает». Здесь же – слова псалма: «Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям твоим научи мя» (Пс. 24, 4).

Надпись в нижней части лабиринта тоже из Псалтири: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися» (Пс. 87, 4).

Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу – огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок.

Здесь же помещены наименования грехов: «Блуд», «Уныние», «Сребролюбие», «Пианство», «Тщеславие», «Гордость», «Убийство», «Гнев», «Немилосердие», «Зависть», «Оклеветание», «Объядение». Преисподняя населена демонами – воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань.

Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земного оружия – лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.

Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых ангелами.

Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр. 21).

В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.

Икона и иконопочитание в православии

Икона и иконопочитание в православии

В православном благочестии видное место занимает почитание св. икон с изображениями Господа Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, ангелов и святых (сюда же относятся и св. крест и св. евангелие). Православные храмы внутри покрыты росписью и обильно украшены иконами как в так наз. иконостасе (перегородке, отделяющей алтарь от храма), так и на стенах.

Изображения эти обычно делаются на досках или на плоской поверхности, статуи и вообще скульптурные изображения, в отличие от Запада, в православии представляют редкое исключение. Канонически почитание икон основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается имеющим непререкаемую силу для Церкви.

Оно имеет свое основание и в религиозной психологии, столь глубокое, что икона у православных является существенной необходимостью для благочестия. В цветущие времена православия, одинаково как в Византии, так и в России, иконы не только наполняли храмы, но они помещались и в домах, и на улицах, и площадях, и в публичных местах.

Жилище, в котором нет иконы, для православного производит впечатление нечистоты и пустоты. При путешествии, при посещении новых мест, православный имеет икону, пред которой и совершает молитву, так же как он носит и небольшой крест на груди, впервые возлагаемый при крещении. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия.

Это с трудом понимается западным человеком, даже в католичестве, несмотря на то, что оно и признает иконопочитание, особенно же в протестантизме, в котором живет традиция иконоборчества и удерживается одно только изображение креста. Иконопочитание нередко принимается за идолопоклонство, причем, конечно, не дают себе труда отчетливо определить, что же под этим разумеется.

Икона предполагает для своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий (Быт. 1, 26), хотя и затемненный первородным грехом. Но Господь Иисус Христос, приняв человеческое естество, в Своем безгрешном человечестве явил истинного человека.

Бог остается неизобразим в премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может быть описуем. Иначе не имело бы места и самое Его откровение.[31] В частности являются изобразимы, в силу сказанного, события земной жизни Господа Иисуса Христа, как они в слове изображаются во св. Евангелии, которое в этом смысле есть не что иное, как словесная икона Христова.

Картины религиозного содержания, изображающие евангельские события, не встречают для себя принципиального возражения и в протестантском мире. Они употребительны здесь — в целях ли научения, воспоминания или же большего религиозного постижения, — употребительны так же как священные тексты, украшающие стены храма и представляющие собою также не что иное, как словесные иконы.

Такое воспоминательное значение в православии имеет роспись (фрески) разного содержания, покрывающие стены храма и в сущности не имеющие значения иконы. Икона представляет собою не просто священное изображение, но и нечто большее, чем изображение.

По верованию православия, икона есть место благодатного присутствия, как бы явления Христа (а далее и Богоматери, святых, вообще тех, кто изображается на иконе), для молитвы Ему. Это явление Христа в Своем изображении для слышания молитвы Ему не делает самую доску и краски, которые необходимы для изображения, составляют его материю, принадлежащими телу Христову.

В этом смысле икона совершенно противоположна Евхаристий, где нет образа Христова, но таинственно Христос присутствует в веществе Его тела и крови, подавая их для причащения. Православный молится пред иконой Христа, как пред самим Христом, ему предстоящим в Своей иконе, но сама икона, место этого присутствия, остается только вещью и отнюдь не становится идолом или фетишем.

Потребность иметь с собою и пред собою икону вытекает из конкретности религиозного чувства, которое не удовлетворяется одним только духовным созерцанием, но ищет и непосредственной, осязательной близости, как это естественно для человека, состоящего из души и тела. Человеку Господь преподает общение с Собой во вкушении тела и крови Его, т. е. чувственно и осязательно.

И подобное духовно-осязательное же общение мы имеем и во святых иконах, при всем глубоком отличии иконы от св. Евхаристии. Почитание св. икон основывается, поэтому, не только на самом содержании изображаемых на них лиц или событий, но и на вере в это благодатное присутствие, которое подается Церковию силою освящения иконы.

Читайте также:  Молитва перед началом всякого дела: к кому обращаться, тексты на русском языке

В освящении иконы мы имеем священнодействие, которым установляется именно связь между первообразом и образом, изображаемым и изображением. Через освящение в иконе Христа происходит таинственная встреча молящегося со Христом.

И это же имеет силу и относительно иконы Богоматери и святых, которые в своих иконах как бы продолжают свою жизнь на земле в своих явлениях (аналогичный же смысл имеет и почитание св. мощей). Силою этого благодатного присутствия чрез икону может подаваться помощь, как бы от самих изображенных на ней, и, в этом смысле, принципиально, всякая получившая свою силу, т. е.

освященная, икона является чудотворной. Однако чудотворными, в собственном смысле, почитаются иконы, так или иначе явившие себя чудотворением и с особенной доступностью и ощутительностью являющие свою силу. Особенно значительно количество почитаемых, как чудотворные, икон Божией Матери. По верованию Церкви, пресв. Матерь Божия, которой усыновлен в лице ап. Иоанна Богослова весь человеческий род, или вся Церковь, не оставляет мира и в Своем Успении, и пребывая в небесах, Она вместе с тем живет и жизнью нашего мира, болеет его болезнями и плачет его слезами, предстательствует о нем Своими молитвами. Потому она являет Себя миру и в чудотворных Своих иконах, которые сохраняют Ее ощутительный след на земле. (Эта вера в православии является общею с католичеством).

Иконы имеют своим предметом изображение Христа, а в связи с Ним даже и Св. Троицы (в частности, в виде явления трех ангелов Аврааму при дубе Мамврийском), Богоматери, ангелов и святых.

Содержание этих икон не ограничивается простыми изображениями, но может включать и различные события из жизни Христа (иконы праздников), или же выражать иногда очень сложные догматические идеи (напр., различные иконы св. Софии, Премудрости Божией, космические иконы Богоматери и под.).

Каково происхождение подобных икон? Отчасти оно определяется прямыми данными Слова Божия, частью же богословскими соображениями (и относится в этом смысле к живописной схоластике), отчасти содержит в себе духовное видение, которое открывается богозрителю, а вместе и иконописцу.

[32] И, как таковое, будучи принято Церковию чрез икону, оно становится новым откровением, которое является источником для богословия, — тем самым возникает иконографическое богословие (как напр., в вопросе о Софии, Премудрости Божией). Вообще, икона является особым видом церковного предания, в красках и образах, наряду с устным, письменным, монументальным.

Изготовление икон, которым для массового спроса овладело ремесло, в своих истоках является религиозным творчеством, и Церковь прославляет некоторых святых именно как иконописцев (во главе этого ряда предание ставит евангелиста Луку, начертавшего икону Божией Матери).

Таковы величайшие русские мастера иконы, два друга: преподобный Андрей Рублев и Дионисий, оба монахи. Впрочем, редким исключением является и то, что оказываются известны их имена, обычно иконы так же безымянны, как и готические соборы на западе. Разумеется, истинные видения, богословские созерцания в иконах представляют собой исключения в ряду массового иконописания, но эти исключения становятся оригиналом для изготовления копий, иконных «подвижников».

Религиозное созерцание в иконе дается мастеру облеченным в образы, краски и формы. Это есть откровение в художественных образах, не отвлеченные идеи, но конкретные формы. Поэтому в иконописи имеет столь существенное значение символика красок, ритм линий, связанность композиции.

Видения духовного мира облекаются в художественную форму, в которой приобретает исключительное значение язык красок (цвета: золотой, серебряный, голубой, синий, зеленый, пурпуровый и т. д.) и линий, при величайшей экономии художественных средств. Принципиально в иконе все символично и имеет свое значение: не только содержание изображаемого, но и форма и краски.

В этом ведении и хранении символики иконы состоит традиция иконописания, ведущая свое происхождение с незапамятных времен, может быть, еще и из дохристианской древности и Египта и Эллады, которым наследовала христианская Византия. Таким образом возникает иконописный канон, который с наибольшей чистотой сохраняется в древних иконах.

В истории иконы следует отметить особую заслугу русского старообрядчества, которое явило их миру как недосягаемые вершины художества, способные стать рядом с величайшими произведениями мирового искусства.

[33] Разумеется, канон этот имеет лишь общее руководящее значение, и он не только оставляет место для личного вдохновения и творчества (в известных пределах его нечувствительно изменяющих), но его даже предполагает. Поэтому не существует такого абсолютного канона для иконы, который исповедуют старообрядцы.

Тем самым они обрекают иконопись на полную неподвижность и на смерть ее как искусства, из которого она родилась и которым должна остаться. Напротив, находя основание в традиции и развивая ее, икона имеет свою собственную жизнь и в современном искусстве, и это искусство имеет великое и прекрасное будущее.

Однако искусство не рабствует канону, как внешнему закону, но его свободно приемлет как древнее ведение и внутреннюю правду. Иконопись есть особая отрасль символического искусства, но она есть не только искусство, но и более чем искусство, она есть боговидение и боговедение, дающие художественное свидетельство о себе.

Она требует для истинного своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя-богослова. Одно художество само по себе бессильно создать икону, так же как и одно богословие. Поэтому творческая иконопись является труднейшим и редчайшим искусством, как требующая соединения этих обоих, также редких даров.

За то и достижения и откровения иконописи превосходят по силе своей и умозрительное богословие и внерелигиозное искусство. Иконопись свидетельствует о потустороннем мире и его образах, она не доказывает, но показывает, не принуждает доводами, но убеждает и побеждает самоочевидностью. Истинная творческая икона есть явление Христа, Богоматери, ангелов, святых, рая, здесь на земле. Поэтому в ней искусству дается вообще самое высшее служение, какое только может существовать, — возвещать славу Божию. Русская душа и русское искусство таит в себе новые откровения, новое творчество иконы, которого мы являемся уже современниками.

Иконопись, как искусство, имеет свои отличительные черты, в общем определяющиеся ее задачей свидетельствовать о потустороннем мире. Поэтому оно, прежде всего, чуждо того натурализма и даже просто природного реализма, который сделался господствующим в западном искусстве ренессанса.

Иконопись не допускает чувственности в изображениях, которые остаются формальны, абстрактны, схематичны, состоят из одной формы и краски. Она ищет передать не лицо, но лик. Она чужда импрессионизма, но ближе к декоративности с четкими формами и определенными красками.

Поэтому икона не знает и трех измерений, не имеет глубины, но довольствуется, вслед за древней египетской иконописью, плоскостным изображением с обратной перспективой, и уже этим достигается устранение чувственности и господство формы и краски с их символикой.

Этим вносится в самые художественные ресурсы иконописи строгая и высокая аскетика, и заранее отрезается путь к чувственности, к плотской похоти. Иконопись строга, серьезна и может казаться суха, как неизбежно сынам плоти кажется высокое и чистое искусство.

Художественная родина иконы есть древний Египет (в частности, погребальные портреты эллинистической эпохи). Византия, наследница и продолжательница Эллады, является родиной христианской иконописи, здесь она имела несколько периодов расцвета.

Отсюда иконописное искусство перешло в Балканские страны и Россию, где достигло высшего развития к XV веку в Москве и Новгороде. Величайшим русским иконописцем является преп. Андрей Рублев и мастер Дионисий (Москва, XV век). Вопрос о соотношении западного, итальянского и русского иконописного искусства до сих пор составляет предмет ученых споров.

Влияние запада неоспоримо проявляется в русской иконописи в эпоху начинающегося упадка с XVI века и находит для себя в Симоне Ушакове (Москва, XVII век) даровитого выразителя. В XVIII–XIX вв.

влияние западных вкусов на русское искусство действует понижающим образом, внося в него черты натурализма и дилетантизма, в утрате собственного стиля, вместе с ремесленничеством, и только в последнее время вновь пробудилось понимание природы иконописи как искусства, а с ним пробуждается и сознание подлинных высоких ее задач, обещающее новый его расцвет. В иконе искусство становится в связь с Церковию, служит Церкви, причем эта связь есть не только внешняя, но внутренняя. Культура и культ раскрываются в том своем единстве, которое является исходным, изначальным, а вместе и последнею целью истории человечества.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector