Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

Икона Бога Саваофа считается очень древней и уникальной. Его изображения в иконографии прослеживаются с давних времен. Бог – отец был изображен в виде мудрого седовласого старца, его лик размещался на треугольнике, который символизирует Святую Троицу.

Немного истории

Согласно православной традиции имя Господа Саваофа переводят как «Господь воинств». Поэтому, в отличие от других имен Всевышнего, которые встречаются в Библии, словом Саваоф акцентировал его силу и могущество.

Запрет на любые изображения Бога-отца поставил Московский Собор, мотивируя это тем, что Бог – это дух, которого никто не видел, нежели лицезрели Иисуса Христа. Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали наноситься на стены храма.

Поэтому и в древних и в современных церквях можно видеть иконы Саваофа.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

Известные списки иконы Саваофа

В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.

Известны два списка этой древней иконы Саваофа:

  • Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

  • Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

О чем просят и как молятся перед иконой господа саваофа

Икона Бога Саваофа считается исповедальной. Молятся перед ней, прося отпущения грехов. Обращаться стоит к Богу в покаянной форме, прося у Него сил не поддаться греховным мыслям и не совершить безнравственные деяния.

Подле нее можно просить о самом сокровенном, судьбоносном для человека

Многими чудесами прославилась икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Свято-Никольском женском монастыре.

За многие года известно более сотни случаев излечения от бесплодия. Многие семейные пары, которые годами ждут и просят у Господа Саваофа продолжение рода, получили желаемое.

Молитва Богу Отцу Господу Саваофу

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной.

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

Для того, чтобы Бог услышал, нет необходимости ездить по святым местам, совершать паломничество, главное – быть по- настоящему верующим человеком.

И даже, несмотря на нескончаемы церковные дебаты, которые не утихают и по сей день, иконы Бога Саваофа остаются неотъемлемой частью православных храмов.

(6

Икона Господа Саваофа

  • Историческая справка
  • Описание иконы
  • История иконографии
  • Молитвы к Богу Отцу

Образ Вседержителя-Отца считается уникальным и известен с давних времен.

Чаще на иконах Саваоф предстает как седовласый старец на троне, в Его глазах читается великая мудрость и спокойствие.

Лик Господа-Отца на изображениях размещен в символическом треугольнике, что повествует православным верующим о присутствии Святой Троицы, берущей начало от самого Всемогущего и Единого Бога.

Перед иконой Саваофа просят об отпущении порочных грехов, о придании сил на свершение благодетельных поступков, очищающих сердце и окружение.

Историческая справка

Саваоф — одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемое в Священных Писаниях, имеет еврейское происхождение и в переводе означает «воинство» (то есть Господь, создавший армию).

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ СаваофаБог Саваоф. Картина В.М. Васнецова

Под войсками Творца подразумевают:

  • защитников израильских земель;
  • небесных служителей Бога;
  • сонмы святых, окружающих Его;
  • звезды и другие подобные объекты космоса.

Словосочетание «Господь Саваоф» пустило корни еще в период Ветхого Завета. Как культовое наименование оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силома и связывалось с христианским Ковчегом Завета.

Описание иконы

В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына).

Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам.

Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ СаваофаИкона Господа Саваофа

Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.

  • На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
  • На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
  • На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
  • Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
  • Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.

Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа. Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.

Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.

История иконографии

Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях множества икон, таких как: «Благовещение», «Рождество Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого духа на учеников Христа», «Державная» икона Пречистой Девы и т.д.

  • На миниатюрах, созданных в XVI веке, Он демонстрируется находящимся в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой деснице находится держава, как в сцене под названием «Творение».
  • В период с XVII по XVIII вв. Господь Отец появляется в настенных росписях церквей Балканского региона. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ СаваофаИкона «Отечество»

  • На Московском соборе, состоявшемся в 1667 г., изображение Всевышнего Отца запретили применять на иконах, стенографиях и миниатюрах. В основе закона легло мнение, что образ этот не соответствует канонам православной веры, так как Бога — Первую Ипостась Святой Троицы — невозможно представить и изобразить в истинном свете.
  • Однако запрет не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Несмотря на легко просматриваемую символическую связь между Господом Саваофом и первой Ипостасью Троицы, под иконами не писали наименование: «Бог Отец». Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.

Читайте о канонических Господних иконах:

  • Икона Тайная Вечеря
  • Икона Христос Патнократор
  • Икона «Царь Славы»

Молитвы к Богу Отцу

На Руси молитвенное прошение, обращенное непосредственно к первой Ипостаси, имело большое значение. С древних времен акафист, находящийся в структуре определенных торжественных молебнов, читается во время церковных служений.

Существует небольшое отличие от общепринятых текстов: слово «Радуйся», традиционно завершающее икос, заменено на «Господи Боже». Саваоф здесь именуется Предводителем Небесных воинств, а сам акафист пропитан атмосферой глубокого почитания Творца. Поэтому словосочетание «помилуй меня!» звучит как законное обращение созданного существа к своему Создателю.

Молитва Богу Отцу Господу Саваофу 

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной.

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

При внимательном прочтении молитвенного текста Богу Отцу видится изложение христианской доктрины о Святой Троице.

В сжатой, но точной форме, акафист раскрывает главные события истории Церкви от дней творения до всемилостивой жертвы Христа.

Подобная характеристика в купе с высокохудожественной стилистикой построения и передачи информации возводит молитвенное обращение к Господу в ранг величайших произведений гимнографии.

На полотнах Господь чаще предстает в качестве мудрого седовласого старца, символизирующего первый лик Троицы. Своё распространение иконы Бога Отца обрели с XVI столетия, верующие обращаются к ним, чтобы получить освобождение от греховности.

Несмотря на богословский запрет использования образа Саваофа, изображения Его видны на внутренних сторонах куполов, иконографических композициях и различных миниатюрах.

Акафист Господу Саваофу

Окт 20, 2019 12:44 Администратор

«Если же кто-либо осмелиться сделать изображение Божества – невещественнаго и безтелеснаго, и невидимаго, и не имеющаго формы и цвета, то мы отвергаем от себя, как ложное.» Иоанн Дамаскин

Как ранее мы уже писали про «привычное-каноничное«, желая показать несостоятельность многих традиций, базирующихся в основном только на том, что «так делали раньше», так и сейчас, в статье о том, что не должно изображать Бога Отца, хотим начать с того же, с поиска источников данной традиции.

Известно, что до 15 века не писали Бога Отца ни ни иконах, ни на фресках, таких изображений не знают ни мозаики, ни книжные миниатюры, вобщем говоря, нет нигде и следа на такие изображения.

Мода на такие иконы зарождается у латын и к середине 16 века эта мода в своей совершенной свободе переходит и на Русь.

Даже несмотря на запрет Стоглавого Собора в 43-й главе «Да и о том святителем великое попечение и брежение имети, комуждо по своей области, чтобы гораздыя иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самомышления бы и своими догадками Божества не описывали.

Христос бо Бог наш описан плотию, а Божеством не описан, якож рече святый Иоанн Дамаскин: не описуйте Божества, не лжите, слепии, просто бо, невидимо, незрително есть. Плоти же образ вообразуя, поклоняюся и верую и славлю Рождшую Господа Деву «

Мода эта пришла на Русь сначала в сложных богословско-дидактических иконах, многие из которых не могли понять даже председательствующие на  Стоглавом Соборе. А после, мода эта проявила себя и в ныне всем известных иконах, таких как «Отечество», «Троица Новозаветная», «Триипостасное Божество», «Сопрестолие» , «Распятие в лоне Отчем», с этих же пор у нас стали писать и кощунственные иконы Святого Духа, которые изображают Его в виде голубя. Любители этих новшеств могут оправдаться только тем (хотя это вовсе и не оправдание), что Дух Святой был явлен над Сыном Божиим во время Крещения. На эту тему мы уже писали здесь. Хочется только повторить свой вопрос,- а почему не в виде огня? Ведь Дух Святой был явлен над апостолами и в виде огненных языков в день Пятидесятницы? Так же и относительно икон «с Богом Отцом». Наши благочестивые заступники в данном вопросе могут сослаться только на традицию и на как им кажутся справедливыми в этом вопросе- на явления Божества пророкам в Ветхом Завете. Давайте спросим святых отцов, как толкуют они 18 стих первой главы на Иоанна- «Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Иоанн 1:18)

Читайте также:  Молитва Марии Египетской: о чем просят святую и тексты молитв на русском

Иоанн Златоуст:

 «Вот и в чтении, ныне нам предложенном, говорится, что Бог имел лоно, а это свойственно телам; но никто не будет столько глуп, чтобы бестелесного почитать телом. Чтобы все это понять в смысле духовном, как должно, исследуем это место подробнее. «Бога не видел никто никогда».

Каким путем евангелист пришел к этому? Показав великое преимущество даров Христовых – такое, что неизмеримое расстояние находится между этими дарами и сообщенными через Моисея, он хочет потом высказать и достаточную причину такой между ними разности.

Моисей, как раб, был служителем дел низших; а Христос, как Владыка и Царь и Сын Царя, принес нам несравненно высшие дары, сосуществуя всегда с Отцом и видя Его непрестанно. Потому-то евангелист и присовокупил: «Бога не видел никто никогда». Что же мы скажем на слова велегласнейшего Исайи: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис.

6:1)? Что скажем на свидетельство самого Иоанна о том, что Исайя сказал это тогда, когда видел славу Его (Иоан. 12:41)? Что скажем на слова Иезекииля? И он ведь видел Бога, сидящего на херувимах. Что – на слова Даниила? И он говорит: «и воссел Ветхий днями» (Дан. 7:9). Что также – на слова Моисея: «покажи мне славу Твою, дабы я познал Тебя» (Исх.

33:18,13)? А Иаков и прозвание получил от этого, т.е. был назван Израилем, а Израиль значит: видящий Бога. Видели Его и другие. Итак, почему же Иоанн сказал: «Бога не видел никто никогда»? Он показывает, что все то было делом снисхождения, а не видением самого существа божественного. Если бы они видели самое существо, то видели бы его не различным образом.

Оно просто, необразно, несложно, неописано; не сидит, не стоит, не ходит. Все это свойственно только телам. Но как Бог существует, это знает Он один и это возвестил сам Бог Отец через одного пророка: «Я», говорит, «умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи» (Ос. 12:10), то есть, Я снизшел, явился, но не тем, что Я есмь.

А как Сын Его имел явиться нам в действительной плоти, то Он изначала приготовлял людей к созерцанию существа Божия, сколько им возможно было видеть.

Но что Бог есть сам в себе, того не видели не только пророки, но и ангелы и архангелы; и если бы ты спросил их об этом, то в ответ не слышал бы ничего о существе, а только пение: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14).

Если бы ты пожелал узнать о том что-либо от херувимов, или серафимов, то услышал бы таинственную трисвятую песнь и что «вся земля полна славы Его» (Ис. 6:2). А если бы ты обратился с вопросом к силам еще высшим, то ничего не узнал бы, кроме того, что у них одно дело – хвалить Бога. «хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс. 148:2).

Итак, самого (Бога Отца) видит только Сын и Дух Святой. Да и как созданное существо, каково бы оно ни было, может видеть Несозданного! Если мы не можем ясно видеть какую бы то ни было бестелесную силу, даже сотворенную, — а этому много оказалось примеров по отношению к ангелам, — то тем более мы не можем видеть существа бестелесного и не созданного.

Поэтому и Павел говорит: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6:16). Но не принадлежит ли это преимущество только одному Отцу, а не Сыну? Нет – и Сыну также. А что принадлежит это и Сыну, послушай Павла, который показывает это и говорит: «Который есть образ Бога невидимого» (Колос. 1:15). А как образ невидимого, Он и сам невидим; иначе не был бы и образом. Если же (Павел) в другом месте говорит: «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16), — ты не удивляйся; это явление совершилось во плоти, а не по существу. Но что и Он невидим, не только для людей, а и для высших сил, показывает также Павел. Сказав: «явился во плоти», он присовокупляет: «показал Себя Ангелам».

Таким образом Он показался ангелам тогда, когда облекся плотью; а прежде того они также не видели Его, потому что и для них существо было не видимо. Как же, скажете, сам Христос сказал: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.

18:10)? Что же? Неужели Бог и лицо имеет и небесами ограничивается? Но никто не будет до такой степени лишен ума, чтобы утверждать это. В каком же смысле это сказано? В том же, в каком сказано: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Говорится здесь о видении, нам возможном, о видении умом и мыслию о Боге.

Таким образом и об ангелах можно сказать, что они по своему чистому и бодрственному естеству всегда не что другое созерцают, а только Бога. Потому-то и сам (Господь) также говорит: «Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11:27). Что же? Неужели все мы находимся в неведении о Нем? Нет; только никто не знает (Отца) так, как Сын.

А как и прежде многие видели Его, в доступной для них мере видения, существа же божеского не видел никто, так и ныне все мы знаем Бога, но какой Он в существе своем, того не знает никто, — только один Рожденный от Него. Знанием Он здесь называет точное созерцание и постижение, и притом такое, какое имеет Отец о Сыне.

«Как Отец знает Меня», говорит Он, «[так] и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15)      …      А что же еще мы узнаем от Сына, как сущего в недрах отчих? Что узнаем от Единородного? Во-первых, что это самое составляет Его действенную силу.

Потом, мы получили более ясное учение и познание о том, что Бог есть Дух и что поклоняющиеся Ему должны поклоняться духом и истиною; еще же и то, что Бога видеть невозможно, что Его не знает никто, кроме Сына, и что Он есть Отец истинного Единородного; также и все прочее, что об Нем повествуется.

Само же слово: «явил» выражает учение яснейшее и очевиднейшее, которое Он передал не одним иудеям, а и всей вселенной, и которое сам исполнил. Пророкам внимали не все иудеи, а Единородному Сыну Божию покорилась и и уверовала вся вселенная. Итак, исповедание означает здесь особенную ясность учения. Потому-то называется и Словом и Ангелом великого совета.»

Не понимают наши противники, что Ветхий Завет не знает непосредственного Богооткровения, что все видения Ветхого завета были лишь символами и тенями, да и кто из пророков дал нам описание лица Божества- какой величины Его нос, какого цвета глаза, какие пропорции головы, каковы размеры Его губ, ушей, скул? Нет таких описаний! Но откуда они тогда взялись спросите вы? Ответ очевиден- от наших соседей латын.

Все пророческие видения, в том числе и Даниила, толкуются Церковью как явления Сына Божия, как предвозвещения Его воплощения. Смысл этих пророческих прозрений в том и был, что как «образы и сени» они упраздняются при появлении подлинного человеческого образа Бога.

Ветхозаветный запрет этим не упраздняется: Бог остается неизобразимым, так как «Бога никтоже виде нигдеже». Бог видим и, следовательно, изобразим только в воплощении.

Поэтому изображения не воплотившегося Бога Отца могут быть основаны только на латинских мудрованиях «вне свидетельств».

И беседовавший с Авраамом в куще был Сын (18, 1) ( Иоанн Златоуст. На Иоанна. Беседа 33. Часть 2. )

И когда апостол Филипп просит Спасителя показать ему Бога, говоря: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.» (Иоанн 14:8) Спаситель отвечает ему : «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»  (Иоанн 14:9) Вселенский учитель это место из Евангелия объясняет так:

«Филипп хотел видеть Отца этими телесными очами, быть может, потому, что слышал о Пророках, что они видели Бога. Но ведь то, Филипп, было говорено приспособительно к нашей немощи. Потому-то Христос сказал: Бога никтоже виде нигдеже (1, 18), и еще: всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне (6, 45).

 Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте (5, 37). И в Ветхом Завете сказано:не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20). Что же Христос? Сильно упрекает его: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? И не сказал: не видел Меня, но: не познал еси Мене.

Но ведь я, мог сказать Филипп, не Тебя хочу познать; я желаю теперь увидеть Твоего Отца, а Ты мне говоришь: не познал еси Мене? Какая тут связь? Весьма близкая. Так как, пребывая Сыном, Он есть то же, что и Отец, то Он справедливо в Себе Самом показывает Отца.

Потом Он разделяет ипостаси, говоря: видевый Мене виде Отца, чтобы кто-нибудь не сказал, что Он – вместе и Отец, и Сын. Если бы Он был Отец, то не сказал бы: кто видел Меня, тот видел и Его.

Почему же Он не сказал Филиппу: ты требуешь невозможного, того, что несообразно с человеческою природою, что одному только Мне возможно? Так как Филипп сказал: довлеет нам, как будто бы уже познал (Христа), то Христос показывает, что он и Его не видел; иначе, если бы он мог видеть Его, то увидел бы и Отца.

Потому и сказал: видевый Мене виде Отца, – кто видел Меня, тот увидит и Его. А это значит вот что: ни Меня, ни Его видеть невозможно. Филипп хотел познать чрез зрение, и так как думал, что уже видел Христа, и хотел таким же образом увидеть и Отца, то Христос показывает, что он не видел и Его. »  ( Иоанн Златоуст. На Иоанна.  Беседа 74. Часть 1. )

Если же кто спросит,  а как древняя традиция написания Ветхого Деньми? Разве Ветхий Деньми не есть Бог Отец?- Никак! Ветхий Деньми это Господь Исус Христос! Посему иконографически лик Ветхого Деньми такой же как у Спасителя, только по видению Даниила волосы пишутся белоснежными. Он же подписывается Ис Хс (Исус Христос), на Ветхом Деньми пишется клав на плече (изображающийся у Божиих посланников и преимущественно у Исуса Христа) а так же одежды хитон и гиматий.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ СаваофаВетхий Деньми Исус Христос

Для того, чтобы наглядно проследить латынское мудрование беснование и в особенности влияние на русскую иконопись, посмотрите сначала на картину Альбрехта Дюрера «Поклонение Святой Троице», заметьте, что картина написана католиком в 1511 году

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ СаваофаАльбрехт Дюрер «Поклонение Святой Троице»

А теперь посмотрите  на нашу русскую икону » Распятие в лоне Отчем «, которая была написана около 1600 года.

Читайте также:  Каплуновская икона Божией Матери: история и где находится, о чем просят и молитвы

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ СаваофаРаспятие в лоне Отчем. Ок 1600 года

Чувствуете сходство? А ведь мало того что сходство так еще и кощунственное изображение Распятого. Всмотритесь внимательнее, то ли Тело Господа отодвинуто как бы на задний план, за образ Серафима, то ли горе художник смешал Господа с Серафимом- не понятно.

На Кресте сидит какое-то «тело» и машет мечем, что за «тело» и зачем оно сидит на Честном Кресте? Далее.. Короче говоря, икона вызывает одни вопросы.. Вот такие у нас соседи, учат нас уму-разуму, а мы и не против, мы ведь без западного мудрования жить не можем.

В заключение хотим привести еще несколько цитат из известных «Трех слов в защиту иконопочитания» Иоанна Дамаскина:

  • «Если же кто-либо осмелиться сделать изображение Божества – невещественнаго и безтелеснаго, и невидимаго, и не имеющаго формы и цвета, то мы отвергаем от себя, как ложное.»
  • «Ибо невозможно делать изображение Бога -–безтелеснаго и невидимаго, и невещественнаго, и не имеющаго ни внешняго вида, ни очертания, и непостижимаго. Ибо как будет изображено то, что не доступно зрению? Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне отчи, той исповеда  . И: никто не узрит лице мое, и жив будет, говорил Бог.»
  • «Видишь, что из за [избежания] идолослужения [Писанием] запрещается рисование изображений, и что невозможно, чтобы Бог – безтелесный и невидимый, и неописуемый был изображаем. Ибо образа Его, говорит [Писание], не видесте  ; как говорит и Павел, стоя в средине Ареопага: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти божество, злату или сребру, или каменю художне начертану и смышлению человечу.»
  • «Ибо, если бы мы делали изображение невидимаго Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтобы было изображено безтелесное и невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы. И опять: если бы мы делали изображения людей и их считали богами, и служили – как богам, то действительно поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после того, как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотившись, явися на земли во плоти и с человеки поживе  , и воспринял природу и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что как говорит божественный Апостол, видим ныне, якоже зерцалом в гадании  . Изображение же и есть зерцало и гадание, соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и после многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов телеснаго.»

Существующие иконы Бога-Отца и можно ли изображать Господа, образ Саваофа

Икона для любого православного христианина является святыней, напоминающей о присутствии Господа в материальном мире.

Существует множество образов с ликом Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых людей. Но иконы, изображающие Бога-Отца, мало кто видел.

Вместе с тем, любой верующий человек должен знать, можно ли рисовать Бога-Отца, не является ли это грехом, и как относится к таким иконам церковь.

Можно ли изображать Бога-Отца на иконах – мнение церкви

Тема нанесения на иконы лика Бога-Отца возникала еще с древних времен. Этот вопрос не раз обсуждался многочисленными Вселенскими Соборами.

Еще в 787 году на 7 Вселенском Соборе иконописные образы с ликом Бога-Саваофа были отвергнуты святыми Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Объяснялось это тем, что Бога-Отца никто не видел во плоти, в отличие от Бога-Сына, рожденного Девой Марией. Соответственно, невозможно изобразить то, что не дано было увидеть человеческому оку.

В телесном виде разрешено было изображать лишь тех, кто был людьми и носил плоть – Иисуса Христа, Богородицу, святых. Стоглавый Российский Собор, собранный в 1551 году, вновь поднял тему об изображении Бога-Отца. Решением Собора было предписано иконописцам не писать Саваофа на образах.

Это же было подтверждено и Большим Московским Собором, состоявшемся в 1655 году. Святые отцы категорически отвергли антропоморфный образ Господа, велев убрать его из храмов и монастырей. Считается, что такой образ искажает информацию об Отце и, следовательно, опасен для верующих.

Представление Бога-Отца в виде седого дедушки, сидящего на облаках, является еретическим. Оно не приближает верующего к спасению, а отдаляет, так как еретики не смогут наследовать Царствия Божьего.

Подробнее о триединстве Пресвятой Троицы

Основой догматического учения христианской церкви является триединство Божественной Троицы. Она представлена тремя лицами:

  • Богом-Отцом;
  • Богом-Сыном (Иисус Христос);
  • Богом-Святым Духом, изображающемся в виде голубя.

Эти три проявления сущности Господа, не слитны между собой, но и не раздельны. Человеческому разуму сложно понять это, так как в материальном мире ничего подобного больше нет. Поэтому продемонстрировать троичность Бога можно лишь на отдаленных примерах.

Некоторые священнослужители проводят аналогии с водой, которая может приобретать три состояния: пар, лед и жидкость. Несмотря на то, что это три разных составляющие, они имеют единую природу и являются водой.

Единство Святой Троицы подтверждают следующие характеристики:

  • наличие единой воли;
  • единая направленная сила;
  • совершение единого направленного действия.

Бог-Отец действует через Бога-Сына с помощью Святого Духа. Разделять три ипостаси нельзя, так как ни одно из них не может существовать без другого. Божественная Троица является единой духовной сущностью.

Единство Пресвятой Троицы святыми отцами разъясняется на примере души человека:

  • ум соответствует образу Отца;
  • мысль – образу Сына;
  • душа – образу Святого Духа.

Все три составляющие принадлежат одному человеку, но проявляются независимо друг от друга. В то же время мысли рождаются благодаря уму и существовать без него не могут. От ума исходит дух, рождающий мысли.

Эти три ипостаси человека неразделимы, как и неразделим Господь Бог. К познанию сути Пресвятой Троицы должен стремиться каждый христианин.

Только через познание этой тайны откроется перед верующими Божественная жизнь.

Неканоничные изображения Господа Бога-Отца

Несмотря на запрещение изображать Бога-Отца, некоторые иконописцы продолжали рисовать Его в образе «Ветхого днями».

Самой известной иконой с образом Бога-Отца является икона «Отечество». Бог-Отец представлен старцем, сидящем на небесном троне, руки подняты вверх. На голове у него нимб звездчатой формы, образующийся из двух пересекающихся ромбов.

На коленях у Господа сидит младенец Иисус, над головой которого круг с голубем внутри, символизирующим Святого Духа. В одной руке Христа свиток, другая – поднята вверх. В нижней части иконы изображен образ Божьей Матери «Знамение».

Начиная с VI века, различные ипостаси образа Бога-Отца появляются на многих иконах:

  1. «Троица Новозаветная», изображающая Бога-Сына уже взрослым и восседающим справа от Него, сидящего на престоле.
  2. «Всевидящее Око Божье» – представляет собой сферическое изображение, состоящее из нескольких сегментов. Внутри центрального сегмента находится иконографический образ Иисуса – Спаса Эммануила, благословляющего народ. От Него отходят четыре луча, указывающих на апостолов. Внутри второго сегмента изображены Божественные лики. Третья сфера демонстрирует звездное небо, в центре которого находится Божья Мать. Выше Богородицы – Бог-Саваоф с огненными ангелами.
  3. «Триипостасное Божество» – монументальная композиция, центр которой занимают образы Господа-Саваофа и Иисуса Христа. Между их нимбами расположен парящий голубь. Триипостасное Божество окружено херувимами и серафимами. Все свободное пространство заполняют фигуры ангелов и святых, нижние из которых стоят на облаках.
  4. «Сопрестолие» – представляет восседающих друг против друга Бога-Отца и Бога-Сына. Отец изображен седовласым старцем, а Сын – в образе Иисуса Христа. Между ними парит символизирующий Святой Дух голубь, от которого исходит яркий свет.
  5. «Распятие в лоне Отчем» – Бог-Саваоф изображен с крестом в руках, на котором распят Сын Божий. Тело распятого Христа прикрывают крылья Серафима.

Эти иконы не являются каноническими, так как не получили благословения церкви и считаются кощунственными. Использовать неканонические образы для молитв и церковных обрядов запрещается. Но, несмотря на это, их можно увидеть на росписях во многих православных храмах.

Уникальная икона Господа Саваофа

Один из самых древних и загадочных образов Бога-Отца – икона Господа Саваофа. Это одно из имен Всевышнего, упоминаемое в Библии и переводимое как «Воинство».

Под войсками Господа подразумевались:

  • небесные Божьи служители;
  • святые, окружающие Всевышнего;
  • звезды, планеты.

На иконе Бог предстает в образе мудрого старца с длинными седыми волосами до плеч и бородой.

На одних списках седовласый мудрец восседает на троне, на других – ступает по облакам. Лик его находится в треугольном нимбе, от которого расходятся лучи света. Поверх белого хитона (нижней рубашки) наброшен зеленый гиматий (накидка). Приподняв обе руки, Всевышний благословляет свой народ. В медальонах, висящих у него на груди, изображены младенец Иисус и Святой Дух в виде голубя.

К еще одному списку с образом Бога-Саваофа относится икона «Отечество».

Есть еще образ Бога с изображениями святых апостолов. Справа от Господа находится Даниил, слева – святой Симеон. У подножия трона изображен Фома.

Но, чтобы быть услышанным Господом, совсем не обязательно лицезреть перед собой его зримый образ. Главное – по-настоящему верить в Него и придерживаться библейских заповедей.

Запрещенная икона. Икона Бога-Отца

В православии принято поклонение почитание икон, хоть это и идет в разрез с Библией. Ранее я писал, почему Библия не одобряет поклонение иконам. Но есть и такие иконы которые стараются скрыть и спрятать, например как святого Христофора, который изображается с песьей головой но почитается как христианский святой, спасший самого Христа. Так например, запрещена любые иконы Бога-Отца

Почему на иконах нельзя изображать Бога-Отца

В 1551 на Вселенском Стоглавом Соборе и в 1655 году на Великом Московском Соборе постановили, что изображать Бога-Отца на иконах нельзя, а все иконы с его изображением считать неканоничными. Нельзя изображать то, что мы не можем видеть и кроме того, в Библии сказано:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу; не поклоняйся им и не служи им… (Исход 20:4-5)

Но не смотря на это, до сих пор, встречаются иконы с изображением Высшего Бога. Вот например икона «Отечество» Древность этой иконы уходит корнями в 10 век. Икона много раз переписывалась

На иконе соблюдается принцип троицы. Бог-Отец, Эммануил ( младенец Иисус) и святой дух в виде голубя.

Обратите внимание, что только Бог Отец имеет треугольный нимб, ни ангелов ни святых, ни даже Иисуса Христа так не изображают. Христиане утверждают, что треугольник — символ троицы.

Но Троица и так изображена на иконе и в символе не нуждается. На самом деле треугольник означает вершину пирамиды. Абсолютную власть. Что выше Бога никого нет.

На этой иконе вместо Иисуса Христа изображен земной глобус, что довольно символично.

Отметим, что треугольник часто изображается с лучами света исходящими из центра. Это знак иллюминатов. Например, такой же треугольник изображен на долларе. Но естественно, полный смысл знака мы постичь не можем так как закрытые ордена хорошо хранят свои тайны. Остается лишь догадываться.

На иконе написано Господь Саваоф. Саваоф — одно из имен Бога, означающее Господь воинств. Это отражает воинственную ипостась Бога, мощь и справедливость.

Как обстоят делана сегодняшний день

Ни добрые католики ни православные христиане по канонам не должны поклоняться образу Бога — Отца на иконе и не должны признавать подобные иконы. Хотя иногда оговаривается снисхождение по незнанию. Поклонение подобным иконам сохраняется в закрытых обществах, и видимо, имеет отношение к управлению и мироустройству, но тут моих знаний пока крайне недостаточно.

Сейчас появились яростные последователи и ревнители Евангелия призывающие уничтожать подобные иконы а с храмов, где есть подобные украшения стен — сбивать фреску. Лично я считаю что в рамках христианства, да, это невежество изображать Бога человеком, но Иисус учил что людям словно детям малым свойствено заблуждаться. Некоторым людям трудно молиться без образа, поэтому им можно это простить.

Читайте также:  Молитва на удачу и везение во всем: к каким святым обращаться, тексты и рекомендации

В герметизме же и апокрифичной литературе есть описания Бога в виде старца — что соответствует изображению на иконе.

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь»

Но лично мне, кажется, что представления Абсолютного Бога — Первого Начала, Альфы и Омеги в виде человека сильно суживает плоскость мышления.

Св. Василий Великий учил.

«Бог не имеет очертаний. Он прост. Не фантазируй на счет Его строения. Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего»

Можно ли изображать Бога Отца?

Можно ли изображать Бога Отца?

В последнее время все чаще приходится слышать мнение о неправомочности этого изображения. Так как падший человек сам по себе не может разобраться в том или ином церковном вопросе, то по совету священного писания: «Все подвергайте испытанию; держитесь добра» посл. к Фессан гл.5 ст.21, мы и попытаемся разобраться в этом вопросе.

  • Для православного христианина, есть три божественных источника, которые являются непререкаемым авторитетом: это
  • 1)     Священное писание
  • 2)     Священное предание
  • 3)     Святоотеческое наследие
  • по порядку, сперва обратимся к священному писанию Нового Завета.

В Евангелии от Иоанна гл.1 ст.18 сказано «Никто никогда не видел Бога. Только Бог – единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, — Он открыл нам Его».

Сам Господь Иисус Христос свидетельствует «Всякий, кто услышал Отца и у него научился, приходит ко Мне. Это не значит, что кто- либо видел Отца. Лишь Тот, кто пришел от Бога, один Он  видел Отца.» Ев. от Иоанна гл.6 ст.45-46.

На просьбу апостола Филиппа показать Отца, Господь упрекает его: «Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: «Покажи нам Отца? Иоанн гл. 14. ст.8-9 т.е. если хочешь увидеть Отца, то посмотри на Меня. Поэтому те, кто хотят увидеть Отца,   пусть смотрят на икону Господа нашего Иисуса Христа.

 Апостол Павел в послании к (Колос 1.15.) говорит: «Христос есть образ невидимого Бога. В послании к (Тимофею 1.17.) говорит: «Царю вечности, бессмертному, невидимому, единственному Богу честь и слава во веки веков! Аминь.» (к Тим. 6.16.); «Он живет в неприступном свете — Его не видел никто из людей и увидеть не может. Ему честь и вечная сила. Аминь.»

И так Священное писание Нового Завета говорит о неописуемости Бога Отца.

Обратимся ко второму источнику, к Священному преданию Церкви.

«Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4) – говорят отцы этого Собора.

Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43 правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг.

В 43 главе деяний этого Собора, которая так и  называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне  четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству.

Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».

Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. отцами всегда отвергался, и изображать подобные образы они почитали за невежество. Более того, икона выполняет вероучительные функции, поэтому ложно понятый образ опасен, ибо несет в себе искаженную информацию и становится еретическим.

Отцы Большого Московского собора, давшие недвусмысленное предписание убрать из храмов и молелен не соответствующие православному учению образы.

Святейший Синод Греческой Православной Церкви в 1776 г. вынес следующее решение: «Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

На I-ом Вселенском Соборе в Никее в 325 г., еретик Арий говорил отцам Собора, что раз Он – Отец, значит Он старше Сына, поэтому в Сыне нет полноты божества. Св. Отцы Вселенского Собора отвечали ему, что это по человечеству отец старше сына, а по божеству Они Совечны.

  Напрашивается  не двусмысленный вывод, что икона Бога  Отца в виде старца проповедует Арианскую ересь, которая была проклята на I-ом Вселенском Соборе, искажает сердечное чувство, сообщает сердцу плод нашего воображения, исполняет человека католическим менталитетом.

К сожалению, даже в Законе Божием сказано, что Его, т.е. Отца видели в таком виде ветхозаветные пророки. Что ответить на это…?!  Остается только обратиться к богослужебным текстам, которые, по утверждению священномученика Илариона (Троицкого), являются источником незамутненного, чистейшего богословия кафолической Православной Церкви.

«Ветхий деньми, Иже закон древле в Синаи дав Моисею, днесь Младенец видится и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится, и старцу дается…» стихира на литии Сретения.

« Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет, Егоже под мраком первее Моисей виде, на горе Синайстей скрижали дающа Ему.

Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона творец…» стихира на литии Германово Сретения.

«Ветхий деньми, младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится Своего закона исполняя обещание…» Стихира на литии Сретения на и ныне.

А вот ирмос 5-ой песни канона на Сретение привожу в русском переводе, что бы было понятней.

«Когда Исаия увидел  в прообразе Бога, превознесенного на престоле, окруженного торжественно Ангелами славы, то воскликнул: О я, несчастный! Я предувидел грядущего воплотиться Бога, обладающего незаходимым светом и миром».

«В пророцех виден был еси, якоже мощно бяше Иисусе, Тебе видети древле, но ныне, Божий Слове, плотию всему миру явился еси волею от Девы Марии, Христе, твое спасение всем сущим от Адама явил еси, яко Человеколюбец.» Стиха на стиховне Сретения.

«Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Его же величающе, с небеснуми вои Тя ублажаем.» ирмос 9 песни канона

Думаю этих текстов вполне достаточно, чтобы увериться, что все видения божественные ветхозаветных пророков относились ко Второй ипостаси Всесвятой Троицы, т.е. к Господу нашему Иисусу Христу.

А имя «Саваоф» значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси) ибо сказано: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…»

Теперь обратимся к третьему источнику, к святым отцам Церкви св. Иоанн Дамаскин, учит, что Бог изображается по плоти только в лице Иисуса Христа, родившегося от Присно девы Марии. Только  в этом случае «неописуемое божество описуется по человечеству». Св.

Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого деньми» — пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. Что же значит «достиг Ветхого деньми?»Это значит, что Сын достиг славы Отца».

Максим Грек отвергал эту икону, ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считал, что иконописцы этот образ от себя составили».

Св. Василий Великий учил. «Бог не имеет очертаний. Он прост. Не фантазируй на счет Его строения. Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего».

И так мы видим, что икона «Новозаветной Троицы» и в частности изображение Бога Отца в виде старца является еретической и не способствует спасению, а удаляет от него, потому что сказано, что еретики, Царствия Божьего не наследуют.

понамарь Димитри

Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе

На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?

Есть ли имя у Бога?

«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей.

Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»).

Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.

Что означает имя Саваоф?

Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».

Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду.

Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство.

Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти».

Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие.

Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос.

Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector