Холмская икона Божией Матери: история появления образа Богородицы и молитвы

Рубрика: Иконы

Особым почитанием в Православии пользуются образы Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Не только в храмах, но и в домах каждой православной семьи имеется икона Божией Матери.

«Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает (в себя) краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах.

Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его (внутреннего) храма. «Человек есть храм Святого Духа».

Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

Холмская икона Божией Матери: история появления образа Богородицы и молитвыИкона Божией Матери на фоне храма

По преданию, евангелистом Лукой была написана первая икона Божией Матери еще при земной жизни Пресвятой Девы. Первоначальное почитание образов Богоматери началось в землях Палестины, связанных с жизнью Спасителя и Его Матери.

Одними из древнейших образов Богоматери, сохранившихся до нашего времени, являются изображения, найденные в римских подземных катакомбах (2-3 век). С 4 века иконография Богородицы широко развивается сначала в Византии и на Балканах, а после 10 века — и на территории Руси.

Почему существуют разные иконы Богородицы

В месяцеслове Русской Православной церкви упоминается более 1000 икон Пресвятой Богородицы. Почитаемых образов Богоматери намного больше. Например, только в Петербургской епархии чудотворных и местночтимых икон насчитывается 120. 

Каждый образ Богоматери имеет свое название. Это связано с историей написания, обретения, прославления. По народной традиции со всевозможными просьбами христиане обращаются к различным образам Богородицы. Это связано в основном с явлениями чудесами.

Так, в сочинении «Руно орошенное» (1683) святителя Димитрия Ростовского описан случай получения нежданной радости в прощении грехов одного нечестивого человека. После чего икона Божией Матери стала именоваться «Нечаянная радость».

А икона «Прибавление ума» получила такое название после вразумления одного московского иконописца, который долго не мог понять смысла церковных реформ (1650-1680).

Но следует помнить, что Богородица одна и та же на всех иконах. Нет отдельных «Богородиц» в зависимости от местности или сферы деятельности.

Такое восприятие Богоматери носит на себе влияние языческого и магического мышления. По учению Церкви, молясь перед написанным образом, верующие обращаются к первообразу.

Икона служит «окошком» в духовный мир, помогает сосредоточить мысли во время молитвы.

«Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908). 

Типы икон Богородицы

Чем отличаются иконы Божьей Матери друг от друга? По канонический системе изображения Богоматери и Богомладенца условно подразделяются на типы. Основными, выражающими богословскую идею почитания Пресвятой Девы Марии, являются следующие: «Знамение», «Одигитрия», «Умиление».

Каждый иконографический тип со временем приобрел несколько разновидностей. 

Также можно условно выделить еще один тип Богородичных икон — это «Акафистная». Причиной появления образов с таким типом послужило желание прославить саму Божию Матерь. Появился он намного позже и, вероятно, под влиянием западноевропейской культуры.

Иконографический тип «Знамение»

«Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий, 296-373).

Богословская идея «вопрошания Спасителя» легло в основу написания одного из распространенных иконографических типов — «Знамение» («Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся»). Такой вариант  написания образа Богоматери связан со священными словами Библии.

В Ветхом Завете сказано: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Книга Исаии, 7:14).

Из Нового Завета выбраны строки: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, 1:35). 

Особенностью данного типа икон является то, что руки Пресвятой Богородицы подняты вверх в молитвенном жесте. У некоторых вариантов такого иконографического типа на уровне груди Богоматери находится изображение Младенца Христа. Примерами икон служат «Курская Коренная», новгородская «Знамение», Ярославская «Оранта».

Тип «Одигитрия»

Другой тип иконографии — «Одигитрия» (с греческого «Путеводительница»). Богословской основой таких образов послужило понимание того, что Богоматерь является лестницей на небо. По этой лестнице сошел Господь на землю и верующие приходят к Богу («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» — из акафиста Божией Матери).

На иконах этого типа Пресвятая Богородица изображается фронтально. Одной рукой Она держит Богомладенца. Другая рука Богоматери направлена в сторону Сына, как бы переводит взгляд молящихся на Спасителя, указывая Истинный Путь ко спасению.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна, 14:6). 

Иисус правой рукой благословляет, в левой Он держит свиток (знак Благой вести) или символ власти (скипетр и державу). Богородичные образы такого типа широко распространены во всем христианском мире.

Наиболее известными иконами являются «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Троеручица», «Иерусалимская», «Всецарица» и другие. У каждой иконы имеются свои отличительные детали, что чаще всего связано с историей происхождения каждого образа.

На Руси особо почиталась чудотворная икона Божьей Матери Владимирская. 

Икона Божией Матери «Умиление»

Ещё одним из распространенных в Православии иконографических типов изображения Богоматери является «Умиление» («Елеуса», что в переводе с греческого — «Милостивая»).

Также этот вариант написания образа Пресвятой Богородицы в Византии назывался «Сладкое лобзание». Младенец Иисус на изображении нежно обнимает Свою Мать за шею, Которая наклонена головой к Нему.

Этот жест свидетельствует о близости Божией Матери к Сыну, имеет перед Ним великое дерзновение. 

«Если Бога будет умолять о нас вся Церковь земная и небесная со всем Ангельским воинством, со всеми святыми, то не получится такой силы молитвеннаго ходатайства, какое принадлежит Ей одной, нашей Заступнице, Пресвятой Деве Марии» (святитель Серафим Соболев, 1881-1950).

Примерами икон типа  «Акафистная» служит «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская».

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века.

Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление.

Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря.

В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась.

Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Особо почитаемые иконы Божией Матери на Руси

Русская земля знает немало историй, связанных с чудесным явлением Богородичных икон, спасавших от бедствий. Считается, что четыре самых знаменитых образа Божией Матери охраняют территорию России. Тихвинская икона — это покровительница Северных земель, Иверская — Юга, Казанская — на Востоке, а Смоленская — на Западе.

Тихвинская икона Божией Матери, согласно рукописному «Сказанию», появилась в новгородских землях в 1383 году. Этот образ считается Покровительницей Новгородских земель (была явлена чудесная помощь в защите от шведов). К этой иконе Богоматери обращаются и за помощью при детских заболеваниях.

Казанская икона Божией Матери обретена после пожара в городе Казань в 16 веке. Этот образ был главней святыней Второго народного ополчения, освободившего в 1625 году Россию от польской интервенции. По народному поверью, перед этим образом молятся при глазных болезнях.

Смоленская икона появилась на Руси в 11 веке. От этого чудотворного образа была явлена защита при нашествии войска Батыя (1239). Перед ним русское воинство молилось накануне Бородинского сражения (1812). Смоленская икона считается Покровительницей семьи и дома.

В 1130 году из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом была принесена в дар икона Богоматери. Впоследствии удельным князем Андреем Боголюбским образ был перенесен во Владимир, отчего икона и стала называться Владимирской.

Читайте также:  Молитва перед началом всякого дела: к кому обращаться, тексты на русском языке

На Руси существовала традиция венчать на царство русских государей с этим образом.

Несколько раз икона спасала Москву от вражеского нападения (1395 — от войска Тамерлана, 1480 — от ордынского хана Ахмата, 1521 — от крымского хана Махмет-Гирея).

В конце 19 века в России была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» (город Серпухов, Московская область). Перед этим образом верующие возносят молитвы о больных недугом пьянства, наркомании, курения.

Холмская икона Божией Матери — это… Что такое Холмская икона Божией Матери?

Хо́лмская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной православными и католическими христианами. Икона находится в Музее волынской иконы в городе Луцке. Празднование Холмской иконе совершается в Русской церкви 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября по новому стилю)[1].

Икона Холмской Божьей Матери является редким памятником византийской живописи иллюзионистического стиля и написана на рубеже XI-XII веков[2][3]. Холмская икона написана темперными красками на трёх кипарисовых досках в византийском стиле.

На иконе изображена Богородица, которая держит на правой руке младенца Иисуса, благословляющего правой рукой, а левой рукой держащего свиток. По стилистическим признакам ближайшей аналогией Холмской Богородицы является Владимирская икона Божией Матери.

На иконе сохранено 60 % авторской живописи. Размер иконы — 95×66 см.

Рассказы о чудесах, произошедших перед иконой, собраны в книге архимандрита Иоаникия Голятовского «Новое небо»[1].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Ссылки
  • 3 Литература
  • 4 Примечания

История

Согласно местному преданию, которое было записано епископом Иаковом Сушей, икона Холмской Богоматери была написана евангелистом Лукой и позже привезена в Киевскую Русь во времена князя Владимира Святославича[1].

Первое письменное упоминание о Богородице Холмской находятся в Галицко-Волынской летописи при описании событий 1259 года. Икону Божьей Матери, которую позже назовут Холмской, князь Даниил Галицкий привёз ориентировочно в 1223—1237 годах из Киева в основанный им город Холм (ныне город Хелм в Польше).

В древности эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмали византийской работы[1]. В 1261 году во время нашествия Бурундая с нее была снята риза, а сама икона была потеряна[1].

Только через 100 лет после разрушения Холма святая икона была обретена во время раскопок и торжественно установлена в восстановленном холмском соборе[1].

До настоящего времени сохранились следы, оставленные татарскими воинами: на левом плече Богоматери — от удара саблей и на правой руке — от стрелы[1]. По преданию татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли[1].

С переходом холмского епископа в 1596 году в унию с католицизмом, холмский собор и икона оказались в руках униатов[1]. В 1650 году, во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого на Украине, униаты были вынуждены вернуть икону православному епископу Дионисию Балабану согласно Зборовскому соглашению[1].

В 1651 польский король Ян-Казимир взял Холмскую икону на войну против казаков[1]. Победу над казаками в битве под Берестечком Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, холмская икона которой была с ним в походе[1]. Некоторое время икона была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 года[1].

В благодарность за помощь на войне король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону[1]. 29 апреля 1652 г. икона была установлена в соборе г. Холма[1]. Однако в битве под Жванцем польское войско потерпело поражение, и польский король охладел к иконе.

После этого образ был возвращен в холмский униатский собор[1].

Список с иконы в Базилике Рождества Пресвятой Девы Марии в Холме (Хелм)

В XVIII веке икону официально признали чудотворной[4]. В 1765 году образ Богородицы с младенцем Иисусом был коронован золотыми коронами римским папой Климентом XII.

В 1875 году Холмскую униатскую епархию присоединили к Русской православной церкви, а в 1878 году икону торжественно перевезли в собор Пресвятой Богородицы[4]. 2 сентября 1888 перед Холмской Богородицей молилась царская семья[4]: император Александр III, его супруга Мария Фёдоровна, великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II).

Во время Первой мировой войны в 1915 году во время германо-австрийского наступления икону вывезли в Москву, а в 1918 году в Киев во Флоровский монастырь. С 1923 по 1941 годы образ Богородицы прятали в киевских частных квартирах верующих христиан.

В 1942 году на средства архиепископа Илариона (Огиенко) профессор искусств Николай Прахов в 1942 году осуществил реставрацию иконы. 27 сентября 1943 с большими почестями образ Богородицы вернулся в кафедральный собор Холма, который в 1940 г.

немецкие оккупанты снова передали православным.

В июле 1944 года митрополит Иларион (Огиенко) решил уехать на Запад и забрал икону с собой, но под Люблином его обоз попал под бомбардировку, однако образ был спасён Илларией Михайловной Булгаковой (1891-1982), кузиной писателя Михаила Булгакова[5]. Икона попала на тайное сохранение протоиерея Гавриила Коробчука, бывшего викарием в православном соборе на Даниловой горе в Холме[5].

В 1945 году он был вынужден уехать на Украину, где образ сохранялся его семьей в секрете вплоть до 1996 года в Ивано-Франковской и Волынской областях в частных жилищах, среди большинства верующих считаясь вновь утерянной. Гавриил Коробчук завещал передать икону в одну из православных конфессий, но та от нее отказалась, сославшись на то, что она униатская[6].

В 1996 году владелица иконы Надежда Горлицкая передала Холмскую икону Музею волынской иконы[5]. Согласно завещанию семьи Горлицкой икона не может покидать пределы Луцка[6].

В течение десяти лет реставрацией иконы, снятием позднейших наслоений и открытием первоначальной живописи занимался реставратор Анатолий Квасюк[2], который за свою работу был удостоен орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2 степени УПЦ (МП)[7].

Фрагменты Холмской иконы Богородицы

Лик Богомладенца Иисуса Лик Богородицы Золотые накладки (пряжки на рукавах мафория Богородицы); справа видны отверстия, вызванные креплением к древку во времена Яна-Казимира, когда икона использовалась как штандарт

Ссылки

Литература

  • Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Живая древность: литературная традиция культа иконы Богоматери Холмской наших дней //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2(8). С. 14–25.

Примечания

Почти детективная история об одной уникальной иконе

14 мая Православная Церковь чтит образ Андрониковской (Греческой) иконы Божией Матери.

Древняя чудотворная Андрониковская, называемая еще Монемвасийской, икона Богородицы бесспорно принадлежит к самым лучшим образцам церковного иконографического искусства.

Каждого, кто   хоть однажды взирал на Лик Пречистой, изображенный на ней, поражала не только его внешняя красота, но и талантливо переданный иконописцем внутренний богатый духовный мир и нравственная чистота Богоматери.

Невероятно удивительна глубина Ее выразительных глаз, которые отражают печаль и безмерную любовь ко всему человечеству. В повороте слегка смиренно склоненной головы, во взгляде и всем облике видны черты Ее величия и благородства.

На шее Пречистой Богородицы изображена рана с запекшейся кровью, которая образовалась при нанесении Ей ударом ножом одним нечестивым противником икон. Нож этот длительное время сохранялся в бархатном футляре внизу иконы.

Иконографию образа можно условно отнести к типу икон Агиосоритисса («Просительница»), на которых Богородица изображается без Младенца Христа.  Иконы такого типа немногочисленны и объединить их в особую группу весьма затруднительно, так как иконографическая схема в каждой из них определяется своей самостоятельной богословской идеей.

Однако все они писались для прославления Материнства Пречистой Девы. На Андрониковской иконе Богородица изображена оплечно в мафории, поверх которого находится еще и венец, представляющий собой знак Ее царского достоинства, основанного на том, что Она является Матерью Царя царей – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Скорее всего, венец на голове Богородицы – это более поздняя деталь украшения, потому что в византийской традиции не было принято изображать Богоматерь в таком виде. Согласно свидетельству одного из хранителей святыни, образ был выполнен в редкой технике воско-мастики.

В описании этой иконы некоторыми авторами XIX-го столетия упоминается, что на ней имелась серебряная риза, вызолоченная, осыпанная бриллиантами, жемчугом и разными драгоценными камнями. Святыня была вложена в дорогую раму. 

Такой редкий образ всегда являлся вожделенным предметом обладания для непорядочных и нечестных коллекционеров и антикваров.

Оригинал иконы, которая смогла пережить период гонения на веру и не была уничтожена пожаром революционных преобразований, которая сохранилась благодаря заботам истинно верующих людей, был похищен в 1984 году из Богоявленского собора города Вышний Волочек – места последнего ее нахождения.

Все предпринимаемые попытки по расследованию преступления остались безрезультатными. Икона не найдена до сих пор и, скорее всего, хранится в коллекции какого-нибудь нечистоплотного собирателя церковных артефактов.

История появления образа уходит в прошлое — ко времени правления византийского императора Андроника III (1328 – 1341), чьей фамильной святыней он был.

Как же случилось, что много веков спустя икона оказалась в российской глубинке, в Тверской области?  Согласно преданию, образ был принесен в дар самим императором Андроником Монемвасийской мужской обители в Морее (старинное название греческого полуострова Пелопоннес).

Об этом, кстати, свидетельствовала и находившаяся на нем серебряная пластинка с соответствующей греческой надписью.

В 1821 году в Греции вспыхнуло восстание против турецкого господства, на которое Османская империя ответила жестоким подавлением мятежа, грабежами храмов и разорением монастырей, расправой над духовенством, монахами и простыми людьми. Одним из первых пострадал Константинопольский патриарх Григорий V, которого турки повесили на воротах его собственного жилища в полном облачении. Вместе с ним были казнены еще три митрополита.

Тогдашний настоятель Монемвасийской обители епископ Агапий, предвидя расправу, бежал в город Патрас, взяв с собой Андроникову икону. В стране началась война.

И Агапий, переживая за судьбу святыни, которая могла быть утеряна или уничтожена в такое неспокойное время, перед смертью завещал ее своему родственнику Н.И. Власопуло, исполнявшему на тот момент обязанности русского генерального консула.

Читайте также:  Святитель Нектарий Эгинский: житие чудотворца и икона епископа, в чем помогает и молитвы

В свою очередь в 1839 году сын консула   передал ее на хранение в Петербург императору Николаю I. До 1868 года образ пребывал в Зимнем дворце, затем был перенесен в Троицкий ветхий и забытый собор  на Петербургской стороне.

Молва быстро разнесла весть о том, что в соборе находится великая греческая святыня, и христиане начали посещать храм и обращаться в молитвах за помощью к Пречистой Божьей Матери .

За это время икона несколько раз меняла своих владельцев. Обладатели то требовали ее назад, то вымогали вознаграждение, то возвращали обратно. В 1877 году коллежский асессор М.И.

Федоров, считавшийся на тот момент законным владельцем образа, забрал его домой из Троицкого собора. Что делать с этой бесценной иконой он не знал. Все его попытки определить куда-то образ за вознаграждение не увенчались успехом.

Прятать в маленькой квартирке чиновника такую святыню от посторонних глаз было  нехорошо, а поэтому в  1885 году он продал ее купцу Е.Н. Сивохину — одному из благодетелей Казанского женского монастыря, находившегося в городе Вышний Волочек Тверской губернии.

1 мая было совершенно торжественное перенесение иконы из С.-Петербурга в Вышний Волочек, и с этого времени установлено празднование ее почитания.

История этой греческой иконы оказалась тесно связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского, который очень чтил ее и любил перед ней молиться при каждом посещении обители.

Благодаря его содействию, усилиям и помощи по сбору пожертвований в Казанском женском монастыре был выстроен единственный в России великолепный пятиглавый собор в честь Андрониковской иконы Божией Матери.  В 1901 году храм освятили.

С этого   момента до времени закрытия и разорения обители святыня находилась там. 

В 1922 году постройки монастыря были переданы в пользование Тверской стрелковой дивизии. Собор обезглавили, а на месте монастырского кладбища устроили плац. Оставшимися могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику.

Чудотворные иконы обители Казанская и Андрониковская были перенесены в одну из церквей города Вышний Волочек, затем какое-то время хранились в музее.

Последнее место нахождения святынь было в Богоявленском соборе — единственном открытом в годы советской власти в городе храме.

В 1991 году разоренная обитель была передана Русской Православной Церкви. Однако одна из бывших святынь монастыря – Андрониковская икона уже не смогла вернуться на место своего прежнего пребывания.  В настоящее время в Казанской обители находится точная копия иконы, сделанная инокинями монастыря еще в конце 19-го века и бережно сохраненная семьей дворян Ярцевых.   

Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы Божией Матери. В Феодоровском женском монастыре города Переславля Залесского Ярославской области находится старинная литографическая копия этой греческой иконы Богородицы, принесенная в 1998 году во вновь открывшуюся обитель одной прихожанкой.

Спустя какое-то время другая верующая женщина отдала монастырю киот, который удивительно точно подошел для иконы. Очень скоро через образ этот начали происходить явные чудеса. В 2005 году многие прихожане стали свидетелями удивительного благоухания, исходившего от святыни. По молитвам к Богу перед ней получили исцеления несколько человек.

В 2006 году Андрониковская икона мироточила на протяжении двух месяцев, а Лик Ее стал светлеть.

Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о том, что правоохранителям все же удается раскрывать некоторые уголовные дела, связанные с похищением церковных святынь.  С момента кражи Андрониковской (Греческой) иконы прошло уже 36 лет.

Но сестры обители и прихожане не теряют надежды на то, что однажды произойдет чудо, и этот бесценный и уникальный образ Пречистой Богородицы вернется на свое прежнее место, снова украсит своим присутствием храм, а Ее великолепный, светлый Лик будет приветливо и с любовь смотреть на каждого, кто с верой в своих молитвах станет искать помощи у Заступницы всех христиан.

Валентина Новикова (Чернышева)

Икона Божьей Матери «Вифлеемская»: история, описание и значение, чудеса, в чем помогает + тексты молитв Богородице

Одной из известных икон Девы Марии, является Вифлеемская икона Божьей Матери, пользующаяся высоким почетом в православии. Однако, несмотря на высокую значимость, данный священный образ имеет достаточно небогатую историю.

Так, к примеру, ряд историков выдвигают мнение о том, что эта Вифлеемская икона была создана еще древнерусскими иконописцами, в то время как другие утверждают, что автором иконы является Лука, известный иконописец, который и запечатлел Богоматерь ее еще во время жизни и написал Вифлеемскую икону.

Кстати, именно в связи с этим икону считают точным отображением того, как же выглядела Богородица в действительности при своей жизни.

История святого образа

О том, как и когда была написана Вифлеемская икона, исследователям достоверно неизвестно. Богословы придерживаются мнения, что авторство принадлежит евангелисту Луке, бывшему современником Богородицы.

Он писал скорее портреты, а не канонические образы, а потому все его произведения отличались поразительной схожестью с реальным человеком. На суд Пресвятой Деве Лука принес три изображения, и только одно из них пришлось по нраву Божьей Матери.

Картина была настолько прекрасна, что Богородица благословила ее, призвав всех верующих молиться этому лику.

Вифлеемская икона Божьей Матери

Во второй половине V века, когда Византия подверглась нападениям скифов, Вифлеемская икона явила первое свое чудо.

Чтобы спасти Константинополь от вражеского нашествия, императрица Евдокия, супруга императора Феодосия, привезла святой образ в город. Небесная Заступница была милостива к молящимся и помогла столице устоять.

После чудесного спасения святыню поместили во Влахернский храм, где она пробыла вплоть до Х столетия.

На территорию России икона попала в 988 г. Император Византии Василий II даровал чудотворный лик князю Владимиру, приурочив свой подарок к случаю Крещения Руси. Историки полагают, что образ более 400 лет украшал иконостас Софийского собора (г. Великий Новгород). К сожалению, дальнейшая судьба великого произведения Луки неизвестна.

По мнению некоторых исследователей, автором богородичной иконы был русский иконописец, живший при дворе Романовых. Он создал ее специально по заказу царя, который позже даровал святыню базилике Рождества (г. Вифлеем).

Достоверно известно, что лик Божьей Матери был украшен тканью от наряда княгини Елизаветы, которая на тот момент была тяжело больна.

Во время работы над образом княгиня чудесным образом излечилась от недуга, а вскоре совершила паломничество на святую землю.

Сегодня чудотворной иконе можно поклониться в Вифлеемской церкви Рождества Христова. Находится образ на стене пещеры, где родился Спаситель. Деревянный киот со святыней располагается по правую руку от входа.

Лишь единожды богородичный лик покидал израильскую землю, когда его вместе с Благодатным Огнем доставили в Украину для совершения торжественного пасхального богослужения. Тем не менее православная церковь ежегодно отмечает день почитания чудотворного образа, который приходится на 28 августа.

Считается, что молитвы, вознесенные в праздничную дату, обладают наибольшей силой.

Икона Божьей Матери находится в базилике храма Рождества Христова в Вифлееме

Легенда об иконе

Нужно сказать, что о лике Божьей Матери Вифлеемской бытует несколько легенд. Одна из них связана с тем временем, когда скифы пытались захватить Константинополь.

Дело в том, что в те времена не было точных сведений, в каком из храмов находится образ Богоматери.

Предположительно он мог содержаться во Влахернской церкви, но одно из названий свидетельствует, что икона находилась в одном из храмов монастыря Одигон, давшего ей название «одигитрии» — указывающей путь.

По другой легенде, икона была привезена в Русь, где служила оберегом императорской дочери Анны Порфирородной. Именно эта икона была призвана оберегать ее в поездке в Чернигов, когда та намеревалась ехать туда к своему жениху. По этой версии название «путеводительница» икона получила в связи с данной историей.

Значение и описание святого лика

Сакральный смысл Вифлеемской святыни кроется в ее названии. Приснодева является путеводительницей всех мирян, заступницей перед Господом за все человечество.

Она наставляет грешников на истинный путь, а праведникам помогает и дальше жить по законам Божьим.

Своими жестами, указывающими на Младенца Иисуса, Богородица напоминает о важности Своего Сына, о том, что это именно Он властитель мира, способный спасти грешные души.

Улыбающаяся икона Богоматери относится к типу Одигитрия, что в переводе с греческого означает «указывающая путь».

На заметку

Отличительной чертой святого образа является улыбка Пресвятой Девы Марии. Это единственное изображение, где Божья Мать показана не в привычной для себя строгости. Выражение Ее лица говорит о том, что небожителям не чужда была радость жизни и веселье. Вифлеемская икона узнается по таким элементам композиции:

  • маленький Иисус восседает на левой руке Своей Матери;
  • правая ручка Спасителя поднята в благословляющем жесте, а левой он держит царский символ власти (державу);
  • лицо Божьей Матери повернуто к Сыну, правой рукой Она указывает на Младенца;
  • риза повторяет первоначальные орнаменты, когда чудотворная икона была отделана отрезом платья княгини Елизаветы;
  • лик Приснодевы мягкий, улыбающийся, от него исходит заметное сияние.

Отличительной чертой святого образа является улыбка Пресвятой Девы Марии

Значение образа

Образ Вифлиемской иконы Божией Матери или «Улыбающаяся Богородица» относится к иконографическому типу икон, которые носят название «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Читайте также:  Григорий Палама: житие и иконография святого, тексты молитв и тропарей

На иконе Богородица изображена с Младенцем Христом на руках. Христос держит в левой руке державу, которая символизирует царственную власть. Правая Его рука поднята в благословляющем жесте.

Рис. 5. Божия Матерь правой рукой указывает на Младенца, тем самым показывая, Кто есть для всех нас жизненный путь.

Потому Она и является Путеводительницей, так как ведёт всех нас ко Христу, отводя от греха.

Улыбка Богородицы символизирует Её духовную радость о родившемся Спасителе, а также ту радость, какую испытывает настоящая мать, когда на свет появляется её ребёнок, жизнь которому дала она сама с помощью Божией.

Вообще канонических не принято на иконах изображать какие-либо человеческие эмоции, и, практически, на всех иконах мы видим на ликах сдержанность, что указывает, в первую очередь, на сосредоточенность на внутреннием мире святого, а не на внешних его проявлениях.

Икона Божией Матери «Вифлиемская» является исключением из правил. Тем самым иконописец хотел подчеркнуть великую радость от рождения Спасителя.

В чем помогает икона

Богородица является Матерью для всех праведников, а потому она не только защищает путников, но также помогает в материнстве. Она направляет верующего по правильной дороге, наставляет следовать Божьим законам и чтить Христа, как своего главного духовного наставника.

Иногда Пресвятая Дева Мария может явиться во сне. Обычно Она приходит в трудные минуты, когда человек не может решить проблему своими силами. Если Заступница Небесная является плачущей, это предупреждение о грядущих неприятностях.

Но если Богоматерь улыбается, значит, вы идете по правильному пути, а впереди вас ждут победы.

Несмотря на негативное отношение церкви к толкованию снов, многие верующие все же видят в этом какое-то знамение, которое позже обязательно подтверждается на деле.

История появления православных икон в мире и на Руси

Как уже упоминалось, считается, что первые образа представляли собой обычные портреты Спасителя, Богородицы, апостолов и святых. Самой старой христианской иконой считается Спас Нерукотворный.

По легенде, живописец Ананья решил нарисовать образ проповедующего Христа, когда тот поучал народ в Иерусалиме. Однако у него совершенно ничего не получалось, так как выражение лица Спасителя постоянно менялось.

Увидев, что художник расстроился, Христос якобы попросил воды, умылся ею и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом и проявилось его изображение.

Создавались для того, чтобы людям было проще общаться с Иисусом, его Матерью и святыми на духовном уровне. Из Византии традиция написания образов распространилась по всему миру.

Иконы были понятны и близки людям, говорившим совершенно на разных языках. Древние образа называли «Библией для неграмотных».

По этим изображениям средневековый человек, не умеющий читать, мог изучать историю жизни Христа, его апостолов и христианских святых.

На Русь иконопись также пришла из Византии после принятия христианства в 988 г. Вплоть до конца семнадцатого века оно стало основой древнерусского изобразительного искусства. Мода на светские картины начала распространяться у нас в стране только во времена правления Петра Первого.

Обучали русских мастеров греки, приглашенные для росписи русских христианских храмов.

Основателем первой чисто национальной школы иконописи был митрополит Илларион, призывавший духовенство и прихожан к созданию своей славянской религиозной культуры на основе пришедшего из Византии христианства.

Первые русские иконы святых, апостолов, Спасителя и Богородицы были монументальнее византийских, имели большие размеры и отличались сумрачностью колорита.

О чем молятся иконе

Молитвы к богородичным иконам являются одними из самых сильных в молитвослове. Заступница Небесная ходатайствует за каждого обратившегося к Ней перед самим Господом, а потому ни один просящий не остается без помощи. Главное, чтобы слова были искренними, вера – крепкой, а помыслы – чистыми.

Вифлеемскому образу молятся, чтобы:

  • познать долгожданное счастье материнства;
  • исцелиться от тяжких недугов;
  • сохранить брак;
  • восстановить гармонию в семье;
  • попросить за здоровье младенцев и благополучие детей;
  • защититься от сглаза, порчи, завистников, врагов.

Молитвы к богородичным иконам являются одними из самых сильных

Мироточение икон Богородицы

Известно, что образа Богородицы часто мироточат. То есть на поверхности иконы сами собой появляются капли маслянистого вещества, похожего на священную миру, применяемую при крещении.

Объяснить это явление свойствами древесины выделять смолу попросту невозможно, так как имеются свидетельства мироточения даже обычных бумажных ксерокопий образов. Очень часто это явление предвещает какие-либо беды.

В особенности в том случае, если икона источает не благоуханное масло, а красную жидкость, похожую на кровь, либо прозрачную, схожую со слезами.

Икона Вифлеемской Божьей Матери и другие подобные образа — не только важнейшие христианские святыни, но и произведения искусства, представляющие собой огромную историческую ценность. Большинство из этих изображений хранит в себе немало тайн и загадок. Возможно, когда-нибудь историкам удастся их разгадать.

  Икона «Непроходимая дверь»: 5 значений и в чем помогает

Чудеса святого образа

Первое чудо, с которого началась история Вифлеемской иконы – это спасение Константинополя от скифского нашествия. Именно после этого святой лик возвели в ранг чудотворных.

Когда пару веков спустя на Вифлеем напали персы и решили превратить базилику Рождества в конюшню, посреди помещения внезапно появился огромный пчелиный рой. Искусанные насекомыми персидские воины вынуждены были покинуть храм, не успев нанести ему непоправимый ущерб.

Когда местные жители вошли внутрь церкви, то увидели покрывавшие колонну небольшие кресты, откуда вылетали пчелы.

В 20-х годах ХХ столетия святой богородичный лик предзнаменовал землетрясение. Тогда перед иконой несколько дней сама по себе раскачивалась горящая лампадка. Позже, когда необычное явление прекратилось, израильскую землю сотрясли мощные подземные удары.

Не менее известное чудо произошло с царской семьей Романовых. Даровав иконе ризу из своего платья, княгиня Елизавета Федоровна, лежащая на тот момент на смертном одре, исцелилась от тяжелого недуга.

Когда августейшая особа встала на ноги, то посетила святую землю и принесла подношение Вифлеемскому лику. Когда ее муж, великий князь Сергей Александрович, был убит, она ушла в монахини, а позже стала основательницей Марфо-Мариинского женского монастыря.

К сожалению, после революции 1918 года Елизавета была найдена большевиками и заточена в сырые шахты под Алапаевском, где вскоре скончалась.

Свою чудотворную силу богородичная икона не перестает являть и сегодня. К ней стекаются паломники со всего мира, а очевидцы рассказывают о невероятных исцелениях.

Современное человечество стало забывать о Боге, возвело себе различные культы, погрязло в мирской суете. Несколько раз на образе Младенца Иисуса выступали слезы. Фреска Спасителя, находящаяся рядом, также мироточила кровавыми слезами. Богословы трактуют это явление как предупреждение, призыв к покаянию и возвращению на праведный путь, ибо только так можно спастись от страшной кары Небесной.

По новому стилю день празднования выпадает на 28 августа

ИК0С 7

  • Радуйся, Святый лик Свой изобразити изволившая,
  • Радуйся, яко зряще Тя, вернии радуются,
  • Радуйся, Ключу Веры, имже Двери Райския отверзаются,
  • Радуйся, Дне Покоя Блаженнаго, в немже Единородный почи,

Радуйся, яко Илиа от ангел на небеса Вознесенная,

  1. Радуйся яко Мати Божия тамо от Бога Венчанная,
  2. Радуйся, Точило, имже Вино Безсмертия источися,
  3. Радуйся, Воеводо ангельскаго воинства,
  4. Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Молитвы иконе Вифлеемской Божьей Матери

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто.

В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти.

Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повйнника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми сподоби.

Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моей скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори.

Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании детей

Пресвятая Богородица, сирых и слабых утешительница и заступница! Молю Тебя: разреши мои печали и направь Дланью Своею к свету и благодати любви Господа нашего Иисуса Христа. О, Владычице, позволь возрадоваться счастью материнства и узреть милость Твою. Аминь.

Молитва о рождении здорового ребенка

Богородице Дево, Звездой Вифлеема сияющая, подарившая миру Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа! Молим Тебя: укрой нас своим покровом и судьбы свяжи во веки веков. Избави нашу семью от всякого зла, козней и предательства и позволь нам смиренно войти в Царствие Небесное. Аминь.

Освящение списка Вифлеемской иконы

Среди богородичных ликов многие проявили свою чудотворную силу. Вифлеемская икона стала настоящим символом спасения. К ней по сей день стекаются миллионы паломников со всех уголков земного шара, чтобы попросить у Заступницы Небесной помощи и защиты.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector