Аксайская икона божьей матери: история появления и день празднования

Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога».

Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Казанская икона Божией Матери

Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав.

Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы).

Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.

Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.

В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский.

Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в.

В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского Богородицкого монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери.

На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Казанский Богородицкий монастырь. Из альбома: Виды Казани, рисованные с натуры Эдвардом Турнерелли. — Лондон, 1839.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни.

Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в.

и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г.

По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г.

условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 г.

вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей.

В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г.

за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято с одной стороны как великая милость Божия к русскому народу и с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью.

Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

Космический Покров

13 марта, в Неделю Торжества Православия, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», — сказал Предстоятель, благословляя присутствовавших в храме космонавтов.

«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, — сказал Патриарх. — В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Об Аксайской иконе Божьей Матери известно не так уж и много. Ее считали чудотворной, ведь по заступничеству Девы Марии люди получали избавления от страшных болезней.

Святыня прославилась по селам и станицам. Ежегодно священнослужители и прихожане отправлялись в крестные ходы с ней.

Реликвию приносили в крупные города и поселения, чтобы все, кто пожелает, получил благословение Небесной Царицы.

Описание Аксайской иконы Божьей Матери

Изображение Богоматери относится к типу Одигитрия, что переводится как Путеводительница. Это композиционное построение, при котором Пречистая Дева держит на руках Христа, указывая рукой на своего сына. Таким образом Богородица направляет внимание зрителя на отрока Спасителя.

Прекрасный лик Богоматери выражает спокойствие и мудрость. Взгляд Пречистой направлен вверх, будто в молитвенном размышлении. Христос же обращен к зрителю. Взгляд отрока Иисуса проникает в сердце молящегося. Особую величественность изображению придают короны на главах Марии и Спасителя. Ведь человек видит не просто мать и ребенка, а Всемогущего Господа и Царицу Небесную.

Образ удивляет красотой и богатством. Согласно сохранившимся описям, изображение было украшено жемчужной ризой. Одеяние и корона Богоматери и Христа усыпаны драгоценными камнями – алмазами, бриллиантами, изумрудами, яхонтами. Оклад, сделанный из золота, весил 300 граммов, а серебряный киот – более 7 килограммов.

История появления

По мнению некоторых специалистов, реликвию донские казаки принесли из заграничного военного похода еще в XVII веке. Местные жители издавна славились своей набожностью. Однако в большинстве источников пишется, что образ чудесным образом явился в Аксае в 1830 году.

В те годы вся округа страдала от страшной эпидемии холеры. Добропорядочной жительнице станицы пришло видение об иконе, находящейся в опустевшем доме. Там и правда нашли дивный образ Богородицы.

Случившееся сочли знамением, и с новообретенной святыней совершили крестный ход. Сразу после этого болезнь, терзавшая жителей, отступила.

Читайте также:  Молитва от рукоблудия: 4 текста для прощения греха мужчинам и женщинам

Благодарные казаки поместили реликвию в местной церкви и очень почитали ее.

Донской архиепископ, наслышанный о находке, повелел перенести ее в кафедральный собор столицы, Новочеркасска. Но образ недолго находился там. Спустя год холера вновь начала свирепствовать.

Тогда реликвию вернули в Аксай, болезнь снова прошла. Очевидно, Пречистая Дева особо благоволила местным жителям.

Поэтому решили оставить образ в станице, и ежегодно совершать торжественные крестные ходы в Ростов и Новочеркасск.

Спустя шестьдесят лет на месте обретения святыни построили церковь. Храм назвали Свято-Одигитриевским, и поместили реликвию туда. Здесь православные могли поклониться Богородице и обратиться к Ней с просьбой. На протяжении нескольких десятков лет в церкви проходили службы, до тех пор, пока не пришла революция. В лихие годы гражданской войны драгоценное изображение было утрачено.

К счастью, Одигитриевский храм уцелел, и теперь в нем вновь молятся прихожане. А в 2018 году жители города обрели точный список Аксайской иконы Богородицы. Образ воссоздан по сохранившимся архивным документам.

Благословил работу митрополит Ростовский и Новочеркасский. В честь реликвии проводились торжественные богослужения. Восстановление святыни является культурным и религиозным достижением для города.

Ведь это важная часть наследия местных жителей.

Значение образа

Почитание святыни – это закономерное явление для региона. Большая духовная ценность образа связана с Божественной силой, которой он наделен. Богоматерь удостоила своим покровительством небольшую станицу, даруя местным людям защиту от страшных эпидемий и других опасностей.

Значение иконы для горожан подтверждается теми торжествами, которые были посвящены ей. Церковь, построенная специально для сохранения святыни, тоже демонстрирует важность реликвии. И ведь не только местные станичные обитатели почитали икону. Слава о ней разошлась по всему православному Дону, не зря образ пытались перенести в Новочеркасск. Однако, воля Божья превыше человеческой.

Для казаков это был не просто красивый и богатый рисунок. Искренняя вера наполняла их сердца, когда они приходили с молитвой в храм, посвященный Пречистой Деве. Защита и опора для слабых и страдающих, она через свой образ даровала им Божественное благословение.

День празднования Аксайской иконы Божьей Матери

Образ относится к местночтимым, поэтому в общероссийском календаре день празднования Аксайской иконы не установлен. По правилам, считается, что прославлять ее можно в день Смоленской иконы Богородицы. На Дону, в Ефремовском монастыре торжественные богослужения устраивали 16 августа, в Успение, так как именно в это время святыню приносили в обитель.

Аксайская чудотворная икона Божией Матери Одигитрии

16 декабря сего года (1900) в Новочеркасске можно было видеть особое народное религиозное торжество. Совершались проводы аксайской иконы Божией Матери Одигитрии из Новочеркасска в Аксайскую станицу – место постоянного её в последнее время пребывания. В этот день с раннего утра со всех концов города народ спешил к кафедральному собору на прощальное поклонение святой иконе и собирался тут бесчисленной толпой. Шли и ехали как здоровые, так и особенно больные, калеки и одержимые всевозможными недугами. Всё это спешило, возбуждённое и молитвенно настроенное, в чаянии исцеления и помощи. Матери со слезами и рыданиями несли поспешно больных чем либо детей, чтобы приложить их к чудотворной святыне, или хотя положить их в таком месте пути, где святая икона перейдёт через них при своём шествии.

Такое же всеобщее нравственное возбуждение охватывало всё христианское население Новочеркасска и 25 августа, когда икона эта была принесена сюда. В Новочеркасске аксайская икона Божией Матери обносилась по всем городским церквам, а также и по домам желающих из жителей.

Далее она носима была в станицы Старочеркасскую, Кривянскую и Бесергеневскую и в города Ростов и Нахичевань.

Такое странствование честная икона совершает ежегодно в один и тот же период времени, и нельзя не признавать явления этого в большей степени полезным для населения, так как оно сопровождается, как говорят, многими физическими и душевными исцелениями больных и недужных, возбуждает религиозное чувство и даёт простому народу (да и вообще всем верующим и молитвенно настроенным людям) значительное нравственное очищение и возвышение.

Кафедральный собор НовочеркасскКафедральный собор Новочеркасск

Так как далеко не всякому из жителей донской области известна история появления и существования аксайской чудотворной иконы, то не будет лишним сказать здесь по этому предмету несколько слов. История аксайской иконы Божией Матери имеет уже 70-летнее продолжение и состоит в следующем:

В 1830 году в Аксайской станице была сильнейшая холерная эпидемия. Народ умирал сотнями, некоторые семьи вымирали без остатка, и дома их стояли запустелыми. В это то время в обмершем и запустелом доме казачки Варвары Наумовой, в кухне на печке, и была найдена нечаянно икона Божией Матери Одигитрии.

Нашла её казачка Пелагея Нестерова (сестра умершей хозяйки дома) и сначала перенесла её к себе в дом, а далее, когда о найденной иконе многим из жителей Аксайской станицы были видения и народ толпами, днём и ночью, стал сходиться к дому Пелагеи Нестеровой, молился здесь, читал акафист Божией Матери (причём многие и многие из больных прикладывались к явленной иконе, умывались и утоляли жажду водой, которая обмыта была иконой, и моментально получали совершенное исцеление от болезни), то икона перенесена была в местную Троицкую церковь. По станице к церкви икона несена была при большом, почти поголовном стечении населения станицы, и с великой честью и торжественностью, выражавшимися в полном облачении духовенства, пении особых псалмов и колокольном звоне. Всё это произвело на народ сильнейшее впечатление, он ободрился, перестал страшиться и унывать, и эпидемия быстро стала прекращаться.

В 1831 году о найденной иконе донской духовной консисторией было произведено следствие и так как оказалось, что ей совершались многие чудесные исцеления больных, то она в 1832 году, по распоряжению епархиального высокопреосвященного, была перенесена в Новочеркасск и помещена в кафедральном соборе. Здесь святая икона находилась до 1847 года, когда во многих местах донской области и в том числе в Аксайской станице открылась вновь холера. В Аксае умирало в это время в один день по 100 и более человек. Тут аксайцы вспомнили о своей спасительнице от болезни в 1830 году и, с разрешения епархиальной власти, предприняли крестный ход в Новочеркасск, отсюда с великой честью и торжественностью взяли к себе явленную икону, обнесли вокруг всего станичного поселения и в течение 6 дней после этого болезнь совершенно у них прекратилась. В этом же году болезнь холера, поразила и Новочеркасск. Народа ежедневно погибала масса, чему много способствовало весьма плохое в то время водоснабжение Новочеркасска: водопровода ещё не было и большинство населения употребляло воду из загнивших колодцев по городу и из болотистой реки Тузлова. Новочеркассцы, в беде своей, воротили крестным же ходом явленную икону назад из Аксая, три дня совершали над ней соборне на площадях города молебное пение и холера прекратилась.

В воспоминание этих то событий в 1848 году, с разрешения священного синода, и учреждён ежегодный крестный ход с иконой этой из Аксайской станицы в Новочеркасск и обратно.

Сначала крестный ход совершался только в Новочеркасск, а потом, с течением лет, чудотворную икону стали обносить ещё и населённые пункты: Старочеркасск, Кривянку, Бесергенев, Ростов и Нахичевань.

Жители Ростова и Нахичевани начали приносить к себе аксайскую икону Божией Матери Одигитрии с 1866 года, когда в городах этих между населением свирепствовали холера и тиф.

Храм Святой Троицы в станице Аксайской. Конец XIX — начало XX вв. оригинал фото с https://aksay-museum.ruХрам Святой Троицы в станице Аксайской. Конец XIX — начало XX вв. оригинал фото с https://aksay-museum.ru

В 1849 году и последующее время, вплоть до 1861 года, в крестных ходах с чудотворной иконой принимал живейшее участие покойный войсковой наказной атаман войска донского Михаил Григорьевич Хомутов.

Он, для возвеличивания крестных ходов и придания им наибольшей торжественности и значения в глазах народа, построил в степи на Большом Логу, как раз на половине дороги из Новочеркасска в Аксай, каплицу-часовню, сторожку при ней и несколько деревянных балаганов для помещения, в случае ненастной погоды, участвующего в крестном ходе народа.

Хотя от Новочеркасска до Аксая считается по этой дороге 25 вёрст и крестный ход мог легко совершаться (как совершается теперь) в один день, но на Большом Логу в построенных зданиях установлено было совершать со святой иконой ночлег каждый раз при следовании от Аксая в Новочеркасск и на обратном пути. При этом народу предлагалась обыкновенно трапеза.

Для караула часовни и зданий при ней в течение всего года состояла здесь казачья команда из нижних чинов. Так продолжалось до конца атаманства М. Г.

Хомутова и даже далее, до 1868 года, когда вдруг обнаружено было, что во время остановки крестного хода на ночь при больше-логской часовне каждый раз открывается настоящая ярмарка с производством торговли не только яствами и питиями, необходимыми для насыщения народа, но и в большей мере спиртными напитками, что тут, при всенародном служении Богу, рождало и обнаруживало большие беспорядки, крайнюю грубость народной массы и нравственную её распущенность. По этой причине признано было более удобным совершать крестный ход в один день. После этого часовня на Большом Логу со всеми постройками при ней была упразднена и отдана аксайскому станичному обществу на слом для устройства богадельни, школы или чего другого. Охранная казачья команда при часовне была упразднена Высочайшим повелением уже в 1870 году.

Богатые люди из чтителей аксайской иконы Божией матери выражали и выражают своё усердие к этой святыне пожертвованием на украшение её денег, слитков золота и серебра и многих других ценных предметов.

Теперь явленная икона в золотом окладе – 84 пробы, весом 70 золотников, в серебряном киоте – весом 18 фунтов и 12 золотников и в жемчужной ризе, унизанной разными драгоценными каменьями с венцом и короной. На ризе, венце и короне иконы находится драгоценных каменьев числом ни больше, ни меньше (по самому точному описанию), как 522.

В числе этих каменьев имеется 125 алмазов (21 крупный, 47 средней величины и 57 мелких), 188 бриллиантов (10 крупных, 99 средней величины и 79 мелких), 8 изумрудов, из которых 4 крупных, 178 яхонтов, 21 крупные жемчужины и две больших бирюзы.

Обильными пожертвованиями для аксайской иконы заведует аксайское станичное общество и употребляет их на украшение самой иконы и на украшение и ремонт своей Троицкой церкви. При этом в употреблении дарственных сумм и вещей было в прежнее время, как говорят, не без злоупотреблений.

Один из станичных атаманов Аксайской станицы, некто Богданов, был, например, под судом и обвинялся в том, что в семидесятых годах обратил в свою пользу 15 000 рублей, вырученных от продажи пожертвованных на икону вещей. Он впоследствии сошёл с ума и содержался в сумасшедшем доме.

Иван Тимощенков газета «Приазовский край» № 341 от 25 декабря 1900 года.

Навигатор

Ставьте пальцы вверх, интересна тематика канала — подписывайтесь, делитесь с друзьями в соц. сетях. Если вам есть что добавить или поправить по теме, оставляйте комментарии.

Как чудесно обретенная в станице Аксайской икона Божией Матери «Одигитрия» спасла казаков — МК Ростов-на-Дону

С тех пор повелось, что каждый верующий и знающий историю храма путешественник, бывая в Аксае, просит у этой иконы светлой дороги и заступничества. Делают это странники потому, что испокон веков икона Божией Матери «Одигитрия» (в переводе с древнегреческого — путеводительница) считается покровительницей путешественников.

Читайте также:  Молитва о сыне в армии: самые сильные тексты, к кому и как правильно обращаться

Они просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, болезней и бед. Также ей молятся все страждущие, прося защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов. Помогает икона и во времена тяжких эпидемий. В истории донской земли последнее сыграло особую роль.

Подтверждают это и архивные документы, и бесчисленные свидетельства, которые до сих пор передаются из уст в уста.

Как «Одигитрия» попала на Дон?

Рассказать об этом нам поможет книга Светланы Чибисовой «Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе». Впервые икону Божией Матери «Одигитрия» казаки привезли в Черкасск (ныне Старочеркасск) из польского города Вильно. Было это в 1656 году, и тогда же в главном казачьем городе выстроили деревянную Одигитриевскую церковь.

Все бы хорошо, но, как пишут очевидцы тех событий, привезенная икона на нашей земле прожила недолго — Богородица многократно являлась во снах многим жителям Черкасска. И во снах этих требовала вернуть ее туда, откуда взяли, то есть в город Вильно.

Казакам эти видения не нравились — везли святыню аж за несколько тысяч верст, а тут — на тебе, отправлять обратно! Вопрос решила война.

Спустя шесть лет с момента появления иконы в Черкасске на земли казаков с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов.

Попавшие в окружение дали обет, что если Царица Небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее Божественную волю и отвезут икону в Вильно. Битва была выиграна, и икону с большой честью отправили на родину.

Но до этого с иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся.

Есть и другая версия происхождения Аксайской иконы «Одигитрия». Связана она с именем святителя Тихона, епископа Воронежского, нетленные мощи которого хранятся в Задонском монастыре. Икона «Одигитрия» долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской отцу Василию Петрову.

«О Боже милостив! За все его труды

Блаженством, славою, бессмертьем награди!»

Об этом удивительном священнике стоит рассказать отдельно. В конце позапрошлого века Василий Петров благодаря своему особому душевному складу и благочестию был известен далеко за пределами родной станицы.

Он был усердным молитвенником, носил вериги, власяницу и, думая о своей душе, не забывал и о душах прихожан. Благодаря ему в Аксайской при храме появилась первая школа для неграмотных казачат.

С благословения и под руководством святителя Тихона отец Василий проводил миссионерскую деятельность среди раскольников. Старообрядцы охотно его слушали, многие присоединялись к православной церкви.

История сохранила немало любопытных фактов, связанных с его именем. К примеру, однажды к отцу Василию пришел наемный работник и жаловался ему на то, что хозяин его прогнал и денег не уплатил. Священник пытался вразумить обманщика, но когда результата не последовало, он приказал сторожу храма звонить по душе умершего.

— По ком звонит колокол? — спрашивали жители, не ведая, кто же умер.

— По правде звонит, — ответствовал отец Василий. — Правды больше нет.

Как свидетельствуют записи, хозяин испугался такого знака, раскаялся и расплатился со своим работником.

Но главную память о себе Василий Петров оставил в стенах нового Троицкого храма. Он строил его сам, дважды падал и дважды чудесным образом выживал — одеждой зацеплялся за леса. Третий раз стал для него последним. Случилось это в 1790 году, перед самым завершением строительства.

Смерть отца Василия окутана тайной. Священник жил один, но когда умер, тело его нашли уже чистым, а некоторые станичники утверждали, что видели в его доме 12 священников, обмывавших тело покойного.

Похоронили отца Василия Петрова рядом с Троицкой церковью, над могилой была устроена часовня, которая до наших дней не сохранилась.

К счастью, уцелела надгробная плита, которая перенесена сейчас на другое место и находится в ограде Одигитриевской церкви города Аксая. Надпись на плите гласит:

  • «Надменный пышностью, прельщенный суетой,
  • Познай ничтожество, познай век краткий свой.
  • Здесь человек лежит таков, как ныне он.
  • Исчезнут прелесть, честь, слава, мир, как сон.
  • Здесь погребен Отец Василий, сын Петров;
  • Порокам страшен был и пышности суров,
  • Сначала воин был и злость врагов губил.
  • За храбрость, мужество себе честь получил,
  • А в тысяча семьсот и шестьдесят восьмом году
  • Священства сан принял он по трудам.
  • Раскола семена старался истреблять,
  • Святейшей веры свет догматов утверждать.
  • В сем подвиге святом вся жизнь его прошла,
  • Свечей и вождем хромым, слепым была.
  • В надежде будущих блаженных райских дней
  • Рачением, трудом создал святый храм сей.
  • За честность, знания от многих был любим,
  • От злобы, зависти за истину был гоним.
  • Но в тысяча семьсот девять — десятом году,
  • В одиннадцатый день декабря скончал живот.
  • Всего лет шестьдесят он в жизни только жил.
  • Но церкви, обществу премного услужил.
  • О Боже милостив! За все его труды
  • Блаженством, славою, бессмертьем награди!»

После смерти отца Василия Петрова икона «Одигитрия» исчезла из его дома. О ней вспомнили во время погребения, поскольку батюшка еще при жизни не раз говорил о том, чтобы данная Тихоном святая икона сопутствовала ему в загробную жизнь. На поиски бросились все аксайцы (так ранее называли аксайчан), но найти икону не удалось.

Спустя сорок лет случилось чудо…

В августе 1830 года началась страшная эпидемия холеры. Каждый день в станице умирали люди, и нигде им не было спасения. Казаки стенали, молились и просили Богородицу о помощи. И она опять начала им являться во снах.

Причем всем говорила одно и то же: найти заброшенный дом, в котором хранится икона «Одигитрия», от которой они и получат чудесное спасение.

Тогда прихожане попросили священника Тимофея Попова пройти в указанный дом и поискать икону.

И пошли. И нашли. За печью под толстым слоем мусора лежал образ Божией Матери «Одигитрия». Отец Тимофей вынес ее на улицу к ожидавшему народу и всех благословил ею. Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим.

Вот воспоминания урядника Василия Гуржиева, записанные им в 1888 году (во время эпидемии 1830 года ему было 16 лет): «…я был болен холерой. Когда несли эту явленную чудотворную икону, мать с помощью прислуги вынесла меня на улицу, и по ее просьбе икону приложили ко мне, после отслужения молебна покропили меня святою водою, и я сделался здоров и невредим».

Через три дня после обретения иконы холера прекратилась. Однако в соседних городах от той же болезни умирали люди. И икону отправили в Новочеркасск, где спустя несколько дней эпидемия тоже пошла на спад. А икона-спасительница осталась в Новочеркасске.

Спустя семнадцать лет холера вновь пришла в Аксай. В день умирало по сто человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих началась паника, они требовали расчета, но многие бежали, не получив заработанное, бросив и деньги, и паспорта.

Для ликвидации паники прибыл начальник Войскового штаба генерал М. Г.Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы «Одигитрия» в станицу.

Когда икону с почетом везли домой, люди присоединялись к крестному ходу, молились и плакали навзрыд.

Образ принесли в Троицкую церковь, отслужили молебен и затем обнесли икону вокруг станицы. Через пять суток холера в Аксае утихла. С разрешения Владыки Иоанна икону Божией Матери «Одигитрия» поставили в Троицкой церкви, где во имя нее был устроен в 1848 году придел в трапезной части, справа от главного алтаря. После холера вновь перекинулась на Новочеркасск.

И снова икона спасла город. По окончании эпидемии святой Синод признал икону Божией Матери «Одигитрия», обретенную в Аксае, чудотворной. К ней прикладывались все путешественники, которые ехали через станицу Аксайскую (благо здесь была почтовая станция). Молились у образа и наследник цесаревича Александра Николаевича, и августейшие особы, и известные казачьи атаманы.

И заступница путешественникам помогала.

В Новочеркасском соборе хранится точный список с оригинала

Не иссякал и поток паломников. Приношения иконе достигали огромных размеров. Хотя и сам образ был очень богато украшен. Согласно описи 1873 года, явленная икона имела жемчужную ризу, унизанную разными драгоценными камнями, с золотым венцом и короною. Икона находилась в золотом окладе 84-й пробы весом 70 золотников (300 г), в серебряном киоте весом 18 фунтов 12 золотников (7,4 кг.).

А 18 мая 1891 года на месте обретения Аксайской иконы был заложен храм. Владелец земельного участка сотник Лотошников пожертвовал его церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей.

Через пять лет стройка была вчерне окончена, попечители обратились к архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году».

Престольный праздник был установлен 4 сентября и совершался в отсутствие иконы, перед списком с нее, поскольку в этот день согласно утвержденному расписанию икона находилась в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе.

Исследователь Светлана Чибисова пишет и о том, что поклонение аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются.

Возможно, она была укрыта где-то на донской земле либо вывезена за рубеж. Не сохранились и чтимые списки с чудотворной иконы, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе.

Однако, по счастью, сохранился сам Новочеркасский собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.

Храм же, посвященный Аксайской иконе «Одигитрия» — один из немногих уцелевших в военное и послевоенное время. Сегодня здесь находится современный список, созданный с помощью найденных документов и изображений.

Как мне объяснила служительница, верующие, как и прежде, приходят сюда за помощью и получают ее. И пусть в этом храме нет той самой иконы, о красоте и чудесной силе которой сегодня остались только легенды, войдя в церковь, вы почувствуете, что построена она здесь не зря.

Здесь по-другому чувствуется время, по-другому дышится и по-другому воспринимается мир.

Я купила книжку об истории храма Одигитрии, села на лавку здесь же, в церкви, и начала читать.

Пока глаза бегали по строчкам, я отчетливо слышала песнопения крестного хода, стук каблуков казачьих сапог, напитанные слезами молитвы матерей и шепот благодарения. Все было в этой церкви. И все осталось.

В стенах, в книгах, в искусно выписанных ликах святых, взирающих на застывших под храмовыми сводами странников…

Митрополит Меркурий: «Сама Матерь Божия незримо помогает нам в обретении той веры, того исповедания, той твердости, которые через утрату святынь были ослаблены»

16 сентября 2018 2205

16 сентября 2018 года по благословению Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на Дон принесена одна из самых почитаемых святынь — воссозданная Аксайская икона Божией Матери, утраченная в годы безбожного лихолетья советского периода русской истории. В течение года образ создавался мастерами-иконописцами под надзором архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии.

Читайте также:  Можно ли венчаться беременной: особенности таинства в церкви, в каких случаях нельзя

После принесения точного списка чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы Аксайский образ стал второй возвращенной всенародно почитаемой святыней нашего края, что, по словам митрополита Меркурия, «являет собой еще один шаг к восстановлению исторических и духовных традиций на Донской земле».

Владыка митрополит сообщил, что следующим шагом этой духовной традиции станет восстановление обретенного подлинного Азовского образа Божией Матери Одигитрии, который недавно был найден в запасниках Третьяковской галереи.

«Таким образом Дон обретет три свои исторические иконы, защищавшие его во все века истории. Эти усилия по возвращению исторической памяти вернут нас на тот путь, правый и праведный, которым шли наши великие предки», — подчеркнул Глава Донской митрополии.

Образ чудотворной Аксайской иконы Божией Матери воссоздан в ответ на просьбу жителей Дона трудами благочинного Аксайского округа и при поддержке казачества и верующих по материалам подлинных исторических документов, найденных в Санкт-Петербургском государственном архиве. Средства на создание образа жертвовали многочисленные меценаты, благотворители и прихожане.

Историческая Аксайская икона Божией Матери хранилась в одном из самых больших храмов Области Войска Донского — Троицком. После революции церковь снесли. А сейчас на его месте находится площадь Героев. Именно здесь и начались торжества, посвященные принесению святыни.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, сопровождавший воссозданный образ по пути в Аксай, совершил чин освящения иконы.

— Для Аксая и всей Ростовской области сегодня поистине историческое событие – мы освящаем восстановленный возрожденный Аксайский образ Божией Матери. Эта икона была прославлена многими чудесами с 1830 года, когда здесь, на этой земле, бушевала страшная болезнь – холера, уносившая жизни сотен и тысяч людей.

Именно тогда икона Божией Матери и была чудесным образом обретена в одном из заброшенных домов, и стали происходить чудеса – люди начали исцеляться. Образ был так почитаем жителями Аксая и всего края, что по благословению Священноначалия его переносили и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону, и во многие села, и там, где икона появлялась, происходило множество чудес и исцелений.

К иконе приезжал и наследник русского престола Александр Николаевич, который ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о том, чтобы, учитывая чудотворения, которые происходят от иконы, образ был признан чудотворным и ему было установлено празднование в Русской Православной Церкви.

По ходатайству цесаревича и имея ввиду свидетельства многих людей, получивших исцеления, Синод принимает такое решение, и затем государь император его высочайше утверждает. С тех пор, в течение более чем ста пятидесяти лет, совершалось чествование иконы Божией Матери Аксайской, которая переносилась крестными ходами и в Большой Лог, и в Старочеркасскую, и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону.

Почитание этой иконы длилось до самого начала XX века, когда на Донскую землю пришла безбожная власть. Мы не знаем, что произошло с иконой, но знаем, что следы ее теряются. Краткое воспоминание об Аксайском образе мы видим в некоторых публикациях в США. Икона была вывезена за пределы Области Войска Донского, но, к сожалению, следы этого образа мы не могли найти, хотя и упорно искали.

Но воспоминания об иконе сохранялись в народной памяти, в сердцах аксайчан, жителей Донского края. После того, как по благословению Святейшего Патриарха была изготовлена точная копия Донской иконы, жители Аксая, духовенство выразили желание воссоздать и Аксайский образ Божией Матери.

После молитвы Пресвятой Богородице мы начали длительные архивные поиски, которые открыли нам и историю явления иконы, и историю ее почитания, но, самое главное, были обретены изображения чудотворного образа, что помогло иконописцам максимально приблизиться к тому виду, что имела историческая икона, обретенная в 1830 году.

Я думаю, что событие восстановления почитания Аксайской иконы будет привлекать благословение Божие на Аксайскую землю и всех тех, кто станет приходить и обращаться с молитвой к Божией Матери», — сказал Глава Донской митрополии.

После освящения образа от площади Героев начался уникальный многотысячный крестный ход во главе с казачьей конницей к Одигитриевскому храму с участием делегаций казаков из Франции, Великобритании и с Дальнего Востока.  

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил праздничную Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель епархиального отдела по работе с казачеством протоиерей Сергий Маштанов, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской епархии.

Архиерейское богослужение в день принесения воссозданного образа посетили глава Администрации Аксайского района Виталий Борзенко, глава г. Аксая Алексей Головин, представители Правительства Ростовской области и Администрации Аксая и Аксайского района, духовенство Ростовской-на-Дону епархии, представители общественных организаций, казаки, многочисленные прихожане и паломники.

Во время богослужения проходили видео- и аудиотрансляции для тех, кто не смог попасть в храм.

По окончании Божественной литургии владыку митрополита приветствовал благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, поблагодаривший Его Высокопреосвященство за совместную молитву в знаменательный для города день обретения уникальной святыни. В дар митрополиту Меркурию благочинный передал список Аксайской иконы Пресвятой Богородицы.

«Над всеми нами сегодня и во все дни создания иконы была сама Царица Небесная, чувство реальности присутствия Божией Матери не отступает. Возвращение этого образа – очень важное свидетельство для нашего народа, свидетельство того, что Сама Матерь Божия незримо помогает нам в обретении той веры, того исповедания, той твердости, которые через утрату святыни были ослаблены.

Воссоздание иконы есть не что иное, как восстановление части своей собственной жизни, своей истории. Как и наши великие предки, мы поднимаем над своей главой образ Божией Матери как ту нерушимую стену, которая сможет защитить нас, и духовно, и физически, от неприятеля.

Сегодня, во времена всеобщего разъединения и социального напряжения, мы получили еще один образ Царицы Небесной, притекая к которому будем черпать великие силы, умножая таланты, дарованные нам Господом, исполняя то великое служение народа-богоносца, свойственное в течение веков нашему Отечеству.

Пусть образ Пресвятой Богородицы отныне и до скончания века покрывает град сей, землю нашу Донскую, народ православный», — сказал в архипастырском слове митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

Глава Донской митрополии поблагодарил всех тех, кто своим трудом и талантом послужил делу восстановления этого чтимого образа Божией Матери.

Высоких церковных наград в этот день удостоены: глава Администрации Аксайского района Виталий Борзенко (медаль Ростовской епархии святителя Димитрия, митрополита Ростовского), благочинный Аксайского округа, настоятель Одигитриевского храма протоиерей Андрей Мекушкин (медаль священномученика Николая Попова), председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук (медаль святого праведного Павла Таганрогского), глава г. Аксая Алексей Головин (медаль святого праведного Павла Таганрогского), староста Одигитриевского храма Павел Кашкин (Благословенная архиерейская грамота), атаман Аксайского юрта Дмитрий Киселев (Благословенная архиерейская грамота), руководитель творческой мастерской Андрей Поройков (Благословенная архиерейская грамота), руководитель иконописного отделения ДДС иерей Александр Литвиненко (Благословенная архиерейская грамота), епархиальный древлехранитель иеромонах Гавриил (Звягинцев) (Благословенная архиерейская грамота).

  • Все молящиеся за богослужением получили в дар иконки с образом Божией Матери «Аксайским».
  • Воссозданная икона Пресвятой Богородицы «Аксайская» будет постоянно пребывать в Одигитриевском храме города.
  • ***
  • Историческая справка

Обретение иконы Божией Матери Одигитрии в станице Аксайской произошло в августе 1830 г. и было связано с начавшейся здесь эпидемией холеры. Казачка Пелагея Нестерова нашла икону в доме своей умершей сестры Варвары Наумовой.

Во время эпидемии некоторым станичникам во сне начала являться Богоматерь с указанием пойти в дом и взять находящуюся там икону Одигитрии, «которая и спасет всех от смертельной болезни». После чего станичники стали собираться у Пелагеи и совершать молебны у иконы.

Через некоторое время икона была передана священнику Тимофею Попову. Облачившись в ризу, с крестом в руках, сопровождаемый множеством народа, отец Тимофей прошел крестным ходом с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим.

На третий день после явления иконы эпидемия прекратилась.

Весть о чудесном избавлении от холеры долетела до Новочеркасска, где эпидемия продолжалась.

Архиепископ Новочеркасский и Георгиевский Афанасий (Телятев) направил в станицу Аксайскую священника Михаило-Архангельской церкви г. Новочеркасска о.

Василия Куфаева с целью перенесения явленной иконы в Новочеркасск. Икона была перенесена и поставлена в Николаевской церкви города. Перед ней непрерывно служились молебны.

В 1851 году было подано ходатайство перед Святейшим Синодом о признании Аксайской явленной иконы чудотворной. 5 августа 1851 г. Государь Император Высочайше утвердил определение Св.

Синода об учреждении 13 августа крестного хода с иконой Божией Матери из Аксайской станицы в Новочеркасск, с обратным перенесением ее в станицу 1 октября. Указом Св. Синода от 19 августа 1853 г. было разрешено с 30 сентября на четыре дня переносить чудотворную икону в Кривянскую станицу.

Указом Св. Синода от 29 ноября 1867 г. было разрешено пребывание Аксайской иконы Божией Матери в Ростове-на-Дону с первого воскресения после Преполовения Господня до первого воскресенья после Вознесения. 4 октября 1872 года указом Св.

Синода разрешено пребывание иконы Аксайской Божией Матери в Софиевском храме г. Нахичевань-на-Дону при обратном крестном ходе из г. Ростова-на-Дону в Аксайскую станицу.

С 1878 г. были окончательно установлены сроки пребывания Аксайской иконы Божией Матери в Старочеркасске – с 29 июля по 10 августа, и с 16 августа по 15 октября – в городе Новочеркасске и станицах Кривянской и Бессергеневской.

В станице Аксайской икона Божией Матери пребывала в Троицкой церкви, построенной в 1792 г. протоиереем Василием Петровым на средства прихожан. Икона была богато украшена за счёт приношений паломников.

В Новочеркасском Вознесенском соборе, в приделе в честь иконы Божией Матери Одигитрии, постоянно находилось два списка с Аксайской чудотворной иконы Божией Матери.

Одна – в серебряной ризе, другая – в жемчужной.

18 мая 1891 года на месте обретения Аксайской иконы был заложен храм. Владелец этого участка сотник Лотошников пожертвовал его Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей.

Дело строительства храма после смерти мужа возглавила Надежда Ефимовна Лотошникова совместно с казаками Хрисанфом Гуржиевым и Иваном Чеботаревым.

Через пять лет постройка была вчерне окончена и попечители обратились к Архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году» (19).

6 ноября 1897 года храм был освящен викарием Донской епархии преосвященным Иоанном (Митропольским). Престольный праздник был установлен 4 сентября и совершался в отсутствии иконы, перед списком с нее, поскольку в этот день согласно утвержденному расписанию, икона находилась в Новочеркасском Вознесенском Кафедральном соборе

Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно, вплоть до 1920 г. С установлением советской власти следы иконы теряются. На сегодняшний день в барабане главного купола Новочеркасского собора, среди медальонов с изображениями чтимых икон Богородицы, имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.

Традиция совершения крестного хода в день памяти чтимого образа была возобновлена в Новочеркасске в 2002 году стараниями благочинного приходов Новочеркасского округа протоиерея Олега Добринского, а с недавнего времени проходит и крестный ход по воздуху благодаря сотрудничеству Новочеркасского благочиния и городского аэроклуба Федерации любителей авиации. Также доброй традицией на протяжении многих лет является соборное служение духовенства Новочеркасского благочиния в день праздника.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector