Святой мученик валерий: житие и почитание, иконография и тексты молитв

Рубрика: Молитва, Православные святые

Первое упоминание жития 9 мучеников Кизических содержится в сборнике Минологий византийского императора Василия II (10 век).

Жили святые мученики в 3 веке. Их имена: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они были родом из разных городов Малой Азии (современная Турция), разного возраста и социального положения. Этих мужей объединяла вера в Истинного Бога. В городе Кизик, на берегу пролива Дарданеллы, святые способствовали распространению христианства.

Святой мученик Валерий: житие и почитание, иконография и тексты молитв9 мучеников Кизических — православная икона

По приказу наместника города проповедников схватили. За отказ приносить жертвы языческим богам христиан подвергли пыткам. Их тела строгали, прижигали горящими свечами, избивали железными палками.

Однако Кизические мученики непрестанно молились Богу, стойко перенося все пытки. Видя их непоколебимость, наместник приказал заключить святых в темницу.

Через неделю мученики повторно отказались принимать участие в жертвоприношениях. Тогда их обезглавили.

Тела 9 мучеников были выкуплены единоверцами и преданы земле. Место их погребения постепенно стало привлекать к себе христиан, видевших многочисленные чудеса по молитвам святых. Впоследствии здесь была устроена церковь. В 5 веке город Кизик сильно пострадал от землетрясений.

Эти стихийные бедствия на протяжении ещё нескольких столетий часто повторялись. В 11 веке местные жители стали покидать это место. Сегодня полуостров, где ранее находился город, необитаем. Частицы мощей 9 мучеников Кизических находятся в разных православных храмах по всему миру.

Почитание в Русском Православии

Активное почитание 9 мучеников Кизических в Русском Православии началось со второй половины 17 века. Ранние чудеса этих святых были связаны с избавлением от лихорадки.

Поэтому в 1687 году, когда в Казани началась эпидемия, митрополит Казанский Адриан предложил построить церковь Кизических мучеников. Ее строительство было закончено в середине 1688 года.

Это время ознаменовалось прекращением эпидемии.

В храм стали приезжать паломники. Здесь устроили Казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь. С 1693 года святыней монастыря стали  ковчежец с частицами мощей и икона Кизических мучеников. Однако в 20-е годы прошлого столетия монастырь был разрушен, а реликвии утрачены.

Икона с частицами мощей хранится в московском храме во имя 9 мучеников Кизических. День памяти святых — 12 мая по новому стилю.

9 мучеников Кизических: в каких нуждах к ним обращаются

Первые чудеса по молитвам святым 9 мученикам Кизическим связаны были с исцелениями парализованных и бесноватых. Впоследствии святые мужи прославились исцелениями от лихорадки. Но и в житейских проблемах они не оставляют прибегающих к ним за помощью верующих христиан. Сейчас эти святые известны как помощники в поисках работы.

Однако не нужно забывать, что православная молитва Кизическим мученикам — не магическое заклинание. Она не обеспечит мгновенное трудоустройство или излечение. Это обращение христиан за ходатайством святых перед Господом. Просимое же всегда подаётся только от Милосердного Бога. 

«Действительно, бывает, что некоторые православные христиане в молитве к святым забывают о Том, к Кому, в конце концов, и направлена будет молитвенная просьба, пусть и предстательством кого-либо из святых. Конечно же не должно христианину забывать о Господе Боге своем. Ведь и святые служили именно Ему.

Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве. А также и в деятельной любви к людям.

Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои.

Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но, действительно, для помощи в спасении других собратий.

И помощь эта даруется Самим Господом во всех наших житейских нуждах и переживаниях по молитвам святых. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах» (иеромонах Дорофей Баранов).

Чудеса по молитвам святых

14 февраля 2004 года состоялось перенесение чудотворной иконы девяти мучеников Кизических в посвященный им храм. Прихожанин храма Николай в этот день собирался с семьёй посетить Московский аквапарк.

Но в связи с Крестным ходом в храме потребовалась его помощь, посещение аквапарка пришлось отложить. После вечернего богослужения из выпуска новостей он узнал о рухнувшей крыше аквапарка. Николай мог оказаться под развалинами, если бы взял билеты.

Так 9 мучеников Кизических уберегли его семью от неминуемой гибели.

На протяжении трёх лет муж Елены не мог устроиться на работу. Их многодетная семья испытывала материальные трудности, отношения между супругами портились. Жили они в городе Кельн (Германия).

Приехав в мае 2016 года в Москву, муж надеялся устроиться на работу там. Однако это предвещало окончательный распад семьи.

Елене посоветовали обратиться в молитвах за помощью к девяти мученикам Кизическим.

Всю неделю она посещала храм, посвященный этим святым, читала акафист 9 мученикам Кизическим, была на водосвятном молебне. Буквально сразу муж  получил два отличных предложения, одно из которых он принял.

Удивительным было то, что компания, предложившая работу, находилась в Германии. Однако по работе ему нужно будет часто быть в Москве, где проживала его мать в преклонном возрасте.

Святые исполнили просьбу о сохранении семьи и помоги в трудоустройстве.

В мае 2020 года Мария, одинокая многодетная мать из Красногорска (Подмосковье), находилась в поисках подходящей работы. Ей требовался особый рабочий график.

Нужно было достаточно времени на воспитание детей, но при достаточном уровне заработка для обеспечения семьи. Узнав о 9 мучениках Кизических, она стала обращаться к ним за помощью. При этом она не забывала прибегать к Таинствам Исповеди и Причащения.

Через неделю от прихожан храма, в который посещала Мария, поступило предложение о хорошей работе.

9 мучеников Кизических: первая молитва

О, всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте; принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею, Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.

Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.

Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва 9 мученикам Кизическим

О, велицыи угодницы Божии, святии мученицы Христовы: Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Магне, Артемо, Фавмасие, Феодоте и Филимоне! Вы Царя Христа вернии слуги бысте и подвигом добрым подвизастеся, претерпевше за Него муки; темже, по неложному Его глаголу: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет, — и вы ныне со Ангелы предстоите Владыце Христу и с высоты небесныя славы призираете милостивно на храм ваш и на молящихся в нем.

Умолите убо Господа Сил Церковь Его Святую и православное Отечество наше сохранити от напастей и бед, от всех враг видимых и невидимых, низложити прелесть неверия и безбожия и стадо Христово избавити от волков, губящих е, глаголющих лукавое — доброе, и доброе — лукавое, полагающих тьму — свет, и свет — тьму; от шатания умов, яко трость, ветром колеблемых, и от греховнаго душ разслабления.

Богодарованную благодать чудес ваших, мученицы Христовы девяточисленнии, прострите ко всем нам, верою к вам прибегающим, и вся наша недуги душевныя и телесныя уврачуйте, и вся прошения наша во благо исполните.

Ей, страстотерпцы святии, молите за ны Господа, да низпослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, всегда немощная врачующаго и оскудевающая восполняющаго, во еже соделовати нам спасение свое, заступлением Христа Спаса нашего, и избавитися нам от сети вражия и грехов, и помиловатися душам нашим, да и мы купно с вами и всеми святыми прославим Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святии девяточисленнии мученицы, молите Бога о нас.

Тропарь, глас 8

Святии девяточисленнии мученицы, от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным, мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте, зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением, огнем же любве Божия разжизаеми, вещественно вас огнь мучащий во хлад преложисте, темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь, от неяже и многовидных страстей милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак, глас 2

Твердый и всесветлый лик мученик девяти, Трисолнечнаго Божества исповедницы, на судищи Тому начально взываху: кровь и души наша с телесы, яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко: в лицех небесных Твоих сопричти, яко Бог Милостивый.

Величание

Величаем вас, святии девяточисленнии мученицы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Жития армянских святых и мучеников. drevlit.ru — библиотека древних рукописей

Преисполненный неизреченной милостью
Духа, святой и блаженный вардапет Григор был
сыном благочестивых родителей. Отец его, по имени
Саргис, происходил из Каджберуника, из города
Арчеша, а мать была из селения Парби. Из-за гнета
неверных они перебрались в Сюник и поселились в
области Вайоцдзор. [Мать его], заимев детей, [со
временем] перестала рожать.

Но дети отошли к Богу,
и они остались бездетными. Тогда, возложив свои
упования и надежду на Бога и взяв себе в
заступники Григора Лусаворича нашего, они с
молитвами и смиренными мольбами обратились к
Всевышнему и просили подарить им чадо.

Слышащий
же молитвы и исполняющий просьбы Господь наш
Иисус Христос, который исполняет желание имеющих
страх Божий, внял молитвам своих рабов и по
ходатайству Григора Лусаворича дал им сына. И вот
однажды блаженная мать святого увидела во сне
державшего в руках погасшую лампаду св.
Лусаворича, который сказал ей: «Бог услышал
молитвы твои и по заступничеству моему дал тебе
доброго сына.

Возьми эту лампаду и держи при себе.
Ибо дитя, которое родится у тебя, зажжет сию
потухшую лампаду истинной веры». Проснувшись,
она в страхе вознесла хвалу Богу и с радостью
поведала своему мужу о видении. Они были
[удивлены] и не могли понять, кем же должен стать
ребенок и каким образом он зажжет светильник. И
мать зачала.

Когда же наступило время разрешения
[от бремени], родилось исполненное благодати
дитя, которого при крещении назвали Григором. Как
только ему исполнилось семь лет, [они] стали его
обучать Св. писанию. [Уче-ба] длилась семь лет. С
каждым годом в нем все более проявлялся Божий
дар. Он совершил множество чудес в детстве, о чем
записано в его полной истории.

Читайте также:  Молитва о замужестве: к кому и как правильно обращаться, тексты на русском языке

К четырнадцати
годам отрок Григор, на которого снизошел Божий
дух, отличался столь высоким и плодоносящим умом,
что к нему за пояснениями [книг] Св. писания
Обращались даже вардапеты, и он давал им ответы
прекрасными толкованиями. И случилось как-то
быть им в городе Тифлисе. Там он встретился с
великим армянским вардапетом, учеником великого
Есаи.

Увидев отрока, с горячей любовью изучавшего
Божественное писание, св. Ованес [Воротнеци] взял
его к себе в ученики. [И с тех пор] на протяжении
двадцати восьми лет он как наставник воспитывал
и обучал его.
Он повез его с собой в город Иерусалим, где ступал
Господь, и там возвел его в чин безбрачного
священника, [после чего Григор] еще более
исполнился благодати Святого духа.

И прибыв в
область Екелеац, что в Ерзнка, [Воротнеци] вручил
ему вардапетский посох. Оттуда божественный
вардапет Ованес со своими учениками возвратился
в свою область. Вокруг него собралось множество
вардапетов для просвещения народа армянского.
Ибо знаниями своими он превзошел ученнейших
людей всех народов. Блаженный великий вардапет
Ованес в 807 г. нашего летосчисления [1358 г.

]
поручил вардапету Григору толкование
Божественных сочинений, соответствующее
вардапетской степени, дабы дать ему право, власть
и посох архимандрита. В тот же год он захворал и
понял, что должен переселиться в неизреченный
свет. Тогда он призвал к себе своих учеников и
благословил их духовным и Божественным
благословением.

Григора же поставил над всеми
учителем и поручил ему свою паству, а его
соученика Оваиеса Арчишеци велел посвятить в
высший вардапетский сан и отправить в его край.
После этого святой и блаженный вардапет Ованес
Воротнеци отошел ко Христу. Да будет
благословенна его память.

После его смерти с
согласия всех на вардапетскую кафедру возвели
великого Григора, приводившего в изумление
ангелов непостижимым подвижничеством,
совершенной мудростью и неиссякаемым
наставничеством. У учителя были две школы в
Еринджаке, и два года преподавал он, занимая [там]
вардапетскую кафедру. Но затем со своими
учениками отправился в св.

обитель, в
прославленный и благодатный престол апостола
Евстафия во владении Орбелянов, к армянскому
князю Смбату, сыну Иванэ и внуку Буртела. Здесь он
также набрал множество учеников и просвещал
народ наш истинной верой. Правильным
наставлением и поучением он раскрывал
труднопостижимые мысли книг Св. писания.

Ибо
светлой мыслью и крыльями всесвятого Духа
взлетал и возносился он к духовному саду и
Божественным сочинениям, по данной ему милости
Божьей выявляя глубины сокрытого.

И точно пчела,
летающая над многоразличными цветами в далеких
краях и приносящая сладкий нектар и целебное
зелье, святой вардапет Григор Татеваци
Божественной мыслью проникал в Ветхий и Новый
[заветы] и собирал Божественное. Отделяя также
полезное из внешних наук, он сплел светлые венцы
и возложил на головы отроков церкви как крепкий
щит против иноверцев.

Постоянно получая его от
Христа, он неустанно обучал и просвещал
армянскую церковь. Точно сияющее полуденное
солнце сверкал он тысячами лучей. К нему
приходили греческие и латинские риторы, слушали
его речи, преисполненные беспредельных знаний,
которые как неиссякаемый источник лились из его
уст. Мудролюбы поражались и дивились этому.

Ибо
мудрость его была совершенна, а знания —
необозримы. Во время проповеди Григор приводил
всех в восхищение своей сообразной речью и
ораторским искусством. Он обладал мыслью Иоанна
Евангелиста; взлетая, возносился к небу и святой
душой своей обозревал заповеданное
перво-пророками — и Слово Господнее св.
Евангелия, и блаженных апостолов, и первых св.
богословов.

Он написал множество сочинений для
церкви, сиречь: «Великое вопрошение», Толкование
сочинений Аристотеля — «Категорий»,
«Периармевиаса» (Об истолковании), «О
добродетели», «Введения», [а также] Толкование
«Книг ученых бесед», Выборочное толкование
псалмов, Выборочное толкование «Притчей», «Песни
песней», «[Книги] Премудростей», «[Книги]
Еклесоиаста».

«Летний том», «Зимний том»,
Толкование «Книги Иова», Выборочное толкование
Евангелия от Иоанна, Толкование сочинений
Аристакеса и [Искусства] письма Георга,
Толкование книги «К тем», «Малого вопрошения
Георга», Выборочное [толкование] Евангелия от
Матфея, Выборочное [толкование Книги] Исайи,
«Книгу Златочрев» и сочинение «О правилах
посвящения в сан архимандрита».

Он написал также множество других сочинений, о
которых мы здесь не упомянули, но по которым
учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты
церкви. Его называют вторым Иоанном Златоустом и
Григорием Богословом за то, что он, видя нашу
слепоту, поучал всенародно. И даже старца,
сидящего рядом, он мог одарить хлебом или
яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его.

Вид
его был грозен и прекрасен. Он строго постился и
любил святость, имел благообразное лицо,
слезообильные глаза и высокий рост и был так
великолепен и столь [щедро] одарен милостями, что
[ученики] сравнивали своего вардапета с Господом
нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский
учитель Григор был исполнен светозарного дара
св. Духа.

Он стал вторым просветителем армян и
совершеннейшим богословом над всеми мудрецами,
древними и новыми вардапетами.

У него было много
учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева,
Ованес из Ехегна-ванка, Галуст из Сюникского
селения Вахнду, Акоп Бостаци, Григор Араратеан,
Григор и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария
Астапатци, Егия Мецопеци, Ованес из монастыря
Ваганщ, Унэн из Шемахи, Оваиес из Кармир Капана. И
трое из его учеников были из других краев —
Маттеос Ухеци из св.

обители Гандзасар, Мкртич из
Пайтакарана и Степанос из Гахавежа. [При нем
находилось] также множество священников, числом
более пятидесяти человек. Он начал обучать их сочинениям внешних философов
и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал
скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее
изумление, чем эллинские философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать
посланий апостола Павла и «К тем» Григория
Богослова. Настоятелем св. престола апостола Еветафия был
кроткий, избранный уже во чреве св. епископ
владыка Аракел, вардапет и великий философ,
племянник великого армянского вардапета. Он
обладал божественной мыслью и почитал все
добродетели. И двенадцать [святых] братьев, ученики великого
Саргиса, после смерти своего вардапета
отправились учиться к великому вардапету
Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес,
Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос,
Карапет и Тума. И он целый год утешал их
Божественным писанием. Но затем учитель Григор
из-за гонений неверных покинул Сюникскую область
и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов,
отправился в Арчешскую область. Он поселился в
богоугодном св. Мецопском монастыре у смиренного
и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа
Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со
всеми своими учениками вышел встречать
[духовного] отца своего и, сопроводив его в свою
пустынь, дал ему с учениками отдохновение от
многотрудного [пути].

В сей год было завершено строительство церкви св.
Богородицы, начатое в 851 [1402] и
законченное через семь лет, в 858 году [1409],
во славу Христа, Бога нашего. И когда туда прибыл
великий учитель Григор, слава его разнеслась по
всей стране. Многие вардапеты и монахи собрались
вокруг него, как апостолы вокруг Христа.

Он начал
наставлять и просвещать Божественным учениям,
как спаситель наш Иисус, который, восседая на
Масличной горе, [просвещал] апостолов учением о
блаженной {жизни]. А св. вардапет Ованес,
преисполненный неизреченной радости, ликовал и
пекся обо всем необходимом.

И, [обращаясь с
молитвой] к Христу, говорил: «Господь мой Иисус, я
почтил твою мать, ты же почтил меня вместе с
вардапетами и духовными отцами моими, писцами и
истинными учениками-подвижниками. И в день
освящения храма твоей матери послал их [мне]. Чем
отплатить тебе за это? Ничего нет у меня, бедняка.

Мы можем лишь благословить и восхвалить
всесвятую Троицу и Мать Единородного за то, что
ты удостоил меня увидеть завершенным
строительство церкви».

А блаженному вардапету Григору в Мецопском
монастыре ночью было во сне видение, будто перед
св. Григором положили трех мертвецов, обернутых в
саван и окованных по рукам и ногам
нерасторжимыми цепями. И он, обратившись к ним,
сказал: «Кто вы такие? И почему вы в оковах?» И они
ответили: «Мы осужденные и отлученные
католикосы-раскольники. Молим тебя во имя любви
Христовой, вели снять с нас проклятие великого
католикоса, наследника [престола] Григора
Лусаворича». Проснувшись, он стал горькими
слезами оплакивать их отлучение, затем послал
приветственное письмо католикосу Акопу, и тот
созвал большой собор вардапетов и снял с них
проклятие. И великий вардапет Григор благословил соученика
своего Ованеса со всеми питомцами. А через
несколько дней, взяв своих учеников, он
отправился преподавать из области в область по
стране Армянской. К нему присоединился вардапет
Ованес со своими учениками. Многих из
раскольников он обратил к истинной вере, следуя в
истолковании Ветхого и Нового Божественного
писания первым святым отцам-богословам. С
помощью внешнего философского искусства он
заткнул рот еретикам. И они, вновь став на путь
истинный, пали в ноги учителю Григору и молили
его об отпущении грехов и прощении. Он написал
письмо католикосу, и тот снял с них проклятие.
[Григор] проповедовал также среди иноплеменных и
приводил им мшожество свидетельств из арабских
сочинений, в которых ясно говорилось, что Христос
— истинный Бог, и многие уверовали в Христа и
были крещены. На протяжении всей своей жизни он
проповедовал неверным Евангелие Христово,
[доказывая], что [вера их] лжива и обманчива, и
всегда неустрашимо и смело осуждал их. Но никто
из неверных не осмеливался дотронуться до него
хотя бы пальцем — ни князья и ни подданные. Ибо
они воочию видели чудесные знамения, творимые
через него Богом. Возложением руки он лечил
хворых, чтением Евангелия в тот же час именем
Христа исцелял страдающих от разных дурных
болезней и изгонял бесов. Он безбоязненно
излечивал не только христиан, но и неверных. И все
неверные любили его и называли святым. И
испытывали трепет перед его внушительным видом.
Ибо, будучи живым, он умерщвлял плоть свою
постами и молитвами и был украшен всеми чистыми
добродетелями. Нательной и верхней одеждой ему,
как и его ученикам, служила власяница,
подпоясанная веревкой. Они не стяжали ни серебра,
ни золота. И никто не имел двух одежд. Если же
кто-нибудь получал подношение, в тот же час
раздавал нищим. Они наполнили себя священными
сочинениями и воспламенены были любовью к
священному Божественному писанию.

Оттуда он отправился со своими любознательными
учениками в благодатный свой престол св.
апостола Евстафия и в течение восьми дней
отдыхал.

А затем призвал к себе своих учеников и в
торжественной обстановке вручил им
[вардапетский] жезл, [предоставляющий им] право
проповедовать по всей земле Евангелие Христово
не только христианам, но и всем иноверцам. Он учил
их никого не бояться и не утаивать мыслей Св.
писания, а открыто проповедовать истину.

«На
протяжении всей своей жизни,— [говорил он],—
изнуряйте себя постами и молитвами. Свой день
проводите в кротости и смирении. Вы обязаны
пожертвовать своею жизнью за правду. И уста ваши
да не изрекут никогда лжи». И много другого
наставлял он делать или не делать.

«Смело
проповедуйте,— говорил он,— истинное учение
первых святых отцов в борьбе с противниками». И
много другого назидательного завещал он своим
ученикам. Когда же заболел, приказал литургию
служить ученикам, а сам пел псалмы, на всем
протяжении [пения] восьми канонов оставаясь на
ногах. За всю свою жизнь он не знал ни дня отдыха.
И вот св.

вардапет истины Григор совершил
животворящую службу Господу нашему Иисусу
Христу. По окончании [службы] приступил к молитве
и, вторично призвав своих учеников, благословил и
повторил те же наставления, сказав: «Вот
призывает меня призывающий [всех] Христос, и
настал час моей смерти.

Я отправляюсь к
заступнику моему, Григору Луса-воричу нашему и ко
всем нашим вардапетам. Братья мои, кои были рядом
со мной при моем подвижничестве, да причислит вас
в будущей жизни Христос вместе со мной к сонму
правоверных вардапетов, сидящих одесную Троицы,
Единородного Сына Иисуса Христа».

Сказав это, он
приподнялся на подушке и произнес: «Славлю тебя,
Христос Иисус, Слово Божье, в час мой пославший
отдохновение от многих трудов».

Вымолвив это,
блаженный вардапет Григор Татеваци отдал Богу
свою чистую душу, в праздник Первомученика
Степаноса, в 859 [1410] году нашего
летосчисления, во славу Христа, и отправился в
Верхний Иерусалим к сонму ангелов последователь
Григора Лусаворича, богослов — к богослову. И,
подняв его святое тело, с псалмопением и
благословениями положили в могилу в украшенном
милостью [Божьей] и всехва-ленном престоле св.
апостола Евстафия. [Его могила] по сей день
совершает много чудес. Память его да будет
благословенна. И да смилуется его молитвами
Господь наш Христос над нами и над всеми
христианами, особенно же над получателем сего
сочинения.

КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ГРИГОРА
ТАТЕВАЦИ

В сей день, 27-го декабря, преставился и
почил трижды блаженный знаменитый рабунапет
Григор, ученик Ованеса Воротнеци. Чудесный муж Божий был армянином, родом же
происходил из двух мест: по отцовской линии — из
Каджберуника, а по материнской— из Айраратской
области, селения Парби.

Родился он в Грузии, в
крепости Тмок и был взращен родным братом своим в
доме царя Давида. Он был благообразным, любознательным и щедро
одаренным отроком.

И когда великий философ
армянский Ованес Воротнеци вознамерился
отправиться на поклонение святым местам в
Иерусалим, он, видя преуспевание отрока Григора
во всех науках, взял его с собой и сделал его
духовным сыном [своим]: воспитывал в добре и
обучал всей премудрости Св. писания и внешних
философов. Он отправился с ним на могилу св.

Лусаворича на горе Сепух и дал его рукоположить в
дьяконы. В честь св. Лусаворича его назвали
Григором, и он именем и делами своими восполнил
место того, просвещая светом мудрости народ наш
армянский. Затем в Иерусалиме [Ованес Воротнеци]
возвел его в священнический сан. И, вторично
приведя к могиле св.

Лусаворича, сделал
вардапетом — приправляющей солью и светом
Божьей обители. Вслед за этим он привез его с
собой в Сюникскую землю и завещал после смерти
своей стать во главе великого университета Есаи
и занять место великого всеармянского
рабунапета. Он был чтим и уважаем властелином Тимуром и его
сыном Мираншахом.

И армянский народ удостоился
уважения чужестранцев благодаря сладкоречивым
многомудрым речам великого Григора. Он написал
ученнейшие послания ко всем народам, доказав
правоверность армян; писал и назидательные речи,
[блещущие] тонкостью и остроумием, и сделал народ
армянский просвещеннее всех других народов. Он упорядочил [также] чины и устав нашей церкви.

Всечасно был занят чтением и толкованием Св.
писания и, преклонив колени, неустанно творил
молитвы. Нищелюбивый и страннолюбивый, щедрый на
даяния неимущим, он прикрывал тело свое
власяницей, имел кроткую душу и плодотворную
мысль. Статный, с ясным л'и-цом, гордой осанкой, со
светлыми волосами, он всегда постился, был
слезообилен, чтил [церковные] праздники, любил
святых и [их] речи.

Умер он блаженной смертью в Татевском монастыре
27-го декабря и был похоронен в великий праздник
апостолов Петра и Павла, и удостоился их звания и
чести в 858 году [1409] во славу Христа, Бога
нашего, благословенного вовеки, аминь. Память его
да будет благословенна. Аминь.

Великомученик Никита: житие и дни памяти святого, иконография, тексты молитв

Никита Константинопольский

(ок. 761 — ок. 838), исповедник, преподобный

Память 13 октября

Родился в Пафлагонии около 761 года [1]. Его родители — вероятно по имени Григорий и Анна — дали ему хорошее образование. В детстве его кастрировали чтобы он мог стать императорским придворным и сделать карьеру на государственной службе, т.к. такая возможность предоставлялась евнухам.

В 778 году, в возрасте 17 лет, пришёл в Константинополь и, будучи родственником будущей святой императрицы Ирины, поступил к ней на службу. Во время царствования святой Ирины и ее сына Константина, находился при их дворе.

Благодаря своим способностям быстро поднялся служебной лестнице. В 787 году, неизвестно в каком качестве, принял участие в делах VII Вселенского Собора.

Затем был назначен патрицием, потом префектом и в конце концов стратегом Сицилии, где преуспел в качестве защитника этого острова.

В 802 году произошел дворцовый переворот, приведший к власти Никифора I, в связи с чем патриций Никита возвратился в Константинополь и выразил желание покинуть мирскую жизнь и принять монашество. Однако, новый император не позволил ему покинуть пост в государственной администрации. Весной 807 года Никита был послан императором командовать флотом в Далмации, в операциях против венецианцев.

К концу 811 года, после убийства императора Никифора, был пострижен в монашество в Константинопольском монастыре Богородицы Хрисоники возле Золотых ворот. Постриг был совершен с согласия императора Михаила I Рангавы, но при условии, что Никита не оставит Константинополь.

В 815 году, с началом второго периода иконоборчества, император-иконоборец Лев вынудил Никиту укрыться в сельском монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, преподобный Никита за обличение ереси в 830 г.

был изгнан еретикам из этой обители и долго странствовал по Вифинии, посетив Ериволон к югу от Никомидии, Пантих, Руфинианы и, наконец, район Катавол к юго-западу от Киоса.

Но и оттуда ему пришлось уехать, чтобы избежать встречи с императором Феофилом, отправившимся в военный поход против арабов.

В конце концов в 833 г. он нашел приют в своей родной Пафлогонии, у крестьян Катисии, где основал обитель в честь Архангела Михаила. Здесь он и окончил свои дни.

Преставился в возрасте 75 лет, около 838 года [2]. При жизни и после смерти преподобный совершил много чудес.

Краткое жизнеописание святого Никиты

Готфский великомученик Никита был рожден на местности рядом с Дунаем и пострадал за Иисуса в 372 году. На тот момент христианство было распространено по всей территории готфов. Святой Никита принял веру и был крещен епископом Феофилом, который являлся членом первого Вселенского собора.

Из-за активного распространения православия появились язычники-готфы, выступающие против данной веры, что привело к частым войнам и столкновениям. Когда в итоге одной из кровопролитных войн предводитель христианского войска Фритигерн изгнал язычника Афанариха, распространение веры среди готфов продолжилось.

Никита Готфский, Константинопольский прилагал все усилия для развития христианства в своем народе. Показывая собственный пример и вдохновляя людей, он привел к принятию веры большое количество язычников, ранее отказывающихся от христианства. В это же время епископ Ульфила разработал специальную азбуку, где переводил религиозные писания на родной язык племени.

Спустя определенный период после победы над Афанарихом язычником смог восстановить свои ресурсы, вернуться на земли готфов и вернуть раннее могущество. Его взгляды оставались непоколебимыми — он не принимал христианскую веру и преследовал всех ее последователей. В ходе очередных междоусобиц приверженцы взглядов Афанариха схватили святого и подвергали многочисленным мучениям.

После этого великомученик был кинут в огонь. Следующей ночью близкий друг Никиты, православный Мариан, нашел мертвое тело великомученика, чудом оставшееся целым после огня и освещаемое светом, вывез его и захоронил в Киликии. В дальнейшем тело было перенесено и погребено на территории Константинополя. Часть священных мощей мученика была отдана сербскому монастырю Высокие Дечаны.

День памяти преподобного Никиты Исповедника

Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи.

Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор.

Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.

Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.

Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.

Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.

В те годы при императоре Льве Армянине (813 — 820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались.

В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора , а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики.

Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон.

За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.

Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота.

Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие.

Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты.

Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина.

Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег. В 824 году при новом императоре Михаиле (820 — 829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)5

Значение в православии

Роль святого Никиты всегда по достоинству оценивалась в православном мире. Несмотря на постоянные междоусобные войны с язычниками, он не предал свою веру и знакомил с нею соплеменников. В современном мире фигура мученика остается значимой, и в честь него построено большое количество храмов, включая следующие храмы вмч. Никиты:

  • храм Богоявленского благочиния, расположенный в Басманном районе Москвы;
  • храм за рекой Яузой на Швивой горке;
  • воронежский храм Никиты Готфского.

Дни памяти

Официальным днем памяти великомученика Никиты считается 28 сентября. По старому календарю день памяти приходится на 15 число.

В честь святого православные люди называют и крестят большое количество детей, а мужественный подвиг великомученика зафиксирован в книге Жития святых.

Деяния святого Никиты, а также епископа Феофила вместе с последователем Вульфилом описываются и в ряде исторических документов.

Литература

  • Изд. «Жития»: Papachryssanthou D., «Un confesseur du second Iconoclasme: la vie du patrice Nicétas (836),» TM , 3 (1968), 309-51.
  • Acta Sanctorum , октябрь, т. 3.
  • Butler, 6.10.
  • BHG , 1342b-1342e.
  • Janin R., BiblSanct , 9 (1967) 892f.
  • Guilland, Titres , X:597.
  • Janin, ÉglisesCP , 541
  • Treadgold, Byz. Revival , 144, 147, 169, 403.

Тексты

В течение жизни святой Никита глубоко изучил основы православной веры, и с его именем связано несколько религиозных текстов. Они обозначены в священных писаниях и известны всем, кто погружался в церковную историю.

Тропарь

В православной церкви тропарь представляет собой краткое песнопение, предназначенное для восхваления и призыва на помощь священного образа.

Тропарь Никите великомученику следующий: «Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша».

Кондак

Термином кондак изначально называли свитки пергамента, содержащие записи церковных песнопений. Затем под словом кондак стала пониматься краткая церковная песнь, предназначенная для восхваления Бога, Матери Божией либо святого. Песнь Никите Готфскому, Константинопольскому заключает в себе такие слова:

«Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоимените,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас».

Молитва

Молитва святому великомученику Никите содержит прощение о дарах для души и телес. При обращении к святому образу произносят такой текст:

«О, великий Христоов страстотеерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иконография

В православии есть два самых известных святых по имени Никита: Бесогон и мученик Готфский. Их имена, даты памяти и совершенные дела во имя Господа Бога сильно переплетены, что приводит к сложностям при изучении иконы.

Не всегда удается с точностью понять, кто на самом деле изображен на иконе, поэтому следует разобраться в нюансах иконографии.

Иконы великомученика имеют ряд общих деталей с изображениями Никиты Бесогона — сына царя Максимиана, пострадавшего за веру в Константинополе. К числу совпадений на иконах относятся текстовые надписи, общий типаж, доспехи, оружие, алый плащ. Все перечисленные совпадения часто приводят к путанице, особенно тех людей, которые не разбираются в нюансах иконографии.

В религиозных вопросах нужно быть осторожным и крайне внимательным, поэтому прежде чем посетить Никитский монастырь либо храм, лучше заранее узнать, в честь кого он освящен. Есть вероятность, что он освящен во имя Никиты Столпника либо Исповедника.

На иконах с изображением Готфского всегда присутствует надпись Святой Никита воин либо Святой великомученик Никита, Христов воин. Полководец нарисован на голубоватом либо позолоченном фоне. На некоторых иконах отображен момент схватки с язычниками на поле сражения.

Наиболее проблемным местом в иконографии является контрактура, которая с латинского переводится как стягивание. При изучении иконы важно грамотно читать сокращение, которое может быть написано на церковном славянском, старорусском, сербском либо греческом языках.

Недостаточные знания иногда не открывают полного представления либо вообще не дают понимания о надписи на иконе.

Надписи на образах, где изображен мученик, в отличие от общеизвестных сокращений, имеют надстрочный элемент сокращения — титло, которое располагается над контрактурами.

Узнать святого Никиту на изображениях можно по отдельным элементам, включая одежду и оружие. Поскольку в иконографии великомученик изображается, в первую очередь, как воин, он всегда одет в доспехи.

Также предводителю войск полагается плащ под названием сагун красного цвета, который является своеобразным символом командира и военачальника. В качестве оружия у святого Никиты изображается болевое копье, лук со стрелами, клинок либо щит.

Даже если в одной из рук находится крест, вторая всегда держит боевое оружие.

Житие

Святой Никита родился в Пафлагонии от благочестивых родителей. Он был дальним родственником императрицы Феодоры, жены императора Феофила иконоборца. После обучения, 17 лет от роду, Никита пришел в Константинополь.

В то время императорский престол занимала супруга умершего императора Льва IV Ирина, за малолетством своего сына Константина. Принятый на царскую службу, Никита в скором времени возвысился, возведен был в патрицианское достоинство и сделан смотрителем над всем царским дворцом, а потом поставлен начальником войск в Сицилии.

Достигнув высокого положения, Никита сознал всю тщету и суетность мирских званий и благ и возымел благочестивое желание принять иноческий постриг. Но император Никифор и сын его Ставракий, ценя заслуги Никиты государству, не хотели отставить его от занимаемой им должности и отпустить его в монастырь.

Когда же после них вступил на царство Михаил Рангав, Никита выпросил у него дозволение оставить свою службу и постричься в монашество. Однако ему не позволено было при этом удалиться из столицы, но император велел дать ему помещение в Золотых воротах, в так называемой Хрисоникии, где он должен был находиться постоянно.

В сей обители святой Никита оставался безвыходно до царствования императора-иконоборца Льва Армянина. Когда же святой Никита увидел поругания, каким подвергались святые иконы от сего беззаконного царя, то оставил Константинополь и вступил в число низшей братии одного подгородного монастыря и там проводил время в посте и трудах.

Между тем иконоборцы, проведав, что у него есть икона Спасителя, которую он приобрел из Рима, донесли о том императору. К Никите посланы были чиновники, которые с угрозами вынуждали его выдать сию икону. Но так как святой Никита решительно отказался выдать ее, то посланные разыскали одного инока, который указал, где находится та святая икона.

Тогда они вошли в церковь и, взяв святую икону, всячески надругались над ней. Кощунство сие привело святого Никиту в великую скорбь. Не довольствуясь тем, царские посланцы, уходя из обители, запретили ему выходить оттуда под каким бы то ни было предлогом.

Впоследствии, когда на царский престол вступил другой иконоборческий государь Феофил, к преподобному послан был один царедворец, по имени Феодосий, который, при всех собравшихся, под угрозой изгнания требовал от него признания иконоборческого патриарха Антония и отвержения иконопочитания. Но святой на это сказал:

Не перестану никогда покланяться иконе Христа и Бога моего, а Антония назову не патриархом, но прелюбодеем и преступником… Ты же делай что хочешь.

За сей мужественный подвиг веры, святой Никита был тотчас же изгнан из обители.

Воздав благодарение Богу и взяв с собою троих из братии, он отправился в другую обитель, где провел Великий пост и время до Пятидесятницы, а затем оставил и сию обитель.

После многих скитаний и невзгод он поселился, наконец, в одном приморском монастыре, где и окончил свою жизнь на 76-м году от рождения. Как при жизни, так и по смерти он совершил много чудес.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector