Святой кирилл белозерский: житие и почитание преподобного, тексты молитв

День памяти: 9 июня

Святой Кирилл Белозерский: житие и почитание преподобного, тексты молитв Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363 — 1389). Светская жизнь тяготила юношу.

По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406; память 14 июля) боярин отпустил Коcму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора (+ 1395, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского.

Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2 — 3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб.

Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь».

Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание.

Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии.

Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симонове. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения.

Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место».

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом (память 27 мая), поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула.

Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени н дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось.

Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось, В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

https://www.youtube.com/watch?v=qIk0Axra_z8

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству.

За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности.

Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту.

Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители.

Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник».

Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы.

Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, архиепископа Александрийского.

В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447 — 1448 годов.

Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

Житие преподобного Кирилла Белозерского | Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл Белозерский — основатель монастыря Успения Богородицы в Белозерской земле, прославившегося как Кирилло-Белозерский.

Святой Кирилл, в миру Козьма, родился около 1337 г. в Москве; родители его умерли, когда он еще нуждался в заботах старших; перед смертью они поручили его своему «сроднику» Тимофею Васильевичу Вельяминову, окольничему московского великого князя, одному из самых знатных и богатых людей в Москве.

В доме Тимофея Вельяминова Козьма вырос и со временем стал управляющим его хозяйством. Уже немолодым человеком, имея не менее тридцати трех лет от роду, он сумел — вопреки воле своего опекуна — осуществить свою давнюю мечту — постричься в монахи.

Козьма стал иноком Кириллом в московском Симоновом монастыре, игуменом которого был племянник Сергия Радонежского Феодор, и прошел там выучку в разных службах, начиная с работ в пекарне и поварне и кончая руководством обителью.

В начале этого пути, чтобы сознательно утяжелить свою жизнь, прп. Кирилл принимался юродствовать, напрашиваясь на наказания.

Он был замечен и правильно оценен Сергием Радонежским; приходя в монастырь племянника, тот подолгу беседовал с работавшим в хлебне Кириллом.

В 1397 г., когда преподобному было уже шестьдесят лет, он со своим другом-иноком Ферапонтом, покинув Симонов монастырь, ушел в Белозерские земли и создал там свой монастырь, в честь Успения Божией Матери.

Обитель святого Кирилла быстро проделала обычную для того времени эволюцию: по мере прихода к отшельнику людей, желавших следовать его правилам, убежище безмолвника обращалось сначала в скит, а потом в монашеское общежитие, киновию. В год смерти прп.

Кирилла (1427) братия его общежития насчитывала пятьдесят три человека.

За тридцать лет трудов в своей обители преподобный сумел создать из нее один из наиболее мощных духовных, книжно-культурных и хозяйственных центров Великой Руси. Сыновья Дмитрия Донского Василий, Юрий и Андрей переписывались с Кириллом; его ответные им послания сохранились.

Сохранилась также, причем в подлиннике, Духовная грамота, завещание Кирилла Белозерского, где он просит князя Андрея Дмитриевича и после его, Кирилла, смерти продолжать оказывать монастырю покровительство. (Три послания и Духовная грамота Кирилла Белозерского напечатаны в т. 6 наст.

изд.).

Кирилло-Белозерский монастырь сохранял свое значение крупнейшего духовного, культурного, хозяйственного, а затем также и военного центра Московской Руси по самый ее конец, по крайней мере по конец XVII в.

Житие преподобного Кирилла Белозерского — важнейший источник наших сведений о нем. Оно было написано в начале второй половины XV в. Пахомием Сербом.

Пахомий Серб был выходцем с Афона. В тридцатых годах XV в., еще молодым (но не моложе тридцати лет), в звании иеромонаха он прибыл на Русь, сначала — в Новгород. Затем, в начале сороковых годов, переехал в Троице-Сергиеву лавру и после этого жил главным образом там, хотя неоднократно возвращался в Новгород.

И в Москве, и в Новгороде он выполнял литературные заказы высокого начальства — архиепископов, великих князей.

Читайте также:  Иоанн русский: житие и чудеса святого, в чем помогает икона и тексты молитв

Всего им написано на Руси десять или одиннадцать житий (Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Никона Радонежского, митрополита Алексея, Кирилла Белозерского, Михаила Черниговского и боярина Феодора, Саввы Вишерского, новгородских архиепископов Евфимия II, Моисея и, возможно, Иоанна и Ионы, причем некоторые из них не в одной редакции), ряд похвальных слов и сказаний (на обретение мощей митрополита Алексея, на перенесение мощей митрополита Петра, на Покров Богородицы, празднику Знамения Богородицы в Новгороде, Варлааму Хутынскому, Сергию Радонежскому, Клименту Римскому, о гибели Батыя), четырнадцать служб и двадцать один канон (в основном тем же лицам и праздникам). Пахомий — один из плодовитейших писателей Древней Руси. Притом это — редкий в Древней Руси случай писателя-профессионала, работавшего на заказ и получавшего за труд хорошие гонорары (об этом он с гордостью пишет сам).

Составляя по заказу жития, слова и службы с канонами, Пахомий имел в виду главным образом практические — церковно-служебные цели.

Он хорошо владел стилем славянской богослужебной литературы и не видел ничего предосудительного в заимствованиях из чужих произведений (как то: Слово на обновление храма великомученика Георгия Аркадия Критского, Похвальное слово Клименту Римскому епископа Климента, жития Афанасия и Петра Афонских, сочинения Григория Цамблака и митрополита Киприана), в повторениях самого себя (во вступлениях к ряду житий), в создании своих редакций — путем небольшой переработки текста (сокращения одних мест и распространения других), мозаичного соединения и просто дополнения предисловием и послесловием чужих произведений. Но при этом он пользовался и устными источниками, и некоторые его жития — в первую очередь интересующее нас сейчас Житие прп. Кирилла Белозерского — созданы почти исключительно на основании слышанных им рассказов современников-очевидцев.

Прозаические произведения Пахомия — и Житие прп. Кирилла тут не исключение — строятся обычно по четкой схеме: предисловие, основная часть и заключение.

В предисловиях говорится о важности прославления праздников или святых, о трудности для человека этого дела и об извиняющих автора в этом непосильном начинании обстоятельствах. В риторических вступлениях, отступлениях, похвалах и т. п.

язык Пахомия искусственно усложнен, витиеват и приближается к стилю гимнографической литературы — стихир, канонов и акафистов (с акафистами, в частности, его роднят многочисленные хайретизмы, т. е. обращения к прославляемым лицам, начинающиеся словом «радуйся»). Основная часть членится на ряд эпизодов.

В житиях речь начинается, как правило, с родителей святого, прерывается разговорами и размышлениями действующих лиц, наставительными авторскими замечаниями и похвальными восклицаниями, иногда довольно пространными, и завершается цепочкой рассказов о чудесах.

В повествованиях о событиях язык Пахомия прост, ясен и деловит. Опираясь на большое количество устных преданий и предшествующих письменных произведений, иногда документов, жития Пахомия Серба богаты историко-литературным и историческим материалом и потому интересны как для историков литературы, так и для собственно историков.

В конце 1461 — начале 1462 г. Пахомий Серб в очередной раз ушел из Новгорода в Москву, откуда скоро, по поручению великого князя Василия II Васильевича (ум. в 1462 г.) и митрополита Феодосия (1461—1464 гг.

), отправился в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы собрать там материалы для заказанного ему Жития основателя этого монастыря. Заказ объяснялся благодарностью великого князя монастырю за ту поддержку, которую он получил там в сороковых годах, когда был лишен Дмитрием Шемякой великого княжения и сослан в Вологду.

Закончил Пахомий Серб Житие Кирилла после марта 1462 г. (смерть великого князя Василия II Васильевича) и до 13 мая того же года (рукоположение в Ростовского архиепископа третьего преемника прп. Кирилла игумена Трифона), возможно, уже по возвращении в Троице-Сергиеву лавру. (Подробнее о Пахомии Сербе см.

статью о нем в «Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV—XVI в. Часть 2. Л—Я». Л., 1989, с. 167—177).

По всей видимости, под пером самого Пахомия, действовавшего в литургических целях, около 1464—1465 гг. появилась вторая редакция Жития, представляющая собой механическое сокращение первой. Кроме того, известно краткое проложное Житие прп.

Кирилла, составленное на основании первой, пространной редакции вскоре после ее появления, но имеющее некоторые черты оригинальности. В 1615 г. на основании Пахомиева Жития преподобного Кирилла была создана Иоасафом еще одна его редакция.

Житие прп. Кирилла Белозерского — один из немногих рассказов о святых, написанных Пахомием впервые, по словам «самовидцев», а не путем редактирования или дополнения чужих произведений. Единственным письменным источником послужила ему в данном случае Духовная грамота святого Кирилла, включенная им в Житие с некоторыми пропусками и поправками.

Главными информаторами автора в Кирилло-Белозерском монастыре были ученики прп. Кирилла: тогдашний игумен монастыря Кассиан (1448—1465 и 1466—1470 гг.) и Мартиниан Белозерский.

Мартиниана Пахомий отмечает как наиболее полно и связно рассказавшего ему о своем учителе. Так что достоинства Жития прп.

Кирилла, его содержательность и занимательность, в большой мере — заслуга Мартиниана, «с юного возраста жившего с Кириллом и хорошо знавшего о святом».

Состоя из более чем сорока рассказов, Житие прп. Кирилла представляет собой самое большое из произведений Пахомия и — несмотря на неизбежную для этого жанра стилизацию и типизацию лиц и событий — самое насыщенное конкретными историческими сведениями, обстоятельствами и именами.

Здесь гораздо подробнее, чем в других житиях, говорится о молодости святого, о периодах его жизни, об окружавших его людях — его родственнике-воспитателе Тимофее Васильевиче, жене того Ирине, игумене Стефане Махрищском, преподобном Сергии Радонежском, племяннике того Феодоре Симоновском, Михаиле Смоленском, прп.

Ферапонте Белозерском и других.

Похоже, что ученики святого Кирилла, в том числе Мартиниан, совсем немного знали в светском периоде жизни своего учителя. Возможно, прп. Кирилл не любил в старости рассказывать о своей молодости.

Но, может быть, агиограф Пахомий остерегался, как бы конкретные подробности житейско-исторического плана не повредили чистоте жанра жития, призванного повествовать о вечном, надприродном в жизни человека, а не о превратностях его бытия.

Как бы то ни было, в Житии оказалось очень мало сведений в первой половине долгой жизни святого Кирилла.

Текст жития преподобного Кирилла Белозерского предоставлен по рукописи РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 18/1095, 30—60-е гг. XVI в., происходящей из Кириллова монастыря. Все исправления и добавления сделаны по изданному В. Яблонским в книге «Пахомий Серб и его агиографические писания» (СПб., 1908, с. I—LXIII) тексту рукописи РГБ, МДА,№ 13(208), XV в.

Подготовка текста Е. Г. Водолазкина, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина и Г. М. Прохорова

Благодарим Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и лично Е.Г. Водолазкина за предоставленый текст.

Прп. Кирилл, игумен Белоезерскоий

Преподобный Кирилл Белоезерский – один из самых почитаемых святых на Руси. Среди множества его деяний особо значимым считается возведение крупнейшего во всей Европе монастыря – Кирилло-Белозерского. Этот монастырь нередко именуют Великой государевой крепостью. Он возвышается на берегу озера под названием Сиверское в Вологодской области, в небольшом городе Кириллове.

Житие преподобного Кирилла Белозерского

 Родившись в благочестивой семье, Козьма (таково мирское имя преподобного Кирилла) рано остался сиротой. Воспитывал его один из родственников – боярин Вельяминов, состоявший окольничим при дворе Димитрия Донского.

Мальчик рос образованным, при этом отличался кротким нравом и послушанием. Боярин, у которого он жил, полюбил юношу. Козьме было поручено присматривать за его слугами, за хозяйством. И он исполнял все добросовестно.

При желании Козьма мог бы сделать отличную светскую карьеру. Только вот подобные перспективы его не особенно привлекали. Ему хотелось служить Господу, стать подвижником во имя Его. Долгое время юноша не решался открыть свои мечты боярину, опасаясь, что тот не даст согласия на уход Козьмы в монастырь. Но мечтать не переставал, и постоянно молился о том, чтобы желания его исполнились.

Молитвы были услышаны. В дом к боярину однажды пришел преподобный Стефан Махрищский, который прибыл в Москву, чтобы решить некоторые дела своей обители. Узнав о сокровенном желании Козьмы, Стефан поговорил с его опекуном и склонил того к согласию отпустить благочестивого юношу для служения Господу.

Молитвы вместо хлеба

Козьма, не задумываясь, раздал нищим все свое имущество, оставшееся от родителей, и прибыл в обитель Симоновскую, где был облечен в иноческий образ с именем Кирилл.

Наставником юноши стал подвижник Михаил, который впоследствии сделался архимандритом Феодором. Инок во всем следовал примеру старца. Всю ночь старец читал Псалтирь, юноше при этом было поручено бить поклоны.

Рано утром, с первым ударом колокола, молодой послушник направлялся в церковь и оказывался там раньше, чем остальные. После заутрени носил воду, рубил дрова и помогал в монастырской пекарне. Разносил  выпеченные теплые хлеба насельникам монастыря, сам же предпочитал хлебу – молитву.

Юноша просил даже своего наставника благословить его на принятие пищи через два дня на третий. Но мудрый старец отверг эту просьбу: он понимал, что и без того ослабший инок совсем потеряет здоровье, и приказал ему питаться вместе с братией, в трапезной. И все же Кирилл ел настолько мало, что с трудом ходил.

Подвиг юродства

 

Монастырь нередко посещал преподобный Сергий – он приходил к своему племяннику Феодору. Однако больше времени, чем с племянником, он проводил с удивительным юношей, беседуя с ним о спасении души.

Читайте также:  Иконописец андрей рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Кирилл поражал всех окружающих своим подвижничеством. Монастырская братия выказывала иноку глубокое уважение и почет. Он же тяготился таким отношением, оно смущало его скромную душу. Чтобы уменьшить почтение монахов, он принялся юродствовать, но был наказан: настоятель монастыря посадил его на хлеб и воду на сорок дней. Впрочем, благочестивый юноша был этому только рад.

Став архимандритом, работал вместе с послушниками

Шли годы. Высокая духовность Кирилла, хотя он пытался ее скрывать из скромности, была замечена старцами. Его буквально насильно заставили принять сан иеромонаха. А вскоре возвели на место архимандрита Симонова монастыря, так как занимавший эту должность Феодор получил повышение – уехал в Ростов служить епископом.

Очень не хотелось ему становиться архимандритом, со слезами просил оставить его простым иеромонахом, но святые старцы видели: лучшего кандидата не найти. Это произошло в 1390 году.

Несмотря на изменение положения и высокий сан, преподобный, как и прежде, выполнял всю работу, предназначенную для послушников, совмещая ее со службами в храме.

Голос и свет

Ежедневно к архимандриту приезжали знатные люди, чтобы получить от него наставления. Но душа его оставалась настолько смиренной, что его тяготили подобные беседы. Преподобному больше по душе было безмолвие и молитвы. И он часто просил в молитве указать ему путь, который поможет спасению.

И молитвы его были услышаны. Однажды, истово молясь перед образом Божьей Матери Одигитрия, он услышал голос, звавший его на Белозеро. Одновременно с голосом засиял вокруг него свет, и он увидел в окно, как далеко на севере обозначилось место, куда ему надлежало идти.

Чудесное спасение

Взяв икону Богоматери, Кирилл и его друг Ферапонт отправились на Белозеро. Местность там была глухая и безлюдная.

Остановившись в лесу, преподобный, утомленный дорогой, почувствовал сильное желание уснуть, и прилег под высокой сосной. Вдруг его разбудил голос: «Беги, Кирилл!». Он вскочил и отбежал в сторону.

В то же мгновение вековая сосна рухнула, чудом не придавив подвижника. Из этой сосны он впоследствии вытесал крест.

Избавление от огня

Преподобный много молился о том, чтобы Господь избавил его от тяжкого сна. И скоро он уже мог по двое-трое суток обходиться без сна.

Однажды местный крестьянин решил погубить святого отшельника. Он несколько раз пытался поджечь келью подвижника, но огонь, не успев разгореться, чудесным образом угасал. Тогда крестьянин пал на колени и стал вымаливать прощение за свой злой умысел. Крестьянин раскаялся и постригся в монахи.

Основание Кирилло-Белоезерского монастыря

В течение нескольких лет из Симонова монастыря на Белозеро к преподобному старцу приходили один за другим иноки. Они хотели разделить его подвижничество. В 1397 году над Белозером был выстроен храм Успения Пресвятой Богородицы.

В округе разнесся слух о том, что старец устраивает монастырь в пустынном месте. Боярину Феодору пришло в голову: вероятно, у старца много денег, и он решил его ограбить. С этим заданием боярин отправил к Белоезерскому монастырю вооруженных слуг. Но те вдруг увидели, что обитель охраняет  целое войско.

Феодор испугался. Его испуг стал еще больше, когда он узнал: вот уже две недели никто не прибывал к святой обители. Он понял, что святого охраняют свыше, раскаялся и с того момента проникся к преподобному старцу глубоким уважением.

Обитель разрасталась. Братия придерживалась строгих правил: в трапезной царило молчание, питание было весьма скромным, хмельные напитки запрещались, — как и получение писем или подарков, как и пустые беседы между собой. Все имущество келий составляли иконы и священные книги.

Прижизненные чудеса  

Чистый духом и помыслами старец получил от Господа дар прозорливости. Кроме того, он умел пустой сосуд из-под вина, необходимого для причастия, вновь наполнить чудесным образом, и то вино не заканчивалось. А во время голода смог молитвой восполнить недостаток хлеба в обители.

Вся жизнь святого была примером для тех, кто стремился познать Господа. Почитание преподобного началось примерно в 1447-1448 годах. Днем его памяти считается 9 июня.

Преподобному Кириллу Белоезерскому молятся, когда просят защиты от недоброжелателей, а также от несчастных случаев. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подойти записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки»

Святой Кирилл Белозерский: житие и почитание преподобного, тексты молитв

Время жизни преподобного относится к XIV веку. Доподлинно не известно, из какого рода происходил праведник. Жития сообщают мирское имя святого – Козьма. В ранние годы он служил знатному боярину Тимофею Вельяминову.

Стремление к духовной жизни давно увлекло Козьму, но Вельяминов не хотел отпускать верного слугу в монастырь.

Убедить боярина дать волю будущему святому удалось преподобному Стефану Махрищескому, который и провел постриг Кирилла в Симоновском монастыре.

В начале своего иноческого пути праведник беседовал с выдающимися отцами церкви того времени – преподобным Сергием Радонежским, архиепископом Федором Ростовским, епископом Михаилом Смоленским. Почти сразу проявились горячая вера монаха и его стремление к строгой аскезе. Когда в попытках смирить инока духовник назначил ему наказание – строгий пост – Кирилл только обрадовался.

Вероятно, подвижничеством монах заслужил большой авторитет среди братии, потому в 1388 году, в возрасте 51 года он становится настоятелем Симоновской обители.

Но Кирилл быстро оставляет свой пост и отправляется в добровольное затворничество. А спустя некоторое время он и вовсе покидает родной монастырь и, вместе с преподобным Ферапонтом, отправляется к Белоозеру.

Считается, что указанием к этому путешествию стало явление Пречистой Богородицы.

В 1397 году он поселился в пещере на берегу Сиверского озера, где спустя некоторое время и появился Кирилло-Белозерский монастырь.

Места здесь суровые и дикие, поэтому Ферапонт выбрал другое место для своего служения. А у Кирилла началась полоса испытаний.

Он много раз оказывался в опасном положении – часто случались пожары, нападения разбойников, однажды только чудо спасло инока от упавшего дерева.

Вскоре о святом узнали люди в округе, и к нему устремились духовные чада, желавшие разделить с ним бремя служения Господу. Появилась небольшая братия. Кирилл принял строгий устав. Монахам воспрещалось просить милостыню, иметь какие-либо излишества в еде и питье, увлекаться праздными мыслями. Строгость и аскетичность воплотились даже во внешнем убранстве обители.

Настоятель был кроток со своими подопечными. Мудрость и спокойствие проявились и в отношениях с князьями и боярами. Влиятельные политические деятели понимали роль святого Кирилла и стремились наладить взаимодействие с прославленным архимандритом. В переписке с ним состояла местная знать и приемники Дмитрия Донского. Рассуждения и увещевания праведника влияли на политику.

Так, несмотря на стремление к уединению, преподобный стал одним из влиятельнейших деятелей церкви. Помимо этого, он занимался просвещением: собрал большую библиотеку и сам много писал. Умер святой в 1427 году, оставив богатое духовное наследие.

Как молиться перед иконой святого Кирилла

Прежде чем затронуть вопрос молитвы перед иконой, следует сказать, что тем, кто имеет в своих квартирах какие-либо иконы, не должны относиться к ним, как к украшению, книге или сувениру. Для верующего человека икона — это, прежде всего напоминание о христианских добродетелях и помощь в бедах.

Считается, что кроме того, что икону для себя подбирают в соответствии с именем, так важно еще знать жизнь того святого, помощи у которого собираетесь просить.

Важно! Святые отцы уверяют — жизнь святого человека, великомученика, должна находить отклик сердце человека, молящийся должен ощущать близость своей жизни и жизни своего покровителя.

К святому Кириллу чаще всего обращаются с молитвами люди, так или иначе связанные с получением знаний и подачей информации — учителя, студенты, люди, занимающие высокие посты. Дело в том, что святой Кирилл также когда-то учительствовал и произносил речи перед язычниками, не испытывая страха.

Еще молитвы об учащихся:

  • Молитва Сергию Радонежскому об учебе
  • Молитва Николаю Чудотворцу перед экзаменом
  • Молитва перед началом учебного года

Молясь перед иконой этого святого, просят о мудрости, красноречии и удаче. Не стоит при этом беспокоиться о том, как именно и откуда придет помощь, как правило, молитва помогает тем, кто в нее верит. Кроме того, любая молитва должна идти и сердца и не приносить никому зла.

К святому Кириллу чаще всего обращаются с молитвами учителя и студенты

Интересно! Считается, что самые сильные по действию молитвы бывают в день памяти святого. Среди прихожан из уст в уста передается история о том, как несколько раз во время молитвы людям являлся перед иконой образ святого Кирилла.

Молитва святому Кириллу

Навряд ли найдется в современном мире человек, никогда не видевший икон и не слышащий молитв. По словам верующих людей, через молитвенное обращение действует Бог, а искренняя молитва от сердца творит чудеса.

Обращение к иконе своего Святого покровителя дает самую сильную духовную поддержку и помощь.

Конечно, существует канонизированный текст молитвы, но если молящийся с ним не знаком, а молится «своими словами», но из самого сердца, то нет в этом никакой беды.

Кроме того, есть определенные молитвенные правила:

  • если молиться своему покровителю утром, то на весь день можно получить защиту от недоброго окружения, конфликтов и настроиться духом на добрые дела;
  • помолившись вечером, человек получает защиту во сне от негативных влияний и колдовства.

Для заучивания можно предложить небольшой тропарь ангелу-хранителю:

  Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский

Ангел Божий, хранитель мой святой, жизнь мою сохрани в страхе перед Христом Богом, ум мой утверди в истинном пути, и к любви высокой направь душу мою, дабы получил я от Христа Бога великую милость. Аминь.

Читайте также:  Молитва матроне московской о беременности: сильные тексты на русском языке

Существует также молитва Кириллу и брату его Мефодию перед экзаменом, но не стоит думать, что помолившись, можно забросить всю подготовку, полагаясь только на молитву.

Молитва дает большую поддержку во время подготовки, но не вместо нее. Конечно, текст молитвы немного сложен, но для тех, кто истинно верит не составит труда его заучить либо зачитать.

Молитва Кириллу и Мефодию

О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле! Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения.

Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена), дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.

Внимание! При молитве очень важно понимать, что икона — это изображение святого лика, поэтому молиться нужно не самой иконе, а обращаться к тому, кто на ней изображен.

В чем помогает святой лик

Не только о хорошей учебе и карьере оратора молятся святому Кириллу. Родители, имеющие мальчика с этим именем, могут просить о здоровье ребенка, о защите от бед в каждом дне. Особенно действенными считаются молитвы родителей в день рождения ребенка.

Икона святого Кирилла

Обращение к образу, изображенному на иконе, помогает преодолеть многие ситуации:

  • побеждает страх;
  • оберегает от бед и врагов;
  • очищает душу;
  • открывает молящемуся его предназначение.

Часто люди просят своего святого о том, чтобы он отмолил его грехи перед Богом, ведь духовный покровитель своего рода посредник между Богом и человеком. Тем не менее, такая молитва не исключает необходимости личного покаяния.

Почитание в православии

Поскольку авторитет преподобного был неоспорим, его почитание началось еще при жизни. Хотя официальная канонизация произошла только в 1547 году, первое житие, являвшееся образцом монашеского служения для многих подвижников, было составлено задолго до этого, Пахомием Логофетом.

Кирилл Белозерский входит в число почитаемых святых в целом ряде соборов: Костромском, Вологодском и Новгородском, Радонежском. В соответствии с этим, его память отмечают несколько раз в году: 5 февраля, 9 июня, 11 июля, 19 июля. В эти торжественные дни православные христиане поминают и прославляют духовный подвиг святого.

Иконография

Согласно монастырскому преданию, первая икона святого Кирилла была написана еще в годы его жизни. Создал ее Дионисий Глушицкий. Исследователи, проводившие реставрацию реликвии, относили ее к новгородской школе. Также была отмечена своеобразная простота композиции и техники написания.

Святого изображают на житийных иконах или на фоне основанного им монастыря. Неизменно каноническое написание самого преподобного. Его изображают благообразным старцем в темном монашеском одеянии. Часто в руках у него – свиток с предсмертным поучением для паствы. Лик святого с характерной мимикой излучает спокойствие. Проницательный мудрый взгляд устремлен на зрителя.

Считается, что молитва перед образом праведного отца помогает укрепиться в вере, добросовестно исполнять свои рабочие обязанности, избежать праздных искушений. Конечно, особое покровительство святого распространяется на людей, носящих его имя.

«Наши замки – монастыри»Из поездки в Кириллов монастырь

… Кириллу было 60 лет, когда он пришел в это дикое и безлюдное место и предпринял основание обители. Тридцать лет монастырской жизни, видно, воспитали в нем силу воли, готовую на подвиги более тяжкие.

Пост не изнурил его тела, а воздержанием приучил его ко всем возможным лишениям.

В тот самый возраст, когда другие кончают поприще, он, бодрый духом и силами тела, только что начинает новое духовное просвещение страны дикой.

https://www.youtube.com/watch?v=vXaGtqSm8eQ

На месте, где поселился Кирилл, был огромный бор и чаща. Людей никого. Место малое, но прекрасное; отовсюду, как стена, окружено водами.

Святой начал подвиги свои в подземной келии. Два христианина окрестных мест: Авксентий Ворон и Матфий Кикос, бывший после пономарем обители, – приходят к святому и помогают ему. Начинается его борьба с диаволом и с препятствиями природы…

Вот пришли к нему два монаха из Симонова, его друзья и единомышленники, Заведей и Дионисий. Обрадовался им Кирилл. Они стали жить вместе. За ними начали приходить и другие и просить Кирилла о пострижении.

Но вот, когда собралась братия около Кирилла, одна мысль одушевила всех: как бы воздвигнуть церковь ради общего собрания. Все молят о том Кирилла. Как быть? Место от человеческих жилищ далеко; плотников нет. Кирилл прибегает с молитвою к Богоматери. Плотники, никем не званные, приходят, – и поставлена церковь во имя Успения…

Слава о блаженном Кирилле проходила повсюду. Имя его как священное произносилось всеми. Перстами указывали на него за его добродетель. Одни хвалили его смирение, другие – воздержание, те – пользу от слов его, те – нищету и простоту его.

Устав блаженного Кирилла был следующий. В церкви никому нельзя было с другим беседовать или выйти из храма прежде конца службы. По старшинству подходила братия поклониться Евангелию и иконам. Сам блаженный, стоя в церкви, никогда не прислонялся к стене, не садился не вовремя. Ноги его были как столпы. К трапезе шли также по страшинству.

Во время трапезы раздавался только голос чтеца, при всеобщем молчании. Три кушанья было для братии. Сам Кирилл ел только от двух – и то не до сытости. Питья не было другого, кроме воды. Мед и всякий напиток пьяный запрещено было вносить в монастырь. Это запрещение простер Кирилл и на время после смерти своей.

Вышед из-за трапезы, никто не смел заходить к другому, кроме великой потребы. Кирилл однажды укорил за это покушение ученика своего, Мартиниана. Если кто получал в монастыре письмо или поминок, должен был письмо нераспечатанное принести к Кириллу, также и поминок. Так и из монастыря нельзя было написать письма без его разрешения.

Ничего в келии нельзя было иметь или звать своим, а все было общее. Серебро и золото могло только принадлежать монастырской казне, откуда братия все получала. Если кто чувствовал жажду, должен был идти в трапезу, чтобы утолить ее. Воду позволялось держать в келии только для умытия рук.

Кому случалось в келию зайти, он ничего не должен видеть у монаха, кроме иконы или книги. Соревнование было одно только позволено, – прежде других прийти в Божию церковь. Говорили между собой только из Писания. Свое же любомудрие каждый хранил про себя молча. Рукодельем занимались – все для монастырской казны, а на себя никто не смел ничего делать.

Одежду, обувь, все нужное получали от монастыря. Сам Кирилл… после заутрени ходил в поварню и помогал служителям своими руками, только чтобы послужить братии.

+ + +

В оны времена, когда еще русские люди не вникали мыслию в особенности своей жизни и истории, мы сожалели о том, что нет у нас немецких замков и соединенных с ними романтических легенд, и готовы были построить даже замки воздушные, лишь бы только населить их своими мечтами, а не действительною жизнию русского народа.

Нам, от нашего древнего периода, остались памятники другого рода, которых значение определено религиозным характером самой жизни.

Наши замки – монастыри, где личная сила избранных мужей не развивалась произвольно, а, напротив, в молитве, посте, нищете, смирении, подчинялась силе Божией и примером своим учила этому подчинению и власти, и народ.

Отшельники, в овчинных тулупах, в худых ризах, владетели этих замков – и владетели вечные, потому что история потоком времени не могла отнять этого владения у тех, которые думали не о временном, а о вечном. Слуги Божии, создатели сих твердынь духовных, остались в них непрекословны ни людям, ни времени.

С землянки, с деревянной келии, с брусяной церкви начиналась эта твердыня; проливала на всю дальнюю окрестность свет благочестия, молитвы, веры, любви; кормила голодных, целила недужных, принимала странных, выкупала пленных; водворяла кротость в нравах; служила духовным оплотом против язычества и нечестия.

Государственная власть на этом духовном основании воздвигала оплоты для безопасности внутренней и внешней. Твердыня духовная превращалась в государственную крепость. Возникали огромные стены и башни, снабженные всеми воинскими снарядами.

Оплот веры служил оплотом и отечеству. Так, обитель Троицкая была оградою Москвы, ее ангелом-хранителем в 1612 году. Такова же была точно и обитель Кирилла Белозерского для северных пределов Руси, для стран Белозерских и Новгородских.

Такою же является, еще севернее, обитель Соловецкая.

С.П. Шевырев

  • Кирилло-Белозерский монастырь
  • Постоянный адрес страницы:
  • Оставить свой комментарий
  • « Предыдущая запись

Православные тексты

Святому Кириллу Белозерскому посвящен ряд молитвенных обращений разного типа. Эти тексты надлежит читать в памятные даты или если имеется просьба к преподобному. Молиться можно в храме или дома, келейно. Желательно отрешиться от всех мирских забот и сосредоточиться на молитве.

Тропарь

Глас 1-й

Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением твоим наставляемых, ихже и до конца, яко чадолюбивый отец, не оставил еси, посещая, да вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак

Глас 8-й

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему, яко да святое твое успение празднующе, вопием: радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector