Святой эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.

Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Пророк Илия

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) милоть — накидка из овчины.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, — Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна.

Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной — символ чистоты его жизни как пустынножителя.

На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св.

мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники — с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты. Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Иоанн Креститель

Святые апостолы

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Первоверховный апостол Петр

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Евангелист Матфей

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Евангелист Марк

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Евангелист Лука

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Евангелист Иоанн

Святые равноапостольные

Равноапостольные — это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Креститель Руси князь Владимир

Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста — символа крещения и спасения от вечной смерти.

Великая княгиня Ольга

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов.

Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении.

На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Николай Чудотворец

Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука — в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.

Святые мученики

Мученики — к которым относится большинство святых — те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).

Великомученик Георгий Победоносец

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Священномученик Владимир Киевский и Галицкий

Преподомученник Корнилий Псково-Печерский

Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

Борис и Глеб

Первообраз мученичества — Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) — продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест.

Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности.

С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.

В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников — символ пролитой крови.

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Преподобный Николай исповедник, игумен Студицкий

Преподобные

Преподобные (уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость.

Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа).

Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Монашеская аскеза — особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига — пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге.

Но монашество не средство только личного спасения.

«Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

  • Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука — в именном благословляющем перстосложении; в левой — может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных — четки — символ монашеского молитвенного труда.
  • Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.
  • Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.
  • Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.

Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм — отдельных сюжетов из жития святого.

Сергий Радонежский

Бессребреники

Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Косма и Дамиан

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

  1. Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.
  2. Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.
  3. Обязательный элемент иконографии святых юродивых — нимб.

Василий Блаженный

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Читайте также:  Сорок дней после смерти: традиции и порядок проведения поминок усопшего, служба

Праотцы — первые праведники в человеческой истории.

Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) — родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) — родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы — праведный Иосиф.

Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном — они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.

К лику святых праведных относится и великий русский святой — праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником — представителем белого (женатого) духовенства.

Иоанн Кронштадтский

Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.

Святые благоверные

Святые благоверные — это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них — Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).

Александр Невский

Основной богословский смысл всей иконографии святых — победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св.

Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их — не по существу, но по благодати и действию».

Два святых, два Никиты или кто есть кто в русской иконографии?

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! — воскликнет кто-то, — так это одно и тот же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, — скажет первый, — у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита».

Да нет, — ответит второй, — надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием — Готфский. Но позвольте, — начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, — он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено.

И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография   Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Никита попирает беса.  Воин Никита попирает вражеские полки

Никита Бесогон — сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом.

Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью.

Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам — произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы — 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский — полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание — Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан.

Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело.

Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих — король вестготов, правил в 363—381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография   Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Надпись: Святый мученик Никита.            Надпись: Христов воин Никита

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) — самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке.

Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания — кто перед нами и, что написано на иконе.

На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском — списки со старообрядческих икон XIX века.

На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Святой. Русь XVII в.  Святой. Греция XVI в.   Святой. Сербия XIV в.    Мученик. Русь XVI в

Место смерти и погребения: Как сын царя — Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе.

Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом.

Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография   Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Никита Бесогон попирает беса кнутом.                       Вмч. Никита Готфский с мечом и щитом

Одежда: В иконографии Никита Готфский — прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем.

Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета — символ военачальника, командира.

Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография   Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Никита Бесогон в кафтане и с палкой.                      Никита Готфский в латах, с крестом и мечом

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография     Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Мч. Никита Бесогон с мечом и кнутом.       Вмч. Никита Готфский с мечом и копьем

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с нач. XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых — Никита изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

Читайте также:  Икона божией матери мирожская: история появления и о чем просят, молитвы

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре.

Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского.

Два образа, как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов — не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет — крест или меч.

Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Владимир Шеменев

Эту статью прочитали (12556)

Святой Рустик в православии: икона Святой мученика ???? Православный клуб

Святой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик. Память мученика Рустика совершается русской православной церковью — 16 октября.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконографияСвятой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик

Святой мученик Рустик был убит в Галлийской Лютеции в 96 году вместе со священномучениками Дионисием Ареопагитом, епископом Афинским и диаконом Елевферием. Убиты они были во время гонения еще при императоре Домициане.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконографияСвятой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Иисуса Христа

Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Затем он решил отправиться в Египет, где начал изучать астрономию. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Господа Нашего Иисуса Христа.

Тогда Дионисий сказал, что это затмение означает либо Создателя всего мира, или то, что видимый мир кончается. Когда он вернулся в Афины, его избрали членом ареопага.

В это время в Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином. Ближайшие годы Дионисий был сподвижником апостола Павла. Он также как и он проповедовал слово Божие.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконографияВ Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином

Чуть позднее апостол Петр стал епископом. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни, когда Дионисий увидел впервые Божию Матерь, он писал апостолу Павлу о том, что нет ничего такого во всей вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати.

Никто не мог постигнуть умом то, что он видел своими собственными глазами.

Когда он был приведен пред лицо Пресвятой Девы, он пережил невыразимые чувства, которые ранее не испытывал никогда.

Перед ним заблистало какое-то Божественное сияние. «…Оно озарило мой дух» — говорил Дионисий. Он также описывал апостолу Павлу, как он чувствовал благоухание каких-то неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни его тело, не дух, просто не могли перенести этих знамений.

Он такой благодати у него изнемогало сердце, изнемогал дух. Также он говорил, что если бы не наставления Апостола, он бы сразу подумал, что это Бог, потому что просто не мог представить большего блаженства, чем то, что он ощутил в те минуты.

Когда апостол Павел умер, Дионисий был намерен продолжить его дела

Когда апостол Павел умер, Дионисий был полностью намерен продолжить  его великие дела. Он отправился проповедовать дальше, в западные страны, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Именно здесь мы впервые и узнаем о таком человеке в православии, как Рустик Парижский.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконографияРустик — имя римского или латинского происхождения. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства

Первый вопрос, который возникает, когда мы слышим это имя, какое же его происхождение? Рустик — имя римского или латинского происхождения. почему можно это предположить? Полное римское мужское имя состоит из трех компонентов: первый компонент — личное имя, второй компонент — родовое имя и третий компонент — наименование ветви рода.

В пример можно привести человека с именем Гай Юлий Цезарь Калигула. Здесь Гай — это личное имя, Юлий — родовое имя Юлиев, Цезарь — из семьи цезарей, а Калигула — это уже личное прозвище.

Поэтому можно предположить, что имя Рустик — латинского происхождения, так как личное имя отца обычно переходило к старшему сыну, то для того, чтобы как-то отличить сына от отца, порой употребляли третье имя.

Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.

В одной римской надписи был дед, сын и внук именовались как Квинт Фульвий Рустик — дед, Квинт Фульвий Аттиан — сын, и Квинт Фульвий Каризиан — внук. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.

В одном римской истории было упоминание о Рустике Юлиане, начальнике канцелярии рескприптов. Но точно нет, не даты этой надписи, и когда именно появилось это имя.

В галии рустик, дионисий и елевферий были схвачены и казнены за веру во христа

Многих они обратили ко Христу в Риме, после в Германии, Испании и во многих других городах. В Галии шло время гонения на христиан, в основном было распространено язычество. В  этом месте и были схвачены Дионисий и его люди. За свое проповедничество они были брошены в темницу. Но это не помешало мученикам молиться и дальше Богу.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконографияДиакон Елевферий вместе с Дионисием и Святым Рустиком были брошены в темницу и обезглавлены

Ночью Дионисий совершал Божественные литургии в сослужении Ангелов Божиих. На следующее утро все три мученика были обезглавлены. Все дивились такому чуду, когда святой Дионисий взял свою голову и с ней прошел до храма и только там упал замертво. Одна благочестивая женщина нашла останки и погребла их.

Следует сказать и о том, что большое значение для всех церкви были творения святого Дионисия. До нашего времени дошли лишь четыре его книги. В одной  из них излагается христианское учение о мире Ангельском.  Цель данной книги — восхождение к Богоподобию через очищение, просвещение и совершенствование.

Еще одна его книга «О мистическом богословии» излагает учение о Богопознании. Чтобы познать Господа Бога — нужно к нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Все это можно достичь только молитвой — писал Дионисий в своей книге. Именно чистая молитва, идущая от самого сердца, поможет приблизить как можно ближе Бога.

Все книги хранились почти четыре века в тайном предании богословами Александрийской Церкви. Они были известны лишь немногих, среди них был святой Григорий Богослов. Дионисий писал Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики».

Икона Рустика была передана обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции

Икона Рустика Парижского — дар, который был передан обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции в Россию. 26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения Свято-Данилова монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика

На церемонии открытия выставки присутствовал епископ Дмитровский — Александр Агриков. Советник посольства Франции — Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил монастырю икону святого Рустика Парижского — образ, которого почитается как православными, так и католиками.

«…«В нашей традиции считается, что св. Рустик вместе со святым Дионисием и диаконом Елевферием принес христианство в нашу древнюю столицу, а Данилов монастырь играл и играет важную роль в истории столицы вашего государства…»

— так отметил важность связи времен и народов Александр.

Это большой шаг для духовного единения народов Франции и России. После вручения иконы Святого Рустика Парижского в Москве могут поклониться его святому образу, а также воздать свои молитвы. Те люди, которые носят имя Руслан — святой Рустик считается их покровителем.

Член Союза антикваров Российской Федерации Зоя Цветкова отметила, что по экспертным заключениям музея имени Андрея Рублева — в православной традиции иконографии святого Рустика не существует.

Иконописец, который писал данный образ, основывался только на небольшом житии святого Рустика.  По словам множества экспертов, икона может стать образцом для дальнейшего развития в России иконографии Святого Рустика.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу благодарственная: 3 текста и как обращаться к угоднику

Пресвитер Рустик вместе с двумя мучениками были похоронены на горе, которая впоследствии получила название Горы Мучеников. В средние века эта гора была местом для огромного количества верующих паломников, которые хотели побывать в этом святом месте. Во Франции Святой Рустик — покровитель государственной власти.

Молиться Рустику можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам

Молиться святому Рустику Парижскому можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам.

Тропарь:

Церкве Русския столпе непоколебимый,
благочестия правило,
жития евангельскаго образе,
священномучениче (имярек),
Христа ради пострадавый даже до крове,
Его же моли усердно,
яко Начальника и Совершителя спасения,
Русь Святую утвердити в Православии

до скончания века.

Кондак:

  • Восхвалим, вернии,
    изряднаго во святителех (или священницех)
    и славнаго в мученицех (имярек),
    Православия поборника и благочестия ревнителя,
    земли Русския красное прозябение,
    иже страданием Небесе достиже
    и тамо тепле молит Христа Бога
  • спастися душам нашим.

Молитва:

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче (имярек), Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.

Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя.

Буди пастырем нашим — правило веры, воином — вождь духовный, болящим — врач изрядный, печальным — утешитель, гонимым — заступник, юным — наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Икона святого мученика Евгения Севастийского — о чем перед ней молятся

Духовный подвиг святых мучеников Руси — защитников веры христианской не остался незамеченным среди людей многих поколений. Возведенные в лик святых, они и сегодня помогают многим мирянам пережить тяжелый жизненный кризис, победить злобу, ненависть и сомнения, обратить свое сердце к Богу.

История святого мученика

Христианин Евгений, проживавший в городе Саталионе, имел близкого друга, также христианина, по имени Евстратий, который командовал городским войском. Из-за своего участия в христианских богослужениях они все время подвергали свою жизнь опасности, но друзей это не устрашило, хотя императорский наместник в этой области Лисий был фанатичным преследователем христиан.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

В 302 году императором Диоклетианом был издан указ, содержащий предписание уничтожать христианские святыни, а самих христиан подвергать гонениям. Дело в том, что в те времена императором была предпринята попытка возродить языческие ценности, вследствие чего и были предприняты гонения на первых христиан с целью уговорить их отречься от веры в Христа.

Вскоре после императорского указа в их город доставили арестованного пресвитера армянской церкви Авксентия, чтобы заставить его отречься от Господа либо предать суду, в исходе которого не было никаких сомнений.

В темнице вместе с Авксентием были и другие христиане, и он неустанно молил Господа о даровании стойкости и мужества всем, кто обречен на мученичество во славу имени Господнего.

Узнав, что Авксентия доставили на суд и бросили в темницу, Евгений с Евстратием поспешили к нему с просьбой, чтобы он помянул и их имена в молитвах. Они уже предчувствовали свою судьбу и готовы были бестрепетно принять все муки, но не отступить.

Благодаря молитвам праведного Авксентия на них снизошел Святой Дух и укрепил их силы.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

На следующий день Лисий устроил суд над пресвитером Авксентием и другими христианами, брошенными в темницу. Он хотел превратить этот суд в показательный для устрашения последователей истинной веры, а потому на нем присутствовали все именитые горожане и начальники над войском, главным из которых был Евстратий.

По замыслу Лисия, все выступавшие должны были осуждать и проклинать христиан, однако его ожидания не оправдались. Евстратий в силу своей должности должен был выступать первым. Он вызвал всеобщее потрясение, когда не просто не осудил несчастных, страдающих за христианскую веру, но и привел в ее защиту убедительные аргументы.

Это была блестящая речь, и в конце ее Евстратий не побоялся заявить о своей приверженности Христову учению. Евстратий сознательно пошел на мученичество, ибо тут же по приказу рассвирепевшего Лисия был осужден на казнь.

Все это произвело на присутствовавших потрясающее впечатление, но не успели они оправиться от ужаса, как Евгений, верный своему другу и предав себя Божьей воле, тоже произнес страстную речь об истинности христианской веры и, как и Евстратий, объявил себя ее приверженцем.

Обоих друзей тут же заковали в кандалы и бросили в ту же темницу, куда они приходили накануне к праведному пресвитеру Авксентию. На следующее утро всех осужденных христиан повели в город Никополь, где проводились публичные казни в присутствии большого количества народа. По пути они проходили через город Аравракин, откуда оба друга были родом и где их хорошо знали и уважали.

Надсмотрщики нещадно избивали бичами Евгения, Евстратия и других страстотерпцев. Многие в толпе их узнали, но побоялись подбодрить даже словом в страхе перед неправедными начальниками.

И лишь Мардарий, также исповедавший христианскую веру, проявил смелость и мужество. Он поручил заботу о своей семье надежным соседям, тоже тайным христианам, простился с родными и добровольно присоединился к процессии братьев по вере, ведомым на казнь.

Там, в Никополе, они подверглись жестоким пыткам, а потом были казнены. Евгению сначала вырвали язык, затем отрубили руки и ноги и лишь после этого отсекли мечом главу.

В 1995 году в Новосибирске был освящен храм в его честь; икона святого Евгения напоминает о его подвиге, она дала имя и монастырю при новосибирском соборе архистратига Михаила.

Описание иконы

Существует несколько вариантов иконы Святого мученика Евгения Севастийского, но стоит заметить, что практически все иконы Евгения Севастийского связаны также с изображением остальных великомучеников. Сам Святой Евгений изображается чаще всего по армянской традиции в доспехах и с поясом.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Стоит отметить, что можно помолиться не только иконе Евгения Севастийского, но и иконе, называемой икона Всех Святых, на ней представлены все православные святые и такая икона имеется практически в любом храме.

Значение иконы Святого Евгения

Икона святого покровителя Евгения Севастийского, как и иконы других святых, призваны помогать мирянам, верующим в Иисуса Христа, в ситуациях, когда нужна молитвенная поддержка и защита, а также к помощи святого прибегают тогда, когда верующему кажется, что его молитва не сильна, потому так важна молитвенная помощь Святого.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Одному из самых почитаемых угодников Господних — Святому Евгению Севастийскому посвящен один из храмов Новосибирска, там же имеется и монастырь, посвященный этому святому. Икона Святого Евгения Севастийского — главная святыня монастырского храма.

Как молиться перед иконой

Для молитвы перед иконой сначала необходимо прийти в определенное состояние, отстраниться от суеты и будничных дел и настроиться только лишь на общение с Богом либо его Святыми угодниками.

По этой причине лучшее время для молитвы — утро и вечер, когда человек еще или уже свободен от дневных забот и готов к молитве. Свеча или воскуренный ладан помогут быстрее прийти в необходимое состояние.

Молитва св. Евгению

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Евгение, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Тропарь

Мученик всечестных светлость, пяточисленных страстотерпцев воспоем, славу земных презревших, солнца светлаго Евстратия, премудраго витию со страдальцы, на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

В чем помогает икона

С давних времен к чудодейственной иконе святого Евгения прибегали, прося помощи в бедности и нужде, в различных бедах и ненастьях. Просят его, как пострадавшего за имя Христово, также об укреплении веры, рассудительности и умении правильно увидеть сложную ситуацию.

В юношеском возрасте она тайно от всех приняла святое Крещение и ушла подвизаться в мужской монастырь, приняв образ юного инока и назвавшись эти именем. Вскоре она вынуждена была открыться и многие годы служила больным и бедным, обращая окружающих в христианскую веру, пока император Галлиен не начал новое гонение на христиан.

Святой Эдуард: житие мученика и почитание в православии, иконография

Тогда святая была подвергнута пыткам, после чего казнена. День ее почитания – 6 января. На церковной иконе она изображается в образе молодой инокини.

Икона Евгения Севастийского защищает от разного рода трудностей, от банкротства до неудач на работе, но основное ее действие — защита от духовных трудностей, от потери веры и падения духом.

На заметку! Помогает икона мужчинам, носящим имя «Евгений», и тут не имеет значения молится ли сам человек, носящий это имя либо за него возносит молитвы кто-то.

Духовная помощь при обращении к Святому Евгению Севастийскому велика. Молитва к этому святому поможет победить уныние, сомнения и прийти к правильному решению. Особенно часто возносят молитвы этому святому духовные служители, ведь незримая, но ощутимая помощь Бога на духовном поприще очень важна.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector