Суббота 2-й седмицы великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Вторая седмица Великого поста менее строгая, чем первая, в плане питания. Несмотря на то что мясные, рыбные и молочные продукты по-прежнему запрещены, у постящихся появляется больше свободы в выборе блюд. К тому же на этой неделе нет дней полного отказа от пищи.

«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, не злопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Святитель Иоанн Златоуст.

Воскресенье, — Торжество Православия

В первую неделю (воскресенье) Великого поста празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы выступали против икон, считая почитание их идолопоклонством. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.

Разрешается горячая пища с растительным маслом.

Борщ с сушеными грибами

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

200 г квашеной капусты, 3 клубня картофеля, 2 средние свеклы, 2 моркови, 1 луковица, 50 г сушеных лесных грибов, 2 ст. ложки растительного масла, 2-3 cm. ложки томатной пасты. 1 ч. ложка сушеной зелени укропа, 2 зубчика чеснока, черный молотый перец, соль. Свеклу, морковь, картофель вымыть, очистить, нарезать соломкой.

Лук мелко нарезать, выложить на сковороду с разогретым растительным маслом, слегка обжарить, добавить свеклу и морковь, влить немного воды, тушить 10 минут, положить томатную пасту, зелень укропа, перемешать. Тушить под крышкой еще 10 минут.

Чеснок очистить, вымыть, растолочь.

Предварительно замоченные грибы залить 2 л воды, варить до полуготовности, положить капусту, варить 20-25 минут, добавить приготовленную заправку, картофель, посолить, поперчить, варить до готовности, добавить чеснок.

Сладкий перец, фаршированный рисом и шампиньонами

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

6-8 стручков сладкого перца, 200 г шампиньонов, 150 г отваренного до полуготовности круглозерного риса, 4 моркови, 2 луковицы, 2 cm. ложки томатного соуса, 2 cm. ложки растительного масла, соль.

Сладкий перец вымыть, вынуть семена. Шампиньоны промыть, нарезать небольшими кусочками. Лук очистить, нарезать полукольцами.

Морковь натереть на крупной терке. Смешать рис, грибы, часть моркови, посолить, наполнить смесью перцы. На сковороде с разогретым растительным маслом обжарить лук и оставшуюся морковь, выложить перцы, влить немного воды, тушить 10 минут. Добавить томатный соус и при необходимости немного воды. Тушить под крышкой еще 10-15 минут.

Грибы за высокое содержание белков называют лесным мясом, но следует помнить, что они содержат много клетчатки (лигнина и целлюлозы) и хитина, поэтому людям, у которых имеются проблемы с пищеварением, следует соблюдать меру при их употреблении.

К тому же хитин мешает усвоению полезных веществ из грибов, поэтому диетологи советуют употреблять в пищу сушеные грибы, в которых его содержание значительно ниже.

Грибы содержат аскорбиновую кислоту, витамины Е и D, а также группы В, причем последних в некоторых грибах обнаружено больше, чем в злаках.

Есть в составе грибов и микроэлементы (калий, кальций, медь, цинк, фосфор, марганец), антиоксиданты и полисахариды, оказывающие противоопухолевое действие, а также бета-глюкан — вещество, обладающее не только противораковым, но и мощным иммуностимулирующим действием.

Понедельник, среда, пятница

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

Понедельник, среда и пятница второй седмицы — дни сухоядения. Разрешаются холодные блюда без растительного масла, вода, холодные чаи и настои.

Пятница — один из самых любимых в народе праздников, день Сорока мучеников Севастийских.

По традиции, в этот день служится Литургия, послабляется пост, и пекутся из постного теста «жаворонки» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки?

Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем падает к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом.

Жаворонок быстро взмывает вверх, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется, устремляясь к земле.

Так жаворонки, по мнению наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

«Жаворонки»

  • Для теста: 2 кг муки, 50 а дрожжей, 250 г растительного масла, стакан сахара. 0,5/1 воды. щепотка сопи.
  • Для смазки: сладкий крепкий чай.

«Жаворонки» делаются из крепкого, упругого теста.

Из куска хорошо выбродившего теста сделать валик, нарезать его на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножом надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Можно сделать и так: раскатать тесто, вырезать кружочки диаметром 6-8 см, надрезать (не до самой серединки!) сегмент немного меньше четверти — это будет хвост. Взять левую от хвоста часть и завернуть ее направо, а правую — налево. Аккуратно сформировать голову, вытянуть пальцами клювик, вставить глазки-изюминки. Можно и самим придумывать форму птичек. Делать «жаворонков» лучше с детьми.

Вторник, четверг

Во вторник и четверг второй седмицы разрешаются вареные и запеченные горячие блюда без масла.

Соевые продукты в пост

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

Можно ли употреблять в пост соевые продукты? Например, соевое мясо, соевый сыр, йогурт, малого или творог?

Считается, что употребление в пост соевых продуктов допустимо.

Однако нельзя забывать, что мы воздерживаемся от скоромного не потому, что оно «неправильное», «плохое», а ради приобретения навыка послушаиия Церкви, а также управления своими желаниями, владения собой. Следовательно, в отношении соевых продуктов требуется соблюдать воздержание, избегая праздника живота и вкушения лакомств.

Тыквенная каша в духовке

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

«…Мое любимое постное блюдо тыквенная каша с пшеном, приготовленная в духовке. Вкусно, полезно, сытно и по правилам поста! Готовлю я ее так: на мелкой терке натираю тыкву — где-то 300 г.

Стакан пшена засыпаю в чугунок, заливаю водой 1:2, добавляю соль. Варю на сильном огне, помешивая, пока не выкипит половина воды. Далее добавляю тыкву, ставлю чугунок в разогретую до 200 °С духовку.

Томлю кашу на слабом огне приблизительно в течение часа. При подаче к столу заправляю медом».

Пшенная каша с тыквой — старинное русское блюдо, которое когда-то готовили в печи и подавали к столу и в будни, и в праздники. Это одно из самых популярных постных блюд — простых в приготовлении и сытных.

Рекомендовано для детского и диетического питания.

Пшено богато фосфором, калием, магнием, серой, клетчаткой, благодаря чему блюда из него заряжают энергией, нормализуют деятельность нервной системы, поддерживают в норме артериальное давление, улучшают обмен веществ, выводят из организма шлаки.

При аллергии на пшено тыквенную кашу можно приготовить с рисом.

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

В Родительскую субботу принято поминать умерших родственников и близких людей. Так как сорокоусты, панихиды и заупокойные службы во время поста не совершаются, то поминальная молитва в это время — возможность вспомнить об усопших.

Верующим рекомендуется посетить церковную поминальную службу и попросить упокоения для родных и близких, ушедших в мир иной.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, морепродукты Допускается употребление виноградного вина, разведенного водой.

Кальмары, фаршированные бурым рисом

4 шт. кальмаров, 100 г бурого риса, 1 морковь, 1 небольшая луковица. 1 ст. ложка соевого соуса, 1 ст. ложка оливкового масла, 1 ст. ложка толченых грецких орехов, 2 зубчика чеснока, соль.

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

Рис отварить в подсоленной воде до готовности. Морковь натереть на мелкой терке. Лук мелко нарезать. Для приготовления соуса чеснок растолочь, смешать с орехами и соевым соусом.

Подготовленные тушки кальмаров наполнить рисом. Лук и морковь слегка обжарить в глубокой сковороде с разогретым оливковым маслом, влить немного воды, довести до кипения, выложить кальмаров.

Тушить под крышкой не более 3 минут. Подать к столу с приготовленным соусом.

Блюда из кальмаров обладают отменным вкусом, высокой питательной ценностью и целебными свойствами. Недаром этого моллюска называют морским женьшенем. Кальмары богаты белком, витаминами Е и группы В, полиненасыщенными жирными кислотами, йодом, фосфором, калием, кальцием, натрием, магнием, цинком и селеном.

Несмотря на то что кальмары содержат много холестерина, их регулярное употребление, благодаря входящему в состав холину, способствует снижению уровня «плохого» холестерина в крови, улучшает работу печени, нормализует функции щитовидной железы, работу желудочно-кишечного тракта, укрепляет кости и мышечную систему. К тому же кальмары легко усваиваются, идеально сочетаются с бурым рисом, который является кладезем полезных для здоровья веществ (клетчатки, витаминов Е, группы В, каротина, кремния). Бурый рис хорошо очищает кишечник, выводит из организма шлаки и токсины, помогает нормализовать жировой обмен.

Постные котлеты

«…У нас в семье принято придерживаться поста. Строгий пост мы с супругом по состоянию здоровья и возрасту не можем уже соблюдать, но от мяса обязательно отказываемся. Едим рыбу, когда положено. А вместо мясных блюд я готовлю кушанья из бобовых. Мое коронное постное блюдо — это котлеты из нута.

Предварительно замоченный нут я отвариваю в подсоленной воде, тщательно разминаю, добавляю тертую сырую морковь, слегка обжаренный репчатый лук, немного муки.

Формую котлеты, выкладываю их на разогретую сковороду с растительным маслом, слегка обжариваю с обеих сторон и довожу до готовности под крышкой. Точно так же я делаю котлеты из чечевицы.

При подаче к столу их можно полить томатным соусом, поперчить или посыпать зеленью. Очень вкусно получается!»

Нут (турецкий горох) — самый популярный продукт в вегетарианском и постном меню, так как является полноценной заменой мясу. В нуте много белка, который прекрасно усваивается организмом. Также в этих бобах содержатся аминокислоты, минералы (много фосфора, кальция, калия и магния), жиры, клетчатка и витамины.

Турецкий горох благотворно влияет на функции желудочно-кишечного тракта и печени, улучшает обмен веществ, выводит из организма холестерин, укрепляет сосуды и кости, повышает иммунитет, выводит шлаки и токсины, способствует профилактике глаукомы и катаракты, полезен для женского здоровья.

Самым полезным является проращенный нут.

Проростки нута содержат легкоусвояемый белок, жирные кислоты омега-3, очень важные для мозга и сосудов, большое количество незаменимых аминокислот, в том числе триптофан, улучшающий настроение, и фенилаланин, который не только является антидепрессантом, но и улучшает память и внимание, а дополнительным бонусом будет снижение аппетита. Количество витаминов и антиоксидантов при прорастании в нем возрастает многократно.

Салат из проращенного нута с зеленым луком и огурцами, заправленный лимонным соком, прекрасно подойдет в качестве блюда для сухоядения.

Можно приготовить из нута хумус — одно из самых распространенных и известных блюд. Для этого бобы нужно замочить в горячей воде на сутки, затем растолочь ступкой или измельчить в блендере. В полученное пюре добавить по вкусу оливковое масло, чеснок, лимонный сок, кунжутную пасту, черный молотый перец. Хумус едят с тостами, павашем, питой и т.д.

Читайте также:  Молитва после операции: 10 сильных текстов, к каким святым обращаться

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Подробнее…

Вино в пост. Можно ли в Великий пост употреблять спиртные напитки?

В дни поста алкогольные напитки запрещены к употреблению.

Но в длительные многодневные посты иногда (в Великий пост — по субботам и воскресеньям, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых, кроме субботы Страстной седмицы) для укрепления сил позволяется употреблять небольшую чашку разбавленного на 2/3 теплой водой сухого виноградного вина. Но не стоит думать, что это автоматически разрешает винопитие!

Отказ от алкоголя в любом виде в пост поощряется, к тому же мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священников.

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Данная молитва относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста (читается ежедневно, кроме выходных, и до среды Страстной седмицы включительно)

Подробнее…

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Родительская суббота 2-й седмицы Великого поста отмечается 14 марта

«Сегодня родительская!» — фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы.

Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.

Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан.

Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы).

Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Традиции родительской субботы

Славянские народные традиции в родительскую субботу обязуют христиан позаботиться не только о живых, но и об умерших.

Согласно традициям в этот день пекут блины на молоке, а едят их с маслом или со сметаной. Но напоминаем, что блины должны достаться не только живым, но еще и умершим.

Первый блин положи на полку с иконами, второй — на подоконник для усопших, чтобы духи умерших родных тоже могли полакомится вместе с вами.

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Помимо этого не забудь принести блины на кладбище, когда пойдешь проведывать могилки. Конечно же, в Родительскую субботу принято помогать нуждающимся: раздай часть блинов, которые напечешь, нищим.

Поминальная трапеза на кладбище в родительскую субботу должна быть пышной и обильной, а блюд обязательно должно быть нечетное количество.

Что нужно делать в родительские субботы

В этот день верующим необходимо помолиться за своих близких, чьи души покинули земной мир. В родительские субботы в храмах проходят службы, перед которыми вы можете передать записку с именами усопших священнослужителю. Все имена будут зачитываться во время молебна.

Посещение кладбища не является обязательной традицией, но ее соблюдает большинство православных верующих. В это время можно навестить могилы покойных родственников и оставить угощения и живые цветы.

После храма необходимо помянуть близких дома. Можно приготовить угощения, пригласить в гости тех, кто был знаком с усопшими. В центре стола нужно расположить горящую церковную свечу. Прежде чем приступить к поминальной трапезе, необходимо еще раз произнести молитву за упокоение душ умерших.

Что запрещено делать в родительские субботы

В родительские субботы категорически запрещается ругать и оскорблять усопших, иначе они могут разгневаться на вас. Священнослужители отмечают, что в эти дни в доме вовсе не должно быть ссор, так как каждая поминальная суббота предназначена для того, чтобы родные люди смогли сблизиться и вспомнить о близких, которых уже нет среди живых.

Если вы хотите навести порядок на могиле усопшего, сделать это лучше заранее. Родительскую субботу нужно посвятить поминовению усопших, а не тяжелой работе и домашним делам.

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Есть поминальную пищу лучше дома, а не кладбище. Но не стоит устраивать пышное застолье и злоупотреблять алкоголем. Также во время поминальной трапезы запрещается петь песни и веселиться. Не стоит забывать, что родительская суббота — это время, посвященное молитвам об упокоении, и молиться лучше всего в спокойной обстановке.

В поминальные субботы нельзя отказывать людям в помощи. Подавая милостыню бедным, обязательно попросите их помолиться за ваших покойных родственников.

Вторая седмица Великого поста

Вторая седмица Великого поста именуется седмицей светотворных постов. В этот период церковные богослужения обращены к Господу с прошением духовного озарения для кающихся и постящихся.

В эти дни пост восхваляется как путь к очищению и просветлению истинно верующих.

Глубокий смысл, которым наполнена вторая седмица Великого поста, черпается из учения Григория Паламы о нетварном Божественном свете, постичь который возможно с помощью праведной жизни и молитвы. Поэтому второе воскресенье поста посвящено поминовению этого святителя.

Учение Григория Паламы о силе поста и молитвы

Чтобы проникнуться духовным смыслом второй недели Великого поста, необходимо обратиться к учению византийского богослова. Именно им объясняется огромная важность поста и молитвы для христианина.

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужениеГригорий Палама был архиепископом Фессалоник в XIV веке. Церковью он почитается как победитель в одном из самых сложных богословских споров, отстоявший православное учение о природе Божественного Света. Спор этот состоялся в Константинополе в 1341 году, где противником Паламы выступал Варлаам Калабрийский, утверждавший невозможность познания Бога человеком. Григорий же отстаивал позицию, что несотворенный свет, которым воссиял Господь на горе Фавор, свидетельствует о присутствии Бога в мире. А озарение Божественным светом может быть достигнуто с помощью молитвы, поста и прочих духовных подвигов. Постигая этот свет, эту нетварную энергию, человек созерцает самого Бога, при этом Бог остается для него невидимым. В результате Григорию Паламе удалось обличить еретика и наиболее полно выразить смысл учения о Божественном (Фаворском) свете.

Таким образом, 2-я седмица Великого поста раскрывает христианам глубокий смысл поста и молитвы. Духовный подвиг становится для истинно верующего возможностью постигнуть благодатный свет и с его помощью соединиться с Богом. Поэтому ограничение в пище и соблюдение ритуалов являются не главным содержанием поста, а лишь средством для духовного очищения, просветления и богопостижения.

Правила питания во вторую неделю Великого поста

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужениеВ плане питания вторая седмица Великого поста менее строгая, чем первая. Хотя мясные и молочные продукты по-прежнему запрещены, у верующих появляется больше свободы в выборе блюд. К тому же на этой неделе нет дней полного ограничения приёма пищи.

В понедельник, среду и пятницу второй седмицы церковью рекомендуется придерживаться сухоядения, то есть употреблять только сырые продукты. К таким относятся: хлеб, овощи, фрукты, орехи и мёд.

Во вторник и четверг церковным уставом разрешается вкушать варёные и запечённые блюда, только без добавления растительного масла. В субботу и воскресенье второй недели поста позволяется употребление горячих блюд, заправленных растительным маслом.

Кроме того, разрешается выпить немного вина из винограда (не более одного бокала). Но вино обязательно должно быть сухим, без добавления сахара.

Суббота, которая приходится на 2-ю седмицу Великого поста, называется Родительской, так как в неё принято поминать умерших родственников и близких людей.

Поскольку сорокоусты, панихиды и заупокойные службы во время поста не совершаются, то поминальная молитва в Родительскую субботу – возможность вспомнить об усопших. Всего таких суббот на период Великого поста приходится три: на 2-й, 3-й и 4-й седмице.

В Родительскую субботу верующим рекомендуется посетить храм и попросить упокоения для родных и близких, ушедших в мир иной.

Особенности второй седмицы Великого поста, Неделя Григория Паламы

Великий пост у православных установлен церковью перед праздником Пасхи, в 2017 году 16 апреля. Вторая седмица Великого поста  начинается в понедельник 6 марта и заканчивается 12 марта неделей (иное название воскресного дня) Григория Паламы. Суббота второй седмицы — родительская.

Читать также: Великий пост, календарь важных служб Великого поста, народные традиции

В понедельник, вторник и четверг второй недели Великого поста литургии не положено по уставу. За утренним богослужением служится вседневная полунощница, утреня, с чтением кафизм, изобразительные часы (обедница, как бы замена литургии). На вечерней службе служится вечерня  и Великое повечерие.

Повечерие означает «послеужинная» служба, так как по-славянски   «вечеря» — «ужин», состоит из псалмов и молитв.

Полунощница — ночное богослужение, во время которого вспоминается грядущее Пришествие Господа Иисуса Христа и Страшный суд.

Полуночница состоит из псалмов и молитв, взятых из других служб суточного круга, ее основная тема – необходимость бодрствования.

В приходских церквях полуночницы служатся почти исключительно во время Великого Поста, на Страстной неделе и еще два раза за год, ежедневно служат только в монастырях.

В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. За ней благословляется причащаться всем, готовящимся к таинству, за исключением грудных младенцев.

Читать также: Великий пост — богослужение будних дней, особенности среды и пятницы

Суббота второй недели (седмицы) Великого Поста является Родительской. В этот день вместе с Церковью мы можем помолиться за наших почивших родных и близких.

Суббота 2-й седмицы Великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Читать также: Особое поминовение усопших по дням в 2017 году

В воскресение второй седмицы Церковь вспоминает святителя Григория Паламу. Святитель Григорий, жил в Византии и известен своими мистическими богословскими текстами.

«Святителями» называют святых, которые при жизни служили в Церкви епископами. Учение Паламы о Фаворском свете являет отличие в понимания образа Божия в человеке в католичестве и православии.

Это зримо отражено в католических и православных иконах.

Со второй седмицы в православных храмах начинает совершаться Таинство Соборования, время определяется настоятелем. С Недели Григория Паламы за вечерним богослужением, чаще по воскресным дням, во многих храмах начинает служиться Акафист Страстям Христовым (Пассия)

Суббота вторая Великого поста. Поминовение усопших — смысл, особенности

В Великий пост заведено вторую, третью и четвертую субботу поминать усопших. Церковь рекомендует молиться за упокой всех от века усопших. В чем смысл этого, и почему именно в субботу?

Смысл заупокойной субботы Второй седмицы Великого поста

Все христиане находятся между собой в молитвенной связи, это известно всем. Живые ли, усопшие, разницы нет, ведь существование души после земной смерти продолжается. И общение душ живых и мертвых продолжается и после их смерти. Для душевного мира живых людей необходимо молиться за упокой усопших. Им молитвы живых помогают обрести мир.

Читайте также:  Варсонофий оптинский: житие преподобного и его наследие, тексты молитв

Известны многие случаи доказательства того, что мертвые слышат наши молитвы за них, и что такая молитва им очень помогает. Даже святому пустыннику Макарию сказал череп, что молитва его облегчает на время участь тех, кто не попал в Царство Небесное.

А однажды заупокойные молитвы помогли и живому священнику. Архиерей хотел его запретить в служении за какие-то прегрешения. Но ему явились души усопших, которых поминал каждую Литургию этот батюшка. Мертвые просили архиерея оставить его в служении, чтобы он мог и дальше поминать их на проскомидии.

Особенна важна молитва об усопших в Великий пост, потому что это – время милостыни и любви к ближним. Когда, как не в пост творить добрые дела. В заупокойной молитве можно примириться с усопшими, попросить прощения. Это – великое дело во время поста.

Другая причина, почему каждую вторую, третью и четвертую субботу поминаются умершие, это редкое служение литургий святого Иоанна Златоуста.

По уставу они полагаются в Великий пост только по субботам. На Преждеосвященных литургиях, которые служатся в Великий пост, не принято поминать усопших. А во время литургии святого Иоанна Златоуста это делать можно.

Кроме того, суббота – день поминовения усопших по уставу Церкви.

Особенности Богослужения

В поминальную субботу, как это принято по уставу, вечером служится парастас с чтением семнадцатой кафизмы и припевами. В этот день часто служатся литии и панихиды во время вечерней службы и Литургии.

На Литургии читается особая ектения за упокой. Потом
читаются записки. После Литургии совершаются заупокойные литии и панихиды на
кладбище или в храме.

В этот день принято ходить на кладбища, поминать
родственников, прибираться на могилах. Но не стоит увлекаться языческими
обычаями типа: класть еду на могилу, пить водку, ставить рюмку на могильную
плиту и т.д.

Православные зажигают свечи на могилах усопших родственников и молятся. Можно положить букет цветов. Хорошо на могиле пропеть литию или позвать батюшку для служения панихиды. Хорошо в этот день подавать милостыню для поминовения усопших.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в субботу 2-й седмицы Великого поста

27 марта. Суббота 2-й седмицы Великого поста. О поминовении усопших — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

  • Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни:
    все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга.
  • Святитель Иоанн Златоуст
  • Слово утешения. Священник Павел Гумеров
  • Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,
    дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
  • (1 Фес. 4: 13)

Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли».

Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, проливаем слезы, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни.

Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.

Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.

Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.

Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души.

Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна.

Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?

Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему.

Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых.

В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна.

Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него.

От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.

Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе.

Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции.

И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня».

И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего.

Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.

Люди верующие и люди далекие от Церкви совершенно по-разному воспринимают потерю близких. Иногда случается присутствовать на поминках нецерковных людей и наблюдать, какое это тягостное зрелище. Однажды я участвовал в отпевании известного врача-нейрохирурга и очень хорошего человека.

Господь забрал его еще нестарым, после внезапной скоротечной болезни, на пике его врачебной деятельности. И вот, когда начались траурные речи его коллег, можно было наблюдать, в какую растерянность и онемение повергает таинство смерти людей нецерковных.

Почти все считали своим долгом начать слово примерно так: «Какая ужасная несправедливость… Как рано и внезапно покинул нас покойный… Как много он мог еще сделать» и т. д. Понятное дело, что такие речи не могут принести утешения родным и близким усопшего, скорее наоборот, еще более усугубят их скорбь.

Даже если ты ни во что не веришь, ведь можно просто сказать добрые теплые слова в адрес друга и сослуживца. Отчего это происходит? Почему люди находятся в таком смятении перед лицом смерти и избегают даже упоминания, даже мысли о ней в повседневной жизни? От страха и неизвестности. Смерть страшит их, они не знают, что их ждет.

Есть ли жизнь там? Или мы живем только здесь, в материальном мире? Как готовиться к смерти и относиться к ней, для неверующих – тайна за семью печатями. Даже обычное для официальных речей пожелание: «Пусть земля ему будет пухом», – таит в себе подспудный вопрос: неужели это все: тело в землю – и далее ничего?

Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла.

Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве.

Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (1 Кор. 13: 8).

Читайте также:  Виктория святая: житие и значение в православии, о чем просят перед иконой

Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.

Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу (уныние – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться.

А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву.

Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах.

Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, чтением Псалтири, келейным правилом.

Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником.

Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других.

Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.

Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.

А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.

Почему особое поминовение усопших совершается в субботу? Иеромонах Иов (Гумеров)

Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя.

Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха.

Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу.

Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку.

В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде.

Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку.

Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово.

Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Установлена она после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.

) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении.

Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Источник: http://www.pravoslavie.ru

Просмотры (1334)

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста — allRefs.net

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста — раздел Образование, Постная и цветная триодь В Эти Субботы Великого Поста Совершается Заупокойное Богослужение, Однако Его…

В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой.

Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы.

Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — ВСЕЛЕНСКИЕ, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников.

Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ].

Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении даже нет и речи).

Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно.

В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие.

При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3-ю или 4-ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику[33].

В 49-й главе Типиконе в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения.

Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, т.е. в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы заупокойных служб.

В целом заупокойная служба в эти субботние дни совершается по 13 главе Типикона, разве что вечерня, повечерие и отправление канона на утрене имеют индивидуальные особенности.

Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу)

Стихиры на «Господи, воззвах…» на 10:самогласен Триоди (дважды), мученичны Октоиха — 4, стихиры святого Минеи — 4; «Слава»: стихира заупокойная со стиховни Октоиха (если святой имеет стихиру «Славы», то поется стихира святого); «И ныне»: догматик настоящего гласа.

Великое повечерие

Великое повечерие — первое богослужение суточного круга субботы, на котором поклоны не совершаются.

1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице…»читается без пения и поклонов.

По 1-м Трисвятом: тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава»: «Помяни, Господи, яко благ…». «И ныне»: «Мати Святая…».

3-я часть: каноны: заупокойный из Октоиха (из субботней утрени) и святого Минеи, память которого приходится на грядущее воскресенье.

По 3-м Трисвятом: «Со святыми упокой…». «Господи, помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время…»и далее по чину.

После «Боже, ущедри ны…» поклонов нет, а сразу читается молитва «Нескверная, Неблазная…».

  • Отпустмалый.
  • Полунощница
  • Субботняя полунощница без особенностей.
  • Утреня
  • Утреня совершается по обычному вседневному чину без великопостных особенностей в последовании.

Вместо Бог Господь…» поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (по тому же чину, как в субботу Мясопустную, см. §5 главы 1).

По «Аллилуиа»:«Апостоли, мученицы и пророцы…» (2 раза); «Слава»: «Помяни, Господи, яко благ…», «И ныне»: «Мати Святая…».

16-я кафисма.

Седальныиз Октоиха следующим образом: 2-й седален 1-й группы (по 1-м стихословии) без стиха + все седальны 2-й группы (по 2-м стихословии) со своими стихами и Богородичным.

17-я кафисма, разделенная на 2 статии. На практике чтение 17-й кафисмы осуществляется следующим образом: хор медленно поет первые два стиха с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», затем священники читают стихи кафисмы, а хор «фоном» поет припев. В конце статии хор поет последние два стиха (быстрым распевом).

По 1-й статии – заупокойная ектения (все заупокойные ектении диакон произносит с кадилом в руках) и молитва «Боже духов…» с возгласом «Яко Ты еси воскресение…»[34].

2-я статия совершается так же, как и 1-я, но с другим припевом: «Спасе, спаси нас». Сразу после кафисмы хор поет заупокойные тропари по непорочных «Святых лик обрете…», при пении которых совершается полное каждение храма.

Ектения заупокойная с молитвой «Боже духов…» и возгласом «Яко Ты еси воскресение…».

Седален «Покой, Спасе наш…»; «Слава, и ныне»: «От Девы Возсиявый…» (на практике эти седальны всегда поются).

Развернуть

Открыть в широком формате

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector