Софроний и иннокентий иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитва

Святой Софроний Иркутский — епископ Русской православной церкви. Причислен к лику святых, память совершается 30 июня.

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитваСвятой Софроний Иркутский — епископ Русской православной церкви. Причислен к лику святых, память совершается 30 июня

Святитель Софроний, в миру Стефан Кристаллевский родился 25 декабря 1703 года в Березани Переяславского уезда.  Воспитан мальчик был в духе любви к Богу и Его святой церкви.

После окончания школы он был отправлен в Переяславскую духовную семинарию, после которой поступил в Покровский Красногорский монастырь в Полтавской епархии. После послушай, которые он нес около трех лет, его постригли в монахи с именем Софроний. Чуть позже был возведен в сан иерея.

После получения семинарского образования и прекрасно пройденным послушаниям он был назначен настоятелем в Покровский монастырь. В этом звании он прослужил в нем 13 лет.

О его жизни и успехах прослышала сама императрица Елизавета Петровна, по ее воле Софроний был направлен наместников в Александро-Невскую Лавру, где прослужил 11 лет.

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитваО  жизни и успехах Софрония прослышала сама императрица Елизавета Петровна, по ее воле он был направлен наместников в Александро-Невскую Лавру, где прослужил 11 лет

Увидев разницу в настроении иноков данной обители, он решил построить Троице-Сергиеву Лавру, где просто отдыхал душой. Он вел строгий образ жизни, исполнял послушания, молился, тем самым показывая пример другим.

Во время служения он приобрел особое положение у императрицы. Святейший синод, по рекомендациям императрицы, назначил Софрония на Иркутскую кафедру. В это же время его возвели в сан епископа. Хиротония Софрония прошла 18 апреля 1753 года. На место служения епископ Софроний прибыл только 20 марта 1754 года.

Хиротония Софрония прошла 18 апреля 1753 года.

Четыре месяца у него заняла дорога до места назначения, остальное же время у епископа Иркутского было занято подбором людей, на которых он мог бы положиться в Сибири. Епископу был знаком святитель Иннокентий, путь которого сопровождался терниями, поэтому Софроний готовился особенно тщательно, потому что был наслышан о делах в Иркутске.

Выбор людей оказался для него довольно счастливым, многие из них были назначены на должность настоятеля монастыря. Например, в Вознесенском монастыре настоятелем был схиархимандрит Синесий.

Большой заботой святителя Софрония было иркутское духовенство

Как только Софроний прибыл на место назначения, в Иркутск, он сразу же отдался великому делу, которое было упущено более семи лет. Большой заботой святителя было и иркутское духовенство.

Многие священники не умели даже писать. Также была проблема и в недостатке священников. Часть приходов имела хоть каких-то клириков, а часть не имела вообще. Этой работой и занялся святитель Софроний.

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитваКак только Софроний прибыл на место назначения, в Иркутск, в Вознесенский монастырь, он сразу же отдался великому делу. Большой заботой святителя было — иркутское духовенство

Монгольская школа при монастыре помогла ему в этом. Он перевел ее в архиерейский дом, и лично следил за ходом образования. Он увеличивал и количество преподаваемых предметов, расширял их объемы по количеству часов. Впрочем, он и сам преподавал славянский и русские языки.

Для знакомства с духовенством Иркутской епархии святитель посещал самые отдаленные части города Иркутска. Целые месяцы он проводил время свое в пути, иногда ехал верхом на лошади. Святитель входил в общение со священниками, мирянами, ему хотелось все видеть своими собственными глазами. Он часто награждал священнослужителей, смещал совсем негодных от работы.

Софроний разослал по всей епархии письмо, в котором требовал для тех людей, кто принял святое Крещение — обучить вере Христовой. А также предупредить, чтобы крещенные не ходили к шаманам, и не слушали лжеучений.

В городе было построено 4 храма, в одном находились нетленные мощи святителя иннокентия

Софроний старался благоукрашать церковь изнутри. Он строил новые дома. В Вознесенском монастыре был построен соборный храм во имя Вознесения Господня, в который были перенесены нетленные мощи святителя Иннокентия. В городе было построено еще четыре храма, в Казанском приделе Богоявленского собора впоследствии был погребен Святитель Софроний.

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитваВ Вознесенском монастыре был построен соборный храм во имя Вознесения Господня, в который были перенесены нетленные мощи святителя Иннокентия

Святитель пытался как можно больше открыть приход и снабдить их всей необходимой церковной утварью, ризницей. Служил Софроний всегда достойно, он заботился о благолепии и торжественности богослужения.

Стоит отметить и то, какой образ жизни он вел. Питался очень скудно,  спал на полу, постоянно молился и никогда не пропускал монашеское молитвенное правило. Его жилище постоянно было переполнено больными, нищими и просто нуждающимся в помощи.

После кончины, прикрытый гроб крышкой стоял целых шесть месяцев поверх пола в приделе Казанском в Иркутске. И только 8 октября того же года состоялось его предание земле.

Все это время тело святого оставалось нетленным. Вскоре от гроба святителя стали исходить чудеса. Многие приходили и молились у святых мощей. Народ, прослышавший о чудесах, стал стекаться не только из ближайших городов, но и из городов Забайкалья.

До канонизации святителя Софрония насчитывалось более 68 чудес

До канонизации Софрония насчитывалось более 68 чудес. Однажды при особой комиссия это было зафиксировано.  В 1909 году комиссия официально засвидетельствовала останки святителя. Все время их пребывания они находились в постоянной сырости, но одеяние и тело святителя остались все равно нетленными.

В Святейший Синод обращались иерархи, советская власть и просто верующие люди, чтобы епископа как угодника Божия прославили. Для скорейшего прославления в том же году перед Святейшим Синодом состоялся Миссионерский съезд.

Многие обращались и со своим личным ходатайством. В 1914 году на Иркутском епархиальном съезде был зачитан доклад о житии и чудесах святителя Софрония.

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитваВ 1909 году комиссия официально засвидетельствовала останки святителя Софрония. Все время их пребывания они находились в постоянной сырости, но одеяние и тело святителя остались нетленными

В 1917 году в храме произошел пожар, который уничтожил гробницу и мощи. Особая комиссия засвидетельствовала прах и кости святителя, которые сохранились после пожара. Останки сложили в специальный ковчежец.

Торжество прославления святителя должно было состояться примерно — 30 июня. Но в адрес патриарха и Синода поступила записка о том, чтобы отложить погребение до 8 октября. Основания приводили довольно веские.

В это время в стране шла гражданская война, для богослужений не хватало даже свечей, поэтому многие опасались того, что прославление затянется слишком надолго. Патриарх дал согласие на то, чтобы перенести прославление на более удачное и спокойное время.

Торжество прославления Святителя Софрония состоялось 30 июня

Торжество прославления Святителя Софрония состоялось 30 июня. Именно тогда священником Тихоном были написаны тропарь и кондак, и была составлена служба. Иеромонахом Порфирием был написан акафист святому. Раку с мощами перенесли в иркутский храм во имя Владимирской иконы Божией Матери.

С 1937 года, храм закрыли, и святыня оказалась под спудом. В настоящее время святителя Софрония чтит весь православный мир.

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитваВ настоящее время святителя Софрония чтит весь православный мир, к нему очень часто обращаются с молитвами о помощи

Тропарь глас 4:

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние, добре управил еси иноческия обители и, архиерейства саном почтен быв, упасл еси Иркутскую паству, темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси и молиши Христа Бога избавити нас от бед и спасти души наша.

Тропарь глас 1:

Скорый в бедах и скорбех заступниче, отче иерарше страны Сибирский, святителю Софроние, на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутския Церкве и всеми святыми, выну имаши благоволение

Господа славы, призри на люди, притекающия к честным останкам святых мощей твоих, с верою и любовию слезно просящия твоея помощи и заступления, моли, Егоже проповедал еси людем Сибири, избавити я от находящих зол и наветов вражиих, просветити людей оляденевшая древле неверием сердца, даровати утверждение веры Христовы и спасти души наша.

Читайте также:  Иисусова молитва на каждый день: как правильно читать, тексты на русском

Кондак глас 4:

Соименнаго мудрости иерарха, изрядное Церкве Иркутския украшение, отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии, той бо есть хранитель града и страны сея и молитвенник о душах наших.

Кондак глас 3:

Пастырей Начальнику, Христу, трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашел, языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя, привел еси я к свету веры Христовой, и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша.

Молитва святителю Софронию:

Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молитвенниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядающаго огня.

Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия.

Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своей греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину.

Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.         

Житие святителя Софрония, архиепископа Иркутского

Шрифт

ПраздникиСоборыИконыЖития Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитва

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году.

Отец его, Назарий Федоров, был «посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном», в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея.

Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11 марта).

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», – предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха.

О последующем периоде жизни святителя Софрония в его формуляре говорится следующее: «После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о связи святителя с родной ему Покровской обителью. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславе, он часто уединялся в своем монастыре, проводя дни в безмолвном созерцании и труде, показывая пример иноческого делания братии.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде на него обратили особое внимание.

И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель.

Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю.

С этого времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле.

В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741–1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников.

В это время святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель. Был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников.

Неизменным спутником святителя по-прежнему был иеромонах Синесий, ревностно разделявший жизненные трудности своего друга.

В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон, который участвовал в хиротонии иеромонаха Софрония. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая у него благословения на предстоящий подвиг.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.

Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития.

Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году преосвященный Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря.

Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства.

Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам.

Читайте также:  Молитва луке крымскому об исцелении: полный текст и как правильно читать

Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужения и Таинств священнослужителями, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним.

Святитель старался повсеместно водворить уставное богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.

Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церковному благовесту и каждению и потому указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь.

Об этом сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна».

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие прославления святителей Димитрия Ростовского (память 21 сентября), Феодосия Черниговского (память 9 сентября) и особенно по обретении нетленных мощей его предшественника – святителя Иннокентия Иркутского (память 9 февраля). Это событие придало святителю Софронию большие силы и вселило надежду на помощь святителя Иннокентия в его делании по устройству епархии.

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника. Последние дни жизни святитель Софроний проводил в молитвенном подвиге.

Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, «милостивно укрепляющего святыя Своя». И теперь не только в Сибири, на месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов благоговейно хранится о нем святая память.

Вторично память святителя Софрония совершается 30 июня (прославление, 1918).

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитва

У кого какой ангел хранитель (божья защита)

  • У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.
  • Молитесь своей иконе, просите через нее Господа об исцелении, и оно обязательно будет. 
  • Итак,
  • Тех, кто родился с 22 декабря по 22 января,
  1. защитит икона Божьей Матери «Державная»,
  2. а ангелы-хранители у них святой Сильвестр,
  3. и преподобный Серафим Саровский. 
  4. Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют

святые Афанасий и Кирилл,

а защитят их

иконы Божьей Матери «Владимирская»

и

«Неопалимая купина».

Кто родился с 21 февраля по 20 марта.

  • является заступницей Икона Иверской Божьей Матери  
  • Ангелы-хранители у них святой Алексий
  • и
  1. Родившихся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты
  2. у иконы Казанской Божьей Матери
  3. а охраняют их святые Софроний
  4. и Иннокентий Иркутские,

а также Георгий Исповедник. 

  • Рожденных с 21 апреля по 20 мая защитят
  • Иконы « Споручница грешных»
  • и
  • Иверская икона Божьей Матери  .
  • Святые Степан
  • и Тамара,
  • апостол Иоанн Богослов являются их ангелами-хранителями. 

Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить помощи

  1. у икон «Взыскание погибших»,
  2. «Неопалимая купина»
  3. и «Владимирская».
  4. Охраняют святые Алексей Московский
  5. Родившихся с 22 июня по 22 июля
  6. Иконы « Всех скорбящих радость»,
  7. и Казанская икона Божьей Матери- заступницы,

а Святой Кирилл — их ангел-хранитель. 

  • Рожденные с 23 июля по 23 августа
  • Святой Николай Угодник 
  • и Илья-пророк охраняют , 
  • а икона « Покров Пресвятой Богородицы» их защищает. 
  • Кто родился с 24 августа по 23 сентября.

Просить защиты у иконы «Неопалимая купина»

  1. и « Страстная» следует тем,  
  2. Их ангелы- хранители- святые Александра,
  3. Иоанн
  4. и Павел
  5. Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября
  6. должны искать защиты у  икон
  7. Почаевской Божьей Матери ,
  8. « Неопалимая купина»,
  9. « Воздвижение Креста Господня».  
  10. Охранет их святой Сергий Радонежский. 
  11. Родившихся с 24 октября по 22 ноября
  12. Святой Павел – ангел- хранитель .
  13. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»
  14. и «Иерусалимская» их защищают. 
  15. Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества
  16. у икон Божьей матери «Тихвинская»
  17. и «Знамение».
  18. Святой Николай-угодник
  19. и святая Варвара – их ангелы- хранители. 

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей. 

Пребывайте с Богом!

Софроний Иркутский: в чем помогает, икона, житие и чудеса святого

Святой отец Иннокентий родился на Гетманщине, в семье знатного рода Кульчицких, в 1680 или 1682 году. Мальчика назвали Иваном. Его отец, по преданию, был священником, и сын последовал по стопам отца. Будучи от природы талантливым и старательным, он с успехом обучался в Киевской коллегии, а в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий.

Способного молодого иеромонаха вскоре вызвали в Москву, для преподавания словесности в Славяно-греко-латинскую академию. Карьера его развивалась достаточно быстро, и скоро он стал префектом академии. Поскольку Иннокентий отличался превосходными способностями, его отправили в составе экспедиции в Китай в 1720 году, предварительно посвятив в архиереи.

Вернувшись из зарубежной поездки, он был рукоположен в епископский сан. Одним из талантов святителя было иконописное дарование. Так, он писал образа для Троице-Селегинского монастыря в Бурятии, где он также открыл духовную школу. В 1727 году Иннокентия назначили епископом Иркутским. Он стал первым главой местной епархии.

Святитель с большой мудростью и усердием управлял вверенной ему паствой в течение четырех лет. Местные жители любили епископа, он многое делал для своих подопечных. Кроме того, святитель участвовал и в делах государственных.

Так, он помогал камчатской экспедиции Беринга, исследовавшего Восточно-Азиатские окраины империи. Святой представился в 1731 году и был похоронен в Тихвинской деревянной церкви Вознесенского монастыря, где провел последние годы.

Народ почитал память святителя, на его могилу приходили, чтобы помолиться и попросить о заступничестве. С посещения места погребения святого Иннокентия начал свое служение в местной епархии и новый епископ – Софроний, назначенный сюда спустя двадцать лет после смерти Иннокентия.

  Библеист Андрей Десницкий против «священного патриотизма»

Несмотря на то, что деятельность этих служителей разделял солидный промежуток времени, у них было много общего.

Епископ Софроний также происходил из Малороссийской области, в которую входила и Черниговская губерния. Он также происходил из семьи местного церковнослужителя. При рождении в 1703 году будущий святитель получил имя Стефан. Обучался в Переяславской духовной семинарии.

Принял монашеский постриг и очень быстро стал настоятелем Красногорского монастыря.

Святитель проявил себя как талантливый управленец и настоятель. Спустя тринадцать лет его вызвали для служения казначеем в Александро-Невскую лавру. В 1753 году Софрония назначили епископом Иркутским. Царствующая императрица Елизавета возлагала большие надежды на талантливого служителя церкви.

По настоянию нового епископа был основан Иркутский кафедральный собор Богоявления. Софроний стремился развивать образование. Он создал духовное училище.

Святитель успешно занимался проповедью среди языческих сибирских народов, основывая миссионерские центры. Праведные труды не уменьшали молитвенного усердия святого отца. Он проводил много времени в молитвах и духовном подвиге.

Читайте также:  Святой Гурий Казанский: житие чудотворца и икона архиепископа, молитвы

Когда его силы иссякли, он попросил назначить нового главу епархии, а сам удалился на покой в монастырь.

Софроний представился в 1771 году. Его тело проявило признаки нетленности. Поэтому местные жители сразу признали его святым. На месте упокоения его совершались чудеса. Но к лику русских святителей он причислен только в начале XX века. К тому моменту его предшественник Иннокентий уже долгое время почитался святым.

Торжество прославления Святителя Софрония состоялось 30 июня

Торжество прославления Святителя Софрония состоялось 30 июня. Именно тогда священником Тихоном были написаны тропарь и кондак, и была составлена служба. Иеромонахом Порфирием был написан акафист святому. Раку с мощами перенесли в иркутский храм во имя Владимирской иконы Божией Матери.

С 1937 года, храм закрыли, и святыня оказалась под спудом. В настоящее время святителя Софрония чтит весь православный мир.

  • В настоящее время святителя Софрония чтит весь православный мир, к нему очень часто обращаются с молитвами о помощи
  • Тропарь глас 4:
  • От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние, добре управил еси иноческия обители и, архиерейства саном почтен быв, упасл еси Иркутскую паству, темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси и молиши Христа Бога избавити нас от бед и спасти души наша.
  • Тропарь глас 1:
  • Скорый в бедах и скорбех заступниче, отче иерарше страны Сибирский, святителю Софроние, на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутския Церкве и всеми святыми, выну имаши благоволение Господа славы, призри на люди, притекающия к честным останкам святых мощей твоих, с верою и любовию слезно просящия твоея помощи и заступления, моли, Егоже проповедал еси людем Сибири, избавити я от находящих зол и наветов вражиих, просветити людей оляденевшая древле неверием сердца, даровати утверждение веры Христовы и спасти души наша.
  • Кондак глас 4:
  • Соименнаго мудрости иерарха, изрядное Церкве Иркутския украшение, отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии, той бо есть хранитель града и страны сея и молитвенник о душах наших.
  • Кондак глас 3:
  • Пастырей Начальнику, Христу, трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашел, языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя, привел еси я к свету веры Христовой, и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша.
  • Молитва святителю Софронию:

Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молитвенниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядающаго огня.

Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия.

Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своей греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину.

Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

https://www.youtube.com/watch?v=ndC7W9A0eWY

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Почитание в православии

Поскольку многочисленные чудотворения на месте захоронения святого Иннокентия были зафиксированы достаточно давно, верующие почитали его задолго до канонизации. Официально он был прославлен 1804 году.

В наши дни память святителя отмечают несколько раз в году: 9 февраля, 10 июня, 10 октября, 26 ноября.

Несмотря на то, что в советские годы мощи святителя были вывезены из места захоронения, они были вновь чудесно обретены в 1990 году.

Прославление епископа Софрония произошло накануне разрушительной Октябрьской революции, в 1918 году. Нетленные мощи святителя пострадали во время пожара в 1917. Но благодарные прихожане сохранили фрагменты останков епископа.

Память святителя празднуют трижды в год: 30 марта, 10 и 30 июня.

Святитель Софроний (Кристалевский), Иркутский

Поделиться

Святитель Софроний Иркутский. Парсуна 19 века

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность о Боге приводит», — такими словами в середине восемнадцатого столетия наставлял духовенство и миссионеров Сибири святитель Софроний. За долгие годы служения на Иркутской кафедре он стал настоящим духовным отцом для своей паствы. К святителю Софронию люди тянулись сами — шли к нему тысячами, умножая церковную семью.

Епископ Софроний — в миру Стефан Кристалевский — возглавил Иркутскую кафедру в 1754-м году. До приезда нового владыки далекая епархия оставалась без руководства около семи лет.

Это от­ри­ца­тель­но ска­за­лось на всей духовной жизни Иркутской земли, и, конечно, отразилось на мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти среди малых народов.

Отправляясь в Сибирь, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере язычников.

  Авдеев Дмитрий Александрович — православный психиатр

Уже в первый год своего служения свя­ти­тель Софроний со­ста­вил и разо­слал по всем приходам Иркутской епархии по­сла­ние.

Он предписал духовенству «при­зы­вать идо­ло­по­клон­ни­ков к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га; а при­няв­ших Свя­тое Кре­ще­ние учить ве­ре и пра­вым дог­ма­там».

Епископ Софроний настаивал на том, чтобы священники не совершали «формальных крещений» и всегда вели катехизаторскую работу с новообращенными православными, помогая им укрепляться в вере.

Владыка Софроний предпринимал длительные миссионерские поездки в самые удаленные уголки епархии. Епископ ездил в Нерчинск, Киренск, дважды в Якутск. Целые месяцы, не жалея себя, проводил владыка Софроний в пути. Повсюду он видел изъяны, с которыми старался бороться: маловерие, отступничество или язычество.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой в немногочисленных храмах Сибири просто некому было служить, а некото­рые свя­щен­но­слу­жи­те­ли не уме­ли да­же писать. Положение было настолько плачевным, что епископ Софроний просил Святейший Синод прислать в Сибирь подготовленных священников. Ходатайство осталось безответным.

Стало ясно, что духовенство необходимо готовить на месте. Для этого святитель Софроний организовал школу, программа которой была приближена к семинарской. Епископ лич­но руководил хо­дом обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния бу­ду­щих пас­ты­рей.

На­хо­дил он вре­мя и для пе­да­го­ги­че­ской ра­бо­ты — пре­по­да­вал в шко­ле церковнославянский и рус­ский язы­ки.

За семнадцать лет служения епископа Софрония (Кристалевского) число храмов в Сибири возросло больше, чем в три раза, приходы получили подготовленных священников, была создана сеть приходских школ, заметно оживилась и миссионерская деятельность.

Просвещая язычников светом православной веры епископ Софроний (Кристалевский) заботился и об устройстве быта малых народов и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния прежних суеверий.

Святитель Иркутский и вся Сибири Софроний (Кристалевский) был канонизирован на Поместном Церковном Соборе в 1918-м году.

Икона святых Софрония и Иннокентия

Обычно святителей Иннокентия и Софрония изображают по отдельности. К счастью, они жили уже в новое время, поэтому их иконописные образы создавались по портретным данным. Иннокентия часто изображают как благообразного старца, в темном монашеском одеянии, с крестом и четками в руках.

Софрония же изображают как статного величественного служителя Церкви Христовой. На его главе – прекрасная епископская митра, в руках – посох. Святитель в этом образе олицетворяет величие Православной Русской церкви, на служение которой положил он всю свою жизнь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector