Служба мирским чином: порядок литургии без священника, правила проведения

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил новые правила проведения богослужений и совершения таинств. Об этом сообщается на официальном сайте Московского патриархата, меры введены в связи с угрозой распространения коронавируса и распространяются на Московскую епархию.

На эту тему

Служба мирским чином: порядок литургии без священника, правила проведения

Документом предписывается отказ от целования креста по окончании литургии, ужесточение санитарных правил при совершении таинств: крещения, причастия и соборования.

Отмечается, что РПЦ также приостанавливает работу воскресных школ, приходских секций и кружков.

Безопасность таинств

Согласно документу, после причастия запивку (горячая вода, смешанная с вином, которой полагается запивать причастие — прим.

ТАСС) полагается подавать «только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде».

Гигиенические перчатки предписывается использовать при раздаче антидора (части хлеба, из которой вырезается середина для святых даров, вкушаемая на литургии не причащавшимися — прим. ТАСС).

Плат для причастия мирян используется, согласно документу, «только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы (ложечки для причастия — прим.

ТАСС)», он стирается после каждого богослужения. Губы причастников священники должны вытирать «бумажными салфетками с последующим сожжением».

Самим причастникам рекомендуется воздержаться от того, чтобы целовать чашу со святыми дарами.

При таинствах крещения и миропомазания предписывается «строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая». Для каждого таинства крещения необходимо, согласно документу, дезинфицирование купели специальной жидкостью.

Для таинства соборования, или елеосвящения (помазание тела верующего освященным елеем — прим. ТАСС), в храмах будут использоваться одноразовые ватные палочки, которые после таинства будут сжигаться.

Предосторожности при богослужении

После литургий священники не будут подавать прихожанам крест для целования. Согласно документу, по окончании литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

На всенощном бдении инструкции предписывают совершать помазание только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея.

«В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией», — написано в рекомендациях.

В остальных случаях рекомендуется совершать целование Евангелия, праздничной иконы или креста с «протиркой после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора».

При совершении богослужений инструкция рекомендует священнослужителям «воздерживаться от преподания руки для целования, для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки».

На эту тему

Служба мирским чином: порядок литургии без священника, правила проведения

Кроме того, до особого распоряжения приостановлена работа воскресных школ, а также приходских секций и кружков, а социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Гигиена в храмах

Особое внимание в документе уделяется общим мерам гигиены внутри церквей и храмов. «Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже одного раза в два часа).

Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.

), а также дверных ручек», — говорится в инструкции

Кроме того, необходимо регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, к которым прикладываются прихожане.

В документе также указано на необходимость священнослужителям уделять внимание личному здоровью. «Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию.

При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан», — подчеркивается в тексте.

В инструкции также отмечается, что необходимо объяснять прихожанам, «что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов».

Богослужение мирянским чином — Православный портал «Азбука веры»

***

Бого­слу­же­ние мирян­ским (мир­ским) чином — бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое в отсут­ствие свя­щен­ника или епи­скопа. Мирян­ским чином могут совер­шаться все службы суточ­ного бого­слу­жеб­ного круга, содер­жа­щи­еся в Часо­слове. Мир­ским чином не может совер­шаться всего одна служба — Литур­гия, она заме­ня­ется служ­бой Изоб­ра­зи­тель­ных.

Служба мирским чином: порядок литургии без священника, правила проведения

Наи­бо­лее важные устав­ные пра­вила, совер­ше­ния миря­нами бого­слу­же­ний суточ­ного, сед­мич­ного и годо­вого круга, а также молеб­ствий, крест­ных ходов, пани­хид, литий и отпе­ва­ния усоп­ших при отсут­ствии свя­щен­ника:

  1. Все бого­слу­же­ния при отсут­ствии иерея совер­ша­ются вне алтаря (алтарь закрыт, завеса Цар­ских врат задёр­нута, сти­харь не оде­ва­ется).
  2. Все иерей­ские воз­гласы во всех слу­чаях заме­ня­ются одним: «Молит­вами святых отец наших, Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас. Аминь».
  3. За екте­нию во всех слу­чаях про­из­но­сится только «Гос­поди, поми­луй»: за вели­кую и про­си­тель­ную екте­нии – 12 раз; за сугу­бую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо воз­гласа по окон­ча­нии екте­нии про­из­но­сится: «Молит­вами святых отец наших,..» (см. выше).
  4. Миряне могут воз­гла­шать про­кимны, алли­лу­а­рии и «Бог Гос­подь…» со сти­хами, как это и поло­жено делать кано­нарху на бого­слу­же­нии.
  5. Миряне могут читать Пари­мии, Апо­столь­ские и Еван­гель­ские зачала с аналоя на сере­дине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все пред­ва­ря­ю­щие и после­ду­ю­щие иерей­ские воз­гласы («Вонмем», «Мир всем», «Пре­муд­рость, прости», «И о спо­до­би­тися нам…» и т.д.) – опус­ка­ются. Про­из­но­сится только назва­ние зачала, напри­мер: «К Солу­ня­нам посла­ние свя­таго апо­стола Павла чтение», «От Луки свя­таго Еван­ге­лиа чтение», и далее сразу чита­ется текст зачала. При отсут­ствии бого­слу­жеб­ного Апо­стола и Еван­ге­лия, тексты зачал можно опре­де­лить по номе­рам глав и стихов, и про­чи­тать их по обыч­ному тексту Нового Завета. При чтении недо­пу­стимо ника­кое под­ра­жа­ние диа­кон­ской или иерей­ской голо­со­вой инто­на­ции – читать нужно просто, чётко, доста­точно громко, с соблю­де­нием смыс­ло­вых пауз и интер­ва­лов.
  6. Каж­де­ние совер­ша­ется только ручной (домаш­ней) кадиль­ни­цей. Кусо­чек ладана кла­дётся на горя­чий уголёк и осе­ня­ется крест­ным зна­ме­нием с молит­вой: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа. Аминь». Каж­де­ние совер­ша­ется трое­крат­ным кре­сто­об­раз­ным дви­же­нием руки с кадиль­ни­цей: а) два раза вер­ти­кально – сверху вниз; б) один раз гори­зон­тально – слева на право. Во время дли­тель­ного каж­де­ния обычно про себя чита­ется 50‑й псалом. При неболь­шом каж­де­нии чита­ется таже молитва что и на начало каж­де­ния: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа. Аминь».
  7. Вместо бого­слу­жеб­ного отпу­ста про­из­но­сится крат­кий малый отпуст: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­стыя Твоея Матере, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших и всех святых, поми­луй нас. Аминь».

    На крат­ком отпу­сте, после поми­но­ве­ния Божией Матери, можно также помя­нуть хра­мо­вого свя­того (кото­рому посвя­щён храм); днев­ного свя­того (кото­рому посвя­щён день сед­мицы); свя­того, кото­рому совер­ша­лась служба («его же и память ныне совер­шаем»); и всех святых, кото­рые празд­ну­ются в этот день («их же и память днесь»). По окон­ча­нии бого­слу­же­ния моля­щи­еся сами при­кла­ды­ва­ются ко св. Кресту, кото­рый для этого пред­ва­ри­тельно пола­га­ется на аналое за амво­ном, или на сере­дине храма рядом с хра­мо­вой иконой.

  8. Сле­дует пом­нить, что миряне не имеют права без свя­щен­ника: дер­зать совер­шать Боже­ствен­ную Литур­гию; чино­по­сле­до­ва­ния цер­ков­ных Таинств (за исклю­че­нием Таин­ства Кре­ще­ния «страха ради смерт­наго» – о чём будет ска­зано ниже); наде­вать свя­щен­ные обла­че­ния; совер­шать какие-либо свя­щен­но­дей­ствия; пре­по­да­вать мир и бла­го­сло­ве­ние; читать тайные, сугубо иерей­ские молитвы; про­из­но­сить воз­гласы и екте­нии.

***

О воз­мож­но­сти совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния миря­нами в случае смерт­ной опас­но­сти

Таин­ство свя­того Кре­ще­ния при отсут­ствии свя­щен­ника и при смерт­ной опас­но­сти воз­можно совер­шить любому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину. Об этом гово­рят святые: блаж. Иеро­ним, блаж. Авгу­стин, преп.

Феодор Студит, Тер­тул­лиан, и другие св.отцы и учи­теля Церкви. Об этом же гово­рит пра­вило 14 Николы пат­ри­арха, 45 пра­вило Ники­фора испо­вед­ника, ска­зано в Дея­ниях Апо­сто­лов (Деян.6:1-6), (Деян.8:38), (Деян.

9:17-18) и др.

  • «В случае край­но­сти, когда гото­вя­ще­муся к кре­ще­нию грозит смерт­ная опас­ность, за отсут­ствием свя­щен­ника, могут совер­шить кре­ще­ние и миряне; при этом тре­бу­ется только:
  • а) чтобы кре­ща­ю­щий был пра­во­слав­ный,
  • б) чтобы точно про­из­но­сил форму кре­ще­ния при трое­крат­ном погру­же­нии,

в) если за сим кре­ща­ю­щийся чрез миря­нина будет жив, то кре­ще­ние над ним должно быть допол­нено молит­вами и обря­дами, отно­ся­щи­мися к кре­ще­нию» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).

На такой случай, в Треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы име­ется ука­за­ние: «аще тамо будет свя­щен­ник, он да кре­стит, а не диакон; аще же диакон, он, а не ипо­ди­а­кон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не про­стец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу кре­стити мла­денца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму кре­ще­ния и водою обли­яти» (Требн. П. Мог. л. 8).

Кроме этого необ­хо­димо – «Для пре­ду­пре­жде­ния слу­чаев смерти детей без кре­ще­ния, свя­щен­ник должен научать своих при­хо­жан и в осо­бен­но­сти женщин, слу­жа­щих при рож­де­нии, тому, как они должны посту­пать в слу­чаях близ­кой смерти мла­ден­цев, т.е. чтобы они знали совер­ши­тель­ную форму кре­ще­ния и могли бы сами совер­шить кре­ще­ние над опас­ным мла­ден­цем, а также уве­ще­вать их, дабы в таких слу­чаях немед­ленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).

Поэтому, каждый должен знать крат­кий устав совер­ше­ния св. Таин­ства Кре­ще­ния. Чита­ются: «Царю Небес­ный» и «Три­свя­тое по Отче наш». После «При­и­дите покло­нимся», чита­ется Символ веры а затем совер­ша­ется Таин­ство Кре­ще­ния полным трое­крат­ным погру­же­нием.

Кре­ща­ю­щий про­из­но­сит: «Кре­ща­ется раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (1‑е погру­же­ние). Аминь. И Сына (2‑е погру­же­ние). Аминь. И Свя­таго Духа (3‑е погру­же­ние). Аминь».

Читайте также:  Иоанн милостивый: житие святителя и в чем помогает икона, тексты молитв

(Эти совер­ши­тель­ные слова св. Кре­ще­ния необ­хо­димо знать каж­дому хри­сти­а­нину! Важно эти слова знать жен­щи­нам, кото­рые гото­вятся к родам, и аку­шер­кам, кото­рые будут при­ни­мать роды – чтобы в случае смерт­ной опас­но­сти быстро окре­стить мла­денца).

Во время трое­крат­ного погру­же­ния кре­ща­ю­щий держит руку на голове кре­ща­е­мого. После кре­ще­ния про­из­но­сится обыч­ный отпуст. При невоз­мож­но­сти пол­ного погру­же­ния допус­ка­ется кре­ще­ние обли­ва­нием.

Исполь­зо­вать жела­тельно святую воду, но при нужде подой­дет и любая вода. Можно пред­ва­ри­тельно в такую воду трижды опу­стить св.

Крест, с чте­нием тро­паря: «Спаси, Гос­поди, люди Твоя, и бла­го­слови досто­я­ние Твое, победы на сопро­тив­ныя даруя, и Твое сохра­няя Кре­стом Твоим житель­ство».

В пра­во­слав­ной лите­ра­туре описан случай, когда при полном отсут­ствии воды уми­ра­ю­щий после преж­де­вре­мен­ных родов пяти­ме­сяч­ный мла­де­нец был крещён соб­ствен­ной мате­рью кре­сто­об­раз­ным пома­за­нием слюной на челе.

Есть опи­са­ние слу­чаев, когда уто­па­ю­щие в резуль­тате кораб­ле­кру­ше­ния люди прямо в воде совер­шали кре­ще­ние друг друга, при­зы­вая в сви­де­тели Бога, и были, потом, чудесно спа­сены по Его боже­ствен­ной мило­сти.

В древ­них пате­ри­ках описан также случай, когда в пустыне было совер­шено кре­ще­ние уми­ра­ю­щего песком, за неиме­нием воды.

Не сле­дует забы­вать и о кре­ще­нии кровью – когда чело­век перед муче­ни­че­ской смер­тью испо­ве­дует Христа Спа­си­теля и стра­дает за Него. Само­кре­ще­ние допус­ка­ется только в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях.

***

Бого­слу­же­ние совер­ша­е­мое одними миря­нами не может заме­нить глав­ного бого­слу­же­ния – Боже­ствен­ную Литур­гию, совер­ша­е­мую только епи­ско­пом или свя­щен­ни­ком.

Однако – хоро­ший навык и при­вычка к уча­стию в бого­слу­же­нии помо­гает и самим мирянам–чтецам – она учит их гра­мотно обра­щаться с бого­слу­жеб­ными кни­гами, при­ви­вает инте­рес к Цер­ков­ному Уставу и бого­слу­жеб­ным тек­стам.

Когда Октоих, Минеи и Часо­слов ста­но­вятся не «темным лесом», а источ­ни­ками знаний и молит­вен­ного вдох­но­ве­ния, меня­ется не только наше пони­ма­ние службы, меня­емся мы сами – ведь эти тексты, эти книги состав­лены вели­кими подвиж­ни­ками веры и при­об­ще­ние к ним ока­зы­вает каж­дому гро­мад­ную душев­ную пользу. Молит­вен­ные хри­сти­ан­ские гимны учат нас пра­виль­ному обра­ще­нию к Богу через опыт святых подвиж­ни­ков, вводит в мир истин­ной молитвы, в духов­ную жизнь Пра­во­сла­вия. 

  • Бытие
  • Баптистерий
  • Богослужебные круги
  • Благоговение
  • Богоотцы

Входим…

Куки не обнаружены, не ЛК

Мирянским чином

В итоговом документе недавно прошедшего IV съезда епархиальных православных миссионеров упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга: В тех приходах, в которых по тем или иным причинам невозможно совершение богослужения, возглавляемого священником, богослужебная жизнь чаще всего замирает. Участники предлагают подготовить комплекс рекомендаций по совершению мирянского богослужения (с последующим их одобрением на общецерковном уровне), призванных помочь грамотным мирянам в совершении богослужений на своих приходах.

Более того, делегаты съезда сами совершили такое богослужение в передвижном миссионерском храме.

Служба мирским чином: порядок литургии без священника, правила проведения

Молебен мирянским чином. Источник: gasloff.livejournal.com

Вообще говоря, такая инициатива не является чем-то новым. В первые века существования монашества иноки редко принимали сан, а если и принимали – то после многих лет подвижнического искуса. Для совершения Божественной литургии монашеские общины приглашали пресвитера, а в остальное время молились самостоятельно, совершая положенные по времени службы без иерея.

В Древней Руси не было такого сборника молитв, который мы видим в молитвослове – люди собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром – полунощницу (именно из нее перешли в нынешнее последование чтение 50-го Псалма и Символа веры).

Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли.

Особенно же подобное было распространено, когда житель деревни умирал, все храмы округи были закрыты, а прощаться с человком без молитвы – явно не по-Божьи. И вот, старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы.

Так было, например, в Нижегородской области, где подобные молитвенные дома были и у православных, и у староверов.

Сейчас нет гонений, иеромонахов в монастырях обычно хватает, молитвословы есть в большом количестве, но зато есть другая проблема – во многих краях один священник окормляет 2-3-4 прихода или даже если приход один, то случаются неотложные дела, которые могут оставить храм без служб. Например, причастие умирающего священник призван совершить даже ценой неучастия в Богослужении.

Казалось бы, все очевидно. Молитва в любом случае лучше, чем ее отсутствие, а открытый храм лучше запертого. И если нет священника, уставную службу (вечерню, утреню) можно поручить провести подготовленным мирянам.

Однако соответствующих богослужебных указаний и другой методической литературы по богослужению мирянским чином практически нет. Вот и оказывается, что даже при наличии желания и подготовленных прихожанах осуществить такую несложную возможность непросто и храм просто на время закрывается.

Однако, я недавно столкнулся и с продуманным мнением, причем от весьма опытного регента: мирянское богослужение — «способ неэффективный, люди на такую службу не придут», «мы пробовали – люди не приходили». «Люди не захотят приходить – они скажут, что могут и дома сами помолиться». И еще: «слишком большое у нашего народа уважение к духовенству, чтобы он принял богослужение, совершаемое мирянами».

Грустная констатация. Она говорит о том, что при всей любви к богослужению, у нас довольно сильно утрачена его культура и, если можно так сказать, вкус к богослужению. Т.е.

мы нередко приходим, чтобы нас покадил и помазал елеем батюшка в сверкающей ризе, да еще и помолился за нас – ведь его молитва не то что наша. Ну и мы своей простой молитвой помолимся.

А служба при этом пройдет как-то «своим ходом», до нас долетают только ектеньи и отдельные слова пропеваемых ирмосов и прочитываемых псалмов и канонов.

Мы даже иногда успокаиваем себя – главное ведь жить по вере, а от того, пойму я или не пойму то, что читается в храме, участвую ли я в молитве Церкви или нет мне не будет ни лучше, ни хуже. Главное – пришел, исполнил должное и получил духовное успокоение и эмоциональное удовлетворение.

Совершений уставных служб суточного круга мирянами конечно не является в уставном смысле полноценным (впрочем, иноки старых времен так наверное не считали), однако явно переносит акцент на читаемый и пропеваемый текст. И при внимательном и благоговейном совершении вполне может практиковаться к духовной пользе прихожан.

Мирянская молитва нужна и еще для одного важнейшего для бытия Церкви дела. Мы очень часто воспринимаем Церковь как совокупность духовенства: епископата (архиереев) и клира (священников и диаконов). Все же остальные христиане оказываются «внешними», которые только иногда «приходят в церковь».

Приходят, чтобы нечто получить и к жизни прихода фактически отношения не имеют – они не нужны приходу на службе. В случае же мирянского богослужения оказывается, что миряне тоже могут не только помогать в пении и чтении, но и проводить службу при необходимости, оказываются нужнее для жизни храма.

Конечно, мирянское богослужение не может заменить главного богослужения – Литургию, совершаемую священнослужителем, но может к нему подготовить. Если на приходе есть миряне, обладающие достаточным образованием и опытом, они могут по благословению священника проводить беседы по Священному Писанию, читать подходящие места из душеполезных книг.

Привычка к участию в Богослужении помогает и самим мирянам-чтецам – учит обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к церковному Уставу и богослужебным текстам.

Когда октоих, минеи и часослов становятся не темным лесом, а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому громадную душевную пользу.

Молитвенные христианские гимны учат нас верному отношению к Богу через опыт святых подвижников, вводят в мир истинной молитвы, в духовную жизнь право-славия.

Широко известна и довольно остра в Русской Церкви языковая проблема. И, думаю, ничто нам так не поможет полюбить церковно-славянский язык и разобраться не только в отдельных словах, но и в самом построении языка, как активное владение богослужебными книгами и самостоятельное разборчивое их чтение.

При организации мирянских богослужений, очень важно, чтобы оно совершалось благоговейно и по Уставу, без «художественной самодеятельности» и при внимательном наблюдении священника. Цель такого наблюдения — не только придирчиво замечать недостатки, но главное — воспитывать любовь всех прихожан к храмовому Богослужению.

Полезным будет и само обучение Уставу и чтению, богослужебная практика.

Надо сказать, еще в начале 1990х годов у нас в приходе был молодежный кружок и мы пробовали по благословению отца настоятеля составлять и вычитывать мирянским чином вечерню или малое повечерие – просто для обучения богослужебному чтению и пользованию богослужебными книгами в составлении служб. Мне думается, практика очень интересная, она помогает всем желающим прихожанам относиться к богослужению с любовью и пониманием. Собственно, это засвидетельствовал и всероссийский съезд миссионеров.

Читайте также:  Молитва Богородице о помощи и заступлении: как правильно читать, толкования, тексты

Живой разговор о миссии

"СЛУЖБА МИРСКИМ ЧИНОМ". ОБНОВЛЕНО. (Скачать книгу)

Скачать книгу «Служба мирским чином (обновленная)»: slujba-mirskim-chinom-obnovlennaya.pdf [2,42 Mb] (cкачиваний: 22344)

В книгу вошли чинопоследования, совершаемые православными христианами мирским чином, т.е. без священнослужителя. Тексты чинопоследований были сверены с дореволюционными богослужебными книгами, с сохранением в положенных местах молений о Царях.

Данная книга была дополнена (27.04.2016г.) — в богослужебных текстах проставлены ударения, в книгу включена Пасхальная служба мирским чином, а также порядок совершения Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений. Дополнены также сами богослужебные тексты и уставные пояснения и примечания.

Возлюбленные о Господѣ Іисусѣ Христѣ братья и сестры!

Предлагаемая вамъ книга «Служба мірскимъ чиномъ» составлена съ цѣлью дать возможность православнымъ христіанамъ, лишившимся по различнымъ причинамъ церковнаго Богослуженія, совершать положенное чинопослѣдованіе мірскимъ чиномъ, т.е. безъ священнослужителя.

Служба мирским чином: порядок литургии без священника, правила проведенияКаждый православный христіанинъ обязанъ участвовать въ церковныхъ Богослуженіяхъ. Но, вѣроятно, въ скоромъ времени, православнымъ христіанамъ, желающимъ оставаться вѣрными Истинѣ Православія, вѣрными Христу, придется оставить храмы, увидѣвъ въ нихъ  «мерзость запустенія, рѣченную черезъ пророка Даніила, стоящую на святомъ местѣ» (Мф. 24, 15). Наступаетъ время, когда народъ Божій долженъ будетъ выйти отъ Вавилонской блудницы, церкви лукавнующихъ,  «чтобы не участвовать въ грѣхахъ ея и не подвергнуться язвамъ ея» (Отк. 18, 4).

Дай Богъ, чтобы въ это непростое время всѣ мы сохраняли Истину Православія и всегда оставались на правильномъ пути, ведущимъ въ Жизнь Вѣчную.

Молимся, чтобы Господь соблюлъ намъ и истинныхъ пастырей, право правящихъ слово Евангельской Истины.

Но при всеобщемъ отступленіи такихъ священнослужителей останутся единицы, и не всегда вѣрующіе смогутъ присутствовать на Богослуженіяхъ, совершаемыхъ вѣрными пастырями.

Вотъ почему такъ важно научиться совершать Богослуженіе мірскимъ чиномъ. Къ великому сожалѣнію, въ наше время въ значительной степени утеряны традиціи совершенія Богослуженія мiрянами. Многимъ удивительной представляется сама возможность прочитать дома вечерню, утреню, послѣдованіе изобразительныхъ.

Между тѣмъ, полезно было бы возродить традиціи нашихъ благочестивыхъ предковъ, которые хорошо знали Богослуженіе и могли его правильно совершать мiрскимъ чиномъ – дома, или въ храмѣ при отсутствіи священника. Поэтому настоящая книга призвана служить возрожденію традицій Богослуженія мірскимъ чиномъ и способствовать грамотности совершенія этихъ службъ и соотвѣтствія ихъ церковному Уставу.

Основой даннаго изданія послужила книга «Чинъ воскреснаго всенощнаго бдѣнія». Также использованы и другіе источники. Тексты чинопослѣдованій были свѣрены съ дореволюціонными богослужебными книгами, съ сохраненіемъ въ положенныхъ мѣстахъ моленій о Царяхъ.

Въ книгѣ данъ порядокъ чинопослѣдовнія, совершаемый, въ основномъ, въ воскресные и праздничные дни. Въ будніе дни чинопослѣдованіе нѣсколько отличается, поэтому для желающихъ совершать службы въ эти дни необходимъ Часословъ.

Во дни Великаго поста (кромѣ воскресныхъ дней) чинопослѣдованіе также имѣетъ свой порядокъ, поэтому для совершенія Богослуженія мірскимъ чиномъ въ этотъ періодъ кромѣ Часослова нужно использовать еще и Тріодь Постную, примѣняя указанныя въ книгѣ особенности мірского чина.

Чинопослѣдованія могутъ совершаться какъ келейно однимъ вѣрующимъ, такъ и соборно группой вѣрующихъ, въ т.ч. и монашествующими, не имѣющими священнослужителя.

Для совершенія Богослуженія мірскимъ чиномъ также необходимы, какъ минимумъ, Октоихъ, Минея праздничная, Тріодь Постная и Тріодь Цвѣтная.

Идеальнымъ варіантомъ было бы имѣть полный комплектъ Богослужебныхъ книгъ, но понимаемъ, что не многіе вѣрующіе могутъ позволить себѣ пріобрести ихъ.

Самымъ оптимальнымъ варіантомъ является пріобретеніе Богослужебнаго сборника, въ которомъ совмѣщены указанныя выше книги.

Лучшимъ такимъ сборникомъ, по нашему мнѣнію, является «Великій сборникъ», изданный по благословенію архіерейскаго сvнода Русской Православной Церкви Заграницей въ Свято-Троицкомъ Джорданвилльскомъ монастырѣ, и неоднократно репринтно переиздававшійся у насъ.

Кромѣ другихъ преимуществъ, въ текстахъ «Великаго сборника», въ отличіе отъ современныхъ изданій, во многихъ мѣстахъ сохранены поминанія Царей.

На случай же отсутствія указанныхъ богослужебныхъ книгъ въ приложеніяхъ помѣщена воскресная служба шестого гласа, которую принято пѣть въ воскресные дни за неимѣніемъ Октоиха или другой книги съ воскресными пѣснопѣніями всѣхъ гласовъ.

Въ книгѣ также даны краткія свѣдѣнія объ отдѣльныхъ частяхъ службы и нѣкоторыя уставныя указанія, взятыя изъ Типикона. Въ примѣчаніяхъ въ концѣ текста содержатся поясненія особенностей мiрского чина совершенія службъ.

Кромѣ того, въ приложенія включены необходимыя извлеченія изъ Типикона, а также порядокъ замѣны церковныхъ службъ Iисусовой молитвой, псалтирью и поклонами.

Православное Богослуженіе, будучи соборнымъ твореніемъ Церкви, составлялось все же лучшими сынами ея.

Непосредственными авторами его были люди, не имѣвшіе другой жизни, кромѣ молитвы и поста, люди, всецѣло посвящавшіе себя на служеніе Богу, часто отдававшіе самую жизнь за Христа и Его Церковь, словомъ – святые угодники Божьи, просіявшіе въ ликѣ преподобныхъ и богоносныхъ отцовъ, мучениковъ, исповѣдниковъ, праведныхъ.

«Страницы составлявшагося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиленія и богожертвенною кровію исповѣдничества, которыя не могутъ не чувствоваться оттуда и не сообщать книгѣ духа особенной святости и чистоты.

Въ этомъ и тайна глубокаго дѣйствія на душу православнаго Богослуженія, что участвующій въ немъ воспринимаетъ вліяніе Церкви всѣхъ временъ въ лицѣ лучшихъ ея силъ и живетъ жизнію всей Церкви…» (М.Н.

Скабаллановичъ, «Толковый Типиконъ»).

Братья и сестры! Пріобщимся и мы духу и жизни святыхъ угодниковъ Божьихъ, для которыхъ жизнь была воистину Богослуженіемъ, а Богослуженіе – жизнью, и будемъ подражать имъ въ вѣрѣ и любви ко Христу и Его Церкви.

Будемъ непрестанно молиться соборно и келейно, чтобы Господь помиловалъ всѣхъ насъ и воскресилъ Святую Русь во главѣ съ Помазанникомъ Божьимъ, православнымъ русскимъ Царемъ «на малое время послѣднее паки оплотъ крѣпокъ и стѣну недвижиму отъ антихриста и слугъ его»! Аминь. 

Скачать книгу «Служба мирским чином (обновленная)»: slujba-mirskim-chinom-obnovlennaya.pdf [2,42 Mb] (cкачиваний: 22344)

Последования Церковных богослужений для домашнего (келейного) совершения. Если нет возможности быть в храме

Шрифт

Данный раздел был создан в 2020 году и активно заполнялся до 2021 года в связи с эпидемиологической ситуацией.

В апреле 2020 года на основании рекомендаций Священного синода на сайте Патриархии были опубликованы тексты первых богослужений, адаптированных для чтения мирянами в домашних условиях.

Это было сделано для соблюдения верующими санитарных требований и, по возможности, проведения праздников и постов дома.

Кроме того, в Церкви издревле имелась практика совершения богослужений на дому. Это происходило в сложные времена и в сложных условиях.

Для чтения и пения дома в современной практике используются все уставные богослужения, кроме Божественной Литургии.

Литургия же заменяется чином Изобразительных, которые содержат в себе общие молитвы Литургии, но не имеют тайносовершительных евхаристических последований.

Из текстов богослужений изъяты священнические и даконские молитвы, либо они заменены на аналогичные тексты, которые читают миряне.

Бывают разные ситуации, когда нет возможности бывать в храме на важных для христианина богослужениях. Этот раздел поможет мирянам в такие дни приобщиться к богослужению из дома, не нарушив Устав Церкви.

Для чтения и пения на праздники и воскресные дни в разделе доступны последования Всенощного Бдения, Часов и Изобразительных. В период Великого поста доступны Великопостные Утреня, Часы и Вечерня, в соответствии с уставом богослужения.

На страницах раздела мы собрали воскресные службы восьми гласов, богослужения Двунадесятых и Великих праздников и их особенные предпраздненственные службы, уставные службы Великого поста и Страстной седмицы, Светлой седмицы и периода Пасхальных дней. Также здесь есть службы чтимым святым и иконам Божией Матери.

Все тексты изложены по богослужебным книгам с учетом применения мирянами в домашних условиях. При верстке текстов использовались Минея Месячная, Минея Дополнительная, Октоих, Часослов, Триодь Постная, Триодь Цветная, Псалтирь, Канонник, Богослужебное Евангелие и Апостол. Некоторые тексты взяты с сайта Патриархии и иных православных сайтов.

Служба мирским чином: порядок литургии без священника, правила проведения

Порядок и изъяснение Божественной Литургии

Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий.

Умывши ноги Своим Ученикам для показания примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздев хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «Пиите от нея вси сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26–28).

Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24).

Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине.

В первое время обряд и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.

Литургия всегда совершалась и будет совершаться до скончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение или Причастие, то есть общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом.

Читайте также:  Святой иероним: житие блаженного и творческое наследие, дни памяти и иконы

О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54–56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело есмы многи вси бо от единаго тела причащаемся» (1 Кор. X, 16, 17).

Разделение Литургии

Порядок Литургии такой: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство и верующие причащаются.

Та часть Литургии, на которой приготовляется вещество для причащения называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству — называется «Литургией оглашенных», третья часть — называется «Литургиею верных».

Первая часть Литургии Проскомидия или «Принесение»

Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», то есть «приношением».

Веществом для Таинства служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Хлеб должен быть квасным, а не пресным, потому что Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и ещё потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоан. XII, 24).

По внешнему виду хлеб (просфора) состоит:

  1. из двух частей, соединенных вместе в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого.
  2. с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления,
  3. с надписью на сторонах креста Христос-Победитель.

Вино должно быть виноградным и красным, потому что Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водою, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободенного ребра Его истекала кровь и вода.

Для Проскомидии употребляются пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «Один хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).

Общий очерк Проскомидии

После облачения (облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв, пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго») во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику.

Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем с произнесением пророческих слов пророка Исаии, священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры.

Так выделяется кубическая часть просфоры и называется Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник полагает на дискос, надрезывает с противоположной стороны печати крестообразно, произнося при этом слова: «Един воин копием ребра Его прободе и абие изыдя кровь и вода» (Иоан. 19, 34).

В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.

Из второй просфоры вынимается частица в честъ и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца.

Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагается по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых. Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца.

Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св.

потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом» (словом «воздух» большой покров называется, потому что, вея им на Литургии во время символа веры, священник колеблет воздух), священник покрывает им дискос и Св.

потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.

Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосуждениями в священнодействии Божественных Тайн.

Во время Проскомидии читаются на клиросе 3-й, 6-й, а иногда и 9-й часы.

На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9-10 часов утра по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе.

На шестом часе (по нашему 12–1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях.

Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр.

Последний, псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «На аспида и василиска наступивши» и пр. — на Его победу над адом.

На девятом часе (по нашему 3–4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения.

В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа» на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец, говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84).

  • Псалом 85 — «Преклони, Господи, ухо Твое: пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо.
  • В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».
  • Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.
  • Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
  • Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.
  • Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.

Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.

  1. Тропарь 6-го часа: Иже в шестой день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
  2. Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.
  3. Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.
  4. Господи, Христе Боже, вкусивый ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

Схема часов

  1. Обычное начало
  2. Три псалма — на 1-м часе — 5, 89 и 100; на 3-м часе — 16, 24 и 50; на 6-м часе — 53, 54 и 90; на 9-м часе — 83, 84 и 85 пс.

  3. Слава и ныне аллилуиа
  4. Тропарь «часа», праздника или Святого, («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»)
  5. Богородичен
  6. Трисвятое, «Отче наш»
  7. Кондак праздника или Святого (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи)
  8. «Господи помилуй» 40 раз.

    «Слава и ныне», «Честнейшую херувим»

  9. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час»
  10. Заключительная молитва к Господу Иисусу

Примечание: Тропарь и кондак из Октоиха только в воскресенье или в пост.

Схема Проскомидии

  1. Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.
  2. Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
  3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор
  4. Поставление звездицы над дискосом.
  5. Покрытие св. дискоса и потира покровами.
  6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  7. Чтение молитвы о принятии Св. Даров в отпуск.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector